Оптимизация фрикционных механических систем на базе модельного эксперимента
Диссертация
Анализ применения физического моделирования, на основе существующих методов и принципов построения модели путем объединения моделей механических систем и фрикционного узла не дают желаемого результата по адекватности реализуемых процессов трения. И связано это с тем, что применяемые методы рассматривают узлы трения в лучшем случае, как имеющие относительную самостоятельность части механической… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОБЗОР И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ В НЕЛИНЕЙНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
- 1. 1. Постановка задач исследования
- 1. 2. Модельное представление узлов трения фрикционных механических систем (ФМС)
- 1. 3. Выбор параметра оптимизации
- 1. 4. Анализ процессов сцепления в узле трения качения «колесо — рельс»
- 1. 5. Анализ способов улучшения реализации тяговых усилий подвижного состава
- 1. 6. Выводы. Постановка задачи
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРИБОСПЕКТРАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ФМС
- 2. 1. Параметрическая идентификация динамических процессов механических систем
- 2. 2. Идентификация динамических связей упругой механической системы с процессами трения и изнашивания
- 2. 3. Выводы
- 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФРИКЦИОННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 3. 1. Динамическое подобие механических систем
- 3. 2. Динамическое подобие узлов трения ФМС
- 3. 3. Методика физического моделирования фрикционных узлов трения
- 3. 4. Методы устранения противоречий при физическом моделировании ФМС
- 3. 5. Выводы
- 4. АВТОКОЛЕБАНИЯ ФРИКЦИОННОГО КОНТАКТА «КОЛЕСО-РЕЛЬС» В СИСТЕМЕ «ПС — ВСП»
- 4. 1. Оценка зоны устойчивого равновесия ФМС
- 4. 2. Термодинамическая модель природы фрикционных автоколебаний
- 4. 3. Выводы
- 5. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ТРЕНИЯ В ПОДСИСТЕМАХ ФМС
- ПС-ВСП"
- 5. 1. Трибоспектральная оптимизация механических систем с узлами трения (на примере привода с электромагнитной фрикционной муфтой)
- 5. 2. Исследование и разработка методов улучшения условий работы пары трения «гребень колеса — рельс»
- 5. 3. Исследование и разработка методов повышение величины и стабильности коэффициента сцепления по тяговой поверхности колеса и рельса
- 5. 4. Выводы
- 6. ОПТИМИЗАЦИЯ ФМС «ПС — ВСП» НА БАЗЕ МОДЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 6. 1. Оценка параметров физической модели испытательного комплекса ФМС «ПС-ВСП»
- 6. 2. Испытательный стенд ФМС «ПС — ВСП»
- 6. 3. Технологическая оптимизация величины и стабильности коэффициента сцепления
- 6. 4. Выводы
- 7. ОПЫТ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ОПТИМИЗИРОВАННЫХ ФМС
- 7. Л. Результаты эксплуатационных испытаний фрикционных модификаторов трения
- 7. 2. Результаты внедрения технологии лубрикации пары трения «гребень колеса — боковая поверхность головки рельса»
- 7. 3. Результаты работ по оптимизации привода трехшпиндельного гайковерта путевой машины ПМГ
- 7. 4. Эксплуатационные испытания шпал-демпферов в пути
- 7. 5. Выводы
Список литературы
- Айнбиндер С.Б. Исследование трения и сцепления твердых тел /Обзор работ/ Рига. Изд-во АН Латв. ССР, 1966, 78 с.
- Александров Е.Г., Норкин К. Б., Рогачев H.H., Фискин Я. П. Идентификация двухванного сталеплавильного агрегата по массиву экспериментальных данных. В кн.: Идентификация и оценка параметров систем: IV симпозиум ИФАК, Тбилиси, 1976. С. 310 318.
- Алехин C.B., Красковский Е. Я. К вопросу об исследовании трения качения в условиях реализации касательной нагрузки и износа трущихся деталей. Труды ЛИИЖТ, вып. 154, М.: Трансжелдориздат. 1957.
- Альбом чертежей выпровочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР -1200. Том 11. М. 1982
- Амосов А.Т., Гредунов А. Н. Влияние зависимости силы трения от температуры на фрикционный разогрев, — Машиностроение, № 2, 1981, с. 68 74.
- Андриевский С.М. Боковой износ рельсов в кривых / Тр. ВНИИЖТа.- М.: Трансжелдориздат, 1961. Вып. 207.- 128 с.
- Андриевский С.М., Крылов В. А. Сход с рельсов // Исследования в области динамики и прочности локомотивов/ Науч. тр. ВНИИЖТа.- М.: Транспорт, 1969, — Вып. 393.-с. 20−41.
- Андронов В.В. О кажущемся превращении сухого трения в вязкое. В сб.: Механика твердого тела, № 2, 1967, с. 91- 92.
- Андронов В.В. Вынужденные колебания в системе с преобразованным сухим трением. М., Машиноведение, № 5, 1975, с. 82 — 87.
- Ю.Аронов, д’суза, Калпакян, Шериф «Экспериментальное исследование влияния жесткости системы на износ и колебания, вызванные силами трения». Проблемы трения и смазки, изд во «Мир», 1983, № 2. 48 с.
- Аронов, д’с уза, Калпакян, Шариф «Взаимодействие между трением, износом и жесткостью системы». Часть 1. «Влияние нормальной нагрузки и же285сткости системы». Проблемы трения и смазки, изд во «Мир», 1984, № 1,53 с.
- Аронов, Д’Суза, Калпакян, Шариф «Взаимодействие между трением, износом и жесткостью системы». Часть 2. «Колебания, вызванные силами сухого терния». Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1984, № 1,58 с.
- Аронов, д' Суза, Калпакян, Шариф «Взаимодействие между трением, износом и жесткостью системы». Часть 3. «Модель износа». Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1984. № 1, 64 с.
- A.c. № 1 163 203 СССР. Щербак П. Н., Шаповалов В. В. Установка для испытаний на изнашивание фрикционных узлов. Заявка № 3 608 120 от 20.06.83. Опубликовано 23.06.85, бюлл. № 23.
- A.c. № 1 163 203 СССР Установка для испытания на изнашивание фрикционных узлов / Шаповалов В. В., Щербак П. Н., Кравченко О. В., № 23, 1985.
- A.c. № 1 307 298 СССР. Шаповалов В. В., Щербак П. Н. Способ определения оптимальных параметров узла трения механической системы, заявка № 3 851 081 от 07.02.85, опубликовано 30.04.87. Бюлл. № 16.
- A.c. 135 098 СССР. Щербак П. Н., Шаповалов В. В., Чередниченко С. П., Сеин Н. И. Фрикционная муфта с электромагнитным управлением, заявка № 4 102 436 от 30.07.86, опубл. 07.11.87. Бюлл. № 41.
- A.c. № 1 163 203 СССР. Шаповалов В. В., Щербак П. Н, Кравченко О. В. Установка для испытания на изнашивание фрикционных узлов, заявка № 3 608 120 от 20.06.83. Опубликовано 23.06.85, бюлл. № 23.
- A.c. № 1 350 398 СССР. Щербак П. Н, Шаповалов В. В, Чередниченко С. П, Сеин Н. И. Фрикционная муфта с электромагнитным управлением, заявка № 4 102 436 от 30.07.86, опубл. 07.11.87. Бюлл. № 41.
- A.c. 1 375 996 СССР. Устройство для исследования фрикционных механических систем / Шаповалов В. В, Киселев И. В, Сеин Н.И.// Б.И. № 7, 1988.
- Ахматов A.C. Молекулярная физика граничного трения. М, Физматгиз, 1963. 472 с.286
- Бабаков И.М. Теория колебаний. М.: Наука, 1968.- 560 с.
- Бабичков A.M. и др. Тяга поездов. М.: Транспорт, 1971, 280 с.
- Бакли Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии: Пер. с англ./ Под ред. А. И. Свиреденка. М.: Машиностроение, 1986.
- Барский М.Р., Сердинова И. Н. Экспериментальные исследования процессов боксования и юза электровозов. Сб. «Проблемы повышения эффективности работы транспорта» АН СССР. 1953.
- Бартенев Г. М., Лаврентьев В. В. Трение и износ полимеров. JI., изд-во «Химия», 1972. 312 с.
- Бартенев Г. М. К теории сухого трения резины. ДАН СССР, 1954, 96, № 6. С. 47 — 54.
- Бартенев Г. М. О законе трения высокоэластичных материалов по твердым гладким поверхностям. ДАН СССР, 1955, 103, № 6. С. 31 — 37.
- Бегагоен И.А., Быков В. И. Сила трения в возвратно-поступательных парах бурильных молотков. В кн. Теория трения и износа. М., «Наука». 1965, 373 с.
- Бегагоен И.А., Бежал А. И. К расчету ударно-волнового нагружения контактирующих элементов трущихся твердых тел. В сб.: Проблемы трения и изнашивания. К., Техника, 1972, № 2, с. 6 — 11.
- Бегагоен H.A., Бежал А. И. Численный анализ динамически ударно-волнового нагружения поверхностей трения. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. К., Техника, 1974, вып. 2, с. 3 — 9.
- Безухов Н.И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести.-М.: Высшая школа, 1968.
- Беккер Н.Э. Методика исследования материалов на стойкость против задира, «Заводская лаборатория», 1948.
- Белый В.А., Свиреденок А. И., Петраковец М. К., Савкин В. Г. Трение полимеров. Изд-во «Наука», 1972. 217 с.287
- Белый В.А., Свириденок А. И. Актуальные направления развития исследований в области трения и изнашивания. Трение и износ. Минск: Наука и техника, 1987, т. 8, № 1.
- Беляев Н.М. Местные напряжения при сжатии упругих тел // Труды по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957. С. 31 — 145.
- Беляев Н.М. Применение теории Герца к подсчетам местных напряжений в точке соприкосания колеса и рельса // Труды по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957. С. 9 — 30.
- Бендат Дж., Пирсол А. Измерение и анализ случайных процессов/ Пер. с англ. М.: Мир, 1974, 467 с.
- Берлинских В.А., Запорожец В. В. Статическое моделирование процессов фрикционно-контактного взаимодействия при внешнем трении. Надежность и долговечность мащин и сооружений. 1984.- № 5. -с. 80 — 84.
- Бессекерский В.А. Динамический синтез систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1970. — 570 с.
- Бидерман B.JI. Теория механических колебаний. М.: Высшая школа, 1980.215 с.
- Бирюков И.В., Беляев А. И., Рыбников Е. К. Тяговые передачи электроподвижного состава железных дорог. М.: Транспорт, 1986. 256 с.
- Борцов П.И., Валетов В. А. и др. Подвижной состав и основы тяги поездов. Под ред. С. И. Осипова. М.: Транспорт, 1990.- 336 с.
- Боуден Ф., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностроение, 1968.
- Браун Э.Д. Расчет масштабного фактора при оценке трения и изнашивания. В кн.: «Износостойкость», М.: «Наука», 1975.
- Браун Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе A.B. Модели трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982.
- Буссаров Ю.П., Островский М. С. Математическая модель гистерезиса внешнего трения. М., Машиностроение, 1976, № 5, с. 82 87.
- Бухарин H.A. Тормозные системы автомобилей. М: Машгиз, 1950.288
- Буше H.A. Трение, износ и усталость в машинах. М., Транспорт, 1987, 223 с.
- Буше H.A., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука. 1981, 126 с.
- Бхушан «Возбуждение шума, вызванное прерывистым скольжением в податливых резиновых подшипниках с водяной смазкой». Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1980, № 2, 72 с.
- Бычковский A.B. Новый метод экспериментального исследования сцепления между рельсами и одиночными осями электровозов и тепловозов. Вестник ВНИИЖТ. № 2. 1958.
- Бычковский A.B. О коэффициенте сцепления при высоких скоростях движения. Вестник ВНИИЖТ, № 7, М.: Транспорт, 1972. С 48 — 49.
- Вавилов A.A. Чувствительность периодического режима гармонически линеаризованного уравнения нелинейной системы к высшим гармоникам и малым параметрам. Изв. Ленинградского института, вып. 65, ч. 1, 1967, 128 с.
- Вавилов A.A. Частотные методы расчета нелинейных систем. JL: «Энергия», 1970, 341 с.
- Вавилов A.A. Частотные методы расчета нелинейных систем. Л.: Энергия, 1970, 341 с.
- Вагоны/ Л. А. Шадур, И. И. Челноков, Л. Н. Никольский и др.- Под ред. П. А. Шадура. М.: Транспорт, 1980. 439 с.
- Вейц В.Л., Дондошанский В. К., Черняев В. И. Вынужденные колебания в металлорежущих станках. М.-Л., Машгиз, 1959. 420 с.
- Вейц В.Л., Кочура А. Е., Коловский М. З. Динамика управляемых машинных агрегатов. М.: Наука. 1984. 352 с.
- Вейц В.Л. Динамика машинных агрегатов. Л.: Машиностроение, 1969. 372 с.289
- Вейц B. J1., Кочура А. Е., Мартыненко A.M. Динамические расчеты приводов машин. Л.: Машиностроение. 1971. 368 с.
- Веников В.А. Теория подобия и моделирования. М.: «Высшая школа», 1976.
- Вентцель А.Д. Курс теории случайных процессов. М.: Наука, 1975. — 319с.
- Венцель C.B. Применение смазочных материалов в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979.
- Вербек г. Современные представления о сцеплении и его использовании (пер. с нем.) «Железные дороги мира», 1974, № 4.
- Вериго М.Ф. Вертикальные силы, действующие на путь при прохождении подвижного состава. Труды ВНИИЖТа, вып. 97, М.: Трансжелдориздат, 1955, С. 25−288.
- Вериго М.Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. 559с.
- Вериго М.Ф. Динамика вагонов. М.: ВНИИЖТ, 1971
- Верхаген К., Дейн Р., Грун Ф., Остер И., Вербек П.Распознавание образов состояние и перспективы. М.: «Радио и связь», 1985.
- Вершинский C.B., Данилов В. Н., Хусидов В. Д. Динамика вагона. М.: Транспорт, 1991. 360 с.
- Верховский A.B., Авраамов В. М. Явление предварительного смещения при трогании с места катка. Изв. Томского политехнического института. 1947. Т.61.вып.1.
- Верховский A.B. Явления предварительного смещения при трогании несмазанных поверхностей с места. -«Журнал технической физики», № 3, 1926, с. 311
- Вибрации в технике. Справочник в 6 т. Под ред. В. Н. Челомея. М.: Машиностроение, 1978.
- Влияние жесткости и неровностей пути на деформации, вибрации и силы взаимодействия элементов. Под ред. B.C. Лысюка, Труды ЦНИИ МПС. Вып. 370. М.: Транспорт, 1969.- 168 с.290
- Вознесенская Э.Н. Применение спектрального анализа колебаний для определения эксплуатационных характеристик пар трения. Новые методы испытаний и обработки материалов, Минск, Наука и техника, 1975. С. 253 259.
- Воробьева Т.М. Электромагнитные муфты. Д.: Госэнергоиздат, 1960.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М.: машиностроение, 1985.- 424 с.
- Геккер Ф.Р. Динамика машин, работающих без смазочных материалов в узлах трения. М.: Машиностроение, 1983, 245 с.
- Генкин М.Д., Соколова А. Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. М.: Машиностроение, 1987.- 288 с.
- Гойхман Л.В., Дронов A.A. Прогнозирование сцепления колеса с рельсом // Анализ динамических процессов в транспортных системах/ Академия коммун. хозяйства. М.: 1984. С. 12 — 23.
- Голего Н.Л. Схватывание в машинах и методы его устранения. Киев, Техника, 1965.231 с.
- Гольдштейн Б.Г., Добросельский П. В. Ударные процессы в гайковертах,-Вестник машиностроения, 1987, № 9, с. 39 42.
- Голутвина Т.К. Влияние на износ материалов рельсов и гребней колес, удельного давления в контакте // Вестник ВНИИЖТ.- 1961 .-№ 3.- с. 21 23
- Горячева И.Г., Добычин М. Н. //Трение и износ. 1982. Т.З., № 4.
- Гриб В.В. Методология аналитических исследований узлов трения как сложных систем // Трение, износ и смазочные материалы: Тр. Международ. Научн. Конф. Ташкент, 22 26 мая 1985 г.- Ташкент, 1985. — Т.4. — С. 49 — 51.
- Глаговский Б.А., Московенко И. Б. Низкочастотные акустические методы контроля в машиностроении. Л., Машиностроение, 1977. 205 с.291
- Григорьева С. Р, Толстой Д. М, Чичинадзе A.B. Об устранении фрикционных автоколебаний. ДАН СССР. Т. 202, № 1, 1972, с. 78.
- Громановский Д.Г. Об одной расчетной модели трения с учетом динамики контактирования.- В сб. Технология машиностроения, Брянск, 1975, С. 44 -52.
- Гропп Д. Методы идентификации систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1979. 302 с.
- Гухман A.A. Введение в теорию подобия. М, «Высшая школа», 1963, 254 с.
- Данилов В. Н, Яковлев В. Ф, Семенов И. И. Динамические характеристики рельсового основания. «Вестник ВНИИЖТа», 1964, № 7, с. 16 18.
- Данилов В.Н. Железнодорожный путь и его взаимодействие с подвижным составом. М.: Всесоюзное издательско-полиграфическое объединение МПС, 1961.
- Данник А.М. Удар и сжатие упругих тел. Кн. 4, Киев, изд-во Киевского политехнического института. 1979. С.31−72.
- Данцу З.Т. Определение верхнего предела исследуемой частоты колебаний механической системы со многими степенями свободы. В сб."Вибротехника" т.4 (21), 1975. С. 141 144.
- Демкин Н.Б. Физические основы трения и износа машин. Изд-во Калининский государственный университет, Калинин, 1981
- Демкин Н. Б, Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981. 244 с.
- Демкин Н.Б. Фактическая площадь касания твердых тел. М, изд-во АН СССР, 1962.
- Дерягин Б. В, Пуш В. Э, Толстой Д. М. Теория фрикционных автоколебаний с периодическими остановками. В кн.: Труды 3-ей Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. Т.2. М, изд-во АН СССР, 1960. С. 141−147.
- Дерягин Б.В. Что такое трение? М.: Изд. АН СССР, 1972.- 246 с.292
- Добычин С.А. и др. Методы автоматизированного исследования вибраций машин. М.: Машиностроение, 1987.
- Дроздов H.A. Силы, остаточные напряжения и трение при резании металлов. Куйбышев, Кн. издание, 1934, 20 с.
- Евдокимов В.Д. Реверсивность трения и качество машин. Киев.: Техника, 1977.
- Евдокимов Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980.
- Елисеев В.А., Прытков В. Г. Система экстремального управления металлорежущим станком. Труды МЭИ, Электротехника, 1964, вып. 56, с. 137- 144.
- Железнодорожный транспорт за рубежом. Серия IV. Путь и путевое хозяйство: Экспресс информация. Вып.1. М.: ЦНИИЭТИ МПС, 1993. с. З 9.
- Закгейм А.Ю. Введение в моделирование химико технологических процессов. М.: Химия, 1979.
- Заковоротный В.Д., Шаповалов В. В. Исследование комплексного коэффициента трения металлополимерных пар. Трение и износ. 1987, т.1, с. 372 -377.
- Заковоротный B. JL, Бегун В. Г. Применение теории разделения движений к анализу сложных автоколебаний инструмента при резании. Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Серия технических наук, 1975, № 3, с. 58−61.
- Заковоротный B.JI. Методика определения параметров механической системы и процесса резания // Автоматизация производственных процессов в сельскохозяйственном машиностроении. Ростов-на-Дону: РИСХМ, 1973. Вып. 2. С 57 65.
- Заковоротный B.JI., Шаповалов В. В., Островой Ю. Д. Исследование коэффициента трения при периодических движениях.- Изв. СКНЦ ВШ Сер. Технические науки, 1979, № 2, с. 40 44.293
- Заковоротный В.Л., Шаповалов B.B. Исследование динамических характеристик машин с учетом нелинейности процессов трения. Трение и износ. 1986. Т. 4. № 4, с. 681 -685.
- Запорожец В.В. Экспериментальные исследования динамических процессов при внешнем трении.- В сб. Проблемы трения и изнашивания, Киев.: Техника, 1982, вып. 2, с. 77- 83.
- Иванов Б.А. Муфты.Детали машин. Сборник материалов по расчету и кон-струированию.М.: Машиностроение, 1978.
- Иванов C.JI., Катковник В. Я. Планирование эксперимента в задачах отслеживания дрейфа экстремума. Кибернетика и вычислительная техника, 1975, № 27, с. 93 -98.
- Игошин В.А., Черский И. Н. Исследование нестационарного трения полимерных материалов в широком диапазоне температур. Физико-химическая механика материалов, 1974, № 5, с. 73 — 76.
- Игошин В.А., Черский И. Н. Установка для исследования трения при переходных процессах. Проблемы трения и изнашивания. Республиканский межведомственный научно-техническицй сб., 1977, вып. 2, с. 37 39.
- Инструкция по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев. М.: Транспорт, 1982.
- Ирле, Ли. «Неустойчивость, обусловленная фрикционным взаимодействием в системе стержень диск, и приводящая к возбуждению шума». Конструирование и технология машиностроения, 1976, № 1, изд-во «Мир», с. 57.
- Ирлс, Ли С. Неустойчивость, обусловленная фрикционным взаимодействием в системе стержень диск и приводящая к возбуждению и шума /Конструирование и технология машиностроения, № 1, М., Мир, 1976.
- Исаев И.П., Лужнов Ю. М. Проблемы сцепления колес локомотива с рельсами. М.: Машиностроение, 1985. 238 с.
- Исаев И.П. Проблемы повышения надежности технических устройств железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1968, 159 с.294
- Исаев И.П. К проблеме сцепления колес локомотива с рельсами. В сб.: Физико химическая механика сцепления. Труды МИИТа, вып. 445. М., 1973, с. 3 — 12.
- Исаев И.П. Случайные факторы и коэффициент сцепления. М.: Транспорт, 1970. 184 с.
- Исследование переходных процессов в электроподвижном составе / Под ред. Т. А. Тибилова. Ростов н/Д, РИИЖТ, 1972.
- Исследование динамики и прочности вагонов / Под ред. С. И. Соколова, М.: Машиностроение, 1979. 221 с.
- Ишлинский А.Ю. Линейные законы деформации не вполне упругих тел. Доклады АН СССР, т. 26, № 1, 1940.
- Казаринов В.М., Вуколов Л. А. Коэффициенты сцепления колесных пар с рельсами при торможении // Исследование автотормозной техники на железных дорогах СССР. Научные труды ВНИИЖТ, — М.: Транспорт, 1961.-Вып. 212. С. 5−28.
- Кайдановский Н.Л., Хайкин С. Э. Механические релаксационные колебания. «Журнал теоретической физики», 1933, т. 111, вып. 1.
- Камаев В.А. Оптимизация параметров ходовых частей железнодорожного подвижного состава // Вестник ВНИИЖТа, № 5. 1986. С. 46 54.
- Канадская клееная шпала. М.: Экспресс- информация. Железные дороги. Искусственные сооружения транспортных магистралей/ под ред. Першина СЛ., № 25, 1991.
- Карманов В.Г. Математическое программирование. М.: Наука, 1975.
- Катковник В.Я., Консон Е. Д. Итеративный метод оптимизации с последовательным планированием экспериментов. Кибернетика, 1973. № 6, с. 47−53.
- Келенджеридзе Б.Г. Влияние механических свойств металлов и режимов резания на возникающие вибрации при точении. Автореферат дисс., Тбилиси, 1953,21 с.295
- Клепиков В.Б. О природе низкочастотных автоколебаний при боксовании колес // Вестник ВНИИЖТ. № 7, 1986. С. 37 40.
- Ко, Брокли «Измерение трения и колебаний, вызванных силами трения», Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1970, № 4, 372 с.
- Ковальский Б.С. Напряжения на площадке местного смятия при учете силы трения. «Известия АН СССР». Отделение технических наук, № 9, 1942.
- Колесников Ю.В. Установка для исследования динамических свойств контакта. Труды Калининского политехнического института, 1975, вып. 30, с. 170−173.
- Комбалов B.C. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ. М., Наука, 1974. С. 112.
- Костерин Ю.Н. и др. О нормальных перемещениях соприкасающихся поверхностей при трении с автоколебаниями. В сб.: Теория трения и смазки. Тезисы докладов Всесоюзной научн. техн. конференции. Ташкент. 1975, ч.2, с. 64 — 66.
- Костерин Ю.Н. Природа механических автоколебаний, возникающих при сухом трении. Журнал технической физики.
- Костерин Ю.Н. Механические автоколебания при сухом трении.- М., Изд-во АН СССР, 1966, 75с.
- Костецкий Б.И., Колесниченко Н. Ф. Качество поверхности и трение в машинах. Киев: Техника, 1969. 216 с.
- Костецкий Б.И. Сопротивление изнашиванию деталей машин. М.: Машгиз, 1959.
- Кочергин В.В., Кочергин A.B. Минимизация низкочастотных крутильных колебаний в тяговых приводах с опорно-осевым редуктором // Вестник ВНИИЖТа, № 7. 1985. С. 23 26.
- Крагельский И.В. Молекулярно-механическая теория трения. Трение и износ в машинах. Труды второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, АН СССР, т. З, 1949.296
- Крагельский И. В, Михин Н. М. О влиянии природы твердых тел на внешнее трение и о соотношении между адгезионной и объемной составляющими. = В сб.: Теория трения и износа. М, Наука, 1965.
- Крагельский И. В, Бессонов Л. Ф, Швецов Е. М. Контактирование шероховатых поверхностей. ДАН СССР, т. 93, № 1, 1953, с. 43 46.
- Крагельский И. В, Ишлинский А. Ю. О скачках при трении. «Журнал технической физики», т. XIV, вып. 4−5, 1944, с. 276 283.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968.
- Крагельский И. В, Демкин Н. Б. Вестник АН СССР, 1960, № 11, 85 с.
- Крагельский И. В, Виноградова И. Э. Коэффициенты трения.- М.: Машгиз, 1955.
- Краутер «Возникновение неустойчивых автоколебаний в эластомерных подшипниках с водяной смазкой». Проблемы трения и смазки. Т. З, изд-во «Мир», 1981, с. 81.
- Круглов С. А, Комладзе Л. Г. Расчет передаточной функции нелинейной системы: инерционная масса сухое трение с учетом остановок выходной координаты. Тр. Московского авиационного института. 1976. Вып. 365. С. 80 — 84.
- Кудинов В.А. Динамика станков. М, Машиностроение. 1967. 359 с.
- Кудинов В.А. Динамическая характеристика процесса сухого трения В кн.: Сухое трение, Рига. Изд-во АН Латв. СССР, 1961.
- Курасов Д.А. Повышение долговечности бандажей колесных пар подвижного состава. М.: Транспорт, 1981.- 160 с.
- Лазарян В.А. Динамика вагонов. М.: Транспорт, 1964.
- Лазарян В. А, Фришман М. А. и др. Экспериментальное определение характеристик неупругого сопротивления железнодорожного пути. Труды ДИИ-Та, вып.88, Днепропетровск, 1968. С. 3 12.
- Лебедев А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях М.: Радио и связь, 1989.297
- Летов A.M. Математическая теория процессов управления. М.: Наука.1981.-225 с.
- Липник Ю.В. Математическая статистика. Избранные труды. Л.: Наука.1982.
- Лойцянский Л.Г., Лурье А. И. Курс теоретической механики, ч. 2.- М.: Гос-техиздат, 1940.
- Любарский И.М. Об обратимости структурных превращений при трении. -В кн.: Теория смазочного действия и новые материалы. М., Наука, 1965.
- Любчик М.А. Расчет и проектирование электромагнитов постоянного и переменного тока. М.: Госэнергоиздат, 1959.
- Лужнов Ю.М. Физические основы и закономерности сцепления колес локомотива с рельсами. Диссерт. докт. техн наук М., 1981.
- Лужнов Ю.М. Влияние физико-механических свойств поверхностных коллоидных загрязнений колес и рельсов на величину разгрузочных сил // Тр. МИИТа. 1973.- Вып. 445. — с. 77 — 83.
- Лужнов В.М. Особенности трения на рельсах в зимних условиях // Тр. МИИТа, — 1973.- Вып. 445.
- Лысак В.А. Исследование фрикционных автоколебаний колесных пар локомотивов. Автореферат кандидатской диссертации. Харьков, 1072. С. 23
- Майба И.А. Триботехнические свойства пластичных смазок на основе жидкого стекла // Межвуз. сб. науч. тр. РИИЖТ, — 1993- с. 104 106.
- Максак В.И. Развитие силы трения в процессе предварительного смещения упругого контакта. Изд-во Томского политехнического института, 1975.
- Максак В.И. Предварительное смещение упругого контакта и его демпфирующие свойства с учетом микрогеометрии и волнистостей.- В сб.: Микрогеометрия и эксплуатационные свойства машин, Рига, вып. 4.
- Максак В.И. Предварительное смещение и жесткость механического контакта. М.: Наука, 1975, 60 с.298
- Максимов В.П., Егоров Н. В., Карасев В. А. Измерение, обработка и анализ быстропеременных процессов в машинах. М.: Машиностроение, 1987. 208 с.
- Маркова Е.В., Лисенков А. Н. Планирование экспериментов в условиях не-однородностей. М.: Наука, 1973.
- Маркова Е.В., Рохвагер А. Е. Математическое планирование химического эксперимента. М.: Знание, 1971, 31 с.
- Мармарелис П., Мармарелис В. Анализ физиологических систем / Пер. с англ.: Метод белого шума. М.: Мир, 1981,480 с.
- Маслов Г. С. Расчет колебаний валов. Справочное пособие. М.: Машиностроение, 1968.
- Медель В.Б. Взаимодействие электровоза и пути. М.: Трансжелдориздат, 1956.-280 с.
- Мелешко В.И. Динамическая оптимизация методом обобщенных квазиградиентов. Кибернетика. 1975, № 3, с. 73 — 79.
- Мелешко В.И., Лесина Р. И. Алгоритм оптимизации многошаговым методом статистического квазиградиента. Проблемы случайного поиска, 1974. № 3, с. 156- 170.
- Мелешко В.И. Градиентные методы оптимизации с памятью. Изв. АН СССР. ТК, 1973, № 1, с. 38 — 51.
- Менчер Э.М. Векторный поиск и его сопоставление с другими адаптационными методами в условиях дрейфа. Автоматика, 1976, № 4, с. 50- 53.
- Меншутин H.H. Исследование скольжения колесной пары электровоза при реализации силы тяги в эксплуатационных условиях. Труды ВНИИЖТ, вып. 188, 1960.
- Минов Д.К. Повышение тяговых свойств электровозов и тепловозов с электрической передачей. М.: Транспорт, 1965.
- Минов Д.К. Теория процесса реализации процесса сцепления при электрической тяге и способы повышения их использования. М.: Изд-во АН СССР. 1963.299
- Минов Д.К. Роль скольжения колес при реализации тягового усилия и структура коэффициента сцепления при электрической тяге. Издательство АН СССР, ОТН, № 4. 1947.
- Мирошниченко В.Г. Влияние удельного давления и скорости скольжения на коэффициент трения между гребнем колеса и рельсом при наличии смазочного материала // Межвуз. Сб. научн. Тр./ РИИЖТ, — 1986.- Вып. 185, — с. 36−40.
- Мирошниченко В.Г. Повышение износостойкости гребней железнодорожных колес на основе оптимизации свойств жидкого смазочного материала и режимов смазывания: Автореф. дис. канд. техн. наук / РИСХМ.- 1987, — 22 с.
- Митрофанов Б.П. Влияние формы и размеров соприкасающихся тел на величину сближения и площадь фактического контакта // Теория трения и износа. М.: Наука, 1965. С. 112 115.
- Михальченко Г. С. Динамика ходовой части перспективных локомотивов. М.: МАМИ, 1982, 99 с.
- Михин Н.М., Рамишвили г. я. Новый метод определения сближения и контактного предварительного смещения твердых тел, — Сб. «Трение твердых тел». М.: Наука, 1964.
- Михин Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977.- 222 с.
- Моисеев H.H., Иванилов Ю. П., Столяров Е. М. Методы оптимизации. М.: Транспорт, 1978.-351 с.
- Назаренко П.В., Лужанская H .Я. Роль упругой и пластической составляющих деформации статической силы трения. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. К., Техника, 1971, вып. 1, с. 69 — 78.
- Назаров А.Г. О механическом подобии твердых деформируемых тел. Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1965, 218 с.
- Налимов В.В., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука. 1965. 340 с.
- Насонов И.Д. Моделирование горных процессов. М.: «Недра», 1969. 206 с.300
- Норкин К.Б., Тиме И. В., Прут В. М. Об одном способе оптимизации. Приборы и системы управления, 1974, № 4, с. 16 — 17.
- Норкин К.Б. Поисковые методы настройки управляемых моделей в задачах определения параметров объектов. Автоматика и телемеханика, 1968, т.29, № 11, с. 61 -67.
- Норкин К.Б., Спиридонов В. Д. Исследование поисковых методов настройки управляемых моделей в задачах определения параметров линейных объектов. Автоматика и телемеханика, 1969, т. 30, № 1, с. 42 — 50.
- Норкин К.Б., Прут В. М., Фалеева E.H. Сжатие информации при идентификации нелинейных систем по случайным возмущениям. Автоматика и телемеханика, 1973. № 9, с. 100 — 104.
- Норкин К.Б. Самонастраивающиеся модели и возможности их применения. В кн.: Самонастраивающиеся автоматические системы. М.: Наука, 1966, с. 291 303.
- Обобщение опыта эксплуатации машин по закреплению и смазке клемм-ных и закладных болтов и по очистке рельсов и скреплений от грязи. Разработка предложений по периодичности работ. Отчет о НИР ЛПМ 252 — 84. ВНИИЖТ, М.: 1984, 46 с.
- Отнес Р., Эноксон Л. Прикладной анализ временных рядов. Основные методы. М.: Мир. !982.- 428 с.
- Павленко А.П. Динамика тяговых приводов магистральных локомотивов. -М.: Машиностроение. 1991. 192 с.
- Павлов Б.В. Акустичекая диагностика машин. М., Машиностроение, 1971, с. 71 115.
- Палагнюк Г. Г. Принципы построения систем диагностики состояния режущего инструмента. В кн.: Тезисы докладов конф. Проблемы управления механосборочным оборудованием в точном машиностроении. Киев, 1978. С. 64 — 72.301
- Патент РФ 2 067 109 по заявке № 93 054 713/04 Смазочный материал/ Щербаке П. Н., Шаповалов В. В., Майба И. А., Евдокимов Ю. А., Богданов В. М. Опубликовано 27.09.1996, Б.И. № 27.
- Певзнер В.О. Как устранить преждевременный износ бандажей подвижного состава. // Журнал «Железнодорожный транспорт», № 2, 1996.
- Пинегин C.B. Контактная прочность и сопротивление качению. М.: Машиностроение, 1969.
- Положительное решение по заявке № 95 109 459/04 Смазочное покрытие и устройство для его нанесения в открытые узлы трения/ Щербак П. Н., Шаповалов В. В., Майба И. А., Ерошенко А. И., Козубенко В. Г., Богданов В. М., 1997.
- Положительное решение по заявке № 94 041 268/06 Система аккумулятив-но-ротапринтной смазки/ Майба И. А., Шаповалов В. В., 1997.
- Польцер Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания: Пер. с нем./ Под ред. М. Н. Добычина. М.: Машиностроение, 1984.
- Поляк Б.Т. Сравнение скорости сходимости одношаговых алгоритмов оптимизации при наличии помех. Изв. АН СССР. ТК, 1977, № 1, с. 9 — 13.
- Понтрягин Л.С., Болтянский В. Г., Гамкрелидзе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Физматгиз, 1961. 483 с.
- Попов Е.П., Хлыпало Е. И. Развитие методов гармонической линеаризации. Тр. IV Всесоюзного совещания по автоматическому управлению. М.: Наука, 1972. С. 42−48.
- Постников B.C. Внутреннее трение в металлах. М.: Изд-во «Металлургия», 1969.302
- Потураев В. Н, Дырда В. Н. Резиновые детали машин. М.: Машиностроение, 1978. 216 с.
- Правила тяговых расчетов для поездной работы / МПС СССР, М.: Транспорт, 1985.287 с.
- Проблемы тяговых испытаний моторно-рельсового подвижного состава. РИИЖТ, вып. 91, 1972, 115 с.
- Пуш В. Э. Малые перемещения в станках М.: Машгиз, 1961, с.124
- Развитие локомотивной тяги / Под ред. А. И. Фуфлянского и А. Н. Бевзенко. М.: Транспорт, 1982, 276 с.
- Растригин JI.A. Системы экстремального управления. М.: Наука, 1974,. 632 с.
- Регулирование трения в контакте колесо-рельс / Железные дороги мира.-1998, № 3, с. 45 -47.
- Рейбман Н. С, Чадеев В. М. Построение моделей процессов производства. М.: Энергия, 1975. 684 с.
- Реклейтис Г, Рейвиндран А, Рэгсдел К. Оптимизация в технике. М.: Мир, 1986.-320 с.
- Ривин E.H. Динамика привода станков. М.: Машиностроение, 1966.
- Рыжов Э.В. Контактная жесткость деталей машин. М.: Машиностроение, 1966, 195 с.
- Рыжов Э.В. Вестник машиностроения, 1964, № 4,с. 56.
- Саверин М.М. Контактная прочность материала. М.: Машгиз, 1946.
- Саммэ Г. В. Зависимость силы трения от формирования контакта. Труды ВЗИИТ, вып. 27,1967.
- Седов Л.И. Методы подобия и размерностей в механике. М.: Наука, 1967, 438 с.
- Силин A.A. Трение и его роль в развитии техники. М.: Наука, 1976.
- Соколовский А.П. Жесткость в технологии машиностроения. М, Труды ВЗИИТ, вып. 27, 1967.303
- Соколовский А.П. Жесткость в технологии машиностроения. М.: Маш-гиз, 1955.
- Сорочкин Э.М. Спектрально корреляционный анализ возмущений, действующих в вертикальной плоскости на локомотив.М., тр. ВНИТИ вып. 53. В кн.:"Исследование динамики и прочности узлов тепловозов и путевых машин", 1981.
- Статистические методы обработки эмпирических данных. Рекомендации. М.: Изд-во стандартов, 1978.
- Теория автоматического управления / Под ред. A.B. Нетушила М.: Высшая школа, 1967.- 424 с.
- Технические указания по укладке и содержанию бесстыкового пути. М.: Транспорт, 1980.
- Толстой Д.М. Собственные колебания ползуна, зависящие от контактной жесткости и их влияние на трение. ДАН СССР, т.153, № 4, 1963, 820с.
- Тольских В.Е. Виброакустика автомобиля. М.: Машиностроение, 1988.
- Уайдл Д. Дж. Методы поиска экстремума. М.: Наука, 1967, с. 267.
- Указания к тяговым расчетам моторно-рельсового транспорта. М., Транспорт, 1976, 71 с.
- Феппль А., Феппль J1. Сила и деформация. Т1 и 2. М.: ОНТИ. 1936.
- Филатов C.B. Трение и износ, 1982. Т. З, № 3. С. 559−562.
- Фришман М.А. Как работает путь под поездами. М.: Транспорт. 1983.
- Хайкин С.Э. и др. О скачкообразном характере силы трения. Всесоюзная конференция по трению и износу в машинах. т.1., м.-Л., АН СССР, 1939
- Ханин М.В. Механическое изнашивание материалов. М.:Издательство стандартов, 1984.
- Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1975. С. 534.
- Хитрик В.Э., Шмаков В. А. Исследование закономерностей трения скольжения в нестационарных режимах движения. В кн.: Вибротехника.Сб. науч. трудов вузов Лит. ССР, 1978, № 2 (32), с. 97 — 106.304
- Хлебников В.Н. Исследование фрикционного взаимодействия колес с рельсами // Железнодорожный транспорт за рубежом. № 3, 1978. С. 3 26.
- Ципкин ЯЗ. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука. 1968, 400 с.
- Чихос X. Системный анализ в триботехнике. М.: Мир, 1982. — 351 с.
- Чичинадзе A.B. Расчет и иследование внешнего трения при торможении. М.: Наука, 19 676. 231 с.
- Чичинадзе A.B. Определение температуры на фактическом контакте касания в процессе торможения // Вопросы трения и проблемы смазки, М.: Наука. С.72−86.
- Шаповалов В.В., Заковоротный B.JI. Исследование динамических характеристик машин с учетом нелинейности процессов трения // Трение и износ. 1986. T. VII, № 4, с. 681 -685.
- Шаповалов В.В., Заковоротный B.JL Исследование комплексного коэффициента трения металлополимерных пар.//Трение и износ. 1987. Т.8, № 2. С. 244- 250.
- Шаповалов В.В. Комплексное моделирование динамически нагруженных узлов трения машин. Трение и износ, — 1985. № 3, с. 451 457.
- Шаповалов В.В., Григориади К. Ю., Езупова М. Н. Применение методов физического моделирования для диагностики фрикционных систем.//Трение и износ. 1988. Т.9, № 2. С. 280 285.
- Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1969.
- Шведков E. JL, Ровинский Д. Я., Зозуля В. Д., Браун Э. Д. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. Киев.: Наук, думка, 1979, 188 с.
- Щавелин В.М., Сарычев Г. А., Звонков С. А., Шахновский М. И. Исследова-ниен акустической эмиссии при трении материалов. В кн.: Техника радиационного эксперимента. М.: Атомиздат, 1980, вып.8. с. 61 -62.
- Щавелин В.М., Сарычев Г. А. Акустический контроль узлов трения ЯЭУ. М.: Энергоатомиздат, 1988.305
- Щербак П.Н., Шаповалов В. В., Применение методов моделирования для исследования динамически нагруженных узлов трения. В кн.: Тезисы докл. 2-ой Всесоюзной конф. «Триботехника машиностроению», М., НПО НА-ТИ, 1983.
- Щербак П.Н., Шаповалов В. В. Майба И.А. Связь процессов трения и динамических систем. Трение и износ, 1998, — т. 19, № 6.
- Щербак П.Н., Шаповалов В. В. Исследование взаимного влияния трибос-пектральных характеристик узлов трения и собственных параметров механических систем. В сб. «Повышение надежности путевых и строительных машин», Ростов-на-Дону, 1983, с. 41 43.
- Щербак П.Н., Шаповалов В. В., Шабанов A.B. Оптимизация механических систем. Тезисы докл. Всесоюзной научно-техн. конференции «Обеспечение надежности узлов трения машин», Ворошиловград, 1988, с. 61 62.
- Щербак П.Н. Подбор фрикционных материалов узлов трения методом модельного эксперимента. В сб. «Применение новых материалов в сельскохозяйственном машиностроении», г. Ростов-на-Дону, 1985, с. 42 44.
- Щербак П.Н. Моделирование динамически нагруженных узлов трения строительных машин. В сб. «Надежность строительных машин и оборудования промышленности строительных материалов», Межвуз. сб. трудов РИ-СИ, Ростов н/Д
- Щербак П.Н. Улучшение фрикционных характеристик многодисковых муфт многодисковых муфт транспортных средств. Автореферат канд. дисс., Ростов-на-Дону, РИСХМ, 1990.
- Щербак П.Н. Моделирование динамически нагруженных узлов трения строительных машин. В сб.: «Надежность строительных машин и оборудо306вания предприятий промышленности строительных материалов», Ростов-на-Дону, 1988, с.41−46.
- Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления : Пер. с англ. М.: Мир, 1975.684 с.
- Яковлев В.Ф. Об оценке интенсивности накопления усталостных контактных повреждений и применимости теории Герца (к рельсам и бандажам). Сб.: «Контактная прочность машиностроительных материалов». М., Наука. 1964. ' '
- Яковлев В.Ф., Семенов И. И. Исследование упруго-динамических характеристик пути. JL: Труды ЛИИЖТа, вып. 222, 1964.
- Adirovich Е., Blokhinzev D. On the forces of dry friction // J. of Physics. 1943 .Vol. VI 1,№ l, p.29−36.
- Antonio A. Friction and wear of materials. № 4, 1967.
- Becker R. Uber die Piastizitat amorpher und Kristaller fester Korper. Physikalische Zeitschrift, 1925, t.25, S 919−925.
- Bockmenn G., Schulz W. Modellierung des Tropfenschlagverschleises in der in-stationaren Phase // Schmierungstechnik. 1984. Jg. 15. № 8. s. 246 — 250.
- Carter F. On the stability of Running of Locomotives- Proceedinds of the Rayal society Series A, vol.112. № A. 760.1926- vol.121, 1928.
- Dawson P.H. Contact Fatigue in soft steel with random loading. I. Of Mechanical Engineering Science, vol. 9, № 1,1967.
- Earles S.W.E., Soar G.B. Sgueal Noise in Disc Brakes, Proc. Instn. Mech. Engrs., Vibration and Noise in Motor Vehicles, 1971, pp. 61 69.
- Fromm H. Zulassige Belastung von Reibungsgefrieben mit zilindrischen oder Kogeligen Radern/ Z.V.D.V. 1929, Bd. 73, № 27,29.
- Jarvis R. P., Mills B. Vibrations Induced bu Dry Friction, Proc. Instn. Mech. Engrs., Vol. 178, Pt. 1, 1963 64, pp. 847 — 866.
- Kalker I.I. Transient Rolling Phenomena. ASLE Trans., 1971, v.14, № 3.
- Kato K., Jwabuchi A., Kayaba T. The effect of Friction and Induced Vibration on Friction and Wear. Wear. Vol.80, 1982, pp. 307 320.307
- Lorenz A. Modellbetrachtungen zum Schadigunsprozess in Maschinen und Geraten// Schmierungstechnik. 1984. Jg. 15. № 8. S.250 253.
- Lorenz R. Schien und Rad. ZVDV. 72, 1928.
- North M.R. A Mechanism of Disc Brake Squeal, 14 th FISITA Meeting, June 1971.
- Rankin D. Elastik Rang of Friktion Phys / Mag., VI 11, 1926, p. 806.
- Soom A., Kim C. The Measurement of Dynamik Normal and Frictional Forces During Sliding. ASME paper 81 DET — 40.
- Spurr R.T. A Theory of Brake Sgueal. Proc. Auto. Div. Instn. Mech. Engrs., No. 1, 1961 -62, pp. 33 -40.
- A.c. СССР № 1 821 678 Способ построения модели фрикционноймеханической системы/ Щербак П. Н., Шаповалов В. В., Заковоротный B.JI. 1. Б.И.-1993.- № 12
- A.c. СССР № 1 307 298 Способ определения оптимальных параметров узла трения механической системы/ Щербак П. Н., Шаповалов В.В.- Б.И.-1987.-№ 16 308