Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: На примере уроков обществоведческого цикла
![Диссертация: Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: На примере уроков обществоведческого цикла](https://westud.ru/work/2519149/cover.png)
Диссертация
Исходя из того, что за полноценной системой ценностных ориентаций предстает человек как активный субъект своей жизнедеятельности, в ходе экспериментального исследования изучались особенности ценностных ориентаций старших подростков. Выяснено, что стихийность формирования системы ценностных ориентаций в подростковом возрасте остается проблематичной: подросток характеризуется как субъект… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Ценностные ориентации как характеристика личности и аксиология современного гуманитарного образования
- 1. 1. Ценности как основа внутренней структуры личности
- 1. 2. Типология ценностности и личных ценностей
- 1. 3. Развитие ценностных ориентаций старших подростков
- 1. 4. Ценностные ориентаций личности в контексте открытого общества и воспитание
- 1. 5. Аксиология гуманитарного образования и приоритетная роль обществоведческих наук в формировании ценностных ориентаций старших подростков
- Глава 2. Эмпирическое исследование системы ценностных ориентаций старших подростков и ее развитие на уроках обществоведческого цикла
- 2. 1. Пилотажный эксперимент: изучение особенностей ценностных ориентаций детей и подростков.&bdquo
- 2. 2. Организация, методы и процедура эмпирического исследования
- 2. 3. Констатирующий эксперимент 1: исходные особенности системы ценностных ориентаций старшеклассников экспериментальной и контрольной групп
- 2. 4. Формирующий эксперимент: особенности и условия формирования ценностных ориентаций старших подростков на уроках обществоведческого цикла
- 2. 5. Констатирующий эксперимент 2: характеристика полученных результатов, их анализ и обсуждение
Список литературы
- Абульханова—Славская К. С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности /В кн.: Психология формирования и развития личности. —М., 1981.-е. 19−45.
- Айламазян A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра.1. М., 1989.
- Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). Сб. науч. тр. -М., 1986. 192 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса — Минск, 1990−559 с.
- Ананьев Б.Г. Педагогическое приложение современной психологии //Хрестоматия по педагогической и возрастной психологии/Под ред. И.И.
- Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981, — с. 41−46.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М — Воронеж, 1996. -384с.
- Андреева Г. А. Социальная психология. М., 1996 — 279 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. -178с.
- Анциферова Л.И. Социальное развитие личности как предмет Ь психологического исследования: методологические и теоретическиеаспекты/Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ. -М., 1991. с. 5−38.
- Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе/Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ. М. 1991. — с. 58 — 72.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. —М., 1993. — 223 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. — 156 с.
- Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности/Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. — С. 222−230.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.- 104 с.
- Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М., Воронеж, 2000. -272с.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Используйте свой мозг для изменения. СПб, 1995. -168с
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. психол. труды. М., 1995. — 324 с.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности/В кн.: Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анциферовой. -М., 1981.-е. 257−284.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование. М., 1968. — 464 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование. -М., 1985. 164 с.
- Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М., 1994.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990, — 140 с.
- Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2 /Под ред. Воронина А. Н. М., 1994. — С. 144−157.
- Буева Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности/ЯТсихология и образ жизни. М., 1987. — с. 37.
- Буланова-Топоркова М.В., Кулаковская Н. А. Приоритетная роль воспитания и ценностных ориентаций в профессиональном образовании в условиях постиндустриальной цивилизации// Известия академии педагогических и социальных наук, № 6, 2002. -с.59−63.
- Булынин A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: историко-теоретический аспект. Дисс.. докт. педагог, н. М., 1998. — 266с.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. -М., 2000 145 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967. 196 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. — Д., 1981.-82 с.
- Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы/Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.,
- Петропавловск-Камчатский, 1997. 200 с.
- Вербицкий А.А. Учебно-ролевая игра//Современная высшая школа, 1982, № 3.- с. 129−142.
- Виноградова М.Д., Первин И. В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. -М., 1997.
- Водзинская В. Понятие установки, отношения и ценностных ориентаций в социологическом исследовании//Философские науки, 1968, № 2.- с.32−41.
- Ъ 36. Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: Дис. канд. психол. наук.- Ростов н.Д., 1998.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить (о пользе педагогической психологии). — М, 1992−232 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. —М., 1984.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1999. 533 с. 9 40. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. —М., 2000.- 160с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 1995.
- Гагин Т.В., Казакевич С. С. Модели НЛП в работе психолога. М., 2002. -287с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. 45 с.
- Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. Пер. с англ. М., 1993.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии, № 2, 1988.-с19−27.
- Горская Г. А. Психологические условия становления младшего школьника как субъекта нравственного развития: Дис— канд. психол. наук. Киев, 1961. — 169 с.
- Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре: Дис. канд. психол. наук. -М., 1991.- 214 с.
- Гречухина Т.И. Организационно-педагогические условия создания «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников на основе проектной деятельности. Автореф. канд. педаг. наук. СПб., 2002.- 22с.
- Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. — С.102 -110.
- Гурзек Дж. Социальное развитие: история, теория, исследования. М., 1992. — 158 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М., 2000. 478 с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии, 1992 № 1−2 — с. 22−33.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 190 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996 — 544 с.
- Дементьев Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. канд. социол. наук. -М., 2000. 191 с.
- Дериси О.Н. Человеческая подлинность./ Это человек: Антология. М., 1995.-с. 156−159.
- Десфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1995.-18с.
- Дилигенский Г. Социально-политическая психология. М., 1996, — 278с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.-М., 1993.
- Добрынин Н.Ф. О значимости получаемых учащимися знаний//Вопросы психологии, 1960, № 1. с.34−41.
- ДодоновБ.И. Эмоции как ценность, -М., 1978.-272с.
- Драгунова Т.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте// 3 Всесоюзный съезд общества психологов СССР.- М.: 1968. Т.2. -с.56 -61.
- Дубровина И. В. Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей.-М., 1982.- 144 с.
- Дымина Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности. —М., 1999.- 12с.
- Дюдюкина Л.А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М., 2001. 384 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. -221с.
- Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность. Минск, 2001. -288с.
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М., 1999. — 160 с.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: раздумья учителя словесника. — М., 1988 — 221 с.
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопросы психологии, 1996, № 3 с. 138 — 140.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. —СПб., 1997. —205с.72а. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990. 144с.
- Карандашев В.Н., Дмитрук С. В. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности. Вологда, 2002.-22с.
- Кулюткин Ю.Н. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. -СПб., 1992.
- Кле М. Психология подростка. М., 1991. — 178с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 125 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. — М., 1994.
- Кон И.С. В поисках себя. М.1984. -208с.
- Кон И. С. Открытие Я. -М, 1978.-382с.
- Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Коссаковский А., Кюна X. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 1981. -169с.
- Коч Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических | норм и понятий. М.- Воронеж, 2000. — 192 с.
- Кравченко А.Н. Общая социология. -М., 2001. -239с.
- Краткий психологический словарь./Под редакцией А. В. Петровского. Ростов-на-Дону, 1999. -301с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности. Ч.1.: Стратегия и тактика личностного воспитания.-Воронеж, 1997.-184с.
- Лабезникова А.Ю., Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе. ^ Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М., 2000. -288с.
- Лебедев Л.К., Кроневальд Н. Н. Влияние культурных потребностей на ценностные ориентации личности//Мотивация жизнедеятельности руководителей. Каунас, 1971.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М.- Воронеж, 1998. 288 с.
- Леевик Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентации Ш личности. Л., 1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1977, -304с.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения//Хрестоматия по педагогической психологии/Под ред. А. И. Красило, А. П. Новгородцевой. М., 1995. — 416 с. (с.5−23).
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
- Леонтьев Д.А. Три грани смысла. -М., 1998.-254с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.- 487с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 64 с.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. -М., 1975. 64 с.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994, № 0, -с. 55−60.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия/В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Подр ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. -М., 1980. 159 с.
- Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности//Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. АПН СССР. М., 1983. — 98 с.
- Максимов А.Н. Философия ценностей. -М., 1997. -174с.
- Магун B.C., Литвинцева А. С. Жизненные притязания ранней юности и страхи их реализации: 90-е и 80-е годы. -М., 1993. -148с.• 102. Массен П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. -М., 1987.-297с.
- Мень М.А. Ценностные ориентации личности в контексте взаимовлияния религии и других феноменов духовной культуры// Известия Академии педагогических и социальных наук, № 6, 2002. -с. 21−31.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/НИИ ОПП АПН.- М., 1991−152с., ил.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии, 1997, № 4, -с.28−38.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассника. -М., 1991.
- Мудрик В.А. Социализация, воспитание, саморазвитие человека//Теория и практика воспитательных систем: в 2-х книгах. — М., 1993 — Кн. 2-е. 15−23.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000. — 456 с.
- Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. —М., 1986.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психол. тр./Акад. пед. и соц. наук, Моск. соц.-психол. ин-т. М., Воронеж, 1999.-635 с.
- Непомнящая Н.И. Методология целостного изучения личности. М., 1985. — 329 с.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.- Воронеж, 2000. — 176 с.
- Непомнящая Н.И. Универсальность ценностной сферы // Международный журнал. Гуманизация образования, 1998, № 16.. -с.23−39.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.351 с.
- Образование: идеалы и ценности (историко-педагогический аспект) /Под ред. З. И. Равкина. -М., 1995. -631с.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. М.- Екатеринбург, 2000. — 208 с.
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. -М., 1966.-Т. 1.
- О человеческом в человеке. / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
- Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис. — СПб., 1994. -102с.
- Панюшкин В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Дис.канд. психол. наук. -М., 1984 232 с.
- Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермь, 1997. -98с.
- Парсонс Г. Человек в современном мире. -М., 1988. -428с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, М. А, Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997.
- Педагогическое взаимодействие: психологический аспект/Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1980. — 174 с.
- Педология подростка//Сб. статей. М.-Л., 1931.-301с.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М., 1991. -248 с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987. -230 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: (учебное пособие) Ростов н/Д, 1996. -509 с.
- Петровский В.А., Калиненко В. А., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н. Д., 1995. — 88 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности/Отв. ред. А. Д. Глоточкин. -М., 1986.-254 с.
- Поиск идентичности экзистенциальный опыт в образовании. Лукьянов О. В., Дремов С. В., Уткин А. В. и др. Коллективная монография. — Томск, 2001. — 440с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-Т.2. -М., 1992. —448с. -Т.2 — М., 1992. -528с.
- Притчи человечества. -Минск, 1997. 336с.
- Прихожан A.M. О нравственном развитии/В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/сост. И. В. Дубровина и др. М., 1998.-с. 278−285.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
- Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Автореф. дис.. доктора пед. наук. -Екатеринбург, 1995.
- Психологическая теория коллектива/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.- 240 с.
- Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ.-М., 1991.-231 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. — 448 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.-440 с.
- Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М., 1982.
- Психология. Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. -494 с.
- Развитие личности ребенка/П. Массен, Дж. Конджер и др./Под ред. A.M. • Фонарева. М., 1987. — 272 с.
- Развитие психики школьников в учебной деятельности: Сб. науч. тр./Отв. ред. ВВ. Давыдов. М., 1983. — 154 с.
- Развитие школьников в процессе обучения /Под ред. Л. В. Занкова, М., 1967.- 175 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебное пособие. СПб.: М.: Харьков: Мн.: Питер, 2000.
- В 150. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. — 264 с. 151. Рахимов А. З. Эмоциональные аспекты творческой учебной деятельности//Эмоциональная регуляция учебной деятельности. — М., 1987. — с. 210−212.
- Реан А.А. Социализация личности/ Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. -С. 360−364.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
- Рогова P.M. развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. -М., 1996. -144с.
- Рогова P.M. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе// Известия Академии педагогических и социальных наук, № 6, 2002. -с. 195 208.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1999. -720с.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения//Вопросы психологии, 1998 № 5 — с. 49- 59.
- Сапелкин Е.П. Социальный статус молодежи. Минск, 2002. -312с.
- Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека.-М., 1995.
- Смирнов П.И. Ценнсотные основания общества (концепция исследования). Автореф.. дисс. Философ. Наук. СПб., 1994. -46с.
- Старовойтенко Е. Б. Духовные влияния как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал, № 4, 1992.-С.95−98.
- Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.
- Стоуне Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения (пер. с англ.)/под ред. Н. Ф. Талызиной. М, 1984 — 472 с.
- Табуне А.А. Роль ценностей в регуляции поведения индивида // Социологические исследования жизненного пути молодежи. Вильнюс, 1990.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1999. 288 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М., 1984 — 344 с.
- Титма М.Х. Ценностные представления как предмет эмпирического исследования //Социально профессиональная ориентация молодежи. Тарту, 1997.
- Титова С.В. Становление смыслополагания у подростков в условиях совместной творческой деятельности с учителем: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-30 с.
- Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты)//Мир психологии 1999-№ 3-с. 80−90.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. К теории учебных задач. -" Прага, 1992. -57 с.
- Трубников А. Духовность образования и трансцендентальность // Вестник высшей школы.-1998.-№ 8.-с.8−13.
- Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценностей // Проблема ценностей в философии. M.-JI., 1966.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. -Л., 1960. —156с.
- Тульчинский Г. Л. Проблемы осмысления действительности: логико-^ философский анализ. Л., 1986.-175с.
- Турбовский Я.С. Духовность личности: педагогический аспект// Известия академии педагогических и социальных наук, № 6, 2002. -с. 13−16.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. —451с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990 — 188 с.
- Учителю о педагогической технике. —М., 1987. —154с.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях Ш социально-экономического кризиса//Мир психологии и психология в мире, 1994, № 0. -с. 38−49.
- Фельдштейн Д.О. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе//Вопросы психологии — 1985 -№ 6, с. 34- 41.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. — М., 1994. — 192 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М., 1997.- 158 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология Взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.
- Философия образования. Сборник научных статей. / Отв. ред. А. Н. Кочергин. М., 1996.
- Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994. — 128 с.
- Фомина 3. В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997. -208с.
- Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А. К. Марковой. — М., 1986. 192 с.
- Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. -1990. -№:. -с.68−131.
- Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 368 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2 т. Тбилиси, 1991.
- Фром Э. Иметь или быть? М., 1990.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
- Харламенкова Н.Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности/В кн.: Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ.-М. 1991,-с. 151−167.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — том 1. — 407 с.
- Хорак Й., Вачек Ц. Молодежь и ее ценностные ориентации //Гуманизация образования. -1995, № 2. -с.24−27.
- Хрестоматия по философии. Изд.2-е, перераб., дополн. М., 1997.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992. — 220 с.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников//Воцросы психологии, 1989, № 6. с. 42−48.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX / Редкол.: И. Т. Фролов (отв. ред.) и др. М., 1995.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М., 1995. -286 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982. — 208 с.
- Шледер Б. Структра ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование// Иностранная психология. —1994, № 2. Т.4 -с. 12−25.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. -288 с.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности /Психология личности. Тексты. -М., 1972.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.- 208 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971. -352 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993, — 154с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 358 с.
- Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности.// Архетип, № 1, 1995.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996.
- Юнг К. Аналитическая психология и воспитание (Три лекции, прочитанные в Лондоне в мае 1924 г.) //Философские исследования. М., 1993, № 2. с. 190 219.
- Юрьев А.Н. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.-288с.
- Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношений между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М., 1970. — 196с.
- Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное//Социологические исследования. 1985 — № 3 — с. 66−75.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 — 96 с.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии, 1989, № 6. с. 5−13
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Педагогика 1995 — № 2 — с. 44.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994.
- Allport G.W. Personality and social encounter: selected essays, Boston, Beacon Press, 1960.
- Atkinson J., Litwin G. Achievement motives and test anxiety conceived as motive to approach success and to avoid failure// J. Abnormal and social psychology. 1960. — № 60(1).-P. 52−63.
- Behavior Therapy and the Neuroses/Ed. By H. Eysenck. N.J. Pegamon Press, 1964
- Cattel R.B. The nature and genesis of mood states.//Anxiete, Current trends in Theory and Research. V. 1. N.J. -1972
- Gordon W.J.J. The metaphorical way of learhing and knowing. Cambridge (Mass), 1970.
- Klukohn C. Vallues and value -orientation in the action//Toward a general theore of getior. -Cambridge, 1951.
- Maslow A. Some Basic Proposition of a Growtk and Self-Actualisation Psychology. N. J., 1965
- Moskovici S. Notes towards a description of Social Representation // European Journal of Social Psychology. 1988. V. 18.
- Rogers С. K. Freedom to learn for the 80s.- Columbus. 1984/ P. 139.
- Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. Jossey-Bass, 1972.
- Rokeach M. The nature of human values. -N.Y.Free Press. 1973.
- Sullivan H. S. The Collected Work. V. 1,2. N. J. 1953.
- Schwartz Sh. H. Advances in value theory// Advances in Experimental Social Psychology. Vol.25, 1992.