Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу
Диссертация
Нами была разработана, теоретически и экспериментально обоснована психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, включающая в себя: этапы («привыкание», «формирование новой программы адаптации», «стабильная адаптация») — компоненты (когнитивный, аффективный, мотивационно-деятельностный, поведенческий и адаптивность как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
- 1. 1. Проблема адаптации личности в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Психологические особенности адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
- 1. 3. Адаптивность личности как интегрирующее свойство адаптации курсантов к обучению в вузах ФСИН России
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
- 2. 1. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
- 2. 2. Экспериментальное исследование адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России
- 2. 3. Организация опытно-экспериментального исследования по формированию адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России, анализ и интерпретация полученных данных
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абраменкова В.В. Духовно-нравственное развитие ребенка в пространстве его отношений с миром // Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сб. ст. М.: РУДН, 2009. 294 с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.335 с.
- Авдей C.B. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. 21 с.
- Акимова А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 193 с.
- Аксенов A.A. Психологическая специфика формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2009. 214 с.
- Аксенова П.Ю. Экспериментальное исследование уровня развития адаптации курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 83−90.
- Аллахвердов В.М. Субъектная неслучайность случайного выбора: буридановы проблемы и закон Юма // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения 97». Вып. 3. 1997. Ч. 1. С. 22−31.
- Алексеева Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Томск, 1997. 48 с.
- Алексеева Л.Ф. Психологические механизмы развития активности человека // Активность личности: сб. науч. тр. Ч. II. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1998. С. 16−29.
- Алексеева О.Т. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности: дис.. канд. психол. наук. М., 1994. 139 с.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1969. 338 с.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 332 с.
- Андреева Д.А. Проблема адаптации студента / в кн.: Молодежь и образование. М.: «Молодая гвардия», 1972. С. 194−203.
- Андреева A.A. Стрессоустойчивость студентов и их отношение к учебной деятельности: монография. Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2010. 168 с.
- Андреева A.A. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 219 с.
- Ануфриенко Е.В. Особенности адаптации первокурсников в вузе // Мат-лы науч.-метод. конф. Благовещенск: Изд-во БГПУ. 2000. С. 25−27.
- Ащепков В.А. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 67−72.
- Баданина Л.П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу: монография. Архангельск, 2007. 168 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92−100.
- Белоусов В.А. Методика формирование у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практическом занятии // Инновации в образовании. 2006. № 2. С. 127−134.
- Беляев И.А. Применение элементов хатха-йоги и аутогенной тренировки в физическом воспитании учащейся молодежи: учеб. пособие. Оренбург: Оренб. гос. пед. ин-т, 1993. 108 с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: «Вышэйшая школа», 1983. 223 с.
- Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 126 с.
- Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца. 1990. С. 17−29.
- Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 238 с.
- Блохина J1.H. Индивидуальные различия в психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности у госслужащих: на примере таможенной службы: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 180 с.
- Богарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дис.. д-ра. психол. наук. М., 1991. 36 с.
- Богданова В.П. Эколого-экономическая направленность образования как условие адаптации учащихся к изменяющейся социальной среде: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 18 с.
- Богомолов A.M. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование, 2008, № 1. С. 67−73.
- Борисова C.B. Психическое здоровье студентов профессиональных технических училищ как фактор их психологической адаптации к процессу обучения: дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 185 с.
- Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессо-устойчивости: дис.. д-рапсихол. наук. Томск, 2008. 394 с.
- Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2007. 179 с.
- Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов. М.: НИИБМ, 1975. 360 с.
- Будко Д.Ю. Динамика и особенности психологической адаптации курсантов военно-медицинского вуза в процессе обучения: дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2010. 163 с.
- Бугримова Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 179 с.
- Бундзен П.В., Евдокимов О. М., Унесталь Л. Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С. 5763.
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2001. 234 с.
- Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиома человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 19−22.
- Ван Менте М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб.: Питер, 2001. 189 с.
- Варламова И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 188 с.
- Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 23 с.
- Виноградова A.A. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе в процессе изучения математических и естественнонаучных дисциплин: дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 194 с.
- Витун В.Г. Формирование адаптационного потенциала студентов вузов в процессе физического воспитания: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2008. 175 с.
- Волкова М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выгузова Н.Ю. Индивидуально-психологические условия развития активности субъекта в процессе профессионального обучения: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 160 с.
- Вьюшкова С.С. Особенности адаптации к условиям обучения в военных вузах курсантов с различными стилями интеллектуальной деятельности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 162 с.
