Особенности взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в школе: Социологический анализ
Диссертация
Единство воспитательной и обучающей деятельности создает новые формы взаимодействия между учителями, учащимися и родителями. Они наполняются деятельностью по взаиморазвитию. Успешным является лишь то воспитание, которое обязательно включает самовоспитание. Как только взрослые начнут по-иному, с высокой заинтересованностью в конечном результате, заниматься воспитанием, так им придется осуществлять… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические основы исследования взаимодействия субъектов образовательного процесса
- 1. 1. Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями
- 1. 2. Противоречия современного этапа взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в школе
- Глава 2. Состояние и основные тенденции развития взаимоотношений педагогов с учащимися и родителями в современной школе
- 2. 1. Основные противоречия во взаимоотношениях между учащимися и педагогами в процессе обучения и воспитания.'
- 2. 2. Противоречия во взаимоотношениях между родителями и педагогами в условиях модернизации российского образования
Список литературы
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 168 с.
- Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Издательство «Прогресс», 1972. — 392 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1996. — 589 с.
- Анализ качества образования и тестирования // Материалы конференции (22 марта 2001 года, г. Москва). М.: Изд-во МЭСИ, 2001.-378 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- Андреев Ю.П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 84 с.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и послесловие П. С. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Политика», 1992. — 508 с.
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, № 4. С. 117−121.
- Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс лекций. Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек «Одиссей», 1977.- 176 с.
- Баразгова Е.С. Система образования Свердловской области в 90-е годы: риски развития. Екатеринбург: ТАСИС, 2001. — 103 с.
- Батищев Г. С. Категория противоречия и ее мировоззренческая функция // Диалектическое противоречие. М., 1979. — С. 39−58.
- Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992.-102 с.
- Бестужев-Лада И. В. Народное образование: экспертное мнение // Социологические исследования. 1998. — № 10. С. 128−135.
- Бим-Бад Б. Д. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. М.: РОУ, 1994. — 36 с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Педагогика, 1982. — 179 с.
- Бодалев A.A. Личность в общении: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бодалев A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
- Болотин И.С., Козлова О. Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. — № 3. С. 93 — 104.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика 1999. № 3. С. 37−42.
- Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: «Учитель», 1999. — 563 с.
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М.: МГУ, 1996. — С. 76−90.
- Быков Д. Дикие утята. // Московские новости. 1993. — № 46.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). -Челябинск: Челяб. ГУ, 1995. 226 с.
- Воронин Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. -1994. № 3. С. 94−97.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. — С. 15−36.
- Всемирный доклад по образованию 2000. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. М.: Изд-во ЮНЕСКО, Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000. — 192 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова — М.: Педагогика, 1982. — Т.2. -504 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: МГУ, 1995. — С. 16−45.
- Гегель Г. Ф.В. Наука логики. М.: Наука, 1998. — 568 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гидценс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2003. — 528 с.
- Городской учитель социально — профессиональный портрет. / Авт. кол-в: Вишневский Ю. Р., Кораблева Г. Б., Шапко В. Т. и др. -Екатеринбург, Нижний Тагил, 1993. — 192 с.
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) образования Свердловской области. -Екатеринбург: Издательство Дома учителя. 1999. 125 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общей ред. д.п.н. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: «Логос», 2000. — 224 с.
- Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т.2. М.: Наука, 1999.-791 с.
- Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования. 1995 — № 6. С.135−136.
- Диагностика успешности учителя. Сб. методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 — 93 с.
- Дмитриенко В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989.-184 с.
- Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике.-Екатеринбург: Изд-во СГПИ, 1998. 310 с.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. (Биб-ка работника просвещения. Вып. 3). М., 1921. — 63 с.
- Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.-352 с.
- Ерошин В.И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика.- 1999.-№ 3. С. 59−67.
- Есаулова М.Б., Лобанова H.H. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. Спб.: ИОВ РАО, «Тускарола». 2001. -112 с.
- Жизненные пути одного поколения / Под ред. Титма М. Х. М.: Наука, 1992.- 186 с.
- Ивашевский СЛ. Современная идея образованности и образовательные стандарты // Общие проблемы развития образования: структура, качество, тенденции. Книга 6. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С.47−69.
- Игошев К.Е., Меньковский Г. М. Семья. Дети. Школа. М.: Педагогика, 1989.-318 с.
- Инновации в образовании глазами социолога / Авторский коллектив под руководством A.B. Меренкова. Екатеринбург: Издательство «УИФ» «Наука», 1996. — 36 с.
- Каджасперова Г. М., Каджасперов А. Ю. Педагогический словарь. М., 2003.-112 с.
- Коган JI.H. Общее и специальное образование как предмет социологического исследования // Проблемы общего образования трудящихся промышленных предприятий Урала. Свердловск: УФАН СССР, 1969.-108 с.
- Козырев Ю. Социальная стратификация в человеческом измерении // Философская и социологическая мысль. 1992. — № 2. С. 14−22.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1980. -191 с.
- Кон И.С., Шалин Д. Н. Дж. Мид и проблема человеческого Я // Вопросы философии. 1969. — № 12. С. 44−69.
- Константиновский Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977. — 160 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
- Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург: Ур. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. — 284 с.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. — № 3. С. 87−94.
- Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. Екатеринбург: УрГПУ, 2000.-218 с.
- Костюченко Л.Г., Резник Ю. М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 244 с.
- Краткий словарь по социологии. М.: Наука, 1989. — 221 с.
- Кроссер П. Нигилизм Джона Дьюи / Пер. с англ. Ю. С. Иванова. М.: Изд-во иностр. л-ры, 1958. — 286 с.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: Системный анализ.- М.: Прогресс, 1970. 261 с.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей.- Самара: СамИУ, 1997. 85 с.
- Лобанова H.H., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — Санкт-Петербург: СамПГУ, 1997. -106 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Просвещение, 1984. 365 с.
- Майор Ф. Память о будущем / Пер. с фр. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1995. — 176 с.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени./Пер. с нем. и анг. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
- Масионис Дж. Социология. СПб: Питер, 2004. — 752 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. -Спб.: Евразия, 1997. 430 с.
- Меренков A.B. Педагогика самообразования личности. Екатеринбург, 2001.-287 с.
- Меренков A.B. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001. — 290 с.
- Меренков A.B., Мусина Т. Е. Учитель в системе взаимодействия с родителями. // Образование: время перемен. Материалы и тезисы научно-практической конференции. Екатеринбург — Н. Тагил, 1992. -С. 77−79.
- Меренков A.B., Рыбцова Л. Л. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1997. — 245 с.
- Модель Б.С., Модель И. М. Социальное взаимодействие: сущность и перспективы развития Н Федерализм и децентрализация. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2001. С. 89−93.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии, № 1,1998. С. 44−55.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. — 216 с.
- Национальная доктрина развития российского образования // Детство. -1998.-№ 3. С. 77- 84.
- Немов P.C. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 2. — 441 с.
- Нестеров В.В. По закону больших чисел. Екатеринбург, 2001. — 206 с.
- Нечаев В.Я., Добреньков В. И. Четыре волны в российской системе образования // Человек и современный мир. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 387−417.
- Нечаев В .Я. Социология образования. М.: Изд. МГУ, 1992. 200 с.
- Новиков П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости России, 1996. — 136 с.
- Новые ценности образования. Вып. 4. -М.: Инноватор, 1996. 184 с.
- Образование в конце XX века (Материалы «круглого стола») //
- Вопросы философии. 1992. — № 9. С. 3−21.99.0жегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 750 с.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2003. — 510 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс. — 2000 — 512 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Наука, 2000.-419с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1994. 680 с.
- Писаренко И.Я. Социология образования // Социологический словарь. -Минск, 1991.-490 с.
- Платон. Собр. соч. В 4 т. М.: Наука, 1993. Т.2. 589 с.
- Поволяева М.Н., Пахомова С. Е. Становление институтов сферы образования // Педагогика. 1996. — № 2. С. 3−7.
- Полное среднее образование. Проблемы совершенствования (на материалах школ Октябрьского района г. Екатеринбурга) / Под ред. Меренкова A.B. Екатеринбург, 1994. — 98 с.
- Приметы образованности. Результаты областных контрольных работ. -Екатеринбург, 2004. — 175 с.
- Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области. Информационно-аналитический отчет по материалам конкретно-социологического исследования / Отв. ред. Рубина JI.Я. Екатеринбург, 1994. — 104 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
- Ш. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА, 1997. 496 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М., 1994.-518 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993. Т. 1. 678 с.
- Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М.: ЦСО РАО, 1993.-253 с.
- Россия: образование в переходный период. Доклад сотрудников и консультантов Всемирного банка. М., 1995. — 155 с.
- Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. — № 6. С. 63−75.
- Рубина Л.Я. Социология толерантности и педагогика // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Екатеринбург: УрГПУ, 2003. 115 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946. -518 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
- Свердловская область: Региональное образовательное пространство. Информационно-аналитический отчет по материалам социологических исследований / Авторы-составители Вишневский Ю. Р., Шапко Ю. Р. -Екатеринбург, 1994. 250 с.
- Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. — № 7. С. 14−20.
- Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. -М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. 478 с.
- Система образования Свердловской области в 90-е годы: риски развития / Проект Тасис «Управление образованием». Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. — 103 с.
- Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. — 264 с.
- Словарь русского языка. М., 1986. 527 с.
- Словарь социологии. Лондон. 1988. С. 235. The Penduin Dictionary of Sociology. L. 1988. 349 c.
- Смелзер H. Социология M., 1994. 530 с.
- Смелзер H. Дж. Социология // Социологические исследования. 1990. -№ U.C. 128−129.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
- Сорокин П. А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Социология в России XIX -начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И.
- Добренькова. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. — 672 с.
- Сорокин П.А. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов. // Сорокин П. А. Система социологии. Т.2. -М.: Наука, 1993. 688 с.
- Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
- Сорокин П. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика. М., 1993.-448 с.
- Социальное развитие молодежи на Среднем Урале: состояние и перспективы (Ежегодный доклад Комитета по делам молодежи Правительству Свердловской области) Екатеринбург: УИМ, 1997. -140 с.
- Социальное расслоение возрастной когорты: Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. М.: Ин-т социологии РосАН, 1997. -278 с.
- Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательская группа ИНФРА-М — Норма, 1998. — 488 с.
- Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. -460 с.
- Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — 204 с.
- Социология: Словарь-справочник. Т. 2. Отдельные отрасли социологического знания / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1990. -232 с.
- Социология. Энциклопедия. Минск, 2003. — 1050 с.
- Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики: Эмпирич. исслед. / РАО: Центр социологии образования. М., 1997. — 318 с.
- Титма М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. — 235 с.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. -199 с.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -618с.
- Томпсон Дж. JL, Пристли Дж. Социология. Львов: «Инициатива», 1998.-496 с.
- Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -557с.
- Троу М. Социология образования // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
- Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: МГУ, 1973. — 277 с.
- Турченко В.Н. Социология и система образования // Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969. — 298 с.
- Турченко В.Н., Борисова Л. Г. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М.: Знание, 1974. — 233 с.
- Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1.С. 103−110.
- Учитель: Крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-е изд., перераб и допол. / Под ред. С. Г. Вершловского — Санкт-Петербург, 1994. — 134 с.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. — 759 с.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Издательство «Ось-89», 1997 — 64 с.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 187 с.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. С. 62−70.
- Философия образования. «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. 1995. — № 4. С. 3−28.
- Филонов Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. 1998. — № 8. С. 35−40.
- Философия образования. Сб. науч. статей / Под ред. А. Н. Кочергина -М.: Новое тысячелетие, 1996. 288 с.
- Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) // Вопросы философии. 1995. -№ п. С. 3−34.
- Философский словарь / Под ред. Н. Г. Фролова. М., 1981. — 889 с.
- Фролов С.С. Социология. М.: Просвещение, 1996. — 446 с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1980. — 267 с.
- Хридина H.H. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой. Екатеринбург: Уральское издательство, 2003. — 382 с.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001. -176 с.
- Шахова И.Н. Самообразование как коммуникативное взаимодействие // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов VI Всероссийской научной конференции и статьи. -Екатеринбург, 2001. 379 с. С. 312−316.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. — 304 с.
- Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 115 с.
- Шрейдер Ю.А. Цели и ценность образования // Философия образования.-М., 1996.-С 135−148.
- Шубкин В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований) М.: Мысль, 1970. — 288 с.
- Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург, 1999. — 214 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1988. — 78 с.
- Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600 с.
- Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. — № 2. С. 98−112.
- Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет», 1999. — 596 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Педагогика, 1996. — 312 с.
- Genow N. A strategy for developing sociological theory // Revue International de sociologie. Roma. 1989/N 2 p. 156−182.
- Christenson S.L. Critikal issues for families and school: Plights, responsibili ties, resources and relationships. University of Minnesota In press, 1998. -616 c.