Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировая фармацевтическая промышленность: Современное состояние и тенденции развития в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем: охарактеризована мировая фармацевтическая промышленность как один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики в условиях глобализациивыявлены основные этапы формирования и развития отраслиобъяснена специфика лекарственных препаратов как рыночной продуктовой категории. Показано, что основная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Глобализация и современные изменения в международном разделении труда
    • 1. 2. Основные этапы формирования и развития фармацевтической индустрии.V.:. i 1.3. Лекарство как рыночная продуктовая категория
    • 1. 4. Изменение роли факторов, влияющих на развитие фармацевтической отрасли
    • 1. 5. Анализ стратегий выведения нового лекарственного препарата на рынок

    ГЛАВА 2. МИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО И РЫНОК ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ. 2.1. Макроэкономические факторы развития фармацевтической отрасли. i 2.2. Фармацевтическая промышленность как сектор мировой индустрии.

    2.3. Инновации в фармацевтической индустрии как основа конкурентоспособности корпораций отрасли.

    2.4. Специфика мирового рынка фармацевтической продукции.

    2.5. Изменения в организационной структуре Фарминдустрии.

    ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ.

    3.1. Создание отечественной химико-фармацевтической промышленности.

    3.2. Развитие фармацевтической промышленности и формирование фармацевтического рынка с начала 1990-х гт.

    3.3. Макроэкономическая среда функционирования фармацевтического рынка России.

    3.4. Проблемы развития отечественной фармацевтической отрасли.

Мировая фармацевтическая промышленность: Современное состояние и тенденции развития в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фармацевтическая промышленность — одна из самых сложных отраслей химической индустрии, отличающаяся большим количеством подотраслей, высоким уровнем НИОКР и огромными капитальными затратами. Продукция современной фармацевтической промышленности приобретает все большее значение для охраны здоровья постоянно увеличивающегося населения планеты.

Для отрасли характерны устойчивые, высокие темпы роста производства и прибыли, причем рост спроса на лекарственные препараты в мире и в отдельных странах практически не зависит от подъемов или спадов в экономике. Фармацевтическая отрасль выступает в настоящее время как один из важных секторов мировой экономики, который серьезно влияет на положение дел в сопредельных сферах: здравоохранении, страховом бизнесе, финансах и т. д. При этом возрастающая наукоемкость фармацевтического производства обеспечивает тесное развитие межотраслевых связей со многими отраслями промышленности, такими как нефтехимия, биотехнология и военно-промышленным комплексом.

В условиях глобализации мировой экономики фармацевтическая индустрия претерпевает качественные изменения вследствие обширных геополитических процессов, трансформирующих масштаб рынков сбыта продукции отрасли, ликвидирующих анклавы стран и регионов, обособленные от мировой патентной системы, побуждающих к унификации предклинических и клинических методик исследования в процессе создания лекарственных средств.

Изучая экономические аспекты функционирования фармацевтической отрасли, необходимо также принимать во внимание сложный характер взаимосвязей, определяющих картину заболеваемости населения, правильно соотносить ее с различными уровнями воздействия лекарств. Так, кроме физического и психологического воздействия существенное значение оказывает и социальный эффект влияния лекарства. Он проявляется в улучшении отношений выздоравливающего пациента с окружающими, возвратом его к активному образу жизни и трудовой деятельности. Следует учитывать особенности влияния государственных программ по здравоохранению в разных странах.

Анализируя проблемы создания лекарственных средств, необходимо исследовать такое явление, как «феномен эволюции болезней». Оно обусловлено как чисто природными факторами, так и возникает в результате жизнедеятельности человека и эволюции лекарств. Необходимо учитывать также возможности, опыт и практику смежных областей знаний: химии, биологии, медицины, социологии, политологии, статистики, психологии, менеджмента. Практика деятельности крупных фармацевтических компаний, которые имеют структурные подразделения, занимающиеся проблемами поиска, открытия, создания, разработки, производства и маркетинга, а также реализации лекарственных средств, подтверждает данный тезис.

