Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника
Диссертация
Современная наука уходит от междисциплинарной раздробленности, стремится к целостному описанию мира. В связи с этим педагоги и психологи ищут пути оптимизации образовательного процесса, обеспечивающего изучение интегрированных областей знания. Подобная интеграция возможна на базе универсальных категорий описания мира, каковыми являются пространство и время. Соотнесение «научного» и «учебного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основные характеристики объективного времени и их взаимосвязь с психологическими
- 1. представлениями о времени. f 1.1. Объективное время и гуманитарное понимание времени: различие и взаимосвязь
- 1. 2. Изучение становления основных временных характеристик у человека
- 1. 3. Обзор важнейших культурно-исторических представлений, понятий и образов в культуре человечества
- 1. представлениями о времени. f 1.1. Объективное время и гуманитарное понимание времени: различие и взаимосвязь
- 2. 1. Методы выявления представлений детей об основных характеристиках времени
- 2. 2. Метод беседы как основной способ работы с языковым сознанием учащихся
- 2. 3. Обучающий групповой эксперимент, направленный на выявление представлений о последовательности. ф
- 2. 4. Организация групповой работы учащихся по осознанию синхронных процессов во времени
- 3. 1. Методические приёмы обучения детей ориентации во времени, используемые в начальной школе
- 3. 2. Организация мотивирования младших школьников к изучению объективного времени. Олицетворение времени
- 3. 3. Становление основных характеристик времени в процессе личностно-ориентированного образования
- 1. 3.4. Опредмечивание времени с помощью часов и календаря. Модель № 1. Календарная матрица. Модель № 2
- 3. 5. Чувственная ткань образа течения времени. Модель №
- 3. — песочные часы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философского, методологического, конкретно-научного подходов к проблеме индивида). — М.: Мысль, 1977.
- Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени. (Психология личности в социалистическом обществе). М.: Наука, 1990.
- Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.:1997.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению. // Сб. Вопросы психологии школьного возраста. М., 1995, с. 141.
- Болыпунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.// Вопросы психологии,-1993, N5. С. 39 43.
- Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей.//Вопросы психологии, 1994, N1. С. 26−34.
- Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык Музыка Математика,-М.: Изд-во «Мир», 1981.
- Ю.Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. -М.: Изд-во «Прогресс», 1981.
- П.Войтенко Т. П. Возвращение к ребёнку. Опыт реализации идеи свободного образования. Изд-во Н.Бочарёвой. Калуга 1999.
- Выготский JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Выгодский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая СЛ. Экспериментальное формирование внимания. Изд. во МГУ 1974.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А., Атлас по психологи. М.: «Просвещение», 19 86.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Изд-во Саратовского ун-та, 1981.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс, 1992.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, Наукова думка, 1984.
- Горелов И.Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В., Шкатова JT.A. Умеете ли Вы общаться? М.:Просвещение, 1991.
- Горский Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. А. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991,
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М.: Просвещение, 1986.
- Зинченко В.П. Живое знание. Самара., 1998.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
- Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки.М.: Изд-во «Прогресс», 1971.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994.
- Киплинг Р. Рассказы. Стихи. Сказки. М.: Высшая школа, 1989.
- Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1988.
- Комогорцева И.С. Психологическое время личности ребёнка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
- Крейдлин Г. Е. Время сквозь призму временных предлогов. Время и наивная картина мира./В кн. Логический анализ языка. (Язык и время) М.: Изд-во «Индрик», 1997.
- Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.: Наука, 1974.
- Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметкаим на полях газет. М.: Наука, 1991.
- Ларичев Звёздные Боги. Изд-во Новосибирского Государственного Университета, 1999.
- Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Изд-во МГУ, 1993
- Лингвистика Энциклопедический словарь юного филолога языкознание).Сост Панов М.В.- М.: Педагогика, 1984
- Логический анализ языка.(Культурные концепты) М., Наука, 1991.
- Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. — Таллинн: Изд-во «Александра», 1993.
- Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания. / В кн. «Стрела познания» (набросок естественноисторической гносеологии). М.: Изд-во Школа «Языки русской культуры», 1997, с. 281.
- Маркс К., Энгельс Ф.Соч. М.: Полтиздат, -2-е изд. Т.30.
- Мир психологии. Научно-методический журнал № 4, НПО «МОДЭК», Москва Воронеж, 1999.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. (Образ мира и миры образов) М.,"Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1996.
- Математика.Сотня. Учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы и 2 класса четёрёхлетней начальной школы. Под ред. Ю. М. Колягина."Просвещение", А.О."Московский учебник".М., 1998.
- Менчинская Н.А. Психическое развитие ребёнка от рождения до Юлет . Дневник развития дочери. М., 1996.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка./ Под ред Е. Д. Божович. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воонеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998.
- Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. Л.: Лениздат.1991.
- Морковкин В.В., Морковкина А. В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). /Институт русского языка им. А. С. Пушкина. Изд-во АО „Астра семь“ при участии изд-ва „Русские словари“, М.: 1996.
- Налимов В.В., Дрогалина Ж. А., Собственное время. /В кн. Реальность нереального.(Вероятностнвя модель бессознательного), М.: Изд-во „Мир идей“ АО АКРОН 1995.
- Нейро-лингвистическое программирование. Сердце мозга. Екатеринбург. Изд-во МООПД, 1993.
- Немов Р.С. Психология. Книга 2 „Психология образования“, М.: „Просвещение“. „Владос“, 1994.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6−7лет. М.: „Педагогика“, 1992.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., РФФИ, ИЛИ РАО, 1995.
- Обучение в 4классе. Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. Книга 1. Математика. Русский язык. Под ред.Л. Ф. Климановой, 2-е изд. М.: „Просвещение“, 1992.
- Образование и интеграция. Рабочие материалы. Выпуск 2. Лаборатория инновационного образования МИПКРО. М., 1997.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка., М., 1990.
- В.Ф.Панкратьев. Система гносеологии. М., 1993, с. 278,279.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., „Высшая школа“, 1984.
- Пиаже Ж. Генезис числа у ребёнка. Избранные труды.М., „Просвещение“, 1969.
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под редакцией В. В. Давыдова, М.,"Педагогика», 1978.
- Ранкл С. Языковые паттерны времени: сдвиг глагольных времён. Нейро-лингвистическое программирование. / Московский Центр Нейро Лингвистического Програмирования. Научно-методический сборник. N1 июнь-июль 1996 г.
- Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1991.
- Рождение времени. История образов и понятий. / Каталог выставки. Изд-во «Минерва», Германия.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье./ Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,"Педагогика" 1989.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: 1957.
- Руднев В. Винни Пух и философия обыденного языка.// А. А. Милн. Winnie Пух. Дом в медвежьем Углу. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. Изд.-во «Аграф» М., 1997.
- Русский семантический словарь. (Опыт построения тезауруса: от понятия к слову. М.,"Наука". 1982.
- Салмина Н.Г. Структура, функционирование, формирова ние знаково-символической деятельности. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1988.
- Салмина Н.Г., И.Фореро Навас. Математика./Методическое пособие для учителя. Под ред. проф.Н. Ф. Талызиной. М., Изд-во «Дидакт», 1994, с. 7.
- Сапогова Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1994.
- Сапогова Е.Е. Ребёнок и знак. (Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника). Тула. Приокское книжное издательство. 1993.
- Сент-Экзюпери А. «Маленький принц». М., 1965.
- Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога). /Под ред. Кроника А. А., М., Изд-во «Школа-Пресс», 1993.
- Слободчиков В. И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. /Учебное пособие для вузов, — М.: Изд-во'ТПкола -Пресс", 1995.
- Слободчиков В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии? /Развитие и образование особенных детей, проблемы, поиски. Выпуск 2. Серия «Проблемы образования детей с особенностями развития и инвалидностью» М.: 1999. С. 16 23.
- Слободчиков В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья./Развитие и образование особенных детей, проблемы, поиски. Выпуск 2. Серия «Проблемы образования детей с особенностями развития и инвалидностью» М.: 1999, с.44−49.
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред.Л. А. Венгера. М.: Изд-во ИНТОР. — 1999.
- Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1987.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., Изд-во Независимая фирма «Класс», 1997.с.55
- Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. младший. Ребёнок как личность./ Под ред.В.Кагана.Изд-во Москва «Смысл" — Ст,-Петербург „Гармония“ 1995.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.,"Прогресс».1977.
- Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании. М., «Политиздат» 1991.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., «Педагогика», 1984.
- Стрелкова JI.П. Уроки сказки. М., «Педагогика», 1989.
- Успенский Б. А. История и семиотика. (Восприятие времени как семиотическая проблема). Избранные труды. Т.1. Изд.-во Школа «Языки русской культуры». М., 1996.
- ФейнманР. Характер физических законов. М.,"Наука", 1987.
- Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная психология, М.,"Прогресс", 1978.
- Хайдегер М."Время и бытие". М., Изд-во «Республика», 1993.
- Хренов Л.С., Голуб И. Я. «Время и календарь», М.,"Наука", 1989.
- Цукерман Г. А. Открытие младшими школьниками законов построения поэтических текстов./В сб. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. Под ред. В. В. Давыдова. Изд-во «Советская Россия», М.: 1977.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н., Введение в школьную жизнь.Части 1,2 Изд-во «Новая школа»., М., 1994.
- Шанский Н.М., Боброва Т. А., Этимологический словарь русского языка. М., 1996.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии.От классики к современности./ Учебное пособие для вузов. М., Изд-во «Фаир -Пресс», 1998."
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага. 1978.
- Школьный словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского Университета. 1995.
- Шулешко Е.Е., Поливанова М. А. Учебная деятельность и каллиграфия./В сб. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. Под ред. В. В. Давыдова. Изд-во «Советская Россия», М.: 1977.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: АПН, 1962.
- Юнг К. Г. Синхронистичность. / Сборник. Пер. с англ., М.: Изд-во"Рефл-бук", изд-во"Ваклер", 1997.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)./Сост Панов М.В.- М.: Педагогика, 1984
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. Библиотека журнала «Директор школы», спецвыпуск 2.М., «Сентябрь», 1996.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьников. М.,"Знание", 1985.