Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Маркетинг как методологический инструментарий повышения рентабельности крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) на курортах российского Причерноморья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к использованию приемов маркетинга для: повышения уровня надёжности систем маркетингового контроля хозяйственно-финансовой деятельности изучаемых крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) с целью получения высоких показателей… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление. стр
  • Введение. стр
  • Глава 1. Роль маркетинговых исследований в проведении класте-рифицированной оценки факторов, определяющих развитие рынка гостиничных услуг на курортах российского Причерноморья. стр
    • 1. 1. Имущественная социальная стратификация российского общества и факторный анализ чувствительности потребителя к уровню цен в гостиничном бизнесе. стр

    1.2. Экономические, правовые, геополитические, иные факторы, формирующие ингредиенты маркетинговой деятельности баз исследования по изучению структуры потребительских предпочтений в системе гостиничного бизнеса. стр. 36

    1.3. Маркетинговые приемы как инструментарий оценки потенциальной и реальной емкости рынка гостиничных услуг на курортах российского Причерноморья. стр. 52

    Глава 2. Корреляционная зависимость между реализацией прогрессивных форм маркетинговой инновационной деятельности крупных предприятий гостиничного бизнеса (ОАО) и показателями их рентабельности. стр. 63

    2.1. Маркетинговое регулирование ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости конечного продукта крупных предприятий гостиничного бизнеса на курортах российского Причерноморья. стр.63

    2.2. Маркетинговый мониторинг инновационной продуктовой политики крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) на черноморских курортах Кубани, стр.71

    2.3. Система доказательств позитивной роли маркетингового инструментария в максимизации прибыли баз исследования. стр. 80

    Глава 3. Маркетинговый контроль как инструментарий оценки исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления гостиничных услуг. стр.99

    3.1. Маркетинговое тестирование различных социальных групп потребителей по определению степени их удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками гостиничных услуг в изучаемых курортных зонах Краснодарского края. стр.96

    3.2. Кластерный и ранговый анализ эффективности использования маркетинговых приемов в формировании алгоритма управленческих действий персонала крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ). стр. 110

    3.3. Эвристическое ценообразование на гостиничные услуги как инструмент координации реальной маркетинговой стратегии и показателей доходности изучаемых предприятий в кратко-, средне- и долгосрочных периодах их функционирования. стр. 113

    3.4. Роль маркетингового контроля в объективизации рейтингов инвестиционной привлекательности крупных предприятий гостиничного бизнеса (ОАО). стр. 117

Маркетинг как методологический инструментарий повышения рентабельности крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) на курортах российского Причерноморья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется глобальными изменениями сущностного содержания производственной функции крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ), формирующихся под влиянием обновленной законодательной базы Российской Федерации (Указы Президента РоссииФедеральные законы и разрешенная конституционально законотворческая деятельность органов самоуправления субъектов РФПостановления Правительства РФприказы заинтересованных министерств и ведомствраспоряжения глав администраций различных территориальных уровней). Ряд отечественных и зарубежных исследователей (Д.К. Исмаев, 1994; Б. Л. Винокуров, 1998; И. Т. Балабанов, 1999; E.H. Го-лубкова, 2000; I.J.Burbart, S.J. Medlik, 1996; J. Krippendorf, 1997; C.F. Muller, 1999; M. Figuerola, 2001; et al.) выделяют гостиничный бизнес как перспективный градообразующий сектор экономики курортных регионов при условии активной реализации на указанном сегменте рынка маркетинговой составляющей ценовой и продуктовой стратегии предприятий гостиничного сервиса (И.Л. Акулич, Е. В. Демченко, 1999; Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, 1999; Г. Л. Багиев, В.М. Тарасе-вич, X. Анн, 1999; А. И. Короткое, 2003; А. П. Дурович, 2003). Однако анализ официальных и литературных источников в рамках проведенного исследования позволил констатировать, что в реферируемых отечественных изданиях за последние 5−8 лет отсутствует системный подход к изучению эффективности использования современного маркетингового инструментария, реализуемого открытыми акционерными обществами в сфере гостиничного бизнеса на курортах российского Причерноморья, хотя федеральные и территориальные органы налогового контроля, государственной статистики (Э.М. Домбровский, 2002; Г. И. Букаев, 2002; Ю. Б. Павленко, 2003) планомерно регистрируют в начале XXI века определенный рост ежегодной доходности крупных предприятий гостиничного бизнеса Юга России. Вышеизложенное обусловило востребованность проведения дополнительных научных разработок по избранной проблеме.

Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, разработка и внедрение современных приемов маркетинга в деятельность крупных предприятий гостиничного бизнеса — открытых акционерных обществ (с целью повышения их рентабельности) в кратко-, среднеи долгосрочных периодах развития на соответствующем сегменте рынка городов-курортов российского Причерноморья.

Указанная цель определила решение следующих задач:

— выявить в ходе маркетинговых исследований корреляционную зависимость между процессом имущественной социальной стратификации современного российского общества и показателями факторного анализа чувствительности потребителя к уровню цен в гостиничном бизнесе на курортах российского Причерноморья;

— систематизировать ингредиенты маркетинговой деятельности баз исследования по изучению структуры потребительских предпочтений в гостиничном бизнесе Юга России;

— разработать авторскую систему комплексного использования маркетинговых приемов как инструментария достоверной оценки потенциальной и реальной емкости рынка гостиничных услуг на черноморских курортах Кубани;

— сформировать систему доказательств позитивной роли маркетингового регулирования ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости конечного продукта крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) на курортах российского Причерноморья в контексте авторского маркетингового мониторинга инновационной продуктовой политики, рентабельности, прибыльности, доходности и рейтингов инвестиционной привлекательности баз исследования;

— осуществить маркетинговый контроль при оценке исполнения конституционных и коммерческих гарантий прав потребителя в системе предоставления гостиничных услуг путем маркетингового тестирования различных групп населения в курортных зонах Краснодарского края по определению степени их удовлетворенности уровнем развития гостиничного бизнеса в изучаемых городахкурортах (Сочи, Геленджик, Анапа);

— провести кластерный и ранговый анализ эффективности использования маркетингового инструментария в формировании алгоритма управленческих действий персонала крупных предприятий гостиничного сервиса (открытых акционерных обществ), а также в объективизации рейтингов инвестиционной привлекательности этих курортных организаций.

