Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационное управление рынком образовательных услуг в системе высшего профессионального образования: На примере регионов Дальнего Востока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап развития России характеризуется подъемом национального образования, в первую очередь высшего и среднего профессионального, а также повышением роли негосударственного образования. Концепцией развития системы профессионального образования России определена задача «вписаться в происходящие в мире изменения, выступая не в качестве пассивной стороны, лишь приспосабливаться к внешним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Рынок образовательных услуг как объект инновационного управления
    • 1. 2. Категориальный аппарат изучения рыночных отношений в сфере образования
    • 1. 3. Методология типологического анализа рынка образовательных услуг на региональном уровне
  • Глава 2. ТИПОЛОГИЯ РЫНКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
    • 2. 1. Состояние и перспективы развития высшего образования в Российской Федерации
    • 2. 2. Типология регионов по комплексу демографических и социально-экономических показателей рынка образовательных услуг
    • 2. 3. Разработка методики мониторинга рынка высшего профессионального образования в РФ
  • Глава 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Модели институциональных и структурных изменений рынка высшего образования
    • 3. 2. Методика инновационного управления в сфере высшего профессионального образования на уровне вуза

Инновационное управление рынком образовательных услуг в системе высшего профессионального образования: На примере регионов Дальнего Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конкурентоспособность страны, благосостояние ее граждан зависит от многих факторов, в числе которых уровень национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров имеет первостепенное значение. Многовековой опыт экономического развития стран свидетельствует о несомненной целесообразности вложения средств в человеческий капитал. Повышение качества человеческих ресурсов содействует повышению уровня развития экономики страны.

Это подтверждается исследованиями, проведенными Всемирным банком в 1994 г. Так, национальное богатство США на 76% состоит из человеческого капитала, 19% дает воспроизводственный (физический) капитал, и на природный фактор приходится всего 5%. В противоположность этому, в национальном богатстве России человеческий капитал составляет 50%, т. е. накопленные населением знания и умения, позволяющие находить оптимальные решения в производственных и жизненных ситуациях, используются лишь на половину. Такая ситуация, в частности, вызвана недостаточным финансированием образования: в 2001 г. доля расходов на образование в Российской Федерации составили 3,1% от ВВП, в то время как в странах организации экономического сотрудничества — 6,1% (в среднем по 17 странам ОЭСР в 1995 г.), при этом доля государственного бюджета в странах ОЭСР составляет около 80% от общего объема финансирования. Иная система финансирования в таких странах, как США, Канада, где недостаток бюджетного финансирования покрывается за счет внебюджетных средств — частичной или полной оплаты расходов на образование, включая образовательный кредит, а также стимулирования частного сектора, формирующего усложненный тип элитарного образования.

Современный этап развития России характеризуется подъемом национального образования, в первую очередь высшего и среднего профессионального, а также повышением роли негосударственного образования. Концепцией развития системы профессионального образования России определена задача «вписаться в происходящие в мире изменения, выступая не в качестве пассивной стороны, лишь приспосабливаться к внешним обстоятельствам, но играя в этих переменах самостоятельную, ответственную, новаторскую и творческую роль». Эта концепция является составной частью инновационной политики Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24.07.1998), устанавливающей целью государственной политики переход к инновационному развитию страны на основе избранных приоритетов. В сложившихся условиях основная тяжесть по обеспечению инновационной активности, в том числе в сфере высшего профессионального образования, переносится в субъекты Российской Федерации, при этом выработка региональной инновационной политики становится насущной потребностью.

Сказанное актуализирует необходимость проведения региональных исследований, направленных на анализ состояния сферы образовательных услуг и разработку на этой основе научно обоснованных предложений по инновационному управлению в системе высшего профессионального образования на уровне макрорегионов и отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе таких удаленных от общепризнанных центров образования и науки, как Дальневосточный федеральный округ.

Степень разработанности проблемы. Весомый вклад в реформирование системы российского образования внесли министры В. Г. Кинелев, В. М. Филиппов, Г. А. Ягодин, опиравшиеся в своих выводах на фундаментальные труды западных ученых И. Ансоффа, П. Ф. Друкера, Ф. Котлера, П. Маршала, М. Мескона, М. Портера, С. Фишера, Дж. Хедоури, а также известных отечественных авторов — Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, О. С. Виханского, И. Н. Герчиковой, А. П. Градова, А. Г. Гранберга, А .Я. Кибанова, Э. М. Короткова, Д. С. Львова, Ю. В. Одегова, Г. Х. Попова, А. Г. Поршнева, А. Н. Романова, З.П.

Румянцевой, Б. А. Соловьева, в которых содержится общая теория менеджмента, маркетинга и экономики организаций.

