Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение безопасности трубопроводов промышленных энергетических систем с использованием численных методов механики газов и жидкостей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан и научно обоснован новый метод компьютерной оценки параметров неизотермических нестационарных процессов транспорта гомогенных химически инертных вязких газовых смесей по протяженным разветвленным многониточным линейным частям промышленных трубопроводов, предназначенный для подробного анализа режимов транспорта газов в энергетических системах и комплексах при нормальных и аварийных… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТА ГАЗА ПО ТРУБОПРОВОДНЫМ СЕТЯМ
    • 1. 1. Общая постановка задачи
    • 1. 2. Краткое описание объекта моделирования
    • 1. 3. Применение газодинамических симуляторов для повышения безопасности эксплуатации газотранспортных предприятий
    • 1. 4. Критический анализ существующих российских и зарубежных методов численного анализа транспорта газов по трубопроводам
    • 1. 5. Критический анализ существующих российских и зарубежных газодинамических симуляторов
  • ГЛАВА. КОМПЬЮТЕРНАЯ ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТА ГАЗОВЫХ СМЕСЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
    • 2. 1. Формализация анализа параметров транспорта газовых смесей по многониточным трубопроводам
    • 2. 2. Решение задачи по оценке параметров транспорта газовых смесей по многониточным трубопроводам
    • 2. 3. Оценка параметров транспорта газа по трубопроводам при работе кранов
    • 2. 4. Компьютерный анализ истечения газа при разрывах ниток ЛЧМГ
  • ГЛАВА. КОМПЬЮТЕРНАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ПОДВОДА ТОПЛИВА ПРИ ПОЖАРЕ НА МНОГОНИТОЧНОМ ГАЗОПРОВОДЕ
  • ГЛАВА. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА НЕСТАЦИОНАРНЫХ РЕЖИМОВ ТРАНСПОРТА ГАЗА ЧЕРЕЗ ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ ТЭК
  • ГЛАВА 5.
  • ПРОВЕРКА ТОЧНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО АНАЛИЗА ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ СИМУЛЯТОРОВ
  • ГЛАВА 6.
  • АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
  • ВЫВОДЫ

Повышение безопасности трубопроводов промышленных энергетических систем с использованием численных методов механики газов и жидкостей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Одним из основных направлений повышения безопасности и эффективности трубопроводных систем топливно-энергетического комплекса (ТЭК) является разработка и внедрение в производственную практику компьютерных программно-математических комплексов, компьютерных симуляторов и компьютерных аналитических систем, предназначенных для всестороннего анализа и контроля состояния и режимов функционирования сетей трубопроводов [1−13, 19, 21−23, 33, 89, 105, 106, 109]. Современное развитие средств технической диагностики, усложнение режимов эксплуатации трубопроводных сетей и старение трубопроводов требуют повышения точности моделирования за счет увеличения степени адекватности математических моделей реальным физическим процессам, протекающим в трубопроводных системах, и повышения устойчивости алгоритмов их численного анализа [1,11].

Данная диссертационная работа направлена на решение одного из аспектов поставленной выше задачи, а именно — на разработку и внедрение в производственную практику предприятий ТЭК компьютерных высокоточных симуляторов нестационарных неизотермических режимов транспорта газов и жидкостей по системе длинных разветвленных трубопроводов, составляющих основу линейных частей трубопроводных сетей. Линейной частью трубопроводной сети, как правило, называют участок многониточного трубопровода, соединяющий две соседние компрессорные (нагнетательные) станции [3−5]. Данные симуляторы предназначены для повышения безопасности и эффективности эксплуатации трубопроводных сетей промышленных энергетических систем и комплексов за счет углубленного анализа физических процессов транспорта продуктов в нормальных и аварийных условиях.

