Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Энергетические аспекты внешнеэкономической стратегии США в начале XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регион Персидского залива представляет крайне большое значение для всех стран импортеров нефти, однако США испытывают наименьшую зависимость от ближневосточной нефти в относительном значении (17% от совокупного импорта нефти). В абсолютных цифрах США импортируют примерно столько же, сколько страны Западной Европы (соответственно 2,2 и 2,6 млн. баррелей в сутки в 2006 г.). Из всех стран… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ЭКОНОМИКЕ США
    • 1. 1. Основные тенденции развития мировой энергетики в начале XXI века
    • 1. 2. Основные показатели развития энергетики США
    • 1. 3. Состояние и тенденции производства и потребления основных первичных энергоносителей
      • 1. 3. 1. Нефть и нефтепродукты
      • 1. 3. 2. Природный газ
      • 1. 3. 3. Уголь
      • 1. 3. 4. Возобновляемые источники энергии
      • 1. 3. 5. Атомная энергетика
    • 1. 4. Структура потребления энергии
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ИМПОРТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В США
    • 211. История формирования энергетического импорта США
      • 2. 2. Общие характеристики энергетического импорта
      • 2. 3. Географическое распределение энергетического импорта
      • 2. 4. Динамика цен на энергоносители и стоимость — энергетического импорта
      • 2. 5. Особенности и перспективы импорта сжиженного природного газа в США
      • 2. 6. Сравнительный анализ энергетической импортозависимости США и других ведущих мировых экономик
  • Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЭНЕРГЕТИКИ И ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США
    • 3. 1. Структура основных органов власти, участвующих в формировании энергетической политики США
    • 3. 2. Роль исполнительной власти в выработке энергетической политики
    • 3. 3. Роль законодательной и судебной власти в выработке энергетической политики
    • 3. 4. Современная законодательная база в области регулирования внешнеэкономической деятельности в области энергетики
    • 3. 5. Подходы администрации Б. Обамы к решению проблемы сокращения энергетического импорта
    • 3. 6. Влияние энергетической политики отдельных штатов на импорт энергетических ресурсов
    • 3. 7. Основы внешнеэкономической энергетической стратегии США
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
    • 4. 1. Влияние энергетического импорта на основные макроэкономические показатели
    • 4. 2. Основные факторы влияния США на мировой энергетический рынок
    • 4. 3. Инвестиционная составляющая энергетической внешнеэкономической стратегии
    • 4. 4. Формирование инновационной составляющей ТЭК США как реакция на высокую зависимость от импорта энергетических ресурсов
    • 4. 5. Влияние внешнеэкономических энергетических факторов на экономический кризис США 2008−2009 гг
    • 4. 6. Влияние энергетического импорта на формирование новой энергетической политики США, согласующейся с принципам устойчивого развития
  • Выводы по главе 4

Энергетические аспекты внешнеэкономической стратегии США в начале XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одной из ключевых задач мировой экономики является преодоление целого комплекса проблем в области энергетики, которые заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями быстрой модернизации большинства современных государств и ограниченными возможностями планеты Земля удовлетворить, эти потребности. В основополагающих мировых экономических программах и прогнозах, а также в сопутствующих аналитических материалах энергетике отводится особая роль1. Считается, что в XXI веке энергетика будет одним из главных факторов, л определяющих будущее мира .

Однако помимо возросшей актуальности энергетических проблем, наблюдаются как тенденции к их упрощённому пониманию, так и необоснованный алармизм. Это свидетельствует о необходимости новых качественных, объективных исследований различных аспектов мирового энергетического комплекса.

США представляет особый интерес в свете проблем глобальной энергетики. Особенности экономического развития США в XX веке, во многом, связаны с тем, что страна смогла вписаться в энергетическую парадигму, основанную на потреблении углеводородов, став пионером масштабной нефтедобычи, нефтепереработки и серийного выпуска автомобилей. Всё это обусловило развитие не только американской экономики, но и американского образа жизни, ставшего в чем-то моделью для многих других стран. Эта модель,.

1 Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/52/2);

Декларация саммита Большой Восьмерки «Глобальная энергетическая безопасность». — Санкт-Петербург, 16 июля 2006;

Сиднейская декларация глав государств и правительств АТЭС по проблемам изменения климата, энергетической безопасности и чистого развития, 07.09.2007;

Energy Security and Climate Policy. Assessing Interactions. — International Energy Agency. — Paris,.

2007.

2 Energy Security in the 21st Century: Facts, Choices, and Challenge. — Institute for 21st Century Energy. — US Chamber of Commerce, 2008;

Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего / Ред. С. Караганов. — М.: Культурная революция, 2007. — 160 с. основанная на обеспечении дешевых источников энергии для поддержания экономического роста, сделала США мировым лидером в производстве, потреблении и импорте энергоносителей. С населением равным 4,6% населения мира, США производят на своей территории 15% энергоносителей, вырабатываемых в мире3, что значительно ниже внутреннего потребления, которое составляет 22,5% от общемирового. Это обуславливает то, что в начале XXI века США испытывают энергетический дефицит равный 30% от совокупного энергетического потребления4, что позволяет сделать вывод, об особой роли энергетики во внешнеэкономической стратегии США, которые оказалась вынужденными обеспечивать повышенные энергетические потребности страны за счет зарубежных источников.

Исходя их этого, актуальность исследования продиктована необходимостью всестороннего анализа степени зависимости экономики США от импорта зарубежных энергетических ресурсов и влияния этой зависимости на экономическое развитие США.

В этом ключе, прежде всего, представляется актуальным изучение роли и значения энергетики в экономике США в начале XXI века, включая рассмотрение факторов, влияющих на состояние и тенденции производства и потребления основных первичных энергоносителей.

Особую актуальность имеет изучение состояния и динамики импорта энергетических ресурсов в США, включая исторические аспекты его формирования, структуру, географическое распределение, особенности ценообразования. Энергетический рынок США является крупнейшим в мире. Без изучения его особенностей невозможно дать полноценный анализ мировых процессов в энергетической сфере.

Государственное регулирование сферы энергетики в США в контексте данного исследования представляется крайне актуальным. Знание структуры и особенностей функционирования этой системы позволяет понимать.

3 Имеется в виду производство всех первичных источников энергии по их совокупной теплотворной способности.

4 Annual Energy Review 2008. — US Department of Energy. — Washington, 2009. — P. 200. долгосрочные тенденции американской внешнеэкономической политики в области энергетики.

Анализ развития инновационной составляющей американского ТЭК, как реакция на высокую зависимость от иностранного импорта энергоресурсов, представляет особый интерес, так как позволяет проанализировать американские подходы к политике энергосбережения и энергоэффективности. Проведение в России подобной политики является крайне актуальной задачей, осуществлению которой способствует изучение опыта других стран.

Вопросы сокращения импорта энергетических ресурсов за счет развития инновационных технологий тесно связаны с проблемами предотвращения загрязнения окружающей среды. Экологический фактор значительно повышает актуальность исследований современных энергетических проблем США.

Данная тема актуальна с точки зрения анализа процессов глобализации. Ведь именно из американских нефтяных компаний выросли первые ТЕК, ставшие локомотивами глобализационных процессов. Поэтому рассмотрение их инвестиционной деятельности в рамках экономической стратегии США представляет большой интерес.

Особую актуальность теме придаёт её значение для российско-американских экономических отношений в контексте развития энергетического диалога между РФ и США и стремления ведущих российских компаний выйти на североамериканский энергетический рынок в рамках политики по диверсификации экспорта российских энергетических ресурсов, предусмотренной Энергетической стратегией России5.

Объектом исследования выступают внешнеэкономические связи США в области энергетики.

Предмет исследования — структурные особенности, тенденции и факторы развития международных связей и интересов США в сфере энергетики.

5 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-рЭнергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

Цель исследования — всесторонне проанализировать основные характеристики, значение и структурные особенности энергетической составляющей внешнеэкономической стратегии США. Под внешнеэкономической энергетической стратегией США понимается совокупность действий государства и бизнеса, направленная на взаимодействие с другими государствами в сфере торговли энергетическими ресурсами, инвестиционного и делового сотрудничества в сфере энергетики.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи исследования:

— раскрыть основные характеристики развития ТЭК США на современном этапе, проанализировать структуру и динамику производства, потребления и импорта энергетических ресурсов;

— выявить причины, и степень зависимости экономики США от импорта энергоносителей, рассмотреть структурное и географическое распределение энергетического импорта в США;

— подвергнуть анализу энергетическую внешнеэкономическую стратегию США в ближней и среднесрочной перспективе, рассмотрев механизмы влияния< государства на её регулирование;

— оценить масштаб и степень влияния существующей ситуации в области возрастающего энергетического импорта на современное экономическое развитие США.

Хронологические рамки. Основная часть работы посвящена анализу ситуации на начало XXI века, большинство статистических данных относится к 2006;2009 гг. В работе также имеет место описание основных долгосрочных тенденций развития американского энергетического комплекса.

Теоретической и методологической базой исследования послужили результаты исследований зарубежных и отечественных ученых, законодательные и нормативные акты, определяющие особенности внешнеэкономических отношений США в области энергетики. В ходе исследования был использован метод сравнительно-аналитических сопоставлений, сочетающий дескриптивный и аналитический подход. Автор работы прибегнул к сбору современных актуальных данных из первоисточников с их последующей синтезированной обработкой. В процессе изучения источников применялись методы контент-анализа, дедукции и индукции. В основе диссертационного исследования также лежит анализ торгово-экономических связей США с. другими странами в области энергетики. При подготовке: работы проведены статистико-экономический сбор и обработка информации. В реализации поставленных в работе: задач были применены методы системного и структурного анализа, экономического, ретроспективного и корреляционного анализа, а также многофакторного прогноза.

Степень, изученностипроблемыНесмотря на возросшее количество публикаций посвященных энергетике, как: в США, таки в мире, комплексных исследований энергетической политики, как части внешнеэкономической стратегии= США, достаточно мало. В российской научной литературе их ещё меньше, как и системных работ по изучению всего энергетического комплекса США.

Среди работ американских авторов, посвященных экономическому анализу развития ТЭК США следует отметить. исследования Б. Дейла, Ф: Бабира, Б. Капехарта, Т. Шеллинга, Э. Доунс, Д. Крауфорда, Г. Ваклава, С. Кордесмана, Н: Обейда, Дж. Фореста, Mi Соуса, Д. Йергена.

Различные аспекты внешнеэкономической составляющей энергетического комплекса, США представлены в ряде работ американских ученых (С. Суранович, М: Олкот, Дж. Ягер, Э. Стейнберг, Р. Манина и др.), а также в работах экспертов Совета по внешней политике. США — Л. Теслика, М. Леви, Дж. Шлезингера и др. Среди других исследований экономических факторов, энергетической зависимости США особенно стоит отметить аналитические работы Гарвардского университета, выполненные под руководством, профессоров^ Дж. Ная, X. Ли, Дж. Джафа, Р. Стенвиса, А. Ирата, а также аналитические работы Калифорнийского университета Беркливыполненные под руководством профессора Д. Хорста.

Наиболее успешными среди отечественных исследований являются работы, подготовленные в Институте США и Канады РАН1. Фундаментальный анализ структуры и модели экономики США представлена в работах д.э.н., профессора Супяна В.Б.- д.и.н., член.-корр. РАН Рогова С.М.- д.э.н., профессора Портного М.А.- д.э.н. Лебедевой Л.Ф.- д.э.н. Васильева B.C., д.э.н., профессора Зименкова Р.И.- д.э.н., профессора Федоровича В. А. и др. Наиболее полный анализ топливно-энергетического комплекса США содержится в работах к.э.н. КорнееваВ. А, аспекты американо-канадского энергетического сотрудничества изложены в работах д.э.н. Соколова В. И., к.э.н. Немовой Л. А., история развития внешнеэкономических связей США в области энергетики на Ближнем Востоке представлена в работах к.п.н. Шумилина А. И. Анализ экономических проблем мирового энергетического комплекса содержится в работах, подготовленных в Институте энергетических исследований РАН: в частности, в работах академика РАН Макарова А. А., член-корр. РАН Филиппова С. П., к.э.н. Плактикина С. П., к.э.н. Митровой Т. А. и др.- в Институте мировой экономики и международных отношений РАНработы академика РАН Симония Н. Н., академика Дынкина А. А., д.э.н. Ивановой Н. И. и др.- в Институте энергетики и финансов, а также в Институте энергетической стратегии Министерства энергетики РФ-работы д.т.н. БушуеваВ.В., к.г.н. Громова А. А. Проблемы международной энергетической дипломатии представлены в работах д.э.н., профессора Жизнина С. З. Ряд отдельных аспектов международной энергетической безопасности раскрыты в работах академика РАН Кокошина А. А., д.и.н., профессора Караганова С. А, д.п.н. Воскресенского А. Д. и др.

Источниками исследования помимо работ, указанных выше авторов, служили различные статистические сборники. Показатели мировой энергетики использовались автором согласно данным публикаций Международного энергетического агентства (МЭА, IEA): «World Energy Outlook 2009», «Key World Energy Statistics 2009» и др. Источником информации о показателях экономики США являлся основной статистический сборник США— «Statistical Abstract of the United States», об энергетике США — статистические и аналитические публикации Администрации энергетической информации {Energy Information Administration — EIA), входящей в состав федерального Министерства энергетики США {Department of Energy — DOE). Помимо этого использовались официальные документы властей США: Администрации президента, Государственного департамента, Конгресса, Министерства внутренних дел, Министерства торговли и других ведомств. Большое содействие исследованию оказало использование документов различных неправительственных научных фондов США: Совета, по внешней политике, Национального нефтяного совета, Газовой ассоциации и др. Анализ периодических изданий США и материалы зарубежных специализированных изданий, также оказался полезным для-проведения исследования. Среди них следует отметить «Oil and' Gas Journal», «International Petroleum Economist», «World Oil», «Argus Global LNG», материалы баз данных агентства КЕРА (Cambridge Energy Research Agency — CERA). Часть, данных была получена в ходе научных командировок в США в 2005, 2006 и 2007 гг., по результатам работы с материалами в библиотеках Нью-Йорка и Вашингтона, а также по итогам участия в международных нефтегазовых конференциях: «Энергетический вызов» Голландия— ноябрь 2008, «Форум стратегического развития-немецкого совета по внешней политике», Германия — ноябрь 2008, «Форум по энергетической безопасности в Каспийском регионе», Азербайджан — июнь 2008, «Ежегодный СПГ саммит», Испания — декабрь 2009:

Научнаяновизна исследования заключается в комплексном анализе, энергетических аспектов внешнеэкономической стратегии США.

В работе собраны, обобщены и проанализированы многочисленные фактические и статистические данные по проблематике исследования за последние годы. Автору удалось из большого количества зарубежных источников собрать наиболее актуальные и полные показатели, характеризующие внешнеэкономические аспекты энергетической политики США.

Проведены статистические и эконометрические расчеты, показывающие степень зависимости различных макроэкономических показателей экономики США от динамики энергетического импорта.

Выявлены долгосрочные и среднесрочные тенденции развития ТЭК США и динамики энергетического импорта.

На основе многочисленных источников автор представил комплексную картину американского энергетического импорта в начале XXI века, включая анализ объемов, цен, особенностей экономических взаимоотношений США с основными партнерами.

В работе впервые комплексно рассмотрены причинные факторы кризисных процессов энергетического характера в ходе экономического кризиса в США в 2008;2009 гг.

Сформулирован тезис о наличии объективных экономических предпосылок изменения существующей энергетической политики США под влиянием внешнеэкономической составляющей.

Положения, выносимые на защиту. Исходя из проведенного исследования, автором выносятся на защиту следующие положения:

1. Сохраняющийся в США дисбаланс уровней внутреннего производства и потребления основных энергоносителей обуславливает дальнейшую потребность в импорте энергетического сырья. При этом в конце XX — начале XXI века резко возросла степень зависимости масштабов импорта энергетического сырья в США от объемов его внутреннего производства, о чем свидетельствует представленный автором анализ коэффициентов корреляционной зависимости между этими показателями.

2. Обобщенные и актуализированные автором данные о последних тенденциях импорта основных энергоносителях дают целостную картину американского энергетического импорта и особенностей взаимодействия"США с основными поставщиками энергетических ресурсов, на основании чего конкретизированы международные зоны особых энергетических интересов США^.

3. Проведенный комплексный анализ особенностей импорта сжиженного природного" газа свидетельствует о возрастающем значении этой сферы во внешнеэкономической энергетической стратегии США и потенциальных новых возможностях для экспортеров СПГ. Однако в работе также выявлены основные риски поставок газа на американский рынок, вызванные особенностями этого рынка и ценообразования на нем".

4. Зависимость от импорта энергоресурсов не носит односторонне негативный характер. Она также выступает одним из экономических стимулов развития и применения новых перспективных источников энергии, а также проведения политики энергосбережения.

5. В рассматриваемый в работе период 2001;2009 гг. выявлены резкие изменения инвестиционной составляющей внешнеэкономических связей в области энергетики в сторону обоюдного увеличения объемов и доли инвестиций в энергетические проекты, что дало основание скорректировать сложившийся тезис о сокращающейся доли инвестиций в нефтегазовые проекты в общей структуре зарубежных инвестиций.

6. Проводимая долгое время властями США экономическая политика, нацеленная на поддержание устойчивого экономического роста за счет импорта ранее относительно дешевых зарубежных энергоносителей, сталкивается со все большими трудностями, которые выступают объективными факторами* корректировки внешнеэкономического энергетического курса, предложенногоадминистрацией Б. Обамы.

7. Дисбаланс внешнеэкономических связей в области энергетики послужил одним из катализаторов экономического кризиса США 2008;2009 гг. Стремительно растущий объем энергетического импорта способствовал обострению проблемы тройного дефицита (дефицита бюджета, торговогои платежного балансов), усилению инфляции, изменению структуры потребительских расходов.

8. Полноценное преодоление рецессии в США в большой степени зависит от возможности капитализировать научные достижения в области инновационной энергетики и таким образом способствовать сокращению негативного воздействия выявленных аспектов внешнеэкономической стратегии в области энергетики.

9. Переход экономики США к принципам устойчивого развитияv в условиях обостряющихся глобальных проблем в области энергетики, изменения климата и экологических условий невозможен без корректировки внешнеэкономической энергетической стратегии, направленной на сокращение совокупного энергетического импорта, изменения его структуры, поддержка США международных усилий в области экологии и инновационного развития энергетики.

Теоретическая и практическая значимость, исследования состоит в комплексном анализе современной энергетической политики США, особенно её внешнеторговых аспектов, выявлении долгосрочных тенденций её развития и построения прогнозов её модификации вследствие выявленных объективных причин.

Полученные результаты позволяют уточнить особенности внешнеэкономической стратегии США и выстроить адекватные механизмы налаживания взаимного сотрудничества, как на корпоративном, так и на межгосударственном уровне. Таким образом, выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке дополнительных рекомендаций для совершенствования будущей энергетической политики РФ и выработке стратегий российских энергетических компаний по выходу на американский рынок и взаимодействию с американским бизнесом.

Кроме того, результаты исследования ориентированы на решение стратегических российских задач в рамках использования американского опыта стимулирования энергосбережения и энергоэффективности при выработке аналогичных программ в России.

Апробация. Результаты исследования были представлены автором в ряде научных конференций и семинаров в Институте США и Канады РАН, МГИМО Университете МИД РФ, Московском Государственном Университете и Государственном Университете Высшая Школа Экономики, а также на зарубежных международных научных конференциях в Нью-Йорке, Вашингтоне, Берлине, Гааге, Баку в период апробации с 2007;2009 гг.

Материалы диссертации и практические выводы, сделанные на базе данной работы, были использованы для пополнения отраслевой научно исследовательской базы данных ОАО «Газпром» и подготовке аналитических отчетов для ОАО «Газпром».

Практическая значимость исследования была продемонстрирована в ходе использования материалов диссертации при подготовке первой в отечественной науке комплексной монографии по мировой индустрии сжиженного природного газа: ВовкВ.С., Новиков А. И., Глаголев А. И., Орлов Ю. Н., Бычков В. К, Удалое Д. А. Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование. — М: Газпром экспо, 2009. — 312 с. (17 а.л.).

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях: Статьи, опубликованные автором по. теме диссертации в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК.

1. Удалое Д. А. Энергетическая политика США сквозь призму оценок Международного энергетического агентства // США? Канада: экономика, политика, культура. — 2008. — № 7 (0,6 а.л.). — С. 111−118;

2. Удалое ДА. Подходы к энергетике нового президента США' // США? Канада: экономика, политика, культура. — 2009. — № 2 (0,8 а.л.). — С. 73−84;

3. Удалое Д. А. Энергетический фактор экономического кризиса // США- ¦> Канада: экономика, политика, культура. — 2009. — № 9 (0,8 а.л.). — С. 60−72;

4. Новиков А. И., Удалое Д. А. Американский рынок сжиженного природного газа: тенденции и прогнозы // США ¦¦¦ Канада: экономика, политика, культура. — 2009. — № 10 (0,8 а.л.). — С. 67−82.

Статьи и научные публикации'.

5. Удалое Д. А. Энергетический диалог Россия — США / Сборник материалов конференции «К 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США». — М.: ИСКРАН, 2007 (0,6 а.л.). — С. 36−46;

6. Удалое Д. А. Российско-американский энергодиалог / Сборник докладов аспирантов ИСКРАН и студентов ФМП ГУГН на конференции «Россия и.

США: нужны ли мы друг другу?" 29 ноября 2006 г.- М.: ИСКР АН, 2007 (0,5 а.л.). — С. 429;

7. Удалое Д. А. Энергетика как фактор модернизации экономики — Модель США / Сборник научных выступлений ГУ-ВШЭ. М., 2007 (0,5 а.л.);

8. Барышев И. А., Соколова П. С., Удалое Д. А. Бухарест: варианты решения //.

Независимая газета, 2.04.2008 (0,35 а. л);

9. Барышев И. А., Соколова П. С., Удалое Д. А. Парадокс силы // Дипкурьер,.

14.04.2008 (0,7 а. л);

10. Удалое Д. А. Перспективы российско-американских отношений в свете визита Б. Обамы в Россию 6−7 июля 2009 г. / Опубликовано на сайте Молодежной общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.molpalata.ra/opinions/more/?id=14 07.07.2009.

Научная монография.

11. ВовкВ.С., Новиков А. И., Глаголев А. И., Орлов Ю. Н., Бычков В. К., Удалое Д. А. Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование. — М: Газпром экспо, 2009. — 312 с. (17 а.л.).

Публикации в зарубежных изданиях.

12. European Security Policy Paper. — Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik. -Berlin, 2006. — 70 s. (в соавторстве, Удалое Д. А. — автор главы об энергетических аспектах безопасности и энергетической политике США/.

13. Dmitry Udalov — The Russian Natural Gas Strategy-Fuelling a Common European Future / Anticipating the Future Scenarios and Strategic Options for a New Global Order. — Berlin, 2009. — P. 39−50. ISBN: 978−3-9 810 553−8-2 (1,2 а.л.).

Выводы по главе 4.

Сложившаяся ситуация во внешнеэкономической энергетической сфере оказывает сильное влияние на экономическое развитие США.

В 2007 г. расходы на первичные энергоносители составили около 8,7% ВВП США, что стало на 45% больше, чем в 1998 г. Начавшийся после 2000 г. рост этой доли расходов ВВП был вызван, в первую очередь, повышением стоимости энергоносителей на мировых рынках и ростом объема импорта нефти и газа.

Данные представленные в диссертации свидетельствуют о тесной взаимосвязи индекса потребительских цен в США и стоимостью импортной нефти. Рост цен на импортные энергоносители стал одним из факторов увеличения инфляции в рассматриваемый период.

Важное место энергетика всегда занимала и продолжает занимать в торговом балансе США. Энергетика оказывала прямое влияние на его увеличение на протяжении ряда лет, но, как показало исследование, после 2000 г. воздействие энергетики на рост торгового дефицита США носит всё более масштабный характер. В ценовом отношении импорт энергоресурсов вырос более чем в 6 раз с 1999 г., в том числе импорт сырой нефти с 50 млрд долл. в 1999 до 353 млрд долл. в 2008. Если в 1999 г. доля энергетического импорта составляла лишь 0,82% ВВП, то к 2008 г. этот показатель составил 3,42%.

Анализ воздействия энергетического импорта на структуру ВВП, торговых баланс, индекс потребительских цен, структуру расходов американских граждан позволяет сделать вывод о росте негативного влияния внешнеэкономической энергетической стратегии на экономическое развитие США в рассматриваемый в работе период.

Исследование также показало смещение акцентов в балансе зарубежных инвестиций. Вопреки сложившейся во второй половине XX века тенденции сокращения значения инвестиций в сырьевой сектор, в начале XXI века наблюдалось повышение, как в относительных, так и в абсолютных показателях значения зарубежных инвестиций в нефтегазодобывающие предприятия.

Из рассмотренных в работе факторов влияния США на мировой энергетический рынок следует сделать вывод о возросшей роли финансового фактора. Изменение ставки ФРС и колебания курса доллара, в рассматриваемый в работе период оказывали значительное влияние на мировые цен на нефть.

Дисбаланс внешнеэкономической стратегии США в области энергетики стал одной из причин экономического кризиса США. Связанные с энергетикой, глубинные причины кризиса заключаются в неспособности США качественно снизить энергетическое потребление и повысить инновационную составляющую ТЭК, так как это шло в противоречие с устоявшимися интересами крупных энергетических корпораций и связанной с ними интересами властной элиты. Соответственно выход США из рецессии возможен при качественной реформе внутренней и внешней энергетической политики, о которой было заявлено администрацией Б. Обамы, но проведение которой потребует много времени и средств.

Оценивая влияние энергетического импорта на экономическую политику США, можно сделать два вывода.

Во-первых, особенности внешнеэкономических связей США в области импорта энергетических ресурсов заставляют США расходовать все больше средств на исследования в области инновационных источников энергии и энергосбережения.

Во-вторых, объективные факторы состояния ТЭК США свидетельствуют о необходимости проведения комплексной политики энергосбережения, отвечающей принципам устойчивого развития. На смену традиционной парадигме обеспечения экономического роста за счет импорта дешевых энергоносителей, должна прийти стратегия энергосбережения, несмотря на определенные трудности и издержки такого перехода. Для того чтобы США приблизились к европейскому уровню энергопотребления, придется проводить политику энергосбережения в масштабе 57% от существующего уровня. Большая часть этого сокращения должна прийтись за счет уменьшения энергетического импорта. Однако столь амбициозные цели не были предложены американскими властными кругами ни в период правления Дж. Буша, ни президентом Б. Обамой. Это свидетельствует о значительной нестыковке объективных экономических закономерностей, политических программ американского правительства и интересов американских бизнес кругов. Предложенная Б. Обамой программа в области энергетики, по нашей оценке, призвана снять лишь часть имеющихся противоречий, поэтому более эффективная модификация энергетической составляющей внешнеэкономической стратегии, как и американского ТЭК, потребует в будущем более глубоких реформ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в диссертации исследование энергетических аспектов внешнеэкономической стратегии США в начале XXI века позволяет сделать следующие обобщения и выводы.

— Значение энергетической составляющей во внешнеэкономической стратегии США в начале XXI века значительно повысилось в количественном и качественном плане вследствие внутренних и внешних причин.

— Последовательное снижение производства основных энергетических ресурсов на территории США, как вследствие объективных причин, так и особенностей государственного регулирования на фоне роста их потребления является ключевым фактором роста импортозависимости США от поставок зарубежных энергетических ресурсов.

— В абсолютном значении США наиболее крупный импортер энергетических ресурсов. В относительном значении, зависимость США меньше, чем зависимость ЕС и Японии. Это дает возможность США использовать, искусственно созданные проблемы на энергетических рынках, для сдерживания экономического развития стран-конкурентов.

— В исследовании были подробно рассмотрены причины, обуславливающие столь крупный энергетический импорт. Прежде всего, была проанализирована роль топливно-энергетического комплекса в структуре экономики США. Как показало исследование, ТЭК США является одним из самых высокоразвитых в мире, как по количественным показателям (США занимают третье место в мире по добыче нефти, второе место по добыче природного газа), так и по качественным, о чем, к примеру, свидетельствует постепенное снижение использования энергии на доллар ВВП при планомерном росте потребления энергии на душу населения.

Однако систематическое сокращение добычи основных энергоресурсов, вызванное объективными причинами (постепенное исчерпание легкодоступных месторождений на собственной территории), а так же повышением экологических и технологических стандартов, при неуклонном росте потребления этих ресурсов и, в самом деле, будет способствовать дальнейшему увеличению импорта энергетического сырья, прежде всего нефти и газа. Это, в первую очередь, повлияет на сохранение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса США, а так же может негативно сказаться на других показателях развития экономики, таких как индекс потребительских цен. Также это может повлиять на замедление темпов прироста ВВП США.

— Политика администрации Дж. Буша, направленная на сокращение импорта нефти за счет увеличения её добычи в США, оказалась малоэффективна. США не удалось остановить падение добычи нефти, что повлияло на рост объемов и стоимости её импорта.

— Стратегия на самообеспечение в области природного газа, предпринятая в начале XXI века, оказалась более успешна, чем аналогичная стратегия в области нефти. Рост запасов и добычи газа из нетрадиционных источников в перспективе может составить сильную конкуренцию импортным поставкам природного газа.

— Сокращение импорта энергоносителей за счет использования низкоконцентрированной энергии возобновляемых источников энергии в США значительно затруднено вследствие сложившейся парадигмы, направленной на поддержание экономического роста за счет высокого уровня потребления относительно дешевых энергоносителей, в то время как возобновляемые источники значительно уступают по себестоимости производства энергии.

— В обозримой перспективе в США сохранится дисбаланс уровней внутреннего производства и потребления основных энергоносителей, что обуславливает дальнейшую потребность в импорте энергетического сырья.

— С экономической точки зрения в начале XXI века США удалось выстроить сбалансированную диверсифицированную структуру импорта энергетических ресурсов и частично снизить зависимость от отдельных стран так, что доля ни одной страны в структуре импорта за исключением партнеров по НАФТА, не превышает 15%.

Североамериканские партнеры США по НАФТА являются наиболее надежными поставщиками энергоресурсов. Их общая доля в структуре энергетического импорта США составляет более 32%. Объективные предпосылки, связанные с объемами добычи и потребления энергетических ресурсов в этих странах являются важнейшими предпосылками продолжения энергетического сотрудничества. Углубляющаяся интеграция в рамках НАФТА также будет способствовать этому в силу постепенного снятия ограничений на инвестирование в энергетический сектор в Канаде и Мексике со стороны компаний США. Помимо торговли энергетическим сырьем и продуктами нефтехимии, отдельным аспектом выступает торговля энергетикой и растущая взаимозависимость электроэнергетических сетей трёх стран.

На страны Западного Полушария помимо стран НАФТА приходится около 20% импорта нефти и газа в США, при этом около 50% этого значения приходится на Венесуэлу, 21%— на Эквадор. За несколько десятилетий США значительно снизили свою энергетическую зависимость от этой группы стран. Проблемы прав собственности наряду с объективными проблемами развития ТЭК государств Латинской Америки не будут способствовать резкому росту импорта энергетических ресурсов из этих стран.

Регион Персидского залива представляет крайне большое значение для всех стран импортеров нефти, однако США испытывают наименьшую зависимость от ближневосточной нефти в относительном значении (17% от совокупного импорта нефти). В абсолютных цифрах США импортируют примерно столько же, сколько страны Западной Европы (соответственно 2,2 и 2,6 млн. баррелей в сутки в 2006 г.). Из всех стран Персидского залива наибольшее значение представляют три: Саудовская Аравия, на долю которой приходится 71% импорта в США из этого региона, Ирак — 19%, и Кувейт — 9%. Сильно снизив свою зависимость от ближневосточной нефти США в дальнейшем будут, исследование показало, что США будут стараться продолжить эту тенденцию, наращивая импорт энергоносителей из других регионов. Тем не менее, ряд неоспоримых преимуществ данного региона, в первую очередь, почти монополия на свободные мощности нефтедобычи, сохранят его значение как ключевого для внешнеэкономических связей США в сфере энергетики.

Значение Африканского континента в контексте поставок энергетических ресурсов за последние годы достаточно возросло. Основную часть поставок осуществляют Нигерия (47% от поставок из Африки), Алжир (23%) и Ангола (22%). На эти три страны в 2008 г. пришлось около 20% импортируемого в США углеводородного сырья, суммой более 88,6 млрд долл. Несмотря на высокие риски, связанные с развитием энергетических проектов в Африке, прежде всего в Нигерии, США продолжат использовать его в качестве резерва диверсификации энергетического импорта.

Россия и страны постсоветского пространства выступают в качестве новых партнеров США по энергетическому диалогу, которые в определённой, но не кардинальной степени способны ещё больше диверсифицировать американский энергетический импорт. Стремительный рост (более чем в 12 раз за 7 лет) поставок нефти и нефтепродуктов из России в США, вывел Россию в десятку крупнейших поставщиков энергоресурсов в США. В ходе анализа энергетического диалога между Россией и США автором был сделан вывод, что при всей важности торговли углеводородами на современном этапе экономических отношений между РФ и США, необходимо рассматривать энергетический диалог шире, чем просто торговля сырьём, для чего необходимо в полной мере использовать пока не реализованный потенциал во многих областях, связанных с сотрудничеством, как по перспективным направлениям развития мировой энергетики, так и по вопросам использовании экологически чистых и энергосберегающих технологий.

Как показало исследование, США намерены и в дальнейшем продолжать диверсифицировать энергетический импорт, выстраивая энергетический диалог с наибольшим количеством зарубежных партнёров. Меры в этой области направлены на стимулирование развития добычи нефти за пределами стран ОПЕК, а также поддержку доступа американских ТНК к источникам углеводородного сырья, расположенным за пределами Соединенных Штатов и обеспечение для них благоприятных режимов.

— Анализ динамики зависимости объемов импорта нефти в США от скачков мировых цен на нефть и позволил сделать вывод о значительном падении возможности США сокращать импорт вследствие резкого роста цен. Если в 1970;х годах рост цен неминуемо приводил к снижению импорта, то в ходе наблюдаемого в последние годы крупнейшего в истории всплеска цен, объемы импорта сырой нефти продолжали расти. Этот факт служит свидетельством, изложенных в работе проблем внутренней добычи энергетического сырья и доказывает рост значения импортных поставок.

— Зависимость США от импорта зарубежных энергетических ресурсов растет наиболее быстрыми темпами среди других стран ОЭСР, что является важным доказательством несбалансированности американской энергетической стратегии по сравнению с аналогичными стратегиями других развитых стран.

— Правительство США на протяжении ряда лет усиливало своё присутствие и контроль над внешнеэкономической энергетической сферой. В США была выработана своеобразная форма взаимодействия энергетического бизнеса и власти, которая сводится к максимизации влияния лобби энергетических компаний на власть разных уровней при отсутствии прямого государственного контроля над собственностью и управлением энергетических корпораций.

— За счет усиления конкуренции на мировых энергетических рынках возможности развития внешней энергосырьевой базы США не расширялись, а последовательно сокращались, что заставило американские власти искать внеэкономические, в том числе силовые, способы обеспечения энергетической безопасности США, эффективность которых оказалась крайне мала.

— Провозглашенная Б. Обамой стратегия по построению «зеленой экономики» намерена в долгосрочной перспективе изменить характер внешнеэкономической стратегии США в области энергетики: из крупнейшего импортера энергетического сырья, США имеют предпосылки стать ведущим экспортером высокотехнологичной продукции инновационной энергетики. Однако подобные планы носят долгосрочный характер и в среднесрочной перспективе не окажут существенного влияния на снижение энергетической импортозависимости США. Вместе с тем, можно сделать вывод, что на смену конкуренции за источники поставок энергетического сырья США включатся в борьбу за рынки сбыта продукции инновационной энергетики.

— Принятые в начале XXI века энергетические программы отдельных штатов по повышению использования возобновляемых источников энергии выступают дополнительным фактором сокращения импорта энергетических ресурсов. Однако разрозненность подходов к энергосбережению не способствует гармонизации внешнеэкономической стратегии в области энергетики.

— Более чем восьмикратный рост стоимости американского импорта нефти, превысивший в 2008 г. 440 млрд долл. позволяет сделать вывод о его значительном влиянии не только на состояние торгового баланса США, но и на экономику в целом:

• рост доли энергетического импорта с 0,82% ВВП до 3,42% ВВП свидетельствует о повышении его нагрузки на американскую экономику.

• рост цен на импортные энергоносители стал одним из факторов увеличения инфляции в рассматриваемый период;

• доля расходов американских граждан на энергетику остается на относительно высоком уровне, несмотря на падение доли расходов, связанных с приобретением сырьевых товаров.

— Исследование показало смещение акцентов в балансе зарубежных инвестиций. Вопреки сложившейся во второй половине XX века тенденции сокращения значения инвестиций в сырьевой сектор, в начале XXI века наблюдался рост обоюдных инвестиций компаний США и зарубежных партнеров в нефтегазовый комплекс.

Высокая импортозависимость носит не только негативные черты. Большой объем импорта энергетических ресурсов позволяет США оказывать существенное влияние на мировые энергетические рынки. В рассматриваемый период возросло влияние финансового фактора, прежде всего динамики изменения курса доллара на мировые цены на нефть.

— Состояние и дисбаланс внешнеэкономической стратегии США в области энергетики стали одной из причин экономического кризиса США. Связанные с энергетикой глубинные причины кризиса заключаются в неспособности США качественно снизить энергетическое потребление и повысить инновационную составляющую ТЭК, так как это шло в противоречие с устоявшимися интересами крупных энергетических корпораций и связанной с ними интересами властной элиты. Соответственно выход США из рецессии возможен при качественной реформе внутренней и внешней энергетической политики.

Анализ влияния энергетического импорта на экономическое развитие США доказывает, что на смену традиционной парадигмы обеспечения экономического роста за счет импорта дешевых энергоносителей, должна прийти стратегия энергосбережения, отвечающая принципам устойчивого развития, несмотря на определенные трудности и издержки такого перехода. Одним из выявленных положительных факторов воздействия энергетического импорта на экономическое развитие США стало повышение расходов на НИОКР в области энергетики, однако еще нереализованный потенциал подобных исследований остается достаточно большим.

— Предложенная Б. Обамой программа в области энергетики, по нашей оценке, призвана снять лишь часть имеющихся противоречий, поэтому более эффективная модификация энергетической составляющей внешнеэкономической стратегии, как и американского ТЭК, потребует в будущем более глубоких реформ.

Полученные результаты проведенного в диссертации анализа позволяют формулировать некоторые практические выводы и рекомендации.

США остаются в среднесрочной перспективе крупнейшим игроком на мировом энергетическом рынке. Долгосрочная стратегия по присутствию на таком крупном рынке в качестве элемента диверсификации экспортных поставок российских энергоносителей вполне оправдана.

Наряду с экспортом нефти и нефтепродуктов, США могут рассматриваться в качестве крупного потребителя российского сжиженного природного газа. При этом следует учитывать, что американский рынок СПГ одновременно соединяет в себе большие возможности и большие риски. В нем соседствуют немалая емкость и жесточайшая конкуренция, высокая ликвидность и непредвиденные ценовые колебания. Выход на этот рынок никак не может рассматриваться как самоцель. Только грамотная, хорошо спланированная стратегия выхода на американский газовый рынок может увенчаться успехом. Для этого необходимо знать специфику американского газового рынка, понимать отличные от европейских и азиатских принципы его функционирования и ценообразования.

Для максимизации доходов от экспорта российских энергоносителей следует, учитывая особенности американского рынка, выстраивать цепочки продажи энергетических ресурсов и продуктов их переработки конечным потребителям.

Еще более важно для России организовать эффективное сотрудничество по широкому комплексу вопросов инновационной сферы энергетики и использовать российские конкурентные преимущества в ряде высокоточных отраслей в совместных проектах. Не отставая от мировых тенденций по повышению инновационной составляющей ТЭК и российские предприятия могли бы преследовать цель организации экспорта высокотехнологичной продукции на новый быстрорастущий американский рынок «зеленых» энергетических технологий.

На примере положительных аспектов внешнеэкономической стратегии США в области энергетики, России следует более внимательно изучить и использовать богатый опыт США в отстаивании с помощью рыночных механизмов и процедур своих национальных интересов, расширения географии влияния и развития выгодного для России сотрудничества с другими субъектами мировой экономики.

Список составленных автором диаграмм.

Диаграмма 1.1 Динамика и прогноз потребления первичных энергоносителей 1980;2030, в млн. т.н.э.

Диаграмма 1.2 Глобальное распределение импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов по итогам 2008 г. (млн. т).

Диаграмма 1.3 Динамика использования первичных источников энергии в США 1949;2007 гг.

Диаграмма 1.4. Совокупное энергетическое потребление в США в 2007 г.

Диаграмма 1.5 Разведанные запасы нефти США 1970;2008 (млн. барр.).

Диаграмма 1.6. Динамика добычи нефти в США (млрд. барр.).

Диаграмма 1.7 Производство нефтепродуктов в США в 2008 г.

Диаграмма 1.8. Динамика фонда газовых скважин США, в 2002;2007 гг.

Диаграмма 1.9.Карта-схема оффшорных месторождений США.

Диаграмма 1.10. Запасы природного газа в США на начало года в 19 672 009 гг.

Диаграмма 1.11. Динамика добычи природного газа в США 1970;2008.

Диаграмма 1.12. Расчетный период самообеспечения собственными запасами газа в США.

Диаграмма 1.13 Динамика добычи угля в США (тыс. кор. т).

Диаграмма 1.12 Производство возобновляемой энергии в США (квдр. б.т.е.).

Диаграмма 1.14 Распределение долей первичных энергоносителей в совокупной выработке электроэнергии в США в 2006 г. (в %).

Диаграмма 1.15 Потребление энергии на душу населения в США.

Диаграмма 1.16 Потребление энергии в экономике США.

Диаграмма 1.17 Поступление, распределение и потребление энергии в экономике США в 2005 г (в б.т.е.).

Диаграмма 1.18 Потребление энергии на душу на селения и потребление энергии на доллар ВВП 1980;2030.

Диаграмма 2.1 Энергетический импорт в структуре потребления энергии в США (в квадр б.т.е.).

Диаграмма 2.2 Импорт энергетических ресурсов в США в 2008 г. (млрд.долл).

Диаграмма 2.3. Импорт энергоресурсов в США в 2008 г. (в млрд.долл.

Диаграмма 2.4 Система концентрических кругов поставщиков энергоносителей в США.

Диаграмма 2.5 Регазификационные терминалы Северной Америки — 2008 г.,.

Диаграмма 2.6 Динамика поставок СПГ в США в 2008 г.

Диаграмма 2.7. Динамика средних цен на импортный СПГ 2006;2008 ($/тыс. куб. м).

Диаграмма 2.8Динамика и прогноз импорта СПГ и трубопроводного газа в США (млрд. куб. м.).

Диаграмма 2.9 Динамика реальных и номинальных среднемесячных цен на нефть, импортируемую в США.

Диаграмма 2.10 Динамика среднемесячных цен на нефть и импортный СПГ (2000;2009).

Диаграмма 2.11 Цены на урановое топливо в США 2001—2008 гг.

Диаграмма 3.1.Структура основных органов власти, участвующих в формировании энергетической политики США.

Диаграмма 3.2.Прогноз Администрации президента США роста потребления, добычи и дефицита газа до 2020.

Диаграмма 3.3 Нормы использования возобновляемых источников энергии, установленные штатами США.

Диаграмма 4.1 Динамика расходов на энергетику в структуре ВВП США 1970;2007 (в % к ВВП).

Диаграмма 4.2 Динамика индекса потребительских цен и цен на импортную нефть в США (1973;2008).

Диаграмма 4.3 Динамика номинальных и реальных среднегодовых цен на бензин в США.

Диаграмма 4.4 Стоимость литра бензина в долларах США в 2008 г.

Диаграмма 4.5 Динамика торгового баланса США 1989—2008 (в млрд. долл.).

Диаграмма 4.6 Энергетический импорт в % от ВВП.

Диаграмма 4.7 Динамика расходов на НИОКР в сфере энергетики в США 1996;2007.

Диаграмма 4.8 Расходы на НИОКР в сфере энергетики в 2007 г. Совокупные расходы и доля от ВВП.

Диаграмма 4.9 Динамика изменения ставки рефинансирования ФРС США.

Диаграмма 4.10 Цены на природный нефть и газ в США (2000;2008).

Диаграмма 4.11 Динамика индекса потребительских цен и цен на импортную нефть в США.

Диаграмма 4.12 Потребление природных ресурсов США (бте) .

Диаграмма 4.13 Потребление энергетических ресурсов в мире в 2005 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.П. Энергоэффективность и проблема изменения климата /
  2. В.П. Ануфриев. -М.: УЦЭЭ, 2007 156 с.
  3. , Р. Нефть и политика США на Ближнем и Среднем Востоке /
  4. Р. Воронов. М.: Наука, 1977. — 272 с.
  5. , В.А. Каспийская нефть: экономика и геополитика / В.
  6. Гусейнов —М.: Олма-пресс, 2002 380 с.
  7. B.C., Новиков А. И., Глаголев А. И., Орлов Ю. Н., Бычков В.К.,
  8. Д.А. Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование М: Газпром экспо, 2009. — 312 с.
  9. А.Д. Большая Восточная Азия: Мировая политика иэнергетическая безопасность/ А. Д. Воскресенский. -М., 2006. 128 с.
  10. С.В., Корнеев А. В., Лебедева Л. Ф., Соколов В. И. Природныересурсы США: особенности размещения, оценки, использования. — М.: ИСК РАН, 2008.
  11. , А. Океаны энергии. Пер. с англ./ А.Голдин. — М.:Оксфордпресс, 1983.-186 с.
  12. Глобальная энергетика и устойчивое развитие (Белая книга) / Под ред.
  13. В.В., Мастепанова A.M.- М.: МЦУЭР, 2009. 374 с.
  14. , Е.В. Монография Роль наукоемкой продукции во внешнейторговле США / Е. В. Емельянов. М.: Наука, 2008. — 192 с. Ю. Корнеев, А. В. Государственное регулирование в энергетике США / А. В. Корнеев — М.: Наука, 2004. — 156 с.
  15. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Под ред. В. Б. Супяна. М.: Наука, 2002. — 146 с.
  16. Инновационные процессы в энергетическом комплексе: зарубежный опыт и российские проблемы. Отв. ред. акад. Дынкин А. А., д.э.н. Иванова Н. И. М.: ИМЭМО РАН, 2007. 103 с. И. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / П. Кеннеди Пер. с англ. М., 1997.-220 с.
  17. , А.А. Международная энергетическая безопасность/
  18. A.А. Кокошин М.: Европа, 2006. — 80 с.
  19. , Е.Г. Канада и НАФТА. Итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции / Е. Г. Комкова. — М.: ИНИОН, 2005.-188 с.
  20. , Л.Ф. США: государство и социальная политика/ Л. Ф. Лебедева. М.: Наука, 2007. — 272 с.
  21. , В.П. Пути развития мировой энергетики /
  22. B.П. Максаковский. М. — 2004
  23. , Д.Б. Геополитика Каспийского региона / Д. Б. Малышева. -М., ИМЭМО РАН, 2007. 61 с.
  24. Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего/ Ред.
  25. C. Караганов. -М.: Культурная революция, 2007, — 160 с.
  26. , М.А. Масштабы и механизмы глобального финансового влияния США / М. А. Портной. — М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2008. — 250 с.
  27. , В.И. Энергоисточники / В. И. Субботин. -М.: ИМАШ РАН, 2005. -156 с.
  28. , В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века/В.Б. Супяп.-М.: Анкил, 2001.-128 с.
  29. Сравнительный анализ приоритетов энергетической и научнотехнической политики США, стран ЕЭС и Японии / Н. Д. Александровская, А. Н. Арянин, А. Б. Кобяков, С. Д. Молодцов- Акад. естеств. наук Рос. Федерации. М.: ВНИИОЭНГ, 1994. 153 с.
  30. , В.И. Природные ресурсы США: особенности размещения, оценки, использования / В. И. Соколов. М.: ИСКР АН, 2008. — 120 с.
  31. , С.М. Функции современного государства: Россия и мировой опыт / С. М. Рогов. М.: ИСКРАН, 2007. — 237 с.
  32. , А.И. Энергетическая стратегия Россия и США на Ближнем Востоке / А. И. Шумилин. М.: Междунар. отношения, 2008. — 166 с. -ISBN 978−5-7133−1351−7
  33. Экономические аспекты энергетического сотрудничества России сдругими странами и безопасность. Авторский коллектив: Симония Н. А. (научный руководитель), Варнавский В. Г., Жуков С. В., Попов В. В., Пусенкова Н. Н., Томберг И. Р. М.: ИМЭМО РАН, 2006. — 129 с.
  34. Т.Г. Политика администрации Обамы в области изменения климата// США ¦> Канада: экономика, политика, культура, № 9, 2009 -С. 89−104
  35. . Н. Нефтяная промышленность Ирака после 2003 г.//Мировая Экономика и Международные Отношения, № 11, 2006
  36. С.В. Структура топливно-энергетического баланса США и проблемы энергетической безопасности// США ¦> Канада: экономика, политика, культура, № 8, август 2006
  37. С.В., Карпов JI.H., Корнеев А. В. Международные районы и зоны особых энергетических интересов США // Бизнес Академия 2002 — № 4. — С.50−64.
  38. Е. Рывок в водородное будующее // Наука и жизнь, — 2004, № 3
  39. А.В., Энергетическая стратегия США: различия в подходах республиканской и демократической партий//США ¦> Канада: экономика, политика, культура № 6, 2006
  40. А.В. Энергетические приоритеты Барака Обамы: возможности и перспективы // Бурение и нефть. 2009. — № 3. — С. 11—13.
  41. А.В. Пришло время опять открывать Америку // Мировая энергетика, 2007, № 4 (40). С. 72−75.
  42. . Солнечный дом солнечный город // Наука и жизнь, — 2002,12
  43. Т. А., Динамика институциональной структуры газовых рынков // Пятые Мелентьевские теоретические чтения. Сборник научных трудов. Под ред. А. А. Макарова. М.: ИНЭИ РАН, 2004.
  44. JI.A. Канада и США: хозяйственная интеграция и социальная политика"//В сборнике «Канадский ежегодник». Отв. ред. В. А. Коленеко. Выпуск № 11. М.: 2007
  45. . Энергетика России: Когда наступит завтра //Наука и жизнь, — 2006 № 3
  46. Р. Термояд: сквозь тернии к звёздам // Наука и жизнь — 2001, №№ 8,9
  47. Энергетика: цифры и факты. Выпуск № 3, 2005 г., Центральный научно-исследовательский институт управления, экономики и информации Минатома России.
  48. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р1. Диссертации
  49. , А.Х. Внешнеэкономические связи арабских стран Ближнего Востока с США: 80−90 годы: дис. кандидата экономических наук/ Акчурина, Альфия Хаммятовна, М., 2004 — 218 с.
  50. , А.В. Опыт США в налогообложении компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, и его использование в России : дис. кандидата экономических наук / Грачев, Алексей Вячеславович М., 2003.-179 с.
  51. , Ю.Н. Проблематика международной энергетической безопасности в деятельности «Группы восьми» : дис. кандидата исторических наук: 07.00.15 / Исаков Юрий Николаевич- Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений. М., 2007. 186 с.
  52. , Т.К. Роль нефтедобывающих корпораций США в мировойэкономике в условиях глобализации : дис. кандидата экономических наук: 08.00.14 / Лепсая, Теймураз Константинович Место защиты: Гос. ун-т упр.. М., 2006. 195 с.
  53. , В.В. Ирак во внешнеполитической стратегии США на Ближнем и Среднем Востоке : 1991−2003 гг.: дис. кандидата исторических наук: 07.00.03 / Невенченой, Виталий Валентинович-Майкоп, 2005. 249 с.
  54. А.В. Политика США в отношении АТЭС в 1989—2001 годах : автореферат дис. кандидата исторических наук: / Ширков, Андрей Викторович- Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2008.-27 с.
  55. Статистические сборники на английском языке
  56. Annual Energy Outlook 2006, Department of Energy, Washington, June 2006
  57. Annual Energy Outlook 2009 US Yearly Projections to 2030, Energy Information Administration, Washington, 2009
  58. Annual Energy Review 2005, Department of Energy, Washington, 2006
  59. BP Statistical Review of World Energy / BP, London, 2009
  60. Coal Information 2009, International Energy Agency, Paris, 2009. ISBN 9 789 264 061 057
  61. Coal Information: 2008 Edition International Energy Agency, Paris, 2009. -ISBN 9 789 264 042 414
  62. Electricity Information: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 042 520), International Energy Agency, Paris, 2008
  63. International Energy Annual 2009, Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. Washington D.C., 2002
  64. International Energy Outlook, Energy Information Administration, Washington D.C., 2009
  65. Key World Energy Statistics 2006 Edition, International Energy Agency, Paris, 2006
  66. Medium-Term Oil Market Report 2007 (ISBN 9 789 264 037 946), International Energy Agency, Paris, 2007
  67. Natural Gas Information: 2009 Edition (ISBN 9 789 264 042 476), International Energy Agency, Paris, 2009
  68. Oil Information 2009, International Energy Agency, Paris, 2009. ISBN 9 789 264 060 999
  69. Oil Information: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 042 353), International Energy Agency, Paris, 2008
  70. Renewables Information: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 042 568), International Energy Agency, Paris, 2008
  71. World Energy Outlook 2004, International Energy Agency, Paris, 2005
  72. World Energy Outlook 2008, International Energy Agency, Paris, 2009. -ISBN 9 789 264 045 606
  73. World Energy Investment Outlook 2003 (ISBN 9 264 019 065), International Energy Agency, Paris, 2003
  74. Официальные документы на английском языке
  75. Advanced Energy Initiative by the President, Washington: The White House, February 2006.
  76. Economic Report of the President. Washington: The White House, February 2008.
  77. Economic Report of the President. Washington: The White House, February 2007.
  78. Economic Report of the President. Washington: The White House, February 2006.
  79. Economic Report of the President. Washington: The White House, February2005.
  80. National Security Strategy of the United States of America. Washington: The White House, 2006.
  81. National Energy Policy: Reliable, Affordable, and Environmentally Sound Energy for America’s Future. Washington, May 2001
  82. Energy Policy Act 2005, Washington, 2005
  83. State of the Union Address 2007, Washington: The White House, January 23, 2007.
  84. State of the Union Address 2006, Washington: The White House, January 31,2006.
  85. Advanced Energy Initiative by the President, Washington: The White House, February 2006.
  86. Securing Oil and Natural Gas Infrastructures in the New Economy: A Report by the National Petroleum Council. Washington: National Petroleum Council, Committee on Critical Infrastructure Protection, 2001.
  87. Монографии на английском языке
  88. Domenici, V.P. A Brighter Tomorrow: Fulfilling the Promise of Nuclear Energy / V.P. Domenici. NY, 2004 — 271 p.
  89. Stagliano, V. A. A Policy of Discontent: The Making of a National Energy Strategy / V. A. Stagliano. Washington, 2001 — 431 p.
  90. Act Locally, Trade Globally: Emissions Trading for Climate Policy. International Energy Agency. Paris, 2008. — ISBN: 9 264 109 544
  91. Barney, L. Encyclopedia of Energy Engineering and Technology— 2007, 667 p.
  92. Caspian Oil and Gas: The Supply Potential of Central Asia and Transcaucasia, International Energy Agency, Paris, 2008. ISBN 9 264 160 957
  93. Caspian Sea Energy Data, Statistics and Analysis, Energy Information Administration, Washington, January 2007
  94. China’s Quest for Energy Security / Erica Strecker Downs 2000 — 68 p.
  95. Comprehensive National Energy Policy: Hearings before the Subcommittee on Energy and Air Quality, United States Congress. House. Committee on Energy and Commerce. Subcommittee on Energy and Air Quality 2003 -498 p.
  96. Cooperation in the Energy Futures of China & the United States / National Research Council (U. S.), Zhongguo ke xue yuan 2000 — 108 p.
  97. Country Analysis Briefs Canada, US Department of Energy, February 2007
  98. Country Analysis Briefs Ecuador, US Department of Energy March 2006
  99. Country Analysis Briefs Saudi Arabia, US Department of Energy January 2007, p. 2−3.
  100. Country Analysis Briefs Venezuela, US Department of Energy March 2007, p. 1−4.
  101. Craufurd D. W. Goodwin Energy Policy in Perspective: Today’s Problems, Yesterday’s Solutions Brookings Institution 1981, 690 p.
  102. Energy at the Crossroads: Global Perspectives and Uncertainties / Vaclav Smil-2003−448 p.
  103. Energy Balances of Non-OECD Countries: 2005/2006: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 042 322), International Energy Agency, Paris, 2008
  104. Energy Balances of OECD Countries: 2005/2006: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 042 087), International Energy Agency, Paris, 2008
  105. Energy Developments in the Middle East / Anthony H. Cordesman, Nawaf E. Obaid-2005−426 p.
  106. Energy Policies of IEA Countries: IEA Energy Policies Review The European Union: 2008 (ISBN 9 789 264 043 374), International Energy Agency, Paris, 2008
  107. Cordesman, A. Energy Resources: Occurrence, Production, Conversion, Use / A. Cordesman 2004 — 308 p.
  108. Energy Statistics of Non-OECD Countries: 2005/2006: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 042 292), International Energy Agency, Paris, 2008
  109. Energy Statistics of OECD Countries: 2005/2006: 2008 Edition (ISBN 9 789 264 037 267), International Energy Agency, Paris, 2008
  110. G. Henry M. Schuler, Henry Ferdinand Keplinger, Persistent Oil Import Vulnerability and the U.S. Energy Response, Center for Strategic and International Studies, Georgetown University, 1985, 117 p.
  111. Gadgets and Gigawatts: Policies for Energy Efficient Electronics (ISBN 9 789 264 059 535), International Energy Agency, Paris, 2009
  112. Greenhouse Gas Emissions Trading and Project-based Mechanisms (ISBN 92 641 0576X), International Energy Agency, Paris, 2008
  113. Impacts of a 25-Percent Renewable Electricity Standard as Proposed in the American Clean Energy and Security Act Discussion -Report to US Congress, Energy Information Administration, Washington D.C., 2009
  114. Innovation in Energy Technology: Comparing National Innovation Systems at the Sectoral Level (ISBN 9 264 014 071), International Energy Agency, Paris, 2008
  115. Integrating Science & Technology into Development Policies: An International Perspective (ISBN 9 264 032 096), International Energy Agency, Paris, 2008
  116. International Emission Trading From Concept to Reality: 2001 (ISBN 9 264 195 165), International Energy Agency, Paris, 2001
  117. Dahl, C.A. International Energy Markets: Understanding Pricing, Policies and Profits / C.A. Dahl 2004
  118. James J. F. Forest, Matthew V. Sousa, Oil and Terrorism in the New Gulf: Framing U.S. Energy and Security Policies 2006, 174 p.
  119. Joseph A. Yager, Eleanor B. Steinberg, Energy and U.S. foreign policy, Ford Foundation. Energy Policy Project 1974, 163 p.
  120. Making Cars More Fuel Efficient: Technology for Real Improvements on the Road (ISBN 9 282 103 439), International Energy Agency, Paris, 2006
  121. Mind the Gap: Quantifying Principal-Agent Problems in Energy Efficiency (ISBN 9 789 264 038 844), International Energy Agency, Paris, 2008
  122. National Security in Saudi Arabia: Threats, Responses, And Challenges — p.305
  123. Promoting Energy Efficiency Investments: Case Studies in the Residential Sector (ISBN 9 789 264 042 148), International Energy Agency, Paris, 2008
  124. Renewable Energy RD&D Priorities: Insights from IEA Technology Programme (ISBN 9 264 109 552), International Energy Agency, Paris, 2008
  125. Renewable Energy: Market and Policy Trends in IEA Countries (ISBN 9 264 107 916), International Energy Agency, Paris, 2008
  126. Robert A. Manning The Asian energy factor: myths and dilemmas of energy, security and the pacific future Council on Foreign Relations — 2000, 246 p.
  127. Romeo M. Bautista, Seiji Naya Energy and Structural Change in the Asia Pacific Region, 1984, 532 p.
  128. Securing Oil and Natural Gas Infrastructures in the New Economy: A Report by the National Petroleum Council. Washington: National Petroleum Council, Committee on Critical Infrastructure Protection, 2001.
  129. Security Guidance for the Petroleum Industry.— Washington: American Petroleum Institute, 2002.
  130. Security Guidelines for the Electricity Sector.- Princeton, NJ: North
  131. American Electric Reliability Council, 2002.
  132. Suranovic, S.M. Import Policy Effects on the Optimal Oil Price, Energy Journal- Volume: 15- Issue: 3, George Washington Univ., Washington, DC, United States, 1994 Dec 31
  133. Sustainable Development of North America’s Oil and Natural Gas: Ensuring Plentiful Energy and a Clean Environment. Washington: U.S. Department of Energy, Office of Fossil Energy, 2004.
  134. Tester, J. W Sustainable Energy:: Choosing Among Options / Jefferson W. Tester-2005−846 p.
  135. Roberts, P. The End of Oil: On the Edge of a Perilous New World / Paul Roberts NY: Nature, 2004. — 368 p.
  136. The End of Oil: The Decline of the Petroleum Economy and the Rise of a New Energy Order -by Paul Roberts Nature — 2004 — 368 p.
  137. U.S. Energy Security: Options to Decrease Petroleum Use in the Transportation Sector: Hearing. Page 37, United States Congress. House. Committee on Science. Subcommittee on Energy — 2002 — 127 p.
  138. U.S. Oil Import Vulnerability: The Technical Replacement Capability, Report for the United States. Congress. Office of Technology Assessment, United States-1991
  139. Winning the Oil Endgame: Innovation for Profit, Jobs and Security / Amory B. Lovins 2004 — 306 p.
  140. Yergin D. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money and Power, NY, 1991, 800 p.
  141. Brown C.E.World Energy Resources / Charles E. Brown 2002 — 700 p.
  142. Energy Use in the New Millennium: Trends in IEA Countries (ISBN 9 789 264 034 297), International Energy Agency, Paris, 2004
  143. Morse, E.L. Strategic Energy Policy: Challenges for the 21st Century/ Edward L. Morse, Council on Foreign Relations 2001 — 131 p.
  144. Oil Crises and Climate Challenges: 30 Years of Energy Use in IEA Countries (ISBN 9 264 018 824), International Energy Agency, Paris, 2008
  145. Hydrogen and Fuel Cells: Review of National R&D Programs (ISBN 9 264 108 831), International Energy Agency, Paris, 2008
  146. Schobert, H.H. Energy and Society: An Introduction / Harold H. Schobert -2002
  147. Energy Policies of IEA Countries United States: 2007 (Complete Edition -ISBN 9 264 030 735) International Energy Agency, 2008 pp. 1−199
  148. Oil Supply Security: Emergency Response of IEA Countries 2007 (ISBN 9 789 264 040 038), International Energy Agency, Paris, 2007
  149. Natural Gas Market Review 2009: Towards a Global Gas Market (ISBN 9 264 109 846), International Energy Agency, Paris, 2009
  150. Energy Technology Perspectives Scenarios and Strategies to 2050, International Energy Agency, Paris 2008, 650 p.
  151. Energy Policies of IEA Countries Canada: 2004 Review (ISBN 9 264 108 017), International Energy Agency, Paris, 2004
  152. Energy Policies of IEA Countries United States: 2007 (ISBN 9 789 264 030 732), International Energy Agency, Paris, 2007
  153. Energy: The Next Fifty Years (ISBN 9 264 170 162), International Energy Agency, Paris, 2005
  154. Energy Policies United States: 2002 Review (ISBN 9 264 197 621), International Energy Agency, Paris, 2002
  155. Energy Technology Perspectives 2008 (ISBN 9 789 264 041 424), International Energy Agency, Paris, 2008
  156. Статьи на английском языке
  157. Abramowitz, М., Mufson. S. Papers Detail Industry’s Role in Cheney’s Energy Report", The Washington Post, pp. AO 1,18 August 2007.
  158. Arkin H., Franck J. Emasculation of Enforcement under the New York Convention in the USA? // Arbitration. The Journal of the Chartered Institute of Arbitrators, Volume 71 Number 1, February 2005
  159. Are Pension Funds Fueling High Oil? // Business Week, May 21, 2008
  160. Borenstein S. Blame Coal: Texas Leads Carbon Emissions // Washington Post, 06 February, 2006
  161. Bush’s Plan to Wean US off Imported Oil: Ambitious enough? Right Direction, Say Energy Gurus. But Some Puzzle over R&D that Won’t Cut Oil Demand //The Christian Science Monitor, 2 February 2006
  162. Caspian Sea Region: Key Oil and Gas Statistics // Oil and Gas Journal, March 2009
  163. Changing US Crude Imports Are Driving Refinery Upgrades // Oil & Gas Journal, 10 August 2009,
  164. Concerns Grow Regarding Us Oil Import Dependency // Petroleum Review, 6 August 2007
  165. Crude Estimates // The Economist, April 17th 2008
  166. Energy Secretary Abraham Served «Big Energy Contributors. .More Than the Public Interest» // Democracy Now, November 16, 2004
  167. FEER of falling. America Still Has a Big Current Account Deficit // The Economist, June 19th 2008
  168. New North American LNG Terminals Could Exacerbate Capacity Glut // The Oil Daily 28 October 2009
  169. Obama Budget Pushes Sweeping Change // The Wall Street Journal, February 27th, 2009
  170. Offsetting Demand Gains Will Limit Ethanol’s Ability to Cut Oil Imports // Oil & Gas Journal, 7 January 2008
  171. Petroleum Comment: The Obama Energy Plan: Will It Succeed? //Energy Intelligence Group, Inc. March 16, 2009
  172. Return of Congress: New Tests for Bush// New York Times, January 29, 2006
  173. Record Profits Mean Record Taxes // Investor’s Business Daily, February Schelling Т., What Makes Greenhouse Sense? // Foreign Affairs, May/June 2002
  174. Senate Seeks Ethanol Analysis //The Oil Daily, May 15, 2008
  175. Sharlin H., DeNovo J., Hewlett R. Federal Government as Manager and Guardian of Energy Resources //American Historical Association, Dallas, December 1977
  176. The Only Way Is Down //The Economist, Jul 10th, 2008
  177. US Refining Embraces Tar Sands: Greens // Inside Energy/Extra, June 4, 2008
  178. USA Economy: Quick View Trade gap widens on oil imports // Economist Intelligence Unit, The Economist, 10 June 2008
  179. USA Has to Cope with the Dependence of Oil Imports from the Non-Stable Parts of the World // Hospodarske Noviny, 2 February 2006
  180. Venture Capitals. Which City or State Will Emerge as the Silicon Valley of Clean Technology // The Economist, May 26, 2007
  181. What Is a 'Windfall' Profit? // The Wall Street Journal, August 4th, 2008
  182. Watkins E. Iraq’s War over Oil // Oil and Gas Journal. 09.01.2006
  183. Warming up in the Senate//New York Times, April 11, 2007
  184. Монографии на французском языке
  185. Favennec, J-P. Geopolitique de l’energie: besoins, ressources, echanges mondiaux / J-P. Favennec. Paris: Institut francpais du petrole publications, 2007. — 284 p. — ISBN 9 782 710 808 800
  186. Furfari, S. Le monde et l’energie: enjeux geopolitiques / Furfari, S. Paris: Editions Ophrys, 2007. — 431 p. — ISBN 9 782 710 808 855
  187. Legault, A. Le Canada dans l’orbite americaine: la mort des theories integrationnistes? / A.Legault. Presses Universite Laval, 2004. — 163 p. — ISBN 9 782 763 781 365
  188. Lestrange C., Paillard C., Zelenko P. Geopolitique du petrole: un nouveau marche, de nouveaux risques, des nouveaux mondes / Lestrange C., Paillard C., Zelenko P. -Paris, Editions TECHNIP, 2005. 263 p.
  189. Rafie, H. Le petrole du moyen-orient et de l’afrique du nord dans les relations internationales (des annees 1970 a nos jours) / H.Rafie. Paris: S.N., 1999. -730 p.
  190. Spetschinsky, L. La gouvernance de l’energie en Europe et dans le monde / L. Spetschinsky. Presses univ. de Louvain, 2008. — 96 p. — ISBN 2 874 631 159
  191. Sebille-Lopez Geopolitiques du petrole / Sebille-Lopes. Paris, 2008. -409 p. — ISBN 9 787 509 703 069
  192. Статьи на французском языке
  193. Arctique: 90 milliards de barils de petrole, dont 84% offshore (estimation US) // Agence France Presse, 24 julie 2008
  194. Inquiet de la hausse du petrole, le G8 veut en comprendre la cause // Le Figaro, 16juin 2008
  195. Le Canada se detourne des Etats-Unis pour courtiser le monde- La crise economique et le protectionnisme americains // Le Temps, 12 aut 2009
  196. Le Conseil des Canadiens exposera des mitaines sur la Colline du Parlement pour reclamer une strategie de l’energie //Canada Newswire, 30 janvier 2008
  197. Le plan d’Obama pourrait etre une lame a double tranchant pour le Canada// La Presse Canadienne, 20 mai 2009
  198. Les sables bitumineux feront partie du cocktail energetique des Etats-Unis // La Presse Canadienne, 18 juin 2009
  199. LTJE impose des taxes antidumping sur le biodiesel americain // Les Echos, 8 Julie 2009,157
  200. Petro-Canada depose ses rapports d’information // Marketwire, 24 mars 2008
  201. Quand un petrolier texan vire au? vert? //Les Echos, 12 mars 2009
  202. Rechauffement climatique: Bush va exposer sa nouvelle strategie //La Presse Canadienne, 16 avril 2008
  203. Sans reserves, le Quebec pourrait manquer de petrole en situation de crise // La Presse Canadienne, 5 fevrie 2008.
Заполнить форму текущей работой