Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом представляет собой осуществление совместного (двустороннего, многостороннего в рамках межгосударственного правоохранительного взаимодействия) сбора и анализа криминологически обоснованной и криминологически значимой информации о закономерностях, состоянии, тенденциях и прогнозах развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом
    • 1. 1. Состояние сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом
    • 1. 2. Международный контроль над терроризмом как криминологическая проблема
    • 1. 3. Криминологическая оценка информационного обеспечения международного контроля над терроризмом на современном этапе сотрудничества МВД России с международными организациями
  • Глава 2. Совершенствование системы криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом
    • 2. 1. Место и роль криминологической информации в системе информационного обеспечения деятельности ОВД в сфере контроля над терроризмом
    • 2. 2. Система и структура криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом
    • 2. 3. Организационно-правовое и техническое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом

Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема выработки различных подходов к вопросу эффективного контроля над терроризмом1 столь же многогранна, как и само явление. Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, определивший программу контроля над террористическим насилием, нацелил мировое сообщество на совершенствование международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом. 28 сентября 2001 года в связи с возрастающей угрозой терроризма Совет Безопасности ООН принял по этому поводу специальную резолюцию № 1373. В целях активизации и оптимизации обмена оперативной информацией, предусмотренных данной резолюцией, важно создать международную базу данных о терроризме. Необходима разработка единой, комплексной, стратегически ориентированной государственной концепции контроля над терроризмом, которая должна стать прочным фундаментом организации антитеррористической деятельности в мире и в каждой стране, безусловно, включая Россию. Сегодня у этой работы есть хорошие международно-правовые предпосылки.

1 На наш взгляд, такая терминология отвечает закономерностям развития криминологической науки и практики. Именно термин «контроль над преступностью» все чаще используется не только в международной, но и отечественной законодательной практике. См.: Харитонов А. Н. Государственный контроль над преступностью: (Теоретические и правовые проблемы). Омск, 1997; Контроль над преступностью в демократическом обществе // Государство и право. 1999. № 8. С. 54−91. Аргументы в защиту см. также: Лебедев С. Я. Социально-правовой контроль над преступностью / Милиция (полиция) на рубеже веков. Мат. Международной научно-практической конференции (1516 мая 2001 г., Смоленск). — М.-Смоленск, 2001; Его же: Что делать с преступностью: бороться или контролировать?// Криминологический журнал, 2001. № 1.

В то же время нельзя не признать, что существующая достаточно обширная международно-правовая база, включающая в себя ряд конвенций по борьбе с терроризмом, рекомендации и резолюции ООН, Совета Европы и других международных организаций, пока не отличается системностью мер противодействия терроризму. Национальные законодательства различных стран, отвечающие за правовой контроль над терроризмом, нередко не соответствуют действующим международным стандартам. В результате правоохранительные органы оказываются, порой, между «двух огней»: необходимостью адекватного реагирования на проявления террористической активности и отсутствием унифицированной правовой базы такого реагирования.

Выходом из такой ситуации является хорошо организованное международное сотрудничество, прежде всего, между правоохранительными органами различных государств, заинтересованными в системном антитеррористическом эффекте от своей деятельности. Центральным звеном такого правоохранительного антитеррористического сотрудничества в нашей стране, как известно, выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации. Согласно действующему российскому законодательству МВД России обязано осуществлять контроль над терроризмом посредством организации предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Не секрет, что эффективность правоохранительного (в том числе, полицейского) контроля над терроризмом во многом зависит: от определения сущностных характеристик террористической деятельностивыявления ее мировых и национальных закономерностей, тенденций, прогнозов развития террористической ситуации в мире и отдельных странахинформационной базы, отражающей качественные и количественные показатели состояния терроризма и образующих его отдельных преступлений террористического характера, совокупные данные о потенциальных и реальных террористахот состояния национальных систем предупреждения терроризмом и др.

Нетрудно заметить, что все эти вопросы, большей частью, имеют криминологическое содержание. Сегодня они интенсивно исследуются криминологической наукой. В частности, проблемы предупреждения терроризма нашли отражение в трудах таких ученых-юристов, как Ю. М. Антонян, Г. А. Аванесов, Ю. И. Авдеев, И. П. Блищенко, C.B. Бородин, А. И. Долгова, Н. В. Жданов, И. В. Задорожная, В. П. Зимин, И. Н. Зубов, И. И. Карпец, В. Я. Кикоть, М. П. Клейменов, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, A.C. Куликов, С .Я. Лебедев, Е. Г. Ляхов, В. Д. Малков, Т. Н. Москалькова, Р. Э. Оганян, B.C. Овчинский, В. Е. Петрищев, A.B. Попов, Е. И. Степанов, В. В. Устинов, Н. Д. Эриашвили и др.

Между тем, следует признать, что решение теоретических и практических вопросов проблемы терроризма и контроля над ним пока не носят системного характера, основанного на всестороннем криминологическом анализе рассматриваемого социально опасного явления, оценках перспектив использования его результатов в организации антитеррористической деятельности. Имеющаяся в литературе криминологическая информация о терроризме и практика контроля над ним часто не связаны между собой. Необходимого криминологического обеспечения, порой, лишены как внутреннее, так и внешнее взаимодействие российских и зарубежных правоохранительных органов. Не создано системы криминологической информации о терроризме, важной для организации сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. В целом названными обстоятельствами определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования состояла в получении и систематизации новой научной информации о состоянии и перспективах криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом, разработке теоретической модели такого обеспечения, направленной на оптимизацию и активизацию рассматриваемого международного взаимодействия.

