Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с социальной депривацией средствами коррекционной ритмики в условиях школы-интерната
![Диссертация: Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с социальной депривацией средствами коррекционной ритмики в условиях школы-интерната](https://westud.ru/work/2524632/cover.png)
Диссертация
Обобщение теоретических и эмпирических исследований показало, что у таких детей общение со сверстниками имеет «принудительный» характер, возникает феномен вынужденной любви и дружбы, регламентации жизнедеятельности ребенка. Ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников и не может предпочесть ей какую-либо другую группу, но одновременно не может быть исключен из нее… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной депривации учащихся младшего школьного возраста
- 1. 1. Проблема социальной депривации воспитанников школ-интернатов как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Особенности социальной депривации учащихся младшего школьного возраста
- 1. 3. Коррекционная ритмика как направление психолого-педагогической помощи детям с социальной депривацией
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по оказанию психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с социальной депривацией
- 2. 1. Организация и методы исследования социальной депривации у учащихся младшего школьного возраста
- 2. 2. Исследование уровня социальной депривации младших школьников на этапе адаптации к условиям школы-интерната
- 2. 3. Программа преодоления симптомов социальной депривации средствами коррекционной ритмики
- 2. 4. Анализ эффективности психолого-педагогической помощи младшим школьникам с социальной депривацией
Список литературы
- Абрамян J1.A. Сигнал и условный рефлекс. Филос. очерк. -Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1961.
- Авдеева Н.Н. Ранний этап в развитии личности // Психология личности: Теория и эксперимент. М., 1982. — С. 27−36.
- Айзенберг Б.И., Кондрашин В. И., Кузнецов И. В. Некоторые социальные и медико-педагогические проблем развития детей-сирот раннего возраста // Дефектология. М., 1989. — С. 76−80.
- Александровская Э.М. Некоторые аспекты организации социально-психологической помощи детям младшего школьного возраста // Материалы к II-й Всерос. науч.- практ. конф. Ч. 2. — М., 1996. — С. 41.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
- Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства // Вопросы психологии. I960.-№ 1.-С. 15−28.
- Андреев А.Н., Мдивани М. О., Рыжонкин Ю. Я. Методика измерения коммуникативной дистанции // Вопросы психологии. 1987. — № 1.-С. 159−161.
- Антропова М.В. Двигательные возможности и связь с физическим развитием детей школьного возраста // Советская педагогика. 1967. — № 3. -С. 62−72.
- Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. — 302 с.
- Афанасенко Е.И., Каиров И. А. Пять лет школ-интернатов. М., 1961.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
- Бабина Г. В., Софонкина И. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-метод. пособие. М.: Книголюб, 2005. — 96 с.
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995 — 1996. — Части I—VI.
- Байнова И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания // Новые исследования в психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — № 2. — С. 38−42.
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 36 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 25 с.
- Басов М.Я. Движения под музыку. Изб. психол. произведения. -М., 1975.-С. 147−149.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., Ред. изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993 — 198 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 168. 2. с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
- Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. СПб., 1913. — Т. X. -Вып. III.-С. 1−29.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1998. 298 с.
- Блонский Б.П. Школьная успешность. Избр. пед. соч. М., 1964.
- Божович Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-метод. пособие. -СПб.: КАРО, 2005. 288 с.
- Большой толковый социологический словарь / Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т. 1. — «Вече-Аст». — М., 1999. — 534 с.
- Бондаренко С.В. Школьные нагрузки и физическое развитие младших школьников // Проблемы сохранения здоровья в условиях массовой школы: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГОПИ, 1992. — С. 117−127.
- Боханова J1.B. О развитии речи у старших дошкольников из детского дома // Дефектология. 1992. — № 2/3. — С. 36−42.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., Аргус, 1994.208 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. М, 1990.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 255 с.
- Вайзман Н.П. Медицинские аспекты коррекционно-развивающего обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новгород, 1994.-М., 1995.-С. 169.
- Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. — 248 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1967.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для студен, пед. инст. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прохина / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
- Волконский С.М. Ритмическая гимнастика / Листки курсов ритмической гимнастики. 1913. -№ 1. — С. 17.
- Вопросы психологии коллектива школьников и студентов: Сб. статей / Редкол.: Чернышев А. С. Курск: Кур ГПИ, 1981. — 108 с.
- Выготский JI.C. Детская психология // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4 / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
- Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1988. — С. 6−23.
- Газман О.С., Харитонов Н. Е. В школу с игрой. М., 1991.
- Галигузова JI.H. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста // Развитие общение дошкольников со сверстниками / Прод ред. А. Г. Рузской. М., 1989. — С. 54 — 73.
- Галигузова JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка // Вопросы психологии. 1990. -№ 6. — С. 17−25.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
- Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.
- Глушкова Е.К. Береги зрение. М.: Медицина, 1987. — 47 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.- 134 с.
- Грибанова Г. В. Нарушения привязанности у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. 1994. — № 3. — С. 10−16.
- Гринер В.А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз., 1941. — 80 с. с илл. и нотами.
- Гуревич М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М., Л.: Медгиз., 1930.-Ч. 1−2.-340с.
- Гусева Л. Музыкальная радуга. Изд. «Колокольчик», 1998.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии младшего школьного возраста // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 180 205.
- Далькроз Э. Ритм: Ежегодник Института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Берлин-Фриденау, 1912. — Т. 1. — 46 с.
- Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребел. М.: Полиграф-Сервис, 1998. — 336 с.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
- Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.-128 с.
- Дорожкина О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: Инст-т педагогики соц. работы РАО, 2001.
- Дробинская А.О. К вопросу об этиопатогенезе стойких трудностей в обучении / Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. 4.2. -М.: 1996.-С. 12.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. -М., 1991.
- Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно-отсталых детей-сирот: Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Академия, 2003.
- Егорова Т.В. Особенности познавательного процесса у младших школьников с пониженной обучаемостью. М., 1969. — 150 с.
- Жданова M.A., Каакова Е. И., Шипнцина JI.M. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М., Владос, 2003. — 528 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., Педагогика., 1979. -184 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды / АПН СССР. М.: Педагогика, 1990.-418 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. Л., 1982.-216 с.
- Зимина А.П. Первые шаги в творчестве. М.: Гном-Пресс, 1997.162 с.
- Каган В.Е. Практическая психология для психологов и врачей. -М.: Смысл: Академ, проект, 1999. 806 1. с.
- Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.
- Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995. — С. 27.
- Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. — № 3.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Уч. пособие М., Гардарики, — 1996. — 319 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 192 с.
- Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. Под ред. М. Н. Тимофеевой. М.: Класс, 2000. — 459 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: (Руководство для врачей). М., Медицина, 1979 г. — 608 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
- Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Новгород, 1994. -М., 1995.
- Конникова Т.Е. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника // Теория и методика коммунистического воспитания / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1972.
- Конникова Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника // Советская педагогика. 1969. — № 11. — С. 27−38.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. уч. завед. / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.- Под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 320с.
- Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1989. — 109 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2001. — 992 с.
- Крайг Грэйс. Психология развития- Пер. с англ.: Н. Мальгина и др.- Под ред. А. А. Алексеева. СПб., М.: Питер, 2000. — 987, 1. е.: ил. -(Мастера психологии).
- Кривина С.М., ФрухтЭ.Л. Особенности развития детей раннего возраста. М., 1975.
- Кривина С.М. Воспитание детей первого года жизни // Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов. М., 1977.
- Лангмейер В.И., Матейчек 3. Психологическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984. — С. 5−19, 26−40.
- Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. Минск: Народная света, 1979. — 80 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М., 1985−167 с.
- Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.284 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1971.
- Лисина М.И. Влияние общения с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. -№ 4. — С. 19−23.
- Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974. — С. 31 -38.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143, 2. с. — (ОПН: Образование. Пед. науки. Пед. психология).
- Лисина М.И., Авдеева Н. Н. Развитие представлений о себе у ребенка первого года жизни //. Исследования по вопросам возрастной и пед. психологии. М.: МГУ, 1980. — 168 с.
- Лисина М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по вопросам возрастной и пед. психологии. -М.: МГУ, 1980. 168 с.
- Лисина М.И., Мещерякова С. Ю., Сорокина А. И. Эмоциональное развитие младенцев в общении / VI Всесоюзный съезд психологов. М., 1983.-С. 77−79.
- Лифиц И.В. Ритмика: Учеб. пособ. для студ. сред, и высш. пед. учебн. заведений. -М.: Издат. центр «Академия», 1999. 224 с.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением темпа развития // «Дети с отклонениями развития». М.: Просвещение, 1966.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. -М.: Педагогика, 1978.
- Лукин С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство к использованию). 2-е изд., испр. СПб.: ИМАТОН, 1993.
- Лурия А.Р. Высшие корковые центры человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1962. — 432 с.
- Лурия А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1955.
- Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. — 247 с.
- Лямина Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. М., 1964.
- Мамайчук И.И., Ильина М. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. -СПб.: Речь, 2004.-352 с.
- Манова-Томова B.C., Анасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М., 1970.
- Манова-Томова B.C., Пирьев Б. Д, Пенушлиева. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. СПб., 1981.
- Мансуров Н.С. Наука и религия о псизхической деятельности. -М., Воениздат, 1960. 112 с.
- Маркелов В.В. Типологические различия во влиянии некоторых форм педагогического воздействия на формирование двигательных навыков у младших школьников: Дис. канд. психол. наук. Пермь, 1972. — 218с.
- Мартюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена младшего школьника. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1968. — 172 с.
- Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. -М., 2001.
- Меду шевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. — 254 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Изб. псих. тр. / Ред.-сост. и авт. вступ. ст. 7−30 И. С. Якиманская.- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 218, 1. с.
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности развития детей Отв. ред. И. С. Дубровина, М. И. Лисина.-М., 1982.
- Мещерякова С.Ю., Авдеева Н. Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О. С. Андрианова. М.: Институт психиатрии РАН, 1993. — С. 176−219.
- Микиртумов Б.Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего возраста. Питер, 2001.
- Миловская С.М. Из старины ко дню сегодняшнему: об истории одного Нижегородского духовно-просветительского рода. Н. Новгород: НГУ, 2002.- 158 с.
- Милославова И.А. Понятие социальной адаптации. В кн: Вопросы философии и социальной психологии. XXIII Герценовские чтения. -Л, 1970.-С 125−126.
- Мир детства: Младший школьник / Под ред. Л. Айдаровой, К. Бардина. М.: Педагогика, 1988.
- Мисаренко Г. Г. Основные принципы обучения русскому языку в классах компенсирующего обучения // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Новгород, 1994. М., 1995. — С. 212−217.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Сенсорно-эмоциональное воздействие в структуре эмоциональности // Психические проблемы индивидуальности. -Л.: ЛГПУ, 1985. Вып. 3.-С. 134−138.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С. 16−25.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. — № 1.
- Мягков И.Ф. Психотерапия / И. Ф. Мягков. М., 1967. — 134 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Назаров В.П. Координация движений рук у детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 32 с.
- Назарова Л.К. Предупреждение ошибок в письме учащихся III и IV классов. М., изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 160 с.
- Назнайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
- Невский И.А. Трудный ребенок: Без «трудных» работать можно. -М., 1981.
- Недбаева С.В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий: Учеб.-методич. пособ. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 112−146.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для вузов по спец. «Психология». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -526 с.
- Неупокоева Н.М. Особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками // Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980.
- Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Изд-во «Ось — 89», 2002. — 176 с.
- Озерецкий Н.П. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н. И. Озерецкого. М., 1930.
- Озерецковский Д.С., Гринер В. А. Ритмическая гимнастика в невро-психиатрических стационарах // Советская невропатология, психиатрия, психогигиена, 1933. Т. 2. — Вып. 3. — С. 96 — 102.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: Пособие для педагогов и родителей. СПб.: Дельта, 2000. — 384 с.
- Попова М.И. Особенности речевых проявлений детей первого полугодия второго года жизни // Вопросы психологии. 1968. — № 4.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 158 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и жизни. -М.: Знание, 1990.-79 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Р. Рузская / Под. ред. И. В. Дубровиной, А.Р.
- Рузской. НИИ общ. и пед. псих. АПН СССР. — М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. М., 1990. — С. 24.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 2001.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. JI.M. Шипицыной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с. -(Коррекционная педагогика).
- Разенкова Ю.А. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. 16 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе- Общ. ред. А.С. Спиваковской- Предисл. О. В. Баженовой, А. Я. Варга. М.: Прогресс, 1987. — 420 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -М., 1985.
- Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева, Ст. Банкова. София, 1978. — С. 9.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т.В. Вохмянина- под ред. Дубровиной. 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М.: Гном-Пресс, 1998.36с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уче. пособие. -М: ВЛАДОС, 1997. 255 с.
- Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1973.
- Славина JI.C. Дети с аффективным поведением. М., 1998.
- Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым на эффективность обучения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. 1975. — № 1.
- Смирнова Е.О. Проблемы общения ребенка в взрослого в работах JI.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 76−87.
- Современная западная социология: Словарь / Под ред. Ю. И. Давыдова. -М.: Политиздат, 1990. 432 с.
- Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1998.-23 с.
- Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1987. 18 с.
- Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, эксперта Е№ SCW, проф. А. А. Реана.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция М., Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Столин В.В. Некоторые принципы психологического консультирования. Семья и личность. М., 1981.
- Сухомлинский В.А. Избранные пед. сочинения в 3-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — 558 с. г
- Суянгулова JI.A. Совершенствование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. — 19 с.
- Тарохтий В.В. Психология социальной работы с семьей / В. В. Тарохтий. -М., 1996. С. 195−210.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2-хт.-Т. 1.-М., 1985.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL, 1947.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / Пер. с чеш. В. В. Язвикова. М.: Медицина, 1986. — 255 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л.: Наука Ленингр. отдел., 1966.
- Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе: Материалы симп. М., 1977. — 171 с.
- Филичева Т.Е., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
- Флоренская Ю.А., Гринер В. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и ритмотерапия // Вопросы логопедии.
- Вып. 4. Харьков, 1941. — С. 53 — 64.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.
- Фрухт Э.JI. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.
- Фурманов И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Книга для психологов. / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. Минск: ТЕСЕЙ, 1999. — 159 с.
- Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенныхродительского попечительства / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н.В.
- Фурманова. Минск: ТЕСЕЙ, 1999. — 159 с.
- Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов./ И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. М.:
- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 219 с.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта / В. Цапкин // Московский психотерапевтический журнал. 1992. -№ 2.
- Царегородцева Л.М. Возникновение и развитие контактов между младенцами: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1983.-20 с.
- Царегородцева Л.М. Исследование контактов между младенцами // Экспериментальное исследование по проблемам пед. психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М.: МГУ, 1979. — С. 9−19.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М, 1977.1. 194. Чекалов В. А. Влияние подвижных игр на психомоторное развитиепервоклассников: Дис. канд. психол. наук. -М., 1990. 126 с. t
- Чернышев А.С. Социально-психологическая помощь детям, проживающим в регионах «Чернобыльского следа» / А. С. Чернышев // Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. И. А. Некрасова, 1998. с. 13−14.
- Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. М.: Дрофа, 1998. — 103 с.
- Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников. М.: Изд. ИПК и ПРНОМО, 1997. — 72с.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук. М., 1995.
- Шипицина Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л. развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Под ред. Л. М. Шипициной. СПб., 1997. — 160 с.
- Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 352 с.
- Шульга Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко: Ун-т РАО. М.: Изд. Ун-та РАО, 1997. -99 с.
- Щелованов Н.М. Предисловие // Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935.- С. 15−16.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Bowlby J. Maternal care and mental health: Geneva World Health Organization, 1951.-P. 44−53.
- Conrady R. Unterrichtsintegrierte Diognostik und psychomotorische Enwicklungsfo rderung als preventives Konzept fur den Primarschulbereich // Prax. Psychomot. 1990. — 15. -№ 3. — S. 176 — 189.
- Dieter M. Psychomotorik als Mediun eine dialogischen Sonderpadago-gik // Prax. Psychomot. 1990. — 15 -№ 3. — S. 172 — 175.
- Dietrich E., Birgit L. Psychomotorik in der (Sonder) Schul Empirische Studien zu den Granzen eines Forderkonzepts // Prax. Psychomot. 1991. — 16. -№ 3.-S. 156- 168.
- Lehr V. Die rolle der Mutter in der socialization des Kinder. -Darmstadt, 1975.
- Maslow A.H. The Father reaches of human nature. N.Y., 1971.
- Ratter M. Maternal deprivation reassessed. L., 1972.
- Rheingold H., Bayley N. // Child Development. 1959. V. 30.
- Spiz R. Hospitalism. An inquiry into genesis of psychiatric conditions in early childhood. Psychonal. — Stud. Chid, 1945. — 53−75 p.
- Yarrow L.Y. Maternal deprivation // The child: his psychological and cultural development/ J. Normal development. I. Normal development and psychological assessment. 1972. V. XIV.181