Менее исследована система управления образованием России, где следует указать работы академиков Российской академии образования В.П. Бо-рисенкова, В. Г. Костомарова, Б. П. Мартиросяна, Н. Д. Никандрова, В. А. Полякова, Д. И. Фильдштейна и др. Весомый вклад в развитие менеджмента, маркетинга и экономики образования внесли труды ученых нижегородской школы менеджмента образования А. Б. Вифлеемский, А. П. Егоршин, В. А. Кожин, В. А. Кручинин, В. И. Кучеренко, Н. Ф. Пермичев, Т. В. Тальникова, В. А. Фортунатова, Д. В. Хавин и др.

Концептуальные вопросы развития инновационной деятельности, преимущественно в сфере организации научно-исследовательских работ, в том числе в региональном аспекте, рассматривали А. Н. Авдулов, Е. Г. Анимиц,.

B.Н. Архангельский, Н. В. Бекетов, И.В. Бестужев-Лада, С. В. Валдайцев,.

C.Ю. Глазьев, JI.M. Гохберг, Г. М. Добров, Г. Г. Дюментон, А. В. Евсеенко, В. А. Жамин, Р. В. Заец, В. Н. Иванов, Ю. М. Каныгин, B. J1. Квинт, Л.Я. Ко-салс, В. Н. Лаженцев, Г. А. Лахтин, Е. А. Лебедева, Г. Мензел, Э. Мэнсфилд, П. А. Недотко, Г. А. Несветайлов, Л. П. Ночевкина, Д. Пельц, Ю. В. Перевалов, М. Е. Половицкая, Н. М. Татнер, А. А. Румянцев, А. А. Слонимский, А. Ф. Суховей, А. И. Татаркин, Б. Твисс, Н. М. Фонштейн, С. Д. Хайтун, Л.Ф. Шайба-кова, И. А. Шумпетер, Ф. Эндрюс, Ю. В. Яковец и др.

Несмотря на значительное количество научных исследований, связанных с решением методологических проблем формирования стратегических направлений инновационной политики региона, их научную разработанность применительно к сфере управления образовательными услугами высшего профессионального образования нельзя признать достаточной.

Целью работы является разработка методологических и методических основ инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования на различных уровнях.

Реализация этой цели требует постановки и решения следующих основных задач:

• на основе анализа категориального аппарата изучения рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования установить информативные показатели мониторинга институциональных изменений рынка образовательных услуг;

• разработать методические основы изучения и мониторинга рынка образовательных услуг в области высшего профессионального образования с целью типизации стратегий инновационной политики на региональном уровне;

• на примере типологического анализа регионов Дальневосточного федерального округа установить комплекс показателей, определяющих рынок образовательных услуг, обосновать цели адекватной инновационной политики управления, критерии оценки эффективности ее реализации;

• разработать и апробировать методику планирования инновационной деятельности образовательного учреждения системы высшего профессионального образования России в условиях становления рыночной экономики.

Объектом исследования является рынок образовательных услуг в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, ее регионов и отдельных территориальных образований.

Предметом диссертационного исследования являются процесс, методы и технологии формирования и оценки инновационной политики в области образовательных услуг.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования служат методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по теории анализа инноваций, проблемам государственного регулирования экономики, системного анализа, проблемам региональной экономики, вопросам выбора приоритетов, экспертным методам принятия решений.

Фактологическая база диссертации построена на материалах анализа отечественных и зарубежных публикаций по проблематике исследования, а также статистических данных Госкомстата РФ.

Научная новизна выносимых на защиту положений состоит в следующем:

• выявлена недостаточность существующей системы показателей, характеризующих образовательный потенциал вузов России, для анализа динамики контингента студентов. Показано, что эту систему следует дополнить производными показателями, основанными на балансовой модели подготовки кадров: коэффициентами приема в вузы и их окончания, коэффициентом воспроизводства кадров с высшим образованием, а также коэффициентом непредусмотренного изменения численности студентов. Методика расчета коэффициентов апробирована на официальных данных Госкомстата за период 1990/91−1999/2000 уч.гт., определены основные тенденции по сектору государственных вузов;

• показана недостаточность анализа динамики изменения прямых показателей, отражающих развитие образовательных учреждений высшей школы, а также показателей прогностического фона, для среднесрочного прогнозирования потребности населения в получении высшего профессионального образования. Сделан вывод о необходимости использования для решения задач прогнозирования моделей, основанных на экспертных знаниях и отражающих социально-экономический климат и демографическую ситуацию в конкретном регионе;

• установлена типология дальневосточных регионов по показателям структуры контингента студенчества, а также набору статистических показателей-индексов, отражающих демографические показатели и показатели образовательного потенциала. Полученные результаты направлены на дифференциацию региональной политики в управлении высшим образованием в однородных группах регионов;

• выявлены территориальные различия институциональных изменений в структуре рынка высшего образования. По показателям объема услуг и институциональных изменений выделены кластеры макрорегионов, однородных по совокупности количественных и структурных показателей образовательных услуг;

• предложено использовать методологию Парето-Лоренца-Джини для анализа дифференциации образовательных услуг в области высшего профессионального образования в зависимости от уровня доходов, получена оценка соответствующего показателя — коэффициента концентрации образовательных услуг. Показано, что его значение превышает максимально допустимую величину коэффициента Джини для концентрации доходов, что свидетельствует о крайне негативных тенденциях в сфере высшего образования и актуализирует создание в государственных структурах управления органа, который занимался бы решением проблем негосударственного образования в тесном единстве с общественными структурами;

• для учета факторов риска и неопределенности, сопровождающих решение задач инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования, предложено использовать экспертно-аналитические технологии, основанные на методе анализа иерархий. Показано, что с помощью системы Expert Decide, использующей алгоритмы метода анализа иерархий, можно решать задачи, формулируемые в рамках теории игр, учитывающей предпочтения лиц, принимающих решение;

• предложена основанная на экспертно-аналитических технологиях методика инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования. Методика апробирована на конкретном примере развития вуза с различными условиями и возможными вариантами стратегии.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемая методика инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования позволит научно обоснованно проводить целенаправленную инвестиционную политику с концентрацией имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях. Основные выводы и рекомендации работы могут служить базой для формирования такой политики.

Апробация результатов исследования. Выводы и практические результаты работы докладывались на заседаниях кафедры экономической теории Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, IY Межд. конф. «Индустрия сервиса в XXI веке» в МГУ сервиса (г. Москва, 2003), межрегиональном круглом столе по проблеме «Моделирование и прогнозирование социально-политических и экономических явлений и процессов: региональный аспект» в Орловской региональной академии государственной службы (г. Орел, 2002), Межд. научной конф. «Системная модель российского общества XXI века и корректировка реформ (Общество, которое мы выбираем)» (г. Орел, 2003), нашли отражение в девяти публикациях, включая коллективную монографию, общим объемом 16,0 пл., из которых 4,35 п.л. авторские.

Логика и структура работы. Поставленные в диссертации цели и задачи, выделенные объект и предмет исследования определили логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, формируются цель, основные и частные задачи диссертационной работы. Даются сведения о предмете и объекте исследования. Приводятся сведения о научной новизне и практической значимости результатов исследования, наиболее существенных результатов, полученных лично автором и выносимых на защиту, сведения об апробации основных выводов и положений диссертационной работы.

В первой главе — «Теоретико-методологические основы исследования процесса формирования рынка образовательных услуг» рассмотрен категориальный аппарат изучения рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования, раскрыто содержание инновационного управления рынком высшего профессионального образования (ВПО), определены основные стадии типологического анализа рынка образовательных услуг на региональном уровне. Осуществлен системный подход к анализу рынка образовательных услуг как объекта инновационного управления, установлены основные элементы и цели подсистемы управления на региональном уровне.

Во второй главе — «Типология рынка и перспективы инновационного развития высшего профессионального образования в регионах (на примере Дальневосточного федерального округа)» исследуется состояние и перспективы развития высшего образования в Российской Федерации. На примере Дальневосточного федерального округа обосновывается типология регионов по комплексу демографических и социально-экономических показателей, определяющих рынок услуг в сфере ВПО.

В третьей главе — «Моделирование институциональных изменений и инновационное управление рынком услуг в сфере высшего профессионального образования» приводятся конкретные результаты по разработке и апробации методики инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования, пример ее реализации при решении задачи оптимизации направлений развития вуза с различными условиями и возможными вариантами стратегии.

В заключении приведены основные выводы и предложения автора по применению методики инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования на базе экспертно-аналитических технологий, на различных иерархических уровнях управления, а также по ее совершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно совершенствования методики инновационного управления рынком образовательных услуг в системе высшего профессионального образования.

Как показало исследование, в ситуации становления рыночных отношений речь должна идти об инновационном варианте развития системы высшего профессионального образования, при котором необходимо совершенствовать нынешнюю унифицированную и тоталитарную систему очного, вечернего и заочного образования. Высокие требования к качеству и эффективности высшего профессионального образования предъявляет инновационная экономика, предполагающая не только широкое использование современных наукоемких технологий, но и их создание на основе достижений фундаментальной науки. Данный тип экономики может быть сформирован, если развитие фундаментальной науки и системы ВПО являются приоритетными в государственной политике и получают необходимую поддержку в обществе.