Достижению цели исследования способствовало решение следующих задач:

— анализ состояния сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом;

— характеристика международного контроля над терроризмом как объекта криминологического исследования;

— криминологическая оценка информационного обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом;

— определение места и роли криминологической информации в системе информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере контроля над терроризмом;

— анализ использования криминологической информации в обеспечении сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом;

— криминологическая оценка организационно-правового и технического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом;

— разработка предложений и рекомендаций по использованию теоретической модели криминологического обеспечения контроля над терроризмом в практике международного сотрудничества МВД России.

Объектом диссертационного исследования стала антитеррористическая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе международного сотрудничества в сфере контроля над терроризмом.

Предметом исследования явились: состояние криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмомперспективы использования криминологической информации в совершенствовании системы сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом.

Методологическую базу исследования образуют фундаментальные положения отечественной криминологии, методологические принципы и требования философии, социологии, юридических наук, в том числе уголовно-правовых и международно-правовых. Автор творчески использовала в своем исследовании методические разработки представителей общественных наук, главным образом криминологии. Исследование проводилось на основе соблюдения принципа историзма научного поиска, выражающегося в освещении событий в их исторической последовательности и взаимообусловленности, в соответствии с конкретной исторической обстановкой. Методологическую основу составили системный, сравнительно-правовой, историко-юридический, статистический и социологический методы познания социальной действительности.

Научная обоснованность и достоверность положений и выводов обеспечены применением апробированных социальными науками методов и методик, соблюдением требований теории криминологии, ее методологических принципов, тщательным отбором эмпирического материала, обобщением практического опыта, а также использованием большого научного материала, опубликованного в трудах известных ученых юристов, социологов, и представителей других отраслей гуманитарного научного знания.

Эмпирическая база исследования представлена данными анализа служебных документов по линии международного сотрудничества МВД России (справки, обзоры, докладные записки, информационно-аналитические материалы, протоколы и резолюции встреч и переговоров руководства МВД России с представителями международных организаций и др.), а также материалами социологических наблюдений, в частности, включенного наблюдения в рамках собственной профессиональной деятельности в Управлении организации международного сотрудничества Административного департамента МВД России. Использовались результаты исследований других авторов, опубликованных в литературе. Собранный материал, по мнению диссертанта, отвечает требования репрезентативности.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что в диссертации впервые за всю историю международного сотрудничества МВД России предпринят научный анализ состояния его криминологического обеспечения, направленного на оптимизацию и активизацию международного правоохранительного взаимодействия в сфере контроля над терроризмом. Новизной отличается разработанная автором теоретическая модель криминологического обеспечения такого сотрудничества и определены перспективы ее реализации в совместной антитеррористической деятельности. По результатам исследования разработаны новые предложения, представляющие теоретический и практический правоохранительный интерес. Новизной отличаются также положения, вынесенные на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом представляет собой осуществление совместного (двустороннего, многостороннего в рамках межгосударственного правоохранительного взаимодействия) сбора и анализа криминологически обоснованной и криминологически значимой информации о закономерностях, состоянии, тенденциях и прогнозах развития криминологических ситуаций (международных и национальных), связанных с терроризмом, направленной на создание научных предпосылок оптимизации, активизации и повышения эффективности международного контроля над терроризмом, детерминирующими его процессами. При этом криминологичес-кое обеспечение представляет собой не только процесс регулярного (систематического) наполнения рассматриваемого сотрудничества новой научно-аналитической информацией криминологического характера, но и процесс постоянного криминологического к о н т р о л я (мониторинга) над ее целенаправленным и обоснованным использованием.

2. Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом выступает частью общей системы научно-аналитического обеспечения антитеррористической деятельности. При этом международный контроль над терроризмом включает четыре составляющие: а) политическую (антитеррористическая политика государств) — б) нормативную (система международных норм и правил, которые определяют круг деяний, относящихся к проявлениям терроризма, регулируют вопросы преследования лиц и организаций, совершающих террористические акты, предусматривают систему мер предупреждения терроризма в) институциональную (система международных организаций, осуществляющих антитеррористическую деятельность) — г) оперативную (проведение антитеррористических мероприятий на двусторонней или многосторонней договорной основе вне рамок международных организаций).

3. Содержание криминологического обеспечения сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом образуют следующие, тесно взаимосвязанные между собой элементы:

— получение криминологической информации о терроризме;

— разработку криминологических прогнозов развития терроризма;

— криминологический мониторинг предупредительной антитеррористической деятельности;

— криминологическую экспертизу принимаемых в рамках сотрудничества решений и документов.

4. В деятельности органов внутренних дел в сфере международного контроля над терроризмом использование криминологической информации возможно на трех уровнях:

— на уровне руководства МВД России: а) для развития концепции контроля над терроризмом, разработки программ противодействия терроризму и планов деятельности органов внутренних дел в этой области, а также мониторинга исполнения этих документовб) для определения стратегических задач органов внутренних дел в области контроля над терроризмомв) для выработки политики в области противодействия терроризму и разработки предложений по совершенствованию антитеррористического законодательства;

— на уровне руководства подразделениями органов внутренних дел, осуществляющих противодействие терроризму: а) для оптимизации планирования работы и целенаправленности проведения профилактических мероприятийб) при разработке новых и совершенствовании апробированных приемов и методов деятельности органов внутренних дел в сфере контроля над терроризмомв) в организации подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел, повышении квалификации сотрудников, специализирующихся в антитеррористической областиг) в выработке норм обеспечения подразделений органов внутренних дел, осуществляющих противодействие терроризму, необходимыми техническими и материальными средствами, а также при определении их штатной численности;

— на низовом (территориально-зональном) уровне: а) в целях предупреждения совершения террористических актовб) для выдвижения версий, установления и задержания лиц, занимающихся террористической деятельностьюв) организации индивидуальной профилактики.

5. Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом направлено как на предупреждение отдельных его проявлений, так и на организацию контроля над ним как сложным социальным явлением международного масштаба. При этом криминологическое обеспечение включает: а) выяснение фактической картины состояния терроризма в отдельной стране, регионе мира или в мире в целомб) объяснение этой картины, ее динамики и разработка криминологического прогноза развития терроризмав) разработка рекомендаций по предупреждению террористической деятельности, нейтрализации или ослаблению отрицательных тенденций и последствий терроризма.

6. Наряду с оценкой использования криминологической информации в организации и осуществлении сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом, криминологическое обеспечение названного взаимодействия предполагает оценку адекватности криминологическим целям иных обеспечивающих эту деятельность мер: нормативных, организационных, кадровых и финансовых и др.

7. Основными направлениями совершенствования криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом являются: а) выработка согласованных криминологически обоснованных подходов и стандартов в деятельности по предупреждению международного терроризма, например, разработка криминологических основ унификации антитеррористической нормативно-правовой базы, а также показателей и отчетности в области контроля над терроризмомб) выработка и развитие на основе криминологической информации новых организационных форм взаимодействия органов внутренних дел с зарубежными коллегамив) активное внедрение достижений криминологической науки в практику международного контроля над терроризмом.

8. Криминологическая оценка современных организационно-правовых форм сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом позволяет констатировать, что предупредительные функции Региональной антитеррористической структуры государств — членов ШОС аналогичны подобным функциям ранее созданного Антитеррористического центра государств — участников СНГ. Дублирование функций Антитеррористического центра государств — участников СНГ и Региональной антитеррористической структуры государств — членов ШОС снижает целенаправленность и эффективность правоохранительного контроля над международным терроризмом, что вызывает необходимость объединения антитеррористических усилий в рамках общей организации.

9. С учетом современной оценки состояния и перспектив развития криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом представляется целесообразным создать Научно-аналитический центр по изучению проблем терроризма, способный организовывать масштабную исследовательскую деятельность, и направлять ее результаты на совершенствование международной и отечественной антитеррористической работы, включая оптимизацию и активизацию правоохранительного сотрудничества в рассматриваемой сфере.

Теоретическая значимость исследования в целом определяется его новизной. Новые научные данные призваны дополнить различные аспекты криминологической теории предупреждения преступности, особенно в части формирования системы криминологического обеспечения превентивной правоохранительной деятельности применительно к конкретным ее субъектам и конкретным объектам предупредительного воздействия. Результаты исследования доказывают это на примере международного антитеррористического взаимодействия МВД России. Тем самым такие результаты развивают теорию международного контроля над преступностью и, в частности, терроризма. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов юридического профиля, прежде всего, системы МВД России при преподавании курсов «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел», а также в преподавании учебных дисциплин, освещающих теорию и практику международно-правовой деятельности, направленной на организацию контроля над терроризмом.

Практическая значимость исследования определяется их общей направленностью на создание системы криминологического по своей сути совершенствования правовых, организационных, методических и тактических основ развития международного сотрудничества в сфере контроля над терроризмом, оптимизацию и активизацию антитеррористического сотрудничества МВД России с международными организациями, повышения его эффективности, опять-таки, для достижения криминологической цели предупреждения террористических проявлений и минимизации террористической угрозы в мире и отдельных странах, включая Россию. По мнению автора, практическое использование материалов диссертации возможно:

— в работе международных антитеррористических и иных заинтересованных в обеспечении антитеррористической безопасности организаций;

— в работе законодательных и исполнительных органов власти и управления, направленной на совершенствование организационно-правовой и иной ресурсной базы обеспечения антитеррористической деятельности;

— в научных исследованиях, составляющих базу формирования современной государственной политики в сфере контроля над терроризмом, включая ту ее часть, которая связана с организацией международного в этой сфере сотрудничества и, в частности, сотрудничества МВД России;

— в системе подготовки и переподготовки руководителей и работников различных служб и подразделений органов внутренних дел, связанных с антитеррористической деятельностью;

— в решении практическими работниками конкретных задач по предупреждению преступлений, в том числе террористического характера.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались на межведомственной научно-практической конференции «Совершенствование оперативно-служебной деятельности органов безопасности и органов внутренних дел по противодействию финансированию терроризма и экстремизма и их взаимодействия» (сентябрь 2005 г., Москва) и российско-финском семинаре «Общее пространство свободы, безопасности и правосудия между ЕС и Россией» (ноябрь 2005 года, Хельсинки). Кроме того, они неоднократно использовались в подготовке документов и решений международных встреч руководства МВД России с иностранными правоохранительными организациями, в частности встреч министров юстиции и внутренних дел стран-участниц «Группы восьми» (июнь 2005 г., Шеффилд, Великобритания и июнь 2006 г., Москва) и заседаний Постоянного совета партнерства Россия-ЕС по общему пространству свободы, безопасности и правосудия (март 2006 г., Москва и октябрь 2006 г., Хельсинки).

Заключение

.

Международный контроль над терроризмом можно определить как механизм воздействия мирового сообщества на субъектов террористической деятельности с целью предотвращения террористической деятельности, выявления всех лиц и организаций, виновных в подготовке и совершении террористических актов, привлечения этих лиц к ответственности и их наказания.

Полагаем возможным выделить в международном контроле над терроризмом четыре составляющие:

1) политическую составляющую — антитеррористическую политику государств;

2) нормативную составляющую — систему международных норм и правил, которые определяют круг деяний, относящихся к проявлениям терроризма, регулируют вопросы преследования лиц и организаций, совершающих террористические акты, предусматривают систему мер по предупреждению и противодействию терроризму;

3) институциональную составляющую — систему международных органов и организаций, осуществляющих антитеррористическую деятельность;

4) оперативную составляющую — проведение антитеррористических мероприятий на двусторонней или многосторонней договорной основе вне рамок международных органов и организаций.

