ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
1. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. Психическое состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.
2. Психическое состояние представляет собой сложное структурно-системное образование, характеризующееся определенной динамикой развития, пространственной организацией, а также интенсивностью проявления и сменой состояний. Психические состояния задают диапазон, создают границы, уровень и возможности проявлений других психических явлений (процессов и свойств), выполняя функцию регулятора последних. Пространственные параметры психических состояний для своего описания требуют следующих координат: уровней потребностного, мотивационного, операционального, аттенционного и эмоционального напряжения, степени участия (включенности) сознания, направленности мотивации, внимания и сознания, модальности переживаемых эмоций и т. д.
3. При анализе причин и механизмов возникновения психических состояний следует исходить из понятия психологического синдрома, описывающего целостный, системно организованный комплекс, состоящий из связанных между собой системообразующим фактором — личностным смыслом — субъективных особенностей и ситуаций, где репрезентация ситуации в функционировании психики приводит к корреляционному объединению разных подсистем, функций, образованию констелляций из разных подсистем, что, в свою очередь, выражается в виде синдрома, состоящего из переживаний, т. е. актуализации состояний субъекта.
4. Психическое состояние выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы, и заключается в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности. Психическое состояние является как бы тембром психической деятельности. По отношению к психическому процессу, психическое состояние выступает способом его организации в определенной период времени. Психические состояния так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие разных психических процессов.
5. Понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. Психические CQcтoяния — это конкретное проявление всех компонентов, явлений психики в данный период времени.
6. Раскрывая сущность стадий психического развития, можно характеризовать их как различные психические состояния человека. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительностиопределенным, ведущим типом его деятельности.
Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения человека к действительности.
7. Процесс самоорганизации в рамках определенного масштаба времени происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Новый порядок (новая структура личности) возникает благодаря неравновесному состоянию и зависит от его интенсивности. Последнее, в свою очередь, обусловлено напряженностью взаимодействия субъекта с характеристиками среды (социальной или предметной).
8. Общеметодологическая сетка, блок понятий психическое состояние — переходное психическое состояние — связь состояний позволяет охарактеризовать ритмическое развитие психики человека как иерархически организованное изменение состояний человека, способствующее эффективности социальной адаптации личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Несмотря на многообразие подходов к изучению развития психики человека, предлагается разработка новой ритмической структуры смены и связи психических состояний в аспекте социальной адаптации. В этой связи в диссертации прежде всего исследовались такие исходные категории, как: состояние, психическое состояние, переходное психическое состояние, связь психических состояний, ритмическое развитие психики человека, социальная адаптация личности.
Философские аспекты категории состояние, ее связь с категориями качество, мера, субстанция, субстрат, изменение, тождество, развитие и другими, способствует эффективному использованию данной категории на уровне философского детерминизма. В то же время, являясь целостной характеристикой конкретных систем и процессов, состояние позволяет описывать и объяснять связи детерминации на теоретическом уровне таких наук, как психология, социология, биология, физика, кибернетика.
С точки зрения психологии, психические состояния человекаэто доминирующие способы функционирования психики, проявляющиеся в своеобразии психических процессов, в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. Психическое состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.
При анализе причин и механизмов возникновения психических состояний следует исходить из понятия психологического синдрома, описывающего целостный, системно организованный комплекс, состоящий из связанных между собой системообразующим факторомличностным смыслом — субъективных особенностей и ситуаций. Репрезентация ситуации в функционировании психики приводит к корреляционному объединению разных подсистем, функций, образованию констелляций из разных подсистем, что, в свою очередь, выражается в виде синдрома, состоящего из переживаний, т. е. актуализации состояний субъекта.
Если под понятием психика разумеется сложная система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, то психическое состояние — это конкретное определенное соотношение и взаимодействие этих компонентов за определенный период времени, временное состояние этой системы. В этом временном аспекте состояние оказывается компонентом психики.
Различаются состояния установившееся и переходные. Под переходным состоянием мы понимаем относительно неустойчивое, динамичное, одновременно изменяющееся единство противоположных, генетически связанных существенных свойств, являющееся необходимым результатом единства процесса последовательного разрешения всей системы существенных противоречий устойчивого состояния с условиями этого процесса.
