Развитие невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младшего школьного возраста
Диссертация
Между тем, невербальные и паралингвистические аспекты речи для детей чрезвычайно важны. Во-первых, с их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает глубокое общение людей. Во-вторых, владение такими средствами позволяет человеку, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передавать людям… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- Проблема невербальной коммуникации в современной психологии. Л О
- 1. 1. Психологические особенности и проблемы общения детей младшего школьного возраста
- 1. 2. Развитие средств общения у детей
- 1. 3. Невербальные и паралингвистические средства общения
- Выводы
- ГЛАВА II.
- Особенности невербальных средств общения и их развитие у детей младшего школьного возраста в обучающем эксперименте
- 2. 1. Особенности невербальных средств общения у детей
- 2. 2. Методика организации обучающего эксперимента
- 2. 3. Результаты исследования и их анализ
- Выводы
Список литературы
- Айдарова Л И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978 — 135 с.
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. /Иващенко Ф.И., Клевченя М., Коломенский Я. Л. и др./ Минск: Вышэиш школа, 1980 241с
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. Апод ред. Леонтьева A.A., Рябовой T.B. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970 294 с.
- Амасович Н.В. Дидактические основы формирования опыта творческой деятельности у младших, школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск: БГПУ, 1996 18с
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1980 -416с.
- Арджайл М. Язык взгляда. /Популярная психология. М.: 1990 -398 с.
- Артемов В.А. Психология речевой интонации. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1976 58с.
- Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников Автореф. дне. д-ра. пед. наук. Москва:. МГПУ, 1998 44с
- Баринова Е.А. Воспитание культуры речи. Л.: Учпедгиз, 1995 -408 с.
- Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. СПб: Питер Пресс, 1997−213с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: МОДЭК, 1997 321с.
- Богин Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. Калинин: КГУ, 1977 112 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 464с.
- Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. Минск, 1974 -141 с,
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 1998 225 с.
- Бутакова Е.С. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно-ориентированного изучения русского языка. Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02СПб., 1996.-35с.
- Васильева А-Н. Основы культуры речи. М.: Русск. язык, 1998 -247 с.
- Валид аль Марси. Становление младшего школьника как субъекта общения. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Москва: НЕЙ общей и пед, психологии, 1992 17с
- Вершинина Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работ над коммуникативными умениями. Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Москва: МПГУ, 1995 60с
- Введенская Л.А., Павлова ЛГ. Культура и искусство речи. Ростов-на Дону- Феникс, 1995 576 с.
- Винокур Т, Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993 244 с.
- Вундт В. Психология душевных волнений// Психология эмоций. Тексты /под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во
- Моск. ун-та. 1984 с. 47−63
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: 1956 -415 с.
- Выборнова В.Ю. Использование телевизионных передач в целях развития речи на уроках русского языка. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва: МПГУ, 1987 15с
- Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. М.: Аграф, 1997 -230е.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи. М.: Высшая школа, 1988 159 с.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. Учебное пособие. М.: Педагогика, 1975 144с.
- Горелов И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвный знак мысли. Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Мол. Гвардия, 1991 238 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном общении. Томск: Пеленг, 1992 111с.
- Детская речь. Хрестоматия. Сост. Н. И. Ленская, Е. Г. Ковальская. СПб.: Образование, 1994 78с.
- Дьяченко OJML, Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984 127с
- Душкина Н-В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва: МПГУ, 1996 -18с
- Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М: Издво акад. пед. наук РСФСР, 1950 106с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985 166с.
- Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов. Ярославль: гос. ун-тет, 1979 95с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982 -340с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М: Академия, 1995 346с.
- Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М.:МПГУ, 1996 16с.
- Исенина Е. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Иваново: Ивановский гос. пед. ун-тет, 1983 78с.
- Казаковка В.И. Развитие выразительности речи младших школьников. Дис.. канд. пед. наук., 13.00.02: Екатеринбург, 1998−147с.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Изд-во МГУ, 1978 223с.
- Карпова С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на-Дону, 1987−95с.
- Клюева Н. В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996 -240с.
- Климова С, А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теорииССЦ. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва: Mill У, 1995 16с
- Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека // Вопросы психологии, общения и познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1979 с. 14−24
- Колесом В.В. Культура культура поведения. Л.: Лениздат, 1988 -271с.
