Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Вступление современного общества в постиндустриальную эпоху развития, переход в новую, инновационную фазу развития резко повышает значение образования для успешного экономического развития. Конкурентные преимущества государства в современном мире в значительной степени определяются качеством человеческого капиталачто требует от государства проведения* политики, направленной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ОТНОШЕНИИ
    • 1. 1. Состояние и тенденции развития высшей школы в условиях развития рыночной экономики
    • 1. 2. Государственное регулирование развития. высшего образования
    • 1. 3. Мировой опыт управления высшим образованием
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Критерии и показатели оценки качества высшего образованиям
    • 2. 2. Анализ факторов, — влияющих, на эффективность управления-качеством высшего образования
    • 2. 3. Формирование систем’ыюценки качества-высшего образования-. .
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.:.92″
    • 3. 1. Разработка и реализация стратегии управления высшим образованием в условиях глобализации мирового рынка образовательных услуг.92!
    • 3. 2. Совершенствование:системы управления качеством высшего^^образования
    • 3. 3. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов системы, высшего образования

Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вступление современного общества в постиндустриальную эпоху развития, переход в новую, инновационную фазу развития резко повышает значение образования для успешного экономического развития. Конкурентные преимущества государства в современном мире в значительной степени определяются качеством человеческого капиталачто требует от государства проведения* политики, направленной на повышение эффективности образовательнойчсистемы.

Косвенным подтверждением признания обществом роли образования может служить опережающее с начала 60-х годов XX в. развитие сферы образовательных 1 услуг в развитых странах по сравнению с другими сферами экономики. В развитых странах принцип приоритетности образования доказывается инвестициями в обра-' зование. В странах Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) в среднем инвестиции в образование составляют 5,9% совокупного ВВП. Иначе говоря, в среднем страны ОЭСР расходуют на образование 13% от общих бюджетных расходовГермания, Греция, Италия и Нидерланды — не менее 10%- Венгрия, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия и Швейцария — более 15%. В среднем в странах ОЭСР расходы на образование в расчёте на одного учащегося (включая все уровни обучения) составляют 4800 дол. США.

Усиление интеграции систем образования, внедрение новых информационных технологий, позволяющих изменить традиционные формы обучения, увеличение объема и расширение ассортимента образовательных услуг, принявшее характер «образовательного взрыва», требует усиления внимания к исследованию социально-экономических проблем формирования и развития-рынка образовательных услуг, что и определило выбор темы и актуальность проведенного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблемам формирования и развития рынка образовательных услуг уделено большое внимание в работах Ф. Махлу-па, Э. Брукинга, Т. Коупленда, Т. Коллера, Дж. Муррина, Ф. Модильяни, М.

Миллера, Дж. Стиглица, Голубкова Е. П., Давидюка О. Ф., Зинурова У. Г., Егор-шина А. П'., Минаева Д. В., Митасова О. В., Михайлушкина А. И., Немчинова A.M. Панкрухина А. П., Сагинова О. В., Щетинина В. П. и др.- Однако, несмотря на наличие обширного научного и практического материала по исследуемой проблеме, в силу сложности и многогранности проблем формирования и развития рынка образовательных услуг, многие вопросы еще недостаточно исследованы. Все это предопределило цель, задачи и направления’исследования.

Цель диссертационного' исследования заключается в разработке теоретических и методических основ анализа, а также обосновании и разработке приоритетных направлений формирования и развития рынка образовательных услуг в условиях реформирования^ отрасли, с целью повышения эффективности его функционирования и развития. В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие задачи: *.

— уточнить место^и роль образования на современном этапе развития^ мирового ^хозяйствау.

— выявить особенности и противоречия развития рынка' образовательных услуг в современных условиях;

— исследовать основные направления государственного регулирования рынка образовательных услуг в России, его формы и методы;

— проанализировать факторы, влияющие на формирование и развитие рынка образовательных услуг;

— исследовать возможности повышения эффективности использования финансовых ресурсов в сфере образования;

— обосновать экономическую целесообразность и разработать практические рекомендации по использованию маркетинга в системе управления системой образования;

— исследовать влияние процессов интернационализации и глобализации на развитие российского рынка образовательных услуг и оценить перспективы российского образования при вступлении Росси в ВТО.

Объектом исследования* являются учреждения сферы образования1 Республики Дагестан.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов формирования и развития рынка образовательных услуг.

Теоретическую и методическую основу диссертационного1 исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемым проблемам, законы и законодательные акты, в том числе «Закон об образовании», «Национальная доктрина в образовании», «Федеральная целевая программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

В процессе проведения исследования были использованы методы логичеt ского, системного, экономико-статистического анализами др.

Научная новизна-диссертационного исследования заключается в обосновании и разработке основных направлений развития4 рынка образовательных г услуг, а также разработке комплекса мер, способствующих повышению-его эффективности.

