Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.А. Яровенко разработана система маркетинговых исследований в системе начального профессионального образования, направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности. Диссертационные исследования И. В. Зиновьевой посвящены разработке организационно-педагогических проблем маркетинга в системе начального профессионального образования. В диссертационном исследовании В. Б. Бансловой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование применения маркетингового подхода к развитию системы профессионального образования в малом городе
    • 1. 1. Теоретический подход к применению маркетинга в образовательной сфере
    • 1. 2. Особенности потребителей профессионального образования и их образовательные потребности
    • 1. 3. Образовательные услуги как основной объект маркетинга учреждения среднего профессионального образования
    • 1. 4. Система маркетинга учреждения среднего профессионального образования в малом городе
  • Глава 2. Формирование образовательного комплекса на основе маркетинга
    • 2. 1. Социально-экономические и региональные предпосылки перспективного развития Железногорского горно-металлургического колледжа на основе маркетинга
    • 2. 2. Изменение структуры колледжа на основе маркетинга
    • 2. 3. Методика исследования предпочтений потребителей и разработки образовательных услуг, удовлетворяющих потребности потребителей профессионального образования г. Железногорска
    • 2. 4. Система формирования спроса на образовательные услуги 120 колледжа

Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые социально-экономические условия жизни России обусловлены ориентирами на построение гуманистического, демократического общества с рыночной экономикой. Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов. Либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности. Приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей. Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимых для запуска механизма саморазвития рынка в целом.

Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. Именно потребитель оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары и услуги. Рынок является регулятором общественного производства, через него происходит стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей. Рыночная экономика базируется, прежде всего, на разнообразии и равноправности форм собственности, на предпринимательстве, свободных ценах и конкуренции, свободе хозяйственной деятельности, договорных отношениях, государственном регулировании и введении механизмов социальной защиты. Через соотношение спроса и предложения субъекты рыночной экономики воздействуют на цены и соответственно на формирование и развитие многих других экономических показателей и пропорций.

Современные рынки изменяются достаточно быстро под влиянием основных тенденций — глобализации и технологических перемен. Изменилась возрастная структура населения, стиль жизни. Рост номинальной заработной платы сопровождается снижением реальной покупательской способности, особенно у малоквалифицированных работников. Все структуры экономической системы требуют новых подходов в организации своей деятельности, направленной на развитие, в соответствии с требованиями рыночной экономики.

С одной стороны образовательная система является частью экономической системы государства и как часть этой системы требует глубоких изменений, связанных с ориентацией на запросы личности, производства, государства. Нивелирование ее внутренней структуры без опоры на тенденции развития всей экономической системы ведет к упрощению системы образования, ее бесперспективности. С другой стороны профессиональное образование является одним из структурных компонентов экономической системы, который в значительной мере определяет успехи развития реформ в России, через структуру и качество подготовки кадрового потенциала. Подкомитет Юнеско по делам образования, определил уровень развития образования важнейшим критерием социально-экономического развития государства.

Общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики предъявляют другие требования к системе профессионального образования. Если раньше вся система профессионального образования, рассматривалась в первую очередь, как система подготовки кадров для обслуживания производства, то теперь развитие образовательной системы в большей мере направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека. Если раньше основной функцией образования было воспроизводство и развитие существующих социально-экономических отношений, то в настоящее время эта функция направлена на их развитие и совершенствование.

Социально-экономические преобразования в обществе закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании, которые нашли отражение в нормативно-правовых документах. В них определены потенциальные возможности развития профессионального образования, функции, принципы и механизмы преобразований. Все это имеет большое значение для развития профессионального образования, к экспериментированию новых идей и педагогических решений. Одновременно следует отметить, что еще не созданы устойчивые стереотипы развития профессиональных образовательных учреждений, обусловленных не только образовательными задачами, но и социально-экономическими условиями развития страны, регионов, малых промышленных городов, предприятий и организаций, регламентирующих спрос и предложения на услуги профессиональной школы.

Особенно актуален этот вопрос в малых промышленных городах, строительство которых, как правило, связывалось. со строительством крупных промышленных объектов, в основном добывающих и перерабатывающих сырьевых комплексов. Отраслевая ориентация города предполагала такую же ориентацию профессиональных образовательных учреждений.

Процесс перехода отраслевого управления экономикой от федерального к региональному изменил инфраструктуру экономики малых городов. Общая трансформация вертикальных отраслевых структур в отдельные автономные единицы, взаимодействующих в режиме рыночного партнерства, привела к формированию многосекторного рынка труда специалистов. Изменился профиль и уровень затребованных специалистов. Высвобождение квалифицированных кадров отраслевого профиля спровоцировало формирование устойчивой безработицы. Разрушенная система повышения квалификации специалистов, удаленность от академических центров, низкий уровень заработной платы и величины прожиточного минимума не позволяют большинству граждан пройти переподготовку, повысить квалификацию, получить другой уровень профессионального образования, не выезжая за пределы региона.

