Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие внешнеэкономических связей России и ее регионов с Украиной

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение и апробация результатов исследований. Проведенные в процессе подготовки диссертации исследования, отдельные положения диссертации, предлагаемая методология оценки уровня внешнеэкономических связей регионов применялась при подготовке ряда научных работ, выполненных с участием автора Центром исследований экономических проблем СНГ Совета по изучению производительных сил для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы организации внешнеэкономи- 10 ческих связей
    • 1. 1. Теории природы и сущности торгово-экономического 10 взаимодействия стран
    • 1. 2. Классификация и показатели уровня внешнеэкономиче- 23 ских связей
    • 1. 3. Нормативно-правовая база экономического сотрудничест- 34 ва России и ее регионов с Украиной
  • Глава 2. Оценка современного состояния внешнеэкономических связей России и ее регионов с Украиной
    • 2. 1. Общая характеристика экономического сотрудничества 49 России и Украины
    • 2. 2. Оценка практики тарифных и нетарифных ограничений во 65 взаимной торговле
    • 2. 3. Роль и место регионов России во внешнеторговом обороте 86 с Украиной
  • Глава 3. Направления совершенствования внешнеэкономических связей России и ее регионов с Украиной
    • 3. 1. Углубление производственных связей
    • 3. 2. Приоритетные направления экономического сотрудниче- 117 ства г. Москвы с регионами Украины
    • 3. 3. Механизм организации взаимовыгодных экономических 127 связей России и Украины

Развитие внешнеэкономических связей России и ее регионов с Украиной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Взаимовыгодность экономического сотрудничества России и Украины обуславливается исключительной степенью интеграции, взаимодополняемости и взаимозависимости экономики, сложившейся в течение многих десятилетий системой отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства. Так, на долю Украины в 1989 году приходилось 37% всей ввозимой в Россию продукции и 39% всей вывозимой из России продукции по межреспубликанскому обмену, а доля России составляла на Украине почти три четверти всей ввозимой и две трети всей вывозимой продукции. Ежегодный товарооборот России с Украиной составлял около 55 млрд долл., что превышал по объему общий товарооборот России с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией и Казахстаном. После распада Союза ССР внешнеэкономические связи России и Украины стали больше ориентироваться на страны дальнего зарубежья в связи с чем, товарооборот между странами сократился до 12 млрд долл., т. е. в 4,5 раза по сравнению с уровнем 1990 го года.

Вместе с тем, развитие экономических отношений России с Украиной является очень важным, так как на Украине сохранились многие монопольные промышленные производства, продукция которых необходима для российских потребителей (особенно в сфере ВПК) — осуществление Россией экономического взаимодействия с западными странами во многом зависит от Украины, поскольку большинство железнодорожных и автомобильных дорог, трубопроводов, морских портов, ориентированных на Европу, являются украинскими. Россия крайне заинтересована в экономическом сотрудничестве с Украиной в связи с необходимостью транспортировки своих энергоносителей на запад, совместном использовании инфраструктуры черноморских портов, поставки ряда стратегических ресурсов. В процессе формирования Единого экономического пространства, ожидаемого вступления в ВТО, Россия и Украина должна выработать общие позиции экономического взаимодействия. Актуальность данного исследования определяется необходимостью комплексной оценки современного состояния экономических отношений и выработки мер по совершенствованию организации экономических связей России и Украины в новых условиях глобализации.

Степень разработанность проблемы. Теоретическую базу развития внешнеэкономических связей в процессе международного разделения труда на всех этапах зарождения и становления политической экономии составляют работы представителей меркантилистов: Т. Ман, А. Монкретьенклассической школы: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардонеоклассической школы: Э. Хекшер, Б. Олин, П. Самуэльсон, В. Столпер, В. Леонтьев, К. Эклунд, М. Портер, П. Линдерт, Д. Линвилл и др.

Значительный вклад в развитие теории международной торговли и внешнеэкономических связей Российской Федерации внесли российские ученые: Е. Ф. Авдакушин, В. Д. Андрианов, И. Т. Балабанов, С. И. Долгов, И. Дюмулен, А. Киреев, В. П. Колесов, В. А. Орешкин, М. Н. Осьмова, А. Си-тарян, А. Г. Семенов, И. П. Фаминский, О. В. Черковец.

Фундаментальные и прикладные проблемы экономического взаимодействия России с Украиной и другими странами СНГ нашли развитие в работах российских ученых: Л. С. Бляхмана, А. Н. Барковского, Л. Б. Вардомского, В. А. Вашанова, Ю. Ф. Година, Р. С. Гринберга, Н. С. Зиядуллаева, Н. К. Исингарина, Ф. Н. Клоцвога, Ф. А. Миришли,.

A. Д. Никипелова, В. А. Покровского, Е. Г. Чистякова, Г. Л. Шаталова и др.- а также украинских: А. И. Амоши, В. М. Гееца, А. Ф. Гуцала, С. И. Дрогунцова,.

