Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме: на примере педагогических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие профессиональной готовности в психологических и педагогических исследованиях используется как категория теории деятельности (состояние и процесс) — как категория теории личности (ее отношений и установок) — как категория теории профессиональной подготовки учителей к педагогической деятельности. Сущность профессиональной готовности к педагогической деятельности состоит в том, что она… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
    • 1. 1. Исторический аспект проблемы профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме
    • 1. 2. Сельский социум как среда воспитания
    • 1. 3. Психолого-педагогические подходы по формированию готовности к профессионально-педагогической деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
    • 2. 1. Анализ состояния профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме
    • 2. 2. Педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме и их реализация
      • 2. 2. 1. Модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме и ее реализация
      • 2. 2. 2. Обогащение содержания учебных программ педагогических дисциплин путем включения в них характеристик сельской социокультурной среды
      • 2. 2. 3. Использование дифференцированного подхода для активного включения студентов в процесс освоения педагогических дисциплин
      • 2. 2. 4. Характеристика спецкурса, направленного на формирование профессиональной. готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме
      • 2. 2. 5. Взаимосвязь основного и дополнительного образования, получаемых в рамках учебного заведения
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме и их статистическая обработка
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме: на примере педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос подготовки учителя для работы в селе является одним из актуальных в педагогике, потому что традиционно Россия всегда считалась аграрной страной. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации [Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, С.5].

ВЪтличие от города, сегодня многие села чаще всего практически лишены сети внешкольных учреждений, спортивных, досуговых и оздоровительных центров, социально-педагогических служб, не всегда есть социальные педагоги и другие работники, которые могут организовать работу во внешкольном сельском социуме. Поэтому в современных социально-экономических условиях возможности сельского социума существенно изменяются. Сельская школа, значительно расширяя свои функции, становится центром духовного оздоровления села, возрождения национальных традиций, народной педагогики и традиции крестьянской жизни.

Выполнение новой роли сельской школы требует интеграции (взаимодействия) воспитательных усилий различных субъектов социума: педагогов, родителей, общественности и религиозных организаций, культурно-просветительских учреждений, профессиональных учебных заведений, целью которой является социальная трансформация взрослеющего человека не только к саморазвитию, но и к изменению своего социального окружения. Это делает необходимой абсолютную открытость взаимоотношений школы и социума, определяющую жизненный стиль, культуру, форму жизнедеятельности детей и взрослых.

Следовательно, возникшая жизненная реальность требует определенной работы по адресной подготовке сельского учителя, способного удовлетворять запросы изменяющихся общественных и экономических отношений. Функции воздействия учителя на учащихся в условиях микросоциума также возрастают: он и учитель-предметник, и воспитатель во внешкольной среде, и организатор детского молодежного объединения, и руководитель детского центра творчества, и клубный работник и т. д.

Сегодня в сложившейся системе педагогического образования требуется особая технология подготовки сельского учителя, ориентированная на формирование профессиональной готовности, обеспечивающей социально-психологическую позицию его личности, положительное отношение к педагогической деятельности в сельских условиях, желание молодого педагога закрепиться и работать на селе.

Следовательно, очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики подготовки студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме, в поиске новых подходов к воспитательной и образовательной деятельности вуза.

Проблема профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в научно-педагогической литературе разрабатывается по различным направлениям: ,.

• особенности подготовки учителя к профессиональной деятельности (JLJI. Адольф, Ю. В. Алеева, С. М. Баташова, Ю. А. Венгилевских, С. Б. Демидова, О. И. Львова, Е. В. Милькова, М. Г. Резниченко, М.Г. Рудь);

• формирование готовности к педагогической деятельности (А.П. Вой-ченко, В. В. Горбенко, В. В. Желанова, Г. П. Зернова, Г. М. Коджаспирова, А.Б. Романенчук);

• особенности профессиональной деятельности учителей сельских школ (Ф.С. Авдеев, O.A. Краснова, Т. Ф. Пушкина, С. А. Рогачев, Э.А. Сидорова);

• подготовка студентов к работе в сельской местности (В.П. Ковалев, Е. В. Кузовлев, П. Е. Решетников, Д.С. Ягафарова);

• профессионально-педагогическая подготовка учителя на факультете общественных профессий (H.A. Силантьева, Г. Я. Фешина, Е. В. Витрук, З. А. Низамутдинова, JI.B. Солодовникова, A.B. Коломиец).

Однако в существующих исследованиях проблема формирования профессиональной готовности учителя к работе в сельском социуме является недостаточно изученной.

Существует необходимость в специальной подготовке студента педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях сельского социума с учетом индивидуальной предрасположенности обучаемых на получение профессии сельского педагога.

Невозможно ориентировать на работу в условиях сельского социума всех студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Потенциальными возможностями для работы сельским учителем обладают выпускники сельских школ, знакомые со специфическими условиями жизни в сельском социуме.

Анализ научных источников и образовательной практики показал, что в настоящее время существуют противоречия между:

• наличием потребности современного общества в подготовке учителя, способного к работе в сельском социуме и отсутствием ориентации на этот вид деятельности в квалификационной характеристике выпускников педагогического вуза;

• существующей практикой целевого набора в педагогические вузы выпускников сельских школ и отсутствием целенаправленной работы по вооружению потенциальных кандидатов для работы в сельском социуме специальными знаниями, технологиями;

• существующей практикой профессиональной подготовки будущего учителя и необходимостью дифференцировать подготовку будущих учителей к работе в сельском социуме с учетом особенностей выпускников сельских школ и педагогических классов.

Анализ указанных противоречий позволил сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме?

Научная и практическая актуальность проблемы, личная заинтересованность автора обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме (на примере педагогических дисциплин)».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс педагогического вуза.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и проверка педагогических условий формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать, уточнить и дополнить сущность понятия профессиональной готовности.

2. Обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в. сельском социуме.

3. Разработать и апробировать модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

4. Выявить критерии и эмпирические показатели, отражающие эффективность сформированности профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

5. Разработать методические рекомендации для преподавателей педагогических дисциплин по подготовке будущих учителей к работе в сельском социуме.

В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза: процесс профессиональной подготовки будущего учителя должен быть направлен на формирование его готовности к работе в образовательных учреждениях различного типа и в разных социумах, в том числе и в сельском. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме будет эффективным при реализации следующих педагогических условий, если:

• будет разработана и теоретически обоснована модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме;

• будет обогащено содержание учебных программ педагогических дисциплин путем включения в них характеристик сельской социокультурной среды;

• на основе дифференцированного подхода будут созданы предпосылки для активного включения студентов в процесс освоения педагогических дисциплин;

• будет разработан и реализован специальный курс «Особенности работы учителя в условиях сельского социума», направленный на формирование профессиональной готовности студентов к данному виду деятельности;

• будут взаимосвязаны основное и дополнительное образование, получаемые в рамках учебного заведения.

Методологическую базу исследования составляют:

• теория личностно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Е.В. Бонда-ревская, JI.C. Выготский, C. JL Рубинштейн, A.B. Петровский);

• идеи социообразовательного и социокультурного подходов к развитию сельской школы (А.Е. Кондратенков, A.M. Цирульников);

• средовый подход (С.Т. Шацкий, Ю.С. Мануйлов).

Теоретическую основу исследования составляют:

• теоретические подходы к пониманию сущности понятия «подготовка» и «готовность» к педагогической деятельности (K.M. Дурай — Новакова, K.M. Гуревич, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, JI.A. Кандыбович, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, К. К. Платонов, Ю.Б. Турчанинова);

• теоретические подходы к профессиональной готовности учителей (Н.И. Вьюнова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, A.A. Орлов, В.А. Сласте-нин, А.И. Щербаков);

• социально-психологические аспекты подготовки учителей сельских школ (A.B. Байбородова, М. П. Гурьянова, М. Эпштейн, Д.С. Ягафарова).

Тема, цель, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературыанализ материалов научных исследований по данной проблемеизучение нормативных документов в сфере образованияпедагогическое наблюдениеанкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Базой исследования явился Благовещенский государственный педагогический университет. На поисковом этапе эксперимента исследованием были охвачены 45 учителей сельских школ Шимановского района Амурской области и 122 студента V курса восьми факультетов БГПУ. На формирующем этапе в эксперименте приняли участие 60 студентов естественно-географического факультета БГПУ.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап — поисковый (2001 — 2002 гг.). Осуществлялся поисково-творческий анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, изучался опыт вузов и педагогических колледжей по данной проблеме, уточнялись направления изысканий, определялись методы исследования, была сформулирована гипотеза исследования. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент и осуществлен анализ его результатов, определен понятийный аппарат.

Второй этап — формирующий (2002 — 2006 гг.). Выявлялась сущность профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме. Была разработана модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме. Осуществлялся отбор содержания, методов и форм организации процесса формирования профессиональной готовности. Данный этап включал в себя подготовку и проведение обучающего эксперимента.

Третий этап — контрольный (2006 — 2007 гг.). Включал в себя контрольную диагностику, а также обработку и анализ результатов исследования. На этом этапе осуществлялось внедрение результатов исследования в практику, оформлялось диссертационное исследование.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в том, что:

• обоснована возможность формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме на этапе вузовского образования;

• определены и проверены совокупность педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме;

• разработана теоретически и экспериментально проверена модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме;

• обогащено содержание учебных дисциплин образовательной области «Педагогика», в том числе основным ориентиром отбора содержания обучения введены характеристики сельской социокультурной среды;

• в обучении использован дифференцированный подход, предполагающий учет довузовской подготовки (обучение в педагогических классах) с использованием активных форм и методов обучения по дисциплинам образовательной области «Педагогика»;

• доказана взаимосвязь основного и дополнительного образования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно дополняет теорию формирования профессиональной готовности учителя на этапе вузовского образования, в нем получила дальнейшую проработку проблема формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме:

• уточнено и дополнено понятие «профессиональная готовность студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме»;

• определены компоненты (мотивационный, когнитивный, операциональный) профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме, выделены критерии и уровни готовности;

• разработано научно-методическое обеспечение формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана и реализована модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме;

2. Разработана программа спецкурса «Особенности работы учителя в условиях сельского социума»;

3. Разработана программа отделения «Организатор воспитательной работы в школе» факультета дополнительных педагогических профессий,.

4. Разработано учебно-методическое пособие, которое может быть использовано в системе профессионального педагогического образования.

Достоверность и надежность представленных выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров исследования, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, соответствующих задачам исследования, подтверждаются анализом результатов практического опыта автора в педагогическом вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная готовность студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме — это системное образование личности студента педагогического вуза, интегрирующее в себе сформированные теоретические знания особенностей современного сельского социума и технологий работы в нем, направленность на профессионально-педагогическую работу в сельском социуме, умение творчески реализовать идеи педагогического наследия в практике современной сельской школы, а также осуществление студентом педагогического вуза учебно-воспитательной и гуманитарно-преобразовательной деятельности в ближайшем социуме. Структура исследуемого профессионально-личностного образования заключается в единстве мотивационного, когнитивного, операционального компонентов.

2. Процесс формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме предполагает целенаправленное специально организованное в образовательном пространстве вуза взаимодействие преподавателей и студентов в рамках учебных дисциплин педагогического цикла и дополнительного образования по формированию мотивационного, когнитивного, операционального компонентов, отражающих меру процессуально-деятельностной формы профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

3. Эффективность процесса формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме связана с созданием адекватных педагогических условий: основным ориентиром отбора содержания обучения являются характеристики сельской социокультурной средыобучение осуществляется на основе дифференцированного подхода, предполагающего учет довузовской подготовки (обучение в педагогических классах) с использованием активных форм и методов обучения по дисциплинам педагогического цикларазработано научно-методическое обеспечение формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социумеиспользуются возможности отделения факультета дополнительных педагогических профессий.

4. Модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме входит в систему общепрофессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе и включает в себя следующие структурные компоненты: 1) когнитивный — предполагает наличие знаний о месте и функциях сельской школы и специфике сельского социумазнание технологий работы в социумезнание педагогического наследия по вопросам организации деятельности сельской школы, о требованиях, предъявляемых к личности сельского учителя в истории образованиязнание основных направлений деятельности современной сельской школы- 2) мотива-ционный — предполагает положительную направленность обучения в педагогическом вузе, желание после окончания вуза продолжить свою деятельность в условиях сельского социума- 3) операциональный — предполагает наличие умений создавать, изучать и использовать в педагогических целях окружающую социальную среду (пространство школы), выявлять и использовать ее потенциалумение моделировать воспитательную систему сельской школыналичие технологической умелости успешного применения приобретенных знаний и умений в практической работе в сельской школе и сельском социумеумение учитывать в своей работе основные направления деятельности сельской школы. Выделены три уровня сформированности профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме: низкий, средний и высокий.

Положения, вынесенные на защиту, могут быть проверены при проведении аналогичного эксперимента и создании соответствующих условий его организации.

Апробация результатов исследования осуществлялась на естественно-географическом факультете БГПУ (2002 — 2007 гг.). Модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме, программа спецкурса «Особенности работы учителя в условиях сельского социума», программа отделения «Организатор воспитательной работы в школе» факультета дополнительных педагогических профессий обсуждались и были утверждены на заседаниях кафедры педагогики БГПУ.

С 2002 года результаты исследования внедряются в практику. Спецкурс «Особенности работы учителя в условиях сельского социума» систематически читается студентам естественно-географического факультета очной формы обучения. Отделение «Организатор воспитательной работы в школе» входит в перечень утвержденных отделений ФДПП.

По проблемам формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме автор исследования неоднократно выступала с докладами на межвузовских научно-методических конференциях: «Становление профессиональной компетентности специалиста в учебно-воспитательном, процессе» (Благовещенск, 2004 г.), «Реализация принципа преемственности в профессиональном образовании» (Благовещенск, 2005 г.) — научно-практических конференциях преподавателей и студентов в г. Благовещенске (2004, 2006 гг.) — на научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» (Самара, 2004 г.) — VII региональной межвузовской научно-практической конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее» (Благовещенск, 2006 г.) и т. д.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка, состоящего из 251 источника, 19 Приложений.

Выводы по второй главе.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования показал, что в квалификационной характеристике выпускников педагогического вуза не заложено формирование профессиональной готовности у студентов к работе в разных типах школ (сельской, городской), а также к работе в разных социальных средах.

С учетом этого, одна из актуальных проблем высшей педагогической школы состоит в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза научно обоснованного содержания, эффективных форм и методов формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

При формировании профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме необходимо учитывать следующие особенности:

1) особая задача современной сельской школы — подготовка ее учащихся к жизни в условиях села и труду в сфере сельскохозяйственного производства;

2) особое социальное и экономическое окружение, демографические и экологические условия жизни сельских учащихся и учителей;

3) особые для сельского образовательного учреждения характеристики организации учебно-воспитательного процесса: одновременное проведение этого процесса с разновозрастной. группой, учащихся, находящихся на разных ступенях обученияболее ограниченные, по сравнению с городской школой, возможности для проведения внешкольной воспитательной работы;

4) более узкие, по сравнению со спецификой работы городского учителя, профессиональные контакты сельского учителя, особенно малокомплектной школы.

Успех учебно-воспитательной работы сельской школы во многом определяется знанием студентом педагогического вуза особенностей сельского социума, специфики деятельности сельской школы, отличительных особенностей сельских школьников, его подготовленностью к ведению воспитательной работы в условиях сельскохозяйственного окружения, пониманием задач, стоящих перед сельским хозяйством области, • района. Специфика социально-экономического и культурного окружения сельской школы, природно-географические, национально-этнографические и другие особенности оказывают влияние на профессиональную деятельность студента педагогического вуза в условиях сельского социума.

Для пополнения контингента сельских школ молодыми педагогами необходима целенаправленная подготовка студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме. Для осуществления этой подготовки следует соблюдать определенные условия:

• обучение студентов педагогического вуза должно осуществляется на основе дифференцированного подхода, предполагающего учет довузовской подготовки (обучение в педагогических классах) с использованием активных форм и методов обучения по дисциплинам педагогического цикла, а также учет формы поступления в учебное заведение (целевой набор для сельских образовательных учреждений);

• основным ориентиром отбора содержания обучения по дисциплинам педагогического цикла должны являться характеристики сельской социокультурной среды;

• необходимо использовать возможности отделения «Организатор воспитательной работы в школе» факультета дополнительных педагогических профессий;

• должно быть разработано научно-методическое обеспечение формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

Для реализации данных условий и достижения поставленной цели разработана модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме, структурными составляющими которой являются мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты.

Критериями оценки профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме являются мотивы выбора педагогической деятельности, сформированность знаний и представлений об особенностях и условиях предстоящей профессиональной деятельности, владение способами и приемами педагогической деятельности.

По степени сформированности профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме мы выделили высокий, средний и низкий уровни.

Для решения задач исследования был проведен анализ состояния профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме и экспериментально проверены сформулированные педагогические условия этого процесса. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: поисковый, формирующий, контрольный. В данной главе сделаны следующие выводы по результатам эксперимента:

1. Качественный и количественный анализ результатов формирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что. разработанная нами модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме, выявленные педагогические условия способствовали повышению степени профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

2. Процесс формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме включал сформированность мо-тивационного, когнитивного и операционального компонентов.

3. В результате проведенного педагогического эксперимента разработан комплекс учебно-методических-материалов^ который включает: учебные программыкомплекс диагностических средств, включающих анкеты, тесты по определению уровней сформированности профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социумеразнообразный дидактический материал.

4. В целом вся программа эксперимента была направлена нами на формирование заинтересованного отношения студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме. Намерение продолжить профессиональную деятельность в сельском социуме зависит от степени сформированности мотивацион-ного компонента профессиональной готовности. Формирование мотивационно-го компонента профессиональной готовности осуществлялось нами как во время учебного процесса, так и во внеучебной воспитательной деятельности. Мо-тивационная готовность — это сложное психологическое состояние личности, которое формируется не только под влиянием образовательной или воспитательной среды, но социальной. Мотивационная готовность — это важная проблема, которая требует дальнейшего, теоретического и практического решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие профессиональной готовности в психологических и педагогических исследованиях используется как категория теории деятельности (состояние и процесс) — как категория теории личности (ее отношений и установок) — как категория теории профессиональной подготовки учителей к педагогической деятельности. Сущность профессиональной готовности к педагогической деятельности состоит в том, что она создает возможность для принятия оптимальных решений в зависимости от педагогических ситуаций-соответственно мотивации, целям и задачам деятельности. Под профессиональной готовностью студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме мы понимаем системное образование личности студента педагогического вуза, интегрирующее в себе сформированные теоретические знания особенностей современного сельского социума и технологий работы в нем, направленность на профессионально-педагогическую работу в сельском социуме, умение творчески реализовать идеи педагогического наследия в практике современной сельской школы, а также осуществление студентом педагогического вуза учебно-воспитательной и гуманитарно-преобразовательной деятельности в ближайшем социуме.

2. Под формированием профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме мы понимаем процесс их профессиональной подготовки, который включает в себя формирование знаний о характерных особенностях сельских образовательных учреждений, об особенностях работы в них, а также об особенностях сельского образа жизни.

3. В отечественной педагогике накоплен. положительный опыт решения проблемы подготовки учителя к работе в сельском социуме. В истории образования определены специфические требования к личности сельского учителя: умение вести занятия по. нескольким предметам, кроме своего (если школа малокомплектная), иметь знания о работе классного руководителяуметь устанавливать тесные связи с родителями и сельской общественностьюиметь знания о состоянии и перспективах развития сельского хозяйства, об особенностях труда, жизни, быта, традициях сельского населения, проявлять живой интерес ко всему происходящему в селе, высокую активность в общественной работе, всемерно содействовать подъему экономики и культуры на селе. В педагогическом наследии различных авторов отмечено, что лучшими кандидатами в учителя для работы в сельском социуме более всего подходят учащиеся сельских образовательных учреждений как наиболее знакомые сжизнью в сельской местности. Процесс профессиональной адаптации у этой группы студентов педагогического вуза гораздо менее болезненный, чем у студентов-выпускников педагогического вуза из числа горожан.

4. Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования показал, что в квалификационной характеристике выпускников педагогического вуза не заложено формирование профессиональной готовности у студентов к работе в разных типах школ (сельской, городской), а также к работе в разных социальных средах. С учетом этого, одна из актуальных проблем высшей педагогической школы состоит в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза научно обоснованного содержания, эффективных форм и методов формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

5. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме. эффективно осуществлялось в рамках разработанной модели, включающей мотивационный, когнитивный, операциональный компоненты. При ее реализации обучение студентов осуществлялось на основе дифференцированного подхода, предполагающего учет довузовской подготовки (обучение в педагогических классах) с использованием активных форм и методов обучения по дисциплинам педагогического цикла, а также учет формы поступления в учебное заведение (целевой набор для сельских образовательных учреждений) — основным ориентиром отбора содержания обучения по дисциплинам педагогического цикла являлись характеристики сельской социокультурной средыиспользовались возможности отделения «Организатор воспитательной работы в школе» факультета дополнительных педагогических профессийобучение осуществлялось в процессе изучения спецкурса по выбору «Особенности работы учителя в условиях сельского социума».

6. Качественный и количественный анализ результатов формирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что разработанная нами модель формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме, выявленные педагогические условия способствовали повышению степени профессиональной готовности студентов педагогического вуза к работе в сельском социуме.

Проведенное исследование позволило достигнуть поставленную цель и доказать выдвинутую гипотезу. Данное исследование не ограничивает научных поисков и подходов к заявленной проблеме и может быть продолжено. Следует разработать специфику подготовки учителя сельской школы для разных возрастных ступеней: начальной, основной и среднейспецифику подготовки учителя сельской школы для работы в условиях профильного и предпрофильного обученияспецифику подготовки учителя сельской школы для работы в условиях дистанционного обучения и сетевого взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы Текст.: Дис. д-ра. пед. наук: 13.00.02 / Ф. С. Авдеев. Орел, 1994. — 420с.
  2. , В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами Текст.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Аверкин. Великий Новгород, 1999. -432с.
  3. , В.Н. Теоретические проблемы регионализации образования Текст. /В.Н. Аверкин, А. Н. Цирульников. Новгород: НРЦРО, 1998. — 176с.
  4. Адаптация учителя сельской школы: сб. науч. трудов Текст.: — Барнаул, БГПИ, 1981.-104с.
  5. Адольф, В А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография Текст. / В. А. Адольф. Красноярский гос. университет, Красноярск, 1998.-310с.
  6. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Адольф. М., 1998 — 49с.
  7. , Л.Л. Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Л.Л. Адольф. М., 1996. — 16с.
  8. , В. Земская работа по подготовке народных учителей Текст. / В. Акимов // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. — 1915.-№ 4,-С. 145−183.
  9. , В. Земская работа по подготовке народных учителей Текст. / В. Акимов // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. — 1915.-№ 5.-С. 1−25.
  10. , В. Земская работа по подготовке народных учителей Текст. / В. Акимов // Журнал. Министерства народного просвещения. Новая серия. — 1915.- № 6. -С. 129−167.
  11. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии: межвузовский сб. науч. трудов Текст.: — Ярославль: Я111И им. К. Д. Ушинского, 1989. 134с.
  12. Актуальные проблемы совершенствования подготовки учителя сельской школы в пединституте: межвузовский сб. науч. трудов Текст.: Ставрополь, 1984.- 196с.
  13. , Ю.В. Подготовка будущего учителя к формированию учебной деятельности младших школьников Текст.: Автореф.-дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Алеева. Барнаул, 1999. -20с.
  14. , Б.Г. Возрастная психология взрослых Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л., 1971.-441с.
  15. , Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста Текст. / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. — С. 3−15
  16. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — Л., 1968.-339с.
  17. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 236с.
  18. , Л. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе Текст. / Л. Антропова // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 68−74.
  19. , Л.И. Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской малокомплектной начальной, школе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. на-, ук / Л. И. Архарова. -М., 1991.-16с.
  20. , М.А. Подготовка студентов пединститута к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Арипов. М., 1986. — 16с.
  21. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990.-367с.
  22. , Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности Текст.: Дис. канд психол. наук / Л. Г. Ахтариева. Л., 1978. — 236с.
  23. , Л.В. Взаимодействие школы и семьи Текст. / Л.В. Бай-бородова. Ярославль: Академия Холдинг, 2003. — 224с.
  24. , Л. Концепция профильного образования сельских школьников Текст. / Л. Байбородова, Л. Серебреников.// Школьные технологии. 2003. — № 5. — С. 47−62.
  25. , С.М. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Баташова. Омск, 1998. — 17с.
  26. , Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01/ Е. П. Белозерцев. Л.: Гос. пед. ин-т А. И. Герцена, 1990. — 49с.
  27. , Н.М. Первая среди равных Текст./ Н. М. Белянкова. // Начальная школа. 2003. — № 1. — С. 87−89.
  28. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст./ В. П. Беспалько. Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. — 240с.
  29. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 185с.
  30. , Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева. М.: Педагогика, 1997. — № 2. -С. 10−15.
  31. , П.П. О школе с сельскохозяйственным уклоном Текст. / П. П. Блонский. М.: АПН РСФСР, 1961, С. 316−318.
  32. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. № 10. — 2003. -С. 12−13.
  33. , В.А. Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным Текст. / В. А. Болотов // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. — № 9. — С. 2−8
  34. , Е.В. Ценностно-смысловые ориентации и стратегические направления развития сельской школы Текст. / Е. В. Бондарев, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52−64.
  35. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 2000. -352с.
  36. , Л.Я. Методологические аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителя Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Я. Бондаренко. М., 1983. — 16с.
  37. , Л.Г. Сельская школа: Проблемы и перспективы Текст. / Л. Г. Борисова М.: Знание, 1978. — 48с.
  38. , С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга Текст. / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 5257.
  39. , В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника Текст.: Автореф. дис. д-ра. пед. наук / В. Г. Бочарова. — М., 1991.-32с.
  40. , В.Г. Школьник в микрорайоне Текст. / В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин. М.: Знание, 1986. — 80с.
  41. , С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: пособие для руководителей и учителей сельских школ Текст. / С. Г. Броневщук. М.: АРКТИ, 2000. — 136с.
  42. , И.А. Словарь иностранных слов Текст. / И. А. Васюкова. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 752с.
  43. Введение к Стокгольмской декларации, принятой на Конференции Объединенных наций в 1972 г.
  44. , В. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности Текст. / В. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21−31.
  45. , Г. Школа и семья: способы взаимодействия Текст. / Г. Веденеева // Сельская школа. 2000. — № 2. — С. 71−78.
  46. , Ю.А. Подготовка будущих учителей к формированию биоэкологических умений школьников Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. А. Венгилевских. Бирск, 1999. — 210с.
  47. , С.Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз Текст./ С. Г. Вершловский, Е. Г. Королева, Л. Г. Петряевская. СПб., 1998.- 161с.
  48. , Е.В. ФОП как средство активизации культурно-просветительской деятельности молодых специалистов на селе Текст.: Дис. канд. пед. наук /Е.В. Витрук. -М., 1981.-219с.
  49. , А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной- готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. П. Войченко. Фрунзе, 1980. — 25с.
  50. , H.A. Профориентация сельских школьников Текст. / H.A. Волкова // Социс. 1999. — № 8. — С. 18−24.
  51. , Г. И. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. И. Воробьева. Уфа, 2001. — 201с.
  52. Воспитание сельских школьников (из опыта работы школ РСФСР) Текст. / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. — 128с.
  53. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования Текст./ Под ред. Н.Л. Селивановой- отв. ред. Л. И. Новиковой, Е. И. Соколовой. — Калуга: Ин-т усовершенствования учителей, 2000. 248с.
  54. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации Текст./ Под ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.
  55. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536с.
  56. , А.Р. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе на селе Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Р. Вышкина. — Великий Новгород, 2000. 185с.
  57. , Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования Текст. / Н. И. Вьюнова. М.- Воронеж: МГПУ, ВГИ МОСУ, 1999. — 236с.
  58. Гей, М. И. Формирование готовности будущих учителей к осуществлению нравственного воспитания школьников Текст.: Дис. канд. пед. наук / М. И. Гей. Киев, 1988. — 170с.
  59. , И. Русская школа: путь к возрождению Текст. / И. Гончаров //Частная школа. 1992. -№ 1. — С. 47−59. ¦• •
  60. , В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Горбенко. -М., 1998.- 18с.
  61. , С.И. Педагогическое руководство ученической бригадой сельской школы Текст. / С. И. Гореславский / Под ред. К. А. Ивановича. — М.: Просвещение, 1970. 126с.
  62. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст./ М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1997. — 136с.
  63. , Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования Текст./ Л. К. Гребенкина. — Рязань, 2000.-204с.
  64. , Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / Э. А. Гришин. — Владимир, 1973.-311с.
  65. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня Текст. / Под ред. H.JI. Селивановой.- М.: Педагогическое общество России, 1998. -336с.
  66. , K.M. Проблемы дифференциальной психологии Текст. / K.M. Гуревич. М.: НПО «МОДЭК», 1998. — 384с.
  67. , М.П. Кадры сельской школы России Текст. / М. П. Гурьянова, Т. В. Пальчикова. -М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. 176с.
  68. , М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов Текст. / М. П. Гурьянова. Мн.: Амалфея, 2000. — 448с.
  69. , В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия Текст. / В. И. Даль. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640с.
  70. , С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Б. Демидова. — Рязань, 1999.- 194с.
  71. , Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. С. Деркач.—Ярославль, 1972.-24с.
  72. , И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной устойчивости молодых учителей (на материале сельской школы) Текст.: Дис. канд. пед. наук / И. Н. Димура. JL, 1990. — 227с.
  73. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: Дис. д-ра пед. наук / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 256с.
  74. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 1976. — 176с. .
  75. , М.И. Психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания вуза Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович // Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и доп.-Минск, 1981.-389с.
  76. , О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336с.
  77. М.Б. Методические рекомендации по использованию метода изучения подготовленности студентов педучилища к воспитательной работе с младшими школьниками Текст. / М. Б. Есаулова. Ленинград, АПН СССР, 1990.-51с.
  78. , З.Б. Ориентация студентов педагогического колледжа на педагогическую деятельность в сельских образовательных учреждениях Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / З. Б. Ефлова. Петрозаводск, 2003. -22с.
  79. , В.В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / В. В. Желанова. -М., 1994. — 22с.
  80. , М.И. Феномены малокомплектных школ Текст. / М.И. Зай-кин. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. -141с.
  81. , Э.Ф. Психология профессий Текст./ Э. Ф. Зеер. М.: Акад. Проект, 2003.-329с.
  82. , Т.Г. Педагогизация среды в условиях села Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00. 01 / Т. Г. Зеленова. -Ярославль, 1998. -22с.
  83. , Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. П. Зернова. — М., 1999.- 114с.
  84. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст./ И. А. Зимняя. М., 2004. -38с.
  85. , И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2003. — 384с.
  86. , Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: кн. для учителя Текст. / Д. С. Золотухин. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  87. Золотые россыпи педагогических идей XX века — коллективное творческое воспитание Текст./ Автор составитель: Зубарева О. И. Хабаровск: Краевой Дом молодежи, 2003. — 43с.
  88. , А.Е. Студенчество России конца XIX— начала XX века: социально-историческая судьба Текст./ А. Е. Иванов. М.: Промо-Медиа, 1995. -240с.
  89. Иванов, А. Ф Интеграция педагогических и социальных факторов как условие повышения эффективности работы сельской школы Текст.: Автореф. дис. д-ра. пед. наук в форме научного доклада / А. Ф. Иванов. М., 1991. — 50с.
  90. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512с.
  91. , Ж.Г. Заботы сельской школы Текст. / Ж. Г. Калеева // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 64−69.
  92. , Л.А. О проблемах психологической готовности к деятельности Текст. / Л. А. Кандыбович // Материалы V съезда общества психологов СССР. М.: Изд-во АМН СССР, 1977. — С. 46−54
  93. , И.Г. Пути совершенствования трудовой подготовки сельских школьников Текст. / И. Г. Карбушев //.Вестник образования / Под общ., ред. Р. К. Санабасовой. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. — Вып.1. — С. 23−29.
  94. , В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01/ В. И. Кашницкий. — Кострома, 1995.- 197с.
  95. , Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? Текст. / Л. П. Квашко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 260с.
  96. , Л.П. Педагогические условия личностно-профессионального саморазвития учителя в жизнедеятельности сельской школы Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Квашко. Хабаровск, 2000. — 23с.
  97. , A.A. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста Текст./ A.A. Кирсанов.— Казань, 2000. — 227с.
  98. , А.И. Педагогическая диагностика воспитательного процесса в малокомплектной школе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. И. Кирьянов. М., 1991. — 16с.
  99. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996. — 512с.
  100. , Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию Текст.: Автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Г. М. Коджаспирова. М., 1995. — 36с.
  101. , В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплектной сельской национальной школе Текст.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. П. Ковалев. Чебоксары, 1998. — 390с.
  102. , Я.Л. Формирование у будущих учителей социально-психологической готовности к педагогической деятельности Текст. / Я. Л. Коломинский // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителей. Полтава, 1985. — С. 42 — 44.
  103. , А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. П. Колпакова. Якутск, 2004. — 18с.
  104. , А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе Текст. / А. Е. Кондратенков. М.: Педагогика, 1979. — 102с.
  105. , JI.B. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов пединститутов к профессиональной деятельности Текст.: Дис. д-ра пед. наук / JI.B. Кондрашова. Кривой Рог, 1989.-320с.
  106. , Л.В. Сборник педагогических задач Текст. / Л. В. Кондрашова. -М.: Просвещение, 1987. 144с.
  107. , Б.И. Большой толковый словарь по культурологии Текст. / Б. И. Кононенко. М.: ООО Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство ACT», 2003. — 512с.
  108. Констатирующий эксперимент в педагогике: сб. науч. статей аспирантов и докторантов каф. пед. РГПУ им. А. И. Герцена Текст. / Под ред. А. Г. Козловой, А. П. Тряпицыной. СПб: Verba Magistri — 2000. — 120с.
  109. , С.М. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов к работе с родителями младших школьников Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Корниенко. — Киев, 1983. -24с.
  110. , А.И. Проблема профессионализации обучения в вузе. Вопросы организации воспитания в вузе Текст. / А. И. Кочетов // Материалы межвузовской научно-практической конференции 22 23 октября 1974 г. — Рязань, 1975.-С. 107−112.
  111. , А.Е. Подготовка студентов педагогического колледжа к работе в сельской школе Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Е. Кравцова. Воронеж, 2003. — 158с.
  112. , O.A. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской начальной школе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / O.A. Краснова. Чебоксары, 1998. — 17с.
  113. , З.В. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / З. В. Крецан. Кемерово, 2003 — 17с.
  114. , Л.П. Педагогика: учеб. Текст. / Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 432с.
  115. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Текст./ Ф. А. Кузин. 6-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2004. — 224с.
  116. , В. Готовим студентов к работе в сельской школе Текст. / В. Кузовлев // Народное образование. — 2001. — № 1. — С. 29−33.
  117. , Е.С. Основы социальной психологии Текст. / Е. С. Кузьмин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173с.
  118. , Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. / Н. В. Кузьмина.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183с.
  119. , С.В. Педагогика личности от концепций до технологий Текст./ С. В. Кульневич. -.Ростов —на -Дону:.ТЦ «Учитель», 2001. — 160 с.
  120. , Ю.Н., Сухобская Г. С. Профессионально-педагогическая направленность как предмет анализа/ Методы изучения профессиональной направленности личности учителя Текст./ Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — JL, 1980, — 148с.
  121. , А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления Текст. / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. -М.: Знание, 1982. — 176с.
  122. , В.В. Антропоцентрированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя Текст. /В.В. Латюшин // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 50−57.
  123. , O.E. Компетентностный подход в образовании Текст./ O.E. Лебедев // Школьные технологии.- 2004. — № 5 — С. 3−4.
  124. , Л.В. Влияние дидактической готовности учителя на педагогическую профориентацию учащихся Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Левашова. Алма-Ата, 1991. — 19с.
  125. , Н.Д. О психологических состояниях человека Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 334с.
  126. , М.А. Проблемы совершенствования управления народным образованием Текст. / М. А. Левицкий. М., 1983. — 148с.
  127. , А.И. Социально-культурная сущность образования Текст.: Автореф. дис. д-ра. пед. наук / А. И. Левко. Минск, 1992. — 37с.
  128. , М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педвузе Текст.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / М. В. Левченко. Киев, 1986. — 177с.
  129. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 302с.
  130. , В.М. Идеи к проектам и практика управления школой Текст. / В. М. Лизинский.— М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 160с
  131. , А.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности в условиях педпрактики 1−2 курсов Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Ф. Линенко. Одесса, 1985. — 21с.
  132. , В.А. Формирование творческого педагогического коллектива в сельской школе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Листратенко. Минск, 1997. — 20с.
  133. , H.H. Профессиональная компетентность педагога Текст./ H.H. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. -Самара: СамПГУ, 1997. 106с.
  134. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 588с.
  135. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие Текст. / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144с.
  136. , О.И. Профессиональная подготовка будущего учителя к дифференцированному обучению младших школьников (на материале обучения математике) Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Львова.-М., 1995.- 19с.
  137. , Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст.: Дис. канд. психол. Наук / Н. Е. Мажар. -М., 1987.- 195с.
  138. , Н. Развитие мотивации к профессиональному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации Текст. / Н. Малиновская // Учитель. 2004. — № 2. — С. 13−17.
  139. , С.А. Формирование.идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности Текст.:
  140. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Манукова. Ростов-на-Дону, 1988. — 190с.
  141. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.
  142. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М., 1993. -234с.
  143. , С.М. Моделирование педагогических систем Текст./ С. М. Маркова. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 143с.
  144. Материалы Всероссийского совещания руководителей органов управления образования субъектов РФ образование на селе Текст. / Под ред. Т. С. Алешина, И.С. Соловецкого-и др. -Белгород: 1994, — 164с.
  145. , JI.H. Деловая игра в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / JI.H. Матросова. М., 1994. — 17с.
  146. Методология, теория и практика воспитательных систем: Поиск продолжается Текст./ Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендерской, В.А. Караков-ского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. — 240с.
  147. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Сб. науч. трудов Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -Ленинград, 1980. 157с.
  148. Методы и методики социально-педагогического исследования Текст. / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО, Тускарора, 1999. -123с.
  149. , JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М., Флинта, 1998. — 200с.
  150. , Т. Экспериментальная работа в сельской малокомплектной школе Текст. / Т. Мишукова // Народное образование. 1998. — № 4. — С. 9698.
  151. Модель «Сельская профильная школа» (опыт работы Управления образованием администрации Новосибирской области) Текст. М.: АПКи-ПРО, 2004. — 32с.
  152. , В.Г. Формирование у курсантов высших военно-морских училищ готовности к педагогической деятельности Текст.: Дис. канд. пед. наук / В. Г. Моисеев. М., 1992: — 241с.
  153. , К.Х. Социум. Общество. История Текст. / К. Х. Момджян. -М., 1994.- 183с.
  154. , Г. А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД — будущих следователей Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. А. Мухина. Калининград, 1998. — 190с.
  155. , В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 192 — 194.
  156. , Ш. А. Понятие установок в общей и социальной психологии Текст. / Ш. А. Надирашвили. — Тбилиси: Мецницереба, 1974. — 170с.
  157. Научно-методическое обеспечение перестройки педвуза (Подготовка педагогических кадров: проблема и опыт перестройки) Текст. / Под ред. С. Н. Глазачева. М., 1988 — 79с.
  158. , З.А. Факультеты общественных профессий и их роль в формировании научного мировоззрения студенческой молодежи Текст.: Дис. канд. пед. наук / З. А. Низамутдинов. —.Ташкент, .1978. 149с.
  159. , JI.В. К вопросу о современной парадигме социального воспитания Текст. / Л. В. Никитина // Современная школа. 2000. — № 3. — С. 22−24.
  160. , В.А. Истоки русской народной педагогики Текст. / В. А. Николаев. М., 1987. — 328с.
  161. , С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности Текст.: Дис. канд. пед. наук / С. А. Николаенко. Киев, 1985. — 158с.
  162. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст./ Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67с.
  163. , Н. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения Текст. / Н. Новожилова, М. Фирсова // Школьные технологии. -2003. № 5. — С. 23−33.
  164. Образование в провинции (материалы «круглого стола») Текст. // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 42−59.
  165. , B.C. О методической подготовке учителей начальных классов Текст. / B.C. Овчинников // Начальная школа. — 1999. — № 3. С. 5055.
  166. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Изд-во «Русский язык», 1978. — 846с.
  167. , A.A. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя Текст. / A.A. Орлов // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
  168. , И.Г. Избранные пед. соч. Т. 2. Текст. / И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1981.- 652с.
  169. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / A.B. Петровский. М, 1982. — 256с.
  170. , A.B. Психология развивающейся личности Текст. / A.B. Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др.- Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 239с.
  171. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст. / К. К Платонов. М: Высшая школа, 1984. — 174с.
  172. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254с.
  173. , A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография Текст. / A.A. Плигин. М.: КСП+, 2003. — 432с.
  174. , Е.Б. Формирование готовности будущих учителей к воспитанию нравственных чувств школьников Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Б. Полевничая. Волгоград, 1991. — 18с.
  175. Положение о целевом наборе учащихся БГПУ Текст. / Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. — 16с.
  176. , В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / В .П. Пономарева. М., 1991.- 18с.
  177. , М.М. В поисках оптимального варианта: из опыта работы народных учителей СССР: (Реформа школы: пути ускорения) Текст. / М. М. Поташник. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  178. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / М. М. Поташник / Вступит, ст. B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1996. — 320с.
  179. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект Текст. / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1982. 144с.
  180. , Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ф. Пушкина. Воронеж, 2000. — 22с.
  181. , Н.Ф., Профессиональная компетентность как результат педагогического образования // Теоретические проблемы постдипломного образования Текст. / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. М., 2004. — 76с.
  182. , С.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики Текст. / Авт.-сост. Л. Ю. Стрелкова. М.: Школьная Пресса, 2004. — 192с.
  183. , М.Г. Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /М.Г. Резниченко. М., 1999. — 16с.
  184. , И.М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. М. Реморенко. Красноярск, 2001. — 198с.
  185. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст. / П. Е. Решетников. — М.: ВЛАДОС, 2000. 304с.
  186. , С.А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малочисленной школе Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Рогачев. Воронеж, 1997. — 21с.
  187. , JI.B. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / JI.B. Романенко. Волгоград, 1990. — 19с.
  188. , А.Б. Формирование практической готовности будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Б. Романенчук. — М., 1995. 16с.
  189. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 705с.
  190. , Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский Текст. / Ю. Д. Руденко // Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 103−106.
  191. , М.Г. Формирование коммуникативной- культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Текст.: Автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / М. Г. Рудь. Ростов-на-Дону, 1999. — 31с.
  192. , В.Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 276с.
  193. , В.А. Растить будущих хлеборобов: Из опыта работы Текст. /В.А. Сазонов. М.: Просвещение, 1984. — 48с.
  194. , Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов к педагогической деятельности Текст.: Дис. канд. пед. наук / Г. А. Самодова. М., 1988. — 168с.
  195. , П. «Острые углы» Текст. / П. Самсонов // Директор школы. 2004. — № 6. — С. 49−54.
  196. Связь воспитания и обучения с трудом в сельской школе Текст. / Под ред. A.A. Шибанова. М., 1960. — 136с.
  197. , Г. К. Педагогические компетенции и компетентность Текст./Г.К. Селевко //.Сельская.школа.- 2004. № 3. — С. 29−34.
  198. , Г. К. Сделай себя сам Текст./ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 2001. — 174с.
  199. , В. Воспитательное пространство малочисленной школы Текст. / В. Семенов // Сельская школа. 1998. — № 4. — С. 85−86.
  200. , М.И. Проблемы социальной адаптации молодых учителей Текст.: Автореф. дис. канд. философ, наук / М. И. Скубий. — М., 1974. 16с.
  201. , В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура функционирования Текст. / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования.-М., 1982.-С. 14−28.
  202. , В.А. Формирование социально-активной-личности учителя Текст. / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1981. — № 4. — С. 76−84.
  203. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 159с.
  204. , В.И. Очерки психологии образования Текст. / В. И Слободчиков. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272с.
  205. Словарь-справочник по педагогике Текст. / Авт.-сост. В.А. Миже-риков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448с.
  206. , С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Текст. / С. А. Смирнов. М., 1999. — 510 с.
  207. Соединение обучения с производительным трудом в сельской школе Текст. /Под ред. К. А. Ивановича. М., 1961. — 163с.
  208. , В. Как разработать концепцию обновленной школы Текст. / В. Созонов // Сельская школа. 2000. — № 2. — С. 2−9.
  209. , Л.В. Роль ФОП в формировании активной жизненной позиции студентов Текст.: Дис. канд. пед. наук / Л. В. Солодовникова. -М., 1991.-207с.
  210. , В. Продолжение времени Текст. / В. Солоухин // Наш современник. 1982. -№ 1. — С. 115−129.
  211. , Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: Спецкурс Текст. / Л. Ф. Спирин. Ярославль: Ярославский госпединститут, 1976. — 19с.
  212. , Г. Ф. Инновационные процессы в сельской школе / Школа будущего рождается сегодня: Инновационный опыт российской и американской школы Текст. / Г. Ф. Суворова. М.: ИТП и МИО РАО, 1995. — С. 58−63.
  213. , В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 393с.
  214. , Т.А. Формирование у будущих учителей готовности к воспитательной работе в школе в процессе педагогической практики 1−2 курсов Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Таскаева. Волгоград, 1991. — 17с.
  215. , Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров Текст. / Х. Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 66−72.
  216. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-330с.
  217. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э Унт. М.: Педагогика, 1990. — 188с.
  218. , К. Сельская школа Текст. / К. Ушаков // Директор школы. -1999. -№ 3.- С. 10−13.
  219. , К.Д. Собрание сочинений в 2 т. Текст. / К. Д. Ушинский. -М., 1948.-т.2.
  220. Федерально-региональная программа «Развитие системы образования на селе» Текст. // Сельская школа. 1999. — № 6. — С. 4−20.
  221. , И. Профессионально-важные качества педагога в представлениях учителей начальных классов Текст. / И. Фельдман // Акмеология. -2004.-№ 3.-С. 56−61,
  222. , Г .Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педвузе (на материале ФОП (ов)) Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук /Г.Я. Фешина. Казань, 1975. -27с.
  223. , Т.Н. Сельская школа и социум Текст. / Т. Н. Филонов // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 96−98.
  224. , И. Вариантное образование на селе: состояние и перспективы Текст. / И. Фролов // Наука и школа. 1999. — № 5. — С. 60−64.
  225. , И. Профессиональное обучение в условиях сельской школы: состояние проблемы Текст. / И. Фролов // Наука и школа. 2000. — № 3. — С. 4853.
  226. , Д.Н. Формирование социогуманитарной готовности будущего учителя сельской начальной малокомплектной школы Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. Н. Хайретдинов. — Уфа, 2000. 18с.
  227. , Е.М. Сельские учителя о «Школе России» Текст. / Е. М. Харитина // Начальная школа. 2003. — № 1. — С. 88−94.
  228. , Г. М. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие Текст. / Г. М. Хозяинов. М., 1988. — 25с.
  229. , Е. Городская школа для сельских ребят Текст. / Е. Хренова // Народное образование. 1996. — № 1. — С. 92- 97.
  230. , A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы Текст. / A.M. Цирульников. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. — 104с.
  231. , A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы Текст. / A.M. Цирульников. М., 1992. — 96с.
  232. , А.Н. Педагогические проблемы подготовки учителя сельской школы Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Чалов. Л., 1982. — 40с.
  233. , С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Текст. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — 416с.
  234. , Г. Организация довузовского образования сельских школьников Текст. / Г. Шевелева // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 28−33.
  235. , P.M. Организационно-педагогические основы повышения квалификации учителей сельских малокомплектных школ Текст.: Дис. канд. пед. наук / P.M. Шерайзина. СПб, 1991. — 217с.
  236. , E.H. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности Текст.: Дис. канд. пед. наук / E.H. Шиянов. М., 1982. — 210с.
  237. , А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / А. И. Щербаков. Д.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 266с.
  238. , А.Э. Изучение коллектива класса и личности учащегося студентами Текст. / А. Э. Штейнмеу // Вопросы психологии. — 1991. № 5. — С. 80−87.
  239. , М. Закон малых педагогических пространств Текст. / М. Эпштейн // Первое сентября. — 2003. 17 мая.
  240. , Д.С. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе Текст.: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Д. С. Ягафарова. Казань, 1991. — 37с.
  241. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. 105с.
  242. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: СЕНТЯБРЬ, 2000. — 176с.
  243. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П. М. Якобсон. М., 1969. — 317с.
  244. , В.А. Экспертиза школьной образовательной среды Текст. / В. А. Ясвин // Библиотека журнала «Директор школы». — М.: Сентябрь, 2000. -№ 2.- 128с.
Заполнить форму текущей работой