Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века
![Диссертация: Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века](https://westud.ru/work/2525020/cover.png)
Диссертация
Наряду с работами, раскрывающими в целом систему педагогического образования, привлекают внимание исследования, анализирующие деятельность отдельных высших учебных заведений и процесс подготовки учителя в них. Так, деятельность отдельных университетов раскрывается в работ, ах Л. Н. Дударевой «Подготовка учителя и развитие педагогической науки в Петербургском университете» /1819−1917/, Н. П… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Методологические подходы в исследовании
- 2. Методы и организация исследования
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
- РОССИИ XIX в
- 1. Общественно-историческое и социально-культурные условия в России XIX в
- 2. Образовательная ситуация в России
- 3. Российский учитель: профессия и личность
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 3. ВЫСШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПРОИЗВОДСТВА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ XIX в
- 1. Деятельность университетов по подготовке учителей
- 2, Формирование учительских кадров в педагогических институтах
- 3. Высшие женские курсы в системе педагогического образования
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 4. — ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XIX В
- 1. Фундаментализация содержания педагогического образования. '
- 2. Профессионально-педагогическая направленность учебного процесса
- 3. Гуманизация высшего педагогического образования
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абдуллина О. А, Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.:Просвещение, •1990.
- Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов. М.:Просвещение, 1989.
- Абульхонова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. .-Мысль, 1991.- 296с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.:Знание, 1971.96с.
- Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М.:Знание. 1971.90с.
- Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994.
- Александров Н.В. Методика подготовки студентов педвуза к осуществлению политехнического образования школьников на уроках труда. Дисс.канд. пед. наук.- Казань, 1984.
- Александров П.С. Научно-педагогическое наследие Н.И.Лобачевского. М. .-Наука, 1976.- 376с.
- Алешинцев И.А. История гимназического образования в России XVIII—XIX вв.. СПб., 1912.- С. 196−197, 346с.
- Алферов Н.И. Пирогов как педагог-администратор. М., 1887.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. .-Просвещение, 1977.1.-Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. /'/Советская педагогика 1968., N1.- С. 21−31.
- Андреев И. Д. Теория как форма организации научного познания. М.: Просвещение1979.
- Андреева И.Н. Становление высшего женского педагогического образования /1872−1917/. Дисс.канд. пед. наук. М., 1987.
- Андриевский И.С. Научные основы педагогики. Киев, 1983.- 205с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.:Мысль, 1988.- 253с.
- Антипова И.Д. Вопросы .активной умственной деятельности учащихся в трудах К. Д. Ушинского. М.:Просвещение, 1972.
- Анучин Д.Н. Лекции по географии. М., 1890.- 168с.
- АрнольдоЕ А. И. Введение в культурологию. М. .-Наука, 1993.- 297с.
- Арсеньев Г. Н. Дидактические аспекты построения динамических систем в учебном процессе вуза. Киев: КГУ. 1988.- 185с.
- Архангельский И.С. Лекция я высшей школе. М. .-Просвещение, 1978.
- Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.- 367с.
- Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании. СПб., 1846.-С.74, — 23с.
- Еабанский Ю.К. Педагогический процесс. //Педагогика. М. .-Просвещение, 1983.- С. 73−91.
- БабосоЕ Е. М. Нравственная культура личности. Минск.: Наука и техника, — 1985.- «184с.
- Багалей Д.К. Опыт истории Харьковского университета /1802−1815/.- Харьков. 1989. Т.1.- С. 570.
- Базаров Ф.В. Научно-педагогическое наследие Д.И.Менделеева и состояние его изучения в вузах. Самарканд, СГПИ. 1978.- 150с.
- Баранова Т.И. Из истории разработки в России исследовательского метода обучения. //Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. М., 1978.- С. 48−57.
- Барг М.А. Цивилизационный подход к истории. //Коммунист. 1991, N3.- С. 35.
- Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образов, зния учителя. Дисс. д-ра пед. наук. Л., 1990.
- Белый А. На рубеже двух столетий. М-Л., 1930. С. 495.
- Белявский М.Т. М.В.Ломоносов и основание Московского университета. М. .-МГУ. 1955. 312с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. .-Педагогика. 1989.- 192с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. СПб., 1904.300с.
- Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. //Антология педагогической мысли России XVIII е. /Сост. И. А. Соловкое.- М.:Педагогика, 1985.- С. '150−152.
- Библер B.C. Диалог культур: опыт определения. //'Вопросы философии. 1989, N6.- С. 31−42.
- Бим-Еад Б. М. Об образовательном и практическом значении курса истории педагогики в составе педагогического образования. //Теоретике-методологические вопросы истории педагогики.1. М., 1986.- С. 104.
- Бим-Бад Б.М. Теоретике-эвристические функции истории педагогики. //Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. М, 1986. С. 65.
- Елонский П.П. Основы педагогики. М.: Работник просвещения. 1927. 231с.
- Богданович И.Ф. Способ учения. //Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И. А, Соловков.- М.:Педагогика, 1985. С. 144.
- Богуславский М.Ф., Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход в исследовании отечественного историко-педагогического про) цесса XX в.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. В. 0 педагогических парадигмах. //Магистр, 1992, Май.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их развития. М.:АПН РСФСР. //Известия АПН РСФСР., 1965.• 44. Болдырев Н. И. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. Минск, 1973. 384с.
- Боровиков В.К. Педагогические взгляды М.В.Ломоносова -великого русского просветителя XVIII в. //Советская педагогика. 1950, N5.- С. 90−93.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.:Просвещение, '1978.
- Булин И.Н. Из первых лет Казанского университета. Казань, 1887, — Ч.1.- С. 197−198.
- Бунаков Н.Ф. Съезд народных учителей и учительниц Костромской губерни, май 1873 г. //Народная школа. N10.- С. 25.
- Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью.1. СПб., 1919.
