Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Некоммерческие организации в процессе становления рынка потребителя в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизм хозяйствования в условиях становления рынка потребителей представляет собой совокупность процедур взаимодействия экономических субъектов, направленных на удовлетворение гарантированных, персонифицированных потребностей при поддержании оптимального соотношения между производительными и потребительными аспектами экономической де^ тельности. Однако не рынок определяет положение участников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ «ПРОИЗВОДСТВО-ПОТРЕБЛЕНИЕ»
    • 1. 1. Теоретико-институциональные характеристики потребления и потребительского спроса .,
    • 1. 2. Место некоммерческих организаций в системе «производство — потребление»
  • ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ «ПРОИЗВОДСТВО-ПОТРЕБЛЕНИЕ»
    • 2. 1. Процесс перехода от рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя
    • 2. 2. Классификация и функции институтов гражданского общества: синхронический и диахронический анализ
    • 2. 3. Социально-экономические предпосылки типологизации потребления и потребителей
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ «ПРОИЗВОДСТВО-ПОТРЕБЛЕНИЕ» В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 3. 1. Социальная политика государства в кризисных сферах потребления
    • 3. 2. Новые формы сотрудничества некоммерческих организаций, бизнеса и государства в процессе перехода к рынку потребителя
    • 3. 3. Социально-экономическая эффективность 163 обеспечения приоритета потребителя в хозяйствовании

Некоммерческие организации в процессе становления рынка потребителя в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Посткризисная экономика поставила перед российскими учеными новый круг вопросов по проблеме потребительского спроса и потребления, требующих оценки уже полученных наукой положений.

Несмотря на их значительную разработанность, до сих пор нет однозначного ответа на такие вопросы: как обеспечить приоритет потребительского спроса и потребления в воспроизводственном процессе и потребителя в хозяйствовании, какова взаимосвязь потребительского спроса и неравенства и дифференциации доходов населениякакова роль инвестиций в человеческий капитал и их особенности в России?

Становление и развитие рыночной экономики в России с необходимостью требует перехода от рынка производителя к рынку покупателя и рынку потребителя. Действительно, при отсутствии планового ведения хозяйства в целях минимизации потерь всех видов ресурсов — людских, производственных, сырьевых, энергетических, финансовых, информационных и т. д. — необходим механизм замыкания производства на потребление. Таким своеобразным «механизмом» учета в предпринимательской деятельности нужд и потребностей потребителей и является рынок потребителя.

Степень разработанности проблемы. Основы теории эффективного потребительского спроса представлены в работах Дж. М. Кейнса и видных кейнсианцев, посткейнсианцев и неокейнсианцев (Е. Домара, Дж. Дьюзен-берри, П. Самюэльсона, Т. Ардан, П. Мидес-Франс, Ф.Перру. Э. Хансена, Д. Хамберга, С. Харриса, Дж. Хикса, Р. Харрода), а также их оппонентов (М. Фридмена, Ф. Хайека, О. Уильямсона).

Наиболее известными исследователями социально-институциональных теорий являются: Б. Веблен, Дж. Гобсон, У. Митчел, Р. Фишер, Я. Тинберген, О. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт, Дж. Гобсон, Р. Арон, Т. Парсон, К. Поланьи, Н. Д. Смелсер, Ж. Элюль, П. Дракер, Ж. Фурасье, Ж. Эллюль, П. Дракер, У. Рос-тоу, Дж. Бьюкенен, Г. Беккер, Р. Коуз, Р. Хейлбронер.

Основы теории потребления разрабатывались в трудах JI. Вальраса, С. Джевонса, Дж. Б. Кларка, К. Ланкастера, Ш. Жида, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето.

В России этими проблемами занимались такие ученые, как В. М. Агеев, И. В. Алехина, Г. Г. Азгальдов, A.A. Аузан, В. Г. Гребенников, Ю. В. Бороздин, К. К. Вальтух, В. В. Зотов, Ю. Н. Иванов, В. А. Иноземцев, В. Марцинкевич, А. И. Пономарев, A.A. Сергеев, В. Т. Смирнов, И. И. Столяров, С. С. Шаталин, Е. В. Устюжанина.

Некоммерческие организации (НКО) и институты гражданского общества составляют предмет научного исследования В. М. Белоусова, Е. М. Бортник, В. Г Игнатова, В. В. Рудого, C.B. Фатеевой, Т. В. Юрьевой и др.

Относительно разработанными в теории потребления являются вопросы поведения потребителей. Вместе с тем возникает необходимость анализа отношений потребления, включения в предмет экономической теории, наряду с рабочей (производительной) силой, еще одной сущностной силы человека — потребительной силы.

Объект исследования. Объектом исследования выступают трансформационные процессы, происходящие в системе «производство — потребление», анализируемые посредством применения инструментария современной макроэкономической теории.

