Актуальностьтемыисследования. Образование на территории бывшего СССР 15 суверенных государств, стремящихся развить собственные правовые системы, принятие рядом государственно-правовых единиц в рамках Российской Федерации законодательства по вопросам собственности, по порядку применения в их границах нормативных актов России, например, в части применения норм процессуального права, порождает комплекс проблем, которые существенным образом влияют на судьбы как самих государственных образований, так и иных субъектов права (юридических и физических лиц), действующих в рамках регулируемых вновь создаваемыми нормативными актами правоотношений. Однако правовой дезинтеграции противостоит необходимость скорейшей экономической интеграции, реально существующая уже в настоящее время или восстанавливающаяся свобода движения капиталов, товаров и рабочей силы (своеобразный ренессанс бывшего интегрированного союзного хозяйственного механизма, пронизанного около 40 миллиардами производственных связей). Под давлением зкономико-социальных факторов намечается устойчивая тенденция к созданию интегрирующих документов: комплексных конвенций о правовой помощи, двусторонних и многосторонних договоров.
Обозначая эти тенденции как способ преодоления условно «искусственного» разъединения, полезно помнить о том, что ведущей чертой развития социального процесса в целом является путь интеграциимир уже выработал способы правовой реакции на естественно экономические, политические и социальные потребности интеграционного движения. Блестящим примером (не преувеличивая силы определения) можно считать пример разрешения возникающих правовых проблем в рамках интеграции стран-участниц Европейских сообществ (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)./1/ Опыт этих образований заслуживает серьезного изучения. Страны-члены СНГ, другие государства бывшего СССР не смогут избежать на новой фазе участия в собственном «общем рынке», либо в интегрированных сообществах, уже существующих в мире. Они должны знать правила функционирования этого рынка /пространства/, ряд из которых и будут проанализирован в настоящей работе.
Экономическая, политическая и социальная интеграция стран ЕС и ЕАСТ ориентирует на значительную гармонизацию прежде всего норм материального права. Однако, интеграция не ведет к простой унификации права отдельных суверенных образований. Отличия в законодательном регулировании не только неизбежны, но и в некоторой степени желательны. Они обусловлены целым рядом этнических, исторических,.
1 Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов. М., Наука. 1986; Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. национально-психологических черт, присущих каждому государству как целостному политическому образованию.
Поэтому унификация права даже в рамках ЕС и ЕАСТ имеет ограниченный характер./1/.
Обменные процессы «натыкаются» на различия регулирования, и, если эти различия действительно наносят вред, они преодолеваются чаще всего путем создания унифицирующего акта.
Вторым путем разрешения указанных трудностей может служить использование норм международного гражданского процесса как способа преодоления территориальной ограниченности действия норм национального гражданского процесса.
Выявление роли международного гражданского процесса и демонстрация его возможностей для обеспечения признания и исполнения иностранных судебных решений на примере Брюссельской (1968 г.) и Луганской (1988 г.) конвенций по вопросам подсудности /юрисдикции/ и принудительного исполнения иностранных судебных решений и составляют предмет настоящего диссертационного исследования.
В работе обращается внимание на то, что признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений, надлежащее решение вопросов подсудности по делам с.
1 См. подробнее: Integration through law. W de Gruyter, Berlin, New York, 1986. иностранным элементом играют особую роль в обеспечении интеграционного процесса.
Это проявляется в том, что участник правоотношения с иностранным элементом должен обладать уверенностью, что в конфликтной ситуации он может воспользоваться защитой в судебном порядке, а решение, вынесенное в его пользу, будет обладать также свойством принудительности и за пределами одной из стран-участников обмена — свобода движения людей, товаров, капиталов и услуг должна поддерживаться возможностью исполнения судебных решений.
Унификация международного гражданского процесса как части международного частного права в указанных областях по сравнению с унификацией материального права дает следующие преимущества:
1) она устанавливает бесспорные правила, которые в незначительной степени изменяют национальную правовую систему. Это изменение касается лишь непосредственных участников правоотношений с иностранным элементомунифицирующие правовые акты не меняют систему национального правосудия, они не требуют создания каких-либо дополнительных специальных органов для их выполнения. Они «привязывают» спор, определяют место его рассмотрения. Однако собственно рассмотрение должно осуществляться в соответствии с законодательством страны места судопроизводства;
2) она упрощает правовое положение участника обмена, давая ему осознание того, что его интерес будет защищен в судебном порядке в пределах пространства, на которое распространяется унифицирующий актпозволяет уже на стадии заключения контракта определить место зашиты интереса, если речь идет об исключительной юрисдикции и т. д., то есть в конечном счете обеспечивает предсказуемость развития правовой ситуации, которая выступает одним из основных условии развития обмена./1/.
Таким образом, исследование вопросов влияния международного гражданского процесса на возможное ускорение интеграционного движения, которое рассматривается в качестве важнейшей политической цели рядом стран СНГ, особенно актуально в настоящий период — в период создания новой экономической, социальной и политической общности. Цели и задачи исследования.
При подготовке настоящей работы автор преследует следующие основные цели: определение сущности, роли и задач унификации международного гражданского процесса в рамках ЕС и ЕАСТ в вопросах признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений;
— определение роли Конвенций о подсудности, признании и принудительном исполнении иностранных решений по гражданским и коммерческим делам в создании в ЕС и ЕАСТ единого правового пространства;
— исследование круга коллизионных проблем, возникающих при применении Конвенций;
1 Integration throgh law. V. l, D.2 p.168−170.
— научно-практический анализ Конвенций для определения их практической значимости для стран СНГ и Российской Федерации.
В ходе работы автор опирался на труды отечественных авторов в области международного частного права и международного гражданского процесса (М.М.Богуславский, Ы. И. Брагинский, С. Н. Лебедев, Л. А. Лунц, Н. И. Марышева и др.), на работы, специально посвященные ЕС (Э.М.Аметистов, Б. Н. Топорнин, М. Л. Энтин, Ю. М. Юмашев и др.).
Автором были изучены и проанализированы работы иностранных авторов по вопросам международного частного права (М.А.Алфорд, Л. С. Бартлетт, А. Бароне, Д. К. Гродески, П. В. Гинзбург, Р.Д. Е. Гордон, А. Гиардана, Б. Каплан, Радван и Др —) общие методы исследования, как анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, системный подход и т. д. Кроме того, в работе были использованы частные методы исследования: исторический, статистический, сравнительное правоведение.
Брюссельской (1968 г.) и Луганской (1988 г.) конвенциями о подсудности, признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений, соглашениями стран-участниц СНГ, материалами Суда Европейских сообществ.
Новизнапроведенного исследования и положения.
В отечественной научной литературе не проводилось комплексного исследования анализируемых в настоящей диссертационной работе Конвенций. Определенные упоминания о Конвенциях были сделаны в трудах Богуславского М. М., Лунца Л. А., Марышевой Н. И. Обзорное представление о Брюссельской конвенции было дано в диссертации Маковской А. А., посвященной проблемам унификации международного частного права в рамках ЕС.
Вместе с тем, представленные авторы не ставили своей задачей сосредоточиться на изучении специальных вопросов подсудности, признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений. Поэтому обращение к Конвенциям представляет в некоторой степени первое знакомство с обширным правовым материалом по гражданскому процессу стран ЕС и ЕАСТ.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Создание унифицированных актов в области международного частного права является действенным путем преодоления существующих между правовыми системами различий, которые в значительной степени препятствуют успешному развитию международного интеграционного процесса, делая непредсказуемыми с точки зрения возможной судебной защиты их действия по вступлению в правоотношения с иностранным элементом.
Унифицированные акты в сфере международного гражданского процесса позволяют без глубокой переработки национального законодательства образовывать «единые правовые пространства», в которых действует единая система правил по определению юрисдикции, признанию и применению иностранных судебных решений.
2. Разработка Брюссельской (1968 г.) и Луганской конвенций об юрисдикции и принудительном исполнении иностранных судебных решений в первую очередь явилась результатом длительного развития правовой мысли стран-членов Европейских сообществ и Европейской ассоциации свободной торговли, в них был успешно учтен опыт многочисленных двусторонних и многосторонних конвенций с участием отдельных стран ЕС и ЕАСТ, вместе с тем они построены на осознанном желании участников упростить формальные процедуры для своих юридических и физических лиц, которое в начальной стадии получило закрепление в Римском договоре о создании ЕС, а затем было поддержано как новыми членами ЕС, так и ЕАСТ. При этом для успешного разрешения формальных процедур необходима общность экономических, политических и духовных ценностей, которые и позволяют сформировать базу для общности правовых ценностей (которые конечно могут рассматриваться в качестве элемента духовных ценностей).
3. Конвенции не являются только каким-либо региональным, приемлемым для одной группы стран актом, их демократизм, нацеленность на обслуживание интеграционных потребностей, общая значимость закрепляемых ими положений позволяют считать Конвенции универсальными актами, своеобразным эталоном для других интеграционных образований.
4. Историческая необходимость в расширении сотрудничества со странами ЕС и ЕАСТ вызывает для Российского государства потребность в дополнительном изучении Конвенций и проработке вопроса о возможном присоединении к Луганской конвенции (с учетом особенностей Брюссельской конвенции подробно раскрытых в диссертационном исследовании).
Практическое значение проведенного исследования.
Содержащийся в работе анализ положений Конвенций об определении подсудности, признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам может быть учтен при дальнейшей работе над совершенствованием соглашений и конвенций о правовой помощи и порядке разрешения споров в рамках СНГ, в частности Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске в январе 1993 года, и Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанного в Киеве 20 марта 1992 годапри решении вопросов о присоединении к Луганской конвенции Российской Федерации, принимая во внимание развитие связей России и государств-членов ЕС и ЕАСТ.
Положения диссертации могут быть использованы в практической деятельности при защите интересов российских граждан и инвесторов — юридических лиц, имеющих домицилий (место нахождения — для юридических лиц) в странах ЕС или.
ЕАСТ, или получивших судебное решение в свою пользу в одном из указанных государств.
В целях придания исследованию большего практического значения автор сознательно ограничил анализ некоторых теоретических аспектов, возникающих при обращении к Конвенциям, а сосредоточился в основном на исследовании собственно правового материала и базирующихся на нем судебных решений.
Изложенный в работе материал может быть использован при преподавании курса «Международное частное право'. обсуждалась и рецензировалась в Центре правовых проблем международного экономического сотрудничества Института государства и права Российской академии наук. Положения диссертации использовались в выступлениях на ряде международных научных семинаров (Гейдельбергский и Кильский университеты — 1992;1593 годы-, при подготовке отзыва на проект закона о международном частном праве Российской Федерации, изложены в ряде подготовленных автором статей.
•I Ж.-Jfî
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Брюссельская и Луганская конвенции явились плодом длительного развития правовой мысли в странах ЕС и ЕАСТ. Их появление сыграло огромную позитивную роль в становлении единого правового пространства, призванного обеспечить функционирование единого экономического и социального пространства.
Закрепление Конвенциями принципа домицилия ответчика при определении подсудности дает однозначный критерий, применение которого допускает строго ограниченные исключения, закрепленные в главах о специальной и исключительной подсудности.
Построенные на обобщении предыдущего опыта главы Конвенций о признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений завершили построение правовой модели, обеспечивающей быструю и адекватную интересам рынка защиту интересов участников гражданского оборота.
Конвенции являются хорошим примером успешного правового сотрудничества и, как уже отмечалось, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании регулирования аналогичных вопросов в рамках стран-членов СНГ и организации их взаимодействия со странами ЕС и ЕАСТ, имея в виду возможное участие Российской Федерации и других стран-членов СНГ в Луганской конвенции, которая не предполагает прямое вхождение новых участников в ЕАСТ, так же как и не требует существования единой судебной надстройки в виде Суда.
Сообществ, играющего существенную роль в механизме действия Брюссельской конвенции.
Применительно к странам СНГ целесообразно было бы принять специальное соглашение об определении подсудности, признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений, подразумевая в соответствии с Соглашением о порядке рассмотрения споров, что в новый документ будут включены и решения арбитражных судов как государственных органов в отличии от решений арбитражей.
В этом документе было бы необходимо предусмотреть в главе «Общие положения» определение всех основных понятий, которые будут использоваться в документе. Положения о подсудности, признании и принудительном исполнении должны получить самостоятельное отражение в объеме соответствующем их действительной практической важности.