Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования на Всероссийском конкурсе преподавателей высших педагогических учебных заведений на лучшие научные и учебно-методические работы по совершенствованию подготовки специалистов без отрыва от производства (Москва, 1993) работа автора «Сборник задач и упражнений к темам «Мышление» и «Воображение»: методическое пособие по курсу «Общая психология» для… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Историко-логический анализ проблемы развития творческих способностей личности
- 1. 2. Моделирование процесса развития творческих способностей будущих учителей
- 1. 3. Педагогические условия эффективного развития творческих способностей будущих учителей в процессе обучения
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
- 2. 1. Цели, задачи и этапы опытно — экспериментальной работы
- 2. 2. Методика эффективного развития творческих способностей будущих учителей на основе системы эвристических задач
- 2. 3. Оценка и анализ результатов внедрения методики эффективного развития творческих способностей будущих учителей
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — 183с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Радио, 1979 — 256с.
- Аминов P.A. Модели управления образованием и стили преподавания //Вопросы психологии, 1994. № 2. — С.24 — 32.
- Андреев В.И. Эвристическое програмирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981. — 240с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М.: Высш. Шк., 1980. — 368с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 279с.
- Ю.Беликов В. А. Личностная ориентация учебно познавательнойдеятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141с.
- П.Белкин A.C. Ситуация успеха, как ее создать: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168с.
- Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, — 1975. — 399с.
- Блох М. Творчество в науке и технике. Петроград, 1920. — 126с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал. Т.16.-1995. — N5. — С.49 — 58.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 176с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы /Основные современные концепции творчества и одаренности М.: Молодая гвардия, 1997. — С.328−348.
- Боно Э. Рождение новой идеи /Предисловие Тихомирова O.K. М., 1976. -235с.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. — М., 1994. 109с.
- Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига: Лиесма, 1974. — 167 с.
- Ведение в теорию и практику исследовательской деятельности: Учебное пособие /Магнитогорск, пед. ин-т- Сост. В. П. Ушачев. — Магнитогорск. — 1993.-55с.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество /Вопр. психологии. 1990.-N4.-C.28−35.
- Вопросы алгоритмизации и програмированного обучения /Под ред. Ланды Л. Н., М., 1973, Вып. 2. С. 31 — 32.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1960. — 222с.
- Гальперин П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. -1980. -Nl.-C.31 -38.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А. Психологические основы конструирования учебной информации //Психологический журнал, 1993. № 6. — С.35 — 45.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.
- Гете, собр. Соч.т.13,. С. 521 — 522.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135с.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (самопознание, диалектика и жизнь). Челябинск, 1991. — 127с.
- Гранатов Г. Г. Понятие дополнительности в психологии и педагогике мышления. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 34с.
- Грузенберг С.О. Гений и творчество (основы теории и психологии творчества). -1924. 128с.
- Грузенберг С.О. Психология творчества (введение в психологию и теорию творчества). Минск, 1923. — 134с.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, -1976. -С.306.
- Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. -М.: Знание, 1969. -С.9.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психолоши //Психологический журнал.-1988. Т.9. -N4. — С.22 — 32.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 127.
- Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «Интеллектуального диапазона"//Психол. журнал. 1998. — № 2. — С.61 — 70.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность// Психол. журнал. 1994. -№ 4.- С. 83 — 93.
- Дуранов М.Е. Вопросы формирования профессионально-познавательных ценностей //Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / Под ред. А. Я. Найна. Челябинск: ЧГИФК, 1993. — 102с.
- Дуранов М.Е. и др. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов. — Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 72с.
- Дуранов MJE., Желязко В. М., Жернов В. И. Вопросы активизации профессионально познавательной деятельности студентов. — Челябинск: ЧелГУ, 1990. — 80с.
- Дуранов М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315с.
- Дуранов М.Е., Лешер О. В. и др. Педагогические проблемы управления воспитанием и развитием личности. Магнитогорск — Челябинск: МГПИ., 1996.-147с.
- Дышлевый П.С., Яценко Л. В. Регуляция творческой деятельности (философско-методологические проблемы). Воронеж: Изд-во Воронеж, ин-та, -1986. — 211с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992, -139с.
- Ительсон Л.В. Психологические теории научения и модели процесса обучения //Советская педагогика, 1983. № 3. — С.83 — 95.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288с.
- Кан-Калик В.А. К изучению педагогического процесса как творчества li Современная высшая школа. 1975. — N4/16. — С.61 — 76.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный. 1976. — 286с.
- Климова Т.Г. Подготовка будущих учителей к профессиональнойтворческой самостоятельной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед.наук. -Челябинск: ЧГПУ, 1995. 27с.
- Коваленко А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач //Вопр. психол. -1991. N5. — С.42−47.
- Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально-активной личности учителя //Формирование социально-активной личности учителя/Под ред. В. А. Сластенина .-М.: МГПИ, 1987. -С.36−46.
- Кудрявцев В.Т. Проблемы формирования творческих способностей //Психол. ж. 1988. -9,N4. С. 156- 158.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во ЛГУ, 1967. — 183с.
- Кулюткин ЮЛ., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967. — 256с.
- Кывырялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Вал1ус, 1980. 334с.
- Лагопин И.И. Философия изобретения и изобретения в философии. -Петроград, 1922. 134с.
- Левинсон-Лессинг. Роль фантазиинаучном творчестве. Петроград, 1923.- 152с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., Просвещение, 1969, — С. 69.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.
- Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М. Наука, 1969. — 203с.
- Лешер О.В. Педагогические основы воспитания и развития личности. -Челябинск: ЧелГУ, 1995 186с.
- Лимантов Ф.С. О гносеологической природе комического образа с точки зрения теории информации //Труды по философии, Тартусовский государственный университет, вып.124,1962. — С.145−153.
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. — 184с.
- Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества //Психол. журнал. 1984. — 5, N1. — С.9 — 17.
- Матюпшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-274с.
- Махмутов М.И. Воспитывать интеллектуально активную личность //Народное образование, 1967. № 4 — 6. — С.37 — 44.
- Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи //Сов. педагогика, 1973. № 2. С. 19.
- Методологические проблемы оптимизации в науке /Отв. ред. О. С. Разумовский. Новосибирск: Наука, — 1991. — 254с.75 .Методологические проблемы вузовской педагогики //Проблемы педагогики высшей школы. Л., 1972. 90с.
- Найн А .Я. Инновации в образовании. ФИПО МО РФ, 1995. — 288с.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационного исследования //Педагогика, 1995. № 5. — С.44 — 49.
- Найн А.Я., Наин A.A. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа. Магнитогорск: МГПИ, 1988.-151с.
- Научное творчество: Сб. статей /Под ред. С. Р. Микулинского и М.ГЛрошевского. М.:Наука, 1969. — 446с.
- Научно-техническое творчество: проблемы эврилогии: Тез. докл. респ. конф., Юрмала, 16−7 ноября 1987 г. Рига: Ин-т философии и права, -1987. -246 с.
- Нечаев А.П. Психология технического изобретательства.- M.-JI.: Госиздат, -1929.- 176с.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Советская педагогика -1982. N4. — С.90−92.
- Новоселова A.A. Научно-техническое творчество как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов: (орг.-пед. аспект): Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Л., — 1984. — 23с.
- Ньюэлл А., Шоу Д., Саймон Г. Процессы творческого мышления //Психология мышления. М., 1965. — С.56−63.
- Педагогика. Учеб. пособие /Под ред. Бабанского. М.: Педагогика, 1988. -479с.
- Пейдж К.В. Образование для научно-технического творчества /Пер. с англ. //Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. 1986, N4. — С.31.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972. — 184с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
- Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии//Методо логические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969. С.190−217.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-225 с.
- Подьяков H.H. Творчество как проблема личности //Вопросы психологии. -1985. N4.- 170−171.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, -1976. — 325с.
- Пономарев Я.А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Современные вопросы изучения творчества //Психол. ж.-1985. -6, N5. -С. 147−150.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества //Психол. ж. 1988. — 9, N3. — С. 151−154.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Елисеев В. А. Психология творчества: проблемы и исследования //Вопросы психологии. 1983. — N1. — С.167−170.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления //Психол. ж. 1986, N6. — С.58−159.
- Посталюк НЛО. Дидактические условия эффективного использования учебно-воспитательных задач в высшей школе: Дис. .канд. пед. наук. — Казань, 1991.-260с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. — 204с.
- Профессионально педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося: Учебное пособие. /В.И. Жернов — Магнитогорск, 1997. — 129с.
- Психолого — педагогические тесты /Сост. А. Я. Найн, А. Г. Гостев. — Челябинск: Изд- во ЧГПИ, 1993. 188с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.:Политиздат, — 1967, — С. 5.
- Пятин В.А. Психолого-педагогические факторы формирования личности учителя в педагогическом ВУЗе //Вопросы психологии. 1984. -N5. — С.95−98.
- Рамендик Д.М. Стиль мышления и способ взаимодействия партнеров при совместном решении задач //Психологический журнал. 1996. — т. 17. -N5. — С.90−95.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. — 1960. N3. — С. 3−15.
- Савва Л.И. Формирование продуктивного общения как фактора развития творческой активности школьников: Дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 1995. 150с.
- Сайгушев НЛ. Сборник задач по пиктографической педагогике. — Магнитогорск, МГПИ, 1998. 60с.
- Семенов В.В., Егорова H.H., Степанов С. Ю., Толстых H.H. Современные исследования по психологии развития //Вопросы психологии. 1986. — N6. -С. 174 — 176.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач //№: НИИОПП СПН СССР, 1990. — С.215.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии. 1984. -N5. -С. 169 -170.
- Сергеев А. Н Дидактические основы профессиональной подготовки квалифицированного рабочего: Автореф. дис. док. пед. наук, М., 1996. -38с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981. 213с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993. — 260с.
- Сорвачева Г. В. Коллективная учебно-познавательная деятельность как средство формирования творческой индивидуальности старшекласников: Дис. J., канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 214с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.:Прометей. — 200 с.
- Сумбаев И.С. Научное творчество. Иркутск, — 1957. — С. 132.
- Телегина Э.Д. Творческое мышление как условие формирования социально активной личности учителя //В сб. Формирование социально активной личности учителя /Под ред. В. А. Сластенина М., 1983. — 162с. -С.61−68.
- Теория и практика решения изобретательских задач, с использованием методов активизации, повышения эффективности творческого мышления: Материалы краткосрочного семинара, 25 26 октября /ЛДНТП. — Л., -1990. -84с.
- Тимофеев В.И., Филимоненко Ю. И. Психодиагностика цветопредпочтения. Л., 1990. — 45 с.
- Толлингерова Д., Голошушова Д., Канторкова Г. Психология проективования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994. — 48с.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зараубежной психологии //Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123 — 132.
- Уметбаев З.М. Теоретические и методические основы обучения студентов педагогической технике: Монография. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-237с.
- Уметбаев З.М., Найн A.A. Оптимизация образовательного процесса в современных условиях реформирования школы. Магнитогорск, МГПИ, 1998.-62с.
- Усова A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Сов. Педагогика. 1980. — № 12. — С.45 — 48.
- Ушачев В.П. Творчество в системе образования: Монография. М., МПГУ, 1985,-219с.
- Фейгенберг И.М. Проблемные ситуации и развитие активности личности. М.: Знание, -1981. — 48 с.
- Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Педагогика. 1989. — 240с.
- ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность, т.1 М., 1986. 408с.
- Шадриков В.Д. Диагностика и развитие креативности //Развитие и диагностика способностей. М., — 1991. — С.170.
- Шадриков В.Д. Способности человека /Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 24 -28.
- Шилина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981,. С. 62 — 63.
- Шиллер, собр. соч. т.7, М., 1957, С. 499.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., — 1989. -143с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., — 1910. — С.132.
- Эрберг К. Цель творчества. СПб., — 1919. — С.68.
- Эсаулов А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития //Вопросы психологии. 1983. — N2. — С.90 — 95.
- Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-200с.
- Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. -1934. — 176с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГТТИ, 1991. — 128с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск, 1987. 68с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л., 1983, — 160с.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Вопросы психологии. 1985. — N6. — С. 14 — 26.
- Яденко JI.B. Способы управления творческим процессом (Обзор зарубежных методик научного и технического творчества) //Природа научного открытия. М.: Наука, — 1986. — С. 191 — 212.
- A failure to find and effect of perceptual set on creativity /Lindauer M. //Bull. Psyhonom. Soc. -1990.-28,N18.-P.33−36.
- An introdukction to the frameork of creatology /Magyar-Beck Istvan //J. Creative Behav. -1990. -24. N3. P.151−160.
- An investment theory of creativity and ils development /Strenbert R, Lubart
- Berlyn D. Structure and direction of thinking. N.Y. 1965. — P.317.
- Bruce D., Hockley W., Craik F. Availability and category //Mem & and Cognit. -1991. -N3. -P.301−312.
- Dennis D. Is it possible to manage creativity with goa 1 -6,N 1. -C.50−61.
- Enhancing performance in college students /Greez Martin, Levin Elaine //J.Creativ Behav. 1991. -25, N3. -P.250−255.
- Fange E. Pprofessional creativity. -Engewood Cliffs, New-York, -1960.
- FilcornV. Predhegelvska logica. Bratislava, 1953.P.185.
- FrommE. The creative attitude. -In: Anderson H.H. (Ed) Creativity and its culivation. P.48−51, 53.
- Invention and the creative process /Smith Michael K. //J. Creative Behav. -1991. -25, N3. -C. 267−272.
- Osborn A.F. Apllied imagination. -New-York.-1963.
- Parnes S.J. Student workbook for creative problem solving courses and institutes. -Buffalo, University of Buffalo Bookstore, -1961.
- Renzulli J.S., Purcell J.H. A school wide tnrichment model// the education dygest.- 1995.- Vol. 61, N4 P.14−16.
- Strenberg R. J. Ynvesting in creativity: many happy returns// Educational leadership.-1995/96. Vol. 53, N4. — P.80−84.
- Taylor C.W. Widening horicons in creativity //The proceedings of the fifth Utah creativity research conference. -New-York. 1964.