Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основы этого комплекса мер выступают результаты медико-биологических исследований, посвященных токсикологии отравляющих веществ и средствам медицинской защиты, корректировке санитарно-гигиенических нормативов и инструктивно-методической документации, регламентирующей организацию медицинской помощи, апробации новых и использованию существующих средств антидотной терапии, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ СИСТЕМУ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ЗАПАСОВ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (обзор литературы).

1.1. Меры по охране здоровья человека при выполнении Российской Федерацией международных обязательств в соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

1.2. Обязанности ведомств, принимающих участие в реализации системы мер по охране здоровья лиц, занятых в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации.

1.3. Характеристика задач, требований и порядка межведомственного взаимодействия при медицинском обеспечении персонала, задействованного в процессе уничтожения химического оружия.

1.4. Сравнительная характеристика нормативной базы по медицинскому обеспечению военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Медико-техническая характеристика объекта по уничтожению химического оружия.

2.2. Материалы и методы исследования.

ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТА ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В ЗОНЕ ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

3.1. Показатели заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием-.

3.2. Показатели заболеваемости взрослого населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объекта по уничтожению: химического оружия.

3.3. Сравнительная характеристика показателей заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области- населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объектов, населения Саратовской области в целом и военнослужащих Приволжско-Уральского военного округа.

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ СИЛ И СРЕДСТВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗАДАЧАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ОБЪЕКТЕ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ.

4.1. Анализ соответствия сил и средств, медицинского назначения задачам медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению! химического оружия, на примере объекта в п. Горный Саратовской области.

4.2. Организация медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия, на объекте в п. Горный Саратовской области в штатном режиме.

4.3. Организация медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия, на объекте в п. Горный Саратовской области в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА 5. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ, ПРИ ШТАТНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ И В

СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙШ1Х СИТУАЦИЙ.

5.1. Мероприятия по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия, при штатном функционировании объектов.

5.2. Мероприятия по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия, а также населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, при чрезвычайных ситуациях-.

Оптимизация медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема уничтожения запасов химического оружия связана с решением комплекса вопросов юридического, технического, экологического и научно-методического плана [38,46, 66, 9Т- 111].

Необходимо отметить, что в программных документах на международном и федеральном уровнях признан приоритет требований по обеспечению безопасности людей [58, 69]. В связи с этим вопросы охраны здоровья граждан имеют важное значение на всех этапах работ по уничтожению химического оружия [6,42,43].

В настоящее время проведен большой объем работ по созданию надежной современной системы медицинского обеспечения, направленной на охрану здоровья персонала объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего в районах их размещения [77J. В рамках этой системы осуществляется комплекс организационных и лечебно-профилактических мероприятий, учитывающих специфику процесса уничтожения химического оружия [19, 59].

В качестве основы этого комплекса мер выступают результаты медико-биологических исследований, посвященных токсикологии отравляющих веществ и средствам медицинской защиты, корректировке санитарно-гигиенических нормативов и инструктивно-методической документации, регламентирующей организацию медицинской помощи, апробации новых и использованию существующих средств антидотной терапии, а также созданию системы медицинского мониторинга здоровья персонала объектов и населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия [1, 2,19, 40].

Вместе с тем, участие в процессе уничтожения химического оружия многих министерств и ведомств обусловило создание параллельных структур в целях медицинского обеспечения персонала, занятого на работах с химическим оружием, что на начальном этапе приводило к дублированию функций и отсутствию четкого взаимодействия между ними [85,114].

В 2002 году начала действовать система медицинского обеспечения лиц, занятых на работах с химическим оружием, на первом объекте по уничтожению отравляющих веществ кожно-нарывного действия в п. Горный Саратовской области. Были определены функции отдельных подразделений, проведена подготовка медицинского персонала как медико-санитарных частей, так и территориальных учреждений здравоохранения [31]. Наряду с этим, была проведена работа по обеспечению функционирования поликлинических консультативно-диагностических центров.

Однако с предстоящим вводом в эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия в других регионах страны опыт медицинского обеспечения персонала объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области необходимо исследовать, оптимизировать и использовать при вводе в строй и эксплуатации объектов в п. Леонидовка Пензенской области, п. Марадыковский Кировской области, г. Почеп Брянской области, п. Щучье Курганской области, г. Камбарка и п. Кизнер Удмурдекой республики [135 -137].

Вышеизложенные обстоятельства и послужили основанием для выполнения настоящего исследования.

Цель исследования — разработка предложений по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия, при штатном функционировании объектов и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В ходе исследований предполагалось решить следующие основные задачи:

1. Изучить существующую нормативно-правовую базу, регламентирующую систему мероприятий по охране здоровья граждан при уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации.

2. Исследовать показатели уровня и структуры заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также населения, проживающего в зоне защитных мероприятий.

3. Провести анализ соответствия сил и средств медицинского назначения задачам медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала на объекте по уничтожению химического оружия.

4. Разработать предложения по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах по уничтожению химического оружия, при штатном функционировании объектов и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Научная новизна результатов исследований. Впервые проведен детальный обобщающий анализ существующих нормативно-правовых актов, регламентирующих мероприятия по охране здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия, в результате которого установлено существование параллельных структур, отвечающих за организацию медицинского обеспечения, дублирование их функций и отсутствие качественного взаимодействия.

Впервые детально изучены показатели заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Определено, что уровень первичной заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с ХО, значимо не отличается от уровня заболеваемости населения, проживающего в зоне защитных мероприятий и был значимо ниже показателя заболеваемости взрослого населения региона.

Приоритетными являются исследования по оценке соответствия имеющихся сил и средств медицинского назначения на объекте по уничтожению химического оружия задачам медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала при штатном функционировании объекта и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций:

Практическая значимость работы. Результаты исследований показателей заболеваемости и анализа соответствия сил и средств медицинского назначениязадачам медицинского обеспечения персонала на примере объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области позволили улучшить общее планирование и реализацию лечебно-профилактических мероприятий в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием.

Предложенные мероприятия по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружиема также населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, при штатном функционировании объектов повысят безопасность v I процесса хранения и уничтожения химического оружия.

Утверждение установленным порядком и введение в действие разработанного единого плана организации взаимодействия министерств и ведомств по медицинскому обеспечению персонала объектов по уничтожению химического оружия и населения существенно повысят качество проводимых мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. С момента введения в эксплуатацию первого объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области уровень первичной заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с ХО, значимо не отличался от уровня заболеваемости населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, и был от 1,3 до 4,7 раза ниже, чем показатель первичной заболеваемости населения Саратовской области, что убедительно доказывает эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий и отсутствие отрицательного воздействия работы объектов на население и окружающую среду.

2. В результате проведенных исследований на объекте по уничтожению химического оружия установлено соответствие имеющихся сил и средств медицинского назначения задачам медицинского обеспечения персоналазанятого на работах с химическим оружием, и населения, проживающего в зоне защитных мероприятий.

3. Разработанные предложения по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, а также населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, при штатном функционировании объектов позволят значительно улучшить безопасность процесса хранения и уничтожения химического оружия, а организация взаимодействия министерств и ведомств по медицинскому обеспечению персонала объектов и населения при чрезвычайных ситуациях, должна быть реализована в виде единых планов оказания медицинской помощи.

Внедрение результатов работы. Результаты исследований использованы при подготовке:

1. Межведомственного решения, утвержденного Генеральным директором Российского агентства по боеприпасам, руководителем Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России и начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ «Координация, постановка и сопровождение научно-исследовательских работ в рамках Государственного оборонного заказа». — М., 2003.

2. Типового плана организации взаимодействия министерств и ведомств по оказанию медико-санитарной помощи персоналу и населению на объектах по хранению и уничтожению химического оружия при чрезвычайных ситуациях.- М., 2005.

3. Плана организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий аварий на объекте по хранению и уничтожению химического оружия кожно-нарывного действия (п. Горный Саратовской области). — М., 2005.

4. Инструкции «О порядке проведения медицинского освидетельствования военнослужащих, обязательных медицинских осмотров гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, отбираемых для службы (работы), проходящих службу (работающих) с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, граждан, проходивших военную службу с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, и установления причинной связи их заболеваний с воздействием токсичных химикатов, относящимися к химическому оружию», утвержденной начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ, руководителем Федерального медико-биологического агентства и заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности. — М., 2006.

Результаты работы использованы при подготовке итоговых отчетов по следующим темам научно-исследовательских работ, выполненных в рамках Государственного оборонного заказа:

1. «Медицинские аспекты системы обеспечения безопасности работ при уничтожении химического оружия» // Отчет о НИР, шифр «Зонтик», инв. № 1646.-М., 2003.

