Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования. Основные положения диссертации изложены на научно-практической конференции «Система подготовки учителей к внеклассной воспитательной работе» (Киров, 1991) — на зональных научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы развития ФППК ОО» (Киров, 1991), «Пути индивидуализации и дифференциации обучения педагогов-руководителей» (С. Петербург… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по управлению инновационными процессами в сфере воспитания
    • 1. Сущность и специфика инновационных процессов в сфере воспитания
    • 2. Теоретические основы управления инновационными процессами в сфере воспитания
    • 3. Необходимость многоуровневой подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания
    • 1. Анализ инновационных процессов в сфере воспитания и проблем управления ими
    • 2. Технологическая модель подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания в системе
  • ФППК ОО педагогического университета
    • 3. Мониторинг готовности руководителей образовательных учреждений региона к управлению инновационными процессами в сфере воспитания

Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Повышение квалификации организаторов образования как подсистема непрерывного образования должна решать задачу развития руководителя как личности и как профессионала на основе совершенствования его профессиональной деятельности. Однако, ее функции, сводимые к периодическому воспроизводству и частичному информационному обновлению управленческих знаний и умений в результате освоения содержания типовых учебно-тематических планов и программ, не решают обозначенную задачу.

Анализ ситуации в образовании показывает, что знания, умения и навыки, методы работы, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях управления и хозяйствования, становятся недостаточными для выполнения изменившихся управленческих функций, более того, они иногда играют роль тормоза на пути реформирования и динамичного развития системы образования.

Однако, как известно, современный руководитель не может возникнуть сам собой как «природный талант» либо сформироваться в результате проведения какой-либо краткосрочной акции. Существующая практика их подготовки и повышения квалификации не обеспечивает в должной мере решения новых задач: необходимы планомерные усилия по организации обучения этой категории кадров с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным и личным качествам управленцев, связанных прежде всего с управлением инновационными процессами.

Анализ его состояния в сфере воспитания позволил зафиксировать объективно существующие противоречия, которые актуализируют проблему исследования. Это противоречия между:

1. Динамично развивающейся системой научных знаний об основах инновационных процессов в современных образовательных учреждениях и неразработанностью проблемы подготовки их руководителей к управлению этими процессами.

2. Потребностью в специальной подготовке организаторов образования к управлению инновационными процессами в сфере воспитания и низким уровнем необходимого для этого научно-методического обеспечения.

3. Потребностью руководителей образовательных учреждений в осуществлении многоуровневой подготовки в системе повышения квалификации и унифицированным содержанием учебных планов и программ этой системы, к тому же преимущественно ориентированных на периодическое воспроизводство и частичное информационное обновление знаний и умений по управлению процессом воспитания.

Анализ диссертационных исследований по проблемам управления образовательным процессом в средней школе (В.И. Поповичев, В. П. Симонов, П. Т. Фролов и др.), управления инновационным процессом в образовании (В.П. Кваша, В. П. Черепанов и др.), повышения профессиональной компетентности руководителей школы (О.Ю. Бараева, В. И. Безруков, В. Н. Жирова и др.)> основам теории инновационных процессов в сфере воспитания (И.П. Иванов, В. А. Караковский, С. Д. Поляков и др.) свидетельствуют об устойчивом интересе к исследованию разных аспектов в повышении квалификации организаторов образования. Вместе с тем практически отсутствуют работы, изучающие и анализирующие процесс подготовки руководителей школы к управлению инновациями в сфере воспитания.

Нормативно-правовые акты: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования и проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент в социальной сфере» с квалификацией «Менеджер образования» предусматривают введение специального образования в области управления и ориентированы на многоуровневую структуру образования.

Отсюда, в современных условиях до появления дипломированных специалистов в области управления образованием необходимо изменить содержание обучения руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации с учетом реального уровня их подготовки.

Недостаточность теоретических разработок по проблемам управления воспитательными инновациями, необходимость формирования новой модели подготовки руководителей образования и создания соответствующей системы их обучения и дальнейшего непрерывного повышения профессиональной компетентности позволили нам сформулировать тему научного исследования «ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ» .

