Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение надежности и экономичности судовых турбинных установок в условиях многокомпонентного рабочего тела

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти вопросы актуальны не только для паровых и газовых турбоустановок, работающих на органическом или ядерном топливе, но и для многих других отраслей промышленности, технологических линий, пневмотранспорта, метеорологии. Примером могут служить газоходы котельных установок и двигателей внутреннего сгораниявентиляционные и пневмотранспортные каналы, паропроводы и проточные части турбоустано-вок… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА 1. Характеристики рабочего тела судовых паровых и газовых турбомашин
    • 1. 1. Анализ влияния качества подготовки пара на процессы возникновения влаги в турбинах
    • 1. 2. Конденсация концентрированных солей на лопатках турбомашин
    • 1. 3. Физико-химические характеристики первичных пленок влаги
    • 1. 4. Образование крупнодисперсной влаги в каналах энергетического оборудования
    • 1. 5. Образование твердых отложений в проточных частях турбин
  • Их влияние на энергетические и прочностные показатели
    • 1. 6. Занос проточных частей газотурбинных двигателей
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Движение взвешенных частиц в турбулентном потоке рабочего тела
    • 2. 1. Основные силовые факторы, действующие на частицы в газодисперсных системах
    • 2. 2. Взаимодействие частиц с пограничным слоем и стенками каналов
      • 2. 2. 1. Движение частиц, обусловленное эффектом Магнуса
      • 2. 2. 2. Осаждение дисперсной фазы в поле центробежных сил
      • 2. 2. 3. Электрокинетические процессы в гетерогенных смесях
      • 2. 2. 4. Влияние градиентов температуры на интенсивность осаждения частиц из потока аэрозоля
      • 2. 2. 5. Эффективность удержания на поверхности осаждающихся частиц .,
    • 2. 3. Особенности нестабишзированных течений многокомпонентных сред
    • 2. 4. Интенсификация массообмена под действием вторичных и отрывных течений в каналах энергетического оборудования
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА. Э. Теоретическая модель диффузионного и турбулентно -инерционного перемещения субмикронных частиц в пограничном слое лопаточных аппаратов турбомашин
    • 3. 1. Уравнения движения частиц в пограничном сдое
    • 3. 2. Диффузионный млссоперенос в пограничном слое лопаточных аппаратов турбомашин
    • 3. 3. Диффузионный пограничный слой в окрестности критической точки
    • 3. 4. Турбулентная диффузия в переходной зоне пограничного слоя
    • 3. 5. Осаждение мелкодисперсных частиц под действием турбулентных пульсаций несущей среды
      • 3. 5. 1. Краткие сведения о гидродинамике турбулентных течений
      • 3. 5. 2. Турбулентно-миграционная теория осаждения частиц
      • 3. 5. 3. Степень увлечения частиц турбулентными пульсациями среды
      • 3. 5. 4. Распределение скорости турбулентной миграции в пограничном слое. Понятие о границе безвозвратного стока частиц
      • 3. 5. 5. Влияние шероховатости стенки на турбулентное осаждение частиц из потока газовзвеси
      • 3. 5. 6. Профили концентрации примесей в пограничном слое развивающихся течений многокомпонентных сред
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. Экспериментальные и расчетные исследования процессов осаждения дискретных частиц в элементах турбоустановок
    • 4. 1. Изучение сепарационной способности турбинных ступеней в условиях искусственного увлажнения пара
    • 4. 2. Влияние дисперсности жидкой фазы на эффективность влагоудаления
    • 4. 3. Повышение коэффициента сепарации в турбинах за счет интенсификации образования крупнодисперсной влаги
    • 4. 4. Расчетная методика определения интенсивности осаждения мелких частиц в лопаточных аппаратах турбомашин
    • 4. 5. Исследование образования отложений на образцах из конструкционных материалов в рабочих камерах экспериментального стенда
  • Выводы по главе 4
  • ГЛАВА 5. Проблема образования отложений примесей в шаровых засыпках из шжротвэлов ядерных реакторов
  • ВВЭР нового поколения
    • 5. 1. Перспективы внедрения микротвэлов в ВВЭР
    • 5. 2. Отложения примесей в активной зоне реактора и их влияние на работоспособность судовой ядерной энергетической установки
    • 5. 3. Гидродинамика зернистых слоев из сферических тел
    • 5. 4. Расчетная оценка отложений примесей в энерговыделяющих отсеках кассет с засыпкой сферическими микротвэлами
  • Выводы по главе 5
  • ГЛАВА 6. Мероприятия по повышению эффективности и надежности турбомашин
    • 6. 1. Методы предотвращения интенсивного образования отложений
    • 6. 2. Оптимизациятехнолошческого процесса промывки турбин
    • 6. 3. Перспективы применения коагуляторов влаги в турбинах СЯЭУ
  • Выводы по главе 6

Повышение надежности и экономичности судовых турбинных установок в условиях многокомпонентного рабочего тела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение экономичности и надежности основного и вспомогательного оборудования — одна из основных проблем судовых энергетических установок. С одной стороны, происходит интенсивное моральное старение машин и механизмов, с другой — неуклонное повышение стоимости топлива. Это предопределяет дальнейшее развитие судовой энергетики на основе комбинированных установок с глубокой утилизацией тепла и ядерных реакторов нового поколения.

Несмотря на значительные достижения в области подготовки рабочего тела для паровых и газовых турбоагрегатов, исключить содержание в нем примесей не удается. В результате, при эксплуатации судовых турбин и компрессоров появляются проблемы, связанные с заносом проточных частей паровых турбин [47, 90−93, 139, 160], газотурбинных двигателей [45, 46, 111, 112, 195], турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания (ТК ДВС) [70, 81, 128, 162, 163, 178, 179]. Для турбинных ступеней судовых ядерных энергетических установок (СЯЭУ), работающих на влажном паре, актуальными являются вопросы оптимизации параметров внутритурбинных сепарационных устройств, которые можно решить путем расчетного определения осаждения мелкодисперсных капель и образования пленок жидкости, генерирующих крупнодисперсную влагу [140,203,204].

В процессе расширения пара в турбинах в зоне фазовых переходов возникает мелкодисперсная жидкая фаза, содержащая высококонцентрированные химически агрессивные примеси. Взаимодействие мелких капель с поверхностями проточной части приводит к образованию тонких пленок, которые могут вызвать в первых ступенях коррозионное растрескивание под напряжением лопаток и дисков [205].

Пленочные течения являются источниками крупнодисперсной влаги, которая вызывает каплеударную эрозию рабочих лопаток и тем самым снижает надежность и экономичность последних ступеней паровых турбин [203].

На лопатках ступеней перегретого пара судовых главных турбоагрегатов, вспомогательных и утилизационных турбогенераторов образуются отложения солей, которые уменьшают проходные сечения решеток и повышают шероховатость стенок.

Эксплуатация судовых турбоустановок сопряжена с проблемами повышенного коррозионно-эрозионного разрушения металлов технологического оборудования. Кроме того, в потоке рабочего тела присутствуют как хорошо растворимые соединения: хлориды, сульфаты натрия и магния, так и соединения, которые при определенных условиях могут, переходя из растворенного в твердое состояние, в виде отложений осаждаться на поверхности металла. Это приводит к заносу проходных сечений каналов и увеличению шероховатости стенок. В результате повышается гидравлическое сопротивление трубопроводов и ухудшается теплопередача в теплообменных аппаратах. Отложения в проточной части турбин снижают их экономичность и надежность. Солеотложения в штоках и седлах запорной арматуры приводит к ее неудовлетворительному функционированию и преждевременному выходу из строя [151−154].

В рабочих трактах паровых и газовых турбин имеет место гидродинамическое воздействие рабочего тела на металл. Его проявление реализуется в виде процессов эрозии-коррозии, кавитационной и каплеударной эрозии [32, 196].

Для прогнозирования и предотвращения этих негативных явлений необходимо создание теоретических основ процессов взаимодействия мелкодисперсных частиц с элементами энергетического оборудования.

Решение вышеперечисленных проблем неразрывно связано с дальнейшими экспериментальными и теоретическими исследованиями в области гидрогазодинамики многокомпонентных сред и, в частности, с вопросами массопереноса субмикронных примесей в пограничном слое.