Целью работы являлись разработка и реализация новых научно обоснованных методов повышения точности и эффективности компьютерных симуляторов транспорта газов и жидкостей по разветвленным многониточным линейным частям трубопроводных систем. Эти методы предназначены для анализа промышленной и пожарной безопасности производственных объектов ТЭК и снижения их вредных воздействий на окружающую среду.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Разработан и научно обоснован новый метод компьютерной оценки параметров неизотермических нестационарных процессов транспорта гомогенных химически инертных вязких газовых смесей по протяженным разветвленным многониточным линейным частям промышленных трубопроводов, предназначенный для подробного анализа режимов транспорта газов в энергетических системах и комплексах при нормальных и аварийных условиях эксплуатации. Он предусматривает адаптацию полной системы уравнений газовой динамики к описанию течений по длинным разветвленным трубам с учетом работы запорно-вентильной арматуры и возможных образований течей и гильотинных разрывов труб [1,11,18,107,108]. При анализе процессов течения в зоне разветвления трубопроводов используется универсальная геометрическая модель сочленения длинных трубопроводов, позволяющая с минимальными упрощениями перейти от реального сочленения к его расчетной схеме. Такой подход обеспечивает в зоне сочленения трубопроводов аппроксимацию трех основных законов сохранения (массы, импульса и энергии) [1,13,24]. При расчетах параметров транспорта газов по линейным частям трубопроводов для повышения надежности расчетов применяются несколько разностных схем, построенных на основе интегрального метода и метода контрольного объема [110].

2. Предложен новый метод повышения точности оценки количества газовых смесей и сопутствующих жидких фракций, выбрасываемых в окружающую среду при разрывах промышленных газопроводов ТЭК, с использованием компьютерных симуляторов транспорта газов и жидкостей по многониточным линейным частям трубопроводных систем. Он предназначен для анализа последствий аварийных ситуаций на промышленных энергообъекгах, включая пожары. В процессе эксплуатации компьютерный симулятор в режиме реального времени получает от SCADA-системы данные о параметрах транспорта газовых и жидкостных смесей [20]. По результатам работы симулятора с высокой (с точки зрения практического применения) точностью численно определяется временная табличная функция изменения массовых расходов транспортируемых продуктов в зоне разрыва трубопровода. Интегрирование данной функции по времени позволяет описать зависимость изменения количества выброшенного в окружающую среду продукта в процессе аварии.

3. Впервые разработана и научно обоснована новая компьютерная технология анализа нестационарных режимов транспорта газа через газотранспортную систему промышленного энергообъекта в результате постановки и решения вспомогательной задачи математической идентификации, предназначенная для предупреждения и исследования механизмов аварий на газопроводах ТЭК. Технология предполагает организацию итеративной процедуры, при которой физические условия сопряжения на границах соседних сегментов трубопроводной сети на каждом временном шаге численного анализа выступают в качестве управляемых переменных вспомогательной задачи математической идентификации численной газодинамической модели реальному процессу транспорта газа по промышленной трубопроводной системе. Решение вспомогательной идентификационной задачи считается найденным, если модуль разности расчетных оценок давлений газа справа и слева от зоны сопряжения газодинамических моделей сегментов трубопроводной сети становится меньше некоторой наперед заданной малой константы.

4. С помощью разработанных методов и компьютерной технологии получены новые результаты, расширяющие и углубляющие представления о функционировании, возможностях реконструкции энергообъектов, причинах возникновения и механизмах протекания аварий в трубопроводных системах. К новым результатам относятся: расчетные оценки параметров безопасных динамических режимов транспорта природного газа по сетям газотранспортных предприятий и горячей воды по тепловым сетям ТЭС и энергообъекговрасчетные сценарии реальных аварий на магистральных газопроводах для установления причин их возникновения.

Практическая ценность работы. Выносимые на защиту методы и компьютерная технология реализованы в виде программно-математических комплексов «CorNet» и «AMADEUS», предназначенных для повышения безопасности и эффективности трубопроводных систем ТЭК [21−33]. Эти комплексы активно используются для решения практических задач, возникающих при проектировании, эксплуатации и реконструкции трубопроводов энергетических систем и комплексов, как в России, так и за рубежом. Так, например, на их базе разработана комплексная компьютерная аналитическая система «AMADEUS», которая в декабре 2002 года была сдана в производственную эксплуатацию в международной газотранспортной компании «SPP-DSTG» (Словакия) в качестве инструмента для обеспечения требований безопасности, экономической эффективности и экологии на данном предприятии [10,11,13] (см. Приложение 6).

С помощью программно-математического комплекса «CorNet» установлены причины и механизмы развития свыше десяти аварий (см., например, [1,34,35]). Он успешно применялся при решении задач ОАО «ГАЗПРОМ», Минатома РФ, Госгортехнадзора РФ, Международной газотранспортной компании «SPP-DSTG», Сандийских национальных лабораторий (США), Фраунгоферовского института неразрушающего контроля (Германия) и др. (см., например, [1,13,27,30,31,36]).

Достоверность изложенных в диссертации основных научных положений обеспечивается [13,28,29]:

• научным обоснованием использования современных методов вычислительной механики газов и жидкостей для решения задач повышения безопасности и экологичности объектов ТЭК;

• научным обоснованием адекватности применяемых математических моделей моделируемым реальным объектам и процессам;

• научным обоснованием применимости и эффективности методов численного анализа разработанных моделей;

• результатами натурных и численных экспериментов;

• многолетней практикой успешного применения рассматриваемых в диссертации методов на реальных объектах ТЭК как в России, так и за рубежом.

Предлагаемые новые методы и результаты их применения, направленные на повышение безопасности объектов трубопроводных систем ТЭК, выносятся на защиту в виде основных научных положений диссертации, принадлежащих лично автору диссертации:

1) метод компьютерной оценки параметров неизотермических нестационарных процессов транспорта гомогенных химически инертных вязких газовых смесей по разветвленным протяженным многониточным линейным частям промышленных трубопроводных сетей, предназначенный для подробного анализа режимов транспорта газов в энергетических системах и комплексах при нормальных и аварийных условиях эксплуатации;

2) метод повышения точности оценки количества газовых смесей и сопутствующих жидких фракций, выбрасываемых в окружающую среду при разрывах промышленных газопроводов ТЭК, с использованием компьютерных симуляторов транспорта газов и жидкостей по линейным многониточным частям трубопроводных систем;

3) компьютерная технология анализа нестационарных режимов транспорта газа через газотранспортную систему промышленного энергообъекта в результате постановки и решения вспомогательной задачи математической идентификации, предназначенная для предупреждения и анализа механизмов аварий на газопроводах ТЭК;

4) результаты, расширяющие и углубляющие представления о функционировании, возможностях реконструкции объектов трубопроводных систем ТЭК, причинах возникновения и механизмах протекания аварий в трубопроводных системах.

Благодарности. Автор диссертации выражает искреннюю признательность и глубокую благодарность своему научному руководителю, заместителю главного конструктора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» — начальнику отделения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», доценту доктору технических наук Селезневу Вадиму Евгеньевичу за постоянное внимание к работам автора диссертации, поддержку, консультации, научное руководство и практическую помощь при определении направлений научных исследований, положенных в основу диссертации.

Автор диссертации выражает признательность главному конструктору ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», директору Научно-производственного комплекса ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» Клишину Геннадию Семеновичу и заместителю начальника отделения ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», кандидату технических наук Алешину Владимиру Васильевичу за научные консультации по теме диссертации и поддержку его научных исследований и разработок.

Автор выражает благодарность руководству и сотрудникам кафедр ТЭС и ИТФ МЭИ (ТУ) за внимание к его работе и научные дискуссии по теме диссертации.

Автор благодарит за научные дискуссии по теме диссертации своих иностранных коллег из Математического института Словацкой Академии Наук, Братиславского государственного университета им. Комениуса и Международной газотранспортной компании SPP-DSTG.

Автор выражает искреннюю благодарность и признательность своим коллегам Киселеву Владимиру Владимировичу, Бойченко Александру Леонидовичу, Фотину Сергею Валентиновичу, Мотлохову Владиславу Владимировичу, Комиссарову Алексею Сергеевичу и Зеленской Оксане Ивановне за сотрудничество и поддержку. список основных ИСПОЛЬЗУЕМЫХ.

СОКРАЩЕНИЙ.