Цель и задачи исследования

определили комплекс методических подходов, используемых в настоящей работе, основными из которых стали следующие: метод маркетингового мониторинга сбытовых системметоды маркетингового контроля и экспертных оценокметод маркетингового тестирования различных социальных групп населенияметоды рангового и кластерного анализапараметрические и непараметрические методы статистики. Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного методологического инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, 3 главы собственных исследований, заключение, список литературы (160 источников, в т. ч. 120 отечественных и 40 зарубежных), приложения. Основной текст диссертации изложен на 145 страницах стандартного машинописного текста, включающего 41 иллюстрацию (схемы, таблицы, рисунки).

Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в следующих наработках, полученных автором за пятилетний срок проведения данной научной работы:

1. На основе критического анализа деятельности крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ), функционировавших в 1999;2003 годах на рынке гостиничных услуг в городахкурортах российского Причерноморья, впервые были выявлены и систематизированы ингредиенты маркетинговой функции этих организаций по изучению структуры потребительских предпочтений в системе гостиничных услуг Юга России.

2. Впервые в ходе маркетинговых исследований определена корреляционная зависимость между процессом имущественной социальной стратификации современного российского общества и показателями чувствительности потребителя к уровню цен в гостиничном бизнесе на курортах российского Причерноморья.

3. Впервые научно обоснована система доказательств позитивной роли маркетингового регулирования ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости конечного продукта крупных предприятий гостиничного бизнеса (ОАО) на черноморских курортах Кубани в контексте авторского маркетингового мониторинга инновационной продуктовой политики баз исследования.

4. Впервые была реализована авторская система использования маркетинговых приемов как инструментария достоверной оценки (р<0,05) потенциальной и реальной ёмкости рынка гостиничных услуг на курортах Сочи, Анапа и Геленджик.

Объектом исследования являлись крупные предприятия гостиничного бизнеса (п=278), осуществлявшие в 1999;2003 годах свою производственную деятельность (в рамках открытых акционерных обществ) на рынке гостиничных услуг в курортных зонах черноморского побережья Краснодарского края.

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к использованию приемов маркетинга для: повышения уровня надёжности систем маркетингового контроля хозяйственно-финансовой деятельности изучаемых крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) с целью получения высоких показателей доходностисовершенствования сущностного наполнения ингредиентов маркетинговой стратегии баз исследованияосуществления маркетингового мониторинга при оценке исполнения конституционных и коммерческих гарантий прав потребителя на изучаемом Ьегменте рынка в Южном федеральном округе РФ. i В качестве методологической и теоретической основы использовались фундаментальные научные исследования как в сфере рыночного регулирования гостиничного бизнеса (М.М. Амирханов и др., 1997; В. И. Азар, С. Ю. Туманов, 1998; М. И. Бухалков, 1999; А.Д. Чуд-новский, 2000; Г. М. Романова, 2002; Е. Е. Филипповский, JI.B. Шма-рова, 2003; G.A. Churchill, 1995; J.A. Belson, 2002; G. Kahn, M. Cannei-ytnz, 2002), так и в сфере моделирования маркетинговой деятельности открытых акционерных обществ (А. Н. Петров, 1994; И. И. Поле-щук, 1999; А. И. Ковалев, В. В. Войленко, 2000; В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, 2003; А. И. Клебанов, 2003; С. М. Mason, R. Т. Harrison, 1997; M. Pool, 1999; F. V. Meyer, D. C. Cerner, 1999).

Практическая значимость представленной диссертационной работы обусловлена реализацией на базах исследования авторской системы маркетингового контроля по оценке исполнения конституционных и коммерческих гарантий прав потребителя в системе предоставления гостиничных услуг путем маркетингового тестирования различных групп населения (п=300) в курортных зонах Краснодарского края по определению степени их удовлетворенности уровнем развития гостиничного бизнеса в изучаемых городах-курортах, а также реализацией приемов кластерного и рангового анализа эффективности использования маркетингового инструментария в формировании алгоритма управленческих действий персонала крупных предприятий гостиничного сервиса (открытых акционерных обществ) при задействовании базами исследования эвристического ценообразования на гостиничные услуги как инструмента координации реальной маркетинговой стратегии и показателей доходности предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) в кратко-, среднеи долгосрочных периодах их функционирования. Материалы исследования используются в ходе последипломной подготовки управленческих кадров и аспирантов при НОЦ РАО в г. Сочи.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных экономических форумах, территориальных совещаниях руководителей предприятий гостиничного бизнеса, депутатского корпуса и глав администраций городов-курортов российского Причерноморья, в т. ч. на IX и X ежегодных научных сессиях СМИЗС и ЧРЦСМ (Сочи, 1999;2000) — VII международном Форуме «Бизнес элита Евр’Азии» (Волгоград, 2000) — II научно-практической конференции экономистов Южного федерального округа РФ (Новочеркасск, 2001) — на I международном экономическом Форуме «Кубань инвестиционная» (Дагомыс, 2002) — VI традиционной научно-практической конференции менеджеров гостиничного и туристского бизнеса «Маркетинг и менеджмент гостеприимства» (Сочи, 2003).

Публикации. Автором по теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 7,1 печатных листа, включая монографию (6,1 пл.).

Личный вклад автора заключается в том, что в период 1999.

2003 годов им осуществлялись: разработка приемов маркетинговой оценки ингредиентов системы формирования спроса и предложения на рынке гостиничных услуг в курортных зонах российского Причерноморьяпроводились маркетинговые исследования в ходе определения емкости названного сегмента рынка курортов Сочи, Геленджик и Анапаизучалась инновационная маркетинговая стратегия баз исследования и сегментация рынка анализируемых услуг в названных курортных регионахмоделировалась и реализовывалась на практике стратегия управленческих действий персонала предприятий гостиничного бизнеса на базе использования маркетингового инструментария при формировании ассортимента названных услугпроводилось научное обоснование принципов и этапов маркетингового контроля эффективности внедрения в практику баз исследования на курортах российского Причерноморья системы мероприятий по совершенствованию качества и тарифов гостиничных услуг. Ряд статистических исследований проводился автором работы совместно со специалистами лаборатории научного анализа технологий маркетинга НОЦ РАО в г. Сочи, за что автор выражает им глубокую благодарность. На выполненные совместные исследования имеются ссылки в диссертации, а их перечень представлен в совместных публикациях. Доля участия автора в накоплении информации — 80%, а в обобщении и анализе материала-до 100%.

Основные результаты, выносимые на защиту.

1. Корреляционная зависимость между процессом имущественной социальной стратификации современного российского общества и показателями факторного анализа чувствительности потребителя к уровню цен в гостиничном бизнесе на курортах Сочи, Анапа и Геленджик.

2. Комплексное использование маркетинговых приемов как инструментария достоверной оценки потенциальной и реальной ёмкости рынка гостиничных услуг на черноморских курортах Кубани.

3. Ингредиенты маркетинговой деятельности баз исследования, а также система доказательств позитивной роли маркетингового регулирования ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости конечного продукта крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) на курортах российского Причерноморья в контексте авторской схемы маркетингового мониторинга инновационной продуктовой политики, прибыльности, доходности и рентабельности этих ОАО с учетом рейтинга их инвестиционной привлекательности и структуры потребительских предпочтений в гостиничном бизнесе Юга России.

4. Маркетинговый контроль как инструментарий оценки исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в отечественной системе гостиничного сервиса (на базе результатов маркетингового тестирования различных социальных групп населения по определению степени их удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками гостиничных услуг в изучаемых курортных зонах).

5. Кластерный и ранговый анализ эффективности использования маркетинговых приемов в формировании алгоритма управленческих действий персонала крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ).

Выводы.

1. В ходе комплексных маркетинговых исследований в период 19 992 004 годов на статистически достоверном уровне наблюдений (п=278 баз исследования, р<0,05) выявлена прямая корреляционная зависимость между процессом имущественной социальной стратификации современного российского общества и показателями факторного анализа чувствительности потребителя к уровню цен в гостиничном бизнесе на курортах российского Причерноморья. Вышеуказанное выражалось: в росте на 26,1% в 2004 году (срок окончания исследования) по сравнению с 1999 годом (начало исследования) количества россиян, предпочитающих в период отдыха в Сочи, Геленджике и Анапе приобретать гостиничные услуги повышенной стоимости (номера-люкс, бронирование дорогостоящих авиабилетов первого класса и У1Р-кают на круизных морских лайнерах, оплата престижных культурно-зрелищных мероприятий, включая кинофестиваль «Кинотавр», парусную регату и т. д.) Одновременно имущественное социальное расслоение населения негативно отразилось на покупательной способности россиян, что снизило в 2004 году показатель ежегодной востребованности гостиничных номеров средней и даже низкой стоимости в указанных рекреационных зонах на 30,6% (по сравнению с 1999 годом).

2. Ингредиентами маркетинговой деятельности изучаемых крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) были: кластерный и ранговый анализ эффективности маркетинговых приёмов в формировании алгоритма управленческих действий персонала ОАОмаркетинговое тестирование потребителей по определению степени их удовлетворенности тарифной и ассортиментной политикой баз исследованиямаркетинговое регулирование ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости услуг крупных предприятий гостиничного бизнесамаркетинговый контроль как критерий оценки исполнения конституционных и коммерческих гарантий прав потребителей в системе гостиничных услуг.

3. Вышеназванный маркетинговый инструментарий использовался при объективизации потенциальной и реальной ёмкости рынка гостиничных услуг на черноморских курортах Кубани, что базировалось на линейном прогнозировании структурно-детерминированных рядов различных показателей экономического развития баз исследования на территории указанных рекреационных зон Краснодарского края. Это позволяло с соответствующей статистической достоверностью (р<0,05) осуществлять краткосрочное и среднесрочное прогнозирование ценовой и продуктовой политики крупных предприятий на указанном целевом сегменте рынка гостиничных услуг. При этом достоверно зарегистрирован рост на 27,9% в 2004 году (по сравнению с 1999 годом) реальной ёмкости рынка гостиничных услуг на черноморских курортах Кубани, обеспеченный своевременно проведённой базами исследования реконструкцией (у 62,7% наблюдаемых ОАО) материально-технической базы, переподготовкой персонала в соответствии с международными программами гостиничного гостеприимства и регулярным обновлением ассортимента предлагаемых услуг.