B.И. Пилы, С. И. Пирожкова, В. Р. Сиденко.

Анализ публикаций и научно-исследовательских работ, с одной стороны, свидетельствует о высокой степени заинтересованности авторов в изучении данной области международной экономики, с другой — о недостаточном уровне развития методологии системного анализа двусторонних отношений России и Украины на современном этапе.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются внешнеэкономические связи России, а объектом система экономического взаимодействия России с Украиной.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в анализе современного уровня внешнеэкономических связей России с Украиной и обосновании предложений по их совершенствованию в условиях формирования Единого экономического пространства.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

• исследована теория природы и сущности торгово-экономического взаимодействия стран и регионов;

• усовершенствована классификация и предложены показатели оценки уровня внешнеэкономических связей;

• выполнена оценка современного состояния внешнеэкономических связей России и ее регионов с Украиной;

• обоснованы направления совершенствования внешнеэкономических связей России с Украиной.

Методологические и теоретические основы исследования. Цели и задачи исследования предполагают использование методов системно-структурного и ситуационного анализа, экспертных оценок, историко-хронологического, монографического, аналитического и статистического анализа, сочетания количественных и качественных подходов к изучению рассматриваемых явлений.

Методологической и теоретической основой диссертационной работы являются труды классиков по проблемам мировой экономики и международного разделения труда, исследования российских и украинских ученых по вопросам экономических взаимоотношений в СНГ, формирования зоны свободной торговли и единого экономического пространства, условий присоединения к ВТО, анализа социально-экономической ситуации на Украине.

Информационной основой исследования послужили материалы Стат-комитета СНГ, Госкомстата России, данные Таможенной статистики России, аналитические и статистические обзоры Исполкома СНГ, Статкомитета Украины, научные отчеты и разработки Центра исследований экономических проблем СНГ Совета по изучению производительных сил.

В работе использована обширная нормативно-правовая база, определяющая условия внешнеэкономической деятельности России и Украины, взаимных внешнеэкономических связей двух государств, создания зоны свободной торговли в СНГ, формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины, договора и соглашения между Россией и Украиной на межгосударственном и межрегиональном уровне, правила и требования Всемирной торговой организации (ВТО) и Европейского Союза (ЕС).

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:

• разработаны методологические основы оценки уровня внешнеэкономических связей регионов России, включающие систему показателей оценки и модели расчетов;

• проведена оценка нормативно-правовой базы экономического сотрудничества России и ее регионов с Украиной;

• дана оценка практики тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле России и Украины;

• выявлена роль и определено место регионов России во внешнеторговом обороте с Украиной на основе применения корреляционного анализа, расчетов внешнеторговой квоты, экспортной квоты, душевого товарооборота и др.;

• разработана группировка субъектов РФ в зависимости от годового объема товарооборота с Украиной;

• обоснованы приоритетные направления производственных связей России и Украины;

• предложен механизм организации взаимовыгодных внешнеэкономических связей России и Украины на основе правил и норм ВТО и ЕС, включающих единые принципы регулирования внешнеэкономической деятельности, согласованную политику в области протекционистских мер.

Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в возможности дополнения теоретических основ организации внешнеэкономических связей регионов и общем механизме экономического взаимодействия стран СНГ с учетом требований норм и правил ВТО и ЕС.

Представленные в диссертации рекомендации и предложения могут быть использованы в работе исполнительной и законодательной власти России при подготовке новых международных и национальных нормативно-правовых актов, определяющих порядок и содержание экономического сотрудничества России и ее регионов с Украиной, выработки экономической политики России с Украиной в условиях формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины, а также присоединения России и Украины к ВТО.

Внедрение и апробация результатов исследований. Проведенные в процессе подготовки диссертации исследования, отдельные положения диссертации, предлагаемая методология оценки уровня внешнеэкономических связей регионов применялась при подготовке ряда научных работ, выполненных с участием автора Центром исследований экономических проблем СНГ Совета по изучению производительных сил для Минэкономразвития России, Правительства Москвы, Российской академии наук и других организаций, в том числе: «Совершенствование производственных связей России со странами СНГ (на примере Украины и Молдовы)» (2003 г.) — «Развитие про-. изводственно-кооперационных связей г. Москвы и Донецкой области» (2003 г.) — «Направления взаимовыгодного сотрудничества г. Москвы с Автономной Республикой Крым в рекреационной сфере» (2002 г.) — «Мониторинг структуры товарооборота и определение аномалий в экспортно-импортных операциях России со странами СНГ с экспериментальной апробацией на примере Украины и Молдавии» (2003 г.) — «Разработка предложений по организационным и экономическим мерам при создании Единого экономического пространства России с Белоруссией, Казахстаном и Украиной» (2004 г.).

