Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие холдинговых компаний как фактор повышения конкурентоспособности предприятий трубной промышленности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время, несмотря на существенное внимание со стороны отечественных и зарубежных ученых к исследованию феномена конкурентоспособности корпораций, следует отметить, что проблемы оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ корпоративных объединений промышленных предприятий пока еще не получили должной научной проработки и обоснования. Это затрудняет выработку целостной концепции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Вопросы теории и методологии формирования и развития холдинговых компаний
    • 1. 1. Корпоративный менеджмент и экономическая природа корпоративных форм хозяйствования
    • 1. 2. Понятие и особенности холдинговых компаний в системе корпоративных структур
    • 1. 3. Факторы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ холдинговых объединений предприятий трубной промышленности
  • Глава 2. Методика формирования и оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ холдинговых компаний трубной промышленности
    • 2. 1. Эволюция развития и конкурентный потенциал продукции предприятий трубной промышленности на современном этапе
    • 2. 2. Методика комплексной оценки конкурентоспособности холдинговых компаний трубной промышленности на отечественном и мировом рынках
    • 2. 3. Методика анализа конкурентного потенциала холдингового объединения ОАО «Трубная металлургическая компания»
  • Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности холдинговых компаний трубной промышленности России
    • 3. 1. Стратегии развития конкурентоспособности холдинговых объединений предприятий трубной промышленности
    • 3. 2. Модели проектирования конкурентоспособных холдинговых структур предприятий трубной промышленности
    • 3. 3. Причины и меры защиты трубного рынка России от конкуренции иностранных производителей труб в условиях мирового финансового кризиса. т

Формирование и развитие холдинговых компаний как фактор повышения конкурентоспособности предприятий трубной промышленности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенностью развития-мировой и национальных экономик на рубеже веков стала глобализация экономики, то есть постоянно растущая взаимосвязанность, и взаимозависимость всех стран и регионов мира. Ведущими проводниками идеологии глобализации экономики стали сложнейшие корпоративные образования, состоящие из разветвленной системы самых различных производственных, торговых, финансовых, коммерческих организаций и промышленных предприятий, ведущих ожесточенную" конкурентную борьбу в различных сегментах мирового рынка.

Россия не осталась вV стороне от данного8 направления развития мировой экономики: важной тенденцией институциональных преобразований стало в последнее время формирование крупных корпоративных структур прежде всего в ведущих отраслях экономики — нефтяной, газовой, металлургической и других путем создания холдингов, концернов, финансово-промышленных групп (ФИГ), государственных корпораций и т. д. В современной отечественной экономике корпоративные образования играют все более определяющую роль, постоянно усиливается влияние корпоративного капитала на экономические и социальные процессы в России.

Достаточно активно идет процесс формирования, корпоративных образований, способствующий повышению жизнеспособности отдельных производств и отрасли в целом, в российской металлургии, сохраняющей значение одной из базовых отраслей экономии России. Это актуализирует проблему создания и функционирования корпоративных форм производственно-хозяйственной деятельности, совершенствования корпоративного управления и стратегий развития российских корпоративных компаний металлургического профиля в целом и предприятий трубной промышленности, в частности, с целью повышения их конкурентоспособности, укрепления рыночных позиций, развития партнерских отношений с отечественными и ве3 дущими мировыми корпорациями. Актуальность исследуемых проблем повышается в современных условиях мирового и отечественного финансового кризиса, который в первую очередь затронул металлургическую отрасль страны.

За многолетнюю мировую историю развития корпоративных структур были разработаны принципы и механизмы, способные решать многие проблемы корпоративной формы хозяйствования. Несмотря на солидный «исторический стаж», многие вопросы и проблемы формирования и функционирования корпоративных форм хозяйствования и корпоративного менеджмента в нашей стране исследованы, на наш взгляд, еще недостаточно. И даже в большинстве развитых стран, имеющих большой опыт в решении этих вопросов, ведутся постоянные исследования развития корпоративных форм хозяйствования как фактора повышения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ субъектов хозяйственной деятельности.

Изменение приоритетов организации хозяйственной деятельности в направлении развития корпоративного сектора российской экономики актуализирует значимость конкурентоспособности как отдельных предприятии, так и отечественной продукции. В этих условиях усиливается важность исследования методических аспектов повышения конкурентоспособности корпоративных объединений промышленных предприятий. Одним из основных направлений развития корпоративного менеджмента становится решение проблем повышения конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ корпоративных форм хозяйствования.

В своем исследовании автор исходит из предпосылки, что необходимо не только определиться с понятием корпорации, местом корпоративного менеджмента в теории управления, но и разработать научно-обоснованную методику повышения конкурентоспособности корпоративных образований холдингового типа в такой важной отрасли российской экономики как металлургия, привести научно-методический аппарат в соответствие с современными условиями и факторами развития промышленных предприятий на примере трубной промышленности.

В центре диссертационного исследования находятся теоретические и практические аспекты становления и развития холдинговых компаний предприятий трубной промышленности металлургического комплекса страны в современных условиях, методика формирования и оценки их конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, а также обоснование основных путей дальнейшего развития.

