Актуальность темы
исследования определяется сегодняшним положением России, которое характеризуется уникальной ситуацией, при которой экономическая система перешла в новое состояние, а ее исполнительные механизмы и составляющие подсистемы управления остались на предшествующем уровне организации. Данное противоречие приводит к низкой эффективности производственно-хозяйственной и управленческой деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Необходимость повышения эффективности деятельности организаций в различных сферах народного хозяйства и эффективности функционирования системы государственной службы закреплена в нормативных актах [14,70].
Одной из областей деятельности на различных уровнях государственного и муниципального управления, наиболее пострадавшей от непродуманных реформ 1990;х годов явилась область закупок продукции для государственных нужд.
В процессе выполнения своих целевых функций государство обычно сталкивается с проблемой материально-технического обеспечения. В большинстве случаев эта проблема решается путем приобретения различной материально-технической и интеллектуальной продукции.
Государственный орган, распоряжаясь финансовыми ресурсами, действует в качестве уполномоченного представителя государства, а потому расходование средств налогоплательщиков должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить в максимальной степени реализацию государственных интересов. Субъектом государственных закупок является не сам владелец денежных средств, а его представитель — государственный чиновник, интересы которого зачастую не совпадают с интересами структуры, которую он представляет, а именно государства.
Таким образом, на сегодняшний день существует явное противоречие между необходимостью полного, своевременного обеспечения государства продукцией при минимальных затратах и выделяемыми ресурсами, которые зачастую расходуются неэффективно.
В связи с этим надо отметить, что в изменившихся условиях современное эффективное управление возможно лишь на базе управленческой культуры совершенно нового уровня, которая и должна сформировать понимание российскими менеджерами современных концепций управления, умение пользоваться ими на практике. Однако это только один аспект понятия эффективности — мировоззренческий. Другой аспект, столь же важный, — технологический. Российскому менеджеру для успешной деятельности, кроме общей культуры, необходимо иметь целый арсенал методов, методик и инструментальных средств в области управления организациями, что особенно важно в условиях перехода человечества к информационному обществу.
Таким образом, возникает необходимость инвентаризации существующих методик в области моделирования организационных структур, и комплексирование на их базе достаточно универсального аппарата, позволяющего строить структурные модели системы государственных закупок, с целью идентификации основных объектов предметной области и делового процесса закупки продукции для государственных нужд с дальнейшим использованием данных моделей, в том числе для создания систем электронных закупок.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы использования системного подхода и методов системного анализа проблемных областей можно отнести к разряду хорошоизученных. Работы, в которых определены научные основы системного подхода к управлению, принадлежат A.A. Богданову, Н. Винеру, C.JI. Оптнеру, С. П. Никанорову, JI. Растригину, Дж. Форрестеру, С. Янгу, Г. Кунцу, С. Доннелу и др.
Основные понятия процессного подхода, реинжиниринга деловых процессов (бизнес-процессов) и управления качеством раскрываются в работах Т. Дэвенпорта, К. Исикавы, В. Шухарта, Э Деминга, М. Хаммера, Дж. Чампи, А-В. Шеера, Е. Г. Ойхмана, Э. В. Попова, Ю. Ф. Тельнова, Э. Б. Уткина, М. Робсона, Ф. Уллаха, В. А. Ивлева, М. С. Каменовой и др.
Вопросы процессно-ориентированного моделирования, анализа и использования CASE-технологий (Computer-Aided Software/System Engineering) для проектирования раскрыты в работах А. Н. Данчула, Г. Н. Калянова, С. В. Маклакова, С. В. Черемных. Информация о методологии функционально-структурного анализа и моделирования (SADT — Structured Analysis & Design Technique) содержится в работах следующих авторов: Д. А. Марка и К. МакГоуэн. Наибольшее влияние на формирование объектно-ориентированного визуального моделирования оказали исследования Г. Буча, И. Джакобсона, Д. Рэмбо, К. Скотта, П. Коуда, Д. Ха-рела, Б. Селика и др., усилиями которых был создан стандарт в этой отрасли — унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language).