Результаты исследований были доложены на: межпарламентских слушаниях Комитета Совета Федерации по делам СНГ «Россия-Украина: поиск совместных подходов к углублению экономической интеграции» (ноябрь, 2002 г.) — международной научно-практической конференции «Региональное сотрудничество России и стран СНГ» (май, 2004 г.) — секции Ученого совета СОПС «Проблемы СНГ и внешнеэкономической деятельности регионов» (март, 2005 г.).

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена методологическими положениями исследования и концептуальным подходам автора к изучению проблемы организации внешнеэкономических связей России и ее регионовопорой на современные теоретические достижения отечественных и зарубежных исследователей в области теории международного разделения труда, организации внешнеэкономической деятельности, регулирования экспортно-импортных операций в России, СНГ, Украине, нормами и правилами ВТО и ЕСпрактическим внедрением основных положений, выводов и рекомендаций в процессе подготовки аналитических и прогнозных материалов для органов государственного управления в Российской Федерацииприменением широкого спектра экономико-статистических расчетов для обоснования основных положений диссертации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников из 177 наименований и приложения.

Выводы и предложения.

1. В процессе развития экономического взаимодействия между странами первые систематизированные взгляды на природу международной торговли обосновали меркантилисты, отмечающие, что развитие экспорта и ограничение импорта позволяет стране получить определенный выигрыш. В последствии А. Смит сформулировал идею абсолютного преимущества, согласно которой страна экспортирует товар, производимый с меньшими издержками, чем это удается торговому партнеру. Теорию преимущества развил Д. Рикардо, обосновав закон сравнительного преимущества. Хотя теория сравнительных преимуществ отображала универсальный принцип международной торговли, она не объясняла различий в производительности труда и не давала возможности расширить анализ за пределами фактора труда. В теории факторных пропорций Хекшера-Олина наиболее значимыми факторами признаны труд, земля и капитал. Парадокс Леонтьева и последующие его объяснения показали, что теория Хекшера-Олина в целом удовлетворительно, но не лучшим образом объясняет международную торговлю.

Более реалистичный подход к международной торговле требует включения в анализ показателей спроса и предложения, эффекта от масштабов и специализации производства, межстрановую мобильность факторов производства, уровень внешнеторгового регулирования.

2. В общем виде внешнеэкономические связи можно классифицировать по административно-территориальному признаку, по направлению товарного потока и функциональному признаку. В свою очередь, товарные потоки могут быть ориентированы на вывоз продукции и услуг (экспорт) и ввоз (импорт). По основным функциям внешнеэкономические связи разделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные и инвестиционные.

3. Для выявления региональных особенностей внешнеэкономических связей России с Украиной предлагается использовать систему показателей и расчетных данных, включающих: общий объем товарооборота каждого регионаобъем экспорта и импортасальдо торгового обменаместо региона в объеме товарооборота России с Украинойместо региона в товарообороте с Украиной в общем объеме товарооборота региона со странами СНГдушевой товарооборот регионов России с Украинойэкспортная квота регионов России при торговле с Украинойобщеторговая квота регионов России при торговле с Украинойобъем произведенного валового регионального продуктачисленность населения регионов Россиирасстояние российских регионов от границ с Украинойпоказатели, отражающие приграничное с Украиной расположение региона.

Применительно к внешнеторговым связям регионов в диссертации предложены формулы оценки их уровня.

4. Современные российско-украинские отношения основываются на достаточной нормативно-правовой базе. В 1993;2004 годах между Россией и Украиной подписано 310 двусторонних договоров и соглашений, в том числе 218 — на межгосударственном и правительственном уровне, а остальные на межведомственном. Нормативно-правовая база российско-украинских экономических отношений включает следующие направления:

— формирование зоны свободной торговли, установление торговых режимов между двумя странами;

— вопросы собственности и правопреемства в отношении внешнего долга, активов и пассивов бывшего Союза ССР;

— сотрудничество в сфере отдельных отраслей народного хозяйства;

— таможенно-тарифное регулирование;

— конкурентная политика, естественные монополии;

— налоговая политика, бюджетные и кредитно-денежные отношения;

— сотрудничество в сфере инвестиционной деятельности, услуг, социальной политики;

— межрегиональное и приграничное сотрудничество.

5. За период с 1991 по 2003 годы объем товарооборота России с Украиной уменьшился в 4,5 раза. Данный показатель превышает общее сокращение товарооборота со всеми странами СНГ. В структуре российского экспорта на.

Украину в 2003 году минеральные продукты составили 62,5%, машины, оборудование и транспортные средства — 15, продукция химической промышленности — 6,9, металлы и изделия из них — 6,1, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 5%. В структуре импорта: машины и оборудование — 29,4%, металлы и изделия из них — 24,8 и продовольственные товары — 21,5%. Во взаимной торговле структура товарообменных операций Украины является более прогрессивной, так как она больше продает в Россию продукции перерабатывающих отраслей, а взамен получает российские топливно-энергетические ресурсы.

6. Основными сдерживающими факторами, ограничивающими внешнеэкономические связи России с Украиной, являются:

• неурегулированность вопросов украинской задолженности и за поставки природного газа;

• нерешенность вопросов участия России в газотранспортной систем Украины;

• несогласованность тарифов на транспорт российской нефти и газа через территорию Украины;

• имеющиеся различия в тарифных и нетарифных мерах регулирования экспортно-импортных операций и их налогообложения;

• наличие изъятий из режима свободной торговли;

• принятие Сторонами специальных защитных мер, объективно препятствующих развитию торгово-экономических связей, создающих прямые и косвенные барьеры во взаимной торговле.

За последние три года Украина провела 21 антидемпинговых расследований по отношению к российским товарам и применила защитные меры в виде квотирования и других специальных мер. За этот же период Россия провела 13 антидемпинговых расследования в отношении украинских товаров.

7. В диссертации разработана группировка субъектов РФ в зависимости от объема товарооборота с Украиной. Все регионы разделены на 7 групп: I группа (Москва, Тюменская обл.) — с годовым объемом товарооборота свыше.

1 млрд долл.СШАII группа (Белгородская, Ростовская обл., Р. Татарстан) -от 500,1 до 1000 млн долл.- III группа — от 200,1 до 500 (вошли 9 субъектов РФ) — IV группа — от 100,1 до 200 (10 субъектов РФ) — V группа — от 50,1 до 100 (8 субъектов РФ) — VI группа — от 10,1 до 50 (21) и VII группа до 10 млн. долл (24 субъекта РФ).

8. Для выявления зависимости объема годового товарооборота региона от его валового продукта, а также расстояния субъекта от границ Украины были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции. Первая зависимость характеризуется показателем гр = 0,76, что свидетельствует о высокой связи между этими признаками: вторая гр = 0,36, то есть зависимость менее значима.

9. Расчеты показали, что во внешнеэкономических связях России и Украины наибольшие величины внешнеторговой квоты с этой страной отмечаются в Белгородской, Брянской, Курской и Ростовской областях, которые все являются приграничными с. Украиной. Высокие значения душевого регионального товарооборота с Украиной (выше 100 долл. на человека) также сформировались в Белгородской, Брянской, Курской и Ростовской областях и в таких субъектах как Нижегородская, Новосибирская, Омская области, г. Москва и Р. Татарстан.

10. Исследование структуры товарооборота субъектов РФ с Украиной выявило определенную специализацию в товарообменных операциях каждого региона. Экспорт топливно-энергетических товаров Украины в основном обеспечивают: Тюменская обл. (33% от всего экспорта этого товара), Москва (25,4), Р. Татарстан (7,7), Кемеровская обл. (5,7%) — экспортные поставки древесины и целлюлозно-бумажных изделий в большей мере осуществляют: Архангельская обл. (27,3%), Ленинградская обл. (20,1), Р. Карелия (6,3) и Р. Коми (6,3%).

В составе регионов, импортируемых из Украины продовольственные товары и сырье на Москву приходится 34,3%, Белгородскую обл. — 9,3%, С-Петербург — 7,3%. Больше всего ввозят с Украины металлов и изделий из них: Белгородская обл. (31,7%), Ростовская обл. (26,3%) и Волгоградская обл. (7%).

11. Наиболее перспективными направлениями внешнеэкономических связей Российской Федерации с Украиной являются: в области топливно-энергетического комплекса:

• участие российских нефтяных компаний в обеспечении работы украинских нефтеперерабатывающих заводов;

• использование нефтепроводного транспорта Украины для поставок российской нефти на Украину и на экспорт («Одесса-Броды», терминал «Пивденный»);

• разработка совместного баланса и обеспечение транзита российского природного газа;

• строительство, реконструкция и эксплуатация газопроводов, подземных хранилищ газа и других объектов газового комплекса;

• разработка совместных проектов транспортировки газа по территории Сторон на зарубежные рынки, в том числе с привлечением третьих стран;

• содействие в разработке проектов освоения газовых месторождений на территории обеих стран;

• создание новых конкурентоспособных мощностей по транспортировке газа на территории Украины на основе организации международного Консорциума;

• участие российских компаний в приватизации украинских нефтеперерабатывающих заводов. в области машиностроения:

• использование продукции Мариупольского концерна «Азовмаш» -поставщика горнотранспортных комплексов для вскрышных работНовокраматорского машиностроительного завода — экспортера продукции тяжелого машиностроенияпродукции Луганского завода обогатительного оборудования, Дружковского машиностроительно.

