Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминологические проблемы экологических преступлений в нефтегазовой отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, несмотря на это. уровень техногенного воздействия предприятий нефтегазового комплекса продолжает повышаться, а случаи привлечения виновных к уголовной ответственности исчисляются единицами. Одной из причин недостаточной эффективности борьбы с экологическими правонарушениями, (в том числе и уголовно — правовыми мерами), является то, что не только общество в целом, но и профессионалы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение&bdquo
  • Глава 1. Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений
    • 1. Становление и развитие природоохранного законодательства в России
    • 2. Понятие и виды экологического преступления
    • 3. Общая характеристика состава экологических преступлений
  • Глава 2. Криминологическая характеристика экологической преступности в нефтегазовой отрасли
    • 1. Характеристика уровня и динамики экологической преступности в нефтегазовой отрасли
    • 2. Причины и условия экологической преступности в нефтегазовой отрасли
    • 3. Криминологическая характеристика личности субъекта экологических преступлений в нефтегазовой отрасли
  • Глава 3. Предупреждение экологической преступности в нефтегазовой отрасли
    • 1. Устранение причин и условий экологической преступности в нефтегазовой отрасли
    • 2. Совершенствование правового механизма борьбы с экологическими преступлениями в нефтегазовой отрасли

Криминологические проблемы экологических преступлений в нефтегазовой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Нефтегазовый комплекс Российской Федерации является важнейшей составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Вместе с тем он служит одним из основных источников негативного воздействия на окружающую природную среду.

По данным межведомственной комиссии по экологической безопасности на долю предприятий ТЭК приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, до 36% сточных вод. свыше 30% твердых отходов.1 Обнаружено ^ также загрязнение территории за счет выноса на поверхность из глубинных горизонтов с продуктами бурения естественных радионуклидов.

На экологической ситуации серьезно сказывается отсталость технического и технологического уровеня производства, изношенность оборудования.

Вместе с тем значительная часть техногенных воздействий предприятий нефтегазовой отрасли на окружающую среду является следствием грубых нарушений природоохранного законодательства, в том числе общественно опасных и виновных, то есть содержащих в себе признаки экологического преступления.

Учитывая высокую общественную опасность преступных посягательств на окружающую среду, законодатель в последнее время обратил на это особое внимание, выделив в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации Экологическая безопасность России. Вып. 2, М. «Юридическая литература», 1996, с. 270. составы экологических преступлений в отдельную главу. Принимаются меры по ужесточению воздействия на преступное поведение лиц, заведомо или бездумно уничтожающих саму основу человеческого существования и благополучия страны.

Однако, несмотря на это. уровень техногенного воздействия предприятий нефтегазового комплекса продолжает повышаться, а случаи привлечения виновных к уголовной ответственности исчисляются единицами. Одной из причин недостаточной эффективности борьбы с экологическими правонарушениями, (в том числе и уголовно — правовыми мерами), является то, что не только общество в целом, но и профессионалы — юристы и экономисты недостаточно полно осознают степень общественной опасности посягательств на окружающую среду. Эти посягательства представляют собой один из наиболее опасных видов преступного поведения людей, вредные последствия которого могут носить (и часто носят) неконтролируемый и не ликвидируемый характер. В этих условиях ответственность за экологические преступления становится инструментом самозащиты общества в целях его выживания.

С другой стороны, на уровне эффективности применения норм нового уголовного кодекса сказываются недостатки самого природоохранного законодательства, и, в частности, то, что не до конца решена проблема разграничения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения. Это в условиях высокой латентности экологических правонарушений в нефтегазовой отрасли существенно влияет на активность и характер правоприменительной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость глубокого и всестороннего криминологического анализа уровня и динамики экологической преступности в нефтегазовой отрасли, поиска путей предупредительно — профилактического воздействия в этой сфере преступности.

Указанными выше обстоятельствами, а также все более ухудшающимся состоянием окружающей среды, определяется актуальность избранной автором темы диссертационного исследования и значимость его результатов.

