Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегического механизма социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из представленной трактовки региона и закономерности «неравномерности», можно заключить, что тенденции развития регионов формируются на основе таких системных принципов, как самоорганизация, самосохранение, самодостаточность. Данные принципы очерчивают тенденцию развития регионов, которая строится, по нашему мнению, на основе критериев, определяемых региональной политикой государства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические основы стратегического планирования развития социальной сферы народного хозяйства
    • 1. 1. Тенденции развития социально-экономических процессов и возможности роста социальной сферы
    • 1. 2. Анализ состояния социально-экономического положения РФ
    • 1. 3. Факторы региона и их влияние на стратегическое развитие его социальной сферы
  • Глава II. Стратегический механизм социально-экономического развития социальной сферы региона
    • 2. 1. Особенности и принципы функционирования механизма стратегического развития социальной сферы региона
    • 2. 2. Формирование стратегического механизма социально-экономического развития социальной сферы региона
    • 2. 3. Финансово-экономическое регулирование развития социальной сферы в современных условиях
  • Глава III. Реализация стратегического механизма развития социальной сферы Тверской области
    • 3. 1. Анализ социально-экономического положения
  • Тверской области
    • 3. 2. Разграничение полномочий федеральных и областных органов управления ЖКХ в процессе планирования 117 стратегического развития
    • 3. 3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности
  • ЖКХ в условиях региональной экономики

Формирование стратегического механизма социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития рыночных отношений в России ставит перед обществом новые социальные задачи. К сожалению, существует определенный разрыв в развитии рыночных отношений относительно развития социальных отношений в обществе, у властных структур отсутствует предшествующий опыт решения социально-экономических проблем в условиях рыночной экономикикопирование зарубежного опыта реструктуризации и реформирования социальной сферы в условиях постперестроечного рынка привело к нивелированию роли государства в социальном развитии обществапассивное отношение государства к дезинте-грационным процессам в экономике при несовершенстве законодательной базы спровоцировало появление общественно опасного социального расслоения и других перекосов, приведших к разрегулированию-социальной сферы.

Во многом отставание социальной сферы связано с несовершенством методов получения объективных качественных и количественных оценок и отсутствием комплексного долгосрочного планирования показателей социальной сферы.

Злободневность решения научных проблем повышения объективности и значимости стратегического развития социальной сферы возрастает в связи с намеченными социальными ориентирами в перспективном и стратегическом периодах времени в условиях растущей межрегиональной конкуренции, значительных изменений макроэкономических тенденций и конъюнктуры на мировых рынках, а также роста числа организационно-правовых структур, участвующих в процессе оказания гражданам жизненно важных социальных услуг, сокращения государственных объемов финансового обеспечения учреждений и организаций социальной сферы — основных бюджетополучателей федерального и регионального уровней.

Развитие социальной сферы и рынка социальных услуг предопределяет необходимость наиболее рационального и результативного взаимодействия элементов системы планирования, состоящей из совокупности направленных на повышение уровня объективности текущего и перспективного (средне-, долгосрочного) планово-расчетного обоснования, исходя из экстраполяций ретроспективных тенденций, а также стратегического планирования экономического и социального развития социальной сферы, в своей целевой установке ориентированных на преодоление негативного влияния факторов внешней и внутренней среды.

В целом актуальность темы диссертационного исследования вытекает из необходимости решения ряда основных социально-экономических проблем формирования механизмов стратегического развития социальной сферы в целях достижения необходимых экономических и социальных результатов.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность экономики в исследованиях по созданию рационального механизма и системы стратегического планирования социально-экономического развития социальной сферы на региональном уровне определили цель, задачи и предмет научного исследования.

Состояние изученности проблемы. Значительный вклад в исследование теоретических и методологических аспектов экономики социальной сферы в России и ее регионах внесли: А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, С. С. Богданов, Д. С. Львов, Л. П. Кураков, Н. В. Федоров, И. Рожденственская, Х. Эрхард и др.

При решении задач диссертационного исследования использованы труды Ансоффа И., Виханского О. С., Газамова Б. В., Кроливецкого Э. Н., Курако-ва В.Л., Мельника А. Н., Петрова А. Н., Соколова М. Д., Томпсона А., Шевцовой Т. В. и др.

Вместе с тем остаются не до конца разработанными отдельные, но важные вопросы формирования принципов и условий стратегии развития социальной сферы и форм реализации механизма стратегического развития в конкретных структурах социальной сферы на региональном уровне.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании подходов к формированию процессов стратегического развития социальной сферы и определению механизмов развития на региональном уровне на примере Тверской области.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

— исследовать тенденции развития социально-экономических процессов в экономике на федеральном и региональном уровнях;

— определить региональные особенности, принципы и факторы влияния на стратегическое развитие социальной сферы региона, определяющие механизм стратегического развития;

— сформировать структуру, определить составляющие и логику стратегического механизма социально-экономического развития;

— рассмотреть аспекты и методы финансово-экономического регулирования развития социальной сферы в современных условиях;

— определить приоритеты развития социальной сферы Тверской области и разработать меры по совершенствованию регионального стратегического управления социальной сферой.

Объектом исследования являются элементы и структура социальной сферы региона на примере Тверской области и процессы ее развития.

Предметом исследования выступают инструменты и механизмы организационного и экономического обеспечения процесса стратегического управления развитием социальной сферы на региональном уровне.

Методологической и теоретической основой исследования являются фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления и планирования социально-экономического развития объектов социальной сферы, законы Российской Федерации и нормативные акты, регулирующие функционирование и развитие социальной сферы, федеральные и региональные программы развития социальной сферы, официальные материалы статистических органов.

Для решения поставленных задач были использованы методы системного анализа и синтеза, комплексного экономического анализа, экспертных оценок и др.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических положений по формированию и совершенствованию механизма стратегического развития социальной сферы региона и состоит в следующем:

— исследованы тенденции развития социальной сферы и определена роль государства в ее стратегическом развитии, вскрыты закономерность «неравномерности» и закономерность «выравнивания» в развитии социальной сферы регионов;

— определены свойства, принципы и критерии системного механизма функционирования социальной сферы и разработана бипольная постановки цели стратегии ее развития;

— сформирован процесс стратегического развития региона, представленный в виде трехуровневой логико-структурной модели, формирующей стратегические цели, основные направления и программу стратегического развития социальной сферы региона;

— обосновано в качестве инструментов стратегического развития использование фонда регионального развития, контроллинга и системы оперативного управления затратами в социальной сфере региона, предложены принципы их практической реализации;

— предложена схема разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере Тверской области и разработаны меры по совершенствованию управления ЖКХ на примере «Горводоканала» в рамках стратегического развития социальной сферы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системных инструментов стратегического развития социальной сферы Тверской области на базе ЖКХ, сформирована система оперативного управления затратами с разграничением ответственности между структурными подразделениями на примере предприятия «Горводоканал». Данные предложения могут быть использованы и в других отраслях социальной сферы области с целью выработки комплексного стратегического плана развития социальной сферы в целом по региону.

Апробация работы. Отдельные выводы и предложения работы нашли отражение в учебниках и учебно-методических пособиях. Основные положения диссертации были обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции в г. Чебоксары.

Заключение

.

В результате анализа и синтеза исследуемого материала, на основе анализа статистических данных социально-экономического положения РФ и регионов в работе отмечается необходимость углубления роли государства в социальной сфере на региональном и муниципальном уровнях, выступающего в качестве базового элемента, определяющего стратегию развития социальной сферы. Государство рассматривается как важнейший объект, потребляющий услуги социальной сферы, определяющий качественную сторону развития и предлагающий новые направления функционирования и совершенствования социальной сферы. Усиление такого взаимодействия вытекает из особенностей российской модели трансформации общества, проявление которых особенно заметно на региональном уровне. В то же время мировые тенденции общественного развития определяют ориентацию взаимодействия хозяйствующих субъектов, государства и всех элементов современного общества на решение социальных задач.

Для проявления более полной картины в тенденциях развития социально-экономических процессов в обществе в работе были исследованы наиболее передовые национальные экономические модели.

Отмечена актуальность создания сбалансированного механизма стратегического развития социальной политики на основе рыночного саморегулирования и государственного воздействия на социально-экономические процессы.

Формирование такого механизма стратегического развития социальной сферы должно строиться на основе системоинтегрирующих социально ориентированных функций государства, в качестве которых в работе отмечены следующие: обеспечение общих условий жизнедеятельности общества и социальной сферы, в частностисодействие социально справедливому распределению доходовконтроль за уровнем занятостирегулирование уровня жизни и формирование системы социальных гарантий в обществе.

Было определено, что внешние цели государства совпадают с целями социальной сферы, государство является определяющим в задании целей социальной сферы и рассматривает ее как инструмент в обеспечении экономической и социально-политической стабильности. Противоречивость функций государства и социальной сферы проявляется на уровне индивидуальных, частных целей. Это в полной мере касается тех функций социальной сферы, которые проявляются больше в латентной, чем в явной, форме.

Основное стратегическое направление социальных реформ, как нам представляется, заключается в поэтапном переходе от административно-распорядительных к экономическим способам концентрации и распределения средств для социальной сферы.

Для определения комплекса мер, способствующих повышению эффективности функционирования социальной сферы, в работе исследованы отличительные особенности социально-экономического развития национальной экономики.

Доказано, что формирование стратегии развития социальной сферы региона неразрывно связано со спецификой и факторами, определяющими характер внутрирегиональных отношений, представлением региона как самостоятельной административно-хозяйственной единицы.

С учетом проблемы различий в развитии регионов в работе были сформулированы закономерности, определяющие концепцию формирования стратегического механизма развития социальной сферы, построенные на основе тенденций выравнивания и неравномерности развития.

Исходя из данного в работе определения региона как совокупности людей, представляющей, с одной стороны, трудовые ресурсы, с другой стороны, определяющей тенденции потребительского поведения, можно констатировать, что регион представляет собой специфическую организацию совокупности людей, обладающих определенным менталитетом, средствами производства, участвующих в процессе расширенного воспроизводства с целью извлечения выгоды и материальных результатов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Исходя из представленной трактовки региона и закономерности «неравномерности», можно заключить, что тенденции развития регионов формируются на основе таких системных принципов, как самоорганизация, самосохранение, самодостаточность. Данные принципы очерчивают тенденцию развития регионов, которая строится, по нашему мнению, на основе критериев, определяемых региональной политикой государства, направленной на подержание равных темпов и условий развития регионов. В свою очередь, внутренние тенденции определяют процесс развития регионов в рамках параметров, обусловливающих их конкурентоспособность, что также носит характер выравнивания.

Тенденцию развития регионов определяет так называемая закономерность «выравнивания», которая строится на принципах подражания, доминирования, похожести. Данная закономерность предопределяет наличие некоторой параметрической иерархии регионов, классификации их по принципам государственного финансирования и самодостаточности.

Последовательное осуществление принципов и комплекса мер различной направленности, базирующихся на социальных ориентирах, предполагает переход к модели «субсидиарного государства», которая обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу малообеспеченных слоев населения и предоставляет социальные гарантии в той мере, в которой ни индивидуум, ни общество в целом не могут этого сделать самостоятельно.

Для повышения действенности функционирования механизма обеспечения стратегического развития социальной сферы регионов представляется принципиально важным возвращение к практике социального планирования и разработки социальных программ на базе стратегического планирования развития социальной сферы регионов.

Определяя социальную сферу и совокупность ее структурных составляющих как системный механизм социальной защиты населения, в работе можно представить следующие свойства такого механизма:

— ориентированность социальной сферы на удовлетворение потребностей населения в услугах;

— комплексность социальной сферы;

— внешняя и внутренняя организованность.

Исходя из анализа закономерностей развития и системообразующих свойств социальной сферы в работе проведена классификация таких принципов функционирования социальной сферы, как формирование генеральной цели, самоорганизация, саморазвитие, внешняя оценка эффективности и эк-вифинальность.

Цель стратегии развития социальной сферы определена как содержащая: 1) обеспечение социального развития, создание условий для социального равенства всех слоев населения, экономического роста и общественного прогресса- 2) формирование ответственности и инициативы индивидуума за личное благополучие в условиях рыночной экономики, где конкуренция является основой развития и противоположна уравнительности.

Бипольная постановка цели потребовала сформировать ряд критериев, определяющих границы стратегии развития социальной сферы и позволяющих оценить адекватность стратегии миссии социальной сферы. Были выделены следующие критерии: прогрессивность, ориентирующая все структурные составляющие социальной сферы на повышение благосостояния гражданкомплексность, определяющая необходимый перечень мер и инструментов социальной политикиадекватность, предполагающая наличие определенного качества социальной сферы, необходимого для полного соответствия потребностям обществаселективность (избирательность) стратегии развития социальной сферы, означающая необходимость определения приоритетов развитияэкономичность, призванная оптимизировать методы реализации стратегии на основе минимума затрат, необходимых для достижения целидостаточность, определяющая верхний предел совокупности составляющих социальной сферы, необходимых для достижения социального равновесия в обществе.

Установив таким образом параметры, определяющие конкретные ориентиры стратегического планирования, используя ситуационный анализ состояния социальной сферы, мы сформировали механизм стратегического планирования, который является системообразующим элементом процесса стратегического развития социальной сферы. Цель механизма — определить необходимость краткои долгосрочных действий, их очередность и этапность, рассчитать ресурсную обеспеченность предполагаемых действий, сформировать бюджет стратегических мероприятий.

В итоге функционирования механизма планирования определяются долгосрочные программы социального развития региона, что является логическим завершением процедур стратегического планирования. Сам процесс стратегического развития логически представляется состоящим из трех основных этапов: I. Определение цели и политики социальной сферы. II. Формирование стратегии развития социальной сферы. III. Планирование стратегического развития социальной сферы.

В механизме заключен принцип индикативного планирования, который на основе определенных параметров целей социальной сферы формирует группу показателей-индикаторов стратегического развития, относительно которых будут производиться разработка планов и формирование необходимых инструментов его достижения.

В работе доказана необходимость использования контроллинга в социальной сфере, обусловливается применение его в регулировании и управлении финансовыми потоками на региональном уровне. Сам смысл такой операции, как контроллинг, предопределяет наибольшее приближение к объекту регулирования, что и позволяет эффективно использовать его в условиях регионального административного образования.

В качестве логического дополнения финансово-экономического регулирования социальной сферы в работе обосновано использование системы оперативного управления затратами. Такая мера значительно расширит возможности стратегического планирования и позволит на оперативном уровне полностью использовать результаты контроллинга социальной сферы и дополнить его в качестве своеобразной системы обратной связи, обеспечивающей эффективное стратегическое развитие социальной сферы.

Применительно к объекту исследования — социальной сфере региона на примере Тверской области — были определены современные приоритеты в развитии социальной инфраструктуры общества. Установлено, что на сегодня наиболее острыми остаются проблемы, связанные с функционированием ЖКХ области. С целью оценки возможности реализации принципов оперативного управления затратами в ЖКХ Тверской области в работе приведена классификация этой отрасли социальной сферы в соответствии с изложенным в диссертации подходом.

В соответствии с этим ЖКХ Тверской области относится к централизованной финансовой модели, которая на протяжении последних лет переходит на частично децентрализованную модель. Причем основной является структура ЖКХ области, а ее районные отделения представляются центрами затрат, имеющими бюджетное финансирование. В свою очередь, выделенные вспомогательные подразделения, обладающие замкнутым циклом производства услуг, являются центрами прибыли.

В работе проведен анализ социально-экономического положения Тверской области, предложена схема разграничения полномочий федеральных и областных органов управления ЖКХ и предложены меры по совершенствованию регионального управления ЖКХ в рамках стратегического развития социальной сферы.

Для разработки системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона по результатам исследования ресурсов, структуры и социального положения конкретного субъекта РФ в работе обоснован баланс государственного и местного управления.

Одним из важнейших принципов, определяющих функционирование жилищно-коммунального рынка, является государственное регулирование. Необходимость в нем возникает в силу специфической особенности данной сферы.

Следовательно, для управления жилищно-коммунальными объектами федерации нужен федеральный орган.

Наиболее перспективным направлением является создание комитетов по жилищно-коммунальному хозяйству, на которые в соответствии с существующим законодательством возлагаются функции координации и управления развитием и содержанием жилищно-коммунальной инфраструктуры территории.

В работе определены задачи и функции областного органа по управлению ЖКХ, действующего на основании договора с администрацией субъекта федерации.

В диссертационном исследовании был разработан хозяйственный механизм деятельности муниципальных органов управления. Принципиальные основы этого механизма базируются на правах и обязанностях муниципального органа в отношении потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг. Экономическая ответственность здесь связана с обеспечением оплаты услуг производителей в соответствии с достигнутым уровнем качества в размерах, обеспечивающих безубыточную работу предприятий, производящих эти услуги.

Повысить заинтересованность работников в эффективной и высококачественной работе предложено путем перехода на хозрасчетные отношения с объединением (управлением или другой вышестоящей технологической структурой) и внедрения принципов самоокупаемости. В структуре водопро-водно-канализационного хозяйства области данные проблемы являются наиболее актуальными.

Более детально названные вопросы были рассмотрены на примере во-допроводно-канализационного хозяйства «Горводоканал». Структурно система «Горводоканала» представлена как состоящая из участков, эксплуатирующих закрепленные водопроводные сети.

Такие участки в работе были названы дирекциями по эксплуатации водопроводных сетей (ДЭВС), которые, являясь структурными подразделениями «Горводоканала», не имеют права юридического лица.

Поиску внутренних резервов, снижению затрат, созданию заинтересованности коллективов предприятий, являющихся подразделениями монопольных технологических структур, в выполнении возложенных на них задач будет способствовать перевод предприятий на работу в режиме центра финансовой ответственности.

Так, при переходе ДЭВС на хозрасчетные отношения с предприятием «Тор-водоканал» предложены два стратегических направления децентрализации.

Полностью децентрализованная и частично децентрализованная модели, при которых устанавливаются две группы цен: планово-расчетные, или договорные, и планово-учетные цены на используемые сырье и материальные ресурсы, которые будут определять расходы ДЭВС.

По нашему мнению, в основу расчетов ДЭВС с предприятием «Горводо-канал» может быть положен один из следующих показателей:

— доходы от реализации воды, при этом «Горводоканал» перечисляет ДЭВС определенный (нормативный) процент доходов;

— стоимость основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Доход предприятия планируется в определенном (нормативном) проценте от балансовой стоимости основных фондов;

— протяженность сетей, эксплуатируемых ДЭВС. Договорная цена устанавливается на 1 км эксплуатируемой сети.

Распределение функций между структурными подразделениями производится либо по принципу специализации их деятельности (например, эксплуатация сетей или выполнение аварийно-восстановительных работ), либо по территориальному принципу.

В результате чего разработаны три варианта организации оперативного управления затратами ДЭВС и его структурных подразделений.

