Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности нервно-психического развития, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей 5-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью характерна гетерохрония интеллектуального развития с преобладанием невербальной составляющей. У большинства из них в дошкольном возрасте выявляется средний уровень интеллекта, лишь у каждого десятого он снижен, а у 18% повышен, хотя при нейропсихологическом обследовании нередко выявляется задержка созревания отдельных высших мозговых… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬ НОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: ОСОБЕННОСТИ ПАТОГЕНЕЗА, КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ, ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (обзор литературы)
    • 1. 1. Актуальность исследования. Особенности нейроонтогенеза у здоровых детей 5−9 лет. Патогенетические механизмы формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
    • 1. 2. Принципы диагностики и клинико-нейропсихологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
    • 1. 3. Состояние вегетативного гомеостаза, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
    • 1. 4. Резюме
  • Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Факторы риска и особенности нервно-психического развития детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы в возрасте до 4-х лет
    • 2. 3. Методы и объем исследований
      • 2. 3. 1. Нейропсихологическое обследование
      • 2. 3. 2. Вариабельность ритма сердца
      • 2. 3. 3. Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга
      • 2. 3. 4. Лазерная допплеровская флоуметрия
      • 2. 3. 5. Статистическая обработка результатов исследования
  • Глава 3. КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 5−9 ЛЕТ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
    • 3. 1. Клинико-неврологическая характеристика детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы в возрасте 5−6 и 79 лет
    • 3. 2. Нейропсихологическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностыо

    Глава 4. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ ГЕМОДИНАМИКА У ДЕТЕЙ 5−9 ЛЕТ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

    4.1 Особенности мозгового кровотока у детей с синдромом дефицита ' внимания с гиперактивностыо в сравнительно-возрастном аспекте.

    4.2 Вегетативный тонус и вегетативная реактивность у детей 5−6 и 7лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

    Глава 5. НАРУШЕНИЯ МИКРОГЕМОЦИРКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 5−6 И 7−9 ЛЕТ, ИХ СВЯЗЬ С ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ И ОСОБЕННОСТЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ПРИ СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕР АКТИВНОСТЬЮ.

    5.1 Особенности микроциркуляции у детей 5−6 и 7−9 лет с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы.

    5.2 Влияние вегетативной дисфункции на нарушения микроциркуляции у детей 5−6 и 7−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

    5.3 Взаимосвязь функциональных показателей, характеризующих состояние системы микроциркуляции и вегетативную реактивность с цереб-рально-гемодинамическими нарушениями у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Особенности нервно-психического развития, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей 5-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В последние годы особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья детей и подростков. Данные статистики демонстрируют негативные тенденции в виде значительной распространенности и роста заболеваемости неврологическими нарушениями и психическими расстройствами у детей и подростков (13, 33, 48, 58, 79, 95, 121, 157, 178, 181). Особое место в структуре неврологических расстройств у детей занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность изучения СДВГ определяется значительной распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне.

Частота СДВГ, по данным разных авторов (17, 33, 39, 40, 59, 92, 102, 103, 122, 134, 166, 211), варьирует от 2,2% до 40% у детей школьного возраста. Поэтому в России даже при наиболее оптимистичном прогнозе число детей с СДВГ в возрасте до 14 лет составляет (по ориентировочным подсчетам) не менее 400 тысяч человек. Кроме того, в сферу влияния детей с СДВГ вовлекаются до 1 миллиона взрослых членов их семей. Следует помнить о том, что в 30−50% случаев симптомы СДВГ в той или иной степени переходят и во взрослый возраст (187).

СДВГ существенным образом влияет на качество жизни страдающих им детей, вызывает выраженную социальную дезадаптацию, увеличивает риск травм, случайных отравлений и самоповреждений (147,186). С СДВГ сопряжены риски употребления наркотиков, ранней алкоголизации и курения, а также риск развития коморбидных психических расстройств.

В связи с высокой актуальностью данная проблема широко изучается. С 90-хх годов XX века в Институте мозга человека РАН группа исследователей изучает психофизиологические механизмы поведенческих нарушений у детей. В 2001 г. создан первый в России специализированный центр по лечению СДВГ — Центр нейротерапии Института мозга человека РАН.

Проведено много исследований, изучающих поведение, высшие мозговые функции и вегетативную регуляцию у этих детей. В последние годы стали появляться работы, описывающие церебральную гемодинамику с использованием метода ультразвуковой допплерографии. Несмотря на это, отмечается дефицит работ рассматривающих микроциркуляторные нарушения и прогнозирующих значение имеющихся церебрально-гемодинамических расстройств.

Все это обуславливает необходимость комплексного изучения СДВГ, его этиологии и патогенеза, особенностей состояния центральной нервной системы и ее функционирования, церебрально-гемодинамических и микро-циркуляторных нарушений для прогнозирования ангионеврологических расстройств у этих детей и оптимизации лечебных мероприятий.

ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выявить особенности клинико-функционального состояния центральной нервной системы, мозгового кровотока и микроциркуляции у детей 5−6 и 7−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и предложить критерии прогноза развития церебрально-гемодинамических нарушений.

ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Установить характер неврологических расстройств и нейропсихоло-гические особенности у детей 5−6 и 7−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

2. Выделить особенности вегетативного тонуса и вегетативной реактивности у детей 5−6 и 7−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

3. Выявить состояние микроциркуляции у детей 5−6 и 7−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

4. Определить характер и возрастные особенности церебральной гемодинамики у детей 5−6 и 7−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

5. Установить взаимосвязь показателей мозговой гемодинамики, вегетативной регуляции и микроциркуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 5−9 лет и предложить функциональные критерии прогнозирования расстройств мозгового кровотока.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Доказано, что у всех детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеется легкая очаговая микросимптоматика, установлена ее структура и выделены нарушения, учащающиеся в младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольниками.

2. Выявлено, что у большинства детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеется средний и повышенный уровень интеллектуального развития в 5−9 лет. Однако наблюдается замедление созревания отдельных высших мозговых функций в дошкольном возрасте, компенсирующееся при поступлении в школу.

3. Уточнен характер нарушений вегетативной регуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном и младшем школьном возрасте, показана их возрастная динамика.

4. Дана характеристика нарушений микроциркуляции у детей 5−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, свидетельствующая о склонности микрососудов к ангиоспазму, усугубляющейся с возрастом.

5. Установлена возрастная динамика нарушений мозгового кровотока при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, свидетельствующая о компенсации церебрально-гемодинамических изменений в каротидном бассейне и их стабильности в вертебро-базиллярном бассейне у детей младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками.

6. Доказана сопряженность венозной дисгемии с нарушениями микроциркуляции и вегетативной регуляции. Обоснованы наиболее значимые критерии ее прогнозирования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью имеют очаговую неврологическую симптоматику и неврозоподобные расстройства, ряд из которых учащается в младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольниками. Интеллектуальное развитие большинства из этих детей сохранено и даже повышено. Характерно замедление созревания отдельных высших мозговых функций, частично компенсирующееся в младшем школьном возрасте.

2. Сопряженность изменений церебральной гемодинамики, вегетативной регуляции и микроциркуляции позволяет обосновать критерии прогнозирования венозной дисгемии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Обоснована необходимость регулярного осмотра неврологом детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в связи с наличием у всех детей 5−9 лет легкой очаговой микросимптоматики.