Происходящие процессы заставляют профессиональную школу активно реагировать на изменения регионального аспекта своей деятельности с учетом тенденций, связанных с переустройством экономики регионов: человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталомквалификациейв силу чрезвычайной подвижности конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и неоднократно менять профессиик специалисту предъявляются новые требования не только профессионального толка, но и личностного плана: самостоятельность, инициативность, образованностьодним из основных структурных изменений производства является преимущественное развитие малого бизнеса и малых предприятийпроисходит постоянный отток рабочей силы из индустриальной сферы в сферу обслуживания, инфраструктуру, страховое дело, в социальную сферуформируется рынок труда, основой которого является избыточная рабочая силав системе профессионального образования формируется рынок образовательных услугпрофессиональное образование становится конвертируемым.

Так как дальнейшее развитие регионов будет зависеть от сбалансированности местной экономики, в том числе и трудовых ресурсов, профессиональной школе, необходимо обеспечить регион образовательными услугами, которые будут способствовать развитию экономики региона и уменьшать социальную напряженность.

Эти тенденции предопределяют необходимость развития профессиональных образовательных учреждений, создания на их базе профессиональных образовательных комплексов, в которых человек может реализовать максимум образовательных потребностей: получить определенный уровень профессионального образования, повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку.

Следовательно, для развития профессиональных образовательных учреждений, необходим новый подход к организации своей деятельности, позволяющий иметь ответы на конкретные вопросы: кого учить? зачем и чему? сколько и где? как учить и кто это будет оплачивать? Ответы на все эти вопросы могут быть получены при использовании теории и практики маркетинга. Все виды анализа, оценка и прогнозирование ситуаций и их факторов в маркетинге, так или иначе, осуществляются под воздействием основополагающего принципа маркетинга — ориентации на конкретные запросы целевых групп потребителей.

В настоящее время определился ряд противоречий в развитии профессионального образования, связанных, прежде всего, с необходимостью его региональной, рыночной ориентации: между развитием регионального рынка труда и недостаточной разработанностью научно-обоснованных, организационно-педагогических основ и механизмов развития учреждений среднего профессионального образования в реальной социальной среде.

В этих условиях возникает проблема создания инструмента развития учреждения среднего профессионального образования в соответствии с развитием экономики регионов, складывающимися изменениями и перспективами развития рынка труда.

Инструментом развития профессионального образовательного учреждения в малом промышленном городе, в условиях рынка является маркетинг. Образовательный маркетинг способен помочь в разрешении обострившихся противоречий между высокими темпами перемен в экономике регионов и недостаточными темпами развития сферы профессионального образования, между спросом и фактическим предложением образовательных услуг.

В ряде публикаций и диссертационных исследований рассмотрены организационно-педагогические проблемы связанные с рыночными механизмами управления образовательными учреждениями (работы И. М. Айтуганова,.

A.Д.Евсеева, М. П. Ермошкина, В. Г. Казакова, А. А. Малахова, Е. В. Негановой, Н. М. Огаркова, Е. Е. Плотницкой, Ю.М. Шепелина). В работах А. П. Панкрухина, обоснована необходимость введения функции маркетинга в систему управления учреждениями профессионального образования. В диссертационном исследовании.

B.А. Яровенко разработана система маркетинговых исследований в системе начального профессионального образования, направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности. Диссертационные исследования И. В. Зиновьевой посвящены разработке организационно-педагогических проблем маркетинга в системе начального профессионального образования. В диссертационном исследовании В. Б. Бансловой приведена методика исследования рынка услуг в бизнес-образовании. Исследователи рассматривают маркетинг в образовательной сфере как одну из функций управления или как методику исследования рынка образовательных услуг. Эти исследования дополняют теорию и практику маркетинга в сфере образования. Но, на наш взгляд, маркетингявление системное, он интегрирует все функции и виды деятельности образовательного учреждения, через контролирующую и определяющую выбор предлагаемых образовательных услуг функцию потребителя. Маркетинг в образовательной сфере необходимо рассматривать как единый процесс, обладающий ориентацией на развитие системы профессионального образования, социальных отношений, укрепление норм общественной этики. Любое явление, любой процесс в образовательном маркетинге, объекты и субъекты управления, необходимо рассматривать как элементы системы, со всеми ее свойствами направленные на развитие образовательного учреждения в новых рыночных условиях. Анализ теории и практики использования маркетинга в образовательной сфере выявил недостаточную разработанность системы маркетинга, способствующей развитию учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе, в конкретной экономической среде.

Цель исследования.

Выявить условия эффективного применения маркетинга для формирования профессионального образовательного комплекса в малом промышленном городе.

Объект исследования.

Система среднего профессионального образования в условиях малого промышленного города.

Предмет исследования.

Образовательный маркетинг как инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе.

Гипотеза.

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что разработанная и внедренная в практику работы колледжа система образовательного маркетинга позволяет трансформировать отраслевое образовательное учреждение в многоуровневый, многофункциональный образовательный комплекс, повысить рентабельность образовательного учреждения и его конкурентоспособность при условии, если:

— реализация маркетинговой деятельности в колледже будет осуществляться на системном подходе;

— маркетинговые исследования в образовательном учреждении осуществляются на комплексной основе и учитывают полные данные о факторах внешней среды образовательного учреждения и кадровых потребностях региона в настоящее время и на перспективу;

— будут выявлены основные элементы системы маркетинга, позволяющие регулировать спрос на образовательные услуги в соответствии с образовательными потребностями потребителей и перспективами развития регионального рынка труда;

— ассортимент образовательных услуг будет разрабатываться с учетом требований различных сегментов потребителей;

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Изучить теорию и методологию маркетинга, обобщить опыт его использования в российской и зарубежной профессиональной школе.