Человек представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией. Синергетическая теория отбора трактует отбор как универсальный механизм развития любой диссипативной системы. Механизм, подающий и воспроизводящий ритмические процессы психических состояний непосредственно связан с диалектическим, последовательным чередованием периодов хаоса и порядка (переходных и устойчивых состояний) в процессе самоорганизации психики человека.
При рассмотрении психических состояний человека, психика констатируется как некоторая целостная нерасчлененная данность, которая при изменении внешних условий и внутренних параметров «распадается» на совершенно определенные психические состояния. Состояния могут иметь разный энергетический уровень, который находит отражение в качественной специфике актуализирующихся состояний. За точку отсчета могут быть приняты относительно равновесные состояния (состояния средней, или оптимальной, психической активности). Состояния, связанные с повышенной психической активностью, а также состояния пониженной психической активности, характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно срединной точки, будут отнесены к неравновесным состояниям. В целом, все состояния могут быть градуированы выше или ниже. нулевой, точки.
С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой. Нарушения симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей является человек. В результате вследствие самоорганизации складывается новое функциональное образование системы — неравновесное состояние. Образование новой функциональной структуры (неравновесного состояния) возникает в виде внезапного скачкообразного ответа системы (^катастрофы) на изменение внешних условий. Функциональная структура обладает определенным количеством энергии, которая диссипирует посредством действий, поступков субъекта, т. е. соответствующего поведения, или обусловливает возникновение новых структур и новообразований в личности. Это — важная особенность неравновесных состояний, т. е. именно то, что они являются звеном, предшествующим возникновению новообразований в структуре личности, обусловливая возникновение последних. Впоследствии новообразования закрепляются в виде свойств, черт и др. Возникшее новообразование приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое (равновесное) состояние. Этим завершается цикл равновесие — неравновесие — равновесие до следующего нарушения равновесия — ситуации, приводящей субъекта в состояние неравновесности.
Важной функцией неравновесных состояний является обусловливание ими процесса возникновения новообразований в структуре личностных свойств. Возникновение новообразования в структуре личности связаны с механизмом, который называется < возникновение порядка через флуктуацию1. В равновесных состояниях он ослабляется и подавляется, тогда как в неравновесных состояниях, наоборот, усиливается и тем самым расшатывает прежний порядок и основанную на нем структуру. В результате этого возникает неустойчивое состояние и появляется особая точка перехода (точка бифуркации), или разветвления. Какую из возможных структур и направлений в этой точке выберет, система — это зависит часто от случайных факторов и заранее предсказать трудно. Новый порядок, или динамический режим, соответствующей структурой, которая приходит на смену старой неустойчивости, характеризуется уже вполне детерминистическим поведением.
На социально-психологическом уровне саморегуляция психических состояний носит название социальной адаптации как вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Адаптация включает физиологический, биологический, психологический и собственно социальный уровни.
Развитие психики человека есть ритмический процесс последовательной смены ее состояний, значит общую динамику психического развития человека (социального слоя, группы или общества) можно отразить с помощью сетки понятий: психическое состояние — переходное психическое состояние — связь психических состояний. Понятие психическое состояние позволяет отразить процесс развития психики человека в любой ограниченный отрезок, момент времени. Оно выражает психическое развитие человека в единстве количественных, качественных и структурных преобразований при доминировании одного или нескольких психических явлений в определенной пространственно-временной ситуации.
Переходное же состояние приводит к уничтожению и превращению психологически устойчивого состояния как субстрата изменений в свою противоположность. То есть, в конечном счете переходное состояние само превращается в субстрат. Оно становится субстратом связи психологических состояний, обусловливает закономерный последовательный процесс изменения (перехода в новые устойчивые состояния, или возвращение в исходное устойчивое состояние).
Понятие связи психических состояний фиксирует таким образом всеобщую форму проявления ритмических процессов развития, так как оно отражает закономерности превращения психического состояния в психическое состояние1' через переходное психическое состояние, психическое состояние1 в психическое состояние2 через переходное психическое состояние'1 и т. д.
Раскрывая сущность стадий психического развития, можно характеризовать их как различные психические состояния человека. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительностиопределенным, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения человека к действительности.
Развитие психики человеческого индивида — обусловленный и вместе с тем активный ритмический, саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение от низких к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к высокой социальной адаптации, самосовершенствованию посредством собственной деятельности,.
160 обучения, игры, труда и общения с другими людьми. В своем стремлении к самовоспитанию человек выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства свой жизни, человек формирует социальные качества собственной личности, способствующие его социальной адаптации.
Итак, общеметодологическая модель, блок понятий психическое состояние — переходное психическое состояние — 'связь состояний позволяет охарактеризовать ритмику развития психики человека как иерархически организованное изменение состояний человека, которое применительно к психике в целом отражает ее эволюцию. А в практическом применении способствует психической саморегуляции человека, его социальной адаптации. Естественно, мы не отрицаем уже существующие теории развития психики человека, а предлагаем новый подход к этой проблеме — теоретически проанализировать ритмику развития психических состояний человека.
1. Абрамова Н. Т. О соотношении части и целого в строении материи //Вопросы философии. — 1962, — N 2. — С.46−57.
2. Аверьянов А. Н., Оруджев З. М. Диалектическое противоречие в развитии познания // Вопросы философии. 1979. N 2. — С. 38−49.
3. Айзятов Ф. А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия (методологический и социально-экологический анализ).- Саранск, 1998.-298с.
4. Алексеев И. С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ // Методологические принципы физики. -М.: Наука, 1978. 176с.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. — 287с.
6. Ананьев Б. Г. Проблемы социогенеза человеческого поведения //Вопросы изучения и воспитания личности. Труды института им.
7. В. Н. Бехтерева. -М., 1930, -Вып. 1−2, -С. 12−18.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 338с.
9. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. -334с.
10. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978. -400с.
11. Ю. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическомуизучению личности // Психол. журн&bdquo—1981. № 2. — С.8−18. П.Аристотель. Категории. Соч.: В 4-х т. — М.: Мысль, 1978. — Т.2. — С.51. -90.
12. Аристотель. Метафизика. М.: Госкомиздат, 1937. ~ 300с.
13. И. Аскин Я. Ф. Проблема времени. Её философское истолкование. М.: Мысль, 1966. -112 с.
14. Аскин Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.: Мысль, 1977, — 188с.
15. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 295с.
16. Баженов Л. Б. Причинность и законы сохранения // Вопросы философии, -1971. N 4. -С.93−102.
17. Бассин Ф. В. Ещё раз о законах психики//Психол. журн., 1982. № 6.-С.145−151.
18. Бернштейн H.A. К вопросу о природе и динамике координационной функции // Ученые записки МГУ. Психология. -М., 1945. № 90.
19. Бернштейн H.A. Физиология движений и активностьМ.: Наука, 1990.-495с.
20. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. -Л.: Наука, 1980. -208с.
21. Блауберг И. В. Проблема целостности в марксистской философии. -М.: Высшая школа, 1963. -98с.
22. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448с.
23. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979," «- 230с.
24. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196с.
25. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. -143с.
26. Вернадский В. И. Эволюция видов и живое вещество//Природа.-1978. -№ 2. -С.36−46.
27. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-507 с.
28. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986. -206с.
29. Волков A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структураи регуляция. Психологический анализ. М.: МГУ, 1987. -215с.
30. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психологии. М. — 1987. — N1−2.-С. 7−18.
31. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974.-101с.
32. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 175с.
33. Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенеза человека//Психол. журн. 1980. Т.1. — С.6,42−53.
34. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — N 10. — С.5−16.
35. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1970. -Т.1. -326с.
36. Гольбах П. А. Избранные произведения. В 2-х т. -М. Соцэкгиз, 1963. -Т.1.-423 е.
37. Грант В. Эволюционный процесс. М.: Политиздат, 1991. 217с.
38. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологиюактивности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
39. Грицевский М. А., Конопкин O.A., Стрюков Г. А. Анализ состояния ожидания в труде оператора химического производства. В сб.: «Психологические вопросы регуляции деятельности». М.: Педагогика, 1973. С.8−26.
40. Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998. — 540 с.
41. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госкомиздат, 1950. — 710с.
42. Демидов В. И. Категория «состояние» в истории и марксистской философии. Саранск: -МГУ, — 1975. — 103 с.
43. Дишкант Г. П. Поиски интерпретации квантовой теории//Соотношение истории и логики науки. Днепропетровск, -1970. 103с.
44. Егоров Ю. Л. Принцип системности: сущность и функции в познании. -М.: Изд-во ЗелО, 1997. 175 с. 47.3авалишина Д. Н. Системный анализ мышления. Психол. журн., 1983, — № 3. — С.3−11.
45. Запорожец A.B. Основные проблемы онтогенеза психики.
46. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1986. -Т.1. -316с.49.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с. 50.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд. во Моск. ун-та, 1982. — 128 с.
47. Иванников В. А. К сущности волевого поведения //Психологический журнал. -1985rN 3. -С.47−55.
48. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теорииМ.: Политиздат, 1984. 320 с.
49. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 1999.-386 с.
50. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический журнал. -1981. -N 5. С.56−60.
51. Йолов Т. Экспериментальные ситуации и ситуативные особенности поведения личности//Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь / Ред.Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. М., Политиздат, 1990. 323с.
52. Каган М. С. Человеческая деятельность. -М.: Политическая литература, 1974. С. 132−147.
53. Кант И. Сочинения. В 6 ти т. -М.: Мысль, 1964. -Т.З. — 799 с.
54. Карсаевская Т. В. Социальная детерминация возрастных фаз человека//Соотношение биологического и социального в развитии человека. М.: Наука, 1977. — 430с.
55. Кевбрин Б. Ф. Развитие. Детерминизм. Закон/Моск.ун-т потребкооперации. -М., 1998. 244с.
56. Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. -М.: Госполитиздат, 1967.-285 с.
57. Кедров Б. М. О повторяемости в процессе развития. -М.: Госполитиздат, 1961. 147с.
58. Кемкин В. И. Категория состояние в научном познании. М.: Высшая школа, 1983. — 120 с.
59. Кемкин В. И., Гнатюк B.C. Объективное развитие и его отражение в категориальных структурах. Мурманск: РАН, 1994. — 210с.
60. Кемкин В. И., Зейналов Г. Г., Айзятов Ф. А. Общество на пути к устойчивому развитию. М.: МП Марс, 1996. -238с.
61. Ковалев А. Г. Психология личности. М.:Просвещение, 1970. — 215 е.
62. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная газета, 1969. — 115 с.
63. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 142с.
64. Кузьмин В. П. Категория меры в марксистской диалектике. М.: Наука, 1966. -220с.
65. Кузьмин Е. С. Культура общения и преодоления конфликтности. Тезисы Всесоюзного симпозиума по проблемам общения. -М., 1970.-С.26−29.
66. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. -JL Изд-во ЛГУ, 1967. 124с.
67. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. -М.: Просвещение, 1964.-344с.
68. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.: МГУ, 1984. -199с.
69. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-С.165.
70. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. -Т. 1. -391с.
71. Леонтьев А. Н. Эволюция психики: Избранные психологические труды. М.: МПСИВоронеж, НПО МОДЭК, 1999. 410с.
72. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. -350с.
73. Ломов Б. Ф. Об исследовании законов психики//Психологический журнад,-1982. Т.З. — № 1. — С. 18−30.
74. Ломов Б. Ф. Психика человека как предмет системного исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Изд-во Наука, 1974. — 430с.
75. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии. М.: Наука, 1978. — 346с.
76. Ляпунов A.A. О математическом подходе к изучению жизненных явлений // Математическое моделирование жизненных процессов. -М.: Госполитиздат, 1968. 353с.
77. Марищук В. Л., Платонов К. К., Пятницкий Е. А. Напряженность в полете. М.: Госполитиздат, 1969. 376с.
78. Махнач A.B. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности//Психологический журнал, 1991. -Т.12. № 1. — С. 66−75.
79. Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. -М.: Мысль, 1966. -С.257.
80. Мерлин B.C. Динамика нервно-психологического напряжения в зависимости от доминанты // Механизмы доминанты Л.: Наука, 1967. — 295с.
81. Месарович М. Основания общей теории систем // Общая теория систем: Математические основы. М.: Прогресс, 1978. -311с.
82. Микешина В. Т. Методология современной науки. М.: Прометей, 1991, — 116с.
83. Можно ли жить без стресса? (Ганс Селье отвечает на вопросы писателя В. Михайлова) //Литературная газета, 1975. № 3. -С. 13.
84. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -М.: Наука, 1977. 192с.
85. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 120 с.
86. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы. М.: Просвещение, 1966. — 300с.
87. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. -Л.: ЛГУ, 1983. 167с.
88. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Наука, 1990. -321с.
89. Новинский И. И. Понятие связи в марксистской философии. -М.: Госполииздат, 1961. -217с.94.0мельяновский М. Э. Диалектика в современной физике.-М.:Наука, 1973. -324с.
90. Панцхава И. Д., Пахомов Б. Я. Диалектический материализме свете современной науки. М.: Мысль, 1971. -317с.
91. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.-М.: Мысль, 1971.-314с.
92. Парыгин Б. Д. Структура личности // Социальная психология и философия. Л.: 1971. — вып.1. -С. 153.
93. Петров С. Субстрат, структура, свойства. // Вопросы философии, 1968. № 10. — С.89.
94. Петровский A.B. Еще раз о психических состояниях // Вопросы психологии. 1967. № 3. — С.27.
95. Петровский A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-238с.
96. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М.: Просвещение, 1969. 443с.
97. Платон. Соч.: В 3-х т. М.: Мысль, 1970. — Т.2. -, 483с.
98. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения.-М.: Наука, 1982. 309с.
99. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высшая школа, 1973.-420с.
100. Платонов К. К., Самухин Н. В. Врачебная экспертиза летного состава при реактивно-психогенных состояниях. / Вопросы медицинского обеспечения авиации. -М.: 1939. Т.2. — С.76−85.
101. Пригожин И. От существующего к возникающему-М.: Наука, 1985.-299с.
102. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природойгМ.: Наука, 1986. 432 с.
103. Прохоров А. О. Интегрирующая функция психических состояний.
104. Психологический журнал, 1994. Т.15. — № 3. — С. 136−145.
105. Прохоренко В. К. Противоречие структуры противоречие дифференцированное&tradeи целостности // Вопр. философии, 1964. — № 8. — С.80−88.
106. Психические состояния и эффективность деятельности. // Вопросы кибернетики, 1983. С.1−168.
107. Психические состояния/ Сост. и общая редакция J1.B. Куликова. -СПб: Изд-во Питер, 2000.-512с.
108. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440с.
109. Психология. Словарь / Под общ.ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., -М.: Политиздат, 1990. 494с.
110. Райгородский Д. Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. -Самара: Изд. Дом Бахрах, 1999. 448 с.
111. Ровнер А. Б. Школа состоянийМ.: Миф, 1999 -187с.
112. Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984. -193с.
113. Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. -М.: Наука, 1997. -463с.
114. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб. И др.: Питер Ком, 1998. -705с.
115. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. -М.: ЮНИТИ-Дана, 1999.-316с.
116. Рузавин Г. И. О соотношении категорий движение, развитие и прогресс // Философские науки. -1980. N 1. -С.50−58.
117. Свечников Г. А. Причинность и связь состояний в физике.-М.: Наука, 1971. -304с.
118. Свидерский В. И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. М., Мысль, 1965. 230с.
119. Сейфуллаев P.C. Концепция причинности и ее функции в физике. -Новосибирск: Наука, 1973.-133с.
120. Селиванов В. И. Воля и её воспитание. -М.: Знание, 1976. 64с.
121. Семенова J1.H. Устойчивое развитие. Учебное пособие. Алматы: Фонд XXI век, 1997. — 168с.
122. Сергеев К. К. Философская психология. Тольятти: Современник, 1999.-142С.
123. Сеченов И. М. Избранные произведения. -М.: Изд-во АН СССР, 1952.-Т.1.-771с.
124. Сеченов И. М. Психология поведения: избр. Психол. трудыМ.- Воронеж: ин-т практ. психологииНПО ИЮДЭК., 1997. 320с.
125. Симанов A.JI. Понятие состояние как философская категория. -Новосибирск: НГУ, 1982. -120с.
126. Симонов П. В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. -М.: Наука, 1981. -215с.
127. Современный детерминизм. Законы природы. М.: Наука, 1973. -300с.
128. Сосновикова Ю. Е. О свойствах массовидных состояний. Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси: Мецниеба, 1971. С.33−37.
129. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. -Горький: ГГУ, 1975. 201с.
130. Состояние как психическое явление//Психические состояния.
131. Сост. и общая редакция Л. В. Куликова СПб: Изд-во «Питер», 2000. -512с.
132. Столяров В. И. Процесс изменения и его познание. -М.: Наука, 1966.-252с.
133. Страхов И. В. Психическое состояние и такт учителя // Вопросы философии. -1966. N 3. С.23−37.
134. Суворов Н. Ф., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. -Л.: Наука, 1985. 300с.
135. Суворова В. В. Психофизиология стресса. -М.: Наука, 1975. 215с.
136. Суходольский Г. В. Понятийная система психологической теории деятельности //Психол. журнал. 1981. — Т.2. — № 3. — С. 12−24.
137. Тарновский С. А., Целиковский С. Б. К психофизике регулятивных процессов. Теоретические и эксперементальные проблемы психологии в современных условиях. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. -М.: Наука, 1989. -С.78.
138. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536с.
139. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. -М.: Изд-во ЛГУ, 1988. -343с.
140. Туев В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории). Иркутск: Изд-во ИГЭА:, 1998. — 264с.
141. Турченко В. Н. О методологии Устойчивого развития//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. — № 1.-С. 44−49.
142. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. -М.: Наука, 1972. 247с.
143. Уолдингтон К. Х. Основные биологические концепции//На пути теоретической биологии. -М.: Мир, 1970. -Т.1. -С.11−38.
144. Урманцев Ю. А. Полии изоморфизм в живой и неживой природе // Вопросы философии, 1968. № 12, — С. 15−17.
145. Урсул А. Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию//Устойчивое развитие. Информационный сборник ВИНИТИ, — М.: 1998. Вып.1. — С.78−137.
146. Федосеев П. Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии/Биологическое и социальное в развитии человека? М.: Наука, 1977. 312с.
147. Фейербах JI. История философии. Собрание произведений. В 3-х т. -М.: Мысль, 1974. -Т1. -544с.
148. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 670с.
149. Фок В. А. Основы квантовой механики. М.: Наука, 1976. — 378с.
150. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
151. Фромм Э. Душа человека: Перевод, — М.: Республика, 1992. 430с.
152. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М.: Наука, 1991. 346с.
153. Хакен Г. Синергетика. М.: Прогресс, 1980. 206с.
154. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность:-Т. 1.:-М.: Педагогика, 1986.-408 с.
155. Хомская Е. Д. Мозг и активация. -М.: Изд-во МГУ, 1972. -382с.
156. Чеснокова И. И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987.-С.22.
157. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие /Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544с.
158. Шептулин А. П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития. -М.: Знание, 1980.-64с.
159. Шептулин А. П. Категории диалектики. -М., Высшая школа, 1971.-279с.
160. Шмальгаузен И. И. Факторы эволюции. -М.: Наука, 1968.-451с.
161. Шредингер Э. Новые пути в физике. М.: Наука, 1971. — 427с.
162. Югай Г. А. Диалектика части и целого. -Алма-Ата, Наука,, 1965.-171с.
163. Югай Г. А. Развитие как единство изменения и сохранения//Философские науки. -1979. -N4. -С.27−33.
164. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Пер. с нем. М.: Канон, 1994. — 320 с.
165. Юдин Э. Г. Деятельность и системность //Системные исследования. Ежегодник. -М., 1977. -346с.
166. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -216с.
167. Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. -412с.
168. Duffy Е. The psycholgical significance of the concept of ' aronsal or actiration //Psychol. Rev., 1957. vol.64.-P.265−275.
169. Easterbrook J.A. The effekt of emotion on cueutilization and the organization of the behavior//Psychol. Rev., 1966rvol.63. -P.183−201.
170. Lacey J.I. Somatic response patterning and stress: Somerevisions of activation theory //Psychological stress: Issues in research. New-York, 1967. -P.66−82.174.
171. Mierhe K. Wille und Leistungr Gottingen, 1955. $.