В настоящее время действует ряд международных институциональных контртеррористических систем, в своей совокупности представляющих институциональный аспект международного контроля над терроризмом. Однако международные органы и организации, осуществляющие в той или иной мере противодействие проявлениям международного терроризма, являются независимыми структурами, самостоятельно определяющими свои полномочия, формы и методы деятельности. Поэтому координация их усилий в области противодействия терроризму требует организации четкого взаимодействия между ними.

В решении этой задачи важная роль принадлежит криминологическому обеспечению сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом.

Криминологическое обеспечение контроля над терроризмом представляет собой осуществление совместного сбора и анализа криминологически обоснованной и криминологически значимой информации о закономерностях, состоянии, тенденциях и прогнозах развития криминологических ситуаций, связанных с терроризмом, выработка криминологических прогнозов развития криминогенной обстановки и рекомендаций по противодействию и предупреждению терроризма.

В содержании криминологического обеспечения международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом можно выделить следующие, тесно взаимосвязанные между собой элементы:

— получение криминологической информации о терроризме;

— разработку криминологических прогнозов развития терроризма;

— криминологический мониторинг предупредительной антитеррористи-ческой деятельности;

— криминологическую экспертизу принимаемых в рамках сотрудничества решений и документов.

Многообразие деятельности по криминологическому обеспечению контроля над терроризмом свидетельствует о необходимости учета различных факторных комплексов при разработке модели такого обеспечения. Эта модель призвана служить инструментом накопления, систематизации и обработки криминологически значимой информации, которая поступает в органы внутренних дел. При этом можно выделить ряд этапов.

На первом этапе осуществляется сбор криминологической информации и ее предварительная обработка: систематизация, уточнение или отсев, определение степени достоверности и т. д.

На втором этапе выявляются и анализируются факторы, влияющие на преступность, и связи между ними.

На третьем этапе формируются варианты возможного развития криминологической обстановки, описываются тенденции преступности.

На четвертом этапе подготавливаются аналитические материалы, методики и рекомендации для практических работников, разрабатываются криминологические прогнозы, программы борьбы с преступностью и т. п.

Такова, на наш взгляд, модель криминологического обеспечения борьбы с преступностью в целом и терроризмом в частности.

В настоящее время сотрудничество органов внутренних дел с зарубежными коллегами осуществляется преимущественно путем обмена криминологически значимой информации. При этом можно выделить два направления информационного обеспечения международного контроля над терроризмом:

1) информационное обеспечение мер противодействия отдельным проявлениям терроризма;

2) информационное обеспечение контроля над терроризмом как сложным социальным явлением международного масштаба.

В рамках первого направления в соответствии с межведомственными соглашениями МВД России осуществляется взаимный обмен информацией о совершенных, готовящихся преступлениях, о террористических группировках и их членах, об используемых террористами средствах и методах террористической деятельности, их технической вооруженности, каналах материально-технического и финансового обеспечения, о местах расположения лагерей и учебных центров по подготовке террористов и т. д.

При этом для того чтобы информационное обеспечение могло реально способствовать выработке действенной антитеррористической политики, оно должно отвечать определенным требованиям. Как представляется, к таким требованиям можно отнести:

1) достоверность получаемой и предоставляемой информации;

2) своевременность информации;

3) всесторонность и объективность, т. е. информация должна поступать из различных и независимых друг от друга источников;

4) сопоставимость используемых сведений;

5) регулярный характер обмена информацией;

6) информация о терроризме должна носить комплексный характер;

7) наличие механизма обратной связи.

В рамках второго направления информационного обеспечения международного контроля над терроризмом можно выделить два блока сведений.

Прежде всего, это информация о состоянии и тенденциях терроризма, необходимая для разработки и реализации политики контроля над терроризмом, включая его отдельные направления.

Другим блоком являются сведения о том, какие процессы, происходящие в обществе, порождают данное явление, в каких конкретных условиях оно может возникнуть, какие существуют содействующие и противодействующие ему силы.

Обмен информацией может осуществляться в следующих формах:

— обмен оперативно-розыскной, справочной и иной информацией, касающейся любых преступлений террористической направленности как совершенных, так и подготавливаемых к совершению на территории соответствующих стран;

— представление информации о конкретных фактах и событиях, осуществленных как физическими лицами, так и юридическими лицами, причастными к террористической деятельности;

— сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности, организации управления, структурных и внешних связях террористических группировок, носящих международный характер;

— информирование об имевших место или предполагаемых контактах между террористическими организациями, действующими на территории разных государств;

— сообщение заинтересованным сторонам о формах и методах преступной деятельности, проводимой террористическими организациями, включая сведения об источниках финансирования.

Обмен информацией по перечисленным вопросам осуществляется на основании запросов либо по инициативе одного из государств. Запросы и ответы на них производятся в письменном виде, однако в экстренных ситуациях возможен устный запрос, который незамедлительно должен быть подтвержден письменно, в том числе и с использованием технических средств передачи текста. Однако в настоящее время такая практика не вполне отвечает требованиям обеспечения контроля над терроризмом, поскольку требует значительных затрат времени на поиск и получение необходимой информации.

Анализ состояния криминологического обеспечения контроля над терроризмом позволяет выделить основные направления совершенствования этого обеспечения в целях преодоления имеющихся недостатков и обеспечения регулярного обмена опытом работы и информацией о конкретных террористических организациях, лицах, ведущих террористическую деятельность и другой криминологически значимой информацией. Таким направлениями, на наш взгляд, являются следующие.

Первое направление — выработка согласованных подходов криминологически обоснованных подходов и стандартов в деятельности по предупреждению международного терроризма.

При этом представляется целесообразным:

— унифицировать антитеррористическую нормативную правовую базу. В частности, инициировать указанный процесс унификации в рамках Содружества Независимых Государств;

— унифицировать систему показателей и отчетности в области борьбы с терроризмом.

Второе направление — выработка и развитие на основе криминологической информации новых организационных форм взаимодействия органов внутренних дел с зарубежными коллегами.

В рамках данного направления можно выделить:

— создание совместных групп и структур для раскрытия и расследования конкретных проявлений международного терроризма;

— создание на основе двусторонних соглашений МВД России с соответствующими международными организациями и ведомствами зарубежных стран должностей официальных представителей МВД России (из числа сотрудников Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России) в этих организациях и органах.

Третье направление — активное внедрение достижений криминологической науки в практику международного контроля над терроризмом.

Для этого полагаем необходимым шире привлекать научных сотрудников не только ведомственных, но и иных учебных и научно-исследовательских учреждений, а также зарубежных специалистов для анализа и оценки криминологического обеспечения контроля над международным терроризмом и выработке практических рекомендаций.

Представляется также целесообразным:

— координирующим органом, организующим взаимодействие всех международных организация в антитеррористической сфере и в который должна стекаться вся соответствующая информация, должен стать КТК СБ ООН. Как представляется, на КТК можно было бы возложить задачу выработки стратегии контроля над терроризмом.

— поставить вопрос об объединении Антитеррористического центра государств — участников СНГ и Региональной антитеррористической структуры государств — членов ШОС.

— создать единый общероссийский Научно-аналитический центр по изучению проблем терроризма, способный организовывать масштабную исследовательскую деятельность, и направлять ее результаты на совершенствование международной и отечественной антитеррористической работы, включая оптимизацию и активизацию правоохранительного сотрудничества в рассматриваемой сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Мезвдународно-правовые акты.
  2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята 09.12.1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.
  3. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 15.12.1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 35. Ст. 3513.
  4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17.12.1979 г. резолюцией 34/146 ГА ООН. СССР присоединился к Конвенции 07.05.1987 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫП. М, 1989. С. 99−105.
  5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (принята ГА ООН 17.12.1979 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫП.- М., 1989. С. 99−105.
  6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (811А) (Заключена в Риме 10.03.1988 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 48. Ст. 4469.
  7. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (заключена в Монреале 01.03.1991 г.) // Электронная правовая система «Консультант-Плюс».
  8. Конвенция о физической защите ядерного материала (принята 03.03. 1980 г. в Вене) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 18. Ст. 239.
  9. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в Гааге 16.12.1970 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292−296.
  10. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Заключена в Токио 14.09.1963 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫУ. М., 1990. С. 218−225.
  11. Европейская конвенция о пресечении терроризма (ЕТБ № 90) (заключена 27.01.1977 г. в Страсбурге) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 3. Ст. 202.
  12. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (подписана 15.06. 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. Ст. 3947.
  13. Декларация АРФ по финансовым мерам противодействия терроризму (принята 31.07.2002 г.) // Дипломатический вестник. 2002. № 8. С. 4748.
  14. Декларация по борьбе с терроризмом (принята 27.10.1998 г. Генеральной Ассамблеей Интерпола в Каире) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2003. С. 164−165.
  15. Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. // Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 90−94.
  16. Резолюция о борьбе с терроризмом (принята в Софии 09.10.2003 г. -10.10.2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 11. С. 21−23.
  17. Резолюция ГА ООН от 31.01.2002 г. № 56/261 // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2003. С. 20−21.
  18. Резолюция СБ ООН от 28.09.2001 г. № 1373 // .
  19. Резолюция ГА ООН 42/159 (принята в декабре 1987 г.) // Вестник МИД СССР. 1988. № 10. С. 21.
  20. Статут Международного уголовного суда (Рим, 17.01.1998 г.) // Электронная правовая система «Консультант-Плюс».
  21. Устав международной организации уголовной полиции (Интерпол) // Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 607−617.
  22. Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму (подписаны в г. Уистлере 12−13.06.2002 г.) // Дипломатический вестник.2002. № 7. С. 45−49.
  23. Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом (утверждены 11.07.2002 г.) // Совет Европы и Россия. 2003. № 1. С.32−35.
  24. Руководство по сотрудничеству в борьбе с терроризмом (принято Генеральным Секретариатом Интерпола в 1998 г.) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2003.С. 157−164.
  25. Типовой договор о выдаче (резолюция 45/116 ГА ООН от 14.12.1990 г.) // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк. 1992. С. 56−67.
  26. Соглашение между государствами членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (подписано 07.07.2002 г. в Санкт-Петербурге) // Московский журнал международного права. 2003. № 1. С. 285−294.
  27. Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом (подписано 08.09.2000 г.) // Электронная правовая система «Консультант-Плюс».
  28. Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности (подписано 13.05.1993 г. в Ереване) // Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. С. 59−63.
  29. Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (подписано 03.08.1992 г. в Чолпон-Ата) // Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. С. 48−53.
  30. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (заключено 24.04.1992 г. в Алма-Ата) // Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. С. 43−48.
  31. Протокол об утверждении положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств // Собрание законодательства РФ. 2004. № 29. Ст. 2943.
  32. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10.03.1988 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 48. Ст. 4470.
  33. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль, 24.02.1988 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЬУ,-М., 1991. С. 434−436.
  34. Положение об Антитеррористическом центре государств участников Содружества Независимых Государств (утверждено 21.06.2000 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2 (35). С. 128−130.
  35. Нормативные акты Российской Федерации.
  36. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993 г. № 237.
  37. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  38. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму // Электронная информационно-правовая система «Консультант-плюс».
  39. Федеральный закон от 02.04.2004 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 14. Ст. 1252.
  40. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
  41. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 33 (часть I). Ст. 3418.
  42. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
  43. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  44. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. С. 1269.
  45. Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 15. Ст. 769.
  46. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  47. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
  48. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // Электронная информационно-правовая система «Консультант-плюс».
  49. Указ Президента Российской Федерации от 18.07.1996 г. № 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.
  50. Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1958.
  51. Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 43. Ст. 4916.
  52. Приказ МВД России от 13.06.2002 г. № 562 «Об утверждеии «Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002−2006 годы» // .
  53. К.Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности: По материалам Сибирского федерального округа. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.199 с.
  54. Г. А. Основы криминологического прогнозирования. М., 1970.51 с.
  55. Г. А., Вицин С. Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972. 32 с.
  56. Ю.И. Основные тенденции современного терроризма. М., 1998.52 с.
  57. Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы / под ред. Е. И. Степанова. М., 2000. С. 36−53.
  58. Е.А. Информационное обеспечение системы органов, осуществляющих борьбу с преступностью в современной России. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. 182 с.
  59. А.И. Криминологическая экспертиза // Энциклопедия юриста / http://law-dictionaiy.astcom.ru/1090kriminologicheskayaekspertiza/.
  60. В.Ф. Борьба с современным терроризмом: международно-правовые подходы. Киев, 2002. 722 с.
  61. А.Д. Теоретические основы криминализации .
  62. Ю.М. Криминогенная роль психологического отчуждения личности // Советское государство и право. 1988. № 8. С. 52−59.
  63. Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. 305 с.
  64. С.Д. Терроризм: причина и следствие. Баку, 2001. 246 с.
  65. A.A. Эволюция мирового терроризма. М., 2003. 270 с.
  66. Е.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.408 с.
  67. С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Сб. науч. трудов. М., 1993. С. 84−91.
  68. А.И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М., 1966. 64 с.
  69. И.П., Жданов Н. В. Международно-правовая борьба с терроризмом // Правоведение. 1975. № 8. С. 84−94.
  70. А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью. М., 1989. С. 61 с.
  71. Большая юридическая энциклопедия. М., 2005. 686 с.
  72. C.B. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. СПб., 1997. 271 с.
  73. C.B., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М., 1983. 200 с.
  74. Бояр-Созонович Т. С. Международный терроризм: политико-правовые аспекты. Киев-Одесса, 1991. 161 с.
  75. В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М., 2002.218 с.
  76. Н. Мое отношение к кибернетике, ее прошлое и будущее. М., 1969.23 с.
  77. К.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов при расследовании уголовных дел о терроризме и экстремизме. Краснодар, 2004. 120 с.
  78. В.А. Новый антитеррористический закон США .
  79. И.А. Криминалистика в борьбе с терроризмом // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции (12−13 ноября 2001 года). М., 2001. С. 252−257.
  80. О.Н. Динамика становления международной антитеррористической системы: политико-правовой аспект. Дисс. канд. полит, наук. М., 2005. 194 с.
  81. Гаджиев Б.З. О. Сотрудничество спецслужб в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и иными проявлениями экстремизма // Международный терроризм в СНГ: Материалы круглого стола. М., 2003. С. 19−23.
  82. Э.Г. Терроризм в современном обществе // Закон и право. 2001. № 11. С. 16−20.
  83. Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Законность. 2001. № 5. С. 5−12.
  84. Г. М. Транснациональная организованная преступность. М., 2002. 54 с.
  85. С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). М., 2000.271 с.
  86. A.B. Причины преступности в России // Корни и причины преступности в России. Доклады. М., 2001. С. 19−23.
  87. В.Г., Севалкин И. А., Шаргородская С. Б. Борьба с терроризмом требует знаний его особенностей // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции (12−13 ноября 2001 года). М., 2001. С. 78−81.
  88. Р. Глобальная террористическая угроза в 2006 году / Институт обороны и стратегических исследований при Наньянском технологическом университете, http://www.agentura.ru/library/terrorisnthreat2006.
  89. A.B., Зубов И. Н. Полицейское право. Часть первая: Полиция государств дальнего зарубежья и международное полицейское сотрудничество. Омск. 2000.200 с.
  90. Э.Г. Содружество независимых государств и борьба с терроризмом. Международно-правовые аспекты. Владикавказ, 2004. 165 с.
  91. А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества .
  92. Дайджест Интернет-источников по освещению в них прошедшего 15 февраля 2005 г. в МВД России брифинга на тему: «О результатах работы подразделений по борьбе с организованной преступностью в 2004 году» // http://sartraccc.sgap.ru/Press/brif 50 215. htm.
  93. Н.В. Борьба с терроризмом важная задача современности. Майкоп, 2005. 37 с.
  94. Доклад о ходе работы по борьбе с терроризмом (Уистлер, 12−13 июня 2002 года) // Дипломатический вестник. 2002. № 7. С. 43−45.
  95. А.И. Терроризм, проблемы его правовой оценки и борьбы с ним // Международный терроризм в СНГ. М., 2003. С. 68−78.
  96. В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Государство и право. 2000. № 1. С. 70−77.
  97. А.Э., Костицкий М. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980.211 с.
  98. Н.В. Правовые аспекты борьбы с террористическими актами международного характера. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1975. 27 с.
  99. Н.В. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия: в помощь преподавателю. М., 2006. 150 с.
  100. И.В. Криминологический анализ терроризма в системе современного преступного насилия. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001. 205 с.
  101. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этнокон-фессиональный аспект: Материалы парламентских слушаний 7 апреля 2003 г. М., 2003.110 с.
  102. Д.В. Информационное обеспечение криминологического моделирования и прогнозирования. Волгоград. 2004. 52 с. 57.3меевский A.B. Антитеррористическое партнерство «восьмерки» // Международная жизнь. 2006. № 8. С. 23−31.
  103. A.A. Чего не хватает и что необходимо для повышения эффективности борьбы с терроризмом в России // Международный терроризм в СНГ. М., 2003. С. 110−112.
  104. С.И. Террор и антитеррор в современном мироустройстве. М., 2003. 592 с.
  105. И.И. Международная преступность. М., 1988. 110 с.
  106. И.И. Преступления международного характера. М., 1979. 262 с.
  107. В.М. Проблемы организации системы информационного обеспечения в сфере раскрытия деятельности преступных структур // Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2002. С. 54−55.
  108. М.П. Уголовно-правовое прогнозирование. Томск. 1991. 167 с.
  109. B.C. Терроризм, бандитизм, захват заложников и другие тяжкие преступления против безопасности общества по новому УК РФ. М., 1997.160 с.
  110. Н.С., Задорожная И. В., Журавлев И. А. Терроризм в России: проблемы противодействия // Закон и право. 2002. № 6. С. 12−14.
  111. Н.С., Крашенников С. С., Куликов Н. И. Социально-правовой контроль органов внутренних дел над терроризмом: криминологический аспект. М, 2003. 103 с.
  112. Е.А. Криминологическая информация о нераскрытых преступлениях и ее использование органами внутренних дел. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.198 с.
  113. H.A. Учеты и учетная документация, используемые при расследовании уголовных дел. СПб., 1996. 86 с.
  114. М.В., Мамонтов А. Г. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. М., 2002.24 с.
  115. .И., Миронов С. И., Сафиуллин Н. Х. Право против терроризма. Казань, 2004.625 с.
  116. .И., Миронов С. И., Сафиуллин Н. Х. Правовое обеспечение противодействия терроризму. Казань, 2003. 231 с.
  117. П.А. История российского терроризма. М., 1995. 369 с.
  118. А. Терроризм глобальная проблема современности // Зарубежное военное обозрение. 1997. № 6. С. 2−11.
  119. В.И. Борьба с терроризмом: перспективы сотрудничества России и Запада. М., 2002.40 с.
  120. Криминология / под ред. А. И. Долговой. М., 2001. 848 с.
  121. Криминология /под ред. В. Д. Малкова. М., 2005. 527 с.
  122. В.Н. Объекты криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М, 1997.113 с.
  123. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.204 с.
  124. М.Д. Информационное право. М., 2004. 335 с.
  125. С.Я. Контроль над терроризмом в зеркале криминологии. // Антитеррор: журнал Центра исследований проблем терроризма. Ставрополь. 2002. № 1. С. 16−20.
  126. С.Я. Криминологическое обеспечение национальной безопасности России. // Россия в современном мире: проблемы, поиски, решения. Выпуск 2005 г. М.: Институт международного права и экономики имена A.C. Грибоедова. С. 175−184.
  127. С.Я. Социально-правовой контроль над преступностью / Милиция (полиция) на рубеже веков. Мат. Международной научно-практической конференции (15−16 мая 2001 г., Смоленск). Смоленск, 2001.
  128. С.Я. Что делать с преступностью: бороться или контролировать? //Криминологический журнал, 2001. № 1. С. 8−12.
  129. В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним // Государство и право. 2002. № 6. С. 35−39.
  130. Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. М., 1979. 168 с.
  131. Е.Г., Ляхов Д. Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004. 91 с.
  132. Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991. 205 с.
  133. Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Монография. Ростов-на-Дону, 1999. 435 с.
  134. Д.Е. Правовые основы международных контртеррористических институциональных систем. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. 195 с.
