Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный и системный характер инновационной деятельности оказывает непосредственное влияние на состав ее субъектов, который характеризуется широтой и неоднородностью. При этом дополнительные трудности в определении круга лиц, участвующих в инновационных отношениях, создает отсутствие законодательно установленного перечня субъектов инновационной деятельности. При определении такого перечня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и правовые основы регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности и пути их совершенствования
    • 1. Подходы к определению понятий «инновация» и «инновационная деятельность»
    • 2. Нормативное правовое регулирование инновационной деятельности
    • 3. Классификации инноваций
  • Глава II. Правовое положение субъектов инновационной деятельности
    • 1. Общие положения о субъектах инновационной деятельности
    • 2. Субъекты, обеспечивающие осуществление инновационной деятельности
  • Глава III. Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
    • 1. Основные направления государственной политики в области инновационной деятельности. Механизмы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности в России
    • 2. Инфраструктура инновационной деятельности

Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике или «экономике знаний», в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Потребности в формировании в России инновационной экономики требуют изменения направлений государственной политики, а также разработки соответствующего механизма правового регулирования, отвечающего потребностям общества. Государством должны создаваться условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность российских предприятий, повышение их инновационной активности и восприимчивости к передовым технологиям. О необходимости модернизации экономики, улучшения инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса говорилось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2010 года.1.

Ранее, в феврале 2008 г., Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выдвинул концепцию «четырех, И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции)2 и предложил решить ряд задач.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // «Российская газета». 1 декабря 2010 г. № 271.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // «Российская газета». 6 ноября 2008 г. № 230. например, преодолеть правовой нигилизм, снизить административные барьеры, налоговое бремя для стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал и пр.) в целях развития национальной инновационной системы. В свою очередь, Правительством Российской Федерации были утверждены «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее «Концепция развития до 2020 года») и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (далее «Основные направления деятельности Правительства до 2012 года»), 4 определяющие приоритетные направления построения экономики знаний, развития конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах, реконструкции и расширения производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Однако, несмотря на наличие достаточно большого количества нормативных правовых актов, предметом регламентации которых являются отношения в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, многие теоретические и практические вопросы остаются, неразрешенными. Это, в свою очередь, объясняется тем, что отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, являются относительно новыми для российского правопорядка. Вследствие этого до настоящего момента четкой стратегии комплексного регулирования инновационной деятельности с сопутствующим правовым и доктринальным закреплением не выработано: отсутствует нормативная^ база, регулирующая вопросы внедрения в производство инноваций, определения роли государства в инновационной деятельности.

3 «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ 24 ноября 2008 г. № 47. Ст. 5489.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" были утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р // СЗ РФ. 1 декабря 2008 г. № 48. Ст. 5639.

Государственная политика, связанная с регулированием данной сферы, в целом носит бессистемный, декларативный характер, не уделяется должного внимания проблеме соотношения публично-правовых и частноправовых начал, отсутствуют действенные механизмы реализации приоритетов научно-технологического развития. Это свидетельствует о том, что регулирование инновационной деятельности во многих аспектах является несовершенным и происходит без должного: познания, применяемых категорий и инструментов.

Целый комплекс проблем, связанныхс правовой регламентацией отношений в области инновационной, деятельности, до настоящего времени? не имеет однозначного решения. К ним относятся недостаточное исследование и определение теоретических основ природы и признаков инновационной деятельности. Требует научного обоснования и уточненияпонятийный аппарат в сфере инноваций.'5.

В нормативных правовых актах отсутствуют единообразная" терминология, обязательственно-правовой инструментарий, не определен статус субъектов" инновационной деятельности, механизмы их поддержки:. Общая «размытость» направлений государственной политики в области инноваций и множественность организаций, осуществляющих государственную поддержку инноваций и претендующих на получение, данной поддержки, влекут за собой* риск нерационального расходованиябюджетных средств, недофинансирования научных исследованийи невозможности осуществления координированнойработы между органами государственной власти и субъектами инновационной деятельности.

Таким образом, актуальность" темы выбранного диссертационного исследованияобусловлена необходимостью анализа выявленных теоретических и практических проблем правового регулирования.

В. А. Дозорцев отмечал, что «.в праве термины весьма существенны. Важно не только их однозначное применение, но и филологическая нагрузка, доступность для понимания, избавляющая от многих недоразумений». См. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей / Исследовательский центр частного права. — М.: Статут, 2003. — С. 143. инновационной деятельности, потребностью в их научном осмыслении и законодательном разрешении.

Степень научной разработанности темы. Изучению проблем правового регулирования инновационной деятельности уделено внимание в следующих диссертационных и монографических исследованиях по гражданскому, предпринимательскому, финансовому праву: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук М. В. Волынкиной «Гражданско-правовая форма инновационной деятельности» (2007 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук A.C. Звездкиной «Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования» (2005 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук JI.A. Евсеевой «Правовое регулирование инновационной деятельности» (2005 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук М. Ю. Мижинского «Правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности в городах-членах Европейского Союза» (2006 г.), монографическая работа O.A. Городова «Правовая инноватика: правовое регулирование инновационной деятельности».

Являясь экономико-правовой категорией, инновационная деятельность, ее природа и регулирование исследуются, в работах по экономическим специальностям. Это диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук С. Г. Полякова «Организация государственного регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере» (2005 г.), диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Л. Г. Романович «Совершенствование организационно-экономического механизма, стимулирования инновационной деятельности в системе малого предпринимательства» (2006 г.), монографии Д. И. Кокурина и В. М. Шепелева, монография В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, Й. Розебума и X. Хайсберса.

Стоит отметить, что имеющиеся научные исследования не снижают актуальности выбранной темы. Затрагиваемые в научных работах вопросы, являются весьма дискуссионными и требуют дополнительной проработки именно с правовой точки зрения. Нуждаются в дальнейшем, развитии и систематизации подходы к решению таких проблем правового регулирования инновационной деятельности, как определение перечня субъектов инновационной деятельности, их прав и обязанностей, понятия инновационной инфраструктурынемаловажное значение имеет изучение механизма комплексной государственной поддержки. инноваций ипр.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования инновационной деятельности. Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы федерального и регионального законодательства 1 в сфере инноваций, практика, их примененияпроекты федеральных законов в данной области, а также концептуальные точки, зрения^ правоведов, и экономистов относительно правового регулирования инновационной деятельности в. России.

