Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль гигиениста стоматологического в реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что профилактика стоматологических заболеваний является одним из эффективных методов, позволяющим снизить уровень распространенности основных стоматологических заболеваний (Хамадеева A.M., 2000; Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н., 2006; Кузьмина Э. М., 2006; Леус П. А., 2008). Во всех развитых странах мира профилактическая работа осуществляется силами специального персонала со средним… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ ГИГИЕНИСТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Исторический опыт развития программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах в мире и в России
    • 1. 2. Функциональные обязанности и объём профилактической помощи, реализуемой гигиенистами стоматологическими и зубными врачами в организованных детских коллективах в мире
    • 1. 3. Документация, учёт, медицинская и экономическая эффективность программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах
    • 1. 4. Образовательные стандарты подготовки гигиенистов стоматологических для работы в организованных детских коллективах
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект, объем и условия исследования
      • 2. 1. 1. Общая характеристика обследованных детей
      • 2. 1. 2. Распределение детей по группам обследования
    • 2. 2. Методы обследования детей
      • 2. 2. 1. Клинические методы
      • 2. 2. 2. Клинико-лабораторные методы
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
    • 3. 1. Результаты реализации программы профилактики основных стоматологических заболеваний в школе
      • 3. 1. 1. Разработка функциональных обязанностей гигиениста стоматологического для эффективной работы в программе
      • 3. 1. 2. Стоматологический статус 7-летних детей первоклассников)
      • 3. 1. 3. Стоматологический статус 12-летних детей в зависимости от длительности участия в программе профилактики
      • 3. 1. 4. Распространенность дентофобии у 7-летних и 12-летних детей при реализации программы в школе
      • 3. 1. 5. Результаты определения эффективности профилактических мероприятий на твердые ткани зуба в очагах деминерализации у детей
    • 3. 2. Результаты реализации программы профилактики основных стоматологических заболеваний в ДДУ
      • 3. 2. 1. Разработка функциональных обязанностей гигиениста стоматологического при реализации программы в ДДУ
      • 3. 2. 2. Распространенность вредных привычек и нарушений основных функций (дыхание, глотание, жевание речь) у детей
    • 3. 3. Результаты внедрения программы профессиональной переподготовки зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» для работы в организованных детских коллективах

Роль гигиениста стоматологического в реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, актуализировала вопросы развития профилактического направления в медицине в целом и в стоматологии в частности.

Доказано, что профилактика стоматологических заболеваний является одним из эффективных методов, позволяющим снизить уровень распространенности основных стоматологических заболеваний (Хамадеева A.M., 2000; Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н., 2006; Кузьмина Э. М., 2006; Леус П. А., 2008). Во всех развитых странах мира профилактическая работа осуществляется силами специального персонала со средним медицинским образованием — гигиениста стоматологического (Шевченко О.В., 2004). В странах, где осуществляются программы профилактики, стоматологическая заболеваемость снизилась в 2−4 раза, и дети в возрасте 12 лет имеют индекс КПУ, не превышающий 1,0−2,0 (Axelsson Р., 2004). Однако, в России с переходом на рыночные отношения реализация профилактических программ, полностью зависящих от государственного финансирования, оказалась невозможной (Клюева Л.П. и соавт., 2000; Морозова Н. В., 2002; Кузьмина Э. М., 2002; Маслак Е. Е. и соавт., 2004; Кисельникова Л. П., 2005; Кулаков А. А., Колесник А. Г., Шестаков В. Т. и соавт., 2006; Авраамова О. Г., 2008).

В России в 2001 г. была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местом работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослыхстоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учрежденийучреждения социальной защиты населения и образованиясанаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33, 2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачомстоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК) (Хощевская И.А., Кисельникова Л. П., и соавт., 2003; Западаева С. В., 2009).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Цель исследования.

Обосновать функциональные обязанности гигиениста стоматологического как основного исполнителя при реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах на основе клинической доказательности их эффективности.

Задачи исследования:

1. Определить роль гигиениста стоматологического в реализации профилактического направления стоматологической помощи в системе детских образовательных учреждений.

2. Оценить эффективность программ профилактики стоматологических заболеваний с участием гигиениста стоматологического, реализуемых в организованных детских коллективах.