4. Маркетинговый мониторинг инновационной продуктовой политики крупных предприятий гостиничного бизнеса позволил констатировать ежегодное внедрение на рынке городов-курортов российского Причерноморья 5−8 новых видов услуг баз исследования в 20 032 004 годах, тогда как в 1999 году обновленный продукт этих же предприятий предусматривал только 1−2 новых вида гостиничных услуг. Вышеизложенное явилось основой: а) оптимизации тарифов на гостиничные услуги, производимые базами исследования (снижение на 6−10% стоимости этих услуг по сравнению с конкурентами) — б) повышения качества услуг при совершенствовании материальной базы и кадрового потенциала, выражающихся в сертификации до международных стандартов **** 60% услуг и ежегодной аттестации (до70%) персонала каждой базы исследования.

5. Значимой составляющей реализованной системы доказательств позитивной роли маркетингового инструментария (прежде всего рыночного мониторинга ценовой и инновационной политики конкурентов) является маркетинговый анализ регулирования ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости конечного продукта изучаемых крупных предприятий гостиничного бизнеса (ОАО) на курортах российского Причерноморья в контексте динамики их рентабельности, прибыльности и доходности. Так, например, на фоне двукратного увеличения объёма реализации услуг в 2004 году (по сравнению с 1999 годом) чистый дисконтированный доход баз исследования возростал (ежегодно) с 50 млн руб. до 100−110 млн руб.- индекс прибыльности увеличился с 0,82−0,97 до 1,33−1,42 в аналогичный периодвнутренняя норма доходности составила в 2004 году 10,1 -11,6% по сравнению с аналогичным показателем на уровне 5,7−6,4% в 1999 году, что определило рентабельность изучаемых коммерческих фирм в завершающем периоде исследования (2004 год) в объеме 9 -12% ежегодно по сравнению с величиной аналогичного показателя в начальном периоде исследования 4−6%.

6. Маркетинговый контроль при оценке исполнения конституционных и коммерческих гарантий по реализации прав потребителя в системе предоставления гостиничных услуг путем маркетингового тестирования различных социальных групп населения позволил установить, что от общего числа респондентов (п=834, р<0,05) на курортах Сочи (п=278), Анапа (п=278), Геленджик (п=278) по итогам летнего сезона 2004 года 64,3 -76,1% респондентов были удовлетворены стоимостью приобретённых ими гостиничных услуг, производимых базами исследования, тогда как в 1999 году только 23,9 — 35,7% потребителей выразили удовлетворение аналогичными стоимостными характеристиками. Одновременно с этим при покупке анализируемых гостиничных услуг 65,4 — 74,9% респондентов в 2004 году были довольны их качеством, а 66,2 — 69,8% их ассортиментом, тогда как в 1999 году удовлетворение названными характеристиками выразили соответственно 25,1 — 34,6% опрошенных. При этом следует учитывать, что 61,5 -65,9% респондентов имели возможность сравнить тарифы на аналогичные услуги у конкурентов и высказаться в пользу баз исследования — крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ).

7. Кластерный и ранговый анализ эффективности использования маркетинговых приемов в формировании алгоритма управленческих действий персонала крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) на статистически достоверном уровне наблюдений (п=278, р<0,05) позволил определить этапность маркетингового поведения баз исследования на рынке. При этом этап, А включал особый алгоритм сопоставления (в ходе маркетингового мониторинга) текущих цен на аналогичный вид гостиничных услуг, предлагаемых конкурентами, и одновременную коррекцию рыночной стоимости собственного продукта баз исследования на основе проведения экспертной оценки (по авторской методике) контрольной среды изучаемого крупного гостиничного предприятия, а так же анализа эффективности маркетинговых средств внешнего и внутреннего контроля этого предприятияэтап Б базировался на сопоставлении (в ходе маркетингового мониторинга) уровня расходов на оплату труда персонала (ФОТ) конкретной базы исследования с аналогичными расходами конкурентов, включая экспертную оценку уровня профессиональной подготовки персонала гостиничного предприятия и маркетинговый анализ уровня котировок акций ОАО (баз исследования) на фондовых рынкахэтап В содержал анализ результатов маркетингового мониторинга по планомерному снижению себестоимости и связанной с ней продажной цены конкретной услуги гостиничного предприятия.

8. Вышеприведённый комплекс маркетинговых приёмов позволил реализовать в рамках представленной научной работы авторскую систему идентификации у каждой базы исследования рейтинга инвестиционной привлекательности, что обеспечило уровень роста названного показателя за период 1999;2004 годов по базам исследования: на курорте Сочи — в 2,1 разана курорте Геленджик — в 2,9 разана курорте Анапа — в 2,3 раза.

Рекомендации.

Рекомендуется информировать заинтересованные федеральные ведомства (куратора санаторно-курортной отрасли — Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также Минэкономики и торговли), что реализованные в рамках настоящего научного исследования маркетинговые технологии достаточно универсальны, просты для освоения персоналом крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) и могут успешно применяться не только на черноморских курортах Кубани, но и в других рекреационных зонах Российской Федерации.

Заключение

.

Актуальность темы

исследования определяется глобальными изменениями сущностного содержания производственных функций крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ), формирующихся под влиянием обновлённой законодательной базы Российской Федерации. Ряд отечественных и зарубежных исследователей выделяют гостиничный бизнес как перспективный градообразующий сектор экономики курортных регионов при условии активной реализации маркетинговой составляющей ценовой и продуктовой стратегии предприятий гостиничного сервиса. Однако анализ официальных и литературных источников в рамках проведённого исследования позволил констатировать, что в реферируемых отечественных изданиях за последние 5−8 лет отсутствует системный подход к изучению эффективности использования современного маркетингового инструментария, реализуемого открытыми акционерными обществами в сфере гостиничного бизнеса на курортах российского Причерноморья, хотя федеральные и территориальные органы налогового контроля, государственной статистики планомерно регистрируют в начале XXI века определённый рост ежегодной доходности крупных предприятий гостиничного бизнеса Юга России. Вышеизложенное обусловило востребованность проведения дополнительных научных разработок по избранной проблеме.

Целью настоящего исследования являлось научное обоснование, разработка и внедрение современных приёмов маркетинга в деятельность крупных предприятий гостиничного бизнеса — открытых акционерных обществ (с целью повышения их рентабельности) в кратко-, среднеи долгосрочных периодах развития на соответствующем сегменте рынка городов-курортов российского Причерноморья.

Указанная цель определила решение следующих задач:

— систематизировать ингредиенты маркетинговой деятельности баз исследования по изучению структуры потребительских предпочтений в гостиничном бизнесе Юга России;

— разработать авторскую систему комплексного использования маркетинговых приемов как инструментария достоверной оценки потенциальной и реальной ёмкости рынка гостиничных услуг на черноморских курортах Кубани;

— осуществить маркетинговый контроль при оценке исполнения конституционных и коммерческих гарантий прав потребителя в системе предоставления гостиничных услуг путём маркетингового тестирования различных групп населения в курортных зонах Краснодарского края по определению степени удовлетворённости потребителей уровнем развития гостиничного бизнеса в изучаемых городах-курортах;

— провести кластерный и ранговый анализ эффективности использования маркетингового инструментария в формировании алгоритма управленческих действий персонала крупных предприятий гостиничного сервиса (открытых акционерных обществ), а также в объективизации рейтинга инвестиционной привлекательности этих курортных организаций.

Цель и задачи исследования

определили комплекс методических подходов, используемых в настоящей работе, основными из которых стали следующие: метод маркетингового мониторинга сбытовых системметоды маркетингового контроля и экспертных оценокметод маркетингового тестированияметоды рангового и кластерного анализапараметрические и непараметрические методы статистики и др.

Научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в следующих теоретических наработках:

1. На основе критического анализа деятельности крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ), функционировавших в 1999;2003 годах на рынке гостиничных услуг в городах-курортах российского Причерноморья, впервые были выявлены и систематизированы ингредиенты маркетинговых функций этих организаций по изучению структуры потребительских предпочтений в системе гостиничных услуг Юга России.

2. Впервые в ходе маркетинговых исследований определена корреляционная зависимость между процессом имущественной социальной стратификации современного российского общества и показателями чувствительности потребителя к уровню цен в гостиничном бизнесе на курортах российского Причерноморья.

3. Впервые научно обоснована система доказательств позитивной роли маркетингового регулирования ценовых пропорций фактической и рыночной стоимости конечного продукта крупных предприятий гостиничного бизнеса (ОАО) на черноморских курортах Кубани в контексте авторского маркетингового мониторинга инновационной продуктовой политики баз исследования.

Объектом исследования являлись крупные предприятия гостиничного бизнеса (п=278), осуществлявшие в 1999;2003 годах свою производственную деятельность (в рамках открытых акционерных обществ) на рынке гостиничных услуг в курортных зонах черноморского побережья Краснодарского края.