Эти вопросы актуальны не только для паровых и газовых турбоустановок, работающих на органическом или ядерном топливе [1, 2, 11, 49, 133], но и для многих других отраслей промышленности, технологических линий, пневмотранспорта, метеорологии [6, 21, 28, 41, 160]. Примером могут служить газоходы котельных установок и двигателей внутреннего сгораниявентиляционные и пневмотранспортные каналы, паропроводы и проточные части турбоустано-вок. Однако до сих пор нет единой физически обоснованной модели переноса мелкодисперсных примесей из ядра потока через пограничный слой и осаждения их на поверхностях, обтекаемых гетерогенным потоком. Особенно это касается процессов турбулентного осаждения примесей в проточной части турбомашин, где на них значительное влияние оказывают внешняя турбулентность и градиенты давления в условиях нестабилизированного пограничного слоя на лопаточных профилях.

Теоретические и экспериментальные исследования, имеющие определяющее значение для понимания физико-механических и химических процессов, проходящих при течении многокомпонентных сред в проточных частях турбин и других элементах энергетических установок, сложны для реализации в производственной отрасли. Имеющиеся экспериментальные данные малочисленны, разрознены и противоречивы. Отсутствует научно обоснованная методика расчета взаимодействия дискретных частиц, содержащихся в рабочем теле реальных турбоустановок, с ограничивающими течение поверхностями.

Поэтому одной из задач настоящих исследований является разработка теоретической модели транспортировки примесей к поверхностям энергетического оборудования и образования на них различного типа отложений или жидких пленок.

Диссертация посвящена разработке научно обоснованных технологических и технических решений по совершенствованию методов борьбы с вредным влиянием отложений мелкодисперсных примесей, содержащихся в многокомпонентном рабочем теле, в элементах энергетического оборудования и проточных частях паровых и газовых турбин.

В диссертации проводится теоретический и экспериментальный анализ влияния режимных и конструктивных параметров на процессы осаждения мелю кодисперсных примесей в элементах энергетического оборудования. Разработана математическая модель движения аэрозольных частиц в пограничном слое по обводам профилей лопаточных аппаратов турбомашин, что является фундаментом совершенствования сепарационных устройств для удаления влаги в турбо-установках, работающих на влажном паре, а также систем удаления отложений и предотвращения их интенсивного образования в паротурбинных и газотурбинных установках.

В первой главе анализируются характеристики рабочего тела тепловых и атомных турбоустановок, с целью систематизации дисперсного и химического состава содержащихся в нем примесей. Именно эти факторы играют решающую роль в процессах образования пленочных течений, крупнодисперсной влаги и твердых отложений в лопаточных аппаратах турбомашин. Приводятся экспериментальные данные по влиянию отложений на снижение надежности и экономичности турбоустановки и указывается на необходимость дальнейших теоретических исследований движения дискретной фазы в потоке теплоносителя.

Вторая глава посвящена изучению основных движущих сил, действующих на частицы дисперсной фазы в сдвиговом поле скоростей несущей среды. Рассматриваются проблемы взаимодействия частиц, физико-химические свойства которых установлены в предыдущей главе, с поверхностью металла и пленками жидкости в условиях нестабилизированного пограничного слоя, отрывных и вторичных течений, значительных температурных градиентов и центробежных сил. Отмечено, что в проточных частях турбин главным механизмом выпадения мелкодисперсных частиц на поверхности является турбулентная диффузия.

Физическая модель и теоретический анализ процессов осаждения мелких частиц на лопатках турбин под действием молекулярной диффузии и турбулентных пульсаций рассмотрены в третьей главе. Выделены основные участки развивающегося пограничного слоя на профиле лопатки: окрестность критической точки, ламинарный слой, переходная зона и турбулентный пограничный слой, на каждом из которых требуется особый подход к расчетным методам определения силового взаимодействия дисперсной фазы с основным потоком. Показано, что основной причиной поперечного движения аэрозолей в вязкой области пограничного слоя является турбулентная миграция. Разработана теоретическая модель турбулентно-миграционного осаждения частиц в турбинных решетках.

Исследования, выполненные на экспериментальных стендах, описываются в четвертой главе. Проведены опыты по изучению сепарирующей способности турбинных ступеней и специальных устройств, повышающих эффективность сепарации. Исследовано влияние марки конструкционного материала, времени экспозиции и гидродинамики потока на интенсивность образования отложений. Все эксперименты хорошо согласуются с расчетами на основе теоретических исследований глав 2 и 3.

В пятой главе рассматриваются проблемы образования отложений в прямоточных ядерных реакторах нового поколения, принципиально представляющих шаровые засыпки из микротвэлов диаметром 1,0.2,0 мм. Исследованы гидродинамические характеристики подобных засыпок и произведен предварительный расчет предельного уровня толщины отложений, которые могут образоваться на различных участках активной зоны в процессе эксплуатации. При этом учитывались электрокинетические процессы, термофорез, броуновская и турбулентная диффузии.

Шестая глава может служить руководством для практического использования, полученных в настоящей работе результатов теоретических и экспериментальных исследований, в турбостроении и эксплуатации турбоустановок. В ней рассматриваются методы повышения эффективности промывок и оптимизации сроков их исполнения, увеличения сепарационной способности внутритурбин-ных систем влагоудаления и других фильтрующих устройств. Основные цели диссертационной работы:

— установление взаимосвязи качества подготовки пара с химическим составом и дисперсностью, содержащихся в нем примесей, с фракционным составом и химической агрессивностью отложений в элементах оборудования судовых турбоустановок для эксплуатационных режимов;

— разработка новых критериев оценки параметров развивающегося пограничного слоя на лопатках судовых турбомашин;

— определение главных действующих сил, вызывающих выпадение частиц из газового потока на стенки лопаточных аппаратов судовых турбомашин в зависимости от конструктивных особенностей, характеристик и режимов пограничного слоя, интенсивности внешней турбулентности, температурных градиентов;

— создание экспериментального стенда для исследования воздействия теплоносителя с высоким содержанием агрессивных примесей на конструкционные материалы и проведение соответствующих опытов;

— максимально приближенное к измерениям эмпирическое представление профиля поперечной составляющей пульсационной скорости в вязкой области турбулентного пограничного слоя, которое используется для расчетов турбулентно инерционной миграции дисперсной фазы;

— разработка инженерной методики прогнозирования заноса проточных частей судового энергетического оборудования и рекомендаций для борьбы с этим явлением.

Достижение этих целей позволяет решать технические аспекты глобальной задачи — повышения эффективности и надежности судового энергетического оборудования посредством совершенствования расчетов, проектирования и технологии изготовления элементов турбоустановок, систем предотвращения образования отложений и промывки турбин.

Для обеспечения достоверности и объективности определения коэффициентов осаждения частиц на поверхностях проточных частей судовых турбин и трубопроводов использовались научные методы статистической теории турбулентности, феноменологические законы гидродинамики жидкости, опытные данные по изучению движения аэрозолей в разнообразных производственных условиях, а также на экспериментальных стендах.

При выполнении экспериментальных исследований и обработке полученных результатов использовались методы статистического анализа, теории вероятности, метрологии с ПЭВМ и др.

Научная новизна работы рассмотрена как в отношении отдельных результатов исследования, так и в целом, как комплекса научно-технических решений по созданию и расширению базы для проведения мероприятий, защищающих судовую турбомашину от вредного влияния отложений:

1. Впервые выделена зона критической точки на профиле лопатки судовой турбомашины, как объект изучения турбулентно диффузионного осаждения примесей на входных кромках.

2. Предложена математическая модель для определения положения границы устойчивости ламинарного пограничного слоя в решетках судовых турбомашин с учетом влияния внешней турбулентности и градиентов давления в потоке рабочего тела.

3. Впервые рассмотрено влияние геометрических и режимных параметров на турбулентную диффузию в переходной области пограничного слоя, предложен простой и доступный способ расчета коэффициента осаждения в этой зоне.

4. Впервые разработана феноменологическая теория миграции, осаждения и образования отложений агрессивных примесей в лопаточных аппаратах судовых турбомашин.

5. Показано, что степень увлечения мелкодисперсных частиц неравномерна в сдвиговом поле скоростей турбулентного пограничного слоя и существенным образом зависит от его частотного спектра.

6. Предложены новые профили распределения нормальной пульсационной скорости и концентрации, которые удовлетворяют расчетам осаждения частиц для условий выполненных ранее экспериментальных исследований в трубах, каналах и модельных турбинных решетках.

7. Впервые показано, что шероховатость стенки, развивающаяся по мере образования отложений, турбулентная диффузия и миграционно-диффузионное выпадение осадка являются одной взаимосвязанной системой, в которой параметры шероховатости играют значительную роль в интенсивности заносов проходных сечений судовых энергетических аппаратов.

