Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическое насилие и юридические способы его предупреждения: По материалам России и стран СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическое насилие и, в частности, политический экстремизмэто транснациональные явления. В современных условиях возникла необходимость объединения усилий государств на постсоветском пространстве для создания действующих юридических механизмов их предупреждения. На территориях стран СНГ продолжается рост масштабов угрозы, исходящей от организованной транснациональной преступности, которая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ % ЯВЛЕНИЕ
    • 1. 1. История становления и развития политико-правовых взглядов в области политического насилия
    • 1. 2. Понятие и типология политического насилия
    • 1. 3. Политический экстремизм как наиболее распространенная форма политического насилия
    • 1. 4. Причины и условия, способствующие проявлению политического насилия
  • Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ш
    • 2. 1. Современное состояние и перспективы развития юридических * средств предупреждения политического насилия в России
    • 2. 2. Сравнительно-правовой анализ законодательства и правоприменительной практики в сфере предупреждения политического насилия в странах СНГ
    • 2. 3. Приоритетные направления правовой политики современной
  • России в области предупреждения политического насилия

Политическое насилие и юридические способы его предупреждения: По материалам России и стран СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в мире и, в частности, на постсоветском пространстве, систематический характер приобретают такие действия, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты политического насилия.

Появление и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами многочисленных террористических акций, включая широкомасштабные боевые операции, в том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма в современных условиях стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей. Если общество тоталитарно, то в нем может процветать вертикальный государственный терроресли оно демократично, то там вполне возможны религиозный, националистический и политический терроризм. Террор и «.терроризм представляют собой попытку обеспечить торжество традиции, т. е. вернуться назад, к благословенным истокам, когда, как в утробе матери, было спокойно и безопасно по сравнению с этим хаотичным, беспорядочным, непонятным миром"1.

Основания для возникновения насилия появляются с разделением культуры, морали, представлений о праве и, соответственно, их субъективными оценками, в силу чего безнаказанность насильственного поведения ведет к его массовому распространению.

1 Российская газета. — 1997. — 10 июня, С. 8.

Возникая на основе обострения общественных противоречий, политическое насилие, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на их состояние, способствует появлению и углублению социальных конфликтов и нередко — обычно на высшей стадии развития последнихвызывает кризисные ситуации, угрожающие жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Негативное воздействие политического насилия обусловлено сущностью этого общественно опасного явления как нелегитимпого использования насилия или угрозы применения насилия для достижения социально-политических целей различными субъектами политики.

Механизм политического насилия включает как институты (в том числе и государственно-правовые) конкретного общества, так и субъектов права, как наделенных властными полномочиями, так и не принадлежащих к публичной власти, стремящихся к реализации своих политических, деструктивных установок с помощью правовых, идеологических, информационных, насильственных и иных средств.

Причины и условия, определяющие насильственное поведение отдельных субъектов политики и права, во многом обусловлены несправедливым социальным устройством общества и государства.

Указанные проблемы являются крайне актуальными для политико-правового состояния современной Российской Федерации. Пограничность положения России в цивилизационно-культурном пространстве определяет неизбежность поиска новых вариантов урегулирования общественных конфликтов, основанных на историческом опыте взаимодействия различных культурных традиций в российском обществе. Противодействие формам политического насилия имеет для многонациональной России особую актуальность, что обусловлено продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом национального и религиозного экстремизма. Это позволяет говорить о необходимости проведения системных научных исследований в данной области общественных отношений.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты проблемы политического насилия в отечественной юриспруденции рассмотрены в трудах таких ученых, как С. С. Алексеев, В. Ф. Антипенко, Н. Н. Васильев, В. С. Верещагин, А. В. Брилиантов, Я. И. Гилинский, С. И. Гирько, С. Б. Глушаченко, А. И. Гуров, А. И. Долгова, В. П. Емельянов, И. А. Ильин, М. З. Ильчиков, И. И. Карпец, М. П. Киреев, И. А. Кириллов, В. Н. Лопатин, В. В. Лунеев, Е. Г. Ляхов, Г. М. Миньковский, Л. А. Моджорян, А. В. Наумов, М. В. Назаркин, В. С. Нерсесянц, Г. В. Овчинников, А. Ю. Пиджаков, Э. Ф. Побегайло, В. П. Ревин, К. Н. Салимов, В. П. Сальников, О. В. Старков, А. Н. Трайнин, В. В. Устинов, Н. Н. Чухвичев, Д. А. Шестаков и многих других.

Несмотря на многочисленные исследования в этой области, рассматривающие отдельные аспекты и характеристики политического насилия, на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования, посвященные проблеме политического насилия в свете юридических средств его предупреждения. В теоретико-правовом аспекте отсутствует полнота разработки сущности политического насилия, в организационно-правовом аспекте отсутствует система социально-правового противодействия различным формам политического насилия в современной России и на постсоветском пространстве.

Объектом исследования выступают правовые отношения в сфере формирования и развития политического насилия, в том числе политического экстремизма, и их предупреждения.

Предмет исследования включает понятие политического насилия, правовые теории его происхождения, формы его проявления, в частности, политический экстремизм, юридические способы предупреждения политического насилия в России и странах СНГ с учетом высокой политической, идеологической, социально-экономической и правовой дестабилизации указанных государств на современном этапе.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-правовых основ концепции юридического предупреждения политического насилия в современной России, а также в странах СНГ на базе историко-правового анализа политического насилия. Достижение указанной цели на современном постсоветском пространстве предполагает решеиие следующих частных научных задач:

— провести комплексный историко-правовой и социальный анализ явления политического насилия в России и странах СНГ;

— проанализировать современное правовое содержание понятия «политическое насилие» на основе существующих правовых теорий;

— выявить формы и механизмы действия политического насилия в современном обществе;

— исследовать специфику сущности политического экстремизма как наиболее распространенной формы политического насилия;

— определить юридические способы предупреждения причин и условия политического насилия на постсоветском пространстве, раскрыть специфику их нормативно-правового основания и субъектный состав;

— определить и охарактеризовать перспективные направления сотрудничества стран СНГ в целях ослабления политического насилия на постсоветском пространстве;

— исследовать правовое воспитание как наиболее эффективную форму предупреждения политического насилия в России на современном этапе.

Методологическую основу работы составляет диалектико-материалистический метод познания, на основе которого рассмотрены функционирование различных форм политического насилия в Российской.

Федерации и странах СНГ, а также общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, системно-структурный и др.) и частно-научные (историко-правовой, социологический, статистический).

При изучении нормативных правовых актов использовались формально-логический метод толкования права и метод сравнительного правоведения.

Нормативную базу исследования содержат действующие международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, в том числе регламентирующие деятельность государственных органов по защите прав и законных интересов граждан в целях предупреждения различных проявлений политического насилия.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней осуществлено первое комплексное исследование юридических средств предупреждения политического насилия в современных условиях в странах СНГ и в Российской Федерации.

Автором выявлены и проанализированы историко-правовые предпосылки формирования и развития политического насилия и, в частности, политического экстремизма в условиях России и стран СНГ, на основе сравнительно-правового анализа законодательства указанных государствпредложена типология политического насилия, рассмотрены формы и методы правового воздействия на политическое насилие и политический экстремизм, как наиболее распространенную форму политического насилия.

На защиту выносятся следующие основные научные положения:

1. Понятие политического насилия можно рассматривать как упорядоченное воздействие субъектов права на социально-значимые объекты, носящее асоциальный и деструктивный характер, в целях реализации и укрепления своей политической воли, характеризующееся на современном этапе скрытностью, последовательностью действий, агрессивностью и жестокостью.

2. Мировой исторический опыт показывает, что в условиях политического режима, утверждающего политическое насилие, происходит негативное функциональное изменение государства: из органа, призванного гарантировать и защищать правовые интересы различных социальных слоев и отдельных граждан, оно трансформируется в силу их подавления и угнетения, что выражается в господстве единой идеологии, преследовании инакомыслия, пренебрежении правами и свободами личности, физическом и психологическом подавлении и уничтожении различных проявлений политической оппозиции.

3. Большую опасность таит в сфере межнациональных и религиозных отношений политический экстремизм как форма политического насилия, детерминирующий постоянные вооруженные конфликты, военные действия, террористические акты и создающий тем самым угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю, безопасности населения.

4. Проявление политического насилия является отражением состояния общества, находящегося в кризисном положении, охватывающим экономику, политику, право, мораль, культуру, или же основанном на насилии, беззаконии и произволе. Степень несправедливости в таком обществе определяется глубиной несоответствия между официально провозглашенными ценностями, целями и реальными правовыми возможностями достижения их конкретным человеком в государстве, когда насилие рассматривается как способ «согласования» внешнего окружения с внутренним миром человека.

5. В современных условиях, когда политическое насилие и, в частности, политический экстремизм стали транснациональными явлениями, возникла необходимость объединения усилий государств для создания действующих юридических механизмов их предупреждения. Для государств СНГ актуальность юридического предупреждения политического насилия приобрела особое значение в связи со следующими обстоятельствами: нерешенность проблемы социально-экономического расслоения общества как фактора появления политического радикализма и экстремизмапрозрачность границ государств СНГ, способствующая мобильности субъектов политического экстремизмареализация юридических способов предупреждения политического насилия посредством сближения и унификации законодательства государств СНГ при совершенствовании форм и методов межгосударственного сотрудничества.

6. Эффективность применения юридических средств предупреждения политического насилия находится в прямой зависимости от уровня правосознания и правовой культуры, общественно-политической активности граждан, направленной на укрепление государственности и правопорядка. В наибольшей степени этому способствует система правового воспитания граждан в Российской Федерации, которая нуждается в радикальном переустройстве для приведения её в соответствие современным потребностям общества и государства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанный в диссертации понятийный аппарат, теоретико-правовой анализ современного состояния политического насилия и, в частности, политического экстремизма, теоретическое обоснование юридических средств их предупреждения вносят существенный вклад в науку теории права и государства, политологию, криминологию.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты могут быть использованы в деятельности органов государственной власти при выработке основных направлений правовой политики, совершенствования законодательства современной России, а также стран СНГ. Результаты данного исследования могут быть также использованы при разработке методических рекомендаций, подготовке учебников и учебных пособий по теории права и государства, истории права и государства, истории правовых и политических учений, политологии, социологии, криминологии, а также в разработке междисциплинарного спецкурса «Политическое насилие и юридические способы его предупреждения в современном мире».

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была одобрена на расширенном заседании кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, а также получила свою апробацию в выступлениях автора на межвузовских научно-теоретических конференциях. Выводы, содержащиеся в диссертации, используются автором в процессе подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий по теории и истории права и государства, истории правовых учений на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Структура и объем диссертации

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединившие семь параграфов, заключение, список литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации представляется целесообразным обобщить рассмотренные положения и на этой основе сформулировать основные выводы, вытекающие из содержания работы.

По решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств 2006 год объявлен Годом Содружества Независимых Государств. Прошло 15 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. В связи с этим приобретают теоретическую и практическую значимость исследования, в той или иной степени, затрагивающие различные аспекты взаимодействия бывших республик СССРАзербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины.

Необходимость подобных научных работ определяется и тем, что в современных условиях обеспечение безопасности и правопорядка в Российской Федерации и на постсоветском пространстве не только сохраняет свою актуальность, но и выходит на первый план, особенно в связи с событиями, нестабильной политической обстановки, вызванной серией политических переворотов в Грузии, Кыргыстане, Украине, участившимися за последние десять лет случаями террористических актов на российской территории, а также единой проблемой для стран СНГ, связанной с ростом национализма, шовинизма, незаконной миграцией и преступности в целом. Поэтому от эффективной организационно-правовой деятельности стран Содружества в плане межгосударственного сотрудничества по предупреждению различных форм политического насилия во многом зависит продвижение нашего государства по пути экономических и социальных преобразований в рамках концепции правового государства.

Разрушение Советского Союза можно рассматривать как кульминационный этап нового политического, социально-экономического, социокультурного, идеологического развития постсоветской государственности, характеризующейся определенным кризисом социальной правовой действительности. Беспрецедентный размах политического насилия на постсоветском пространстве отвечает закону морального соответствия, согласно которому подавление, угнетение или бездействие в решении социальных проблем приводит к их нарастанию и усугублению.

Геополитическое положение России позволяет множить и без того огромный потенциал, эффективно используя достижения цивилизаций Востока и Запада. Страна представляет собой симбиоз народов, синтез различных культур, вырабатывающий общее мировоззрение, общий образ жизни. Свойственная российскому менталитету этика, терпимость к иным взглядам и конфессиям, способность дать консолидированный ответ на вызовы истории.

Признаки переходности наблюдаются во всех компонентах правовой системы современной России. Правосознание в этот период можно характеризовать как недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся, или «незрелое». В целом оно отличается фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью.

Фрагментарность правосознания обусловлена разрывом единого духовно-правового пространства, когда ранее господствовавшие правовые ценности оказываются отринутыми, а в отношении новых еще не сложился общесоциальный консенсус. Разрушение мировоззренческого стержня правовой системы в отсутствие механизмов передачи правового опыта от одного поколения субъектов права к другому влечет социальную напряженность.

Противоречивость переходного правосознания вызвана несовершенством иных компонентов правовой системы, чье состояние оно призвано отражать в идеях, чувствах. Нерешенность многих правовых вопросов и заимствование неадаптируемых ценностей зарубежной правовой культуры затрудняют понимание и усвоение права широкими слоями населения, формирование устойчивых правовых традиций в массовом сознании.

По мере углубления реформ правовой радикализм может стать реакцией на трудности преобразований. Благодаря устойчивым представлениям российского народа о взаимной ответственности и справедливости удалось сохранить относительный правопорядок. Однако удовлетворение социально оправданных ожиданий общества не означает лавинообразного преобразования правовой системы в течение исторически короткого периода времени. Маргинальное правосознание увеличивает в переходный период чувство изолированности и разногласия между социальными группами, подрывая консенсус в отношении политико-правовых основ нового строя.

В современной России, как и прежде, процветает правовой нигилизм, властные политические инициативы превалируют над законодательными установлениями. В результате интеллектуальная среда страны подвергается дроблению и захвату деструктивными силами, что снижает уровень безопасности в эпоху информационной конкурентности. Паузы в наращивании антитеррористического потенциала государством использовались для стремительного роста экстремистских и террористических организаций, деятельность которых из отдельных эпизодов переросла в массовую и профессиональную.

Под государственный контроль необходимо взять все виды деятельности, осуществление которых воздействует на сознание, формирует интересы, создает модели поведения. На современном этапе, главная задача правоохранительных органов — воздействуя на проблемы, проявившиеся через политическое насилие, не расширять кадровый резерв экстремизма и терроризма, не создавать профашистские настроения в обществе, тем более, когда внутри самих спецслужб нет четкого понимания зоны ответственности, не преодолена межведомственная разобщенность, низкий уровень правовой культуры и профессионализма.

Проведенное диссертационное исследование, посвященное проблеме политического насилия и юридическим способам его предупреждения, позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие политического насилия — это упорядоченное воздействие субъектов права на социально-значимые объекты, носящее асоциальный и деструктивный характер, в целях реализации и укрепления своей политической воли, характеризующееся на современном этапе скрытностью, последовательностью действий, агрессивностью и жестокостью.

2. В условиях политического режима, утверждающего политическое насилие, происходит негативное функциональное изменение государства. Государство как орган, гарантирующий и защищающий публичные и частные права, трансформируется в силу их подавления и угнетения. Это выражается, прежде всего, в господстве единой идеологии, преследовании инакомыслия, пренебрежении правами и свободами личности, физическом и психологическом подавлении и уничтожении различных проявлений политической оппозиции.

3. На современном этапе политический экстремизм как форма политического насилия, на фоне разногласий в межнациональных и религиозных отношениях на постсоветском пространстве, обусловлен постоянными вооруженными конфликтами, военными действиями, терроризмом, что создает реальную угрозу территориальной целостности конституционному строю, безопасности населения Российской Федерации. К сожалению, только сейчас обращено внимание к проблеме предупреждения и борьбы с политическим насилием в российском обществе, противодействия политическому экстремизму и идеологии терроризм.

4. Уровень политического насилия в государстве пропорционален деструктивному характеру общества в области политики, экономики, права, культуры и т. д. Насилие в таком обществе рассматривается как способ «согласования» внешнего окружения с внутренним миром человека. Кризис в переходный период общественного развития возникает вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций, сознательных правовых образов субъектов правовых отношений.

5. Политическое насилие и, в частности, политический экстремизмэто транснациональные явления. В современных условиях возникла необходимость объединения усилий государств на постсоветском пространстве для создания действующих юридических механизмов их предупреждения. На территориях стран СНГ продолжается рост масштабов угрозы, исходящей от организованной транснациональной преступности, которая нередко связана с экстремизимом и терроризмом в смысле участников террористических актов и применяемых способов, а также является одним из источников финансирования террористов. Активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом. Существует тенденция к усилению влияния криминальных групп на различные виды бизнеса не только внутри стран, но и за рубежом.

Для государств Содружества актуальность юридического предупреждения политического насилия приобретает также особое значение в свете нерешенность проблемы социально-экономического расслоения общества как фактора появления политического радикализма и экстремизмапрозрачность границ государств СНГ, способствующая мобильности субъектов политического экстремизмареализация юридических способов предупреждения политического насилия посредством сближения и унификации законодательства государств СНГ при совершенствовании форм и методов межгосударственного сотрудничества. Формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера осуществляется в рамках межгосударственных программ сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Программа сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом на 2005;2007 годы — это построение системы совместных согласованных мер борьбы с терроризмом получило свое дальнейшее развитие.

6. При ослаблении идеологической функции государства правовые ценности могут быть замещены экстремистскими ценностями криминального мира либо иными клановыми установками. Искаженная правовая психология переходного общества, лишенного идеологических ориентиров развития, оказывается восприимчивой к заманчивым обещаниям быстрого выхода из катастрофического положения. В этих условиях очень сильным становится фактор эмоционального воздействия на субъектов права. Такой духовно-нравственный климат общества препятствует процессу упрочения подлинно правовых начал государственности. Парадоксальность переходной ситуации в духовно-правовой сфере в заключается в том, что правосознание не только отражает уже сложившиеся правовые явления, но и предопределяет характер будущих. Поэтому движение к правовой государственности как противовес политическому насилию должно идти не только по линии совершенствования законодательства, но и повышения уровня правосознания людей.

Духовный кризис — самый опасный, поскольку он порождает все остальные. Эффективность применения юридических средств предупреждения политического насилия находится в прямой зависимости от уровня правосознания и правовой культуры, общественно-политической активности граждан, направленной на укрепление государственности и правопорядка. В наибольшей степени этому способствует система правового воспитания граждан в Российской Федерации, которая нуждается в радикальном переустройстве для приведения её в соответствие современным потребностям общества и государства.

Устранение государства от направляющей роли в области противодействия росту агрессивности между различными этническими, религиозными, социальными и иными группами дает свободу антиобщественным силам. Внутри институтов гражданского общества идет мощная работа поиска духовного начала, объединяющего всех и каждого. Только актуализация социально-культурных традиций отечественного правосознания способна обеспечить оптимальную трансформацию отечественной правовой системы. Реконструкция правового сознания российских людей, включающая всю совокупность глубинных социальных ценностей, может рассматриваться в качестве примера системного ответа на вызовы XXI века. Задача государствавсесторонне поддержать этот процесс и адекватно внедрить его результаты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные нормативно-правовые акты:
  2. Всеобщая декларация прав человека // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. Вып. 1.М., 1985.
  3. Международные пакты о правах человека. // Сборник документов. СПб. 1993.
  4. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. Сб. документов./ Сост. B.C. Овчинский. М&bdquo-: Инфра-М. 2004.
  5. Борьба с терроризмом: Нормативные и международные правовые аспекты с комментариями // Научные статьи. М.: Мир, 2005. С. 10.
  6. Декларация совещания министров «восьмерки» в Оттаве, но борьбе с терроризмом от 12 декабря 1995 года. В кн. Морозов Г. И. Терроризм -преступление против человечества. (международный терроризм н международные отношения). М., РАН. ИМЭМО. 1997.
  7. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 года. Приложение 3. В Сб. Практика борьбы с терроризмом за рубежом (правовые, организационные и тактические аспекты). МВД РФ. ВНИИ МВД РФ. М., 1999.
  8. Итоговое коммюнике встречи «восьмерки» в Денвере 1997 года. «Дипломатический вестник». 1997. № 7.
  9. Итоговый документ совещания министров «восьмерки» в Париже по борьбе с терроризмом от 30 июля 1996 года. «Дипломатический вестпнк». 1996. № 8.
  10. Конвенция о безопасности персонала Организации объединенных нации и связанного с ней персонала 1994 года. В кн. Морозов Г. И. Терроризм -преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения). М., РАН. ИМЭМО. 1997.
  11. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года. Приложение 1. В Кн. Жарипов К. В. Терроризм и террористы. Исторический справочник. Под общей редакцией А. Е. Тараса. Серия «Коммапдос». Минск. Харвест. 1999.
  12. Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года. «Международная жизнь». 1980. № 8.
  13. Лимская декларация о предотвращении и ликвидации терроризма и борьбе с ним. «Меры по ликвидации международного терроризма. Доклад Генерального секретаря ООН».
  14. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. (Иыо-Йорк, 15 декабря 1997 года) Приложение 2. В Сб. Практика борьбы с терроризмом за рубежом (правовые, организационные и тактические аспекты). МВД РФ. ВНИИ МВД РФ. М., 1999.
  15. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. (Иыо-Йорк, 17 декабря 1979 года). Приложение 1. В Сб. Практика борьбы с терроризмом за рубежом (правовые, организационные и тактические аспекты). МВД РФ. ВНИИ МВД РФ. М., 1999.
  16. Международная конвенция по предотвращению и наказанию актов терроризма от 16 ноября 1937 года. Приложение II. В Кп. Морозов Г. И. Терроризм -преступление против человечества. (международный терроризм и международные отношения). М., РАН. ИМЭМО. 1997.
  17. Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений па территории государств участников СНГ на период до 2000 года. Утверждена Советом Глав государств СИГ 17 мая 1996 года.
  18. Нормативно-правовые акты стран СНГ
  19. Конституции государств-участников СНГ. М.: Норма- Инфра-М, 1999.
  20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Мп.: Амалфея, 2005.
  21. Уголовный кодекс Азербайджанской республики. СПб.: Юридический центр Пресс. 2004.
  22. Уголовный кодекс республики Армения. СПБ.: Юридический центр Пресс. 2004.
  23. Уголовный кодекс республики Беларусь СПб.: Юридический центр Пресс. 2001.
  24. Уголовный кодекс Молдавии. СПб.: Юридический центр Пресс. 2003.
  25. Уголовный кодекс республики Казахстан. СПб.: Юридический центр Пресс. 2001.
  26. Уголовный кодекс республики Узбекистан. СПб.: Юридический центр Пресс. 2001
  27. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
  28. Конституция Российской Федерации. М.: «Юрайт-издат». 2004
  29. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 21.
  30. Федеральный Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02. 97 // СЗ РФ. 1996. 349. Ст. 5498.
  31. Федеральный Закон от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом» // Российская газета. 1998. 4 авг.
  32. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. // Российская газета. 1995. 5 января.
  33. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. // Собраиие законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.
  34. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // Российская газета. 1996. 18 декабря.
  35. Федеральный закон «О государственном регулировании в области гепно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3348.
  36. Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. //Российская газета. 2006. 10 марта.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» // Российская газета. 1996. 12 марта.
  38. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2001 года № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 23 янв.
  39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 8.
  40. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года «О мерах противодействия терроризму» // Российская газета. 1999. 18 септ.
  42. М.И. Права человека и закон: Историко-теоретический аспект. СПб.: Изд во «Юрид. центр Пресс»". 2004.
  43. Ю.И. Изменения в структуре современного терроризма и проблемы совершенствования организации антитеррористической деятельности / Сб.: ВНИИ МВД России «Терроризм: проблемы межведомственного взаимодействия». М., 2003.
  44. А.С. Азбука лоббирования.М.:Изд-во"Права человека". 2004.
  45. Г. Н. Конституции стран СНГ и Балтии. Учебное пособие. Юристь, 1999.
  46. Антология мировой политической мысли в 6 томах. Т. 2.
  47. Антология правовой мысли. //Сост. В. П. Малахов. М.: «Академический проект». 2003.
  48. X. О насилии. Мораль в политике. М., 2004.
  49. Аристотель. Сочинения. М., 1983.
  50. К. Маркса и Ф.Эпгельса. (Подготовительные материалы и выписки о природе политического насилия). // Под ред. Д. Рязанова. Кн. 4−5. М.,-Л.: Госиздат. 1929/ 1930.
  51. В.К. и др. Словарь категорий и понятий общей теории права./ Отв. ред. В. П. Казимирчук, В. В. Лазарев. Н.-Новгород. 1999.
  52. II.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990.
  53. Н.Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил. М.: ИТРК. 2004.
  54. В.Н. Политический режим и преступность. Проблемы политической криминологии. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс. 2001.
  55. Т.Р. Почему люди бунтуют. М., — СПб.: «Питер».2005.
  56. Г. Философия права. М., 1990.
  57. А. В сетях террора. Пер. с англ. М., 2002.
  58. П.И. Блаженный Августин. М.: «Алгоритм». 2003.
  59. Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: «ПЕРСЭ». 2003.
  60. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС. 1998.
  61. Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
  62. .К. Экономика политического насилия. М.: ИПИОН РАН. 1992.
  63. А. Об онтологии насилия // Правовая мысль. 2004. № 3.
  64. А.В., Залысин И. Ю. Насилие: социологический анализ.М., 2000.
  65. Н.И. Российская модель безопасности: институционные изменения, механизм реализации. М., 2004.
  66. И.А. Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. М.: Русская книга. 2001.
  67. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: «Наука».2002.
  68. И. К вечному миру. Трактаты о вечном мире. М.: «Мысль». 1963.
  69. .Г. Моральный выбор в политике. М. 2002.
  70. К. Диктатура пролетариата. От демократии к государственному рабству. Большевики в тупике. М.: АОЗТ. «Антидор». 2002.
  71. К. От демократии к государственному рабству. Берлин. 1921.
  72. К. терроризм и коммунизм. Берлин. 19 919.
  73. К. Эрфуртская программа // Каутский К. Демократия и социализм: фрагменты работ разных лет. М.: Знание. 1991.
  74. А.Г. Психология власти. 2-изд. М., 2004.
  75. В.И. Поли. собр. соч. М., 1973.
  76. Н. Государь. М.: «Эксмо». 2004.
  77. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.:"Попурри". 2005.
  78. К. Экономико-философские рукописи 1844. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.
  79. Г. Разум и революция. СПб.: «Владимир Даль». 2000.
  80. М. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2003.
  81. В. Е. Заметки о терроризме. М., 2001.
  82. Пиджаков, А 10. Борьба с политическим терроризмом и экстремизмом (международно- и национально-правовые проблемы). Монография. СПб.: Нестор, 2003.
  83. Пиджаков, А 10., Решецкий Ф. Н., Смыслов Б. А. Правовое регулирование сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом. Монография. СПб.: Пестор, 2004.
  84. Платон. Диалоги. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1994.
  85. Политическая полиция и политический терроризм (вторая половина XIX- начало XX века). Сборник документов. /Под ред. Г. А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ. 2001.
  86. Политология. Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю. И. и др. М.: Изд-во МКИ. 1993.
  87. В.П. Система и аитисистема права. Краснодар: «Советская Кубань». 2004.
  88. . Мудрость Запада. М., 1998.
  89. JI. Ф. Личная безопасность как институализированная защита прав и свобод человека в виде конституционных гарантий их обеспечения. Новороссийск: НГМА. 2004.
  90. Г. Терроризм. История и генезис. София: Военное изд-во. 2003. Сырых В. М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: «Юстиципформ».2006.
  91. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2001.
  92. Э. Истииноверующий. Личность. Власть и общественные движения. М.: «Альпин». 2004.
  93. А. Насилие лжи, или как заблудился призрак. М., 1990.
  94. В.М. Естественно-позитивное право. Введение в теорию. Красноярск: ИЦ КГУ. 2004.
  95. Ф. О военном искусстве и теории насилия. М.: «Эксмо». 2003. Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Соч. Т.5. М.: Политиздат. 1986.
  96. Энциклопедия противодействия организованной преступности / И. В. Годунов и др. М.: «Наука». 2004.1. Научные статьи
  97. Безопасность в Европе: новые вызовы и проблемы. Сб. научн. трудов. М.: МГИМО МИД России.2004.
  98. Л.П. Несостоятельность аргументов в пользу насилия // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Наука. 1993.
  99. Я. И. О системном подходе к преступности // Правоведение. 1981. № 5.
  100. Г. Н. Политическая преступность // Криминология. Словарь / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: «Лань». 1999.
  101. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. № 5.
  102. А. А. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. № 5. С.
  103. А. Ненасилие новая перспектива общества// Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Наука. 1993.
  104. А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.
  105. В.И. Проблема насилия в доядерный и ядерный век // Социально-политические науки. 1990. № 7.
  106. С.Г. Терпимость и политическое насилие // Полис. 2004. № 3.
  107. Г. К понятию политического насилия // Полис. 2004. № 6.
  108. К. Терроризм и коммунизм.// Полис. 1991. № 2.
  109. Г. Н. Сущность насилия М.: «Прометей». 1990.
  110. Г. Н. Сущность социального насилия. // Философские науки. 1986. С. № 1.
  111. К.Н. Понятие политического в истории современной науки // Социальпо-гумаиитарпые знания. 1999. № 3.
  112. И.И. Технологии политических провокаций в рупетс // Политические коммуникации в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития /Отв. ред. Л. Н. Тимофеева, Е. В. Лобза. М, — Улан-Уде. Изд-во «Респ. типография». 2003.
  113. А.П. Рассмотрение книги «Опыт теории налогов», сочиненной Николаем Тургеневым // Русские просветители от Радищева до декабристов. Собр. произведений в 2-х томах. Т.2. М.: «Мысль».1966.
  114. В.В. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 4 — Он же: Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: «Норма». 1997.
  115. В.М. Насилие и свобода в политическом контексте // Полис. 2004. № 3.
  116. А.В. Права человека и международная ответственность за их нарушение // Государство и право. 1992. № 3.
  117. Насилие в современном мире. Международная конференция. 27−29 июля 1997 года. Санкт-Петербург: Институт социологии РАН. 1997.
  118. Насилие и социальные изменения. Альманах. 4.1. М.: Центр «Анна». 2000.
  119. Насилие: Криминальные формы проявления. Совершенствование мер борьбы. Материалы межвузовской научно-практической конференции (29 октября 1998 года). Часть I. Челябинск: ЧЮИ МВД РФ. 1999.- 112 с.- Ч. II.
  120. С.В. и др. Власть и народ в России: повседневные практики и проблема универсализации институционного порядка// Полития. 2003. № 2.
  121. В.В. Историческая эволюция парламентаризма // Личность, творчество и современность. Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 6. /Отв. ред. Д. Д. Невирко. Красноярск. 2003.
  122. . Богословско-политический трактат. Собр. произведений в 2-х томах. Т.2. М.: «Мысль».1969.
  123. К.А. Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла//Полис. 2004.№ 3.
  124. В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты // Государство и право. 2003. № 5−18.
  125. В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и пути ее совершенствования // Государство и ираво.2002. № 7.
  126. В.Ф. Европейская концепция пресечения терроризма теперь обязательна и для России.// Российская юстиция.2001.№ 2.
  127. К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1989. № 1.
  128. Диссертации и авторефераты
  129. А.К. Политический терроризм: детерминация и формы проявления. Автореф. дисс. канд. ист. паук. Ставрополь. 2004.
  130. А.В. Система защиты прав человека в современной России. Автореф. дис. каид. полит, наук. Екатеринбург. 2004.
  131. Л.О. Терроризм как социальное явление. Автореф. диссертации канд. политических наук. М., 2004.
  132. Г. Н. Явление и сущность социального насилия (социально-философский анализ). Автореф. дис. докт. философских наук. М., 1992.
  133. П.А. Политическая преступность: сущность, причины, предупреждение. Диссертация на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Нижний Новгород. 2001.
  134. И.И. Политический шантаж в системе технологий власти. Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2004.
  135. А.И. Природа политического насилия и его роль в современном мире. Автореф. дисс. каид. философ, паук. М., 1993.
  136. И.М. Сущность и основные формы политического насилия в современных условиях (философско-социологический анализ). Автореф. дис. канд. философских наук. М., 1989.
  137. А.И. Власть и правозащитное движение в СССР. Автореферат дис. докт. ист. наук. Саранск. 2004.
  138. Л.И. Терроризм как форма политического экстремизма: тенденции развития в 1990—2004 гг. Автореф. дис. канд. политических наук. М., 2004.
  139. И.А. Природа и исторические формы политического экстремизма (на примере политического развития России в XX веке). Автореф. дис. каид. политических наук. М., 2004.
  140. Д.Н. Институционализация защиты прав человека в современном политическом континууме: методология, технология и политическая практика. Автореф. дисс. канд. полит, наук. Нижний Новгород. 2004.
  141. О.В. Использование конфессионального фактора в террористической деятельности политическими радикалами. Автореф. дис. канд. политических наук. СПб. 2004.
  142. Giddens A. The Nation State and Violence. Los Angeles: University of California Press, 1985. P. 121- Keane John. Violence and Democracy. Cambridge Univ. Press. 2004. P. 15,30.
  143. Gurr T. Why Men Rebel. Princeton: Princeton University Press, 1974. XI. P. 11
  144. Haltung J. The Specific Contribution of Peace Research to the Study of Violence // Violence and its Causes. Paris, UNESCO, 1981. P. 87.
  145. International terrorism: A compilation of major laws, treaties, agreements and executive documents.- Report prep, for the Comm. on foreign affairs, U.S. House of representatives wash.: Gov. print, off., 1991.
  146. Thackrah J. Encyclopedia of Terrorism and Political Violence. L. And N.Y.: Routledge and Kegan Paul, 1987. IX. P. 196.
Заполнить форму текущей работой