3. На основе квалификационной характеристики специалиста «гигиенист стоматологический» определить его функциональ-ные обязанности и возможный объём профилактической помощи при реализации программ профилактики в организованных детских коллективах.

4. Разработать табель материально-технического оснащения, учетно-отчетную документацию для школьных стоматологических кабинетов и медицинских кабинетов детских садов для реализации программ профилактики стоматологических заболеваний.

5. Разработать и внедрить образовательную программу профессиональной переподготовки зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» для работы в организованных детских коллективах.

Научная новизна.

Впервые установлена эффективность программы профилактики в школе с участием гигиениста стоматологического, при 5-летней реализации которой увеличивается частота здоровых 12- летних детей в 5 раз и редукция прироста кариеса достигает 75%.

Впервые установлено, что эффективная работа гигиениста стоматологического в программах профилактики стоматологических заболеваний в школе снижает распространенность дентофобии у школьников и распространенность вредных привычек, нарушений функций дыхания, глотания, жевания, речи у дошкольников в детских дошкольных учреждениях (ДДУ).

Впервые определены функциональные обязанности гигиениста стоматологического при работе в организованных детских коллективах, которые приводят к снижению лечебной нагрузки врача-стоматолога.

Впервые предложена и внедрена программа профессиональной переподготовки зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» для работы в организованных детских коллективах.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. По данным обследования детей дошкольного и школьного возраста распространенность кариеса составляет 50−90%, которая сопровождается удовлетворительной гигиеной полости рта, активно действующими факторами развития заболеваний (вредные привычки, нарушение функций дыхания, глотания, жевания, речи), что свидетельствует о необходимости широкого внедрения программ профилактики с участием гигиениста стоматологического в систему оказания стоматологической помощи детям в организованных детских коллективах.

2.

Введение

гигиениста стоматологического главным исполнителем программы профилактики в школе свидетельствует об эффективности программы, что подтверждается 75% редукцией прироста кариеса и увеличением в 5 раз (с 10 до 47%) числа здоровых 12-летних детей (с интактными зубами).

3. Реализация программы профилактики в ДДУ приводит к формированию знаний и умений по уходу за полостью рта у 95% детей, устранению вредных привычек, нормализации функций глотания, жевания и дыхания в 90% случаев в течение 1 года, что подтверждает эффективность работы гигиениста по контролю факторов риска стоматологических заболеваний у детей.

Практическая значимость.

Впервые определены функциональные обязанности гигиениста стоматологического как основного исполнителя программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах в соответствии с клинически доказанной их эффективностью.

Впервые разработан табель оснащения ШСК в зависимости от вида и объема оказываемой профилактической стоматологической помощи, представленный на утверждение в Минздравсоцразвития России.

Полученные данные могут быть использованы для разработки и реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в детских дошкольных учреждениях и школах.

Рекомендованная программа профессиональной переподготовки зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профиI лактическая» для работы в организованных детских коллективах может быть использована в образовательных учреждениях, занимающихся обучением гигиенистов стоматологических.

Апробация результатов диссертации.

Материалы диссертации доложены и обсуждены: на Международной конференции «Профессиональное образование гигиениста стоматологического и его медико-социальная роль» (Москва, 2007) — на XX Всероссийской научно-практической конференции «Стоматология XXI века», на симпозиуме «Организация стоматологической помощи детям в образовательных учреждениях» (Москва, 2008) — на III Съезде гигиенистов стоматологических России (Новосибирск, 2008) — на Уральской региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы профилактической стоматологии. Гигиенист стоматологический» (Челябинск, 2009) — на Международной научно-практической конференции «Приоритеты реализации программы профилактики стоматологических заболеваний у детей» (Алматы, 2009) — на XI ежегодном форуме «Стоматология 2009» (Москва, 2009).

Апробация диссертации проведена 16 марта 2010 г. на совместном заседании сотрудников отделов детской и терапевтической стоматологии, научно-организационного отдела и отдела профилактики стоматологических заболеваний ФГУ «ЦНИИС и 4JIX Росмедтехнологий».

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 8 статей в научных специальных изданиях, из них 1 в рекомендованных ВАК Российской Федерации.

