Символика мелодико-интонационных структур в камерно-вокальных циклах Э. Денисова
Диссертация
Изучение вокальной музыки в аспекте взаимовлияния двух семантических систем всегда будет вызывать интерес исследователей. В свою очередь, данная работа направлена на выявление как специфически музыкальных свойств стабильных мелодико-интонационных комплексов, так и внемузыкальных факторов, обусловленных воздействием вербального уровня. Особое внимание уделено вокальной партии, что обусловлено… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Э. Денисов и традиции русской культуры рубежа XIX — XX веков
- 1. Отражение идей русской философской мысли и традиций поэтического символизма в эстетике композитора
- 2. Э. Денисов и музыкально-эстетические искания начала XX века
- ГЛАВА 2. Символ как художественно-эстетический феномен
- 1. Универсальные и частнонаучные параметры. Некоторые свойства символики в музыке Э. Денисова
- 2. Трактовки и определения музыкального символа
- ГЛАВА 3. Мотивная символика вокальных циклов композитора
- 1. Основные символ-мотивы
- 2. Цикл «На снежном костре» как средоточие приёмов символизации
- 3. Вопросы периодизации и общие принципы воплощения мотивной символики Э. Денисова
Список литературы
- Аверинцев, С. Вступительная статья Текст. /С. Аверинцев // Иванов В. И. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, 1976. — С. 5−62.
- Аверинцев, С. Символ Текст. /С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 607−609.
- Акишина, Е.М. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке Текст.: автореф. дис. .канд. искусствоведения / Е. М. Акишина. М., 2003.-39 с.
- Андреев, Д. Роза мира Текст. /Д. Андреев. М.: Мир Урании, 2006. -608 с. 8. «Апполон» Текст. 1910. №№ 8, 9, 11 / полемика о символизме: статьи А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Белого/.
- Арановский, М. Речевая ситуация в драматургии оперы «Семен Котко» Текст. / М. Арановский //С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. М.: Музыка, 1972.-С. 56−78.
- Арановский, М. Интонация, знак и «новые» методы Текст. /М. Арановский // Советская музыка. 1980. № 10. — С.99−109.
- Арановский, М. На рубеже десятилетий Текст. / М. Арановский // Современные проблемы советской музыки. JL: Советский композитор, 1983. -С. 37−52.
- Арановский, М. К интонационной теории мотива Текст. /М. Арановский // Советская музыка. 1988. № 6. — С.72−78.
- Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Арановский. -М.: Композитор. 1998. 342 с.
- Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. Асафьев. — Л.: Музыка. 1971.-376 с.
- Асланъянц, М. Некоторые наблюдения над вокальным стилем оперы С. Прокофьева «Игрок» Текст. /М. Асланьянц // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М.: Советский композитор, 1989. — С. 142−157.
- Аторина, ОТ. А.А.Фет и русский символизм: К. Д. Бальмонт, В .Я. Брюсов, A.A. Блок, А. Белый Текст.: дис. канд. филол. наук / О.Г. Аторина. -Смоленск, 2005. 196 с.
- Бальмонт, К. Горные вершины Текст. /К. Бальмонт // Сб. статей. Кн. 1. -М.: Книгоиздательство Гриф, 1904. 256 с.
- Батюк, И.В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Очерки Текст. / И. В. Батюк. М.: Московская консерватория, 1999. — 192 с.
- Бекетова, М. Александр Блок Текст. / М. Бекетова. Л.: Academia, 1930. -320 с.
- Бекетова, Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы Текст. / Н. Бекетова // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тез. докл. всесоюзной науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: РГК, 1990. — С. 11−21.
- Белый, А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994. -528 с.
- Бердяев, Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века Текст. / Н. Бердяев // О России и русской философскойкультуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.-С. 30−53.
- Бердяев, Н. Судьба России Текст. /Н. Бердяев. М.: Изд-во МГУ, 1990. -490 с.
- Березовчук, Л. Интерпретатор и аналитик: Музыковедческий текст как предмет музыкального историзма Текст. / Л. Березовчук // Музыкальная академия.- 1993,-№ 2, — С.138−143.