- Бутов А.Ю. Народное учительство России в общественно-педагогическом движении конца XIX начала XX в. Дисс.канд. пед. наук. М., 1991.
- Васильев К.И. Краткий очерк развития советской педагогики. Воронеж: ВГУ. 1963.- С. 28.
- Васильев К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР /1918−1932/. Воронеж, 1966. 294с.
- Васильев К.И. Проблемы и перспективы современного высшего педагогического образования. Воронеж, 1977. 128с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1913. Т.1.
- Введение в философию. /Под ред. Л. И. Грекова. В 2-х т. М. .-Политиздат, 1989. Т.2.- С. 532.
- Вендеровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М. .-Просвещение, 1982.- 128с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1908.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания. М., 1908. 110с.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., '1910. 110с.
- Виноградов Н.Д. Педагогика как наука и искусство. М.,•1 Q1 О1. Д. D JL л
- Волкович В.А. Педагогика наука перед судом ее противников. СПб. 1909, — С. 271.
- Воронов Т.А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. СПб., 1849.-С. 162.
- Воскресенский Т.А. Ломоносов и Московская академия.1. М., 1891.- С. 44.
- Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психики. В 6-ти т. Т.1. М. .'Педагогика, 1982. 487с.
- Высшие женские курсы га 25 лет. Очерки и материалы. СПб., 1903.- С. 41−44.
- Вышнеградский Н.А. О специальных педагогических учебных заведениях. СПб., 1853.- С. 13−14.
- Галкин А. Н. Академия в Москве в XVII столетии. М., 1913.
- Ганелин Ш. И. Принципы дидактики в их взаимосвязи у классиков педагогики. //Советская педагогика. 1961, N5.- С. 121.
- Генеральный план гимназий или государственных училищ. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII XIX вв. /Сост. С. В. Рождественский. СПб., 1910.- С. 458.
- Герцен А.И. Русский народ и социализм. М., 1849.
- Герцен А.И. Старый мир и Россия. М., 1850.
- Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. М., 1851.
- Герцен А.И. О воспитании. /Избр. пед. высказывания. М., 1948.- С. 98.
- Гершунский B.C. Философско-методологические основы стратегии развития образования в России. М., 1993.
- Герье В.И. Теория и практика женского образования. //Женское образование. 1887, N64.- С. 667−668.
- Глезерман Г. Б. Рождение нового человека. //Проблемы формирования личности при социализме. М.Политиздат. 1982.-255.
- Годон Л.А. Психология и педагогика интереса. Киев, — 257
- Головных Г. А. Проблемы ценностей в свете марксисткой философии. Автор, дисс. канд. философск. наук. М., 1959.
- Голубицкий Е.Е. История русской церкви. М., 1917.-Т.1−2.- С. 144−145.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М: Просвещение, 1965. 260с.
- Гончаров Н.И. Вопросы педагогики. М., 1950. 37бс.
- Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М.:Просвещение, 1984.
- Грановский Т.Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории. Соч. СПб., 1905.- Т. 2.
- Григорьев В. Исторические очерки русской школы. М.1900.
- Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1981.
- Гулин Г. А. Марксисткая этика и проблемы ценностей. //Вопросы философии, 1952, Ml.
- Давидович B.C., ЖданоЕ Ю.Н. Сущность культуры. Ростов на/Д., РГУ, 1977.- 264с.
- Давидович B.C. Теория идеала. Ростов на/Д.~ РГУ, 1983.- 183с.
- Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.:Просвещение, 1979.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. .-Просвещение. 1986, С. 10.
- Данилов М.А. Дидактика К.Д.Ушинского. М., 1948. -172с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. Автор. дисс. д-ра пед. наук. М., 1958.
- Данильченко М.Г. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Н. Острогорского. Дисс. канд. пед. наук., 1955.
- Данильченко М.Г. П.П.Влонский и его вклад в педагогическую науку. М.:Проевещение, 1974.
- Демин М.В. Проблема ценностей и ценностных отношений. //Вестник МГУ.- 1974, N2.-С. 44−48.
- Демков М.И. История русской педагогики. М., 1913.
- Демков М.И. Педагогические правила и законы. М., 1913.
- Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1915.
- Демков М.И. Краткая история педагогики. М., 1917, С. 149.
- Демков М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч.1−2. М., Пг., 1917−1918, — С. 120.
- Диалектика современного общественного развития. М., Политиздат, 1966, — 140с.
- Дидактика средней школы. /Под ред. В. А. Онищука. Киев- Радянска школа, 1987.- 177с.
- Добровольская Н. Ценность труда для личности в Народной Польше. //Активность личности в социалистическом обществе. Варшава, 1974, — 173с.
- Добрынин Н.Ф. Интерес и внимание. М., 1941.
- Дъяченко В.И. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М. .-Педагогика, 1989.
- Егоров С.Ф. Основные проблемы дидактики России конца XIX начала XX вв. Дисс. д-ра лед. наук. М., 1981ю
- Елсуков А.И. Проблемы объяснения в социально-историческом исследовании. М.:Наука, 1972, — С. 200.
- Есаков В.А. Д.Н.Анучин и создание русской университетской школы. М: АПН РСФСР, 1955.- 183с.
- Женское образование, 1879, N57, С. 55- С. 451−458- С. 461.
- Журнал Министерства народного просвещения. 1912. NVIII.- С. 182.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М. .-Знание, 1980.
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М.- Знание, 1986.
- Загоскин Н.П. История императорского Казанского Университета за первые сто лет его существования. Казань, 1903. T.'l. 4.2.604с.
- ЗдраЕОмыслов А. Г. Потребности. Интересы. М.-.Политиздат, 1985.- 223с.
- Зикеев Н.В. Из истории педагогической подготовки учителя. //Советская педагогика, 1945, N5.- 270
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.:Педагогика, 1978.
- Зинченко В. П. Идеи Л.С. Выготского о единицах анализа б психологии. //'Психологический журнал, — Т.2, 1981, N2.- С. 118−133.
- Зинченко Н.Е. Женское образование в России. СПб., 1901. 45с.
- Зябловский Е. Историческая повесть об учительской семинарии и педагогическом институте. СПб., 1833.- С. 33.
- Зязюн И.Я. Основы педагогического мастерства. М.:Просвещение, 1983.
- Иванов А.Е. К.Д.Ушинский: Гимназист. Студент. Профессор. М.:Знание, 1973.
- Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX в. М.:Просвещение, 1991, — 180с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л., 1955.
- Игнатович В.В. По вопросу о приготовлении учителя для гимназии и прогимназии. //Журнал Министерства народного просвещения. 1867, N5.- С. 607.
- Йордановская Е. Общество содействия дошкольному воспитанию. 1911.- С. 107.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. //Формирование профессиональной культуры учителя. /Под ред. В. А. С'ластенина. М.:Прометей.-1993.- С. '159−175.
- Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.- 271
- Дисс., Д-ра пед. наук. М., 1993.- С. 25- С. 48.
- Исакова JI.H. Становление и развитие дидактики и методики русского языка в прогрессивной педагогической мысли. Владикавказ, «1975.
- Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития отечественного образования. /Под ред. З.И.Равки-на. М., 1993.
- Исторический вестник, 1987, N7, — С. 180−182.134. 1стория Ктвського университету. Ктв, 1983, — С. 219.
- История России. Вторая половина XIX начало XX в. /Под ред. Б.В. ЛеваноЕа. М., 1992.
- История СССР /1851−1917/. /Под ред. В. Г. Тюкавкина. М. Просвещение, 1989. С. 14−15.
- История Украинской ССР. В 10 т., Т.4. Киев, 1983. С. 219.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М. .-Знание.1974.
- Казакова Е.А. Учительство средней школы как социально-профессиональная группа в русском обществе второй половины XIX в. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1995.- С. 8.
- Каиров И.А. Педагогика.М:Просвещение, 1955.
- Каменский 3.А. Т. Н. Грановский. М.:Знание, 1988.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: ГГУ. 1975.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.:Педагогика, 1990.
- Каптерев П.Ф. Этюды по психологии народов. //Народная школа, 1883, NN2−9.- 272
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. //Женское образование, 1883, NN2−9.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Пг., 1915.746с.
- Каптерев П.Ф. Педагогика и политика. //Педагогическая мысль, 1921, NN9−12.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. //Избр. пед. соч. М.:Просвещение, 1982.- С.163−231.
- Капитанчук В.А. Педагогическая деятельность К.А.Тимирязева. Дисс. канд. пед. наук, Киев, 1963.
- Карамзин Н.М. Предание веков. М.:Просвещение, 1988,1. С. 31.
- Кареев Н.И. Общественная школа и личное самообразование. .//Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. /Сост. П. А. Лебедев. М. .-Педагогика, 1990,-С.367.
- Кинелев В.Г. Высшее образование в России. М. .-НИИ ВО. 1995.- 180с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. /Анализ зарубежного опыта/. М. .-Педагогика, 1989.
- Климочкин Н.Я. Народные университеты России. /1905−1916/. Дисс. канд. пед. наук. 1970.
- Ключевский В.О. Два воспитания. //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. /Сост. П.А.ЛебедеЕ.- М.:Педагогика, 1990.
- Князев Е. А. Предметная система в высшей школе России. /'/Вестник высшей школы. «1987, N11.
- Князев Е.А. Становление и развитие высшего педагоги977 -iC / оческого образования в России /1905−1917'/. Дисс.канд. пед. наук. М., 1989.
- Кобыляцкий М.И. Дидактические основы учебного процесса в высшей школе. Одесса-ОГУ. 1972.
- Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев., 1978.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. .-Мысль, 1984, 252с.
- Ковалев А.Г. Личность и ее направленность. М. .-Просвещение., 1966.
- Колесов.А. А. Постановка и профессиональная ориентация научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта. Дисс. канд. пед. наук, М., 1987,
- Колесова А.К. Деятельность рабочих клубов по коммунистическому воспитанию трудящихся. Дисс. канд. пед. наук. М., 1969.
- Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса, СПб., '1909.- С. 17.
- Коменский Я.А. О культуре природных дарований. //Образование. 1893, NN2−3.
- Коменский Я.А. Школа-театр. //Русский начальный учитель. 1895. N1.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М: АПН РСФСР.1960.
- Кон И. С. Социология личности. М., '1967.
- Константинов Н.А. История педагогики. М., Просвещение, '1982.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению исто- 274 рико-педагогического процесса. М: Наука, 1994.- 250с.
- Корнетов Г. Б. История педагогики: некоторые теоретико-методологические проблемы. //Свободное воспитание, М., «1993, Вып.4.
- Корнетов Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики. .//Свободное воспитание, М., 1993. Вып.2.
- Копнин П.Ф. Философские идеи Ленина и логика. М.: Наука, 1969. С. 208.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики /"1917−1920/. М. :АПН СССР, 1958. 505с.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики /1921−1931/. М.:АЛН СССР. 1961, 508с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. //Советская педагогика, «1970, N9. С.'103−115.
- Королева Г. И. Подготовка учителя в Казанском университете /"1804−1917/. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, '1983.
- Костгок Г. С. Развитие и воспитание. /Под ред. Ф. Ф. Королева. М: Просвещение, 1967.
- Кошелева О.Е. Заметки об историко-педагогическом исследовании. //Советская педагогика, 1991, N5. С. 80.
- Кравченко О. Г, Роль Киевского университета в развитии просвещения в Киевском учебном округе. Киев: КГУ. 1954.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.:Просвещение, 1977.
- Краевский В.В. Проблемы целостности учебно-воспита- 275 тельного процесса в средней школе- //Советская педагогика. 1984. N9.
- Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб: 1994. С. 5. 185. Крупская Н. К. Пед. Соч. В 6-ти т. T.l. М.:Педагогика, '1978. С. 236−237.
- Кузнецова Т.Ф. Философия как основание культуры и познавательной деятельности специалиста. М. .-Прометей, 1990. С. 56.- 94с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л. .-ЛГУ,•1972.
- Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов. Л. .-ЛГУ, 1976.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Дисс. д-ра пед. наук. Л., «1965.
- Культура в свете философии. /Под ред. А. Г. Абашидзе. Тбилиси, '1979, — 321с.
- Культура, человек и картина мира. М: Политиздат,•1987.
- Кулготкин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности в обучении взрослых. Дисс. канд. пед. наук. Л., 1971.
- Кулябко Е.С. М.В.Ломоносов и учебная деятельность Пе^-тербургской Академии наук. М-Л. 1952, С.108−109: С.33−34.
- Куракин А.Т. О системном подходе в теоретическом воспитании. ././Проблемы теоретического воспитания. /Под ред. Л. П. Вуевой. М.:Педагогика, 1974. С.223−235-, Т.1. С.234- С. 250.
- Лавровский Н. А, Чтение в обществе истории и древностей Российских. М. .Л851, N5.
- Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. СПб., 1913.
- Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. М., 1918.
- Лебедев Н.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ. СПб., 1875.-С. 57.
- Лебедева П.А. Развитие идей К.Д. Ушинского в русской дидактике конца XIX начала XX веков. //Советская педагогика, 1974. N2.
- Левин И.Д. Рабочие клубы в дореволюционном Петербурге. М., 1925. С. 230.
- Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине Х1х в. /Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1972.
- Лейметс Х.И. Понятие общения и воспитания. //Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, Т.1.- С.60−68.
- Лейметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М. .-Просвещение, 1982.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логика». //Поли. собр. соч. Т.29. С. 207.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., Просвещение. 1961.- 115с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.:Просвещение, 1975.
- Лернер И.К. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. 1981.
- Лесгафт П.Ф. Задачи физического развития в школе. Избр. пед. соч. М., 1951.- Т.2.
- Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.:Проевещение, 1974.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М. Педагогика. 1977.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. М.:Прометей, '1992.
- Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1903.
- Лицей кн.Безбородко. СПб., 1881.- С.54−55.
- Лобачевский Н.И. 0 важнейших предметах воспитания. //Казанский вестник. Казань, 1832, 4.XXXV. Кн. VIII. С.577−596.
- Лобачевский Н.И. 0 важнейших предметах воспитания. //Научно-педагогическое наследие. М., Просвещение. 1976.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. .-Просвещение, 1984.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика. СПб., 1755.187с.
- Ломоносов М.В. Слово о пользе химии. В кн. Торжество Академии наук. СПб, 1751.- С.51−102.
- Ломоносов М.В. Слово о происхождении света, СПб, 1756.- 42с.
- Ломоносов М.В. Исторический очерк второго кадетского копруса. СПб., '1912.- С.28−30.
- Люблинская А.А. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. М. .-Просвещение, 1980.
- Лядов В.Н. Исторический очерк 100-летней жизни императорского воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища. СПб., '1855.
- Максимов В.Г. Формирование профессионального интересау студентов в процессе педагогической практики. Дисс. канд. пед. наук. М., 1976.
- Маркова А.К. Психология обучения подростков. М.:Просвещение, 1975.
- Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: ЕГУ. 1973.
- Маркс- К. Морализующая критика и критивующая мораль. К истории немецкой культуры. //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.4.-С.296−297.
- Материалы по вопросам о приготовлении учителей для гимназии и прогимназии. СТО., 1855.
- Материалы по истории и статистик0 наших гимназий. Ч.1−2 СПб., 1864.0 158о.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М. .-Просвещение, 1977.
- Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916.- 174с.
- Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., «1938. С. 460.
- Межуев В.И. Культура и история: проблемы культуры философе ко- исторической теории Маркса. М. Политиздат, 1977.-199с.
- Менделеев Д.И. О просвещении и подготовке учителей. //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. /Сост. П. А. Лебедев.- М.:Педагогика, 1990.- С. 445.
- Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование. О предмете химии. Собр. соч. В 25-ти т. Т.23. М: Учпедгиз. 1954.
- Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. М.,
- Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П. С. Атутова. М. .-Просвещение, 1985.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Церковь и школа. СПб., 1903.- 402с.
- Мисечко О.Е. Единство исторического и логического как методологический принцип педагогики. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1992.- С. 8.
- Михайлова М.В. Групповая организация занятия и индивидуальное обучение в передовых русских школах начала XX в. //Новые исследования в педагогических науках. М., 1967, N10. С.118−122.
- Михайлова М.В. Дом свободного ребенка. /'/'Советская педагогика, 1983. N4.
- Михайлова С.М. Казанский университет и развитие духовной культуры народов России. /XIX в./. М., 1985.
- Михеева Э.П. Высшее женское образование в дореволюционной России /1872−1917/. Дисс. канд. пед. наук. М.: Просвещение, 1985.
- Молибог А.Г. Программированное обучение. М.-.Высшая школа, 1957.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М. .-Просвещение, 1972.
- Молибог А.Г. Основные требования к содержанию и форме иллюстрации дидактического материала. М. .-Просвещение, 1977.
- Молодых Н.И. История московских высших женских Курсов. М., 1941.
- Морозов И. К. Проблема ценностей и социальная актив- 280 ность. /Проблемы социальной активности. Челябинск.- 1974. Вып.1, — 0.40.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе, М.:Педагогика, 1979.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.:Проевещение, 1984,
- Мудрик А.В. Воспитательный потенциал общения. //Советская педагогика, 1985. N7. v 251. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.:Просвещение, 1989.
- Музальков А.В. Педагогические основы формирования дисциплинированности учащихся. Воронеж: ВГУ, 1996, — С. 58. 227с.