8. Показано влияние давления пара на интенсивность формирования отложений в проточной части турбины.

9. Проведены детальные исследования сепарирующей способности и энергетических характеристик турбинной ступени в условиях мелкодисперсной влаги.

10. Создан испытательный стенд для проведения научных исследований по коррозионно-эрозионной стойкости конструкционных материалов и образованию на них отложений агрессивных примесей, на котором получены экспериментальные данные по влиянию марки металла и времени экспозиции на интенсивность роста отложений на опытных образцах в условиях имитации реального рабочего тела геотермальным теплоносителем.

11. Получены экспериментальные характеристики турбинной ступени с внутриканальной сепарацией влаги на рабочих лопатках.

12. Создано и исследовано несколько типов механических коагуляторов, предназначенных для повышения эффективности удаления примесей из потоков тонкодисперсных аэрозолей.

13. Проведены экспериментальные исследования турбинных ступеней совместно с коагуляторами.

14. Построена математическая модель, дающая возможность оптимизировать периодичность промывок и дисперсный состав, получаемого форсуночным распылением влажного пара для промывки турбоагрегата под нагрузкой.

15. Выполнен анализ процессов осаждения дисперсной фазы в активной зоне судовой ядерной энергетической установки с учетом электрокинетических эффектов, радиометрических и центробежных сил, турбулентной и молекулярной диффузии.

Достоверность результатов подтверждается экспериментальной проверкой теоретических разработок и результатами практического использования научно-технических решений. Проведенная оценка по1решностей измерений и принятая методика экспериментальных исследований, тщательная тарировка измерительных средств дают основание утверждать о достоверности проведенных опытов. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций диссертационной работы базируется на накопленном опыте теоретических и экспериментальных исследований, на использовании апробированных классических методов механики сплошных сред, математической статистики, анализа размерностей и планирования эксперимента.

Практическая ценность работы заключается в том, что:

— Результаты экспериментальных и расчетно-теоретических исследований процессов осаждения и сепарации мелкодисперсной влаги в турбинных ступенях дают возможность более обоснованно подходить к вопросам организации систем влагоудаления в турбоустановках влажного пара.

— Разработанная методика прогнозирования заноса проточной части судовой турбомашины является основой для оптимизации геометрических и кинематических характеристик систем промывки судовых турбин и компрессоров при их проектировании и техническом использовании. Существенное упрощение определения периодичности включения промывочной схемы позволяет легко автоматизировать процесс очистки турбоагрегата в эксплуатационный период.

— Применение предлагаемых методов повышения эффективности очистки пара от посторонних примесей позволит повысить экономичность и надежность турбин, компрессоров и других элементов судового энергетического оборудования, работающих на влажном паре с многокомпонентными примесями химически агрессивных веществ.

Личный вклад автора заключается в формулировке общей идеи и цели работы, в выполнении теоретической и значительной части экспериментальных исследований и обобщении их результатов, в разработке методов расчетаучастие в создании и конструктивной проработке нового перспективного экспериментального стенда на действующей геотермальной электростанции, настройке стенда и проведении первых опытов, в проведении обследования технического состояния внутренних поверхностей судового энергетического оборудования во время профилактических и аварийно-ремонтных работ.

Основные результаты, выносимые на защиту:

1 Научно-технические решения по определению основных технологических параметров защиты судового энергетического оборудования от вредного влияния тонкодисперсных твердых или жидких частиц примесей многокомпонентного рабочего тела, в том числе:

— физико-математическая модель осаждения дисперсной фазы на ограничивающие стенки из турбулентного потока многокомпонентного рабочего тела в турбинах, компрессорах и других элементах судовой энергетической установки;

— результаты лабораторных и производственных исследований при разработке и выборе оптимальных параметров очистки от отложений проточных частей судовых турбомашин, аппаратов и трубопроводов;

— теоретические принципы проектирования механических устройств эффективного удаления примесей на основе интенсификации их турбулентного осаждения на стенках каналов из аэродисперсных потоков.

2. Результаты экспериментальных исследований влияния параметров и дисперсности жидкой фазы на сепарирующую способность турбинных ступеней.

3. Результаты экспериментальных исследований повышения эффективности сепарации в турбинных ступенях с помощью механических коагуляторов.

4. Работоспособность предложенной физической модели массопереноса в качестве универсальной для расчетов осаждения мелкодисперсных частиц в турбулентном пограничном слое лопаточных аппаратов турбомашин, в активных зонах судовых ядерных реакторов нового поколения, в трубах и каналах при любых геометрических и режимных характеристиках основного потока.

5. Результаты экспериментального исследования структуры и состава отложений на металлических образцах в зависимости от марки материала, вида теплоносителя, геометрических и режимных параметров потока в рабочих камерах.

Работа выполнялась на кафедрах «Судового вспомогательного оборудования и систем» (СВЭОС) Морского государственного университета им. адм Г. И. Невельского (МГУ), «Паровых и газовых турбин» (ПГТ) Московского энергетического института (МЭИ) и является продолжением комплексных исследований в области газодинамики двухфазных сред, которые проводятся в проблемной лаборатории турбомашин кафедры ПГТ. Исследования выполнялись в соответствии с программой сотрудничества кафедры «Судовых паровых и газовых турбин» (СПГТ) ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского с «Центральным котлотур-бинным институтом» (ЦКТИ) и «Дальневосточным морским пароходством» (ДВМП), а также кафедры ПГТ МЭИ с АО «Геотерм,» АО «Наука,» АО «Калужский турбинный завод» и государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения (ГУП ВНИИАМ).

Автор выражает глубокую благодарность научному консультанту д.т.н. профессору О. А. Поварову за общее руководство работой и академику РАН Г. А. Филиппову за ценные технические советы.

Ряд теоретических и экспериментальных исследований выполнен в соавторстве и при участии Резника А. Г., Томарова Г. В., Семенова В. Н., Чертушкина В. Ф., Никольского А. И., Маслянко А. И. которым автор очень благодарен.

Автор выражает благодарность коллективу кафедры СВЭОС МГУ и особенно зав кафедрой д.т.н. профессору Сень Л. И. за внимание и полезные советы при подготовке диссертационной работы.

Автор признателен за помощь сотрудникам НУЦ Гео МЭИ, ЗАО «Геотерм», кафедры ПГТ МЭЙ и работникам Верхне-Мушовской ГеоЭС за помощь, внимание, высказанные замечания и содействие практическому использованию.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1. Разработка теоретических положений для выделения основных силовых факторов, вызывающих осаждение мелкодисперсных фракций аэрозолей из потока рабочего тела на различных участках контура турбоустановки.

2. Создание физически обоснованной теоретической модели турбулентного перемещения дисперсной фазы в пограничном слое при течении двухфазного многокомпонентного теплоносителя в трубах, каналах и турбинных решетках.

3. Выполнение комплексных экспериментальных и расчетных исследований, с целью подтверждения правильности определения реальных силовых факторов, действующих на частицы дисперсной фазы и возможности распространения данных теоретических и экспериментальных исследований на натурные объекты.

4. Создание экспериментального стенда для исследования эрозии-коррозии и влияния физико-химических свойств конструкционных материалов на образоI вание отложений в условиях химической агрессивности теплоносителя. Отладка стенда и проведение на нем опытов.

5. Экспериментальные исследования закономерностей сепарационной способности турбинных ступеней, работающих на влажном паре и повышения эффективности сепарации малоинерционных частиц.

6. Разработка научно-теоретических и методологических основ, физической и математической моделей прогнозирования и управления процессами образования отложений и сепарации влаги в условиях течения двухфазных многокомпонентных сред с целью повышения надежности и экономичности энергетического оборудования.

Выводы по главе 6.

1. Несмотря на все предпринимаемые попытки предотвратить попадание примесей в проточную часть парового или газотурбинного двигателя, избежать этого не удается.

2. Основным и наиболее эффективным средством борьбы с вредным влиянием образовавшихся на лопаточных аппаратах отложений является безразборная очистка турбоагрегата на ходу.

3. В результате расчета турбулентного движения капель влажного пара в процессе промывки турбомашин, получена возможность корректировать требуемую дисперсность форсуночного увлажнения с целью повышения качества и скорости очистки.

4. Создана математическая модель, на основании которой построена номограмма для определения оптимальной периодичности промывок. Своевременная промывка турбоагрегата в эксплуатационный период исключает занос проточной части и способствует поддержанию экономичности энергетической установки на расчетом уровне.