В первые годы проведения рыночных преобразований в России отношение к вопросу о целесообразности и престижности получения высшего образования было неоднозначным. В последние годы ситуация существенно изменилась, в 2000 г. число студентов вузов выросло по сравнению с 1991 г. на 75% и составило 25,5 промилле, а количество выпущенных специалистов за тот же период увеличилось на 70%. Всего в 2001 г. в вузы было принято 1,3 млн. студентов, из них 12% — в негосударственные вузы. Особенностью негосударственных учебных заведений является платность оказываемых образовательных услугнаблюдается расширение доли платного образования и в государственных вузах, т. е. можно говорить о постепенном формировании в современной России рынка образовательных услуг, во многом подчиняющегося законам рыночных отношений. По своеобразию реализуемого продукта этот рынок относится к рынку услуг, но тесно связан и взаимодействует с рынком рабочей силы, информации, товаров народного потребления и т. д. Вместе с тем, рынок образовательных услуг весьма специфичен, что определяется особенностями системы образования как важнейшей отрасли народного хозяйства и производимых в ней интеллектуальных продуктов, предназначенных для удовлетворения различных культурных потребностей населения, воспроизведения и развития кадрового потенциала общества.

С учетом увеличения доли поступающих в вузы России на платной основе, достигающей 50%, возникают серьезная проблема доступности высшего образования для широких слоев населения страны. К отрицательным тенденциям становления российского рынка образовательных услуг относится недостаточное государственное регулирование, дестабилизирующее влияние этого рынка на социальную структуру общества. Неравенство возможностей в получении высшего образования играет отрицательную роль, ограничивая доступ к нему талантливой молодежи, не имеющей собственных источников доходов. Значительное превышение значения предложенного в работе коэффициента концентрации образовательных услуг концентрации доходов свидетельствует о крайне негативных тенденциях в сфере высшего образования.

Для устранения перекоса в возможностях получения образования широкими кругами действительно способных к обучению студентов назрела необходимость создания в государственных структурах управления такого органа, который занимался бы решением проблем негосударственного образования в тесном единстве с общественными структурами. Государственные органы управления должны заниматься проблемами негосударственных учебных заведений в той же степени, в какой они занимаются проблемами подведомственных вузов. Совместная, целенаправленная работа обоих секторов образовательных услуг будет способствовать повышению качества подготовки специалистов единой системы высшего образования страны.

Один только рыночный механизм не в состоянии оптимально решить проблему удовлетворения потребностей общества в образовательных услугах. Если в материальном производстве рыночный механизм может преобладать, то в отрасли образования он должен выполнять вспомогательную роль, «подстраховывая» и компенсируя недостатки государственной системы образования.

Разработка и реализация стратегии развития системы подготовки кадров высшей квалификации как важнейшей подотрасли образования обусловливает актуальность вопросов, связанных с реальным отслеживанием управленческими структурами динамично развивающихся социально-экономических процессов. В связи с институциональными изменениями рынка ВПО (развитием негосударственных учебных заведений) особенно важен мониторинг как организованное систематическое наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с переходом от одного состояния к другому.

Нами установлено, что общепринятую систему показателей официальной статистики следует дополнить производными показателями, основанными на балансовой модели подготовки кадров. Предлагаемая в работе система показателей динамики, в которую входят коэффициенты приема в вузы и их окончания, коэффициент воспроизводства кадров с высшим образованием, а также коэффициент непредусмотренного изменения численности студентов, апробирована на официальных данных Госкомстата за период 1990/91−1999/2000 уч.гг., определены тенденции по сектору государственных вузов. Так, установлено, что коэффициент завершения вузовской подготовки в указанный период сохранялся на уровне 15−16%, при теоретически возможном значении 20% в расчете на пятилетний срок обученияза весь анализируемый период коэффициент воспроизводства кадров с высшим образованием был положительным. Анализ динамики воспроизводства кадров с высшим образованием по отраслевым группам государственных вузов России выявил, начиная с 1992/93 уч.г., стабильно выше среднего уровня коэффициент воспроизводства кадров с высшим образованием в вузах экономики и права, при росте доли обучающихся в них студентов, а также максимальное значение коэффициента приема (до 40,6% в 1999/2000 уч.гг.) из групп отраслевых вузов. Предлагаемая система показателей мониторинга может служить основой для управления сферой высшего профессионального образования в новых рыночных условиях.

На основе разработанных методологических подходов выполнен статистический анализ показателей структуры контингента студенчества регионов Дальневосточного федерального округа по показателям приема, обучения и выпуска студентов государственных вузов, позволивший выявить некоторые закономерности, а также установить их типологию. Согласно статистическим данным, в ДФО находятся 33 из 590, или 6% от общего числа российских государственных вузов, преимущественно в Приморском и Хабаровском краях. Общее количество обучающихся в дальневосточных вузах составляет 163,3 тыс. студентов, 102,4 тыс. из них — студенты очных отделений, что лишь немного превышает среднюю долю студентов-очников по России (62,7 против 59,4%). На 1000 человек населения ДФО приходится 21,7 студентов, меньше, чем в среднем по России (25,2 студентов на 1000 человек населения).

Обнаружена положительная корреляционная связь между «плотностью» студентов в регионах Дальнего Востока и численностью проживающего в них населения. По числу студентов на 1000 человек населения выделяется Хабаровский край, для которого удельный вес студенчества достигает 34,6 промилле. На противоположном полюсе находится Сахалинская область, для которой данный показатель составляет 8,3 промилле. Наибольшая доля очников наблюдается в вузах Амурской области — 77,4% в момент приема и 72,3% в момент выпуска. В Еврейской автономной области и Хабаровском крае эти показатели наименьшие: для приема — 46,4% и 47,6%, для выпуска 58,0% и 53,7% соответственно. Сравним с данными по России: государственные вузы России принимают на очные отделения 57% студентов, в общем контингенте очники составляют 59,4%, а среди окончивших их 64,1%.

Можно говорить о группах регионов ДФО, однородных по структурному составу студенчества. К первому кластеру регионов, в которых доля студентов-очников минимальная, относятся Хабаровский край и Еврейская автономная область. Здесь доля приема студентов на очные отделения составляет менее половины. Второй кластер образует Амурская область, где доля студентов-очников достигает 80%. Третий кластер — наиболее многочисленный, — кластер центральной тенденции, по показателям доли студентов-очников близкий к их средним значениям по России.

По набору статистических показателей-индексов (в долях в РФ), отражающих демографические показатели и показатели образовательного потенциала, выделено две однородные группы регионов. В первый кластер входит шесть регионов (Республика Саха, Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Амурская, Камчатская и Магаданская области), характеризующиеся крайне низкой плотностью населения (в среднем 13% от уровня РФ в целом), но с относительно высоким уровнем доли студентов (в среднем 71% от российского уровня) и высоким уровнем доли лиц с высшим образованием, превышающим среднероссийский показатель на 28%. Второй кластер включает три региона: Еврейскую автономную область, Приморский край и Сахалинскую область. При близком к российскому показателю уровне плотности населения эти регионы отличаются почти вдвое более низким уровнем численности студентов (в среднем 58,7%), а также меньшей долей лиц с высшим образованием (в среднем 86,7%).

Полученная в результате статистического анализа типология регионов может быть положена в основу при формировании дифференцированной региональной политики в управлении высшим образованием в однородных группах регионов Дальнего Востока.

Дифференциация объема и структуры рынка образовательных услуг наблюдается и в целом по России. На основании анализа динамики и территориальных различий институциональных изменений в структуре рынка высшего образования по статистическим данным сделан вывод о неравномерности структуры образовательных услуг (сотношения государственного и негосударственного высшего профессионального образования) в макрорегионах. По показателям объема услуг и институциональных изменений выделено пять кластеров макрорегионов, однородных по совокупности количественных и структурных показателей образовательных услуг в сфере ВПО. Анализ динамики относительных показателей подготовки кадров в период 1990;1999 гг., рассчитанных на основе балансовой модели, показал расширенное воспроизводство кадров, что свидетельствует об улучшении ситуации как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда. Динамика изменения коэффициента выпуска специалистов из негосударственных вузов положительная, поэтому, с учетом тенденции к увеличению приема студентов в негосударственные вузы, можно ожидать дальнейшее увеличение доли специалистов, получающих высшее профессиональное образование в данном секторе рынка образовательных услуг.

Полученные результаты могут служить основой для разработки базовых региональных моделей институциональных и структурных изменений рынка высшего профессионального образования.

Традиционные методы нормативного планирования в новой для российской системы образования ситуации становятся недостаточными, и на ведущий план выходят задачи стратегического менеджмента с присущими ему функциями, включая прогнозирование и планирование. Для целей планирования предложено использовать методы и технологии экспертного прогнозирования, что позволит избежать ограниченности статистических методов прогнозирования небольшим числом учитываемых факторов.

Задачи стратегического менеджмента в сфере управления рынком ВПО являются задачами многокритериальной оптимизации в условиях риска и неопределенности, что принципиально связано с субъективными суждениями экспертов, а затем и лиц, принимающих управленческое решение. Для учета риска и неопределенности предложено использовать экспертно-аналитические технологии, основанные на методе анализа иерархий.

В принципе, с помощью метода аналитических иерархий могут быть решены все задачи, формулируемые в рамках теории игр, однако представляется более продуктивным использование данного метода, при поддержке экспертно-аналитических технологий, для решения задачи планирования развития вуза. Описанный в работе процесс является начальным этапом планирования с целью проектирования логического будущего при заданных определенных предположениях о текущих тенденциях (т.н. прямой процесс). На следующем этапе с помощью той же технологии можно выполнить обратный процесс, цель которого — выявление путей достижения желаемого результата. Для его выполнения необходимо построить более сложные иерархические модели, включающие также уровни акторов (действующих сил), их целей и политик.

Таким образом, в результате исследований разработаны методологические и методические основы инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования на уровне региона. Предлагаемая методика инновационного управления образовательными услугами в системе высшего профессионального образования позволит научно обоснованно проводить целенаправленную инвестиционную политику с концентрацией имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях. Основные выводы и рекомендации работы могут служить базой для формирования такой политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Кулькин A.M. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. — М.: ИНИОН РАН, 1992.
  2. А.Н., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. — М.: Эдиториал, 1996.
  3. Т.А., Серенина С. Ф. Макроэкономика: Учебник. — 20е изд., пере-раб. и доп. — М.: МГУ, Дело и сервис, 1999. — 416 с.
  4. С.А. Формирование региональной системы оптимизации инвестиционных решений: Автореф. дис.канд. экон. наук. —М.: РАГС, 1999. —24 с.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М.: Советское радио, 1974. —272 с.
  6. Т.Н. Информационные технологии и образование // Наука — сервису: VIII-я Международная научно-практическая конференция. Сборник докладов на пленарном заседании / Под ред. д.т.н. Ю. Н. Маслова. — М.: МГУС, 2003. — С.53−59.
  7. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
  8. И. Стратегическое урпавление. — М.: Экономика, 1989.
  9. B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учебн. пособие / Под ред. А. А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  10. Ю.Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4 / Под общ. ред. А.И. Довату-ра. — М.: Мысль, 1984.
  11. П.Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 804 с.
  12. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М.: Финста-тинформ, 1995.
  13. В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения: Автореф. дис.. канд. экон. наук. — СПб.: ИПК СПБГИЭА, 1999. — 19 с.
  14. Н.В. Региональная организация научно-инновационных систем (методологические проблемы исследования). — М.: Ин-т научной информ. по обществ, наукам РАН, 1999. — 129 с.
  15. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 386 с.
  16. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Под ред. Ю. Н. Каптуревского.
  17. СПб.: Питер, 1998. — 816 с.
  18. К. Основы стратегического менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 1997.175 с.
  19. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода.
  20. М.: Экономика, 1997. — 639 с.
  21. У. Менеджмент в организации. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  22. Н.Д., Попенов С. В., Секерин А. Б. Управление финансовыми и банковскими рисками: Учебное пособие. — Уфа: Альтернатива РИЦ. 1998.254 с.
  23. А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. — М.: Дело и сервис, Финпресс, 2000. — 1056 с.
  24. О., Яценко В. Современное состояние негосударственных вузов России // Вопросы статистики. — 1999. — № 1. — С.31−37.
  25. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. — М.: Дело, 2002.
  26. О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарики, 1998. — 296 с.
  27. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999. —528 с.
  28. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. — М.: НИИВО, 1999. — 100 с.
  29. И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  30. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 1993. — 310 с.
  31. П.Р. Управление маркетингом. — М.: БИНОМ, 1998. — 560 с.
  32. Е., Хершен X. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995. — 255 с.
  33. П. Управление маркетингом и стратегия. — М.: Дело, 2000. — 552 с.
  34. В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 285 с.
  35. К. Введение в эконометрику. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 402 с.
  36. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Учебн. пособие / Под ред. Б. А. Лагоши. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 176 с.
  37. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. — М.: Финансы, учет, аудит, 1997. — 464 с.
  38. Е.Г., Бекетов Н. В. Научно-информационная система региона: структура, функции, перспективы развития. — М.: Academia, 2002. — 224 с.
  39. А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) // Высшее образование в России. — 2000. —№ 4. — С. 17−30.
  40. А.А. Имитационное моделирование в управлении рисками. — Спб.: Инжэкон, 2000. — 376 с.
  41. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ.44.3акон Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93. Постановление ВС РФ № 5156−1.
  42. Ю.Н. О некоторых вопросах теории и методологии международных сопоставлений ВВП. — Вопросы статистики. — 1999. — № 2.
  43. Ю.Л., Малина С.В. WWW-сервер Центра информатизации Минобразования РФ // Материалы междунар. конф. «Информатизация непрерывного образования». — М., 1997. — С.20.
  44. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. 1999. — М.: МГУП, 1999. — 259 с.
  45. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. 2000. 4.1. — М.: МГУП, 2000. — 80 с.
  46. Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. 2000. 4.2. — М.: МГУП, 2000. — 80 с.
  47. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Наука, 1997. — 285 с.
  48. Н.О., Яценко В. Е. и др. Научно-практическое обоснование системы статистических показателей по высшему образованию // Экономика высшей школы. Вып.2. — М.: НИИВО, 1995.
  49. В.Н. Выбор целевого рынка // Маркетинг. — 1994. — № 3.
  50. P.M. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. — 192 с.
  51. Ю. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. — 2000. — № 5.
  52. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997. — 288 с.
  53. К.К. На пути к новой системе образования. — М.: ИЛИ РАН, 1997.
  54. К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // «Alma mater» (Вестник высшей школы). — 2000. — № 16.
  55. К.К. О концепции модернизации российского образования // «Alma mater» (Вестник высшей школы). — 2002. — № 12.
  56. И.М. Методологические проблемы мониторинга образования // Журнал прикладной психологии. — 2002. — № 2. — С.8−19.
  57. Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях. — М.: Статистика, 1980.
  58. Ф. Маркетинг. Менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 896 с.бб.Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. — СПб., К.: Вильяме, 1999.1056 с.
  59. М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов.1. М.: ЮНИТИ, 1998. — 768 с.
  60. А.А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их развития. — М.: Вузовская книга, 1998. — 392 с.
  61. А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Me. Версия 2.2. Руководство пользователя. — Орел: ОРАГС, 2001. — 44 с.
  62. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах. — Вопросы статистики. — 1999. — № 2.
  63. Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гелиос АРВ, 1999. — 751 с.
  64. Г. И. Управление инновациями в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра .экон. наук. — М.: ГАСИС, 2003. — 46 с.
  65. Г. И., Мальцева Г. И. Управление вузом. Экономические методы и технологии. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 292 с.
  66. Л.М. Методы формирования приоритетов инвестиционной политики на уровне регионов, отраслей и территориальных образований: Дис.. канд. экон. наук. — М.: ГАСИС, 2003. — 231 с.
  67. М.Н. Права человека: история и современность. — М., 1992.
  68. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996. — 345 с.
  69. .Г. Разработка управленческого решения: учебник для вузов. — М.: Дело, 2000. — 392 с.
  70. Дж. Основы маркетинга. — М.: Феникс, 1996. — 400 с.
  71. В. Система качества образовательных услуг // Высшее образование в России. — 1998. — № 1. — С.20−24.
  72. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. — 1998. —№ 4. — С.86−94.
  73. Г. И. Организационно-методические основы формирования финансовой и учетной политики вуза: Автореф.. канд. экон. наук. — Хабаровск, 2002.
  74. А.Ф., Шуметов В. Г. Информатика для менеджеров. Курс лекций. — М.: МГУДТ, 2002. — 160 с.
  75. Н.А. Селезневой и И. И. Дзегеленка. — М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — С.30−44.
  76. Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. — М.: Наука, 2001. — 228 с.
  77. С.Ю. Теория дедуктивных систем и ее применение. — М., 1986.
  78. Международный стандарт ИСО 9000−4:1991. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2: Руководящие указания по услугам.—М., 1996.
  79. А.Н., Берштейн JI.C., Коровин С. Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. — М.: Наука, 1990.
  80. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцева, А. В. Игнатьевой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 343 с.
  81. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2002. — 624 с.
  82. М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998. — 800 с.
  83. Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. — В кн.: Инженерная психология. — М.: Прогресс, 1964.
  84. Ф.Г. Формирование стратегии промышленного предприятия с использованием экспертно-аналитических технологий: Автореф. дис.. канд .экон. наук. — Орел.: ОрелГТУ, 2003.
  85. Модульная методика в «экономизации» высшего образования / В. П. Тихомиров, Ю. Н. Рубин, В. А. Самойлов, К. К. Шевченко // Российский экономический журнал, 1999. — № 3.
  86. ЮО.Молчанов И. Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием // Вопросы статистики. — 2002. — № 11. — С.60−64.
  87. Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. — 1994. — Вып. 5. — С.12−28.
  88. ЮЗ.Научно-инновационный комплекс региона: проблемы формирования и перспективы развития. —Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1998. — 17 с.
  89. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: МО РФ. — 2000. — 15 с.
  90. Основные индикаторы уровня жизни населения // Вопросы статистики.1999. —№ 2.112.0сновы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Раду-гина. — М.: Центр, 1997. — 432 с.
  91. ПЗ.Охрименко А. А. Методология построения и статистического анализа баланса подготовки кадров с высшим образованием в России // Вопросы статистики. — 2002. — № 6. — С.71−75.
  92. А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе.1. М., 1992.
  93. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. —М.: Интерпракс, 1995.
  94. Пб.Панкрухин А. П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии: Учебное пособие. — М.: РАГС, 1997. — 364 с.
  95. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога И Вестник высшей школы. — 1997. — № 3.
  96. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. — М.: Логос, 1992. — С. 18−31.
  97. В.М. Прогнозирование художественной культуры: вопросы методологии и методики. — М.: Наука, 1991.
  98. Н.П. Маркетинг образования. — М.: Жизнь и мысль, 2001. — 416 с.
  99. Проблемы качества образования, его нормирования и управления: Сборник научных статей / Под общей ред. Н. А. Селезневой, В. Г. Казановича. — М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 192 с.
  100. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя /
  101. B.М. Соколов, Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, И. В. Гребенев. — М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 160 с.
  102. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим профессиональным образованием и структуры их подготовки до 2010 года.1. М.: МГУП, 2000. — 50 с.
  103. А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг — инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. — 1994. — № 2. — С.55−63.
  104. Регионы России: Стат. сб. в 2-х т. Т.2 / Госкомстат России. — М., 2000.
  105. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования. — 1997. — № 6. — С.55−65.
  106. Риск-анализ инвестиционного проекта: Учебник для вузов. / Под ред. М. В. Грачевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 351 с.
  107. И.В. Теоретические основы создания и использования средствинформатизации образования: Автореф. дисд-ра пед. наук. — М.: ИСО1. РАО, 1994.
  108. Российские регионы после выборов-96. — М.: Юрид. лит., 1997. —с.
  109. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
  110. Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования: Дис.. д-ра техн.наук. — Воронеж, 1992.
  111. Н.А. Управление качеством высшего образования // Экономика и управление высшей школой: материалы, международной конференции.
  112. Красногорск, 1992. — С. 144−152.
  113. Система образования Российской Федерации (сборник статистических данных). — М.: МО РФ, 2000. — 154 с.
  114. Системы аккредитации за рубежом / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов, В. Ж. Куклин, Б. С. Савельев. — М., 1998. — 180 с.
  115. П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. — СПб.: РГХИ, 2000.
  116. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 416 с.
  117. Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 271 с.
  118. В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. Учебн. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 395 с.
  119. Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Петрова. — СПб.: СПБУЮФ, 1997. — 146 с.
  120. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Петрова. — СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. — 200 с.
  121. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю. В. Соболев, B.JI. Дикань, А. Г. Дейнека, JLA. Позднякова. — Харьков: ТОВ «Олант», 2002. — 416 с.
  122. А.И. Проблемы качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XX веке // Стандарты и качество. — 1995. — № 2.
  123. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). Уч. пособие для вузов. — М.: Изд. дом «Стратегия», 1998. — 224 с.
  124. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами / В. А. Иванов, В. Г. Шуметов, Ф. Г. Милых, JT.M. Лазарева, С. М. Пикин. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2003. — 186 с.
  125. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998. —576 с.
  126. М.В. Социология управления: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЮиУ. — 144 с.
  127. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. — М.: Вита-пресс, 1998. — 256 с.
  128. Р.А. Стратегический маркетинг. — М.: Интел-Синтез, 2000.700 с.
  129. В.М. Высшая школа России перед вызовом XXI века // Высшее образование в России. — 2001. — № 1. — С.5−15.
  130. В.М. Об итогах системы образования России в 1999 г. и основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2000 г. // Бюллетень Министерства образования РФ. — 2000.4.
  131. П. Теория полезности для принятия решений. — М.: Наука, 1978.
  132. У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 535 с.
  133. В., Геворкян Е. и др. О видах высших образовательных учреждений // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 13−25.
  134. В., Геворкян Е. и др. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. — 2001. — № 1. — С.29−38.
  135. Орел: ОРАГС, 2000. — С.113−115.
  136. В.Г. Кластерный анализ в региональном управлении: учебное пособие. — Орел: ОРАГС, 2001. — 124 с.
  137. В.Г., Шуметова JI.B. Факторный анализ: подход с применением ЭВМ: учебное пособие. — Орел: ОрелГТУ, 2000. — 118 с.
  138. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. — М.: Роспедагенство, 1998. — 305 с.
  139. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебн. пособие для вузов / Под ред. В. В. Федосеева. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 391 с.
  140. Экономическая информатика / Под ред. П. В. Коноховского и Д. Н. Колесова. — СПб.: Питер, 2001.
  141. Экономическая эффективность деятельности регионального научного комплекса / Отв. ред. J1.C. Бляхман. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
  142. К. Введение в область статистических вычислений // Статистические методы для ЭВМ. — М.: Наука, 1986. — С.11−26.
  143. В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. — 1994. — № 1.
  144. И.Г. Информационно-аналитические технологии в сфере политического анализа // Политические исследования. — 1998. — № 3. — С. 179 191.
  145. Arrow К .J. Essays in the Theory of Risk Bearing. Amsterdam: North Holland, 1970.
  146. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. — Lund: Gleerup, 1967. —485 p.
  147. Hebenstreit J. Computers in education: The next step // Education and Computting. — 1995. — Vol.1. — P.37−43.
  148. Risk management system DELAN 3.1. — New York. NY10004, Delta Analytic Corporation, 80 Broad Street, 1995. — 111 p.
  149. Selwyn N. Educational Superhighways — in the public or private Interest/ // Internet Research: Electronics Networking Applications and Policy. — 1999. — Vol.9. — 33. — P.225−231.
  150. Simon H.A. How big is a chunk. — Science. — 1974. — № 183.
  151. Simon H.A. The human mind: the symbolic level // Proc. of the American Philosophycal Society. — 1993. — V.102. — № 2.
  152. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство пользователя. — M.: СПСС Русь, 1998.
  153. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. — М.: СПСС Русь, 1998.
  154. StatSoft, Inc. (2000). Электронный учебник по статистике. — Москва: StatSoft. WEB: http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm.
Заполнить форму текущей работой