- Муников В. М, В. М. Бехтерев и его место в истории русской педагогики и педагогической психологии. Дисс,. канд. пед. наук. М., 1968.
- Мясшцев В.Н. В.М.Бехтерев замечательный ученый, Ерач, педагог, общественный деятель. Киров. 1956.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. //'Вопросы психологии, 1957. N5.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. //Ученые записки МГУ. Серия «Психология», 1962.
- Насонкина Л. И. Московский университет после восстания декабристов. М: АПН РСФСР., 1972.- 343с.
- Нечаев А.П. Об умственном утомлении. ./'/Русский начальный учитель, '1899, N1.
- Нечаев А.П. К вопросу о взаимоотношении педагогики и психологии. //Русская школа, 1899, N3.
- Нечаев Н.А. Реформы и контрреформы из истории российских университетов, //Народное образование. 1991, N3.-C.157.
- Нечаева В.М. Педагогические идеи и деятельность Н.И.Лобачевского. М., 1949. * 262, Никак. дорое Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.:Высшая школа, «1978.
- Никандоров Н.Д. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.:Педагогика., 1990.
- Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.-С. 418.
- Новиков Н.И. О сократическом способе учения. //Московские ведомости 1784, N56.- С. 59.
- Ободовский А.Г. Руководство к дидактике. СПб., 1837.
- Образование Главного педагогического института 23 декабря 1816 г. //Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1875.- Т.1.
- Об упразднении Главного педагогического института и об учреждении особых педагогических курсов при университете. .//Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1875. Т.1.
- Об учреждении академии. Указ от 28 января 1724 г. //Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И.А.Со-ловкое.- М.:Педагогика, 1985.- С.29−33.
- Огородников И.Т. Методы преподавания е высшей школе. М., 1933.
- Одоевский В.Ф. Советы учителям приходских училищ. Избр. пед. соч. М., 1955, — С. 120., 270.
- Осадчая И. О цивилизационном подходе к анализу капитализма. //Мировая экономика и международные отношения. 1991, N5, — С. 7.
- Осовский Е.Г. Высшее женское образование в дореволюционной России. Дисс. канд. пед. наук. М., 1959.
- Острогорский А.Н. Личность воспитателя в деле воспитания. //Педагогический сборник. 1857, N12.- С. 137.
- Острогорский А.Н. Письма об эстетическом воспитании. М., 1908.
- Острогорский А.Н. Беседы о преподавании словесности. СПб., 1913.
- Отсрогорский А.Н. Н.И.Пирогов и его педагогические заветы. СПб., 1914.- С. 111.
- Острогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики. Избр. пед. соч. М.:Педагогика, 1970.- С. 318.
- Острогорский В.Л. Учитель словесности. //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. /Сост. П. А. Лебедев. М. .-Педагогика, 1990.-С.362.
- Отчет о деятельности Санкт-Петербургских ВЖК за 1878−1879. СПб., 1880.
- Отчет по народному образованию на Всероссийской выставке в Н. Новгороде в 1896 г. СПб., 1897.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов- 283
- СССР. Первая половина XIX в. /Под ред. А. И. Пиокунова. М.:Педагогика, 1975.- 600с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. /Под ред. А. И. Пиокунова. М. .-Педагогика, 1976.- 600с.
- Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М. .-Просвещение. 1989.- С. 415.
- Паэинич Б.Н. Дидактические принципы в лекторской деятельности Н.И.Пирогова. Дисс. канд. пед. наук. М., 1978.
- Памяти К. А. Тимирязева. /Сб. докладов 1920—1925. /Под ред. П. П. Бондаренко. М., 1936.- С. 27. 314с.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование В России. /Историко-педагогические очерки/. М.:Просвещение. 1979.- 216с.
- Парыгин Б. Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностей ориентации. //Проблемы личности. СПб., 1970.
- Пенчко Ф.П. Основание Московского университета. М.:Просвещение, 1953.- С. 39.
- Периодическое сочинение о успехах народного образования. СПб., 1820. N2.- С. 55. 157с.
- Петражицкий Л.И. Университет и наука. Т.1−2. СПб., 1907.- 639с. Т.1.- С. 220.
- Петухов Е.В. Императорский Юрьевский /Дерптский/ университет за 100 лет своего существования /1802−1902/. Т.1. Юрьев, 1902.- С. 482.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. М.: Просвещение, «1980.
- Пинкевич А.П. Педагогика. М., 1925.
- Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. Харьков, 1930.
- Пинт А.С. Основные этапы истории педагогического образования в Эстонии в XIХ-XX вв. Дисс. канд. пед. наук. М., 1955.
- Пинт А.С. Предмет и проблемы педагогики взрослых. М., Знание. 1958.- Збс.
- Пинт А.С. Некоторые проблемы образования взрослых. М., Знание, 1969.- 45.
- Пинт А.С. Вузовская педагогика как наука и предмет. /Вестник высшей школы, 1975. N5.
- Пирогов Н.И. 0 предметах суждений и прений педагогических советов гимназий. //Избр. пед. соч. М., 1953.- С. 256.
- Пирогов Н.И. Университетский вопрос. //Избр. пед. соч. М., 1952.- С!.332, 384, 420−430.
- Пирогов Н.И. Чего мы делаем 7 //Избр. пед. соч. М., 1952.- 0.185−185, 194−195.
- Пирогов Н.И. Письма из Гейдельбурга. //Избр. пед. соч. М., 1952.- С. 499.
- Писарев Д.И. Наша университетская наука. //Избр. лед. соч. М., 1951.- С. 254.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.:Просвещение, 1975.
- Погодин М.П. Ученые беседы. //Русская вестник, 1859. N4 от 25 ноября.
- Погребенский В.И. Теория и практика разработки основ комплексной науки об учителе. Дисс. канд. пед. наук. М., 1990.
- Позднякое Э.П. Формационный и цивилизационный подходы. //Мировая экономика и международные отношения. 1990. N5,1. С. 53.
- Покровский М.И. О высшем женском образовании в России. СПб., 1906.
- Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830. Т. VII, N4357.
- Положение об учебных округах Министерства народного просвещения от 25 июня 1835. //Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т.1 /1825−1839/.-С.955−957.
- Положение о МВЖК. М., 1872.- С. 25.
- Положение о педагогических курсах. СПб., I860.- С. 8.
- Полуказакова Е.А. Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России во второй половине XСначала XX в. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.-С.18−20, 24.
- Попелова И.М. Этика. М. .-Политиздат. 1965.- С. 521−525.
- Попов В.М. Главный педагогический институт. .//Советская педагогика. 1941, N5.- С.90−98.
- Постановление о Царско-Сельоком лицее. //Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т.1.- С.632−633.
- Правила для педагогического института. //Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. 1804. N6−8.-С.29−30.
- Правила для студентов Санкт-Петербургского историко-филологического института. СПб., 1884.- С."1−10.
- Правительственный вестник, 1873, май.- С. 18.
- Предварительные правила народного просвещения. /7Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. СПб., 1805, N3.- С. 13−2.1.
- Принципы материалистической диалектики как теории познания. /Под ред. В. А. Лекторского. М: Наука, 1984, — С. 155.
- Программы учебных курсов Главного педагогического института. СПб., 1855.
- Прокопович Ф.П. О политическом искусстве. М.-Л., 1961.- С.335−339.
- Прокопович-Антонский А.А. Ооошитании. М., 1818.-С.349.
- Равкин З.И. Актуальные проблемы исторических педагогических исследований. М., 1993.
- Разумовский В.Г. Философия образования. //Советская педагогика. 1991, N4.
- Раишн А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX начале XX вв. //Исторические записки. Т. 37, М., •1951, — С. 48.
- Редкин П.Г. На чем доляша основываться наука воспитания 7 //Избр. пед. соч. М., 1958.
- Редкин П.Г. Как учителю Еести себя с учеником. //Избр. пед. соч. М. Учпедгиз, 1958.- С. 159.
- Рейнгард И.А. Лекции по педагогике в высшей школе. Дн епроп е тровск, 1970.
- Розанов В.В. Кострома и костромичи. //Новое время. •1909.- С. 29.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Прометей., 1993.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова. М.-ВРЭ, 1993. Т.1.- С. 485.
- Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития. М., 1991.- С. 7.
- Рубакин Н.А. Среди книг. В 3-х т. Т.2. М., 1913.1. С. 13.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М.-Л., 1927.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. .-Просвещение., 1976.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946,
- Румянцева B.C. Русская школа XVII в. //Вопросы истории, 1978, N6.
- Румянцева B.C. Ртищевская школа. ./'/Вопросы истории, 1983, N5.
- Савва В.И. К истории о вольнодумстве в гимназии кн.Безбородко. Харьков, 1909. Т.XVIII.
- СалыткоЕ Ф. С. Пропозиции. СПб., «1891.
- Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дисс.канд. пед. наук. СПб., 1993.- С.15−17.
- Санкт-Петербургские ВЖК за 25 лет/1878−1903/. .//Очерки и материалы. СПб., 1903.- С.4−7, 31−32, 40, 50, 51−53.
- Свод постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения. СТО., 1888.-С.488.
- Семенов Д.Д. Учительская семинария в России. /'/'Педагогический ежегодник Кубанской учительской семинарии. СПб., 1874.- С. 118, 256.
- Семенов Д.Д. Основы педагогического образования народных учителей в Кубанской учительской семинарии. //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. М.:Педагогика, 1990.- С. 256.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1864. Т.1. § 2.- С. 829, 835.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1873. Т.1.- С. 207.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т.1. § 95.- С. 1404.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т.2. § 152.- С. 993,1249.
- Сетин Ф.И. Книга удивительной судьбы. //Советская педагогика, 1977. N2.
- Симоненко Г. Ф. Возможно ли возрождение наших университетов при сохранении в них нашей системы преподавания. Варшава, 1901.- С. 32, 79.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М. .-Педагогика. 1980.
- Скаткин М.Н. Проблемы советской дидактики. М. .-Просвещение. 1980.
- Сластенин В.А. Психологическая подготовка студентов в процессе педагогической практики. М.-.Просвещение, 1972.- ?89
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы е процессе его профессиональной подготовки. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1977.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка советского учителя. //Советская педагогика. 1991, N10.- С.79−85.
- Сластенин В.А. Педагогическая технология. Программа для педагогических вузов. М.: Просвещение, 1991.
- Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя. //Формирование профессиональной культуры учителя. /Под ред. В. А. Сластенина. М.:Прометей, 1993.- С. 29,30−31.
- Смагина Г. И. Петербургская Академия наук и школьное образование в России во второй половине XVIII в. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993.
- Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.- С. 181.
- Соболевский А.И. Образованность Московской Руси. СПб., 1892,
- Соколов В. Довольно ли одних познаний для хорошего учителя. //Периодическое сочинение о успеха-- народного образования. СПб., 1811, N29.- С.652−653.4
- Соколов П.А. История педагогических систем. Пг., 1916.- 702с.
- Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.:Просвещение, 1989.- С. 17.
- Спирин Л.Ф. Школа РСФСР в период коллективизации- 290 1920−1934/. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1953.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. М. .-Просвещение., 1081.
- Ставская Н.Р., Комарова 3.И. К проблеме соотношения категорий «культура» и «деятельность». //Культура как целостное явление: проблемы и методология исследования. СПб., 1983.-С.29−39.
- Столович Л. И. Природа этических ценностей. М. Политиздат, 1972.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М. Просвещение, 1971.- С.19−23.
- С’учкова И. В. Народные учителя Москвы и московской губернии в общественно-педагогическом движении конца XIX начала XX вв. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.