Закупочная логистика как одна из подсистем логистической системы на корпоративном рынке достаточно широко рассматривается в трудах отечественных и зарубежных авторов: Н. В. Бауэрсокса, A.M. Гад-жинского, М. П. Гордона, М. Ш. Доветова, М. Е. Залманова, О. А. Кролли, М. Линдерса, Б. К. Плоткина, А. Н. Родникова, А. И. Семененко, А.А. Сме-хова, Р. Г. Соколова, В. В. Щербакова и др.
Регламент государственных закупок в основном раскрывается в нормативных актах и методических рекомендациях различных Министерств РФ, из авторов надо отметить Н. В. Нестеровича и В. И. Смирнова.
Что касается вопросов, связанных с рационализацией государственных закупок на основе построения визуальных структурных моделей системы государственных закупок, то следует отметить недостаточное внимание со стороны отечественных ученых. Это связано, по мнению автора, не только с недооценкой методов визуального структурного моделирования в отечественной практике, но и с отсутствием научно обоснованной методики построения структурных моделей, а также и с небольшим опытом проведения государственных закупок в нашей стране.
Цель диссертационной работы заключается в разработке и практической реализации методики структурного моделирования системы государственных закупок (на примере моделирования морфологических, функциональных и процессных структур организации-исполнителя, занятой в области государственных закупок).
Необходимость анализа существующей системы и оценки эффективности ее функционирования предопределила выбор в качестве объекта исследования:
1. Деятельность организаций, осуществляющих процесс государственных закупок, закрепленная в нормативной базе, и практика организации и проведения открытого конкурса при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд.
2. Множество, методик, методологий, языков графического (визуального) структурного моделирования систем.
В соответствии с объектом исследования предметом исследования являются:
1. Системные отношения, складывающиеся в ходе организационной деятельности по закупке продукции для государственных нужд и методы повышения эффективности закупочного процесса.
2. Графические нотации и синтаксис методик, методологий, языков графического (визуального) структурного моделирования систем.
Для достижения поставленной цели в диссертации необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать государственные закупки как специфический процесс деятельности в области государственного управления, выделить основные проблемы и задачи процесса госзакупок и исследовать существующие подходы к решению проблемы госзакупок;
2) описать существующие методы и технологии управления процессом закупок на корпоративном рынке, и применение данных методов в области госзакупок в зарубежных странах;
3) поставить задачу структурного моделирования организаций, осуществляющих государственные закупки;
4) классифицировать совокупность методов моделирования систем и определить место методов функционально-структурного моделирования и анализа (ФСАМ) и методов объектно-ориентированного анализа и проектирования (00АП) во множестве данных методов;
5) исследовать методы ФСАМ и ООАП, а также методологии, в которых используются данные методы, и выбрать из множества исследуемых методов подмножество методов графической визуализации структур предметной области — системы госзакупок;
6) с учетом ограничений, налагаемых графической нотацией и семантикой выбранных методов, используя модель цикла РОСА (модель Деминга-Шухарта) для комплексирования методов и моделей сетевого планирования, методов инженерии знаний, методов ФСАМ и ООАП, а также методов и моделей теории игр, разработать методику структурного моделирования и формализовать ее в виде функционально-структурной модели проекта «Структурное моделирование системы государственных закупок (СГЗ)»;
7) построить нормативную функционально-структурную модель процесса закупки продукции для государственных нужд с использованием механизма открытого конкурса и объектную модель СГЗ.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области структурного моделирования, исследования операций, инженерии знаний, а также работы по теории организационного управления, менеджмента, управлению запасами и логистике. В диссертационной работе использованы нормативные акты, а также материалы исследований, проведенных лично автором.
Общей методологией исследования является системный анализ, обеспечивающий реализацию описательной, объяснительной и предсказательной функций науки.
Методы исследования базируются на концептуальном, функционально-структурном и визуальном объектно-ориентированном моделировании, использовались методы инженерии знаний, методы и модели сетевого планирования для управления проектом структурного моделирования, методы теории игр для оценки эффективности проекта.