Объектом диссертационного исследования является криминологическая ситуация, существующая в сфере экологии в процессе производственной деятельности человека, в частности в нефтегазовом комплексе.

Предметом исследования является состояние экологической преступности в нефтегазовой отрасли: ее уровень, динамика, причины и условия, а также меры, направленные на ее предупреждение.

Цель и основные задачи исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении криминологических проблем, связанных с одним из самых высоколатентных видов преступных деяний — экологическими преступлениями в нефтегазовой отрасли, и разработке рекомендаций правового характера по их предупреждению.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть специфику экологической преступности как части общей преступности в стране.

2. Дать криминологическую характеристику экологической преступности в нефтегазовой отрасли.

3. Рассмотреть и обосновать комплекс мер направленных на предупреждения экологической преступности в нефтегазовой отрасли.

Для разрешения поставленных задач было необходимо:

— проанализировать уголовное законодательство с точки зрения адекватности отражения в нем степени общественной опасности преступлений данного вида, определить направления его совершенствования и сформулировать конкретные предложения;

— изучить теоретические вопросы, связанные с содержанием и формами экологической преступности;

— разработать подходы к совершенствованию существующего правового механизма реагирования на экологические правонарушения:

— выявить действительный уровень и тенденции экологической преступности в нефтегазовой отрасли;

— определить пути и средства повышения экологической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли.

Изложенные задачи определили структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать некоторые выводы относительно криминологических проблем борьбы с экологической преступностью в нефтегазовой отрасли.

В условиях все ухудшающегося положения в сфере экологии особенно возрастает необходимость совершенствования правового механизма обеспечения экологической безопасности, и прежде всего природоохранного законодательства, а также форм организации и содержания деятельности органов применяющих это законодательство.

Некоторые направления, такого совершенствования рассмотрены в диссертации.

1. Экономическое законодательство Российской Федерации недостаточно адекватно отражает обстановку в стране, сложившуюся в результате приватизации средств производства. Новые собственники в погоне за прибылью мало заботятся о модернизации оборудования и внедрении новых технологий, что может привести к экологической катастрофе. Особенно опасная обстановка сложилась в нефтегазовой отрасли, где износ основного оборудования составляет 60 — 70%.

В этих условиях необходима разработка и введение в действие такого экономического законодательства, которое надежно защищало бы интересы страны и ее народа.

2. Основным нормативным актом в системе природоохранного законодательства Российской Федерации является Закон «Об охране окружающей природной среды». Этот закон, разрабатывался еще в советский период. За прошедшее десятилетие обстановка в России существенно изменилась. Возникла рыночная экономика, в корне изменилась система управления производством. В связи с этим многие положения Закона устарели, и необходима его существенная переработка. Необходима также ряда новых природоохранных нормативных актов, востребованных рыночной экономикой.

3. Интересы совершенствования природоохранного законодательства и правильного его применения вызывают необходимость дальнейшей проработки ряда научно — практических проблем, в частности определения основных понятий и терминов данного законодательства. Это касается прежде всего понятия экологического преступления. Его определение, имеющееся в Законе «Об охране окружающей природной среды» — 1991 года, подвергается обоснованной критике. В научной литературе среди специалистов в области экологи также нет единого мнения. Было бы целесообразным дать это и другие важные определения в новом (или переработанном) природоохранном законе.

4. Практика применения статей 26 — ой главы УК РФ, устанавливающих ответственность за экологические преступления, свидетельствует о том, что работники контрольно-надзорных и даже правоохранительных органов испытывают трудности в работе с этим законодательством. При этом обращается внимание недостаточную определенность текста закона, обилие в нем оценочных признаков, трудных для понимания. Не до конца разрешенной остается и проблема разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения.

Имеется также необходимость разработки системы процессуальных норм, определяющих порядок осуществления природоохранной деятельности в Российской Федерации.

Все эти обстоятельства следовало бы по нашему мнению, учесть при совершенствовании уголовного и уголовно — процессуального законодательства, а также при разработке нового кодекса об административных правонарушений.

5. Серьезные трудности при применении уголовно — экологического законодательства вызывается тем, что статьи 26 — ой главы УК РФ содержат большое количество бланкетных диспозиций и признаков. Возникает необходимость обращаться к труднодоступному массиву нормативных актов экологического содержания, количество которых достигает четырех тысяч. Использование этого большого массива может быть значительно облегчено проведения его глубокой систематизации и координации.

6. Для экологической преступности весьма характерен высокий уровень латентности, которая искажает реальную картину преступности. В статистике находит свое отражение лишь малая часть действительно совершенных преступлений. Это затрудняет правильную оценку уровня и динамики экологической преступности в нефтегазовой отрасли, а следовательноразработку и применение адекватных реальной обстановке мер борьбы. Основные причины латентности обусловлены спецификой нефтегазового производства. Однако известно, что на практике существует не только скрытная. но и скрываемая преступность, когда факты об аварийной ситуации и виновных лицах сознательно выводятся из-под воздействия уголовного законодательства.

Было бы целесообразным предусмотреть в законодательстве соответствующую ответственность работников контролирующих и правоохранительных органов за такие действия.

7. Экологическая преступность — специфическая форма преступности, опасность последствий которой для природы и общества до настоящего времени слабо осознается не только населением, страны, но даже специалистами работающими в сфере природопользования.

Особую опасность своими последствиями представляет экологическая преступность в нефтегазовой отрасли. В связи с этим существует необходимость всемерной активизации разъяснения этой опасности как среди специалистов производственников, так и среди населения всей страны с широким использованием возможностей средств массовой информации.

8. Происшедшие в России изменения социально — экономического строя в значительной мере разрушили существовавшую нормативно — правовую базу, регулировавшую социальные отношения. Становление новой социальноправовой системы идет медленно. Снижение социальной защищенности граждан, значительное ухудшение их материальной обеспеченности являются одной из причин преступности, в том числе и в сфере экологии.

Настоятельно необходимы как разработка государственных мер социальной защиты, так и законодательное установление ответственности собственников средств производства за несоблюдение социальных прав граждан.

9. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур и образованных в некоторых регионах подразделений экологической милиции позволяет сделать вывод, что их создание вполне себя оправдало. При этом отмечается, что работа природоохранных прокуратур более эффективна в рамках межрегиональных объединений с правами областных прокуратур.

В связи с этим было бы целесообразным включение в состав таких объединений межрайонных природоохранных прокуратур на территории Сибири и Дальнего Востока.

Заслуживает внимания и опыт работы подразделений экологической милиции. Особенно важно создать и использовать такую службу в районах нефтегазового комплекса.

10. В борьбе с экологической преступностью в нефтегазовой отрасли участвуют природоохранительные и правоохранительные органы различного уровня и подчиненности. Действия их слабо скоординированы, совместные мероприятия проводятся редко. Фактически единая скоординированная многоуровневая система защиты природы еще не сложилась.

Назрела необходимость разработки и утверждения на соответствующем федеральном уровне нормативного акта по этому вопросу.

11. Выявление и расследование экологических преступлений требуют от работников органов прокуратуры и МВД глубоких специальных познаний в области охраны природы. Возникает необходимость целенаправленно готовить кадры для природоохранных подразделений этих органов, систематически проводить с их сотрудниками работу по повышению профессиональной экологической подготовки, а также обеспечить их нужной инструктивнометодической документацией.

Список нормативных материалов.

1. Международная конвенция по предотвращению загрязнений моря нефтью. 1954 г.

2. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный загрязнением моря нефтью. 1969 г.

3. Советско-американское соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнениями в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях. 1989 г.

4. Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993 г.

5. Водный кодекс Российской Федерации 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

6. Земельный кодекс от 25 апреля 1991 г. X" 1103−1 (в редакции от 24 декабря 1993 г. № 2287) // ВСНД РСФСР. 1991. № 22 Ст. 768- ВСНД РФ. 1993. № 21. Ст. 748- САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

7. Лесной кодекс от 27 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. Ст. 610.

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (с изменениями и дополнениями от 9 июля 1997 г.) // ВВС РСФСР. 1984. jNfo 27. Ст. 910.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 27 января 1997 г. № 22 // СЗ РФ. 1997. Ст. 610.

10. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., принятый Верховным Советом Российской Федерации. // Ведомости РФ, 1992. № 10. С. 457.

11. Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 15 фбевраля 1995 г. (14 марта 1996 г.) № 33 — ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

12. Закон РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г. № 5076−1- от 19 июня 1995 г. № 89 и от 21 июля 1998 г. № 155) // ВСНД РСФСР.

1991, № 20. Ст. 641: 1993. № 29. Ст. 1111- СЗ 1995. № 26. Ст. 2397- 1998. № 30. Ст. 3613.

13. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1.//Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

14. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. в ред. Федерального закона от 8 февраля 1995 г. (3 марта 1995 г.) № 27-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

15. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995 г. (30 ноября 1995 г.) № 187- ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

16. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154−1. / Ведомости РФ. 1993. № 25. Ст. 917.

17. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151−1 // Ведомости РФ. 1993. № 26. Ст. 966.

18. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситу аций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

19. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 168 И СЗ РФ. 1995. № 47. Ст.4472: 1996. № 12. Ст. 1123.

20. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174 — ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472- 1996. № 12. Ст. 1123.

21. Федеральный закон «О безопасности» от 5. марта 1992 г. Ns 2446−1. (с последующими изменениями и дополнениями) // ВСНД. 1993. № 2. Ст. 77- Указ президента РФ от 24.12.93. № 2288 /У САПП РФ 1993. № 52. Ст. 5086.

22. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. (с последующими изменениями) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649 // Российская газета от 5 января 1995 г.- Федеральный закон от 18.04.96. № 32-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1911.

23. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» отЗО декабря 1995 г. № 225-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № ]. Ст. 18 // Российская газета от 11 января 1996.

24. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования, которыми можег быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ // Российская газета от 25 июля 1997 г.

25. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ» от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 30 301! Российская газета от 2 июля 1996 г.

26. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 г. (9 января 1996 г.) № 3 — ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

27. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

28. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 155 // Российская газета, 1998, 6 авг.

29. Указ Президента РФ «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» от 11 сентября 1997 г. № 1010 // Российская газета от 17 сентября 1997 г.

30. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 1300 п Российская газета от 26 декабря 1997 г.

31. «Положение о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод и системы канализации населенных пунктов», утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 мая 1990 г, Ме 179 (с изменениями от 31 декабря 1995 г. № 1310) // СПП РСФСР. 1990. 17. Ст. 123.

32. «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 3 августа 1992 г. № 545 /У САПП РФ. 1992. № 6. Ст. 330.

33. «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденное. Постановлением РСФСР от 28 августа 1992 г. № 632 //САПП РФ. 1992. № Ю. Ст. 736.

34. «Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами и участками морского дна», утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 октября 1992 г. № 828. (с изменениями и дополнениями) // САПП РФ. 1992. № 18. Ст. 1466- СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4294.

35. Постановление Правительства РФ «О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов от 13 сентября 1996 г. № 1097 // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4563.

36. Постановление Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты от 19 декабря 1996 г. № 1504 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.

37. «Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588 // СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 2483.

38. Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами, утвержденное Госкомприрода СССР. 1990 (срок действия продлен письмом Минприроды России от 15 апреля 1993 г., № 07−37.65−1177).

39.Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Согласованы с Минэкономики России и Минфином России, утвержденные приказом Минприроды России от 27 ноября 1992 г.

40. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные. Минприроды России от 26 января 1993 г. Согласованы Минэкономики России 20 января 1993 г. и.

Мнфином России 25 января 1993 г. (зарегистрировано в Минюсте России 24 марта 1993 г. № 190).

41. Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей природной среды в результате аварии, утвержденный, приказом Минприроды России от 1994 г. К2 200.

42. Временные положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей среды, утверждены. Минприроды России. Росгидрометом и др. (зарегистрировано в Минюсте России 28 июля 1995 г, № 917).

43. Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденные. Минприроды России 30 апреля 1996 г. № 1076).

44. «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на 1998 год». Письмо Госкомэкологии России от 20 ноября 1997 г. К®- 01−14,28−3620.

45. «О лицензировании пользования недрами» Письмо МПР РФ. БЯ-61/171, Госгорнадзора РФ от 16 января 1998 г. № 04−35/43.

46. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону'» от 27 апреля 1993 г. № 5 // Бюллетень Верховного суда РФ. № 7.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Проблемы эффективности норм о неосторожной преступности. // В кн. Проблемы борьбы с преступной неосторожностью в условиях научно технической революции. — Владивосток. — 1976.
  2. Ю.М., Голубев В. П., Квашис B.C. Кудряков Ю. Н. Некоторые отличительные психологические особенности личности неосторожных преступников. // В кн. Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. Сб. ВНИИ МВД. — М., 1989.
  3. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Психологические особенности личности расхитителей социалистического имущества и индивидуальная работа с ними. / ВНИИ МВД СССР. М. — 1986.
  4. P.M. К вопросу о методах измерения латентной преступности. -Государство и право. 1998. № 7.
  5. P.M. Некоторые аспекты борьбы с искусственно латентной преступностью. — Государство и право, 1999. № 3.
  6. А.А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации. Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 120 011.- М., 1998.
  7. А.П., Кармолицкая А. А. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1996.
  8. Р.А. Охрана окружающей среды в отечественной и зарубежной промышленности. Научно-технический журнал «Защита от коррозии и охрана окружающей среды». — М.-ВНИИОЭНГ.- 1995., № 10.
  9. Т.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими преступлениями. Государство и право. 1997. Ne 1.
  10. Ю.Борчашвили И. Ш. Уголовно правовые проблемы борьбы с преступлениями в сфере экологии. Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук (120 008) Академия МВД РФ. М., 1996.
  11. Ю. В. Конев А.А. Латентная преступность и правосознание. Учебное пособие МВД. Омск, 1986.
  12. О.П. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды. 11 В сб. Проблемы законности и прокурорского надзора в сфере экологии, НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. — М., 1999.
  13. В. Все как у людей. Нефть России. — 1996. — 9(23).
  14. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984, — № 4, — с. 32- 1988. — № 1. — с. 16- 1988.-№ 5.
  15. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 1.
  16. .В. Уголовная ответственность юридических лиц. С -Петербург. — 1998.
  17. A.M. Экологическая безопасность, экологическая криминология, экологический контроль. Экологическое право. — 1998. № 1. изд. Юрист. Васильева М. И. Судебная защита экологических прав. — М.: Центр экологической политики России, 1996.
  18. Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. — № 29. Ст. 781: 1980. — № 25. -Ст. 674,
  19. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, № 49, ст. 1821.
  20. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, № 14, ст. 397.
  21. Ю., Павлов А. Чтобы земной ландшафт не превратился в лунный. Нефть России 1996. — -No 2(17).
  22. А.Ю. Взаимодействие органов прокуратуры Российской Федерации и органов охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Российской Федерации по предупреждению экологических правонарушений. Изд. МНЭПУ. — М., 2000.
  23. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1972. — № 51. — Ст. 1270.
  24. Ведомости Верховного Совета РСФР. 1960. — № 40. — Ст. 856.
  25. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства. Ред. Ю. В. Винокурова. Пособие для природоохранных прокуроров. М. -МНЭПУ, 1999.
  26. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году». М., 1998.
  27. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году». М., 1999.
  28. Государственный стандарт РФ. Охрана окружающей природной среды, термины и определения основных понятий. Дата введения 2000 07 — 01. Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России. 1999, № 9 — 10.
  29. И. Энергетическая безопасность в сетях политической конъюнктуры. Нефтегазовая Вертикаль. — 1999, — № 10.
  30. И. Попутный газ нам не попутчик. Нефтегазовая вер шкал,. — № 15 (174), 2000.
  31. Д. Охрана окружающей среды в Венгерской Народной Республике. // В кн. Вклад стран членов СЭВ в охрану окружающей среды. — М., 1982.
  32. А. Природа без министра // Зеленый мир. 1996. № 28.
  33. Т.Д., Лыков О. П., Лыков F.B. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Изд. Нефть и газ. М., 1993.
  34. Гражданский кодекс РСФСР, 1918, № 35. ст. 473.
  35. О.Л., Жалинский А. Э. Причины экологической преступности. М., 1988.
  36. Дубовик O. J1. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ.- Спартак. М. Л 998.
  37. О.Л. Законодательство об охране природы и поведение личности. // В кн. Право и охрана природы. М., 1979.
  38. О.Л. Реформа особенной части уголовного законодательства и ответственность за экологические преступления. // В сб. Проблемы уголовно- правовой борьбы с преступностью. Акад. МВД РФ. — М., 1992.
  39. Данилов Данильян В. И. Экология — вчера, сегодня и.. Нефтегазовая вертикаль. — 1998. № 6.
  40. П.С. О смешанной форме вины в преступлениях совершаемых по неосторожности. // В сб. Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. М. 1982.
  41. П.С. Неосторожная преступность и ее общественная опасность в условиях ПТР. /У Проблемы борьбы с преступной неосторожностью в условиях научно-технической революции. Владивосток. — 1996. — С. 8 -10.
  42. В.И. Материалы Всероссийского совещания по борьбе с экологическими правонарушениями. М.26−27 мая 1996 г. Государство и право, 1997, № 1.
  43. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1922 г. „Об организации управления рыбным хозяйством страны“. // СУ РСФСР. 1922, — Ст. 780.
  44. В.Д. Ермаков, Э. Н. Желваков Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. НИИ института укрепления законности и правопорядка. Москва. — 1996,
  45. Еженедельник Советской юстиции. 1922. — .N» 18.
  46. И.П. Основные экологические требования к организации и строительству нефтяных и газовых скважин. Научно-технический журнал «Защита от коррозии и охрана окружающей среды». — М.- ВНИИОЭНГ,-1995., № 8−9.
  47. Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. -Белые альвы. 1996.
  48. Э.Н. Правовые проблемы охраны окружающей среды. ЗАО Бизнес — школа «Интел — Синтез». — 1998.
  49. Э.Н. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об охране природы. // В сб. Проблемы законности и прокурорского надзора в сфере экологии. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. — М., 1999.
  50. Э.Н., Суслова Н. В. Экологическая преступность в Российской Федерации в 1990 2000 гг. Уголовное право. — 2000., № 3.
  51. Ю.Г., Рубина Е. А. Новый подход к охране окружающей среды. // В сб. Проблемы законности и прокурорского надзора в сфере экологии. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. — М., 1999.
  52. Э.Н., Жаркова Ю. Г., Осипов Г. И., Рыжкова Т. А. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране водных объектов. -Методическое пособие НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. М., 1999.
  53. Э. Н. Рубина Е.А., Суслова Н. В. Роль прокурорского надзора в укреплении законности в сфере экологии. Бюллетень: «Использование и охрана природных ресурсов России». — 2000. — № 5.
  54. Ф. Опыт юридической статистики. // Ч. 41.
  55. Д., Рыбаков С. Плата за риск Нефтегазовая Вертикаль. 1999., № 1.58. «Использование и охрана природных ресурсов России», 1999, № 9−10.
  56. Н.Е. Основные черты нового Уголовного законодательства Франции. М., 1996.
  57. Н.Е. Уголовная ответственность юридических лиц во Франции: предпосылки возникновения и основные черты. // Вестник Московского университета. 1998., № 3.
  58. В.Н. Право и поведение. М., 1978.
  59. В.Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С. Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М., 1980.
  60. Ю.В. Нормы права как социальная информация. М. 1981.
  61. О.С. Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. Экология: политика, право. — М., 1976.
  62. С.Н. Имущественная ответственность за нарушения природоохранительного законодательства. Львов. — 1979.
  63. В. И. Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. // В кн. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  64. Т.Г. Правовое регулирование охраны окружающей среды регионов. Государство и право, 1994., № 7.
  65. А.Ж. Социальная физика или опыт исследования человеческих способностей. Киев. 1911.
  66. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М., 1997., под. ред. Боголюбова С.А.
  67. А. «Ответственность лесонарушителей». Советская юстиция, 1960. № 5.
  68. С.С. Нефть и криминал. Нефтегазовая Верти кат ь JSfe 2 (39). февраль 2000.
  69. Кожихов Г, Рыжкова Т., Бедный О. Формирование и расходование государственных экологических фондов: прокурорский надзор. Законность 1997. -№ 12.
  70. А. Суперпроект на пороге нового века. // Нефть России. 2000. -№ 9.
  71. А. Ответственность лесонарушителей. Советская юстиция, — 1960. № 5.
  72. Курс советского уголовного права Т.5.- М., 1971,
  73. Комментарий к УК РСФСР 1960. / Под ред. М. Д. Шаргородского и Н. А. Беляева. Л., 1962.
  74. В.В. Тенденции преступности, мировые, региональные Российские. -Государство и право. 1993., №- 5.
  75. А. Правовые аспекты финансового выживания предприятия. -Нефтегазовая Вертикаль. 1999, № 1.
  76. Личность и уважение к закону: социологический аспект. М., 1979.
  77. А.Е. Социалистическое правосознание и законность. М&bdquo- 1973.
  78. Р.С. Экологическое право Российской Федерации. Определения, схемы, комментарии. Учебное пособие. — М., 1996.
  79. Л., Седых А. Безопасность понятие экономическое. — Нефтегазовая Вертикаль. — 1998. № 5.
  80. Г. Д. Мировая энергетика: проблемы устойчивого развития. -Нефть и газ. М&bdquo- 1996.
  81. А. Не дать России «погрязнуть. Нефть России. — 1996. — 9(23). — С. 10.
  82. А. Обыкновенный апокалипсис. (Глас вопиющих экологов услышат, когда вокруг будет пустыня?). Нефть России. — 1996. — № 12 (26).
  83. Е.А., Ефимова Н. В. Ликвидация последствий загрязнения окружающей среды шламовыми отходами. Научно-технический журнал «Защита от коррозии и охрана окружающей среды». 1996., № 7.
  84. Г. А. Основы экологического страхования. Наука. — М. 1996.
  85. О. Прогнозы или мечты, Нефть России. — 2000., № 8.
  86. Нормативно правовое и инструктивно — методическое обеспечение природоохранной деятельности. — Сборник докладов и тезисов научно -практического семинара. — Изд. НИА — Природа. — М. 2000.
  87. А.М. Руководитель: размышления о стиле управления. М&bdquo- 1984.93.0йгензихт В. А. Воля и волеизъявление. // Очерки теории, философии и психологии права. Ду шанбе, 1983.
  88. Е.В. Уголовно правовые и криминологические аспекты проблемы борьбы с загрязнениями вод. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени К.Ю.Н., специальность 120 008. — Краснодар, 1997.
  89. A.M. Экологические преступления против мира и безопасности человечества. Государство и Право. 1994., № 7.
  90. A.M. Уголовно правовая борьба с экологическими преступлениями (теоретический и прикладной аспекты). — Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12 0008. — М., 1994.
  91. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства. / Пособие для природоохранных прокуроров. Под ред. Ю. В. Винокурова. -Издательство МНЭПУ. — М. — 1999.
  92. В.В. Проблемы уголовно правовой борьбы с преступностью. -Труды академии МВД РФ. — М&bdquo- 1992.
  93. Путин В. В Три ключа к решению проблемы. Нефтегазовая Вертикаль, 2000, № 1.
  94. Подготовка персонала газовой компании к действиям в чрезвычайных ситуациях. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. — 1992. -№ 9.
  95. Положение обязывает. Нефть Югры (Обь — Иртышская зона). -Региональное приложение № 3, к журналу Нефть и капитал.2000.
  96. А.А. Очистка грунта от пролитых нефти и нефтепродуктов. -Научно-технический журнал «Защита от коррозии и охрана окружающей среды». М.- ВНИИОЭНГ, — 1996. — № 8−9.
  97. С. Перпетуум мобиле законотворчества. — Нефтегазовая Вертикаль 2000.- № 11.- С. 11.
  98. А. Нефть: мифы и реальност ь. Нефть России. — 2000. № 8.
  99. Г. Методика исследования рецидива, начатого с неосторожных преступлений. Баку 1997.
  100. Л.Р. Личность преступника и проблема ценности. // В сб. Вопросы борьбы с преступностью. М. 1978, — Выпуск 29.
  101. В. И. Сердюк В.М. Экологические правонарушения. С -Петербург, 1998.
  102. Правовая охрана природы. / Советское государство и право. 1969.- № 5.
  103. Е.А. Экологическое обоснование развития системы природоохранных прокуратур. // В сб. Проблемы законности и прокурорского надзора в сфере экологии. М., 1999.
  104. О.Г., Панков В. Л. Расчет выбросов загрязняющих веществ на факельных установках. // Газовая промышленность. Январь, 1997.
  105. Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. Ось — 89.- М., 1999.
  106. Г. П. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. -Экзамен М&bdquo- 1999.
  107. В.В. Самосознание личности. М&bdquo- 1983. Селиванов Н. А., Скромников К. С. Расследование преступных загрязнений природной среды. Учебное пособие. — Изд. МНЭПУ. — М&bdquo- 1994.
  108. А. Дон-Кихоты ли экологи? Нефть России, 1996. — .Ns 9(23).
  109. А.И. Проблемы переселения северян топливно-энергетического комплекса. Кадры газовой промышленности 1996 г. — № 1 — 2.
  110. Ю., ШевченкоЮ. Урезать бурение погубить нефтяную отрасль. — Нефтегазовая Вертикаль. — 2000, № 4.
  111. А .Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность. // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. — М., 1996.
  112. А.Я. К вопросу о конструировании программы сохранения природной среды. // Проблемы экологии волжского бассейна и практика применения природоохранного законодательства: Материалы научно-практической конференции. Тверь. — 1994,
  113. Собрание законов СССР.- 1934, — № 58.- Ст. 436,
  114. Собрание узаконений РСФСР, 1917, № 6, ст. 93.
  115. Собрание узаконений РСФСР, 1919, № 21. ст.256
  116. Собрание узаконений РСФСР, 1920, № 66. ст.297
  117. И.М. Экологические преступления в новом УК РФ. Вестник Московского университета. — 1998, № 3.
  118. Уголовный кодекс Советских республик: Текст и постатейный комментарий / под ред. Канарского.- 1922.
  119. М. Тихие катастрофы государственной важности. Нефтегазовая Вертикаль. — 2000. — № 2 (39).
  120. Э. Уголовная социология. М., 1908.
  121. В. Нефтяная рокировка. Финансовые известия. — N® 74, от 17.11.98.
  122. К.Т., Ястребов В. В. Факторы способствующие преступлениям в области охраны труда. // В кн. Проблемы борьбы с преступлениями совершаемыми по неосторожности. Сборник статей. М., 1982.
  123. В. Газовая атака. Новые известия от 30 сентября 1999 г.
  124. Экологическое право. изд. Юрист. — 1998., № 1
  125. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. Под ред. О. С. Колбасова и Н. И. Краснова. Наука. — М., 1985.
  126. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. Наука. — М., 1985 г.
  127. С.И. Вред, причиняемый экологическими правонарушениями, и его возмещение. (Законодательное регулирование и правоприменительная практика). Автореферат на соискание ученой степени К.Ю.Н. — М., 1999.
  128. А.В. Материалы Всероссийского совещания по борьбе с экологическими правонарушениями. Москва 26−27 мая 1996 г. Государство и право. 1997. № 1.
  129. Яцкевич Б, А. Об итогах МПР России в 1999 г. и основные задачи на 2000. // Использование и охрана природных ресурсов России. Обзор средств массовой информации, 2000, № 3.
Заполнить форму текущей работой