145 го завода (производство горно-шахтного оборудования), Старокраматорского машиностроительного завода (прокатное оборудование), Харьковского ОАО «Турбоатом», концерна «Силовые машины»;

• расширение связей в авиастроении на основе совместного производства авиалайнеров нового поколения ТУ-334, АН-148, АН-74-ТК-300, где могут участвовать в кооперации 23 российских и 14 украинских предприятий;

• участие российских компаний в приватизации украинских предприятий судостроения (ГП «Судостроительный завод им 61 коммунара», Черноморский судостроительный завод", Феодосийская судостроительная компания «Море»). широкое участие российских инвесторов в освоении инвестиционных проектов в рамках реализации законов Украины о специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности (по Луганской, Харьковской, Донецкой областях, Автономной Республике Крым) — совершенствование военно-технического сотрудничества в ракетно-космической области и радиостроении (программы «Воздушный старт», Интерспутник 100 Г, комплекс «Днепр», взлетно-посадочная система «Нить».

12. В целях совершенствования организации взаимовыгодных экономических связей в рамках формирования Единого экономического пространства с участием России и Украины предлагается:

• на первом этапе создания ЕЭП целесообразно осуществить адаптацию соглашений о зоне свободной торговли, принятых в рамках СНГ, к нормам и правилам ВТО, законодательству ЕС. Эти процессы должны развиваться с учетом уже принятых обязательств участников ЕЭП относительно Европейского союза, ВТО и других международных организацийдля устранения существенных ограничений и барьеров во взаимной торговле необходимо разработать и принять пакет документов по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, применению в соответствии с норами ЕС антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Это в свою очередь потребует унификации основополагающих норм таможенного законодательства России и Украины, выработке единой товарной номенклатуре, общего порядка определения страны происхождения товаров, единой торговой политики в отношении третьих странотменить вывозные таможенные пошлины во взаимной торговле, которые в настоящее время регулируются двусторонними протоколамиустановить единые условия транзита товаров происхождения из третьих странупростить порядок таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах обеих странприступить к поэтапной отмене специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерсоздать условия для добросовестной конкуренции на основе согласованной политики государственной поддержки ведущих секторов экономикипосле унификации двусторонней торговой политики России и Украины приступить к выработке единого торгового режима в отношении третьих странвыработать общие правила применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер по отношению к третьим странамвыработать общую торговую политику и согласованные меры по государственной поддержке экономики на основе норм и правил ВТО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативные документы
  2. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3.
  3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 19 ноября 1997 г.
  5. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.
  6. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 137 «О временных мерах по защите свеклосахарного комплекса.
  7. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции».
  8. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 г. № 465 «О мерах по защите российских производителей компрессоров для холодильного оборудования».
  9. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 493 «О временных мерах по защите российских производителей оцинкованного проката».
  10. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 494 «О введении специальных пошлин на крахмал картофельный и крахмал кукурузный, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».
  11. Постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций».
  12. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 284 «О временных мерах по защите российских производителей карамели».
  13. Постановление Правительства РФ от И марта 1999 г. № 274 «О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер».
  14. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 1999 г. № 183 «Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта».
  15. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 791 «О введении дополнительной импортной пошлины» (с изменениями от 5 сентября, 15 октября, 3 ноября, 28 декабря 1998 г., 27 февраля 1999 г.).
  16. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 783 «о временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса"с изменениями от 24 декабря 1998 г., 17 декабря1999 г.).
  17. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 189 «О мерах по защите российских производителей оцинкованного проката».
  18. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 622 «О временных мерах по защите российских производителей сливочного масла».
  19. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. № 883 «О мерах по защите российских производителей карамели».
  20. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2000 г. № 241 «О временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса».
  21. Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 48 «О мерах по защите российского птицеводства» (с изменениями от 19 июня 2003 г.).
  22. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
  23. Законодательство Украины (электр. версия). Киев, 2002.
  24. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г. № 959-XII.
  25. Закон Украины «О Едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 г. № 2097-ХИ.
  26. Закон Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 г. № 1251-XII (с изменениями и дополнениями).
  27. Закон Украины «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции» от 17 июля 1997 г. № 468/97-ВР.
  28. Закон Украины «О применении специальных мер по импорту в Украину» от 22 декабря 1998 г. № 332-XIV.
  29. Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» от 22 декабря 1998 г. № 331-XIV.
  30. Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22 декабря 1998 г. № 330-XII.
  31. Закон Украины «О специальной экономической зоне «Славутич» (№ 72 1-XIV от 3.06.99).
  32. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 г. № 168/97-ВР.
  33. Таможенный кодекс Украины (вступил в силу с 1 января 2004 г.).
  34. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Подписан в Киеве 31.05.1997 г.
  35. Договор между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998−2007 годы. Подписан в г. Москве 27.02.1998 г. (с Программой экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 1998−2007 годы).
  36. Монографии, статьи, статистические сборники и специальные издания
  37. Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристь, 1999−342 с.
  38. Т.А., Серегина С. В. Макроэкономика: Учебник/Под общей редакцией проф., д.э.н. А. В. Сидоровича. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, изд-во «ДИС», 1997 — 416 с.
  39. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под редакцией С. А. Ситаряна. М.: «Наука», 2003. — 327 с.
  40. Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство М.: ЦВЭИ РАН, 1998−160 с.
  41. Э.Б., Грачева Т. С., Качалова Е. Ш. Энциклопедия СНГ. Выпуск: Регионы России. М.: ИД «Финансы и страхование», 2001−369 с.
  42. В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ/Общество и экономика, № 7−8, 2003, с.168−187.
  43. В.Д. Россия в мировой экономике. М.: Международные отношения, 1998 -495 с.
  44. Р.А. Экономические индексы.- М.: «Статистика», 1970- 256 с.
  45. М. Европейский Союз: видение политического объединения: пер. со словенского. М. ЮАО «Изд-во «Экономика», 1998 — 467 с.
  46. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000 — 512 с.
  47. С.А. Экономические теории и школы (история и современность) М.: Издательство БЕК, 1996 — 352 с.
  48. М.О., Кротов С. И. Россия и СНГ уроки первого десятилетия. СПб, 2001.
  49. Безопасность и международное сотрудничество в поле новых границ России/Под редакцией Л. Б. Вардомского и С. В. Годунова, Москва-Волгоград, НОФМО, 2002 572 с.
  50. А.А. Математическая статистика: оценка параметров- проверка гипотез. М., «Наука», 1984.
  51. В.А. Россия-СНГ: экономические отношения. М.: Издательский дом «АЛВО» Финансово-промышленной корпорации «Би-Газ-Си», 2002. — 328 с.
  52. В .А., Бровчук Г. Ю. Экономическое сотрудничество России и Украины / под научной редакцией д.э.н., проф. В. А. Вашанова М.:СОПС, 2004.-257 с.
  53. В.А. Льготный режим Западу, а не России. Экономические связи России и Украины/Нефтегазовая вертикаль, № 6, 1998.
  54. В.А., Исингарин Н. К., Г.Р. Исламова Экономическая эффективность интеграции / Вестник Содружества. Специальный выпуск. Декабрь 1998 65 с.
  55. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств в 2002 г. -М.: Межстаткомитет СНГ. 2003 136 с.
  56. Всемирная торговая организация: документы и комментарии. ТПП РФ/ Под ред. С. Смирнова. в 2-х томах, М.2001.
  57. Внешнеэкономический бизнес в России. Справочник. Под редакцией И. П. Фаминского М. «Республика», 1997.
  58. Внешняя торговля России на рубеже веков. Под редакцией С. И. Долгова, М. «Экономика», 2001.
  59. Всемирная история экономической мысли. В 6 г. / Гл. ред. В.Н. Чер-ковец. М.: Мысль, 1994-Т.5 — 559 с.
  60. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы. М., 2003 — 216 с.
  61. Внешняя торговля России на рубеже веков / Под ред. С. И. Долгова. -М.: «Экономика», 2000.
  62. К.С. Геополитика М.: Международные отношения. 1999- 384 с.
  63. Ю.Ф. Лицом на Запад, спиною на Восток / Российская Федерация сегодня, № 1, 2005.
  64. М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность/ Вопросы экономики, 2002, № 2.
  65. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.: ГУ ВШЭ, 2000−495 с.
  66. Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. М.2000.
  67. Е.В., ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003 — 165 с.
  68. В., Кухарская Н. Регионализация постсоветской Украины / Внешняя торговля, № 12, 1996. с. 36−38.
  69. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2002/2003. М.: ООО Изд-во «Весь мир», 2003.
  70. В.Г. Российская таможенно-тарифная система: назначение, особенности и недостатки. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2001, № 2(15).
  71. И.И. «Всемирная торговая организация» Изд-во «Экономика», 2003.
  72. А. Международные экономические отношения: показатели, факторы и тенденции развития/Организация внешнеэкономических связей / Под ред. А. Коробкина. М.: 1993 — 320 с.
  73. И.И., Юзбалиев М. М. Общая теория статистики. М.: «Финансы и статистика», 1998−403 с.
  74. И. Опыт программирования деятельности правительства Украины/Общество и экономика, № 2, 2004, с.114−123.
  75. В. Промышленный комплекс Украины: императив устойчивого развития / Общество и экономика, № 5−6, 2004, с 233−251.
  76. Зиядуллаев Н.С.: Дорога в третье тысячелетие. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002−210 с.
  77. В.М., Чистяков Е. Г., Шульга В. А. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем. РЭА им. Г. В. Плеханова. — М., 2001.
  78. Н.К. Проблемы интеграции в СНГ Алматы, Атамура, 1998−216 с.
  79. Н. 10 лет СНГ: проблемы, поиски, решения. Паллада медиа, С-Петербург, 2001.- 247 с.
  80. Д., Жюар П. Международное экономическое право: Учебник/Пер. с франц. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. М.: Международные отношения, 2001−608 с.
  81. Дж.М. Избранные произведения М.: «Экономика», 1993 — 483 с.
  82. М. Ранговые корреляции зарубежные статистические исследования-М.: Статистика, 1975 — 216 с.
  83. Н. Экспортный потенциал Украины может вырасти вдвое/Финансовая Украина, 8.08.1995 с. 26.
  84. В.П., Кулаков М. В. Международная экономика: Учебник -М.: ИНФА М., 2004 — 474 с.
  85. Комплексные проблемы экономического сотрудничества и природопользования России и стран СНГ./ Под научной редакцией В.А. Ва-шанова/М.: СОПС, 2004, 272 с.
  86. Ю. Оценка макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей России / Экономист, № 4, 2002 с. 16−27.
  87. И.С. Присоединение к ВТО: готова ли к нему Россия / Сб. трудов межд. науч. практич. конференц. — М.: Профиздат, 2002 — с. 69.
  88. Х.Э. Математика для экономистов / Пер с польского -М.: Статистика-583 с.
  89. И. Украина в иерархии уровня жизни: перспективы продвижения вверх «Зеркало недели», № 37 от 18.09.2004.
  90. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под редакцией проф. Чепурина М. Н. и проф. Киселевой Е. А. / Киров.: Из-во «АСА», МГИМО МИД РФ, 1996. 624 с.
  91. М.М. Мировая политика М.: Аспект Пресс, 2003 35 с.
  92. В. Межотраслевая экономика: Пер. с англ. / Автор предисловия и науч. ред. А. Г. Гранберг М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997 — 479 с.
  93. В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика-М. Политиздат, 1990−415 с.
  94. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей М.: Прогресс Универ, 1992−420 с.
  95. Лир В. Украинскому энергобалансу политика не помеха/Мировая энергетика, № 2, 2005, с. 64−67.
  96. В. Многовекторная Украина на новом рубеже/Мировая энергетика, № 1, 2005.
  97. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности. Таможенный словарь. М. «Международные отношения», 1992−293 с.
  98. May В., Новиков В. Отношения России и ЕС: Пространство выбора или выбор пространства. Ж-л «Вопросы экономики». 2002, № 6.
  99. Межгосударственный справочник СНГ. Том 1-М.: «АЛВО"/Под науч. ред. В. А. Вашанова. 2001 472 с.
  100. В. Глобализация экономики: тенденции и противоре-чия/МЭМО, № 2, 2004.
  101. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой М.: Флинта, 2000 — 411 с.
  102. Между Востоком и Западом: Украина и Белоруссия на европейском пространстве. М.: Московский Центр Карнеги, 2003.
  103. Меркантилизм/Под ред. И. С. Плотникова JI.: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ, 1935−340 с.
  104. Настольный словарь финансово-экономических терминов и понятий. -М.: Спортакадемпресс, 1999−316 с.
  105. А.Д. Процесс глобализации и выбор странами СНГ сценариев социально-экономического развития/Сб. труд. Междун. на-учн.-практич. конференции. М.: Профиздат, 2002.
  106. В. Глобализация мировой экономики и Россия. М.: Экономика, 2001.-394 с.
  107. Основы внешнеэкономических связей / Под ред. И. П. Фаминского — М.: Международные отношения, 1990 383 с.
  108. В.А. Внешнеэкономический комплекс России. Проблемы и перспективы развития М.: РТА ГТК РФ, 1999.
  109. Основные экономические показатели стран СНГ 1995−2000: Статистический сборник/Межгосстаткомитет СНГ. М. 2001.
  110. Особенности и этапы экономических реформ государств-участников СНГ. М.: Исполком СНГ, 2002.
  111. Перспективы развития взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере. — М.: «Омега-JI», 2003 168 с.
  112. С.И., Губский Б. В., Сухоруков А. И. и др. Украина Россия: проблемы экономического взаимодействия — Киев, 2000 — 274 с.
  113. М. Международная конкуренция /Пер. с анг. М.: 1993−621 с.
  114. В.А. Состояние экономики и потенциал взаимного сотрудничества участников Содружества Независимых Государств / Общество и экономика, № 5−6, 2004, с. 143−173.
  115. Проблемы развития внешнеэкономических связей России на современном этапе / Центр внешнеэкономических исследований РАН.-М.: ЭПИКОН, 2002.
  116. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов .- М.: ОАО «Издательство экономика», 1999 793.
  117. Н., Шагалов Г. Валютный фактор в экономической интеграции в СНГ / Вопросы экономики, № 2, 2003- с. 36.