ВЫВОДЫ.

1. По данным обследования до начала программ профилактики установлено: у 3−6- летних детей средний уровень распространенности кариеса (46,5%), высокая частота вредных привычек и нарушений функций дыхания, глотания, жевания, речи (до 78%), отсутствие привычки по уходу за полостью рта у большинства детей (57,35%) — у 7-летних детей — средний уровень распространенности кариеса (76%), средний уровень интенсивности кариеса (индекс КПУ 0,67±0,17, кп 3,52±0,41), удовлетворительная гигиена полости рта (индекс ИГР-У 0,69±0,17) — у 12-летних детей — высокий уровень распространенности кариеса (90%) — средний уровень интенсивности кариеса (индекс КПУ 3,47±0,45), удовлетворительная гигиена полости рта (индекс ИГР-У 0,87±0,10) — распространенность заболеваний па-родонта 48%, распространенность дентофобии 60%.

2. На основе квалификационной характеристики определены функциональные обязанности гигиениста стоматологического для работы в программах профилактики в организованных детских коллективах.

3.В результате участия гигиениста стоматологического в программе профилактики в школе в группе 12-летних детей через 5 лет редукция прироста кариеса составила 75%, число здоровых детей (с ин-тактными зубами) увеличилось в 5 раз (с 10 до 47,22%), улучшение уровня гигиены произошло в 2,4 раза (ИГР-У с 0,87±0,10 до 0,37±0,09), число детей со здоровым пародонтом в течение 2 лет увеличилось на 44% (с 52 до 96%), распространенность дентофобии снизилась с 60 до 0%, что свидетельствует о высокой эффективности программы.

4. В результате работы гигиениста стоматологического в детском дошкольном учреждении приобрели привычку чистить зубы 95% детей 3−6-летнего возраста, снизилась частота вредных привычек и нарушений функций дыхания, глотания, жевания на 90−100%.

5.

Введение

гигиениста стоматологического, как основного исполнителя программы профилактики в школе позволило внедрить профилактическое направление в работу школьного стоматологического кабинета и уменьшить потребность в лечебных мероприятиях у детей.

6. Разработан табель материально-технического оснащения школьных стоматологических кабинетов для реализации программы профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах.

7. Разработана и предложена для практики программа профессиональной переподготовки для зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая», позволяющая в короткие сроки решить кадровые проблемы в школьной стоматологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предложенные модели профилактических программ для ШСК и ДДУ с участием гигиениста стоматологического как основного исполнителя могут быть рекомендованы для планирования оказания стоматологической помощи в организованных детских коллективах.

2. Приоритет профилактических мероприятий в работе ШСК обеспечивает медицинскую и социальную эффективность программы профилактики в школе.

3. При организации школьного стоматологического кабинета рекомендуем разработанный табель оснащения для обеспечения высокой эффективности лечебно-профилактических мероприятий.

4. Для оценки эффективности программы профилактики в школе рекомендуем следующие критерии: увеличение числа детей с интактными зубами (снижение распространенности кариеса) — снижение интенсивности кариеса постоянных зубовсокращение числа удаленных постоянных зубовснижение распространенности заболеваний пародонтаснижение значения гигиенического индексаповышение санитарной грамотности школьников.

5. Для оценки эффективности программы профилактики в ДДУ рекомендуем следующие критерии: увеличение числа детей с интактными зубами (снижение распространенности кариеса) — снижение интенсивности кариеса, снижение значения гигиенического индексауменьшение вредных привычек и нормализация функций дыхания, глотания, жевания, речиповышение санитарной грамотности родителей, воспитателей, детей.

6. Для решения кадрового вопроса при организации эффективной профилактической стоматологической помощи детям целесообразно ввести профессиональную переподготовку зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» по разработанной программе. 7. Руководителям школ, где организуется работа ШСК с приоритетным профилактическим направлением, рекомендуем использовать результаты программы для обоснования заявки на присвоение школе статуса «Школа здоровья» и для мотивации родителей к поступлению ребенка для обучения в школе, имеющей программу профилактики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Г. Использование фторидсодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность): Дис.. д-ра мед.наук. -М., 2005. 252с.
  2. О.Г., Леонтьев В. К. Перспективы разработки профилактических стоматологических программ в России (исторический и ситуационный анализ)//Стоматология.-1998.-Т.77,№ 2.-С.11−13.
  3. А.А. Ортодонтическое лечение детей и подростков с аномалиями прикуса и его влияние на функцию внешнего дыхания и ритма сердца: Автореф. дис.канд.мед.наук. М., 2000. — 37с.
  4. А.Е. К вопросу об идеологии, содержании и целеполаганиипервичной медицинской профилактики // Менеджер здравоохранения. 2010. — № 2. — С.24−29.
  5. X. Влияние комплексной профилактики кариеса на эффективность его лечения пломбированием у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук, — М., 1989.- 20с.
  6. Л.А. Диагностика начальной стадии деминерализации эмали методом окрашивания // Результаты клинических и экспериментальных исследований.- М, 1973.- С.4−5.
  7. А.В. Возрастная динамика роста распространенности и изменения структуры аномалий зубочелюстной системы среди дошкольников и школьников // Стоматология.- 2002.-№ 5.- С.67−71.
  8. Альтернативные системы стоматологического обслуживания. Доклад Комитета экспертов ВОЗ.- Женева, 1988.-62с.
  9. Ю.Багдасарова О. А. Выбор рациональной системы профилактики кариеса зубов у детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук.- Самара, 2009.-25с.
  10. В.Г. Определение функций медицинских сестер стоматологических учреждений: Дис. канд.мед.наук. -М., 1974—130с.
  11. Е.В., Иванов B.C., Максимовский Ю. М., Максимовская JI.H. Терапевтическая стоматология: Учебник. М., 2002.-240с.
  12. З.Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. М., 2007. -50с.
  13. Н.М. Подарим детям красивую улыбку. Учебно-методическое пособие по организации профилактики стоматологических заболеваний у детей (для персонала дошкольных образовательных учреждений).- М., 2006.-30с.
  14. Н.М., Леонтьев В. К., Сунцов В. Г. Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в программах комплексной профилактики стоматологических заболеваний: Методические рекомендации. М., 1991.-58с.
  15. Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М., 1988. -140с.
  16. Т.Ф. О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний у детей // Стоматология. 1989.-Т.68, № 5.-С. 4−7.
  17. A.H. Общественное здоровье и здравоохранение: Уч.пособие. -М.:ИКЦ «Академкнига», 2008.-499с.
  18. А. Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию: Автореф. дис.. канд.мед.наук. Омск, 2006.-22с.
  19. И.В., Текучева СВ., Свиридова К. И. Сравнительная характеристика распространенности зубочелюстных аномалий по данным исследований, проведенных в ЦНИИС и 4JIX // Ортодонтия.-2009.-№ 1 .-С.59.
  20. В.М., Караханян В. Т., Максимовский Ю. М., Ерканян И. М. Мотивационные аспекты обращаемости пациентов в условиях участкового принципа организации стоматологической помощи. // Стоматология. 2003. — № 2. -С.65−67.
  21. П.Г. Социальные основы Советской стоматологии М., 1933.
  22. К.Г., Стародубов В. И., Эйгин JI.E. Медицинские кадры в стоматологии. Монография. — М., 2001.-С. 132.
  23. В.А., Сунцов В. Г., Вагнер В. Д. Анатомо-физиологические аспекты развития кариеса зубов и зубочелюстных аномалий: Метод, рекомендации. Омск, 1994. — 8с.
  24. В.А., Вагнер В. Д., Сунцов В. Г. Карницкая И.В. Метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, связанных с нарушением носового дыхания // Стоматологияю.- 1998. № 2. — С.53−54.
  25. В.Ю. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных как основа стоматологического здоровья детей раннего возраста: Дис. .канд.мед.наук.-М., 1997.- 135 с.
  26. B.C. Заболевания пародонта 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Мед. информ. агентство, 1998.- 295 с.
  27. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  28. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., 1996.-246 с.
  29. А.А., Мещеряков Д. Г., Куницина Н. М., Васюкова B.C., Шляфер С. И. Организация работы и нормирование труда гигиениста стоматологического // Сестринское дело. 2005.- № 7.- с. 19 — 21.
  30. Л.П., Хощевская И. А., Мчедлидзе Т. Ш., Иванова Г. Г. Участие гигиенистов стоматологических в проведении школьной профилактической программы //Институт стоматологии. 2003. -№ 4(21) — С.28−31.
  31. Л.П., Мчелидзе Т. Ш., Хощевская И. А. и др. Современная концепция школьной стоматологии (7 лет от постановки проблемы до ее реализации)//Институт стоматологии. 2007.-№ 3(36) .-С.28−32.
  32. Л.П., Беляев В. В., Мишина В. Е. Образовательная школьная программа по гигиене полости рта в Тверской области// Стоматологические заболевания у детей (эпидемиология, профилактика, лечение).-Тверь, 2000.-С.43−47.
  33. В.Л., Молдавская Н. А. Роль и значимость среднего медицинского персонала на приеме врача-стоматолога детской практики // Стоматология детского возраста и профилактика.-2005.-№ 3−4.-С.78−79
  34. В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста. — М.: МЕДпресс информ, 2008. — 168 с.
  35. Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей: Информационно-справочные материалы в помощь организаторам программ массовой профилактики стоматологических заболеваний.- М., 1988.- 61с.
  36. КоролеваГ.М. Сравнительная оценка эффективности различных схем профилактики кариеса у детей, проводимых силами персонала детских дошкольных учреждений: автореф. дис.. канд.мед.наук -Санкт-Петербург, 1997. 17 с.
  37. С.Ю. Эффективность программ профилактики основных стоматологических заболеваний у детей организованных коллективов Нижегородской области: автореф. дис.. канд.мед.наук М., 2001. -22 с.
  38. Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний, — М., 2003.-214 с.
  39. Э.М. Детская стоматология: решение проблем на пути поиска новых источников финансирования и более серьезного отношения к профилактике//Стоматология для всех.-2002.-№ 3.- С. 12−13.
  40. Э.М. с соавт. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний, (Метод, реком.), М., ММСИ, 1996. 36 с.
  41. А.А., Колесник А. Г., Шестаков В. Т. и др. Организация системы профилактики стоматологических заболеваний детского населения России. Концепция М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 96 с.
  42. Н.В., Савельева Н. А. Стоматологическая профилактика. -М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003. -288 с.
  43. Л.И. Комплексная медико-педагогическая программа профилактики основных стоматологических заболеваний с учетом возрастных психо-физиологических особенностей детей и подростков: Дис.. .канд.мед.наук.-М., 2001.- 180 с.
  44. В.К., Авраамова О. Г., Зимина В. И. и др. Влияние условий обучения детей чистке зубов различными пастами на состояние гигиены полости рта // Стоматология для всех. -2001.-№ 4.-С.34−39.
  45. В.К., Авраамова О. Г. Понятие «здоровый ребенок» в стоматологии //Дентал Юг.-2008.-№ 1, — С.2−3.
  46. В.К., Иванова Г. Г., Жорова Т. Н. Электрометрическая диагностика начального, фиссурного, рецидивного кариеса и других поражений твердых тканей зубов с законченной минерализацией эмали: Методические рекомендации. Омск, 1998.-20с.
  47. В.К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М., 2006. — 416 с.
  48. П.А. Профилактическая коммунальная стоматология.-М.: Медицинская книга, 2008. 288 с.
  49. Л.М. Восстановление эмали при кариесе в стадии белого пятна на этапах проводимой реминерализующей терапии // Труды V съезда Стоматологической Ассоциации России. М, 2000. — С.67−70.
  50. Л.М., Косюга С. Ю. Интенсивность и распространенность кариеса зубов и мотивация к регулярному уходу за полостью рта у детей // Новое в стоматологии. 2001. -№ 5.-С.73−75.
  51. Макдональд Ральф Е., Эйвери Дейвид Р. Стоматология детей и подростков. М.: МИА, 2003. — 766 с.
  52. Е.Е. Роль гигиениста в профилактике стоматологических заболеваний//Материалы Научно-практической городской конференции. Волгоград, 2003. — С.5−9.
  53. Е.Е., Коломыткина О. В. Школьная стоиатология как инструмент социальной защиты населения // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Стоматология XXI века М., 2008.- С.245−247.
  54. Методы оценки и коррекции стоматофобии / под ред.проф. А. В. Севбитова, проф. И. М. Макеевой. -М.:Медпрессинформ, 2009.- 32с.
  55. И.Н. Профилактика зубочелюстно-лицевых аномалий, как составляющая часть комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний // Стоматология дет. возр. и профилактика.-2006. № 4, — С. 35−39.
  56. И.Н., Морозова Н. В., Васманова Е. В. Обследование детей раннего возраста у стоматолога. М., 2004. — 25с.
  57. Мониторинг и оценка оздоровления полости рта. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1997.- 73с.
  58. Н.В., Васманова Е. В., Ломагин В.В.и др. Особенности подходов к индивидуальной профилактике стоматологических заболеваний у детей//Стоматология дет. возр. и профилактика.-2002.-№ 3−4.-С.82−84.
  59. Н.В., Басманова Е. В., Хроменкова К. В. и др. Профилактика в детской стоматологии // Стоматология для всех.- 1998.- № 2(3).-С. 19−22.
  60. А.А. Модульные программы, основанные на компетенциях // Стоматологический колледж.- 2007.- № 1.- С. 6.
  61. Т. А. Роль стоматологического просвещения родителей в поддержании здоровья полости рта детей: Автореф. дис. канд. мед. наук.- М., 2000.- 24с.
  62. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. Санкт-Петербург., 2001.- С.29−33.73.0кушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. М., 1975.- 157 с.
  63. Г. Н. Приоритеты коммунальных программ по стоматологии // Материалы VIII и ГХ Всерос. науч.-практ. конф. и труды VII съезда Стоматологической Ассоциации России.-М., 2002, — С.70−71.
  64. Г. Н., Синтез Дж. Л., Леонтьев В. К. и др. Фторидсодер-жащая зубная паста в интегрированной программе первоочередной стоматологической помощи населению.- М., 2002. 24с.
  65. Л.С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. Издание второе, переработанное. М.: ООО «Ортодент-Инфо». -1999. -271 с.
  66. Н.В. Особенности формирования зубочелюстной системы у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания: Авто-реф. дис.. канд. мед. наук.- М., 2009.- 25с.
  67. Приказ Минздрава СССР и Государственного Комитета СССР по народному образованию № 639/271 от 11 августа 1988 г. «О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах».- М., 1988. 87 с.
  68. Приказ Минздрава СССР № 830 от 18 ноября 1988 г. «О комплексной программе развития стоматологической помощи населению в СССР до 2000 г.» М., 1988.
  69. Приказ Минздрава РФ № 033 от 6 февраля 2001 г. «О введении специальности «стоматология профилактическая» М., 2001.
  70. Приказ Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ№ 289 от 14 апреля 2006 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации» М., 2001.
  71. Приказ МЗ и Соцразвития РФ от 3 декабря 2009 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями» М., 2009.
  72. А.И. Становление специальности «Гигиенист стоматологический» в Новосибирске // Стоматологический колледж.-2006.-№ 02/03.- С. 7.
  73. Г. И., Удовицкая Е. В., Букреева Н. М. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей.- Киев, 1987.152 с.
  74. В. А. Наука в России: сценарии развития // Россия. Третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. 2003. — T.I.- № 8.-С. 79.
  75. Э.Б. Эффективность программ профилактикистоматологи-ческих заболеваний в районе индустриального города //Профилактика стоматологических заболеваний. Тезисы V Всероссийского съезда стоматологов. Новосибирск 15−16 сентября 1988. -М.Д988.-С.48 49.
  76. М.А. Клиническое обоснование эффективности комплекса методов профилактики и лечения кариеса постоянных зубов у детей младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. мед. на-ук.-М., 1996.- 24с.
  77. В.Г., Леонтьев В. К., Дистель В. А., Вагнер В. Д. Стоматологическая профилактика у детей. М: Мед. книга, 2003. — 344с.
  78. С.Б. Построение и проведение учебных занятий с детьми по гигиене полости рта // Новое в стоматологии.- 2004., — № 1. — С.15−17.
  79. Фадеев Р. А, Зубкова Н. В., Хощевская И. В. Программа профилактики зубочелюстных аномалий и её реализация// Материалы XIX и XX Всероссийских науч.-прак. конференций, М., 2008. — с. 256 — 257.
  80. К. Коррекция вредных миофункциональных привычек у детей // Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний. 2003.- № 1−2. — С. 14−18.
  81. Ю.А., Купец Т. В. Влияние на зубы и ткани полости ртафторсодержащих и других лечебно-профилактических зубных паст//
  82. Стоматология дет. возр. и профилактика. 2005. -№ 1−2. -С. 20−25.
  83. Г. М. Как влияют вредные привычки на развитие зубочелю-стной системы // Стоматология сегодня — 2007. № 10 (70). — с.56−58.
  84. Фториды и гигиена полости рта. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по гигиене полости рта и использованию фторидов. — Женева, 1995.-54с.
  85. A.M. Оценка готовности населения и системы здравоохранения к реализации профилактики в области стоматологии: ав-тореф. дис. д-ра мед. наук.- Самара, 2000.-38с.
  86. A.M., Архипов В. Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний: Учебное пособие. Самара, 2001.- 230 с.
  87. М. Система образования гигиенистов стоматологических в Европе // Стоматологический колледж. 2007. — № 1. — С.2.
  88. М. Международные стандарты учебных программ подготовки гигиенистов стоматологических // Стоматологический колледж. -2009. -№ 1.~ СЛ.
  89. JI.A., Биденко Н. В., Остапко Е. И. и др. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта: Практическое руководство.- Киев, 2001.- 207 с.
  90. Ф.Я. Нарушения осанки при аномалиях прикуса // Ортодент-Инфо, -2000 № 1. — С.40−47.
  91. И.А. Организация и принципы работы школьного стоматологического кабинета в современных условиях: Автореф. дис. .канд.мед.наук.- М., 2009.-26с.
  92. В.М. Кто займется профилактикой? Проблемы ранней диагностики и коррекции аномалий прикуса у детей дошкольного возраста // Стоматология дет. возр. и профилактика. 2004. -№ 1−2. -С. 10−12.
  93. В.М. Санитарно-просветительная работа в практике гигиениста стоматологического // Стоматологический колледж. 2005. -№ 1,2. — С.12.
  94. Т.И. Роль гигиениста стоматологического в осуществлении плановой санации // Стоматологический колледж.- 2007.-№ 1.-С.4.
  95. К.К. Актуальные проблемы развития стоматологической помощи населению Узбекистана.- Т.: Шарк, 1997. 160 с.
  96. О.В. Экономическое обоснование деятельностигигиениста стоматологического//Стоматологический колледж.- 2002.2.- С. 2.
  97. Шевченко О.В. XVI Международный симпозиум гигиенистовстоматологических // Стоматологический колледж.- 2004.- № 6.- С. 8.
  98. О.В. Интервью// Дентал Юг.- 2007.-№ 5.-С.12−14.
  99. В.Т., Янушевич О. О., Леонтьев В. К. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект Концепции). М.: Медицинская книга. — 2008. — 200 с.
  100. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.-С. 115−257.
  101. Amin Т.Т., Al-Abad В.М. Oral hygiene practices, dental knowledge, dietary habits and their relation to caries among male primary school children in A1 Hassa, Sauda Arabia// Int. J. Dent. Hygiene — 2008 Vol.6, № 3.-P.361 -370.
  102. Axelsson P. Preventive materials, Methods, and Programs, Vol 4.-Quintessence Publishing СоДпс 2004.- 652 с.
  103. Alison Meldrum M., Kathryn Ayers M., Murray Thomson W., et al. The Working Practices and Job Satisfaction of Dental Hygienists in New Zealand.// Journal of public health dentistry.- 1979. Vol. 66, № 3, P. 186−191.
  104. Chadwick B.L., Hosey M.T. Child taming: how to manage children in dental practice. — Quintessence, 2003 127 p.
  105. Darby M.L., Walsh M.M. Dental hygiene theory and practice, ed.2 Saunders, 2003. — 547 p.
  106. Department of Health. NHS Dentistry Options for Change. London, 2002. 20p.
  107. Eriksen H.M., Bergdahl J., Bergdahl M. A patient centred approach to teaching and learning in dental student clinical practice// Eur J Dent Educ, 2008-Vol.12-P. 170−175.
  108. Friedman Jay W. Bringing oral health care to school-aged children.// Journal of Public Health Dentistry. 2008. — Vol.68, № 4. — P. 187
  109. Fu Y Jang B, Yin H. Perspectives on dental education in mainland China // Int Dent J.- 2006. Vol. 56 — P. 265−271.
  110. Hannah A. New Zealand dentists, dental therapists, and dental hy-gienists: Work Force Analysis, Wellington, New Zealand.- 1998. — 25p.
  111. G.F. Профилактика заболеваний полости рта в Германии. Современное состояние. // Новое в стоматологии. 2002. — № 5. — с.10−11.
  112. Johnson P.M. Dental hygiene regulation: a global perspective. // Int. J. Dent. Hygiene 2008. — Vol.6, № 3. — P.221 — 228.
  113. Kay EJ., Loker D. A systematic review of the effectiveness of health promotion aimed at improving oral health. Community Dent Health.-1998.-Vol.15.132- P.44.
  114. Mahony D. Combining functional appliances in the straightwire system // J. Clin. Pediatr. Dent.- 2002.- Vol. 26, N 2.-P. 137−140.
  115. Moore N.L. Suffer the little children: fixed intraoral habit appliances for treating childhood thumb sucking habits: a critical review of the literature // In. J. Orofacial Myology. -2002.- Vol. 28.-P.6−38.
  116. Moyses S.T., Moyses S.J., Watt R.G., Sheiham A. Associations between health promoting schools’policies and indicators of oral health in Brazil.// Health Promotion International Oxford University Press, 2003. -Vol.18,№ 3-P.210−218.
  117. Nash D, Friedman J.W., Kardos T.B., et al. Dental therapists: a global perspective. Int Dent J 2008. — V. 58 № 2, p. 61−70.
  118. Scottish Executive Health Department. Workforce Planning for Dentistry in Scotland a Strategic Review. Interim Report and Recommendations, September 2000. Edinburgh, The Stationery Office, 2000.
  119. Shevchenko S.S. La realta russa // Equipe odonoiatrica ANID -2006, № 1 -p.34
  120. Sulik E. Judith The Fones.// RDH 2005 — № 2, p.30 — 32.
  121. Sundhedsstyrelsen. Tandplejeprognose, Udbud og Eftersp0rgsel for Tandplejepersonale i Danmark, 2000−2020. Kobenhavn, Sundhedsstyrelsen, 2001.
  122. Tomar S. An assessment of the dental public health infrastructure in the United States.// Journal of public health dentistry, 2006 V.66, № 1 -p. 5−16.
  123. Tseveenjav В., Virtanen J.I., Wang N.J., Widstrom E. Working profiles of dental hygienists in public and private practice in Finland and Norway.// Int J Dent Hygiene, 2009 V. 7, № 1 — p. 17−22
  124. US Department of Health and Human Services. Chapt.21 :Oral health In: Health People 2010, with understanding and improving health and objectives for improvung health (2nd edit).2 vols. Washington, DC.- 2000.
  125. Virtanen J.I., Berntsson L.T., Lahelma E., Kohler L. Children’s use of general practitioner services in the five Nordic countries.// J Epidemiol Community Health, 2006 V. 60 — p. 162−167.
  126. Wang J. Nina Variation in clinical time spent by dentist and dental hygienist in child dental care.//Acta Odontologica Scandinavica.- 1994. — Vol.52, № 5-p. 280 — 289.
  127. Wangberg S.C., Andreassen H.K., Prokosch H.U., et at., Relations between Internet use, socio-economic status (SES), social support and subjective health.// Health Promotion International Oxford University Press, 2007 — Vol.23, № 1 — P.70 — 77.
  128. Wennhall Inger, Matsson Lars, Shroder Ulla, Twetman Svante Outcome of an oral health outreach programme for preschool children in a low socioeconomic multicultural area // International Journal of Paediatric Dentistry, 2008 Vol.18 — P. 84−90.
  129. Widstrom E., Eaton K.A. Oral healthcare systems in the extended European Union // Oral Health Prev Dent 2004 — Vol.2 -P. 155−194.
Заполнить форму текущей работой