Предмет исследования — отношения и институциональные основы потребления, определение социально-экономической эффективности потребления, участие в этом процессе НКО и взаимоотношений государства, производителей и потребителей в процессе перехода к рынку потребителя.

Целью диссертационной работы является исследование макроэкономических характеристик процесса становления рынка потребителя и роли институтов и организаций гражданского общества в этом процессе.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

— провести теоретико-институциональный анализ факторов потребления и потребительского спроса;

— выявить институциональные характеристики некоммерческих организаций;

— рассмотреть процесс перехода от рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя;

— исследовать классификации институтов и организаций гражданского общества и их социальную значимость в процессе перехода к рынку потребителя;

— проанализировать социально-экономические предпосылки типологии потребления и потребителей;

— определить эффективность социальной политики в кризисных сферах потребления;

— рассмотреть взаимоотношения государства, бизнеса и НКО и основные формы их сотрудничества;

— определить основные направления повышения роли потребителя в механизме хозяйствования.

Методологической и теоретической базой диссертационного исследования являются положения классической, неоклассической, институциональной и неоинституциональной экономических теорий, исследования российских и зарубежных ученых-экономистов, посвященные макроэкономическим процессам, эффективному спросу, а также прикладные труды в области изучаемых проблем, законодательные акты и нормативные документы Правительства РФ и зарубежных стран, материалы теоретических и практических конференций.

В работе применяются системный, функциональный и институциональный подходы. В процессе работы диссертант использовал ряд методов научного познания — анализа и синтеза, исторического и логического, моделирования и прогнозирования и их различное, в зависимости от решаемых задач, сочетание на каждом этапе исследования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили труды классических представителей основных течений мировой экономической мысли, законодательные акты и другие нормативные документы, принимаемые на уровне Российской Федерации, обзорно-аналитические справки, монографии, периодические издания, исследования по рынку потребителей и поведению потребителей, публикации в периодической печати, информационные Ыегпе^ресурсы.

Рабочая гипотеза диссертационной работы: повышение социально-экономической эффективности потребления в условиях трансформационных процессов в системе «производство — потребление» в значительной степени влияет на социально-экономическую эффективность отношений между государством, бизнесом и институтами и организациями гражданского общества и механизма хозяйствования в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Позитивные характеристики экономического анализа совокупного потребительского спроса, осуществленные маржинальной, неоклассической и теорией предельной полезности, а также представителями институциона-лизма, показывают, что спрос непосредственно связан с потребностями населения и служит рыночной формой их отражения. Историзм в определении эффективного спроса требует изменения подходов к такому определению в условиях транзитивной рыночной экономики РФ.

2. Теория институционализма предопределяет систему фундаментальных политических, социальных и юридических правил, в рамках которых протекают процессы производства, распределения, обмена и потребления, транзакции их участниковпозволяет создать основу для теории общественного выбора, которая применима для исследования экономической природы некоммерческих институтов и организаций.

3. Образование институтов гражданского общества в России возможно в контексте развития так называемого «третьего сектора" — они должны выступать партнерами государства в решении социальных проблем через развитие общин, через территориальное местное и общественное самоуправление. Общественное самоуправление усиливает способность жителей как активных граждан объединяться в соседские группы, организации и коалиции, а также возможность образовывать саморегулируемые организации и институты гражданского общества, работать в диалоге с властью над позитивными изменениями на территориях. Институты гражданского общества представляют собой сознательно созданные экономические некоммерческие организации, предназначенные для реализации социально и экономически значимых целей.

4. Российская специфика гражданского общества заключается в развитии местного самоуправления, а не в безусловном приоритете частной собственности. Гражданское общество — это система общественных отношений, способствующая реализации естественных прав человека на основе самоорганизации и самоуправления, в России на всех этапах ее истории существовали зачатки подобного общества. Именно поэтому осуществляемая сегодня, после длительного периода централизации, муниципальная реформа, призванная восстановить местное самоуправление и тем самым гражданское общество должна вобрать в себя весь положительный опыт и инструментарий мировой и особенно российской практики самоуправления.

5. В основе социальной политики Российского государства должна быть заложена система ценностей, исходящая из признания суверенности интересов различных групп населения и конкретного человекасоциальная политика должна также учитывать возможность противоречий и конфликтов между ними. Необходимо разработать систему социальных критериев и индикаторов, позволяющую оценивать результативность социальной политики по ее конечному результату — качеству жизни и изменениям социальной структуры общества.

6. Обеспечение приоритетного положения потребителя в хозяйствовании мы связываем с формированием рынка потребителя. Этот тип рынка предполагает развитую систему связей между производством и потреблением, высокую степень удовлетворения потребностей и дееспособные институты и организации гражданского общества. В этих целях следует осуществлять типологизацию потребления и социализацию потребителей, практиковать новые формы взаимодействия производителей и потребителей.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в раскрытии макроэкономических основ трансформационных процессов в системе «производство — потребление».