Научная новизна работы заключена в разработке методики структурного моделирования системы государственных закупок с использованием модели непрерывного совершенствования качества — цикл РОСА (модель Деминга-Шухарта) на основе которой комплексируются методы и модели сетевого планирования, инженерии знаний, методы ФСАМ и ООА1Т, а также методы и модели теории игр. Методика предназначена для формализации СГЗ в виде структурных моделей, на основе которых ставятся и решаются задачи по идентификации деятельности по закупке продукции для госнужд (функции, процессы, входы и выходы, исполнители, нормативное поле), предлагаются алгоритмы и сценарии по управлению процессом госзакупок.
Практическая ценность работы обуславливается тем, что предложенная методика использовалась для анализа и проектирования деятельности государственной организации-заказчика (ФГУП «Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента Российской Федерации», ГУ «Исполнительная дирекция «Дети России» Министерства образования РФ) занимающейся закупками для государственных нужд (практическая значимость подтверждается актами внедрения и справками об использовании результатов работы). Созданная модель может использоваться для построения интегрированной распределенной электронной системы поддержки процесса закупки продукции для государственных нужд.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на межвузовской конференции «Государственность России и государственная служба: пути развития» (РАГС, 2002 г), научно-техническом семинаре кафедры информатизации структур государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. По ходу исследования опубликованы 3 статьи общим объемом 2 п. л.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методика структурного моделирования системы государственных закупок, разработанная на основе модели Деминга-Шухарта, которая является базисом комплексирования методов и моделей сетевого планирования, инженерии знаний, методов ФСАМ и ООАП, а также методов и моделей теории игр.
2. Нормативная функционально-структурная модель процесса закупки продукции для государственных нужд.
3. Объектная модель системы государственных закупок.
Структура диссертационной работы определена логикой, поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет 140 стр., в работе содержится 42 рисунка, 8 таблиц.
Список литературы
содержит 124 источника.
Выход.
От т 1.
1.*.
Актант I.
Деловой субъект Деловая сущность.
1.*.
Информация.
1.* тмц.
0.*.
Финансы.
Рис. 2.12. Модифицированный 1СОМблок, диаграмма классов.
Данная структура определенным образом закрепляет место в модели тех или иных объектов реального мира и предназначена для непротиворечивого построения модели системы государственных закупок.
С учетом данной модели и на основе модели — цикла РОСА построим функционально-структурную модель методики «Структурное моделирование системы государственных закупок».
Так как контекст методики отображен на рис. 2.12 проведем декомпозицию данного контекста.
На рис. 2.13 изображен АО диаграмма функционально-структурной модели проекта «Структурное моделирование СГЗ».
Рис. 2.13. Функционально-структурная модель проекта, АО диаграмма.
На этой диаграмме изображены основные стадии проекта: a) инициализация и планирование проекта, b) моделирование (построение структурных моделей) системы госзакупок (СГЗ), c) анализ проекта, с!) стандартизация проекта (под стандартизацией автор имеет в виду видоизменение и закрепление в виде документов-стандартов пересмотренного процесса и его использование).
Основные входы деятельности: информационные, материальные и финансовые. Особое внимание уделяется информационным входам, на данном уровне абстракции можно выделить: информационный вход-триггер (письмо или заявка на проведение структурного моделирования) и информационный вход в виде знаний экспертов и литературы по предметной области, на основе которых и будет строиться структурная модель предметной области.
Проект осуществляется под управлением некоторых формальных регламентов. Каждый из функциональных блоков управляется тем или иным методом или используются формальные правила применяемых моделей. Так например для планирования проекта используются модели сетевого планирования с работами на узлах (AoN) и т. д.
Выходом проекта по структурному моделированию СГЗ является пакет моделей со статусом опубликовано.
Основными деловыми субъектами проекта являются: группа управления проектом, инженеры по знаниям (когнитологи), системные аналитики и эксперты участвующие в проекте. В ходе проекта необходимо использовать и деловые сущности, которые используются деловыми субъектами на основе определенных правил для осуществления проекта. К деловым сущностям автор относит CASE-средства, используемые для построения структурных моделей и систему управления проектом MS project в которой реализуется модель AoN.
Рассмотрение методики, как проекта позволяет использовать методы и модели проектного управления для повышения эффективности управления деятельностью по структурному моделирования СГЗ.
2.3.1.Метод планирования проведения проекта моделирования.
Проект начинается с работ по инициализации и планированию проекта. При инициализации определяются основные цели и задачи проекта. Для описания, анализа и оптимизации проектов наиболее подходящими оказались сетевые модели, представляющие из себя разновидность ориентированных графов.
С учетом использования методологии SADT для формализации методики структурного моделирования, в которой акцент делается на функциональной структуре системы, эквивалентным описанием данной формальной модели является сетевая модель с работой в узлах (Activities on Nodes, AoN) [29, 78].
Формальное описание данной сетевой модели AoN будет дано ниже.
Пусть множество A={a?, а2, аз,. ап} -будет рассматриваться как комплекс работ, выполнение которых требуется для решения определенной задачи, например, созданию структурной модели СГЗ. Тогда, если множество V={v?, v2, v3, vm} будет представлять комплекс отношений предшествования-следования работ в процессе их выполнения, то сетевая модель будет задаваться ориентированным графом G=(A, V), в котором элементы множества, А играют роль вершин, а элементы множества Vроль дуг, соединяющих вершины, причем каждой дуге vi можно поставить в однозначное соответствие пару вершин (as? af?), первая из которых будет непосредственно предшествующей работой в данной паре, а вторая — непосредственно следующей.
Сетевая модель может быть представлена: 1) сетевым графиком, 2) в табличной форме, 3) в матричной форме, 4) в форме диаграммы на шкале времени.
Переход от одной формы представления к другой не составляет большого труда.
Преимущество сетевых графиков и временных диаграмм перед табличной и матричной формами представления состоит в их наглядности. Однако это преимущество исчезает прямо пропорционально тому, как увеличиваются размеры сетевой модели. Для реальных задач сетевого моделирования, в которых речь идет о тысячах работ и событий, вычерчивание сетевых графиков и диаграмм теряет всякий смысл.
Преимущество табличной и матричной формы перед графическими представлениями состоит в том, что с их помощью удобно осуществлять анализ параметров сетевых моделейв этих формах применимы алгоритмические процедуры анализа, выполнение которых не требует наглядного отображения модели на плоскости.
Сетевым графиком называется полное графическое отображение структуры сетевой модели на плоскости. Преимущество модели AoN над другой сетевой моделью (АоА — деятельность на дугах) заключается в том, что при построении сетевого графика для модели AoN удается избежать избыточности структуры, так как здесь нет необходимости вводить в качестве дополнительного структурного элемента фиктивные работы, поскольку отсутствуют те структурные элементы, которые они призваны обслуживать, а именно — события. В сетевом графике модели типа AoN есть только узлы (или вершины), которые обозначают работы и дуги (сплошные линии со стрелками, ориентированными слева направо), которые обозначают отношения предшествования-следования работ.
Как показывает практика неавтоматизированная работа по планированию достаточна трудоемка, для автоматизации данных работ существует специальный класс систем — системы управления проектами (Microsoft Project 9х, 200х, Timeline х. х), более подробно о данном классе систем смотри. При использовании данных систем на основе построенных моделей осуществляется управление проектом.
Рис. 2.14. ФСМ, А2 диаграмма SADT (IDEF0), описывающая моделирование.
После стадии инициализации и планирования на основе выходных данных системы планирования — сводного плана проекта, необходимо приступить к созданию структурных моделей.
На диаграмме изображена фаза моделирования.
Для создания структурных моделей предварительно необходимо провести извлечение знаний о системе. Для этого используются методы инженерии знаний.
2.3.2. Метод извлечения экспертных знаний.
Непосредственно фаза моделирования начинается с извлечения знаний о предметной области. В ходе которой происходит перенос компетентности от эксперта к инженеру по знаниям с использованием различных методов инженерии знаний.
Для применения методов извлечения знаний необходимо характеризовать предметные области по степени документированности. Можно выделить следующие классы предметных областей:
1. хорошо документированные;
2. средне документированные;
3. слабо документированные.
Данная классификация связана с соотношением двух видов знаний 2 и 22, где 2 — это личное знание эксперта, 22 -формализованное в виде текстов «общее» знание в данной предметной области. Можно представить знания 2по предметной области как объединение 2 и 22, то есть 2по= 21 и22.
Кроме этого, предметные области можно разделить по критерию структурированности знаний. Под структурированностью будем понимать степень теоретического осмысления и выявленности основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области. По степени структурированности знаний предметные области могут быть:
• хорошо структурированными — с четкой аксиоматизацией, широким применением математического аппарата, устоявшейся терминологией;
• средне структурированными — с определившейся терминологией, развивающейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями;
• слабо структурированными — с размытыми определениями, богатой эмпирикой, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».
Определенная классификация предметных областей помогут инженеру по знаниям, четко определив свою предметную область, соотнести ее с предложенными типами и наметить подходящий метод или группу методов извлечения знаний. В работе [34] предложена следующая классификация методов извлечения знаний (смотри рис. 2.15).
Рис. 2.15. Классификация методов извлечения знаний о предметной области Более подробно с обозначенными методами можно познакомиться [34,С. 101].
Однако надо отметить, что обычно в ходе сеанса извлечения знаний инженер по знаниям комбинирует различные методы извлечения знаний о предметной области.
Чем более документирований предметная область, тем больше возникает необходимость использовать текстологические методы для извлечения знаний о предметной области. Надо отметить, что формализация данного процесса еще плохо изучена.
Наряду с этим важной остается и роль коммуникативных методов. Однако надо отметить, что перед использованием данных методов необходимо провести соответствующую подготовку (разработка анкет и материала для тестирования), как отмечается специалистами в ходе использования коммуникативных методов очень часто не удается добиться нужных результатов из-за особенности мировосприятия опрашиваемых экспертов. Исходя из этого важным становится отбор экспертов или адаптация инженера по знаниям к экспертам.
Можно выделить следующие основные теоретические аспекты, влияющие на извлечение знаний:
1. Гносеологический аспект,.
2. Психологический аспект,.
3. Лингвистический аспект.
На основе проведенного библиографического анализа можно прийти к выводу, что некоторые параметры, относящиеся к тому или иному аспекту незначительно влияют на степень извлечения знаний или являются дублирующимися.
Автор выделил следующие критерии, влияющие на отбор адекватных экспертов:
1. Пол,.
2. Возраст,.
3. Темперамент,.
4. Опыт работы,.
5. Рекомендации.
На основании выделенных критериев методом анализа иерархий можно произвести отбор наиболее предпочтительных экспертов для опроса.
С точки зрения на первый и второй критерий, в литературе [Иванов, 1986] отмечается, что хорошее результаты при извлечении знаний с тендерной (половой) точки зрения дают гетерогенные пары (мужчина/женщина) и соотношение по возрасту:
20>(ВЭ-ВЛ)>5, где ВЭвозраст эксперта, ВА возраст аналитика. В научную терминологию вошли следующие понятия, определяющих четыре классических типа темперамента:
Т=(холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), Характеризуя темпераменты, специалисты, что флегматики и меланхолики медленнее усваивают информацию. И для обеспечения психологического контакта с ними не следует задавать беседе слишком быстрый темп, торопить их с ответом. Зато они гораздо лучше усваивают новое, в отличие от холериков, для которых свойственно поверхностное усваивание информации. Последних следует специально наводить на размышление и рефлексию. У меланхоликов часто занижена самооценка, они застенчивы и в беседе их надо подбадривать. Таким образом, наиболее успешными в рамках слоя являются сангвиники и холерики. Для определения темперамента можно использовать тестопросник Г. Айзенка, позволяющего строить двухфакторные модели экст-равертированности и нейротизма [26].
Одним из важнейших количественных критериев оценки компетентности эксперта является опыт (время) работы в предметной области позволяющее увеличивать Z^ —личное знание эксперта о предметной области.
Рекомендации о компетенции эксперта со стороны руководства и товарищей по работе носят качественный характер, но являются необходимым подтверждением показателей по предыдущим критериям.
После извлечения знаний о предметной области необходимо перейти к стадии структурирования и формализации знаний в виде структурных моделей. Однако надо отметить, что процессы извлечения знаний и формализации должны быть итеративны.
2.3.3. Метод функционально-структурного и объектного моделирования системы государственных закупок.
С учетом проведенного в параграфе 2.2 анализа и на основе модели Деминга-Шухарта автор предлагает следующий сценарий использования методов ФСАМ и ООАП. С учетом целей проекта первоначально моделируется морфология системы с использованием диаграмм классов (ЦМЬ), параллельно создается глоссарий проекта, который является интегрирующим звеном между членами проектной группы, позволяющий верифицировать в ходе проекта объекты и деятельности предметной области.
На стадии моделирования функциональной и процессной структуры системы госзакупок используется методы 8АГ) Т, так как нотация и процесс данной методологии акцентирует внимание на функциях и процессах системы. На определенном уровне декомпозиции выделении ответственных деловых субъектов, например работников можно перейти к анализу иребований к системе для этого используется диаграммы прецедентов, а для визуализации обмена сообщениями между объектами предметной области используется диаграмма последовательностей (ЦМЬ). В случае если необходимо проектировать ПО ИС то с момента анализа требований можно перейти к процессу, управляемому прецедентами 1ШР или 1СО№Х.
Для целей поставленных перед автором были необходимы следующие виды моделей:
1) модель предметной области (диаграммы классов и глоссарий предметной области) — формализует морфологию системы;
2) модель деловых процессов — формализует функциональную и процессную структуру системы;
3) модель прецедентов — формализует функциональные требования к системе;
4) модель последовательностей — формализует процесс обмена сообщениями между объектами системы.
Выходами данной деятельности является пакет моделей со статусом «опубликовано». К выходам данной фазы можно отнести фактические показатели реализации каждой деловой функции (затраченное время, средства и т. д.).
2.3.4. Метод коллективного анализа предметной области.
В данной методике для коллективного анализа предметной области используется подходы, основанные на экспертных оценках.
Одним из методов основанных на экспертных оценках является метод Дельфи. Суть метода заключается в том, что на предварительном этапе участники дискуссии должны без обсуждения с другими ответить на ряд вопросов, относительно их мнения по спорному вопросу. Затем ответы обобщаются, табулируются и возвращаются каждому участнику дискуссии для проведения второго этапа, на котором участникам снова предстоит дать свою оценку спорного вопроса, но на этот раз, располагая мнениями других участников, полученными на первом этапе. Второй этап завершается сужением и выделением круга мнений, отражающих некоторую общую оценку проблемы. Изначально в методе Дельфи коллективное обсуждение не использовалосьобсуждение между этапами метода было впервые применено в обобщенном методе Дельфи [Котов]. Метод достаточно эффективен в том случае, если необходимо сделать заключение по некоторой проблеме, а доступная информация состоит больше из «мнений экспертов», чем из строго определенных эмпирических данных. В ходе проекта эксперты обсуждают глоссарий предметной области и делают замечания в своих экземплярах.
Одним из важнейших вопросов в моделировании и анализе является критерий глубины обследования.
Предлагается следующий критерий глубины обследования, учитывая большую стабильность и меньшую размерность информационной составляющей предметной области, при построении модели: модель должна быть доведена до документов предметной области.
В качестве определения понятия «документ предметной области» (ДПО) предлагается использовать не слишком строгую с теоретической точки зрения, но удобную на практике формулировку. Для первичной формализации основных понятий предметной области ведется глоссарий предметной области.
2.3.5. Метод анализа эффективности проекта структурного моделирования.
Для стадии анализа эффективности проекта «СМ СГЗ» предлагается использовать адаптированную к проекту методику, основанную на методах и моделях теории игр.
Пусть в ходе моделирования системы государственных закупок выявлены факторы, негативно влияющие на проект. Назовем эти факторы Z^ 22> ., Z?. Предположим далее, что действие этих факторов проявляется в наступлении нежелательных событий, препятствующих нормальному функционированию организации. Эти события независимы друг от друга, не подчиняются какой-либо заранее продуманной стратегии и образуют простейшие пуассоновские потоки с интенсивностями Л= (Я/, Х2, В результате наступления одиночного события Д организация несет ущерб.
Суммарный ущерб от событий, относящихся к классу Д, в течение времени Т можно определить следующим образом. Если Я, — среднее число событий за период, а реальное число событий за этот период с некоторой вероятностью Р (Хи1) лежит в пределах {Х-1, 2,+/), то ущерб за период составит: V.
При простейшем пуассоновском потоке событий величину Р (ХЬ1) можно определить по формуле:
Л,+/ 1 У р (я,.,/)=? ^ У.
Пусть далее на основе анализа проекта разработано несколько комплексов мер — стратегий сокращения убытковназовем их М}, М2, Мп. Реализация каждой стратегии требует затрат т¡-, т2,., тп. Для простоты рассуждений предположим, что каждая стратегия в той или иной мере уменьшает интенсивность потока событий, в связи с чем величинам X и Q присваиваются двойные индексы: Хц и Qij (г = 1,2, ., к-]= О, 1,2, п). Индекс } = 0 относится к исходной ситуации, в которой проводился анализ проекта. Величины Ху и должны удовлетворять условиям: Ху < ХюQij < <2ю (хотя бы для некоторых / е 1, к- / е, п). Таким образом, если реализована стратегия 7Ц при этом происходят события, то суммарный убыток организации составит:
0*. (3).
Эти данные образуют так называемую матрицу альтернативных потерь (см. табл. 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении приведены основные результаты и выводы, полученные в результате исследования, намечены основные направления дальнейших исследований.
Основными результатами по проведенному диссертационному исследованию являются следующие:
1) осуществлен анализ государственных закупок, как специфического процесса деятельности в области государственного управления, выделены основные проблемы и задачи процесса госзакупок;
2) определены существующие подходы к решению проблемы государственных закупок и описаны существующие методы и технологии управления процессом закупок на корпоративном рынке, и применение данных методов в области государственных закупок в зарубежных странах;
3) сделан вывод о необходимости применения методов системного анализа для повышения эффективности закупочного процесса и поставлена задача структурного моделирования организаций, осуществляющих государственные закупки;
4) классифицирована и исследована совокупность методов моделирования систем и определено место методов функционально-структурного анализа и моделирования и методов объектно-ориентированного анализа и проектирования во множестве данных методов;
5) разработана и формализована в виде функционально-структурной модели методика структурного моделирования системы государственных закупок;
6) решены научно-практические задачи на основе разработанной методики. Создана структурная модель системы госзакупок, включающая в себя: а. Модель предметной области (объектное представление), глоссарий предметной области, b. Функционально-структурную модель процесса госзакупок, c. Модель анализа требований к системе, Модель последовательностей обмена сообщениями между объектами СГЗ (объектное представление).
Можно выделить четыре основных преимущества методики при ее использовании в процессах госзакупок.
1. Интегрированность методики моделирования в стратегию деятельности организации и создание с помощью инструкций инструментов, которые могут быть задействованы в других проектах: сертификация ИСО 9001−2001 (инструкции для пользователей — один из ее ключевых моментов), повышение качества обслуживания клиента на основе внедрения лучшего опыта и др.
2. Комплексность методики структурного моделированиявозможность использования построенных моделей для решения комплекса задач: идентификация процессов и объектов предметной области, функционально-стоимостной анализ деятельности, имитационное моделирование и применение методов исследования операций, а также проектирование информационных систем.
3. Вовлечение ключевого персонала организации уже на этапе работы над идентификацией проблем с последующей последовательной передачей ему функций по поддержанию и развитию пакета моделей по устоявшейся методике.
4. Документированное^ проекта (посредством пакета моделей и выходных форм проекта) и разработка материалов для обучения новых сотрудников.
К основным направлениям дальнейших исследований можно отнести разработку СА8Е-средства для программной поддержки проведения структурного моделирования на основе разработанной методики.