Концепция «художника» в русских романах В. Набокова-Сирина 20-30-х годов
Диссертация
В XX веке изображение личности художника становится одной из ведущих тем не только в русской, но и мировой литературе (Д.Мережковский, И. Бунин, Б. Эйхенбаум, Л. Андреев, А. Белый, М. Горький, Ю. Олеша, А. Платонов, М. Булгаков, М. Пришвин, Ж.-П.Сартр, А. Камю, Ф. Кафка, М. Твен, Л. Кэррол и другие). Набоковская творческая личность генетически восходит к литературному герою рубежа XIX — XX веков… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философское осмысление и преломление в эстетических принципах В. Набокова понятий «творческая личность», «творчество»
- 1. Романное творчество В. Набокова 20−30-х годов. Русско-европейские традиции, оказавшие влияние на становление художественного метода писателя
- Выводы
- Глава 2. Способы образного воплощения героя-«художника» в русских романах В.Набокова. Представление о диалогической природе художественного сознания
- 1. «Машенька»
- 2. «Зашита Лужина»
- 3. «Соглядатай» и «Отчаяние»
- 4. «Подвиг»
- 5. «Приглашение на казнь»
- Выводы
- Глава 3. Роман «Дар» — художественная модель философии творчества
§ 1. Писательский талант Годунова-Чердынцева как синтез художественных свойств Ганина («Машенька»), Лужина («Защита Лужина»), Смурова («Соглядатай»), Германа («Отчаяние»), Эдельвейса («Подвиг»), Цинцинната («Приглашение на казнь»).
Выводы.
Список литературы
- Аверин Б.В. Гений тотального воспоминания: о прозе Набокова
- Звезда. СПб., 1999.-№ 4.-С. 158−163.
- Агеносов В.В. Культура русской эмиграции // Культурология: теория и история культуры. М., 1996. — С. 257−266.
- Агеносов В.В. Соотношение отечественной культуры и культурырусского зарубежья // Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. — М., 1993.
- Адамович Г. В. Владимир Набоков // Адамович Г. В.: Одиночествои свобода. СПб., 1993. — С. 113−124.
- Адамович Г. В. Одиночество и свобода. — М., 1996. — С.80.
- Айхенвальд Ю. Рецензия на сборники «Гроздь» и «Горний путь» //
- Руль 28.01.1923.- П., 1926.
- Акимова И.И. Средства репрезентации языковой личности вдискурсе В. Набокова- метафора и символ // Русский язык как иностранный: лингвистические проблемы. -М., 1997.-С. 57−63.
- Алданов М. Письма к Амфитеатрову // Минувшее. — СПб., 1997.- Вып. № 22. С. 574−599.
- Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Анастасьева Н. А., под ред. Аверина Б. В., Смирновой Т. Ю. — СПб.: Алетейя, 1999.-313 с.
- Александров В. Набоков и «серебряный век» русской культуры //
- Звезда. 1996. — № 11. — С. 216−230.
- Александров В. Потусторонность в «Даре» Набокова // В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.
- Александров В. Спасение от эмиграции у Набокова // Диапазон.1. М., 1993.-№ 1.-С.27.
- Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. — М.: Сов. писатель, 1992.318с.
- Андреев Л.Н. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1988. -336 с.
- Античные мыслители об искусстве. М., 1938. — С.18−19.
- Антонов С.А. Эстетический мир Набокова: парадигмы прочтения
- Russian Studies: Ежеквартальна русской филологии и культуры. 1995. -№ 3. — С.430−443.
- Аристотель Поэтика. — М., 1957. — С.49.
- Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность //
- Сборник статей. СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 1999.-444 с.
- Ауслендер С. А. Воспоминание о Н.С. Гумилеве. — М.: Панорама1. Искусств, 1988.-С. 199.
- Ахмадулина Б. -Из телевизионного интервью. — М., 2000.
- Барабтарло Г. А. Бирюк в чепце // Звезда. — 1996. — № 11. — С. 192.
- Барабтарло Г. А. Глаголы движения (Книга о В.В.Набокове).1. Гиперион, 2002.
- Барабтарло Г. А. — Очерк особенностей устройства двигателя в
- Приглашении на казнь" // В. Набоков: Pro et contra. Антология. СПб. — Изд-во РХГИ, 1997. — С.440.
- Барабтарло Г. А. Призрак из первого акта // Звезда. — 1996. — № 11.1. С.140−145.
- Барабтарло Г. А. Ужас и благость // Звезда. — 2002. — № 7. — С.188 193.
- Варшавский В ИО. Вейдле В.В.111. Вейдле В.В.
- Виноградова В ИЗ. Вишняк М.В.114. Вишняк М.В.
- Геллер JI. Художник в зоне мрака // Геллер Л.: Слово — мерамира. М., 1994. — С. 44−53.
- Генис А. Модернизм как стиль XX века // Звезда. — 2000. — № 11. С.202−209.
- Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. — М., 1982. — С. 72.
- Глушанок Г. Б. Из переписки В.В. Набокова с редакторамивступительная заметка, публикация, комментарии) // Звезда. 2002. — № 7. с. 175−187.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М., 1987. — С.118,125.
- Голубков М.М. Владимир Набоков: Апология неслужения //
- Голубков М.М. Максим Горький. М., 1997.
- Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 267с.
- Голубков М.М. Русский роман XX века // Русская духовнаякультура. -М., 1995. С. 141−175.
- Горковенко А.А.- Роман В.Набокова «Дар»: авторская интерпретацияна фоне эмигрантской критики 30-х годов // Русская классика XX века: пределы интерпретации. -Ставрополь, 1995. с.73−76.
- Гурболикова О.А. Тайна Владимира Набокова. Процессосмысления: библиографические очерки // Российская государственная библиотека. —М., 1995. -249 с.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в четырёх частях сэпилогом. М.: Сов. Россия, 1987.
- Елисеев Н. Пристальное прочтение // Постскриптум. — 1999.1. С.210−215.
- Л.: Наука, 1997. -408 с. 161.3аманская В.В. — В. Набоков: поэт и его проза в системе двоемирий
- Сер. 9. Филология. 1999. — № 2. — С. 30−46.165.3лочевская А. В. Парадоксы «игровой» поэтики" В. Набокова (наматериале повести «Отчаяние») // Филолог. Науки. — 1997. -№ 5. -с.3−12. 166.3лочевская А. В. Традиции Ф.М.Достоевского в романе В. Набокова
- Золотусский И. Путешествие к Набокову: из дневника однойтелевизионной поездки // Новый мир. М., 1996. — № 12.-С. 185−197.
- Иванов В.В. Чёрт у Набокова и Булгакова // Звезда. — 1996. — № 11.-С. 146−149-
- ИвановГ. Рец: на романы «Машенька», «Король, дама-валет», «Защита Лужина» // Числа. — 1930. № 1. -С.233−236.
- Иванова Б. Владимир Набоков: выломавшее себя звено //
- Ковалева С.Н. «Мошенничество, возведенное в колдовство»: поэтика романа В. Набокова «Защита Лужина» // Филология. Вып. № 3. — Саратов, 1998. — С. 27−32.
- Коваленко А.Г. «Двоемирие» В.Набокова // Вести. Рос. ун-тадружбы народов. Серия: филология, журналистика. — Вып. № 1. М., 1994. — С. 93−109.
- Ковтунян И.И. Поэтика контрастов в романе Набокова «Дар» //
- Язык: система: и подсистемы. М., 1990. — С. 140 161.
- XIX-XX веков- М., 1990. — С. 3.
- Конноли Дж. Загадка рассказчика в «Приглашении: на казнь» В.
- Connolly Julian W. Nabokov’s Early Fiction. — Cambridge, 1992.
- Коровкина Г. Л. -Я возвращусь когда-нибудь (Урок по творчеству В.
- Корсалова Е.В. и др. Серебряный век русской поэзии. — М., 1996
- Левин Ю.И. Об особенностях повествовательной структуры иобразного строя романа «Дар» // Russian Literature. IX (II). Amsterdam, 1981. — Р.197.
- Левинг Ю. Мир рассказов Набокова // Лит. обозрение. — 1999.- № 4.- С. 91−92.
- Леденёв А.В. «Дух вечного возрождения» / В. Д. Набоков // В кн.:
- Леденёв А.В. Набоков и другие: Поэтика и стилистика
- Владимира Набокова в контексте художественных исканий первой половины XX века. Ярославль, 2004.-255с.
- Линецкий В. «Анти-Бахтин» — лучшая книга о Владимире
- Набокове. СПб., 1994. — 216 с.
- Линецкий В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц.? //
- Октябрь. 1993.-№ 12.-С. 175−179.
- Кожевникова. Ред. кол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Богаров и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. -752 с.
- Лилов А. Природа художественного творчества. — М.:1. Просвещение, 1981.
- Лихачев Д.С. Очерки по философии художественноготворчества. М., 1996.
- Ловкова Т.Б. Рассказ Владимира Набокова «Круг» в кругучитателей // Наука и культура Русского Зарубежья. -СПб., 1997.- С. 172−183.