АВО — аппарат воздушного охлаждения;

АЭС — атомная электростанция;

ВПУ — водоподготовительные устройства;

ГДС — высокоточный компьютерный газодинамический симулятор режимов транспорта природного газа через трубопроводные сети газотранспортных предприятий (или фрагменты трубопроводных сетей газотранспортных предприятий) — ГИС — географическая информационная системаГПА — газоперекачивающий агрегат на КС (КЦ) — ГРС — газораспределительная станцияГС — гидравлический симуляторГУ — граничные условия;

КС — компрессорная газоперекачивающая станцияКЦ — компрессорный газоперекачивающий цехЛЧМГ-линейная часть магистральных газопроводовМГмагистральный газопроводМКР — метод конечных разностейМКЭ — метод конечных элементовМСС — механика сплошных средПУ — пылеуловитель;

СНАУ — система нелинейных алгебраических уравненийСОДУ — система обыкновенных дифференциальных уравненийСУБД — система управления базами данныхТГ — технологические газопроводы на КС (КЦ) — ПТС — предприятие тепловых сетей;

ТЭК — топливно-энергетический комплексТЭС — тепловая электростанцияУРС — уравнение состояния;

ЦВТМ — Центр вычислительных технологий механики ООО «НПО.

ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" — ЦН — центробежный нагнетатель ГПАЭП — электрический силовой привод ГПА;

SCADA-система — (Supervisory Control And Data Acquisition) — система.

Символьные обозначения, применяемые в формулах, оговариваются особо в каждой Главе диссертации.

ВЫВОДЫ.

1. Для повышения безопасности функционирования сложных трубопроводных сетей промышленных энергетических комплексов и систем разработан, научно обоснован и верифицирован на тестовых и производственных задачах новый метод компьютерной оценки параметров неизотермических нестационарных процессов транспорта гомогенных химически инертных вязких газовых смесей по протяженным разветвленным многониточным линейным частям промышленных трубопроводов. Данный метод базируется на адаптации полной системы уравнений газовой динамики к описанию течений по длинным разветвленным трубам с учетом работы запорно-вентильной арматуры и возможных образований течей и гильотинных разрывов труб. При анализе неустановившихся течений по разветвленным трубопроводам используется универсальная (с точки зрения построения исходных дифференциальных уравнений в частных производных и их разностных аналогов) геометрическая модель сочленения длинных трубопроводов. Она позволяет с минимальными упрощениями перейти от реального сочленения к его расчетной схеме, обеспечивающей в зоне сочленения трубопроводов аппроксимацию трех основных законов сохранения (массы, импульса и энергии).

2. Предложен новый метод повышения точности оценки количества газовых смесей и сопутствующих жидких фракций, выбрасываемых в окружающую среду при разрывах промышленных газопроводов ТЭК, с использованием компьютерных симуляторов транспорта газов и жидкостей по многониточным линейным частям трубопроводных систем. По результатам работы симулятора численно определяется временная табличная функция изменения массовых расходов транспортируемых продуктов в зоне разрыва трубопровода. Интегрирование данной функции по времени позволяет описать зависимость изменения количества выброшенного в окружающую среду продукта в процессе аварии.

3. Впервые разработана и научно обоснована компьютерная технология анализа нестационарных режимов транспорта газа через газотранспортную систему промышленного энергообъекта в результате постановки и решения вспомогательной задачи математической идентификации. Технология предполагает организацию итеративной процедуры, при которой физические условия сопряжения на границах соседних сегментов трубопроводной сети на каждом временном шаге выступают в качестве управляемых переменных задачи идентификации газодинамической модели реальному процессу транспорта газа по промышленной трубопроводной системе. Шаг технологии считается выполненным, если модуль разности расчетных оценок давлений газа справа и слева от зоны сопряжения сегментов трубопроводной сети становится меньше наперед заданной малой константы.

4. Для анализа адекватности описанных в диссертации методов и компьютерной технологии были проведены сравнения расчетных оценок и результатов натурных измерений основных параметров динамических режимов транспорта природного газа (давление, температура, массовый расход) для всех участков ЛЧМГ Международной газотранспортной компании «SPP-DSTG» (Словакия). Сравнения выполнялись для 35 временных интервалов (длительность каждого интервала — 24 часа) с наиболее интенсивными изменениями давления и массового расхода транспортируемого газа по всей длине трубопроводной сети газотранспортного предприятия ТЭК. По результатам сравнения были получены следующие данные.

Максимальные отклонения расчетных данных по давлению от показаний датчиков не превышает 2,8% (0,19М7Д по абсолютному значению). Для 93% узлов измерения относительная погрешность не превышала 1,7% (0,12М7а). Полученные погрешности близки к реальной погрешности датчиков давления, которая, по опыту работы специалистов российской газовой промышленности с российскими SCADA-системами, составляет ±0,05М7а.

Максимальные отклонения расчетных данных по температуре от показаний датчиков не превышает 1,1% (3,2К по абсолютному значению). Для 90% узлов измерения относительная погрешность не превышала 0,67% (1,9К). Полученные погрешности близки к реальной погрешности датчиков температур, которая, по опыту работы специалистов российской газовой промышленности с российскими SCADA-системами, составляет ±-0,7К.

Максимальные отклонения расчетных данных по массовому расходу транспортируемого газа от показаний датчиков не превышает 6,3% (94,0кг/с по абсолютному значению).

5. С помощью разработанных методов и компьютерной технологии получены новые результаты, расширяющие и углубляющие представления о функционировании, возможностях реконструкции энергообъектов, причинах возникновения и механизмах протекания аварий в трубопроводных системах. К таким результатам относятся: расчетные оценки параметров безопасных динамических режимов транспорта природного газа по сетям газотранспортных предприятийрасчетные оценки параметров режимов транспорта горячей воды по тепловым сетям электростанциирасчетные сценарии аварий на магистральных газопроводах.