В диссертации выдвигается рабочая гипотеза, что будущее в развитии отечественной экономики и ее отраслей принадлежит корпоратизации, корпоративным формам хозяйствования субъектов производственно-хозяйственной деятельности на основе использования принципов и методов корпоративного менеджмента.

Степень разработанности проблемы исследования. В последние 10 лет в отечественной литературе появилось большое количество монографий, учебников и статей, посвященных проблемам формирования рыночно ориентированного корпоративного сектора российской экономики, включающего различные корпоративные формы хозяйствования. На основе проведенного анализа научно-теоретических и практических исследований и «публикаций по проблемам формирования и деятельности корпоративных форм хозяйствования автор приходит к выводу, что весь объем публикаций по данной проблематике необходимо и можно систематизировать по следующим основным укрупненным направлениям.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что вопросы корпоративной формы хозяйствования и управления, теоретических основ формирования корпоративных образований частично рассматриваются в разделах фундаментальных трудов по теории управления, теории менеджмента и теории организации таких авторов, как Басовского Л.Е.(19), Белорусова А.С.(21), Виханского О.С.(26), Герчиковой И.Н.(28), Знаменского С).В.(40), Качалиной Л.Н.(43), Короткова Э.М.(48), Королева В.И.(64), Краснова И.В.(40), 5.

Медведева В.П.(63), Мильнера Б.3.(66, 90), Наумова А.И.(26), Поршнева.

A.Г.(89), Распопова В. М. (84), Фатхутдинова Р.А.(96, 97) и др. А также в трудах по теории управления и менеджмента иностранных ученых, работы которых переведены на русский язык, как например, Альберта М.(65), Бо-уви К.(86), Гаррета Б.(25), Друкера П.(35, 36), Мескона А.(65). Минцберга Г.(67), Речмена Д.(86), Тилла С.(86), Хедоури (65) и др.

Изучению природы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, эволюции взглядов на источники их формирования посвящены работы И. Ансоффа (17), С. Брю (60), М. Беста (23), Я. Гордона (30), П. Дойля (34), Ф. Котлера (50), Ж.-Ж.Ламбена (53), К. Макконела 60), К. Прахалада (79) и др.

В то же время, несмотря на существенное внимание со стороны отечественных и зарубежных ученых к исследованию феномена конкурентоспособности корпораций, следует отметить, что проблемы оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ корпоративных объединений промышленных предприятий пока еще не получили должной научной проработки и обоснования. Это затрудняет выработку целостной концепции как в вопросах оценки конкурентоспособности корпоративных структур, так и в формировании путей повышения конкурентоспособности корпоративных форм хозяйствования на отечественном и мировом рынках. Имеющиеся исследования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий трубной промышленности посвящены в основном проблемам повышения конкурентоспособности товара (труб различного профиля и назначения) на отечественном и мировом рынках (А.И.Бродов, А. И. Буданов, С. В. Колпаков, Л. А. Кондратов, В. М. Некрасов, Д. А. Пумпянский,.

B.В.Эрленков и др.).

Недостаточная разработанность методологических вопросов развития холдинговых структур с позиции оценки их конкурентных возможностей, отсутствие методических подходов к выявлению факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, необходимость использования но6 вых инструментов в процессе формирования и реализации конкурентного развития холдинговых компаний предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цели, задач и круга рассматриваемых вопросов.

Целью диссертационного исследования является разработка методики оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ холдинговых компаний в трубной промышленности металлургической отрасли экономики России в современных условиях.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

1. Уточнение понятийного аппарата и раскрытие экономической природы корпоративных форм1 хозяйствования.

2. Раскрытие сущности и особенностей холдинговых компаний в системе корпоративных структур.

3. Рассмотрение и систематизация факторов конкурентоспособности, и конкурентных преимуществ холдинговых объединений предприятий трубной промышленности.

4. Разработка методики комплексной оценки конкурентоспособности холдинговых компаний трубной промышленности на отечественном и мировом рынках.

5. Определение путей повышения конкурентоспособности холдинговых компаний трубной промышленности России и мер защиты отечественного рынка от конкуренции иностранных производителей труб в условиях мирового финансового кризиса.

6. Обоснование стратегий развития конкурентоспособности холдинговых объединений предприятий трубной промышленности металлургической отрасли России.

Предметом исследования являются методы повышения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ холдинговых компаний труб* ной промышленности металлургической отрасли России. 1.

Объект исследования: организационно-экономические отношения в I процессе создания^ функционирования и развития холдинговых объединений с целью повышения конкурентоспособности предприятий трубной промышленности.

Методологической основой исследования явились, диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийсистемный, маркетинговый и стратегический подходыдедуктивный и индуктивный методыметоды идеализации, моделирования, анализа и синтезаконтент-анализметоды сбора и обработки статистической информации.

Теоретической основой исследования явились положения теории управления и корпоративного менеджмента, в соответствии с которыми исследованы вопросы создания и развития корпоративных структур холдингового типа предприятий трубной промышленности металлургического комплекса России.