- Коломинский Я.Л. Алгоритмы общения. Популярная психология. М.: 1990 398с.
- Кольцова М.Л. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1979 -192с.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный институт бизнеса и управления, 1997 302с.
- Коренева А.В. Коммуникативно-ситуационные задачи как средство обучения речевому общению. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: РАО институт общеобразовательной школы, 1994 -17с.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погружению в общение. М.: КСП, 1997 222с.
- Коул Майкл. Культура и мышление под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977 261с.
- Кудина ГЛ. Новолянская З. Н. Понимание первоклассниками эмоций выраженных в художественном тексте. //Новые исследования в психологии. 1984, № 2, с. 27−32
- Кузнецова Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга. Автор.дис.. канд. псих, наук, 19.00.05, М., МГУ, 1989−19с.
- Лабунская В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении. Автореф. дие.док.псих.н.: 19.00.05 М&bdquo- 1989 42с.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Сфера, 1996−189с.
- Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения.
- Структура и детерминанты. Психологический журнал, 1995, № 6
- Леонтьев A.A. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983 г. т. 1,11.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979 324с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: Новосиб. гос. пёд. инст-т, 1987 -89с.
- Леонтьева A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997 365с.
- Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: 1974 222с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984 444с.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Высшая школа, 1986 206с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 96с.
- Лучшие психологические игры. под ред. Козлова Н. И. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997 76с.
- Любимова Е.Д. Особенности восприятия младшими школьниками поэтических произведений: Автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07. М., 1975 — 18с.
- Максаков А. М. Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи II Развитие речи у детей дошкольного возраста. под ред. Ф. А. Сохина, М.: Просвещение, 1976 с. 50−90.
- Максимов Н.Ф. Развитие навыков употребления фразеологизмов в речи учащихся // Русский язык в школе. 1974. № 3 с. 11−13
- Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте: Учеб пособие. Л.: РГПУ, 1991 -59с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения ж умственного развития школьника. Избр. псих, труды. М.: Педагогика, 1989 218с.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. Экспериментальное психологическое исследование обучение пониманию предложений при чтении. М.: Педагогика, 1989−174с.
- Мимика, жесты, позы. Как понять человека без слов. Сост. И.Любин. СПб.: ИК «Комплект», 1997 177с.
- Михайлова O.A. Голомидова М. В. Шаги к искусной речи. Западный Урал. Уч.-науч. Центр Пермь: ЗУУНЦ, 1995 212с.
- Моисеев А.И. Богатство языка и культура речи: научно-популярный очерк. СПб.: 1995 178с.
- Мышление и речь. Труды института психологии. М.: АПН РСФСР, 1990 -125с.
- Назметдинова И.С. Развитие диалогической речи младших школьников. Автор.дис.. канд.пед.наук. М.:МГПУ, 1997 —17с.
- Национально-культурная специфика речевого поведения./ A.A. Леонтьев, Е. Ф. Тарасова, Ю. А. Сорокин и др. М.: Наука, 1977 -284с.
- Негневицкая Е. И. Шахнарович А.М. Язык и дети. М.: Наука, 1977−312с.
- Немов P.C. Психология в 3-х томах. Т. 2., М. :Владос, 1998 606с.
- Нечаев А.П. Психология и школа, йзб.псих, труды. Мл Инст-т практической психологии, 1997 349с.
- Николаева Г. Н. Коммуникативная компетентность личности. Орел: Изд-во соц.образ.центра., 1997 138с.
- Новые исследования в психологии. Вып. 1,2 М.: Педагогика, 1988 136с.
- Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев: Вица школа, 1981 -276с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995−360с.
- Общение детей в детском саду и семье. Т. А. Репина, JP.B. Стеркина, Т. В. Антонова и др, М.: Педагогика, 15*90 152с.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М. И. Лисиной, М.: Педагогика, 1985 208с.
- Общение и формирование личности школьника, /под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987 149с.
- Орлова О.Б. Эмоционально-экспрессивные средства языка как основа формирования творческого отношения к слову у младших школьников. Автор, дис.. канд.пед.наук. М.:МГПУ, 1997— 17с.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований // Автореф. дис.. докт. псих, наук. Л., 1983 -42с.
- Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения: Пособие для преподавателей. М.: Педагогика, 1967 -99с,
- Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел. О культуре нашей речи. Симферополь: Таврия, 1990 211с.
- Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3-х лет. ML: Просвещение, 1970 191с.
- Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Нижний Новгород: Ай Кью, 1994 262с.
- Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1994 98с.
- Проблемы психолингвистики. М.: Институт языкознания, 1975 -83с.
- Проблемы развития речи в школе и вузе. Новосибирск: НГУ, 1993 219с.
- Прудиый A.A. Семантика языка и психология человека. О соотношении языка, сознания, действительности. Фрунзе: Илим, 1972- 184с.
- Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986 322с.
- Психологические и психофизиологические исследования речи. Сборник статей. М.: 1985 131с.
- Психологические исследования общения. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985 344с.
- Развитие общения у дошкольников. под ред. A.B. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974 288с.
- Рамзаева Т. Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие. М., 1979. 431с.
- Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М.: Наука, 1972 89с.
- Розенгард-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 г.
- Русские пословицы и поговорки. Под ред. В. П. Аникина. М.: Худ. лит-ра, 1988 432с.
- Синягина Н.Ю., Лебедева Л. Д. Психология развития младшего школьника в авторской школе. М.: Б.И., 1996 86с.
- Скворцов ЛИ. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980- 256с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения, М.: просвещение, 1995 429с.
- Сопер П. Л. Основы искусства речи. М.: Яхтсмен, 1995 341с.
- Становление детской речи. Труды Саратовского научно-исследовательского центра по изучению детской речи./ под ред. К. Ф. Седова. Саратов: Изд-во Саратовского пед. инст-та, 1995 -213с.
- Теория речевой деятельности. М.: Наука, 1968 144с.
- Тивикова С.К. Развитие речи младших школьников средствами народно-поэтического языка. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород: НГПИ, 1993 16с.
- Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении. М.: АП РСФСР, 1960−129с.
- Ушакова Т. Н. Латынов В.В. Оценочный аспект конфликтной речи. //Вопросы психологии 1995 г. № 5
- Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. М. г Наука, 1989 285с.
- Фаст Дж. Язык тела. Э. Холл, Как понять иностранца без слов. М.: Вече Аст, 1997 430с.
- Фермановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989 418с.
- Фирсов Г. П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. М., Учпедгиз, 1959 -304с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991 232с.
- Шленская A.B. Временная организация структуры невербального общения. Дис. канд.псих.наук.: 19.00.07., М., 1995 167с.
- Шпунтов А, И, Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка //Начальная школа. 1989. № 4 с. 12−17- 1990. № 1. С.17−20- 1990. № 10. С.21- 1991. № 4. С.10−16.
- Щеглов В.И. Эмоциональное восприятие речевого сообщения младшими школьниками. Дис.. канд.псих.наук19.00.07.: СПб., 1992 152с.
- Щербак М.К. и др. Психологические вопросы развития речи учащихся в школе. М: Изд-во АПН РСФСР, 1953 152с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979 160с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995 224с.
- Ядешко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5-ти. М.: Просвещение, 1966 172с.
- Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л.: Учпедгиз, 1963 416с.
- Argyle M. Bodily communication № 4.: Interuniv press., 1997 -403p.
- Argyle M. Social Interaction, N.V., 1973 320p.
- Ekman P. Facial Expression / Nonverbal behaviour and communication. N.V.: Academ. press, 1978. P. 97−115
- Heslin R., Patterson M. Nonverbal behaviour and social psychology. / r. Heslin, M. Patterson. N.Y. London: Plenum press, 1982 — 183p.
- Kendon A. Studies in the behaviour of Face to Fase Interaction. Lisse, 1977 — 97p.
- Patterson M. Nonverbal a functional perspective. N.Y. Berlin-Tokyo: Springer Verlag, 1983 — 216p.
- Протокол диагностики уровня развития НВК речи детей1. Ф.И. ребенка1. Возраст1. Тема сообщения
- Использованные жесты всего: I группа Нгруппа1. I группа
- Использованные мимические движения всего: Количество баллов1. Ответы на вопросы:1)