- Блок, А. Дневник 1901−1902 Текст. / А. Блок// Собр. соч.: в 8-ми тт.— М.-Л.: Гос. изд. худож. лит., 1963. Т. 7. -С.26−113.
- Блок, А. Текст. / А. Блок // Собр. соч.: в 8-ми тт.— М.-Л.: Гос. изд. худож. лит., 1962, — Т. 6−462 с.
- Бонфелъд, М.Ш. Введение в музыкознание Текст. / М. Ш. Бонфельд: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
- Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография Текст. / М. Ш. Бонфельд. — СПб.: Композитор, 2006. 648с.
- Брюсов, В. Дневники 1891−1910 Текст. / В. Брюсов. М.: Изд. Сабашниковых, 1927. — 203 с.
- Булгаков, С. Воскресения Христа и современное сознание Текст. / С. Булгаков // Два града: Сб. ст. М.: Путь, 1911. Т. 2. — С. 166−176.
- Валъкова, В. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича Текст. / В. Валь-кова // Шостакович. Между мгновением и вечностью. СПб.: Композитор, 2000. -С. 85−103.
- Васильева, Н. В. Пространственно-временные модели в музыке Текст.: исследование / Н. В. Васильева. Саратов: ИТЦ «Лидер», 2009. — 512 с.
- Васина-Гроссман, В. Романтическая песня XIX века Текст. / В. Васина-Гроссман. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. М.: Музыка, 1966.-406 с.
- Васина-Гроссман, В. Музыка и поэтическое слово Текст. / В. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. — 368 с.
- Векслер, Ю.С. Символика в музыке Альбана Берга Текст. / Ю. С. Векслер: автореф. дис. .канд. искусствоведения. — М., 1998. — 24 с.
- Веришко, О.В. Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э.В.Денисова Текст. / О. В. Веришко: дис.. канд. искусствоведения. -М., 2004. 181 с.
- Вовк, О.В. Знаки и символы в истории цивилизации Текст. / О. В. Вовк. -М.: Вече, 2005.-384 с.
- Волкова, И. Язык как проблема музыкознания Текст. / И. Волкова // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б. В. Асафьева: Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985. -С. 35−51.
- Волкова, И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка Текст. / И. Волкова: дис. канд. искусствоведения. М., 1986. — 182 с.
- Володин, А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука Текст. / А. Володин // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. Ред. Е. В. Назайкинский. Вып. 1. -М.: Музыка, 1970. С. 11−38.
- Герцман, Е.В. Музыка Древней Греции и Рима Текст. / Е. В. Герцман. -СПб.: Алетейя, 1995. 336 с.
- Гинзбург, Л. О лирике Текст. / Л. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1974. -407 с.
- Гончаренко, С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века Текст.: Учебное пособие для теоретикокомпозиторских факультетов музыкальных вузов / С. С. Гончаренко. Новосибирск, 1997. — 172 с.
- Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX в. Текст. / Г. Григорьева. М.: Советский композитор, 1989. -206 с.
- Григорьева, Г. Процесс творчества путь в незнакомое (о творческом при-цессе Э.В.Денисова) Текст. / Г. Григорьева // Процессы музыкального творчества. Вып. 9. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2007. — С. 189−202.
- Губер, А. Структура поэтического символа Текст. / А. Грубер // Труды ГАХН. Филос. отд., Вып. 1.-М.:ГАХН, 1927.-С. 125−155.
- Гуляницкая, Н. Введение в современную гармонию Текст. / Н. Гуляниц-кая. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
- Девятова, О.Л. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского Текст.: опыт культурологического исследования / О. Л. Девятова. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 408 с.
- Демченко, А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века Текст.: исследование / А. И. Демченко. М.: Издательский дом «Композитор», 2006. — 264 с.
- Денисов, А.В. Музыкальный язык: структура и функции Текст. / А. В. Денисов. СПб.: Наука. 2003. — 207 с.
- Денисов, Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники Текст. / Э. Денисов // Музыка и современность. Вып. 6. М.: Музыка, 1969.-С. 478−525.
- Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники Текст. / Э. Денисов. — М.: Советский композитор, 1986. -206 с.
- Денисов, Э. Несколько вопросов критику Текст. / Э. Денисов // Советская музыка. 1989. -№ 12.
- Денисов, Э. Не люблю формальное искусство Текст. / Э. Денисов // Советская музыка. 1989. — № 12. — С.25−27.
- Денисов, Э. Каков он, новый берег? /Беседа с композитором/ Текст. / Э. Денисов // Правда 1990 — 12 янв. — С. 4.
- Денисов, Э. Новое амплуа Э. Денисова. /Беседа с композитором/ Текст. / Э. Денисов //Советская культура. 1990 — 17 февр. (№ 7) — С. 10.
- Денисов, Э. Я слишком связан со своей страной Текст. / Э. Денисов // Моя Москва. 1991 — № 12. — С. 24−26.
- Денисов, Э. Если ты настоящий артист, ты всегда независим Текст. / Э. Денисов //Музыкальная академия. 1994 — № 3. — С. 10−11.
- Денисов, Э. Мне нравится жить здесь. /Беседа с композитором/ Текст. / Э. Денисов // Музыкальная жизнь. 1994 — № 3 — С. 11−12.
- Денисова, Е. Опера Э. Денисова «Пена дней»: поэтика сюжета, жанра, стиля Текст. / Е. Денисова // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. — М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 134−154.
- Долинская, Е. О русской музыке XX века (60- е 90-е годы) Текст.: учеб. пособие по курсу «История современной отечественной музыки». Изд. 4-е, испр. и доп. / Е. Долинская. — М.: Композитор, 2004. — 127 с.
- Дулат-Алеев, В. Р. Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка XX века Текст.: автореф. дис.. доктора искусствоведения / В.Р. Дулат-Алеев. М., 1999. — 45 с.
- Ермолов, М. О роли устойчивых приёмов темообразования в музыке романтиков Текст.: дис.. канд. искусствоведения / М. Ермолов. — М., 1986.- 187 с.
- Ефремова, O.K. Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Текст.: дис.. канд. пед. наук / O.K. Ефремова. Екатеринбург, 2004. — 186 с.
- Жирмунский, В.М. Метафора в поэтике русских символистов Текст. / В. М. Жирмунский // «НЛО». 1999. — № 35. — С. 72−88.
- Захарова, О. Музыкальная риторика XVII первой половины XVIII в. Текст. / О. Захарова // Проблемы музыкальной науки. Вып. З — М.: Советский композитор. — 1975. — С. 345−378.
- Захарова, О.И. Риторика и западно-европейская музыка XVII первой половины XVIII вв.: принципы, приемы Текст. / О. И. Захарова. — М.: Музыка, 1983.-77 с.
- Зинъкевич, Е. Музыка как молчание Текст. / Е. Зинькевич // Культура. — № 11 [89], 25 января 2003.
- Золозова, Т. Фазовые структуры в Первой симфонии А. Жоливе Текст. / Т. Золозова // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1983. -С. 138−147.
- Иванов, Вяч. Поэт и Чернь Текст. / Вяч. Иванов // Вяч. Иванов. По звездам: Опыты философские, эстетические и критические. СПб.: Оры, 1909. -С. 37−53.
- Иванов, Вяч. Предчувствия и предвестия Текст. / Вяч. Иванов // Собр. соч. в 4 тт. Т.2. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971. — С. 142−153.
- Иванов, Вяч. Чюрленис и проблема синтеза искусств Текст. / Вяч. Иванов // Собр. соч. в 4 тт. Т.З. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. -С.93−94.
- Иванова, Е. В. Шёнберг Берг: загадка одного канона (творческий процесс в контексте межличностного диалога) Текст. / Е. В. Иванова // Процессы музыкального творчества. Вып.6. Сб. трудов № 162 / РАМ им. Гнесиных. — М.: РАМ, 2003. — С. 109−122.
- Казанцева, Л.П. Автор в музыкальном содержании Текст.: монография / Л. П. Казанцева. М.: РАМ, 1998. — 248 с.
- Казанцева, Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры Текст.: учебн. пособие / Л. П. Казанцева. — Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2005. 112 с.
- Казанг^ева, Л. П. Основы теории музыкального содержания Текст.: учебн. пособие для студентов музыкальных вузов / Л. П. Казанцева. Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. — 368 с.
- Kai?, Б. О культурологических аспектах анализа Текст. / Б. Кац // Сов. музыка. 1978. № 1. — С. 36−43.
- Кокорева, Л. Язык символизма поэтический и музыкальный Текст. / Л. Кокорева//Муз. академия. -2002. № 4. -С. 143−151.
- Кон, Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» Текст. / Ю. Кон // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 93−104.
- Королевская, Н.В. Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии Текст.: дис. .канд. искусствоведения / Н. В. Королевская. Саратов, 2008. — 182 с.
- Кржшювская, Е. Скрябин и русский символизм Текст. / Е. Кржимовская // Советская музыка. 1985, № 2. — С. 82−86.
- Кривошей, И.М. Внемузыкальные компоненты музыкального произведения Текст. / И. М. Кривошей. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, РИЦ УГАИ им. Загира Исмаилова, 2005. — 266 с.
- Кудряшов, Ю. Ладовые системы европейской музыки XX в. Текст. / Ю. Кудряшов. М., 2001. — 256 с.
- Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания Текст. / А. Ю. Кудряшов. СПб.-М.-Краснодар: Лань, 2006. — 432 с.
- Курбатская, С. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки Текст. / С. Курбатская, Ю. Холопов. М.: ТЦ Сфера, 1998. — 366 с.
- Куреляк, A.A. Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буц-ко Текст.: дис.. канд. искусствоведения / A.A. Куреляк. М., 2006. -184 с.
- Кюрегян, Т. Нетиповые формы в советской музыке 50−70-х гг. Текст. / Т. Кюрегян // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. — М.: Советский композитор, 1989, — С. 71−89.
- Лазутина, Т.В. Процесс символизации в музыке Текст.: дис.. канд. фи-лос. наук / Т. В. Лазутина. Тюмень, 2003. — 187 с.
- Лангер, С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства Текст. / С. Лангер- пер с англ. С П. Евтушенко. — М.: Республика, 2000. 287 с.
- Левая, Т. Русская музыка начала XX в. в художественном контексте эпохи Текст. / Т. Левая. М.: Музыка, 1991. — 166 с.
- Леви-Cmpocc, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс- пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.
- Левик, Б.В. Рихард Вагнер Текст. / Б. В. Левик. М.: Музыка, 1978. -449 с.
- Лемэр, Ф. Музыка XX века в России и в бывших республиках Советского Союза Текст. / Ф. Лемюр- пер. с фр. Г. А. Серовой. СПб.: Гиперион, 2003.-528 с.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики Текст. / М. Лобанова. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
- Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. 367 с.
- Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф Текст.: труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. М.: Логос, 1982. — 480 с.
- Лотман, Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 2001.-703 с.
- Мазелъ, Л. Вопросы анализа музыки Текст. / Л. Мазель. М.: Советский композитор. 1991. -376 с.
- Мазелъ, Л. О Восьмой симфонии Шостаковича Текст. / Л. Мазель // Мазель, Л. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991. -С. 35−54.
- Майборода, Д. В. Герменевтика Текст. / Д. В. Майборода // Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис, 2001. — С. 239−240.
- Мальцев, С.М. Семантика музыкального знака Текст.: автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. М. Мальцев. Л., 1980. — 23 с.
- Мдивани, Т. Э. Денисов. «Пять историй господина Койнера» по Бертольду Брехту: вопросы композиции Текст. / Т. Мдивани // Теоретические проблемы современной музыки: Научные труды Белорусской Академии музыки. Вып. 2. Минск: БАМ, 1992. — С.56−68.
- Медушевский, В. Динамические возможности вариационной принципа в современной музыке Текст. / В. Медушевский // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1.-М.: Музгиз, 1967. С. 25−48.
- Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
- Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В. В. Медушевский // Восприятие музыки. / Сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — С. 178−194.
- Медушевский, В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы Текст.: дис.. докт. искусствоведения / В. В. Медушевский. — М., 1984.-395 с.
- Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки Текст.: исследование / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
- Медушевский, В. О взаимопонимании в музыкознании Текст. / В. Медушевский // Музыкальное искусство и религия: материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ, 1994. — С.5−9.
- Меркулов, А. Из наблюдений над звуковой символикой Текст. / А. Меркулов // Советская музыка. 1985. — С. 91−96.
- Михайлов, М. Этюды о стиле в музыке Текст. / М. Михайлов. Л.: Музыка. 1990.-288с.
- Музыка Э. Денисова Текст.: материалы научной конференции к 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995. — 140 с.
- Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. На-зайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- Неизвестный Денисов: Из записных книжек (1980/81 1986, 1995) Текст. Вступительная статья и комментарии В. Ценовой. — М.: Композитор, 1997. — 160 с.
- Некрасова, КМ. Поэтика тишины в отечественной музыке 70−90-х годов XX века Текст.: автореферат дис.. канд. искусствоведения / И. М. Некрасова. -М., 2005.-24 с.
- Носина, В.Б. Символика музыки И.С. Баха Текст. / В.Б. Носина- М.: Классика-ХХ1, 2004. 56с.
- Орлов, Г. Семантика музыки Текст. / Г. Орлов // Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М.: Советский композитор, 1973. — С. 434−479.
- Орлов, Г. Древо музыки Текст. / Г. Орлов. — Вашингтон-СПб.: H.A. Frager&Co, Сов. композитор, 1992. -409 с.
- Петриков, С. Роль драматургии в композиционном процессе Текст. / С. Петриков // Советская музыка. 1987. № 4. — С.63−81.
- Пилипенко, Н. «Прекрасная мельничиха» В. Мюллера — Ф. Шуберта: к проблеме семантического анализа вокального произведения Текст. / Н. Пилипенко // В немузыкальные компоненты композиторского текста: Межвузовские сб. ст. Уфа, 2002. — С.35−42.
- Поповская, О.И. О символистских истоках оратории «Путь Октября» Текст. / О. И. Поповская // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 2002. — С.259−268.
- Полоцкая, Э.А. Вступительная статья Текст. / Э. А. Полоцкая // Блок А. Новые материалы и исследования. Кн. 1. М.: Наука, 1980. — С. 3−35.
- Раабен, Л. О духовном ренессансе в русской музыке 1950−80-х годов Текст. / Л. Раабен. СПб.: Бланка, 1998. — 352 с.
- Радионова, С. А. Символ Текст. / С. А. Родионова // Новейший философский словарь. Ред.-сост. Грицанов A.A. Минск: Книжный дом, 1999 -С. 899−900.
- Рикёр, П. Герменевтика и метод социальных наук Текст. / П.Рикёр. М.: Наука, 1995.-96 с.
- Рубцов, H.H. Символ в искусстве и жизни: философские размышления Текст. / H.H. Рубцов. -М.: Наука, 1991. 176с.
- Рубцова, В.В. Александр Николаевич Скрябин Текст. / В. В. Рубцова. -М.: Музыка, 1989. -447с.
- Русская поэзия серебряного века. 1890−1917. Антология Текст. Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др. -М.: Наука. 1993. — 345 с.
- Ручьевская, Е. Слово и музыка Текст. / Е. Ручьевская. Л.: Музгиз, 1960. -56 с.
- Ручьевская, Е. О. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке XX века Текст. / Е. Ручьевская // Русская музыка на рубеже XX века. М.-Л.: Музыка, 1966. — С. 78−95.
- Ручьевская, Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) Текст. / Е. Ручьевская // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973.- С. 112−141.
- Ручьевская, Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования Текст. / Е. Ручьевская // Советская музыка. 1975. — № 5 — С. 129−134.
- Ручьевская, Е. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века Текст. / Е. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. — С. 146−206.
- Рыжкова, Н. О. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке Текст. / Н. О. Рыжкова //Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Сб. науч. трудов. Л., 1981.-С. 67−83.
- Сабанеев, Л. Скрябин Текст. / Л. Сабанеев. -М.: Госиздат, 1923. 135 с.
- Сабинина, М. Шостакович симфонист Текст. / М. Сабинина. — М.: Музыка, 1976.-477 с.
- Саввина, JI.B. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики Текст.: дис.. докт. Искусствоведения / Л. В. Саввина. — Саратов, 2009. 404 с.
- Сафронов, Е.А. Черты композиторской школы Э. Денисова Текст. / Е. А. Сафронов // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929−1996). Материалы научной конференции / Научные труды МГТС. Сб.23. М.: МГК, 1999. — С.119−125.
- Свасъян, К.А. Проблема символа в современной философии Текст. / К. А. Свасьян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1980. — 226 с.
- Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова Текст.: статьи, воспоминания, материалы. М.: Московская гос. консерватория, 1999. — 315 с.
- Символ Текст. // Современный философский словарь / Ред. Е. М. Кемеров. -М.: Панпринт, 1998. С. 887−889.
- Символ Текст. // Философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2001. -Т.З. -С. 532−534.
- Скворцова, Е.М. Теория и история культуры Текст.: уч. для вузов / Е. М. Скворцова. М.: ЮНИТИ, 1999. — 406с.
- Смирнов, Д. Символика флейтового концерта Эдисона Денисова Текст. / Д. Смирнов // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М.: Московская гос. консерватория, 1999, — С. 369−381.
- Смирнов, Д. Денисов композитор света Текст. / Д. Смирнов, Е. Фирсова // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. — Статьи. Воспоминания. Материалы. — М.: Московская гос. консерватория, 1999. — С. 10−14.
- Соколов, А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества Текст. / А. Соколов. М.: Композитор, 1992. — 324 с.
- Соколов, А. О «лирической геометрии» в музыке Эдисона Денисова Текст. / А. Соколов // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции к 65-лет. композитора. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995. — С.65−75.
- Соколов, И. Денисов и романтическое (памяти Э. Денисова) Текст. / И. Соколов //Музыкальная академия. 2004. — № 3. — С. 53−56.
- Соколов, О. К проблеме типологии музыкальных форм Текст. / О. Соколов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1985. -С. 152−180.
- Соколова, М. Преображающая сила красоты. О русских традициях в опере Э. Денисова «Пена дней» Текст. / М. Соколова // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции. 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995.-С. 5−23.
- Сологуб, Ф. Русская мысль Текст. / Ф. Сологуб // Собр. соч.: в 8 т. М.: Интелвак, 2004. — Т. 8. — С.96−116.
- Сомова, К.А. Символизм Текст. / К. А. Сомова // «Мир искусства». 1903. -№ 1−2.-С. 13−20.
- Степанова, И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей Текст. / И. В. Степанова. М.: Книга и бизнес, 2002. — 288 с.
- Стратановский, С. Творчество и болезнь. О раннем Мандельштаме Текст. / С. Стратановский // «Звезда» 2004, № 2. С. 210−221.
- Стратиевский, А. Некоторые особенности речитатива оперы Прокофьева «Игрок» Текст. / А. Стратиевский // Русская музыка на рубеже XX века. -М.-Л.: Музыка, 1966. С. 35−52.
- Тараканов, М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке Текст. / М. Е. Тараканов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор. 1982. — С. 30−51.
- Терехов, В. Герменевтическая триада Текст. / В. Терехов // Метафизические исследования. Вып. 1. СПб.: Алетейя, 1997. — С. 159−169.
- Тихомирова, О.В. Лейтмотив в русской симфонии Текст.: автореф. дис.. канд. искусствоведения / О. В. Тихомирова. Нижний Новгород, 2006.- 12 с.
- Тростников, М. Перевод и интертекст с точки зрения поэтологии Текст. / М. Тросткинов // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд.2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. — С. 79−93.
- Тюлин, Ю. Строение музыкальной речи Текст. / Ю. Тюлин. Л.: Музыка, 1962.- 175 с.
- Уфимцева, Е.А. Мифопоэтические символы Индии в творчестве Оливье Мессиана Текст. / Е. А. Уфимцева // Вопросы истории культуры. Вып. 4.- Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 2000. С. 62 — 73.
- Ходасевич, В. О поэзии Бунина Текст. / В. Ходасевич // Серебряный век. Поэзия. Серия «Школа классики». М.: «Аст Олимп», 1997. — С. 34−56.
- Холопов, Ю. В поисках новой красоты. Творчество Э. Денисова: Музыка и идеи Текст. / Ю. Холопов // Музыка в СССР. 1988. — Янв. — Март.
- Холопов, Ю. Эдисон Денисов Текст. /Ю. Холопов, В. Ценова. М.: Композитор, 1993. — 312 с.
- Холопов, Ю. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова Текст. / Ю. Холопов // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции к 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995. — С.76−94.
- Холопова, В. Ритмика Э. Денисова Текст. / В. Холопова // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции к 65-лет. комп. М.: МГ-К: принт-экспресс, 1995.- С.24−38.
- Холопова, В. Икон. Индекс. Символ Текст. / В. Холопова // Музыкальная академия. 1997, № 4. — С. 25−41.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст.: уч. пособие / В. Н. Холопова. СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 320 с.
- Холопова, В.Н. Музыкальное содержание: зов культуры наука — педагогика Текст. / В. Н. Холопова // Муз. академия. — 2001. — № 2. — С. 34−41.
- Холопова, В.Н. Три стороны музыкального содержания Текст. / В. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы 1 Российской научно-практической конференции 4−5 декабря 2000 г. М.-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. — С.55−76.
- Холопова, В.Н. Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания Текст. / В. Н. Холопова // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 27−28 февраля 2002 г./ Научные труды РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ, 2004. — С.25−29.
- Холопова, В. Композитор Альфред Шнитке Текст. / В. Холопова. М.: Композитор, 2008. — 228 с.
- Царенко, КН. Семантика лирической интонации в музыке А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна Текст.: автореф. дис.. канд. искусствоведения / И. Н. Царенко. Ростов-на-Дону, 2002. — 24 с.
- Ценова, В. Тихий свет в сумерках конца века: /о сочинениях композитора Э. Денисова 90-х гг./ Текст. / В. Ценова //Музыкальная академия. 1994. -№ 3. — С. 83−86.
- Ценова, В. Свете тихий. Поздний Денисов Текст. // Музыка Э. Денисова. Материалы научной конференции. 65-лет. комп. М.: МГ-К:принт-экспресс, 1995. — С.95−111.
- Ценова, В. Зеркало внутренней жизни: Записные книжки Эдисона Денисова Текст. / В. Ценова // Неизвестный Денисов. М.: Композитор, 1997. -С. 3−32.
- Ценова, В. Когда рукою водит бог: из записных книжек Э. Денисова Текст. / В. Ценова // Музыкальная жизнь. 1997. — № 5. — С. 37−40.
- Ценова, В. Ф. Шуберт и Э. Денисов: контур традиций Текст. / В. Ценова // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов н/Д: РГК, 1998.-С. 158−166.
- Чередниченко, Т. Герменевтика Текст. / Т. Чередниченко // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 133.
- Чередниченко, Т. В сторону герменевтики. Текст. / Т. Чередниченко // Современное искусствознание: методологические проблемы. М.: Наука, 1994. — С.238−247.
- Чигарёва, Е. Моцарт в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика Текст.: дис. докт. искусствоведения / Е. Чигарёва. M., 1998. — 410 с.
- Шаймухаметова, JI.H. Семантический анализ музыкальной темы Текст. / Л. Н. Шаймухаметова. М.: РАМ, 1998. — 265 с.
- Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах Текст. / А. Швейцер. М.: Классика-XXI, 2002.-805 с.
- Шевляков, Е. Современные проблемы русского советского лирического романса Текст. / Е. Шевляков //Современные вопросы музыкознания. — М.: Музыка. 1976. — С. 153−169.
- Шелестюк, Е. В. О лингвистическом исследовании символа Текст. / Е. В. Шелестюк // Вопросы языкознания. Вып. 4. М.: Наука, 1997. -С. 125−143.
- Шиллер, Ф. Собр. соч. в восьми томах. T. VI Текст. / Ф. Шиллер. M.-JL: Гослитиздат, 1950. — 314 с.
- Шувалова, О.О. Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса Текст.: дис.. канд. филолог, наук / О. О. Шувалова. — М., 2003.- 185 с.
- Шульгин, Д. И. Признание Эдисона Денисова Текст.: по материалам бесед / Д. И. Шульгин. М.: Композитор. — 2004. — 437 с.
- Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии Текст. Т.2. -М.: Большая рос. энциклопедия, 1992. 378 с.
- Эткинд, Е.Г. Разговор о стихах Текст. / Е. Г. Эткинд. — СПб.: ДЕТГИЗ, 2004. 240 с.
- Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного Текст. / К. Г. Юнг //Вопросы философии. 1988.-№ 1.-С. 133 -152.
- Юнг, К. Г. Человек и его символы Текст. / К. Г. Юнг. М.: Серебряные нити, 1998.-368с.
- Яроцинъский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм Текст. / С. Яро-циньский. М.: Прогресс, 1978. — 232 с.
- Белый, А. Памяти А.Блока (из доклада на Открытом заседании Вольной Философской Ассоциации 28 августа 1921 г.) /' А. Белый. -(http://www.blokalex.net.ru/mib-ar-aut-108/)
- Метц, Э. Тишина и молчание в раннем творчестве К.Д.Бальмонта / Э. Метц// Сайт Фольклор и постфолклор: структура, типология, семиотика. — (http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04metzl.htm)
- Barry, К. Language, music and the sign. Cambridge, etc.: Cambridge univ. press, 1987.-XII.-244 p.
- Bergeret, Y. La roche et l’eau // Intemporel. Bulletin de la Societe Nationale de Musique (Paris). 1997. — № 23. — P. 33−45.
- Bright, W. Language and Music// Musique en jeu. Paris. — 1971. — N 5. I-P. 79−92.
- Cassirer, E. Philosophie der Symbolischen Formen. В., 1923. — 356 s.
- Clark, A. Is music a language? 11 The J. of Aesthetics and Art Criticism, 1982. -Vol. 41, N2.-P. 195−204.
- Delangle, C. Une franchise sans concession // Intemporel. Bulletin de la Societe Nationale de Musique (Paris). 1997. — № 23. — P. 58−71.
- Denisov, E., Armengaud J.-P. Entretiens avec Denisov. Un compositeur sous le regime sovietique. Paris: Editions Plume, 1993. — 178 p.
- Epperson, G. The Musical Simbol. A Stady of the Philosophie theory of Music. Amsterdam, 1967. — 279 p.
- Frey, Ch. Souvenir d’un ami // Intemporel. Bulletin de la Societe Nationale de Musique (Paris). 1997 — № 23. — P. 111−123.
- Gille, J.Ch. Pojccia symboliki muzycznej w swietle psychologii pisma // Studia zhistorii semiotyki. Wroclaw, etc.: PAN, 1971. — S. 181−210.
- Goiowy, D. Kunst als kategorischer Imperativ. Notizen zu Edison Denissow // Musica. 1975. — № 1. — S. 38−47.
- Gwizdalanka, D. O znaczeniu w muzyce // Ruch Muzyczny. 1986. — N 9.- S. 3−5.
- Kofin, E. Semiologiczny aspekt muzyki. Wroclaw: Uniwersytet, 1991.- 267 s.
- Lippmann, E. Simbolism in Music // The Musical Quarterly. New York.- 1953. October, vol. XXXIX, № 4. — P.79−91.
- Merriam, A.P. Muzyka jako zachwanie symboliczne //, Res Facta, t. 9. -Krakow: PWM, 1982. S. 247−271.
- Meyer, L.B. Emocja i znaczenie w muzyce. Krakow: PWM, 1974. — 201 s.
- Rigaudiere, P. Tradition et modernite chez E. Denisov // Memoire de DEA. IR-CAM (Paris). 1993. — Juin. — P. 67−79.
- Schering, A. Das Simbol in der Musik? Leipzig, 1941. — 256 s.
- Sjoqvist, G. Edison Denisov en instrumentationens mustare // Rysk music. -1991.-№ 5.-S. 45−58.
- Stockmann, D. Muzyka jako system komunicacji // Res Facta, t. 9. Krakow: PWM, 1982.-S. 230−246.
- Zeranska-Kominek, S. Symbole czasu i przestrzeni w muzyce Azji Centralnej.- Krakow: PWM, 1987. 236 s.