Теоретическаяоснова исследования корпоративного менеджмента базировалась на изучении трудов В. В. Андрова (16), А. А. Володина (93),.

A.В.Жуплева (93), Э. М. Короткова (48), Е. В. Ленского (54), В. И. Лисова (56), И. И. Мазура (58), Н. Г. Ольдерогге (58), С. П. Перегудова (74),.

B.Д.Шапиро (58), В. И. Шеина (93) и др.

По вопросам корпоративной формы производственно-хозяйственной деятельности теоретическую основу данного диссертационного исследования составили труды А. В. Бандурина (19), А. С. Белорусова (20), Ю. В. Иванова (38), Е. В. Ленского (49), В. И. Лисова (52,53), С. ТПашина (68), В. Н. Петухова (67), С. П. Перегудова (68), Д. АПумпянского (74,75), А. Д. Радыгина (76), М. К. Старовойтова (85), А. И. Татаркина (33) и др.

Теоретической основой исследования сущности и содержания, конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ послужили труды классиков экономических учений: А. Смита, исследовавшего природу конкуренции, Д. Рикардо, предложившего модель совершенной конкуренции, А. Маршала и Э. Чемберлина, развивших основные положения теории 8 монополистической конкуренции, М. Кембела, исследовавшего типы рыночных структур и специфику олигополистического рынка, М. Портера, предложившего методологию анализа отраслевой конкурентной среды и источников конкурентного преимущества, дав классификацию базовых стратегий развития компании в условиях высоко конкурентных рынков.

Среди отечественных авторов, внесших определенный вклад в разработку теории конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий и организаций, следует, на наш взгляд, отметить работы Г. Л. Азоева (15), В. Л. Берсенева (22), А. С. Булатова (100), В. А. Быкова (99), Н. В. Еремеевой (38), С. Л. Калачева (38), И. М. Лифица (57), Е. И. Мазилкиной (61), С. Н. Муратова (22), В. В. Овчинникова (72), Д. А. Пумпянского (80,81), Р. АФатхутдинова (97,98), Т. ГФилософовой (99), В. И. Шкардуна (126) и др., которые и послужили методологической основой исследования.

Работа основывалась на законодательных и нормативных актах Российской Федерации по вопросам создания и деятельности корпоративных структур.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, статистические данные металлургической отрасли России и предприятий трубной промышленности, эмпирический материал, содержащийся в публикациях отечественных и зарубежных авторов, материалы ОАО «Трубная металлургическая компания», ОАО «Объединенная металлургическая компания» и Фонда трубной промышленности РФ.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании современных методологических и методических положений в области создания и функционирования корпоративных структур холдингового типа с целью повышения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятий на примере трубной промышленности металлургического комплекса экономики России.

В' диссертационной работе: получены следующие методологические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся: положениями, выносимыми на защиту:

1. Уточнена сущность следующих понятий, составляющих основу аппарата исследованиякорпоративный менеджмент, корпорациякорпоративная структура холдингового типа, конкуренцияконкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкурентный потенциал.;

2. Выявленыусловия и обоснована необходимость формированйя корпоративных образований холдингового типа предприятий трубнойпро-мышленности на примере ОАО «Трубная металлургическая компания.

3. Определеныфакторы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ холдинговых объединений предприятий — трубной промышленности^ предопределяющие приоритетность формирования корпоративных структур.

4. Разработана методика комплексной оценкиконкурентоспособности холдинговых компаний* трубной промышленности на отечественном* и мировом рынках. :

5. Разработан и обоснован комплекс приоритетных стратегий развития конкурентоспособности холдинговых объединенийпредприятий трубной промышленности России.

6. Определены, и обоснованы меры защиты трубного рынка России от конкуренции иностранных производителейтруб в условиях мирового финансового кризиса.

Практическая значимость исследования научного исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и предложения доведены до уровня конкретных рекомендаций, позволяющих не только предприятиям трубной промышленности металлургическою отрасли, но и предприятиям других реальных секторов экономики России использовать их в качестве методического обеспечения мер повышения своей конкурентоспособности на основе формирования и развития корпоративных структур.

10 на основе формирования и развития корпоративных структур.

Предложенная система формирования и функционирования холдинговых компаний может быть использована при оценке целесообразности образования корпоративных структур, а также служить основой создания эффективного механизма корпоративного менеджмента субъектов производственно-хозяйственной деятельности.

Отдельные положения исследования нашли свое практическое отражение в деятельности холдинговых компаний ОАО «Трубная металлургическая компания», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и других промышленных предприятий металлургической отрасли, а также Фонда развития трубной промышленности.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации докладывались автором на следующих конференциях: на международных конференциях «Трубы 2006» и «Трубы 2007» в г. Челябинске в сентябре 2006 г. и 2007 г.- в материалах Фонда развития трубной промышленности по вопросам перспектив развития отечественной металлургической отрасли в увязке с Энергетической стратегией Россиина научно-практической конференции Всероссийской академии внешней торговли «Пути повышения конкурентоспособности российского менеджмента на мировом рынке» в апреле 2008 г. на тему «Конкурентоспособность российских крупных производителей труб на отечественном и мировых рынках». Публикации автора:

1. Знаменский А. О. Электронное учебное пособие по курсу «Менеджмент» — М.: Лицей информационных технологий, 2000. — 70 с. (3 п.л.).