2. Рекомендовано с учетом разного уровня интеллектуального развития, выявляемого у детей, проводить его оценку в образовательных учреждениях для адекватного выбора учебной нагрузки. Всем детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при подготовке и поступлении в школу даже при нормальном и высоком интеллектуальном развитии необходимо осуществлять углубленное нейро-психологическое обследование для выявления отставания отдельных высших мозговых функций с целью их дифференцированной коррекции.

3. Доказана необходимость выявления нарушений церебральной гемодинамики, микроциркуляции и вегетативной регуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, наблюдение за ними в динамике, в связи с усугублением с возрастом.

4. Предложены информативные показатели, отражающие сопряженность гемодинамических нарушений, вегетативной дисрегуляции и нарушений микроциркуляции.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные результаты работы доложены и обсуждены на научно-практических конференциях в клинике ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава (Иваново, 2006;2007), на областных научно-практических конференциях кафедры неврологии, функциональной и ультразвуковой диагностики (2006, 2007), научно-практических конференциях студентов и молодых ученых ИвГМА «Неделя науки 2006;07 «- II Всероссийской научной конференции с международным участием «Микроциркуляция в клинической практике». Москва, 19−20 апреля, 2006 г.- Юбилейной научной сессии «Психоневрология в современном мире» в рамках 15 мирового конгресса Мировой Ассоциации Динамической Психиатрии «Что нового в современной психиатрии и психотерапии? Креативные аспекты в современном лечении». СПб, 14−18 мая 2007; Всероссийской научно-практической конференции «Количественная ЭЭГ и нейротерапия». СПб, 15−16 октября 2007.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ В ПРАКТИКУ.

По материалам диссертации опубликовано 11 научных работ, в том числе 1, в журнале, рекомендованном ВАК. Оформлено изобретение «Способ прогнозирования возникновения венозной дисгемии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» с приоритетной справкой № 2 007 139 360/14 от 23.10.2007 г. Нейро-психологическое тестирование и способ прогнозирования венозной дисгемии внедрены в клиническую практику отделения медико-социальной помощи клиники ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава и детского неврологического отделения ОГУЗ «Ивановская областная клиническая больница».

Основные теоретические положения диссертации используются в лекциях и семинарах, проводимых на кафедре неврологии, ультразвуковой и функциональной диагностики ФДППО ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» для клинических интернов, ординаторов и врачей.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

.

Диссертация изложена на 172 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, 5 глав результатов исследования, заключения, выводов, практических рекомендаций. Библиографический список использованной литературы включает 199 отечественных и 81 иностранный источник. Диссертация иллюстрирована 28 таблицами и 22 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. У всех детей 5−9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью определена легкая очаговая микросимптоматика (чаще недостаточность функции III, VI и VII пар черепно-мозговых нервов, сухожильная ани-зорефлексия, статическая и, реже, динамическая атаксия, а также синдром вегетативной дистонии с перманентным течением), у половины из них верифицируется головная боль напряжения, энурез, снохождение, сноговорение. У пациентов 7−9 лет чаще, чем в возрасте 5−6 лет, встречается анизорефлек-сия, статическая атаксия и углубляется вегетативная дисфункция.

2. Для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью характерна гетерохрония интеллектуального развития с преобладанием невербальной составляющей. У большинства из них в дошкольном возрасте выявляется средний уровень интеллекта, лишь у каждого десятого он снижен, а у 18% повышен, хотя при нейропсихологическом обследовании нередко выявляется задержка созревания отдельных высших мозговых функций, чаще зрительного гнозиса, слухо-моторных координаций, в 7−9 лет частота этих отклонений уменьшается и число детей с повышенным интеллектуальным развитием увеличивается в 2,5 раза.

3. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью выявляется вегетативная дисфункция, которая в 1А части случаев проявляется наличием симпатикотонии, повышением мощности гуморально-метаболических влияний на модуляцию сердечного ритма за счет снижения парасимпатического и симпатического компонентов, понижением состояния вегетативной реактивности, усугубляющимся с возрастом.

4. Состояние микроциркуляции у детей 5−6 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению со здоровыми детьми характеризуется сниженным уровнем базального кровотока, большей активацией вазомоторных механизмов его регуляции, выраженным исходным спазмом приносящих артериол. В 7−9 лет уровень базального кровотока снижается еще в большей степени, сохраняется спазм приносящих артериол, что сочетается со снижением функционального резерва микроциркуляции.

5. У детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отмечается увеличение линейной скорости кровотока как в каротид-ном, так и в вертебро-базиллярном бассейне, отражающее склонность сосудов к ангиоспазму. С возрастом показатели гемодинамики в системе сонных артерий улучшаются, а в вертебро-базиллярном бассейне не изменяются, сохраняются явления венозной дисгемии. Цереброваскулярная реактивность у детей в возрасте 5−6 лет соответствует норме, но уже в 7−9 лет происходит ее снижение за счет вазоконстрикторного резерва.

6. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном и младшем школьном возрасте отмечена взаимосвязь ускорения линейной скорости кровотока в прямом синусе, отражающей наличие венозной дисгемии, усиления мощности церебрально-эрготропных и симпатических влияний (%УЬР, %ЬР), снижения интегративного показателя микроциркуляции (ИФМ) и повышения внутрисосудистого сопротивления, что свидетельствует о сопряженности гемодинамических нарушений, вегетативной дисрегуляции и нарушений микроциркуляции.

Значимыми критериями прогнозирования венозной дисгемии, как наиболее частого сосудистого расстройства у детей с СДВГ 5−9 лет, явилось сочетание ИФМ ниже 2,27 и доли церебрально-эрготропных влияний в структуре спектра (%УЬР) выше 20,4.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Всем детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью рекомендовано регулярное наблюдение невролога, не реже 1 раз в год.

2. При выборе учебной нагрузки в школе для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходимо учитывать разный уровень их интеллектуального развития. Для создания ситуации «успеха» при обучении необходимо опираться на лучше развитый невербальный компонент интеллекта. Этим детям требуется своевременное выявление и дифференцированная коррекция нарушений отдельных высших мозговых функций.

