Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном, системном исследовании конституционно-правовых основ федерализма в условия объединения субъектов Российской Федерации. В работе рассмотрены общетеоретические и методологические основы данной темы. Результатом обобщения и систематизации исследуемых вопросов выполненной работы явилось исследование процесса объединения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конституционно-правовые основы развития государственного устройства Российской Федерации
    • 1. 1. Теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России
    • 1. 2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов
  • Российской Федерации
    • 1. 3. Объединение субъектов Федерации как фактор эффективности государственного управления
  • Глава II. Объединение субъектов Федерации как современное направление развития федеративного устройства России
    • 2. 1. Роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Федерации
    • 2. 2. Особенности конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации
    • 2. 3. Проблемы реализации объединительного процесса субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации

Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г. 1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований — субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.

В 2004;2007 годах в развитии российского федерализма наблюдается образование новых субъектов Российской Федерации путем объединения. В составе Российской Федерации появились Пермский край (образован с 1 декабря 2005 года путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа), Красноярский край (образован с 1 января 2007 года путем объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов), Камчатский край (образован с 1 июля 2007 года путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа), Иркутская область (образована с 1 марта 2008 года путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), Забайкальский край (образован с 1 марта 2008 года путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа).

Реформирование федеративных отношений в Российской Федерации обусловливает необходимость переосмысления происходящих изменений в субъектном составе Российской Федерации, заставляет вновь обратить.

1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445. внимание научного сообщества на развитие федеративных отношений и характер взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами в целом, задуматься о роли и значении конституционно-правового процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений.

С одной стороны, объединение субъектов Российской Федерации может стать способом решения ряда проблем государственного управления обширными территориями Российской Федерации, а также выступить как одно из правовых средств решения социально-экономических проблем объединившихся субъектов Российской Федерации. С другой стороны, объединение субъектов Федерации является достаточно сложным процессом, который подлежит изучению с различных точек зрения, так как при определенных обстоятельствах объединение субъектов Российской Федерации может вызвать и негативные последствия. Законодательство субъектов Российской Федерации вновь образованных субъектов Российской Федерации характеризуется как несовершенное, не поспевающее за изменениями федерального законодательства и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в российском государстве, а также имеющее правовые пробелы, что напрямую связано с возможностями субъекта Российской Федерации обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Федеративные отношения, включающие в себя отношения не только между Федерацией и субъектами Российской Федерации, но и отношения между самими субъектами Российской Федерации, представляют собой многоэлементный, многомерный феномен, отражающий комплекс правовых явлений, происходящих на территории субъектов Российской Федерации, достаточно сложный для научного познания.

Вновь образованные субъекты Российской Федерации в результате объединения — правовое явление, степень изученности которого не высока.

Внимание ученых-юристов в большей степени приковано к изучению становления и развития федерализма в России. В юридической науке преобладают работы, посвященные федеративным отношениям в российском государстве, что вполне оправданно и объяснимо. Разработка проблем объединения субъектов Российской Федерации в теории конституционного права России вызывает неудовлетворенность.

Изменения в экономической, политической и социальной сферах, происходящие на территории субъектов Российской Федерации, требуют не только адекватного осмысления и своевременного правового регулирования, целью которого является развитие законодательства субъектов Российской Федерации, реализация правовых норм на территории субъекта Российской Федерации, повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации, но и научного исследования, заставляют переосмыслить процесс объединения субъектов Российской Федерации, выявить проблемы, возникающие при реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации, оценить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации, по-иному взглянуть на образование новых субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте.

В связи с этим, назрела научная необходимость рассмотреть объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России и как фактор эффективного, устойчивого государственного управления Российским государством, а также выработать конституционно-правовую концепцию образования новых субъектов Российской Федерации путем объединения, основанную на анализе правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики, рассмотреть процесс объединения субъектов Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что вопросам развития федеративных отношений в Российском государстве посвящено значительное количество научных трудов, до сих пор нет единства взглядов на перспективы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации.

Существенный вклад в теорию федеративных отношений внесли такие российские ученые, как С. А. Авакьян, А. С. Автономов, Р. Г. Абдулатипов, Г. В. Атаманчук, И. Н. Барциц, М. В. Баглай, Л. Ф. Болтенкова, В. В. Иванов, М. В. Золотарева, Е. И. Козлова, Б. С. Крылов,.

B.А. Кряжков, О. Е. Кутафин, А. А. Ливеровский, В. О. Лучин, В. Н. Лысенко, М. А. Митюков, М. Г. Мойсеенко, В. В. Невинский, М. И. Пискотин, И. А. Умнова, В. Е. Чиркин, Б. С Эбзеев и другие.

В современной юридической науке исследования отдельных вопросов, связанных с изменением субъектного состава Российской Федерации и образованием новых субъектов Федерации, представлены в трудах таких авторов, как Н. М. Добрынин, Н. К. Ожегина, М. А. Суборов.

В целом же научных работ, посвященных комплексному изучению конституционно-правовых основ федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации, а также исследованию проблем, связанных с образованием новых субъектов Российской Федерации, до настоящего времени не проводилось. Необходимо отметить, что данное диссертационное исследование является одной из попыток научного осмысления процессов образования новых субъектов, происходящих в Российской Федерации, а также объективных и субъективных причин образования таких субъектов Российской Федерации, как Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский края и Иркутская область.

Основой диссертационного исследования также являются фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах теоретико-правового и конституционно-правового характера, прежде всего:

C.Н.Бабурина, Н. С. Бондаря, В. Г. Вишнякова, В. Н. Григорьева, Ю. А. Дмитриева, Р. Ф. Идрисова, В. Б. Исакова, Л. М. Колодкина, Ф. Е. Колонтаевского, Б. П. Кондрашова, Ф. Д. Кожурина, Б. М. Лазарева,.

В.В.Лозбинева, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, В. М. Манохина, А. Ф. Ноздрачева, В. И. Новоселова, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова и др.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основании комплексного и системного анализа правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики в процессе образования новых субъектов Российской Федерации путем их объединения, особенностей и проблем, возникающих при объединении конкретных субъектов Российской Федерации, рассмотреть объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России, выявить тенденции образования новых субъектов Российской Федерации путем объединения, а также внести предложения по совершенствованию конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации и обозначить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Поставленная цель достигается посредством решения ряда задач:

— изучить теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России;

— обозначить роль и значение процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений;

— рассмотреть объединение субъектов Российской Федерации как фактор эффективности государственного управления;

— исследовать конституционно-правовые основы образования новых субъектов Российской Федерации;

— провести анализ практики образования новых субъектов Российской Федерации — Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского краев и Иркутская область;

— выявить роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Российской Федерациипроанализировать конституционно-правовую процедуру объединения субъектов Федерации и выявить ее особенности;

— выявить проблемы реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации;

— наметить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерациисформулировать предложения по совершенствованию действующего конституционного законодательства Российской Федерации в сфере образования новых субъектов Российской Федерации, а также процедуры объединения субъектов Российской Федерации.

Нормативную правовую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., конституции и уставы субъектов Российской Федерации) — федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При написании диссертационной работы проанализированы договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов Российской Федерации, а также договоры и соглашения между органами государственной власти ряда субъектов Российской Федерации, заключаемые в период образования субъектов Российской Федерации, а также практика Конституционного Суда Российской Федерации в сфере правового положения субъектов Российской Федерации, разграничения полномочий и предметов ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при образовании новых субъектов Российской Федерации путем объединения, рассматриваемые как конституционно-правовой процесс, имеющий многоаспектный характер, обусловленный как объективными (историческими, экономическими, и т. д.), так и субъективными (политическими) причинами.