Основные научные результаты, определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

— выявлены особенности формирования и развития рынка образовательных услуг;

— проведена оценка эффективности государственного регулирования рынка образовательных услуг, уточнены его формы и методы и определены основные направления совершенствования;

— предложены методические подходы к повышению эффективности использования финансовых ресурсов в сфере образования;

— обоснована целесообразность использования маркетинга, позволяющего повысить эффективность системы управления развитием сферы образования в условиях реформирования отрасли;

— разработаны концептуальные основы формирования стратегии развития образования в условиях глобализации и интернационализации экономики.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в работе результаты могут быть использованы в. качестве теоретической и методической базы при разработке основных направлений развития рынка образовательных услуг, а также при решении задач повышения эффективности управления развитием сферы образования, в том числе повышения эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на развития системы образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения^ диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей-, сотрудников и студентов, проводимых в Дагестанском государственном) техническом университете в 20 032 008 г г.

Основные результаты исследования использовались Министерством образования и науки РД при разработке’программы развития отрасли на период до 2010 года.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введениятрех глав, заключения, списка литературы.

1. Абдуллина О. Мониторинг качества профессиональной подготовки. // Высш. образование в России.- 1998. № 3.

2. Андреев В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия РАО. -2001. -№ 1.

3. Балыхин Г. А. Финансовое и нормативно-правовое обеспечение системы образования в России // Экономика образования.- 2002. № 2. С. 7−16.

4. Балыхин Г. А. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования) // Российский экономический журнал. 2003. № 2.

5. Беляков С. А. Оценка экономического положения образовательных учреждений. // Университетское управление. 2004. № 5−6.

6. Беляков С. А. О дополнительном финансировании образования // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2 (25).

7. Баранник М. А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», интернет-сайт www.ooipkro.iim.ru.

8. Баталов А. С. «Маркетинг образовательных услуг», интернет-сайт www.supennarketing.narod.ru.

9. Белов В. Система оценки качества образования // Высшее образование в России. 2002. -№ 1.

10. Бойцов Б., Шленов Ю., Крянев Ю. С чего начинается качество? // Высшее образование в России. 2000. -№ 1.

11. Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков.- М., 1999.

12. Высшая школа России: традиции и современность: Докл. ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, Президента Российского Союза ректоров, академика РАН В. А. Садовничего // Экономика образования. 2003, — № 1. С. 11−22.

13. Вольфганг Ройтер. Финансирование образования: международные модели, пути, опыт и мышление // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4.

14. Воссенштейн X. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств // Университетское управление: практика и анализ. 2003. -№ 3 (26).

15. Высшее образование в Швеции //Университетское управление: практика и анализ. 1998. № 2.

16. Волкова М. М., Звездова А. Б. «Маркетинговые исследования в области образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, №-6, 1999 г.

17. Ваграменко Я. А., Каракозов С. Д. Информационные технологии в общем и педагогическом образовании России // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования.- Барнаул, 1999.

18. Вернигор Н. Б., Тицкая JI.P. Системно-целевой принцип внедрения государственных образовательных стандартов в управление качеством образования: Нижнетагил. пед. ин-т. // Многоуровневое высшее педагогическое образование." Омск, 1994.

19. Вишнякова Н. Ф. Обновление высшего образования и критерии качества преподавания // Вышэйшая школа. 2000. -№ 3−4.

20. Воронин В. Н. Интеграция эвристического и технологического проектировании дидактических комплексов в вузе: Моногр. /Волж. ун-т им. В. Н. Татищева, Тольят. политехи, ин-т.- Тольятти: ВУиТ: ТолПИ, 1999.

21. Востриков А. Аудит и оценка качества: вопросы и проблемы // Вестник высшей школы. -2002. № 6.

22. Горностаев П. В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся // Педагогика. -2002. -№ 7. -С.С.40−48.

23. Губарев В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. -2002. № 4.

24. Гафорова Е., Балабан В., Кравченко И. Проблемы формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и качество. 2002.

25. Гилева Е. А., Егоров Ю. С. Метод проектов эффективный способ повышения качества образования // Школа. -2001. -№ 2.

26. Гладковский В. И. Системные резервы повышения качества подготовки специалистов //Вышэйшая школа. 2000. -№ 3−4.

27. Гликман И. Педагогический пленэр (или заметки с натуры): О качестве высш. пед. образования. // Alma mater.- 1999. N 12.

28. Горячева Е. Д. Организационные механизмы управления качеством образования в условиях его реформирования // Высшее образование. -2002. -№ 1.

29. ГалаганАИ. Финансирование образования: обзор мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2.

30. Гибсон Мартин, Афонин А. Ю. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании. // Университетское управление. 2004. № 4.

31. Голдобин Н. Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 1999. —№ 1.

32. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. — М., 1996.

33. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Со-цИС. 2005. № 2. С. 80−87.

34. Давыденко Т. М. Интегральные критерии оценки качества внутришко-льного управления // Завуч. 2002. -№ 7.

35. Данилова А. Г., Скорлотов А. Г. Технология управления качеством образования в образовательных учреждения инновационного типа // Завуч. -2002. -№ 5.

36. Джонстоун Дональд Брюс. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование //Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5−6.

37. Замулин О. А., Капустин Б. Х., Константиновыми Д. Л., Покровский Н. Е. Российские проблемы и американский опыт финансирования и конкуренции в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2004. № 10.

38. Каверина Э. Ю. Высшее образование в США: источники финансирования // США-Канада. 2003. № 7.

39. Калугина Т. А. Новые информационные технологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения / Под ред. Г. В. Дыльно-ва. Саратов, 2000.

40. Краковский Ю. М, Карнаухова В. К. Выбор цены образовательной усдуги на основе имитационно-аналитической процедуры. // Университетское управление. 2004. №> 4(32).

41. Качалов В., Прудковский Б. По поводу оценки качества //Высшее образование в России. № 2. — 1999.

42. Качалов В. А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество, 2000. № 5. № 6. № 7. № 9. № 10. № 11.

43. Короткое Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста //Высшее образование в России. 1995. — № 2.

44. Карева Д. Ф. Качества знаний при обучении / Хабар, гос. пед. ун-т.-Хабаровск: Хабар, гос. пед. ун-т, 1996.

45. Кац А. Государственный контроль в системе управления качеством образования // Лицейское и гимназическое образование. 1999. -№ 5. -С.74−76.

46. Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт: Тез. докл. II Междунар. науч.-метод. конф. (НГТУ, 20−22 апр. 1999 г.).- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. 285 с.

47. Качество подготовки и проблемы повышения конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда: Материалы науч.-практ. конф.- Новокузнецк: НГПИ, 1998. 71 с. (Этнорегион. компонент гуманитар, образования в Кузбассе).

48. Козырев В. А., Соломин В. П. Работа педвуза в условиях реализации государственного стандарта: Опыт Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. // Ин-форм. бюл.- 1995.-N3(10).

49. Короткое Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста// Высшее образование в России. 1995. — № 2.

50. Кружалин В. Государственная система оценки качества высшего профессионального образования // Стандарты и качество. -2002. № 4.

51. Крыжановская О. В. О совершенствовании государственного контроля качества высшего образования // Высшая школа. 2000. — № 3−4.

52. Крылова Н. В. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования // Школа духовности: Специальный выпуск. -2001.

53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // http: www/goverment.ru: 8080/ government/za.

54. Кириллина Ю. «Маркетинг образовательных услуг», Высшее образование в России, № 5, 2000.

55. Ламанов И. А. Методика измерения качества обучения в вузе: проблемы разработки и внедрения в учебный процесс // Инновации в образовании. -2002. -№ 2.

56. Лапшина Н. Ф., Некрасов С. Д. Контроль качества образования: понятие //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 6.

57. Лапшина Н. Ф., Спасская В. В. Служба контроля качества образования: системный подход к организации // Стандарты и мониторинг в образовании. -2001.-№ 5.

58. Ливитес Д. Г. Качество образования и безопасность страны // Мир образования образование в мире. -2002. -№ 1.

59. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. — № 8.

60. Ю. Майбуров И. Финансирование высшего образования в Европе: структурные сдвиги // Общество и экономика. 2004. № 9.

61. Мазелис Л. С, Солодухин К. С. Анализ рисков при оптимизации цены образовательной программы вуза. // Университетское управление. 2005. № 2(35).

62. Макаркин Н. П, Томилин О. Б., Барнашова М. И. Правовые аспекты реализации дополнительных образовательных услуг в высших учебных заведениях / Университетское управление: практика и анализ. 2003. N5−6(28).

63. Макарова Т. Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. -№ 4.

64. Макет образовательных стандартов интегрированных специальностей высшего образования педагогического профиля. Минск, 1999.

65. Максимова В. Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. 2002. № 2.

66. Марухина О. В., Берестнева О. Г. Системный подход к оценке качества образования // Открытое образование. -2002. -№ 3.

67. Матрос Д., Полев Д., Мельникова Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. 2000. -№ 8.

68. Матросов В. Л. Высшее педагогическое образование: состояние и перспективы // Magister.- 1998. N 3.

69. Матросов В. Л. Концепция высшего педагогического университетского образования// Magister.- 1999. N 2.

70. Мочалова Н. Управление качеством образования на диагностической основе // Народное образование. -2000. № 7.

71. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.

72. Нечаев В. Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестн. Моск. ун-та. -2004.-№> 4. С. 27−34.

73. Онокой Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // СоцИС. 2004. № 2.-С. 80−86.