5. Внедрение механических коагуляторов в системы внутритурбинной, внешней и линейной сепарации позволит существенно повысить эффективность сепарационного оборудования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполнен комплекс работ, содержащий совокупность научных результатов и технических решений, подкрепленный экспериментальными исследованиями на статических моделях, на экспериментальных и натурных турбинах, который позволяет решить крупную научную проблему повышения аэродинамической эффективности и надежности энергетического оборудования судовых турбоустановок (СТУ). Использование полученных результатов при проектировании и эксплуатации СТУ обеспечивает высокий уровень технико-экономических показателей.

2. Проведены комплексные исследования силовых факторов, вызывающих поперечное перемещение мелкодисперсных частиц в сдвиговом поле скоростей пограничного слоя рабочего тела. Показано, что превалирующий механизм осаждения частиц на стенки каналов определяется агрегатным состоянием теплоносителя и его термодинамическими параметрами.

3. Отмечено существенное влияние профиля поперечной составляющей пульеационной скорости на характеристики турбулентно-миграционного движения частиц в области вязкого подслоя на стенках каналов судового энергетического оборудования. Предложены эмпирические зависимости распределения поперечных пульсаций, позволяющие добиться наилучшей сходимости расчетных и экспериментальных исследований выпадения мелкодисперсных частиц на поверхности труб и каналов.

4. Разработана теоретическая модель осаждения мелкодисперсных: частиц в окрестности критической точки, на ламинарном участке и в переходной зоне пограничного слоя на профиле турбинной лопатки Предложена математическая модель для определения потери устойчивости ламинарного слоя в решетках судовых турбомашин с учетом влияния внешней турбулентности и градиентов давления в потоке рабочего тела.

5. Разработана и экспериментально обоснована универсальная теоретическая модель турбулентного осаждения дисперсной фазы в лопаточных аппаратах турбомашин, в трубопроводах и в каналах теплотехнического оборудования, основанная на физических принципах газодинамики. Указано на необходимость учета изменения частотного спектра турбулентности в процессе увлечения частиц турбулентными пульсациями по мере их миграционного перемещения к поверхности.

6. Пакет программ для прикладного использования теоретических исследований позволяет учитывать основные силовые факторы, действующие на частицы дисперсных систем, циркулирующих в контуре турбоустановки: турбулентную и молекулярную диффузию, электрокинетические процессы, термофорез и центробежные силы.

7 Показано влияние шероховатости на скорость турбулентно-инерционного массопереноса дисперсной среды. Выполнены расчетные исследования осаждения в лопаточных аппаратах турбин на номинальном и переменном режиме для гидравлически гладких и шероховатых профилей.

8 Выполнены экспериментальные исследования сепарирующей способности турбинной ступени средней веерности в широком диапазоне изменения степени влажности для условий естественного и искусственного образования жидкой фазы. Впервые изготовлена и испытана система влагоудаления с внутриканальной сепарацией в рабочей решетке. Теоретически разработаны и экспериментально проверены методы повышения эффективности удаления влаги из проточной части турбины с помощью кольцевых коагуляторов влаги.

9. Создан испытательный стенд для проведения научных исследований по коррозионно-эрозионной стойкости конструкционных материалов и образованию на них отложений агрессивных примесей, на котором получены экспериментальные данные по влиянию марки металла и времени экспозиции на интенсивность роста отложений на опытных образцах в условиях имитации рабочего тела геотермальным теплоносителем.

10. Исследованы основные принципы моделирования зернистых слоев с целью расчета их гидродинамических характеристик. Разработан алгоритм расчета параметров турбулентности, определяющих эффективность турбулентно-миграционного движения частиц в потоке рабочего тела в шаровых засыпках из микротвэлов. Выполнена расчетная оценка возможного образования отложений продуктов коррозии на поверхностях микротвэлов прямоточного реактора СЯЭУ с учетом термофореза, электрокинетических и диффузионных процессов.

И. Создана математическая модель, на основании которой может быть построена номограмма для эксплуатационного персонала с целью оптимизации периодичности процессов промывки проточной части судовой турбины без вывода ее из действия.