Выбору конкретного варианта организации центра затрат должно предшествовать технико-экономическое обоснование целесообразности его осуществления, так как затраты, связанные с переходом на новую форму, а также с выполнением функций учета, контроля и т. п. (уже при устойчивой работе в условиях самоокупаемости), могут оказаться выше эффекта от внедрения новых форм отношений.

По нашей оценке, из рассмотренных вариантов организации внутрихо-зяственного расчета в структуре ДЭВС наиболее предпочтительным является вариант, предусматривающий распределение всего полученного от предприятия «Горводоканал» дохода между структурными подразделениями ДЭВС независимо от типа подразделения и характера выполняемых работ по стабильным планово-расчетным тарифам, которые зависят от нормативной трудоемкости работ и услуг, выполняемых подразделениями, нормативов расходуемых ими материальных и финансовых ресурсов, а также создание на уровне ДЭВС централизованных фондов развития предприятия, социального стимулирования коллектива и резерва.

Предложенные рекомендации целесообразно использовать при создании новой экономико-организационно-правовой структуры управления и развития монопольных подотраслей ЖКХ, совершенствовании их организационно-хозяйственной деятельности в условиях формирования рыночных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2003. 272 с.
  2. A.A. Модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  3. JI.A. Особенности функционирования рынка услуг: Проблемы социально-экономического развития России на пороге XXI века. СПб.: Петровская академия наук и искусств, 2000.
  4. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Сирин, 2002. 256 с.
  5. Актуальные вопросы развития социально-экономической сферы в регионах Российской Федерации: Сб. науч. ст. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.
  6. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А. В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. 320 с.
  7. В.А. Финансовая система России: региональные аспекты // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 42−47.
  8. Е.В. Региональная политика в России // Проблемы региональной экономики. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1998. — № 6−8.
  9. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  10. С.С. Формирование межбюджетных отношений в регионе // Регионология. 2002. № 2. С. 60−69.
  11. В.М. Стратегическое планирование на предприятии. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  12. С.С., Петров А.Н, Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997.
  13. В., Разумов А. Уровень жизни населения России и ее регионов // Человек и труд. 1994. № 2. С. 27.
  14. A.C. Принципы и методы обеспечения конкурентного преимущества предприятий с матричной структурой в условиях рыночной экономики: Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 2000. 34 с.
  15. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1997.
  16. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. 1996. № 3. С. 18−24.
  17. Ю.П. Внутрифирменное управление в США. М.: Мысль, 1970.
  18. A.B. Механизм корпоративных стратегий управления инновационной деятельностью: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  19. Вестник экономики. 2003. № 9.
  20. Г. С., Вечканова Г. Р. Словарь рыночной экономики. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. С. 358.
  21. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамол- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997.
  22. О.Н., Кураков B.JL, Бондаренко Н. В., Волков Б. И., Никитина E.H. Государственное регулирование социальной сферы. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  23. В.И. Использование социальных займов для решения региональных социальных проблем: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  24. В.И. Региональные аспекты инвестиционой политики в социальной сфере. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  25. В. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 160 с.
  26. А.Н. Методические подходы к формированию стратегического планирования в социально-экономических системах: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  27. А.Н. Особенности стратегического планирования некоммерческих организаций в условиях российской экономики: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  28. О.С. Стратегическое управление: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1998.
  29. Ю.А. Структурно-организационные проблемы управления процессом устойчивого развития хозяйствующих субъектов социальной сферы в условиях рынка: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  30. .В. Стратегическое планирование деятельности хозяйствующих субъектов социального обслуживания: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  31. Г. Ф. Особенности стратегического планирования социальной сферы // Экономическая наука: теория, методология, направления развития: Тез. Всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998.
  32. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. СПб.: Макет, 1995.
  33. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Челябинск: Книга, 1996.
  34. А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям. М.: ГУВШЭ, 2000.493 с.
  35. Р., Рубинштейн А. «Социальная рента» в контексте теории рационального поведения государства // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 58−66.
  36. В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах: Проблема межрегион, контрастов в соц.-экон. развитии регионов России // Финансы. 2001. № 8. С. 3−5.
  37. A.B. Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001
  38. Гусев Ю. В Стратегия развития предприятия. М.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  39. В.Р. Роль инноваций и эффективности их использования в развитии социальной сферы: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2002.
  40. Н. Социальная политика: цели, принципы, механизмы реализации // Экономист. 1998. № 11. С. 82−40.
  41. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. 1996. № 10. С.49−63.
  42. О.Г. Региональная экономическая диагностика: Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 1992.
  43. A.B. Экономическая социология: Учеб. пособ. Минск: ИП «Экоперспектива», 1997.
  44. К.С. Социально-экономический потенциал Тверской области. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  45. К.С., Кураков B.JI. Словарь по экономике. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000.
  46. К.С. Основные тенденции развития экономической системы Тверской области: Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и докторантов. М.: Вуз и школа, 2003.
  47. К.С. Финансово-экономическое регулирование развития социальной сферы в современных условиях // Сб. науч. тр. докторантов, аспирантов и соискателей. М.: Вуз и школа, 2004. С. 37−50.
  48. К.С. Формирование стратегического механизма социально-экономического развития социальной сферы региона // Сб. науч. тр. докторантов, аспирантов и соискателей. М.: Вуз и школа, 2004. С. 50−68.
  49. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. JI.M. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 288 с.
  50. Н.Ю. Особенности управления социальной сферой в информационном обществе. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  51. A.M. Критериально-целевая направленность и планирование эффективности развития социальной сферы: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  52. A.M. Плановые обоснования эффективности использования ресурсов социальной сферы // К 10-летию факультета экономической теории и политики: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  53. Н.Б. Стратегическое планирование в системе программ и планов муниципального развития // Стратегическое планирование в городах России реальные результаты: Материалы общерос. конф. СПб.: МЦСЭН Леонтьевский центр, 2002.
  54. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособ. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  55. С.Н. Особенности формирования стратегии реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночной экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  56. С.Н. Стратегические ориентиры реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ. Вып.З. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  57. А.В. Сущность и значение социальной политики и социальной рыночной экономики при управлении сферой услуг здравоохранения: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  58. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  59. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  60. Ким А. Г. Особенности формирования стратегии развития социальной сферы региона // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем / Под ред. А. Н. Петрова. Вып. 1. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  61. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
  62. В.А. Особенности формирования системы управления социальными процессами в регионе. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 1999.
  63. В.А. Стратегия социально-экономического развития Республики Марий Эл. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  64. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2002. 584 с.
  65. Дж.Б. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  66. С.М. Концептуальная, учебная, информационная поддержка разработки и реализации стратегического плана для Санкт-Петербурга. СПб.: Общество «Знание» России. Санкт-Петербургская организация, 1997.
  67. С.М., Петров А. Н., Буренина Г. А. Базовые модели стратегического планирования // Известия СПбГУЭФ. 1998. № 2 (14).
  68. В.А. Стратегическое управление предприятием: теория и практика. Н. Новгород: НИМБ. 2002.
  69. С.А. Управление процессом инвестирования социальной сферы в условиях рыночной экономики: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  70. С.А. Формирование и реализация инвестиционной политики в социальной сфере // Проблемы управления развитием социально-экономических систем: Сб. науч. тр. СПбГУКиТ. Вып. 14. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2002.
  71. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. Прогноз социально-экономического развития на 1996−2000 годы и на период до 2005 года. М.: Правительство Российской Федерации, 1996 (сентябрь).
  72. В., Малева Т., Смирнов С. Социальная сфера промышленных предприятий // Экономист. 1996. № 3.
  73. М.С. Пенсионное обеспечение как составляющиая социальной политики в условиях рынка: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  74. М.С., Гришкевич Н. П. Проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Современные аспекты экономики. Вып. 2 (30). СПб.: Центр оперативной полиграфии, 2003.
  75. М.М. Системный подход к управлению: практика промышленных корпораций. М.: Наука, 1974.
  76. Э.Н. Система планирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере услуг: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2001.
  77. Э.Н. Стратегическое управление развитием региона. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2000.
  78. В.А. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2000.
  79. В. Занятость и безработица: некоторые аспекты проблемы // Транзитная экономика. 2001. № 2. С. 82 87.
  80. В. Социальный вектор изменения реформационной модели // Российский экономический журнал. 1996. № 9. С. 13−25.
  81. Н. О реформировании системы социальных гарантий, выплат и льгот // Человек и труд. 1998. № 7. С. 13−15.
  82. B.JI. Развитие социальной сферы России. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  83. B.JI. Ресурсное обеспечение социальной сферы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.
  84. B.JI. Стратегическое направление развития социальной сферы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  85. Л.П. Экономическая теория. М.: Гелиос АРВ, 1999.
  86. Л.П., Кашурникова Г. Г. Управление социальной сферой. М.: Пресс-сервис, 1997.
  87. Л.П., Краснов А. Г., Григорьев В. Д. Региональная экономика: Опыт и пути развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1994.
  88. Л.П., Кураков В. Л. Основы экономической теории. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр, 1997.
  89. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Гелиос АРВ, 1999. 464 с.
  90. Л.П., Толстов Л. Н. Программа социально-экономического развития Чувашской Республики. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1996.
  91. Л.П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории: Учеб. пособ. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003.
  92. О.И. Управление региональным бюджетом и его доходами. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  93. О.И. Система бюджетного планирования субъекта федерации: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  94. В. И. Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 1999. № 4. С. 53−66- № 11/12. С. 36−44- 2000. № 1. С. 28−48- № 8. С. 23−35.
  95. В. Влияние формирования рыночного хозяйства на социальные процессы И Экономист. 1997. № 12.
  96. Д., Моисеев Н., Гребенников В. О концепции социально-экономического развития России. М.: ЦЭМИ РАН, 1995.
  97. Ю., Дудкин В. Финансовые потоки как объект индикативного планирования и регулирования // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 39−45.
  98. В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. С. 8.
  99. Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1993.
  100. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 416 с.
  101. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / Отв. ред. П. В. Шеметов. М.: Экономика, 1998. 192 с.
  102. М.К. Занятость населения и экономический рост: Методология. Стратегия и механизм регулирования. Алматы: Ин-т экономики, 1999.
  103. А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. СПб.: Изд-во СПбУЭФ. 1996. 102 с.
  104. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
  105. С.Л. Современные проблемы муниципализации объектов социальной сферы // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ. Вып 3. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  106. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Кантуревского. СПб.: Изд-во «ПИТЕР», 2000. 336 с.
  107. Д.Н. Пути совершенствования системы социальной защиты инвалидов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  108. В. Основные принципы экономической политики // РЭЖ. 1993. № 6. С. 87−98.
  109. Основные направления социально-экономического развития Чувашской Республики. Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 2002.
  110. Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу / Аналитические материалы Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации. 2001. № 1.
  111. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992. 127 с.
  112. А.Н. Стратегические альянсы: теория и зарубежный опыт. М.: Пресс-сервис, 1997.
  113. А.Н., Демидова Л.Г, Климов С. М. и др. Основы стратегического планирования: Учеб.-метод. пособ. СПб.: Знание, 1998.
  114. А.Н., Кураков В. Л. Государственное регулирование социального развития региона. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.
  115. В.А. Структурно-организационные проблемы развития инвестиционных процессов в регионах: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  116. Е. Инвестиционные возможности бюджетных и внебюджетных фондов // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 27−33.
  117. Приоритетные задачи усиления социальной политики // Российский экономический журнал. 1997. № 5−7. С.38−44.
  118. Пути преодоления социально-экономического кризиса в регионах Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.
  119. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М., 1993. 225 с.
  120. Регионы России, 2001. М.: Государственный комитет по статистике России, 2002.
  121. И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 33.
  122. И., Шишкин С. Экономическая политика в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы // Экономика и математические методы. 1997. Т. ЗЗ, вып. 1.
  123. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы науч.-практ. конф., посвященной памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.) / Науч. ред. Э. Б. Галинская и С. Н. Смирнов. М.: ВШЭ, 1998.
  124. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 1999.
  125. Российский статистический ежегодник, 2000. М.: Государственный комитет по статистике России, 2001.
  126. Российский статистический ежегодник, 2001. М.: Государственный комитет по статистике России, 2002.
  127. Н.Т. Развитие социальной инфраструктуры народного хозяйства. Алматы, 2000.
  128. Н.Т. Стратегия развития социальной сферы Казахстана. СПб.: Изд-во «Нестор», 2002.
  129. E.H. Стратегическое планирование и особенности развития отраслей социальной сферы региона. Алматы, 2001.
  130. А. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации: состояние взаимодействия // Российский экономический журнал. 1996. № 11−12. С. 39.
  131. И.В., Соловьев В. Н. Муниципальное образование: миссия и пути решения социально-экономических проблем. СПб.: Изд-во ГАСЭ, 2002.
  132. П. Экономика. Вводный курс / Пер. с англ. К. В .Пушка-рева. М.: Изд-во «Алфавит». 1993. Т. 1. 430 с.
  133. С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона. СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2000.
  134. Семенов A. JL, Соколов O.A. Теория и практика стратегического планирования крупной капиталистической фирмой. М.: МНИИПУ, 1989.
  135. В.Н. Инвестиционная политика: региональный аспект. -М.: Пресс-сервис, 1998.
  136. И.И. Национальное богатство: ключ к возрастанию // Экономика. Политика. Инвестиции. 2003. № 1(9). С. 50.
  137. И.И. Региональная политика и управление. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997.
  138. O.A. Планирование и прогнозирование в системе стратегического управления обновлением городского жилищного фонда: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2002.
  139. O.A. Стратегические направления осуществления реформы в жилищной сфере / Проблемы упралвения развитием социально-экономических систем: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 14. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2002.
  140. O.A. Управление развитием жилищного фонда региона / Четвертые Петровские чтения: Сб. науч. тр. СПб.: Петровская академия наук и искусств, 2003.
  141. А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. //Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 1993.
  142. Совершенствование работы информационных структур в новых условиях: Сб. науч. тр. семинара-совещания руководителей. Чебоксары: Общественный центр поддержки и развития науки, образования и культуры, 1998.
  143. М.Д. Стратегии организационного развития: классификационный подход / Экономическая кибернетика: управление сложными хозяйственными объектами: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  144. Г. Н. Экономическая социология: Учебник для вузов. Минск: Вышэйш. шк., 1998.
  145. А. Пенсионная система: причины и пути преодоления финансового кризиса // Российский экономический журнал. 1997. № 7. С. 47−52.
  146. Социальное положение городов и районов Тверской области: Стат. ежегодник-2002. Тверь: Тверской областной комитет государственной статистики, 2003.
  147. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Государственный комитет по статистике России, 2002.
  148. Социально-экономическое положение городов и районов Тверской области. Январь-ноябрь 2003 года. Тверь: Тверской областной комитет государственной статистики, 2003.
  149. Стратегическое планирование / Под ред. Э. И. Уткина. М.: Тандем- Изд-во ЭКМОС, 1998.
  150. Стратегическое планирование и управление / Петров А. Н., Демидова Л. Г., Перекатов Б. А. и др.- Под ред. А. Н. Петрова. Ч. 2. СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 1999.
  151. Стратегическое планирование и управление: Учеб. пособ. / Под ред. А. Н. Петрова. 4.1. Изд. 2-е доп. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
  152. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года (проект). М.: Центр стратегических разработок, 2000.
  153. В.Н. Государственные финансы в современной экономике: Дис. д-ра экон. наук. М., 1998. 318 с.
  154. Ю.В. О критериях оценки и объективных законах социально-экономических процессов // Экономика и математические методы. -1998.-Т. 34, вып. 1.
  155. К.С. Состав, взаимодействие и развитие структурных составляющих сферы социальных услуг: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  156. А. Финансовые аспекты жилищно-коммунальной реформы // Российский экономический журнал. 1997. № 8. С. 28−32.
  157. В. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике // Экономист. 1996. № 4.
  158. Тверская область в цифрах. Статистический ежегодник 2002. Тверь: Тверской областной комитет государственной статистики, 2003.
  159. .М., Мордовченков Н. В., Коньков A.B. Теоретико-математическая концепция управления экономической безопасностью региона: Сборник статей ПДЗ. Пенза, 2003.
  160. Н. История экономических учений: Курс лекций. M.: BJIA-ДОС, 1997. 288 с.
  161. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: «Банки и биржи», Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.
  162. Управление процессами новведений в капиталистической фирме / Стерлин А. Р. и др. M.: ИМЭМО, 1985.
  163. Управление социальной сферой: Учеб. / Под ред. В. Э. Гордана. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  164. P.A. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998.
  165. А.Н. Стратегические задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Вып. 3. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  166. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998. 688 с.
  167. Н.В. Российская экономика: стратегическое планирование социально-экономического развития. М.: Вуз и школа, 2003. 327 с.
  168. Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  169. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989.815 с.
  170. Финансовая Россия. 2002. № 12.
  171. Фридман и Хайек о свободе / Под общ. ред. Г. Лисичкина. М.: Полифант-референдум, 1990. 127 с.
  172. Р. Сетка социальной безопасности в США и в России // Вопросы бюджетной политики и бюджетного федерализма в России и США: Тез. докл. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1995. 48 с.
  173. Р. К теории экономической динамики. М.: Гелиос АРВ, 1999. 160 с.
  174. С. Оптимизация финансовой поддержки субъектов федерации // Экономист. 1997. № 5. С. 68−73.
  175. O.A. Стратегическое управление развитием некоммерческих организаций: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2002.
  176. Ф.И. Основы региональной социальной политики. М.: Информационно-издательский центр Академии труда и социальных отношений, 2000.
  177. Т.В. Основные элементы стратегического планирования развития больших социально-экономических систем: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  178. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Новосибирск, 1993. 347 с.
  179. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991. 117 с.
  180. Л. Благосостояние для всех // Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и ст. М., 1996. С. 346−353.
  181. Chandler A.D. Strategy and Strukctuie. Cambridge (Mass.), 1982. P. 16.
  182. Davies Peter and Scribbins Keith. Marketing Futher and Higher Education. N.Y., 1985.
  183. Kaplan R.S., Norton D.P. Translating Strategy into Action. The Balanced Scorecard / Harvard Business School Press. Boston, 1996.
  184. Laine C ., Dairdoff F. Patient Centered Medicine. A Professional Evolution IAMA. 1996. V.275, N. 22. P. 152−156.
  185. Macroecomomic Policies and Poverty: an Analyses of the Experince in Ten Asian Countries, 1997.
  186. Martin J. Stratigic information. Planning methodologies Englewood Cliffss (Ni) — Prentice Hall, 1989.
  187. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. N.Y.: The Free Press, 1994.
  188. Richardson B., Richardson R. Dusiness Planning. An Approach to Strategic Management. London: Pitman, 1992.
  189. Отраслевая структура основных фондов на конец 2001 г. (% от общего объема онсовных фондов)
Заполнить форму текущей работой