Актуальность всестороннего изучения экономических аспектов создания, производства, хранения и рынка сбыта лекарственных препаратов, охраны здоровья населения определяется также тем, что развитие фармацевтической промышленности является вопросом национальной безопасности. В последние годы происходит серьезная борьба за российский фармацевтический рынок. В то же время отечественное фармацевтическое производство в России находится в очень трудном положении: с начала 1990;х годов резко снизилось производство медикаментов и лекарственных препаратов. И хотя отечественные лекарства в среднем в несколько раз дешевле иностранных, ныне наша страна до 70% потребностей в лекарствах удовлетворяет за счет дорогостоящего импорта. И, конечно, нельзя не упомянуть о рынке поддельных лекарственных средств. В настоящее время имеет место также в некотором роде подчинение медицины фармацевтической промышленности, которая в погоне за прибылью от очередного, удачно разрекламированного препарата забывает о человеке. А врачи превращаются в «дилеров» по распространению препаратов той или иной известной фирмы.

Таким образом, проблема формирования рынка лекарственных средств в мире является многогранной, поскольку материальные потоки продукции медицинского назначения формируются как на промышленных предприятиях, так и в товаропроводящей сети: оптовой, мелкооптовой и аптечной, с помощью массированных маркетинговых мероприятий.

Степень разработанности темы. Несмотря на очевидную важность данной проблематики, степень изученности и освещения вопросов развития фармацевтической индустрии в экономической литературе явно недостаточна. В условиях процесса глобализации, как производство, так и рынок фармацевтической продукции претерпевают значительные изменения, что требует адекватного отражения происходящих процессов в научных исследованиях.

Объект исследования — мировая фармацевтическая промышленность, как сектор мировой индустрии, и специфика международного рынка продукции отрасли на современном этапе развития.

Предмет исследования — процесс эволюции фармацевтической промышленности и рынка продукции отрасли, выявление закономерностей и перспектив их развития в условиях глобализации мировой экономики.

Цель и задачи исследования

заключаются в выявлении основных закономерностей развития фармацевтической индустрии на рубеже веков, анализе особенностей мирового рынка продукции отрасли, характеристике специфики развития отрасли в России, выявлении перспективных направлений развития фармацевтической промышленности в условиях глобализации мировой экономики.

В соответствие с указанной целью в диссертации были поставлены следующие задачи: исследовать современные теоретические аспекты изучения глобализации и транснационализации в свете анализа состояния мировой фармацевтической промышленностивыявить основные этапы формирования и развития современной фармацевтической индустриипроанализировать основные факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие производства лекарственных препаратовохарактеризовать маркетинговые стратегии фирм при выведении на рынок новых лекарственных препаратовисследовать роль и позиции современной фармацевтической промышленности в мировой индустрииобозначить влияние инноваций и НИОКР на уровень конкурентоспособности транснациональных корпораций отраслипроанализировать состояние и перспективы развития мирового рынка фармацевтической продукцииохарактеризовать место России на мировом фармацевтическом рынке, особенности. и приоритетные направления развития отрасли.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых:

— по проблемам глобализации: С. И. Долгов, М. Кастельс, Э. Г. Кочетов, В. И. Кузнецов, Ф. Ларен, А. И. Неклесса, Дж. Сакс, Н. А. Симония, Л. М. Синцеров, М. А. Чешков, Ю. В. Шишков и др.

— по вопросам места и роли России в глобализирующемся мире В. Д. Андрианов, Г. П. Анилионис, В. Загашвили, В. М. Кудров, В. И. Кузнецов, В. П. Оболенский и др.

— по вопросам развития фармацевтической индустрии и других отраслей промышленности: Н. В. Алисов, И. А. Варпаховская, В. И. Дорофеев, А. Гамбарделла, В. В. Климанов, А. Б. Краснокутский, С. А. Логунова, М. Лакруа, Н. А. Леонидов, Ю. Г. Липец, Е. Е. Лоскутова, Н. С. Мироненко, А. Г. Мовсесян, Ф. Памолли, И. А. Родионова, В. Ю. Семенов, Я. И. Соколов, А. Ю. Юданов и др.

Использовались также работы по экономической теории использования пространства: А. Смита, А. Вебера, Р. Вернона, В. Кристаллера, В. Леонтьева, Т. Хагерстранда, Й. Шумпетера и многих других авторов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно-аналитический, исторический, экономико-статистический, методы группировки и классификации и др.

Информационная база диссертации. Настоящее исследование построено на базе статистических и информационных материалов различных международных организаций, занимающихся изучением промышленности и деятельности ТНК.

ООН, ОЭСР, МВФ), статистических баз данных региональных ассоциаций фармацевтических фирм-производителей, данные информационно-аналитических и рейтинговых агентств «РА Эксперт», «Фармэксперт» и др., а также статистические материалы доступные через Интернет. Широко использовались материалы специальных докладов и тематических обзоров, подготовленных экспертами указанных международных организаций, публикации периодической печати, специальная научная литература на русском, английском и французском языках.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении основных закономерностей развития фармацевтической индустрии на рубеже веков, анализе особенностей мирового рынка продукции отрасли, выявлении стратегических направлений развития отрасли в условиях глобализации мировой экономики.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем: охарактеризована мировая фармацевтическая промышленность как один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики в условиях глобализациивыявлены основные этапы формирования и развития отраслиобъяснена специфика лекарственных препаратов как рыночной продуктовой категории. Показано, что основная идея данной продукции имеет свою специфику на каждом из следующих уровней: «потребность — идея" — «идеяреальность" — «продуктовая единица лекарственно средства" — «продукт, как субъект рыночных отношений" — охарактеризовано изменение роли и соотношения факторов, влияющих на развитие фармацевтической индустрии. Выявлено, что наиболее серьезное влияние приобретает группа экономических факторов. Однако, нельзя недооценивать демографические и политические факторыпоказан уровень монополизации производственных мощностей в отрасли, проявляющийся в том, что наиболее существенную роль играют несколько крупнейших фармацевтических корпорацийопределены основные изменения в организационной структуре фармацевтической промышленности, выражающиеся в процессе слияний и поглощений, в объединении компаний производителей лекарственных средств и компаний дистрибьюторовобозначены специфика и основные направления развития мирового фармацевтического рынкаосуществлен анализ развития и особенностей рынка фармацевтической продукции в Россиипредложены стратегические направления развития отечественной фармацевтической индустрии: государственное регулирование цен и качества продукции отрасли, использование потенциала фармацевтической промышленности создаваемого, как на базе мировых научно-производственных центров, так и на базе национальных узловых секторов отрасли, выход на новейшие модели организации воспроизводственного процесса в фармацевтике на базе сетевого подхода.

Практическая значимость проведенного исследования может быть обусловлена тем, что теоретические и практические рекомендации автора могут быть широко использованы российскими фармацевтическими предприятиями и регулирующими органами в сфере здравоохранения. Материалы диссертации могут быть также использованы при чтении лекций учебных курсов и спецкурсов на экономическом и других факультетах вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты. настоящего исследования докладывались на следующих конференциях: Студенческая научная конференция «Глобализация и национальные интересы России», Москва, РУДЫ, 2001; Всероссийская научно-педагогическая конференция «Современная социально-экономическая среда: человеческое измерение», Казань, ЮТУ, 2003; Девятая Международная Конференция молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России», Санкт-Петербург, СПГУ, 2003; III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны СНГ в условиях глобализации», Москва, РУДН, 2004;

Научно-практическая конференция, посвященная памяти В. Ф. Станиса «Современная экономическая теория и реформирование России», Москва РУДН 2004 и другие.

По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом 2,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Структура настоящего исследования построена в соответствии с логикой раскрытия всех аспектов заявленной проблематики. Основной текст работы изложен на 180 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц, 3 рисунка. Приложения включают 11 таблиц и 3 рисунка. Библиография содержит 178 наименований теоретических и информационно-статистических материалов на русском и иностранном языках, включая материалы глобальной сети Интернет.

Выводы. Качество человеческого потенциала России, как и любой другой страны, во многом определяется показателями здоровья населения. В настоящее время проблема улучшения характеристик состояния здоровья и качества жизни населения выступает в качестве приоритетной в стратегии социально-экономического развития нашего государства.

Представляется, что решение этой проблемы должно идти по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо поощрять деятельность по укреплению здоровья населения, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия, по развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, должен быть использован потенциал фармацевтической промышленности создаваемый, как на базе мировых научно-производственных центров, так и на базе национальных узловых секторов фармацевтики. В-третьих, следует вести работу по упорядочению цен на фармацевтическую продукцию и сдерживанию их роста, эффективному и экономичному расходованию государственных средств, государственному регулированию цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством России.

Таким образом, представляется, что наиболее действенными способами разрешения сложившейся в России серьезнейшей проблемы, связанной с оздоровлением нации, являются мероприятия более действенного использования научных, производственных и испытательных наработок и мощностей мировой фармацевтики и имеющихся передовых тенденций развития российского биологического, химического и фармацевтического производства, и более тесного переплетения этих производственных систем.

Потенциал фармацевтического рынка России определяется большой численностью населения, он постоянно растет в силу роста общей заболеваемости, который нивелируется естественной убылью населения за годы реформ и неравномерностью миграционного прироста. Этот потенциал не может быть полностью реализован в силу достаточно высокой доли сельского населения. Российский фармацевтический рынок испытывает сложные структурные изменения из-за: общего старения населения, сокращения рождаемости, ускоренного роста заболеваемости подростков и детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мировая фармацевтическая промышленность является одним из наиболее динамично развивающихся секторов химической промышленности. Как и в любой другой отрасли, здесь возникали проблемы, но трудности не носили стратегического характера и разрешались путем эволюционного трансформирования фармацевтического рынка или компаний отрасли. Совершенно очевиден тот факт, что фармацевтическая индустрия менее чувствительна к любым экономическим спадам, так как спрос на ее продукцию определяется сочетанием множества социально-экономических факторов, среди которых можно отметить: непрекращающийся рост населения, уровень социально-экономического развития стран, развитие методов лечения и диагностики в медицине, стремление к поддержанию уровня, качества и продолжительности жизни населения и т. д.

Мировая фармацевтическая индустрия вступила в очередной этап своего развития, суть которого составляют процессы многогранной и всеобъемлющей интеграции. К концу второго тысячелетия индустрия испытывает глубочайшие изменения, обусловленные не только внутренними доминантами саморазвития, но и провоцируемые стремительной эволюцией общественного сознания, экспоненциальным ростом информационных потоков, кардинальными изменениями окружающей среды, серьезными геополитическими переменами.

При изучении экономических аспектов функционирования фармацевтической отрасли, необходимо учитывать, что кроме физического и психологического воздействия существенное значение оказывает и социальный эффект влияния лекарства. Он проявляется в улучшении отношений выздоравливающего пациента с окружающими, возвратом его к активному образу жизни и трудовой деятельности. Нельзя также оставлять без внимания особенности влияния государственных программ по здравоохранению в разных странах.

Анализируя проблемы развития фармацевтической отрасли необходимо учитывать также возможности, опыт и практику смежных областей знаний: химии, биологии, медицины, социологии, политологии, статистики, психологии, менеджмента. Это подтверждается практикой деятельности крупных фармацевтических компаний, которые имеют структурные подразделения, занимающиеся проблемами поиска, открытия, создания, разработки, производства и маркетинга, а также реализации лекарственных средств.

Мировая фармацевтическая индустрия претерпевает изменения вследствие обширных геополитических процессов, трансформирующих масштаб рынков сбыта, ликвидирующих анклавы, обособленные от мировой патентной системы, побуждающих к унификации предклинических и клинических методик.

Глобализация фармацевтической индустрии, во многом обусловленная увеличением издержек на создание и разработку оригинальных лекарств, а также консолидированной позицией крупных медицинских структур, направленная на снижение оптово-закупочных цен, приводит к необходимости интеграционных процессов в отрасли. Научная и коммерческая интеграция, проявляющаяся в создании альянсов, организации обмена информацией, объединении сбытовых сетей способствует не только оптимизации административных, научных, технологических и сбытовых структур компаний, но и существенно снижает издержки, что в свою очередь позволяет удешевить препараты, попадающие в больницы и на прилавки аптек, а также аккумулировать финансовые ресурсы для разработки новых лекарств.

Одним из проявлений глобализации в мировой фармацевтической индустрии и на рынке продукции отрасли является возрастание роли ТНК. Все чаще приходится говорить не о странах-лидерах, а о корпорациях-лидерах отрасли. Это одно из проявлений глобализации в мировой фармацевтической индустрии. На долю крупнейших фармацевтических фирм приходится наибольшая доля производственных мощностей расходов на НИОКР. Они имеют объемы продаж, превышающие десятки миллиардов долларов, и высокие показатели рыночной капитализации.

Суммарные данные по рыночной капитализации лидирующих корпораций отрасли («Пфайзер», «Мерк», «ГлаксоСмитКляйн», «Джонсон энд Джонсон» и др.) свидетельствуют о том, что очень высока концентрация капитала в фармацевтической отрасли в руках крупнейших ТНК, показатель рыночной капитализации которых вполне сопоставим с таковым у крупнейших ТНК мира, таких как «Дженерал Моторс», «Экссон Мобил» и др.

При этом следует отметить, что американские фармацевтические компании являлись более конкурентоспособными по сравнению с европейскими. В 2004 г. набольший объем мировых продаж медикаментов приходился на Северную Америку, страны ЕС, Японию.

Изменения в организационной структуре отрасли выражаются в том, что научная и коммерческая интеграция, проявляющаяся в создании альянсов, организации обмена информацией, подразделений НИОКР, объединении производственных и сбытовых сетей способствует не только оптимизации административных, научных, технологических и сбытовых структур компаний, но и существенно снижает издержки. Это в свою очередь позволяет удешевить препараты, попадающие в больницы и на прилавки аптек, а также аккумулировать финансовые ресурсы для разработки новых лекарственных препаратов.

Говоря о месте России на мировом фармацевтическом рынке, необходимо отметить, что на современном этапе доля ее рынка незначительна. Резко снизилось производство медикаментов и лекарственных препаратов, большую долю потребностей в лекарствах удовлетворяет за счет дорогостоящего импорта, что непосредственно связано с вопросами национальной безопасности нашей страны. Необходимо отметить, что российские фармацевтические компании в период кризиса 1998 г. со всей очевидностью продемонстрировали, что способны побеждать в конкурентной борьбе и вытеснить с рынка иностранных производителей традиционной продукции, дублирующей изготавливаемые ими препараты.

Крупнейшие фармацевтические компании России в основном являются холдинговыми структурами, и, как правило, включают в себя несколько производственных, а иногда и сбытовых компаний. При организации маркетинговых служб и переходе от сбытовой идеологии к философии маркетинга российским компаниям необходимо организовать свою маркетинговую работу, используя сразу же подходы нового тысячелетия, например, такие как интегрированные маркетинговые коммуникации.

Потенциал фармацевтического рынка России определяется большой численностью населения. Он постоянно растет в силу роста общей заболеваемости, который нивелируется естественной убылью населения за годы реформ и неравномерностью миграционного прироста. Этот потенциал не может быть полностью реализован в силу достаточно высокой доли сельского населения. Российский фармацевтический рынок испытывает сложные структурные изменения из-за: общего старения населения, сокращения рождаемости, ускоренного роста заболеваемости подростков и детей.

Основными стратегическими направлениями развития отечественной фармацевтической индустрии представляются следующие: государственное регулирование цен и качества продукции отрасли, использование потенциала крупнейших фармацевтических ТНК и национальных узловых секторов отрасли, выход на новейшие модели организации воспроизводственного процесса в фармацевтике на базе сетевого подхода.

Наиболее действенными способами разрешения серьезнейших проблем фармацевтической отрасли России, связанных с оздоровлением нации, являются мероприятия более эффективного использования научных, производственных и испытательных наработок и мощностей мировой фармацевтики и имеющихся передовых тенденций развития российского биологического, химического и фармацевтического производства, и более тесного переплетения этих производственных систем за счет включения ряда отечественных воспроизводственных звеньев в мировые технологические циклы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. В. Мазо Л.В. Биоиндустрия мира главные регионы// География, 2000, №№ 11−12.
  2. Н.В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор), М.: Гардарика, 2000.
  3. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 47—57.
  4. Г. П. Россия как структурное звено глобальной экономики: Аспекты методологического анализа. М.: ЦНИИЭИуголь, 2000.
  5. А., Кирсанова Т. Состояние и перспективы развития фармацевтического рынка России // Фармацевтический вестник, № 7, 1999.
  6. М. С. Маркетинговое управление фармацевтической фирмой. Автореферат диссертации к.э.н. М., 1996.
  7. A.M. О бюджете на здравоохранение // Фармацевтический вестник, № 31, 2002.
  8. В.В., Мешковский А. П. Нормирование фармацевтического производства. — М.: Ремедиум, 2001.
  9. М.А. Краткие очерки об истории химических открытий, ГНТИ Украины, 1932, С.23.
  10. И.Я. Экономическая безопасность России: история и практика М.: ИСПИ РАН, 2001.
  11. С., Соколова В., Ливанский С. В чьих портфелях будущее фармотрасли? // Ремедиум, № 4,2000.
  12. И. Мировой рынок современной биотехнологии на подъеме // Ремедиум, № И, 1999.
  13. И. Официальные итоги 1998 фармацевтического года // Ремедиум, № 9, 1999.
  14. И. Перспективы развития рынка современных биотехнологических препаратов в России // Ремедиум, №'11, 1999.
  15. М. Возможности по сокращению таможенных расходов для фармацевтических компаний // Ремедиум, № 4, 2005, С. 48 50.
  16. Государственная программа РСФСР улучшения лекарственного обеспечения и развития фармацевтической промышленности в 1992—1995 годах. М., 1992.
  17. С., Соколова В. Фармацевтический рынок в первом полугодии 2001 года: региональные различия // Ремедиум, № 10,2001, С. 16−20.
  18. Д. Создание лекарств XXI века требует миллиардов долларов // Финансовые известия, № 97,1995.
  19. Э.А. КТНК в России М.:Инфограф, 2000.
  20. Гудман, Джилман, Фармакологические основы терапии, 7-е изд., Нью-Йорк, 1995.
  21. Е. Рассчитывать на большие прибыли могут лишь «монстры» фармацевтики //Финансовые известия, № 97,1995.
  22. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998.
  23. О. Система Мир //Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.
  24. В. И. Формирование механизма функционирования фармацевтической промышленности России в условиях переходного периода. Автореферат диссертации д.э.н. М., 1995.
  25. Т., Северцев В. А. О состоянии медицинской промышленности // Экономический вестник фармации, май, 1999.
  26. В. Мировая торговля //Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 8. С. 9−14.
  27. В., Романова С. Медицинская промышленность России: итоги 1999 года // Ремедиум, № 4, 2000.
  28. В., Романова С., Медицинская промышленность в первом полугодии 1999 //Ремедиум, № 10, 1999, С.28−30.
  29. В.М., Романова С. А. Российский фармацевтический рынок в 1999 году // Ремедиум, № 4, 2000.
  30. В. Катастрофа на фармацевтическом рынке России: причины и последствия // Фармацевтический вестник, № 21, 1998.
  31. Импорт лекарственных средств в 1998 году: «до» и «после» кризиса // Ремедиум, № 5, 1999.
  32. Индикаторы // Ремедиум, № 11,1999.
  33. Индикаторы // Ремедиум, № 12,1999, С. 69.
  34. В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000.
  35. Итоги и перспективы фармбизнеса // Ремедиум, № 1,1999.
  36. Ю. «Независимость от импорта» зависит от правительственных решений//Ремедиум, № 10, 1999.
  37. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под науч. ред. проф. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  38. Клуб «Эксперт-10». Самые крупные компании России //Эксперт. 2000. № 37. С. 54−60.
  39. И. Французское лекарственное наступление продолжается // Ремедиум, № 10,1999.
  40. Г. От хита до блокбастера // Эксперт, № 9, 2005, С. 60 64.
  41. А. Леонидов Н. Фарминдустрия теряет инвестиционную привлекательность, но у нее есть спасение // Финансовые известия, № 97, 1995.
  42. А.Б., Лагунова А. А. Фармаэкономика Т.1./ Системный анализ мирового фармацевтического рынка. Науч. ред. Падалкин В. П. М.: Классик-Консалтинг, 1998.
  43. В.М. Место России в мировой экономике в начале XXI века //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. С. 75−83.
  44. В.М. Мировая экономика. Учебник. М.: Изд. БЕК, 1999.
  45. В.М., Прав дина С. Производительность труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании //Вопросы экономики. 1999. № i.e. 112−123.
  46. В.И. Реформы России и перераспределение доходов //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6. С. 72- 86.
  47. В.И. Реформы России и перераспределение доходов //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6. С. 72−86.
  48. Левинштейн И. И, История фармации и организации фармацевтического дела. -М.: Медгиз, 1939.
  49. Лин А. А. Особенности фармацевтической промышленности и ее подотраслей как объектов инвестирования // Экономический вестник фармации, май, 1999.
  50. Лин А. А. Фармацевтический рынок и его особенности / А. А. Лин- С.-Петерб. гос. хим.-фармацевт. акад., 1997
  51. Ю.Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2000.
  52. Лицензирование в Европейском Союзе: фармацевтический сектор / Ред.-сост. В. А. Усенко, А. Л. Спасокукотский. Киев: Морион Лтд., 1998.
  53. Лопатин Н. В, Прохоров А. В. Организация и экономика фармации, как объект исследования // Фармация, № 2,1992.
  54. Е.Е., Коробко Е. Ю. Оценка дистрибьюторской сети // Ремедиум, № 4, 2000.-С. 60−61.
  55. Е.Е., Коробко Е. Ю., Курашов М. А. Логистика — концепция будущего на фармацевтическом рынке / Аптечная сеть России: Сб. докл. — М.: МЦФЭР, 2000. С. 156 — 160.
  56. Е.А., Лоскутова Е. Е., Дорофеева В. В. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка. М.: МЦФЭР, 2000.
  57. А., Саповский М., Падалкин В., Импорт субстанций для производства ГЛС // Ремедиум, № 12,1999.
  58. Д. Делегирование риска // Эксперт, № 9, 2005, С. 60 64.
  59. А. Российская фармацевтика осваивает международные стандарты // Финансовые известия, 22 мая 1997.
  60. А. Комплекс неполноценности в российском фармпроизводстве //Ремедиум, № 12,1999.
  61. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). М.: Издательский Дом Новый Век, 2001.
  62. Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М.: Изд. Ун-та им. Дашковой, 1995.
  63. Н.С. Проблемы исследования пространственных структур мирового хозяйства //Пространственные структуры мирового хозяйства. М.: прсесс-Соло Изд. Ун-та им. Дашковой, 1999. С. 6−30.
  64. А.Г. Транснационализация в мировой экономике: Учеб. пособие. М.: Финанс. академия при Правительстве Рос. Федерации, 2001.
  65. А.Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  66. А.Г., Огнивцев С. Б. Транснациональный капитал и национальные государства//Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6.
  67. С. «Байер» предпринимает очередную попытку монополизировать аспирин//Финансовые известия, № 43, 1997.
  68. А.С. Фармрынок вступает в фазу перемен // Фармацевтический вестник, № 40, 2002.
  69. В. Производить то, что можно продать // Фармацевтический вестник, № 14, 2002.
  70. JI.A. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. С. 3−8.
  71. А. Г. Очерк развития химико-фармацевтической промышленности СССР. М., 1967.
  72. А.И. Постсовременная цивилизация //Прикладные аспекты глобализации. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Специальный выпуск. М.: Издательский Дом Новый Век, 2001. С.24−28.
  73. М. В. Фармрынок без стратегии // Фармацевтический вестник, № 19,2002.
  74. Новости отечественных производителей // Экономический вестник фармации, май, 1999.
  75. В.П. Включение России в мирохозяйственные отношения. Проблемы прогнозирования //Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5.
  76. В. Десять лет без права на ошибку. Медицинская промышленность России: итоги 1999 года // Ремедиум, № 4, 2000.
  77. С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
  78. Д. Международные фармацевтические компании подводят итоги перового полугодия 2000 г. // Фармацевтический вестник, № 17, 2000.
  79. Г., Бородин П. Россия в XXI в. //Безопасность Евразии, № 3, 2003.
  80. Р. Медицинская промышленность России: положение трудное, но перспективы есть // Фармацевтический вестник, № 7,1999.
  81. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  82. М. Конкуренция /Пер. с англ. М. Вильяме, 2000.
  83. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран /Пер. с англ. М.: Межд. отношения, 1993.
  84. В. О некоторых закономерностях инновационного процесса в условиях рыночной экономики // Ремедиум, № 3, 1999 г., С.36−41.
  85. И.А. Макрогеография промышленности мира (общий обзор). М.: Гардарика, 2000.
  86. И.А. Мировая экономика:индустриальный сектор. М.-С.-Пб.: Питер, 2005.
  87. И.А., Овчаров Е. Г. Проблемы и основные направления развития фармацевтической промышленности России // Сб. трудов «Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве» /под ред. Ю. Г. Липеца, М.: ИГ РАН, 2000, С. 235−243.
  88. И.А., Овчаров Е. Г. Фармацевтическая промышленность мира (основные направления развития)// Депонировано ИНИОН РАН № 55 815 от 17.07.2000, 36 с
  89. И.А., Овчаров Е. Г. Фармацевтическая промышленность Российской Федерации // Вестник РУДН, серия экономика, № 1(7), 2001
  90. П. Регионы и центр обсудили состояние здравоохранения в России. //Ремедиум, № 1, 1999 г.
  91. С., Захарова В. Промышленная биотехнология в России // Ремедиум, № 11,1999 г.
  92. Русский фармацевтический рынок. Общая ситуация и прогноз развития на 1999 г. // Экономический вестник фармации, май, 1999.
  93. М. В. Новые формы хозяйствования в фармации при переходе к рыночной экономике. Автореферат диссертации к.фарм.н. — СПб., 1995.
  94. Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  95. Arora A., Gambardella A., Pammolli F. The nature of the market for technology in biopharmaceuticals. Berlin, 2002.
  96. Вас Catherine, Cornilleau Gerard Economie de la sante: les depenses de sante // Probleme economique #2.22,2001
  97. Declaire Jean-Rene, La Parapharmacie, Presses Universitaire de France, 1989.
  98. Dicken P. Transnational corporations and the spatial organization of production. Some theoretical and empirical issues //The world economy and the spatial organization of power. Aldershot, 1990. P. 31−55.
  99. Gambardella A., Orsenigo L., Pammolli F. Global competitiveness in pharmaceuticals. A European perspective. Brussels, 2000.
  100. IMS Retail Drug Monitor: 12 months to August 2004 // European Pharmaceutical Executive, 2004.
  101. IMS Retail Drug Monitor: 12 months to November 2003 // European Pharmaceutical Executive, 2004.
  102. Jues Jean-Paul, L’industrie farmaceutique, Presses Universitaire de France, 1998, 128 p.
  103. Kahn Cf. M. La pharmacie en URSS // Le courrier des pays de l’Est, 352, 1990.
  104. Lacroix M.-H. La pharmacie en Russie: reorganisation et dependences // Le courrier des pays de l’Est, 443, 1999.
  105. Mitchell W., Roehl Т., Slattery, R. J., Influences on R&D Growth among Japanese Pharmaceutical Firms in 1975−1990 // Journal of High Technology Management Research, Vol.6, N. l, 17−31, 1995.
  106. Mowery D., Nelson R.R., Sources of Industrial Leadership, Cambridge, University Press, Cambridge, 1999.
  107. Naudet H. L’industrie pharmaceutique de l’ex-URSS en quete de partenaires // Le courrier des pays de l’Est, 391, 1994
  108. Pammolli F., Riccaboni M. On the nature of markets for technology: Lessons from the pharmaceutical industry / Sixth Annual Organization Science Winter Conference, Keystone, 2000.
  109. Research in Pharmaceutical Economics, № 3,1997.
  110. Rosenau J. Turbulence in world politics. Princeton, 1990.217. Scrip Yearbook 1996.218. Scrip, № 2137, 1996, C.10.219. Scrip, № 2253, 1997.
  111. Un secteur en effervescence // Probleme economique #2.22,2001
  112. UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1998.
  113. ШШО. The Globalization of Industry. Vienna, 1996.
  114. Wallerstain I. The modern World-System. San-Diego, N.-Y., etc., 1989.
  115. Walters M. Globalization. London, N.-Y., 1996. XTV.
  116. World Investment Report, 1995. Transnational Corporations and Competitiveness. UN. N.-Y., 1995.
  117. World Investment Report, 1998: Trends and Determinants. N.-Y., Geneva: UNCTAD, 1998.
  118. World Investment Report, 2000. UNCTAD. N.-Y., Geneva, 2000.
  119. World Investment Report, 2002. UNCTAD. N.-Y., Geneva, 2002.
Заполнить форму текущей работой