- Табус А.А. Формирование ценностного отношения к труду у учащихся средних специальных заведений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.- С. 14.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. Прогресс, 1975.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательных действий учащихся. М.:Просвещение, 1983.
- Тамбиев З.М. Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева. //Советская педагогика, 1964, N3.383а. Татищев В. Н. Разговор о пользе науки училищ. М., 1877.- С. 12.
- Тебиев Б.Г. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX be. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1991.- 291
- Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. М., 1986.
- Теплов В. Пятидесятилетие высшего женского образования в России. //Вестник воспитания. 1910, N9.- С. 124.
- Титова Р.А. Актуальные проблемы методического наследия В.П.Острогорского. Дисс. канд. пед. наук. Спб., 1980.38.8. Тихомиров Д. И. Педагогические курсы для учителей московского уезда. М., «1874.- С. 38.
- Труды высочайше учрежденной комиссии по преобразованию высших учебных заведений. СПб., 1903. Вып. 3.- С. 170.
- Труды высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. СПб., 1900. Вып.2.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.:ЛГУ,. I960.- С. 156.
- ТугариноЕ В. П. Ценности личные и общественные. //Советская педагогика., 1967, N1.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.:ЛГУ. «1968.- С. 124.
- Тюкавкин В.Г. История СССР /1861−1917/. М. .-Просвещение, 1989, — С, 463.
- Указ об учреждении Академии от 28 января 1724. //Антология педагогической мысли России XVIII в. /Сост. И.А.Солов-ков. М.: Педагогика, 1985.- С. 29−33.
- Указ 1804 г. //Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений Ведомства Министерства народного просвещения.Т.XI. Ч. '1.СПб., 1893.- С.385−389.
- Устав учебных заведений, подведомых университетам.- 292
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.1. СПб., 1875, — С.331−365.
- Устав гимназии и училищ уездных и приходских. //Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.2. /1825−1839/. СПб., 1875.- С. 200, 240−250.
- УстаЕ Главного педагогического института. СПб., 1817. w I tw «
- Устав Императорских российских университетов. //Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.1. СПб., 1875.- С. 335.
- Устав учебных заведений, подведомых университетам /1804/. //Сборник постановлений по Министерству нзродного просвещения. Т.1. СПб., 1875.- С. 185,331−368.
- Устав университетов Российской империи /1804/. /./Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.1. СПб., «1875.- С. «185.
- Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. //Избр. пед. соч. М.- Л. «1946.- С. 48, 148.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. //Избр. пед. соч. М. 1950.- С. 23.
- Ушинский К.Д. Научно-практическое значение педагогики. //Собр. соч. В «11-ти т. Т. 2. М. Л. «1952ю
- Фатеев П.С. Михаил Михайлов революционер, писатель, публицист. М: Знание, «1962.- С. 25.
- Федосова Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России. М. .-Педагогика, 1980, — С. 144.- 293
- Фигуровский н.А. Педагогическое наследие Д.И.Менделеева. //Молодой коммунист., 1984, N1.
- Филиппова Л.Д. Из истории высшего женского образования в России. //Вопросы истории, 1953, N2.
- Филиппова П.Ф. Развитие дидактических идей К.Д.Ушинс-кого в трудах П. Ф. Каптерева. Л.:ЛГУ, 1975.
- Философское образование для 21 века. //Под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Е. Тупталова. М. .-Политиздат, 1992.
- Философский словарь. М., 1980.- С. 407.
- Философский энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия. 1983.- С. 763.
- Формирование профессиональной культуры учителя. /Под ред. В. А. Сластенина. М.:Прометей. 1993.- С. 23.
- Фортунатов А.Ф. По вопросам научной школы. М., 1916.1. С. 9.
- Фридман Л.М. Пути разработки педагогических теорий и их основные параметры. /'/Советская педагогика, 1977, N3.
- Хмелюк Р.И. Профотбор и первоначальная подготовка студентов педагогических институтов. Дисс. д-ра пед. наук. Л., 1970. .
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Дисс. д-ра пед. наук. Киев, 1985.
- Хомяков А.С. Об общественном воспитании. /'/'День, 1886. Т.1.
- Хорошевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений. М.:Просвещение, 1980.- С. 228.
- Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии. Слб., 1878.- С. 65.- ?94
- Цетлин Л.С. Из истории научной мысли России.М:Наука,
- Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниэ-рэба, 1984.- С. 171.
- Чеботарев Х.А. Слово о способах и путях, ведущих к просвещению. М., 1779.- С. 75, 90.42t3. Челпанов Г. И. Психология и школа. М., 1912.- С. 206.
- Чистяков Е.В. Первая учебная книга по русской истории. //Преподавание истории в школе. 1974, N3.
- Чолаков О.Д. Научно-педагогическое наследие П.Ф.Лес-гафта и его изучение в средних и высших учебны? заведениях. Дисс. канд. пед. наук. Самарканд, 1989.
- Шабунин А.В. П.Ф.Лесгафт. М.:Просвещение, 1982,
- Шагинян М. Человек и время. История человеческого становления. М.:Советский писатель. 1982.- С. 99.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.:Просвещение, 1981.
- Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4-х т. T.l. М., 1952.- С. 61.
- Шевырев С, П. История русской словесности, преимущественно древней. М., 1841.- С. 20.
- Шевырев С.П. История императорского московского университета. М., 1855.- С. 235.
- Шимановский М.В. П.Г.Редкин. Одесса, 1890.
- Шимбирев П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в царской России. //Педагогическое образование, «1935, N4, — С.35−48.
- Шимбирев П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России. //Советская педагогика, 1946, N12.- С. 50.
- Шияное Е.Н. Гуманизация педагогического образования. //Формирование профессиональной культуры учителя. /Под ред. В. А. Сластенина. М.:Прометей, 1993.- С.17−39.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. д-ра пед. наук, М, 1991.
- Шохоль К.Р. Высшее женское образование в России. СПб., 1901.
- Шохоль К.Р. К вопросу о развитии высшего женского образования в России. //Журнал Министерства народного просвещения. 1912, N8.- С.177−179.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
- Щепкина Е. Первые годы Высших женских курсов. М., 1923.
- Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Дисс. д-ра пед. наук. Л., 1968.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательных интересов в педагогике. М. Просвещение, 1971.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М. Просвещение, 1986.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М. Педагогика, 1986.
- Эймонотова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. М. Наука, 1993.- С. 292.
- Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. М.: Просвещение, «1985. С. 170.- 296
- Энгельс Ф. Критика политической экономии, М.:Политиздат, 1950, 72с.
- Эскин М.И. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России /XVIII начало XX вв./. Дисс. канд. пед. наук. М., 1952.
- Юркегич П.Д. Курс общей педагогики. 1854.
- Юрченко Л.П. Развитие педагогики высшей школы в Харь-коеском университете /1805−1861/. Дисс. канд. пед. наук. Ки-еЕ, 1981.- С.5−7.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.:Просвещение, 1965.
- Яновский К.П. К Еопросу о наших высших учебных заведениях и об университетах в особенности. //Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. /Сост. П. А. Лебедев. М.:Педагогика, 1990.- С.454−455.
- Ястребов И.М. 0 системе наук, приличных в наше время, назначаемых к образовательному классу общества. М., 1833.-С.54−58.
- Ackerpeht Lucy. R. «Live-yeaning» of future teachers. New York: Philos libr. Cor.1964.- 160p.
- Ainscow. Mel. Special needs in classroom. A teacher education guide. London. 1994.
- Brookf’ield. S.D. The skilful teacher: on techique, trust, f’nd responsiveness in the classroom. San Fransisco-Oxford 1991.
- Collins Mildred. Students into teachers. Experiences of probaioners in school. London. «1969.
- Depape M. History of Education. //.History of Education. 1992. V.22. N1.
- Durkheim E. The Evolution of Education thought. 1977.- p.12.
- Flynn James T. The University reform of tsar Alexander I, 1802−1835. Washington. Catholic university of America press. Cop. 1988.- 283p.
- Goodbod J. A place called school Prospects for future. U.S.A. '1984.
- Johanson Christine. Womens struggle for higher education in Russia. 1855−1980. Kingston, 1987.- 149p.
- Ray Evelyn. R Vocational education: Characteristics of teacher and students. Washington, 1971.
- Lewis R. Paine N. How to communicate with the teacher. L. 1985.
- Leon.A. The History of education today. P.1987. Loid D. Comrnuuunication in the University lecture. //University of Reading stars- Journal. 1967. vl. p.14−20.
- Lewine. D.U. Improving student achievement through mastery learning programs. San Francisco, 1985.
- Mcleich G. The lecture method. Cambridge, 1968.
- Percival F. Ellington H. A handbook of educational technology, 1984.
- Roe A. Early Determinantea of vocatioal choict. //Con-neseling Psychology, 1957.
- The training of teachers a factual survey /Е d. Sta-nely Hewell. London. University of London press, 1971.
- Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners. //Handbook of research on teaching N7. 1986.
- Woods R.G. Barrow R.St. On Introduction to Philosophy of education. London, 1975.- ЙЭЭ 1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- ГИА СПб. Ф- 733. д. 98 325, л. 16−17 •
- ГИА СПб. «Ф- 734. д. 193 368, ч. 1.-С. 40−41.
- ГИА СПб. * Ф- 734. д. 83, л. 1352.
- ГИА СПб. .» Ф- 113, on. 1, д. 1149, л. 4.
- ГИА СПб. «Ф* 113, on. 1, д. 1149, л. 20.
- ГИА СПБ.. Ф- 113, on. 1, д. 1149, л. 25.
- ГИА СПб. t Ф- 113, on. 1, д. 1149, л. «10.
- НА РАО ф. 19, оп. 1, д. 250, л. 10.
- ЦТ AM ф. 239, оп. 1, ед. хр. 1, л. 3.
- ЦТ AM ф. 239., оп. 11, ед. хр. 1, л. 9 «
- ЦТ AM ф. 459, оп. 11, д. 585, л. «13.
- ЦГАМ ф. 361, оп. •1, д. 7776, л. 2.
- ЦТAM ф. 459, оп. 11, д. 599, л. 4.
- ЦГАМ ф. 459, оп. 2. Т. 2, д. 3356, л. 120−121
- ЦГА СПб. 5 Ф- 373, д. 98 325, л. 113.
- РГИА ф. 733, оп. 91, ед. хр. 184, л. 32.
- РГИА ф. 737, оп. 1, ед. хр. 15, л, 1 -17.
- РГИА ф. 735, оп. 93, ед, хр. 86, л.18.
- РГИА ф. 733, оп. 90, ед. хр. 114, л. 1−3.
- РГИА ф. 398, оп. 7, ед. хр. 2033, л. 57.
- РГИА ф. 7 о с 1 OJ, оп. 91, ед. хр. 184, л. 31.
- РГИА ф. 735, оп. 33, ед. хр. 86, л. 18.
- РГИА ф. 737, оп. «13, ед. хр. 49 935, л. 74.
- РГИА ф. 733, оп. 93, ед. хр. 86, л. 18.
- РГИА ф. 733, оп. «191, д. 337, л. 4−6.
- МАТЕРИАЛЫ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ
- ОР РГЕЛ Собр. Вявемокого. N90, л. 16−17.
- ОР РГБЛ ф. 70, п. 71, д. 17.
- ОР РГБЛ ф. 70, п. 34, д. 51, л. 1.
- ОР РГБЛ ф. 70, п. 71, д. 16, л. 3.505. ОР РГБЛ ф. 178, N3191.