2. Разработать организационно-педагогическую основу системы образовательного маркетинга, направленную на развитие образовательного учреждения среднего профессионального образования и выявить основные ее составляющие.

3. Разработать основные элементы системы формирования спроса на образовательные услуги.

4. Разработать и проверить в ходе эксперимента методику, позволяющую учитывать требования различных сегментов потребителей при организации конкурентоспособных образовательных услуг.

5. Проверить в ходе эксперимента эффективность данной системы маркетинга для развития профессионального образовательного учреждения в малом промышленном городе.

6. Разработать рекомендации по развитию образовательного учреждения среднего профессионального образования в малом промышленном городе, на основе использования системы образовательного маркетинга.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых в областях: управления профессиональными образовательными учреждениями в рыночных условиях (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Е. Я. Бутко, Б. С. Гершунский,.

B.К.Дьяченко, И. И. Калина, В. С. Лазарев, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, А. А. Орлов, И. Д. Чечель, П. В. Худоминский, Т.И. Шамова) — непрерывного профессионального образования (П.Ф. Анисимов,.

C.Я.Батышев, А. П. Беляева, А. Н. Богатырев, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, В. М. Демин, Т. Ю. Ломакина, М. И. Махмутов, A.M. Новиков, П. Н. Новиков, В.Г. Онушкин);

— маркетинга в некоммерческой сфере и сфере услуг (С.Н. Андреев, Е. П. Голубков, М. Киннел, Ф. Котлер, Д. Магдугалл, А.П.Панкрухин) — маркетинга в образовательной сфере (В.М. Демин, Л. А. Волкова, А. Т. Кирилов, А. П. Панкрухин, М. И. Потеев, В. Д. Симоненко, И. П. Смирнов, И. К. Шахриманьян, А.Х.Шкляр);

— системного подхода к изучению сложных процессов (В.Г.Афанасьев, В. Б. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. П. Симонов, В Н. Садовский, Э.Г. Юдин).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы:

— теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта использования маркетинга в образовании, научной, педагогической и методической литературы;

— анализа рынка труда и рынка образовательных услуг, потребностей потребителей профессионального образования;

— моделирования организационной структуры управления маркетинговой деятельностью в колледже;

— систематического отслеживания экспериментального процесса в течении 5 лет и статистической обработки результатов эксперимента.

Исследование охватывает 1995;2000 годы. Этапы исследования: на первом этапе (1995;1996 гг.) изучался, анализировался и обобщался опыт использования образовательного маркетинга в России и за рубежомна втором этапе (1997;1998 гг.) разрабатывалась система образовательного маркетинга в колледже и методы ее использования для развития колледжана третьем этапе (1998;2000 гг.) проведена проверка эффективности системы образовательного маркетинга для развития колледжа в многоуровневый, многофункциональный образовательный комплексна четвертом этапе сформулированы выводы и подготовлены рекомендации по дальнейшему развитию образовательного комплекса в малом промышленном городе на основе использования системы образовательного маркетинга.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием современных научных педагогических концепций и обоснованностью теоретических позиций, анализом полученных теоретических и экспериментальных данных, обеспеченных комплексным подходом к проблеме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:

— в обосновании системного подхода к процессу маркетинга в образовательном учреждении среднего профессионального образования, что позволило разработать организационно-педагогическую основу системы образовательного маркетинга, включающую цели, принципы и функции маркетинга, а также выявить основные составляющие системы образовательного маркетинга, которыми являются: система маркетинговых исследований, система формирования спроса, система разработки образовательных услуг на основе требований различных сегментов потребителей и система управления маркетингом;

— в выявлении и разработке основных составляющих системы формирования спроса на образовательные программы в соответствии с развитием экономики малого промышленного города и рынка труда, основными элементами которой являются профессиональная ориентация всех слоев населения и система коммуникаций;

— в разработке методики, позволяющей организовывать конкурентоспособные образовательные услуги на основе требований различных сегментов потребителей;

— в определении перечня образовательных услуг на основе исследований потребностей потребителей профессионального образования и анализа экономических, социальных, демографических изменений показателей развития малого промышленного города.

Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и успешно реализована система образовательного маркетинга, которая позволила: развить отраслевой техникум в многоуровневый многофункциональный колледж-комплексосуществить принцип регионализации профессионального образованияпланировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями потребителей профессионального образования и развитием рынка труда в малом промышленном городе.

Положения, выносимые на защиту:

— система образовательного маркетинга в колледже;

— система формирования спроса на образовательные услуги;

— методика разработки образовательных услуг на основе требований различных сегментов потребителей;

— эффективность применения системы маркетинга для развития колледжа в образовательный комплекс;

— рекомендации по дальнейшему развитию образовательного комплекса, на основе использования системы маркетинга.