Предмет исследования составили современные научные воззрения на совокупность методических и методологических подходов к использованию приёмов маркетинга для: повышения уровня надёжности систем внутреннего контроля хозяйственно-финансовой деятельности изучаемых крупных предприятий гостиничного бизнеса (открытых акционерных обществ) с целью получения высоких показателей доходностисовершенствования сущностного наполнения ингредиентов маркетинговой стратегии баз исследованияосуществления маркетингового контроля при оценке исполнения конституционных и коммерческих гарантий прав потребителя на изучаемом сегменте рынка в Южном федеральном округе Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1999. -284с.
  2. А.Г. Предисловие к современному маркетингу. /Хруцкий В.Е., Корнеева Н.В.// Настольная книга по исследованию рынка. Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
  3. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998.-186 с.
  4. Г. Л., Михайлова Е. А. Маркетинговые исследования М.: Финстатинформ, 1999.-228 с.
  5. И.Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга. Мн.: Высшая школа, 1999.-325 с.
  6. В.А. Маркетинг: Крат, курс: Учеб. пособие. 4-е изд. -М.: Изд.- торг. корпорация «Дашков и К «, 2003. — 190 с.
  7. М.М. и др. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов.//-М.: Финансы и статистика, 1997.-96с.
  8. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы-М.: Финансы и статистика, 1995.-211 с.
  9. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для ву-зов.-М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.- 316 с.
  10. М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1997.-412 с.
  11. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма.-М.: Финансы и статистика, 1999.-112 с.
  12. О.И. Как Интернет меняет представления о традиционных способах электронного бронирования номеров./ЛТять звезд: отели, рестораны, туризм. —2000. — № 3. С. 18−20.
  13. О.И. Системы центрального бронирования и информационного обеспечения для гостиничных сетей.//Пять звезд: отели, рестораны, туризм. —1999. — № 3. С. 24−26.
  14. H.H. Гостиницы «Формула 1» завоевывают Европу .//БТИ.- 1993. — № 3.- С. 2−4.
  15. H.H. Стокгольмская гостиница «Шератон» решает проблему продажи алкогольных напитков.//БТИ.- 1993.- № 2.-С.10−14.1 б. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: ИН-ФА-М, 2003. — 270 с.
  16. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Ltd, 1994, — 200с.
  17. Е.Ф., Петров A.A., Стерликов Ф. Ф. Экономика: справочник. М.: Финансы и статистика, 1997. — 400 с.
  18. В.Н. Олигополистическое поведение на рынке / Пелих A.C., Джуха В. М., Борщевская В. И. // Экономика отрасли.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-С. 372−377.
  19. Р., Майерс С. Оценка корпоративных финансов. М.: Олимп-бизнес, 1997. — 1120 с.
  20. Р. Теория регуляции: Критический анализ/ Пер. с франц. -М.: Наука для общества, РГГУ, 1997, — 111с.
  21. Г. И. Структура доходообразующих отраслей хозяйствования в Российской Федерации. Доклад на расширенной Коллегии МНС России. М.: Инфра-М, 2002. — 106 с.
  22. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 1999.-392 с.
  23. .Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения Российской Федерации-СПб: Из-во СПб ГУЭФ, 1998.-246 с.
  24. Д. Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 256 с.
  25. И. М., Грачева М. В. Проектный анализ. М.: ИО «ЮНИ-ТИ», 1998.-246 с.
  26. О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999. — 416 с.
  27. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датск. М.: Высшая школа, 1994. — 272 с.
  28. И., Бояджиева JL, Солаков Е. Прикладной линейный регрессионный анализ. Пер. с болг. и предисл. Ю. П. Адлера. М.: Финансы и статистика, 1987. — 338 с.
  29. Д. М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.- 260с.
  30. А. С. Эффективный траст. Опыт Западной Европы и российской практики. М.: Альпина, 1999. — 220 с.
  31. К.Н., Лесник A.A. Позиционирование гостиницы как рыночная экономика.//Пять звезд: отели, рестораны, туризм. — 2000. —№ 3.- С. 8.
  32. В.Л. Системная маркетинговая деятельность открытого акционерного общества на рынке топливно-энергетических ресурсов федеральных курортов Юга России. Сочи: Научно-образовательный центр РАО, 2004. — 6,5 п.л.
  33. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методика и практика-М.: Финпресс, 1998.-212 с.
  34. E.H. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — Финпресс, 2003. — 304 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
  35. В.А. Маркетинговое консультирование-М.: Дело, 1998.-179с.
  36. В.Г. Организация маркетинговой деятельности. М.: Но-лидж, 1996.-196 с.
  37. Е.В. Маркетинг.-Мн.: Высшая школа, 1998.-310 с.
  38. И.Г. Технологический маркетинг. М.: ЯНУС-К, 2003.-478с.
  39. Э.М. Сводные данные социально-экономического развития курортов российского Причерноморья. Сочи: изд-во «Ритм», 2000. — 186с.
  40. С.Г. Маркетинговые отношения: эволюция в экономической теории: Автореф. дис.. канд. экон. наук. /Кубанск. гос. технолог, ун-т. Воронеж, 2003.-23 с.
  41. А.П. Маркетинг в туризме. МН.: Новое знание, 2003−496 с.
  42. В. Н., Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов. М.: Финансы и статистика, 1995. — с 43−45.
  43. Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 1997.-244 с. 45.3акс Л. С. Статистическое оценивание. М.: Изд-во «Статистика и финансы», 1976.- 228 с.
  44. Н. Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997.-318 с.
  45. А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1997.-412 с.
  46. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме.-М.: Луч, 1994.-216 с.
  47. В.К. Маркетинговые стратегии предпринимательства: Автореф. дис. канд. экон. наук/ СПб. гос. ун-т эконом, и финансов. -СПб., 2003. -35 с.
  48. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Минск: Изд-во «Новое знание», 2000. — 216с.
  49. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга: Пер. с фр. М.: ИМИДЖ-КОНТАКТ: ИНФРА-М., 2002. -XVII. С. 211.-(Сер. «Соврем, консалтинговые технологии).
  50. Ким Дж.О., Мюллер Ч. У., Клекка У. Р. и др. Факторный, дискри-минантный и кластерный анализ. Пер. с англ. Под ред. И.С. Еню-кова. М.: Финансы и статистика, 1999. — 326с.
