Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования на Всероссийском конкурсе преподавателей высших педагогических учебных заведений на лучшие научные и учебно-методические работы по совершенствованию подготовки специалистов без отрыва от производства (Москва, 1993) работа автора «Сборник задач и упражнений к темам «Мышление» и «Воображение»: методическое пособие по курсу «Общая психология» для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Историко-логический анализ проблемы развития творческих способностей личности
    • 1. 2. Моделирование процесса развития творческих способностей будущих учителей
    • 1. 3. Педагогические условия эффективного развития творческих способностей будущих учителей в процессе обучения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Цели, задачи и этапы опытно — экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика эффективного развития творческих способностей будущих учителей на основе системы эвристических задач
    • 2. 3. Оценка и анализ результатов внедрения методики эффективного развития творческих способностей будущих учителей
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Ускоренное развитие научно-технического прогресса наложило свой отпечаток на все сферы деятельности человека. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, изменил характер творчества: оно-стало носить более массовый характер. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности.

Все это вносит коррективы в цели и задачи процесса профессионального педагогического образования. Основная цель высшей школы — подготовка высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов. В настоящее время для будущего учителя простого обладания некоторой суммой знаний и умений недостаточно, необходима его постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству.

Однако практика свидетельствует, что в профессиональной деятельности большинства учителей преобладает установка на традиционность, что ограничивает и обедняет диапазон проявления и развития творческих способностей учащихся. Преодоление выявленных деформаций, на наш взгляд, возможно на основе дальнейшего совершенствования процесса вузовской подготовки специалиста, поиска новых путей развития творческих способностей будущих учителей.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки учителя заложен в трудах О. А. Абдулиной, Ф. Н. Гоноболина, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова и др.

Существенные результаты в поиске новых подходов к подготовке будущего учителя получены в исследованиях Г. Г. Гранатова, А. А.

Вербицкого, ВИ. Загвязинского, А. Я. Найна, М. М. Поташника, Л. Ф. Спирина, Н. М. Яковлевой, и др.

Значительное влияние на наше исследование оказали работы, в которых обосновывается необходимость изучения творчества как механизма развития личности (А. В. Брушлинский, Б. И. Кедров, Я. А. Пономарев, А. Г. Спиркин, О. К. Тихомиров, В. П. Ушачев и др.) — определены сущностные черты педагогического творчества (Ю. П. Азаров, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, И. П. Раченко, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.) — выявлены пути и средства развития творческой личности в различных видах деятельности (В. И. Андреев, К. А. Абульханова-Славская, Ю. К. Бабанский, В. А. Беликов, А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, Л. С. Занков, Ю. К. Кулюткин, О. В. Лешер, П. И. Пидкасистый, Г. С. Сухобская, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова и др.), концепции и основные положения развития творческого потенциала личности в системе высшего образования (П. Ф. Кравчук, В. Г. Рындак и др.) — определены условия и основные направления развития творческого потенциала будущего учителя (П. Ф. Кравчук, М. Г. Мерзлякова, В. Г. Рындак, Н. Д. Ряховских и др.).

Важным для целей нашего исследования является концептуальное положение, характеризующее творчество как преобразующее действительность начало (Ю. П. Белов, И. А. Зязюн, А. Я. Найн, В. А. Сластенин и др.).

В настоящее время в развитии педагогического образования наметился переход от предметно-центрического образования при подготовке специалиста к личностно-ориентированной подготовке, с приоритетом развития творческого потенциала учителя, с целью оптимизации процесса развития творческих сущностных сил ученика (А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, А. Маслоу и др.). Однако, как показывает практика психолого-педагогических исследований (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), по-прежнему сохраняется противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессионально-личностному становлению будущего учителя, ориентированного в профессиональной деятельности на развитие творческих сущностных сил ученика, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к осуществлению процесса творческого развития учащихсямежду типовой, системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности.

Названные противоречия обусловливают необходимость создания' модели эффективного развития у студентов педвуза творческих способностей для организации успешной профессиональной деятельности, что и составляет проблему нашего исследования.

При этом под эффективным развитием (лат. ейесШв — исполнение, действие) мы понимаем приведение к нужным результатам при минимальных затратах. В нашем исследовании под результатом понимается высокий уровень развития творческих способностей будущего учителя, обеспечивающий возникновению стойкого личностного образования субъекта деятельности (преобразователя), направленного на саморазвитие.

Давая общую предварительную оценку состояния проблемы изучения педагогических условий эффективного развития творческих способностей будущих учителей, необходимо отметить, что до настоящего времени специальные исследования, посвященные данной проблеме, рассматривали отдельные аспекты. Недостаточно изученными остались такие вопросы, как: теоретико-методологические основы эффективности развития творческих способностей студентов педагогического вузасодержание, формы и методы, повышающие эффективность процесса развития творческих способностей студентов педагогического вуза.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Педагогические условия эффективного развития творческих способностей будущего учителя».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследованияг процесс профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: процесс эффективного развития творческих способностей будущих учителей в процессе решения эвристических задач.

Гипотеза исследования. Эффективность развития творческих способностей будущих учителей достигается при одновременной реализации следующего комплекса педагогических условий:

1) при организационном обеспечении творческой направленности процесса обучения, то есть построении обучения как систематического выявления и решения творческих задач;

2) при содержательном обеспечении процесса овладения различными стратегиями решения творческих задач и их модификациями;

3) при обеспечении эмоционального принятия творческой деятельности посредством диалогичности обучения.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Определение степени разработанности в педагогической теории и практике образования проблемы эффективного развития творческих способностей будущих учителей.

2. Моделирование и теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей будущих учителей на основе обеспечения: творческой направленности образовательного процессаовладения знаниями и умениями решения творческих задач с применением алгоритмов и эвристических методовпосредством системы творческих задач, направленных на развитие базовых качеств творческих способностей.

3. Разработка и экспериментальная проверка модели развития творческих способностей будущих учителей в образовательном процессе педвуза, в соответствии с выявленными условиями эффективного развития творческих способностей.

4. Разработка методического обеспечения эффективного процесса овладения знаниями и умениями решения задач с учетом поэтапного характера развития творческих способностей.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирафилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, творческой активности и ведущей роли личности в процессе её развития и формированияположения о творческой сущности человека, понятия деятельностного подхода к подготовке учителя как процесса развития его творческих способностей.

Разрабатывая теоретические аспекты проблемы, мы опирались: на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены идеи системного подхода (А. И. Уемов, Р. Шеннон, В. А. Штофф, Э. Г .Юдин и др.) — на новейшие исследования отечественных педагогов по вопросам общепедагогической подготовки будущего учителя (О. Г. Абдулина, В. И. Андреев, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, А. Я. Найн, В. А. Сластенин и др.). Особое значение для нашего исследования имели: теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и др.) — фундаментальные работы по изучению творческих способностей (Д. Б. Богоявленская, В. Д., В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков и др.) — идеи по эмоциональному принятию деятельности (В. В. Давыдов и др.) — исследования личности как субъекта деятельности (К. А Абульханова-Славская и А. В.

Брушлинский и др.) — теория педагогического творчества (М. В. Аверьянов, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.).

С теоретической точки зрения для нас важны концептуальные положения развивающего обучения, разработанные в трудах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова* Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др. Основной целью развивающего обучения является обеспечение условий для превращения личности в активного субъекта деятельности.

Большое значение для нашего исследования имели фундаментальные работы, в которых выделены основные закономерности и функции решения задач, установлено соотношение между процессом обучения и процессом мышления обучаемых (Г. Г. Гранатов, К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, В. М. Глушков, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Н. А. Менчинская, В. Г. Разумовский, В. П. Ушачев, Л. М. Фридман и др.).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования. Общенаучные методы: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил определить исходные позиции исследованиялогико-исторический анализ позволил выявить современные прогрессивные тенденции развития творческих способностей студентов в условиях профессиональной подготовкисистемный анализ применялся нами при построении системы творческих задач по развитию творческих способностей будущего учителя.

Анализ и обобщение эффективного опыта отечественного и зарубежного, массовой практики вузов страны и по подготовке учителя к творческой деятельности, анализ документов по развитию профессиональной и средней школы проводился с целью выявления состояния, тенденций и условий эффективного развития творческих способностей личности на современном этапе.

В ходе опытно-экспериментальной работы активно использовались прогностические (экспертная оценка, самооценка и др.), диагностические интервьюирование, анкетирование, тестирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, длительное фиксирование) и методы математической статистики.

