История взаимоотношений государства и буддийской церкви в СССР/России: 1969-1990-е гг
![Диссертация: История взаимоотношений государства и буддийской церкви в СССР/России: 1969-1990-е гг](https://westud.ru/work/2522923/cover.png)
Диссертация
Государство добилось полного контроля над Центральным духовным управлением буддистов и его руководством, вынудив беспрекословно следовать своим основополагающим решениям. В целях формирования определенного имиджа советского государства необходимо было сохранять видимость цельности, благополучия буддийской церкви, поддерживать авторитет ее руководителей и добиваться создания видимости соблюдения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Государственно-церковная политика СССР в отношении буддийской конфессии в 1969 — начале 1980-х гг
- 1. 1. Основные аспекты законодательных отношений государства и буддийской церкви
- 1. 2. Взаимоотношения партийных органов и государственных учреждений с буддийской церковью
- Глава II. Буддийская церковь в условиях трансформации российского общества в конце 1980-х — 1990-е гг
- 2. 1. Формирование государственно-церковных отношений в условиях «перестройки»
- 2. 2. Международная деятельность Центрального духовного управления буддистов СССР/России и Буддийской традиционной сангхи РФ
- 2. 3. Буддийская церковь в социокультурном пространстве современного российского общества
Список литературы
- Опубликованные документы
- Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет: 1917−1931. М.: Гаиз, 1932.825 с.
- О религии и церкви: Сб. документов. М.: Политиздат, 1965. — 128 с.
- Законодательство о религиозных культах: Сб. мат-лов и документов. -М., 1971.-99 с.
- О религии и церкви: Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1981. — 368 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и испр. М.: Политиздат, 1972. — Т. 9 — 527 е.- - Т. 10. -1972.-535 е.--Т. 11.- 1978.-551 е.--Т. 12.- 1978.-606 е.--Т. 13.1981. — 654 е.- - Т. 14. — 1982. — 542 с.
- Бурятская областная организация КПСС: Хроника: В 2 кн. Улан-Удэ, 1987. — Кн. 1. — 272 е.- Кн. 2.-180 с.
- Религия и закон: Конституц.-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религ. орг.: Сб. правовых актов с коммент. / Ин-т религии и права- Сост. и авт. коммент. А. О. Протопопов. -М., 1996.-112 с.
- Материалы Всебурятского съезда по консолидации и духовному возрождению нации (22−24 февраля 1991 г.). Улан-Удэ, 1996. — 274 с.
- Материалы Первого съезда народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1997.-112 с.
- Архив Совета по делам религиозных культов при СМ СССР (1957−1963). М., 1998. — 140 с. — (Архивно-информационный бюл. Сер. 1. Справочно-информационные материалы / Государственная архивная служба РФ. -Прил. к: Исторический архив- № 17).
- Культурное строительство в Бурятской АССР (1917−1981 гг.): Документы и мат-лы. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1983. — 536 с.
- Из истории религиозных конфессий Бурятии, XX век: Сб. док. / Ком. по делам архивов Респ. Бурятия, Нац. архив Респ. Бурятия- Редкол.: Л. Я. Баранникова, Ю.П. Шагдуров- Сост. С. Г. Аюшеева и др. Улан-Удэ, 2001. 260 е., ил. — Имен, указ.: С. 257−260.
- Байкальский регион: правовое поле этнополитической ситуации (19 922 001) / Авт.-сост. Ю. Н. Пинигина. М. — Иркутск: Изд-во «Наталис», 2002.-311 с. 2. Периодическая печать1. Газеты
- Правда", 1968−1990 гг. «Правда Бурятии», 1966−1999 гг. «Молодежь Бурятии», 1985−1998 гг. «Информполис», 1995−2000 гг. «Аргументы и факты», 1994−2000 гг. «Российская газета», 1992−1998 гг.
- Журналы «Антирелигиозник», 1930−1939 гг. «Наука и религия», 1960−1995 гг. «Буддизм в России», 1995−1998 гг. «Буддизм», 1991−1996 гг. «Восток», 1995−2000 гг. «Коммунист», 1985−1990 гг. «Легшед», 2001−2006 гг.
- Священный Байкал", 1992−1995 гг. «Buddhists for Peace», 1985−1995 гг. UNPO news, 1996−1999 гг.
- Архивные документы и материалы
- Центр хранения современной документации (ЦХСД) -ф. 4, оп. 28, д. 1377- ф. 4, оп. 29, д. 265- ф. 4, оп. 35, д. 1, 5, 6, 18, 84, 188, 192, 200- ф. 4, оп. 84, д. 99- ф. 4, оп. 88, д. 1085- ф. 5, оп. 89, д. 82- ф. 5, оп. 90, д. 128.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) -ф. 6991, оп. 3- on. 1, д. 1745- оп. 6, дд. 1, 903, 1327, 1721, 1760, 1853, 2287, 2295, 2517, 2681, 2682, 2760, 2909, 3168.
- Российский государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург
- Текущий архив Центрального Духовного Управления Буддистов1. СССР/России
- Материалы за 1975−1995 гг.
- Личный архив В. М. Митыпова Материалы за 1985−1996 гг.
- Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1989. — 150 с.
- Abaev N., Mitypov V. Topical Problems of Today and the Buddhist Way to Peace // Buddhists for Peace. № 4. — 1988. — P. 63−67.
- Абаева Jl.JI. Модернистские тенденции в современном буддизме / Л. Л. Абаева. Улан-Удэ, 1988. — С. 80−95.
- Абаева Л.Л. Религии в этнокультурной традиции народов Центральной Азии / Л. Л. Абаева // Россия и Восток: взгляд из Сибири в конце столетия: Мат-лы и тез. докл. к междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 24−27 мая 2000 г. Иркутск, 2000. — Т. 2. — С. 93−96.
- Абаева Л.Л. Система образования в буддийских монастырях Бурятии / Л. Л. Абаева, Д. Тугутова // Буддизм в России. 1995. — № 23.
- Абаева Л.Л. Традиция и модернизация в истории ламаизма / Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская // Религии мира. История и современность. М, 1983. -С. 129−149.
- Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: взаимоотношения советского государства и религии / В. А. Алексеев. М.: Политиздат, 1991. — 398 с.
- Алексеев В.А. Постперестройка: несвободная совесть? (Интервью, беседы с религ. деятелями, ст. о пробл. свободы совести и церковно-гос. отношениях в России) / В. Алексеев. М.: Изд. центр «Россия молодая», 1992.-62 е.: ил.
- Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда / А. И. Андреев. Улан-Удэ: Агентство ЭкоАрт, 1991. — 126 с.
- Андреева А.П. Буддизм в Саянах: История и современность / А. И. Андреева. Улан-Удэ: Агентство ЭкоАрт, 2004. — 128 с.
- Андреева О.В. Критика англо-американской буржуазной историографии современного положения религии и церкви в СССР: Автореф. дис. .канд. ист. наук/О.В. Андреева. М., 1987.- 17 с.
- Атарханова А. Происхождение и реакционная сущность ламаизма / А. Атарханова // Некоторые вопросы научного атеизма. Улан-Удэ, 1952. -С. 52−68.
- Атеизм и религия в Бурятии / Сост. М. Г. Брянский. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986. — 80 с.
- Атеизм и религия в духовной жизни советского общества / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, Ин-т науч. атеизма- Отв. ред. Ф. Г. Овсиенко. -М.: АОН, 1990. 188 с.
- Атеизм и религия в современной борьбе идей. Киев: Ордена Трудового Красного Знамени изд-во полит, лит-ры Украины, 1975. — 491 с.
- Бадмаев А.А. Буддийские дацаны и буряты: Прошлое и настоящее / А. А. Бадмаев // Сибирь в панораме тысячелетий: Мат-лы междунар. симп. -Новосибирск, 1998.-Ч. 2.-С. 36−41.
- Базаржапов В.Б. Хамбо лама Чойнзон Доржи Иролтуев / В. Б. Базаржапов, Е. С. Митыпова // Выдающиеся бурятские деятели (XVII -нач. XX в.). Улан-Удэ, 2001. — Вып. 2, ч. 2. — С. 53−56.
- Базаров Б.В. Духовенство Бурятии в период репрессий / Б. В. Базаров // Буддизм: Информ. бюл. 1996. — № 3.
- Базаров Б.В. Общественные течения ламаизма и судьба буддийской конфессии / Б. В. Базаров // Цыбиковские чтения-6: Проблемы истории и культуры монгольских народов: Тез. докл. и сообщ. Улан-Удэ, 1993. -С. 67−68.
- Базаров Б.В. Дело Максима Шулукшина или очерк политической борьбы в послевоенные годы. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. — 56 с.
- Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии: Ист.-этногр. очерки / Э. П. Бакаева. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 127 е.: ил.
- Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М, 1979. — 324 с.
- Баторов Б.Н. К истории борьбы бурятской партийной организации запреодоление ламаизма в годы социалистического строительства (19 231 937) // Великий Октябрь и Восточная Сибирь. Иркутск, 1968. — С. 331 336-
- Баторов Б.Н. Атеистическая работа партийных организаций среди бурятского населения (1929−1933 гг.). Улан-Удэ, 1969. — 147 с.
- Батуев Б.Б. Буряты в XVII—XVIII вв.. / Б.Б. Батуев- Ред. Б. В. Базаров. -Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1996. 101 с.
- Батуев Б.Б. Очерк истории селенгинских бурят / Б. Б. Батуев, И.Б. Батуева- Обществ.-науч. центр «Сибирь». Улан-Удэ, 1993. — 102 с.
- Берзин А. Тибетский буддизм: История и перспективы развития / А. Берзин.-М., 1992.-37 с.
- Бильтрикова А.В. Национальная интеллигенция в процессах консолидации бурятского народа // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития: Мат-лы науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1996.-С. 72−76.
- Бобков Ф.Д. КГБ и власть. М., 1995. — 322 с.
- Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма / А. А. Боголепов, -Мюнхен, 1958.-202 с.
- Буддизм и будцология в России: Библиограф, указ. Ч. 1. / Сост. Р. Ц. Бадмадоржиева, Е. Д. Нимаева. Ред. И. Х. Бальхаева. Улан-Удэ, 2005. -95 с.
- Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: Мат-лы конф. 23−24 июня 2001 г., Тамчинский дацан / Отв. ред. С. П. Нестеркин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — 194 с.
- Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока / АН
- СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Бурят, ин-т обществ, наук- Ред. кол.: Н. В. Абаев, М. И. Вечерский, С. Ю. Лепехов, С. П. Нестеркин. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 216 с.
- Бурятский буддизм: история и идеология / РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Ин-т обществ, наук- Отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 200 с.
- Буряты / Отв. ред. Л. Л. Абаева и Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. -633 с. (Серия «Народы и культуры»).
- Вампилов Б.Н. Тибетская медицина оружие контрреволюционного ламства // Бурят-Монгольская правда. — 1937. — 3, 5, 23 июл.
- Ванчикова Ц.П. Иволгинский дацан / Ц. П. Ванчикова // Наука в Сибири.- 1994.-№ 23, 24.
- Вещиков А.Т. Советские законы о религиозных культах / А. Т. Вещиков.- М.: Знание, 1962. 25 с.
- Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни: Автореф. дис. .канд. филос. наук / Н. С. Волков. М., 1992. — 23 с.
- Вопросы истории ламаизма в Калмыкии / Калм. НИИ истории, философии и экономики. Элиста: КНИИФЭ, 1987. — 130 с.
- Вопросы международного права и деятельность ООН. М., 1985. -280 с.
- Вопросы научного атеизма: Буддологические исследования в Бурятии. -М.: Мысль, 1974. Вып. 16. — 358 с.
- Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества: Мат-лы второго зонального семинара лектороватеистов Сибири. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968. — Вып. 1. — 305 е.- Вып. 2−219 с.
- Вопросы преодоления религиозных пережитков в СССР. М.- Л.: Наука, 1966.-298 с.
- Воронцов В.Г. Конституция СССР о свободе совести / В. Г. Воронцов. -Л.: Знание, 1979.-36 с.
- Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917−1937 гг.) / Г. В. Воронцов. Л., 1973. — 33 с.
- Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. — Новосибирск: Наука, 1983. — 179 с.
- Герасимова К.М. О ламаистской морали и дацанских доходах / К. М. Герасимова // Вопросы атеистического воспитания. Улан-Удэ, 1974. -С. 3−19.
- Герасимова К.М. Ламаизм и национальная политика царизма в Забайкалье в XIX начале XX в. / К.М. Герасимова- БМ НИИК. — Улан-Удэ, 1957.- 159 с.
- Герасимова К.М. О бурятской «буржуазной» интеллигенции XX века / К. М. Герасимова // Национальная интеллигенция, духовенство ипроблемы социального, национального возрождения народов республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995. — С. 20−27.
- Герасимова К.М. О механизме социального управления в бурятском ламаизме XVIII начала XX в. / К. М. Герасимова // Философские и социальные аспекты буддизма: (Мат-лы 1-го сов.-монг. «круглого стола» по проблемам изучения буддизма). — М., 1989. — С. 40−53.
- Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства / К.М.Герасимова- АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. 178 с.
- Герасимова К.М. Религия и проблемы изучения бурятского общества / К. М. Герасимова // Наука и культура региона: Проблемы исследований. Улан-Удэ, 1992. — С. 53−56.
- Дамдинов А.В. Агван Доржиев в обновленческом движении бурятского буддийского духовенства // Бурятский буддизм: история и идеология. -Улан-Удэ, 1997.-С. 32−38.
- Дандарон Б.Д. Буддизм: Сб. ст. / Б. Д. Дандарон. СПб.: Изд-во «Дацан Гунзэчойнэй», 1996. — 144 е.: табл.
- Дандарон Б.Д. Черная тетрадь: О Четырех Благородных Истинах Будды / Б. Д. Дандарон. СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1995. — 96 с.
- Данзанова А.А. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму 1920−30-е гг. / А. А. Данзанова. Улан-Удэ, 2002. -164 с.
- Долотов А. Ламаизм на службе самодержавия и капитализма / А. Долотов- Пер. Б.-Н. Цоктоин- Ред. Б. Ванчиков. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1932. — 24 с.
- Долотов А.С. Ламаизм и война / А.С. Долотов- БМ НИИК. -Верхнеудинск: Бургосиздат, 1932. 22 с.
- Долотов А.С. Происхождение ламаизма / А.С. Долотов- БМ НИИК. -Верхнеудинск: Бургосиздат, 1932. 28 с.
- Донец A.M. Концепция отрицания в бурятском буддизме / A.M. Донец //
- Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: Мат-лы конф. 23−24 июня 2001 г., Тамчинский дацан. Улан-Удэ, 2002. — С. 82−93.
- Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII начало XX века). — Элиста: Джангар, 1995. — 127 с.
- Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение / А. А. Елаев. М., 2000. — 352 с.
- Ербанов М.Н. Дамский вопрос в Бурятии / М. Н. Ербанов. -Верхнеудинск, 1925. 26 с.
- Ербанов М.Н. Строительство Красной Бурятии / М. Н. Ербанов. -Верхнеудинск: Изд-во ред. журн. «Жизнь Бурятии», 1925. 38 с.
- Ермакова Т.В. Исследования буддизма в России / Т. В. Ермакова // Восток. 1995. -№ 5. -С. 139−148.
- Железное А.И. О тибетских традициях в бурятском буддизме / А. И. Железное // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.-С. 56−79.
- Жуковская H.JI. 250 лет официального признания буддизма в России. Размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя / H.JI. Жуковская // Этнографическое обозрение. 1992. — № 3. — С. 118−131.
- Жуковская H.JI. Буддизм в Бурятии: начало, история, день сегодняшний / H.JI. Жуковская // Священный Байкал. 1993. — № 9. — С. 12−14.
- Жуковская H.JI. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты / H.JI. Жуковская // Буддийский мир: Альманах. -М., 1994.-С. 6−16.
- Жуковская H.JI. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы / H.JI. Жуковская- РАН. Ин-т этнологии и антропологии. -М., 1997. 24 с. — (Исслед. по прикл. и неотложной этнологии- № 104). -Библиогр.: с. 23−24.
- Жуковская H.JI. Современный ламаизм: (На материалах Бурятской АССР) / H.JI. Жуковская // Вопросы научного атеизма. М., 1969. — Вып.7.-С. 221−242.
- Жуковская H. J1. Бурятия: жаркий июль 1991 года // Буддизм. 1992. — № 1.-С. 15−19.
- Заятуев Г.-Н. Агван Доржиев выдающийся буддийский деятель России //250-летие официального признания буддизма в России. — Улан-Удэ, 1991.-С. 39−42.
- История Бурятской АССР: В 2-х т. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1954, 1959. — Т. 1.-496 е.- - Т. 2.-644с.
- История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1967. — 537 е.: ил.
- История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 т. / Гл. ред. А. П. Окладников и В. И. Шунков. Л.: Наука, 1968- - Т. 4. — 501 е.- - Т. 5.- 1969.-469 с.
- Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР / М. Г. Кириченко. М.: Юрид. лит., 1985.- 198 с.
- Клочков В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР / В. Клочков. М.: Политиздат, 1982. — 160 с.
- Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П. Козловски- Пер. с нем. Е. Л. Петренко. М.: Республика, 1998. — 368 с. -(Философия на пороге нового тысячелетия).
- Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии / В. И. Корнев. М.: Наука, 1987. — 223 с.
- Кочетов А.Н. Буддизм / А. Н. Кочетов. М.: Наука, 1965. — 200 с.
- Кочетов А.Н. Ламаизм / А.Н. Кочетов- Отв. ред. В.А. Карпушин- АН СССР. М.: Наука, 1973. — 199 е.: ил. — (Науч.- атеист, сер.).
- Кочетов А.Н. Ламы агенты японской разведки / А. Н. Кочетов // Бурят-монгольская правда. — 1938. — 3 март.
- Критика идеологии ламаизма и шаманизма: (Материалы семинара лекторов-атеистов) / АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. — 131 с.
- Курас Л.В. Панмонголизм как социокультурный феномен // Вестник БГУ. Серия 4. История. Вып. 1. Улан-Удэ, 1997. — С. 32−43.
- Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве / В. А. Куроедов. 2 изд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 256 с.
- Лепехов С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация / С. Ю. Лепехов // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1997. — Вып. 2. — С. 142−160.
- Лепехов С.Ю. Буддийская философия и буддийская культура: История и современность // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Цетральной и Восточной Азии: Мат-лы междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2003.-С. 135−138.
- Лиштованный Е.И. Исторические взаимоотношения Сибири и Монголии: культура и общество (XIX в. 30-е гг. XX в.) / Е.И. Лиштованный- РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т монголоведения, будцологии и тибетологии. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. — 172 с.
- Лудос Белка. Тибетский буддизм среди бурят / Л. Белка. Прага, 2001.
- Манзанов Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи / Г. Е. Манзанов- Отв. ред. Л.Л. Абаева- РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. БИОН. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.-115 с.
- Мащенко В. Антирелигиозная борьба в БМАССР // Антирелигиозник. -1930. № 8−9.
- Мегружан Ф. Двадцатилетие Декрета об отделении церкви от государства // Антирелигиозник. 1938. — № 1.
- Митыпов В.М. Международная деятельность ЦДУБ // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. -Улан-Удэ, 1991.-С. 29−31.
- Монгуш М.В. История буддизма в Туве / М. В. Монгуш. Новосибирск: Наука, 2001.-197 е.: ил.
- Мункин Д. Итоги одного диспута // Антирелигиозник. 1930. — № 2.
- Message from the President of the World Fellowship of Buddhists H.E. Professor Sanya Dharmasakti // 19th General Conference of the WFB. Bangkok: HORATANACHAI PRINTING Ltd, 1994. P. 3−5.
- На пути к свободе совести: Сборник. М.: Прогресс, 1989. — 493 с.
- Нежный А.И. Комиссар дьявола / А. И. Нежный. М.: Протестант, 1993. -269 с.
- Нестеркин С.П. О церковной иерархии центральноазиатского буддизма / С. П. Нестеркин // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии: Мат-лы междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2003.-С. 145−148.
- Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей / С. П. Нестеркин // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: Мат-лы конф. 23−24 июн. 2001 г., Тамчинский дацан. Улан-Удэ, 2002. — С. 48−82.
- Овчинников B.C. Реакционная сущность идеологии ламаизма / B.C. Овчинников // Вопросы научного коммунизма, политической экономии и философии. Чита, 1971.-С. 128−158.
- Овчинников B.C. Современная идеология и тактика ламаистского вероучения в СССР / B.C. Овчинников // Забайкальский краевед, ежегодник. 1971. — Вып. 5. — С. 76−83.
- Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений, 19 171 938 гг.) / М. И. Одинцов. М.: Знание, 1991. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер.: Культура и религия- 1991,11).
- Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в политической истории России / М.И. Одинцов- В. К. Пинкевич // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. — Ч. 1. — С. 26−73.
- Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в истории советского общества / М. И. Одинцов // Религия, общество и государство в XX веке: Мат-лы конф., М., 22−25 окт. 1991 г. М., 1991. — С. 51−57.
- Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX в. / М. И. Одинцов. -М.: Луч, 1994.- 171 с.
- Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1941−1945 гг. / М.И. Одинцов- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1995. — 221 с.
- Одинцов М.В. Сталин и ламы. Хождение по мукам / М. В. Одинцов // Наука и религия, 1990.-№ 7- 1991.-№ 8- 1995, — № 6.
- Очерки истории Бурятской организации КПСС. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. — 670 с.
- Очерки истории культуры Бурятии: В 2 т. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972−1974. — Т. 1. — 488 е.- - Т. 2. — 648 с.
- Оширов А. О бурятском ламаизме и борьбе с ним / А. Оширов // Антирелигиозник. 1930. — № 6.
- Оширов А. Современное состояние ламства и задачи дальнейшей борьбы с ним / А. Оширов. Верхнеудинск, 1928.
- Пишель Р. Будда, его жизнь и учение / Пер. с нем., доп. прим. Под ред. Д. Н. Анучина. М., 1911. — М.: Изд-во «Амрита-Русь», 2004. — 184 с.
- Поспеловский Д.В. Советское государство и церковь / Д. В. Поспеловский. М., 1995. — 319 с.
- Поспеловский Д. Сталин и церковь: «Конкордат» 1943 г. и жизнь церкви (В свете архивных документов) / Д. Поспеловский // Континент. М.- Париж, 2000. — № 103. — С. 220−239.
- Права человека: время трудных решений. М.: ИГПАН, 1991. — 175 с.
- Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Мат-лы междунар. науч. конф. (2−3 июля 1999 г.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -209 с.
- Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Мат-лы междунар. науч. конф.: В 4 кн. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. — Т. 1. — 367 е.- - Т. 2. — 375 е.- - Т. 3. — 319 е.- - Т. 4. -247 с.
- Пубаев Р.Е. 250-летие буддизма в Бурятии и России / Р. Е. Пубаев, Г. Л. Санжиев // 250-летие официального признания буддизма в России: Тез. докл. науч. конф. 16−17 июл. 1991 г. Улан-Удэ, 1991. — С. 3−7.
- Пубаев Р.Е. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма / Р. Е. Пубаев, Б. В. Семичов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960. — 48 с.
- Пубаев Р.Е. Пагсам-чжонсан памятник тибетской историографии XVIII в. / Р. Е. Пубаев. — Новосибирск: Наука, 1981. — 580 с. 133. 50-летие декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Минск: Высшая школа, 1969. — 235 с.
- Реакционная деятельность религиозных организаций в СССР: Мат-лы к лекции. М., 1940. — 16 с.
- Религии мира: Ежегодник. Традиция и модернизация в истории ламаизма. — М.: Наука, 1983. 285 с.
- Религия в современном мире. М., 1974. — 254 с.
- Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. 2 / Сост. А. Р. Бессмертный, С.Б. Филатов- Под общ. ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. М.: Изд. группа «Прогресс»: Культура, 1993. — 592 с.
- Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Кестон. ин-т- Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.- СПб.: Лет. сад, 2002. -485 с.
- Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь / Ю. А. Розенбаум. -М.: Наука, 1985.-174 с.
- Рудинский М.Ф. Институт свободы совести по советскому государственному праву / М. Ф. Рудинский. М., 1991. — 230 с.
- Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции / Ю.Н.
- Сафронов. М.: Мысль, 1970. — 144 с.
- Сафронова Е.С. Буддизм в России / Е. С. Сафронова. М.: РАГС, 1998. -171 е.: ил.
- Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI нач. XX в. / Т. Д. Скрынникова. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. — 101 с.
- Скрынникова Т.Д. Традиционная культура и буддизм в самоидентификации бурят // Религия и идентичность в России М.: Вост. лит., 2003. — С. 121−152.
- Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье / А. В. Жуков, А. Г. Янков, А. О. Баринов, А. В. Дроботушенко. Чита, 2003. -160 с.
- Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии / РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Ин-т обществ, наук- Отв. ред.
- И.С. Урбанаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 148 с.
- Степанов В. Свидетельство обвинения: церковь и государство в СССР: В 3 т. / В. Степанов. М.: Рус. книгоизд. тов-во, 1993. — Т. 1. — 297 е.- Т. 2. -278 с.- Т.3.-275 с.
- Строганова Е.А. Бурятское национально-культурное возрождение. М. Иркутск: Изд-во «Наталис», 2001. — 150 с.
- Строительство социализма и утверждение научно-материалистического, атеистического мировоззрения (в регионах распространения ламаизма): Сб. ст. / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, Ин-т науч. атеизма, ВПШ при ЦК МНРП. М.: Мысль, 1981. — 176 с.
- Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе. Мат-лы междунар. конф. (М., 21−22 февр. 1996 г.). -М., 1996.
- Тибетский буддизм: теория и практика / РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. ценр. Ин-т обществ, наук- Отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1995.-254 с.
- Тогмитов Б.Д. Ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним / Б. Д. Тогмитов. Верхнеудинск, 1932. — 24 с.
- Тогмитов Б.Д. Ламаизм и бурятский национал-демократизм / Б. Д. Тогмитов // Антирелигиозник. 1930. — № 7.
- Тогмитов Б.Д. Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним / Б.Д. Тогмитов- Ред. Д. Мункин- БМ НИИК. Сектор антерелиг. пропаганды. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1932. — 42 с.
- Урбанаева И.С. О некоторых особенностях распространения и возрождения буддизма в современную эпоху / И. С. Урбанаева // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: Мат-лы конф. 23−24 июня 2001 г., Тамчинский дацан. Улан-Удэ, 2002. — С. 168−173.
- Урбанаева И.С. Национальный вопрос в Бурятии / И. С. Урбанаева, Т. М. Михайлов, Ю. Б. Рандалов, И. Д. Бураев. Улан-Удэ, 1989.
- Урсынович С.П. Буддизм и ламаизм / С. П. Урсынович. М.: ГАИЗ, 1935.-45 с.
- Цибиков Б.Д. Обычное право селенгинских бурят / Б.Д. Цибиков- Отв. ред. Р.Е.Пубаев- АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Бурят, ин-т обществ, наук. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. — 283 с.
- Цыбикдоржиев В.Б. Сангха не закрытая каста: о состоянии буддизма в России и Бурятии / В. Б. Цыбикдоржиев // Бурятия. — 2001. — 1 сент. -С.З.
- Цыбикжапов В.Б. Ламаизм в Бурятии: Опыт этносоциологического анализа: Автореф. дис. .канд. ист. наук / В. Б. Цыбикжапов. Л., 1978. -17 с.
- Цыбикжапов В.Б. Современная церковная организация ламаизма в Бурятии / В. Б. Цыбикжапов // Вопросы преодоления ламаизма, шаманизма и старообрядчества: Мат-лы второго зонального семинара лекторов-атеистов Сибири. Улан-Удэ, 1971. — С. 69−71.
- Цыремпилова И.С. Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1917−1944 гг.) / И. С. Цыремпилова. Улан-Удэ, 2000. -162 с.
- Чимитдоржиев Ш. Б. Бурят-монголы: история и современность: (Очерки). Раздумья монголоведа / Ш. Б. Чимитдоржиев- РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. Улан-Удэ, 2000. -128 с.
- Чимитдоржиев Ш. Б. Кто мы, бурят-монголы? / Ш. Б. Чимитдоржиев. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 2004. 130 с.
- Чимитдоржин Д. История буддизма в Бурятии в 1945—2000-е гг. Дис. .канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2005. — 121 с. + прил.
- Ширапов Ю.С. Бурятская интеллигенция и общественно-политическаямысль Бурятии в начале XX века. Улан-Удэ, 1993. — 155 с.
- Шлеман А. Исторический путь православия. Изд. 3-е. — Париж: ИМК-ПРЕСС, 1989.-347 с.
- Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (19 171 991): Мат-лы и документы по истории отношений между государством и церковью. М.: Пропилен, 1995. — 393 с.
- Шулунов Ф.М. Происхождение и реакционная сущность ламаизма / Ф. М. Шулунов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1950. — 30 с.
- Юго-Восточная Азия: идеология и религия. М.: ИВ РАН, 2001. — 261 с.
- Принят на Сугунды «2 «апреля Х9921. Председатель ЦО^Б России
- ЦЕНТРАЛЬНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БУДДИСТОВ РОССИИ •1. Улан-Удэ 19 921. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
- Высшим органом, ведающим делами буддийских общин в России, является Духовный Собор (Сугунды), созываемый не реже одного раза в 5 лет.
- Действительными членами Духовного Собора являются представители всех буддийских общин из числа духовенства, признающие данный Устав.
- Духовный Собор собирается в составе действительных членов Собора, избираемых от буддийских общин в количестве 3-х представителей (настоятель храма и 2 представителя из числа духовенства).
- Процедура избрания на Собор делегатов от мирян и их квота устанавливается ЦДУБ России.
- Местонахождение ЦДУБ России Республика Бурятия, г. Улан-Удэ.
- ЦДУБ России осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповеданий», руководствуется настоящим Уставом и другими актамизаконодательства Российской Федерации.
- Денежные средства ЦДУБ образуются из пожертвований верующих, дацанов, организаций, доходов малых и совместных предприятия, создаваемых при ЦДУБ, а также других мероприятий.
- ЦДУБ может от своего имени заключать договоры, контракты, приобретать имущественные и личные неимущественные права, принимать на хранение имущество граждан, учреждений и организаций, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.
- ЦДУБ принимает на работу граждан по трудовым договорам и соглашениям с оплатой труда по штатному расписанию и соглашению сторон в соответствии с действующим трудовым законодательством.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Исповедание и распространение Учения Будды.
- Организация и проведение обрядов в буддийских храмах согласно канонам буддизма,
- Совершенствование нравственного, культурного уровня людей.
- Содействие единению, братству буддистов во всехстранах.
- Расширение контактов и экуменического диалога с другими религиозными организациями.
- Сотрудничество с неправительственными общественными организациями и движениями, выступающими за мир.
- СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ЦДУБ.
- ЦДУБ является руководящим органом управления делами дацанов, храмов, монастырей и органом, координирующим действия различных объединений буддистов, в период между созывами Духовного Собора.
- ЦДУБ избирается на Духовном Соборе в составе председателя, заместителя председателя и членов правления сроком на 5 лет из числа духовенства.
- ЦДУБ Формирует ревизионную комиссию, которая осуществляет выборочные проверки и не реже одного раза в 2 года полную ревизию финансовой и экономической деятельности дацанов и общин.
- Заседания ЦДУБ проводит председатель ЦДУБ, а в его отсутствие один из заместителей председателя.
- За 6 месяцев до очередного созыва Духовного Собора ЦДУБпринимает решение о дате его созыва и осуществляет организационные мероприятия, связанные с его созывом, вырабатывает регламент работы Собора.
- ЦДУБ самостоятельно распоряжается всеми средствами, поступающими от дацанов, предприятий, функционирующих при дацанских и недацанских общинах.
- Очередной Духовный Собор заслушивает отчет ревизионной комиссии о финансово-экономической деятельности за период между созывами Собора и выносит решение об этой деятельности.
- С момента начала работы. очередного Духовного Собора полномочия ЦДУБ прекращаются и соответствующими полномочиями наделяются вновь избранный состав ЦДУБ.
- В период между созывами Духовных Соборов ЦДУБ правомочен выводить из 'состава действительных членов Духовного Собора и членов правления ЦДУБ лиц, нарушивших настоящий Устав или правила Винаи.
- ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ.
- Устав религиозного об"ецинения Центрального
- Духовного Управления буддистов России
- ЦДУБ России) в новой редакциизарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации» апреля 1992 г.
- Свидетельство о регистрации № 791. Экз. № М-.255
- СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
- СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР1. Не для печати1. ИНСТРУКЦИЯ
- ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТАХ1. Москва—1961 г.
- Утверждена постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и постановлением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР 16 марта 1961 года1. ИНСТРУКЦИЯ
- ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТАХ1. Москва — 1961 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Конституция СССР предоставляет гражданам свободу совести. .
- В~целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной про-паганды признается за всеми гражданами. .
- Верующие граждане СССР могут объединяться для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей в религиозные общества, и группы.
- Религиозное общество создается при наличии не менее 20 верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа.
- Если же число верующих менее 20 человек, то может быть образована группа верующих.
- В группе верующих избирается уполномоченный.
- Для проверки культового имущества и денежных сумм, получаемых путем добровольных пожертвований верующих, религиозным обществом может быть избрана ревизионная комиссия в составе не более3-х человек.
- Исполкомы местных органов власти имеют право отвода отдельных лиц из состава. членов исполнительного органа и ревизионной комиссии. Этого права не имеют служители культа и религиозные центры.
- ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИИ И ДУХОВЕНСТВА
- Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются цисяппельствами на права граждан. СССР.
- Органы государственной власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и Оез-опасности.
- Для религиозных шествий, являющихся неотъемлемой частью богослужений, совершаехмых во-{фуг зданий культа, особых разрешений или уведомлении органов власти не требуется при том условии, если эти шествия не нарушают нормаль-ного уличного движения.
- Отправления религиозно-культовых обрядов в квартирах и домах верующих. по просьбе умирающих или тяжелобольных могут производиться без разрешения или уведомления органов власти.
- Молитвенные собрания верующих и заседания исполнительных органов зарегистрированных ре-лигиозных объединений происходят без уведомления или разрешения органов власти.
- I. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТАХ
- ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ МОЛИТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
- Ни одно религиозное объединение не может приступить к своей деятельности без регистрации в органах государственной власти.
- Ходатайство о регистрации группы верующих подписывается всеми верующими.
- Религиозные объединения могут быть сняты с регистрации в случае нарушений ими советского законодательства о культах.
- V. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВОМ КУЛЬТА
- Верующие, составляющие религиозное общество, могут получать по договору в бесплатное пользование от исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся специальные молитвенные здания и предметы, предназначенные для культовых целей.
- Договор должен быть подписан не менее чем двадцатью членами религиозного общества.
- Верующие могут пользоваться для молитвенных собраний также другими помещениями, предоставляемыми им частными лицами или местными органами государственной власти на правах аренды.
- Каждое религиозное общество вправе пользоваться лишь одним молитвенным зданием.
- Каждый подписавший договор может снять свою подпись, подав о том соответствующее заявление, что не освобождает его от ответственности за целость и сохранность имущества в период времени до подачи им указанного заявления.
- Форм. бум. 64X1081/32. Объем '/2 п. л.
- Типография—'Мос^а, пр. Сапунова, 2. Зак. 962.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ1. Принят
- Государственной Думой 19 сентября 1997 года
- Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 годав ред. Федеральных законов от 26.03.2000 N 45-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-Ф3, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
- Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
- Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
- Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
- Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
- Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ отдачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
- Статья 4. Государство и религиозные объединения
- Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
- Статья 5. Религиозное образование
- Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
- Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
- Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
- Глава II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
- Статья 6. Религиозные объединения
- Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
- Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
- Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
- Статья 7. Религиозная группа
- Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
- Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
- Статья 8. Религиозная организация
- Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
- Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
- Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
- Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
- Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
- Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией, (п. 9 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-Ф3)
- Статья 9. Создание религиозных организаций
- Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
- Статья 10. Устав религиозной организации
- Религиозная организация действует на основании устава, который утверяедается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
- Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций
- Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу длятретьих лиц со дня государственной регистрации.
- Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации
- Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций
- Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.
- Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.
- Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.
- Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
- Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.
- Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
- Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании.
- Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.
- Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.
- Глава III. ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций
- Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.
- Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.
- Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
- Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
- Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.
- КонсультантПлюс: примечание.
- По вопросу, касающемуся проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
- В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
- Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций
- Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
- Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
- Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования
- Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
- Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
- Статья 20. Международные связи и контакты
- Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.
- Статья 21. Право собственности религиозных организаций
- Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.
- Статья 22. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений
- Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций
- Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
- Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях
- Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
- Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником.
- На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
- Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
- Статья 25. Осуществление надзора и контроля
- Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободевероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
- Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности, (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-Ф3)
- Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
- Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Статья 27. Заключительные положения
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Абзац 3 пункта 3 статьи 27 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П.
- Абзац 4 пункта 3 статьи 27 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П.
- Пункт 4 статьи 27 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 7−0.
- Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
- Москва, Кремль 26 сентября 1997 года