3. Обследование детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью рекомендуется дополнить методами исследования микроциркуляции в сочетании с исследованием вариабельности ритма сердца и церебральной гемодинамики с целью выявления характера и выраженности нарушений и прогнозирования развития венозной дисгемии. Сочетание ИФМ ниже 2,27 и доли церебрально-эрготропных влияний в структуре спектра выше 20,4% позволяет предполагать высокую вероятность развития венозной дисгемии у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В. Металлолигандный гомеостаз у детей с минимальной мозговой дисфункцией и его коррекция церебролизином Текст. / Т. В. Авдеенко: автореф. дис.. канд. мед. наук. —Иваново, 1998. — 23 с.
  2. , П. Н. Регуляция микроциркуляции в условиях патологии Текст. / П. Н. Александров // Чтения им. А. М. Чернуха. — Вып. I. — М., 1986. —С. 6—23.
  3. , А. В. Перспективы развития ультразвуковых допплеровских исследований в детской неврологии Текст. / А. В. Андреев, В. В. Линьков // Детская неврология: периодический сборник им. Л.Ю. Рат-нера. — 1994. — № 1 — С. 19—21.
  4. , А. В. Диагностика нарушений мозгового кровообращения и вегетативного обеспечения у детей школьного возраста с церебральной ангиодистонией Текст. / А. В. Андреев: автореф. дис.. канд. мед. наук. —Иваново, 1994. — 18 с.
  5. , И. В. Особенности вегетативной реактивности и регуляции церебральной гемодинамики при минимальной мозговой дисфункции Текст. / И. В. Артифексов, Е. Н. Дьяконова // Вестн. Ивановской медицинской академии.— 2001. — Т. 6, № 1—2. — С. 54.
  6. , Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей Текст. / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. Н. Бехтерева. — СПб., 1993. — № 3. — С. 74—90.
  7. , Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе Текст. / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: Наука, 1984. —221 с.
  8. , Р. М. Холтеровское мониторирование в космической медицине: анализ вариабельности сердечного ритма Текст. / Р. М. Баевский, Г. А. Никулина // Вестн. аритмологии. — 2000. — № 16. — С.6 —9.
  9. , Ю. И. К генезу ММД у детей Текст. / Ю. И. Барашнев, А. Э. Лицев // Российский вестн. перинатологии и педиатрии. — 1995. — Т. 40, № 6. — С. 11—17.
  10. , Р. А. Ваш непослушный ребенок Текст. / Р. А. Баркли, К. М. Бентон: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004. — 218 с.
  11. , Е. В. Особенности нервно-психических функций у детей раннего возраста, родившихся с синдромом задержки внутриутробного развития Текст. / Е. В. Батанова [и др.] // Вестн. Ивановской медицинской академии. — 1999. — Т. 4, № 3—4. — С. 78.
  12. , Е. Д. Система оценки нейропсихологических и неврологических нарушений у детей с ММД у учетом данных компьютерной топографии головного мозга Текст. / Е. Д. Белоусова: автореф. дис.. канд. мед. наук. —М., 1994. — 17 с.
  13. , Е. Д. Синдром дефицита внимания/гиперактивности Текст. / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестн. перинатоло-гии и педиатрии. — 2000. — № 3. — С. 39—42.
  14. , И. Н. Онтогенез мозга человека Текст. / И. Н. Боголепова // Педиатрия. — 1997. — № 5. — С. 27—30.
  15. , Е. С. Лазеротерапия у детей с синдромом Туретта Текст. / Е. С. Бондаренко // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1. — С. 23—25.
  16. , Б. Е. Взаимосвязь микроциркуляции и центральной гемодинамики при артериальной гипертонии у детей Текст. / Б. Е. Борисов // Вопр. охраны материнства и детства. — 1983. — № 11. — С. 39—40.
  17. В. В. Применение лазерной допплеровской флоуметрии в кардиологии Текст. / В. В. Бранько, В. Д. Вахляев, Э. А. Богданова // Российский мед. журн. — 1998. — № 3. — С. 34—38.
  18. , И. П. Синдром легких функциональных нарушений ЦНС и функциональная патология в детском возрасте Текст. / И. П. Брязгунов. — М.: Медицина, 1980. — С. 43—52.
  19. , И. Р. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Текст. / И. Р. Брязгунов, Е. В. Касатикова // Мед. газета. — 1998. — № 63. —С. 9.
  20. , Е. М. Нарушения мозгового кровообращения в молодом возрасте Текст. / Е. М. Бурцев. — М.: Медицина, 1978. — 200 с.
  21. , Е. М. Ангионеврология детского возраста Текст. / Е. М. Бурцев, В. Д. Трошин. — Нижний Новгород: Нижполиграф, 1995. — С. 152—167.
  22. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение Текст. / Под ред. А. М. Вейна. — М.: Медицинское информационное агентство, 2000. —С. 109—121.
  23. , А. М. Неврология для врачей общей практики Текст. / А. М. Вейн. — М, 2001. — С. 494 — 498.
  24. , Ю. Л. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации лиц молодого возраста Текст. / Ю. Л. Веневцева, А. X. Мельников, Л. Н. Корнеева // Вестн. аритмологии. — 2000. — № 16. —С. 53 — 55.
  25. , Н. В. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности Текст. / Н. В. Вострокнутов [и др.]: метод, рекомендации. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В .П. Сербского, 2002. — 24 с.
  26. , Н. В. Основы психокоррекционной и психотерапевтической помощи несовершеннолетним с агрессивным поведением Текст. / Н. В. Вострокнутов, Л. О. Пережогин: аналитический обзор. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2006. — 124 с.
  27. , Л. С. Собрание сочинений Текст. — М.: Медицина, 1984. — Т. 4.— 433 с.
  28. , И. В. Патофизиологические механизмы нарушений мозгового кровообращения и новые направления в их профилактике и лечении Текст. / И. В. Ганнушкина // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1996. — № 4. — С. 14—17.
  29. , В. А. Асинхронная асимметрия Текст. / В. А. Геодакян // Журн. высшей нервной деятельности. — 1993. — Т. 43, № 3. — С. 543—561.
  30. , Н. JI. Нейробиологические причины школьной усидчивости Текст. / Н. JI. Горбачевская // Физиология человека. — 1991. — № 15. —С. 72—80.
  31. , Н. JI. Электрофизиологическое исследование детской гиперактивности Текст. / Н. JL Горбачевская // Физиология человека. — 1996. — Т. 22, № 5 — С. 49—55.
  32. , Н. JI. Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Текст. / Н. JI. Горбачевская //
  33. Сибирский вестн. психиатрии и наркологии. — 2003. — № 1. — С. 47—51.
  34. , А. В. Динамика кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера Текст. / А. В. Грибанов: автореф. дис.. д-ра мед. наук. — Архангельск, 1991. — 38 с.
  35. , Н. В. Клинико-электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности с дефицитом внимания Текст. / Н. В. Григорьева: дис.. канд. мед. наук. —М., 1999. — 295 с.
  36. , А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и еезначение для теории и практики физического воспитания Текст. / А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 211—223.
  37. , Н. Б. Когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст. / Н. Б. Гурьева // Российский педиатрический журн. — 2001. — № 6. — С. 39—40.
  38. , Е. И. Введение Текст. / Е. И. Гусев // Трошин В. М., Бурцев Е. М., Трошин В. Д. Ангионеврология детского возраста. — Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1995. — 155 с.
  39. , О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей Текст. / О. Е. Девятова. — М.: Барс, 2004. — 114 с.
  40. , И. В. Мозговое кровообращение у новорожденных детей в норме и при гипоксических состояниях (асфиксия, пневмония) Текст. / И. В. Дегтярева: автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1993. — 21 с.
  41. Детская неврология Текст.: периодический сборник им. А. Ю. Ратне-ра. — СПб, 1995. — № 3. — 132 с.
  42. , Т. Б. Клиническая нейрохимия в психиатрии Текст. / Т. Б. Дмитриева, А. 3. Дроздов, Б. М. Коган. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 1998. — 300 с.
  43. , Е. Н. Нарушение мозгового кровообращения у доношенных новорожденных от матерей с угрозой невынашивания беременности Текст. / Е. Н. Дьяконова: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 1996. —24 с.
  44. Заболевания вегетативной нервной системы Текст. / Под ред. А. М. Вейна. —М.: Медицина, 1991. — 624 с.
  45. , JI. А. Диагностика и прогноз клинико-функциональных отклонений у детей на первом году обучения в школе Текст. / JI. А. Жданова: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново, 1984. — 22 с.
  46. , Т. П. Мозговое кровообращение у новорожденных и детей в норме и патологии Текст. / Т. П. Жукова. — М.: Медицина, 1983. — С. 3—69.
  47. , Т. П. Структурные изменения мозга Текст. / Т. П. Жукова Е. И. Знаменская, Н. Г. Палесова // Перинатальная патология. — М.: Медицина, 1984. — С. 45—83.
  48. , Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания Текст. / Н. Н. Заваденко // Дефектология: Приложение. — 2000. — № 5. — С. 111.
  49. , Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей. Проблемы диагностики и лечения Текст. / П. Н. Заваденко // Фармакотерапия в неврологии и психиатрии. — М., 2002. — С. 103—116.
  50. , Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте Текст. / Н. Н. Заваденко. — М.: Академия, 2005 — 256 с.
  51. , Н. Н. Фармакотерапия гиперактивности с синдромом дефицита внимания у детей: зарубежный и российский опыт Текст. / Н. Н. Заваденко [и др.]. // Фарматека. — 2006. — № 7. — С. 62—70.
  52. , Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей Текст. / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1. — С. 57—61.
  53. , Н. Н. Минимальные мозговые дисфункции у детей Текст. / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин, О. И. Соловьев. — М., 1997. — 72 с.
  54. , Н. Н. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике Текст. / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин // Неврологический журн. — 1998. — Т. 3, № 6. — С. 13—17.
  55. , Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование Текст. / Н. Н. Заваденко [и др.] // Вопр. психологии. — 1999. — № 4 — С. 21—28.
  56. , Н. Н. Церебролизин в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей Текст. / Н. Н. Заваденко [и др.] // Неврологический журн. — 1999. — № 2. — С. 37—42.
  57. , Н. Н. Гиперактивность с синдромом дефицита внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии Текст. / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова, Н. В. Григорьева // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2000. — Т. 2, № 2. — С. 59—62.
  58. , Jl. Р. Функциональная диагностика нервных болезней Текст. / Л. Р. Зенков, М. А. Ронкин: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. —640 с.
  59. , Д. Н. Психическое недоразвитие у детей Текст. / Д. Н. Исаев. — Л.: Медицина, 1982. — С. 79.
  60. , Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста Текст. / Д. Н. Исаев. — СПб., 1996. — С. 142.
  61. , Д. Н. Психосоматические расстройства у детей Текст. / Д. Н. Исаев. — СПб., 2000. — С. 23—37.
  62. , М. Ф. Результаты проспективного исследования лиц с головной болью пубертатного периода Текст. / М. Ф. Исмагилов // Новые методы диагностики и лечения. — Казань- Нижнекамск, 1994. — С. 45—49.
  63. , Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков Текст. / Р. А. Калюжная. — М.: Медицина, 1973, —С. 34—35.
  64. , В. А. Терапия нервных болезней Текст. / В. А. Карлов. — М.: Шаг, 1996. —653 с.
  65. , Е. В. Исследование особенностей обмена катехоламинов у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст. / Е. В. Касатикова [и др.]. // Вопр. медицинской химии. — 2000. — № 5.
  66. , Е. В. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст. / Е. В. Касатикова, И. П. Брязгунов // Педиатрия. — 2001. — № 2. — С. 40—42.
  67. , Е. С. Головные боли при вегетативно-сосудистой дисто-нии (клиника, патофизиология, лечение) Текст. / Е. С. Кипарисова: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Харьков, 1991. — 22 с.
  68. , В. Н. Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями обучения Текст. / В. Н. Кирой, П. Н. Ермаков // Журн. физиологии человека. — 2002. — Т. 28, № 2.— С. 20—30.
  69. , В. В. Психиатрия детского возраста Текст. / В. В. Ковалев: руководство для врачей. — М.: Медицина, 1979. — С. 607.
  70. , В. И. Применение лазерной допплеровской флоуметрии в медицинской практике Текст. / В. И. Козлов // Материалы Первого Всероссийского симпозиума. —М., 1996. — С. 107.
  71. , В. И. Применение лазерной допплеровской флоуметрии в медицинской практике Текст. / В. И. Козлов // Материалы Второго Всероссийского симпозиума. — М., 1998. — С. 110.
  72. , В. И. Применение лазерной допплеровской флоуметрии в медицинской практике Текст. / В. И. Козлов // Материалы Третьего Всероссийского симпозиума. — М., 2000. — С. 170.
  73. , В. И. Биоритмологические составляющие ЛДФ-сигнала и их значение в оценке состояния микроциркуляции Текст. / В. И. Козлов [и др.] // Сосудистая ангиология и хирургия. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 63.
  74. , В. И. Лазерная допплеровская флоуметрия и анализ коллективных процессов в системе микроциркуляции Текст. / В. И. Козлов, Л. В. Кореи, В. Г. Соколов // Физиология человека. — 1998. — Т. 24, № 6. —С. 112—121.
  75. , В. И. Гистофизиология капилляров Текст. / В. И. Козлов, В. П. Мельмен, Б. В. Шутко. — СПб., 1994. — С. 232.
  76. , В. И. Лазерно-допплеровский метод исследования капиллярного кровотока Текст. / В. И. Козлов, В. Ф. Морсков, В. И. Кишко // Известия академии наук. Серия физиологическая. — 1995. — Т. 59, № 6. — С. 179—182.
  77. , Р. А. Некоторые аспекты патогенеза неонатальных повреждений ЦНС и перспективы их фармакологической коррекции Текст. / Р. А. Козловский // Педиатрия. -— 1995. — № 1. — С. 7.
  78. , А. Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка Текст. / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева: научно-методическое пособие. — М: НИИ семьи, 1997. — 64 с.
  79. , В. А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста Текст. / В. А. Красов: автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1989.
  80. , В. Р. СДВГ (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) Текст. / В. Р. Кучма, И. П. Брязгу-нов. — М.: Медицина, 1994. — 52 с.
  81. , В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика Текст. / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова. — М.: Рарогъ, 1997. — 39 с.
  82. , В. Р. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей Текст. / В. Р. Кучма [и др.] // Российский вестн. перинатологии и педиатрии. — 1996. —• № 2. —С. 42—46.