Педагогический эксперимент позволил нам определить уровень развития творческих способностей студентов, проверить результативность теоретически разработанных нами педагогических условий эффективности развития творческих способностей будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1992 по 2000 год в Магнитогорском педагогическом институте (ныне Магнитогорском государственном университете). Всего в экспериментальном исследовании приняли участие около 500 студентов и преподавателей.

На первом этапе (1992;1996 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работы по проблеме развития творческих способностей личности в рамках профессиональной подготовки будущего учителя. Проведенный анализ позволил сформулировать исходные положения нашей работы. С целью выяснения состояния проблемы было организовано изучение практики работы психолого-педагогических кафедр МГПИ. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи работы, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1997;1999 гг.) исследования был проведен формирующий эксперимент, направленный на эффективное развитие творческих способностей будущего учителя. Данный этап включал в себя экспериментальную работу по уточнению и проверке комплекса педагогических условий эффективности развития творческих способностей студентов в процессе профессиональной педагогической подготовкипроверку разработанной нами системы творческих задачуточнк полученных выводовоценку и анализ итогов эксперимента.

Третий этап (1999;2000 гг.) посвящен уточнению теоретик экспериментальных выводов, обобщению, систематизации и описаж полученных результатов, оформлению диссертационного исследовании внедрению результатов исследования в практику работы высшей школы. Научная новизна исследования состоит в том, что:

• уточнено понятие эффективного развития творческих способностей;

• теоретически обоснован комплекс педагогических услови способствующих эффективному развитию творческих способносте будущего учителя в процессе профессиональной подготовки;

• выявлена и теоретически обоснована система творческих задач как е развития творческих способностей студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработана модель процесса развития творческих способностей буду учителей, включающая три взаимосвязанных блока: целеполагания (цел задачи) — организационный (содержание, принципы, условия, этапь оценочный (уровни, показатели);

• теоретически обоснованы условия, способствующие эффективном развитию творческих способностей будущих учителей на основе <*: личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Практическая значимость исследования заключается:

• в разработке методических рекомендаций по проблеме эффективе развития творческих способностей личности на основе системы творчк задач в рамках профессиональной подготовки будущих учителей, издаь по маариалам диссертационного исследования;

• в разработке спецкурса по развитию основ творческих способнс студентов и его использовании в практике обучения студентов, в повышения квалификации педагогических кадров;

• в использовании результатов исследования в ходе преподавания психолого-педагогических дисциплин.

Внедрение спецкурса и использование методических материалов позволяют организовать технологичный процесс эффективного развития творческих способностей будущего учителя с адаптацией к условиям конкретного образовательного учреждения, а также позволяют научно отбирать содержание, формы, средства и методы профессиональной подготовки.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование педагогических условий обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей будущих учителей.

— Организационное условие, обеспечивающее построение обучения как процесса выявления и решения эвристических задач.

— Содержательное условие, проявляющееся в наличии системы эвристических задач, обеспечивающих реализацию различных стратегий решения и приводящих к формированию различных обобщенных способов их решениярефлексивный анализ стратегий решения задач в целях обнаружения обобщенного способа их выполнения;

— Эмоциональное условие — заключающееся в организации принятия эвристических задач, использовании и трансформации имеющегося опыта решения эвристических задач.

2. Процессуальные особенности методики эффективного развития творческих способностей будущих учителей, заключающиеся в предъявлении и организации овладения студентами несколькими стратегиями решения творческих задач, а также их модификациямив создании устойчивого эмоционального принятия всего круга задач, независимо от уровня сложности.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической наукивыбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборкиповторяемостью результатов эксперимента на разных этапахподтверждением гипотезы исследованияобработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием ЭВМ.

Апробация и внедрение результатов исследования на Всероссийском конкурсе преподавателей высших педагогических учебных заведений на лучшие научные и учебно-методические работы по совершенствованию подготовки специалистов без отрыва от производства (Москва, 1993) работа автора «Сборник задач и упражнений к темам «Мышление» и «Воображение»: методическое пособие по курсу «Общая психология» для студентов всех специальностей награждена Дипломом Министерства образования Российской Федерациивыступления на международных конференциях г. Москва (1993),Новосибирск (1996) — выступления на Втором Съезде Российского Психологического общества г. Ярославль (1998) — выступлений на межвузовских конференциях г. Курск (1990), г. Тверь (1991), г. Челябинск (1992, 1993), г. Красноярск (1993), г. Магнитогорск (1997) — выступления на внутривузовских конференциях г. Магнитогорск (1993, 1994, 1995, 1997, 1998, 1999, 2000) — в докладах и сообщениях, сделанных на заседаниях кафедр педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета и Магнитогорского государственного университета.

Материалы исследования внедрены в работу Магнитогорского государственного университета, а также используются в системе повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В результате выполнения экспериментального исследования системы педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческих способностей личности, была проверена гипотеза исследования и сделаны следующие выводы:

1. Результаты констатирующего эксперимента доказывают, что процесс обучения в вузе происходит недостаточно эффективно для развития творческих способностей личности. Для его активизации необходимо создать специальные условия.

2. Обучающий эксперимент показал, что процесс развития творческих способностей личности на основе разработанной модели протекает более успешно, если учебно-воспитательный процесс основывается на комплексе педагогических условий, способствующих эффективности протекания этого процесса.

3. Выделенный нами комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для эффективного процесса развития творческих способностей личности будущего учителя.

4. Результаты распределения студентов по уровням развития творческих способностей в экспериментальной группе показывают более успешное развитие творческих способностей студентов, что подтверждает эффективность рекомендуемых условий развития.

5. Высокая эффективность процесса развития творческих способностей студентов обеспечивается единовременной реализацией комплекса выявленных педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие творческих способностей личности — актуальная проблема, стоящая перед педагогической наукой и практикой, представляет отражение социального заказа общества, так как творческими способностями личности во многом определяется уровень развития общества.

Цель исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей личности.

В ходе исследования нами был решен комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы:

• определен комплекс критериев, определяющих эффективность развития творческих способностей личности будущего учителя;

• разработана оптимальная модель эффективного развития творческих способностей личности будущего учителя;

• выявлена система педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей будущих учителей на основе разработанной модели.

В аспекте достижения поставленной цели мы подтвердили выдвинутую гипотезу — процесс развития творческих способностей будущих учителей будет эффективней, если развитие творческих способностей будущих педагогов будет протекать как одновременная реализация следующих взаимозависимых педагогических условий:

1) при организационном обеспечении творческой направленности процесса обучения, то есть построении обучения как систематического выявления и решения творческих задач;

2) при содержательном обеспечении процесса овладения различными стратегиями решения творческих задач и их модификациями;

3) при обеспечении эмоционального принятия творческой деятельности посредством диалогичности обучения.

Мы считаем, что выполненное исследование и результаты свидетельствуют в целом о решении поставленных задач. Рассмотрение проблемы эффективного развития творческих способностей будущего учителя произведено нами на основе синтеза личностного и деятельносгного подхода. При таком синтезе развитие творческих способностей осуществляется посредством деятельности, направленной на развитие знаний, умений, навыков, на овладение содержательной стороной учебных предметов. При этом мы учитывали, что единство всех видов деятельности состоит не только в ее предметности и осмысленности, но и в построении любого вида деятельности. Все элементы структуры учебной деятельности на основе разработанной нами модели функционируют взаимосвязано. От характера взаимосвязей и оптимального сочетания всех элементов деятельности зависит процесс эффективного развития творческих способностей личности будущего учителя. Мы считаем необходимым включение в модель развития творческих способностей теоретико-методологической, методической и практической подготовки.

Развитие творческих способностей личности обеспечивается включением в процесс обучения педагогически обоснованной системы задач, предполагающих выполнение в процессе решения различного вида упражнений, ориентирующих личность на выявление скрытой сущности, стоящей за непосредственно воспринимаемым, выявлением генетической исходного.

Процесс обучения должен носить характер творческой направленности посредством представления образцов высокого качества (МХЛ), введением элементов сильного эмоционального подкрепления юмором.

Принцип культуросообразности является одним из основополагающих принципов нашего исследования. Это принцип определяет общие требования к тому, какими должны быть отношения учебно-познавательного процесса со средой. Проблема культуры рассматривается нами как проблема изменения человека, становления его как творческой личности.

Овладевая ценностями культуры, человек формирует свое «Я». В процессе исследования мы руководствуемся положением, что культура — это творческая созидательная деятельность человека — как прошлая, зафиксированная, опредмеченая в культурных ценностях, так и прежде всего, настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, т. е. превращающая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке действительности и самого человека.

Применение в процессе обучения фрагментов произведений из МХЛ, позволяет поддерживать стойкий широкий и глубокий интерес студентов в связи с тем, что они обладают:

— совершенной формой реализации замысла;

— сильны очевидностью, глубиной реализации идеи;

— психологическая убедительность основана на совершенстве формы;

— полным выражением Сущностной характеристики объекта.

Развитие творческих способностей личности обеспечивается включением в процесс обучения педагогически обоснованной системы задач и заданий, предполагающих выполнение в процессе решения различного вида упражнений, ориентирующих личность на выявление скрытой сущности, стоящей за непосредственно воспринимаемым, выявлением генетически исходного.

Формирование позиции субъекта деятельности (преобразователя) происходит при решении познавательной задачи. Для подлинного субъекта деятельности характерно самостоятельное осуществление творческой деятельности. Субъекту деятельности присущи такие качества как сознательность самостоятельность, ответственность, инициативность. Личность как субъект устанавливает соотношение необходимого и достаточного, моделирует процесс общения и деятельности. Личность регулирует меру своей активности, уровень сложности, степень напряженности при выполняемой деятельности.

Одним из важнейших признаков субъекта и его активности, в русле нашего исследования, является способность овладения целостными способами деятельности, всей совокупностью ее условий, объективных и субъективных средств ее реализации, что и дает возможность, признать за личностью статус субъекта.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. В педагогической литературе проблема развития творческих способностей личности посредством единства эмоционального и когнитивного компонентов находится в стадии начальной разработки.

2. В педагогической практике процесс развития творческих способностей личности происходит без опоры на единство аффективного и когнитивного компонентов, что приводит к низкому уровню развития творческих способностей будущих учителей.

3. Эффективность процесса развития творческих способностей будущих учителей зависит от соблюдения системы педагогических условий на основе системы эвристических задач.

4. Практический эксперимент подтвердил эффективность предложенных в нашем исследовании условий. Экспериментальное обучение учащихся оказалось эффективным по всем структурным компонентам после завершения педагогического эксперимента у студентов, будущих учителей экспериментальных групп отмечены более высокие показатели развития творческих способностей, что свидетельствует о эффективности разработанной методики.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: изучение интенсивности формирования опыта профессионально-творческой деятельности в условиях интегративных курсов, создающихся на стыке существующих дисциплинразработка пакета диагностических программ готовности студента к творческой деятельности в соответствии со спецификой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — 183с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
  3. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Радио, 1979 — 256с.
  4. P.A. Модели управления образованием и стили преподавания //Вопросы психологии, 1994. № 2. — С.24 — 32.
  5. В.И. Эвристическое програмирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981. — 240с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М.: Высш. Шк., 1980. — 368с.
  7. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 279с.
  9. Ю.Беликов В. А. Личностная ориентация учебно познавательнойдеятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141с.
  10. П.Белкин A.C. Ситуация успеха, как ее создать: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168с.
  11. B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, — 1975. — 399с.
  12. М. Творчество в науке и технике. Петроград, 1920. — 126с.
  13. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал. Т.16.-1995. — N5. — С.49 — 58.
  14. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 176с.
  15. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы /Основные современные концепции творчества и одаренности М.: Молодая гвардия, 1997. — С.328−348.
  16. Э. Рождение новой идеи /Предисловие Тихомирова O.K. М., 1976. -235с.
  17. A.B. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994. 109с.
  18. Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига: Лиесма, 1974. — 167 с.
  19. Ведение в теорию и практику исследовательской деятельности: Учебное пособие /Магнитогорск, пед. ин-т- Сост. В. П. Ушачев. — Магнитогорск. — 1993.-55с.
  20. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество /Вопр. психологии. 1990.-N4.-C.28−35.
  21. Вопросы алгоритмизации и програмированного обучения /Под ред. Ланды Л. Н., М., 1973, Вып. 2. С. 31 — 32.
  22. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1960. — 222с.
  23. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. -1980. -Nl.-C.31 -38.
  24. Э.Г., Холодная М. А. Психологические основы конструирования учебной информации //Психологический журнал, 1993. № 6. — С.35 — 45.
  25. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.
  26. Гете, собр. Соч.т.13,. С. 521 — 522.
  27. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135с.
  28. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (самопознание, диалектика и жизнь). Челябинск, 1991. — 127с.
  29. Г. Г. Понятие дополнительности в психологии и педагогике мышления. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 34с.
  30. С.О. Гений и творчество (основы теории и психологии творчества). -1924. 128с.
  31. С.О. Психология творчества (введение в психологию и теорию творчества). Минск, 1923. — 134с.
  32. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, -1976. -С.306.
  33. И.Б. Кибернетические модели творчества. -М.: Знание, 1969. -С.9.
  34. В.В. О понятии личности в современной психолоши //Психологический журнал.-1988. Т.9. -N4. — С.22 — 32.
  35. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 127.
  36. В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «Интеллектуального диапазона"//Психол. журнал. 1998. — № 2. — С.61 — 70.
  37. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность// Психол. журнал. 1994. -№ 4.- С. 83 — 93.
  38. М.Е. Вопросы формирования профессионально-познавательных ценностей //Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / Под ред. А. Я. Найна. Челябинск: ЧГИФК, 1993. — 102с.
  39. М.Е. и др. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов. — Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 72с.
  40. Дуранов MJE., Желязко В. М., Жернов В. И. Вопросы активизации профессионально познавательной деятельности студентов. — Челябинск: ЧелГУ, 1990. — 80с.
  41. М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315с.
  42. М.Е., Лешер О. В. и др. Педагогические проблемы управления воспитанием и развитием личности. Магнитогорск — Челябинск: МГПИ., 1996.-147с.
  43. П.С., Яценко Л. В. Регуляция творческой деятельности (философско-методологические проблемы). Воронеж: Изд-во Воронеж, ин-та, -1986. — 211с.
  44. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992, -139с.
  45. Л.В. Психологические теории научения и модели процесса обучения //Советская педагогика, 1983. № 3. — С.83 — 95.
  46. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288с.
  47. Кан-Калик В.А. К изучению педагогического процесса как творчества li Современная высшая школа. 1975. — N4/16. — С.61 — 76.
  48. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный. 1976. — 286с.
  49. Т.Г. Подготовка будущих учителей к профессиональнойтворческой самостоятельной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед.наук. -Челябинск: ЧГПУ, 1995. 27с.
  50. А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач //Вопр. психол. -1991. N5. — С.42−47.
  51. В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально-активной личности учителя //Формирование социально-активной личности учителя/Под ред. В. А. Сластенина .-М.: МГПИ, 1987. -С.36−46.
  52. В.Т. Проблемы формирования творческих способностей //Психол. ж. 1988. -9,N4. С. 156- 158.
  53. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во ЛГУ, 1967. — 183с.
  54. ЮЛ., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967. — 256с.
  55. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Вал1ус, 1980. 334с.
  56. И.И. Философия изобретения и изобретения в философии. -Петроград, 1922. 134с.
  57. Левинсон-Лессинг. Роль фантазиинаучном творчестве. Петроград, 1923.- 152с.
  58. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., Просвещение, 1969, — С. 69.
  59. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.
  60. И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М. Наука, 1969. — 203с.
  61. О.В. Педагогические основы воспитания и развития личности. -Челябинск: ЧелГУ, 1995 186с.
  62. Ф.С. О гносеологической природе комического образа с точки зрения теории информации //Труды по философии, Тартусовский государственный университет, вып.124,1962. — С.145−153.
  63. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. — 184с.
  64. А.М. Основные направления исследований мышления и творчества //Психол. журнал. 1984. — 5, N1. — С.9 — 17.
  65. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-274с.
  66. М.И. Воспитывать интеллектуально активную личность //Народное образование, 1967. № 4 — 6. — С.37 — 44.
  67. Е.И. Психологический анализ учебной задачи //Сов. педагогика, 1973. № 2. С. 19.
  68. Методологические проблемы оптимизации в науке /Отв. ред. О. С. Разумовский. Новосибирск: Наука, — 1991. — 254с.75 .Методологические проблемы вузовской педагогики //Проблемы педагогики высшей школы. Л., 1972. 90с.
  69. А .Я. Инновации в образовании. ФИПО МО РФ, 1995. — 288с.
  70. А.Я. О методологическом аппарате диссертационного исследования //Педагогика, 1995. № 5. — С.44 — 49.
  71. А.Я., Наин A.A. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа. Магнитогорск: МГПИ, 1988.-151с.
  72. Научное творчество: Сб. статей /Под ред. С. Р. Микулинского и М.ГЛрошевского. М.:Наука, 1969. — 446с.
  73. Научно-техническое творчество: проблемы эврилогии: Тез. докл. респ. конф., Юрмала, 16−7 ноября 1987 г. Рига: Ин-т философии и права, -1987. -246 с.
  74. А.П. Психология технического изобретательства.- M.-JI.: Госиздат, -1929.- 176с.
  75. Н.Д., Кан-Калик В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Советская педагогика -1982. N4. — С.90−92.
  76. A.A. Научно-техническое творчество как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов: (орг.-пед. аспект): Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Л., — 1984. — 23с.
  77. А., Шоу Д., Саймон Г. Процессы творческого мышления //Психология мышления. М., 1965. — С.56−63.
  78. Педагогика. Учеб. пособие /Под ред. Бабанского. М.: Педагогика, 1988. -479с.
  79. К.В. Образование для научно-технического творчества /Пер. с англ. //Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. 1986, N4. — С.31.
  80. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972. — 184с.
  81. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  82. К.К. Личностный подход как принцип психологии//Методо логические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969. С.190−217.
  83. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-225 с.
  84. H.H. Творчество как проблема личности //Вопросы психологии. -1985. N4.- 170−171.
  85. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, -1976. — 325с.
  86. Я.А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Современные вопросы изучения творчества //Психол. ж.-1985. -6, N5. -С. 147−150.
  87. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества //Психол. ж. 1988. — 9, N3. — С. 151−154.
  88. Я.А., Семенов И. Н., Елисеев В. А. Психология творчества: проблемы и исследования //Вопросы психологии. 1983. — N1. — С.167−170.
  89. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления //Психол. ж. 1986, N6. — С.58−159.
  90. Посталюк НЛО. Дидактические условия эффективного использования учебно-воспитательных задач в высшей школе: Дис. .канд. пед. наук. — Казань, 1991.-260с.
  91. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. — 204с.
  92. Профессионально педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося: Учебное пособие. /В.И. Жернов — Магнитогорск, 1997. — 129с.
  93. Психолого — педагогические тесты /Сост. А. Я. Найн, А. Г. Гостев. — Челябинск: Изд- во ЧГПИ, 1993. 188с.
  94. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.:Политиздат, — 1967, — С. 5.
  95. В.А. Психолого-педагогические факторы формирования личности учителя в педагогическом ВУЗе //Вопросы психологии. 1984. -N5. — С.95−98.
  96. Д.М. Стиль мышления и способ взаимодействия партнеров при совместном решении задач //Психологический журнал. 1996. — т. 17. -N5. — С.90−95.
  97. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. — 1960. N3. — С. 3−15.
  98. Л.И. Формирование продуктивного общения как фактора развития творческой активности школьников: Дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 1995. 150с.
  99. НЛ. Сборник задач по пиктографической педагогике. — Магнитогорск, МГПИ, 1998. 60с.
  100. В.В., Егорова H.H., Степанов С. Ю., Толстых H.H. Современные исследования по психологии развития //Вопросы психологии. 1986. — N6. -С. 174 — 176.
  101. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач //№: НИИОПП СПН СССР, 1990. — С.215.
  102. И.Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии. 1984. -N5. -С. 169 -170.
  103. Сергеев А. Н Дидактические основы профессиональной подготовки квалифицированного рабочего: Автореф. дис. док. пед. наук, М., 1996. -38с.
  104. П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981. 213с.
  105. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993. — 260с.
  106. Г. В. Коллективная учебно-познавательная деятельность как средство формирования творческой индивидуальности старшекласников: Дис. J., канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 214с.
  107. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.:Прометей. — 200 с.
  108. И.С. Научное творчество. Иркутск, — 1957. — С. 132.
  109. Э.Д. Творческое мышление как условие формирования социально активной личности учителя //В сб. Формирование социально активной личности учителя /Под ред. В. А. Сластенина М., 1983. — 162с. -С.61−68.
  110. Теория и практика решения изобретательских задач, с использованием методов активизации, повышения эффективности творческого мышления: Материалы краткосрочного семинара, 25 26 октября /ЛДНТП. — Л., -1990. -84с.
  111. В.И., Филимоненко Ю. И. Психодиагностика цветопредпочтения. Л., 1990. — 45 с.
  112. Д., Голошушова Д., Канторкова Г. Психология проективования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994. — 48с.
  113. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зараубежной психологии //Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123 — 132.
  114. З.М. Теоретические и методические основы обучения студентов педагогической технике: Монография. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-237с.
  115. З.М., Найн A.A. Оптимизация образовательного процесса в современных условиях реформирования школы. Магнитогорск, МГПИ, 1998.-62с.
  116. A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Сов. Педагогика. 1980. — № 12. — С.45 — 48.
  117. В.П. Творчество в системе образования: Монография. М., МПГУ, 1985,-219с.
  118. И.М. Проблемные ситуации и развитие активности личности. М.: Знание, -1981. — 48 с.
  119. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Педагогика. 1989. — 240с.
  120. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность, т.1 М., 1986. 408с.
  121. В.Д. Диагностика и развитие креативности //Развитие и диагностика способностей. М., — 1991. — С.170.
  122. В.Д. Способности человека /Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 24 -28.
  123. А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981,. С. 62 — 63.
  124. Шиллер, собр. соч. т.7, М., 1957, С. 499.
  125. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., — 1989. -143с.
  126. П.К. Теория творчества. СПб., — 1910. — С.132.
  127. К. Цель творчества. СПб., — 1919. — С.68.
  128. А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития //Вопросы психологии. 1983. — N2. — С.90 — 95.
  129. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-200с.
  130. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. -1934. — 176с.
  131. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГТТИ, 1991. — 128с.
  132. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск, 1987. 68с.
  133. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л., 1983, — 160с.
  134. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Вопросы психологии. 1985. — N6. — С. 14 — 26.
  135. JI.B. Способы управления творческим процессом (Обзор зарубежных методик научного и технического творчества) //Природа научного открытия. М.: Наука, — 1986. — С. 191 — 212.
  136. A failure to find and effect of perceptual set on creativity /Lindauer M. //Bull. Psyhonom. Soc. -1990.-28,N18.-P.33−36.
  137. An introdukction to the frameork of creatology /Magyar-Beck Istvan //J. Creative Behav. -1990. -24. N3. P.151−160.
  138. An investment theory of creativity and ils development /Strenbert R, Lubart
  139. Berlyn D. Structure and direction of thinking. N.Y. 1965. — P.317.
  140. Bruce D., Hockley W., Craik F. Availability and category //Mem & and Cognit. -1991. -N3. -P.301−312.
  141. Dennis D. Is it possible to manage creativity with goa 1 -6,N 1. -C.50−61.
  142. Enhancing performance in college students /Greez Martin, Levin Elaine //J.Creativ Behav. 1991. -25, N3. -P.250−255.
  143. Fange E. Pprofessional creativity. -Engewood Cliffs, New-York, -1960.
  144. FilcornV. Predhegelvska logica. Bratislava, 1953.P.185.
  145. FrommE. The creative attitude. -In: Anderson H.H. (Ed) Creativity and its culivation. P.48−51, 53.
  146. Invention and the creative process /Smith Michael K. //J. Creative Behav. -1991. -25, N3. -C. 267−272.
  147. Osborn A.F. Apllied imagination. -New-York.-1963.
  148. Parnes S.J. Student workbook for creative problem solving courses and institutes. -Buffalo, University of Buffalo Bookstore, -1961.
  149. Renzulli J.S., Purcell J.H. A school wide tnrichment model// the education dygest.- 1995.- Vol. 61, N4 P.14−16.
  150. Strenberg R. J. Ynvesting in creativity: many happy returns// Educational leadership.-1995/96. Vol. 53, N4. — P.80−84.
  151. Taylor C.W. Widening horicons in creativity //The proceedings of the fifth Utah creativity research conference. -New-York. 1964.
Заполнить форму текущей работой