2. Знаменский А. О. Проблемы формирования корпоративных структур субъектов внешнеэкономической деятельности в современных условиях. (В сборнике научных работ студентов и аспирантов ВАВТ научно-практической конференции «Актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности») М.: май, 2005 (0,4 п.л.).

3. Знаменский А. О. Причинно-следственные отношения понятий «маркетинг» и «управление маркетингом». (В сборнике научных работ студентов и Успешному развитию корпоративных форм хозяйствования в России мешает не только отсутствие нормативно-правовой аспирантов ВАВТ межвузовской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ВАВТ и 30-летию маркетинга в России) апрель, 2006. (0,4 п.л.).

4. Знаменский А. О. Подходы к понятию «корпорация» и эволюция развития транснациональных корпораций. (В сборнике научных работ аспирантов ВАВТ научно-практической конференции «Место России в системе мирохозяйственных связей») Москва, май 2006 (0,7 п.л.).

5. Знаменский А. О. Стратегические альянсы как международные объединения корпораций. — М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2008. (0,8 п.л.).

6. Знаменский А. О. Конкурентоспособность российских крупных производителей труб на отечественном и мировом рынках (Материалы научно-практической конференции ВАВТ «Что ждет российский менеджмент?») -М.: ВАВТ, 2008. (0,4 п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, содержащие 150 страницу машинописного текста, включает 14 рисунков, 5 таблицы, списка использованной литературы из 147 наименований, а также включает 8 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования формирования и развития холдинговых компаний как фактора повышения конкурентоспособности предприятий трубной промышленности металлургической отрасли России, можно сделать следующие основные выводы.

Феномен современного корпоративного менеджмента как одного из главных факторов интеграционных процессов как в глобальных, так и во внутренних социально-экономических процессах, в течение длительного времени в России недооценивался или не учитывался вообще. В современных условиях финансово-экономической нестабильности мировых рынков менеджеры корпораций образуют наиболее жизнеспособную линию защиты и активного противостояния кризисным процессам. В острой конкурентной борьбе, развертывающейся в условиях глобализации экономики и мирового финансового кризиса, смогут существовать и успешно функционировать лишь мобильные и динамичные корпоративные структуры, построенные на современных принципах корпоративного менеджмента.

Актуальность данных проблем обусловлена рядом факторов: корпоративные образования субъектов производственно-хозяйственной деятельности должны органически вписываться в общую трансформирующуюся экономическую систему страны. Их формирование и развитие не должно происходить в ущерб развитию других организационно-правовых форм;

— механизм формирования корпоративных структур нуждается в дальнейшей разработке методических основ, которые способствовали созданию организационных форм, адекватных современным условиям;

— необходимо добиваться средствами государственного регулирования утверждения оптимальных форм корпоративных образований, включающих весь комплекс производственных, финансовых, коммерческих и других структур.

Корпоративная" форма хозяйствования является важной частьюэкономического и социального развития страны. Она способствует формированию эффективных институтов рыночной экономики, вносит значительный вклад в создание конкурентоспособного промышленного сектора', который является^ фундаментом' экономического' роста. Корпоративная форма выступает важным фактором и-катализатором привлечения внутренних и зарубежных инвестиций, помогает интегрировать страну в глобальные финансовые^ рынки, обеспечивает оптимальное использование материальных, финансовых, тру-довых-и информационных ресурсов.

На. наш взгляд, можно утверждать, что современные организационно-интеграционные тенденции привели к формированию" рыночно-ориентированного корпоративного сектора отечественной экономики, включающего крупные промышленные и производственные предприятия, торговые организации, концерны, холдинговые компании, финансово-промышленные группы.

В диссертации обосновывается, что в современных условиях финансового кризиса корпоративная форма хозяйствования является наиболее эффективной с точки' зрения: повышения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ промышленных предприятий.

Предлагаемая автором трактовка сущности корпоративного менеджмента подразумевает постановку вопросов собственности и потенциала синергии совместной производственно-хозяйственной деятельности уже на стадии формирования корпоративныххтруктур.

Успешному развитию* корпоративных форм хозяйствования', в России мешает не только отсутствие нормативно-правовой базы, адекватной современным условиям, но и не разработанность данной проблемы в экономической теории, теории управления и теории организации, что препятствует созданию методологии их исследования-и методики организационного проектирования и формирования эффективных моделей корпоративных образований.

В ходе экономических реформ в нашей стране мы имеем беспрецедентный.

145 опыт приватизации предприятий и разгосударствоваиия собственности, ее трансформации в акционерную и частную, создание организационно-правовых форм не предусмотренных Гражданским кодексом России.

Обобщение отечественного опыта создания и развития корпоративных структур показало их активные формирования на предприятиях трубной промышленности металлургической отрасли российской экономики. Это позволило выявить определенные тенденции и специфические особенности развития интеграционного процесса в отрасли. Результатом формирования корпоративных форм хозяйствования в трубной промышленности явилось: * повышение уровня концентрации трубной продукции и на этой основе конкурентоспособности отечественных труб, особенного труб большого диаметра для топливно-энергетического комплекса страны.

Как показывает проведенное исследование, изменение условий, в которых работают современные корпоративные образования холдингового типа в трубной промышленности, оказывает соответствующее влияние на конкурентное поведение холдинговых компаний, их конкурентоспособность. Возможность завоевания определенных позиций, их укрепление и развитие определяются способностью холдинговой компании к обновлению, умению адаптироваться к меняющимся экономическим, институциональным и социальным условиям наряду с обладанием свойствами, создающими конкурентное преимущество. Под конкурентоспособностью холдинговой компании предложено понимать наличие, формирование и развитие ее конкурентных преимуществ в условиях конкуренции на отечественном и мировом рынках.

Выявленные закономерности конкурентного развития холдингов (концентрация капитала, интеграция финансового и промышленного капитала, диверсификация форм и направлений деятельности), а также источники формирования конкурентных преимуществ позволили уточнить понятие «конкурентное преимущество». Оно характеризует реальное обладание холдинговой компанией свойствами, создающими устойчивые ресурсные, операционные, стратегические возможности, реализация которых позволит вести ак.

146 тивные действия по завоеванию лидерских позиций на отечественном и мировом рынках трубной продукции. В диссертации выявлена природа конкурентных преимуществ с позиции современных теорий, обоснована необходимость создания и развития конкурентных преимуществ в качестве приоритетной стратегической цели отечественных холдинговых компаний^.

Разработан методический подход к оценке конкурентных преимуществ холдинговой компании. Его основными этапами являются: уточнение критериального параметра оценки конкурентных преимуществ холдинговой компаниивыделение методических особенностей оценки конкурентного потенциала и рыночной стоимости холдинговой компании как консолидированных показателей наращивания конкурентного присутствиям на трубных рынкахвыявление устремленности холдинговой компании на конкуренцию за создание новых возможностей развития.

Основная конкуренция^ между корпоративными структурами переходит в сферу компетенций, а стратегической задачей успешной холдинговой компании становится формирование потенциальных возможностей наращивания конкурентных преимуществ" Установлено, что наиболее распространенным критерием оценки конкурентных преимуществ является максимизация* финансовых результатов, однако они не в полною мере отражают ожидаемые результаты, корпоративного объединения, которые определяются не только текущей операционной деятельностью, но и вновь образующимися синерге-тическими возможностями. Учитывая, что текущая стоимость активов? выражается в" капитализированной величине будущих доходов, порождаемых данными активами, правомерно отражать их влияние на рост рыночной стоимости предприятия.

Оценка конкурентного потенциала, характеризующего «аккумуляционные возможности» холдинговой компании, выделена в качестве важнейшей составляющей процесса формирования динамичного, адаптивного и устойчивого конкурентного преимущества.

Разработана методика и определены этапы* оценки конкурентного потенциала холдинговой компании, включающие: оценку составляющих конкурентного потенциала предприятий — автономных юридических лицоценку консолидированных слагаемых конкурентного потенциала холдинговой, компанииопределение основных направлений' наращивания конкурентных преимуществхолдинговой компании.

Такой подход дает возможность, определить не только слабые звенья в конкурентном развитии субъектов' хозяйствования, реализующих корпоративную стратегию использования имеющихся конкурентных преимуществ (их расширением в направлении существующих рынков), но и более полно учесть. эффекты (лидерские возможности)5 интеграционного" процесса. Апробация? методики при разработке стратегии развитияЮАО «ТМК «показала, что она позволяет совершенствовать стратегию внутрикорпоративного развития в направлении создания холдинговой-компании — мирового лидера в трубной отрасли.

С учетом выявленных факторов предложена система показателей, и выполнена оценка конкурентных позиций трубных компаний на отечественном рынке. В качестве критериев оценки выделены: занимаемая доля рынка, сила торговой марки, технологическая" позиция. Результаты анализа уровня конкуренции и конкурентных позиций трубных холдинговых компаний показали, что в целом внутренний рынок может быть охарактеризован как олигопо-листический (четыре трубные холдинговые компании выпускают около 84,0% российских труб). Установлено, что в условиях сложившейся олигополии рынков, конкурентное взаимодействие холдинговых компаний затрагивает все сферы: уровень цен, объем продаж, дифференциацию продукции, инновационную деятельность, сервисное сопровождение. Предложен методиче.

148 ский подход к оценке конкурентных позиций трубных холдинговых компаний на мировом рынке.

Установлено, что определяющее влияние на возможность холдинговой компании конкурировать на рынке оказывает уровень конкурентоспособности продукции. Оценки конкурентоспособности продукции хозяйствующих субъектов, как правило, носят специфический,'характер в зависимости от ее отраслевой-принадлежности, однако содержат ряд компонент, важнейшими из которых являются спрос на продукцию, соотношение цены и качества, инновационные и инвестиционные возможности предприятия. Разработан методический подход к определению-конкурентоспособности труб, сформированы алгоритм оценки и’система необходимых для расчета показателей.

Проведенные исследования показали, что ОАО «ТМК» может успешно интегрироваться в мировой трубный рынок. Базой для этого служат естественные конкурентные преимущества компании: высококвалифицированные трудовые кадры, накопленный технологический и научно-технический опыт, обеспеченность основным металлургическим сырьеминфраструктурными ресурсами и др.

В работе показана целесообразность и возможность дальнейшего усиления. конкурентных преимуществ компании за счет: оптимизации издержек и повышения эффективности производствазначительного роста доли продукции с высокой добавленной стоимостью, что позволит увеличить маржу, обеспечить выход на новые рынки сбытаувеличения цен за счет развития каналов*, дистрибуции и сервисных услугповышения уровня информационных технологий (внедрение КИС на базе БАР/Ю и АСУ технологических процессов).

Автором обоснован и предложен руководству Фонда трубной промышленности ряд факторов, сдерживающих развитие трубной промышленности: Внутренние факторы:

— Перенос сроков реализации крупных трубопроводных проектов.

— Снижение инвестиционной активности нефтяных компаний России вследствие падения цен на нефть.

— Невысокий уровень развития машиностроения ограничивает развитие потребления труб промышленного назначения.

— Спад в строительстве отражается на снижение спроса на сварные трубы промышленного назначения.

— Демпинговые поставки трубной продукйции из Украины и КНР.

— Открытость российского трубного рынка стимулирует рост импорта.

Внешние факторы:

— Рост протекционизма в странах ЕС и США.

— Возникновение практики установления технических барьеров для выхода на мировбй рынок (директива КЕАСН).

— Масштабные инвестиции в развитие трубных отраслей в основных потребляющих регионах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, (часть 1.) М. СПАРК, 1995.- 304 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, (часть 2.) М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996- 704с.
  4. О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Закон РФ от 3 июля 1991 г.
  5. О финансово-промышленных группах. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ
  6. О приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2001 г.№ 178-ФЗ
  7. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Федеральный закон РФ от 23 марта 2002 г. № 31 ФЗ.
  8. Об акционерных обществах. Федеральный закон РФ от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ
  9. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ.
  10. Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г. «О коммерциализации государственных предприятий».
  11. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «Об утверждении временных положений о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества».
  12. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ» от 1 апреля 1996 г.
  13. Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий и организаций РСФСР».
  14. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.6 Типогр. «Новости»", 2000. 256 с.
  15. В.В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. М.: Экономика, 2003. 311 с.
  16. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 256 с.
  17. Антикризисное управление: правовые и экономические основы. М.: ИНФРА-М, 2008. 276 с.
  18. Л.Е. Менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2000. 216 с.
  19. А.В. Деятельность корпораций. -М.: Буквица, 1999. 600 с.
  20. Белорусов А. С. Международный менеджмент. М.: Экономистъ, 2007. 332с.
  21. В.Л., Муратов С. Н. Конкурентное поведение: от теории к практике. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2005. 87 с.
  22. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. — М.:ТЕИС, 2002. 356 с.
  23. В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации. -М.: Весть, 2006. 375 с.
  24. А.Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы. М.: АНКИЛ. 1994. 84 с.
  25. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Изд-е 3. -М.: Экономисть, 2004. 537 с.
  26. ., Дюссож П. Стратегические альянсы. — М.:ИНФРА-М, 2002. 220 с.
  27. И.Н. Менеджмент. 2-е изд.-М.: ЮНИТИ, 2005. 526 с.
  28. А.П. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры, налоговое планирование. Создание кредитных союзов. -М.: Анкил, 1999. 216 с.
  29. Я. Целевая конкуренция. Пер. с англ. -М.: Вершина, 2006.
  30. И.П. Мировая экономика. М.:Омега=Л, 2007. 394 с.
  31. П.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. -М.: Дело, 2000. 416 с.
  32. Динамика корпоративного развития /Под.ред. А. И. Татаркина. —М.: Наука, 2004. 502 с.
  33. П. Маркетинг менеджмент и стратегии. 3-е изд. Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2003. 544 с.
  34. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2001. 272 с.
  35. П. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. М: Изд. Дом «Вильяме», 2006. 342 с.
  36. В.Ж. Исследование адаптивных моделей поведения промышленных предприятий в условиях переходной экономики. Екатеринбург, изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000. 212 с.
  37. Н.В., Калачев С. Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. -М.: Колос, 2006. 174 с.
  38. П.В. Основы корпоративного управления концернами. -М.: ПРИОР, 1998. 187 с.
  39. О.В., Краснов И. В. Организационные структуры субъектов внешнеторговой деятельности,— М.: Экономика, 2005. 559с.
  40. Ю.В. Слияния, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса.- М.:Альпина Паблишер, 2001. 244 с.
  41. М.С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.:Альпина Паблишер, 2002. 296 с.
  42. Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Изд. МАМИ, 2002. 398 с.
  43. Т.В. Корпоративное право. 2-е изд. М.: ИНФРА -М- 2006. 815 с.
  44. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. СПб.: Информ. Пресс, 2002. 223 с.
  45. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (часть 1) /Под ред. О. Н. Садикова.- М.: Юринформцентр. 1996. 504 с.
  46. Комментарий к Федеральному закону РФ'"Об акционерных обществах" /Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 1996. 489 с. ,
  47. Э.М. Концепция* российского менеджмента. Учебник М.: ДеКа, 2004. 896 с.
  48. Корпоративный менеджмент. Учеб.пособие. Колл.авторов. М.: Омега-Л, 2005. 246 с.
  49. Ф. Менеджмент. Маркетинг. СПб.: 2005. 457 с.
  50. С.П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004. 478 с.
  51. Д., Стоунхаус Дж. Стратегический менеджмента. Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. -М.: Изд-во «Проспект», 2003*. 420 с.
  52. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Пер. с англ. Под ред В. Б. Колчанова. СПб.: Питер- 2004. 800 с.
  53. Е.В. Корпоративный бизнес /Под ред. О. Н. Сысковца. М.: Армита, 2001. 316 с.
  54. В.И. Стратегические ориентиры экономического развития черной металлургии в современных условиях. М: Экономика, 2005*. 257 с.
  55. В.И. Формирование крупных интегрированных структур в российской экономике. М.: Изд. МГУ, 2000. 312 с.
  56. И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Высшее образование, 2007, 198 с.
  57. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Корпоративный менеджментам.: Высшая школа, 2003. 1077 с.
  58. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2006. 486 с.
  59. Е.И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л, 2007. 184 с.
  60. С.А. Механизм корпоративного управления. М.: Финста-тинформ, 2002. 302 с.
  61. В.П. Основы менеджмента. — М.: ДеКа, 2002. 352 с.
  62. Менеджмент: Учебник /под ред. проф. В. И. Королева. М.: Экономиста, 2004. 432 с.
  63. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основа менеджмента. — М.: Дело, 2005. 702 с.
  64. МильнерБ.З. Теория организации.-М.:ИНФРА-М, 1999. 480 с.
  65. Г. 'Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ., под ред. Ю.Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 336 с.
  66. Мировая экономика /Под ред. проф. A.C. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005, 734 с.
  67. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. Под ред. В. В. Полякова. -М.: Кнорус, 2008. 368 с.
  68. С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ.- М.: Дело, 2004. 672 с.
  69. В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.:ЦМЭМО РАН, 2002. 232 с.
  70. В.В. Глобальная конкуренция. М.: Институт экономических стратегий, 2007. 186 с.
  71. В.Н. Корпорация в российской промышленности : законодательство и практика. М.: Формула права, 1999. 334 с.
  72. С.П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003. 352 с.
  73. В.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2006. 672 с.
  74. М. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2002. 382 с.
  75. М. Конкурентное преимущество. Пер. с англ. М.: Альпина, 2005. 247 с.
  76. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина, 2005. 289 с.
  77. К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Пер. с англ. М.: «Олимп-Бизнес», 2006. 368 с.
  78. Д.А. Развитие конкурентных преимуществ корпоративных структур: теория, методология, практика. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. 374 с.
  79. Д.А. Реструктуризация как фактор повышения конкурентных преимуществ трубной компании. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 72 с.
  80. А.Д., Мальгинов Г. Н. Государственная собственность в российских корпорациях: проблемы эффективности управления и задачи государственного регулирования. М.: ИЭПП, 2001. 467 с.
  81. А.Д., Энтов Р.М, Проблемы слияния и поглощения в корпоративном секторе. М.: ИЭПП, 2000. 197 с.
  82. В.М. Управление изменениями. М.: Магистр, 2008. 218 с.
  83. Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриализации к социально-ориентированной модели. Т. 1. / Под ред. А. И. Татаркина. -М.: Экономика, 2005. 722 с.
  84. Д. Мескон М., Боуви К., Тилл С. Современный бизнес. М.: Республика, 1995. 1068 с.
  85. Н.Б. Корпорации: Теоретические и прикладные проблемы.-М.: Московская высшая школа, 1999. 271с.
  86. М.К. Современная российская корпорация: организация, опыт, проблемы. М.: Наука, 2001. 311 с.
  87. Управление организацией. / Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.: ИНФРА-М, 1999. 669 с.
  88. Управление современной компанией./Под общ. ред. Б. З. Мильнера -М.: ИНФРА —М, 2001. 358 с.
  89. Холдинги. Сборник нормативных актов с комментариями и схемами. -М.: Юрист, 1994. 256 с.
  90. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организованное проектирование, интеграционная динамика.- М.: Альпина, 2000. 198 с.
  91. В.И., Жуплев A.W., Володин A.A. Корпоративный менеджмент: опыт России и США.- М.: Тип. «НОВОСТИ», 2000: 302 с.
  92. А.Г. Хозяйственные сообщества: генезис и эволюция. -Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2003. — 332 с.
  93. И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспект.- М.: Горо-дец-издат, 2003.-192 с.
  94. P.A. Система менеджмента. —М.: «Интел-Синтез», 2003. 416 с.
  95. P.A. Стратегическая конкурентоспособность. 2-е изд. — М.: Экономика, 2005. 268 с.
  96. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. 2-е изд. -М.: «Эксмо», 2005. 544 с.
  97. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. 158 с.
  98. Экономика. 4-е изд. Под ред. А. С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2008. 658 с. 1. Статьи
  99. С.Б., Розанова Н. М. Подход к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  100. Ю. Металлургия в обновленной структуре хозяйства //МЭиМО, 1998. № 8.
  101. М.И., Попов Е. А. Практические модели конкурентоспособности. М.: Маркетинг, 2003, № 4.
  102. И.А. Ключевые проблемы развития отечественной металлургии // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2.
  103. И.А. Металлургия в процессе экономического роста в Рос-сии.//Проблемы прогнозирования.2000, № 1.
  104. Ю.Л. и др. Кризисы современной России и система научного мониторинга. -М.: Проблемы современной экономики. № 3, 2008.
  105. И.А., Титова Н. В. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. Маркетинг, 2007, № 1.
  106. Ю., Дементьев^., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // РЭЖ. 2004. № 11,12.109: Захарченко В. И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий. Машиностроитель, 2007, № 11.
  107. Колпаков- С. В. Перспективы развития мировой металлургии //Металлург. 2005.№ 4 100. Кондратов Л. А. Производство и потребление труб в 2005 г. // Сталь. № 1
  108. Конкурентоспособность фирмы. // Вестник ТИСБИ. 2005, № 4.
  109. Г. В. Формирование конкурентных преимуществ с учетом положений институциональной экономики // Финансы и кредит. 2004, № 3.
  110. Т.И. Проектные структуры будущее компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 5.
  111. Лисов В. И, Пономаренко А. И., Якутии Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность // РЭЖ. 2003. № 3.
  112. С.А. Оценка значимости отраслевых входных барьеров как инструмента ограничения конкурентоспособности. — М.: Проблемы современной экономики. № 4, 2008.
  113. А.Н. Управление затратами как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. — М.: Проблемы современной экономики. № 3, 2008.
  114. М., Цимдина 3. Слияния и поглощения в черной металлургии (1999−2004) //ЭКЭ. 2004. № 11.'
  115. В.М. Российская черная металлургия на современном этапе.// Сталь, 2003. № 5.
  116. А.И., Сидоров И. П. Российская1 корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2004. № 5
  117. Развитие корпоративных форм управления в РФ (по материалам международной научно-практической конференции, проведенной Международной академией управления) //ЭЖ. 2000. № 2, № 4.
  118. А. Интеграция корпоративных структур //Управление компанией. 2004. № 3.
  119. А.И., Пумпянский Д. А. Интеграция корпоративных структур в окружающее бизнес-пространство // Экономика и управление.2005. № 2.
  120. A.B. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 5.
  121. К.П. Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов. — М.: «Креативная экономика», выпуск 1, ноябрь, 2007.
  122. K.B. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли или региона. М.: Проблемы современной экономики. № 4, 2008.
  123. В.И. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия. // Маркетинг. 2005, № 1.1. Словари
  124. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от, А до Я. Руководителю, Бухгалтеру, Юристу, Акционеру /Составитель Захарьин .Р. М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. 400 с.
  125. Большой коммерческий словарь. М.: Война и мир, 1996. 132 с.
  126. Большой экономический словарь. //Под ред. А. Н. Азраиляна. 3-е изд. — М: Институт новой экономики, 1998. 261 с.
  127. Все об акционерных обществах России 1996 г. Справочник. Книга первая. — М.: «Экономика и финансы», февраль 1996 г. 640 с.
  128. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия.-М., 2002. 308 с.
  129. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «Русский язык», 1998. 169 с.
  130. Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): сборник стратегических понятий. Екатеринбург: ОАО «И1П1 «Уральский рабочий», 2006. 504 с.
  131. И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов (И.И.Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др.). Под общ.ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. 348 с.
  132. Основы международного бизнеса: словарь-справочник/Под ред. проф. Долгова С. И. М.: БЕК, 1995 г.
  133. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. М.: «Издатцентр», 1997 г. — 584 с.
  134. Экономическая энциклопедия. Глав, ред Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
  135. Источники на иностранных языках138. 1МЕ. Direction of Trade Statistics Quarterly. Washington. Mart 2 004 139. 1ME. Official Financing. Recent Development and Selected Issues. Washington, 2003
  136. World Investment Report. Transnational Corporation and Export Competitiveness. 4NCTAD. New York and Geneva, 2002.
  137. UNCTAD, World Development Report. Geneva, 1997. P.6.
  138. UNCTAD, World Development Report. Geneva. 1999. P. 149
  139. Материалы международных конференций в России и за рубежом по вопросам развития металлургической отрасли и трубной промышленности
  140. Оперативные материалы «Трубной металлургической компании»
  141. Оперативные материалы «Объединенной металлургической компании»
  142. Оперативные материалы «Фонда трубной промышленности»
Заполнить форму текущей работой