  51. А. Т., Волкова JI.A. Маркетинг.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.-287 с.
  52. А.И. Бизнес и маркетинг. М.: Изд-во «Институт менеджмента и маркетинга», 2003. — 328 с.
  53. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. 2-ое изд., перераб. и доп. Серия «Библиотека хозяйственного руководителя». М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 119 с.
  54. Коласс Бернар. Управление финансовой деятельностью предприятия. М.: ИО «ЮНИТИ», 1997.-366 с.
  55. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований.//Маркетинг. 2003. -№ 4. с. 39−48.
  56. Ф., Армстронг Г., Соундерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. К.- М.- СПб.: Издат. дом «Вильяме», 1998. 319с.
  57. JI. И. Анализ финансового состояния предприятия. М.: ПКФ «Экаунт», 1994. -254 с.
  58. М. Н. Финансовое состояние предприятия. М.: ДИС, 1997.-418 с.
  59. И. И. Маркетинг на предприятии.-М.: Финстатинформ, 1994.-285 с.
  60. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-119 с.
  61. E.H., Трайнев И. В. Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера (теория и практика).-М.: Экономика, 1994.- 116с.
  62. . . Стратегический маркетинг. Европейская перспек-тива.-СПб.: Наука, 1996. 305 с.
  63. А., Чернышев А. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии — М.: Финансы и кредит, 2000.- 111с.
  64. B.C., Маймулов В. Г., Нечаева E.H. Параметрические и непараметрические методы статистики СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-92с.
  65. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: Формика, 1992.-384 с.
  66. В. И. Фондовые индексы и рейтинги. Донецк: Сталкер, 1998.-320 с.
  67. . И., Карпунин М. Б., Любенецкий Л. Г. и др. Анализ и обоснование управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1991.-118 с.
  68. В., Салин П. Б. Основные модели оценки вклада Public Relations в маркетинговую стратегию.// Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 3. — С. 43−47.
  69. А. Б., Хартуков Е. М. Экономическая конъюнктура. Как изучить современный рынок. — М.: Поиск, 1997 -86 е.
  70. Маркетинг в туризме./Сост. Ю. Н. Борисова, Н. И. Гаранин, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин.//М.: Российская международная академия туризма, 1996.-217 с.
  71. Ю. П. Анализ внутрихозяйственных резервов. М.: Финансы и статистика, 1991. -215 с.
  72. В.Д. Маркетинг услуг.-М.: Финансы и статистика, 1996.261 с.
  73. Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг.// Маркетинг и маркетинговые исследования.-2003.-№ З.-С. 10−18.
  74. X. Монтехано. Структура рынка.-Смоленск: СГУ, 1997.264 с.
  75. Г. А. Управление маркетингом в регионе. Н. Новгород: Изд-во ВолгоВят. акад. гос. службы. — 2002. — 240 с.
  76. НещеретНВ. Основы анализа, спроса и предложения./Яковлева Е.Б., Нещерет Н. В., Ланец М. А. и др. Микроэкономика. Учебное пособие под ред. проф. Е. Б. Яковлевой. -СПб.:Поиск, 2002.-С.24−60.
  77. Э.В. Дежа-вю некоммерческого маркетинга.// Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 3. — С. 64−69.
  78. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Нормативно-правовые документы. — М.: Турпресс, 1998. -92 с.
  79. Ю. Б. Государственный финансовый контроль: принципы, задачи и проблемы формирования. // Аудит в России проблемы и перспективы: Тезисы докл. научн.-практ. конф. эконом. Юга России. — Сочи, 2003. — С. 14−17.
  80. А.П. Маркетинг.-М.: ИМПЭ, 1999.-316 с.
  81. А. С. и др. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -274с.
  82. В. И. Методика составления рейтингов инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов. // Аудит в России -проблемы и перспективы: Тезисы докл. научн.-практ. конф. эконом. Юга России. Сочи, 2003. — С. 121−122.
  83. В. И., Гаврилов А. А. Методы повышения инвестиционной привлекательности региона. // Аудит в России проблемы и перспективы: Тезисы докл. научн.-практ. конф. эконом. Юга России. — Сочи, 2003. -С. 126−127.
  84. Е.В. Маркетинг услуг.-СПб.: Питер, 2000. -166 с.
  85. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1994. — 215 с.
  86. Дж. Путь к покупателю. — М.: Прогресс, 1991- 125 с.
  87. И.И. Ценовая политика в системе маркетинга.-Мн.: БГЭУ, 1999.-117 с.
  88. А. Г. Рыночная структура и эффективность функционирования экономики. / Экономика отрасли. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. — с. 410−439.
  89. Развитие курортов федерального значения: Федеральная целевая программа. // Собр. законодательства РФ.-1996.-N 6- С. 1582−1695.
  90. А.Н. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.//Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи: Материалы научн.-практ. конф. «Здравница 2003». — Железноводск: МЗ РФ, 2003.-142с.
  91. .А. и др. Современная экономика России. М.: Инфра, 1997.-388 с.
  92. А. А. Кубань спасет Европу от стагнации. // Комсомольская правда. 2004. — № 103/23 (23 290). — С. 16−17.
  93. Родждерс Фрэнсис Дж. IBM: Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг. — М.: Прогресс, 1990- 58 с.
  94. Г. М. Рыночное регулирование гостиничного бизнеса.// Аспекты современного туризма: Материалы I международной конференции стран участниц регулирования международного туризма в курортных регионах Чёрного моря. — Анталья, 2002. — с. 174 182.
  95. Тер-Газарян А. Г. Бремя гостиничного сервиса.// Комсомольская правда. 2004, — № 317 265, — С. 6.
  96. А. Н. Об основах правового регулирования инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края. Доклад на VI сессии Законодательного собрания Краснодарского края. -Кубанские новости. -2003. № 46 (134). -С. 2−3.
  97. А.Г. Организация производства.- ВГТУ, 1993. 384 с.
  98. Указ президента РФ «О дополнительных мерах в Российской Федерации и об упорядочивании использования государственной собственности в сфере туризма»./ 25 апреля 1994 г. № 813 // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 1. — Ст.2.
  99. И.В. Интернет-маркетинг: Учебник./ СПб.: Санкт-Петерб. Гос. ун-т экономики и финансов, 2003. 350 с.
  100. Д.С. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке.//Маркетинг в России и зарубежом. 2003. — № 3. — С. 73−78.
  101. А.Н. Практический маркетинг / Байкал, гос. ун-т экономики и права. Иркутск, 2002.-214 с.