Цели И! задачи исследования. Целью настоящего исследования, является изучение и формирование, теоретических основ правового регулирования, инновационной деятельности, анализ возникающих в связи с этим, проблем и разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере:

Достижение поставленных целей предполагает необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

1). проанализировать* базовыепонятия исследуемой сферы общественных отношений, такие как «инновация», «инновационная деятельность», сформировать доктринальные представления об их правовой природе;

2). систематизировать правовые нормы, регулирующие инновационную деятельность, выявить существующие проблемы и противоречия;

3). провести классификацию инноваций и раскрыть значение классификации для правовой доктрины, правоприменения и законодательства;

4). определить перечень и изучить правовое положение субъектов инновационной деятельности;

5). выявить основные направления государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе связанные с формированием инфраструктуры поддержки инновационной деятельностиопределить недостатки существующих механизмов государственного регулирования.

Методологическая, теоретическая, эмпирическая и правовая основы-диссертации. Методологическую основу диссертационной работы составляют общенаучные и частно — научные методы познания, в том числе: системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, технико-юридический, формально-логический, метод статистического анализа и анализа научных концепций, метод интерпретаций, моделирования, классификации, обобщения и т. д.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких ученых-правоведов по общей теории права, гражданскому, предпринимательскому праву и иным отраслевым наукам как: С. С. Алексеев, Э. Я: Волынец-Руссет, М. В. Волынкина, O.A. Городов, В. А. Дозорцев, И. В. Дойников, И. В. Ершова, И. А. Зенин, Н. М. Коршунов, В. В. Лаптев, B.C. Мартемьянов, Г. Д. Отнюкова, В. Ф. Попондопуло, А. П. Сергеев и другие.

Учитывая экономическую природу инновационной деятельности, при проведении исследования диссертант обращался к отечественным и зарубежным трудам таких ученых-экономистов как: Л. И. Абалкин,.

А. Амосов, Жд. Белл, П. Друкер, Г. Канн, Д. И. Кокурин, Н. Д. Кондратьев, Ф. Махлуп, В. Г. Медынский, H.A. Новицкий, Б. Санто, Й. Шумпетер, Ю. В. Яковец, Е. Г. Ясин и другие.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, международные акты, статистические данные органов государственной власти Российской Федерации и таких международных организаций как: Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития (далее «ОЭСР») — экономические обзоры международных и специализированных организаций, посвященные данной тематикематериалы обсуждения законопроектов, сборники материалов многочисленных конференций и форумов (например, делового форума «Россия 2010» (февраль 2010 г.), конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» (январь 2010 г.)). В качестве эмпирической базы исследования была использована практика и опыт работы по правовому сопровождению реализации инновационных проектов, что также представляется немаловажным с точки зрения составления полной картины проблем правового регулирования инновационной деятельности и возможных путей их разрешения.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе проведен комплексный анализ механизма правового регулирования инновационной деятельности в России с учетом существующих проблем, произошедших в последнее время, преобразований и принятых мер регулятивного воздействия на инновационную сферу со стороны государства, что позволило диссертанту сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в данной области.

Научная новизна заключается также в следующих выносимых на защиту положениях, отражающих наиболее значимые теоретические и практические выводы.

1. Совокупность правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт. Предметом регулирования данного института являются две группы общественных отношений: (1) собственно инновационные отношения, т. е. отношения, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами- (2) отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и организации инновационной деятельности. Правовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания императивных и диспозитивных начал, закрепленных в различных отраслевых правовых нормах.

2. Под субъектами инновационной деятельности предлагается понимать физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице государственных органов, а также органов местного самоуправления. Субъекты инновационной деятельности могут быть классифицированы на две группы: (1) субъекты, непосредственно осуществляющие инновационную' деятельность, и (2) субъекты, обеспечивающие ее осуществление. В интересах развития инновационной деятельности в законодательстве не должно содержаться ограничений по составу субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность. Любое юридическое лицо (в том числе некоммерческое) вправе осуществлять инновационную деятельность, наличие специальной или исключительной хозяйственной правоспособности не требуется. и.

3. В целях определения среди субъектов инновационной деятельности перечня лиц, претендующих на получение государственной поддержки (налоговых и иных льгот), необходимо ввести процедуру аккредитации субъектов инновационной деятельности, основанную> на качественных и количественных критериях инновационности, таких как: доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организациидоля инновационной продукции в общем объеме произведенной продукциииндекс доходности инновационной деятельности и пр. Основой могут послужить критерии, предусмотренные Постановлением Правительства Санкт — Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878.6.

4. В законопроекте об инновационной деятельности необходимо закрепить права и обязанности субъектов инновационной деятельности. В перечень прав предлагается включить: (1) право на получение государственной поддержки, (2) право самостоятельного и свободного выбора направления и видов осуществляемой инновационной деятельности^ (3) право на формирование внутренних фондов поддержки инновационной деятельности, (4) право на доступ к научной, научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении информации, составляющей государственную, служебную иликоммерческую тайну, (5) право на привлечение на договорной основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Среди обязанностей субъектов инновационной деятельности можно выделить: (1) обязанность целевого расходования бюджетных средств, полученных в. целях поддержки и развития инновационной деятельности, (2) обязанность ведения учета и предоставления статистической отчетности в инновационной сфере соответствующим государственным органам, (3) обязанность соблюдения.

6 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 881» // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга». 29 августа 2008 г. № 8. требований законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов.

5. В целях развития малого и среднего предпринимательства на базе государственных научных и образовательных учреждений необходимо внести уточнения в положения пункта З1 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» (далее «Закона о науке»), пункта 8 статьи 27 Федерального закона от 22' августа 1996 г. № 125-ФЗ1 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее «Закон об образовании»), 8 а также в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее «НК РФ»):9.

• в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ со стороны образовательных и научных бюджетных учреждений должно вноситься исключительное право использования результатов интеллектуальной деятельности либо право собственности на результаты интеллектуальной деятельностиперечень видов деятельности, которым вправе заниматься создаваемое образовательным и/или научным бюджетными учреждениями хозяйственное общество, необходимо дополнить, включив в. него следующие виды: осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, разработка технологически новых или усовершенствованных продуктов и процессов;

• количество учредителей (участников/акционеров) создаваемого хозяйственного общества, являющихся бюджетными научными и образовательными учреждениями, должно быть ограничено',.

7 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно — технической политике» (с изменениями) П СЗ РФ. 26 августа 1996 г. № 35. Ст. 4137.

8 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями) // СЗ РФ. 26 августа 1996 г. № 35. Ст. 4135.

9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями) // СЗ РФ. 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3824. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями) // СЗ РФ. 7 августа 2000 г. № 32. Ст. 3340.

• согласно действующим положениям вышеуказанных законов денежная оценка права, вносимого в качестве вклада по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым единогласно. Независимый оценщик привлекается только в том случае, если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 ООО (пятьсот тысяч) рублей. С целью устранения двоякого понимания под участником в данном случае стоит рассматривать только бюджетное научное или образовательное учреждение. В отношении остальных субъектов должен действовать общий порядок проведения оценки вносимого вклада, установленный российским законодательством;

• представляется необходимым исключить из подпункта 14 пункта 3х статьи 346.12 НК РФ из перечня лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, хозяйственные общества деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования. В качестве альтернативного варианта с 1{елъю применения создаваемыми хозяйственными обществами упрощенной системы налогообложения возможно изменить размер принадлежагцих бюджетным учреждениям долей участия/акций в уставных капиталах таких хозяйственных обществ.

6. В антикоррупционных целях обосновывается необходимость внесения изменений в порядок проведения экспертизы заявок/проектов, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации, финансирования со стороны государственных фондов. Система экспертизы проектов должна быть основана на формальных критериях, содержать механизм итоговой оценки, позволяющий выявить наиболее-значимые инновационные проекты. Экспертные заключения должны быть публично доступны и размещаться в сети Интернет. Обеспечению объективности и независимости проводимой оценки будет способствовать принцип регулярной ротации экспертов, осуществляющих экспертизу заявок/проектов.

7. В отсутствие должного правового обеспечения (в частности, законодательно установленного понятийного аппарата, перечня субъектов инновационной деятельности и пр.) государственное регулирование инновационной деятельности, представляющее собой комплексное целенаправленное воздействие государства, на все стадии инновационного процесса путем принятия нормативных правовых актов, формирования, инфраструктуры поддержки инновационной? деятельности, организации управления в данной-сфереприменения мер стимулирующего воздействия и осуществления контроля за соблюдением требований законодательства, будет неэффективно.

8. Исследование направлений государственной политики в области инноваций позволяет сформулировать следующие общие принципы государственного регулирования инновационной деятельности: (1) разграничение полномочий по регулированию инновационной деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления- (2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности- (3) обеспечение равного доступа субъектов инновационной деятельности к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами, направленными на развитие инновационной деятельности- (4) доступность инфраструктуры поддержки инновационной деятельности для всех субъектов инновационной деятельности- (5) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов научной, научно — технической и инновационной деятельности.

9. Управляющая компания, на которую возложена реализация проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее «Закон о Сколково»), 10 представляет собой юридическое лицо публичного права, созданное с целью реализации важных государственных и обгцественных программ в области инноваций. Оценка полномочий управляющей компании, режима использования переданного ей имущества позволяет говорить о (1) смешанной частно — публичной компетенции управляющей компании и (2) о косвенном участии государства, через управляющую компанию в процессе регулирования инновационной деятельности.

10. В целях обеспечения прозрачности и результативности бюджетных расходов необходимо внести изменения в Закон о Сколково:

• необходимо закрепить механизмы государственного контроля за деятельностью управляющей компании, в частности, установить требования к ежегодному отчету управляющей компании, подлежащему размещению ежегодно в сети «Интернет»;

• правила проекта должны утверждаться нормативным правовым актом органа государственной власти, например, указом Президента Российской Федерации. Исходя из анализа положений Закона о Сколково, в.

10 Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // СЗ РФ. 4 октября 2010 г. № 40. Ст. 4970. настоящее время по правовой природе правила проекта представляют собой локальный акт, разработка и утверждение которого императивно предусмотрена в качестве обязанности управляющей компании',.

• необходимо установить четкие критерии, позволяющие управляющей компании принимать решения о предоставлении юридическому лиг$> статуса участника проекта. В настоящее время дополнительные условия, соблюдение которых является обязательным для принятия решения о включении юридического лица в реестр участников проекта, устанавливаются самостоятельно управляющей компанией.

11. Успешному развитию инновационной деятельности способствует инвестиционное законодательство. В целях обеспечения заинтересованности и привлечения частного иностранного капитала необходимо внести изменения в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее «Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества»):11.

• Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации должна функционировать как постоянно действующий орган с четко установленным графиком заседаний. Это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации процедуры согласования ходатайств;

• в подпункт 4) пункт 1 статьи 3 Закона об иностранных инвестициях в стратегические общества необходимо внести изменения, в соответствии с которыми установление иностранным инвестором косвенного контроля возможно лишь через третье лицо, входящее с хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в одну группу лиц;

11 Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. 5 мая 2008 г. № 18. Ст. 1940.

• необходимо предусмотреть в Законе об иностранных инвестициях в стратегические общества «процедуру легализации» сделок, совершенных без получения предварительного согласия Правительственной комиссии. Согласно данной процедуре иностранному инвестору должна предоставляться возможность последующего предоставления в Правительственную комиссию документов по сделке, совершенной в нарушение требований данного закона, с целью ее согласования. Если уполномоченные органы при анализе предоставленных документов заключат, чтосделка привела к нарушению обороны страны и безопасности государства, то иностранный инвестор будет обязан осуществить отчуждение принадлежащих ему акций (долей) такого хозяйственного общества;

• в отношении пункта 2 статьи 15 — такую меру ответственности за нарушение положений Закона об иностранных инвестициях в стратегические общества, как лишение иностранного инвестора права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного обгцества, имеющего стратегическое значение, необходимо исключить.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Работа вносит определенный вклад в развитие теории предпринимательского права в части изучения совокупности правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, как комплексного межотраслевого правового института. Сформулированные в диссертации выводы и предложения представляют интерес для дальнейших научных исследований по проблемам правового регулирования, инновационной деятельности и ее отдельных составляющих. Положения диссертационного исследования могут быть использованы в качестве комплексного исследования инновационной деятельности при, подготовке специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Юриспруденция».

Практическая значимость исследования выражается в сформулированных автором рекомендациях по совершенствованию механизма правового регулирования инновационной деятельности, основанных на анализе современного состояния законодательства и существующих в данной сфере проблем.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, где прошли ее рецензирование и обсуждение, в ходе которых основные положения исследования были одобрены. Основные положения работы нашли отражение в опубликованных статьях и выступлениях автора на научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура работы обусловлена ее предметом, целями, задачами и методологической основой исследования.

Заключение

.

В рамках проведенного диссертационного исследования усилия автора были направлены на изучение и формирование теоретических основ правового регулирования инновационной деятельности. Итогом выполненной работы явились следующие теоретические и практические выводы.

1. Подробный анализ базового понятийного аппарата исследуемой сферы отношений позволил автору сформировать доктринальные представления о правовой природе инноваций и инновационной деятельности. Так, в работе выделены следующие существенные элементы инноваций: интеллектуальный, технический и коммерческий. При определении понятия инновационной деятельности диссертант отмечает необходимость рассматривать его в широком смысле как понятие, производное от термина., «инновационный процесс».

2. С целью изучения юридической природы инноваций диссертантом предпринята попытка исследования различных классификаций инноваций, проведен анализ их теоретического и прикладного значения. На основе классификации инноваций по виду новшества выделен перечень объектов инновационной деятельностисформулировано положение о множественности источников финансирования инноваций. Базируясь на классификации по критерию научно-инновационного потенциала, диссертант обосновывает необходимость закрепления в законодательстве критериев новизны и существенности произведенных улучшений. В качестве альтернативного варианта предлагается определить понятия «радикальная инновация» и «улучшающая инновация».

3. Анализ нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, позволяет говорить о фрагментарном развитии законодательства в данной области. Разрозненность существующей нормативной базы, а также неурегулированность ряда вопросов в сфере инноваций в очередной раз подчеркивают актуальность проведенного исследования и необходимость научного осмысления и законодательного разрешения существующих проблем. Диссертантом отмечается, что главным недостатком в существующей системе источников правового регулирования инноваций является отсутствие центрального базового законодательного акта, закрепляющего основы осуществления инновационной деятельности (в частности, понятийный аппарат, перечень субъектов инновационной деятельности, механизмы государственной поддержки и пр.) Детальный анализ действующего федерального и регионального законодательства в области инноваций позволяет говорить о необходимости (а) разработки и принятии отдельного федерального закона об инновационной деятельности и (б) упорядочения и систематизации иных действующих нормативных правовых актов в данной сфере с целью выработки единого механизма правового регулирования.

4. В процессе исследования диссертантом выявлена совокупность частных и публичных отношений в сфере инноваций, являющихся предметом правового регулирования, в частности: (а) собственно инновационные отношения, т. е. отношения, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами (заказчиками, исполнителями и потребителями инноваций) — и (б) отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и организации инновационной деятельности. В целом, отношения в сфере инновационной деятельности многостадийны, различаются с точки зрения цели, состава участников и пр. Это, в свою очередь, предполагает их регулирование нормами права различных отраслей. Так, среди источников правового регулирования инноваций можно выделить ГК РФ, НК РФ, бюджетное, таможенное, инвестиционное законодательство и пр. Данный факт позволяет говорить о том, что совокупность правовых норм по регулированию инновационной деятельности представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт.

5. Комплексный и системный характер инновационной деятельности оказывает непосредственное влияние на состав ее субъектов, который характеризуется широтой и неоднородностью. При этом дополнительные трудности в определении круга лиц, участвующих в инновационных отношениях, создает отсутствие законодательно установленного перечня субъектов инновационной деятельности. При определении такого перечня диссертант исходил из норм действующего гражданского законодательства и предпринимательского права, а также анализа двух видов правоотношений, являющихся предметом регулирования законодательства в области инноваций. В целях устранения существующих пробелов диссертантом предложено в законопроекте об инновационной деятельности определить правовой статус следующих двух групп субъектов: (1) субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность, и> (2) субъектов, обеспечивающих ее осуществление. В целом под субъектами инновационной деятельности диссертант предлагает понимать физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице государственных органов, а также органов местного самоуправления.

6. Правовому закреплению подлежит также обязательственно-правовой инструментарий субъектов инновационной деятельности. В перечень прав субъектов инновационной деятельности предлагается включить: (1) право на получение государственной поддержки, (2) право самостоятельного и свободного выбора направления и видов осуществляемой инновационной деятельности, (3) право на формирование внутренних фондов поддержки инновационной деятельности, (4) право на доступ к научной, научнотехнической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну, (5) право на привлечение на договорной основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Среди обязанностей можно выделить: (1) обязанность целевого расходования бюджетных средств, полученных в целях поддержки и развития инновационной деятельности, (2) обязанность ведения учета и предоставления статистической отчетности, (3) обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов.

7. В процессе исследования статуса субъектов инновационной деятельности диссертантом выявлена необходимость конкретизации и дифференциации субъектов, а именно выявление того перечня лиц, в отношении которых будут осуществляться меры государственной поддержки (в частности, льготное налоговое, таможенное регулирование и пр.) Диссертантом предлагается закрепить перечень таких субъектов в рамках либо законопроекта об инновационной деятельности, либо в соответствующем отраслевом законодательстве. Анализ регионального законодательства в области инноваций позволил в целях идентификации субъектов, претендующих на получение государственной поддержки, предложить введение требования о государственной аккредитации субъектов инновационной деятельности, основанной на количественных и качественных критериях инновационности.

8. Применительно к субъектам инновационной деятельности отдельное внимание в диссертационной работе уделяется субъектам, обеспечивающим ее осуществление. Значение данной группы субъектов обуславливается рядом причин, среди которых можно выделить: сложность и многоэтапность инновационного процесса, алеаторный характер инновационной деятельности, дороговизна коммерциализации инноваций и пр. В рамках данной группы субъектов подробно рассматривается деятельность государственных корпораций, Российской венчурной компании, образовательных и научных учреждений. Автором вынесены на защиту положения по усовершенствованию действующего законодательства применительно к правовому статусу малых инновационных хозяйствующих обществ, создающихся на базе бюджетных научных и образовательных учреждений. В целях стимулирования венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инноваций диссертантом предлагаются несколько механизмов косвенного регулирования: снизить процентные ставки по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, рассмотреть возможность осуществления финансирования инновационных проектов пенсионными фондами. Одним из стимулов для инвестиций венчурного капитала может стать частичное или полное государственное финансирование технических экспертиз и оценки представленных инновационных проектов. 9. Наличие в сфере инновационной деятельности общественно важных публичных интересов, а также ограниченность рыночных механизмов подчеркивают необходимость государственного регулирования сферы инноваций. Диссертант отмечает, что механизм государственного регулирования инновационной деятельности является смешанным, основанным на диспозитивных и императивных началах. В зависимости от способа воздействия на поведение субъектов инновационной деятельности в работе анализируются прямые и косвенные механизмы государственного • воздействия на инновации. Среди основных направлений государственного регулирования диссертантом отмечаются следующие: создание системы органов, осуществляющих реализацию политики государства в области инноваций, осуществление финансирования инновационной деятельности, определение основных направлений государственной инновационной политики (разработка стратегий, планов и пр.), установление налоговых, таможенных льгот, обеспечение развитой инфраструктуры инноваций и пр. Диссертант отмечает, что государственное регулирование в рамках инновационной деятельности должно носить регулятивно — стимулирующий характер. Особое место при этом должно уделяться механизмам контроля и надзора за поступлением, распределением и целевым использованием бюджетных средств и исполнением норм законодательства. Юридический анализ направлений государственного воздействия позволил диссертанту сформулировать принципы государственного регулирования инновационной деятельности: (1) разграничение полномочий по регулированию инновационной деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления- (2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности- (3) обеспечение равного доступа субъектов инновационной деятельности к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами, направленными на развитие инновационной деятельности- (4) доступность инфраструктуры поддержки инновационной деятельности для всех субъектов инновационной деятельности- (5) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов научной и научнотехнической деятельности и инновационной деятельности. 10. При изучении отдельных направлений государственного регулирования инновационной деятельности автор приходит к выводу, что эффективность государственного регулирования инновационной деятельности напрямую зависит от уровня нормативного правового обеспечения. В отсутствие проработанного законодательного механизма, определяющего направления, сроки и формы государственной поддержки, субъектов инновационной деятельности, их права, обязанности, функции и ответственность, представляется невозможным обеспечить сбалансированное комплексное целенаправленное воздействие государства на инновационную деятельность.

11. В целях развития малого и среднего предпринимательства на базе государственных научных и образовательных учреждений диссертантом предлагается внести уточнения в положения Закона о науке, Закона об образовании, а также в НК РФ. В антикоррупционных целях обосновывается необходимость внесения изменений в порядок проведения экспертизы заявок/проектов, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации, финансирования со стороны государственных фондов. В целях обеспечения заинтересованности и привлечения частного иностранного капитала автор считает необходимым внесение изменений в Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества.

12. Особым направлением государственного регулирования инновационной деятельности является обеспечение инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В целях изучения данного направления диссертантом проведен теоретико-правовой анализ таких составных элементов инфраструктуры как: научно-технологические парки, технополисы, центры трансфера технологий, наукограды, бизнес-инкубаторы и пр. Диссертантом подчеркивается необходимость развития и правового регулирования инфраструктуры не только на общегосударственном уровне, но и на уровне субъекта Российской Федерации с учетом особенностей развития конкретного региона. В рамках рассмотрения данного вопроса автором также был проведен комплексный анализ правового положения территориально обособленного ИЦ Сколково. В целях обеспечения прозрачности и результативности бюджетных расходов выдвинуты предложения по изменению ряда норм Закона о Сколково.

Таким образом, настоящая диссертация представляет собой самостоятельную научно-квалификационную работу, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значения для предпринимательского права. Указанные выше выводы и положения, вынесенные на защиту, сформулированы на основании комплексного использования общенаучных и частно — научных методов познания. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве комплексного исследования инновационной деятельности при подготовке специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Юриспруденция», а также в дальнейшей научной разработке проблем, связанных с правовым регулированием инновационной деятельности в Российской Федерации. Предложения диссертанта могут быть учтены при дальнейшем совершенствовании законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.
  2. Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем от 26 мая 1989 г.
  3. Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 г.
  4. Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) //СЗ РФ. 26 января 2009 г. № 4. Ст. 445.
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18 июня 1993 г. № 5221−1) (с изменениями) // СЗ РФ. 2 июня 2003 г. № 22. Ст. 2066.
  7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями) // СЗ РФ. 22 декабря 1997 г. № 51. Ст. 5712.
  8. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ». 20 августа 1992 г. № 33. Ст. 1915.
  9. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями) // СЗ РФ. 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1.
  10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями) И СЗ РФ. 15 января 1996 г. № 3. Ст. 145.
  11. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями) // СЗ РФ. 26 августа 1996 г. № 35. Ст. 4135.
  12. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно технической политике» (с изменениями) // СЗ РФ. 26 августа 1996 г. № 35. Ст. 4137.
  13. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями) // СЗ РФ. 16 февраля 1998 г. № 7. Ст. 785.
  14. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями) // СЗ РФ. 12 апреля 1999 г. № 15. Ст. 1750.
  15. Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями) // СЗ РФ. 30 декабря 2002 г. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
  16. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями) // СЗ РФ. 25 июля 2005 г. № 30 (ч. И). Ст. 3127.
  17. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (с изменениями) // СЗ РФ. 31 июля 2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
  18. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» // СЗ РФ. 28 мая 2007 г. № 22. Ст. 256.
  19. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 1Э9-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 23 июля 2007 г. № 30. Ст. 3753.
  20. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями) // СЗ РФ. 30 июля 2007 г. № 31. Ст. 4006.
  21. Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 5 ноября 2007 г. № 45. Ст. 5415.
  22. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации „Ростехнологии“» // СЗ РФ. 26 ноября 2007 г. № 48 (2 ч.). Ст. 5814.
  23. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» // СЗ РФ. 3 декабря 2007 г. № 49. Ст. 6078.
  24. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке- осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. 5 мая 2008 г. № 18. Ст. 1940.
  25. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3601.
  26. Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // СЗ РФ. 7 декабря 2009 г. № 49. Ст. 5869.
  27. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» // СЗ РФ. 2 августа 2010 г. № 31. Ст. 4180.
  28. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» // СЗ РФ. 2 августа 2010 г. № 31. Ст. 4189.
  29. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // СЗ РФ. 4 октября 2010 г. № 40. Ст. 4970.
  30. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» // СЗ РФ. 4. октября 2010 г. № 40. Ст. 4969.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РФ». 7 мая 1992 г. № 18. Ст. 1028.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ». 28 июня 1993 г. № 26. Ст. 2420.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки» // СЗ РФ. 17 июля 1996 г. № 25. Ст. 3005.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 821 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области» // СЗ РФ. 25 апреля 2005 г. № 17. Ст. 1524.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. № 987 «О развитии г. Королева как наукограда Российской Федерации на 2002 -2006 годы» // СЗ РФ. 23 сентября 2002 г. № 38. Ст. 3582.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 «О дальнейшем развитии Открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» // СЗ РФ. 21 апреля 2008 г. № 16. Ст. 1674.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 603 «О пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра «Курчатовский институт» // СЗ РФ. 13 октября 2008 г. № 41. Ст. 4651.
  38. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2008 г. № 1144 «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых» // СЗ РФ. 4 августа 2008 г. № 31. Ст. 3707.
  39. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // «Российская газета». 6 ноября 2008 г. № 230.
  40. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2009 г. № 478 «Вопросы федерального государственного научного бюджетного учреждения «Российский институт стратегических исследований» // СЗ РФ. 4 мая 2009 г. № 18 (ч. II). Ст. 2221.
  41. Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 579 // СЗ РФ. 25 мая 2009 г. № 21. Ст. 2552.
  42. Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. № 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 12 октября 2009 г. № 41. Ст. 4731.
  43. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 8 марта 2010 г. № 10. Ст. 1057.
  44. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // «Российская газета». 1 декабря 2010 г. № 271.
  45. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде» // СЗ РФ. 19 сентября 1994 г. № 21. Ст. 2386.
  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» // СЗ РФ. 4 сентября 1995 г. № 36. Ст. 3540.
  47. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19 982 000 гг. одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 // СЗ РФ. 10 августа 1998 г. № 32. Ст. 3886.
  48. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 161 «Об утверждении Устава Российского фонда фундаментальных исследований» // СЗ РФ. 12 марта 2001 г. № 11. Ст. 1035.
  49. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 г. № 347 «Об утверждении Устава Российского гуманитарного научного фонда» // СЗ РФ. 14 мая 2001 г. № 20. Ст. 2012.
  50. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 12 апреля 2004 г. № 15. Ст. 1451.
  51. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 12 апреля 2004 г. № 15. Ст. 1471.
  52. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 28 июня 2004 г. № 26. Ст. 2668.
  53. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 28 июня 2004 г. № 26. Ст. 2670.
  54. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания» // СЗ РФ. 28 августа 2006 г. № 35. Ст. 3762.
  55. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 2011 годы» // СЗ РФ. 12 февраля 2007 г. № 7. Ст. 883.
  56. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498 «О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктурынаноиндустрии в Российской Федерации на 2008 2011 годы» // СЗ РФ. 13 августа 2007 г. № 33. Ст. 4205.
  57. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 785 «О Российской академии наук» И СЗ РФ. 26 ноября 2007 г. № 48 (2 ч.). Ст. 6005.
  58. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 809 «О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 2015 годы» // СЗ РФ. 17 декабря 2007 г. № 51. Ст. 6361.
  59. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 6 июня 2008 г. № 24. Ст. 2867.
  60. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 2013 годы» // СЗ РФ. 4 августа 2008 г. № 31. Ст. 3739.
  61. Положение о Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 667 // СЗ РФ. 29 сентября 2008 г. № 39. Ст. 4433.
  62. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985 «О федеральной целевой программе «Развитиетелерадиовещания в Российской Федерации на 2009 2015 годы» // СЗ РФ. 14 декабря 2009 г. № 50. Ст. 6097.
  63. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети» // СЗ РФ. 3 мая 2010 г. № 18. Ст. 2250.
  64. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая- 2010 г. № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации») // СЗ РФ. 24 мая 2010 г. № 21. Ст. 2603.
  65. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 460 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году» // СЗ РФ. 28 июня 2010 г. № 26. Ст. 3360.
  66. Приказ Минпромторга Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».
  67. Разъяснение Государственной налоговой инспекции по Свердловской области № 16−01−01 от 27 июня 1991 г. // СПС «Консультант Плюс».
  68. Порядок проведения экспертизы конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований (утв. Решением Совета РФФИ от 17 марта 2004 г.).
  69. Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» // «Алтайская правда». 20 сентября 2006 г. № 294−295.
  70. Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 г. № 400-з «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» // «Республика Башкортостан». 9 января 2007 г. № 4(26 237).
  71. Закон Иркутской области от 5 мая 2004 г. № 21−03 «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» // «ВосточноСибирская правда». 19 мая 2004 г. № 93.
  72. Закон Курганской области от 27 марта 2000 г. № 302 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области» // «Новый мир» Документы. 9 ноября 2007 г. выпуск № 79.
  73. Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы». 30 июля 2004 г. № 44.
  74. Закон Московской области от 13 мая 2006 г. № 75/2006−03 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» // «Ежедневные Новости. Подмосковье». 20 мая 2006 г. № 88.
  75. Закон Мурманской области от 8 ноября 2001 г. № 301−01−3м0 «Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области» // «Мурманский Вестник». 15 ноября 2001 г. № 218 219. С. 3−4.
  76. Закон Омской области от 13 июля 2004 г. № 527−03 «Об инновационной деятельности на территории Омской области» // «Омский вестник». 23 июля 2004 г. № 40.
  77. Закон Орловской области от 4 октября 2001 г. № 215−03 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области» // «Собрание нормативных правовых актов Орловской области». 2003. № 17.
  78. Постановление Правительства Пензенской области от 17 сентября 2008 г. № 604-пП «Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в Пензенской области на 2009 -2013 годы» // «Пензенские губернские ведомости». 2 октября 2008 г. № 45. С. 18.
  79. Закон Пермского края от 11 июня 2008 г. № 238-ПК «Об инновационной деятельности в Пермском крае» // «Собрание законодательства Пермского края». 31 июля 2008 г. № 7.
  80. Закон Ростовской области от 28 ноября 2006 г. № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области» // «Наше время». 7 декабря 2006 г. № 347−354.
  81. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 881» // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга». 29 августа 2008 г. № 8.
  82. Закон Саратовской области от 28 июля 1997 г. № 83−3 «Об инновационной деятельности в Саратовской области» // «Саратовские вести по понедельникам». 11 августа 1997 г. № 30 (1617).
  83. Закон Саратовской области от 23 июля 2004 г. № 39 ЗСО «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области» // «Саратов -столица Поволжья». 30 июля 2004 г. № 152−153(1103−1104).
  84. Закон Тверской области от 30 сентября 1999 г. № 76−03−2 «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области» // «Тверские ведомости». 1999 г. № 85 (22 28 октября).
  85. Закон Тульской области от 2 февраля 1998 г. № 73−3TO «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области» // «Тульские известия». 19 марта 1998 г. № 61.
  86. Закон Тюменской области от 21 февраля 2007 г. № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» // «Парламентская газета «Тюменские известия». 3 марта 2007 г. № 40.
  87. Закон Челябинской области от 26 мая 2005 г. № 383−30 «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области» // «Южноуральская панорама». 9 июня 2005 г. № 100.
  88. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. № 39 «О Концепции инновационного развития Чувашской Республики» // «Собрание законодательства 4P». 2005 г. № 2. Ст. 90.
  89. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 1998 года № 30 «Об инновационной деятельности» // «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа». Май 1998 г. № 5.1. Диссертации. Авторефераты
  90. М.В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности: Дис. .доктора юрид. наук. Москва, 2007.
  91. М.В. Правовой механизм инновационного предпринимательства: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
  92. A.C. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2005.
  93. JI.A. Правовое регулирование инновационной деятельности: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2005.
  94. М.Ю. Правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности в городах-членах Европейского Союза: Автореферат дис.. .канд. юрид. наук. Москва, 2006.
  95. С.Г. Организация государственного регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере: теория и методология: Дис. .доктора экон. наук. Москва, 2005.
  96. Л.Г. Совершенствование организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности в системе малого предпринимательства: Дис. .канд. экон. наук. Белгород, 2006.
  97. Т.Г. Механизм венчурного финансирования инновационного процесса в промышленности: Автореф. дис. .канд. экон. наук. Екатеринбург, 2003.
  98. Монографии, учебные пособия и статьи
  99. Л.И., Гловацкая Н. Г., Погосов И. А. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004.
  100. А.Н., Кулькин А. М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: РАН. ИНИОН, 1992.
  101. С.С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008. — 595 с.
  102. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М.: Зерцало, 1996. — С. 21.
  103. А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. 2008. № 5.
  104. В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие. М.: Анкил, 2003. — С. 204.
  105. В.В., Масленников В. В., Румянцев B.C. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе. Монография. М.: Гос. унив. управления, 2000. — С. 18.
  106. В.П., Масленникова Н. П., Мишин В. М. Управление инновациями: Учебник. М.: Высшее образование. Юрайт, 2009. — С. 26.
  107. О., Елизаров В. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России // Корпоративный юрист. 2009. № 5. — С. 30.
  108. Дж., Канн Г. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  109. Бердашкевич А. П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2000 году // Вестник Московского университета. Серия 6 «Эконгомика». 2001. № 1.
  110. A.A., Чередникова JI.E., Якимович В. А. Управление инновациями в организации: Учебное пособие. М.: Издательство «Омега-J1», 2009. — С. 34−35,37−41.
  111. В.М. Малый высокотехнологичный бизнес. Владивосток: Дальнаука, 1996. — С. 21.
  112. В.М. Малое высокотехнологичное предпринимательство как элемент устойчивого развития: Препринт. Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. тех. ун-та, 1999. — С. 14.
  113. C.B. Антикризисное управление на основе инноваций. СПб.: Издательство СПбУ, 2001. — С. 80 — 97.
  114. С.А. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1997. — С. 21.
  115. Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985.
  116. А.Е. Экономические проблемы развития инновационной сферы России в условиях глобализации. Государственно частное партнерство в инновационных системах. / Под ред. Сильвестрова С. Н. -М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  117. А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России // Экономическая наука современной России. 2000 г. № 2.
  118. Ю.С., Колосов В. Г., Яковлев В. А. Интегрирующие инновации Санкт Петербурга. — СПб.: Политехника. 1998. — С. 124.
  119. Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержания малого предпринимательства (опят Голландии) // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 6.
  120. Ю.В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. — С. 13 — 14.
  121. JI. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989. — С. 5.
  122. Волынец-Руссет Э. Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках). Учебник. М.: Экономиста, 2004.
  123. М.В. Правовой инновационный опыт регионов//Журнал российского права. 2006. № 5.
  124. М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности. -М.: Аспект Пресс, 2007. С. 49 — 50, 50 -56, 72, 75, 80, 88 — 89, 95.
  125. Д.М. Диалектико-материалистические основания системных исследований // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — С. 12.
  126. М., Голицына А., Корня А. Честный атом // Газета «Ведомости» от 11 ноября. 2009. № 213 (2483) — А01.
  127. Д. Технопарки как новая форма бизнес-альянсов. // Слияния и поглощения. 2008. № 9 (67).
  128. Л.П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика: Учебник. -М.: КНОРУС, 2009. С. 31 — 36.
  129. O.A. Правовая инноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности. СПб.: Издательский дом Санкт
  130. Петербургского государственного университета, 2008. С. 11, 18, 31, 39, 85, 88, 102.
  131. JI.M. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. JIM. Гохберга. М.: ЦИСН, 2006. -С. 483.
  132. Гражданское право: Учебник. Т.1. Изд. 6-е. / Под ред. Сергеева А. П. М.: «Проспект», 2008. — С. 210.
  133. В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003. — С. 143.
  134. И.В. Правовое регулирование государственного предпринимательства. Учебно методическое пособие. — М.: Изд.-во «ПРИОР», 2001. — С. 78 — 83.
  135. И.В. Доклад. Материалы научно-практической конференции от 7 июня 2010 г. С. 4.
  136. Д.Е. Законодательство стран СНГ об инновационной деятельности и проблемы его совершенствования // Общероссийский научно-практический правовой журнал «Юридический мир». 2006. № 4 (112).
  137. Т.В. Правовое положение субъектов инновационной деятельности // Lex Russica. 2009. № 5.
  138. JI. О правовой природе государственных корпораций // Хозяйство и право. 2008. № 8.
  139. И.А. Наука и техника в гражданском праве. М.: Изд-во Моск. унта, 1977.-208 с.
  140. В.В., Иванова Н. И., Розебум Й., Хайсберс X. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
  141. М. РОСНАНО: инструмент инновационного развития России // Рынок ценных бумаг. 2008. № 22.
  142. М. Экономико-правовые аспекты венчурного предпринимательства в инновационной сфере // Хозяйство и право. -2000. № 2.
  143. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во ЦИСН, 1998. — С. 11, 20, 80.
  144. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. — С. 10, 35, 36.
  145. Д.И., Шепелев В. М. Инновации в России: институциональный анализ (проблемы собственности, рынка и налогового стимулирования). -М.: ИНИЦ Роспатента, 2002.
  146. Н., Яковец Ю., Абалкин JI. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
  147. Н.М., Харитонова Ю. С. Инновации и четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. 2008 г. № 1 (19).
  148. М.И. Инновационные поселения России: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития // НЭП 21 в. 2005. № 1.
  149. И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. № 10.
  150. Н.И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой B.C. Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) // Структура инновационного процесса. М.: ВНИИСИ, 1981.
  151. Н.И. Системно-деятельная концепция исследования нововведения // Диалектический и системный анализ. М.: Наука, 1986.
  152. B.B. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. — С. 40.
  153. С.Н. Государственно частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии — Государственно — частное партнерство в инновационных системах. / Под ред. Сильвестрова С. Н. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  154. А. Экономические проблемы управления научно-техническим процессом. Опыт системного анализа. М.: Экономика, 1973. — С. 23.
  155. В.П., Кулагин A.C. Повышение инновационной эффективности экономики России. М.: РАН, Ин-т экономики, 1994. — С. 184.
  156. Коммерческое право / Под ред. Попондопуло В. Ф., Яковлевой В. Ф. -СПб.: С.-Петербургский университет, 2007. С. 88, 89 — 91, 93.
  157. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е издание, дораб. и доп. // Сост. Бунимович Н. Т. и др.- общ. ред. Макаренко В. А. М.: Республика, 2000. — С. 201.
  158. B.C. Хозяйственное право. Т. 1. М.: Издательство БЕК, 1994. — С. 52.
  159. Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1996.
  160. В.Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 36, 49.
  161. В.Г., Скамай Л. Г. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. — С. 7, 10, 23, 411.
  162. Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2000. — С. 10.
  163. Ф. Инновационный менеджмент. М.: Экономика, 1997. — С. 23.
  164. Н.А. Инновационная экономика России. Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Либроком, 2009.
  165. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Юристъ, 1999. С. 14.
  166. Е.Л., Герасимов Б. И., Пархоменко Л. В. Качество инновационного продукта. Монография. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. — С. 3 — 4,13, 15.
  167. Ю.В., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.
  168. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / под ред. Академика РАН Лаптева В. В. и доктора юр. наук Занковского С. С. М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 451.
  169. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Коршунова Н. М. и Эриашвили Н. Д. М.: ЮНИТИ, 2003. — С. 47, 428.
  170. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: в 2 т. Т.2 / Отв. ред. Олейник О. М. М.: Юристъ, 2002. — С. 219.
  171. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — С. 270 — 275.
  172. Л.В. О налоговых льготах и будущем налога на прибыль. // Налоговый вестник. 2009. август.
  173. В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. -М.: Юристь, 2003. С. 471.
  174. В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. М.: Юристъ, 2006. — С. 561.
  175. М.П. Обеспечение и регулирование инновационных отношений в экономической системе. Казань: КГУ, 2003. — С. 107.
  176. В.А. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в условиях рыночной экономики // Государство и право. -1994. № 3.
  177. В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». 2002. № 2−3 (11−12).
  178. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. редакторы: Ершова И. В., Отнюкова Г. Д. М.: Проспект, 2006. — С. 778 — 779, 784.
  179. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. — С. 4.
  180. . Сила инновационного развития // Инновации. 2004. № 2.
  181. . Инновация и глобальный интеллектуализм // Инновации. 2006. № 9.
  182. Ю.П. Правовой режим единой технологии как объекта гражданских прав // Хозяйство и право. 2008. № 5.
  183. Ю.Г. Инновационная составляющая малого бизнеса // Патенты и лицензии. 2008. № 10. — С. 48−55.
  184. . Такер. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. Перевод с английского. М.: Олимп-Бизнесс, 2006. — С. 20, 22 -23,26−31.
  185. А.И., Суховей А. Ф. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности. М.: Экономика, 2002. — С. 11.
  186. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. — С. 13.
  187. А.Б. Организационные методы управления нововведениями. -Спб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1998. С. 31.
  188. К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой аспект предпринимателя. М.: Профобразование, 2003. — С. 25.
  189. Э.А. Инновационный менеджмент. М.: Акапис, 1996. — С. 5.
  190. Управление инновациями: в 3-х кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учебное пособие / Харин A.A., Коленский И. Л. / Под ред. Шленова Ю. В. М.: Высшая школа, 2003. — С. 34.
  191. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. — С. 169 — 170.
  192. В.Н. Инновационная деятельность: экономика, организация и управление. Иваново, 1996. — С. 286.
  193. Юридический энциклопедический словарь. Под ред. Топорнина Б. Н. -М.: Юрист, 2001.-С. 380.
  194. Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993.
  195. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.
  196. Ю.В. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. М.: ИНЭС, 1997. — С. 168 — 169.
  197. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: Теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. — С. 34.
  198. А.Н., Кулькин А. Н. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике. Работа представлена на сайте Российского фонда фундаментальных исследований по следующему электронному адресу: http://www.rffi.ru/default.asp?docid=5767.
  199. Электронная версия отчета «Индикаторы науки и техники за 2010 г.» представлена на сайте: http://www.nsf.gOv/statistics/seindl0/c/csl.htm.
  200. Доклад Экспертного совета при комитете Совета Федерации Российской Федерации по промышленной политике представлен на следующем сайте: http://www.prompolit.ru/289 856.
  201. Пленарный доклад А. Чубайса на заседании Американо-российского делового совета, состоявшемся 21 октября 2010 г. в США, представлен наi сайте: http://www.rusnano.com/Document.aspx/Download/28 506.
  202. Доклад ревизионной комиссии касательно деятельности Роснано в 2009 г. представлен на сайте: http://www.vedomosti.ru/cgi-bin/getdocument.cgi/vedomosti23−72 010.pdf?file=2010/07/23/2 414 132 226 025 020.
  203. Комментарии УК «АЛЬЯНС. ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС» в статье «Создание инновационного предприятия венчурные инвестиции в науку» представлены на сайте: http://www.venture-biz.ru/venchurnyy-biznes/89-innovatsionnoe-predpriyatie.
  204. Комментарии Веденинной E.JI. представлены в электронной версии Журнала «Учет в бюджетных учреждениях» на сайте: http://www.budgetnik.ru/reader.htm?id=1494.
  205. Официальный сайт Президента Российской Федерации: http ://w ww.kremlin.ru.
  206. Официальный сайт Российской венчурной компании: http://www.rusventure.ru/press-service/massmedia/detail.php?ID=275.
  207. Официальный сайт Российской корпорации нанотехнологий: http://www.rosnano.ru/Post.aspx/Show/21 038.
  208. Официальный сайт Государственной корпорации «Ростехнологии» http://www.rostechnologii.ru.
  209. Официальный сайт ООО «Лента.Ру»: http://www.lenta.ru.
  210. Рейтинг конкурентоспособности стан мира представлен на. сайте: http://www.wefomm.org/documents/GCR10/Full%20ranknigs.pdf.
  211. Материалы рейтингового агентства «Эксперт РА» представлены на сайте данного агентства: http://www.raexpert.ru/researches/technopark/part3/.
  212. Интервью с Исполнительным директором ОАО «Климов» Александром Ватагиным представлено на официальном сайте агентства «АвиаПорт»: http://www.aviaport.ru/news/2010/04/15/193 610.html.
  213. Информация о действующих технопарках представлена на сайте: http://www.technoparks.ru/technoparks/abitura/.
  214. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития: www.oecd.org. На данном сайте представлен отчет: OECD, STAN Indicators Database, 2009 edition.
  215. Электронная версия журнала R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast, декабрь 2009 г. представлена на сайте: http://www.rdmag.com.
  216. Всемирный отчет по конкурентоспособности (Global Research Report: China. Thomson Reuters, ноябрь 2009 г.) представлен на сайте: http://researchanalytics.thomsonreuters.com/rn/pdfs/grr-china-nov09.pdf.
  217. Информация об инновационной деятельности компании Eli Lilly представлена на официальном сайте данной компании: http://www.pharmnews.kz/kfvdb/Nomeral96/ctl.html.
  218. Информация об инновационной деятельности общества «Роснефть» представлена на официальном сайте данного общества: http://www.rosneft.ru/Upstream/ResearchAndInnovation/.
Заполнить форму текущей работой