Актуальность настоящей работы определяется объективной потребностью научного осмысления роли и места Кении в системе региональных международных отношений в Восточной Африке. Кенийское государство, в числе других стран региона, вступившее на путь независимого национального развития во второй половине XX в., по мере преодоления цивилизационного отставания, все активнее стремится использовать в своих интересах многообразные политико-экономические связи, складывающиеся на основе существующих и возникающих заново международных отношений. Интернационализация значительной части жизни Кении стала объективным фактором, оказывающим глубокое влияние практически на весь ход ее политического и социально-экономического развития. С особой силой эта тенденция проявляется в последние десятилетия под влиянием глобализации политико-экономических процессов в различных регионах мира, включая и Восточную Африку. В связи с чем научная потребность изучения внешнеполитического курса Кении определяется той ролью, которую страна играет в региональной политике.
Актуальность анализу международных отношений Кении, как на пространстве Восточной Африки, так и в более широком плане, придает то, что, хотя, процессы трансформации внутренней и внешней политики Кении и нашли некоторое отражение в различных научных материалах и публикациях российских и зарубежных авторов, однако, исследования внешнеполитических связей и отношений Кении, ее участия в интеграционных процессах на международном и региональном уровнях, политики Кении в обеспечении безопасности в восточноафриканском регионе, носят фрагментарный характер. Научных трудов, посвященных исследуемой проблематике, не появилось ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Тем самым диссертационное исследование призвано ликвидировать имеющиеся обширные лакуны в научном поле.
Актуальность темы
диссертационного исследования, его теоретическая и практическая значимость обусловлены еще и тем, что в последние десятилетия российско-восточноафриканские связи претерпевают сложную эволюцию и пребывают в кризисном состоянии. Россия и страны Восточной Африки, как партнеры, ищут новые пути и средства выхода из положения, сложившегося в их сотрудничестве. В этой связи пример Кении представляет исключительную научную актуальность для осмысления опыта сотрудничества восточноафриканских стран на региональном и международном уровнях, установления параметров партнерства в целях восстановления достигнутого в прошлом уровня, поиска путей перестройки политико-экономических связей и придания партнерству стабильности и большей устойчивости в изменчивой политической и экономической конъюнктуре.
Объектом исследования являются система международных отношений в Восточной Африке, исследуемая на примере региональных и международных связей Кении. Предмет исследования — эволюция внешнеполитических связей Кении в составе восточноафриканского геополитического региона.
Степень научной разработанности проблемы обуславливается тем, что, прежде всего в ходе работы были использованы труды российских и зарубежных авторов, в основном английских и американских. Литературу, посвященную проблематике исследования, можно подразделить на следующие группы. Первая — это общие работы, в которых затрагиваются теоретико-методологические аспекты проблемы. К их числу относятся труды по проблемам геополитики, национальной безопасности, теории международных отношений и внешней политики, мировой политике1. Эти исследования способствуют качественному изучению основных тенденций развития современного мирового политического процесса, позволяют понять, что представляет собой современная мировая архитектура, на базе чего строятся мировая политика и международные отношения.
Вторая группа работ российских авторов представлена исследованиями, посвященными общим аспектам развития Африки ее истории, внутриполитической жизни, экономике, национальным вопросам, культуре и т. д.2 Среди них особого внимания заслуживает ежегодная серия Научно-образовательного центра африканских исследований РУДН: Африка: моделирование нового мира. Ежегодник-2009; Африка: в поисках стратегии взаимодействия. Ежегодник-2010; Африка: основания для нового старта. Ежегодник-2011. В них коллектив авторов дает комплексную оценку потенциала развития и ресурсного многообразия стран Африки. В центре внимания — поиск новых форматов и партнеров взаимодействия, эффективность институтов интеграции и международных программ на о африканском континенте. Вместе с тем, следует признать, что проблемы,.
1 Богатуров А. Д., Косолапое H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002; Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России. Контуры нового миропорядка. М.: Экономика, 2007; Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2004; Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития. М., 2006; Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ. // Под редакцией А. Д. Богатурова, A.A. КокошинаОсновы общей теории международных отношений. // Под реакцией A.C. Маныкина. М., 2009; Хрусталев М. В. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза. М., 2008; Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2004.
2 Давидсон А. Б. СССР и Африка. 1918;1960. Документированная история взаимоотношений. М., 2002; Он же. Сесиль Роде и его время. М., 1984; Он же. Сесил Роде — строитель империи. М., Смоленск, 1998; Он же. Давидсон А. Б. Ключевая проблема XXI столетия: последствия распада империй. // Новая и новейшая история. — 2006. — № 2- Он же. Тропическая и Южная Африка в XX веке. // Новая и новейшая история. — 2000. — № 5- Современная Африка: метаморфозы политической власти / отв. ред. A.M. Васильев. — М.: Восточная литература, 2009.
3 Африканские исследования. Ежегодник — 2009. / Африка: моделирование нового мира: Сб. статей / Под ред. Н. С. Кирабаева, JI.B. Пономаренко, В. И. Юртаева, Е. А. Долгинова. -М.: РУДН, 2009; Африканские исследования. Ежегодник —2010. / Африка: в поисках стратегии взаимодействия: Сб. статей / Под ред. Н. С. Кирабаева, JI.B. Пономаренко, В. И. Юртаева, Е. А. Долгинова. — М.: РУДН, 2010; Африканские исследования. Ежегодник — исследуемые нами в данной диссертации, рассматриваются в указанных трудах лишь косвенно.
Интерес вызывают работы российского историка-африканиста А. Б. Давидсона. Исследователь справедливо считает, что: «В обстановке «холодной войны» началась борьба между соперничавшими блоками за влияние на африканские государства. Вопрос о выборе пути социально-экономического развития решался правительствами государств Африки зачастую в связи с их отношением к этим блокам. Поскольку капитализм в представлении африканцев был связан с колониализмом и уже, поэтому вызывал разочарование, социалистические идеи представлялись крайне привлекательными. СССР и другие страны социалистического лагеря использовали это, подчеркивая, что ни одна из этих стран не несла на себе вины за колониализм в Африке. Еще более действенным было утверждение, что социалистический лагерь поможет африканским государствам вообще избежать тягот капитализма и перейти к более высоким фазам развития, минуя капитализм"4.
Следующая группа работ российских авторов непосредственно посвящена проблемам Восточной Африки на разных этапах ее развития. Так, например, вопрос о колониальной политике Великобритании в Восточной Африке получил достаточно широкое освещение в научной литературе. В 1950;1980;х гг. появилась серия крупных работ советских ученых, основанных на комплексном анализе новых материалов и фактов после Второй Мировой войны. Среди авторов этого периода нужно выделить: г.
Ерофеева H.A., Зусмановича А. З., Парфёнова И. Д., Улановскую И. А. и др.
2011. / Африка: основания для нового старта: Сб. статей / Под ред. Н. С. Кирабаева, JI.B. Пономаренко, В. И. Юртаева, Е. А. Долгинова. — М.: РУДН, 2011;
4 Давидсон А. Б. Тропическая и Южная Африка в XX веке. // Новая и новейшая история. -2000.-№ 5.-С. 19.
5 Ерофеев H.A. Английский колониализм в середине XIX в. М., 1977; Зусманович А. З. Империалистический раздел Африки. М., 1968; Парфенов И. Д. Монополия и империя: английские привилегированные компании и колониальная экспансия 80−90-е гг. XIX в. Саратов, 1980: Он же. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX в.
Следует отметить, что данные исследования характеризуются классовым подходом и попытками видеть характерные признаки классовой борьбы в общественно-политических процессах восточноафриканских государств, что, как полагает диссертант, не всегда точно отражало специфику ситуации.
Послевоенный период развития восточноафриканского региона (в т.ч. Кении) рассматривается в исследованиях Ротштейна Ф. А., Рабиновича М. Б., 6 коллективном труде «История дипломатии"7. Основные выводы, к которым приходят авторы этих исследований, сводятся к тому, что британская дипломатия в реализации своих целей достигла большого успеха к началу освобождения колоний и использовала все возможные средства для политического маневрирования в целях сохранения своих доминирующих позиций. Вопросы, связанные со следующим этапом межгосударственных отношений в Восточной Африке, последовавшим за формальной отменой колониальной системы, затрагивали в своих работах Виноградов JI.B., Науменков O.A., Косухин Н. Д., Пономаренко Л. В., Усов Г. А., Шведов A.A. и др.8 Так, Н. Д. Косухин, на основании особенностей развития целого рада государств Африки, устанавливает прямую связь между этническим характером этих государств (в т.ч. Кении, Танзании и Уганды) и конструкцией сложившейся политической системы, в которой доминирует одна партия.
М., 1991; Улановская И. А. Борьба за Восточную Африку и пресса (1884−1890 гг.). М., 1969.
6 Ротштейн Ф. Принципы английской колониальной политики // Военно-исторический журнал. 1979. № 1. с.79−83- Рабинович М. Б. Англо-германский конфликт в Южной и Восточной Африке // Страны и народы Востока. Вып. 9. М., 1969.
7 История дипломатии. Т.2. / Под ред. Хвостова В. М. М., 1983.
8 Виноградов К. Б., Науменков O.A. На службе британского колониализма (Страницы политической биографии) // Новая и новейшая история. 1998. № 1. С. 125−136- Косухин Н. Д. Политология развития африканских стран. Учебное пособие. М., 2009; Пономаренко JI.B. Китай — Африка — Россия: феномен мировой политики XXI века. (В соавт. с В.П. Титовым). — М.: РУДН, 2008; Усов Г. А. Восточная Африка: опыт объединения. Соревнование двух систем. Актуальные проблемы мировой экономики. М., 1970. С. 206- Шведов A.A. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М., 1983.
Отдельно следует остановиться на исследованиях российских авторов, посвященных собственно Кении. Необходимо выделить труды Горюнова Д. П., Калиновской К. П., Клаасена О., Матвеевой Н. Ф., Филатовой И. И. и др.9 В немногочисленных разделах, посвященных этому государству, авторы отмечают новые тенденции во внешней политики Кении после обретения независимости, складывающиеся на основе противоречивых факторов внешней зависимости и управляемости, с одной стороны, и желания следовать собственным национальным интересам, с другой. Несомненно, вышеупомянутые работы представляют существенную научную ценность, и в своем исследовании автор творчески использовал ряд положений и обобщений, почерпнутых им из данных трудов. Вместе с тем, следует подчеркнуть необходимость более глубокого анализа роли Кении в обеспечении региональной безопасности, ее участия в процессах интеграции в Восточной Африке. Недостаточно внимания уделяется и анализу геополитических и геоэкономических особенностей положения региона Восточной Африки и Кении, а также анализу взаимодействия Кении с основными центрами силы современного мира.
Что касается зарубежной историографии проблематики диссертации, то автором преимущественно были привлечены работы англоязычных исследователей (Великобритания, США), которые уделяли определенное внимание изучению вопросов, посвященных Кении.
Первая группа исследований представлена работами, посвященными различным аспектам общей истории Кении. Среди авторов этих трудов выделим Бермана Б., Беннетта Дж., Элкинса К., Гертцеля Ч., Максона P.M. и.
9 Горюнов Д. П. Возвращение в Африку. М., 1988; Калиновская К. П. Традиционные номады Восточной Африки в условиях развивающихся стран (Сомалийская Демократическая Республика, Республика Кения, Объединенная Республика Танзания). М., 1988; Клаасен О. Страны Восточной Африки (Кения, Танзания, Уганда) после Второй мировой войны. Учебно-методическое пособие. Тарту, 1987; Матвеева Н. Ф. Кения. Справочник. М., 2004; Филатова И. И. Люди «Зеленых холмов Африки» между прошлым и настоящим. М., 1992; Ее же. Новая и новейшая история Кении. М., 1985. др.10 Исследователи сходятся во мнении, что колониальная политика Великобритании переживала кризис, выразившийся в постепенном ослаблении контроля над административной и хозяйственной системой Кении. Неоколониальная политика, вызванная не до конца преодоленной зависимостью Кении от бывшей метрополии в политическом и экономическом пространстве, проводится в некоторых формах и по сей день. К британскому фактору, полагают исследователи, добавился в значительной мере еще и американский, европейский, а также китайский. В этой связи отметим, что российский фактор фактически выпадает из поля зрения зарубежных специалистов. Диссертант же своей работой восполняет образовавшиеся вследствие этого пробелы в историографии.
Ко второй группе работ относятся монографии по политической истории Кении таких авторов, как: Адамсон Дж., Огот Б., Норгард О., Агилар М., Бут K.M., Клоф М. С., Кронк Д., Гатеру P.M., Ходд М., Николлс К. С. и др.11 Ключевыми факторами исторического развития политической системы Кении эти авторы видят взаимоотношения, прежде всего, с Великобританией, а также с другими западными государствами (США, Германия). Автор диссертации полагает, что определенное влияние на эти процессы оказывал и характер отношений Кении с СССР.
Еще одна группа работ затрагивает проблемы участия Кении в региональной интеграции, а также некоторые аспекты безопасности. Данные.
10 Berman B. Control & Crisis in Colonial Kenya: The Dialectic of Domination. James Currey. 1990; Bennett G. Kenya: A Political History: TTic Colonial Period. Oxford University Press. 1999; Elkins C. Imperial Reckoning: The Untold Story of Britain’s Gulag in Kenya. Macmillan. 2006; Cherry J. Gertzel. The Politics of Independent Kenya, 1963;8. Northwestern University Press. 1970; Maxon R.M. Going Their Separate Ways: Agrarian Transformation in Kenya, 19 301 950. Fairleigh Dickinson University Press. 2003. n Adamson J. The Peoples of Kenya. Harcourt. 2006; Ogot B. Historical Dictionary of Kenya. Nairobi. 2007; Norgaard O. Kenya in the Social Sciences. An Annotated Bibliography, 1967;2007. Nairobi, 2008; Aguilar M.I. Being Oromo in Kenya. L., 2005; Booth K.M. Local Women, Global Science: Fighting AIDS in Kenya. Indiana. 2004; Clough M.S. Fighting Two Sides: Kenyan Chiefs and Politicians, 1918;2000. Colorado. 2000; CronkL. From Mukogodo to Maasai: Ethnicity and Cultural Change in Kenya. NY. 2004; Gatheru R.M. Kenya: From Colonization to Independence, 1888−2000. L.,. 2005; Hodd M. Kenya after J. Kenyatta. L. 2001; Nicholls C.S. Red Strangers: The White Tribe of Kenya. Nirobi. 2005. вопросы нашли свое отражение в работах Хогеруда А., Кайля К., Баркана Дж.Д., Перкокса Д. 12 Авторы отмечают, что доминирующую роль в формировании внешней политики Кении играло экономическое развитие. По мнению А. Хогеруда, потребность вести открытую экономическую политику и спрос на иностранный капитал и инвестиции, прежде всего, влияли на формирование внешней политики Кении в исследуемый период. В представлении Дж. Д. Баркана, региональная внешняя политика Кении была сформирована такими основными факторами, как: относительная проницаемость границ и прибрежное положение Кении, в отличие от внутренних государств региона. К. Кайль отмечает тесную связь между внутренним благополучием Кении и положением в соседних государствах, тесно связанных с ней в области политики и экономики. Перкокс Д. выделяет три базовых аспекта, влияющих на политику Кении, это: факторы безопасности, геополитики и интеграции. Однако проблемы интеграции и безопасности, поднятые авторами этих исследований, не дают полного понимания роли и места Кении в данных процессах.
Наконец, еще одна группа работ представлена трудами африканских исследователей, которые рассматривают в них политико-экономическую ситуацию в современной Кении. Выделим среди них следующих авторов: Анасси П., Мваура Н., Нноли О., Нзомо М., Учо Дж. и др.13 Указанные исследователи уделяют пристальное внимание отношениям Кении с новыми политическими и экономическими акторами в регионе и, прежде всего, с Китаем. В этом контексте автор диссертации акцентирует внимание на том,.
12 Haugerud A. The Culture of Politics in Modern Kenya. Cambridge U. Press, 1995; Kyle, Keith. The Politics of the Independence of Kenya St. Martin’s, 1999; Barkan J.D. Politics and Public Policy in Kenya and Tanzania. Greenwood Publishing Group. 1984; Percox D. Britain, Kenya and the Cold War: Imperial Defence, Colonial Security and Decolonisation. I. B. Tauris. 2004.
13 Anassi P. Corruption In Africa: The Kenyan Experience. L.,. 2005; Mwaura N. Kenya Today: Breaking the Yoke of Colonialism in Africa. Nairobi. 2005; Nnoli O. Self-Reliance and Foreign Policy in Kenya: The Dynamics of the Diplomacy of a New State, 1963;1999 (New York, 2002) — Nzomo M. Foreign Policy of Kenya and Tanzania: The Impact of Dependence and Underdevelopment, Canada, 2002; Oucho J.O. Undercurrents of Ethnic Conflict in Kenya. Brill. 2002. что Китай все чаще обращается к политике «мягкой силы» как средству укрепления взаимодействия с Африкой и своего влияния там.
Таким образом, современная историография, посвященная изучению роли и места Кении в политических процессах региональных международных отношений в Восточной Африке, еще не устоялась. Более того, комплексных, фундаментальных и специализированных исследований по данной проблематике ни в российской, ни в зарубежной историографии не проводилось. Это и понятно, поскольку необходимая основа для адекватного осмысления и комплексного научного анализа динамичных процессов, происходящих в современной Кении, складывается весьма медленно.
Целью диссертационного исследования является определение роли и места Кении в политических процессах региональных международных отношений в Восточной Африке.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач: дать развернутую политико-географическую и экономико-географическую характеристику восточноафриканского регионаизучить британскую и немецкую колонизацию данного регионаисследовать участие Кении в процессах интеграции в Восточной Африкераскрыть актуальные проблемы двусторонних отношений Кении со странами Восточной Африки (Танзания и Уганда) — рассмотреть политику Кении в вопросе обеспечения региональной безопасности в Восточной Африкеподвергнуть анализу политику Запада (Великобритании, ЕС, США) в отношении Кенииисследовать кенийскую политику СССР/Россииизучить основные аспекты политики Китая в Восточной Африке на примере Кении.
Научная новизна работы определяется в первую очередь тем, что в качестве самостоятельного исследования осуществлен комплексный анализ роли и места Кении в системе региональных международных отношений в Восточной Африке с учетом современного состояния исторического знания и привлечением нового корпуса источников и литературы. Рассматриваемую проблематику нельзя считать достаточно разработанной в отечественной и зарубежной историографии. Имеет место существенный дефицит фундаментальных исследований, изучающих внешнюю политику Кении в комплексе и динамике.
Во-вторых, в связи с восточноафриканскими странами констатируются различные типы политической интеграции, отличающиеся разной глубиной, масштабами, устойчивостью связей, степенью дополняемости политической интеграции интеграцией экономической. В особенности это заметно при сравнении интеграционных процессов в странах Восточной Африки, с одной стороны, и в странах Евросоюза, с другой. Для восточноафриканских стран в последние десятилетия характерно образование крупных политико-экономических группировок. Очевидно, что процесс политической интеграции стран Восточной Африки во главе с Кенией находится в контексте общей геополитической тенденции. Вот, почему, его изучение представляется важным и своевременным с научной и практической точки зрения.
В-третьих, в диссертации выявлены особенности расположения Кении по отношению к своим восточноафриканским соседям. Прежде всего, они вызваны центральным положением Кении как морских ворот Центральной и Восточной Африки, а также особенностями колониального развития, поставившими Кению в более выгодные, чем другие страны региона, условия.
В-четвертых, показана определяющая роль Кении в формировании ответов на современные вызовы и угрозы в восточноафриканском регионе. Это связано со значительным превосходством Кенийского государства в сравнении с другими странами региона по уровню экономического, политического, военного развития.
В-пятых, выявлено высокое значение Кении для доминантных мировых игроков с точки зрения их заинтересованности в усилении своих позиций и защите собственных интересов как в восточноафриканском регионе в частности, так и во всей Африке в целом.
Методология исследования. При изучении факторов, относящихся к формированию внешней политики, использовались: исторический, системный и структурно-функциональный методыа также сравнительный политологический анализ, с помощью которого производилось сопоставление механизмов взаимодействия между различными политическими акторами.
Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертацией автором были использованы опубликованные источники разных видов на русском и английском языках. В их числе международные соглашения, законодательные акты, делопроизводственные документы МИД, статистические данные, периодика, публицистика. Целесообразно выделить следующие группы источников, привлеченные автором в ходе работы над диссертацией.
Прежде всего, это нормативно-законодательные и делопроизводственные документы. Среди них выделяются официальные документы международных организаций и официальных органов государств (доклады и заявления Генерального секретаря ООН, итоговые документы международных форумов и др.)14. При анализе роли и значения региональных организаций в тенденциях развития Восточной Африки были.
14 UN Report on the World Social Situation, 2008. NY, 2009; British Imperialism in East Africa. Documents. Prepared by the Labour Research Department. L., 1966; etc. использованы документы, информирующие об их деятельности15, а также документы, отражающие внешнеполитические процессы в Кении16.
Еще одна группа источников представлена статистическими и справочными изданиями (Отчеты мирового развития, Обзоры экономических.
1 7 и социальных условий стран Восточной Африки и др.). Эти источники позволили составить представление о социально-экономических показателях Кении и других восточноафриканских стран, их уровне развития и т. п.
Информационно насыщенной является и такая группа источников, как периодические издания, позволившие исследовать современные точки зрения африканских, западных и российских политиков, независимых экспертов и аналитиков на изучаемую проблематику. В работе использованы материалы как печатных, так и электронных СМИ. Среди них: British Journal of Political Science, Economic Development and Cultural Change, Jeune Afrique, Journal of Political Economy, Research policy, Revue internationale de Politique Comparee18.
В качестве еще одного вида следует выделить публицистические источники. В их числе выступления, речи, заявления политических и государственных деятелей: Дж. Кениаты, М. Кибаки, К. Мусьока, и др. (Кения) — других стран региона А. Каруме (Танзания), И. Мусевени (Уганда) и.
15 Joint Committee on Closer Union in East Africa. Vol. 1−2. L., 1971; Kenya Land Commission. Evidence and Memoranda. Vol 1−3. L., 1984; Department of AgricultureEast African Community Secretariat. Arusha, February 2008, etc.
16 Statistical Branch. Agricultural Census. Annual Reports, 1965;1999. NairobiKenya. Select Historical Documents, 1884−1993. Nairobi, 1999; The East African Community Trade and Social Report 2006; etc.
17 Survey of Economic and Social Conditions in East Africa, 2007;2008. EGA. Addis Ababa, 2009; World Development Report, 2009. World Bank. Washington, 2010; East Africa’s Experience with Structural Adjustment. World Bank. Wash., 2008; African Alternative Framework to Structural Adjustment Programmes for Socio-Economic Recovery and Transformation. EGA. Addis Ababa, 2006, etc.
18 British Journal of Political Science // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.accessmylibrary.com/archive/435 318-british-journal-of-political-science.htmlJeune Afrique // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jeuneafrique.com/- Economic Development and Cultural Change // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.org/action/showPublication?journalCode=ccondevecultchan&- Revue internationale de Politique Comparee // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uclouvain.be/ripc др.- а также Великобритании (М. Тэтчер, Т. Блэр, Д. Кэмерон), США (Дж. Буш-мл., Б. Обама, Дж. Байден), России (В.В. Путин, Д. А. Медведев, C.B. Лавров), Китая (Ху Цзиньтао, Ян Цзечи) и др., опубликованные в различных периодических изданиях и сборниках.
Ряд из вышеперечисленных источников был получен диссертантом во всемирной сети Интернет. Большую пользу в этой связи оказали официальные сайты различных организации, ведомств, общественных инициатив и программ, например, Африканского Союза, МИД Великобритании, Кении, Уганды, Танзании, программы НЕПАД и др.19.
Таким образом, в рамках решения поставленной задачи источниковая база явилась весьма репрезентативной. Данное диссертационное исследование имеет достаточно обширное и полное обеспечение источниками, что дает возможность комплексного и всестороннего рассмотрения проблемы.
Хронологические рамки охватывают период с начала 1960;х гг. до настоящего времени, включая первое десятилетие XXI в., поскольку именно в этот период можно констатировать новые тенденции в развитии государств, которые получили право на самоопределение.
Практическая значимость диссертации обуславливается теоретическими и прикладными аспектами. Положения и выводы исследования, а также практические рекомендации, содержащиеся в нем, могут в дальнейшем служить базой для новых научно-исследовательских.
19 Сайт организации «Новое партнерство для развития Африки» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nepad.org/- сайт российского общества друзей Африки // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://myafrica.ruсайт «Вся Африка» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allafiica.com/- Сайт Африканского союза по информации об Африке // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.africaonline.com/- официальные сайты Кении http://kenyaworld.com/- сайт МИД Кении // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.go.ke/- сайт МИД Великобритании// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fco.gov.uk/en/- МИД Уганды // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mofa.go.ug/- МИД Танзании // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfaic.go.tz/- сайт Африканского Союза // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.africa-union.org/- сайт НЕПАД // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nepad.org/ работ по изучению содержания, направлений и перспектив внешней политики Кенииучитываться и использоваться политиками и представителям органов государственной власти и управления в своей деятельностипредставлять значимость в учебном процессе при изучении внешней политики стран Африки, чтении спецкурсов, посвященных африканской проблематикена основе полученных результатов исследования могут быть выработаны рекомендации по совершенствованию внешнеполитического курса РФ на африканском направлении.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы работы обсуждены и одобрены на кафедре теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов. Результаты исследования нашли апробацию в научных публикациях автора, в том числе в Вестнике РУДН, который входит в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК России.
Структура диссертации соответствует ее целям и задачам. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе проведенного анализа нами было установлено несколько положений, в соответствии с поставленными в работе задачами.
1.В ходе исследования были установлены и описаны факторы единства региона Восточная Африка, среди которых главными являются: единство географического и культурного пространства (природные и климатические условия, ресурсы, в т. ч. водные ресурсы региона Великих Озер, прежде всего оз. Виктория). Существенным фактором единства является проживание племен масаев и луо на территории трех основных государств (Кения, Танзания, Уганда), которые пользуются языком суахили в межнациональном общении и вместе составляют значительную часть населения трех основных стран региона. У стран региона имеется единое колониальное прошлое, в котором основную роль играла бывшая метрополия Великобритания. Это обстоятельство сказалось в единстве черт системы управления и образования, а также обусловило многочисленные хозяйственные связи между странами, заложенные еще на этапе колониального развития.
С нашей точки зрения, можно считать, что именно географические и природные характеристики региона Восточной Африки составили основные факторы заинтересованности колониальных держав (Великобритании и Германии), заложивших ключевые направления развития этого региона и сказывающиеся на современном состоянии восточноафриканских государств.
В этих условиях особенности современного состояния Кении являются следствием как географических и исторических, так и политико-экономических факторов. Одним из главных обстоятельств следует считать исторически более тесную связь Кении с бывшей метрополией, в сравнении с другими государствами региона. Это обстоятельство во многом определило ее ведущую роль в регионе Восточная Африка по отношению к другим странам региона.
2. На основе рассмотрения фактов колониальной истории Восточной Африки мы приходим к выводу, что колониальная политика великих европейских держав оформляется и получает свои наиболее характерные черты в конце Х1Х-го в., когда народы Африки вовлекаются в новые экономические, политические и социально-культурные отношения. Суть изменений, происходивших в Восточной Африки в последовавший затем период независимости, имеет основанием эпоху былого колониального могущества Великобритании, приобретенного в эпоху колониальных захватов и соперничества с Германией.
Как и в других регионах Африки, главными движущими мотивами колонизационной политики в Восточной Африке были 1) потребность в рынках сбыта и 2) потребность в источниках сырья.
Особенности колониальной политики Великобритании получили дальнейшее развитие на всех стадиях формирования государственных систем региона и определили структуру региональных отношений восточноафриканских государств.
В работе обращается внимание на то, что в атмосфере предчувствия изменений в колониальном администрировании после Второй мировой войны, Великобритания была вынуждена искать новые формы и методы в управления восточноафриканскими территориями, которые имели характер приспособления к новым условиям общемировой тенденции распада колониальной системы.
Основной задачей по обеспечению управления, которую видели перед собой официальные лица метрополии, было сохранение прямого (или несколько видоизмененного) колониального управления. Более мягким решением проблемы власти было создание таких политических условий, при которых предоставление колониям самоуправления или независимости обеспечило бы возможность дальнейшего влияния на них со стороны бывшей метрополии.
Маневры и уступки британских колониальных кругов в Восточной Африке позволяют рассматривать их как новые формы и методы колониального подчинения.
3. В ходе исследования было также высказано предположение, что успешность интеграционных процессов, инициированных в колониальный период, до сих пор является ключевым условием роста восточноафриканских стран и требует дальнейшего углубления. Роль Кении в этих процессах, по нашему мнению, следует признать главенствующей и направляющей среди государств региона Восточной Африки.
В свою очередь, в работе развивается мысль, что важнейшими условиями успешного развития интеграционного процесса и устойчивого роста в странах Восточной Африки являются надлежащее государственное управление и наличие институционального потенциала. Поэтому перед восточноафриканскими странами стоят задачи совершенствования государственного управления и институционального строительства. В этом процессе Кения немного опережает своих партнеров. Решать эти проблемы для всех стран необходимо путем повышения прозрачности деятельности органов государственного управления, обеспечения их подотчетности и учета мнения населения, что сужает возможности для коррупционной практики. В последние годы именно Кения, выгодно отличаясь от партнеров, взялась за решение этих задач, выдвинув инициативу создания механизма взаимного контроля восточноафриканских стран и практики взаимной экспертизы органами государственной власти и общественными институтами этих стран. Этот механизм является ключевым инструментом реформ государственного управления, инициированных странами Восточной Африки.
В работе мы аргументируем положение, согласно которому стремление восточноафриканских региональных и субрегиональных организаций к укреплению сотрудничества по линии «Восток-Юг» и «Восток-Восток» путем экономической и политической интеграции является новым этапом в развитии интеграционных процессов в регионе Восточной Африки. Кроме того, в настоящее время имеются перспективы по привлечению частных предприятий к участию в интеграционном процессе, и это стало важным импульсом для его продвижения в целом в Африке. Страны-члены ВАС, во главе с Кенией, предпринимают меры по вовлечению частных предприятий в интеграционный процесс в регионе, разрабатывает общую политику конкурентной борьбы и законодательные акты по защите и содействию свободной конкуренции, с тем, чтобы законы, регулирующие торговлю и инвестиции всех восточноафриканских стран, стали более согласованными. От Кении исходит импульс к укреплению региональной интеграции посредством гармонизации политико-экономического взаимодействия. Гармонизация макроэкономических стратегий необходима для того, чтобы гарантировать то, что изменения в одной стране, входящей в субрегиональное объединение, не оказало отрицательного воздействия на экономическую активность в другой стране. Необходимо, чтобы все страны-участницы полностью согласовали свою внутреннюю и внешнюю политику в экономической сфере. Чтобы стать конкурентоспособными, необходимо развивать экспорт различных высококачественных товаров, включая промышленные. Для достижения поставленных целей необходимо не только разработать законы, направленные на стимулирование частного сектора экономики с особым акцентом на иностранные инвестиции, но и добиваться четкого его выполнения. Кроме этого, устранение всех торговых препятствий, позволит восточноафриканским странам максимально использовать природные и людские ресурсы субрегиона и проложит путь к более тесной политической и экономической интеграции с мировым сообществом.
4. В работе выделен ряд общих принципов, на которых строятся двусторонние отношения Кении с другими странами региона. Формулируемые на их основе стратегии восточноафриканских государств направлены на решение схожих проблем, главными из которых в работе признаны угрозы безопасности. Позиция Кении по большинству этих вопросов предполагает учет региональных и международных условий, которые наиболее ярко выражены в противодействии региональным конфликтам, незаконной торговле оружием, распространению наркотиков и СПИДа, пиратству и терроризму.
Однако главные проблемы, к формулированию которых мы приходим в работе, касаются межрегиональных двусторонних отношений: для Кении они лежат в сфере неравномерности экономического развития ее соседейстран Восточной Африки, а также территориальных вопросов.
На основании предпринятого исследования мы делаем вывод о том, что основы диспропорций, влекущих за собой неразрешенность ряда вопросов двусторонних отношений, были заложены еще в период колониального развития. Мероприятия, проводимые Великобританией, способствовали быстрому росту главным образом европейского сектора в экономике Кении. Это положение с некоторыми изменениями осталось до сих пор и определяет многие внешнеи внутриполитические шаги Кении.
На основе анализа, можно сделать вывод о том, что существует два направления двусторонних политических отношений Кении в регионе: 1) политика в отношении государств, обладающих относительной политической стабильностью, как Уганда и Танзания, и 2) политика в отношении государств, угрожающим региональной стабильности, как государства севера — Эфиопия и в особенности Сомали. Интеграционные процессы на данном этапе возможны при взаимодействии с государствами на первом направлении, в то время как на втором направлении следует заботиться о предотвращении угрозы вооруженных конфликтов и открытом противостоянии вооруженным формированиям (последнее предполагает решение многих гуманитарных проблем). С точки зрения безопасности региона необходимо признать, что международное сообщество должно играть более активную роль в предотсращении и преодолении кризисных ситуаций в регионе. Тем более, что события девяностых годов в Руанде и.
Бурунди представляют сугубо отрицательный опыт дистанцирования мирового сообщества от проблем региона: тогда бездействие международных организаций стало одной из основных причин гуманитарной катастрофы и гибели сотен тысяч людей.
5. На основе рассмотренных фактов мы делаем вывод о том, что политика Запада (Великобритании, ЕС, США) в Восточной Африке, по мере становления и развития собственных государственных институтов, становится все более партнерской, несмотря на подчиненное положение Кении в двусторонних отношениях с ними.
Заинтересованность основных внешнеполитических акторов в Восточной Африке (прежде всего страны Запада, Россия и Китай) могут видеть в Кении опорный пункт для реализации своих планов присутствия в регионе, поскольку в Кении существуют исторически сложившиеся традиции взаимодействия с метрополией и достаточно открытая и также заинтересованная позиция в этих отношениях.
В свою очередь, политика главного внешнеполитического игрока в регионе (Великобритании) в отношении Кении (и других восточноафриканских государств) трансформируется в сторону более прагматических аспектов взаимодействия (переход от помощи как главного инструмента влияния к выработке более выгодных и прагматичных механизмов).
В отношении Европейского Союза, в работе делается вывод о том, что с государствами восточноафриканского региона они интенсивно взаимодействуют в сфере экономических отношений, не проявляя большой заинтересованности в политической составляющей. Несмотря на ведущую роль Великобритании во внешнеполитичевкой сфере на протяжении всей истории, Кении удалось сформировать достаточно прочные связи с другими государствами Европы (Германия и Швеция).
6. Автор считает, что российская составляющая во внешней политике Кении переживает стадию возрождения и качественного обновления. В работе отмечается, что по многим направлениям у России и Кении имеются многообещающие перспективы, что находит отражение в последних шагах кенийского и российского руководства.
В целом, с точки зрения интересов России в Кении существенное условие состоит в том, что в новых условиях кенийское руководство может видеть в России определенный противовес, позволяющий несколько смягчать натиск американской и английской (а в перспективе, возможно, и китайской) политики. Интересы России при этом могут быть идентичными интересам других крупных акторов мировой политики, которые могут реализоваться в экономической сфере. Это, в свою очередь, влечет необходимость дальнейших политических шагов навстречу другу другу со стороны России и Кении.
7. На основе проделанного анализа в работе мы делаем вывод о ключевой роли Китая в африканских делах в настоящий момент. Присутствие этого актора стало сегодня наиболее заметным в Восточной Африке. Китай исповедует новые принципы внешней политики и проводит выверенный прагматический курс на расширение своего присутствия на восточноафриканском рынке сбыта и сырья. Характерной особенностью его деятельности в регионе является использование политики «мягкой силы», которая набшодается в последних внешнеполитических шагах китайского руководства в отношении к Кении.
В целом, на основе предпринятого анализа, мы констатируем, что в структуре трех выделенных направлений внешней политики Кении (страны Запада, Россия и Китай), наиболее традиционными и укорененными в кенийской внешнеполитической практике являются отношения с Великобританией. До сих пор Великобритания сохраняет возможности влиять на бывшую колонию, успешно приспособившись к новым политическим реалиям в Восточной Африке. США, исполняя роль мирового лидера, в основном, заимнтересованы в военном присутствии в регионе. Это входит в задачи обеспечения борьбы с нестабильностью в мире, угрождающему интересам США. Позиция Сша находит выражение в базовых стратегиях для стратегически важных регионов, к которым относится и Восточная Африка. Китай, другой внешнеполитический актор, в перспективе обладает значительным потенциалом влияния в регионе. Политика «мягкой силы» приносит свои плоды, реализуясь, в основном, пока на экономическом направлении. Что касается России, то ее отношения с Кенией и другими странами восточноафриканского региона, переживают стадию обновления. Отношения России с восточноафриканскими партнерами можно оценить как очень перспективные.
Обобщая, следует сказать, что, по мере обретения и развития национальной государственности, а также под влиянием процессов глобализации, охвативших в конце прошлого столетия практически все регионы мира, усиливается интернационализация политических связей Кении.
Прежде всего, обращают на себя внимание качественные изменения во внешнеполитических и внешнеэкономических связях Кении за рассматриваемый период, переход ее политики во всех областях на позиции прагматизма, на основе и с учетом своеобразия ее исторического развития как колонии Великобритании.