Апробация и внедрение результатов осуществлялось на протяжении всего периода исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на семинарах «Маркетинг в образовательной сфере» в Академии Менеджмента и рынка «Морозовский проект» (1999, 2000, 2001), научно-методическом совете и педагогических чтениях ЖГМК (1996, 1999, 2000), опубликованы в центральных и региональных издательствах, материалах научно-практических конференций. Материалы исследования использовались в научно-исследовательской работе НМЦ СПО: «Научно-методическое обеспечение функционирования колледжа как инновационного образовательного учреждения СПО» (2000), «Исследование тенденций развития колледжа малого города как центра формирования социокультурной среды» (2001).

Основной базой экспериментальной работы являлся Железногорский горнометаллургический колледж. Исследования осуществлялись в общеобразовательном лицее № 5, гимназии № 1 города Железногорска, 32-х предприятиях и организациях города, городском и районном центрах занятости. Разработка и реализация системы маркетинга осуществлялась при непосредственном участии автора.

Заключение

.

В ходе исследования получены следующие результаты:

1. Анализ рыночной среды города Железногорска показал необходимость создания образовательного комплекса в г. Железногорске. В этих условиях необходим инструмент развития учреждения среднего профессионального образования в малом городе. Таким инструментом является маркетинг. В результате изучения теории, практики и методологии маркетинга, для развития учреждения среднего профессионального образования в новых социально-экономических условиях, мы взяли за основу идею, ориентации на удовлетворение образовательных потребностей потребителей профессионального образования. Мы исходили в наших исследованиях из того, что эта идея должна быть доминирующей в любой деятельности образовательного учреждения: финансово-хозяйственной, управленческой, в том числе и в организации учебно-воспитательного процесса. Маркетинг играет интегрирующую функцию в любой деятельности образовательного учреждения, через контролирующую функцию маркетинга. Так как именно образовательные потребности потребителей, в конечном итоге, определяют всю политику образовательного учреждения. Маркетинг ставит всю деятельность образовательного учреждения в функциональную зависимость от запросов потребителей и требует производить образовательные услуги в ассортименте, объеме и качестве нужных потребителю. Удовлетворение образовательных потребностей потребителей профессионального образования, в конечном итоге приводит к развитию самого профессионального образовательного учреждения, способствует развитию экономики региона, уменьшает социальную напряженность в городе. Наши исследования показали необходимость системного подхода в организации маркетинговой деятельности в образовательном учреждении.

2. В диссертации разработаны организационно-педагогические основы маркетинга для развития колледжа в образовательный комплекс. Определена концепция маркетинга, цели маркетинга, содержание, принципы и функции.

3. Доказано, что для развития учреждения среднего профессионального образования система образовательного маркетинга должна состоять из следующих составляющих: системы маркетинговых исследованийсистемы формирования спроса (профориентация и коммуникации) — системы разработки образовательных услуг в соответствии с образовательными предпочтениями и потребностями различных сегментов потребителейсистемы управления маркетингом. Необходимым условием эффективности системы является последовательности действий и процедур, вытекающих из взаимодействия всех структурных подразделений образовательного учреждения, компетентность управленческого и педагогического персонала в вопросах маркетинга.

4. Разработана и экспериментально проверена методика, позволяющая организовывать конкурентоспособные образовательные услуги с учетом требований различных сегментов потребителей, перспектив развития региона, а так же способствующая улучшению качества подготовки специалистов и развитию современного оснащения образовательного процесса.

5. Разработана и реализована система формирования спроса на образовательные услуги, регламентирующая спрос на образовательные услуги с учетом перспектив развития города, позволяющая улучшить качество подготовки специалиста.

6. Определен перечень образовательных услуг, на основе анализа экономических, социальных, демографических и образовательных показателей развития малого города, а так же потребностей первичного и вторичного потребителей профессионального образования в городе Железногорске.

7. Разработана и реализована организационная структура маркетинговой деятельностью в колледже, позволяющая вовлечь всех работников колледжа в процесс маркетинга, что повышает его эффективность.

8. Результаты эксперимента показывают, что разработанная и реализованная система маркетинга позволила развить учреждение среднего профессионального образования в многоуровневый многофункциональный образовательный комплекс. Структура колледжа пополнилась новыми подразделениями: вечернее отделение, заочное отделение, подготовительное отделение, отделение профессиональной подготовки и профессиональной ориентации школьников, отделение профессиональной переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов, отделение дополнительного образования населения, что дало нам основание говорить о развитии колледжа. Динамика реализации образовательных программ подтверждает эффективность системы маркетинга в колледже. (Приложение 39).

9. Практическая реализация нашего исследования позволила нам осуществить прирост внебюджетных средств колледжа, что способствовало обновлению и приобретению методического и технического оснащения, материальной поддержки преподавательского, обслуживающего персонала и студентов, повышению квалификации преподавателей и управленческого персонала в ведущих Вузах России. (Приложение 40) Динамика изменений профессиональной категории преподавателей колледжа показывает, что заметен рост преподавательского состава имеющих высшую и первую категорию. О профессиональном мастерстве можно судить по динамике печатных работ преподавательского состава. (Приложение 41).

10. Разработаны направления дальнейшего развития образовательного комплекса на основе маркетинга, заключающийся в дальнейшем развитии системы дополнительного профессионального образования, расширения связи с образовательными учреждениями высшего профессионального образования и создания консультационного центра для реализации дистанционного обучения по программам высшей школы.

