Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья глава рассматривает вопросы эволюции гитарного исполнительства, в том числе связанные с динамикой развития гитары в России. Главным образом это анализ причин, которые служили отправной точкой для изменения роли инструмента в музыкальной жизни общества. Каждый инструмент требует для своего развития определённых условий. Это связано в частности и с тем, насколько его возможности… Читать ещё >

Содержание

  • ПЛАН РАБОТЫ
  • ГЛАВА 1. ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ СТРОЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ. и
    • 1. Особенности распространения строев
    • 2. Происхождение строя семиструнной гитары
  • ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ИГРЫ
    • 1. Представления о технике игры на гитаре в конце XVIII — XIX вв (посадка, постановка рук, способы звукоизвлечения)
    • 2. Представления о технике игры в XX веке (изменения в посадке, постановке рук- способы звукоизвлечения доминирование классической гитары)
  • ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
    • 1. Гитара в быту
    • 2. Гитара в концертной практике

Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Вопросы соотношения строя классической и русской семиструнной гитары.

§ 1. Особенности распространения строёв § 2. Происхождение строя семиструнной гитары Глава 2. Вопросы техники игры.

§ 1. Представления о технике игры на гитаре в конце XVIII—XIX вв.еков.

§ 2. Представления о технике игры в XX веке.

Глава 3. Эволюция гитарного исполнительства.

§ 1. Гитара в быту.

§ 2. Гитара в концертной практике.

Заключение

.

Гитара в настоящее время является одним из самых распространённых музыкальных инструментов в мире. Вряд ли найдётся инструмент, который мог бы соперничать с ней по популярности. В мире существует огромное количество разновидностей гитары с различным строем и количеством струн. В данной работе будет рассмотрен вопрос о сосуществовании классической и русской семиструнной гитар.

Предмет данного исследования — сосуществование двух видов гитары. Классическая гитара, традиционно называемая иногда испанской, отличается плоскими деками, изогнутыми обечайками, круглым резонаторным отверстием, грифом с металлическими ладами (девятнадцать или двадцать в XX веке), и шестью струнами (жильными в XIX и нейлоновыми со второй половины XX века) с квартовым строем: w.

В этом виде инструмент существует примерно с последней четверти XVIII века. Русская семиструнная гитара, часто называемая в XIX веке гитарой польского строя, отличается от классической количеством струн и строем: fl.

Л 1 т.

Отдельные экземпляры отличаются также по форме. На русской семиструнной гитаре чаще, чем на шестиструнной использовались металлические струны. Она появилась в конце XVIII века.

Тема сосуществования двух этих видов гитары, требует рассмотрения периода с конца XVIII века до современности. Вместе с тем, нужно 4 учитывать, что семиструнная гитара была распространена только на территории России, и только в качестве исключения — за рубежом, где фигурировала исключительно в русских общинах. Таким образом, сосуществование может рассматриваться только преимущественно на территории России.

Сосуществование двух видов гитары представляло собой уникальную особенность Российской музыкальной культуры. Ни один из этих видов гитары невозможно признать второстепенным, хотя соотношение между ними значительно менялось на протяжении всего времени. Если XIX век можно назвать веком семиструнной гитары, то XX — время роста доминирования шестиструнной классической. Долгое время существовало мнение о преемственности этих строев. То есть господствующим было утверждение, что строй семиструнной гитары — ни что иное, как усовершенствование строя шестиструнной. В данном случае мы имеем дело с одним из мифов, которые долгое время сохраняли и сохраняют власть над большинством историков гитары.

Гитара долгое время не признавалась в качестве полноценного концертного инструмента, что также отложило свой отпечаток, как на её развитие, так и на контингент, из которого образовалась многочисленная прослойка гитаристов. В конце XVIII — начале XIX веков большинство музыкантов в России составляли любители. Однако в случае с другими инструментами наблюдался процесс преобразования любителей в профессионалов, который приводил в конечном итоге к доминирующему положению последних в сфере музыкальной деятельности. В отношении гитары этот процесс по разным причинам не дошёл до завершения, и таким образом доля дилетантов в среде гитаристов была преобладающей в течение более длительного срока, то есть практически до второй половины XX века. Гитара в России являлась преимущественно инструментом любительским, и такое положение сохранялось до тех пор, пока не появилось достаточное количество профессиональных исполнителей, что перевело её в разряд полноправных концертных инструментов. Такая ситуация привела к тому, что мы имеем очень малое количество работ, которые были бы посвящены гитарному исполнительству. Исследования же, связанные с вопросами развития техники игры на гитаре до XX века в нашей стране практически не проводились. Гитара до сих пор воспринимается как экзотический предмет для научных исследований. Ещё одним препятствием для изучения истории гитары был взгляд на неё как на космополитический инструмент. Такой взгляд существовал в середине XX века, когда гитара если и не подвергалась гонениям, то, по крайней мере, не имела такой поддержки как другие инструменты.

Первые упоминания о гитаре в России появляются уже в 1769 году в книге Я. Штелина1, «Nahr von die Musik in Rusland». Первое же подробное исследование истории гитары в России принадлежит М. Стаховичу, это — «История семиструнной гитары», которая была впервые напечатана в журнале «Московитянин» в 1854 году. Несколько большее количество литературы приходится на период конца XIX — начала XX века. Работа, в которой было достаточно большое внимание уделено гитаре в России — это книга А. Фаминцына «Домра и сродные ей инструменты русского народа» (1891 год). Относительное увеличение количества литературы, посвящённой вопросам истории гитары и её места в музыкальной жизни общества, связано с деятельностью В. Русанова, которому принадлежат работы «Гитара и гитаристы» (первоначально замышлялась как серия работ) и «Гитара в России» (1901 г.). В последней содержится некоторая информация о появлении, распространении гитары, о персоналиях, в частности приводится подробная биография А. О. Сихры. Кроме того, содержится критика книги М. Стаховича. В целом источники, относящиеся к этому периоду, не дают полной картины развития гитары в России, но могут служить для получения.

1 Краткие сведения об основных деятелях, оказавших влияние на развитие гитарного искусства, а также историках указаны в приложении. картины представлений о технике игры в тот или иной период времени, а также для выявления системы ценностей, характерной для рассматриваемых отрезков истории гитары.

XX век дал в целом значительно большее количество литературы, посвященной гитаре. В частности к указанной теме примыкают несколько работ Б. Вольмана, одна из которых называется «Гитара в России» (1961г.) и содержит небольшой анализ состояния гитары в России на протяжении её существования. Однако даже этот труд в большей степени ориентирован на историю гитары, нежели на анализ причин, которые обусловили рост и упадок гитары в течение всего рассматриваемого промежутка времени. М. Иванов в 1948 году написал книгу «Русская семиструнная гитара», которая является, по сути, очерком, содержащим обстоятельные страницы об истории, устройстве, технике игры и фактуре семиструнной гитары. Большое количество информации об истории гитары, а также в о технике игры и изменениях в конструкции в различные эпохи, содержалось в переведённой на русский язык книги Э. Шарнассе «Шестиструнная гитара». К числу вышедших в последнее время работ, следует отнести книгу «Поэма о гитаре» Ширялина, которая в своей теоретической части также носит в большей степени историко-биографический оттенок.

Помимо изданных работ, существует большое количество ненапечатанных, которые ходят по рукам в виде самиздата. В частности — это «Краткий очерк по истории развития русского гитаризма», написанный В. М. Мусатовым, увидевший свет в 1984 году, который является «сводом фактов, подтверждённых выписками из подлинных документов». Второй глобальный труд — это работы В. Машкевича, часть которых послужила основой для появившегося в 1992 году словаря-справочника «Гитара в России и СССР», содержащего биографические данные о большом количестве гитаристов: как профессионалов, так и любителей, а также тексты работ, посвящённых истории гитары, в том числе и ряд указанных выше. В полном объёме наследие В. Машкевича ещё не обработано и составляет 2285 единиц 7 хранения в музее им. М. И. Глинки в Москве. Специализацией В. М. Машкевича было создание биографических словарей. Отдельный пласт материала представляют собой статьи в различного рода журналах, посвящённых гитарной или общемузыкальной тематике. В частности это относится к гитарному журналу, который под разными названиями издавался с 1904 по 1914 гг. («Гитарист» 1904;1906, «Музыка гитариста» 1907;1910, «Аккорд» 1911;1914).

Все вышеуказанные работы, как правило, дают более или менее полные биографические сведения о русских гитаристах и истории гитары в целом. Таким образом, накоплен достаточно обширный материал, позволяющий делать выводы о путях развития гитары в нашей стране. Однако до настоящего времени не предпринималось попыток объяснить причины, которые определяли динамику развития гитары в России. Здесь требуется комплексный подход, который требует не только анализа исторических фактов, но и рассмотрения вопросов, связанных с техникой игры и её эволюцией. Не последнюю роль играют также вопросы происхождения строёв гитары. Внесение ясности в последнюю группу проблем сопровождается некоторыми затруднениями, связанными с тем, что первые работы по истории гитары были написаны через полстолетия после появления семиструнной «русской» гитары, что не могло не отразиться на степени достоверности излагаемых фактов. С другой стороны, антагонизм представителей разных строёв, который имел место в течение первой половины двадцатого века и не исчерпан в полной мере до настоящего времени, привёл к крайне тенденциозной подаче материала в работах, авторы которых представляли ту или иную сторону. Кроме того, авторы, рассматривавшие этот вопрос, как правило, не рассматривали родственные инструменты со сходными строями, ориентируясь только на российские источники. Все вышеуказанные вопросы требуют рассмотрения в контексте истории гитары в России.

Структура данной работы представляет собой последовательное раскрытие поставленных проблем. Первая глава посвящена особенностям сосуществования строев. Гитара — европейский инструмент, соответственно его появление в России связано с европейским влиянием на русскую музыкальную жизнь. Это даёт основания предполагать наличие у строя «русской» гитары истоков выходящих за пределы России и её инструментария. Исходя из вышесказанного, большая часть первой главы посвящена именно строю семиструнной гитары как наименее изученному с этой точки зрения. Его происхождение исследовано в значительно меньшей степени, чем строя шестиструнной классической гитары, что дало почву для появления различного рода легенд о его роли в истории гитары. Помимо отслеживания родственных связей со строями родственных инструментов в разных странах часть главы посвящена вопросам распространения рассматриваемых видов гитары в разные периоды истории.

Вторая глава посвящена непосредственно техническим вопросам. Это изменения в технике игры, представлениях о звукоизвлечении. Этот вопрос также долгое время не находил более или менее полного освещения в отечественной литературе. Исследования по этой тематике проводились в европейских странах, в частности во Франции, и США, но они не касались российской специфики. Между тем, некоторые приёмы игры были впервые описаны именно в России. Изучение же общих принципов техники игры, которые существовали в прошлом, и применение некоторых из них на практике в настоящем может способствовать дальнейшему развитию гитарного исполнительства. Помимо этого рассматриваются некоторые отличия и взаимные влияния в технике игры на классической и русской семиструнной гитарах. Уделяется внимание основным школам игры на протяжении XIX и XX веков.

Третья глава рассматривает вопросы эволюции гитарного исполнительства, в том числе связанные с динамикой развития гитары в России. Главным образом это анализ причин, которые служили отправной точкой для изменения роли инструмента в музыкальной жизни общества. Каждый инструмент требует для своего развития определённых условий. Это связано в частности и с тем, насколько его возможности соответствуют запросам общества на данном уровне развития, и с тем, насколько общество нуждается в рассматриваемом инструменте. Ещё одним аспектом проблемы является влияние музыкальной среды на развитие того или иного инструмента. Другими словами, то, как слушатель данной эпохи воспринимает музыку вообще, и чего он ждёт от конкретного инструмента, оказывает влияние на звучание и соответственно технику игры на данном конкретном инструменте. На этой основе можно рассматривать не только причины изменений отношения к гитаре, но также определить современное положение гитары в музыкальной культуре нашей страны и ближайшие перспективы её развития. Необходимо рассмотреть также и новые инструменты, которые создаются на основе уже существующих видов гитары. Нельзя сбрасывать со счёта и влияние поп-культуры. В последней гитара играет более 4ем значительную роль. Данный факт также оказывает влияние на развитие, в том числе и классической гитары и её разновидностей. Если до недавнего времени гитара по выражению А. Сеговии «отставала на одну эпоху» от остальных инструментов, то в настоящее время для неё пишется огромное количество музыки в самых разнообразных стилях, которые представляют широкий спектр современных течений, включающих в себя влияния джаза, народной музыки, в том числе стиля фламенко, а также взаимопроникновения классической музыки и различных эстрадных стилей. Отсюда и расширение возможностей гитары за счет использования различного рода необычных составов ансамблей с гитарой и электронных средств. Исходя из этих тенденций, можно отчасти прогнозировать развитие гитары в будущем.

Заключение

.

Итак, русская семиструнная гитара имеет европейское происхождение, более того, она связана с так называемой «английской гитарой», а через неё с семейством цистр, которое в свою очередь считается не оказавшим влияния на развитие классической гитары. Из этого вытекает отсутствие причинно-следственной связи в развитии строя между классической и русской семиструнной гитарами. Дальнейшие взаимовлияния были обусловлены тесным сосуществованием двух указанных видов в первую очередь в России.

В вопросах техники игры классическая и семиструнная гитары в настоящее время пришли к единым стандартам, хотя в XIX веке были некоторые различия. Эти различия связаны с влиянием представлений о технике игры, которые были частично унаследованы от лютни, цистры, а также на основе ранних представлений о технике игры на гитаре (сначала пятихорной и пятиструнной, а затем и классической шестиструнной).

Развитие гитарного исполнительства происходило в двух направлениях: это присутствие гитары в сфере бытового музицирования и собственно концертная деятельность гитаристов. Если в сфере бытового музицирования гитара не имеет столь ярко выраженных периодов упадка и взлёта, то концертная деятельность имела период спада во второй половине XIX века. Безусловно, гитара в обоих её видах оказалась столь живучей благодаря жанрам, которые имеют с ней косвенное отношение и используют её в качестве аккомпанирующего инструмента. Прежде всего, это русский романс, который в основном обеспечил гитаре выживание в XIX веке и авторская песня, которая способствовала подъёму интереса к гитаре в XX веке.

Семиструнная гитара к концу XX века переживает спад популярности, а в мире установилось однозначное доминирование шестиструнной классической гитары или инструментов, созданных на основе последней. Однако было бы ошибочным считать, что семиструнная гитара прекратила своё существование. В настоящее время в ряде регионов России предпринимаются попытки возрождения семиструнной гитары. Курсы ознакомления с семиструнной гитарой вводятся в программу средних специальных и высших учебных заведений. Таким образом, при доминировании классической гитары система профессионального образования допускает присутствие русской семиструнной гитары. Кроме того, в ряде музыкальных школ, которые расположены преимущественно в сельской местности, остались классы семиструнной гитары, которые ведут ученики семиструнников.

Если рассматривать российскую специфику положения гитары, то в настоящее время можно выделить ряд следующих особенностей:

1. Нехватка педагогов начального уровня обучения в образовательных учреждениях.

2. Как следствие первого пункта — низкий уровень требований к образованию действующих педагогов начального уровня.

3. Однозначное доминирование гитары классического строя, обусловленное тем, что популярная музыка использует инструменты того же строя.

4. Вместе с тем достаточно активная конкурсная и фестивальная деятельность в разных городах.

5. Малое количество информации о гитаре как сольном, академическом инструменте.

6. Обилие ресурсов в электронных средствах массовой информации, а также большое количество нотных изданий, которые ориентированы на начальный уровень обучения.

В последнее время наметилась тенденция к повышению исполнительского уровня. Она выражается в увеличении количества гитаристов, способных дать сольный концерт. Если в 1960;х годах гитарист, имеющий сольную программу на два отделения, являлся исключительным явлением, то в настоящее время — это скорее правило. Возраст, с которого.

129 гитаристы дают сольные концерты, понизился до тринадцати лет. Это связано не только с ростом мастерства педагогов, но и прежде всего с большим количеством информации, которая стала поступать в том числе и из-за рубежа. Вопрос получения информации о новых приёмах игры и последних тенденциях в исполнительском искусстве является ключевым при объяснении динамики развития гитарного исполнительства. Особенно необходимо отметить также и изменения в репертуаре. Есть тенденция появления большого количества молодых исполнителей (до 18 лет), репертуар которых состоит из произведений, составляющих программу старших курсов ВУЗов искусств. При этом аппарат этих исполнителей позволяет им сравнительно легко преодолевать все технические трудности. В настоящее время такого рода гитаристами исполняется репертуар, который до шестидесятых годов XX века считался сложным даже для ведущих гитаристов. Отставание общего уровня развития гитары в СССР от всего остального мира было связано с недостатком информации, поступающей из-за рубежа. К этой информации имело доступ ограниченное количество гитаристов, в основном тех, кто владел иностранными языками. Внутри страны также отсутствовали специальные периодические издания, отражающие изменения в представлениях о гитарном исполнительстве.

Современное состояние в данном вопросе значительно благоприятнее. Развитие средств коммуникации, в том числе электронных, в значительной степени облегчил получение и обмен информацией между гитаристами. Появление в интернете большого числа сайтов на русском языке, посвященных классической гитаре, даёт возможность быстрого ознакомления со всеми основными изменениями в гитарном мире. Однако, отличительной стороной материалов, размещаемых в электронных средствах массовой информации, является их ориентация преимущественно на начальный уровень обучения. Более того, из огромного количества ресурсов, посвящённых гитаре, подавляющее большинство посвящено примитивному аккомпанементу. В качестве материала используются современные популярные песни, имеющие достаточно низкую художественную ценность. Сайтов, посвящённых проблемам профессионального исполнительстваединицы. Однако их структура включает в себя не только информацию о событиях в гитарной жизни, но и методические статьи, а также нотный текст или ссылки на сайты, на которых содержится нотный или звуковой материал. Статьи подразделяются на несколько направлений. Одно — самое обширноеэто история гитары. Второе — менее значительное — методика. В последний раздел входят как собственно изложение представлений о технике игры на гитаре, так и различные указания по педагогике и профилактике профессиональных заболеваний. Взгляды на технику игры, которые там излагаются, в большинстве случаев основаны на принципах техники А. Сеговии и базируются на школах, выпущенных до девяностых годов XX века. Последние тенденции, как правило, в данной области не отражаются. Электронные средства связи не стали ещё распространённым инструментом для обмена информацией по основным вопросам гитарного исполнительства.

Развитие способов электронного усиления звука привело к возможности чаще использовать сочетание гитары с оркестром. В подавляющем большинстве случаев это сочетание гитары с симфоническим и струнным оркестрами, хотя заметную роль играют и оркестры русских народных инструментов. Последнее связано с преподаванием гитары на кафедрах русских народных инструментов в учебных заведениях России. Оригинального репертуара для такого рода составов практически нет, но используются переложения произведений, написанных в оригинале для гитары с симфоническим или струнным составами. Если говорить о репертуаре для гитары с оркестром, то по состоянию на 1997 год, в мире насчитывалось около пятисот концертов для гитары с различными составами оркестров. Сольный репертуар также пополняется новыми произведениями, в том числе созданными профессиональными композиторами. Однако в целом старая особенность восприятия гитары не как концертного инструмента даёт о себе знать и в настоящее время. Таким образом, большая часть издаваемых.

131 в России произведений относится либо к гитарной классике, либо к различного рода переложениям популярной музыки, что отражается на качестве репертуара.

Единственной сферой, где к гитаре сохраняется по-прежнему большой интерес, является сфера бытового музицирования. При приёме в музыкальные школы сохраняется большой конкурс на гитару. В то же время наблюдается и большая текучесть кадров, которая связана с тем, что уровень притязания у большинства учащихся ограничивается сферой примитивного аккомпанемента. Подавляющее большинство не ставит целью овладение гитарой как сольным инструментом, и ещё меньшее количество предполагает в будущем профессиональную деятельность. Это не оказывает в целом большого влияния на приём в музыкальные училища, так как, несмотря на вышеуказанные проблемы, в последние годы можно наблюдать увеличение конкурса при приёме в учебные заведения этого уровня.

Однако для России остаётся актуальной проблема получения нотного материала. Особенно это касается зарубежных нотных изданий. Несмотря на то, что значительно больший процент гитаристов имеет возможность выезжать за рубеж, большинство пользуется изданиями советского периода или копиями зарубежных редакций произведений, переписанными от руки.

В XX веке, как уже указывалось, в общих чертах сформировалась трёхуровневая система профессионального образования на гитаре (музыкальные школы ^ музыкальные училища ВУЗы), которая обеспечивает выживание инструмента в условиях современной концертной деятельности. Однако часто гитару в музыкальных школах преподают не гитаристы, что связано с причинами экономического характера. В этой части педагогического состава наибольшую долю имеют выпускники народных отделов средних и высших учебных заведений (преимущественно балалаечники и домристы, хотя встречаются и баянисты, и аккордеонисты). Возможность для них преподавать гитару связана с курсом ознакомления с гитарой, который преподается в некоторых средних специальных учебных заведениях на отделах народных инструментов. Для этого контингента преподавателей характерны установки, основанные на школе Таррега. Таким образом, основным для развития гитары является второй уровень образования (музыкальные училища). Данный уровень готовит в основном специалистов для преподавания на уровне начального обучения.

Методическая литература в настоящее время не концентрируется только на вопросах техники игры. Более того, в этом отношении сложились определённые стереотипы, которые рассматриваются как нечто само собой разумеющееся. В то же время принципиально новых идей в этой области не появляется. Основной проблемой является создание полноценной системы обучения игре на гитаре с раннего возраста. Количество публикаций на эту тему не отличается большим количеством, что приводит к тому, что в гитарной литературе часто не рассматриваются специфические особенности образования именно на гитаре.

С точки зрения популярности гитара с девяностых годов XX века стала занимать лидирующее положение. На ситуацию оказывают влияние, прежде всего экономические причины. Покупка дорогостоящих инструментов для подавляющего количества желающих обучаться является недоступной роскошью. В то же время гитара — недорогой инструмент с достаточно широкими возможностями, в том числе и гармоническими, традиционно широко распространённый в России именно на этом уровне. Недостаток информации в массах о нём как профессиональном сольном инструменте способствует сохранению заблуждения о лёгкости овладения им, что также способствует повышенному интересу со стороны любителей. Основной сферой, обеспечивающей популярность инструмента, по-прежнему является сфера аккомпанемента. Распространенная в XIX веке форма русского романса уступила современным эстрадным песням, которые характеризуются ограниченной гармонией и простыми мелодиями и текстом. Большую роль также играет и портативность инструмента. На профессиональном уровне следует отметить тот факт, что не на всех.

133 концертных площадках есть фортепиано. Соответственно, при выступлении вокалистов и исполнителей на музыкальных инструментах, требующих сопровождения, его заменяет гитара. Этому способствует также и наличие оригинального репертуара для гитары с самыми разными инструментами, в частности флейтой и скрипкой.

В целом гитара в России заняла прочное место в сфере бытового музицирования. Вместе с тем можно говорить о том, что за прошедшее время с момента её появления она также стала полноценным концертным инструментом со сложившейся системой профессионального образования. Таким образом, она завоевала себе место в культуре не только как аккомпанирующий, но и как сольный инструмент. Вместе с тем, развитие гитары не прекращается, и оно протекает не только в области развития техники игры, но и в области усовершенствования конструкции. На её базе создаются новые разновидности. В настоящее время можно говорить о безоговорочном доминировании в России шестиструнной классической гитары, хотя это не исключает бытование и возможности дальнейшего развития для семиструнной гитары, которая в данный период времени не переживает своего расцвета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. С. Новое о гитаре. М., 1928 г.
  2. П. С. Шестиструнная или семиструнная гитара. «За пролетарскую музыку», 1931 г., № 11.
  3. Т. Звук и его тоновые оттенки. М., 1993 г.
  4. Г. История симфонического оркестра. JL, 1959 г.
  5. В., Сеговия А. Техника Сеговии. N.-Y., 1972 г.
  6. ВайсбордМ. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. М., «Советский композитор», 1989 г.
  7. ВайсбордМ. Дань почтения гитаре. (Три очерка.) «Музыкальная жизнь», 1988 г., №№ 1,4,8.
  8. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М., 1956 г.
  9. В. Ю. Завещание старого гитариста ведомым и неведомым единомышленникам и последователям, друзьям и ученикам (статья). 1 стр.
  10. Ю.Вольман Б. Гитара в России. Музгиз, 1961 г.
  11. . Гитара и гитаристы. Л., «Музыка», 1968 г.
  12. М. М. О преподавании игры на домре, баяне, гитаре, балалайке, концертино. Ок. 1943 г.
  13. В. И. «Из жизни красноярских гитаристов (1950−1965 гг.)». 1968 г.
  14. Н.Заяицкий С. С. Интернациональный союз гитаристов. М., 1908 г.
  15. М. Ф. Русская семиструнная гитара. Музгиз, 1948 г.
  16. М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., «Музыка», 1987 г.
  17. А. История оркестровки (2 изд.). М., «Музыка», 1989 г.
  18. Классическая гитара в России и СССР, (словарь-справочник) Тюмень-Екатеринбург, 1992 г.
  19. А. Технические возможности русской семиструнной гитары. М. «Советский композитор», 1963 г.
  20. В. М. Анализ строя гитары. 1935 г.
  21. К. А. Классика щипковых инструментов. (В кн. «Музыкально-исторические портреты», М., 1937 г.)
  22. Н. П. Несколько правил высшей гитарной игры. С-Пб, 1874 г.
  23. Н. П. Две сестрички. С-Пб, 1861 г.
  24. Н. П. Банк тщеславия. С-Пб, 1861 г.
  25. Н. П. Победа над самодуром и страдальческий крест. С-Пб, 1861 г.
  26. Н. П. Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе моя полная предсмертная исповедь. С-Пб, 1881 г.
  27. А. Несколько слов о гитаре. М., 1927 г.
  28. В. П. Автобиография. 1969 г. &
  29. Р. Как делать переложения для семиструнной гитары. М., «Музыка», 1965 г.
  30. В. М., Попов В. И. Гитара: обзор и краткая аннотация русских печатных материалов. Свердловск, 1988 г.
  31. В. М. Краткий очерк истории русского гитаризма. Орджоникидзе, 1984 г. 32.0леарий А. Описание путешествия в Московию. В кн. Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. Лениздат, 1986 г.
  32. Г. Древо музыки. Вашингтон Санкт-Петербург «Советский композитор», 1992 г.
  33. Н. Н. История исполнительства на арфе. Новосибирск, НТК, 1994 г.
  34. В. М. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России (Автоаннотация к звуковой методической работе). Екатеринбург, 1997 г.
  35. Н. Массовые музыкальные народные инструменты. Музгиз, 1963 г.
  36. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М., 1956 г.
  37. В. А. Машкевич В. П. Музыкальная палитра гитары. 1924 г.
  38. В. А. Гитара и гитаристы. М., 1899 г.
  39. В. А. Гитара в России. М., 1901 г.
  40. М. А. История семиструнной гитары. С-Пб, 1864 г.
  41. П. Н. Старый Петербург. «Мысль», Ленинград, 1926 г.
  42. . Научные основы смычково-струнной игры. Л., 1937 г.
  43. А. С. Домра и сродные ей инструменты русского народа. Санкт-Петербург, 1891 г.
  44. Н. Русская художественная песня (романс). Исторический очерк её развития. М., П. Юргенсон, 1905 г.
  45. Э. Зал дворянского собрания. С-Пб, «Композитор», 1994 г. 47. Чебодько П. Я. Историческая справка о гитаре. Киев, 1911 г.
  46. Э. Шестиструнная гитара. Москва, «Музыка» 1991 г.
  47. А. Поэма о гитаре. М., 1991 г.
  48. ШтелинЯ. Nahr von die Musik in Rusland. (опубл. «Музыкальное наследие». M., 1955 г., № 1)51 .Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М., 1984 г. 52.?. The Bach’s orchestra.
  49. Evans Т. et M. A. Le grand livre de la guitare de la renaissance au rock. Musique. Histoire. Facture. Artistes. Paris, Editions Albin Michel, 1979.
  50. Helleu I. La guitare au XX siecle instrument de pupitre. Paris, 1986.
  51. Lindley M. Lutes, viols and temperaments. Cambridge univ., 1984.
  52. Marcuse Sybil. Musical Instruments: A Comprehensive Dictionary. Garden City, N. Y. Doubleday, 1964
  53. Poulton D. Notes on the technique of the lute. The Monthly Musical Record, № 973, 1956 (p. 4−7).
  54. Ribouillault D. La guitare a la fin du XVIII siecle: recherches sur les raisons du declin le Гaccord baroque. Paris, 1986.
  55. Domingo Pratt (1886−1944) Diccionario Biografico-Bibliografico-Historico-Critico de Gitarras. Romero у Fernandez edition, Buenos Aires, 1934.
  56. Schwartz W. Guitar bibliography: An international listing of theoretical literature on classical guitar. Saur, 1984
  57. Sharp A. P. The story of the Spanish guitar. London: Clifford essex music со., 1959.
  58. The new Grove Dictionary of music & musicians 6th ed. repr. London: Macmillan Publishers Ltd., 1995.
  59. Turnbull H. The guitar from the Renaissance to the Present Day. London, В. T. Batsford Ltd., 1976.
  60. P. Cox. Classical guitar technique and its Evolution as Reflected in the Methods of 1780−1850. diss. Indiana U., 1994.
  61. Школы для шестиструнной и семиструнной гитар.
  62. В. Школа игры на шестиструнной гитаре «Фундамент». М., Торопов, 1995 г.
  63. П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934 г.
  64. С. Н. Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда рассмотренная, исправленная и дополненная 1819 г.
  65. В. Ф. Начальный курс игры на семиструнной гитаре. Л., «Музыка», 1988 г.
  66. М. Т. Школа для семиструнной гитары 1836 г.
  67. С. Школа для гитары. С-Пб, 1891 г.
  68. ГельдИ. Усовершенствованная гитарная школа для шестиструнной или руководство играть самоучкою на гитаре. С-Пб, 1816 г.
  69. А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., ИЧП «Престо», 1999 г.
  70. Григорьев Г. Tirando: путь к гитаре. М., 1999 г.
  71. Деккер-Шенк И. Ф. Школа-самоучитель для шестиструнной гитары. СПб, 18. г.
  72. Иванов-Крамской А. И. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., «Музгиз», 1957 г.
  73. П. И. Упражнения в аккордах для шестиструнной гитары. Л., «Тритон», 1931 г.
  74. Н. Г. Искусство игры на классической гитаре. М., 1997 г.
  75. И. Гаммы и арпеджио для шестиструнной гитары. Киев, 1988 г.
  76. И. С. Техника игры на шестиструнной гитаре. Киев, 1972 г.
  77. Кушенов-Дмитревский Д. Школа игры на гитаре. 1814 г.
  78. В. Школа для семиструнной гитары русского и испанского строя. 1904 г.
  79. Мартинес Сарате X. Первое пособие гитариста. Упражнения, этюды и пьесы для одной и двух гитар. Киев, 1972 г.
  80. А. Самоучитель для семиструнной гитары с ключом к итальянской нотной системе и рисунками положения обеих рук. М., 1892 г.
  81. В. Полная школа для семиструнной гитары. М., 1862 г.
  82. В. М. Заочный курс семиструнной гитары. М., 1974 г.
  83. Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега. М., «Советский композитор», 1985 г.
  84. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре по методу Ф. Тарреги под ред. А. Иванова-Крамского. М., 1963.
  85. К. М. Руководство для гитары. М., 1915 г.
  86. А. О. Школа игры на семиструнной гитаре. С-Пб, 1840 г.
  87. В. Школа-самоучитель для гитары по нотно-цифровой системе. Л., 1968 г. 1. Журналы.
  88. В. С. Русский карманный песенник для семиструнной гитары. 1808 г.
  89. В. С. «Журнал гитарный». 1810 г. 96."Новый журнал для шестиструнной гитары А. Березовского". 1820 г.
  90. А. О. Сихра. Петербургский журнал для гитары. №№ 1−12 (1826 г.), 1318 (1829 г.).98."Гитарист" 1904−1906 гг.99."Музыка гитариста" 1907−1910 гг.100. «Аккорд» 1911 -1914 гг.101. «Гитаристъ» 1993−2000 гг.
  91. Гитара и гитаристы. № 7−8, 11−12, 1925 г.
  92. Гитарный альманах. 1993 г., № 1.
  93. Journal (fairs italiens, francais et russes avec accompagnement de guitarre par J. B. Hainglaise. 1796−1797.
Заполнить форму текущей работой