Формирование стратегии управления организациями индустрии туризма в условиях экономической нестабильности
Согласно оценке Всемирной туристской организации, на сферу туризма приходится около 10% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, что характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
- 1. 1. Современный туристский рынок, его особенности и перспективы его развития
- 1. 2. Анализ функционирования индустрии туризма и пути повышения ее эффективности
- 1. 3. Государственное регулирование в сфере туризма
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
- 2. 1. Концептуальные основы формирования стратегии развития организаций индустрии туризма
- 2. 2. Совершенствование стратегического планирования развития организаций индустрии туризма
- 2. 3. Организационно-экономические методы реализации стратегии развития организаций индустрии туризма
- ГЛАВА. З. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
- 3. 1. Развитие маркетингового подхода к управлению организациями индустрии туризма
- 3. 2. Стимулирование развития организаций индустрии туризма в условиях экономической нестабильности
Формирование стратегии управления организациями индустрии туризма в условиях экономической нестабильности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Туризм — одна из быстро и динамично развивающихся отраслей мировой экономики, становится одним из ведущих секторов экономики России. Туризм имеет огромное значение и влияние как на экономику стран в отдельности, так и на мировую экономику в целом.
Согласно оценке Всемирной туристской организации, на сферу туризма приходится около 10% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, что характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма.
На развитие туризм оказывает влияние ряд факторов, среди которых научно-технический прогресс, улучшение уровня жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени и отпусков, экономическая и политическая стабильность, повышение культурного уровня и другие факторы.
Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал, что недостаточно исследованными оказались вопросы методического подхода к выбору стратегии управления организациями индустрии туризма. Слабость методологической базы и недостаточность методических разработок по проблемам стратегического управления организациями индустрии туризма придают исследованию актуальность. .
В работе использованы исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития и регулирования туризма в условиях рынка: В. И. Азара, И. Т. Балабанова, Е. И. Богданова, К. Г. Борисова, Д. Боуэна, Н. И. Волошина, В. Г. Гуляева, М. В. Ефремовой, И. В. Зорина, Е. Н. Ильиной, Д. К. Исмаева, Н. И. Кабушкина, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, Ф. Котлера, Т. В. Козырева, К. Купера, М. М. Маринина, Т. В. Муравьевой, А. Г. Папиряна, Р. Ю. Поповой, JI.A.
Родигина, В. Ф. Савельева, В. Б. Сапруновой, B.C. Сенина, Д. Флетчера, А. Д. Чудновского и других.
Цель исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и методических подходов к формированию стратегии управления организациями индустрии туризма в условиях экономической нестабильности и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
— выявить роль и место туризма в социально-экономическом развитии страны, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую среду;
— провести анализ проблем и тенденций развития туристского комплекса Российской Федерации и Республики Дагестан.
— исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования туризма в Российской Федерации и сформулировать основные направления государственной политики регулирования развития туризма;
— обосновать необходимость сочетания государственного регулирования с рыночным саморегулированием в сфере туризма;
— провести анализ стратегических альтернатив развития организаций индустрии туризма, с учетом особенностей рынка туристических услуг;
— разработать и обосновать методические подходы и положения по формированию стратегии управления организациями индустрии туризма;
— обобщить и раскрыть содержание маркетингового подхода к управлению организациями индустрии туризма;
— разработка рекомендаций туристическим фирмам по использованию маркетингового подхода к управлению их деятельностью.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов формирования стратегии управления организациями индустрии туризма, обеспечивающей их эффективное функционирование в условиях экономической нестабильности.
Объектом исследования выступает деятельность государственных органов и общественных организаций по туризму на федеральном и региональном уровнях, а также деятельность организаций индустрии туризма Дагестана.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории экономики и менеджмента, теории стратегического управления, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа, а также социологические методы (наблюдение, анкетирование населения, экспертные опросы руководителей турфирм).
Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ и РД, материалы Всемирной туристской организации, а также материалы социологических исследований.
Научная новизна диссертационной работы заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении ряда вопросрв формирования стратегии управления организациями индустрии туризма в условиях экономической нестабильности.
К числу наиболее существенных результатов, составляющих научную новизну исследования, можно отнести следующие:
— выявлены проблемы и тенденции развития туристского комплекса России и Дагестана;
— обоснована необходимость государственного регулирования развития туризма, связанная с влиянием отрасли на социально-экономическое развитие страны и разработаны основные направления государственного регулирования туризма, систематизированы методы и инструменты этого регулирования;
— проанализирована специфика организационно-экономического механизма функционирования туризма, как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли и предложен комплекс мер по его совершенствованию;
— проведен анализ стратегических альтернатив и разработана методика формирования стратегии развития организаций индустрии туризма;
— обоснована необходимость сочетания в сфере туризма государственного регулирования с рыночным саморегулированием;
— уточнена роль маркетинга в системе управления туристической фирмой и предложен к маркетинговый поход к управлению организациями индустрии туризма;
— разработана модель развития туризма, определяющая общие условия развития туризма и его условия.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные теоретические и методические положения использованы при подготовке программ развития туризма в Республике Дагестан, а также при разработке стратегии управления туристских фирм республики.
Полученные выводы представляют собой основу для дальнейших исследований в области стратегического управления организациями индустрии туризма.
Апробация результатов исследования. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования обсуждались в 2003;2006 гг. на научных конференциях и семинарах Дагестанского Государственного технического Университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Азар В. И. Экономика и организация международного туризма. М.: Экономика, 1984.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 2001.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
4. Балабанов И. Т., Балабанов AM. Экономика туризма: Учебное пособие. М: Финансы и статистика, 2000.
5. Богданов Е. И. и др. Планирование на предприятии туризма. М.: ФиС, 2002.
6. Бургонова Г. Н., Каморджанова Н. А. Гостиничный и туристский бизнес: Особенности бух. учета и налогообложения: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов. М.: Финансы и статистика, 1999.
7. Волков Ю. Ф.
Введение
в гостиничный и туристический бизнес/Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003.
8. Воронцова М. Г. Современные технологии менеджмента в турбизнесе. // Туристские фирмы, № 28, 2002.
9. Воронцова М. Г. Современные технологии менеджмента в турбизне-се.//Туристские фирмы, № 28, 2002.
10. Гаврилов А. И. Туризм гостеприимство и сервис, профессионализм1кадров. // Туристские фирмы, № 16, 1998.
11. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. Пер. с англ. В.Егорова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
12. Горбунов А. А. и др. Управление развитием городских социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.
13. Гуляев В. Г Организация туристической деятельности / Учебное пособие. М.: Нелидж, 1996.
14. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок. М.: Финансы и статистика, 2001.I.
15. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. -М.: Нолидж, 1996.
16. Гуляев В. Г. Правовое регулирование туристской деятельности /Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во Приор, 1998.
17. Гуляев В. Т. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.
18. Демченко Е. В. Маркетинг туристских услуг. Минск, 1996.
19. Дурович А. П. Маркетинг в туризме. М.: Институт дистанционного образованияМЭСИ, 2000.
20. Ермашова Н. // www. i-spb.ru (Газета для путешественников).
21. Жиделева В. В. Экономика региона. Сыктывкар, 1998.
22. Жихаревич Б. С. Современная экономическая политика региональных и городских властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995, с. 87.
23. Запесоцкий А. С. Стратегическое планирование в туризме.: Уч.пособие.-Спб.: СПбГУП, 1999.
24. Зорин И. В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.: Афины: INFOGROUP, 1994.
25. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник.IМ.: Финансы и статистика, 2000.
26. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001.
27. Исмаев Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учеб. пособие для вузов. М.: Мастерство, 2002.
28. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: ООО «Новое знание», 2001.
29. Капустянская Н. П. Стратегия повышения устойчивости развития туризма в транзитивной экономике России: Автореф. дис. канд. экон.наук.08.00.05-Экономика и упр. нар. хоз-вом /С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
30. Карпова Г. А. Экономика современного туризма. СПб.: Герда, 1998.
31. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. -М.: Финансы и статистика, 1998.
32. Квартальное В. А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999.
33. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999.
34. Квартальнов В. А. Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2001.
35. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
36. КингУ., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
37. Кириллов А. Т., Волкова JI.A. Маркетинг в туризме. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
38. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. М.: ЮНИТИ, 1998.
39. Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С., Богданов Е. Экономика туризма: теория и практика /Учебное пособие, т.1/ СПб.: Изд-во «Омега», 1998.
40. Международный туризм: Правовые акты/ Сост. Н. И. Волошин. М.: Финансы и статистика, 2000.
41. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
42. Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992.
43. Методические указания по курсу «Маркетинг туризма» для специальности «Маркетинг» / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. маркетингаСост.В. Г. Шубаева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
44. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
45. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. В 2-х т. -М.: Внешторгиздат. 1993.
46. Монтехано Х. М. Структура туристического рынка. Смоленск: Смоленский государственный университет, 1997.
47. Ноздрев Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: 1999. .
48. Ноздрева Р. Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
49. Ополченов И. И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2003.
50. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001.
51. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
52. Попов Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия «Управление компанией», № 2,2003.
53. Риш А. М. Региональное программирование развития туризма: Авто-реф. дис. канд. экон. Наук .08.00.05 Экономика и упр. нар. хоз-вом / С. -Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
54. Риш А. М. Региональное программирование развития туризма: Дис. канд. экон. наук. 08.00.05-Экономика и упр. нар. хоз-вом / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 1999.
55. Рыночная экономика: учебник в 3 томах. М.: Соминтек, 1992.
56. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89,1997.
57. Свиридов Д. //etis.ru/biblio/book07/page026.html.
58. Сенин B.C. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
59. Сенин B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
60. Скобкин С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: УчебноIпрактич. пособие. М.: Юристъ, 2001.
61. Скрыпкин В. К. Курортно-туристский комплекс: управление рынком, перспективы развития, стратегия продвижения: Дис. канд.экон.наук.08.00.05-Экономика и упр. нар. хоз-вом / С.-Петерб. Гос. ун-т экономики и финансов. -СПб., 1999.
62. Стаханов В. Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2001.
63. Терещенко В. М. Маркетинг: новые технологии в России. СПб: Питер, 2001.1.
64. Титов А. Б. Организация маркетинга туризма: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
65. Труды Академии Туризма: Сб. научных трудов. Вып.4/ Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кириллова, Г. А. Карповой, Н. Н. Воскобойниковой, Е.В. Масло-вой СПб.: Издательство «Невский Фонд», 2002.
66. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/ Под ред. А.Д. Чудновско-го. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРКНИГА, 2003.I.
67. Туристские фирмы. Вып.18:Адресный справочник «Россия-99» — Научно методические материалы по международному туризму / Акад. Туризма, Изд-во «Олбис, Метод. Центр Туризма Нац. Турист. Ассоц., и др.- Гл. ред. М. Б. Биржаков. — СПб.: Олбис, 1999.
68. Уокер Д. Р.
Введение
в гостеприимство: Учебник/ Пер. с англ.: Н. Н. Михайлов. М.: ЮНИТИ, 1999.
69. Уткин Э. А. Стратегическое планирование. М., 1999.
70. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004.
71. Чудновский А. Д. Гостиничный и ресторанный бизнес. М.: Тандем, 1998.
72. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин ВС. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004.
73. Шубаева В. Г. Труды Академии туризма: Выпуск 4. СПБ, 2002.I.
74. Шубаева В. Г. Маркетинговая концепция исследования спроса и предложения на рынке туризма: Автореф. дис. канд. экон. наук. 08.00.30 Экономика предпринимательства/ С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
75. Янкевич B.C. Маркетинг гостиничных услуг. М.: ИтиГ, 2000.
76. Янкевич B.C., Безрукова H.JI. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. B.C. Янкевича. М.: Финансы и статистика, 2003.
77. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press, 196 281. http://ogis.ru /gos-exam82. www. i-spb.ru83. www.rastinfo.ru/marke ting.htm.