12. В результате расчета турбулентного движения капель влажного пара устанавливается наиболее выгодная для процесса очистки турбомашины дисперсность промывочной жидкости, что является фундаментом для проектирования системы ее подачи с помощью форсунок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Baily F., Cotton K., Spencer R. Predicting the perfomance of large steam turbine-generators operating with saturated and low superheat steam conditions // ASME Papers. 1967. P. 47−54.
  2. Beal S.K. Deposition of particles in turbulent flow on channel or pipe walls // Nuclear Seience and Engineering. 1970. V. 40. P. 1−11.
  3. Brown K.L., Dunstall M.G. Silika scailing under controlled hydrodynamic conditions // Proceedings World Geothermal Congress. Japan. 2000, P. 3039−3044.
  4. Brown K.L., Freeston D.H., Dimas Z.O., Slatter A. Pressure drops due to silica scaling // 17-th New Zealand Geothermal Workshop. 1995. P. 163−167.
  5. Caparalony M., Tampieri F., Trombetti F., Vittori O. Transfer of particles in nonisotropic airturbulens // Jornal of the atmospheric sciences. 1975. V. 32. № 3. P. 565−568.
  6. Davies C.N. Deposition of aerosols from turbulent flow through pipes // Proceedings of the Royal Society. 1966. V. 289. P. 235−246.
  7. Dunstall M.G., Brown K.L. Silika scailing under controlled hydrodynamic conditions//Proceedings 19-thNZ Geothermal Workshop. 1997. P. 181−186.
  8. Dunstall M.G., Zipfel H. A, Brown K. L The onset of silika scailing around circular cylinders // Proceedings World Geothermal Congress. Japan. 2000. P. 3045−3050.
  9. Fridlender S.K., Johnstone H.F. Deposition of suspended particles from turbulent gas streams 11 Industrial and Engineering Chemistry. 1957. V. 49. № 7. P. 1151−1156.
  10. Gardner G.C. Events leading to erosion in the steam turbine // Combustion. 1965. № 2. P. 34−41.
  11. Gibson M.M., Spalding D.B., Zinser W. Boundary layer calculations using the Hassid-Poreh one-equation energy model // Let. Heat and Mass transfer. 1978. V. 5.P. 73−80.
  12. Giggenbach W.F. Geothermal gas equilibria // Geothermica Cosmochimica Acta. 1980. Vol. 44. P. 2021−2032.
  13. Graham D.I. An improved eddy interaction model for numerical simulation of turbulent particle dispersion // Journal of Fluids Engineering. 1996. V. 118. № 12. P. 819−823.
  14. Grane G., Ben Chu H. Lessons learned from the Brawle geothermal pilot plant program // Proceedings of the 1-st intersociety energy conversion engineering conference, 21. San-Diego. USA. 1986. V. 1. P. 52−57
  15. Gyarmathy G., Lesch F. Fog droplet observations in Laval Nozzles and in an experimental turbine /'/ Techn. Inf. BBC. 1976. >fe 7.
  16. Harper Т. Ross, Thain A. Lan, Jonston H. James. An integrated approach to realize greater value from high temperature geothermai resources: a New Zealand example // Geothermics. 1994. V. 21. P. 2853−2858.
  17. Hutchinson P., Hewitt G. F., Dueler A.E. Deposition of liquid or solid dispersions from turbulent gas streams: a stochastic model // Chem. Eng. Sci. 1971. V. 26. P. 419 439.
  18. Jamieson R.E. Simulation of the silica scaling process II 6-th NZ Geothermai Workshop. 1984. P. 135−140.
  19. Kitamoto A., Takashima J. Deposition rate of aerosol particles from turbulent flow throw vertical annuli // Bulletin of the Tokyo Inst, of Technology. 1974. № 121. P. 67−82.
  20. Kneen Т., Strauss W. Deposition of dust from turbulent gas streams // Atmospheric Environment. 1969. V. 3. P. 55−67.
  21. Lee P., Tech B. The deposition of small water droplets on stationary low pressure steam trabine blades // Thesis of the Degree of Master of Engineering. University of Liverpool. August 1970.
  22. Meore M.J., Sieverding C.H. Two-phase steams flow in turbine and separators. Washington. Megrow-Hill Book Co. 1976.176 p.
  23. Montgomery T.L., Corn M. Aerosol deposition in a pipe with turbulent airflow//Aerosol Sci. 1970. V. 1. P. 185−213.
  24. Mroczek E.K., Reeves R.R. The effect of colloidal silica on silica scaling from geothermai fluid // 16-th New Zealand Geothermai Workshop. 1994. P. 97 101.
  25. Mroczek E.K., White S.P., Graham D., Arehart G. Deposition of silica in porous packed beds-predicting the lifetime of reinjection aquifers 11 Proceedings 19th NZ Geothermai Workshop. 1997. P. 99−104.
  26. Nakagawa Y., Saito S. Geothrmal power plants in Japan adopting recent technologies // Proceedings World Geothermai Congress. Japan. 2000. P. 32 453 251.
  27. Owen P.R. Dust deposition from a turbulent air stream // Aerodynamic capture of particles. London. 1960. P. 276−282.
  28. Pott J., Dunstall M.G., Brown K.L. Numerical simulation of silica scaling // 18-th New Zealand Geothermai Workshop. 1996. P. 41−46.
  29. Povarov K.O. Impurities distribution between steam and water phases for Geothermai Power Plants // 22-st New Zealand Geothermai Workshop. 2000. P. 198−204.
  30. Povarov O.A., Tomarov G.V., Lusin V.E. Erosion-corrosion wear of metal in geothermai power plant equipment // 21-st New Zealand Geothermai Workshop. 1999. P. 199−204.
  31. Ryley DX, El-Shobokshy M.S. The deposition of fog droplets by diffusion onto steam turbine guide blades // 6th Int. Heat Transfer Conference. Toronto. 1978. V. 2. P. 85−90.
  32. Saito S., Sakanashy H., Suzuki T. Development of scale deposit inhibition technology using turbine water-cooled nozzle // Recently Developed Geothermal Power Plants in Japan: Bulletin. 1998. P. 1−6.
  33. Sehmel G.A. Aerosol deposition from turbulent air stream in vertical conduits // Pacific Northwest Lab. BNWL-578. Richland. Washington. 1968. P. 117−123.
  34. Smith T.A., McKibbin R. An investigation of boiling processes in hy-drothermal eruptions // 21-st New Zealand Geothermal Workshop. 1999. P. 299 236.
  35. Takano M., Goldsmith H.L., Mason S.G. Radial migration of particles in pulsatile flow // J. Colloid and Interface Sci. 1968. V. 27. № 2. P. 253−267.
  36. Takayma K. and all. Silica scale abatement system on the Uenotai geothermal steam turbine // Proceedings World Geothermal Congress. Japan. 2000. P. 3321−3326.
  37. Thole K.A., Bogard D.G. High freestream turbulens effekts on turbulent boundary layers // Transaction of the ASME. 1996. Vol. 118. P. 276−284.
  38. Veraia MLP. A two-phase flow approach to calculate physical-chemical parameters of geothermal reservoir fluid // Proceedings 18th NZ Geothermal Workshop. 1996. P. 199−203.
  39. Wells A.C., Chamberlain A.C. Transport of small particles to vertical surfacies //Brit. J. Appl. Phys. 1967. V. 18. P. 1793−1799.
  40. Zipfel H.A., Dunstall M.G., Brown K.L. Investigations of the onset of silika scailing around circular cylinders // Proceedings 20ш NZ Geothermal Workshop. 1998. P. 341−346.
  41. Г. Н. Влияние крупных вихрей на структуру турбулентных течений со сдвигом // Известия АН СССР. МЖГ. 1979. № 5. С. 10−20.
  42. ГЛ., Гиршович Т. А. Турбулентные струи, несущие твердые или капельно жидкие примеси // Сб. Парожидкостные потоки. Минск. 1977. С. 155−175.
  43. НИ. О линейных масштабах турбулентности в полуэмпирической теории // Известия АН СССР. МЖГ. 1974. № 3. С. 53−57.
  44. Г. А. Совершенствование судовых газотурбинных установок. Л.: Судостроение. 1984.240 с.
  45. .П., Балахнин Ю. Н., Бурак П. П. Эксплуатационные качества газотурбонагнетателей судовых дизелей // Морской транспорт. Сер. Техническая эксплуатация флота: Экспресс-информация. М.: В/О «Мортехинформреклама». 1987. Вып. 10. С. 11−19.
  46. И.Г. Эксплуатация судовых утилизационных установок. М.: Транспорт, 1987.175 с.
  47. В.П., Ибрагимов М. Х., Сабелев Г. И. Обобщение экспериментальных данных по интенсивности пульсаций скорости при турбулентном течении жидкости в каналах различной формы // Известия АН СССР. Механика жидкости и газа. № 3.1968. С. 162−165.