2. «Медицинские аспекты системы обеспечения безопасности работ при уничтожении химического оружия. Обоснование методических подходов к оценке риска для здоровья персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия от воздействия отравляющих веществ» // Отчет о НИР, шифр «Зонтик-2», инв. № 1662. — М., 2004.

Результаты диссертационного исследования использованы при планировании и проведении межведомственного исследовательского командно-штабного учения на объектах в п. Горный Саратовской области и г. Почеп Брянской области «Охрана, оборона объекта по уничтожению химического оружия и объекта по хранению химического оружия. Ликвидация последствий возможных чрезвычайных ситуаций», проведенного в 2005 году.

Результаты исследований использованы также в учебном процессе Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова при проведении лекционных и практических занятий со слушателями I факультета и Военно-медицинского института Федеральной службы безопасности РФ при Нижегородской государственной медицинской академии по проблемам клинической токсикологии и организации медицинского обеспечения работ, связанных с профвредностями.

Апробация работы. Изложенные в настоящей работе результаты исследований были представлены в материалах Всеармейской научно-практической конференции «Социальные и военно-экологические причины травматизма в Вооруженных Силах Российской Федерации» (Санкт-Петербург, ВМедА, 1998), Российской научной конференции «Медико-биологические проблемы противолучевой и противохимической защиты» (Санкт-Петербург, С.

ВМедА, 2004), 2-й научно-практической конференции Научно-технического центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия «Научно-технические аспекты обеспечения безопасности при уничтожении, хранении и транспортировке химического оружия» (Москва, 2004), научно-практических конференций Саратовского военного института радиационной, химической и биологической защиты (Саратов, 2004, 2005), расширенного заседания научно-технического совета Научно-технического центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Москва, 2005), научно-практической конференции «Научно-технические аспекты обеспечения безопасности при уничтожении, хранении и транспортировке химического оружия» (Москва, 2006), трудах 2-го съезда военных врачей медико-профилактического профиля Вооруженных Сил Российской Федерации «Современные проблемы военной профилактической медицины, пути их решения и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2006) и на расширенном межкафедральном заседании Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург, 2006).

Публикации. По материалам диссертации в научной печати опубликовано 12 работ.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 213 страницах машинописного текста и состоит из введения, главы обзора литературы, главы материалов и методов исследования, трех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. В результате анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей мероприятия по охране здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия, установлено существование параллельных структур, отвечающих за организацию медицинского обеспечения, дублирование их функций и отсутствие четкого взаимодействия.

2. Установлено, что в течение первых двух лет с момента введения в эксплуатацию первого объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области (2003 — 2004 гг.) уровень первичной заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, не имел значимых различий по сравнению с уровнем заболеваемости населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, а структура болезней у военнослужащих и лиц гражданского персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия в целом соответствовала структурам болезней жителей зоны защитных мероприятий, военнослужащих Приволжско-Уральского военного округа и взрослого населения области.

3:-, Более, низкий (в среднем в 2,3 раза) уровень первичной заболеваемости военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием в п. Горный Саратовской области, чем взрослого населения области в целом, убедительно доказывает эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий и отсутствие отрицательного воздействия работы объекта по уничтожению химического оружия на население и окружающую среду.

4. Установлено соответствие имеющихся сил и средств медицинского назначения на объектах по хранению и уничтожению химического оружия задачам медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала при штатном функционировании объектов и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

5. Показано, что основным мероприятием по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, участвующих в уничтожении химического оружия, является организация межведомственного взаимодействия с целью исключения дублирования функций и несогласованности действий по оказанию медицинской помощи как при штатном функционировании объектов, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

6. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций организация взаимодействия министерств и ведомств по вопросам медицинского обеспечения лиц, занятых на работах с химическим оружием, и населения, проживающего вокруг объектов хранения и уничтожения химического оружия, должна быть реализована в виде единых планов оказания медицинской помощи.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предложенные мероприятия по оптимизации медицинского обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятого на работах с химическим оружием, целесообразно использовать при планировании и реализации взаимодействия министерств и ведомств по оказанию медицинской помощи персоналу и населению на всех объектах по хранению и уничтожению химического оружия как при штатном функционировании объектов, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. Разработанный единый план организации взаимодействия министерств и ведомств по медицинскому обеспечению персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия и населения при чрезвычайных ситуациях необходимо утвердить и ввести в действие установленным порядком с целью оптимизации и повышения качества проводимых мероприятий по оказанию медицинской помощи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой