Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная детерминация и способы производства общественной жизни: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом нами были рассмотрены два основных типа социальной детерминации, это технологический и диалектический. Каждому типу общества соответствует определенный тип детерминации. Индивидуалистическое общество самоутверждается средствами навязывания индивидами своей воли друг другу и как следствие актуализируется технологический тип социальной детерминации, поскольку технологический тип… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Детерминизм и научное познание
    • 1. 1. Детерминизм и типы детерминации
    • 1. 2. Диалектический тип детерминации
    • 1. 3. Технологический тип детерминации
  • Глава 2. Способы производства и детерминация в обществе
    • 2. 1. Типы общества и социальная детерминация
    • 2. 2. Социальная детерминация и способы материального производства
    • 2. 3. Социальная детерминация и способы производства общественной жизни

Социальная детерминация и способы производства общественной жизни: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что в настоящее время чрезвычайно важно всестороннее изучение социальной детерминации и основных детерминант общественной жизни. При этом исследование социальной детерминации будет адекватным объекту познания, если будут изучены различные формы социальной детерминации, их особенности, многообразие, результативность, а также их влияние на содержание общественной жизни в целом. Социальная детерминация многогранна, а её содержание в частности определено и способом материального производства, и способом производства общественной жизни. Общественная жизнь оказывается более понятной, если будут раскрыты основные стороны социальной детерминации, обусловленные действием способов производства общественной жизни.

На каждом историческом этапе развития познания понимание единства мира и его развития, детерминации явлений имело свои особенности. В современной науке детерминизм обнаруживает новые грани во взаимосвязи с диалектическими принципами единства мира, системности, развития. Вопрос о единстве и взаимосвязи естественнонаучных и философских форм детерминизма продолжает оставаться актуальным и в данное время.

Актуальность диссертационного исследования определяется также тем, что в философии развертываются представления о двух основных типах общества: коллективистическом и индивидуалистическом, каждый из которых имеет свои специфические черты. В связи с этим встает вопрос о способах воспроизводства общества того или иного типа и рассматриваются коллективистический и индивидуалистический способы производства общественной жизни как способы воспроизведения общества коллективистического и индивидуалистического типа. Не менее актуальным является и изучение типов детерминации, представленных в данном исследовании, это: диалектический тип детерминации и технологический тип детерминации, имеющий место лишь в жизни общества. В современном мире, где переплетены между собой проблемы локальной и глобальной значимости, где процессы различной сложности (экономические, социальные, политические, научно-технические, экологические и т. д.) становятся все более динамичными, особенно возрастает методологическое значение диалектической концепции детерминизма.

Одной из актуальных задач научного познания предстает изучение специфики социальной детерминации в условиях различных типов общества. Развитие общества, его тип, характер общественных отношений и т. п. накладывают определенный отпечаток на процесс детерминации, кроме того, способы материального производства и способы производства общественной жизни выступают как формы социальной детерминации. Изучение социальной детерминации в указанном аспекте является целесообразным также в силу того, что результаты ее социально-философского анализа могут быть приняты в качестве философской и общетеоретической базы преобразовательной практики.

Степень разработанности темы исследования. Проблема развертывания в науке различных сосуществующих и исторически сменяющих друг друга концепций детерминизма является одной из непреходящих, многогранных дискуссионных проблем. В древней философии идеи детерминизма появляются и получают наиболее яркое обсуждение в античной атомистике. Одним из основоположников детерминизма стал Демокрит. Он стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. У Платона и Аристотеля, первых диалектиков, детерминизм выступает как образ, а закон природы как прообраз. В Средневековой философии понятие Бога выступает как основная причина, основная детерминирующая сила. Философ-схоластик западноевропейского средневековья Фома Аквинский и христианский философ Августин Блаженный придерживались концепции, что Бог является реальностью, определяющей все сущее.

В дальнейшем свое развитие и обоснование детерминизм получает в естествознании и философии Нового времени. И в соответствии с уровнем развития естествознания детерминизм этого периода обретает механистический характер. Лаплас Пьер Симон был ярким представителем механистического детерминизма. Становление первой исторической формы естественнонаучного детерминизма было тесно связано с разработкой на рубеже ХУШ-Х1Х веков математической теории вероятности. До Лапласа исчислением вероятности занимались многие ученые — Б. Паскаль, Г. Гюйгенс, Я. Бернулли. Но именно с работой П. Лапласа «Аналитическая теория вероятности» в истории математики связывается становление новой математической дисциплины — теории вероятности как системы четко определенных понятий и принципов исследования массовых событий. Лапласовский детерминизм предвещал зарождение системного подхода, но вместе с тем не мог выйти полностью за рамки метафизического аналитического подхода, господствующего в науке на протяжении нескольких веков.

Гегель также подчеркивал закономерный, детерминированный характер процессов развития. А наряду с лапласовским детерминизмом выделяются и другие исторические формы детерминизма. Во второй половине XIX века в трудах Ч. Дарвина, К. Бернара, И. М. Сеченова сложилась концепция биологического детерминизма. И. Пригожин различает математический: детерминизм ифизический детерминизм. При этом физический индетерминизм сочетается у него с математическим детерминизмом. Особенно важными для нашего исследования являются две концепции детерминизма, это: диалектический детерминизм и софистский, метафизический детерминизм. В диалектическом понимании детерминации наряду с принципами единства, развития, раскрывается закон единства и борьбы противоположностей раскрывающий источник развития. Становление диалектической концепции детерминизма связано с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Формирование этой концепции охватывает более широкие исторические рамки, которые включают не только XX, но и XIX век, диалектику Гегеля.

В настоящее время особое теоретическое и мировоззренческое значение представляет собой концепция технологического детерминизма. Введению понятия «технологический детерминизм» предшествовала длительная дискуссия по проблемам техники и, технологии. В числе теорий, в которых преувеличивается значение научно-технического фактора в жизни общества, находятся теория индустриального общества Р. Арона, теория стадий роста У. Ростоу, теория нового индустриального общества Дж.К. Гелбрейта, теория постиндустриального общества Д. Белла, теория сверхиндустриального общества А. Тоффлера, теория технотронного общества 3. Бжезинского. Проблемы техники и технологий рассматриваются в работах В. М. Розина, Л. Г. Титаренко, В. Д. Дорфмана, В. Н. Шевченко, Н. Стефанова, Б. И. Кудрина, В. П. Трофимова, П. С. Гуревича, В. Н. Князева.

Проблема типизации общества также является многогранной, дискуссионной проблемой. Различению типов общества посвятили свои труды многие исследователи — Гегель, А. Бергсон, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Поппер, славянофилы, западники, представители Баденскои школы, школ либерализма и коммунитаризма, российские специалисты: B.C. Степин, A.A. Ивин и другие. Выделяются индустриальное общество, постиндустриальное, информационное и иные типы обществ. B.C. Степин различает два типа общества: традиционные и техногенные. К. Поппер выделяет закрытое и открытое общество- (которые он называет коллективистическим и индивидуалистическим обществами). Э. ДюркгеймК. Поппер, Р. Арон различают общество по принципу противопоставления индивидуалистического коллективистическому типу общественной организации. При этом данные исследователи идеализируют индивидуалистический тип общества и критикуют коллективистический тип общества. Российский исследователь A.A. Ивин выделяет коллективистический и индивидуалистический типы общества, однако следуя западной традиции, он преувеличивает положительные стороны индивидуалистического общества и недооценивает значение положительных черт жизни коллективистского общества.

Концепция способа производства общественной жизни была разработана А. М. Ковалевым. Н. М. Чуринов выявил необходимость кроме способов материального производства различения двух основных способов производства общественной жизни: индивидуалистического и коллективистского. Он показал, что определенный способ производства общественной жизни воспроизводит соответствующий ему тип общества, и в системе каждого из этих способов тип общества проходит многовековую историческую обработку. Раскрытие специфики социальной детерминации применительно к индивидуалистическому и коллективистическому типам общества, также имеет корни в соответствующих философских исследованиях. И, тем не менее, проблема социальной детерминации в практической деятельности двух типов общества остается слабо изученной, что и определило содержание данного исследования.

Объектом диссертационного исследования является социальная детерминация. В качестве предмета исследования выступают основные типы социальной детерминации и определяющие их содержание способы производства общественной жизни.

Цель диссертационного исследования — показать основные типы социальной детерминации и определяющие их содержание способы производства общественной жизни. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Показать детерминизм в системе научного познания, выявить его основные концепции, выделить основные типы детерминации.

2. Изучить характерные черты диалектического детерминизма и особенности диалектического типа детерминации.

3. Исследовать характерные черты технологического детерминизма и особенности технологического типа детерминации.

4. Показать, что основные типы социальной детерминации соотносятся с определенными типами общества, в частности с коллективистским и индивидуалистическим.

5. Доказать, что способ материального производства существенен как один из важнейших способов социальной детерминации.

6. Раскрыть основные стороны социальной детерминации, обусловленные действием способов производства общественной жизни.

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод. Решение рассматриваемых в диссертационном исследовании теоретических проблем детерминации осуществляется посредством системного, деятельностного, ценностного и информационного подходов, общенаучных методов (исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, идеализации и т. д.). Диссертант руководствовался также положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.

Новизна исследования:

1) установлено, что существуют две основные концепции детерминизма, это: диалектический детерминизм и метафизический детерминизм. Согласно которым, в первом случае, процесс детерминации характеризуется как процесс объективной диалектики причины и следствия. А во втором случае, процесс детерминации характеризуется как результат реализации определенной технологии;

2) выявлено, что двум основным концепциям детерминизма соответствуют два основных типа детерминации, это: диалектический тип детерминации и технологический тип детерминации, имеющий место лишь в жизни общества. И если диалектический тип детерминации — это важнейшая сторона объективной диалектики, то технологический тип детерминации выступает как результат конструирования причинения;

3) показано, что характерной чертой диалектического детерминизма > является изучение причины и следствия в качестве одной из важнейших сторон всеобщей связи явлений, одного из неосновных законов диалектики. А объективное исследование причинно-следственных связей вызывает необходимость диалектизации науки, принятия к ее изучению наиболее общих законов развития природы, общества и мышления;

4) показано, что технологический детерминизм является одной из типичных теорий, раскрывающих причину и следствие в контексте метафизического метода философского познания мира, и ценностного исследовательского подхода;

5) доказано, что характерной чертой технологического детерминизма является обоснование необходимости удвоения мира, отвлечения от всеобщей связи явлений, пренебрежение объективно действующими законами. Характерная черта технологического детерминизма заключается в том, что он является философским обоснованием необходимости изобретения законов технологии для целей покорения природы и общества, достижения эгоистически существенных результатов;

6) показано, что процесс социальной детерминации имеет свои особенности применительно к двум основным типам общества: индивидуалистическому и коллективистическому. Индивидуалистическое общество самоутверждается средствами навязывания своей воли каждым индивидуумом и как следствие имеет место технологический тип социальной детерминации. Коллективистское общество самоутверждается в процессе совершенствования общественных отношений и как следствие имеет место диалектический тип социальной детерминации;

7) показано, что способы материального производства являются способами детерминации общественной жизни и ее институциональных оформлений, а также способами удовлетворения потребностей общества и способами самореализации диалектики единства производительных сил и производственных отношений, актуализирующими, соответственно, технологический и диалектический типы детерминации;

8) доказано, что способы производства общественной жизни являются способами социальной детерминации, определяющими специфику общественной жизни в зависимости от особенностей географических, климатических, геополитических и других объективных условий жизни общества;

9) доказано, что индивидуалистический способ производства общественной жизни является условием технологического типа социальной детерминации, а коллективистский способ производства общественной жизни является условием диалектического типа социальной детерминации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты намечают перспективы дальнейшего изучения типов социальной детерминации, а также пути их научного анализа.

Положения и выводы диссертации могут использоваться в преподавании курсов философских дисциплин при изучении таких тем, как «Общество: основы философского анализа», «Общественное бытие и общественное сознание», «Базис и надстройка общества», «Общественное сознание и его формы», «Социальная структура общества». Актуальным также является спецкурс по теме «Способы производства общественной жизни и типы социальной детерминации».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования излагались автором на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Решетневские чтения» в Сибирской Аэрокосмической Академии (2000) и на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука, образование, профессия» в КрасФАГА, АТК ГА (2002).

Основные положения диссертации апробированы в лекционном курсе, прочитанном в Красноярском государственном аграрном университете. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук.

Сибирского аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Структура работы. Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных в ней задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа в каждой, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Таким образом, руководствуясь целью и задачами, изложенными во введении настоящей работы, автор произвел социально-философский анализ социальной детерминации и форм существования детерминации, обусловленных способами производства общественной жизни: коллективистским и индивидуалистическим.

Различие индивидуалистического и коллективистского типов общества было произведено рядом исследователей XIX—XX вв.ека: Гегель, Э. Дюркгейм, А. Бергсон, М. Вебер, К. Поппер, A.C. Хомяков, B.C. Степин, A.A. Ивин и другими. Однако, указанные исследователи, сосредоточившись на моменте разделения типов общественного устройства, уделили мало внимания проблеме способов воспроизведения общества того или иного типа. И здесь выясняется, что в системе социальной детерминации фундаментальную роль играют способы производства общественной жизни, поскольку на их основе воспроизводится жизнь каждого типа общества.

При этом нами были рассмотрены два основных типа социальной детерминации, это технологический и диалектический. Каждому типу общества соответствует определенный тип детерминации. Индивидуалистическое общество самоутверждается средствами навязывания индивидами своей воли друг другу и как следствие актуализируется технологический тип социальной детерминации, поскольку технологический тип детерминации — это детерминация определенного события, достижения наперед заданной цели, необходимости для этой цели разрабатывать технологию. А коллективистское общество самоутверждается путем совершенствования общественных отношений и как следствие актуализируется диалектический тип социальной детерминации. Согласно теории диалектического детерминизма, процесс социальной детерминации осуществляется в форме реализации диалектического противоречия причины и следствия, которое так или иначе разрешается, но этому процессу разрешения противоречия необходимо придать нужное «направление». То есть существуют два типа общества, социальность которых сформировалась благодаря определенным объективным условиям. Каждому из этих типов присущ свой контекст социальной детерминации.

Рассматривая способы производства общественной жизни как формы социальной детерминации, мы приходим к выводу, что индивидуалистический способ производства общественной жизни является условием, технологического типа социальной детерминации, а коллективистский способ производства общественной жизни является условием диалектического типа социальной детерминации. И, соответственно, индивидуалистический способ производства общественной жизни является способом воспроизведения общества индивидуалистического типа, а коллективистский способ производства общественной жизни является способом воспроизведения общества коллективистского типа.

Рассматривая способ производства общественной жизни, нами рассматривается и способ материального производства, так как материальное производство — необходимая основа общества. А способ материального производства, то есть единство производительных сил и производственных отношений, это объективная диалектика, детерминирующая процессы общественной жизни. При этом в рамках индивидуалистического способа производства общественной жизни способ материального производства детерминируется волей господствующих социальных субъектов, возведенной в закон. А в рамках коллективистского способа производства общественной жизни способ материального производства детерминируется совершенством общественных отношений.

При этом содержание и место способа материального производства в системе социальной детерминации рассмотрено двояко. В одном случае материальное производство это объективная диалектика производительных сил и производственных отношений. И тогда, когда имеется в виду объективная диалектика, то имеется в виду саморазвитие, самодвижение общества. В другом случае мы полагаем, что движущей силой истории является не материально-производственная деятельность людей, а то, что ее побуждает, стимулирует, обусловливает. В таком случае объективная диалектика отходит на второй план, и более того, объективной диалектикой пренебрегают, следовательно, объективная диалектика в этом случае ставится в зависимость от потребностей и интересов. А потребности и интересы людей влияют на материальное производство и тем самым на развитие общества. Поэтому, когда рассматриваются потребности и интересы, то может иметь место лишь конструирование жизни общества.

Допустим, что в обществе можно выделить главный системообразующий фактор, который оказывает детерминирующее воздействие на все зависящие от него явления. Мы доказываем, что главным системообразующим фактором, оказывающим детерминирующее воздействие на жизнь общества, является способ производства общественной жизни, поскольку он включает в себя географические и климатические условия, биологические факторы, а также субъективный фактор.

Способ производства общественной жизни детерминирует социальность общества, то есть определенность каждого общества. Социальность общества развертывается адекватно тому, каковы климатические, географические и иные условия, так как все эти условия накладывают отпечаток на жизнь общества. Социальность характеризует тип отличия общества от природы в зависимости от климатических, географических и иных условий. А так как каждый способ производства общественной жизни детерминирует социальность общества, потому он детерминирует и определенные типы общества, особенности коллективистского и индивидуалистического типов общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Исповедь // пер. с лат. / Аврелий Августин. М.: Канон +, 1997. — 462с.
  2. Августин, Аврелий. О Граде Божьем / Аврелий Августин. М. — Минск: ACT — Харвест, 2000. — 1295с.
  3. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1970. — Т.2. — 775с.
  4. Аристотель. Сочинения в 4-ех томах // Ред. В. Ф. Асмус / Аристотель. -М.: Мысль, 1976. Т.1. — 550с.
  5. Арон Реймон. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М.: Текст, «РИФ», 1993.-301с.
  6. Арон Реймон. Избранное: Введение в философию истории // Пер. с фр.-М.: ПЕР СЭ. / Р. Арон. СПб.: Университетская книга, 2000. — 543с.
  7. A.C. Историзм и логика в марксистской теории. Историческая наука и некоторые проблемы современности // Статьи и обсуждения /A.C. Арсеньев. — М.: Мысль, 1969. 356с.
  8. Я.Ф. Принцип детерминизма и направленность времени // кн. Современный детерминизм и наука / Я. Ф. Аскин. Новосиб., 1975. — Т.1.
  9. Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я. Ф. Аскин. -М.: Знание, 1977.-95с.
  10. B.C. Исторический материализм: современные тенденции развития / B.C. Барулин. М.: Мысль, 1986. — 285с.
  11. И. Белоусов В. Д. Метод исследования форм связи производства и личного потребления в «Капитале» К. Маркса / В. Д. Белоусов. Красноярск: Изд-во КГУ, 1984. — 125с.
  12. A.C. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  13. A.C. Диалектический логос: становление античной диалектики / A.C. Богомолов. М.: Мысль, 1982. — 263с.
  14. Боев Велин. Детерминизм и революция / В. Боев. М.: Мысль, 1983. -174с.
  15. А.Д. Современная технология: теория и практика / А. Д. Бондаренко. Киев, Донецк: Выща школа, 1985. — 171с.
  16. Боргош Юзеф. Фома Аквинский / Ю. Боргош. М.: Мысль, 1975. — 183с.
  17. М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности / М. И. Боровский. Минск: Наука и техника, 1974. — 224с.
  18. Ф. Новая Атлантида / Ф. Бэкон. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962.
  19. Ф. Сочинения в 2-х томах // Сост. A.JI. Субботина / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1977.-Т.1.-567с.
  20. М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. /Под. ред. Г. С. Васецкого. / М. Бунге. М.: Иностр. лит-ра, 1962.- 511с.
  21. М. Модели репрезентации и научное понимание / М. Вартофский. М.: Прогресс, 1988.
  22. Виц Б. Б. Демокрит / Б. Б. Виц. М.: Мысль, 1979. — 212с.
  23. В мире причин и следствий- смысл жизни: диалог мировоззрений // Сборник // Под ред. JI.K. Кравцова. М.: Знание, 1991.
  24. А.И. Интуитивная философия А. Бергсона / А. И. Воронов. М., Знание, 1962.
  25. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999.
  26. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения // отв. ред. Д. А. Керимов / Г. В. Ф. Гегель. М.: Наука, 1978. — 438с.
  27. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х томах / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1970.- Т.1.-668 с.
  28. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Сочинения / Г. В. Ф. Гегель. M.-JL: Государственное социально-экономическое изд-во, 1935. — Т. VIII.
  29. Гегель Г. В. Ф. Философия права // Пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель. АН СССР, Инст. Философии, М.: Мысль, 1990. — 524с.
  30. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, Изд-во соц.-экон. лит., 1975. — 695с.
  31. Г. Е. Проблемы социального детерминизма // кн. Философские проблемы общественного развития / Г. Е. Глезерман М.: Мысль, Вып. 2, 1974.
  32. В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита / В. П. Горан. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1984. — 208с.
  33. В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники / В. Г. Горохов, В. М. Розин. М.: Инфра-М, 1998. — 224с.
  34. П.К. К вопросу о предмете социальной философии / П. К. Гречко // Вестник Московского Унив-та, сер.7, 1995 № 1.
  35. П.С. Критика буржуазных концепций научно-технической революции / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1977. — 64с.
  36. Дж. К. Новое индустриальное общество / Дж. К. Гэлбрэйт. М.: Прогресс, 1969. — 480с.
  37. Дж.К. Экономические теории и цели общества / Дж. К. Гэлбрэйт. М.: Прогресс, 1979. — 406с.
  38. Р. Сочинения в 2 томах // Пер. с лат. и франц., под ред. В. В. Соколова / Р. Декарт М.: Мысль, 1989. — Т.1. — 654с.
  39. А.Е. Материальное производство основа общественного развития / А. Е. Демченко. — Воронеж, 1959.
  40. Детерминизм и современная наука // Межвуз. сборник. / Ред. Н. П. Кравец. Воронеж, 1987.
  41. Детерминация научного знания: философский аспект. Тарту, ТГУ, 1986.
  42. Детерминация социального познания (сборник научных трудов). JL: ЛГПИ, 1983.
  43. Д.В. Диалектика Аристотеля / Д. В. Джохадзе. М.: Наука, 1971.-264с.
  44. Диалектика в науках о неживой природе. М.: Мысль, 1964.
  45. . В.Д. О научных основах развития технологии / В. Д. Дорфман // Вопросы философии, 1985. № 11 С. 116−124.
  46. Н.П. Проблемы радиационной генетики. М.: Госатомиздат, 1961.
  47. T.B. Социальный детерминизм и мораль / Т. В. Ефимов. М.: Мысль, 1974. — 147с.
  48. A.A. Введение в философию истории / A.A. Ивин М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 288с.
  49. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.
  50. История диалектики. Немецкая классическая философия // Т. И. Ойзерман, A.C. Богомолов и др. М.: Мысль, 1978. — 363с.
  51. B.C. Процесс общественного развития и «теория стадий» Уолта Ростоу / B.C. Капырин. М.: Мысль, 1967. — 143с.
  52. В.П. Философские вопросы технологии / В. П. Каширин. -Томск: Изд-во Томского унив-та, 1988. 286с.
  53. Ф.Х. Гераклит / Ф. Х. Кессиди. М.: Мысль, 1982. — 199с.
  54. .Н. В защиту права / Б. Н. Кистяковский // Вехи. М., 1990.-С.102.
  55. В.Н. Человек и технология / В. Н. Князев. Киев: Лыбидь, 1990.
  56. A.M. Взаимодействие общества и природы / A.M. Ковалев. М.: Мысль, 1980.-318с.
  57. А.М. Диалектика способа производства общественной жизни / A.M. Ковалев. М.: Мысль, 1982. — 255с.
  58. A.M. Общество и законы его развития / A.M. Ковалев. — М.: Мысль, 1975.-416с.
  59. В.В. О русском национальном сознании / В. В. Кожинов. М.: Алгоритм, 2002. — 384с.
  60. Н.С. Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук / Н. С. Коноплев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1986. — 75с.
  61. В.Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. М.: Высшая школа, 1989. — 479с.
  62. Л.В. Причинность и детерминизм в общественном развитии //кн. Диалектика социального развития / JI.B. Кузьменкова. М.: Знание, 1974.
  63. В.И. Детерминизм и вероятность / В. И. Купцов. М.: Мысль, 1976.
  64. П.С. Изложение системы мира //Отв. ред. Академик A.A. Михайлов, пер. В. М. Васильева / П. С. Лаплас. Ленинград: Наука, 1982. 376с.
  65. В.И. Полное собрание сочинений. Т.18. С. 160.
  66. А.Ф. Античный космос и современная наука // Бытие, имя, космос / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 392с.
  67. Я.А. Декарт/Я.А. Ляткер. М.: Мысль, 1975. — 198с.
  68. М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков. М.: Прогресс, 1979. — 251с.
  69. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. С. 19.
  70. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С.350−351.
  71. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С. 89.
  72. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. С. 394.
  73. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.25, часть II. С. 354.
  74. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.46, часть I. С. 30.
  75. A.A. Философия / A.A. Миголатьев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-639с.
  76. К. Что такое философия техники? / К. Митчем. М.: Прогресс, 1995.-261с.
  77. К.Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. -М.: Высшая школа, 1997. 448с.
  78. A.C. О двух формах выражения причинности// Вопросы философии, 1959. № 4.
  79. И.С. Давид Юм / И. С. Нарский. М.: Мысль, 1973. — 180с.
  80. И.С. Философия Давида Юма / И. С. Нарский. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 357с.
  81. Научно-техническая революция и совершенствование социалистических общественных отношений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 134с.
  82. Новая технократическая волна на Западе// Сборник статей. М.: Прогресс, 1986.-430с.
  83. Т.И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман.- М.: Мысль, 1982. 301с.
  84. Т.И. Формирование философии марксизма / Т. И. Ойзерман. -М.: Мысль, 1986. 462с.
  85. Е. В. Социология Э. Дюркгейма: критический анализ теоретико-методологических концепций / Е. В. Осипова. М.: Наука, 1977. — 279с.
  86. В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма / В. Ф. Паркин. М.: Наука, 1981. — 209с.
  87. М.А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме.- Современный детерминизм и наука. Киев, 1972. Т.1.
  88. .Я. Детерминизм и принцип развития / Б. Я. Пахомов // Вопросы философии, 1979. № 7. С.54−66.
  89. Перспективы информатизации общества. М.: Мысль, 1990.
  90. Ю.В. Причинность в исторической науке / Ю. В. Петров. Томск, 1972.
  91. Т.Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике / Т. Ф. Пирожкова. М.: МГУ, 1984. — 162с.
  92. Платон. Государство. Сочинения в 3-х томах / Платон. М.: Мысль, 1994.
  93. Платон. Диалоги // пер. с древнегреч., под ред. А. Ф. Лосева / Платон. -М.: Мысль, 1986. 605с.
  94. Г. В. Избранные философские произведения / Г. В. Плеханов. — М.: Наука, 1983.- Т.1.
  95. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека — вчера и завтра / B.C. Поликарпов, В. А. Поликарпова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 572с.
  96. К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа / К. Поппер // Вопросы философии, 1995. № 12.- С.39−50.
  97. К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М.: Мысль, 1992. -Т.1., гл. 6.
  98. И.Т. Книга о скудости и богатстве / И. Т. Посошков. М.: Академия наук, 1951. — 411с.
  99. Проблема причинности в современной физике. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  100. Проблема человека в современной философии // Сборник статей- под ред. И. Ф. Балакина и др. М.: Наука, 1969.
  101. В.Г. Философия Гегеля. Абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. СПб.: Лань, 2000. — 448с.
  102. А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991. — 287с.
  103. . История западной философии / Б. Рассел. М.: ИЛ, 1959. -С.685−686.
  104. . История западной философии: в 2 томах // Под ред. В. В. Целишева / Б. Рассел. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. — Т.2. — 400с.
  105. В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук / В. М. Розин. Красноярск, 1998.
  106. В.М. Философия техники / В. М. Розин. M.: NOTA BENE, 2001. -456с.
  107. В.В. Техника и общество (социально-философские проблемы развития техники) / В. В. Самарин. М.: Мысль, 1988. — 140с.
  108. К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона / К. А. Свасьян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1978. — 120с.
  109. Г. А. Диалектика причинной связи / Г. А. Свечников. М.: Знание, 1967. — 29с.
  110. Г. А. Категория причинности в физике / Г. А. Свечников. М.: Соцэкгиз, 1961.
  111. Г., Гилье Н. История философии //пер. с англ., под ред. С. Б. Крымского / Г. Скирбекк, Н. Гилье. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. — 800с.
  112. Современные буржуазные теории общественного развития / Я. М. Бергер, Л. Н. Вергенов и др. М.: Наука, 1984. — 256с.
  113. Современный детерминизм. Закон природы. М.: Мысль, 1973.
  114. B.C. Оправдание добра // Сочинения в 2 томах / B.C. Соловьев. -М.: Знание, 1990.-Т.1.
  115. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1992. — С.522.
  116. Социальная философия Франкфуртской школы // критические очерки. -М.: Мысль Прага, Свобода, 1975. — 359с.
  117. B.C. Философия и образы будущего / B.C. Степин // Вопросы Философии, 1994, № 6. С. 10−22.
  118. B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего// Избранная соц.-филос. Публицистика / B.C. Степин. М.: Наука, 1996.
  119. Н. Общественные науки и социальная технология / Н. Стефанов. М.: Прогресс, 1976. — 251с.
  120. Д.А. Русская философия: пути развития (очерки теорет. истории) / Д: А. Сухов. М.: Наука, 1989. — 205с.
  121. Н.Ф. Природа, технология, культура: философско-мировоззренческий анализ / Н. Ф. Тарасенко. Киев: Лыбидь, 1985. — 255с.
  122. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека / К. Е. Тарасов, Е. К. Черненко. М.: Мысль, 1979. — 366 с.
  123. Л.Г. Технологический детерминизм: концепции, идеологические функции / Л. Г. Титаренко. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 136с.
  124. В.А. Будущее человеческой цивилизации и России: закономерности развития человеческого общества / В. А. Тихонов. М.: Палея, 1996. -90с.
  125. Тоффлер Алвин. Третья волна / А. Тоффлер. М.: ACT, 1999. — 781с.
  126. Тоффлер Алвин. Футурошок / А. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997. — 463с.
  127. В.П. Технологический детерминизм и общественный прогресс / В. П. Трофимов. М.: Мысль, 1972. — 79с.
  128. В.П. Философия сознания: современные вопросы / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1971. — 199с.
  129. В.П. Законы природы и общества / В. П. Тугаринов. — М.: Госполитиздат, 1957. 62с.
  130. Урбанизация, НТР и рабочий класс. Некоторые вопросы теории, критика буржуазных концепций // Сборник статей. М.: Наука, 1972.
  131. Философские вопросы технического знания. М.: Наука, 1984. — 295с.
  132. Философия и современность // Сборник статей. М.: Политиздат, 1973.
  133. Философские вопросы физики элементарных частиц. М.: Изд-во АН! СССР, 1963.
  134. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. — 528с.
  135. Философия техники: история и современность. М.: ИФРАН, 1997.
  136. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм: М.: Прогресс, 1990. — 269с.
  137. Ф.А. Дорога к рабству / Ф. А. Хайек // Вопросы философии, 1990. -№ 12.
  138. В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность / В, Хесле. М.: Прогресс, 1991.
  139. Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли 19 века / Н. И. Цимбаев. М.: МГУ, 1986. — 269с.
  140. Ю.В. Об эволюционных взглядах К. Поппера / Ю. В. Чайковский // Вопросы Философии, № 12, 1995. С.50−55.
  141. А.К. Причинность в истории / А. К. Черненко. М.: Мысль, 1993. — 204с.
  142. А.К. Причинность в истории / А. К. Черненко. М.: Мысль, 1983.-202с.
  143. Л.И. Интерес как движущая сила развития общества: Автореферат диссертации / Л. И. Чинакова. Красноярск: Изд-во КГУ, 1966. -26с.
  144. Л.И. Социальный детерминизм / Л. И. Чинакова. М.: Политиздат, 1985. — 85с.
  145. Н.М. Совершенство и свобода. Философские очерки / Н. М. Чуринов. Красноярск: CAA, 2001. — 432с.
  146. В.Н. Социально-философский анализ развития общества / В. Н. Шевченко. М.: Знание, 1984. — 128с.
  147. Г. И. Философия и технические науки / Г. И. Шеменев. М.: Высшая школа, 1979. — 120с.
  148. А.П. Система категорий диалектики / А. П. Шептулин. М.: Наука, 1967. — 85с.
  149. П.С. Философия России XVIII в. / П. С. Шкуринов. М., Высшая школа, 1992. — 186с.
  150. О. Закат Европы // Пер. с нем. / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993.-591с.
  151. Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1953.
  152. Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1965.
  153. Юм Д. Сочинения в 2 томах / Д. Юм. М.: Мысль, 1965. — Т.1:
  154. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Сочинения / Д. Юм. М.: Мысль, 1965.-Т.1.
Заполнить форму текущей работой