  102. Ю., Черная Е. Особенности маркетинговой и рекламной деятельности телекоммуникационной компании.// Маркетинговые коммуникации. -2003.- N 2. С.8−11.
  103. Э., Ренц Б. Методы корреляционного и регрессного анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. — 250 с.
  104. Е.Е., Шмарова JI.B. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003.- 176с.
  105. Ш. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003.-560 с.
  106. А. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. — М.: Интел-универсал, 2000.-102с.
  107. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Инфа-М, 1998.-218 с.
  108. А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000.- 400с.
  109. В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: Автореф. дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  110. Е.Б., Ланц М. А., Горюнова Т. Н. и др. Микроэкономика.- СПб.: Изд-во Поиск, 2002.-358с.
  111. В.В. Маркетинг гостиничных услуг. — М.: ИтиГ, 2000.-260с.
  112. В.В., Безрукова H.H. Гостиницы туристского класса. Ценовая политика как элемент маркетинговой стратегии./Российская туристская газета.— 2001. —№ 4.-С2.
  113. В.В., Безрукова H.H. Могут российские гостиницы конкурировать с международными? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2001. — № 7.- С. 2.
  114. В.В., Безрукова H.H. Ценовая политика гостиничных предриятий/Парад отелей. — 2001.- № 1.-С.10.
  115. Achenbaem A. R. Marketing Testing: Using the Marketplace as Laboratory. Journal of Marketing 26 (№ 4, 2002). — P. 237.
  116. Acroff R. L. Scientific Method in Marketing. New York, 2001.-271 P
  117. Andreasen A. R. Backward’Market Research. Harvard Business Review 63 (2001).- 176 p.
  118. Blomar J.-P. Independence of recreations.- London, 1996.-207 p.
  119. Blomar J.-P. The history and principles of resorts recorver.- Paris: Health Affairs 12, 1993.-P. 49−53.
  120. Burbart I.J., Medlik S.J. Independence of recriations.//Boston.-1996.-340p.
  121. Burkart I.J., Medlik S.J. The manegment of Tourism. L, 1995.-400 P
  122. Burkeley W. J. Data bases are Plugued by Reign of Error. — Wall Street Journal. — 2003. — P. 32−38.
  123. Chapmen R. G. Problem Definitions in Marketing Research Studies. — Journal of Consumer Marketing, 2001. — P. 51−59.
  124. A., Lindsey D. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 р.
  125. Dressler M., Beall R., Brant J. What the Hot Marketing Tool of the'90s Offers you. Industrial Marketing (2003). — P. 127−139.
  126. Drucher P. F. Marketing 101 for a Fast Changing Decade. The Wall Street Journal 36, 2001. — P. 22−26.
  127. Ferber R., Verdoorn P. J. Research Methods in Economics and Business. New York: Macmillan, 2002. — P. 208−224.
  128. , M. (2002): — Teoria economica del turismo-, Ali-zanza Universidad Textos, Madrid.-280p.
  129. Free V. The Marketing War Gets Automated. Marketing Communications (1998). — P. 40−48.
  130. Gilbert A Churchill, Jr. and /. Paul Peter, Marketing: Creating Value for Customers (Burr Ridge, III.: Austen Press, 1995).- P. 18−22.
  131. Goslar M. D., Brown S. W. Decision Support System Models. Information Processing and Management 2 (2000). — 448 p.
  132. Grady D. Ethical Problems of Marketing Researchers. Discovery (2002).-P. 78−86.
  133. Hirschman E. C. Humanistic Inquiry in Marketing Research: philosophy, Method and criteria. Journal of Marketing Research (2001). -P. 243.
  134. Hunt S. D., Chonko L. B. et. al. Ethical Problems of Marketing Researchers. Journal of Marketing Research. — 2001. — № 8. — P. 19−27.
  135. J W. A. Belson, «Increasing the Power of Research to «Guide Adver tising Decisions», Journal of Marketing 29 (April 2002), p. 38.
  136. Jacob H. Using Published Data: Errors and Remedies. Beverly Hills, Calif: Sage Publications. — 2001. — P. 304−325.
  137. John D. C Little, «Decision Support Systems for Marketing Managers,» Journal of Marketing 43 (1999). P. 11.
  138. Kahn G. and Canneiytnz M. The Dynamics of Interviewing, p 194 (New York: Wand, 2002).
  139. Kanner B. W. Raiders of the Lost Market. New York, 2002.-207 p.
  140. P., 1991, Marketing management, 7th Edition, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall.-P.20.
  141. Krippendorf J. Recriation independent. London, 1997.-207 p.
  142. Mason СМ., Harrison R.T. Business angel networks and the development of the informal venture capital market: is there still a role for public policy? // Small Business Economics, 1997, № 9.- p. 111−123.
  143. Meyer F.V., Cerner D.C., Parker T.S. Problems of a Mature Economy. London, 1999. — p. 314.
  144. Muller C.F. Economic costs of illness and health pollicy, Amer.J.publ.HIth., 1999.-Vol.70.-N12.-P. 1245−1246.
  145. Norman M. B, Seymour Sudman, Improving Interview Method and' Questionnaire Design (San Francisco: Jossey-Bass, 2003), p. 29.
  146. Poole M. The Origins of Economic Democracy.-Lnd. 1999.-11 lp.
  147. M.J. Концепция «бриллианта» как основа регулярного инновационного маркетинга в гостиничном бизнесе.-М.: Изд-во ФОЛИАНТ, 1999.-326с.
  148. Robert A. Peterson, Roger A. Kerin, «The Quality of Self-Report Data: Review and Synthesis», (Chicago: American Marketing Association 2001»), p. 5−20.
  149. Robert L. Kahn, Charles F. Cannel, The Dynamics of Interviewing (New York: John Wiley, © 1997), Wendy Sykes, Martin Collins, «Anatomy of the Survey Interview», Journal of Official Statistics 8 (No. 3,2002), p. 277−291.
  150. Roberts Bartels, he Development of Marketing Thought (Home-wood, III.: Richard D. Irwin, 1992), p. 106−124- JackJ. Honomichl, Marketing Research People: Their Behind-the-Scenes Stones (Chicago: Crain Books, 1994 г.), part II, p. 95−184.
  151. Stanley Presser, Shanyang Zhao, «Attributes of Questions and Interviewers as Correlates of Interviewing Performance», Public Opiyiion Quarterly 56 (Summer 2002), p. 236−240.
  152. G.J., 1986 r- Beyond the many faces of pricean integration of pricing strategies, Journal of Marketing, Vol. 50.
  153. Urban C. L., Hauser J. R. Essentials of New Products Manadement. Prentice-Half, Inc., 2001. — 198 p.
  154. Willyams R. D. Marketing Intelligence Systems: A DEW Line for Marketing Men. Business Management (1996). — P. 32−48.
Заполнить форму текущей работой