Предмет диссертационного исследования образует совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих основы российского федерализма, а также процедуру образования новых субъектов Российской Федерации посредством объединения ранее существовавших субъектов Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный методы научного познания, институцианализма и другие, а также частно-научные методысравнительно-правовой и формально-юридический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном, системном исследовании конституционно-правовых основ федерализма в условия объединения субъектов Российской Федерации. В работе рассмотрены общетеоретические и методологические основы данной темы. Результатом обобщения и систематизации исследуемых вопросов выполненной работы явилось исследование процесса объединения субъектов Российской Федерации как формирование современного направления развития федеративного устройства России, основанное на анализе правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики процесса объединения субъектов Федерации, выявление роли и значения конституционно-правового процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений, а также внесение предложений по совершенствованию процедуры объединения субъектов Российской.

Федерации, о дальнейших тенденциях развития федеративных отношений в Российской Федерации и о принятии Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

1. В работе выделено несколько самостоятельных, но все же взаимосвязанных, уровней анализа объединения субъектов Российской Федерации: а) объединение субъектов Российской Федерации как конституционно-правовая процедура, представляющая собой урегулированную конституционно-правовыми нормами совместную деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных и выразивших волеизъявление об объединении, в результате реализации которого и проведения референдума на территории заинтересованных субъектов Российской Федерации образовывается новый субъект Российской Федерации. б) объединение субъектов Российской Федерации как фактор эффективности государственного управления позволяет урегулировать общественные отношения на основе воли и волеизъявления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, добровольно согласившихся установить определенный порядок или выполнить взаимные действия, направленные на обеспечение и удовлетворение публичных интересов. в) объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России представляет совокупность конституционно-правовых норм, входящих в правовой институт «Федеративное устройство Российской Федерации» конституционного права России и направленных на урегулирование федеративных отношений в Российской Федерации.

2. Конституционно-правовая процедура образования нового субъекта Российской Федерации является демократической, поскольку ей присущи следующие черты:

— добровольность объединения субъектов, проявляющаяся в том, что инициатива образования нового субъекта Российской Федерации принадлежит самим субъектам Российской Федерации (его органам законодательной (представительной) и исполнительной власти);

— решение об образовании нового субъекта Федерации и о прекращении существования объединяющихся субъектов Федерации принимается на референдуме субъектов Российской Федерации при условии, что более половины участников референдума во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации проголосовали за образование нового субъекта Российской Федерации.

3. Образование новых субъектов Российской Федерации путем объединения как конституционно-правовой процедуры, имеющей многоаспектный характер, позволило выявить объективные (социально-экономическое развитие объединяющихся субъектов Российской Федерации, исторические особенности) и субъективные (политические) причины, лежащие в основе объединения субъектов Российской Федерации.

4. Анализ практики образования Забайкальского, Камчатского, Пермского, Красноярского краев и Иркутской области путем объединения позволили обозначить проблемы реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации:

— на уровне вновь образованных субъектов Российской Федерации не определен конституционно-правовой статус вошедших в их состав «автономных округов», они не являются ни полноценными административно-территориальными единицами, ни муниципальными образованиями. В правоприменительной практике возникает неопределенность с термином «административно-территориальная единица с особым статусом» в составе вновь образованных субъектов Российской Федерации;

— образование новых субъектов Российской Федерации повлекло за собой появление новых правовых систем субъектов Российской Федерации (правовая система Пермского краяправовая система Красноярского краяправовая система Камчатского краяправовая система Иркутской областиправовая система Забайкальского края) и новых систем законодательства субъектов Российской Федерации, а также принесло существенные изменения в законодательство объединившихся субъектов Российской Федерации, что требует устранения правовых коллизий между системами законодательства объединившихся субъектов Российской Федерации;

— системы законодательства субъектов Российской Федерации характеризуются как несовершенные: имеются пробелы, не поспевающие за изменениями, происходящими в федеральном законодательстве и в социально-экономической сфере.

5. Существующая практика образования Забайкальского, Камчатского, Пермского, Красноярского краев и Иркутской области путем объединения позволила обозначить тенденции дальнейшего развития федеративных отношений в Российской Федерации, носящие как позитивный, так и негативный характер:

— в результате объединения субъектов Российской Федерации нарушен один из исторически сложившихся принципов федеративного устройства Российского государства — построение Российской Федерации на сочетании территориального и национально-территориального начал. В результате этого может произойти столкновение национальных интересов народов, проживающих на территории вновь образованных субъектов.

Российской Федерации, что может коснуться вопросов, связанных с государственным суверенитетом Российской Федерациив Российской Федерации в качестве вектора развития федеративных отношений определен такой способ, как образование нового субъекта Российской Федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Следовательно, развитие федеративных отношений осуществляется пока только в одном направлении, что существенным образом ограничивает возможности конституционного развития России как федеративного государства, несмотря на то, что Конституция РФ не ограничивает способы образования новых субъектов Федерацииущемлены интересы коренных малочисленных народов, проживающих на территории вновь образованных субъектов Российской Федерации. Ранее существовавшие субъекты Российской Федерации в результате объединения прекратили свое существование, в результате чего народы, проживающие на территории автономных округов, утратили представительство в федеральных органах законодательной власти, что напрямую связано с реализацией представительной демократии в России, а также может привести к национальным и межэтническим конфликтам.

6. Основываясь на практике образования Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского краев и Иркутской области целесообразно внести изменения в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», дополнив процедуру объединения субъектов Российской Федерацией, правом объединяющихся субъекта Российской Федерации на заключение договоров, регламентирующих взаимоотношения органов государственной власти объединяющихся субъектов Российской Федерации в переходный период.

Практическая значимость исследования. Детальная разработка данной темы позволяет определить проблемы, возникающие в процессе объединения субъектов Российской Федерации и предложить пути их решения, что может быть использовано в практической деятельности, при принятии государственно-властных решений, касающихся различных вопросов образования новых субъектов Российской Федерации. Предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации, могут быть использованы законодательными органами государственной власти Российской Федерации и законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования конституционного законодательства Российской Федерации в сфере федеративных отношений, в качестве теоретической базы в учебном процессе при преподавании курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Система государственного и муниципального управления» и специальных курсов по государственному управлению.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры и предметно-методической комиссии кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», а также отражены в научных публикациях автора и его выступлениях на конференциях, диссертация рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка.

Заключение

.

Концептуальный опыт исследования конституционно-правовых основ развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации, проблем теории и практики процесса объединения, и комплексный подход к изучению проблематики образования новых субъектов в составе Российской Федерации, позволили сделать ряд выводов.

1. Историко-правовые аспекты развития федеративных отношений в России в контексте совершенствования правового статуса автономных округов, поскольку в современных условиях автономные округа выступают основными субъектами, участвующими в объединительном процессе, позволили сделать вывод о том, что в советский период федеративная форма государственного устройства использовалась как способ решения национального вопроса, субъектный состав Российской Федерации определяется историческим развитием государства.

В Конституции РФ 1993 г. установлена определенная специфика конституционно-правового положения автономного округа. Согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Указаний на обязательную территориальную либо какую-то иную принадлежность автономных округов к областям или краю в Конституции РФ нет, а право выбора остается за автономными округами.

2. Конституционно-правовой основой объединения субъектов Российской Федерации является Конституция Российской Федерации (ст. 5, 11, 65, 66, 72, 73, 76, 77, 78). Согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон № 6.

ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» закрепил только один способ образования в составе Российской Федерации нового субъекта — объединение двух или более граничащих между собой субъектов Федерации. Несмотря на то, что Конституции РФ не ограничивает способы образования нового субъекта Федерации и позволяет законодательно закрепить такие способы образования новых субъектов в Российской Федерации, как разделение субъектов Федерациивыделение одного субъекта Федерации из состава другогонаделение статусом субъекта Федерации территории, не являющейся таковым.

Кроме того, процесс объединения субъектов Российской Федерации на практике регулируется также договорами, заключаемыми между органами государственной власти объединяющихся краев, областей и автономных округов в переходный период.

3. Объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России представляет совокупность конституционно-правовых норм, входящих в правовой институт «Федеративное устройство Российской Федерации» конституционного права России и направленных на урегулирование федеративных отношений в Российской Федерации.

4. Объединение субъектов Российской Федерации является фактором эффективности государственного управления, т.к. уменьшение количества субъектов объективно позволяет решать проблемы управленческого характера в федеративном государстве. В настоящее время наблюдается институциональность проведения модернизации России на основе объединения ее субъектов Федерации. Из этого следует легитимность модернизации государственного переустройства, что напрямую связано с принятием и доверием населения к процессу объединения субъектов Федерации. С укрупнением субъектов Федерации повысится эффективность государственного управления и, как следствие, укрепление основ конституционного строя Российского государства.

Рассматривая объединение субъектов Российской Федерации как фактор эффективности государственного управления, можно сделать вывод, что объединение субъектов Российской Федерации позволяет урегулировать общественные отношения на основе волеизъявления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, добровольно согласившихся установить определенный порядок или выполнить взаимные действия, направленные на обеспечение и удовлетворение публичных интересов.

5. С одной стороны, объединяющиеся субъекты Российской Федерации в процессе объединения планируют получить максимальные финансово-экономические преференции. С другой стороны, наличие субъектов Российской Федерации с депрессивной экономикой чрезвычайно тяготит федеральный бюджет, которому предстоящее объединение сулит хотя и в дальней, но обозримой перспективе уменьшение размеров финансовой помощи объединенному субъекту.

Кроме того, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации должны отражаться социально-экономические интересы граждан, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, качество их жизнедеятельности и качество государственной власти.

6. Объединение субъектов Российской Федерации как конституционно-правовая процедура представляет собой урегулированную конституционно-правовыми нормами совместную деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных и выразивших волеизъявление об объединении, в результате реализации которого и проведения референдума на территории заинтересованных субъектов Российской Федерации образовывается новый субъект Российской Федерации.

На наш взгляд, процесс образования нового субъекта Российской.

Федерации следует разбить на шесть основных этапов: 1) выдвижение инициативы образования нового субъекта Российской Федерации- 2) рассмотрение Президентом Российской Федерации предложений заинтересованных субъектов Российской Федерации- 3) предоставление Президентом Российской Федерации социально-экономических мер поддержки объединения заинтересованных субъектов- 4) проведение референдумов- 5) принятие федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации- 6) переходный период между прекращением существования старых субъектов и образованием нового субъекта Российской Федерации.

7. На основе анализа можно выявить следующие особенности процедуры образования нового субъекта:

Во-первых, процедура образования нового субъекта начинается с направления предложений по образованию нового субъекта в адрес Президента Российской Федерации, которое должно быть обоснованным и содержать предполагаемое наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием нового субъекта Федерации, изменения бюджетного законодательства в связи с образованием нового субъекта Федерациифункционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов на территории образуемого субъекта, формирование его органов государственной власти, правопреемство нового субъекта Российской Федерации. Данный перечень является открытым.

Однако анализ сложившейся практики вновь образованных субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что стартом к объединению является издание Президентом Российской Федерации указа о социально-экономических мерах поддержки объединения заинтересованных субъектов. Таким образом, поддержка Президентом РФ интеграционного процесса, помимо политического, имеет и реальный финансово-экономический характер.

Во-вторых, правом законодательной инициативы на внесение проекта закона об образовании нового субъекта обладает только Президент РФ. При этом в действующем законодательстве РФ не установлен срок, в течение которого Президент России должен внести проект закона на рассмотрение в Государственную Думу.

В-третьих, предложение субъектов Российской Федерации, в которых представлено видение параметров будущего нового субъекта Российской Федерации, не являются обязательными, поскольку Федеральное Собрание РФ при принятии федерального конституционного закона ими не связано, а действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает необходимости полного учета предложений интегрирующихся субъектов.

В-четвертых, главной особенностью процедуры образования нового субъекта Российской Федерации является ее добровольность. Это проявляется в том, что инициатива образования нового субъекта Российской Федерации принадлежит субъектам Российской Федерации (его органам законодательной (представительной) и исполнительной власти), решение об образовании нового субъекта Федерации и прекращение существования объединяющихся субъектов Федерации принимается на референдуме субъектов Российской Федерации при условии, что более половины участников референдума во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации проголосовали за образование нового субъекта Российской Федерации. Следовательно, конституционно-правовая процедура образования нового субъекта Российской Федерации носит демократический характер.

Кроме того, конституционно-правовая процедура образования нового субъекта Российской Федерации является демократической, поскольку ей присущи следующие черты:

— добровольность объединения субъектов, проявляющаяся в том, что инициатива образования нового субъекта Российской Федерации принадлежит самим субъектам Российской Федерации (его органам законодательной (представительной) и исполнительной власти);

— решение об образовании нового субъекта Федерации и о прекращении существования объединяющихся субъектов Федерации принимается на референдуме субъектов Российской Федерации при условии, что более половины участников референдума во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации проголосовали за образование нового субъекта Российской Федерации.

8. На основании вышеизложенного анализа сложившейся практики образования Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского краев и Иркутской области путем их объединения, можно обозначить следующие проблемы реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации:

— на уровне вновь образованных субъектов Российской Федерации не определен конституционно-правовой статус вошедших в их состав «автономных округов», они не являются ни полноценными административно-территориальными единицами, ни муниципальными образованиями. В правоприменительной практике возникает неопределенность с термином «административно-территориальная единица с особым статусом» в составе вновь образованных субъектов Российской Федерации;

— образование новых субъектов Российской Федерации повлекло за собой появление новых правовых систем субъектов Российской Федерации (правовая система Пермского краяправовая система Красноярского краяправовая система Камчатского краяправовая система Иркутской областиправовая система Забайкальского края) и новых систем законодательства субъектов Российской Федерации, а также принесло существенные изменения в законодательство объединившихся субъектов Российской Федерации, что требует устранения правовых коллизий между системами законодательства объединившихся субъектов Российской Федерации;

— системы законодательства субъектов Российской Федерации характеризуются как несовершенные: имеются пробелы, обусловленные отставанием от изменений, происходящих в социально-экономической сфере и в федеральном законодательстве.

Следовательно, в результате анализа практики образования Забайкальского, Камчатского, Пермского, Красноярского краев и Иркутской области путем объединения можно выявить следующие тенденции дальнейшего развития федеративных отношений в Российской Федерации, носящие как позитивный, так и негативный характер:

— в результате объединения субъектов Российской Федерации нарушен один из исторически сложившихся принципов федеративного устройства Российского государства — построение Российской Федерации на сочетании территориального и национально-территориального начал. В результате может произойти столкновение национальных интересов народов, проживающих на территории вновь образованных субъектов Российской Федерации, что может коснуться вопросов, связанных с государственным суверенитетом Российской Федерациив Российской Федерации в качестве вектора развития федеративных отношений определен такой способ как образование нового субъекта Российской Федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Следовательно, развитие федеративных отношений осуществляется пока только в одном направлении, что существенным образом ограничивает возможности конституционного развития России как федеративного государства, несмотря на то, что сама Конституция РФ не ограничивает способы образования нового субъекта Федерацииущемлены. интересы коренных малочисленных народов, проживающих на территории вновь образованных субъектов Российской.

Федерации. Ранее существовавшие субъекты Российской Федерации в результате объединения прекратили свое существование, в результате чего народы, проживающие на территории автономных округов, утратили представительство в федеральных органах законодательной власти, что напрямую связано с реализацией представительной демократии в России, а также может привести к национальным и межэтническим конфликтам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой