Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка метода проектирования и способа изготовления трехмерного тканого каркаса лопатки вентилятора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка метода проектирования и изготовления трехмерного разнотолщинной тканого каркаса осуществлялась на базе преформы вентиляторной лопатки авиационного двигателя по техническому заданию Роспрома, в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002;2010 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современные способы изготовления трехмерных текстильных каркасов и их применение в композиционных изделиях
    • 1. 1. Применение композиционных материалов в современной технике
    • 1. 2. Преимущества использования композиционных материалов на текстильной основе в авиационной технике
  • 1.
  • Глоссарий основных терминов производства деталей из композиционных материалов
    • 1. 4. 0. бщая характеристика способов изготовления текстильных разнотолщинных преформ
    • 1. 5. Современные способы изготовления преформ лопаток вентилятора авиационных двигателей
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
    • 2. Аналитическое и экспериментальное исследование процесса формообразования трехмерных разнотолщинных тканых каркасов
    • 2. 1. Объект моделирования трехмерной формы разнотолщинного каркаса
    • 2. 2. Процесс формообразования пространственных структур многослойных тканых оболочек
    • 2. 3. Изучение и анализ геометрических структур трехмерных объемных тканых каркасов
    • 2. 4. Изготовление бесшовных цельнотканых объемных оболочек переменной кривизны
    • 2. 5. Разработка рациональной структуры трехмерного тканого каркаса лопатки вентилятора авиационного двигателя
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
    • 3. Разработка методов проектирования трехмерных разнотолщинных конструкций тканых каркасов
    • 3. 1. Обоснование и выбор методов проектирования трехмерных тканых конструкций
    • 3. 2. Проектирование трехмерных разнотолщинных каркасов на примере лопатки вентилятора авиационного двигателя
    • 3. 3. Влияние внутренней формы и внешней поверхности лопатки вентилятора на параметры проектирования армированного каркаса разнотолщинной тканой оболочки
  • ЗАРасчет параметров изготовления многослойных тканых каркасов переменной толщины и кривизны
    • 3. 5. Разработка метода автоматизированного проектирования трехмерного тканого каркаса лопатки вентилятора
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
    • 4. Разработка способов изготовления трехмерных тканых разнотолщинных каркасов переменной кривизны на примере изготовления преформы лопатки вентилятора авиационного двигателя
    • 4. 1. Разработка способов изготовления многослойных разнотолщинных каркасов лопатки вентилятора из ткани
    • 4. 1. 1. Разработка способа изготовления многослойного каркаса лопатки вентилятора из ткани с применением облегченного сердечника
    • 4. 1. 2. Разработка способа изготовления многослойного каркаса лопатки вентилятора из ткани с прошивкой
    • 4. 2. Разработка способов изготовления трехмерных разнотолщинных цельнотканых каркасов лопатки вентилятора
    • 4. 2. 1. Разработка способа изготовления трехмерной разнотолщинного цельнотканого каркаса лопатки вентилятора с переплетением лент по непрерывной зигзагообразной траектории
    • 4. 2. 1. Разработка способа изготовления трехмерной разнотолщинной цельнотканой оболочки лопатки вентилятора с зональным распределением лент различной ширины
    • 4. 3. Промышленная апробация методов проектирования и способов изготовления лопатки вентилятора
    • 4. 3. 1. Изготовление многослойной композиционной лопатки вентилятора методом выкладки
    • 4. 3. 2. Проведение неразрушающего контроля
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И
  • ВЫВОДЫ

Разработка метода проектирования и способа изготовления трехмерного тканого каркаса лопатки вентилятора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Декларируемая правительством инновационная стратегия развития России ставит перед текстильной и швейной промышленностями не только задачу проектирования предметов одежды высокого качества, но и разработки методов для создания принципиально новых технических конструкций из композиционных материалов для различных отраслей промышленности: авиационной, судостроительной, космической и др. Создание таких конструкций позволит существенно повысить прочность и надежность специализированных изделий в эксплуатации по сравнению с традиционно применяемыми металлами, а также избежать их коррозии, снизить вес и себестоимость.

Композиционные материалы позволяют создавать изделия и элементы конструкций с заданными свойствами, наиболее полно отвечающими характеру и условиям работы деталей и конструкций, в том числе летательных аппаратов. Поэтому разработка технологий, позволяющих заменить металлы на композиты, как более легкие и прочные материалы, стала приоритетным направлением в повышении качества изделий.

Изделие из композиционных материалов состоит из двух компонентов: текстильного армирующего каркаса и полимерного связующего. Текстильная оболочка армирующего каркаса наполнителя является важной составляющей изделий воспринимающей силовые нагрузки и от ее прочности во многом зависят эксплуатационные свойства изделия.

Особенностью специализированных трехмерных тканых каркасов является не только криволинейность и многослойность, но и разнотолщинность, что требует совершенствования существующих методов проектирования, технологических способов раскроя, укладки и прошивки слоев, а также разработки новых способов плетения и ткачества для создания трехмерных целыютканых структур без швов и вытачек, что обеспечивает их особую прочность.

Поэтому разработка и совершенствование методов проектирования трехмерных разнотолщинных многослойных и цельнотканых каркасов и технологий их изготовления является актуальной задачей и представляет теоретический и практический интерес при решении общей задачи создания космической и авиационной техники.

Разработка метода проектирования и изготовления трехмерного разнотолщинной тканого каркаса осуществлялась на базе преформы вентиляторной лопатки авиационного двигателя по техническому заданию Роспрома, в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002;2010 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 г. № 728. Работа выполнялась по тематическому плану НИР МГУДТ, 2006;2008 гг. комплексная тема: «Разработка методов проектирования бесшовных объемных оболочек», а также по договору МГУДТ и ОАО НИАТ № 2808 от 28 февраля 2008 года и хоздоговорной теме «Разработка схем армирования и технологий изготовления преформ для деталей двойной кривизны (лопатка вентилятора) и замкнутых оребренных конструкций» выполняемой по договору № 0706-Х от 06.09.2007 г. с ОАО НИАТ.

Целью работы является разработка методов проектирования и способов изготовления трехмерных разнотолщинных цельнотканых и многослойных каркасов из ткани на примере лопатки вентилятора авиационного двигателя.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

— анализ методов проектирования и способов изготовления трехмерных разнотолщинных цельнотканых и многослойных каркасов из ткани;

— разработка метода проектирования и способа изготовления трехмерных многослойных каркасов из ткани с учетом конструкторских и технологических факторов изготовления композиционных изделий;

— исследование структуры и процессов формообразования трехмерных разнотолщинных цельнотканых оболочек;

— разработка метода проектирования трехмерных цельнотканых каркасов с учетом геометрии строения объемных структурных ячеек;

— разработка методики определения геометрических параметров структуры и патрона переплетения трехмерного разнотолщинного цельнотканого каркаса;

— разработка способов изготовления трехмерных разнотолщинных цельнотканых каркасов на примере изготовления преформ вентиляторной лопатки авиационного двигателя;

— промышленная апробация разработанных методов проектирования и способов изготовления трехмерных армирующих тканых каркасов лопатки вентилятора.

Основные методы исследования. В работе использовались методы теоретического анализа, классификации, математического моделирования, положения аналитической, дифференциальной и численной геометрий, теории поверхностей, геометрии сетей. В работе использовались программы Microsoft Word, Microsoft Excel, AutoCAD, Adobe Photoshop, Internet Explorer, MathCAD, CorelDRAW, Unigraphics NX для операционной системы Windows Vista.

Научная новизна результатов диссертационной работы заключается в том, что:

— разработаны методы проектирования трехмерных многослойных разнотолщинных и цельнотканых каркасов с учетом геометрического строения их структур;

— обоснована целесообразность и доказана возможность изготовления трехмерных разнотолщинных цельнотканых каркасов методами плетения и ткачества;

— выявлены особенности структурного строения и раскрыт механизм формообразования трехмерных разнотолщинных цельнотканых каркасов.

— предложены рациональные цельнотканые структуры каркасов из лент разной ширины, переменной конфигурации и растяжимости;

— разработаны новые способы изготовления трехмерных разнотолщинных многослойных и цельнотканых каркасов, научная новизна которых подтверждена тремя патентами РФ: (№ 81 275, № 89 189, № 82 009).

Практическая значимость результатов работы заключается в: разработке метода проектирования трехмерных многослойных разнотолщинных каркасов из ткани с учетом конструкторских и технологических факторов: ориентации слоев по линии максимальных толщин, перегиба слоев и топографии рельефа формы оболочки;

— разработке способа изготовления многослойной преформы лопатки вентилятора с внутренним облегченным сердечником;

— разработке способа армирования облегченного сердечника из пенопласта и мениралокомпозита путем внедрения наружного слоя стеклоткани;

— разработке способа прошивки многослойных преформ зигзагообразными строчками с заходом строчек друг на друга;

— разработке метода автоматизированного расчета параметров патрона переплетения трехмерного разнотолщинного цельнотканого каркасаразработке способа изготовления бесшовного трехмерного разнотолщинного цельнотканого каркаса лопатки вентилятора с прокладыванием основы и утка по непрерывным зигзагообразным траекториям;

— разработке способа изготовления трехмерного цельнотканого каркаса лопатки с зональным распределением лент разной ширины.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформированных в диссертации, подтверждается согласованностью результатов теоретических и экспериментальных исследований, современными методами их решения, использованием известных положений фундаментальных наук и результатами промышленной апробации разработанных технологий. Достоверность новизны технического решения подтверждается тремя патентами на полезную модель и двумя патентами на изобретение.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на следующих конференциях и семинарах: научно-практических семинарах на ОАО Национальном институте авиационных технологийVITT Международной научно-методической конференции аспирантов и молодых ученых. МГУДТ, Москва, апрель 2007 г.- межвузовской научно-практической конференции «инновационные и наукоемкие технологии в легкой промышленности». МГУДТ, Москва, апрель 2008 г.- научно-практическом семинаре в корпорации Иркут с присутствием сотрудников ОКБ им. Туполева и ОКБ им. Яковлева.

Апробация результатов работы осуществлена на ОАО Национальном институте авиационных технологий, где были получены положительные отзывы.

Результаты и материалы исследования использованы в учебном процессе МГУДТ при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов специальности 28.08.00 «Технология швейных изделий».

Публикации. Основные результаты работы изложены в 12 работах, из них 3 в научных изданиях, включенных в список, утвержденный Высшей Аттестационной Комиссией, получены 3 патента на полезную модель.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 72 наименования и 4-х приложений. Работа изложена на 164 страницах машинописного текста, содержит 90 рисунков, 3 таблицы. Приложения представлены на 35 страницах.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Анализ современного уровня развития технологии производства композиционных изделий показал необходимость и перспективность дальнейшей разработки методов проектирования и способов изготовления трехмерных разнотолщинных тканевых и тканых каркасов.

2. Разработан метод проектирования трехмерных многослойных разнотолщинных каркасов переменной кривизны из тканей с учетом ориентации слоев по линии максимальных толщин и топографии рельефа оболочки, позволяющий более точно определить конфигурацию слоев и их количество.

3. Разработан способ изготовления многослойной преформы лопатки вентилятора с внутренним облегченным сердечником, перегибом слоев в комлевой части, позволяющий уменьшить вес, снизить материалоемкость изделия, стабилизировать технологические процессы сборки и пропитки с целью повышения качества изделия. Получено решение о выдаче патента РФ на изобретение от 29.10.09.

4. Разработан способ армирования облегченного сердечника из двух частей пенопласта и мениралокомпозита путем внедрения наружного слоя стеклоткани. Получен патент на полезную модель № 89 189 от 03.09.09 бюл.ЗЗ.

5. Разработан способ прошивки многослойных преформ зигзагообразной строчкой, позволяющий предотвратить появление сдвигов и расслаивания слоев ткани при технологической пропитке и эксплуатации изделий. Получен патент на полезную модель № 81 275 от 10.03.09.

6. Исследован процесс формообразования бесшовных разнотолщинных цельнотканых каркасов путем моделирования и экспериментального изготовления макетов лопатки вентилятора из лент, выявлены особенности геометрического строения их трехмерной тканой структуры, которая может быть охарактеризована двенадцатиреберными структурными ячейками.

7. Разработаны рациональные структуры тканых каркасов из лент разной ширины, переменной конфигурации и растяжимости, позволяющие за счет оптимального распределения лент основы и утка улучшить прочностные и технические характеристики изделия, а также повысить производительность труда по сравнению с изготовлением каркасов из нитей и волокон.

8. Разработан автоматизированный метод проектирования структуры и формы трехмерного разнотолщинного тканого каркаса, который позволяет при заданных геометрических параметрах нитей или лент (ширины и толщины) рассчитать патрон переплетения.

9. Разработан способ изготовления бесшовного трехмерного разнотолщинного цельнотканого каркаса лопатки вентилятора из лент с прокладыванием основы и утка по непрерывным зигзагообразным траекториям в сечениях каркаса, позволяющий повысить прочность структуры каркаса посредством исключения выводимых концов лент из переплетения. Получено решение о выдаче патента РФ на изобретение от 29.10.09.

10. Разработан способ изготовления объемной разнотолщинной цельнотканой лопатки с зональным распределением лент разной ширины, который упрощает и повышает эффективность производственного процесса, снижает его трудоемкость и позволяет изготавливать изделия больших размеров. Получен патент на полезную модель № 82 009 от 10.04.09 бюл. № 10.

11. Промышленная апробация результатов работы на ОАО Национальном институте авиационных технологий при изготовлении преформ лопатки вентилятора авиационного двигателя показала эффективность и перспективность внедрения текстильных и швейных технологий для формирования инновационных изделий из композиционных материалов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. М. Разработка метода проектирования и способа изготовления деталей одежды ткачеством: Дис. канд. техн. наук /МТИЛП М., 1989.
  2. Б.А. Бузов, Н. Д. Алыменкова, Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности. М.: изд. центр «Академия», 2004, 448с.
  3. Конструирование одежды с элементами САПР, под редакцией Е. Б. Кобляковой / Легпромбытиздат, М, 1988.
  4. Е.Б., Савостицкий A.B. и др. Основы конструирования одежды,—М. Легкая индустрия, 1980, 448 с.
  5. Е.М., Меликов Е. Х. Малооперационные и безотходное изготовление одежды ткачеством. — В кн.: Малооперационная и безотходная технология в легкой промышленности: Материалы семинара, М.:МНДТП, 1983, с.39−41
  6. Е.М., Меликов Е. Х. Применение тканых оболочек для изготовления одежды. Сообщение 2. Изв. Вузов. Технология легкой промышленности.1984, № 3, с74−75.
  7. Е.Х., Базаев Е. М., Андреева Е. Г., Курочкина Н. Л., Рой Ю.И. Технология изготовления одежды ткачеством // Швейная промышленность -1990.- № 5-с. 10−11
  8. Е. М. Геометрия формообразования структур тканевых и тканых оболочек// Дизайн и технологии 2008. — № 8 — с. 47−52.
  9. Е. М. Новые структуры тканых геом-оболочек// Дизайн и технологии. 2009. — № 11 — с. 44−47.
  10. И.В. Расчет оболочек и разверток одежды промышленного производства.— М. Легкая и пищевая промышленность, 1982,168 с.
  11. О.И. Разработка аналитических методов расчета и разверток деталей одежды: Дис. Канд. Техн. Наук/МТИЛП., 1984. — 205с.
  12. А.П. Совершенствование методов проектирования и технологии изготовления многослойных оболочек из тканей специального назначения: Дис. канд. техн. наук /МТИЛП М., 1987
  13. Рой Ю. И. Разработка методов проектирования и способов изготовления тканых оболочек специального значения: Дис. канд. техн. наук /МТИЛП — М., 1991.
  14. Е.М. Методы проектирования и формообразования оболочек из ткани и полимерных материалов: Реферат I, М., 1982. 36с.
  15. М. В. Анализ способов армирования оболочек из тканей: Реферат I, М., 1991. 32 с.
  16. Н.Л. Разработка способа изготовления тканых деталей одежды разноплотных структур: Дис. канд. техн. наук / МТИЛП М., 1989.
  17. Е. В. Теория и методы проектирования объемных бесшовных оболочек с триаксиальной и мультиаксиальной структурой. Дис. на соиск. учен, степ. докт. техн. наук. Рукопись. М., 2009. 216 с.
  18. Е.Г. Разработка конструкций и технологии изготовления детской одежды методом ткачества: Дис. канд. техн. наук /МТИЛП М., 1989.
  19. Е.Г. Основы проектирования одежды из эластичных материалов. М.-МГУДТ, 2004
  20. Ю.Н. Материаловедение. Конструкционные и функциональные волокнистые композиционные материалы. Томск, 2007, 139 с.
  21. О. «Технический текстиль отрасль века» — «Новые рынки», 2001 г.,№ 1, с.4−6.24. http ://www.minprom. gov.ru/expertise/meeting/archive/24/
  22. Кац Г. С. и Милевский Д. В. Наполнители для полимерных композиционных материалов. М., 1981, 437 с.
  23. Bogdanovich Alexander, Mungalov Dmitri. Recent Advancements in manufacturing 3-D braided preforms and composites. / SAMPE Journal, Vol. 37, No. 3, May/June 2002.
  24. Brian N. Cox, Gerry Flanagan Handbook of Analytical Methods for Textile Composites. NASA Contractor Report 4750. March 1997
  25. R.T. Brown and E.C. Crow, Jr., «Automatic Through-The-Thickness® Braiding,» Proc. of the 37th Int. SAMPE Symposium and Exhibition, March 1992, Vol. 37, p. 832.
  26. A.P.Singh Sawhey. Apparel Weawing // A New Concept. Textile Industries -1972 № 12 — p.50−56.
  27. T.D. Kostar and T.-W. Chou, «Braided Structures,» in 3-D Textile Reinforcements in Composite Materials, A. Miravete (ed.), Woodhead Publ. Ltd, Cambridge, England, 1999, p. 240.
  28. Mohamed Mansour H., Bogdanovich Alexander E., C., Singletary James N., Lienhart R. Bradley. A new generation of 3D woven fabric performs and composites32. http://www.grc.nasa.gov/WWW/RT/RT2000/7000/7180carney.html
  29. Harte A.M.- Fleck, N.A.- and Ashby, M.F.: Sandwich Panel Design Using Aluminum Alloy Foam. Adv. Eng. Mat., vol. 2, no. 4, 2000, p. 222.
  30. H.H. Геометрическое моделирование. M., 2002. — 472 с.
  31. Патент РФ B64 °F 5/00 Поддубский В.А.- Шатланов М.И.- Стаханов В.И.- Пургин О. П. Способ изготовления композиционных лопастей воздушного винта № 2 058 250 от 19.03.92
  32. Patent В32 В 7/00 J.W. Baldwin, В.К. Grasias. Лопатка вентилятора с тканым сердечником. US 5 279 892. от 18.01.94 г.
  33. Патент B64 °F 5/00 Сухоросов Ю.Л.- Шмелев Ю.К.- Шебанов В.В.- Гавриков И.В.- Филиппов А. И. Способ изготовления цельнопластиковых композиционных лопастей РФ 1 827 982 от 30.09.1997
  34. Патент F04D 29/38 Дубовцев В.М.- Майоров В.Б.- Остапенко А. Д. Композиционная лопатка компрессора. РФ 2 006 591 от 01.30.1994 г
  35. Patent В29С 70/24 C.J. Rojer Champenois, L.J. Pierre David. Лопатка турбореактивного двигателя из композиционного материала. US 5 672 417 от 28.03.1996.
  36. Г. Д., Смирнов Л. Е. Геодезия и топография. М.: изд. центр «Академия», 2005, 199с.
  37. Отчет НИР. Разработка схем армирования и технологии изготовления преформ для деталей двойной кривизны (лопатка вентилятора) и замкнутых оребренных конструкций Этап 1. М.: НИАТ, 2007.
  38. Отчет ВИР. Изготовление и разработка конструкции и технологии изготовления широкохордных лопаток вентилятора для двухконтурного двигателя из полимерных композиционных материалов. Этап 4. — М.: НИАТ, 2006.
  39. Отчет НИР. Разработка оптимального раскроя и механизации прошивки пакетов ткани. Заключительный. -М.: МТИЛП, 1987. 192 с.
  40. Отчет НИР. Разработка схем армирования и механизированных средств раскроя, окантовки и прошивки многослойных оболочек из композиционных и теплоизоляционных материалов. Раздел I. -М.: МТИЛП, 1987.
  41. Отчет НИР. Разработка схем армирования и механизированных средств раскроя, окантовки и прошивки многослойных оболочек из композиционных и теплоизоляционных материалов. Раздел I. М.: МТИЛП, 1988.
  42. Отчет НИР. Разработка схем армирования и механизированных средств раскроя, окантовки и прошивки многослойных оболочек из композиционных и теплоизоляционных материалов. Раздел I. -М.: МТИЛП, 1989.
  43. Научно технический отчет. Исследование и разработка конкурентоспособных конструкций и технологий изготовления деталей перспективных ТРДД из ПКМ. Промежуточный. Этап 1. М.: НИАТ, 2007.
  44. Научно технический отчет. Разработка технологии и оборудования для изготовления перспективных интегральных конструкций из КМ методом пропитки под давлением (ЯТМ-технология). Промежуточный. Этап 1. — М.: НИАТ, 2007.
  45. Научно технический отчет. Разработка технологии и оборудования для изготовления перспективных интегральных конструкций из КМ методом пропитки под давлением (ЯТМ-те х н о л о ги я). Промежуточный. Этап 2. М.: НИАТ, 2007
  46. Научно технический отчет. Разработка технологии и оборудования для изготовления перспективных интегральных конструкций из КМ методом пропитки под давлением (ДТМ-технология). Промежуточный. Этап 3. — М.: НИАТ, 2008
  47. Научно технический отчет. Исследование и разработка конкурентоспособных конструкций и технологий изготовления деталей перспективных ТРДД из ПКМ. Промежуточный. Этап 2. М.: НИАТ, 2008.
  48. Научно технический отчет. Разработка технологии и оборудования для изготовления перспективных интегральных конструкций из КМ методомпропитки под давлением (ДТМ-технология). Промежуточный. Этап 4. М.: НИАТ, 2008
  49. Научно технический отчет. Исследование и разработка конкурентоспособных конструкций и технологий изготовления деталей перспективных ТРДД из ПКМ. Заключительный. Этап 3. М.: НИАТ, 2009.58. http:/www.geae.coпl/spotlight/ge90record.html
  50. Конструирование узлов и деталей из композиционных материалов: учеб. пособие / В. А. Захаров. М.: МАИ, 1992. — 64 с.
  51. Перевод ЦИАМ № 2104, «Лопатки водушных винтов и лопатки вентиляторов ТРДД, изготовленные из стекло- и углеармированных пластиков».
  52. Перевод ЦИАМ № 2514, «Технология изготовления композитных низкотемпературных узлов и деталей ТРДД».
  53. О.С. Сироткин, В. И. Гришин, В. Б. Литвинов. Проектирование, расчет и технология соединений авиационной техники. М.: Машиностроение, 2006, 530с.
  54. А. В. Деревянко, В. А. Журавлев, В. В. Зикеев и др. Основы проектирования турбин авиадвигателей. М.: Машиностроение, 1988, 356с.
  55. М. М. Масленников, Ю. Н. Шальман. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1975, 332с.
  56. Технологичность авиационных конструкций, пути повышения. Часть1: Учебное пособие /. И. М. Колганов, П. В. Дубровский, А. Н. Архипов — Ульяновск: УлГТУ, 2003. 148 е., ил.
  57. В.И. Коррозия и защита лопаток газовых турбин. Л.: Машиностроение, 1987
  58. Научно технический отчет. Исследование и разработка конкурентоспособных конструкций и технологий изготовления деталей перспективных ТРДД из ПКМ. Промежуточный. Этап 1. М. :НИАТ, 2004, 203 с.
  59. Научно технический отчет. Исследование и разработка конкурентоспособных конструкций и технологий изготовления деталей перспективных ТРДД из ПКМ. Этап 2. М/.НИАТ, 2004, 201 с.
  60. Кей С. Хорстманн, Гари Корнелл. Java 2. Библиотека профессионала, том 1. Основы Core Java—М.: «Вильяме», 2008. 816 с.
  61. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование способа геометрического замера вентиляторных лопаток ТРДД»., М.: МИСИС, 2008.71. http://www.avias.eom/news/2005/08/l 8/94 077.html72. http ://www. avid.ru/products/civil/pc-90a/
Заполнить форму текущей работой