Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование политической ситуации как средство совершенствования политического управления в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сама политическая ситуация остается также мало изученным явлением в политической науке. Хотя фактически анализом политической ситуации занимались еще историки и философы античности2, а в Х1Х-ХХ вв. существенный вклад в методологию исследования политической ситуации внесли основоположники марксистской политической школы, 3 до сего дня анализ политической ситуации остается скорее публицистическим… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 16−77 политической ситуации
  • Глава 2. Политическая ситуация как объект политического 78−131 управления
  • Глава 3. Применение моделирования политической ситуации 132−162 для формирования ресурсов политического управления в регионе

Моделирование политической ситуации как средство совершенствования политического управления в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Необходимость поиска и разработки новых подходов к совершенствованию управления, использования в управлении комплексного подхода с привлечением современных достижений смежных наук, переосмысление использующихся сегодня методов управления и их доработка и совершенствование предопределены опытом прошедших 5 лет радикального реформирования российской жизни. Коротко основную проблему управления можно определить следующим образом: изменившиеся радикально условия управления требуют столь же радикальных изменений методологии и системы управления, повышения ее чувствительности к ситуационным факторам, гибкости и точности реагирования на конкретные ситуации.

Сравнимые с революционными по глубине проникновения во все сферы жизни российского общества и по темпам осуществления, политические и экономические изменения российского государства вызвали столь же радикальные изменения в российском социуме. Происшедшие политические, экономические и социальные преобразования привели к серьезным негативным последствиям, которые невозможно отнести лишь на счет объективных причин, вызванных ошибками и некомпетентностью строителей и руководителей СССР. Не меньшую роль в происходящих сегодня процессах играют управленческие ошибки, допущенные в период реформ 90-х годов.

Одна из основных причин этих ошибок — темп преобразований. В течение чрезвычайно короткого по историческим мерам срока — всего в течение 2−3 лет — принципиальной трансформации подверглись все существовавшие институты государственной власти. Появились и новые, не существовавшие в СССР, государственные институты и соответствующие им организационные структуры.

Глубочайшим изменениям подверглись и социальные институты. Правомерно утверждать, что даже существовавшие в СССР такие институты как семья, собственность, церковь, общественные объединения и др., с принятием Конституции РФ в 1993 году и Гражданского кодекса в 1996 году, родились в совершенно ином качестве. Изменение экономических институтов стало одним из механизмов трансформации социальных и государственных институтов, хотя это влияние, несомненно, взаимно.

Разумеется, столь стремительные перемены в жизни общества привели к форсированной стратификации социума, расслоению людей по десяткам признаков, быстрыми, нередко неожиданными и болезненными для людей их собственными перемещениями из страты в страту.

Итак, сегодня органы государственного управления (и федеральные и региональные) работают в совершенно иной институциональной среде, а также контактируют со значительно большим количеством субъектов и объектов управления, в том числе и таких, которых ранее не существовало и к которым применение методов администрирования невозможно. Новые условия требуют и поиска (разработки) адекватных методов управления. Такие методы могут быть основаны на построении комплекса моделей, отображающих сущностные аспекты процесса или явления, представляющего собой объект управления и позволяющих изучить возможные варианты управленческих решений и их последствий до того, как эти решения будут осуществлены на практике. Возможность создания таких моделей и предопределяет актуальность данного исследования.

Актуальность настоящего исследования обусловлена также совре менными достижениями смежных наук, — прежде всего теорией информации и информатикой, психологией, теорией организации и др., -которые могут быть успешно применены для решения проблем политического управления (в частности при создании моделей процессов, явлений, представляющих собой объекты управления) и на уровне федерации и на уровне субъектов федерации.

Состояние научной разработанности проблемы.

Хотя проблемы современного управления в России стали предметом ряда исследований, такой его аспект как сочетание политических и административных принципов управления в повседневной деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации остается практически не изученным. Также не изученной является проблема комплексного учета ситуационных факторов в принятии управленческих решений органами исполнительной власти регионов, особенно это относится к таким факторам как интересы и межсубъектные отношения, являющимся основой политического управления. Работы, посвященные проблемам регионального управления обычно ориентированы на учет экономических факторов и социальной обстановки, либо на специфические проблемы становления государственной службы, факторы же политической ситуации во внимание не принимаются.1.

1 Проблема учета политических факторов при выработке управленческих решений не нашла отражения даже в таких фундаментальных современных российских работах по выработке управленческих решений как: Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. — М., 1997. — 208 е., Глущенко В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 400 е. В других работах проблемы современного управления рассматриваются скорее в постановочном аспекте — см., например: Б.Ракитский. Посттоталитарное государственное управление и его проблемы//Проблемы теории и практики управления. — 1994. — № 3.' -С.32−37. Б.Ракитскикий. Стратегия социальной политики в обществе переходного типа//Про6лемы теории и практики управления. — 1995. — № 5. -С.94−97. Галиахметов Р., Фотин И, Юсупов И. Информационно-энергетическая концепция управления экономикой//Проблемы теории и практики управления. — 1995. — № 5. — С.40−45. Кораблин Ю. Системное.

Сама политическая ситуация остается также мало изученным явлением в политической науке. Хотя фактически анализом политической ситуации занимались еще историки и философы античности2, а в Х1Х-ХХ вв. существенный вклад в методологию исследования политической ситуации внесли основоположники марксистской политической школы, 3 до сего дня анализ политической ситуации остается скорее публицистическим жанром, чем разделом политической науки. В современной научной литературе существует лишь ограниченное количество работ, посвященных собственно теоретическим основам и методологии анализа политической ситуации.4 моделирование организации управления регионом: методологический аспект//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 3. — С.86−91. Присущее источникам по теории управления стремление «обходить» политические аспекты управления, на наш взгляд, обусловлено «инженерной» природой теорий управления, ориентированных на управление технологическими процессами и анализ поддающихся математическим расчетам процессов и факторов. Между тем, не учитываемые при выработке решений интересы, особенно неявные, и межсубъектные отношения, оформившиеся в виде латентных институтов фактически определяют развитие событий и выполнение или невыполнение управленческих решений федерального и регионального уровня. См.: Дискин И. Е. Переходная экономика: проблемы институционализации//Проблемы прогнозирования, 1996. — № 2. — С.124−135., Дискин И. Е. Экономическая трансформация и социальный капитал//Проблемы прогнозирования. -1997. — № 1. С.10−21.

2 См. например, Полибий. — Всеобщая история. Т.1. Спб, «Наука». — 1994.

496 С. Аммиан Марцеллин. Деяния//Историки Рима. М.'" Художественная литература". — 1970. — С.403−437. Гай Саллюстий Кристип. Заговор Катилины. Там же — С.35−70.

3 Маркс К. К критике политической экономии. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., тЛЗ. Ленин В. И. Детская болезнь левизны в коммунизме. ПСС, т.4Г.

4Дзлиев М.И. Информационно-анализирующая система оценки социально-политической обстановки в регионе, (методическое пособие)/М.г «Луч». — 1992. «33с. Желенина И. А. Историческая ситуация: методология анализа. — М., 1988. — 136 С. Яковлев И. Г. Социально-политические процессы на этапе радикальных реформ в России: анализ на основе инфор

Большой интерес для обобщения и разработки методического аппарата анализа политической ситуации представляют прикладные исследования конкретных политических ситуаций в рамках ряда проводимых в последние годы социологических и социально-психологических исследований.5 Ценность таких исследований обусловлена не только собранным фактографическим материалом, но и разработками методического аппарата самого исследования. Однако, большее количество работ посвящено лишь описанию конкретных ситуаций6, причем в значительной части этих работ теоретико-методологические основы анализа политической ситуации либо вообще не рассматриваются, либо подразумеваются в контексте. Часть этих работ — проявление традиционного описательного подхода в политических исследованиях.7.

Объектом таких исследований становится экономическая или социально-экономическая ситуация в России и конкретных регионах, при этом под регионами подразумеваются как экономические регионы (Центральный, Северо-Западный, Поволжский и др.), так и регионы — субъекты Российской Федерации. В таких работах, как правило, экономические и социальные процессы редко анализируются в контексте их влияния на политическую ситуацию8 Тем не менее, проводимый в этих работах анамационно-прогнозных технологий//Автореф. дис.канд. ист. наук. — М.

— 1993. -28С.

5 См. например материалы политологического центра РАУ «Администрация Владимирской области в новых социально-политических условиях». Время проведения — июнь 1992 г. Руководитель.

— В. С. Комаровский. Социальный психоанализ массового сознания и состояния предвыборных политических процессов в России (март-апрель 1996г). — М.: ИДФ. — 1996. — 110 С.

6 Кургинян С. Е. Седьмой сценарий, в 3-х частях. М: ЭТЦ, 1992.

7 См. упомянутые работы античных авторов, Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987. 446С.

8 Жандаров А., Шиллер Ф. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России//Вопр. эконом. — 1995, № 7. — С.25−29. Вардомский Л. Б. лиз факторов, формирующих экономические процессы в регионах, дает материал для политологического анализа ситуации. Значительный интерес представляют политико-географические исследования — особенно это касается электорального процесса.9.

Значительно глубже понятие ситуации и собственно методология анализа ситуации разработаны в теории управления. Так, проблемы ситуационного управления интенсивно разрабатывались в США в 50-е — 70-е годы и в СССР в 60-е — 80-е годы.10 Концепция ситуационного управления легла в основу одной из наиболее значимых теорий управленияоперационной11 Однако в этих работах политические аспекты управления практически не рассматриваются. Также не рассматриваются в работах, посвященных методологии анализа и решения управленческих ситуаций, политический фон, политические элементы или политические последствия управленческих ситуаций. В результате, разработанная методология ситуационного управления в чистом виде становится непригодной для решения проблем политического управления, а ее буквальное применение может привести к серьезным нежелательным последствиям.

Следует выделить значительную группу источников, посвященных проблеме исследований в политологии. Хотя в большинстве этих источ.

Внешние факторы территориально-структурных изменений в Рос-сии//Про6лемы прогнозирования. — 1997, — № 1. — С.48−57.

9 Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы. — Л.: Наука, 1988. 190 с.

10 Екатеринославский Ю. Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. -М., 1988 191 с.

11 Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х томах. — М., 1981. Планкетт JI. Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. — М.: Экономика. -1984. — 168 С. И. Ансофф. Стратегическое управление. М. — 1989. Рабочая книга по прогнозированию//Отв. редактор Бестужев-Лада И.В. — М. ~ 1982. — 430 С. Демин A.A. Информационная теория экономики. М., 1995 352 с. ников методология исследования ситуации непосредственно либо не рассматривается, либо рассматривается в контексте анализируемой методологии политических и социологических исследований, данные источники дают ключ к разработке конкретных методов исследования (в том числе — моделирования) политической ситуации на основе фундаментальных теоретико-методологических подходов, выработанных различными современными политологическими школами.12.

12 Бро Ф. Политология: Пер. с фр.: М., 1992. — 86 с. Вятр Ежи. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. — 462 С. Гаджиев К. С.

Введение

в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: «Логос», 1997. — 544 с. Косолапов Н. А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. — М., 1994. — 240 с. Леванский В. А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986. — 159 с. Матвиенко В. Я. Социологический анализ в политике. — Киев.: Высшая школа, 1995. — 159 с. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение/ZThesis. — 1993. — Том 1. — Вып.2. — С.69−91. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения/ЛП^Б. — 1993. -Том 1. — Вып. 2. — С. 94−122. Политическиое управление/Курс лекций. М.: РАГС, 1996. — 311 с. Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 С. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. — Новосибирск, 1992. — 216 с. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI ве-ка (реферат)//Свободная мысль. — 1992. — № 2. — С.113−120. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма/ZThesis, 1993. — Том L — Вып.2. — С. 123−126. Цукерман А.

Введение

в политический анализ / Реферат-дайджест. Сост. В. С. Комаровский. — М.: РАГС, 1995. — 117 с. Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. — М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1997. — 200 с. Balaban О. Politics and ideology: Philosophical approach: Chippenham, 1995. — 282 p. Dahl R, Modern Political Analisis. Foundation of Modern Political Science Series. — N-Y. — 1978. Dowding Keith et al. Rational Choice and Community Power Structures//Political Studies, 1995. — vol.43, -№ 2. — P.265−277. Etzioni Amitai/ The active society. A theory of Societal and Political Progress. Collier Macmillan Ltd., London, 1968, 698 p. Kelly R.M., Palumbo D. Teories of policy making//Encyclopedia of Government and Politics, London, NY, 1992. — P. 643−653. Barry N.P. Modern Political.

Таким образом, до настоящего времени нет ни общепринятой методологии исследования политической ситуации, ни даже единства подходов к самому определению этого понятия. В одних и тех же литературных источниках понятие «анализ ситуации» используется как синоним понятия «ситуационный анализ» и, одновременно, ситуационный анализ рассматривается как один из методов исследования политической (исторической) ситуации в ряду с такими методами как ивент-анализ, контент-анализ печати и т. д.

Сами понятия «политическая ситуация» и «анализ политической ситуации», несмотря на его частое «всуе» использование с средствах массовой информации России, США, стран Западной Европы именно в политическом контексте, в политологических исследованиях не являются устоявшимися. Об этом свидетельствует отсутствие этих понятий в таких солидных справочных изданиях как Britannica, A Dictionary of the Social Sciences, N.Y. Free Press, 1965, A Dictionary of Politics, N.Y., Free Press, 1974, A Dictionary of Modem Politics, London, 1985, The Blackwell Encyclopedia of Political Thought, Oxford, 1987.

Трактовки понятия «политическая ситуация» в основных отечественных справочных изданиях по политологии — энциклопедическом словаре под редакцией Ю. И. Аверьянова и политологическом словаре под редакцией А.А.Миголатьева13 противоречивы. Если в первом «ситуация политическая» трактуется как «конкретная обстановка в обществе и в его политической жизни, результат какого-либо этапа политического и общественного развития или преддверие более или менее значимых событий в политике», а политика называется цепью или совокупностью.

Theory.: Macmillan Press Ltd., 1995. Power: Boston, 1983. — 206 p.

— 320 p. Galbraith J.K. The anatomy of сменяющих друг друга ситуаций", то во втором «политическая ситуация» однозначно определяется как «понятие, которым обозначают, как правило, назревающее переломное состояние в политической жизни общества» — наиболее частым проявлением политической ситуации здесь называется кризис институтов государственной власти. Такая неразработанность основной категории, разумеется, препятствует адаптации системы управления к требованиям современной ситуации в России.

Целью исследования является определение путей совершенствования политического управления на основе использования методов моделирования политической ситуации в ходе выработки политико-управленческого решения.

Исходя из целевой установки были определены следующие задачи исследования:

— теоретически осмыслить содержание понятия «политическая ситуация» и выработать подходы к ее изучению на основе современных достижений смежных наук;

— изучить особенности управленческой деятельности органов государственной власти региона в период перехода от унитарного к федеративному государственному устройству;

— выявить место, роль и значение моделирования политической ситуации в процессе осуществления функций управления регионом и оптимизации системы регионального управления;

— выработать подходы к созданию рабочих моделей политической ситуации, разработать такие модели и на практике оценить их эффективность для целей политического анализа, прогнозирования и выработки решений;

13 Политология: Энциклопедический словарь/Общ. ред. и сост.:Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 431 С. Политологический словарь. В двух частях. — М.: «Луч». 1994. — С.208.

— выработать для региональных органов государственной власти рекомендации по организации анализа политической ситуации в целях обеспечения непрерывности и системности процесса принятия и реализации решений.

Объектом исследования выступает политическая ситуация как дискретный фрагмент политического процесса и объект управленческой деятельности органов государственной власти.

Предметом исследования является процесс моделирования политической ситуации с целью совершенствования политического управления.

Основная рабочая гипотеза.

Моделирование политической ситуации позволяет оптимизировать и рационализировать процедуру включения интересов различных социальных групп, слоев, общностей в систему принятия управленческих решений органами государственной власти, что способствует повышению уровня политического управления и демократизации его процедур. Положения, выносимые на защиту.

1. Политическая ситуация является информационно-энергетическим образованием, которое обладает внутренней структурой и связями, имеет свойства системы и может быть выделено из политического процесса как система из среды.

2. Политическая ситуация не является простой равнодействующей вовлеченных в нее политических сил. Политическая ситуация образуется путем наложения энергетического воздействия акторов ситуации на институциональную информационную структуру. Последняя выполняет функцию памяти социальной системы и ограничивает разнообразие политических ролей акторов ситуации.

3. Воздействие акторов на ситуацию и их взаимодействие между собой носит характер ресурсного взаимодействия (конкуренции) и обеспечивается мобилизацией и применением ресурсов власти.

4. Политическая ситуация является объектом политического управления. Основной исходной информацией для принятия решений служит анализ и моделирование институциональной сферы, требований и стратегий акторов ситуации, а также прогноз ситуационной динамики.

5. Исследование, в частности, моделирование политической ситуации как необходимый элемент политического управления, помимо достижения чисто утилитарных управленческих результатов способствует также и демократизации управления за счет более адекватного учета интересов различных социальных групп в процессе выработки решений. Этот эффект — один из элементов, способствующих изменению типа легитимации — превращению власти, основанной на силе во власть, основанную на авторитете и доверии. Научная новизна.

Следующие результаты исследования носят элементы научной новизны:

— уточнено понятие «политическая ситуация», исследована структура политической ситуации как информационно-энергетического образования и объекта политического управления;

— разработана модель генезиса и развития политической ситуации, пригодная для исследования ситуации, прогнозирования динамики ее развития (поведения ситуации) и выработки управленческих решений;

— установлена связь между информационно-аналитической деятельностью в органах исполнительной власти и демократизацией управления, а также сменой типа легитимности и повышением авторитета органов власти;

— обоснована концепция аффективного сценария группы (организации) как механизма циклически воспроизводящегося неэффективного поведения группы (организации), основанного на иррациональных психических механизмах, разработана типология сценариев и методология их анализа как инструмента прогнозирования поведения формальных и неформальных структур;

— разработаны принципы и технология информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки, принятия, осуществления решений и оценки фактического результата принятых политических решений;

— обоснована методология сбора политологической информации с применением современных неопсихоаналитических методов и принципа естественного эксперимента.

Теоретическая и методологическая база исследования Ее составили основные положения по проблемам научного и политического анализа содержащиеся в трудах классиков политической науки — Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, О. Конта, К. Маркса, В. Парето, А. Бентли, М. Вебера, П. Сорокина, К. Поппера, работах современных исследователей — Р. Арона, П. Бурдье, А. Цукермана, Д. Истона, Р. Дала, К. Даудинга, А. Боднара, Е. Вятра, Ф. М. Бурлацкого, А. И. Ракитова, а также трудах по общей теории систем, системному анализу и теории информации Л. фон Берталанфи, Дж. ван Гига, Р. Акоффа, Р. Эшби, К. Шэннона, Н. Винера, А. И. Берга, Э. В. Евреинова, И. Ансоффа, Т. Саати и др. В представленной работе используются исторический, сравнительный, системный методы, основная методология — системный анализ на основе информационного подхода. При разработке проблемы использовались современные программно-технические ресурсы вычислительной техники. Применялась также методология современных неопсихоаналитических школ.

Эмпирическая база исследования составлена материалами модельных и аналитических разработок, выполненных во время работы автора в органах государственной власти Астраханской области, социологических исследований, проводившихся в Астраханской области в период с 1993 по 1996 год в связи с проведением избирательных кампаний, нормативными и распорядительными документами органов исполнительной и представительной власти области и органов местного самоуправления, статистическими материалами Госкомстата, ФАПСИ, материалами протоколов избирательных комиссий Астраханской области по итогам избирательных кампаний:

— 1993 года — по выборам в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,.

— 1995 года — по выборам в Государственную Думу ФС РФ,.

— 1996 года — по выборам Главы администрации Астраханской области и глав местного самоуправления.

Практическая значимость исследования.

Материалы данного исследования могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации для организации информационно-аналитических структур, методического и технологического обеспечения их деятельности.

Результаты данного исследования могут применяться при разработке конкретных проблем социально-экономического развития и подготовке аналитических материалов по этим проблемам как для высшего руководства, так и для средств массовой информации.

Представленные модели могут использоваться не только при подготовке управленческих решений в рамках текущей деятельности органов власти, но и при планировании и проведении избирательных кампаний.

Материалы диссертации могут быть востребованы при чтении курсов общей и прикладной политологии, обучении политического руководства и управленцев различного уровня.

Апробация результатов исследования.

Разработанные модели обсуждались на международных конференциях по региональной информатике в Санкт-Петербурге в 1994 и 1995 гг., в Астрахани — в 1994, 1995, 1997 гг., конференции, проводившейся Центризбиркомом РФ 1996 г. в Астрахани, информационно-аналитические модели избирательных кампаний «Выбор» и «Сортировка» использованы при анализе кампаний 1995 года по выборам в ГД РФ и 1996 г. по выборам Президента РФ, а также при планировании кампании по выборам Главы администрации Астраханской области.

Разработанные модели легли в основу ряда аналитических докладов, периодически подготавливаемых для высшего руководства области и были использованы при решении конкретных проблем управления регионом.

Названные аналитические доклады используются в учебном процессе в ВУЗах Астраханской области при изучении курсов политологии, управления, экономики, организации здравоохранения. Возможно использование материалов настоящего исследования в учебном процессе ВУЗов и других регионов.

Разработанная информационная модель политической ситуации стала концептуальной основой создаваемой региональной информационной системы.

Заключение

.

Подводя итоги данного исследования, можно сформулировать следующие теоретико-методологические выводы и дать научно-практические рекомендации.

1. С началом либерализации экономики и проведением демократических реформ в России существенно изменились условия управления как на федеральном, так и на региональном уровне. Это изменение выразилось, с одной стороны, в резком увеличении количества субъектов и объектов управления и соответствующем усложнении субъект-объектных, межсубъектных и межобъектных связей. С другой стороны, появились объекты управления, по отношению к которым органы исполнительной власти (и федеральные и региональные) могут применять только политические методы управления, основанные на учете интересов и сложившихся отношений.

2. Существенно изменившиеся условия управления потребовали ввода в практику повседневной деятельности органов исполнительной власти политических методов управления. В результате в период с 1992 по 1997 год в России в управленческая деятельность органов исполнительной власти претерпела существенные изменения, связанные с ростом роли политических методов управления и поиском ситуационного баланса политических и административных методов управления.

3. Новый тип управления потребовал иных качеств от системы управления — в частности существенно большей чувствительности системы управления к идущим от общества импульсам, свидетельствующим об интересах различных социальных групп и их трансформации в быстро стратифицирующемся обществе. Система управления также должна приобрести существенно большую гибкость, оперативность и точность реагирования на быстро изменяющуюся ситуацию, научиться «опережать события». Данные условия потребовали и выработки новых подходов к процессу принятия решений, а также обеспечению демократизации управления и открытости для общества процедур принятия решений.

3. Весьма эффективным подходом к совершенствованию системы политического управления представляется моделирование политической ситуации, позволяющее выявить как артикулированные, так и не артикулированные, но реально существующие интересы различных социальных групп, установить реальную структуру межобъектных, межсубъектных и субъект-объектных отношений.

Реализация такого подхода связана с возможностью рассмотрения политической ситуации с позиций теории социального действия Т. Парсонса и теории информации как информационно-энергетического образования, формирующегося вследствие взаимодействия институциональной сферы общества (информационная составляющая) и политических действий акторов ситуации (индивидов, групп, организаций).

Изложенный подход к исследованию политической ситуации позволяет выделить ситуацию как систему — дискретный фрагмент политического процесса из Среды (политического процесса), выявить внутреннюю структуру политической ситуации как системы, описать ее элементный состав, структуру и характер связей между элементами системы и между элементами системы и Среды. Также становится возможным построить комплекс моделей политической ситуации, представляющих органам власти релевантную и достаточную для принятия решений информацию.

4. Использование приведенных в настоящей работе моделей закономерно приводит к:

— повышению чувствительности системы управления к сигналам, исходящим от социальной Среды, «понимающей» интерпретации этих сигналов и, как следствие, росту гибкости системы управления, оперативности и адекватности ее реагирования на складывающуюся обстановку;

— созданию информационных ресурсов власти на основе информационных систем общего пользования, доступных любому физическому или юридическому лицу;

— приведению процесса информатизации органов власти к единой цели — созданию информационных ресурсов власти, что позволяет отойти от процесса информатизации как самоцели, сводящейся к закупке и расстановке возможно большего количества дорогостоящей техники, которая затем практически не используется из-за отсутствия собственно информации, для хранения которой эта техника предназначена;

— структурированию целей управления, появлению у органов управления возможности целенаправленно и с минимальными издержками заниматься инновационной деятельностью;

— внутреннему изменению функций, а затем и структуры управления, ее более оперативной адаптации к быстро меняющимся условиям управления и, как следствие, большей устойчивости системы управления, ее демократизации, смене типа легитимности, связанного с отходом от системы власти, основанной на силе к системе, основанной на авторитете и доверии.

5. Использование приведенных моделей позволяет обосновать создание в органах власти информационно-аналитических служб, замкнутых непосредственно на первого руководителя, причем эти информационно-аналитические службы должны быть интегрированы с техническими службами для предотвращения трансформации процесса информатизации в самоцель.

Основные направления деятельности таких служб сводятся к:

— созданию информационных систем общего пользования;

— созданию системы информационного обеспечения высшего руководства (она выполняет и функцию «сенсора» — сбора и обработки неформальной и неформализуемой информации);

— обучению сотрудников органов управления работе с информационными ресурсами общего пользования и аналитическими программными продуктами;

— апробации и внедрению новых методов принятия решений;

— обеспечению экспертной деятельности в интересах органов государственного управления, в том числе организацией проведения совещаний;

— обеспечению системы «паблик рилейшнз» фактографической и аналитической информацией;

— решению регулярно возникающих неструктурированных или слабоструктурированных многокомпонентных задач, которые не укладываются в рамки функций отраслевых структур органов управления или координацией действий нескольких структур по решению этих задач.

Несоблюдение изложенных принципов создания информационно-аналитических структур ведет к дисбалансу внутри системы управления и неблагоприятно отражается на ее деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прагма, 1993. 175 с.
  2. И. Стратегическое управление. М. «Экономика», 1989. 519 с.
  3. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. Изд. 2.- М.: Госполитиздат, 1937. 254 с.
  4. Р. Этапы развития социологической мысли/Пер. с фр. М.: Прогресс, 1992.-606 с.
  5. Г. В., Кейзеров Н. М. Культура решений менеджмента. М., 1995,-254 с.
  6. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 С.
  7. В.Г. Научное управление социалистическим обществом. М. АОН, 1966.-48 С.
  8. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: Пер. с англ. / Под ред. И. А. Ушакова, М.: «Советское радио», 1974. 272 с.
  9. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.:Лениздат, 1992. 399 с.
  10. . Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу.: Пер с фр. М., 1992. 135 с.1| Боднар А. Наука о политике/Пер. с польск., Варшава, 1984.
  11. XL Бро Ф. Политология: Пер. с фр.: М., 1992. 86 с.
  12. П. Социология политики: Пер с фр. M.: Socio-Logos, 1993. * 336 с.1У Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  13. Вятр Ежи. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979.462 С.
  14. К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: «Логос», 1997.-544 с. 1? Гиг, Джон ван. Прикладная общая теория систем. М.:Мир, 1981. — 730 с.
  15. В.М. Автоматизированные системы управления сегодня и завтра.-М., 1976−64 с. 15 Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  16. В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория экспериментов. г. Железнодорожный. Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 400 с.
  17. П.К., Ирхин Ю. В., Крапивин В. В. Качала политической науки. М.: АО «Рекомнет», 1994. — 281 с.
  18. А. Избранные произведения/Пер. с итал. М., 1959, т.З.
  19. H.H., Минеева И. В. Основы системного анализа. 4.1. Спб.:
  20. В.А. Система систем. М.: «Прогресс-Академия», 1995. — 325 с.
  21. ЗУ Касти Дж. Большие системы: Связность, сложность и катастрофы. М.: Мир, 1982.-216 С.
  22. В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986.- 159 с.
  23. A.M., Левич Е. М., Смолкин A.M. Основы системного анализа итеории принятия решений. Рига, 1973. — 108 с. 4 У Ленин В. И. Детская болезнь левизны в коммунизме. ПСС, т.41 4^ Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М: Патент, 1996.- С.
  24. К. Агрессия: Пер англ. М.: 1994. — 272 с. 4? Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. — М.: 1993. — 211 с. 4? Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы/Пер. с нем.
  25. М.:ЭКОН, 1990.- 88 с. 4 В Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987. 446 с.
  26. К. К критике политической экономии. К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.13.5/ Матвиенко В .Я. Социологический анализ в политике. Киев.: Высшая школа, 1995. — 159 с.
  27. Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОС-СПЭН, 1993.-239с.
  28. Полибий. Всеобщая история. Т.1. Спб, «Наука». — 1994. — 496 С.
  29. Политико-административный менеджмент: институты, технологии.
  30. Политология. Краткий тематический словарь. Вып. 3, М.: РАГС, 1993. -С.
  31. Политологический словарь. В двух частях. М.: «Луч». 1994.
  32. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект-пресс. 1995.-320 С. 6? Поппер K.P. Открытое общество и его враги.: Пер. с англ. М.: Феникс, 1992.-В 2-х т.
  33. K.P. Нищета историцизма.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.-С. 171.
  34. Рабочая книга по прогнозированию//Отв. редактор Бестужев-Лада И.В. -М.-1982.-430 С.
  35. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303 С.
  36. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1982.-286 С.
  37. С.В. Политология: Введение к предмету. М.: Луч, 1992. С. 7.
  38. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск, 1992. 216 с.
  39. Ц Рудестам К. Групповая психотерапия/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  40. TT Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях.: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995. 1С Собчик JI.H. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Лю-шера. М., 1990.
  41. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  42. Современная политическая мифология: содержание и механизмы /
  43. Б.В.Бирюкова, Е. С. Геллера, Г. Н.Поварова/ М.: «Наука». 1978. — 383 с. 85″ Урсано Р., Зоненберг С., Лазар С., Психодинамическая психотерапия. :Пер. с англ. М., 1992. — 158 с.8é- Фатхутдинов P.A. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО
  44. Сост. В. С. Комаровский. М.: РАГС, 1995. — 117 с. 90 Черняк Е. Б. Пять столетий тайной войны. Из истории разведки. М.:
  45. Абульханова-Славская К. А. Субъект как символ российского самосоз-нания//Российский монитор. 1996. — Вып. 7. — С. 117−126.
  46. Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности»)//Социол. исслед. 1993. — № 3. — С.75−85.
  47. Базовая информация, используемая фондом «Институт экономики города» для оценки кредитного рейтинга муниципалитетов и регионов России// Рынок ценных бумаг. 1997. — № 13. — С. 79−80
  48. Г. Э. Личность, общество, политика// Российский монитор. -1996.-Вып. 7. С.107−115.
  49. Л.Б. Внешние факторы территориально-структурных изменений в России//Проблемы прогнозирования. 1997.- № 1. — С.48−57.
  50. В.В. Архетипы в индивидуальном и общественном сознание/Социально-политический журнал. 1996. — № 6. — С.216−233.
  51. Ю. Научный анализ союзов и объединений/ТГосударственная служба. Вып. 4: Группы интересов. Лоббирование. Взгляд из-за рубежа. М: РАГС. 1995, С. 134−138.
  52. Дж. Взгляд американца на российскую ситуацию//Социол. исслед. 1993. — № 2. С. 13−19.
  53. Р., Фотин И, Юсупов И. Информационно-энергетическая концепция управления экономикой//"Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5. — С.40−45.
  54. Э. Социология. Предисловие//Социол. исслед. 1994. — № 2. С.129−138.
  55. И.Е. Переходная экономика: проблемы институционализа-ции//Проблемы прогнозирования, 1996. № 2. — С.124−135
  56. Дискин И. Е. Экономическая трансформация и социальный капи-тал//Проблемы прогнозирования. 1997. — № 1. С. 10−21.
  57. А., Шиллер Ф. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России//Вопр. эконом. 1995, № 7. — С.25−29.
  58. А.Ф. О прогнозах социального развития//Соц. исслед. 1992. -«№ 10. — с 30−33.
  59. В., Куликов В. Как „высветлить“ реформируемую эко-номику?//Российский экономический журнал. 1997. — № 5−6. — с.3−9.
  60. Л.М., Керимов Т. Х. Теория структурации Э.Гидденса: Методологические аспекты//Социол. исслед. 1997. — № 2. — С. 37−47.
  61. Л.Е. Законы исторической ситуации//Вопросы истории. -1971.-№ 1.
  62. С.А. О способах ведения информационной борьбы//Военная мысль. 1997. — № 4. — С.18−22.
  63. Ю. Системное моделирование организации управления регионом: методологический аспект//Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 3. — С.86−91.
  64. В. Методы Дж.Сороса на российском фондовом рын-ке//Рынок ценных бумаг. 1997. — № 13. — С. 106−109.
  65. С.Е. Лист Мебиуса//Россия XXI. № 1−2. — С.4−41.
  66. Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к будущему/ТПроблемы теории и практики управления. 1997. -№ 1.-С.-32−35.
  67. Макаренко В. П, Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования//Социологические исследования, 1996.» № 8.-с.120−128.
  68. В.А. Принцип «воронки», или Механизм развертывания межэтнического конфликта//Социол. исслед. 1993. — № 5. С. 57−63.
  69. Д. Институты и экономический рост: историческое введе-HHe//Thesis. 1993. — Том 1. — Вып.2. — С.69−91.
  70. А.Н. Механизм возникновения новых институциональных структур в переходный период//Социол. исслед. 1994. — № 2. — С.124--128.
  71. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотноше-ния/ZThesis. 1993. — Том 1. — Вып. 2. — С. 94−122.
  72. И.М. Языковая ситуация как фактор политического самоопределения и культурного развития//Социол. исслед. 1993. — № 8. С. 46−54.
  73. А.И. Патологии политического лидерства в Рос-сии//Общественные науки и современность. 1996. — № 3. — с. 23−29.
  74. О.С., Арянин А. Н., Верхунова М. С. и др. Условия формирования региональной политики//Проблемы прогнозирования. 1996.- № 2. С.54−69.
  75. .В. Посттоталитарное государственное управление и его проблемы/Шроблемы теории и практики управления. 1994. — № 3. -С.32−37.
  76. .В. Стратегия социальной политики в обществе переходного типа//Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5. -С.94−97.
  77. Н.М. Фрагменты психологического профиля Бориса Немцова//Власть, 1997. № 7. — С.20−26.
  78. В.О. Социальная напряженность: диагноз и про-гноз//Социол. исслед. 1992. — № 2.
  79. В.О. Социально-политическая ситуация и общественное мнение (Россия, середина 1992 г.)//Социол. исслед. 1992. — № 11. -С.47−58.
  80. В.О. Социальная динамика и политический конфликт в России: весна 1993 года адаптация к кризису//Социол. исслед. — 1993.- № 9. С. 28−41.
  81. А. Номенклатура и мафия против патриотизма//Вопросы экономики, 1995. № 1. — С.143−152.
  82. Н.П. Психологические аспекты государственного управления в России//Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика /Материалы международной конференции. М. 27−29 февраля 1996 г. Т.1, С.89−95.
  83. Г. Г. Русские в ближнем зарубежье//Социол. исслед. 1992.12. С. 111−117.
  84. О. Проблемы власти на пороге XXI ве-ка(реферат)//Свободная мысль. 1992. — № 2. — С.113−120.
  85. С.А. После модернизма: язык власти или власть язы-ка//Общественные науки и современность. 1996. — № 5. — С.130−141.
  86. К. А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии//Социол. исслед. 1997. № 3. — С.48−59.
  87. P.C., Кушелевич Е. И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность//Социол. исслед., 1996, № 10. С.63−71.
  88. Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма/ZThesis, 1993. Том 1. — Вып.2. — С.123−126.
  89. М.Г. Составные части лидерства//Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М.:"Луч", РАУ. — 1992 с. 91−107.
  90. Д., Пор Дж.Организационная память и нервная систе-ма//Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 4. — С.83−89.
  91. И.М. Политические мифы// Социально-политический журнал. 1996. — № 6. — С. 122−134/
  92. Е. Великобритания: система спецслужб в новых международных условиях//Зарубежное военное обозрение. 1991. — № 12. -С.14−18.
  93. Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России. Психологический и лингвистический ана-лиз//Политич. исслед. 1996. — № 5. — с. 168−191.
  94. Г. Стратегическое управление//Государственная служба. Решения и контроль. Зарубежный опыт. 1997. — № 1(18). — С.5−14.
  95. А.Р. Современные мировые системы в анализе Йохана Галтун-га//Соц.-политич. науки. 1992. — № 2−3. — С.61−74.
  96. A.B., Зотов A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов//Социол. исслед. 1997. — № 3. С. 84−92.3. Диссертации, авторефераты
  97. O.A. Становление и развитие рынка инвестиций в условиях реформирования экономики (региональный аспект). Дис. докт. экон. нау М., 1996.-368 с.
  98. Г. Г. Политический процесс: социально-философские аспекты исследования. Дис. канд. филос. наук. М., 1994. 134 с.
  99. A.B. Политические лидеры и местные органы власти: механизмвзаимодействия в разрешении региональных конфликтов. Дис. канд. политич. наук. М.: РАГС, 1995.
  100. Е.Б. Современные немарксистские концепции политической социализации. Анализ методологических основ: Дисс.. Докт. Фило-софск. наук: М.: 1989, 404 с.
  101. И.Г. Социально-политические процессы на этапе радикальных реформ в России: анализ на основе информационно-прогнозных техноло гий//Автореф.дис.канд. ист. наук. М. — 1993. — 25с.
  102. Н.Н. Развитие организационно-экономических отношений управления регионом в условиях перехода к рыночной экономике. Дис.. канд экон. наук. М., 1992. 176 с.
  103. Материалы экспериментальных исследований
  104. Администрация Владимирской области в новых социально-политически условиях//Материалы исследования, проведенного политологическим центром РАУ. Время проведения июнь 1992 г. Руководитель -В.С.Комаровский.
  105. Доходы и уровень жизни населения. Мониторинг/Всероссийский центр уровня жизни. М., 1997. 72 с.
  106. Balaban О. Politics and ideology: Philosophical approach: Chippenham, 1995 282 p.
  107. Barry N.P. Modern Political Theory.: Macmillan Press Ltd., 1995. 320 p.
  108. Dahl R. Modern Political Analisis. Foundation of Modern Political Science Series. N-Y. — 1978. — 118 p.
  109. Davis S. Leadership in conflict. The Lessons of History. St. Martin Press inc., 1996.- 177 p.
  110. A Dictionary of the Social Sciences. N.-Y.:Free Press, 1965. P. 338.
  111. Dawson S. Analising Organisations.: Macmillan Press Ltd. 1996. 296 p.
  112. Diccionario enciclopedico UTHENA/Mexico, 1953, Tomo VIII.
  113. Dowding Keith et al. Rational Choice and Community Power Struc-tures//Political Studies, 1995. vol.43, — № 2. — P.265−277.
  114. Dowding Keith. Model or Metaphora? A Critical Review of Polici Network A proach// Political Studies, 1995. vol.43, — № 1. — P.136−158.
  115. The New Encyclopaedia Brittanica, vol. 25
  116. The Enciclopaedia Americana, N.Y., 1950
  117. Etzioni Ami tai/ The active society. A theory of Societal and Political Progres
  118. Collier Macmillan Ltd., London, 1968, 698 p.
  119. Galbraith J.K. The anatomy of Power: Boston, 1983. 206 p.
  120. Kelly R.M., Palumbo D. Teories of policy making//Encyclopedia of Government and Politics, London, NY, 1992. P. 643−653.
  121. Petro S. Power Unlimited The Corruption of Union Leadership.: N.-Y., 1959. 323 p.
  122. Schroeder R.G. Operations Management/ N.-Y., 1989. 794 p.
  123. Wright P.L. Motivation in Organisations//Analising Organisational Behavior/Edited by M. Smith: Macmillan Press Ltd, 1991.-284 p.
  124. Учитывая вышеизложенное, областной Совет народных депутатов1. РЕШИЛ :
  125. Признать действия законодательной и испол нительной ветвей федеральной власти ведущими к обострению внутриполитической обстановки в стране.
  126. Предложить Президенту РФ Б. Н. Ельцину, Верховному Совету РФ отменить акты, касающиеся изменения- конституционного строя, принятые 21,22 сентября 1993 года.
  127. Предложить Президенту РФ Б. Н. Ельцину, Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ неотложно:
  128. Разработать механизм принятия новой Конституции РФ, принять Закон о выборах ' высших органов законодательной и исполнительной власти в РФ-2. М
  129. Назначить одновременннел выборы высшего органа законодательной власти и Президента РФ-
  130. Не вовлекать Йравительетво России в политическую борьбу, предоставив ему возможность исполнять свои прямые обязанности.
  131. Поддержать обращение Председателя областного Совета народных депутатов В. И. Винокурова, Главы администрации Астраханской области А. П. Гужвина и представителя Президента РФ В. М. Адрова к астраханцам.
  132. Органам представительной и исполнительной власти Астраханской области в своей деятельности руководствоваться исключительно действующей Конституцией и действующим законодательством.
  133. Данное решение опубликовать в местных средствах массовой информации, довести до сведения Верховного Совета, Президента РФ.
  134. Председатель Совета народ!1. В.И.Винокуров
Заполнить форму текущей работой