- Lokrantz J.Th. The Underside of The Weave: Some Stylistic Devices
- Used by V. Nabokov’s // Studio Anglistica Upsaliensia. Upscale, 1973.
- Люксембург A.M., Рахимкулова Г.Ф. Игровое начало в прозе
- Владимира Набокова // Поиск смысла. Ниж. Новгород,.1994. — С. 157−168.
- Люксембург А.М., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван
- Мельников Н. Криминальный шедевр Владимира Владимировичаи Германа Карловича (о творческой истории романа В. Набокова «Отчаяние») // Волшебная гора. — М.: РИЦ «Пилигрим». № 2. — 1994. — С. 151−165.
- Минералов Ю.И. — Теория художественной словесности (поэтикаи индивидуальность). М.: Владос, 1999. — 360 с.
- Мнтганг Г. Владимир Набоков / Пер. с англ. Гринбаума А. //
- Звезда. 1999. — № 4. — С. 55−56.
- Михайлов О.Н. Король без королевства // Набоков В. Романы. — М.:
- Михайлов О.Н. О Владимире Набокове // Набоков В- Избранныепроизведения- М., 1989. — С. 3−16.
- Михайлов О.Н. Разрушение дара: о В. Набокове // Москва, 1986. — № 12. С.66−72.
- City, 1992. Vol.71. — № 4. — P. 495−509.
- Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. — М.: МГУ, 1997.- 139 с.
- Мулярчик А.С. Феномен Набокова. Свет и тени // Лит. газета. — 20мая (№ 21). М., 1987.
- Мухин М.Ю. Композиция романа «Дар»: голоса и тексты //
- Филологический класс. — 2001. № 6. — С
- Мыльников В. — Муза Набокова: набросок с натуры // Новый журн.- New rev. Кн. 215. — Нью-Йорк, 1999. — С. 292−298.
- Nikol Charles — Martyn as Muse. Доклад, прочитанный наконференции: ассоциации американскихпреподавателей славянских языков (AATSEEL). -Торонто, 1993.
- Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. — М., 1995.259.Паперно И.260. Платон.261. Платон.262. Поли щук В.Б.
- ПаламарчукП.Г. Театр Владимира Набокова // Дон. — Ростовн/Д, 1990. № 7. — С. 147−158.
- Пятигорский А.М. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова
- Пятигорский A.M. Избранные труды. М., 1996. — С. 231−241.
- Сендерович С., Шварц Е. — Вербная штучка: Набоков и популярнаякультура: статья первая // Новое лит. обозрение. — 1997.- № 24.- С. 93−110.
- Сендерович С., Шварц Е. — Приглашение на казнь. Комментарии //
- Набоковский вестник. — Вып.№ 1. СПб., 1998. — С. 83−87.
- Сендерович С., Шварц Е. Тропинка подвига (комментарии кроману В. В. Набокова «Подвиг») // Набоковский вестник. Вып.№ 4. — СПб., 1999.- С. 140−154.
- Синёв С. О втором добавлении к «Дару» // Звезда. — № 1. —1. СПб, 2001. С.110−111.
- Сконечная О.Ю.- Комментарий к роману «Защита Лужина» //
- Набоков В. Собр. соч. рус. периода в 5 т. Т.2. -СПб.: Симпозиум, 1999−2000. — С.715.
- Сконечная О.Ю.- Люди лунного света в русской прозе Набокова: квопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века // Звезда. — 1996. — № И. — С. 207 214.
- Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекств мире текстов. М.: Агар, 2000. — 280 с.
- Набокова // Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. -М., 1991.-С. 5−16.
- Федякин С. Круг кругов, или набоковское Зазеркалье //
- Набоков В.В. Избранное. М., 1996. — С. 5−12.
- Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. — 304 с.
- Фесенко Э.Я. Художественная концепция личности и еенравственные аспекты. Ташкент, 1991.
- Филатов И. Категория «другого» в романах В. Набокова
- Field А. Nabokow: His Life in Art. — Boston: Little, Brown, 1967. P.P. 63−64, 192−249.
- Филимонов A. «Обезумевшие вещи». Пространство сна в поэзии
- Владимира Набокова // Набоковский вестник. Вып. № 4.- СПб., 1999.- С. 91−101.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов.
- Энциклопедия, 1983. 840 с.
- Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. —1. СПб, 1993.
- Фомин С. «Стихи пронзившая стрела»: (Тема творчества впоэзии В. Набокова) // Вопр. лит. 1998. — Вып.№ 6. -С 40−53.
- Фостер Л. «Посещение музея» Набокова в свете традициймодернизма // Грани. № 85. — М., 1972. — С. 178.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. — СПб.: Алетейя, 1999.603с.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997.-448 с.
- Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова.- СПб.: Летний сад, 2001. 188 с.
- Ходасевич В.Ф. — Колеблемый треножник / Ходасевич В. Избранное.- М.: Наука, 1991. С. 469.
- Ходасевич В.Ф. О Сирине // Лит. статьи и воспоминания. — Нью1. Йорк, 1954.-С. 120.
- Ходасевич В. Ф. Рецензия на роман Набокова «Защита Лужина»
- Хохлов Г. Возвращение Чорба. — Прага: Воля России, 1930.1. С. 191.
- Целкова Л.Н. Традиции русского романа в «Подвиге» В.
- Набокова// Рус. словесность. 1995. — № 3. — С. 7986.
- Целкова Л.Н. В.В.Набоков в жизни и творчестве. — 2-е изд. — М.:
- Русское слово. 2002. 128с.
- Цетлин М.О. Отзыв на роман «Защита Лужина» // Современныезаписки. Кн. 50. — 1932.
- Страна философов" Андрея- Платонова. М-, 1999.'- Вып. № 3. С. 332−342.
- Якобсон Р. Работы по поэтике: переводы. — М.: Прогресс, 1987.-391 с.
- Ямпольский М- О близком. (Очерки немиметического зрения). —
- Роль и значение реминисценций и аллюзий в поэме «Ночная Фиалка» // Александр Блок: Исследования и материалы. JT, 1991.- С. 68.1. Диссертации:
- Боровская Е.Р. Герой-художник в русской прозе начала и конца
- XX века // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Mill У. М., 2000.
- Аверин Б. В. Романы В.В. Набокова в контексте русскойавтобиографической прозы и поэзии II Диссертация на соискание учёной степени докторафилологических наук. СПб, 1999. — 318 с.
- Вострикова М. А. Проза В. Набокова 20-х годов (становлениепоэтики) // Диссертация на соискание учёной степени- кандидата^ филологических наук. М., 1995. — 228 с.
- Десятое В.В. Русские постмодернисты и В.В:Набоков:интертекстуальные связи // Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук- Тамбов, 2004. — 439 с.
- В.В.Набокова // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / МШ У. -М-, 2004.-175 с.
- Карпович И.Е. Сборник рассказов В.В. Набокова «Весна в
- Фиальте»: поэтика целого и интертекстуальные связи // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Барнаул, 2000. — 217 с.
- Курганова Е.В. Особенности комического в творчестве В.В.
- Набокова 20−30-х годов // Диссертация на соискание учёной1 степени, кандидата филологических наук/ МПГУ. -Mi., 2001.
- Кусаинова Т.С. Темы «Пространство» и «Время» в лексическойструктуре художественного текста: (По роману В- Набокова «Другие берега») // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. СПб., 1997.
- Леденёв А.В. Поэтика и стилистика Владимира Набокова вконтексте художественных исканий первой половины XX века // Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук, 2004.
- Мещанский А.Ю. Художественная концепция творческойличности в произведениях Набокова // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. — Архангельск, 2002.
- Назарова Н.Е. Лейтмотивы в произведениях В.В. Набокова
- Машенька", «Лолита», «Ада, или Страсть») // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / МПГУ. — М., 1999.
- Оглаева Л. Ю. Концепция героя в русскоязычных произведениях
- В. Набокова // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 1998.
- Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В.Набокова //
- Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / МПГУ. — М ., 1999.
- Пуля И.И. Образ-миф России в русских романах В.В.
- Набокова, 20−30 годы XX века // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Вологда, 1996.
- Рягузова Л.Н. Метаязыковая концептуализация сферытворчество" в эстетической и художественной системе В.В. Набокова // Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. — Краснодар, 2000: 304 с.
- Сконечная О.Ю.- Традиция русского символизма в прозе В.В.
- Набокова 20−30 годов // Диссертация на соисканиеучёной степени кандидата филологических наук. -М., 1994.
- Таркова И.В. Тема творчества, эстетическая позиция В. Набоковаи её художественная реализация в произведениях русскоязычного цикла // Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. — Владивосток, 1999. 207 с.
- Целкова JI.H. Традиции русской прозы XIX века в романах В.
- Набокова 20−30-х годов и в романе «Лолита» // Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук / МПГУ. М., 2001.
- Шергин B.C. Роман В.Набокова «Bend Sinister» (Анализмотивов) // Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук / МПГУ. М., 1999.1. Примечания1. Глава 1, параграф 1
- В дорогой кольчуге Христофор,
- Старый приор в праздничном убранстве, 1. А за ними поднимает взор
- Та, чей мир в святом непостоянстве,
- Чьё названье Муза Дальних Странствий.