  83. , Г. В. Коррекция поведения детей и подростков Текст. / Г. В. Лаут, У. Б. Брак, Ф. Линдеркамп: практическое руководство. — Пер. с нем. — М.: Академия, 2005. — Т. 2. — 351 с.
  84. , В. Г. Ультразвуковая ангиология Текст. / В. Г. Лелюк, С. Э. Лелюк. — М.: Реальное время, 2003. — 336 с.
  85. , С. Э. Основные принципы дуплексного сканирования магистральных артерий Текст. / В. Г. Лелюк, С. Э. Лелюк // Журн. ангионев-рологии и сосудистой хирургии. — 1996. — № 1. — С. 65—75.
  86. , В. В. Минимальная мозговая дисфункция у детей и подростков Текст. / В. В. Линьков, А. Е. Новиков, Л. В. Лобанова. — Иваново, 2002. — 66 с.
  87. , Ф. Б. Возрастные и индивидуально-типологические особенности микроциркуляции у мальчиков, подростков и юношей Текст. / Ф. Б. Литвин // Регионарное кровообращение и микроциркуляция. — СПб., 2006. — Т. 5, № 1 [17]. — С. 44—50.
  88. , Л. В. Допплерография в нейросонографии Текст. / Л. В. Лобанова // Зубарева Е. А., Улезко Е. А. Нейросонография у детей раннего возраста. — Минск: Парадокс, 2004. — Гл. 8. — С. 117—146.
  89. , В. Ф. Способ оценки функционального состояния сосудов микроциркуляторгного русла Текст. / В. Ф. Лукьянов // Международная конференция по микроциркуляции: тез. докл. — М, 1997. — С. 148—150.
  90. , В. Ф. Флоуметрический способ оценки микрососудистой резистентности Текст. / В. Ф. Лукьянов. — Саратов, 1999. — С. 20.
  91. , А. Р. Высшие корковые функции человека- их нарушение при локальных поражениях мозга Текст. / А. Р. Лурия. — 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1969. —504 с.
  92. , В. И. Метод лазерной допплеровской флоуметрии в кардиологии Текст. / В. И. Маколкин, В. В. Бранько, Э. А. Богданова. — М., 1999. —С. 48.
  93. , В. И. Метод лазерной допплеровской флоуметрии в кардиологии Текст. / В. И. Маколкин, В. В. Бранько, Э. А. Богданова. — М., 2001, —С. 22.
  94. , В. И. Состояние микроциркуляции при гипертонической болезни Текст. / В. И. Маколкин [и др.] // Кардиология. — 2003. — № 5. —С. 60—67.
  95. , В. И. Состояние микроциркуляции при гипертонической болезни Текст. / В. И. Маколкин [и др.] // Кардиология. — 2002. — № 7. — С. 36—40.
  96. В. И. Состояние микроциркуляции при гипертонической болезни Текст. / В. И. Маколкин // Кардиология. — 2003. — № 5. — С. 60—67.
  97. , В. И. Оценка влияния периндоприла на величину АД, ремо-делирование сосудов и микроциркуляцию при гипертонической болезни Текст. / В. И. Маколкин, В. И. Подзол ков, Т. В. Ренскова // Кардиология. — 2001. — № 6. — С. 13—17.
  98. , В. JI. Методики психодиагностики в спорте Текст. / В. J1. Марищук [и др.]. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  99. Мач, Э. С. Значение ЛДФ в оценке изменений микроциркуляции при некоторых заболеваниях Текст. / Э. С. Мач // Второй Всероссийский симпозиум «Применение ЛДФ в медицинской практике»: тез. докл. — 1998. —№ 8. —С. 14—16.
  100. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских неврологов Текст.: метод, рекомендации. —М., 1988. — 21 с.
  101. , Т. Р. Нейропсихологические исследования Текст. / Т. Р. Мельникова, О. В. Халецкая // Трошин В. М., Бурцев Е. М., Трошин
  102. B. Д. Ангионеврология детского возраста. — Нижний Новгород: Ниж-полиграф, 1995. — С. 94—101.
  103. , Н. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста (аспекты диагностики и лечения) Текст. /Н. В. Михайличенко. — Иркутск, 2001.— 134 с.
  104. , Н. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей Текст. / Н. В. Михайличенко // Российский вестн. перинатоло-гии и педиатрии.— 2001. — Т. 46, № 3. — С. 46—49.
  105. , В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода Текст. / В. М. Михайлов. — Иваново, 2000. — 290 с.
  106. . В. И. Последствия перинатальных повреждений нервной системы у детей Текст. / В. И. Морозов // Педиатрия. — 1998. — № 1. —1. C. 35—37.
  107. Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста Текст. / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 1983. — 159 с.
  108. , Ю. Е. Мозговое кровообращение Текст. / Ю. Е. Москаленко, А. И. Бекетов, Р. С. Орлов. — JI.: Наука, 1988. — 160 с.
  109. , С. Н. Основы психофармакотерапии Текст. / С. Н. Мосолов: краткое иллюстрированное руководство для врачей. — М.: Восток, 1996. —288 с.
  110. , М. Семейная терапия. Концепции и методы Текст. / М. Николе, Р. Шварц. — М.: Эксмо, 2004. — 960 с.
  111. , А. Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы Текст. / А. Д. Ноздрачёв, Ю. В. Щербатых // Физиология человека. — 2001. — № 6. — С. 95 — 101.
  112. , Э. С. Исследование мозгового кровообращения и его соотношения с электрической активностью головного мозга в норме и при олигофрении у детей разного возраста Текст. / Э. С. Ополинский: автореф. дис.. канд. мед. наук. —М., 1973. — 17 с.
  113. , Т. Н. Психо-неврологическое развитие дошкольников Текст. / Т. Н. Осипенко. — М.: Медицина, 1996. — 289 с.
  114. , Т. Н. Компьютерно-томографическая морфометрия головного мозга при минимальной мозговой дисфункции у детей 5—7 лет Текст. / Т. Н. Осипенко [и др.] // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1994. — № 3. — С. 12—16.
  115. , Е. А. Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Текст. / Е. А. Осипова, Н. В. Панкратова // Школа здоровья. — 1997. — Т. 4, № 4. — С. 34—43.
  116. , А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера Текст. / А. Ю. Панасюк. — М.: Медицина, 1971. — 79 с.
  117. , Т. А. Роль допплерографии при обследовании больных с сосудистой патологией Текст. / Т. А. Петропавловская, Ю. С. Черняк // 2-й съезд нейрохирургов России. — Нижний Новгород, 1997.1. С. 190.
  118. , А. Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6—8 лет Текст. / А. Г. Платонова: дис.. канд. мед. наук. — М., 1996. — 132 с.
  119. , Ю. В. Современная клиническая психиатрия Текст. / Ю. В. Попов, В. Д. Вид. — СПб.: Речь, 2000. — 402 с.
  120. , А. Ю. Неврология новорожденных Текст. / А. Ю. Ратнер. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1995. — 367 с.
  121. , А. Ю. Роль позвоночной артерии в неврологии Текст. / А. Ю. Ратнер // Детская неврология / Под ред. О. И. Ефимова. — СПб., 1995.1. С. 5—9.
  122. , А. Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы Текст. / А. Ю. Ратнер. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. —312 с.
  123. , А. Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей Текст. / А. Ю. Ратнер. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983. — 144 с.
  124. , О. Р. Магне-Вб в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей Текст. / О. Р. Роговицина, Е. В. Левитина // Атмосфера — нервные болезни. — 2005. — № 3. — С. 26—29.
  125. Руководство по детской неврологии Текст. / Под ред. В. И. Гузевой. — СПб.: Правда, 1998. — 494 с.
  126. , Т. С. Нарушения сердечного ритма у детей с пре- и перинатальными повреждениями мозга Текст. / Т. С. Рябкина, А. В. Завьялов, Т. П. Осипова // Педиатрия. — 1989. — № 3. — С. 64—78.
  127. , Т. В. Формирование здоровья у детей с задержкой внутриутробного развития (диагностика, прогнозирование и профилактика его нарушений) Текст. / Т. В. Рябчикова: автореф. дис.. д-ра мед. наук. — Иваново, 1996. — 27 с.
  128. , Т. В. Особенности нервно-психического развития детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития Текст. / Т. В. Рябчикова, JI. Н. Ласкарева, Л. А. Качанова // Вестн. Ивановской медицинской академии. — 1999. — Т. 4, № 3—4. — С. 86.
  129. , Г. В. Вариабельность ритма сердца Текст. / Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев. — М.: Стар’Ко, 1998. —200 с.
  130. , К. Г. Лазерная допплеровская флоуметрия как метод оценки состояния кровотока в микрососудах Текст. / К. Г. Саркисов, Г. В. Ду-жак // Методология и флоуметрия. — 1999. — № 6. — С. 9—14.
  131. , С. А. Клинические аспекты микроциркуляции Текст. / С. А. Селезнев, Г. И. Назоренко, В. С. Зайцев. — М., 1985. — С. 208.
  132. , Г. А. Перинатальная патология как фактор риска раннего развития вегетативной дисфункции в детском возрасте Текст. / Г. А. Селиверстова // Тезисы докладов IV съезда невропатологов Пермской области. — Пермь, 1991. — С. 92—93.
  133. , Г. А. Обморочные состояния Текст. / Г. А. Селиверстова // Трошин В. М., Бурцев Е. М., Трошин В. Д. Ангионеврология детского возраста: руководство для врачей. — 2-е изд., перераб. и доп. —
  134. Нижний Новгород: Нижполиграф, 1995. — С. 296—310.
  135. , А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Текст. / А. Л. Сиротюк. — М.: Сфера, 2003.
  136. Системные механизмы поведения Текст. / Под ред. К. В. Судакова, М. Баича. — М.: Медицина, 1990. — 240 с.
  137. , Е. М. Возрастная динамика микрогемоциркуляции у здоровых детей Текст. / Е. М. Спивак, Т. Н. Николаева // Вопр. охраны материнства и детства — 1988. —№ 5. — С. 78—80.
  138. , Е. М. Клинико-патогенетические варианты и основы формирования вегетативной дисфункции в раннем и дошкольном возрасте Текст. / Е. М. Спивак: дис. д-ра мед. наук. — Нижний Новгород, 1993. —346 с.
  139. Справочник по неврологии детского возраста Текст. / Под ред. Б. В. Лебедева. — М.: Медицина, 1995. — С. 48—57.
  140. , В. А. Актуальные проблемы перинатальной неврологии Текст. / В. А. Строганова // Детская неврология / Под ред. О. И. Ефимова.—СПб., 1994. —Вып. 1. —С. 12—14.
  141. , В. А. Клинико-диагностические особенности родовых повреждений головного и спинного мозга у детей раннего возраста Текст. / В. А. Строганова, Б. А. Тюрбан // Детская неврология. —1. СПб., 1995, —С. 35—37.
  142. , Н. Ю. Лечение ноотропными препаратами детей с минимальной мозговой дисфункцией Текст. / Н. Ю. Суворинова: дис. .канд. мед. наук. — М., 1998. — 116 с.
  143. , Н. К. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей Текст. / Н. К. Сухотина [и др.] // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2004. — № 6.
  144. , И. К. Энергетическое обеспечение клеток головного мозга плода в условиях осложненной беременности Текст. / И. К. Томилова, В. Б. Слободин // Вестн. Ивановской медицинской’академии. — 1998. — Т. 3, № 4. — С. 18—21.
  145. Тржесоглава, 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте Текст. / 3. Тржесоглава: Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1986. — 256 с.
  146. , Е. Л. Изучение состояния кровотока в микрососудах методом лазерной допплеровской флоуметрии Текст. / Е. Л. Трисветова, A.A. Бова, С. И. Вечеринский // Медицинские новости. — 2001. — № 3. — С. 46—48.
  147. , В. М. Ангионеврология детского возраста Текст. / В. М. Тро-шин, Е. М. Бурцев, В. Д. Трошин: руководство для врачей. — 2-е изд., перераб. и доп. — Нижний Новгород: Нижполиграф- 1995. — 480 с.
  148. , В. М. Болезни нервной системы у детей Текст. / В. М. Трошин, Ю. И. Кравцов. — В 2-х т. — Нижний Новгород: Сарпи, 1993. — Т. 1 —С. 30—100.
  149. , В. М. Клинические варианты минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста Текст. / В. М. Трошин [и др.] // Педиатрия. — 1994. — № 2. — С. 72—75.
  150. Ультразвуковая допплеровская диагностика сосудистых заболеваний Текст. / Под ред. Ю. М. Никитина, А. И. Труханова. — М.: Видар, 1998.
  151. , С. В. Применение лазерной флоуметрии и дуплексного сканирования в исследовании кожного кровообращения Текст. / С. В. Филин, В. Г. Лелюк, Н. М. Надежина // Методология и флоуметрия. — 2000. — № 4. — С. 41—63.
  152. , М. С. Проблемы и перспективы диагностики и лечения перинатальных повреждений мозга у детей Текст. / М. С. Философова // Проблемы неврологии и нейрохирургии: сб. науч. тр. / Под ред. Е. М. Бурцева. — Иваново, 1994. — С. 238—244.
  153. , Б. Кровообращение Текст. / Б. Фолков, Э. Нил. — М., 1976. — С. 158.
  154. , О. В. Возможности нейрокартирования в диагностике гипок-сического поражения головного мозга у новорожденных Текст. / О. В. Халецкая, Е. И. Карпович // Вестн. Ивановской медицинской академии. — 1998. — Т. 3, № 4. — С. 49—52.
  155. , О. В. Минимальная мозговая дисфункция Текст. / О. В. Халецкая, Т. Н. Радаева, А. Ю. Варакина // Трошин В. М, Кравцов Ю. И. Болезни нервной системы у детей. — В 2-х т. — Нижний Новгород: Сарпи, 1993. — Т.1, — С. 67—82.
  156. , О. В. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте Текст. / О. В. Халецкая, В. М. Трошин. — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1995. —37 с.
  157. , Т. А. Индивидуально-типологические особенности состояния микроциркуляции крови у девушек Текст. / Т. А. Цехмистренко, Т. И. Станишевская // Регионарное кровообращение и микроциркуляция.—СПб., 2006. —Т. 5, № 1 [17]. —С. 51—57.
  158. , А. М. Микроциркуляция Текст. / П. А. Александров, О. В. Алексеев. — М., 1984. — С. 428.
  159. , Н. С. Особенности физического, нервно-психического развития, заболеваемости детей 4—7 лет с СДВГ, их адаптация к школьному обучению Текст. / Н. С. Чиненова: дис.. канд. мед. наук— Иваново, 2001. — 136 с.
  160. , Л. С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков Текст. / JT, С. Чутко, А. Б. Пальчик, Ю. Д. Кропотов. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. — 108 с.
  161. , Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства Текст. / Л. С. Чутко. — СПб.: ЗАО «ХОКА», 2007. — 133 с.
  162. , А. Р. Диагностика нарушений мозгового кровообращения. Транскраниальная допплерография Текст. / А. Р. Шахнович, В. А.
  163. Шахнович. — М.: Ассоциация книгоиздателей, 1996. — 446 с.
  164. , С. Б. Особенности вегетативной дистонии у детей Текст. / С. Б. Шварков // Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А. И. Вейна. — М.: Медицина, 1991. — С. 508—549.
  165. , Ю. С. Проблемы охраны психического здоровья детей и подростков Текст. / Ю. С. Шевченко, А. А. Северный // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1998. — № 9. — С. 37—39.
  166. Шейх-Заде, Ю. Р. Адаптивно-компенсаторные сдвиги вегетативного баланса при детском церебральном параличе Текст. / Ю. Р. Шейх-Заде, Е. М. Бердичевская // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1999. — № 9. — С. 42—45.
  167. , Р. Р. Синдром вегетативно-висцеральных нарушений у детей раннего возраста с перинатальной патологией ЦНС Текст. / Р. Р. Шиляев [и др.] // Вестн. Ивановской медицинской академии. — 1998. — Т. 3, № 4. — С. 25—31.
  168. , К. М. Формирование вегетативных и двигательных рефлексов у детей Текст. / К. М. Штейнгарт. — JL: Наука, 1976. — 109 с.
  169. , Б. Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. Текст. / Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. — СПб.: Са-лит-Деан, 1999. — 128 с.
  170. Ясюкова, JL А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД Текст. / JL А. Ясюкова: метод, рекомендации. — СПб., 1997.
  171. Aaslid, R. Assessment of cerebral autoregulation dynamics by simultaneous arterial and venous transcranial Doppler Text. / R. Aaslid [et al.] // Stroke.1991. —Vol. 22. —P. 1148— 1154.
  172. Abikoff, H. Hyperactive children treated with stimulants: is cognitive training a useful adjunct? Text. / H. Abikoff, R. Gittelman // Arch. Gen. Psy-chiatr. — 1985. — Vol. 42. — P. 953—961.
  173. Alexander, G. E. Parallel organization of functionally segregated circuits linking basal ganglia and cortex Text. / G. E. Alexander, M. R. DeLong, P. L. Strick // Annual Review of Neuroscience. — 1986. — Vol. 9. — P. 357—381.
  174. Allen, A. J. Efficacy of atomoxetine treatment for adolescents with attention deficit hyperactivity disorder Text. / A. J. Allen [et al.] // Scientific Proceedings of the American Academy of Child&Adolescent Psychiatry. — Miami, USA, 2003.
  175. American Academy of Pediatrics. Clinical practice guideline: diagnosis and evaluation of the child with attention-deficit/hyperactivity disorder Text. // Pediatrics. — 2000. — Vol. 105. —P. 1158—1170.
  176. American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder Text. — 4-th ed. — Washington: American Psychiatric Association, 1994.
  177. Antonios, T. F. Microcirculation in human essential hypertension: the role of capillary rarefaction Text. / T. F. Antonios // J. Vascular. — 2000. — Vol. 37. —P. 76.
  178. Arcos-Burgos, M. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in a population isolate: linkage to loci at 4ql3.2, 5q33.3, lq22 and 17pll Text. / M. Arcos-Burgos [et al.] // American Journal of Human Genetics. — 2004. — Vol. 75. —P. 998—1014.
  179. Barkley, R. A. Taking charge of ADHD: The complete, authoritative guide for parents (rev. ed.) Text. / R. A. Barkley. — New York: Guilford Press, 2000.
  180. Barkley, R. A. International consensus statement on ADHD Text. / R. A. Barkley // Clinical Child & Family Psychology Review. — 2002. — Vol. 5. — P. 89—111.
  181. Barkley, R. A. Adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: an overview of empirically based treatments Text. / R. A. Barkley // Journal of Psychiatric Practice. — 2004. — Vol. 10. — P. 39—56.
  182. Barr, C. L. Haplotype study of three polymorphisms at the dopamine transporter locus confirm linkage to attention-deficit/hyperactivity disorder Text. / C. L. Barr [et al.] // Biological Psychiatry. — 2001. — Vol. 49. — P. 333—339.
  183. Beard, J. L. Iron status and neural functioning Text. / J. L. Beard, J. R. Connor // Annu Rev. Nutr. — 2003. — Vol. 23. — P. 41—58.
  184. Bendixen, B. H. Stroke in young adults and children Text. /B. H. Bendixen, J. Posner, R. Lango // Curr. Neurol, Neurosci. Rep. — 2001. — Vol. 1, № 1. —P. 54—66.
  185. Berg, B. O. Neurologie and diagnostic evaluation Text. / B. O. Berg // Cerebral vascular disease in children and adolescents / Eds. M.S.B. Edwards, H. J. Hoffman. — Baltimore, 1989″. — P. 47—67.
  186. Biederman, J. Gender differences in a sample of adults with attention deficit hyperactivity disorder Text. / J. Biederman [et al.] // Psychiatry Research. — 1994. — Vol. 53. — P. 13—29.
  187. Biederman, J. Family-environment risk factors for attention-deficit/hyperactivity disorder Text. / J. Biederman [et al.] // A test of Ruttels indicators of adversity Archives of General Psychiatry. — 1995a. — Vol. 52. —P. 464—470.
  188. Biederman, J. Influence of gender on attention deficit hyperactivity disorder in children referred to a psychiatric clinic Text. / J. Biederman [et al.] // American Journal of Psychiatry. — 2002. — Vol. 159. — P. 36—42.
  189. Biederman, J. Current concepts on the neurobiology of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Text. / J. Biederman, S. V. Faraone // Journal of Attention Disorders. — 2002. — Vol. 6. — P. S7—SI 6.
  190. Biederman, J. Attention deficit hyperactivity disorder Text. / J. Biederman, S. V. Faraone // The Lancet. — 2005. — Vol. 366. — P. 237—248.
  191. Bollinger, A. Is High-frequency flux motion due to respiration or to vasomo-tion activity? Text. / A. Bollinger // Vasomotion and flow motion: Prog.
  192. Appl. Microcirculation. — Basel- Karger, 1993. — Vol. 20. — P. 52—58.
  193. Brus, R. Serotoninergics attenuate hyperlocomotor activity in rats. Potential new therapeutic strategy for hyperactivity Text. / R. Brus [et al.] // Neurotoxicity Research. — 2004. — Vol. 6. — P. 317—325.
  194. Caplan, L. R. Stroke in children, adolescents and young adults Text. / L. R. Caplan, C. Estol // Handbook of cerebrovascular disease / Ed. H. P. Jr. Adams. — New York, 1993. — P. 233—254.
  195. Castellanos, F. X. Neuroscience of attention-deficit/hyperactivity disorder: the search for endophenotypes Text. / F. X. Castellanos, R. Tannock // Nature Reviews Neuroscience. — 2002. — Vol. 3. —P. 617—628.
  196. Chabot, R. Qualitative Electroencephalographic Profiles of Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder Text. / R. Chabot, G. Serfontein // Boil. Psychiatry. — 1996. — Vol. 40. — P. 951—963.
  197. Conners, C. K. Food additive and hyperactive children Text. / C. K. Conners. — New York: Plenum, 1980.
  198. Cook, E. H. J. Association of attention-deficit disorder and the dopaminetransporter gene Text. / E. H. J. Cook // American Journal of Human Genetics. — 1995. — Vol. 56. — P. 993—998.
  199. Daley, D. Attention deficit hyperactivity disorder: a review of the essential facts Text. / D. Daley // Child: Care, Health & Development. — 2006. — Vol. 32. —P. 193—204.
  200. Denckla, M. B. ADHD: topic update Text. / M. B. Denckla // Brain & Development. —2003. —Vol. 25. — P 383—389.
  201. DiMaio, S. Dopamine genes and attention-deficit/hyperactivity disorder: a review Text. / S. DiMaio, N. Grizenko, R. Joober // Journal of Psychiatry& Neuroscience. — 2003. — Vol. 28. — P. 27—38.
  202. DuPaul, G. J. ADHD in the schools: Assessment and intervention strategies 2-th ed. Text. / G. J. DuPaul, G. Stoner. — New York: Guilford Press, 2003.
  203. Ebstein, R. P. Dopamine D4 receptor (D4DR) exon III polymorphism associated with the human personality trait of Novelty Seeking Text. / R. P. Ebstein [et al.] // Nature Genetics. — 1996. — Vol. 12. — P. 78—80.
  204. Epidemiology and etiology of ischemic stroke in young adults aged 18 to 44 years in northen Sweden Text. / B. Kristensen [et al.] // Stroke. — 1997. — Vol. 28, JVo 9. — P. 1702—1709.
  205. Fagrell, B. Advances in microcirculation network evaluation: on update Text. / B. Fagrell // Int. J. Microcirc. Clin. Exp. — 1995. — Vol. 15, Suppl. 1.—P. 34—40.
  206. Fagrell, B. Microcirculation: its signaficance in clinical and molecular medicine Text. / B. Fagrell, M. Inraglietta // J. Intern. Medicine. — 1997. — Vol. 241, № 5. — P. 349 — 362.
  207. Faraone, S. V. Neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder Text. / S. V. Faraone, J. Biederman // Biological Psychiatry. — 1998. — Vol. 44. —P. 951—958.
  208. Faraone, S. V. Molecula genetics of attention-deficit/hyperactivity disorder. Text. / S. V. Faraone [et al.] // Biological Psychiatry. — 2005. — Vol. 57.1. P. 1313—1323.
  209. Fischman, A. J. The neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder Text. / A. J. Fischman, B. K. Madras // Biological Psychiatry. — 2005. — Vol. 57. —P. 1374—1376.
  210. Fone, K. S. Stimulants: use and abuse in the treatment of attention deficit hyperactivity disorder Text. / K. S. Fone, D. J. Nutt // Current Opinion in Pharmacology. — 2005. — Vol. 5. — P. 87—93.
  211. Foreman, D. M. Attention deficit hyperactivity disorder: legal and ethical aspects Text. / D. M. Foreman // Archives of Disease in Childhood. — 2006. —Vol. 91. —P. 192—194.
  212. Furman, L. What is attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD)? Text. / L. Furman // Journal of Child Neurology. — 2005. — Vol. 20. — P. 994—1002.
  213. Gainetdinov, R. R. An animal model of fitention deficit hyperactivity disorder Text. / R. R. Gainetdinov, M. G. Caron // Molecular Medicine Today.2000. — Vol. 6. — P. 43—44.
  214. Gruber, R. Instability of sleep patterns in children with attention-deficit/hyperactivity disorder Text. / R. Gruber, A. Sadeh, A. Raviv // Journal of the American Academy of Child &Adolescent Psychiatry. — 2000.1. Vol. 39, —P. 495—501.
  215. Hastings, J. E. A review of psychophysiological research with hyperkinetic children Text. / J. E. Hastings, R. A. Barkley // Journal of abnormal child psychology. — 1978. — Vol. 6. — P. 413—447.
  216. Hebebrand, J. A genome-wide scan for attention-deficit/hyperactivity disorder in 155 German sib-pairs Text. / J. Hebebrand [et al.] // Molecular
  217. Psychiatry. — 2006. — Vol. 11. — P. 196—205.
  218. Heiligenstein, E. Preliminary normative data on DSM-IV attention deficit hyperactivity disorder in college students Text. / E. Heiligenstein [et al.] // Journal of American College Health. — 1998. — Vol. 46. — P. 185—188.
  219. Himelstein, J. The neurobiology of attention-deficit hyperactivity disorder Text. / J. Himelstein, J. H. Newcorn, J. M. Halperin // Frontiers in Bioscience. — 2000. — Vol. 5. — P. D461—478.
  220. Jovanovi, Z. Risk factors for stroke in young people Text. / Z. Jovanovi // Spr. Arh. Celok. Lek. — 1996. — Vol. 124, JNfo 9—10. — P. 232 — 235.
  221. Koziol, L. F. The neuropsychological assessment of impuls control Text. / L. Koziol, C. Stout // The handbook of childhood impulse disorder and ADHD. — Springfield, 1993.
  222. Laufer, M. W. Hyperkinetic behavior syndrome in children Text. / M. W. Laufer, E. Denhoff// Journal of Pediatrics. 1957. — Vol. 50. — P. 453—474.
  223. Lou, H. C. Etiology and pathogenesis of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): Significance of prematurity and perinatal- hypoxic-haemodynamic encephalopathy Text. / H. C. Lou // Acta Pediatr. — 1996. — Vol. 85. —P. 1266—1271.
  224. Lou, H. C. Strial dysfunction in attention deficit and hyperkinetic disorder Text. / H. C. Lou, L. Henriksen, P. Bruhn // Archives of Neurology. — 1989. — Vol. 46. — P. 48—52.
  225. Maher, B. S. Dopamine system genes and attention deficit hyperactivity disorder: a metaanalysis Text. / B. S. Maher [et al.] // Psychiatric Genetics. — 2002. — Vol. 12. — P. 207—215.
  226. McGough, J. J. Diagnostic controversies in adult attention deficit hyperactivity disorder Text. / J. J. McGough, R. A. Barkley // American Journal of Psychiatry. — 2004. — Vol. 161. —P. 1948—1956.
  227. Murphy, K. Attention deficit hyperactivity disorder adults: comorbidities and adaptive impairments Text. / K. Murphy, R. A. Barkley // Comprehensive Psychiatry. — 1996. —Vol. 37. —P. 393—401.
  228. Myers, G. Where’s the hyperactive child going? Text. / G. Myers //J. Pediatrics. — 1976. — Vol 57, № 1. — P. 1—3.
  229. O’Brien, L. M. Sleep in children with attention deficit/hyperactivity disorder Text. / L. M. O’Brien, Gozal D. // Minerva Pediatr. — 2004. — Vol. 56, № 6, —P. 585—601.
  230. Pelham, W. E. Peer relationships in hyperactive children: description and treatment Text. / W. E. Pelham, M. E. Bender // Adv. Learn. Behav. Dis-abil. — 1982. — Vol. 1. — P. 365—436.
  231. Plizska, S. R. Catecholamines in attention deficit hyperactivity disorder: current perspectives Text. / S. R. Plizska [et al.] // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psych. — 1996. — Vol. 35. — P. 264—272.
  232. Rey, J. M. Childhood hyperactivity Text. / J. M. Rey, P. Hutchins // Med. J. Aust. — 1993. — Vol. 159, № 5. p. 289—299.
  233. Sadock, B. J. Kaplan & Sadock’s handbook of clinical psychiatiy Text. / B. J. Sadock, V. A. Sadock. — New York: Williams & Wilkins, 2001— 479 p.
  234. Scheffler, A. Spontaneous oscillations of laser Doppler skin blood flux in peripheral arterial occlusiv eaisease Text. / A. Scheffler, H. Rieger // Im. J. Microcircul. Clin. Exp. — 1992. — Vol. 11. — P. 249—261.
  235. Seidman, L. J. Learning disabilities and executive dysfunction in boys with attention-deficit/hyperactivity disorder Text. / L. J. Seidman // Jornal of Pediatric Psychology. — 2001. — Vol. 15. — P. 544—556.
  236. Seifalian, A. M. Comparison of laser-Doppler perfusion imaging, laser-Doppler floumetry and thermographic imaging for the assessment of blood flow in human skin Eur Text. / A. M. Seifalian [et al.] // J. Vase. Surg. — 1994. — Vol. 8, № 1. — P. 65—69.
  237. Spencer, T. Is attention-deficit hyperactivity disorder in adults a valid disorder? Text. / T. Spencer [et al.] // Harvard Review of Psychiatry. — 1994. — Vol. 1. —P. 326—335.
  238. Spencer, T. J. Overview and neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder.? Text. / T. J. Spencer [et al.] // Journal of Clinical Psychiatry. — 2002a. — Vol. 63 (Suppl 12). — P. 3—9.
  239. Swanson, J. M. Attention-deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder Text. / J. M. Swanson [et al.] // Lancet. — 1998. — Vol. 351. — P. 429—433.
  240. Wilens, T. ADHD and substanse use disorders: the nature of the relationships, who is at risk, and treatment issues Text. / T. Wilens // Primary Psychiatry. — 2004. — Vol. 11. — P. 63—70.
  241. Zametkin, A. J. Cerebral glucose metabolism in adults with hyperactivity of childhood onset Text. / A. J. Zametkin [et al.] // The New England Journal of Medicine. — 1990. — Vol. 323. — P. 1361—1366.
  242. Zental, S. Optimal stimulation a model of disordered activity and performance in normal and deviant children Text. / S. Zental, T. R. Zental // Psychological Bulletin. — 1983. — Vol. 94. — P. 446—471.
  243. Zweifach, B. W. Microcirculation Text. / B.W. Zweifach // Ann. Rev. — 1973. — Vol. 35. — P. 117—150.
Заполнить форму текущей работой