Для выяснения всего спектра влияния методов маркетинга на развитие профессионального образования в малом городе, требуются дальнейшие экспериментальные исследования. Наши исследования вскрыли ряд проблем, выходящих за рамки исследования данной работы, но имеющих значение для развития учреждения среднего профессионального образования на основе маркетинга:

— дальнейшая разработка механизмов и структур маркетинга в образовании;

— разработка критериев оценки качества оказания образовательных услуг;

— дальнейшее исследование модели маркетинга образовательных услуг: разработка методологии внутреннего маркетинга, связанного с мотивацией персонала на качественное обслуживание потребителей, методологии маркетинга взаимодействия, который решает задачи, связанные с контролем качества оказания образовательных услуг, происходящим в процессе взаимодействия персонала и потребителей;

— повышение эффективности взаимодействия всех структурных подразделений колледжа;

— дальнейшее исследование научной и методической продукции, как объекта маркетинга образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. Управление системы подготовки кадров в образовательном комплексе. Аврореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1998. — 21 с.
  2. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 131−136.
  3. Андреев С. Н, Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 18−22.
  4. П.Ф. Национальная доктрина образования и перспективы развития среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 3. — С. 19−25.
  5. П.Ф. Среднее профессиональное образование // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 1. — С. 2−6.
  6. П.Ф. Среднее профессиональное образование пути развития // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 1. — С. 2−8.
  7. П.Ф., Коломенская A.JT. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 4. — С. 2−5.
  8. В.Н. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов // Среднее образование. 1995. — № 1 -С. 21−23
  9. А.Г. Три вопроса о грядущей реформе // вестник высшей школы. 1997,-№ 7.-С. 3−5.
  10. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986 — 211 с.
  11. Ю.К. Методы обучения учащихся в средних профессионально-технических учебных заведениях: Метод, рекомендации. М.: Госпрофобр СССР, 1982, — 102 с.
  12. С.Я. К вопросу о взаимосвязи методов профессионального обучения // Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / Под ред. А. П. Беляеой. Л.: Госпрофобр СССР, 1989. — С.89−96.
  13. О.Н. непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала. Автореф. дос.. канд. эк. наук. Иркутск, 1998. — 19 с.
  14. В.И. О региональных и отраслевых программах развития среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 1996. -№ 1. — С. 31−34.
  15. В.И., Розина Н. М., Семушина Л. Г. Согласование образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования // Специалист. 1998. -№ 12. — С. 16−17.
  16. В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес образования и разработка инструментов их продвижения. Автореф. дис.. канд. эк. наук., -СПб., 1999. — 19 с.
  17. С.Я. Блочно-модульное обучение. М.: 1997. — 310 с.
  18. С.Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. М.: А.П.О., 1995 -208с.
  19. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: ИПТО РАО, 1997, — 220 с.
  20. А.П. О преемственности трудового и профессионального обучения. Профессионально-техническое образование. — 1976. — N11. — С. 14−16.
  21. А.П., Золотухина Н. Ф., Савельева Л. В. Концептуальные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1989. — С.6−17.
  22. Беляев В В., Нохрин Г. М. Разработка концепции функционирования и развития профессионального учебного заведения. // Специалист. № 9. — 1995. -С, 31.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  24. Блэк Сэм. Паблик Рийлешинз. Что это такое? М., Изд, Новость. Модино пресс., 1990. — 160 с.
  25. Е.Д., Буянов Л. Я., Печенюк A.M. Дальневосточный межрегиональный учебный-научный-методический центр СПО: новая перспектива // Среднее профессиональное образование. 1996. — № 1. — С. 34−40.
  26. Богоудинова Р. З, Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях. Казань, 1996. -280 с.
  27. В.П. проблема «Север Юг: значение образовательного фактора» // Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. тр. / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсон. — М: АПН СССР, 1991. — С. 26−43.
  28. Н.В. технологичность образовательного процесса как показатель его качества // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 3. — С. 17−20.
  29. Е.Т. Практика развития инноваций в образовании // Среднее специальное образование. 1998. — № 2. — С. 2−5.
  30. О.А., Кучинская Г. А. Центр непрерывного профессионального образования в малом городе с монопроизводственной экономикой. М.: ИЦП-НПО РАО, 1996.-57 с.
  31. Г. Н. гуманизация содержания образования на основе его модульного построения // Среднее профессиональное образования. 1998. — № 2.-С. 38−43.
  32. А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Среднее профессиональное образование, — 1998, № 1-С.24−34.
  33. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1996 — 416 с.
  34. В.М. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 1997 — 528 с.
  35. М.М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг.// Маркетинг в России и за Рубежом. 1999. -№ 6 -С. 56.
  36. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск: БГПУ, 1997.- 133 с.
  37. .Л. Интернационализация общественной жизни в современном мире и образование // Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. тр. / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: АПН СССР, 1991. — С. 6−26.
