Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация рациональной структуры управления авиатранспортным комплексом северного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструмент арно-методический аппарат. В диссертации использовались современные методы научного: исследования экономических процессов: системный и процессный подходы при анализе: экономической-дёятельности- «метод восхождения от, абстрактного к. конкретномураскрывающий теоретическую и практическую сущность функционирования систем и организаций-: логический. — при оценке факторов влияния… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Экономические предпосылки государственного регулирования деятельности авиатранспортной системы региона
    • 1. 1. Основные формы, методы и приоритеты государственного регулирования развития региональной транспортной системы
    • 1. 2. Методические подходы к построению региональной системы управления пассажирскими авиаперевозками
    • 1. 3. Функционально-факторные особенности региональной системы авиаперевозок
    • 1. 4. Организации управления авиапредприятиями на принципах «научного администрирования»
  • 2. Влияние трансформируемой экономики на системно-структурные преобразования авиатранспорта
    • 2. 1. Определение функциональных характеристик авиатранспортных узлов
    • 2. 2. Условия и критерии организации авиатранспортных систем с учетом размерности их структур
    • 2. 3. Анализ экономической деятельности и тенденции развития транспортной инфраструктуры
    • 2. 4. Определение функциональных параметров рациональной схемы авиалиний и пассажиропотока
  • 3. Выбор управленческих приоритетов в модернизации структуры управления пассажирским авиаперевозками
    • 3. 1. Принципы и факторы влияния размещения авиа транспортных узлов
    • 3. 2. Обоснование конкурентоспособности новой системы управления
    • 3. 3. Определение функциональных параметров рациональной схемы авиалиний и пассажиропотока

Организация рациональной структуры управления авиатранспортным комплексом северного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пассажирский авиационный транспорт в современных условиях рассматривается, как социально значимая отрасль национального хозяйственного комплекса любого развитого государства. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием около 10% населения России в период весенней и осенней распутицы остаются практически отрезанными от транспортных коммуникаций. Не завершено формирование опорной сети дорог, связывающей субъекты Российской Федерации между собой, с центральной частью страны и с основными транспортными узлами. Больше половины территории нашей страны не имеет таких связей из-за неразвитости дорожной сети. В настоящее время почти 40 тыс. населенных пунктов России, в которых проживает более 10 млн. человек, не имеют возможности круглогодичного выхода на опорную транспортную сеть.

Это обстоятельство усугубляется отсутствием достаточного количества мостовых переходов через крупнейшие реки страны, а в районах Крайнего Севера в ближайшие 2−3 года более 80% действующего парка транспортных средств будет выведено из эксплуатации по причине полного физического износа. Такое состояние транспортных средств и транспортной инфраструктуры влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения определенного дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.

Опыт зарубежных стран показывает, что темпы роста доли автомобильного транспорта в транспортном комплексе примерно соответствует темпам роста ВВП. Поэтому экономический рост в Росси неизбежно будет сопровождаться ростом автомобилизации, что еще больше усугубит проблемы состояния и содержания автомобильных дорог в стране. Последствия роста интенсивности движения автомобильного транспорта оказывают негативное влияние на состояние существующей сети автодорог.

Сплошные транспортные «пробки» на подъездах к промышленным центрам, разрушение верхнего покрытия дорог, ухудшение экологической обстановки в зоне прохождения автодорог, рост транспортных затрат и, соответственно, стоимости перевозок. Отсюда вывод — состояние автодорожного хозяйства предопределяет уровень развития производственной и социальной сферы государства и обеспечивает надежную работу подавляющего большинства отраслей хозяйственногокомплекса страны в особо отделенных регионах.

Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта с одной стороны, негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях с. другой, создают, угрозу общеэкономическому развитию ее регионов, ослабления позиций России на мировом рынке транспортных услуг, особенно авиационных.. ,.

Анализ результатов работы предприятий авиатранспортного комплекса ХМАО за последние 5 лет показывает, что они имеют достаточный технический и, организационный потенциал, который используют' не полностью. На низком уровне остаются показатели использования воздушных судов, количество выполняемых рейсов, в особенности международных не увеличивается. Значительная часть инфраструктурных • объектов работает с превышением номинальной нагрузки, а другая часть объектов работает с нагрузкой ниже минимальной, которая по объективным причинам не может быть повышена даже в среднесрочной перспективе. Л ,.

Современная система внутренних и. междугородных пассажирских. авиаперевозок ХМАО отличается исключительной сложностью, вызванной ее социально-экономичёской природной составляющей. Кроме, того, целый комплекс экономических и социальных объектов —г. предприятия-перевозчики, организаторы, координаторы^ заказчики перевозок, пассажиры — потребители услуги, действуют как система с противоречивыми интересами и целями ее элементов.

Анализ современных проблем развития транспортной инфраструктуры при стареющих основных фондах в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) не исключение, поскольку эти тенденции носят ' системный характер и требует научного подхода к их решению. Еще одной функциональной особенностью аэропортов Ханты-Мансийского округа является то, что большинство из них можно рассматривать в качестве «узловых», консолидирующих пассажиропоток из более мелких аэропортов и населенных пунктов, в которых расположены приписные аэропорты, аэродромы, авиаплощадки и вертодромы. Недостаточная разработанность научных и практических подходов к совершенствованию системы управления пассажирскими авиаперевозками в пределах национальных Округов и регионов на основе новых форм и методов управления определяет актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме развития рациональных систем организации и управления транспортом и его инфраструктурой посвящены труды многих российских ученых и специалистов-транспортпиков: Б. В. Артамонова, Т. В. Богдановой,.

Н.М.Васильева, В. А. Персианова и Н. Н. Громова, Н. Н. Данилова, О. Н. Дунаева, Ю. В. Зворыкиной, М. П. Улицкого, Н. С. Ускова, A.A. Чеботаева Ю. В. Яковца, А. В. Яроша и др.

Теоретической и методическую основу диссертационного исследования составили классическая экономическая теория, современные теории переходной экономики, фундаментальные положения теории региональной экономики по проблемам управления опережающим развитием инфраструктуры транспорта в обеспечении процесса расширенного регионального воспроизводства.

Фундаментальные труды ведущих зарубежных ученых экономистов в области управления и развития промышленного производства и транспортного его обеспечения: А. Смита, Дж. Кейнса, Я. Корнай, Ф. Котлера, Дж. Коула, В. В. Леонтьева, П. Самуэльсона, Длс. Стиглера, М.

Фридмена, К. Эрроу, JI. Эрхарда и др. способствовали решению проблем в области функционирования рыночной экономики.

В развитие концептуальных основ формирования в России рыночных отношений значительный вклад внесли известные отечественные ученые-экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, П. Г. Бунич, Д. В. Валовой, В. И. Видяпин, А .Я. Лившиц, Г. С. Лисичкин, Г. Х. Попов, А. И. Татаркин и др.

Приближением создаваемых моделей управления перевозками и его качеством на транспорте (железнодорожиый, водный, автомобильный) к реальным условиям деятельности активно работали В. А. Персианов, А.И.Журав'ель, В. Г. Галабурда, В. И. Белов, А. П. Абрамов, А. Н. Ефанов, Б. М. Лапидус, Т. П. Коваленок, A.B. Давыдов, Ю. А. Пикалин, В. П. Зачесов, В. М. Бунеев, A.C. Овсянников, А. П. Дементьев, Т. А. Лунина, П. Н. Рубежанский и др. В диссертации учтены результаты исследований ведущих ученых ИЭиОПП СО РАН В. И. Кулешова, В. И. Суслова, В. Ю. Малова, В. И. Клисторина, Г. М. Мкртычана и др., по проблеме совершенствования организации систем управления и организации производства.

Объект исследования представляет существующая система управления пассажирскими. авиаперевозками и обслуживающая их региональная' аэропортовая сеть.

Предметом исследования являются экономические взаимоотношения субъектов рынка авиационных услуг и процессы регулирования деятельности авиатранспортного комплекса ХМАО.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке научно-методических подходов и практических рекомендаций по созданию рациональной системы управления авиатранспортным комплексом с учётом социально-экономической значимости воздушных перевозок ХМАО.

В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:1 б — выполнен анализ современного состояния-и результатов деятельности авиатранспортных предприятий-: — предложен методический подход к обоснованию параметров расчета рационально-необходимых показателей ' функционирования — узловых аэропортов и региональных аэродромов и вертодромов- - разработаны, методические рекомендации: по выбору приоритетных вариантов — организации деятельности ^ авиатранспортного комплекса и его1 структурных подразделений-.. .

— предложен механизм функционирования региональной авиатранспортной инфраструктуры на основе созданной радиально-узловой системы консолидации-пассажиропотоков- ¦ выявлено, содержание, и особенности организации: пассажирских авиаперевозок на региональном уровне в условиях государственно-частного-партнерства-. , .-'.••:'.. — V — .

— экономически обоснованы и апробированы принципы государственночастного регулирования авиаперевозок пассажиров в условияхотдаленных северных территорий— .

— определены критерии, оценки эффективности фу luci u-ioi шрования авиатранс-= портных предприятий на. внутренних и междугородних рейсах-. -определеныоптимальные- •¦• параметры организацииуправления и обслуживания междугородных и внутренних маршрутов.

Инструмент арно-методический аппарат. В диссертации использовались современные методы научного: исследования экономических процессов: системный и процессный подходы при анализе: экономической-дёятельности- «метод восхождения от, абстрактного к. конкретномураскрывающий теоретическую и практическую сущность функционирования систем и организаций-: логический. — при оценке факторов влияния показателейна повышении эффективности, системы управления и анализе уровня развития.. потенциала участников перевозочного комплекса-, математического моделирования: — при* оценке уровня развития авиатранспорта, а так же методы экономического, логического и сравнительного анализа, методы научной абстракции и математической статистики.

Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством:

П. 1.4.83 «Экономическое обоснование систем управления на транспорте»;

П. 1.4.87 «Исследование закономерностей и принципов распределения пассажирои грузопотоков по видам транспорта, выбора экономически целесообразных схем освоения перевозок и организация перевозочного процесса" — П. 1.4.92 «Организация управления на транспорте».

Гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что существующая система управления и организации деятельности авиа компаний и сети аэропортов является неспособной удовлетворять социально-экономические потребности населения ХМАО и экономики региона в перевозках.

Информационную базу исследования составили: нормативные и отчетные материалы Министерства транспорта и связи РФ, региональных и местных органов власти, обеспечивающих регулирование авиационных перевозок, данные периодических обследований авиакомпаний, проводимых Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и Правительстве ХМАО. В процессе исследования проведено также анкетирование руководителей авиакомпании «Ютэйр», социологические опросы авиапассажиров.

Обоснования и выводы автора базируются на данных статистических наблюдений за последние 5 лет и с учетом 15-ти летнего опыта производственной деятельности в авиационной отрасли.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научных и практических рекомендаций по усовершенствованию методов управления и организации совместной деятельности частных и государственных авиакомпаний в условиях северных территорий России. Наиболее значимые элементы научной новизны состоят в следующем: предложены принципы построения механизма регионального регулирования пассажирских авиаперевозок на основе определения функциональных параметров пассажиропотока;

— разработана рациональная модель организации управления комплексом гражданской авиации Ханты-Мансийского округа в структуре взаимодействия «государство — частные авиационные компании;

— предложен и адаптирован метод создания транспортных узлов и радиальных аэропортов на основе структурной многоуровневой модели функционирования сети пассажирских аэропортов в регионального сегменте транспортного рынкаразработаны методические рекомендации для практического применения форм и моделей управления комплексом гражданской авиации на основе государственно-частного партнерства, направленные на дальнейшее повышение эффективности государственного регулирования авиаперевозок в районах отдаленных Северных территорий.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты научных исследований автора являются составной частью целевой комплексной программы совершенствования организации и управления качеством работы транспортного комплекса ХМАО в условиях рыночной экономики. Автором предложены основные направления взаимовыгодного сотрудничества частных и государственных субъектов рынка в выработке и апробации регуляционных мер, обеспечивающих развитие системы авиационных пассажирских перевозок в условиях отдаленных северных территорий.

Реализация выработанных в процессе исследования рекомендаций и предложений способствует активизации процесса адаптации обеих взаимодействующих частей — государственного органа и частной авиационной компании — к рыночным условиям управления и хозяйствования. Авторская методика обоснования выбора аэропортов консолидации пассажиропотоков транспортного полигона ХМАО адаптирована на региональном уровне, что документально подтверждено Департаментом авиатранспорта МинТранса РФ. В процессе исследования автором была разработана «Концепция развития транспорта в Ханты-Мансийском автономном округе», основные положения которой используются в управлении транспортными предприятиями Правительства ХМАО с 2001 года и по настоящее время. Материалы исследования используются в учебном процессе Югорского государственного университета при подготовке специалистов для транспортного комплекса ХМАО. Кроме того, они могут быть использованы при разработке конкретных методик по государственному регулированию деятельности других видов транспорта. Соответствующие документы прилагаются.

Апробация работы и публикации. Автор по теме диссертации имеет одну монографию (8.2 п.л.) 9 публикаций в различных научных изданиях объемом 3.2п.л., в том числе и реферируемых изданиях ВАК (І.Оп.л). Основные положения диссертации прошли апробацию на научных семинарах Югорского государственного университета, Уральского государственного экономического университета, экономических советах Правительства ХМАО и департаментов МинТранса РФ в 2005;2010гг.

Структура и объем диссертации

Диссертация содержит 152 страницы основного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 125 наименований, 17-ти официальных нормативных и методических документовсодержит 35 таблиц и 28 рисунков, одно приложение (авторская концепция).

Заключение

.

Реализация выработанных в процессе исследования рекомендаций и предложений способствует активизации процесса адаптацииобеих взаимодействующих частей — государственного органа и частной авиационной компании — к рыночным условиям управления и хозяйствования. Выявлены основные элементы авиационных пассажирских перевозок, подлежащих регуляции,., определены, методы, воздействияна частные авиакомпании: с целью повышениякачества, обслуживания, населениявыработки и апробации, регуляционных меробеспечивающих развитие системы авиационных пассажирских: перевозок в условиях отдаленных северных территорий.

Изучение теории, и практики построения социального государствапрактики организации1 пассажирских авиаперевозок на региональном уровне в условиях установления" рыночных отношений' при опоре на теорию социально-этического маркетинга помогли не только осознать объективную необходимость осуществления функции управления развитием авиационного комплекса региона со стороны государственных органовно и сформулировать «миссию авиатранспорта» как общественное предназначение: авиатранспорта.

В диссертационном, исследовании сделаны ¡-следующие выводы:

1. Особенности организации авиационных пассажироперевозок в ХМАО обусловлены:: значительной разбросанностью: населенных пунктовсравнительно небольшой численностью, и плотностью населения, проживающего преимущественно в малых северных городахзначительной удаленностьюбольшинства населенных пунктовот областных центров и других традиционных мест проживания населения странысуровыми-природно-климатическими условиями.

2. Ведущей идеей концепции основных направлений деятельности гражданской авиации региона в условиях установления рыночных отношений-, разработанной, и утвержденной в июне 2001 года правительством ХМАО/ рассчитанной на 10 лет, явилась разработка ближайшей и долгосрочной программ развития, как всех аэропортов округа, так и ряда авиаперевозчиков.

В основу концепции развития комплекса гражданской авиации Округа положен широко применяемый на Западе принцип построения «центрально-радиальных» схем авиамаршрутов (схема «спица-колесо»), при использовании которого все отправки пассажиров по магистральных направлениям производятся из узловых аэропортов, связанных со всеми другими аэропортами сетью местных воздушных линий. В результате реализации указанной схемы существующая сеть авиалиний существенным образом изменилась.

Согласно концепции, магистральным путем развития окружных аэропортов явилось создание трех авиационных узлов на базе крупнейших воздушных портов округа — городов Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска. Мыслилось, что через них должны были пройти все основные авиалинии, связывающие территорию, как со всей Россией, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Эта идея была реализована в процессе опытно-экспериментальной работы. Концепциязаложила основы развития узловых аэропортов, разграничила этапы производства работ по созданию трех узловых комплексов. Заложенные в концепцию проекты решено было финансировать главным образом из средств самого субъекта Федерации. Исключение составило ФГУП «Нижневартовское авиапредприятие», находящееся-в федеральной собственности.

3. Разработка оптимальной схемы организации комплекса гражданской авиации Ханты-Мансийского округа обусловила перенесение рейсов на магистральных направлениях из нескольких небольших аэропортов и концентрацию пассажиропотоков в «узловых» аэропортах с учетом полного удовлетворения платежеспособного спроса на авиауслуги и повышения эффективности деятельности авиапредприятий Округа. Основные критерии оптимизации системы — снижение себестоимости перевозки одного пассажираповышение прибыльности (снижение убыточности) основной деятельности аэропорта.

Расчеты пассажиропотоков с применением оптимизационной модели показали нецелесообразность изменения существующей сети авиалиний для аэропортов восточной части Округа. Для. группы аэропортов западной части Округа предлагается перераспределение магистральных авиапотоков по схеме, согласно которой «узловым» становится аэропорт Ханты-Мансийска. В качестве компромиссного или промежуточного варианта реализации данной стратегической схемы была рассмотрена тактическая схема, перераспределения пассажиропотоковпри которой в качестве «узловых» аэропортов регионального^ значения' к указанному перечню аэропортов, добавляются Белоярский, Советский и Нягань.

Консолидация пассажиропотоков как в стратегическом, так и тактическом вариантах привела к значительному экономическому эффекту для всех участников рынка авиаперевозок.

4. Решающая^ роль в процессе реализации схемы оптимизации маршрутов в рамках Округа методами цивилизованной рыночной конкуренции принадлежит авиакомпаниям-перевозчикам. Причем их рыночная стратегия не должна вступать в противоречие с политикой, проводимой окружной администрацией в комплексе гражданской авиации. На основе оптимальной схемы организации комплекса гражданской авиации Ханты-Мансийского округа была создана и апробирована модель системы взаимодействия Департамента транспорта, связи ХМАО и частных авиационных компаний — пассажироперевозчиков. Эта модель обеспечивала государственное регулирование авиаперевозок на региональном уровне. Присутствие на рынке авиауслуг Округа большого количества авиакомпаний-перевозчиков, в том числе и разрозненных мелких, потребовало выделить из них не только наиболее значительные по объемам работ, выполняемых в регионе (а/к «Тюменьавиатранс» — новое название «Ютэйр», а/к «Хантыавиа», а/к «Когалымавиа», Нижневартовское ГУАГГ), но и создать институт окружного Генерального авиаперевозчика, обеспечивающего окружные авиаперевозки.

5. Организовать устойчивую работу гражданской авиации как системы соответствующей условиям рынка и Постановления правительства РФ невозможно, опираясь на потенциал многочисленных мелких разрозненных авиакомпаний. Вместе с тем, переход на работу по внутриокружным перевозкам с одним авиаперевозчиком мог бы поставить администрацию Округа и руководство аэропортов в зависимость от политики этой компании. Необходим был механизм, позволяющий установить баланс интересов всех сотрудничающих сторон.

6. Дальнейшее повышение эффективности государственного регулирования авиаперевозок на региональном уровне касается, одной стороны, развития института генерального перевозчика, с другой стороны, принятия комплексных мер превентивного характера, ограничивающих монополизацию сферы авиаперевозок. Следует организовать жесткий контроль над неукоснительным соблюдением сроков обновления парка воздушных судов, поддерживая при этом не только тесные связи с предприятиями — производителями авиационной техники, но и способствуя получению частными авиакомпаниями на эти цели субсидий и кредитов.

В целом, вышеперечисленное подтверждает выполнение «собирательной» функции аэропортов местного значения для находящихся в зоне их тяготения авиаплощадок и вертодромов по подвозу пассажиров в региональные аэропорты в соответствии с концепцией построения «центрально-радиальных» схем авиамаршрутов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. — М.: Экономика, 1987. -189 с.
  2. Авиация: наглядный словарь. / Пер. с англ. Дорлинг Киндерсли. М, 1997.-64 с.
  3. Авиация: энциклопедия. / Под ред. Г. П. Свищева. М.: Большая российская энциклопедия: Центральный аэродинам, ин-т, 1994. — 735 с.
  4. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. -М.: ИМЭМО, 1990. -115 с.
  5. А.Г. Переход к рынку: борьба мнений. М.: Наука, 1993.-142 с.
  6. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М: Наука, 1991. -112 с.
  7. Т.Г. Моделирование процессов в системе управления воздушным движением. М.: Радио и связь, 1993. — 262 с.
  8. Алмазова O. JL, Дубоносов JI.A. Рынок против рынка. М.: Финансы и статистика, 1993. — 336 с.
  9. Ю.Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  10. П.Антонов А. Н. Швеция: противоречивые процессы развития. — М.: Знание, 1977.- 69 с.
  11. В.Н. Диалектика собственности: логика экономической формы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 244 с.
  12. Ашфорд, Норман и др. Функционирование аэропорта. — М.: Транспорт, 1990.-372 с.
  13. Барышников М-Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 224 с.
  14. Г., Бейстон М. К. Ангелы страшатся. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994:-216 с.
  15. .Н. и др. Экономический порядок и криминальная конкуренция. — Челябинск: 1996.-272 с.
  16. Н.М. Краткий словарь авиационных терминов. / Под ред: В. А. Комарова. М.: Изд-во МАИ, 1992. — 219 с.
  17. В.Бизнес-план: Методические: материалы /Под ред. H.A. Колесниковой, А. Д. Миронова.- 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000- - 256 с.
  18. В.М., Новоселов В.И., Путилова Н. Н. Эффективность городского транспорта.Монография.ФРОУ ВПО НГАВТ.2008.-418с:
  19. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.
  20. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 816 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).¦ •. '
  21. Т. Как улучшить управление организаций: Пособие дляруководителя. -М.: АО «ИНФРА М» — АОЗТ «Премьер», 1995. — 204 с.
  22. Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристь, 1997. — 568 с.
  23. Г. Г. Новые ценности.-М.: Наука, 1989.-256 с.
  24. Бусыпш А. В: Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1997.-608 с.
  25. О.В., Косай Д., Округ З. М. Современная концепция совместного предпринимательства в мировой экономике: теория и практика. -М.: ФОН, 1995. -90 с.
  26. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА — М., 1999. — 392 с. '
  27. Бьюкенен Джеймс Избранные труды. / Пер. с англ.- М.: Тарус Альфа -Т. 1.- 560 с.
  28. И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 501 с.
  29. В.И. Моделирование систем гражданской авиации. / Под ред. В. И. Васильева. -М.: Транспорт, 1988. 308 с.
  30. М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1990. С. 44 — 344.
  31. В.Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики им. A.C. Грибоедова, 1999. — 480 с.
  32. О.С., Наумов А. И. — Менеджмент: Учебник. — 3-е издание: -М.: Гардарика, 2000. 528 с.
  33. О.С. Стратегическое управление: Уч-к.-2-e изд., пер. и доп. М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  34. Г. С. Организация перевозок и коммерческая эксплуатация транспорта: Учебное пособие. М.:МИИГА, 1988. — 91 с.
  35. . Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е исправленное. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с.
  36. Д.Л., Иванцевич Д., Доннелли Д. Х. Организации: поведение, структура, процессы. / Пер. с англ. 8-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2000. -XXVI, 662 с.
  37. H. Н., Персианов В. А. Управление на транспорте. — М.: Транспорт, 1990. — 336 с.
  38. H. Н., Персианов В. А., Курбатов A.B., Мартынов А. Г. и др. Менеджмент на транспорте. М.: Издательский дом «Академия», 2003−528 с.
  39. A.B., Овсяников A.C., Маложон Н. М. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике. Новосибирск.: Наука, 2003 — с.81−123,151
  40. A.B., Кретов С. П. Управление трудовыми ресурсами в период реформирования железнодорожного транспорта. Новосибирск. Изд. ГПНП, 2002. — 230 с.
  41. A.B. Давыдов. А. П. Дементьев. Управление трудовыми ресурсами. Учебное пособие. Н-сиб.СГУПС.2008.157с.
  42. P.JI. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. — 832 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  43. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Пер. с нем. A.M. Макарова. / Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., ИНФРа-М, 1996. — 255 с.
  44. Э. Дж., Линдсей, Дэйдид Э. Рынок: микроэкономическая модель. / Пер. с англ. Ml: АО «Вече», 1995. — 478 с.
  45. Друккер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200 с.
  46. Дуэль П: Д. История воздухоплавания и авиации в России: период до 1914 года. М:.' Машиностроение, «1995. — 494 с.
  47. H.H. / Курс математической экономики: учебное пособие — М.: Высшая школа, 2006:49.3ворыкина Ю.В. / Государственные и муниципальные концессии в России. М., 2002. ¦
  48. С.А. Экономические модели и методы в управлении. М.: Дело и сервис, 1998.-104 с.
  49. В.В. Системный подход к решению задач // Мир связи. № 2. — 2001.-С. 58−59.
  50. В.В., Панько А. П., Ануфриев H.A., Малышкин А. Г. Региональная программа развития водного транспорта // Региональная программа развития водного транспорта: Специальный выпуск Министерства транспорта. М., 2003. — С.5−13.
  51. История менеджмента: Учеб. пособие. / Под ред. Д. В. Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  52. A.B. / Решение оптимизационных задач в экономике / — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  53. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. -М.:ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2005.
  54. Е.В. / Социология: учебное пособие, практикум по дисциплине/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. -М.:МЭСИ, 2004.
  55. Н.В. / Общая теория статистики: конспект лекций — М.: Эксмо, 2008.
  56. Е. Ф. Совершенствование управления транспортом в условиях экономической реформы: На примере гражданской авиации — М: Транспорт, 1996.
  57. O.A. / Методы количественного анализа в биснесе: учебник для программы МВА М.:ИНФРА-М, 2005.
  58. А.П., Минаева Н. В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. -М.: Изд-во ЦИПКК АД 1996.-292 с.
  59. В.Е. Средства обслуживания авиаперевозок: справочник. -Киев: Техника, 1987. — 134 с.
  60. Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления). / Пер. с англ. М.: ЗАО „Олимп — Бизнес“, 1999. — 304 с.
  61. Дж. М. Общая теория занятости, процентов и денег. // Антология экономической классики. — М.: „Эконов"-"Ключ“, 1993. С.137−434.
  62. Дж.Б. Распределение богатства. /Пер. с англ. -М.: Гелиос АРВ, 2 000 368 с.
  63. Клас Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель. — М.: Экономика, 1991.-348 с.
  64. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального эксперимента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  65. K.JI., Кибалов Е. Б. Транспортное освоение Сибири: стратегии XX века. Новосибирск, 2001. — 216 с.
  66. П.В. Математические методы исследования операций в экономике СПб: Питер, 2000. — 208 с.
  67. Я. Путь к свободной экономике. /Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. -147 с.
  68. В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: Курс лекций. М.: „Ступени“, 2002. — 256 с.
  69. Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ.- Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
  70. А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд. „Академический Проект“, 2000. — 352 с.
  71. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000. — 412 с.
  72. H.H. Управление динамической системой. Задача о минимуме гарантированного результата.—М.: Наука, 1985. — 518 с.
  73. A.A. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирование их развития. — М.: Вузовская книга, 1998. 392 с.
  74. Кунц Гарольд, О’Доннел Сирил. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — 495 с.
  75. А. Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. М.: МП ТПО „Квадрат“, 1991.-250 с.
  76. В.В. Экономическое эсе. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  77. В.В. Избранные труды. СПб.: Невское время. 1994. 566 с.
  78. Е.Л. Технико-экономические изыскания воздушных сообщений и прогнозируемое развитие гражданской авиации. М.: МИИГА, 1987. — 108 с.
  79. Л.В., Раннева H.A. Основы экономических знаний. — М.: Фонд за экономическую грамотность, 1995. 625 с.
  80. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Пер. с англ. В 2 т. — М.: Республика, 1993. — Т. 1 — 399 с.
  81. Т.Г. / Региональная экономика: учебник М.: Юнити-Дана, 2008.
  82. Т.Р. Опыт закона о народонаселении //Антология экономической классики. -М.: „Эконов"-"Ключ“, 1993. С. 5 -136.
  83. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. — 2-е изд. — Т. 23.
  84. А. Принципы экономической науки. В 3 т. / Пер. с англ. М.: Прогресс, фирма „Универс“, 1993.
  85. А., Олкин И. Неравенства: теория мажоризации и её приложение. / Пер. с англ. -М.: Мир, 1983. 574 с.
  86. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. -М.: Дело, 2000. 704 с.
  87. .З. Теория организации: Уч-к.-2-е изд., пер. и доп. М.: ИНФРА — М, 2000. — 480 с.
  88. Н.В. Экономика и предпринимательство: Лекции, деловые игры и упражнения. М.: Туман, изд. центр ВЛАДОС, МП „Паллада“, 1994. — 251 с.
  89. А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. М.: Финансы и статистика, 1988. — 142 с.
  90. Г. Б. Разработка комплексной методики оценки эффективности функционирования региональной транспортной сети: Автореф. дис.. .канд. техн. наук.-СПб.: Акад.гражд.авиации, 2003. -30 с.
  91. К. Применение теории систем и проблемы управления. М.: Мир, 1981.-179 с.
  92. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. /Под- ред. Ю. М. Осипова. М.: 1992. — 432 с.
  93. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). /Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и / статистика, 1996.-496 с.
  94. Основы теории оптимального управления. /Под ред. В. Ф. Кротова. М.: Высшая школа, 1990. — 429 с.
  95. ЮО.Пшу A.C. Экономическая теория благосостояния. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. -Т. 1.-498 е.- Т. 2.-456 с.
  96. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. /Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1996. 424 с.
  97. Ю2.Попов CA. Стратегическое управление: 17 модульная программа^ для менеджеров „управление развитием организации“. Модуль 4.- М.: ИНФРА — Mi 2000! — 304 с.
  98. ЮЗ.Райзберг Б. А. Основы экономики и предпринимательства. М.: Просвещение, 1995. — 206 с.
  99. Л.А. Адаптация сложных систем: Методы и приложения. -Рига: Зинатне, 1981. 375 с. 105 .Рокфеллер Дж. Д. Искусство разбогатеть.-М.: Алфавит, 1992.-96 с.
  100. Юб.Румянцева.З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17 модульная программа для» менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. — М.: ИНФРА — М, 2000. — 288 с.
  101. Ф.М., Апишев A.A. Возрождение предпринимательства в России. -Майкоп: Изд-во ИПКПО, 1992. 267 с.
  102. Ю8.Рутггингер Р. Культура предпринимательства. / Пер. с нем. М.: Эком, 1992.-240 с.
  103. Ю.Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. — М.: НПО «Алгон», 1997. — Т. 1 — 335 е., Т. 2.-416 с.
  104. Ш.Серван-Шрейбер Ж. Л. Ремесло предпринимателя. М.: Международные отношения, 1994. -243 с.
  105. В.И. / Атлас «Россия. Хозяйство и географические районы» /-М.:Дрофа, Изд-во ДИК, 2008.
  106. О.М. / Текст выступления на конференции «Гражданская авиация: проблемы и перспективы» 28 июня 2007 г.
  107. С.А. / Экономические основы использования малой авиации в интересах обороноспособности России: автореф. дис. канд. эк. наук.-М, 2007. I
  108. А.И. / Транспортная стратегия Уральского федерального округа. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
  109. Транспорт в России. / Федеральная служба государственной статистики / Статистический сборник. — М., 1992, 2002, 2005, 2006, 2007.
  110. Л.И. / Математическая статистика: учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М. :МЭСИ, 2004.
  111. Тысяча лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. / Сост., вступ. ст. и примеч. O.A. Платонова. — М.: Современник, 1995. -478 с.
  112. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 1999.- 669 с.
  113. В.В., Гармаш А. Н. / Экономико-математические методы и прикладные модели -М.: Юнити-Дана, 2005.
  114. A.A. / Геотранспортные ресурсы России: Учеб: Пособие -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
  115. Яковец Ю. В: / Инвестиционный бизнес. / РАГС, 2002.
  116. Официальные нормативные и методические материалы
  117. Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на- период до 2020 года. Утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 003/0021.
  118. Постановление Расширенного заседания Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от 11 июля 2008 г.
  119. Приказ Федерального агентства воздушного транспорта. О внесении изменений в учредительные документы Государственного унитарного авиапредприятия «Авиалинии'центральных районов» № 139 от 6 июня 2008 г.
  120. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
  121. Указ Президента РФ. Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация», 20 февраля 2006 г. № 140.
  122. Ю.Указ Президента РФ. Об- упорядочении использования авиации общего назначения, 21 июля 1995 г. № 747.
  123. Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве Российской, Федерации. / Министр обороны РФ № 136, Министерство транспорта РФ № 42, Российское Авиационно-космическое агентство № 51. Приказ от 31 марта 2002 г. (№ 136/42/51).
  124. Федеральная целевая программа. Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года. Утверждена1 Постановлением ВС РФ от 12 августа 1993 г. N 5615−1.
  125. Федеральная целевая» программа. Развитие гражданской- авиационной техники России на 2002−2010 годы и на период до 2015 года. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 728.
  126. Федеральный закон. О концессионных соглашениях, от 21 июля 2005 годаЫ 115-ФЗ (редакции от 30 июня 2008 года).
  127. Федеральный закон. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г.
  128. Федеральный закон. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. № 1Э1-ФЗ от 6 октября 2003 г. в редакции от 25 декабря 2008 г.
Заполнить форму текущей работой