Элементы приращения научного знания заключаются в следующем:

— показано, что становление рынка потребителя требует разработки теории потребления, построенной на индивидуальных и общественных потребительных силах, потребительной деятельности, средств удовлетворения потребностей, анализа новых форм взаимосвязей производителей и потребителей, сотрудничества некоммерческих организаций, бизнеса и государства;

— определено, что гражданское общество нацелено на самовоспроизводство, имеющее своим содержанием эффективное использование собственности и ресурсов данной территории с целью удовлетворения материальных потребностей его населения и хозяйствующих субъектовинституты и организации гражданского общества, создаваемые в целях получения различных материальных и нематериальных благ и услуг относятся к институтам и организациям потребителей;

— выявлено, что существование и функционирование институтов гражданского общества является катализатором разрешения определенных социальных противоречий между государством, рыночными субъектами и самими гражданами. Прежде всего, имеется в виду противоречие между уменьшающейся долей государственной собственности и все возрастающим влиянием чиновничьего аппарата, реализующего свои властные функции путем присвоения прибавочного продукта;

— определена необходимость участия некоммерческих институтов и организаций гражданского общества, выражающих интересы различных групп потребителей, в процессе перехода от рынка покупателя к рынку потребителяони призваны заниматься организацией таких потребительских форм, как заявка, запрос, заказ, предпочтение, намерение, требование и т. д., установлением устойчивых отношений с потребителямидано обоснование положения о том, что управление связями между производителями и потребителями станет основной обязанностью институтов и организаций гражданского общества, объединений потребителей;

— доказано, что государство должно стать гарантом равновесия интересов как различных социальных групп, так и общества, бизнеса и власти в целомчто функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ и услуг, а, напротив, на расширение структуры общественных потребностей, на создание возможности для дополнительного альтернативного предоставления товаров и услуг потребителям;

— показано, что в процессе становления рынка потребителей конкуренция постепенно переносится на предпроизводственный и производственный уровень, истинная конкуренции — это конкуренция идей, проектов, опытных образцов и т. д., а не рыночная конкуренция товаровне конкуренция, а координация и согласованное поведение производителей и потребителей, максимизация общей выгоды — вот что будет являться предметом деятельности потребительских институтов и организаций гражданского общества и объединений потребителейстановление рынка потребителя означает, что производство будет осуществляться по прямым адресным заказам потребителейэто возможно только при активном участии потребителей в принятии решений, касающихся их запросов на всех стадиях и уровнях хозяйствования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в теоретическом описании процесса становления рынка потребителя, отношений потребления, их категорий, в обосновании качественно новой роли институтов и организаций гражданского общества в установлении взаимоотношений потребителей с производителямив показе необходимости адаптации макроэкономических характеристик процесса становления рынка потребителя к реалиям и возможностям российской рыночно-трансформационной экономики, в возможности использования полученных научных результатов для концептуального обоснования общефедеральных и региональных программ формирования и реализации социальной политики.

Диссертационное исследование может быть применено в практических макроэкономических разработках эффективного потребительского спроса, а его отдельные разделы могут быть использованы в преподавании курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», при чтении спецкурсов в высших учебных заведениях по экономическим специальностям.

Апробация результатов работы. Основные положения, теоретические обобщения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались в порядке обсуждения на научно-практических и международных конференциях в Северо-Кавказской академии государственной службы.

В целом, по теме диссертационного исследования опубликованы 6 работ общим объёмом 6,3 п.л.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в данном исследовании. Диссертация состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы (137 наименований), содержит 203 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представители неоклассического направления в своем анализе на первый план выдвигали взаимосвязи поведения потребителей и суммарного предложения. В кейнсианской концепции депрессивной экономики, которая исходила из состояния неполной занятости, положения теоретиков неоклассического направления были поставлены с ног на голову. Движущей силой стало не производство, а потребление, и основным ограничивающим условием развития — не предложение, а спрос. В анализе потребительской функции Кейнсом в реальной, а не денежной форме определяющее место заняли функциональные зависимости совокупных личных расходов и совокупного дохода.

Неоклассики исключили из экономической науки дилемму о первичности и вторичности сфер производства и потребления. Они объединили эти сферы и сделали их объектом целостного системного анализа.

С точки зрения классического институционализма объективные природные и объективные общественные условия определяют институты как способы мысли и действия, присущие группе людей или даже целому народу, или как способы коллективного действия. Институционалисты учли опыт и неоклассиков, и кейнсианцев. Формирование человеческого капитала (за который ратовали институционалисты) стало основой для развития конкурентных внутренних рынков, которые предопределяют, в свою очередь, стабильную макроэкономику (бывшую в центре внимания кейнсианства).

Концепция «социального рыночного хозяйства» перекликается с концепцией институционалистов об «обществе всеобщего благоденствия». Оба направления базируются на идее активной социальной функции государства по обеспечению всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении социальных услуг и повышении благосостояния. Государство оказывает свое влияние на склонность к потреблению и инвестированию через систему налогов, норму процента, а также через расширение традиционных функций правительства.

Мы согласны с идеями институционалистов о необходимости усиления социального контроля над экономикой со стороны государства, но считаем, что важнейшую роль социального контроля должны играть институты и организации гражданского общества, создаваемые в целях получения различных материальных и нематериальных благ и услуг. Мы относим их к институтам и организациям потребителей.

Институционалисты понимают институты как общественно-психологические явления (традиции, образ жизни, мотивы поведения, привычки, менталитет и т. д.), так и менее устойчивые социальные структуры (государства, семья, политические партии, профсоюзы, монополии, правовые нормы, механизмы конкуренции и т. д.).

Институты гражданского общества пронизывают всю социально-экономическую структуру современного общества, основной целью существования институтов гражданского общества является предоставление общественных, смешанных, а также некоторых видов частных благ и услуг потребителям, создание социально-экономической инфраструктуры.

Таким образом, подавляющее большинство институтов и организаций гражданского общества является по своей сути институтами и организациями потребителей.

Рынок производителя предполагает, что спрос опережает предложение, или что спрос и предложение уравновешиваются посредством массы товаров, не отвечающих запросам потребителей. Потребитель в этих условиях вынужден покрывать все возрастающие издержки производителя, обеспечивать ему доход. Именно такой рынок порождает возрастание неэквивалентного обмена, кризисов перепроизводства, ажиотажного спроса, дефицита, а также наличие «черного рынка» и пр.

Насыщение основных общественных потребностей, увеличение предложения товаров и услуг обусловливает переход к рынку покупателя. Рынок покупателя предполагает среднестатистического потребителя и базируется на покупательной силе.

В странах с рыночной экономикой на смену рынку производителя и рынку покупателя пришел рынок потребителя. Появление и развитие рынка потребителя требует развитой теории потребления, научной типологии потребления и потребителей, органов и организаций, реально представляющих интересы потребителя в хозяйствовании.

Для индустриальной эпохи была характерна унифицированность потребления и производства, человек выступал как субъект потребления. Подняв потребление до определенного уровня, индустриальный тип производства утратил источник своего дальнейшего развития.

С конца XX века информация и знания обрели роль важнейших производственных факторов, стремление людей к их усвоению заменило присвоение материальных благ в качестве основного непосредственного мотива продуктивной деятельности. Это означает, что человек во все большей степени выступает как носитель уникальных способностей, в этих условиях нематериальное производство и потребление становятся сторонами процесса самосовершенствования личности, предполагающего развитую систему взаимосвязей между производством и потреблением. По мере дальнейшего насыщения потребностей потребители перестают удовлетворяться тем, что им предлагал рынок и производство, и начинают активно участвовать в рыночных и производственных процессах.

Первоначально рассматриваются социально-экономические характеристики спроса и потребления, «потребительский спрос» и «покупательский спрос». Потребительский спрос обычно трактуется как «форма выражения основной части потребностей членов общества, сложившихся при данном уровне производства, доходов и цен». Покупательский спрос на товары определяется как платежеспособная потребность (сумма средств), потенциально предназначенная для приобретения материальных благ: продуктов питания, одежды, тканей, изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Или под «покупательским спросом» понимается представленная на рынке потребность в товарах, то есть не только потребность, но и то, что является главным, — возможность приобретения товара.

Дается классификации всех воздействующих на спрос факторов с учетом различных признаков, среди которых выделены следующие: природа возникновения и социально-экономическое содержание отдельных факторовформа воздействия на спроснаправления воздействияхарактер взаимосвязи между спросом и различными факторамивозможность количественного измерения степени воздействия на спросинтенсивность воздействия на спроспродолжительность воздействиясфера воздействия на спрос.

Далее анализируется экономическая сущность потребления. Потребление предстает как процесс, отражающий взаимопереходы внешней и внутренней формы обмена веществ, процесс реализации потребностей человека, включающий возникновение социального из природного и преобразования природного в социальное.

Потребительская деятельность предстает как разновидность социальной. Это активность человека под воздействием его потребностей с целью изменения, преобразования своего существования путем присвоения материальных благ и услуг. Потребительная деятельность, как и всякая деятельность, обусловливается тремя моментами — средствами потребления, предметами потребления и способностью к потреблению — потребительной силой как сущностной силой человека. Способность к потреблению определяет одну из важнейших сущностных сил человека — его потребительную силу.

Конкретизацией отношений потребления выступает типология потребления, которая включает потребления включает определение потребительских наборов, потребительских комплексов, потребительских программ и моделей потребления. Так как каждый потребитель, потребительская группа выступают носителями целого комплекса потребностей, то они могут предъявлять потребительские групповые, а впоследствии — и индивидуальные заявки для производства, своеобразные «программы потребителя», на основании которых могут составляться различные модели потребления.

Для определения социального лица потребителя следует различать потребление индивидов, семей, коллективов, регионов и т. п. Объем, структура и специфика потребления дикутет специфику и структуру потребностей и потребительского поведения. Образуется своеобразные потребительские группы, отличающиеся социальными, демографическими и другими условиями жизни. Их определяют и социальные факторы — общественная принадлежность, особенности труда и распределения, уровень образования, квалификация, социальная защищенность, право на ошибку и т. д. Национальная, этническая принадлежность, демографический тип и возраст семьи, тип населенного пункта и др. отражаются в демографических особенностях потребностей и потребления. Без привлечения к этой деятельности институтов и организаций гражданского общества, организаций и обществ потребителей, без широкой демократизации этой сферы деятельности типология потребления и потребителей невозможна.

В процессе становления рынка потребителя появляются новые формы самоуправления, организаций саморегулирования, институтов гражданского общества. В качестве базового критерия классификации существующих институтов и организаций НКО используется функциональное назначение их основной деятельности, ресурсной базы, финансирования и т. д. в современном обществе.

Социальная политика в условиях становления рынка потребителя различается по степени вмешательства государства в социальную сферу жизни общества и социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, влиянию социальных процессов на экономическую жизнь страны. Во второй главе диссертационного исследования анализируется российская социальная политика в кризисных сферах потребления, модель социального блока бюджетов последних лет.

В третьей главе определяются основные направления повышения роли некоммерческих организаций в становлении рынка потребителя, анализируется социальная политика государства в кризисных сферах потребления, социально-экономические формы сотрудничества некоммерческих организаций бизнеса и государства в процессе перехода к рынку потребителя, повышение роли потребителя в механизме хозяйствования.

При становлении рынка потребителя «не срабатывает» производственная эффективность и появляется необходимость перехода к потребительной эффективности, то есть к максимальному удовлетворению потребностей потребителей. Внутреннее проявление обмена веществ раскрывается как удовлетворенность от потребления материальных благ. Социально-экономическая эффективность потребленных материальных благ, их социально-экономические характеристики определяются понятием удовлетворенность.

Повышение социально-экономической эффективности отношений потребления в условиях рынка потребителей рассматривается со стороны потребления и потребителей, потребительских институтов и организаций гражданского общества, объединений потребителей, производителей (предпринимателей), производства и со стороны государства. Социально-экономическая эффективность рынка потребителей требует, чтобы как производители, так и потребители участвовали в формировании естественных свойств продукции, формировали потребительские образы и оценки в организации таких потребительских форм, как заявка, запрос, заказ, предпочтение, намерение, требование и т. д.

В процессе становления рынка потребителя институты и организации гражданского общества и объединения потребителей будут заниматься созданием ценностных, долгосрочных отношений, позволяющих участникам рыночных отношений приходить на выручку друг другу, оказывать помощь партнерам в достижении взаимовыгодных целей. Как было показано, приоритет потребителя означает соединение потребителя через общественное производство с самим собой как производителем и поддержание оптимального соотношения между производством и потреблением. Уже сегодня «конкурентная война» сменяется сотрудничеством.

Конкуренция товаров превращается, вскрывая свою глубинную сущность, в конкуренцию информации, учитывающую не только экономические переменные, но и обратную связь с потребителями. Эти отношения отрицают рынок и его святая святых — рыночную конкуренцию, конкуренция переходит на предпроизводственный и производственный уровень, а бизнес начинает ориентироваться на потребителей и отношения сотрудничества. Сегодня не конкуренция, а сотрудничество на рынке приносит прибыль.

Современная «конкуренция» — это работа по базам данных на основе интеллектуальных орудий труда: технических средств и технологий создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации, формирующих по запросам потребителей образ товара на уровне идей, на допроизводственном уровне. Принцип состязательности переходит во внутрифирменное соревнование, становится невозможным односторонне влиять на общие условия производства и движения товаров, на организацию совместных предприятий, на диалог с потребителем, на индивидуализированное общественное производство (массовое производство на заказ).

Потребитель сможет не только осуществлять выбор уже изготовленной и предлагаемой продукции, но и производить выбор идей, проектов, конструкторских разработок, образцов, программ, моделей потребителей. Усилия потребительских институтов и организаций гражданского общества и объединений потребителей должны быть направлены на формирование потребительских предпочтений вообще, на разъяснение клиентам, почему им выгоднее воспользоваться теми или иными товарами и услугами. Тем самым разрешается противоречие между массовым производством и индивидуальным потреблением — возникает массовое производство на заказ, появляются виртуальные компании, экономящие на внепроизводственных издержках.