  118. И.В. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве / Изд. 3-е перераб. М.: «Экономика», 1977 224 с.
  119. Развитие торгово-экономического сотрудничества Свердловской области с государствами-участниками СНГ / Внешняя торговля, № 1−3, 1997.
  120. А. Проблемы формирования национальной экономической безопасности Украины / Экономика Украины, № 11, 1998, с. 15.
  121. Региональная комплексная программа социально-экономического развития Харьковской области до 2010 года. Харьков, 1999 152 с. (на украин. языке).
  122. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. коллект. и отв. ред. А.Г. Гранберг-М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000−435 с.
  123. Региональное сотрудничество России и СНГ / Под науч. ред. В. А. Вашанова. Сбор. М.: СОПС 2004 156 с.
  124. Региональные экономические объединения и использование их опыта в СНГ. ИК СНГ М.: «Финстатинформ», 2002 — 110 с.
  125. Регионы в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации Оренбург, 1998−251 с.
  126. Регионы России. Социально-экономические показатели 2003. Ста. сб./Госкомстат России М.-863 с.
  127. Д. Начало политической экономии и налогового обложения. М.: Госкомиздат, 1955/Соч. в 3-х томах, T. I — 360 с.
  128. Российский статистический ежегодник, 1995 г./Госкомстат России М. 710 с.
  129. Российский статистический ежегодник, 2003 г. / Госкомстат России М.: 690 с.
  130. Россия и страны-члены Европейского Союза М.: Госкомстат России, 2003.
  131. Российско-украинские отношения (1990−1997), (Сборник документов).
  132. П. Экономика. М.: НПО «АЛГОН», 1993 Том 1−333 е., Том II -416 с.
  133. К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003−544 с.
  134. В. Международное социалистическое разделение труда: показатели и тенденции развития. -М.: 1979, с. 106,113.
  135. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2-х томах М.: 1962 — 333 с.
  136. Содружество Независимых Государств в 2002 году. Межгосударственный статистический комитет СНГ. Статистический ежегодник. М., 2003.
  137. Содружество Независимых государств в 2003 году. Межгосударственный статистический комитет СНГ. Статистический ежегодник. М., 2004.
  138. Совет национальной безопасности и обороны Украины. Методические рекомендации по оценке уровня экономической безопасности Украины. (Укр. язык). Киев, 2003.
  139. Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004−2015 годы. «Путем европейской интеграции». Киев, 2004.
  140. Е.С., Бляхман JLC., Кротов М. И. Экономика СНГ накануне третьего тысячелетия. С-Петербург, «Наука», 1998 580 с.
  141. Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г. и на период до 2007 года и параметры прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
  142. А.И., Шестопалов Г. Г. Нормативная база торговых отношений между Украиной и Россией / Экономика предприятия, № 9, 1999-с2−12.
  143. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за1995−2003 годы. ГТК РФ.
  144. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи: Справочник / Под ред. В. В. Карпова. М.: Экономика и финансы. 2001 — 390 с.
  145. Таможенный тариф Российской Федерации. М.2002.
  146. X. Украина и Белоруссия: «Новые соседи» Европейского Союза / Мировая экономика и международные отношения, № 6, 2004, с.49−61.
  147. Торговые отношения России с Украиной: экономика и внешняя политика /Внешняя торговля, № 5, 1995.
  148. Украина в цифрах. 2003 г. Госкомстат статистики Украины. Киев, 2004−271 с. (наукраин. языке).
  149. И.Н. Внешнеэкономические связи России: статистико-аналитический справочник. М.: Международные отношения, 2001 — 379 с. (на укр. языке)
  150. Цены в России. Официальное издание. Госкомстат России М.: 2003.
  151. Э.Х. Теория монополистской конкуренции М., 1996−196 с.
  152. О.С. Специальные (свободные) экономические зоны на территории приоритетного развития (научно-методический аспект). Киев, 2001 -273 с.
  153. Р.А. Антидемпинговый процесс. М.: 2002 179 с.
  154. Д., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с анг. / Автор предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990- 350 с.
  155. К. Эффективная экономика: Шведская модель. М., 1991.
  156. Экономическое сотрудничество Москвы со странами СНГ и Балтии/ Под ред. д.э.н., проф. В. А. Вашанова. М.: СОПС. 2002 152 с.
  157. Экономические стратегии стран СНГ и Россия. М.: 2003. -297 с.
  158. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет изд-ва «Экономика» Гл. редактор Л. И. Абалкин М. ОАО «Издательство Экономика», 1999.
  159. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле СПб «Питер», 2003.-276 с.
  160. А. Анализ и интерпретация статистических данных / Пер. с анг. Б.И. Клименко- Под редакцией и предисл. А. А. Рывкина М.: Финансы и статистика, 1981 -406 с.
  161. Dixit A., Norman V. Teory of International trade. London, 1980 P.U.
  162. Hankell Wh. Prospects of the European Monetary Integration and Ukraine. What is Happening to Euro? Center for Monetary Policy within NBU Council. Newsletter. V.I. 2002.
  163. The Journal of Foreign Exchange and Money Markets. Issue 6/ 2001/2002.
  164. Word Investment Report, UNCTAD, 2003.
Заполнить форму текущей работой