  48. А.Ф. Влияние состава отложений в зонах фазового перехода на локальную коррозию металла лопаток турбин // Теплоэнергетика. 1992. К" 8. С. 16−21.
  49. В .Б., Коростелев Д. П., Мураков Ю. Б. и др. Промышленные испытания установки высокотемпературной очистки водного теплоносителя от продуктов коррозии // Атомная энергия. 1989. Т. 67. Вып. 1 Лг2 6. С. 23−28.
  50. О.В., Поваров О. А. и др. Верхне-Мутновская геотермальная электрическая станция // Теплоэнергетика. 1999. № 2. С. 2−9.
  51. К.Н. и др. Продукты коррозии в контурах атомных станций. М.: Энергоатомиздат, 1988.168 с.
  52. В.М., Лебедь Н. Г., Лобов И. В. Исследование теплоотдачи и гидравлического сопротивления в каналах треугольного сечения при ламинарном течении // Труды НКИ. Вып. 33. Николаев. 1970. С. 9−16.
  53. В.В., Гречаниченко Ю. В. Влияние степени турбулентности набегающего патока на трехмерный пограничный слой // Теплоэнергетика. 1983. № 7. С. 62−64.
  54. Я. Течение двухфазных сред в прямых лопаточных решетках // IMP PAN. 1966. 29−31.29 с.
  55. Е.Г. Исследование движения влаги в элементах сепараци-онньтх устройств / Канд. дисс. М.: МЭИ, 1976.186 с.
  56. Е.Г., Семенюк А. В. Влияние поверхностно-активных веществ (ПАВ) на характеристики двухфазного пограничного слоя с поверхностью разрыва // Московская городская конференция молодых ученых и специалистов. 1978, С. 91−92.
  57. О.С., Смирнов В. П., Тигарев ИЛ. Гидродинамика кассет с шаровой засыпкой // Труды ЦКТИ. Вып. 145. Исследования и отработка оборудования АЭС. Л. 1977. С. 107−119.
  58. Л.П. и др. Турбулентные характеристики на входном участке трубы II Обнинск. ФЭЙ-725.16 с.
  59. Г. И., Дубровский Е. В. Эффективные теплообменники. М.: Машиностроение, 1973.96 с.
  60. В.Н., Мартынова О Л. и др. Совершенствование химико-технологических процессов в энергетике // Теплоэнергетика. 2000. № 6. С.46−49.
  61. М.П., Ривкин СЛ., Александров А. А. Таблицы термодинамических свойств воды и водяного пара. М.: Издательство стандартов, 1969. 408 с.
  62. А.С., Колесников А. В., Уханова ЛЛ. Вырождение турбулентности потока за двухрядной решеткой цилиндров при противоположном движении рядов // Известия АН СССР. МЖГ. 1979. № 3. С. 18−25.
  63. Г. С., Бронштейн В. И., Юдаев Б. Н. Влияние градиента давления и турбулентности внешнего потока на течение в пограничном слое // Инженерно физический журнал. 1978. Т. 34. № 6. С. 1100−1109.
  64. В.И. Исследование структуры влажного пара в турбинных решетках / Канд. дисс. М.: МЭИ. 1971. 184 с.
  65. З.Р., Спокойный Ф. Е., Загайнова Р. В. Влияние основных силовых факторов на поперечную скорость мелких частиц, движущихся в турбулентном потоке газа // Инженерно-физический журнал. 1976. Т. 30. № 4. С. 657−664.
  66. В.И. Эксплуатация корабельных газотурбинных установок. М.: Воениздат, 1972.312 с.
  67. М.И., Маурин JI.H. О массопереносе при образовании внутритрубных отложений // Теплоэнергетика. 2000. Я" 9. С, 55−57.
  68. Двигатели 5AL25/30 .Замена т/к наддува NR20 на ТК-23С-37(02) / Отчёт о НИР: Технические решения задачи к ХДТ 2/11/94,1996, ДВГМА
  69. Дейч MJE. Техническая газодинамика. М.: Энергия, 1974. 592 с.
  70. М.Е., Абрамов Ю. И. и др. Экспериментальное исследование скольжения жидкой фазы за сопловыми решетками турбин // Теплоэнергетика. 1974. № 6. С. 47−52.
  71. М.Е., Бердичевский В. Ю. Особенности процесса фазового перехода в неравновесных адиабатных потоках // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. 1990. № 4. С. 93−97.
  72. М.Е., Зарянкин А. Е. Гидрогазодинамика. М.: Энергоатомиздат, 1984. 384 с.
  73. Дейч MJE., йгнатьевская JI. А. Особенности движения капли в двухфазном пограничном слое на плоской пластине // Теплофизика высоких температур. Т. 9.1971. № 2. С. 335−340.
  74. М.Е., Кирюхин В. И., Филиппов ГЛ., Поваров О. А. и др. Исследование специальных турбинных ступеней-сепараторов // Теплоэнергетика. 1974. № 8. С. 20−23.
  75. М.Е., Селезнев Л. И. Обобщенная модель турбулентности для анализа процессов образования конденсированной фазы в турбулентных потоках // Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт. 1974. № 5. С. 123−129.
  76. М.Е., Филиппов ГА. Газодинамика двухфазных сред. М.: Энергия, 1968.423 с.
  77. М.Е., Филиппов Г. А., Лазарев Л. Я. Атлас профилей решеток осевых турбин. М.: Машиностроение, 1965.96 с.
  78. М.Е., Хизанашвили М. Д. Влияние влажности на скольжение фаз в осевых зазорах турбин // Известия ВУЗов. Энергетика. 1976. № 4. С. 82−87.
  79. Замена импортных турбокомпрессоров наддува вспомогательных дизельгенераторов 8ВАН22 на судах типа «Александра Колонтай» натурбокомпрессоры ТК-18С / Отчёт о НИР: ХДТ 2/18/95 ДВГМА-АО ДВМТХ 1995.
  80. Зимонт В Л. Экспериментальное исследование турбулентной диффузии в каналах переменного сечения // Известия АН СССР. МЖГ. 1968. № 3. С. 151−157.
  81. В.М., Горбунов В .И. Об организации водного режима б паропро-изводящих установках // Теплоэнергетика. 2000. К" 6. С. 41−45.
  82. ИМ., Былкин Б. К. Методика расчета диффузионного осаждения частиц при течении жидкости в каналах // Теплоэнергетика. 1990. № 1.С. 27−31.
  83. М.Х. и др. О течении двухкомпонентного потока в канале треугольного сечения//ФЭН-426. Обнинск. 1973.51 с.
  84. М.Х. и др. Течение в начальном участке гладкой трубы // ТВТ. 1974. Т, 12. №-3. С. 542−549.
  85. Л.А., Рабенко B.C. Влияние процессов переноса на образование коррозионно-опасных пленок в турбинной ступени вблизи линии насыщения II Теплофизика высоких температур. 1986. Т. 24. № 6. С. 11 951 202.
  86. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1975. 559 с.
  87. И.Е. Некоторые эффекты и парадоксы в аэродинамике и гидравлике. М.: Машиностроение, 1982.96 с.
  88. Исследование влияния аэрозолей в турбулентном потоке рабочего тела на эффективность элементов энергоустановок / Отчет о НИР: ДВВИМУ-ЦКТИ, Владивосток. 1983, № гос. регистрации 1 830 036 087.
  89. Исследование образования плёночной и крупнодисперсной влаги на переменных режимах / Отчёт НИР: ХДТ 2/7/87. ДВВИМУ-ЦКТИ, 1987, № 18 700 778 335.
  90. Исследование осаждения мелкодисперсной влаги и эрозионного износа в турбинах / Отчёт о НИР (промежуточный): ХДТ 8/84,1985 № 1 840 050 489.
  91. Исследование процессов взаимодействия двухфазных потоков с элементами проточных частей турбины и газовоздушных трактов / Отчёт о НИР (заключительный): ДВВИМУ-ЦКТИ, ХДТ 8/84,1986, № 1 840 050 489.
  92. Э.К., Дрейцер Г. А., Ярхо С. А. Интенсификация теплообмена в каналах. М.: Машиностроение, 1990. 208 с.
  93. .Э. Эксплуатация паротурбинных установок. М.: Энерго-атомиздат, 1985.304 с.
  94. Ю.С., Козлов В. В., Левченко В. Я. Возникновение турбулентности в пограничном слое. Новосибирск: Издательство «Наука.» Сибирское отделение, 1982.150 с.
  95. В.М., Муранов Ю. В. Движение частиц в пристенной области турбулентного потока газа // Обнинск. Физико-энергетический институт. 1973. 51с.
  96. И.И., Носовицкий А. И., Шпензер Г. Г. Сепарация влаги при повышенных плотностях пара IL Теплоэнергетика. 1978. № 8. С. 4044.
  97. И.Н., Носовицкий А. И., Шпензер ГГ., Ташпулатов А. Ш. Выпадение влаги в зоне повышенного давления паровой турбины // Известия ВУЗов. Энергетика. 1974. № 11. С. 40−43.
  98. Й.И., Фаддеев И. П., Шубенко О. А. Сепарирующая способность решеток турбинных профилей, работающих на влажном паре // Энергомашиностроение. 1970. № 10. С. 32−37.
  99. Н.И., Шпензер Г. Г., Ташпулатов А. Ш. Влияние турбулентной структуры потока на процессы конденсации в турбинных ступенях // Энергомашиностроение. 1976. Ш 5. С. 1−4.
  100. ИЛ., Яблоник РМ. Основы теории влажнопаровых турбин. Л.: Машиностроение, 1968. 253 с.
  101. В.В., Филиппов ГА., Поваров OA., Дикарев В. И. Исследование структуры влажного пара в многоступенчатой турбине // Теплоэнергетика. 1976. № 5. С. 36−42.
  102. В .И. и др. Паровые турбины малой мощности КТЗ. М.: Энергоатомиздат, 1987.216 с.
  103. Л.С. и др. Влияние вторичных течений на распределение скорости и гидравлическое сопротивление турбулентных потоков жидкости в некруглых каналах // Сб. Вопросы теплофизики ядерных реакторов. 1970. вып. 2. С. 85−100.
  104. Н.Н. Поперечное движение дисперсных частиц в потоке -влияние диффузии и сил взаимодействия // Труды ASME. Теплопередача. 1970. Т. 92. № 3. С. 117−126.
  105. Конт-Белло Ж. Турбулентное течение в канале с параллельными стенками. М.: Мир, 1968.176 с.
  106. Ю.Ф. и др. Исследование сепарации влаги в ЦВД турбины К-220−44 // Теплоэнергетика. 1978. № 6. С. 9−12.
  107. Ю.В., Поваров OA, Семенкж АВ. Сепарирующая способность ступеней средней веерности при естественном образовании влаги // Теплоэнергетика. 1981. № 3. С 23−29.
  108. Ю.В., Дуров В. В. Обеспыливание тазов зернистыми слоями. М.: Химия, 1991.192 с.
  109. А.Г., Маслов ЛА Судовые турбинные установки. Л.: Судостроение, 1991.192 с.
  110. А.Г., Юдовин Б. С. Судовые комбинированные энергетические установки. Л.: Судостроение, 1981.216 с.
  111. С.С., Леонтьев А. И. Тепломассообмен и трение в турбулентном пограничном слое. М.: Энергоатомиздат, 1985.320 с.
  112. Л.М., Седунов Ю. С. О влиянии инерционных эффектов на диффузию аэрозольных частиц // Сборник: Вопросы испарения горения и газовой динамики дисперсных систем. Киев. Наукова Думка. 1967. С. 158−163.
  113. В.Г., Кучанов С.й. Движение частиц, взвешенных в турбулентном потоке // Доклады АН СССР. 1967. Т. 174. № 4. С. 763−766.
  114. A.M. Исследование структуры турбулентного потока в турбинной ступени // Изв. ВУЗов. Энергетика. 1965. Ка 9. С. 32−38.
  115. ЛХ. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1973.848 с.
  116. Т.Х. Применение комплексонов в теплоэнергетике. М.: Энергоиздат, 1986.280 с.
  117. Т.Х., Мартъшова О. И. Водные режимы тепловых и атомных электростанций. М.: Высшая школа, 1987.319 с.
  118. О.И. и др. Образование коррозионно-акгивных сред в зоне фазового перехода в паровых турбинах // Теплоэнергетика. 1998. № 7. С.37−42.
  119. С. Экспериментальное определение места возникновения конденсации в паровой турбине II Теплоэнергетика. 1983. № 1. С. 69−71.
  120. ЭА. Движение конденсированной фазы в межлопаточных каналах ступени осевой газовой турбины // Теплоэнергетика. 1965. № 10. С. 51−57.
  121. Е.П. К теории явления турбулентной миграции аэрозольных частиц II Коллоидный журнал. 1979. Т. 41. № 2. С. 250−257.
  122. Е.П. Теория турбулентной миграции аэрозольных частиц // ИПМ АН СССР. М. Препринт. № 136.1979. 60 с.
  123. ЕЛ. Поперечная миграция частиц, взвешенных в турбулентном потоке // ДАН СССР. 1972. Т. 203. № 3. С. 543−546.
  124. Е.П. Турбулентный перенос и осаждение аэрозолей. М.: Наука, 1981.176 с.
  125. Е.П. Дистанционный пробоотбор промышленных аэрозолей // М. ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1987.64 с.
  126. А.Д. Турбокомпрессоры систем наддува судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1986.248 с.
  127. В.К. Интенсификация теплообмена в каналах при турбулентном движении газового потока II Инженерно-физический журнал. 1972. Т. 22. С. 981−986.
  128. О.О., Федоров В А. и др. Разработка и испытание сепаратора пара для геотермальных теплоэнергетических установок // Теплоэнергетика. 1997. № 7. С. 39−42.
  129. Научно-техническое сопровождение пуско-наладочных работ на Верхне-Мутновской ГеоЭС / Отчет о НИР № 2 343 980. М.: МЭИ. 1999.
  130. В.И. Коррозия и защита лопаток газовых турбин. JL: Машиностроение, 1987. 272 с,
  131. В.В. Теория плоского турбулентного пограничного слоя несжимаемой жидкости. JL: Судостроение, 1977.165 с.
  132. А.И., Шпензер Г. Г. Газодинамика влажнопаровых турбинных ступеней. Л.: Машиностроение, 1977.182 с.
  133. АЛ., Трояновский Б. М. Влияние эффективности проточной части паровой турбины на КПД турбоустановки // Тяжелое машиностроение. 1996. № 9. С. 23−30.
  134. Оценка дисперсности влаги на переменных режимах и состояние лопаточного аппарата турбинных ступеней / Отчёт о НИР: ДВВИМУ-ЦКТИ, ХДТ 2/7/87, 1987. № 1 870 077 835.
  135. Р.Г. Эрозионная прочность деталей двигателей и энергоустановок летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1980.245 с.
  136. К.О. Поведение примесей и газов в геотермальном теплоносителе // Теплоэнергетика. 2002. № 12. С. 16−21.
  137. О. А. Создание высокоэффективной системы сепарации влага в паровых турбинах / Докт. дисс. М.: МЭИ. 1982.285 с.
  138. О.А. Проблемы сепарации влаги в турбоустановках АЭС // Теплоэнергетика. 1980. № 2. С. 41−46.
  139. О.А., Беляев Л. А. Исследование движения жидких частиц в турбинной ступени .// Теплоэнергетика. 1977. № 12. С. 42−48.
  140. О.А., Дубровский А.Я, Томаров Г. В., Величко Е. В. Эффективность применения октадециламина для защиты турбоустановок от стояночной коррозии // Тяжелое машиностроение. 1990. № 6. С. 22−25.
  141. О.А., Лукашенко ЮЛ. Турбины и сепараторы для геотер-. мальных электростанций // Теплоэнергетика. 1997. № 1. С. 41−47.
  142. О.А., Мартынова О. Н. и др. Исследование образования отложений в паровых турбинах // Теплоэнергетика. 2000. № 6. С. 58−60.
  143. О.А., Назаров О. И., Грибин В. Г. Об образовании крупнодисперсной влаги в проточной части турбомашин // Труды МЭИ. М.: 1975. Вып. 273. С. 50−54.
  144. О.А., Рабенко B.C., Семенов В. Н. Влияние примесей в паре на образование жидкой фазы в турбинах // Теплоэнергетика. 1984. № 6. С. 20−23.
  145. Поваров OA, Расторгуев В. Ф., Бодров АА. Взаимодействие капли с твердой поверхностью II Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. 1986. № 6. С. 158−161,
  146. OA., Семенюк А. В. и др. Исследование методов повышения эффективности сепарации мелкодисперсной влаги в турбинах И Теплоэнергетика. 1984. № 8. С. 42−45.
  147. О.А., Семенов В. Н., Игнатьевская Л А. Образование солевой зоны на поверхности турбинной лопатки при дозвуковом и трансзвуковом обтекании с фазовым переходом // Вестник МЭИ. Москва. 1994. № 3. С. 42−46.
  148. О. А. Домаров Г. В. и др. Зрозионно-коррозионный износ металла элементов турбоустановок ТЭС и АЭС // ЦНИИТЭИтяжмаш. Обзор. Серия 3. Вып. 12. Энергетическое машиностроение. М. 1991.48 с.
  149. О. А. Домаров Г. В. и др. Проблемы солеотложений и износ элементов геотермальных энергетических установок // ЦНИИТЭИтяжмаш. Обзор. Серия 3. Вып. 2. Энергетическое машиностроение. М. 1991.44 с.
  150. А.М., Фролов Э. Е. Ремонт судовых паротурбинных агрегатов. М.: Транспорт. 1985.216 с.
  151. Пономарев-Степной Н.Н., Кухаркин Н. Е., Хрулев А. А., Дегальцев Ю. Г., Глушков Е. С., Филиппов Г. А., Гришанин Е. И. Перспективы применения микротвэлов в ВВЭР /7 Атомная энергия. 1999. N° 6. С. 443−449.
  152. B.C., Лысков М. Г. Массообмен и электрокинетические процессы при образовании железоокисных отложений. М.: МЭЙ, 1984.76 с.
  153. B.C., Лысков М. Г. Массообмен и электрокинетические процессы при образовании железоокисных отложений. М.: МЭИ. 1985.40 с.
  154. Разработка и внедрение метода очистки и консервации теплотехнического оборудования / Огчёт (закл.): ХДТ 2/1/90. ДВВИМУ-ВСЗ. 1992.
  155. А.Г., Семенюк AJ8. Расчёт турбокомпрессоров наддува ДВС // Владивосток. ДВВИМУ. 1990.32 с.
  156. А.Г., Семенюк А. В. Эксплуатационные характеристики ТК наддува главного двигателя судовой энергетической установки // «Рабочие процессы теплоэнергетических установок». Владивосток: ДВНЦ АТР. ДВО РАН. 1993. С. 7−10,
  157. А.Г., Семенюк А. В. Изменение утилизационного ресурса уходящих газов судового дизеля в процессе эксплуатации II Межвузовский сборник. Владивосток. ДВГМА. 1994. С. 8−10.
  158. А. Дж. Турбулентные течения в инженерных приложениях. М: Энергия, 1979.408 с.
  159. .М., Смолин Ю. И. Эксплуатация и ремонт газотурбонагнетателей судовых дизелей. М.: Транспорт, 1975.192 с.
  160. С.В. Теплотехнические измерения в судовых энергетических установках. Л.: Судостроение, 1980.264 с.
  161. С.В., Хмара О. М. Интенсификация инерционного и турбулентного осаждения капель в щелевых каналах It Труды НКИ. Теплоэнергетика. Николаев. 1974. Вып. 83. С. 116−120.
  162. Г. А. Сверхзвуковые двухфазные течения. Минск: Высшая школа, 1972.479 с.
  163. Г. С., Трояновский Б. М. Переменные и переходные режимы ъ паровых турбинах. М.: Энергоиздат, 1982.496 с.
  164. А.В. Осаждение мелкодисперсных частиц на входных кромках лопаточных аппаратов турбомашин // Вестник МЭИ. № 4. Москва 2003. С. 29−33.
  165. А.В. Исследование процессов осаждения и сепарации мелкодисперсной влаги в турбинах / Канд. дис. М.: МЭИ. 1981.203 с.
  166. А.В. Аэродинамические испытания турбинных решёток / Владивосток. ДВВИМУ. 1985.40 с.
  167. А.В. Расчет паровой турбины судовой ядерной энергетической установки / Владивосток. ДВВИМУ. 1985.42 с.
  168. Семенкж А. В Тепловой расчет турбины с двухвенечной ступенью скорости / Владивосток. ДВВИМУ. 1985. 22 с.
  169. Семенкж AJB. Расчет судовых турбогенераторов / Владивосток. ДВВИМУ. 1985. 34 с.
  170. А.В. Влияние центробежных сил на движение дисперсных систем в турбинных решетках // Материалы 5-ой международной научно-практической конференции: Проблемы транспорта Дальнего Востока. Владивосток. МГУ. 2003. С. 55−61.
  171. А.В. Профили концентрации примесей в развивающихся течениях на лопатках турбомашин // Доклады региональной научно-практической конференции «Море-2003». Техническая эксплуатация флота. Пути совершенствования. Владивосток. 2003. С. 71−74.
  172. А.В. Турбулентное осаждение влаги на лопатках турбомашин // «Рабочие процессы теплоэнергетических установок». Владивосток: ДВНЦ АТР. ДВО РАН. 1993. С. 21−25.
  173. А.В. Особенности непрерывной очистки системы турбонад-дува двигателей 6RND 76 // «Эффективность элементов СЭУ». Материалы юбилейной НТК. Владивосток. ДВГМА. 1994. С. 16−18.
  174. А.В. Особенности эксплуатации воздушных конденсаторов турбоустановок в условиях Дальнего Востока Н Владивосток. Труды ДВГТУ. Вып. 133. 2003. С. 79−82.
  175. А.В. Выпадение мелкодисперсных фракций аэрозолей на лопатки газотурбонагнетателей // Материалы 4-ой международной научно-практической конференции: Проблемы транспорта Дальнего Востока. Владивосток. ДВГМА. 2001. С. 42−47.
  176. А.В. Эксплуатационные режимы Верхне-Мутновской ГеоЭС //ИПМДВО PAR Вып. 4. Владивосток. Дальнаука. 2001. С.218−223.
  177. А.В. и др. Экспериментальные исследования воздействия геотермального теплоносителя на конструкционные материалы // ИПМ ДВО РАН. Вып. 4. Владивосток. Дальнаука. 2001. С. 212−217.
  178. А.В., Резник АХ. Эрозия рабочих лопаток вспомогательных турбин // Энергомашиностроение. 1984. № 7. С. 42−46.
  179. Семенов В Л., Троицкий В. Н., Агапов Р. В., Ретивов М. Г. Образование коррозионно-агрессивных жидких сред в проточных частях турбин // Тяжелое машиностроение. 2002. № 8. С. 22−26.
  180. И.П., Якубенко А. Е. Взаимодействие турбулентного потока газа с жидкой пленкой // Известия. АН СССР. МЖГ. 1976. № 2. С. 67−74.
  181. ЛЛ., Якубовский Ю. В. Парогенераторные установки на морской воде // Л.: Судостроение, 1979.232 с.
  182. В.Н., Слесаренко В. В. Судовые опреснительные установки. Владивосток: МГУ, 2001.448 с.
  183. М.Х., Цветков О. С., Леонтьев Г. Ю. Усовершенствованная система очистки вспомогательного дизеля 8ЧН25/34−2 // Морской транспорт. Сер. Техническая эксплуатация флота: Экспресс-информация. М.: В/О «Мортехинформреклама». 1988. Вып. 14. С. 1−5.
  184. В. Промышленная очистка газов IIМ.: Химия, 1981,616 с.
  185. А.С., Цветков Ф. Ф., Керимов Р. В. Теплообмен и гидравлическое сопротивление при движении газовзвеси в трубах. М.: Энергия, 1977. 192 с.
  186. Теория тепломассообмена / Под редакцией А. И. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1979.495 с.
  187. Техническая эксплуатация судовых газотурбинных установок / Под ред. Г. IIL Розенберга. М.: Транспорт, 1986.222 с.
  188. Г. В. Физико-химические процессы и закономерности эрозии-коррозии металла энергетического оборудования в двухфазном потоке // Теплоэнергетика. 2001. № 9. с. 59−67.
  189. .М. Турбины атомных электростанций. М.: Энергия, 1978. 232 с.
  190. .М. О влиянии влажности на экономичность паровых турбин//Теплоэнергетика. 1978. № 10. С. 28−33.
  191. А.Д., Трояновский Б. М., Косткж А. Г. Основные научные проблемы создания паротурбинных установок для энергоблоков нового поколения // Теплоэнергетика. 2000. № 6. С. 13−18.
  192. Турбулентность. Принципы и применения / Под. ред. У. Фроста и Т. Моулдена. М.: Мир, 1980. 536 с.
  193. Турбулентные сдвиговые течения / Под ред. Гиневского А. С. М.: Машиностроение, 1982.432 с.
  194. И.П. Эрозия влажнопаровых турбин. Л.: Машиностроение, 1974.208 с.
  195. Г. А., Поваров О. А. Сепарация влаги в турбинах АЭС. М.: Энергия, 1980.320 с.
  196. Г. А., Поваров OA. Эрозия и коррозия в паровых турбинах. М.: МЭИ. 1986. 56 с.
  197. ГА., Поваров OA., Васильчешоо Е. Г., Семенюк А. В. Авторское свидетельство № 737 636. Kji. F 01 D 25/32. Ступень- сепаратор.
  198. Филиппов Г. А.Д1оваров О.А., Никольский А. И., Семенюк А. В. Исследование энергетических и расходных характеристик кольцевых турбинных решеток на влажном паре // Теплоэнергетика. 1980. № 11. С. 26−31.
  199. Филиппов Г. А, Поваров О. А., Никольский А. И., Семенюк А. В. О снижении КПД турбинных ступеней в зоне малых влажностей пара II Энергомашиностроение. 1981. № 10. С. 14−19.
  200. Г. А., Поваров О.А, Пряхин В. В. Исследования и расчеты турбин влажного пара. М.: Энергия, 1973.232 с.
  201. Г. А., Поваров О. А., Семенюк А. В. О турбулентном осаждении мелкодисперсной влаги // НИИЭинформэнергомаш. 1980. № 74.
  202. Г. А., Поваров О.А, Семенюк АВ. Исследования влияния дисперсности влаги на энергетические характеристики турбин // Юбилейная конференция МЭИ. Москва. 1980. С. 53−54.
  203. Г. А., Поваров О. А., Семенюк А. В. Осаждение мелкодисперсной влаги из турбулентного потока влажного пара // Теплоэнергетика. 1985. № 10. С. 11−15.
  204. Г. А., Поваров О. А., Семенюк А. В. и др. Исследование влияния гидрофобных присадок на статистические характеристики волновой поверхности пленки // Теплофизика высоких температур. 1980. № 5. С. 114 117.
  205. Г. А., Поваров О. А., Семенюк А. В. и др. Исследования коагулятора влаги // Труды МЭИ. М.- 1980. Вып. 504. С. 74−79.
  206. ГА., Поваров OA., Семенюк АВ. и др. Исследование энергетических и расходных характеристик кольцевой решётки в турбине // Труды МЭИ. М.: 1980. Вып. 505. С. 91−96.
  207. ГА., Поваров О.А, Семенюк АВ. Проблемы сепарации влаги в турбинах АЭС // Всесоюзный научно-технический семинар «Опыт освоения и перспективы дальнейшего развития паротурбинного оборудования» Харьков. 1978. С. 76−77.
  208. А. Механика суспензий. М.: Мир, 1971.276 с.
  209. НА. Механика аэрозолей. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 351 с.
  210. И.О. Турбулентность, ее механизм и теория. М.: Физматгиз, 1963. 6S0 с.
  211. Р.А. Физическая и коллоидная химия. М.: Высшая школа, 1988.400 с.
  212. Г. В., Данилин B.C., Селезнев ЛЛ. Адиабатные двухфазные течения. М.: Атомиздат, 1973.448 с.
  213. П. Отрывные течения. Т. 3. М.: Мир, 1973.336 с.
  214. Шанин В JC., Карышев А. К. О конденсации пара в развитом турбулентном потоке // Труды МЭИ. М.: 1976. Вып. 30. С. 109−112.
  215. Г. Т., Ушаков С. Г. Движение твердых частиц в межлопаточных каналах паровых турбин // Теплоэнергетика. 1971. № 3. С. 41−46.
  216. Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1974. 711с.
  217. Шрайбер АА, Гавин Л. Б., Наумов В. А., Яценко В. П. Турбулентные течения газовзвеси. Киев: Наукова думка, 1987.240 с.
  218. А.В. Паровые турбины. М.: Энергия, 1976.368 с.
  219. Эрозия. Под ред. К. Прис. М.: Мир, 1982.464 с.
  220. К.П. Математическая обработка результатов измерений. ГИТТЛ. 1958. 364 с.
Заполнить форму текущей работой