Новой формой сотрудничества некоммерческих организаций, бизнеса и государства может быть известная с XVII века теория публичного договора, она объясняет соотношение сил между государством и гражданским обществом как паритет сил, как необходимое совместное существование, от такой гражданско-правовой сделки не может отказаться ни государство, ни общество. Общественный договор, по нашему мнению, есть основная организационная форма гражданского общества. Формирование полноценного, саморегулирующегося гражданского общества ведет к тому, что государство теряет ореол сакральности и становится как бы «наемным работником» общества, осуществляющим определенные, строго очерченные функции по его поручению и под его контролем.

Компромисс и сотрудничество всех экономических субъектов (производителей, потребителей и посредников) достигается при их взаимном контроле. Контроль институтов и организаций гражданского общества, исследовательских организаций, независимых организаций потребителей (обратная связь) может быть непосредственным (информационная связь институтов, организаций и объединений потребителей) и опосредованным (через поток оплаченных заказов).

Производители, используя системы заказов и компьютерные сети, устанавливают дружеские отношения с потребителями, сокращают количество посредников, расходы и складские издержки. Отсюда основная цель институтов и организаций гражданского общества и объединений потребителей -«создать состояние предсказуемости развития бизнеса, другими словами, осуществлять планирование бизнеса».

Известны два возможных принципа построения прямых связей между производством и потреблением: первый — производство ведется по плановым расчетам, еще не получившим одобрения потребителей, оно ориентируется на их ожидаемое поведениевторой — производство ведется по прямым адресным заказам потребителей. В первом случае выбор потребителя ограничен, он происходит после окончания производства. Здесь потребитель слабо влияет на производство, а реализация сводится к распространению уже произведенных продуктов. Во втором случае потребитель и потребности являются заранее известными, труд, затраченный на производство продуктов (при соблюдении всех требований потребителя), выступает как общественно необходимый. Такой принцип построения взаимосвязей производства и потребления отвечает требованиям современной экономики.

Другими словами, «высшей инстанцией», выдающей производителю распоряжения и директивы, выступает непосредственный потребитель, В этих условиях потребители являются теми звеньями, которые от имени и по поручению всего общества осуществляют оценку результатов производства, принимают и используют готовую продукцию.

Механизм хозяйствования в условиях становления рынка потребителей представляет собой совокупность процедур взаимодействия экономических субъектов, направленных на удовлетворение гарантированных, персонифицированных потребностей при поддержании оптимального соотношения между производительными и потребительными аспектами экономической де^ тельности. Однако не рынок определяет положение участников производственной деятельности, а, наоборот, их социально-экономическое положение детерминирует состояние рынка, поэтому не рынок (даже не рынок потребителей) гарантирует приоритет потребителя. С точки зрения реализации приоритета потребителя в хозяйствовании требуется переориентация производства и потребителя на конечное потребление, на человека, предполагающее оптимальное соотношение между производительными и потребительными аспектами экономической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. ФЗ № 52-ФЗ (ред. 26.11.2001 г.) // Российская газета № 238−239. 1994. 8 декабря.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
  4. Федеральный закон от 07.08.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В редакции Федеральных законов от 12.02.2001 г. № 18-ФЗ- 21.03.2002 г. № 31-ФЗ.
  5. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 14.04.95 г.
  6. Федеральный закон РФ «Об общественных организациях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ, ред. 19.07.98 г. // Российская газета. 1995.-25 мая.
  7. Федеральный закон № 26-ФЗ от 12.03.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общественных организациях» // Российская газета. 2002. — 15 марта.
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 495 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами».
  10. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп. от 12.04.1999).
  11. Программа пенсионной реформы Российской Федерации, одобренная Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 г.
  12. С. Гражданское общество в России // Независимая газета. 2001. 16 января.
  13. О. Третий сектор или благотворительность для «чайников» // Благотворительный фонд ВВС МРМ Лимитед. М., 1997.
  14. С.Н., Мельниченко Л. Н. Основы некоммерческого маркетинга. -М., 2000.
  15. С. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса? // Российский экономический журнал 2005.- № 9−10.
  16. В. М., Е. М. Бортник, Фатеева С. Ф. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов-на-Дону: ИнфроСервис, 2003.
  17. В. Социальная политика: дифференциация благосостояния. //Экономист.-2006.-№ 3.
  18. Д.В. Мировой опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис негосударственных пенсионных фондов в современной Российской Федерации. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.
  19. А. В. Выстуление на Ломоносовских чтениях экон. ф-та МГУ «Рынок и план в современной экономике». М., 2005.
  20. А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века. //Вопросы экономики. 2006. — № 3.
  21. Н.Ф. Отдельные аспекты создания и деятельности некоммерческих организаций. М.: САГ Россия, 2005.
  22. Дж., Таллок Г. Расчет согласия.- Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном //Нобелевские лауреаты по экономике. Дж. Бьюкенен. М., 1997.
  23. Бюджетная политика 2006−2008 гг. Министерство финансов Российской Федерации. М., 2005. — Август.
  24. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
  25. А. Человеческий потенциал экономического развития: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора экономических наук.-М., 2005.
  26. С. Политика социальной справедливости и экономического роста//Российский экономический журнал. 2005. — № 11−12.
  27. С. Президентское послание 2006 Федеральному собранию РФ: последуют ли за словами дела? // Российский экономический журнал.- 2006. — № 7.
  28. Дей Д., Шокер А., Шривастава Р. Ориентированные на потребителей подходы к идентификации товарных рынков. Классика маркетинга. СПб: Питер, 2001.
  29. Л., Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  30. Е.В. Экономика общественного сектора России. М., 1998.
  31. В.В., Калистратова Р. Ф. Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях». М.: Юрист, 1998.
  32. С. Социальна политика и население //Экономист. 2006.- № 7.
  33. И. А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования в мировом экономическом пространстве Н Вестник Московского университета. М., 2000.- № 2.
  34. Р.И. Новая институциональная теория //11йр://ул?у. ПЬеЛапуш. ги.
  35. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999.
  36. Г. Б. Государство и провалы рынка: зарубежные страны и Россия. Вестник МГУ. Серия 6. «Экономика». 2006. — № 3.
  37. С. Б., Ковалевич М. К. Государство всеобщего благосостояния: станет ли чужое прошлое нашим будущим? // ЭКО. 2005.- № 8.
  38. Кнышов А. В, Пономарев А. И. Потребление, потребительский спрос и маркетинг. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
  39. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
  40. И. П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы. ЭКО. — 2005. — № 5.
  41. В. И. Полн. собр., соч. Т. 4.
  42. Д. С. Миссия России // ЭКО. 2005. — № 2.
  43. О.В. и др. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. -М., 1997.
  44. К. Человеческий капитал в постиндустриальной экономике: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2005.
  45. К. Теории прибавочной стоимости IV том «Капитала» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 26. — Ч. I.
  46. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  47. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.
  48. В. Человек в экономической науке и в российской экономике (что скрывается за термином «человеческий капитал») // Человеческий капитал и Россия: Материалы теоретического семинара ИМЭМО. М.: ИМЭМО РАН. — 2005.
  49. А. Принципы экономической науки. М., 1993. — Т. 1.
  50. К., Бим-Баверк Е., Визер Ф. Австрийская школа в политической экономии. М., 1995.
  51. К. И. Круглый стол «Проблемы взаимодействия государства и рынка // Вестник МГУ. Серия 6. «Экономика». — 2006. -№ 1.
  52. У. К. Экономические циклы. Проблема е ее постановка // Библиотека экономистов. -М., 1930.
  53. А. Вопросы теории и пределы институционализма // Экономист. 2006. — № 3.
  54. Недвижимость и ипотека. 2005. — № 9 (10).
  55. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений в США // Вопросы экономики. 1994. — № 4.
  56. М.В. Оценка эффективности изменений развивающихся хозяйственных систем, http://uecs.mcnip.ru
  57. А. Г. История экономических учений. Курс лекций и хрестоматия. М.: МИФИ, 2004. — Ч. 1.
  58. А. Г. История экономических учений. Курс лекций и хрестоматия. М.: МИФИ, 2005. — Ч. 2.
  59. Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Т.1. — Вып.2. — М., 1993.
  60. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  61. А.Н. Институциональная экономика. М., 2000.
  62. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995.
  63. Организация взаимодействия между некоммерческими организациями, органами власти и бизнес-структурами региона. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000.
  64. В. В. Круглый стол на экон. ф-те МГУ «Проблемы взаимодействия государства и рынка» // Вестник МГУ. Серия 6. «Экономика». 2006. — № 1.
  65. Перспективы и тенденции развития негосударственного некоммерческого сектора (материалы научно-практической конференции) / Отв. Ред. В. А. Алешин, Е. М. Бортник Ростов-на-Дону: Терро-Принт, 2006.
  66. А. И. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и проблемы экономической теории // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М.: Экономика, 1989.
  67. Потребности, доходы, потребление. М., 1979.
  68. И. Посткейсианская макроэкономика: основные аспекты. // Вопросы экономики. 2006. — № 5.
  69. В. Реформа пенсионной системы вопрос национального масштаба. — М.: Человек и труд, 2001. — № 3.
  70. В. Социальная политика как приоритет и приориритеты социальной политики // Российский экономический журнал.- 2005.-№ 1.
  71. В. Формирование институциональной базы социального страхования. // Пенсионные фонды и инвестиции, — 2004. № 2 (14).
  72. Г. С. Народное благосостояние в СССР. М., 1983.
  73. А. Развитие производства нематериальных благ // ЭЖБ. -1998.-№ 8.
  74. А. И. Круглый стол на экон. ф-те МГУ «Проблемы взаимодействия государства и рынка» // Вестник МГУ. Серия 6. «Экономика». 2006. — № 1.
  75. Г. В., Николаев М. В., Савеличев М. В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004.
  76. Сен А. Об этике и экономике. М., 1996.
  77. И., Кирсанов Н., Кирсанова И. // Экономист. 2007. — № 1.
  78. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  79. Социально-экономическая эффективность народного потребления в развитом социалистическом обществе. М., 1985
  80. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 2. Социально-экономические модели (из мирового опыта). М.: ЗЛО Издательство «Экономика», 2005.
  81. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе / Под ред.А. И. Калганова. М., 1998.
  82. Справочно-правовая система «Гарант» //www.pensionreform.ru.
  83. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» http://www.park.ra.
  84. Дж. Экономика государственного сектора. М., 1997.
  85. В. Институциональная динамика в переходной экономике // Вопросы экономики. 1998. — № 5.
  86. .Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005.
  87. О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996.
  88. С. В. Комплентарность в экономической культуре: понятия, формы и механизмы действия. Ростов-на-Дону: Приазовский край, 2006.
  89. М. Институты некоммерческого кредитования в жилищной сфере // Вопросы экономики. 2006. — № 9.
  90. М. Институты некоммерческого кредитования в жилищной сфере // Вопросы экономики. 2006. — № 9.
  91. Д. Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов // Финансы. 2003. — № 7.
  92. Г. Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2006. — № 1.
  93. Ф. Великий разрыв. М., 2004.
  94. Хаберлер Г, Процветание и депрессия. Теоретический анализ цик-лициклических колебаний. М., 1960.
  95. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.
  96. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. -М., 1992.
  97. Н.Л., Якимец В. Н. Межсекторные взаимодействия в России. Настольная книга. 1999. Фонд «HAH». М., 2000.
  98. Т.В. Модели коллективных договоров в странах Запада // Коллективный договор в странах Запада: от подготовки до реализации. Москва, 1998.
  99. А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. -Москва, 1999.
  100. А.Е. Институты как общественные блага // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1996. — № 5.
  101. Шет Д., Фрезьер Г. Модель выбора стратегии-микс для планируемых социальных изменений. Классика маркетинга. СПб: Питер, 2001.
  102. Экономика общественного сектора / Под ред. E.H. Жильцова, Ж.-Д. Лафея.-М., 1998.104. Экономист. 2005. — № 6.
  103. Экономическая и социальная эффективность социалистического воспроизводства. М., 1985.
  104. Ф. Наброски к критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. I.
  105. Д. Поведение потребителей.- СПб.: ПИТЕР. Ком. 1999.
  106. Эрхард J1. Благосостояние для всех. М., 2001.
  107. Т.В. Неприбыльный сектор: альтернатива бизнесу и государству. М.: АНКИЛ, 1994.
  108. Т.В. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческих и некоммерческих секторов // Российский экономический журнал. 1996. — № 4.
  109. Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учебное пособие. М.: Юрисгь, 2002.
  110. В. Устойчивость третьего сектора в России. М., 2000.
  111. Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.
  112. Dorman, P. A. Samuelson, Я М. Solov. Linear Programming and Economic Analysis. New York, 1958.
  113. Duesenberry J. S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge (Massachusetts), 1949.
  114. Duesenberry J. S. Business Cycles and Economic Growth. New York -Toronto — London, 1958.
  115. Р.И. Новая институциональная теория //http://www. libertariym. ru.
  116. Neumann J. von A Model of General Economic Equilibrium // «Review of Economic Studies». N 1 (1945— 1946).
  117. J. Л. Value and Capital. Oxford, 1946.
  118. Hicks J.R. A Revision of Demand Theory. Oxford, 1965.
  119. Survey of Consumer Finances. University of Michigan, Institute for Social Research. Ann Arbor, 1961- 1963.
  120. Consumer Expenditures and Income. Bureau of Labor Statistics Reports. Government Printing Office. — Washington, 1960 — 1961.
  121. Hodgson, Ceoffrey M. Какова сущность институциональной экономической теории? // Journal of Economic Issues. Jun 2000. — Vol № 34.
  122. Pigou A. C. The Classical Stationary State // The Economic Journal. -December 1943.
  123. Hamburger W. The Determinants of Aggregate Consumption // The Review of Economic Studies. 1954 — 1955. — N 57.
  124. Farrel J. The New Theories of the Consumption Function // The Economic Journal. 1959, — N 276.
  125. Опрос муниципальных служащих, октябрь 2006 г. // Аналитический центр Юрия Левады.
  126. Опрос НКО, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring // www.rmh.ru
  127. Опрос НКО, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring // www.rmh.ru
  128. Репрезентативный опрос населения, октябрь 2006 г. // Аналитический центр Юрия Левады.
  129. Pareto. Manuel d’economie politique. Paris, 1909.133. http://ru.wikipedia.org.134. http://wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.135. http://www.strana.ru.136. http://www.libertarium.ru/libertarium/libcompetition03.137. http://www.consultant. ru.
Заполнить форму текущей работой