На обширных степных пространствах Предкавказья, протянувшихся на сотни километров между Азовским и Каспийским морями (рис. 1), вот уже более ста лет ведутся археологические исследования, посвященные изучению памятников эпохи бронзы. Результаты многочисленных экспедиций стали основой для сотен научных публикаций и ряда монографий по археологии этого региона. Однако малая численность и плохая сохранность остеологических материалов, обусловленные значительной древностью погребений, стали причинами сравнительно небольшого количества публикаций по палеоантропологии населения эпохи бронзы азово-каспийских степей.
Волгоградская область ^^.
Ростовская область.
Республика Калмыкия.
Ставропольский край.
Рис. 1. Современное административное деление изучаемой территории.
Целью настоящей работы является изучение процесса формирования антропологического состава населения эпохи бронзы в степях юга Восточной Европы на основе использования максимального количества краниологических материалов, накопленных на протяжении последних семидесяти лет, современной периодизации древностей этого региона и новых методов антропологических исследований. гг.
1. Краткий очерк истории археологических исследований.
В рамках данной работы нет необходимости останавливаться на подробном изложении обширной археологической историографии, посвященной памятникам эпохи бронзы степной полосы юга Восточной Европы, и имеющей, без преувеличения, вековую историю. Мы обозначим лишь её основные вехи.
В самом начале XX века в результате раскопок курганов Восточной Украины были впервые отмечены три варианта погребений эпохи бронзы восточноевропейский степей: в ямах, катакомбах и срубах [Городцов, 1905]. На их основе в дальнейшем были выделены ямная, катакомбная и срубная археологические культуры, которые, как предполагалось, последовательно сменяли друг друга [Городцов, 1907], в том числе и в пределах азово-каспийских степей Предкавказья. Раскопки знаменитого Майкопского кургана в последние годы XIX века под руководством Н. И. Веселовского положили начало изучению северокавказских памятников бронзового века.
В скором времени был предложен единый термин «северокавказская культура» для майкопских, новосвободненских и других памятников эпохи бронзы Северного Кавказа [Городцов, 1910]. Однако в 30-х гг. XX в. культурная и хронологическая однородность бронзового века Северного Кавказа была подвергнута сомнению, появились первые попытки периодизации древностей этого региона [см. подробнее: Сафронов, 1983]. Позднёе майкопские и новосвободненские памятники были причислены к эпохе ранней бронзы, с уточнением большей древности майкопского этапа, и только погребения эпохи средней бронзы получили название северокавказской культуры. При этом северокавказские памятники в Прикубанье и катакомбные погребения азово-каспийской степной зоны воспринимались как различные культуры, но территориально смежные и синхронные. Кроме того, было высказано принципиальное соображение о нецелесообразности построения линейных схем развития древних культур в виде последовательных рядов [Йессен, 1950].
В изучении катакомбной культуры 30-е годы XX в. также принесли много открытий, публикация которых растянулась до конца 40-х годов. Так, по результатам раскопок на реке Западный Маныч (левый приток Дона, Ростовская обл.) в доно-волжском междуречье был зафиксирован особый вариант катакомбной культуры, многие особенности которого нашли прямые аналогии в синхронных памятниках Северного Кавказа [Артамонов, 1949]. Впервые к югу от низовьев Дона были найдены искусственно деформированные черепа [Артамонов, 1937], ранее известные только по более северным памятникам катакомбной культуры бассейна Северского Донца [Городцов, 1916].
К середине 50-х гг. на основе массива данных о территориальных особенностях преимущественно керамического комплекса катакомбная археологическая культура была разделена на шесть крупных локальных групп. Среди них особое место занимал «волго-манычский» вариант катакомбной культуры, расположенный между нижним течением р. Волги и р. Восточный Маныч в Калмыкии [Попова, 1955]. Тот же вариант носил название и «предкавказской катакомбной культуры», особенности которой во многом были обусловлены тесными контактами с населением северокавказской культуры. Наконец, окончательно была отвергнута простая схема последовательной смены ямной и катакомбной культур [Иерусалимская, 1958].
Почти в то же время были тщательно определены основные черты, территория распространения, хронология и периодизация памятников северокавказской культуры [Марковин, 1960]. Однако стоит отметить, что споры о правомерности её выделения растянулись на долгие годы и продолжаются до сих пор [Николаева, 1983; Ростунов, 2007]. Тем не менее, термин закрепился за памятниками Северного Кавказа эпохи средней бронзы. Происхождение последних было связано с майкопскими древностями при значительном влиянии степных племен. Один из локальных вариантов северокавказской культуры — западный или прикубанский — непосредственно соседствовал с более северной степной катакомбной культурой, что обусловило смешанный катакомбно-северокавказский характер памятников на позднем этапе [Марковин, 1960].
Раскопки 60-х гг. в Калмыкии значительно увеличили объем источников по древнейшей истории интересующего нас региона. Все памятники эпохи бронзы авторы раскопок — И. В. Синицын и У. Э. Эрдниев — отнесли только к двум археологическим культурам: ямной и катакомбной, подчеркивая их различный этнокультурный состав. Непродолжительное сосуществование на одной территории представителей двух совершенно разных культур предопределило, как считалось, появление памятников смешанного типа, выделенных в отдельную ямно-катакомбную культурную группу. Кроме того, была отмечена несомненная связь катакомбной культуры Калмыкии с Северным Кавказом [Синицын, Эрдниев, 1963, 1966, 1987].
Позднее, на материале раскопок 60-х гг., В. А. Сафронов построил хронологическую схему памятников эпохи бронзы Калмыкии, состоящую из семи сменявших друг друга погребальных групп: I — ямнаяIIсеверокавказскаяIII — ямно-катакомбная или позднеямнаяIV — группа вытянутых костяков в катакомбах или позднесеверокавказская, где представлены смешанные катакомбно-северокавказские чертыV и VIпредкавказская катакомбная, причем VI группа более поздняя, испытывающая незначительное влияние срубной культуры Нижнего ПоволжьяVII — срубная. По тому же принципу были выстроены хронологические группы памятников Северного Кавказа [Сафронов, 1974].
Тогда же в соседнем регионе — в Нижнем Подонье — впервые была выделена ранняя группа погребений в катакомбах, предшествующая появлению здесь донецкой катакомбной культуры и синхронная ямным комплексам [Кияшко, 1974]. Преддонецкие катакомбы были впоследствии объединены в так называемую приазовскую раннекатакомбную культуру на обширной территории от Нижнего Поднепровья до Прикубанья [Николаева,.
Сафронов, 1981]. Однако недостаточная доказательная база вызвала закономерные сомнения отдельных исследователей, настаивавших лишь на выделении особого культурного типа ранних катакомб донецко-нижнедонского региона, но не самостоятельной раннекатакомбной культуры [Смирнов, 1996].
В конце 80-х гг. на базе новых материалов из раскопок в Краснодарском крае была разработана подробная периодизация древностей бассейна Кубани и прилегающих территорий от энеолита до среднебронзового века. В эпоху ранней бронзы в регионе по-прежнему фиксируются два основных этапа — майкопский и новосвободненский, при этом выделяется периферийная степная группа позднемайкопских памятников (высказывалось предположение о наличии в степи в это время немногочисленной, но постоянной майкопской или родственной ей культурной группы с Северного Кавказа, на смену которой пришла ямная культура). Эпоха средней бронзы представлена двумя синхронными и тесно взаимодействующими друг с другом археологическими культурами: северокавказской и катакомбной. Ранние северокавказские погребения распространяются далеко в степь через Ставропольский край до Калмыкии, но на втором этапе происходит сокращение степного ареала северокавказцев из-за давления с севера или с северо-запада представителей предкавказской катакомбной культуры. Переходные III и IV группы памятников, выделенные прежде В. А. Сафроновым, были объединены в общий раннекатакомбный горизонт, представленный синкретичной погребальной традицией на основе катакомбной конструкции могилы при сохранении ориентировки и инвентаря, характерных для предшествующих групп населения ямной культуры [Трифонов, 1991].
По результатам раскопок 80-х гг. в урочище Клады в Адыгее было высказано аргументированное мнение о принципиальных различиях между майкопскими и новосвобоненскими памятниками Северного Кавказа. Аналогии новосвобоненским каменным погребальным конструкциям были найдены в археологических культурах энеолита Центральной и Северной.
Европы [Резепкин, 1991]. Однако оппонентами такой точки зрения используется термин «майкопско-новосвободненская общность» как синоним майкопской археологической культуры: на основе керамического материала поселений новосвободненские памятники трактуются как своеобразный по погребальному обряду, но, тем не менее, вариант той же майкопской культуры [Кореневский, 2004].
Наконец, к концу XX в. была описана не менее сложная карта археологических культур периода ранней и средней бронзы в степях, примыкающих к северо-западному побережью Каспийского моря. Здесь на степных водоразделах были зафиксированы редкие, но самые северные майкопские курганы эпохи ранней бронзы, в низовьях Волги уже не встречающиеся. Одновременно с ними, но на более широкой территории, формируется новая погребальная традиция, характерная для раннего этапа ямной культуры. Начав с довольно небольшого ареала, носители ямной культуры освоили широкие пространства Северо-Западного Прикаспия, оставив после себя сотни курганов, что говорит о продолжительном и постоянном проживании значительных групп населения. В начале эпохи средней бронзы культурная карта региона становится мозаичной. Южные и центральные районы оказываются в зоне распространения ранней северокавказской культуры, чересполосно с которой, но на более ограниченной территории, располагаются памятники раннекатакомбной культуры. В то же время зафиксировано появление первых погребений восточноманычской катакомбной культуры1. На северных и южных окраинах еще сохраняются позднеямные погребальные традиции. Однако новые группы населения в своем большинстве были, вероятно, немногочисленны, и очередное масштабное и долговременное освоение региона связывается исключительно с восточноманычской катакомбной культурой [Шишлина, 1992, 2007]. Восточный вариант предкавказской или волго-манычскои катакомбной культуры.
В результате распада катакомбных культур от Днепра до Нижней Волги и Северного Кавказа в конце эпохи средней бронзы сформировался целый блок посткатакомбных культурных образований, одним из вариантов которого в степном Предкавказье стала лолинская культура [Мимоход, 2005]. Первоначально дискуссионная проблема культурной атрибуции погребальных комплексов, предшествующих ранним срубным погребениям эпохи поздней бронзы в Калмыкии [Мимоход, 2002], была решена в пользу выделения на их основе особой финально-катакомбной археологической культуры, получившей название лолинской [Мимоход, 2004]. В этот период прослеживается изживание погребальных традиций эпохи средней бронзы, открытость для инноваций при сохранении, однако, достаточно очевидных черт предшествующей восточноманычской катакомбной культуры [Мимоход, 2003, 2007].
Археологические памятники срубной культуры интересующего нас региона, представляющего собой ее южную окраину, довольно редки. К примеру, на территории республики Калмыкия среди всех исследованных погребений эпохи бронзы срубные составили лишь 6% [Очир-Горяева, 2008], чем и обусловлено отсутствие заметных работ, посвященных этапу поздней бронзы азово-каспийской степи.
Итак, постепенное увеличение источниковой базы привело к пониманию того, что взаимодействие археологических культур эпохи бронзы на территории степного пояса юга Восточной Европы оказалось гораздо более сложным, чем считалось ранее: была отвергнута идея последовательной смены культур, стало очевидным чересполосное существование различных погребальных традиций. Границы распространения майкопской и северокавказской археологических культур, прежде локализуемых преимущественно на Северном Кавказе, были продвинуты далеко на север в калмыцкие степи. Из синкретичного ямно-катакомбного пласта было выделено несколько культурных групп, в том числе новая раннекатакомбная культура.
Среди памятников рубежа средней и поздней бронзы совсем недавно выделена лолинская культура — одна из числа посткатакобмных.
2. История палеоантропологических исследований.
Первым, кто обратился к изучению палеоантропологии эпохи бронзы Восточной Европы, был Г. Ф. Дебец [1936]. Все немногочисленные в то время черепа из погребений, расположенных на территории Средней и Нижней Волги, были отнесены им к протоевропеоидному антропологическому типу. Сходство ямных и срубных долихокранных черепов, позволило предположить наличие генетической связи между ними. Аналогии брахикранным черепам катакомбной культуры левого берега Нижней Волги были найдены в краниологической выборке из синхронных погребений Одесского кургана в Северном Причерноморье. Последний факт был использован в качестве аргумента в пользу того, что население катакомбной культуры является пришлым, в отличие от представителей ямной и срубной культур [Дебец, 1936, 1948].
Изучение столь же малочисленных краниологических материалов ВолгоДонской археологической экспедиции позволило Л. Г. Вуич поставить под сомнение выводы Г. Ф. Дебеца, так как брахикранные черепа были обнаружены и в ямных, и в срубных погребениях, а среди черепов катакомбной культуры встречены и долихокранные, один из которых был причислен к средиземноморскому европеоидному типу [Вуич, 1958].
Что касается азово-каспийских степей, то долгое время единственной публикацией, посвященной палеоантропологическим материалам эпохи бронзы этого региона, была статья В. В. Гинзбурга [1949], содержавшая лишь описание костяков из раскопок М. И. Артамонова, проведенных в 30-х гг. XX в. на берегах р. Западный Маныч Ростовской области.
Позднее, в работах Б. В. Фирштейн [1967, 1974] появились данные об отдельных черепах с территории Калмыкии и прилегающих районов.
Ростовской области. Мезобрахикранию черепов эпохи ранней бронзы Нижнего Дона автор связала с влиянием ранненеолитического населения Украины, изученного И. И. Гохманом [1966]. Кроме того, было отмечено сходство мезокранных черепов из катакомбных погребений калмыцких курганов с опубликованными ранее В. В. Гинзбургом [1949] манычскими черепами того же времени, хотя для первых характерен более узкий лицевой отдел. Особенностью краниологической выборки срубной культуры Нижнего Дона оказалось значительное количество долихокранных форм черепной коробки.
Результаты изучения очень представительной краниологической серии, полученной в результате многолетней работы экспедиции под руководством И. В. Синицына и У. Э. Эрдниева в Калмыкии в 60-х годах, были опубликованы А. В. Шевченко [1974].
Антропологический материал А. В. Шевченко разделил первоначально на три группы: ямную, катакомбную и ямно-катакомбную, согласно определениям культурной принадлежности, сделанным авторами раскопок [Синицын, Эрдниев, 1966]. В результате все серии получились очень неоднородными. Тем не менее, были выявлены отчетливые различия между ямным и катакомбным краниологическими типами. Отмечена яркая особенность катакомбной выборки: высокая частота искусственной кольцевой или лобно-затылочной деформации черепной коробки. На основе промежуточного положения ямно-катакомбной серии был сделан вывод о ее метисном происхождении. Специфичность морфологии катакомбной группы черепов косвенно подтвердила мнение авторов раскопок об отсутствии генетической преемственности между ямной и катакомбной археологическими культурами [Шевченко, 1974].
Затем краниологический материал был разделен A.B. Шевченко на шесть групп в соответствии с периодизацией В. А. Сафронова [Сафронов, 1974], кроме VII группы срубных погребений, черепов из которой в Калмыкии найдено не было. В результате был отмечен уникальный набор признаков в I ямной группе, которая отличалась от известных на тот момент ямных краниологических серий Северного Причерноморья [Зиневич, 1967; Зиневич, Круц 1968; Круц, 1972; Кондукторова, 1973] значительными широтными размерами и, как следствие, выраженной брахикранией. Черепной указатель еще более увеличивался в III ямно-катакомбной или позднеямной группе, что объяснялось влиянием представителей катакомбной культуры. В целом III группа заняла промежуточное положение между I ямной и V катакомбной, что снова было истолковано как показатель метисного происхождения. Особенностями северокавказских групп (II и IV) стали также значительные широтные размеры и сильное выступание носа. В связи с этим особенности представителей ямной культуры Калмыкии А. В. Шевченко объяснил их возможным смешением с северокавказским населением. Катакомбные группы (V и VI), будучи наиболее однородными, радикально отличались от более ранних групп узкой, длинной и высокой черепной коробкой, среднешироким, средневысоким и мезогнатным лицом при сильно выступающем носе и очень низких орбитах [Шевченко, 1974].
В дальнейшем A.B. Шевченко более подробно проанализировал краниологические серии Калмыкии, дополнив их материалами из астраханского правобережья Волги и других районов междуречья Волги и Дона [Шевченко, 1980, 1986]. Им были опубликованы только средние измерительные данные, характерные для каждой краниологической группы, выделенной согласно схеме В. А. Сафронова.
По мнению A.B. Шевченко, I ямная группа Калмыкии из 30 мужских и 4 женских черепов проявила значительную изменчивость по ряду метрических признаков. Это послужило основанием для выделения внутри нее двух краниологических типов — А и В, различия между которыми были названы существенными не только по древнеямному, но и по общемировому масштабу. Черепа с мозаичным набором признаков, близкие по размерам черепной коробки к типу А, а по лицевым — к типу В, были объединены в самостоятельный тип С. Причину подобной антропологической неоднородности автор видел в том, что население бассейна Восточного.
Маныча в эпоху ранней бронзы не являлось генетически замкнутой популяцией. В результате сравнительного анализа было выявлено сходство краниологического типа, А с автохтонным неолитическим населением Приазовья, Надпорожья и Подоньяа происхождение типа В связано с восточными ареалами ямной культуры. Относительно происхождения типа С в качестве равноправных версий были предложены два варианта: либо метисация типов, А и В, либо участие в формировании антропологического состава ямной культуры Калмыкии населения, представленного могильником Средний Стог-Ii [Шевченко, 1986].
Серия черепов ямной культуры из соседнего района — астраханского правобережья Волги (могильники Кривой Луки) охарактеризована A.B. Шевченко [Там же] как близкая к краниологической выборке из ямных курганов Калмыкии, но несколько более массивная. Автор подчеркнул особенность населения ямной культуры Северо-Западного Прикаспия в целом — брахикранию, в то время как все используемые им для сравнения серии были как минимум умеренно долихокранные. Северокавказская группа II, составленная из шести черепов, оказалась не сильно отличающейся от древнеямной, однако необходимо отметить, что в эту и без того небольшую выборку попали ямный и раннекатакомбный черепа, культурная принадлежность которых была более точно установлена в последние годы [Н.И. Шишлина, устн. сообщ.].
Синкретичные по В. А. Сафронову группы III и IV — позднеямного или ямно-катакомбного и позднесеверокавказского ¦ или северокавказско-катакомбного облика — имели столь же синкретичный набор краниометрических признаков, что позволило A.B. Шевченко отвергнуть идею их генетической преемственности с хронологически более ранними группами. В катакомбной группе V среди недеформированных черепов (18 мужских и 4 женских) им было выделено два локальных варианта единого резко долихокранного типа, совершенно нового в этом регионе, а также представленные несколькими черепами мезои брахикранные типы.
Происхождение долихокранных узколицых черепов из катакомбных погребений A.B. Шевченко связал с краниологическими сериями культуры шнуровой керамики с территории Польши. Среди деформированных черепов катакомбной культуры (11 мужских и 15 женских) была выделена группа, соответствующая ямному краниологическому типу А, представители которой, по мнению автора, были потомками древнеямного населения. В целом же серия характеризовалась как антропологически крайне пестрая, вследствие сложного и длительного формирования населения катакомбной культуры.
Наконец, в VI группу A.B. Шевченко объединил три мужских черепа, один из которых отнесен им к древнему грацильному варианту уральской расы, не встречавшемуся ранее в степи, но распространенному в лесной и лесостепной полосе. Последнее утверждение использовано как косвенный аргумент в пользу версии В. А. Сафронова о влиянии срубной культуры на катакомбную [Шевченко, 1986].
Кроме того, A.B. Шевченко были опубликованы индивидуальные измерения двух черепов представителей майкопской и новосвободненской культур из могильников Калмыкии [Там же], а также еще один новосвободненский череп из могильника Клады в Адыгее [Шевченко, 1983].
Краниологические материалы эпохи ранней и средней бронзы Чограйских могильников Ставропольского края (южный берег Чограйского водохранилища), собранные экспедицией Института Археологии АН в 19 771 979 гг., были исследованы Г. П. Романовой [1991]. Ей отмечено очевидное морфологическое сходство ставропольской выборки ямной культуры с синхронными сериями Калмыкии, основанное на значительных широтных размерах мозгового и лицевого отделов черепаподвергнут аргументированной критике метод выделения нескольких краниологических типов, использованный A.B. Шевченко при изучении черепов эпохи ранней и средней бронзы Калмыкиисерия катакомбной культуры охарактеризована как морфологически близкая ямной, однако обладающая меньшими широтными размерами черепа, что расценено как результат метисации с более южным населением Северного Кавказа.
В последние годы вышли в свет работы A.A. Хохлова с предварительными результатами изучения черепов эпох ранней и средней бронзы из могильников Калмыкии [Хохлов, 19 996, 2001]- статья, посвященная черепу майкопской культуры из могильника Манджикины-I [Хохлов, 2002]- а также специальное исследование краниологических особенностей носителей ямной культуры Калмыкии [Хохлов, 2006].
По мнению A.A. Хохлова [2006], новые ямные черепа из могильников Прикаспийской низменности и Южных Ергеней морфологически сходны между собой: суби гипербрахикранные гиперморфные, относительно низколицые, как и серия ямных черепов Восточного Маныча, опубликованная А. В. Шевченко [1986]. По результатам канонического анализа этот специфический набор признаков ярко отличает ямную серию Калмыкии от других известных краниологических групп ямной культуры Восточной Европы. A.A. Хохлов пришел к выводу, что в эпоху ранней бронзы в СевероЗападном Прикаспии и Нижнем Поволжье существовал особый очаг расогенеза, что привело к формированию здесь брахикранного, широколицего и относительно низколицего краниологического комплекса, отличающего представителей ямной культуры Калмыкии. Возможную причину такого своеобразия автор видит в генетической преемственности «ямников» Калмыкии и носителей хвалынской культуры из энеолитического могильника Хлопков Бугор в Нижнем Поволжье, а также в вероятном влиянии какого-то особого антропологического компонента, еще не обнаруженного среди древнего населения юга Восточной Европы [Хохлов, 2006].
Предварительный характер носило сообщение о палеоантропологических материалах майкопского времени из Центрального Предкавказья [Герасимова, Пежемский, Яблонский, 2002], нашедшее продолжение в специальной статье [Герасимова, Пежемский, Яблонский, 2007], где были опубликованы подробные описания и измерения новых черепов майкопской культуры, найденных во время раскопок последних лет. Авторы отмечают неоднородный состав майкопской серии, отражающей, в целом, восточносредиземноморский краниологический комплекс. Последний резко контрастирует с распространенным в Восточной Европе протоевропеоидным набором признаков, характерным для носителей ямной культуры. Авторы не исключают возможность участия переднеазиатских элементов в формировании населения майкопской культуры, при этом тенденция последних к гиперморфии объясняется влиянием древнего населения степной полосы.
Т.И.Алексеева исследовала коллекцию из четырех черепов представителей майкопско-новосвободненской общности, обнаруженных при раскопках курганов в Северной Осетии и близ г. Кисловодска. Черепа были отнесены к средиземноморской ветви южноевропеоидной расы, ближайшие аналогии этому физическому типу выявлены среди населения энеолита-бронзы Закавказья, Ирана и Месопотамии [Алексеева, 2004].
Нами была проанализирована краниологическая выборка майкопской культуры, полученная с учетом найденных в фондах МАЭ РАН и опубликованных ранее черепов: вывод о большой вероятности переднеазиатского происхождения носителей майкопской культуры получил дополнительное подтверждение [Казарницкий, 2010].
В последнее время появились работы, посвященные антропологическим особенностям представителей лолинской культуры Ставрополья и Калмыкии, обоснование выделения которой было сформулировано сравнительно недавно [Мимоход, 2005]. М. М. Герасимова и А. А. Калмыков [2007] впервые опубликовали индивидуальные измерения 7 мужских черепов из лолинских погребений Ставропольского края со следующей суммарной краниологической характеристикой: очень длинная и узкая, резко долихокранная черепная коробка, широкий лоб, средневысокое и широкое лицо, резко профилированное в горизонтальной плоскости, сильно выступающий нос, низкие и широкие орбиты. Признавая морфологическое сходство черепов лолинской и предшествующей восточноманычской катакомбной культур, авторы отмечают наличие данного краниологического комплекса в высокостатусных погребениях финала средней и начала поздней бронзы на очень обширной территории от степей Нижнего Дона до лесостепи Средней Волги.
Недавняя работа А. А. Хохлова и Р. А. Мимохода [2009] посвящена анализу антропологических особенностей представителей двух посткатакобмных археологических культур: бабинской и лолинской, а также криволукской культурной группы, сформировавшихся в ареале распавшейся катакомбной культурно-исторической общности. В том числе опубликованы краниометрические данные 6 мужских и 4 женских черепов из лолинских погребений. Используя методы многомерной статистики и индивидуальной диагностики при сравнении лолинской мужской серии с краниологическими выборками эпохи бронзы Северного Причерноморья, Подонья, Поволжья, Предкавказья и Закавказья авторы приходят к мнению об антропологической преемственности между носителями восточноманычской катакомбной и лолинской культур при наличии генетической связи последних с населением эпохи бронзы восточного Кавказа. Кроме того, в работе впервые опубликованы индивидуальные данные нескольких черепов срубной культуры Калмыкии.
Отдельные аспекты палеоэкологии населения эпохи бронзы Прикубанья, Ингушетии и Восточного Маныча были отражены в статьях А. П. Бужиловой, М. В. Добровольской и М. Б. Медниковой [Бужилова, 2005; Добровольская, 2005; Медникова, 2006].
Итак, со времени выхода в свет последних работ A.B. Шевченко по палеоантропологии эпохи бронзы юга Восточной Европы прошло уже более двадцати лет. В свете новых археологических открытий периодизация памятников эпохи бронзы этого региона претерпела ряд изменений. На стыке эпох ранней и средней, средней и поздней бронзы выделены новые археологические культуры, а немногочисленные работы, посвященные антропологической характеристике их носителей, обозначили значительный интерес к этой теме. В антропологических исследованиях в последние два десятилетия получили широкое распространение новые краниологические методики, широко используются методы многомерной статистики для обработки массового материала.
В Архиве Отдела антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург) сегодня хранятся измерительные данные о черепах носителей эпохи бронзы, полученных в ходе масштабных экспедиций Института Археологи РАН, Государственного Исторического Музея и Калмыцкого Государственного Университета, проводившихся на территории Калмыкии 80-х годах прошлого века. Эта краниологическая коллекция была измерена A.B. Шевченко, но, к сожалению, так и не стала объектом дальнейшего изучения, и лишь небольшую ее часть удалось сохранить в археологической лаборатории Калмыцкого Института гуманитарных исследований РАН (Элиста). Большая же часть черепов из этой серии утрачена.
Учитывая все перечисленные обстоятельства, назрела необходимость пересмотреть некоторые аспекты палеоантропологии древнего населения юга Восточной Европы с учетом новых методов, новой периодизации и «новых старых» материалов, что и стало целью настоящей работы.
Материал и методика.
В рамках изучения палеоантропологии эпохи бронзы азово-каепийеких степей Восточной Европы автором впервые исследовано по краниометрической и/или краниоскопической программам 608 черепов, по остеометрической методике — 69 посткраниальных скелетов, а также обработаны неопубликованные измерительные данные около 300 черепов.
Краниометрия.
Проанализированы неопубликованные индивидуальные измерительные данные" 317 черепов из курганных могильников эпохи бронзы азово-каспийской степной полосы (преимущественно измерения А. В. Шевченко, хранящиеся в фондах Отдела антропологии МАЭ РАН).
Могильники Калмыкии: Восточный Маныч (Чограй), правый и левый берег, курганные группы I, II, IIIЧограйский, курганные группы III, IV, V, VI, VIIIКанал Волга-Чограй (КВЧ), курганные группы 37, 53, 56, 239- АрхаринскийБалкинБольшой ЦарынГува IIДжангарДюкерЕргенинскийЗаханатаЗергентаЗунда-ТолгаИджил IIИки-ЗегистаКермен-ТолгаЛолинский: Улан-ТолгаУлан-ЗухаУтта-ПривольныйХар-ЗухаХар-Нуурин-ТолгаЦаган-НурЦаган-Усн, курганные группы III, IV, V, VII, VIII, XШолмун-ТолгаЭвдыкЭвдык IЭлистинскийЯшкульЯшкуль I.
Могильники Астраханской области: Кривая Лука II, III, IV, VII, VIII, IX, XI — XVIII, XXI — XXIV, XXVII, XXVIII, XXXIV, XXXV.
Могильники Волгоградской области: ЗаливскийКрепинский.
Могильники Ростовской области: АлитубВеселовскаяНовочеркасскийРостовскийСпорныйСухая Термиста IIШахаевскаяЯсырев I, II, III.
В рамках исследования затылочно-теменной деформации черепной коробки автором измерено 236 черепов. Кроме линейных размеров преимущественно черепной коробки и отчасти лицевого отдела [Алексеев,.
2 Измерения проведены по стандартной краниометрической программе [Алексеев, Дебец, 1964].
Дебец, 1964] использованы проекционные размеры и индексы формы и высоты затылочной области черепа, полученные при помощи проектометра И. И. Гохмана [подробнее описание методики и прибора см.: Беневоленская, 1976; Беневоленская, Громов, 1997]. т-ч 3.
В качестве сравнительных материалов измерены следующие серии мужских черепов из фондов Отдела антропологии МАЭ РАН (в скобках — номер коллекции): коренное население Аляски (колл. №№ 5022, 5023) — несториане Средней Азии XII—XIII вв. (колл. №№ 176, 188, 5559) — зороастрийцы Средней Азии XI1-XIII вв. (колл. №№ 5712, 5787, 6419) серия из средневекового могильника Шулюк-Тепе (колл. №№ 7275) — узбеки совр. (колл. №№ 5428, 5485, 5555, 5557) — осетины совр. (колл. №№ 4757, 4755, 4759, 4762, 4763, 4764, 4765) — казахи XVI—XVII вв. (колл. №№ 6470) — ингуши совр. (колл. №№ 4754, 4755, 4756).
При статистической обработке краниометрических данных для внутригруппового анализа использованы метод главных компонент и кластеризация. В число признаков, задействованных в анализе, по возможности включались наиболее таксономически важные линейные и угловые размеры, характеризующие лицевой и мозговой отделы черепа. Определение достоверности повышенной изменчивости признаков проводилось с помощью критерия Фишера. Для оценки различий между выборками использовался, как правило, непараметрический критерий Уилкоксона-Манна-Уитни (U-test) и, если позволяла численность, параметрический критерий Стьюдента (t-test). Для сравнения групп всякий раз использовался максимально возможный набор краниометрических показателей вне зависимости от числа измерительных данных о каждом черепе в серии. При межгрупповом сопоставлении применялся канонический анализ с.
3 Использован также ряд измерений Ю. Д. Беневоленской, В. П. Алексеева, О. Исмагулова и A.B. Громова. использованием усредненной внутригрупповой корреляционной матрицы [Дерябин, 1983].
Учитывая известные критические замечания по поводу распространенного употребления термина «статистическая достоверность» [Зорин, 2000], считаем необходимым подчеркнуть, что данный термин в дальнейшем используется исключительно как синоним «статистической значимости», в том числе и в тех случаях, когда прилагательное «статистическая» опускается.
Специально отметим, что различия в наборе признаков, по которым проводился факторный анализ, обусловлены несколькими обстоятельствами. Во-первых, это плохая сохранность материала: в каждом конкретном случае использовались преимущественно те признаки, по которым имелась максимальная информация. Во-вторых, это рекомендации В. Е. Дерябина [2005], согласно которым для более достоверного результата число признаков, по которым проводится многомерный анализ, должно быть меньше количества сравниваемых групп. В-третьих, в связи предыдущим замечанием, чаще использовались признаки с повышенной вариабельностью для выявления основных направлений внутригрупповой изменчивости.
Краниоскопия.
По краниоскопической программе автором впервые изучены 372 черепа из могильников эпохи ранней и средней бронзы, таюке расположенных в степной зоне между Азовским и Каспийским морями. Исследованные черепа хранятся в фондах Кабинета физической антропологии ЮНЦ РАН — ЮФУ (Ростов-на-Дону), Отдела антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург), КИГИ РАН (Элиста), ВолГУ (Волгоград),.
Могильники Калмыкии: Восточный Маныч (Чограй), правый и левый берег, курганные группы I, II, IIIМалые Дербеты IIЧограйский VКВЧ-56- ЕргенинскийТемрта IЦаган-НурЭвдык. Астраханская область: Кривая Лука III, VIII, XI, XIV — XVII, XXI, XXII, XXVII, XXVIII, XXXIV, XXXV.
Могильники Волгоградской области: Абганерово III, VАксай IПерегрузное IПервомайский I, VII, VIIIБарановкаЖелтухиноАвилоский.
IIКрасновский IКачалиноОрешкинДмитриевкаСкворинБердияМайоровскийКондрашиНедоступовоСолянкаПавловскийХлебный.
Могильники Ростовской области: АрбузовНовыйКобяковскийДолгийУпраздно-Кагальницкий IКастырский II, V, VI, VIIIПробуждениеЛивенцовский V, VIIСеменкинКамышеватыйДарьяДарагановскийАглицкий I, IIКаменный IIПлоский 1- Федосеевка IIНово-Палестинский IIЗолотые Горки II, VБерданосовкаБожковка IМокрый Волчек IРебриковский IIРестумов IIРощаДюнная 1- Мокро-Чалтырьский карьерЧерный IIЗакатный IIВоротилов IЗасальский IIЦентральный VIГрушевскийТЭЦУчасток 16- Романовский IIКриволиманский IIIКировский I, Калиновский курганМало-МартыновскийЦарскийПрогрессПодгорненский IIIБлижнероссошский IЛагутникиВаловый IНижнеманычскийОтрадныйПустошкин IIIДонскойКамышевскийТаврия IIЕриковский IДубовский IОктябрьский IIМухин I, IIСеверо-восточныйНайденовскийЧепрак IVМосква IКутейники IIОрловский IКрасногоровка IIIВертолетное полеЕдуш IIБессергеновский IIIОзерский IIIСеребряковкаКерчикПоляковУ локаторовДругой IЛаповский IЗаречный IМалая Каменка VIБережной VIХавалы IIРебричанский IIВшивый VНовый Егорлык XIVМанычскийЧастые курганыРеконструктор IVСалок I.
На черепах фиксировались шесть краниоскопических признаков: затылочный индекс (ЗИ), частота клиновидно-верхнечелюстного шва (КВШ), частота заднескулового шва (ЗСШ), частота подглазничного узора типа II (ПГУ II), индекс поперечного небного шва (ИПНШ), частота надглазничных отверстий (НО) [Козинцев, 1988; Kozintsev, 1992; Томашевич, 1988]. Для ЗИ, ЗСШ, ПГУ II, ИПНШ и, НО данные суммированы без учета пола, для КВШ вычислялись полусуммы мужских и женских значений. С целью стабилизации дисперсии частоты признаков преобразовывались в радианы. Для их статистической обработки применялся анализ главных компонент.
Остеометрия.
По стандартной остеометрнческой методике [Алексеев, 1966] измерены посткраниальные скелеты 69 индивидов из погребений эпохи ранней, средней и поздней бронзы, хранящиеся в фондах Отдела антропологии МАЭ РАН (г. Санкт-Петербург), Государственного Исторического Музея (г. Москва), Волгоградского государственного университета (г. Волгоград) и Археологической лаборатории Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста).
Могшъники Калмыкии: Восточный Маныч (Чограй), левый берег (колл. № 6699, МАЭ), Малые Дербеты II, Яшкуль, Эвдык I, Цаган-Нур.
Могильники Ростовской области: Темрта I, Песчаный V, Сухая Термиста I.
Могильники Волгоградской области: Быково, Верхнепогромное, Сидоры, Средняя Ахтуба, Степан Разин и 15-й поселок (колл. № 6524, МАЭ), Аксай, одиночный курган Водянского городища.
Могшъники Астраханской области: Старица (колл. № 6534, МАЭ).
Для вычисления длины тела использовалась формула М. Троттера и Г. Глезера, рекомендованная для высокорослого населения [Алексеев, 1966. С. 248], в связи с известной долихоморфностью жителей степной полосы Евразии в эпоху бронзы [Медникова, 1998. С. 36]. Вес тела вычислялся по формуле В. В. Бунака [Мамонова, 1986. С. 24]. Для оценки различий между сериями использовался непараметрический критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.
Все статистические процедуры реализованы при помощи пакета программ STATISTICA 6.0 и оригинальных программ Б. А. Козинцева и A.B. Громова.
Результаты исследования Ю. Д. Беневоленской представляются нам особенно важными, так как в случае искусственной затылочно-теменной деформации наибольшее давление приходится именно на верхнюю часть затылочной чешуи, которая на брахикранных черепах, таким образом, изначально имеет более «удобную» для подобного воздействия форму. При этом следы легкой затылочно-теменной деформации относительно более длинных или в целом более крупных черепов в дальнейшем могут исчезнуть в результате интенсивных ростовых процессов. Это подтверждается этнографическими данными: деформация в современных или близких к современности краниологических сериях узбеков, казахов, ингушей и осетин является, по всей видимости, результатом тугого пеленания в деревянной люльке (рис. 53), в которой младенец находился большую часть дня [Калоев, 2004]. Следовательно, уплощенность формировалась лишь на первом году жизни под воздействием колыбельной стенки, соприкасающейся с теменем и затылком. Вне колыбели деформирующее влияние исчезало, и в процессе роста ребенка затылочно-теменная деформация имела возможность исчезнуть.
Рис. 53. Деревянная колыбель осетин, ингушей, казахов, узбеков.
Таким образом, исходя из результатов нашего исследования и опираясь на закономерности развития дорсальной части черепа, выявленные Ю. Д. Беневоленской, мы можем констатировать, что искусственная затылочно-теменная деформация черепов ямной и раннекатакомбной культур южной Калмыкии не может быть причиной их высокого черепного указателя. Более частая встречаемость деформации на брахикранных черепах, чем на мезокранных, объясняется тем, что первые в силу особенностей строения затылочной части свода были сильнее подвержены деформирующему влиянию (вероятнее всего колыбельному), которое не исключено и для последних, однако исчезает в период интенсивного роста.
Глава III.
Краниоскопия населения азово-каспийских степей в эпохи ранней и средней бронзы.
Данные краниоскопии крайне важны как дополнительный и независимый источник информации об антропологических особенностях населения, по сей день представленного небольшими, по сравнению с более поздними эпохами, краниологическими сериями, к тому же медленно пополняющимися, что делает тем более необходимым их изучение с использованием различных методик.
По системе краниоскопических признаков исследованы черепа из подкурганных погребений ямной культуры эпохи ранней бронзы и катакомбной культуры эпохи средней бронзы Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей и республики Калмыкия. Таким образом, ареал памятников занимает значительную часть азово-каспийских, нижнедонских и нижневолжских степей (рис. 54 и 55).
Рнс. 54. Ареал памятников ямной культуры эпохи ранней бронзы Ростовской области (А), Калмыкии и Астраханской области (В).
Рис. 55. Ареал памятников катакомбной культуры эпохи средней бронзы Ростовской области, правый берег Дона (А), Ростовской области, левый берег Дона (В), Калмыкии © и Волгоградской области (Б).
Общая численность выборки -372 мужских и женских черепа. Серии сформированы по культурному и территориальному принципу, а также с учетом наличия искусственной деформации головы, распространенной среди носителей катакомбной культуры.
Величины затылочного индекса в большинстве групп находятся в пределах значений, характерных для европеоидных серий, за исключением выборки с искусственной деформацией из катакомбных погребений Ростовской области, в которой ЗИ превышает 25% и попадает в монголоидный интервал (табл. 60). Сравнительно высокий процент ЗИ отмечен также в серии черепов с искусственной деформацией из катакомбных погребений Волгоградской области. Уместно предположить здесь влияние значительной кольцевой или лобно-затылочной деформации. Однако в обеих выборках катакомбной культуры Калмыкии вне зависимости от деформации затылочный индекс одинаково небольшой, при этом в группе с деформацией он даже наименьший. Затылочный индекс ямников Ростовской области, недеформированных катакомбников Волгоградской и Ростовской областей и катакомбников с искусственной деформацией из Калмыкии составляет 10−11%. Среди ямников и недеформированных катакомбников Калмыкии и Астраханской области ЗИ несколько выше — 1314%. Если не учитывать катакомбные группы с искусственной деформацией, то полярные значения ЗИ фигурируют в ямных сериях: от минимального в западной (10%) до максимального в восточной (14%). Соответственно к западному «полюсу» значений ЗИ тяготеют недеформированные катакомбники Ростовской и Волгоградской областей, а также катакомбники с деформацией из Калмыкии, к восточному «полюсу» — серия недеформированных черепов из катакомбных погребений Калмыкии.
Заключение
.
1. Краниологические особенности носителей майкопской археологической культуры Северного Кавказа не находят аналогий среди территориально и хронологически близких групп населения. Свойственный представителям майкопской культуры морфологический комплекс южных европеоидов имеет, вероятно, переднеазиатское происхождение и достоверно зафиксирован в калмыцких степях Прикаспия. Последний факт свидетельствует о том, что перед нами не просто результат культурного влияния на местное степное население, но доказательство присутствия в эпоху ранней бронзы на территории Калмыкии и самих носителей майкопских традиций, не связанных своим происхождением с субстратным населением ямной культуры.
2. Получил подтверждение вывод A.B. Шевченко [1974, 1986] о том, что черепа ямной культуры Калмыкии и Астраханской области отличаются от всех известных краниологических серий ямной культурно-исторической общности благодаря значительным широтным размерам мозгового и лицевого отделов. По всей видимости, такой морфологический комплекс имеет автохтонное энеолитическое происхождение. Обнаружена довольно жесткая связь между морфологическими характеристиками женских черепов и географической локализацией их погребений, чего в мужской выборке не наблюдается. Значительное преобладание мужских костяков над женскими, свидетельствует о приоритете подкурганного погребения именно мужчин. Кроме того, если объединенная мужская серия южной Калмыкии и северозападной части Астраханской области достаточно гомогенна, то в аналогичной женской серии своеобразие демонстрируют черепа женщин из астраханских могильников Кривой Луки, что обусловлено меньшими широтными и большими продольными размерами черепа при более сильной горизонтальной профилированности лица на верхнем уровне. Наблюдаемая разница между мужской и женской частями единой палеопопуляции ямной культуры исследуемого региона может, вероятно, объясняться спецификой брачных отношений и тендерными различиями погребальных традиций.
3. Затылочно-теменная деформация черепов ямной и раннекатакомбной культур южной Калмыкии не является причиной их высокого черепного указателя и чаще фиксируется на более грацильных и брахикранных черепах в силу изначально большей предрасположенности такой формы черепной коробки к подобному деформирующему влиянию. На более длинных мезокранных черепах деформация нивелируется сравнительно более интенсивными ростовыми процессами.
4. Представители раннекатакомбной культуры Калмыкии характеризуются теми же краниологическими особенностями, что и носители ямной культуры этого региона, что позволяет уверенно говорить о прямой генетической преемственности между ними. Несмотря на появление новой погребальной традиции, заметных изменений в морфологии черепов не отмечено.
5. Черепа из ямно-катакомбной группы погребений, сочетающих, традиции двух различных эпох ранней и средней бронзы, характеризуются столь же эклектичным сочетанием морфологических характеристик, свойственных населению как ямной, так и восточноманычской катакомбной культур. Происхождение данной группы представляется уместным объяснить долгим периодом сосуществования на одной территории ямной и катакомбной культур, что и стало причиной не только культурного, но и генетического смешения.
6. Краниологические серии катакомбной культуры Калмыкии, Ростовской области и южной части Волгоградской области оказались неоднородны по своему составу. Во всех сериях удалось выделить преимущественно две морфологические составляющие: субстратную, характеризующуюся большими широтными параметрами черепа и распространенную в предыдущую эпоху, и наряду с ней новую, более лептоморфную. Причем отмечена следующая географическая закономерность: чем южнее происхождение краниологической выборки, тем больше в ней встречается черепов с новым морфологическим комплексом, что послужило поводом для выдвижения гипотезы о диффузной миграции с юга. Та же географическая закономерность отмечена в распространении искусственной деформации черепов, которая является одной из отличительных особенностей катакомбной культуры: в наиболее южных чограйских могильниках зафиксирован максимальный процент деформированных черепов, и чем дальше на север и ближе к Дону, тем он ниже.
7. Нижнее течение Дона является северной границей распространения нового лептоморфного краниологического комплекса эпохи средней бронзы. Этот факт, выявленный на основе изучения краниометрических данных, получил подтверждение и в результате краниоскопического исследования: население правого северного берега Дона отличается от синхронного населения левого южного берега значительно более высокими частотами подглазничного узора второго типа. ПТУ II дифференцирует европеоидов в меридиональном направлении [Козинцев, 1988] и в данном случае демонстрирует различное происхождение правои левобережной популяций, а также высокую вероятность южного происхождения последней.
8. Искусственная кольцевая или лобно-затылочная деформация черепов катакомбной культуры оказывает очевидное влияние не только на форму черепной коробки, но и на ряд лицевых параметров (высота глазниц и носа, угол выступания носа, назомалярный угол и, вероятно, другие), что необходимо учитывать при сравнении краниологических серий с деформацией подобного рода и без нее.
9. Отмеченная на черепах катакомбной культуры тенденция к уменьшению черепного указателя и к более лептоморфному строению в целом продолжается и в финале средней, и в период поздней бронзы, о чем свидетельствуют черепа из погребений лолинской и срубной культур. Все они характеризуются исключительно долихокранной формой черепной коробки и более узким клиногнатным лицом. Низколицый и брахикранный морфологический комплекс, распространенный в раннюю бронзу и известный в эпоху средней бронзы, по материалам лолинской и срубной культур уже не известен.
10. Сходство краниометрических параметров серии лолинской культуры с выборками срубной культуры южной части Волгоградской области, северной Калмыкии и, в особенности, северо-запада Астраханской области (могильники Кривой Луки) служат достаточным основанием для утверждения об участии носителей лолинской культуры в формировании населения срубной культуры восточной части азово-каспийской степи.
11. Появление среди населения эпохи средней бронзы новых краниологических особенностей сопровождается и изменениями в параметрах посткраниального скелета: по сравнению с эпохой ранней бронзы у представителей катакомбной культуры уменьшаются продольные размеры и толщина диафизов длинных костей. При этом новые остеометрические характеристики остаются почти неизменными вплоть до конца эпохи бронзы, несмотря на климатические колебания и смену культурных и погребальных традиций.
Таким образом, ключевым аспектом формирования антропологического состава азово-каспийских степей в эпоху бронзы является постепенное, начиная с периода средней бронзы, проникновение переселенцев с более южных территорий, имеющих лептоморфные черепа и менее крупный посткраниальный скелет, которые смешивались с коренным населением этого региона, характеризующимся значительными широтными размерами черепа и массивностью скелета в целом, вплоть до полной смены последнего к началу эпохи поздней бронзы. Возможно, появление новой погребальной традиции в курганах раннекатакомбной культуры является первым этапом этого масштабного переселения, не фиксируемого в немногочисленной пока раннекатакомбной краниологической серии — как известно, антропологические изменения всегда протекают медленнее, чем этнические и культурные [Бунак, 1956]. Несмотря на то, что исследуемый регион имеет сложную и пеструю археологическую историю, изменения физического облика его жителей укладываются в единый вектор относительно медленного вытеснения местного населения новым, имеющим южное происхождение. Следует особо подчеркнуть, что речь идет не о масштабных миграциях значительных по размерам человеческих коллективов, а о постепенном, диффузном проникновении переселенцев, растянувшемся на сотни лет.