  38. С. Система образования в условиях демократизации российского общества // Alma Mater. 1997. — № 4. — С. 18−23.
  39. Т.В. Традиционное и проблемное обучение в педагогике и проблемы освоения инновационных методов // Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития / Под ред. Т. В. Герша, М. А. Чекулаева. М.: НМЦ СПО. — 1997. — С. 85−95.
  40. Гершунский Б. С, Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 22−29.
  41. О., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании // Вестник высшей школы. 1997. — № 10. — С. 3−7.
  42. Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терми-налогии. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 6. С. 3−17.
  43. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга.// Маркетинг в России и за рубежом. 2000, — № 4. С. 3−17.
  44. Государственный образовательный стандарт СПО. М., 1994
  45. Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности // Специалист, — 2000. № 3, — С. 32−34.
  46. Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения (обзор) // Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития / Под ред. Т. В. Герша, М. А. Чекулаева. М.: НМЦ СПО. — 1997. — С. 125−139.
  47. В.М. Профессиональная школа в условиях экономической реформы. М.: НТЦ «Техинформпресс», 1997 304 с.
  48. А.В., Михайленко A.M. Совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в современных условиях. Харьков. 1996.-396 с.
  49. Е. Хершген X. Практический маркетинг. Учебное пособие/ Пер. с нем. А.М.Макарова- Под. Ред. И. С. Минко. -М.- Высш.шк., 1995. 255с.
  50. М.В. Колледж как новый тип образовательного учреждения России. Аврореф. дис. .канд. пед. наук. Елец, 1999. — 19 с.
  51. . Эллисон JI. Стратегический маркетинг для школ. // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7. — С. 64 — 68.
  52. Евенко JI, Виды и модели бизнес-образования // Предпринимательство в России. 1998. — № 3. — С. 51−64.
  53. В.К. Социально-психологические факторы, обусловливающие динамику кадров в колледже // Среднее профессиональное образование .- 1998, № 1.-С. 2−5.
  54. В.М. что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» // Социал. Исслед. 1996. — № 12. — С. 107−112.
  55. В.М. Перспективы развития среднего профессионального образования России // Среднее профессиональное образование. 1995. — № 1. -С. 4−9.
  56. Н.И. Проблемы гуманизации образования в диссертационных исследованиях по педагогике // Среднее профессиональное образование. 1998. -№ 1. — С. 34−38.
  57. A.M. Региональные проблемы образования молодежи // Среднее профессиональное образование. 1996. — № 2. — С. 29−32.
  58. Закон РФ «О высшем образовании».
  59. Закон РФ «Об образовании».
  60. Е.А. и др. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения. Обзорн. Инф. — М.: НИИВО. — Вып. 1. — 1993. — 85 с.
  61. Л.В., Белоусова О. В. О переходе к личностной ориентированности в образовании // Специалист. 1998. — № 10. — С. 29−31.
  62. Зарубежный опыт формирования и реализации концепции непрерывного образования (обзор) / Составитель Н. Н. ИГестакова. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1989.-32 с.
  63. И.В. Организационно-педагогические основы маркетинга в профессиональном лицее. Автореф. Дис. кан.пед.наук. -М., 1999. 23с.
  64. Г. Современное образование в зеркале трех революций. // Вестник высшей школы. 1997. -№ 1. -С. 11
  65. Г. Массовое образование виновник развала советского государства? // Вестник высшей школы. — 1997. — № 10. — С.3−5.
  66. Н.О., Галкина Т В. Проблемы и перспективы развития образования за рубежом (на материале японских школ) // Перспективные проблемы развития непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1987. -С. 169−177.
  67. В.В. Непрерывное образование во Франции // Перспективные проблемы развития непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. -М., 1987. -С. 161−162.
  68. Киннел М, Магдугалл Д. Маркетинг некоммерческих организаций. // Маркетинг в России и за рубежом. М., 1998. С. 35−37.
  69. Д.Ш. Модульная система обучения // среднее профессиональное образование. 1998. — № 2. — С. 9−16.
  70. И.И. Опыт и проблемы создания регионального многопрофильного колледжа // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 2. -С. 5−7.71. Конституция РФ.
  71. Концепция непрерывного образования кадров на Производственном объединении «Елабужский завод легких автомобилей» Махмутов М. И., Путилин В. Д., Халлиулин И. А. и др. — М.: АПН СССР, 1989.- 180 с.
  72. Концепция профессионально-технического и среднего специального образования. М.: АПН СССР, 1989.
  73. A.M. Система организационно-педагогических условий жизнедеятельности профессионального колледжа в условиях непрерывного многоуровневого образования. Автореф. дис. .канд. пед.наук. СПб, 1997. — 19 с.
  74. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учебное пособие. М.: Просвящение, 1986. — 208 с.
  75. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инженерно-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1997. — 304 с.
  76. И. Стратегическая задача российского образования и политизированная педагогика // Вестник высшей школы. 1997. — № 7. — С. 13−19.
  77. Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург, «АО Кору на», АОЗТ «Литера плюс», 1994. — 688 с.
  78. Ф. Армстронг Г. Сондерс Дж. Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание. Киев, Москва, Санкт-Петербург, Вильяме, 1998
  79. Ф. Маркетинг.Менеджмент /Пер. с англ. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Петер», 1999. — 896с.
  80. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учебной степени. М.: «Ось-89», 1998. — 208 с.
  81. В.А. Образование как образ жизни // Вестник высшей школы. -1997. -№ Ю.-С. 14−18.
  82. Г. К. становление и развитие Центра непрерывного образования в малом городе России с моноразвитой экономикой. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 19 с.
  83. Ламбен Жан Жак. Стратегический маркетинг. Санкт-Петербург, Наука, 1996, — 245 с.
  84. О.Т., Филипов Т. Ю. Основы маркетинга. СПб.: ИД «МиМ».1997.-224 с.
  85. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: ИРПО, 1996. — 228 с.
  86. Лиинамайя Отала, Задача обучения на протяжении всей жизни вызов университетам // Alma Mater .- 1997. — № 4. — С. 24−31.
  87. А. Образование: проблемы глабализации и регионализации // Вестник высшей школы. 1997. — № 11. — С. 4−9.
  88. Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ // Специалист. 1998. -№ 12. — С. 18−19.
  89. Т.Ю. Опыт построения многоуровневого, многоступенчатого, многопрофильного учебного заведения. Практическое пособие. М.: ИТОП РАО, 1999.-43 с.
  90. Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 2. — С. 4−8.
  91. Т.Ю., Фирсов Г. А. Впервые на работу // Организационно-правовые и психологические советы молодым специалистам: Учебно-практ. Пособие. М.: ИРПО, 1995. — 38 с.
  92. Т.Ю., Фирсов Г. А., Косякова Н И. Бизнес и право / Дидактические материалы. М.: ИРПО, 1996. — 56 с.
  93. Т.Ю., Фирсов Г. А., Лукьянинко В. Н., Огородникова Е. И. Комплект учебно-методической документации по ступенчатой подготовке кадров. -М.: ИТОП РАО, 1999. 75 с.
  94. Н.Ю. Проектирование процесса обучения // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 3. — С. 4−8.
  95. Н.Ю., Бурцева Е. Т. Проектирование модели педагогического коллектива // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 5. — С. 31−33.
  96. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  97. М.И. Региональный колледж // Народное образование. 1990, -№ 5. — С. 6−10.
  98. JI.H. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции // Маркетинг 1999. -№ 5. — С. З — 16.
  99. М.Х. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  100. Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов технического образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 1999.-21 с.
  101. Модульное обучение незанятого населения (из опыта России и Швеции): Учеб.-метод, пособие / Под общ. ред. В. А. Щегорцева: Научно-методическое издание. М.:РГАТиЗ, 1998. — 84с.
  102. Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки. // Специалист № 4. 1996. — С. 22−24.
  103. Г. В. О взаимодействии научно-исследовательских организаций с образовательными учреждениями среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 3. — С. 34−3
  104. Г. В., Масленикова В.Ш.Социально-педагогическая работа в среднем специальном учебном заведении // Среднее профессиональное образование. 1997. — № 9. — С. 2−5.
  105. А. Груз проблем образования // Вестник высшей школы. 1997. -№ 9 .-С. 9−11.
  106. Новаторов Э. В, Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — март — С. 91−97
  107. A.M. Базовое профессиональное образование- проблемы интеграции. // Специалист. № 5. — 1996. — С. 2−5.
  108. A.M. Колледж модель для России? // Специалист. — № 8. — 1995. -С. 2−5.
  109. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АЛО, 1996. — 130 с.
  110. A.M. Перспективы развития системы непрерывного образования // Специалист. 1998. — № 1. — С. 2−8.
  111. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 254 с.
  112. A.M. Среднее профессиональное учебное заведение в образовательном пространстве // Специалист. 1998. — № 11. — С. 2−4.
  113. О неотложных мерах по усилению государственной поддержки в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 7 мая 1997 г. N543.
  114. Областной статистический ежегодник (Статистический сборник) / Под ред. В. И. Зайцева. Курск.: Облкомстат, 1998, 1999. — 678 с.
  115. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. тр. / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: изд. АПН СССР. 1991. — 97 с.
  116. В., Уженков В. Образование без отрыва от основной деятельности: право на существование // Вестник высшей школы. 1998. — № 5. -С. 14−17.
  117. Н.М. Педагогические основы инновационных процессов в системе управления непрерывным профессиональном образовании. Автореф. дис. .канд. пед. Наук. -М., 1999. 19 с.
  118. О.Н. Профессиональное образование в XXI веке // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 1. — С. 5−10.
  119. Организация поддержки малого бизнеса. /Под ред. В. Ш. Каганова М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. — 128 с.
  120. Ф.Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. М.- Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 364 с.
  121. Панкрухин А. П Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Вестник высшей школы. 1997. — № 1. — С. 25−29.
  122. А.П. Маркетинг. М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 1999. — 398 с.
  123. А.П. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом.- 1997 июль, август С. 79−85.
  124. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. 1977. — 504 с.
  125. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  126. Е.Е. Организационно-экономический механизм региональных образовательных комплексов. Автореф. дис.канд. эк. наук. М., 1997. -21 с.
  127. О.Е. Формирование региональной системы переподготовки рабочих кадров в условиях новых экономических отношений. Автореф. дис.. канд. эк. Наук. Красноярск, 1997. — 19 с.
  128. Подготовка техников в новых экономических условиях. Части I, II: Сб. работ / Под ред. С. Я. Батышева, Б. С. Гершунского, Л. Г. Семушиной. М.: АПО, 1993.-375 с.
  129. Подготовка кадров для рыночной экономики: планы, программы, технологии. М.: .Академия менеджмента и рынка, 2000. — 200 с.
  130. Н. Реформирование образование и национальная безопасность // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 24−27.
  131. Т.В. Среднее профессиональное образование // Специалист. -1995.-№ 4.-С. 4−6.
  132. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта: Материалы пед. Чтений. СПб., 1993. — 143 с.
  133. Проблемы развития непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях: Материалы научно-практ. конф. (Москва, 5−7 дек. 1995 г.). Часть 1,2. — М.: НМЦ СПО, 1997.
  134. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19 962 000 гг.
  135. Прогностические модели системы образования в зарубежных странах: Сб. науч. тр. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 104 с.
  136. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.:АПО, 1999. — 904 с,
  137. Развитие непрерывного образования в Швеции: Обзорная информация. -М.: НИИ ВШ, 1979.-35 с.
  138. В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Вестник высшей школы. 1997. — № 2. — С. 3−7.
  139. Рац М. Человек и «человеческое» на рубеже XXI в. (заметки методолога) // Вестник высшей школы. 1997. — № 11. — С. 15−16.
  140. И.В. Перспективные направления исследований в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 3. — С. 20−25.
  141. Н.М., Семушина Л. Г. Проблемы интеграции высшего и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. -1998. № 4.-С. 5−12.
  142. Рябов J1. О системных основах подготовки специалистов И Alma Mater. -1997,-№ 7.-С. 8−10.
  143. JT.B. Моделирование процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А. П. Беляева. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1989. — С.70−88.
  144. О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 1. -С. 47.
  145. В. Образование как фактор национальной безопасности России // Вестник высшей школы. 1998. — № 8. — С. 3−7.
  146. П.И. Системно-деятельный подход к разработке и внедрению обобщенных технологий обучения // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 8. — С. 25−29.
  147. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998. — 464 с.
  148. Селихова Г, В. Подготовка конкурентоспособного специалиста // Специалист. 1998. — № 9. — С. 24−27.
  149. Л.Г. и др. Колледж как вид среднего специального учебного заведения. М.: НИИВО, 1994. — 55 с.
  150. Л.Г. Уровень профессионального образования и их отношение к квалификации подготавливаемых работников // Специалист. 1998. — № 12. -С. 17−18.
  151. Л.Г., Ломакина Т. Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки: Метод, рекомендации. М.: ИРПО, 1994. — 75 с.
  152. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1990. — 192 е.: ил.
  153. В.Д. Образовательная область «Технология» как средство воспитания и развития школьников: Сб. науч. тр. Брянск.: БГПУ, 1997. — С. 16−19.
  154. В.Д. Основы маркетинга. Ишим: ИГПИ, 1998. — 394 с.
  155. В.Д., Фомин Н. В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Брянск: БГПУ, 1997. — 319 с.
  156. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430 с.
  157. Соколов В В. Модель управления учреждением среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 1. — С. 44−46.
  158. К., Пугачева Е. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы // Alma Mater. 1998. — № 3. — С. 3−7.
  159. К.Н. Обзор форм взаимодействия вузов и предприятий // Материалы научно-практической конференции «Становление и развитие негосударственного образования в байкальском регионе». Иркутск.: РАГУ, 1997. -С. 57−58.
  160. К.Н. Методика маркетингового исследования дипломированных специалистов // Материалы научно-практической конференции. «Проблемы социального управления городом в условиях рынка». Иркутск.: ИЭА, 1997.-С, 111−113.
  161. К.Н. Синтез радикального и либерального подходов к образованию. Переход от Т-систем к «Ладоням» // Вестник высшего образования. -1997. -№ 10.-С. 19−25.
  162. Стен Репп, Томас Л. Каллинз. Новый максимаркетинг, Челябинск, Урал LTD, 1997, С. 19 20
  163. Уит И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  164. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 3. — С. 5−10.
  165. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М., Республика 1995. 220 с.
  166. Ю.М. Теоретические и методические основы управления образовательными учреждениями в условиях рынка. Автореф. дис.канд. эк. наук. -СПб, 1999.-21 с.
  167. B.C. Взаимодействие с наукой путь к достижению цели // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 2. — С. 2−4.
  168. В.Г., Поликарпова Т. В. Среднее профессиональное образование в России и зарубежом // Среднее профессиональное образование. 1998. -№ 5.-С. 33−41.
  169. А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. — 1998. — № 2. — С. 33−38.
  170. А.Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании // Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений: Сб материалов. М.: НМЦ СПО, 1997. — Вып. 1. — С. 6−26.
  171. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышев. -М.: АПО, 1999. 1470 с.
  172. В.А. Маркетинг в сфере начального профессионального образования. Автореф. дис.. кан пед. наук. М., 1998. — 19 с.
  173. Производство важнейших видов продукции АО МГОК
  174. Год 1990 1992 1995 1997 1999
  175. Окатыши, тыс.т. 6514,0 5254,0 6112,0 5449,0 6696,0
  176. Железная руда, тыс.т. 19 559,5 ¦ 11 715,5 11 742,3 10 189,3 12 918,22000018000160001400012000100008000 6000 4000 2000 6 514,119559,5I
Заполнить форму текущей работой