6. В работе показано существенное влияние конкретных уравнений состояния, применяемых в компьютерных симуляторах, на точность получаемых оценок параметров течений по трубопроводным сетям энергообъекгов. Поэтому для обеспечения корректности решения современных задач повышения безопасности транспорта газов по трубопроводам ТЭК необходимо уделять серьезное внимание выбору уравнений состояния транспортируемых газов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. и др. — М.: ГУН Издательство «Нефть и газ» РГУнефти и газа им. И.М. Губкина, 2000. — 320 с. 4.) Сухарев М.Г., Карасевич A.M. Технологический расчет и обеспечение надежности газо- и нефтепроводов. — М.: ГУП
  2. Сборник научных трудов Международной конференции «Complex 3. Pipeline System 2002 (High precision gas dynamics computation)» 1719 июня 2002 года, Словакия, Часть 1. / Под ред. В. Е. Селезнева.
  3. Саров: 0 0 0 «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ», 2002. -С.18−37.19.) О развитии технологии построения высокоточных газодинамических симуляторов газотранспортных предприятий. / Селезнев В. Е., Клишин Г. С, Марко Я. и др. //
  4. Сборник научных трудов Второй международной конференции"AMADEUS Computation System for Complex Pipeline System 2003 (High precision gas dynamics computations)" (06−09 октября 2003 года, г. Нитра и г. Смоляница, Словакия). Том 1. / Под ред. В.Е.
  5. Computation System for Complex Pipeline System 2003 (High precisiongas dynamics computations)" (06−09 октября 2003 года, г. Нитра и г. Смоляница, Словакия). Том 1. / Под ред. В. Е. Селезнева.
  6. Саров: ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ», 2003. — 13−25.21.) Программный комплекс CorNet: анализ течений газа и жидкости в трубопроводных системах. / Селезнев В. Е., Клишин
  7. Г. С, Прялов Н. и др. // Серия: 1/1атематическое моделирование.
  8. Выпуск 3 «Математические модели технологических систем"1Л.:ГАИН, 2000.-С.41−48. 22.) Перетрухин С, Прялов СИ., Кудрявцев А. Ю. Оптимизация транспорта газа на ЛПУ с помощью высокоточных газодинамических моделей. // Сборник тезисов докладов Третьей
  9. ИРЦ ОАО „ГАЗПРОМ“, 1999. — 54.24.) Прялов Н., Селезнев В. Е., Яцевич СВ. Математическое моделирование течения природного газа через узел сочленения в многониточном газопроводе. // Сборник научных трудов
  10. Международной конференции „Complex Pipeline System 2002 (Highprecision gas dynamics computation)“ 1 7 — 1 9 июня 2002 года,
  11. Словакия, Часть 1. / Под ред. В. Е. Селезнева. — Саров: ООО „НПО 13. ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ“, 2002. -С.51−58.25.) Прялов Н. Моделирование утечек природного газа на объектах газовой промышленности. // Сборник трудов Областного конкурса научно-технического творчества молодежи под эгидой Губернатора
  12. Нижегородской области, 2000 год, Нижний Новгород. — Нижний
  13. Computation System for Complex Pipeline System 2003 (High precisiongas dynamics computations)» (06−09 октября 2003 года, г. Нитра и г. Смоляница, Словакия). Том 1. / Под ред. В. Е. Селезнева.
  14. Сборник научных трудов Второй международной конференции"AMADEUS Computation System for Complex Pipeline System 2003 (High precision gas dynamics computations)" (06−09 октября 2003 года, г. Нитра и г. Смоляница, Словакия). Том 1. / Под ред. В.Е.
  15. Селезнева. — Саров: ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ», 2003.1. 65−138. 28.) Seleznev V., Pryalov S. AMADEUS software: an analysis of harmful environmental impact caused by pipeline transportation. Part 1.
  16. Monograph «Safety and Reliability International Conference KONBiN2003», Vol.3, Paper B10.24. — Warszawa: Widawinictwo Institutu
  17. Technlcznego Wojsk Lotniczych, 2003. — P. 363−368.29.) Seleznev V., Pryalov S. AMADEUS software: an analysis of harmful environmental impact caused by pipeline transportation. Part 2.
  18. Monograph «Safety and Reliability International Conference KONBiN2003», Vol.3, Paper B10.23. — Warszawa: Widawinictwo Institutu
  19. Technlcznego Wojsk Lotniczych, 2003. — P. 369−374.30.) Experiences with real time systems and their contribution to safe and efficient control of gas transport system. / Seleznev V., Pryalov
  20. S., Kiselev V., etc. // Papers book at 35 Annual Meeting of the Pipeline
  21. Simulation Interest Group (PSIG-2003) (October 15−17, 2003, Bern,
  22. Н. и др. // Итоговы!^ отчет деп. в ИРЦ ОАО «Газпром»: регистрационный № 1/7−9-94/10/1810. — М.: ИРЦ ОАО «Газпром», 1998.-70 с. 34.) Seleznev V.E., Klishin G.S., IViukashev А.А. Development of an
  23. Accident Scenario with the Help of a Complex Numerical Analysis
  24. Using as an Example an Accident at the Shop of a Compressor Gas
  25. Numerical Simulation Techniques in Express-Analysis of Accidents in
  26. Complex Technological System. // High Consequence Operations
  27. Safety Symposium II (Sandia National Laboratories / Albuquerque, New
  28. Редакционная статья. // Безопасность труда в промышленности.2001. № 12. -С. 14. 38.) Оперативная информация об авариях, происшедших на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору Росси.
  29. Калининград, сентябрь 1994 года. Ч. III. — М.: ИРЦ «Газпром», 1994.- С. 15−24. 44.) Перечень основной нормативной, методической и справочной документации по охране воздушного бассейна.
  30. ГГО им. Воейкова, НПО «Атмосфера». — СПб., 1995. — 96 с. 45.) Клименко В. В., Терешин А. Г. Эмиссия оксидов азота из антропогенных источников: воздействие на атмосферу и климат.
  31. Change (IPCC). — The IPCC Scientific Assessment Cambridge
  32. University Press, UK. 1990.- 62 p.48.) Будзуляк Б. В., Бордюгов А. Г. Сценарий эмиссии парниковых газов в газовой промышленности // Экология в газовой промышленности. Прил. к журналу «Газовая промышленность».
  33. Коррозионное растрескивание под напряжением трубной стали вусловиях эксплуатации отечественных газопроводов. — М.:
  34. ВНИИГАЗ, 1998. — 455−469.55.) Деточенко А. В., Михеев А. Л., Волков М. М. Спутник газовика:
  35. Р. и др. // Доклад на XX Международном газовомконгрессе. Копенгаген, 1997. — Копенгаген: МГС, 1997. — 15 с. 60.) SIMONE documentation library. SIMONE Research Group.
  36. Б.Л., Радченко В. П., Бобровский А. и др. // Известия АН СССР.
  37. Papers Book of 11*^ international Colloquium «Reliability of Highpressure Steel Pipelines» (Prague, Czech Republic) 28 February and 1
  38. March 2002 (CD xersion). — CzPS, Czech Republic. 2002. — 12 p.84.) Селезнев B.E., Клишин Г. С, Яцевич СВ. Программный комплекс «CorNet» для решения задач механики газов и жидкости в сложных системах трубопроводов и каналов с открытым руслом. //
  39. Algorithms in Software AMADEUS Algorithmes rapldes et de grandeprecision dans le logiciel AMADEUS. — Poster Presentation of 6th World
  40. Под ред. В. Е. Селезнева. — Саров: 0 0 0 «НПО ВНИИЭФ 45. Г. С, Прялов Н и др. // Математические модели технологическихсистем. Сер. Математическое моделирование. Вып. 3. — М.: ГАИН, 2000.-С. 41−48. 89.) Комплекс моделирования и оптимизации режимов работы
  41. ГТС / в. с Панкратов, В. Г. Герке, А. Сарданашвили и др. — М.:0 0 0 „ИРЦ Газпром“, 2002. — 56 с. Обз. информ. Сер.
  42. , A.M. Братковский и др.- Под. ред. И. С. Григорьева, Е.З.
  43. Мейлихова. — М.: Энергоатомиздат, 1991.96.) Миркин А. 3., Усиныш В. В. Трубопроводные системы:
  44. Справочное издание. — М.: Химия, 1991.97.) Рид Р., Т. Шервуд. Свойства газов и жидкостей. Перевод с англ.
  45. Под ред. Проф. В. Б. Когана. Изд. „Химия“, Л., 1971.98.) Базаров И. П. Термодинамика: учебник для вузов. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Высшая школа, 1991. 99.) Надежность систем энергетики и их оборудования.
  46. Technology for Integrated Estimation of Industrial Gas Pipeline
  47. States. // INFOPLANER Magazine, № 2, 2003. — P.36.106.) Numerical non-linear pipeline’s strength analysis in the area of underwater passage. / Aleshin V., Dikarev C, Kobyakov V.,
  48. V. // Papers Book of 12*^ International Colloquium"Reliability of High-pressure Steel Pipelines» (Prague, Czech
  49. Republic) 27 and 28 March 2003 (CD version). — CzPS, Czech1. Republic, 2003. — 8p. 107.) Селезнев B.E. Метод математического моделирования газопроводных систем ТЭК для повышения их безопасности. //
  50. Сборник научных трудов Международной конференции «Complex 56. Pipeline System 2002 (High precision gas dynamics computation)"1 7 — 1 9 июня 2002 года, Словакия, Часть 1. / Под ред. В.Е.
  51. В.В., Селезнев В. Е., Клишин Г. С. и др. // Под ред. В.В.
  52. Technology for Risk Analysis of Pipelines' Systems. // Book of
  53. Conference and Workshops «Risk Analysis and Safety Managementof Technical systems», Gdansk-Gdynia Poland, June 25−27, 2001. 1. P.207−218. 116.) Лабунцов Д. А., Ягов В. В. Механика двухфазных систем:
  54. Справочник. / Аметистов Е. В., Григорьев В. А., Б. Т. Емцев Б.Т. идр.- Под общ. ред. В. А. Григорьева и В. М. Зорина. — М.:
  55. Энергоиздат, 1982. — 512 с. 119.) Самарский А. А., Попов Ю. П. Разностные схемы газовой динамики. — М.: Наука, 1975. — 352 с. 120.) Роуч П. Вычислительная гидромеханика. — М.: Мир, 1980. — 616 с. 121.) Физический энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M.
  56. Прохоров. Ред. кол. Д. М. Алексеев, A.M. Бонч-Бруевич, А.С.
Заполнить форму текущей работой