74. Организационно-экономические аспекты модернизации: система зачетных единиц // Высшее образование в России. 2005. № 6, 8.

75. Петров М. П. Образование и деньги // Экономика образования. 2002. № 5.

76. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие. М.: Интерпракс, 1995.

77. Панкрухин А. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога», Alma mater, № 3, 1997.

78. Панкрухин А. П. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, № 7−8, 1997.

79. Панкрухин А. П. «Реклама образовательных услуг», Alma Mater, № 8,1997.

80. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. — М.: Интерпракс, 1995.

81. Панкрухин А. П. «Философские аспекты маркетингового подхода к образованию», Alma Mater, № 1, 1997.

82. Панкрухин А. П. «Цена образования», Alma Mater, № 5, 1997.

83. Пищулин С. «Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru.

84. Попов Е. Н. «Услуги образования и рынок», Российский экономический журнал, № 6, 1992.

85. Потапов В. П. О методике оценки качества обучения // Социологические исследования. -2001. № 10.

86. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах // Народное образование. 2002. — № 2.

87. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах // Народное образование 2001. -№ 8.

88. Поташник М., Моисеев А. Качество образования в разных образовательных практиках // Народное образование. -1999. -№ 9.

89. Проблемы качества образования: Материалы VIII Всерос. науч.-метод. конф., 29 мая-4 июня 1998 г.- Уфа-М.: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 1998.

90. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистовПод общ. ред. Н. А. Селезневой, В. Г. Казановича.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.

91. Репневский А. В. Российские программы многоуровневой подготовки и мировые тенденции в развитии высшего образования // Непрерывное педагогическое образование.- СПб., 1994.

92. Рындак В. Управление качеством образования // Народное образование. -1999. -№ 1−2.

93. Роденкова Т. Н. Актуальные проблемы управления финансовыми потоками в российском образовании // Экономика образования. 2003. № 3. С. 7−26.

94. Сагинова О. В. Маркетинг новых образовательных продуктов: Тезисы второй международной конференции РАМ «Маркетинг в России: мировая практика и российский опыт». М., 1998.

95. Сагинова О. В. Стратегия маркетинга международных образовательных программ вуза: Автореф. дис. канд. экон. наукМ., 1999.

96. Сагинова О. В., Скоробогатых И. И., Фокс К.Ф. А. Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг: Материалы семинара «Маркетинг образования», МЭСИ, ноябрь 2002.

97. Сагинова О. В. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в Россини за рубежом, N1, 1999 г.

98. Система качества. Методическая документация. М.: МИСиС, 1999.

99. Соколов В. М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт) М., 1996.

100. Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга //Образование. 2000. — № 2.

101. Сенашенко В., Ткач Т. Болонский процесс: о сопоставимости квалификации // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 25−34.

102. Сенашенко В. «Дополнительное образование: идеи и решения», Высшее образование в России, № 5. 2000.

103. Семин В. О мерах по развитию высшего образования // Alma Mater: Веста, Высшая школа. 2004. — № 4. — С. 9−13.

104. Семеко Г. В. Сдвиги в структуре финансирования высшего образования // Экономика образования. 2004. № 1.

105. Скрипак Е. И. «К вопросу о понятии „образовательная услуга“», интернетсайт Кемеровского государственного университета www.histoiy.kemsu.ru.

106. Стиглиц Дж., «Экономика государственного сектора», Инфра-М, М. 1997.

107. Севастьянов С. В. Международные программы и экспорт образовательных услуг во ВГУЭС. // Университетское управление. 2005. № 2.

108. Севрук А., Филимонова И. В., Юнина Е. А. Мониторинг как технология информационного обеспечения качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.

109. Сергеев А. Ф., Евсеева JI.A. Проблемы повышения качества образования в вузах // Школа духовности: Специальный выпуск.

110. Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Меж-дунар. ин-т менеджмента ЛИНКНауч. ред. С. А. Щенников.-Жуковский (Моск. обл.): Изд-во МИМ ЛИНК, 2000.

111. Системы аккредитации за рубежом / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов, В. Ж. Куклин, Б. А. Савельев.- Науч.-информ. центр гос. аккредитации, Ассоц. негос. вузов (АНВУЗ).- М.: Науч.-информ.центр гос. аккредитации, 1998.

112. Слободской В. И., Костюкова Т. А. Инновационные процессы в педагогическом образовании за рубежом и в России // Образование в Сибири.- 1996.-№ 1,-С. 12−21.

113. Совершенствование качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов: Материалы межвуз. науч.-метод. конф. / Под ред.К. И. Фокова.- Хабаровск: ДВГАПС, 1997.

114. Спиридонов Э, Самина Е. Разработка модели системы качества вуза // Стандарты и качество. -2002.

115. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», «Дело», Москва, 1993.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой