Система анализа и обработки мультилингвистической информации для адаптивного управления процессом обучения
Диссертация
Существенное значение на современном этапе приобретают исследования, направленные на автоматизацию формирования информационно-терминологического базиса обучающих технологий, основой которого являются специальные электронные частотные словари. Указанные словари в мультилингвистическом исполнении являются основой информационно-терминологической базиса адаптивно-обучающей технологии, в рамках… Читать ещё >
Содержание
- 1. Проблема анализа и обработки мультингвистической информации для адаптивно-обучающей технологии
- 1. 1. Анализ компьютерных технологий обучения иностранным языкам
- 1. 2. Системные аспекты организации и применения мультингвистической адаптивно-обучающей технологии
- 1. 2. 1. Мультилингвистическая адаптивно-обучающая технология
- 1. 2. 2. Системные аспекты организации и применения мультилингвистической технологии
- 1. 3. Структура информационного обеспечения мультингвистической адаптивно-обучающей технологии
- 1. 3. 1. Терминологические стандарты и международная регламентация терминов
- 1. 3. 2. Многокомпонентные термины и процедуры их анализа
- 1. 3. 3. Информационно-ориентированные процедуры анализа
- 2. 1. Формирование и частотный анализ информационно-терминологического базиса
- 2. 2. Структурирование информационно-терминологического базиса
- 2. 3. Оптимизационная модель формирования наборов информационных блоков
- 2. 3. 1. Моделирование динамики изучения информационно-терминологического базиса с использованием цепей Маркова
- 2. 3. 2. Модель динамики изучения информационно-терминологического базиса на основе цепей Маркова с непрерывным временем
- 2. 3. 3. Оптимизация структуры информационно-терминологического базиса
- 2. 3. 4. Оптимальная разбивка информационно-терминологического базиса на блоки
- 2. 3. 5. Синтез структуры информационно-терминологического базиса из заданных блоков
- 3. 1. Структура системы (место системы в мультингвистической технологии)
Список литературы
- Агапова О.И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения //Информатика и образование. № 2, 1994. — с.34−40.
- Азимов Э.Г. К типологии обучающих компьютерных программ по русскому языку как иностранному //Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному. М., 1990. — с. 136−143.
- Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения //Информатика и образование. -№ 5, 1993.-c.7−19.
- Алексеев П.М., Турыгина JI.A. Частотный англо-русский словарь-минимум газетной лексики. М.: Воениздат, 1984.
- Алексеев П.М. Частотный англо-русский словарь-минимум по электронике. М.: Воениздат, 1971.
- Атанов Г. А. Моделирование учебной предметной области, или предметная модель обучаемого. //Educational Technology & Society, 2001 № 4(1), http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v4il/html/4.html
- Атанов Г. А., Локтюшин В. В. Организация вводно-мотивационного этапа деятельности в компьютерной обучающей системе. //Educational Technology
- Society, 2000 № 1(1), http://ifets.ieee.org/periodical/voll00/informalsum marykatyluchini. html
- Атанов Г. А., Пустынникова И. Н. Структурирование понятий предметной области с помощью методов представления знаний. //Искусственный интеллект, № 2, 1997. с.29−40.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 1. //Информационные технологии. № 6, 1999. — с.40−45.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 2. //Информационные технологии. № 7, 1999. — с.39−45.
- П.Беляков В. М. Разработка функциональной модели автоматизированной обучающей системы по русскому языку как иностранному. Автореф. дис.. канд.филол.наук. -М., 1996.
- Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учеб. пособие. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.
- Брусиловский П.Л. Интеллектуальные обучающие системы. //Информатика. Информационные технологии. Средства и системы, 1990. № 2. с.3−22.
- Брусиловский П.Л. Модели обучения. //Техническая кибернетика, № 5, 1992.-с.97−119.
- Василенко Н.В., Ковалев И. В., Суздалева Е. А. Информационно-алгоритмическое обеспечение мультилингвистической обучающей технологии //Телематика'2001: Труды международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2001. — с. 68−69.
- Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Вендров A.M. Один их подходов к выбору средств проектирования баз данных и приложений //Системы управления базами данных. № 3, 1995. -с.75−86.
- Власов Е.А., Юдина Т. Ф. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. -М., 1990.
- Гаврилова Т.А., Зудилова Е. В. Адаптивный диалог и модель пользователя //Диалог-95: материалы международного семинара по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Казань, 1995. — с.88−97.
- Гаврилова Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992.