  135. A.B. Россия: внутриполитические аспекты борьбы с терроризмом. М., 2002.23 с.
  136. Т.Т. Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера. М., 2003.101 с.
  137. .А. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х 90-х годов XX века). Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 180 с.
  138. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство / под ред. A.B. Возженикова. М., 2005. 528 с.
  139. Международный терроризм: глоссарий, аналитические материалы. Н. Новгород, 2003.471 с.
  140. С.Э. Информационно-аналитическое обеспечение профилактики правонарушений в горрайорганах внутренних дел. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998. 223 с.
  141. Методические рекомендации по расследованию и предупреждению терроризма на транспорте. М., 2003. 32 с.
  142. Г. М., Ревин В. П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним // Государство и право. 1997. № 8. С. 84−91.
  143. Мировой опыт борьбы с терроризмом / С. А. Ныриков, В. П. Голубев, М. В. Назаркин, C.B. Гутчель: аналитический обзор. М., 2003. 52 с.
  144. Г. И. Терроризм преступление против человечества. М., 1997. 87 с.
  145. И.Н. Технологии против терроризма. М., 2004.253 с.
  146. Т. Н. Слюсарь Н.Б. Вступительная статья к Сборнику международных соглашений МВД России // Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. С. 3−6.
  147. М.В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998. 183 с.
  148. А.И. Проблемы противодействия терроризму. М., 2004. 36 с.
  149. В.А., Орлов Е. И., Старовойтов A.B., Савин Г. И. Информационное обеспечение государственного управления. М., 2000. 414 с.
  150. С.И. Словарь русского языка М., 1990. 215с.
  151. Обращение российских криминологов к Президенту Российской Федерации В. В. Путину (принято в г. Суздале 26 августа 2001 г.) // .
  152. Т.Ю. Современный терроризм и борьба с ним. М., 1993. 24 с.
  153. А.И. Криминологическое обеспечение системы профилактики преступности несовершеннолетних. Краснодар. 2001. 206 с.
  154. П.И. Терроризм в современном мире. Краснодар, 2001. 72 с.
  155. С.С. Криминалистика в раскрытии преступлений террористического характера // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции (12−13 ноября 2001 года). М., 2001. С. 214−252.
  156. В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1983.157 с.
  157. В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001. 281 с.
  158. В.Е. Состояние и тенденции терроризма в СНГ // Международный терроризм в СНГ. М., 2003. С. 9−14.
  159. К.Г. Правовая система противодействия политическому терроризму в современном Российском государстве // Образование и общество. 2004. № 5. С. 79−84.
  160. А.Ю. Международно-правовое регулирование борьбы с современным терроризмом. СПб., 2001.188 с.
  161. Проект федерального закона Российской Федерации «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» // http://www. optim.ru/bh/2002/2/rrevin/rrevin.as.
  162. В.В. Выступление на заседании Совета министров внутренних дел стран СНГ 24 декабря 2004 г. // .
  163. В.А. Предотвращению и пресечению терроризма адекватную международно-правовую основу // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 404−409.
  164. H.A. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Автореферат, дисс. докт. полтич. наук. М., 1997. 48 с.
  165. Российская криминологическая энциклопедия /под ред. А. И. Долговой. М, 2000. 802 с.
  166. Россия, ЕС и международный терроризм / отв. ред. Н. К. Арбатова.1. М., 2004. 45 с.
  167. Руководство для следователей. Часть первая / отв. ред. В. В. Найденов, П. А. Олейник. M., 1981. 544 с.
  168. К. Проблемы совершенствования сотрудничества государств Южного Кавказа в борьбе с терроризмом // .
  169. Н.Х., Демидов В. Н. Криминологическое прогнозирование и его значение для профилактики преступлений, осуществляемой органами внутренних дел. Казань, 1999. 78 с.
  170. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк. 1992. 334 с.
  171. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. М., 2003. 65 с.
  172. Степанов Е. И, Введение: терроризм как предмет конфликтологической экспертизы // Современный терроризм: состояние и перспективы / под ред. Е. И. Степанова. М., 2000. С. 5−8.
  173. Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М., 2005. 312 с.
  174. Д.Д. Организационно-правовое становление и развитие Национального центрального бюро Интерпола в России. Краснодар. 2003. 234 с.
  175. А. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2001. № 6. С. 2−4.
  176. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. М, 1990. 323 с.
  177. Терроризм: борьба и проблемы противодействия / под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф. Н. Д. Эриашвили. М., 2004. 592 с.
  178. А.Ф. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступлений. М., 1990. 27 с.
  179. A.C. Противодействие международному терроризму: военные аспекты сотрудничества государств-участников СНГ // Международный терроризм в СНГ. М., 2003. С. 97−99.
  180. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002. 559 с.
  181. В.В. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Законность. 2002. № 6. С. 2−7.
  182. B.B. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002. № 5. С. 34−36.
  183. А.П. Насилие в семье и его криминальные последствия. М., 2001.25 с.
  184. В.Ю. Проблемы выработки универсального определения терроризма // Московский журнал международного права. 1998. № 1. С. 15−18.
  185. Философская энциклопедия. В 5 т.т. М., 1960−1970.
  186. О.М. Проблемы межведомственного взаимодействия в борьбе с терроризмом в России // Терроризм: проблемы межведомственного взаимодействия: Материалы Круглого стола (30 октября 2002 г.). М., 2003. С. 7−12.
  187. В. Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России // Российская юстиция. 2001. № 2. С. 21−22.
  188. В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Дисс. докт. юрид. наук. М., 2001.418 с.
  189. .Г. Социально-философские аспекты современного терроризма. Автореферат, дисс. канд. филос. наук. М., 1993. 20 с.
  190. И.Ф. Перспективы автоматизации дактилоскопических учетов // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции (12−13 ноября 2001 года). М., 2001.С. 263−264.
  191. M.JI. Международная борьба с терроризмом (правовые аспекты): научно-аналитический обзор. М., 1988.42 с.
  192. M.JI. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом: причины низкой эффективности международно-правового регулирования, пути и перспективы ее повышения // Советский ежегодник международного права. М., 1989. С. 118−133.
  193. Brian М. Jenkins. International Terrorism: A New Mode of Conflict. Research Paper 48. California Seminar on Arm Control and Foreign Policy. Crescent Publications. Los Angeles, California, 1974. 54 p.
  194. Cohen R., Mihalka M. Cooperative Security: New Horizons for International Order. George C. Marshall European Center for Security Studies, 2001.91 p.
  195. Contemporary Research on Terrorism. Aberdeen, 1987.98 p.
  196. Crenshaw M. Terrorism and International Cooperation. New-York, 1989. 163 p.
  197. Documents of NSfK’s Research Seminar «Crime and Crime Control in an Integrating Europe. August, 27−30,2003. Helsinki.
  198. Europol Report on the terrorist activity in The European Union from October 2004 to October 2005. 8195/1/06.
  199. International Terrorism as a Political Weapon. Oslo, 1988. 254 p.
  200. L.C. Green. The Legalization of Terrorism // Terrorism: Theory and Practice. Edited by Yonah Alexander, David Carlton and Paul Wilkinson. Westview Press. Boulder, Colorado. 1979. 280 p.
  201. London Conference on Terrorism, 7−8 December 1998. Conclussions.
  202. Miller R. The Literature ofTerrorism.//Terrorism, 1988. № 1. P. 63−74.
  203. Sohmiolt A. Political Terrorism. Amsterdam, 1988. 145 p.
  204. Waugh W. International Terrorism: Now Nations respond to Terrorists. Salisbury, 1982.120 p.
Заполнить форму текущей работой