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка и реализация в системе обучения на Факультете подготовки и повышения квалификации организаторов образования (ФППК ОО) модели многоуровневой подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: сущность, специфика, содержание и технология подготовки руководителей образовательных учреждений на разных уровнях их обучения на ФППК ОО к управлению инновационными процессами в сфере воспитания.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: многоуровневая подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания будет эффективна, если: определены теоретические основы управления воспитательными инновациямиразработана и научно обоснована система многоуровневой подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитаниясодержание образовательных программ такой подготовки отражает личностно-ориентированный подход к обучению руководителей-слушателей ФППК ОО, их личностноориентированное взаимодействие с преподавателями данного факультета и друг с другом, а также нацеленность на личностно-значимые результаты каждого уровня обучения.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить теоретические основы в управлении инновационными процессами в сфере воспитания.

2. Разработать и обосновать теоретическую многоуровневую модель подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в данной сфере в системе ФППК ОО педагогического университета.

3. Определить критерии и показатели эффективности подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению данными процессами.

4. Составить и апробировать экспериментальные программы по курсам «Управление процессом воспитания в образовательном учреждении» и «Управление инновационными процессами в сфере воспитания» .

5. Проанализировать результативность и эффективность обучения руководителей образовательных учреждений по данным образовательным программам.

МЕТОАО ЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются основополагающие принципы диалектического метода познания: восхождения от абстрактного к конкретному, учета непрерывного изменения развития исследуемых явлений, единства теории и практики, сознания и деятельности. Важную роль играет принцип предметно-методологической адекватности, который означает, что уровню сложности изучаемого или реконструируемого предмета должен соответствовать уровень его исследования. В качестве основного инструмента такого изучения выступает деятельностный подход к рассмотрению управления воспитательными инновациями и подготовке руководителей к управлению ими (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Теоретической основой исследования стали: при анализе сущности и специфики инновационных процессов труды К. Ангеловски, Н. Ю. Елимовой, В. И. Загвязинского, Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой, В. З. Юсупова и другихпри анализе особенностей инновационных процессов в сфере воспитания — работы Л. В. Байбородовой, Е. В. Бондаревской, В. Г. Бочаровой, Б. П. Битинаса, А. В. Гаврилина, В. А. Караковского, Н. М. Капустиной, Б. Т. Лихачева, В. А. Мосолова, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова, С. Л. Паладьева, Н. Е. Щурковой, М. Г. Яновской и др. при выявлении теоретических основ управления данными процессами в сфере воспитания — исследования В. Г. Афанасьева, Г. Г. Габдуллина, Н. В. Горбуновой, Т. М. Давыденко, В. И. Зверевой, Ю.А.

Конаржевского, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломова, B.C. Лазарева, М. М. Поташника, М. И. Рожкова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, И. К. Шалаева, Р. Х. Шакурова и других. при обосновании необходимости перехода к многоуровневой подготовке руководителей школ к управлению инновационными процессами в сфере воспитания — труды С. Г. Вершловского, А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, Н. Т. Громковой, С. И. Змеева, В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, Э. М. Никитина, Н. В. Немовой, В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, Т. И. Шамовой и других;

Опираясь на направления исследования, сопряженные с нашей проблемой, был определен комплекс основных методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, научной периодики, учебно-методической литературыопытно-экспериментальная работа, которая включала три этапа (констатирующий, формирующий и результативный) — наблюдение, анкетирование, беседы, анализ концепций и программ развития школ, а также других образовательных учреждений, выпускных и дипломных работ руководителей-слушателей ФППК ОО, психолого-педагогическая диагностика результатов их обученности и т. д. ОРГАНИЗАЦИЯ И БАЗА ИССАЕДОВАНИЯ.

На первом этапе (1989;1993 г. г.) вырабатывалось функциональное представление об объекте и предмете исследования, определивших научную проблемуосуществлялось ее теоретическое осмыслениеизучалась и анализировалась литератураотбирался практический материал.

На втором этапе (1993;1995 г. г.) на основе полученного материала были выявлены концептуальные идеи, выдвинута рабочая гипотеза, проводились констатирующий и формирующий эксперименты на базе ФППК ОО, в Зуевском, Лебяжском, Омутнинском, Санчурском, Уржумском, Фаленском и других районах.

Кировской области. Проводилось консультирование в школах г. Кирова № 9, 48, 51, 61 и других. Углублялись теоретические положения. Разработана теоретическая модель подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания в системе ФППК ОО педагогического университета.

На третьем этапе (1995;1997 г. г.) продолжалась опытно-экспериментальная работа по уточнению основных составляющих компонентов процесса подготовки руководителей школ к управлению инновационными процессами в сфере воспитания, по содержанию образовательных программ, по отработке оценочных характеристик. На этом этапе было завершено оформление диссертации. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССАЕАОВАНИЯ: выявлены принципы, функции, цели, задачи, а также содержание управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений на этапах становления, распространения и освоения воспитательных новшеств. обоснована необходимость перехода на многоуровневую систему обучения руководителей образовательных учреждений на факультетах педуниверситетов, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации организаторов образования. разработана трехуровневая модель подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитанияна каждом из них определены цели, стратегия, примерное содержание, формы, методы реализации личностно-ориентированного подхода, осуществляемого на ФППК ОО образовательного процесса. определены показатели эффективности подготовки данной категории руководителей к управлению процессом воспитания и инновационными процессами в его сфере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработано содержательное обеспечение процесса подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению воспитательными инновациямиподготовлены и апробированы методические рекомендации для данной категории руководителей, использование которых способствует повышению научного уровня их управленческой деятельностиразработана тематика контрольных, выпускных и дипломных работ, адекватных каждому уровню подготовкисоставлены технологические карты оценки и самооценки уровня эффективности управленческих знаний и умений в сфере воспитания руководителей-слушателей ФППК ОО.

ЛОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам, репрезентативностью объема выборок, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики, личным участием автора на всех этапах исследования, специальной работой по внедрению методических рекомендаций в практику работы образовательных учреждений региона.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования. Основные положения диссертации изложены на научно-практической конференции «Система подготовки учителей к внеклассной воспитательной работе» (Киров, 1991) — на зональных научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы развития ФППК ОО» (Киров, 1991), «Пути индивидуализации и дифференциации обучения педагогов-руководителей» (С. Петербург, 1992), «Дидактика высшей школы» (Н-Новгород, 1992), «Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования» (Пермь, 1993) — на научной конференции «Вятская земля в прошлом и настоящем» (Киров, 1995) — на семинаре районных и городских управлений образования Кировской области и г. Кирова «Совместная работа ВГПУ и управлений образования по подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров» (Киров, 1996) — на научно-практической конференции «Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров учреждений образования» (Киров, 1996) — на научной сессии ВГПУ по итогам научной деятельности за 1996 год (Киров, 1997) — на научной конференции: «Образование и личность» (Киров, 1997).

Результаты исследования внедрены в деятельность ФППК ОО педуниверситета г. Кирова, а также используются в системе повышения квалификации педуниверситетов г. Перми и Ярославля, институтов повышения квалификации, развития образования, институтов усовершенствования учителей г. Кирова и Тулы.

Материалы диссертационного исследования применяются на проблемных семинарах руководителей образовательных учреждений, на педагогических советах, в процессе чтения лекций, проведении семинарских и лабораторных занятий. По теме исследования выполнено 13 публикаций.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1.Трехуровневая модель подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания.

2.Совокупность компонентов такой подготовки: целей, стратегии, содержания, форм, методов, ожидаемых результатов.

3.Основные элементы уровней готовности слушателей ФППК ОО к управлению инновационными процессами в сфере воспитания.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Результаты исследования II главы позволяют сделать следующее обобщения:

— инновационные процессы в сфере воспитания не сводятся к частичным изменениям, а представляют собой долгосрочную инвестицию в будущем образовательного учреждения. Предметом новых знаний и умений руководителей образовательных учреждений является управляемый процесс становления, распространения и освоения воспитательных новшеств, эффективность которого зависит от инновационного потенциала руководителя;

— подготовка к управлению инновационными процессами в сфере воспитания должна осуществляться через освоения руководителями-слушателями ФППК ОО системы знаний и умений. Разработанная нами технологическая модель многоуровневой подготовки данной категории руководителей к управлению инновационными процессами в сфере воспитания формирует теоретические базовые знания и умения, и инновационные знания и умения;

— доказательством эффективности и результативности данной модели является то, что она реализуется в практике подготовки на ФППК ОО ВГПУ, поскольку содержание экспериментальных программ соответствует потребностям руководителей и формирует их когнитивную, операционную, мотивационную готовность к управлению инновационными процессами в сфере воспитанияразработанная технологическая модель подготовки и экспериментальной программы учитывают личностно-ориентированный подход руководителей-слушателей к их освоению, личностно-ориентированное взаимодействие в процессе подготовкив основном, позволяют получить личностно-значимые результаты ее субъектам на каждом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании установлено, что управление инновационными процессами в сфере воспитания принадлежит к числу актуальных проблем для системы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

Теоретические основы разработки этой проблемы составляют работы в области управления инновационными процессами.

Сфера воспитания — это относительно самостоятельная область социально-ценного взаимодействия субъектов воспитательного коллектива образовательного учреждения, призванного создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, развитии и саморазвитии.

Инновационные процессы в сфере воспитания — это комплексная деятельность по становлению, расспространению и освоению воспитательных новшеств.

Управление инновационными процессами в сфере воспитания это часть осуществляемой в образовательном учреждении управленческой деятельности, обеспечивающей выявление и своевременное разрешение противоречий и проблем, возникающих на каждом этапе жизненного цикла данного новшества.

Основные принципы управления инновационными процессами в сфере воспитания следующие: принцип управляемой инновационной смены состояний сферы воспитанияпринцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов в сфере воспитания к сознательно управляемымпринцип информационной, материально-технической и кадровой обеспеченности реализации становления, распространения и освоения воспитательных новшествпринцип усиления устойчивости инновационных процессов в сфере воспитанияпринцип оптимального развития новшеств в воспитательной сфере.

Эти принципы реализуются следующими функциями управления: аналитико-рефлексивной, мотивационно-целевой, плановопрогностической, организационно-побудительной, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной, которые создают условия для своевременного, результативного завершения жизненного цикла воспитательного новшества, то есть реализуют цель управления инновационными процессами в сфере воспитания.

В исследовании установлено, что для каждого этапа жизненного цикла воспитательного новшества необходима адекватная управленческая деятельность, результатами которой будут: на этапе становления — готовность новшества для распространения как идеи, образов и наличие авторских «своих» для педагогических коллективов носителей новогона этапе расспространения — апробирование отобранных новшеств в деятельности отдельных воспитателей, преподавателей, обучающихся, творческих группуправленческая и консультационная поддержка инноватороввзаимовлияние новшества и педагогической наукина этапе освоения новшества — личностно-профессиональная позиция субъектов инновационного процесса в области взимодействия педагогов и обучающихся, взрослых и детейподключение новшества к сложившейся педагогической системе без ее существенных изменений или радикальная перестройка системы за счет встраивания в нее новшеств.

Необходимость многоуровневой подготовки руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания обусловлена: переходом системы повышения квалификации как подсистемы непрерывного образования к новому качественному состояниюинновационными процессами в сфере воспитанияинновационным потенциалом руководителей.

Условием успешного развития инновационных процессов в сфере воспитания является инновационный потенциал организации. Ее системообразующий компонент — личность руководителя. Инновационный потенциал личности руководителя складывается из профессиональной компетентности, готовности к организации инновационной деятельности в сфере воспитания, наличие потребности в воспитательных новшествах, системой личностно-деловых качеств.

Профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений как интегральная профессионально-личностная характеристика определяется их готовностью и способностью выполнять функции управления в сфере воспитания. Понятие «готовность» является вторичным по отношению к понятию «подготовка» и определяет результат процесса подготовки.

Подготовка на ФППК ОО — это целенаправленная, сознательная, личностно-значимая деятельность, результатом которой является когнитивная, операционная и мотивационная готовность руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания.

Исходя из проблемы и предмета исследования, соблюдая структуру проявления общего феномена деятельности, мы рассмотрели обучение руководителей на ФППК ОО ВГПУ как личностно-деятельностную подготовку. Ее побуждающим мотивом является улучшение эффективности реализации руководителями в практической деятельности функций управления как видов целенаправленной деятельности в сфере воспитания. Цель подготовки — обновление и систематизация базовых знаний и умений руководителей-слушателей ФППК ОО по управлению процессом воспитания и освоение ими знаний и умений по управлению инновационными процессами в сфере воспитания. В исследовании обозначены и действия, составляющие структуру подготовки: когнитивная готовность, которая определяется уровенем теоретических знаний руководителей-слушателей (базовых и инновационных) — операционная готовность, которая определяется через выявление умений как средств реализации функций управленческой деятельности на каждом этапе жизненного цикла воспитательных новшествмотивационной готовности, которая проявляется в способности руководителей создавать условия позволяющие определять, формировать и развивать положительные мотивы субъектов рассматриваемых процессов.

В исследовании установлено наличие инновационных процессов в сфере воспитания образовательных учреждений региона, определены этапы жизненного цикла, на котором они находятся в разных типах школ, систематизированы противоречия и проблемы, ими вызванные. Особое внимание уделено «болевым точкам», проблемам, которые помогли выявить потребности руководителей в управленческих знаниях и умениях. Это потребности в базовых теоретических знаниях и умениях по управлению процессом воспитания и специальных знаниях и умениях по управлению инновационными процессами в сфере воспитания.

Для реализации обозначенных потребностей разработана технологическая модель многоуровневой подготовки, в основу которой положен личностно-ориентированный подход. Данная модель состоит из взаимосвязанных и взаимопроникающих трех уровней подготовки. Каждый уровень включает в себя цель, стратегию, содержание, формы, методы и результат — модель руководителя с определенным уровнем когнитивной, операционной и мотивационной готовности к реализации функций управления как видов целенаправленной деятельности. Критерии и показатели реализации функций управления мы систематизировали в технологических картах оценки и самооценки уровня эффективности управленческих знаний и умений руководителя образовательного учреждения.

В результате исследования составлены и апробированы программы подготовки, реализующие цель, стратегию, компоненты готовности руководителей. На I уровне — «Управление процессом воспитания в современном образовательном учреждении» (58 часов) и на II -" Управление инновационными процессами в сфере воспитания" (52 часа). Содержание программ, в основном, реализует потребности руководителей в базовых теоретических знаниях и умениях по управлению процессом воспитания и инновационными процессами в сфере воспитания.

Личностно-ориентированный подход руководителей-слушателей к их освоению и личностно-ориентированное взаимодействие в результате подготовки на каждом уровне позволили сформировать потребность у ее субъектов в самооценке управленческих знаний и умений, выйти на личностно-значимые результаты.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания должна: иметь разработанные теретические основы и научно-методическое обеспечение, учитывающее специфику управленческой деятельности в современной образовательной ситуации, происходящие в ней инновационные процессы, инновационный потенциал руководителей, их потребность в базовых и инновационных управленческих знаниях и уменияхбыть многоуровневой, состоять из взаимосвязанных, взаимопроникающих трех уровней подготовки, реализующих на каждом цель, стратегию, содержание, формы, методы, результатготовность руководителей-слушателей ФППК ОО к реализации в сфере воспитания функций управления, как целенаправленной деятельности. строиться на специальных программах, формирующих когнитивную, операционную и мотивационную управленческую готовность руководителей — слушателей;

— осуществляться на диалоговой основе, способствующей созданию личностно-ориентированного подхода руководителей-слушателей к освоению программ, личностно-формирующей ситуации, максимально обеспечивающей субъектную позицию каждого участника процесса подготовки и их личностно-ориентированное взаимодействие;

— использовать мониторинговые процедуры, обеспечивающие непрерывное отслеживание состояния процесса подготовки на основе диагностики параметров, характеризующих развитие адаптивной образовательной среды на ФППК ООразнообразные методы изучения результатов с выходом на конкретного руководителя.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в диссертационной работе задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена полностью.

Дальнейшая разработка проблемы возможна в следующих направлениях: разработка и апробирование на ФППК ОО ВГПУ экспериментальной программы III уровня обучениямониторинговое ииследование технологий управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по разработке и апробированию воспитательных новшеств в конкретных образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. -368 С.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 С.
  3. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. М.: Прос вещение, 191. — 159 С.
  4. Т.П. и др.- Аттестация педагогических и руководя щих кадров в образовании: Практ. пособие.- М., 1996.- 92 С.
  5. Е.В. Воспитание как возрождение человека культу ры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях. Ростов-на-Дону, 1991, — 41 С.
  6. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников. //Сов.Педагогика. 1991. — N 9, — С. 50−56.
  7. Л.В. и др. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков., 1994. — 91 С.
  8. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика. 1993.- N 2, -С.16−21
  9. B.C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии пеадгогической науки: Дис. Д-ра пед. наук. Казань., 1983. 397 С.
  10. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. -207 С.
  11. В. И. Формирование культуры стимулирования в у правлен ческой деятельности руководителей школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 182 С.
  12. О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 245 С.
  13. М.С. Инновации и новизна в педагогике. // Сов. педагоги ка. 1989. — N 12. — С.36−40.
  14. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М. Изд-во МГУ, 1993. 279 С.
  15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 С.
  16. Вопросы содержания и методики обучения на ФППК: Межвузов ский сборник научных трудов. Красноярск, 1989. — 102 С.
  17. Внутришкольное управление: Теория и опыт педагогических и уп равленческих инноваций. / Под ред. Н. В. Горбуновой. — М.: Новая школа, 1995. — 107 С.
  18. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб. метод, пособие. Псков., 1994. — 92 С.
  19. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиск.- М., 1994.- 118 С.
  20. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методы, теория, практика. М.: Педагогика, 1990, — 139 С.
  21. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Эко номика, 1969. — 159 С.
  22. С.Г. Учитель крупным планом. СПб.: Изд-во ЛГПУ, 1992. — 31 С.
  23. А.В. Непрерывное образование: проблемы и пер спективы. М.: Мол. гвардия, 1976. — 175 С.
  24. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Просвещение, 1991. — 190 С.
  25. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Прос вещение, 1991. — 237 С.
  26. Н.К. Введение в диагностику воспитания. М.: Просве щение, 1989. — 156 С.
  27. .С. Прогностика управленческих решений в образо вании // Сов. педагогика, 1988. N 1. 50−56 С.
  28. Г. Г. Организационно-педагогические основы перес тройки внутришкольного управления: Автореф. дис. докт.п.наук -Казань, 1990. 22 С.
  29. А.В. Управление школой как воспитательной системой. -Владимир, 1993. 82 С.
  30. М.Т. Педагогика образования взрослых. М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. — 95 С.
  31. Т.М. Рефлексивное управление школой.: Теория и практика. Белгород, 1995. — 250 С.
  32. И.Д. Должность или призвание. М.: Просвещение, 1991. — 157 С.
  33. Дидактика и практика работы вуза: Учеб.пособие. Н. Новгород, 1991. — 99 С.
  34. Н.Ю. К определению понятия «инновационный потенциал»// Методы активизации инновационных процессов: Сбор ник трудов. Вып. 16. М., 1988. — 317 С.
  35. В.И. Опыт исследования взаимодействия педагогической науки и практики // Сов. педагогика. 1981. — N 10. -С.43−50
  36. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 86 С.
  37. С.И. Андрогогика: становление и пути развития. М.: Педагогика, 1995. — 204 С.
  38. В. И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Знание, 1991.- 64 С.
  39. В.И., Елисеев К. В. Анализ, оценка и способы сти мулирования педагогических нововведений. Метод.пособие. Тюмень, 1995. — 25 С.
  40. В.И., Елисеев К. В. Критерии эффективности педагогических нововвдений: Науч.-метод, сборник N 1. Тюмень, 1995. — 18−33 С.
  41. Н.М. Как активизировать обучение в ВУЗе? -Учеб. метод, пособие. Горький, 1989. 70 С.
  42. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руко водителя школы. М.: Новая школа, 1992. — 114 С.
  43. Закон РФ «Об образовании» М.: Новая школа, 1992.- 21 С.
  44. И.В. Анализ управленческого опыта как средство форми рования профессиональной компетентности у директоров школ в процессе курсового обучения на ФППК: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 192 С.
  45. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном общее тве. М.: Изд-во НИИ АПН СССР, 1991. — 28 С.
  46. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. — 124 С.
  47. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 80 С.
  48. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1983. 154 С.
  49. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993. — 140 С.
  50. Н.В. Очерки о психологии труда учителя. А.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 С.
  51. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 114 С.
  52. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 С.
  53. Л.Д. и др. Развитие школы: модели и изменения. Калуга, 1993. — 147 С.
  54. В.Ю. Совершенствование управленческих знании ди ректоров школ в системе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. Д.: Изд-во НИИ ОВВ АПН СССР, 1980. — 21 С.
  55. В.Ю. Профессиональная деятельность директора обра зовательной школы как объект междисциплинарного управления: дис. д-р пед.наук. СП б., 1993. 307 С.
  56. В.Ю. Профессиограмма руководителя школы //О под ходе к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности. Л.: Изд-во НИИ ООВ АПН СССР, 1977. — 55−60 С.
  57. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: дис. канд. пед. наук. Минск, 1994. — 177 С.
  58. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педа гогика, 1981. — 184 С.
  59. Личностно ориентированное обучение в системе повышения квали фикации работников образования. М., 1993, 300 С.
  60. Н.И. Системно-деятельностная концепция нововведений // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — 35 С.
  61. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло гии. М., Наука, 1994. — 144 С.
  62. Л.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.- Т.2
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 С.
  64. А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 С.
  65. B.C. и др. Руководстов педагогическим коллективом: мо дели и методы. М., 1995. — 153 С.
  66. В.Н. Эволюция образовательных систем и управление про цессом обучения. Псков, 1995. — 113 С.
  67. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 280 С.
  68. Моделирование воспитательных систем: теория практике. Сб. на учн. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995. 140 С.
  69. Менеджмент в управлении школой / Науч. ред. Т. И. Шамова. М.: «Магистр», 1992. 230 С.
  70. Методические и методологические проблемы образования личности. Тезисы докладов. / Под ред. B.C. Данюшенкова и др. Киров- 1997. -92 С.
  71. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 С.
  72. Методические рекомендации по использованию профессиограммы директора общеобразовательной школы в системе повышения ква лификации / Состав. В. Ю. Кричевский, Е. П. Тонконогая Л.: Изд-во НИИ ООВ АПН СССР, 1981. — 24 С.
  73. Методические рекомендации по применению деловых игр и управ ленческих задач на факультетах повышения квалификации дирек торов общеобразовательных школ / Сост. И. Н. Митина М.: Просве щение, 1981. 38 С.
  74. В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее. СПб, 1996. 212 С.
  75. А.С. Сочинения. В 7 т. Т.4. М.: Акад.пед.наук. 448 С.
  76. Э.М. Федеральная система повышения квалификации ра ботников образования: Уч. пособие. М., 1995. — 191 С.
  77. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1987. 750 С.
  78. Обучение руководителей школ в системе повышения квалификации. / Под. ред. В. Ю. Кричевского и др. А.: Изд-во НИИ ООВ АПН СССР, 1990. — 124 С.
  79. В.Г., Кулюткин Е. Н. Образование взрослых как предмет исследования // Сов. педагогика. 1984. — N 6. — 86−94 С.
  80. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 61 С.
  81. Образовательные стандарты: Материалы международной конферен ции.- Вологда, 1995. 130 С.
  82. В. Введение в общую дидактику. М.: Просвещение, 1990. -340 С.
  83. А.И. Социальные аспекты управления. М.: Знание, 1974, — 64 С.
  84. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. — 205 С.
  85. М.М. Управление современной школой. Пособие для ди ректора школы. М., 1992. — 167 С.
  86. С.Д. Школа: поиск в пути. М.: Просвещение, 1989. 174 С.
  87. С.Д. О новом воспитании. М.-.Знание, 1990. — 75 С.
  88. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993. — 94 С.
  89. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис. д-ра пед. наук. Ульяновск, 1993. — 398 С.
  90. Практические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва-Тюмень, 1994. — 277 С.
  91. Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющемся образовании / Под ред. Н. Н. Лобановой, Б. И. Лю бимова. СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1993. — 105 С.
  92. Педагогические игры: учеб.пособие. / Под ред. Б. М. Чарного Пермь, 1992. 102 С.
  93. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 С.
  94. И.П. Педагогика. М. Просвещение, 1996. — 630 С.
  95. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976. — 416 С.
  96. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. — 200 С.
  97. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.- 226 С.
  98. Современная школа: проблемы гуманизации отношении учителей, учащихся и родителей: тезисы докладов. В 2 ч. — М., 1993. 302 С.
  99. В.В. Личностно ориентированное образование / Педаго гика. 1994. — N 5. — 16−21 С.
  100. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. — 890 С.
  101. Е.П. Дидактические основы обучения руководителей образовательных школ в системе повышения квалификации. СПб., 1992. — 118 С.
  102. П.И. Управление общеобразовательной школой в круп ном городе. М.: Педагогика, 1991. — 187 С.
  103. П.И. Практика управления современной школой. М., 1995. — 200 С.
  104. Е.В. Если знать как действовать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 190 С.
  105. Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 31 ав густа 1994 года.
  106. Типовое положение об аттестации педагогов и руководящих ра ботников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ // Вестник образования. 1994. — N 1. 35−44 С.
  107. Типовое положение об образовательном учреждении дополни тельного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26 июня 1995 года.
  108. Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практ. рук-во. М., 1995. 336 С.
  109. Управление развитием инновационных прорцессов в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М.: Прометей, 1995. -216 С.
  110. К.М. Управление школьной организацией: Организационные и человеческие ресурсы. М., 1995. — 123 С.
  111. У правление развитием школы. / Под ред. М. М. Плоташника и
  112. B.C. Лазарева М.: Новая школа, 1995. 462 С.
  113. П.В. Развитие системы повышения квалификации пе дагогических кадров советской общеобразовательной школы. М.: Педагогика, 1986. — 184 С.
  114. О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреж дений. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. -64 С.
  115. Шалаев И. К. Повышение профессионализма руководителя школы на основе знания мотивационного программно-целевого управления. Барнаул, 1992. 150 С.
  116. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. -М.: Знание, 1991. 64 С.
  117. Т.И. и др. Оценка управленческой деятельности руково дителем школы: Метод.пособие. Вологда, 1995. — 73 С.
  118. Т.И. Управление школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995. 161 С.
  119. Р.Х. Социально-психологические основы управления: ру ководитель и педагогический коллектив. М.: Педагогика, 1990. — 2401. C.
  120. Р.Х. Директор и завуч // Нар.образов. 1993. — N 6. 4554 С.
  121. Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина -М., 1992. 61 С.
  122. Н.Е. и др. Новые технологии воспитания. М.: Новая школа, 1993. — 66 С.
  123. Н.Е. Способность влиять на детей. // Нар. образов. 1994. N 1. 127−131 С.
  124. Н.Е. Новые формы воспитательной работы.// Вое пит. школьников. 1993. — N 6. — 5−10 С.- 1994. — N 1. — 4−6 С.
  125. Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск, 1996. — 170 С.
  126. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: Метод, пособия. М., 1991. — 260 С.
  127. В.З. Опыт воспитания самостоятельности и творчества учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу. Киров, 1993. — 88 С.
  128. В.З. Педагогические инновации в гимназиях и лицеях Кировской области. Киров, 1995. — 6 С.
  129. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 154 С.
  130. М.Г. Эмоциональное стимулирование в процессе изучения методики воспитательной работы. // Формирование личности учи теля в системе непрерывного педагогического образования. Сыктывкар, 1993. 51−56 С.
Заполнить форму текущей работой