- Галеев И.Х. Модели и методы построения автоматизированных обучающих систем (обзор). //Информатика. Научно-технический сборник. Серия Кадровое обеспечение. Вып.1. — М.: ВМНУЦ ВТИ, 1990. — с.64−72.
- Гак В.Г. О концепции учебного словаря //Иностранные языки в школе. -№ 4.-М, 1991. с.15−21.
- Гнеденко Б.В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. Москва: Наука, 1987.-336 с.
- Гутгарц Р.Д., Чебышева Б. П. Компьютерная технология обучения //Информатика и образование. № 5, 2000. — с.44−45.
- Данилин А.Р. Создание специализированных автоматизированных систем обучения на базе АСО общего назначения //Обучающие и контролирующие системы на базе ЭВМ. Сб. науч. трудов. Свердловск: СГПУ, 1982.-c.3−10.
- Демушкин А.С. Компьютерные обучающие программы //Информатика и образование. № 3, 1995. — с.72−76.
- Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микро-ЭВМ. -М.:Мир, 1991.
- Довгялло A.M., Ющенко E.JL Обучающие системы нового поколения //УсиМ. № 1 — 1988. — с.83−86.
- Домрачев В.Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. //Информационные технологии, 1996. № 2. с.10−14.
- Жарков И.В. Автоматизированные обучающие системы //Прикладное языкознание /Под ред. Гердт А. С. СПб., 1996. — с.59−68.
- Калянов Г. Н. CASE структурный и системный анализ. Автоматизация и применение. -М.: Изд-во «ЛОРИ», 1996.
- Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий. Подходы, методы, средства. М.: СИНТЕГ, 1997.
- Калянов Г. Н., Козлинский А. В., Лебедев В. Н. Сравнение и проблема выбора методов структурного системного анализа //PC WEEK/RE. № 34,1996.
- Калянов Г. Н., Козлинский А. В., Лебедев В. Н. Сравнительный анализ структурных методологий //Системы управления базами данных. № 5,1997. с.75−78.
- Карасева М.В. Информационно-терминологическое обеспечение мультилингвистической адаптивно-обучающей технологии. Вестник СибГАУ.-Вып.З.-Красноярск, 2002, с. 106−112.
- Карасева М.В. Статистические методы упорядочения профессионально-ориентированной лексики. Труды 8-ой международной терминологической конференции.-Москва: ВНИИКИ, 2002, с. 34−35.
- Карасева М.В., Ковалева Т. А., Суздалева Е. А. Компьютерная система изучения терминологической лексики: мультилингвистический подход
- Информационные технологии в инновационных проектах: Труды международной научно-технической конференции. Ижевск: Изд-во Механического завода, 2000. — с.39−40.
- Кемени Д.Д., Снеулл Дж. Конечные цепи Маркова. Москва: Наука, 1970, 450
- Кемени Д.Д., Снеулл Дж. Конечные цепи Маркова. Москва: Наука, 1970,450с.
- Кириллов В.П. SSADM передовая технология разработки автоматизированных систем //Компьютеры + программы. — № 2, 1994. -с.8−17.
- Кирилова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании. //Educational Technology & Society, 2000 № 4(1), http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v4il/html/5.html
- Кларлащук В.И. Обучающие программы. М.: Солон-Р, 2001.
- Кривицкий Б.Х. О систематизации учебных компьютерных средств. //Educational Technology & Society, 2000 № 3(3), http://ifets.ieee.Org/mssian/depository/v3i3/html/3 .html
- Кривошеев A.O. Разработка и использование компьютерных обучающих программ //Информационные технологии, 1996. № 2. с. 14−18.
- Кривошеев А.О., Голомидов Г. С., Таран А. Н. Перспективные internet-технологии информационного обеспечения образовательных услуг Часть 1. //Информационные технологии. № 7, 1998. — с.38−44.
- Кромер В.В. Подпорно-экспоненциальная модель генеральной лексической совокупности английского языка //Деп. в ИНИОН РАН -18.12.97, № 53 134. Новосибирск: НГПУ, 1997.
- Кромер В.В. Ядерно-веерная модель вертикального распределения слов в русском языке //Деп. в ИНИОН РАН. 31.03.97, № 52 458. — Новосибирск: НГПУ, 1997.
- Кручинин В.В. Разработка компьютерных учебных программ. Томск, 1998.
- Кудрявцева Е.В. Компьютерные технологии обучения. -http://www.bytic.ttk.ru/cue99M/cu849jujjO.html
- Лаутербах Р., Фрей К. Программное обеспечение процесс обучения //Перспективы. Вопросы образования. № 3, 1988. — с.70−79.
- Манако В., Манако А., Синица К. Коллекции интерактивных словарей для непрерывного обучения индивидуала. //Educational Technology & Society, 2001 № 4(1), http://ifets.ieee.Org/mssian/depository/v4il/html/2.html
- Марка Д.А., МакГоун К. Методология структурного системного анализа и проектирования SADT. М.: Метатехнология, 1993.
- Машбиц Е.И. и др. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989.
- Нелюбин JI. J1. Компьютерная лингвистика и машинный перевод. М., 1991.
- Околелов Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения //Информатика и образование. № 5, 1993. — с.7−19.
- Перевозникова-Карасева М.В. Англо-русский частотный словарь по системному анализу. Красноярск: С АА, 1994.
- Платонова Н.А. Интернет на уроках немецкого языка.- Иностранные языки в школе.-1999. -№ 4. с.17−19.
- Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: ACADEMIA. 1999.
- Позин Б.А. Современные средства программной инженерии для создания открытых прикладных информационных систем //Системы управления базами данных. -№ 1, 1995. с. 139−144.
- Растригин J1.A. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981.
- Растригин J1.A., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988.
- Русскин В.М., Кириллов В. П. Информационная методология SSADM: методика моделирования информационных потоков при разработке автоматизированных систем //Компьютеры + программы. № 3, 1995. -с.15−23.
- Савельев А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М.: Высшая школа, 1986.
- Семенов В.В. Информационные основы кибернетической компьютерной технологии обучения //Информатика и вычислительная техника. № 3, 1997. — с.37−40.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995.
- Соловов А.В., Меньшикова А. А. Дискретные математические модели в исследовании процессов автоматизированного обучения. //Educational Technology & Society, 2001 № 4 (2), http://ifets.ieee.org/russian/depository/v4 i2/html/3.html
- Сосновский С.A. ByHeart: система для самообучения иностранным языкам (обзор программного обеспечения). //Educational Technology & Society, 2000 № 3(3), http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v3i3/html/6.html
- Суздалева Е.А. Компьютерные технологии изучения лексики иностранного языка //Решетневские чтения: Материалы Всерос. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов. Вып. 3. -Красноярск: САА, 1999. — с. 151−152.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л., Ковальчук О. Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний. Часть 1 //Дистанционное образование. № 2, 1999. — с.8−16.
- Филатова Н.Н., Ахремчик О. Л. Центр «Компьютерные технологии образования»: его место в учебном процессе технического университета. //Educational Technology & Society, 2000 № 3(2), http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v3i2/html/5.html
- Чепегин В.И. Компьютерные технологии обучения проблемы классификации. //Educational Technology & Society, 2000 № 3(4), http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v3i4/html/l.html
- Штрик A. CASE: автоматизированное проектирование программного обеспечения //Монитор. № 4, 1992. — с.4−6.
- Яблочкин JI.Б., Андриянова М. А., Каргин А. В. Гипертекст новая технология для создания систем тестирования знаний //Информационные технологии. — № 3, 2001. — с.25−27.
- Dudneney G. The Internet and the Language Classroom.- Cambridge University Press.- 1999.
- Eastment D. Technology-Enhanced Language Learning: Hype or Gold Mine? -http://www.kyotosu.ac.jp
- Eisenreich, Giinter und Sube, Ralf. Langenscheidts Fachworterbuch Mathematik: Englisch-Deutsch-Franzosisch-Russisch. Langenscheidt, 1996.
- Everett D. R., Ahern T.C. Computer-Mediated Communication as a Teaching Tool: a Case Study //Journal of Research on Computing in Education. Vol.26, Iss.3. — Spring, 1994. -Pp.336−357.
- Ferretti, Vittorio. Worterbuch der Elektronik, Datentechnik und der Telekommunikation: Deutsch-Englisch. Berlin: Springer, 1992.
- Fluck H.-R., Karasyova M., Kovaleva Т., Souzdaleva E. Learner’s Memory State Model in Informational Training Technology //Информатизация региона: Тезисы докладов конференции с международным участием. -Том 1. Красноярск, 1999. — с.88−89.
- Gay G., Grosz-Ngate М. Collaborative Design in a Networked Multimedia Environment: Emerging Communication Patterns //Journal of Research on Computing in Education. Vol.26, Iss.3. — Spring, 1994. — Pp.418−432.
- Goodfellow R. CALL Programs for Vocabulary Instruction //Computer Assisted Language Learning Journal. Vol.8. — № 2, 1995. — Pp.205−226.
- Haberfeller К., Daenzer W. Systems engineering: Methodik und Praxis. -Betr.Inst.d.ETH. Zurich: Verl. Industrielle Organisation, 1997.
- Herdan G. Quantitative Linguistics. London, 1964.
- Hoffmann L. Anwendungsmoeglichkeiten und bisherige Anwendung von statistischen Methoden in der Fachsprachenforschung//In: Languages for Special Purposes (Edited by L. Hoffmann). Vol. 1. — Berlin, 1999. — Pp. 241 249.
- Ingraham В., Chanier Т., Emery C. Language Training for Various Purposes in Several Languages on a Common Hypermedia Framework //Computer & Education. Vol.23, Iss. 1,2, 1994. — 107−115.
- Jol, H., Petar, V. (ed.): Systems and Control Theory for Power Systems. New York: Springer, 1995.
- Jones G. Computer Simulations in Language Teaching the Kingdom Experiment //System. — Iss.17, 1986. — Pp.35−47.
- Kotik, Michail. Worterbuch Luft- und Raumfahrttechnik: Russisch-Englisch-Deutsch. Dusseldorf, 1986.
- Legenhausen L., Wolff D. Call in Use Use of CALL: Evaluating CALL Software // System. — Iss. 18, № 1, 1990. — Pp. 1−13.
- Levy M. Computer Assisted Language Learning: Context and Conceptualization. Oxford: Clarendon Press, 1997.
- Mueller Ch. Initiation a la statistique linguistique. Paris, 1978.
- Nagata N. Computer vs. Wordbook Instruction in Second Language Acquisition //CALICO Journal. Vol.14, № 1, 1996. — Pp.53−76.
- Peterson M. Creating Hypermedia learning Environments: Guidelines for Designers. http://www.jaist.ac.jp
- Plass J.L. Design and Evaluation of the User Interface of Foreign Language Multimedia Software: a Cognitive Approach //Language Learning and Technology. Vol.2, № 1, 1998. -Pp.35−45.
- Polezzi L. Concordances in the Design and Implementation of Foreign language Courses //Computers & Education. Vol.23, Iss.1,2, 1994. — Pp.8996.
- Reinhard D. Deutsch als Fremdsprache Projekte im Internet. — Stuttgart: Klett, 1998.
- Roe P.J. User Modeling in CALL: Some Fundamental Issues //Computers & Education. Vol.23, Iss.1,2, 1994. — Pp.27−33.
- Souzdaleva E. Effective Information Training Technology Based on the Learner’s Memory State Model //In: AMSE Periodicals, 2000 Vol.21, № 3. -Pp.11−26.
- Souzdaleva E.A. Modell- und Algorithmusversorgung von «Computer-Based"-System fiiir das virtuelle Studium der Fachterminologie im Bereich der Luft- und Raumfahrttechnik //Sachstadtsbericht Flughafen Frankfurt Main Stiftung, Oktober 1999.
- Swah Ph. Computer Assisted Language Learning for English as a Foreign Language //Computers & Education. Vol.19, Iss.3, 1992. — Pp.251−266.
- Teeler D., Gray P. How to use the Internet in ELT. Longman, 1999.
- Warschauer M. Computer Assisted Language Learning: an Introduction 1996. http://www.lll.hawaii.edu
- Warschauer M. E-mail for English Teaching.-Illinois: TESOL, 1995.
- КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
- Россия, 660 077, Красноярск, ул. П. Железняка, 13. а/я 19 391. Тел. (3912) 555−017 E-mail:[email protected]. УТВЕРЖДАЮ
- Проректор по учебной работе КрИСН1. Коваленко И.И.1. УТВЕРЖДАЮ
- За период апробации с 01.10.2001 г. по 30.06.2002 г. отделом дистанционного образования СИБУП были выданы рекомендации по доработке указанной программной системы, которые были устранены.
- Разработанная Карасевой М. В. система „Build Dictionary“ рекомендована для опытной эксплуатации на ограниченном количестве пользователей (группы дневной формы обучения).1. Исполнитель» «Заказчик»
- Соискатель НИИ СУВПТ Зав. каф. Информатики25″ сентября 2002 г. 1. Карасева М.В./к.т.н., доцент^ i^-гс ул-i'^yl) /Погорелов Г. З./ «25» сентября 2002 г.