- Гавриченко H.H. Самопознание как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1993. 24 с.
- Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67−89.
- Гаркуша Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ (на материале ВМФ): автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.
- Годник С.М. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1974. 160 с.
- Голубятников С.П. Пути построения и реализации частной методики преподаваемой дисциплины // Совершенствование технологий обучения в условиях осуществления подготовки специалистов в вузе МВД России: сборник научно-методических статей. 2002. Ч. 1. С. 6.
- Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. СПб., 1995. 44 с.
- Городничева A.C. Дидактические технологии развития профессионально-педагогической направленности студентов (в курсе педагогики): автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 1999. 24 с.
- Готлиб A.C., Запорожец О. Н., Хасаева Г. Р. Социально-экономическая адаптация в постсоветской России: публичные и приватные практики // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 56.
- Гребенков А.Б. Психологические условия развития когнитивного компонента образа «я» курсантов образовательных учреждений МВД России: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006. 176 с.
- Грибов В.Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. 23 с.
- Гурулев П.С. Адаптация студентов ФФК и спорта к условиям в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск., 2002. 28 с.
- Гущина Е.В. Личностная адаптация и самореализация студентов вуза в условиях развивающей образовательной среды. М.: Эгвес, 2008. 278 с.
- Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3−18.
- Даутова В.Ю., Резепин A.B., Михайлов В. Б. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной дея161тельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2. С. 44−48.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. С. 65−66.
- Дегтяренко Т.А. Социально-психологические особенности адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: учебно-метод.пособие. Краснодар, 2008. 145 с.
- Демидова И.Д., Меньшикова Г. И. Смирнова Е.Э. Болонский процесс и возможные преобразования российской высшей школы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 4. С. 24.
- Дичев Т.Г. Социальная адаптация человека к изменяющейся среде // Философские и социально-гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М.: Медицина, 1976. С. 152−170.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптация и здоровья человека. М.: «Медицина», 1976. 184 с.
- Дмитриева М.В. К вопросу о рефлексивной способности студентов-психологов // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. С. 262−265.
- Донская Л.В., Линчевский Э. Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. Л.: Медицина, 1980. 166 с.
- Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автор, дис.. канд. наук. СПб., 2004. 23 с.
- Дорошенко Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дис.. канд. психолог, наук. Ставрополь, 2008. 224 с.
- Дугинец В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов педвузов: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. 198 с.
- Дунин Г. С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров (на материале внутренних войск МВД России): дис.. канд. пси-хол. наук. СПб., 1995. 202 с.
- Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). Челябинск: ЧГАКИ, 2006. 337 с.
- Евтихов О.В. практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005.256 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 162 с.
- Живаев Н.Г. Социально-психологические закономерности взаимосвязи студентов с образом вуза: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 294 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности и общения. Л.- ЛГУ, 1989. 115 с.
- Жукова В.Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов-психологов заочной формы обучения к практической деятельности: дис.. канд. психол. наук. Сургут, 2007. 189 с.
- Загорская Л.В. Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах РФ: дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 238 с.
- Зейвальд И.В. Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 183 с.
- Земцова Е.М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами пропедевтического курса физики: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 169 с.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. С. 152−158.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности / в кн.: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. 197 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции поведения. М.: Просвещение, 1979. С. 219−232.
- Иванова Е.А. Педагогические условия эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2008. 180 с.
- Ивашко H.H. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИНРоссии: дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 196 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по специальности № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с.
- Ильин И. А. Собрание сочинений: в Ют. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Рус. Книга, 1994. Т. 3. 592 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород, 1993. 219 с.
- Исмагилова Ю.С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2010. 192 с.
- Каган В.Е. Психотерапия для всех и каждого. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 275 с.
- Калашникова М.М. Развитие стрессоустойчивости сотрудников оперативного состава МВД: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2009. 175 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обученности. М.: Педагогика, 1981. 200 с.
- Кананчук Л.А. Саногенная рефлексия как фактор адаптации сту164дентов в полиэтнической среде вуза: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 174 с.
- Караваева H.H. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к учебному процессу технического вуза: дис.. канд. пед. наук. Тула, 2006. 174 с.
- Киселев A.M. Профессиональная подготовка курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России и пути ее совершенствования при изучении специальной тактики: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2001. 198 с.
- Киселева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дис.. канд. психол. наук. Курск, 2009. 184 с.
- Кислицина A.C. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис.. канд. пед. наук. Казань, 2010. 174 с.
- Козлов H.H. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. 144 с.
- Колмогорова Л.А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2008. 190 с.
- Кольцова Н.Г. Динамика характеристик личности студента // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. М. 1989. С 69−74.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
- Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия: руководство для врачей. Минск: Высшая школа, 1999. 524 с.
- Коннов В.В. Особенности психологической адаптации молодых солдат в коллективах учебных и строевых подразделений: дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 198 с.
- Коновалова H. J1. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000. 278 с.
- Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р.
- Корепанова Е.В. Диалог как психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: монография. Тамбов, 2006. 235 с.
- Корнетов Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 23−32.
- Котляр В.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2006. 195 с.
- Кравцов A.B. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2008. 130 с.
- Кравченко Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006. 183 с.
- Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: дис.. канд. психол. наук. Оренбург, 2009. 198 с.
- Кундозерова Л.И., Редлих С. М., Ростовцев А. И. Проблемы социально-профессиональной адаптации. Новокузнецк: НГПИ, 2001. 230 с.
- Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действия в высшей школе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. 112 с.
- Лафуткин A.M. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2006. 187 с.
- Левченко Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 80−86.
- Левченко Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук. М., 2007. 179 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев Д.А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл // В сборнике «Франкл В. Человек в поисках смысла». М: Изд-во МГУ, 1990. С. 302−324.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лийметс Х.И., Иейзвецкий Б. Я. Некоторые педагогические меры, способствующие адаптации студентов первого курса в вузе. Тарту, 1970. 116с.
- Литвак P.A. Понятийно-терминологическое исследование проблемы социализации молодежи // Ученые записи Оренбургского государственного педагогического университета. Т. 1: Педагогика. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 206−223.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для ст-ов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998. 464 с.
- Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в вузе: учеб.пособие. Ставрополь, 2007. 164 с.
- Луговая В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2005. 213 с.
- Лычагина И.Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 178 с.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблема167профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 2000. № 1. С. 48−55.
- Макарова А.Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 189 с.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16−24.
- Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Ин-т тренинга, 1993. 279 с.
- Маралов В.Г. Основы самосознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 256 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 274 с.
- Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости: мотивация учения. Волгоград: ВГПИ, 1976. С. 5−15.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Медведев В.И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. № 3. С. 362−374.
- Медведев В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. 108 с.
- Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий: дис.. канд. пси-хол. наук. Ярославль, 2008. 235 с.
- Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / в кн.: Социальная психология и философия. Вып. 2. Сборник научных трудов / под ред. Б. Д. Парыгина. Ленинград, 1973. М. 243 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теоретических измерений в педагогике. М., КомКнига, 2006. 198 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Налчаджян A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1995. 345 с.
- Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1988.207 с.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
- Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
- Новожилова М.Ю. Психодиагностика в системе диспансеризации лиц с расстройствами адаптации вследствие стрессогенной профессиональной деятельности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 234 с.
- Образ жизни современного студента: социологическое исследование / отв. ред. В. Т. Лисовский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 206 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.208 с.
- Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу: на примере студентов коренных народов Севера, ханты и манси: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2007. 184 с.
- Осипова Л.А. Информационно-образовательные проекты как средство формирования у студентов когнитивной компетентности: дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2008. 184 с.
- Осипчук И.В. Трансформация личностного адаптационного конфликта при освоении профессиональной деятельности: на примере курсантов военно-морских институтов: дис.. канд. психол. наук. М., 2009. 225 с.
- Охремчук С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 192 с.
- Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теория и практика физической культуры. 1999. № 1. С. 12−17.
- Павлюк Н.Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2006. 143 с.
- Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: дис.. канд. психол. наук. М., 2003. 214 с.
- Панферов В.Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. СПб.: Научное издание Балтийской Педагогической Академии, Институт Психологии Человека, 1997. 106 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
- Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. С.И. Самы-гин. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 544 с.
- Петраш Е.А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: дис.. канд. психол. наук. М., 2009. 329 с.
- Петровский A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Просвещение, 1982. 255 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992. 224 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 419 с.
- Посохова С.Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СпбГу. 2001. С. 111−121.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 240 с.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: автореф. дис.. д-ра. психол. наук. СПб., 2001. 38 с.
- Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. П. Парыгина. СПб.: Питер, 2000. 314 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бахрам-М», 2000. 672 с.
- Практическая психология для менеджеров / под ред. М.К. Тутуш-киной. М.: ИИД «Фитиль», 1997. 368 с.
- Проблемное обучение в вузе / Сб. науч. тр. / ред. И. Г. Вяткин. Саратов: Изд-во СГУ. 1987. 328 с.
- Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к обучению в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск. 1976. С. 2448.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. 335 с.
- Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.: Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Психология XXI века / под ред. В. Н. Дружинина. М.: Просвещение, 2003. 514 с.
- Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л.Г.
- Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 640 с.171
- Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Питер, 2006. 368 с. 182.' Реан A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Речь, 2008. 387 с.
- Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета / отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1996. 160 с.
- Редлих С.М. Оценка адаптированности учащихся в образовательном пространстве // Вестник Российской Академии естественных наук. 2006. № 8. С. 317−320.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. К. Ваклера. М.: Рефл-бук, 1997. 387 с.
- Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., Речь, 2006. 365 с.
- Рокицкая Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 215 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский A.B. Стресс и поисковая активность //Вопросы философии. 1979. № 4. С. 117−127.
- Рудаков A.JI. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчи-вости личности: на примере спортсменов по вольной борьбе: дис.. канд. психол. наук. М., 2009. 242 с.
- Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. 200 с.
- Савотина H.A. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 21 с.
- Савченко T.B. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2006. 248 с.
- Самофалова О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов (на примере Академии ФСИН России): дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2008. 254 с.
- Сапранкова Т.А. Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2007. 189 с.
- Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. № 3. С. 45−49.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.254 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
- Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе: дис.. канд. психол. наук. М., 1989. 212 с.
- Сергеева C.B. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза: учебно-методическое пособие. Пенза, 2009. 110 с.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 223 с.
- Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб.: Ин-т тренинга, 1995. 113 с.
- Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика: дис.. д-ра. пед. наук. Киров, 2006. 425 с.
- Скубий М.И. Проблемы социальной адаптации молодых сельских учителей: автореф. дис.. канд. философ, наук. Новосибирск, 1975. 20 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школа пресс, 2000. 416 с.
- Сложеникин А.П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 244 с.
- Смирнов A.A. Психология вузовской адаптации: учеб.пособие. Ярославль, 2009. 198 с.
- Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис.. д-ра. пед. наук. Ижевск, 2003. 449 с.
- Солоусова К.В. Управление адаптацией студентов первого курса: методические рекомендации для кураторов. Новосибирск, 2008. 87 с.
- Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей). СПб.: Речь, 2004. 408 с.
- Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностному развитию студентов // Педагогика. 2004. № 1. С. 62−68.
- Социальная психология / сост.: Р. И. Мокшанцев, A.B. Мокшан-цева. М.-Новосибирск, 2001. 408 с.
- Социальная психология: учеб. пособие / отв. ред. A. J1. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 348 с.
- Социально-педагогическая поддержка студентов в системе воспитательной работы вуза / Тез. докл. Всерос. научн.-практ. конф. (2−5 апр. 2003 г.) / отв. ред. З. Н. Калинина. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого. 2003. Ч. 1. 106 с.
- Сочивко Д.В. Расколотый мир: Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: Per Se, 2002. 303 с.
- Старикова O.B. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. 26 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 736 с.
- Сурина А.Е. Социально-психологические факторы адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС России: дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2008. 214 с.
- Сычев A.B. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе: на примере факультета физической культуры и спорта: дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 172 с.
- Технология // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т. 25. С. 537.
- Титкова М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2008. 223 с.
- Трофимов О.Ю. Социально-психологическая адаптация менеджмента к изменяющимся условиям компании: дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 139 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11т., т. 8. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 776 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 368 с.
- Федорова Е.Е. Адаптация студентов вуза к учебно-профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 188 с.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. 1957. С. 31.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во
- Института Психотерапии, 2005. 490 с.175
- Филиппенко В.И., Макаров H.JI., Караваев А. Ф., Блинов В. А., Гиль Р. О включении в учебную деятельность неподготовленных обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2. С. 105 110.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Прогресс, 1993. 282 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 311 с.
- Фридман Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 15−28.
- Харина H.A., Пивоварова Т. В. Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России: диагностика, коррекция, развитие: монография. Рязань, 2010. 174 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. 367 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1997. 632 с.
- Холл Келвин С., Гарднег Л. Теория личности. М.: Аспект-Пресс, 1997. 447 с.
- Хусаинова P.P. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: дис.. канд. пед. наук. Елабуга, 2005. 219 с.
- Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 182 с.
- Цахаева A.A. Стратегия адаптивного поведения как механизм саморазвития личности: этнопсихологический и профессиональный аспекты. Махачкала: Юпитер, 2000. 240 с.
- Чеботарев С.С. Мотивационные ресурсы профессионально личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе. Курск, 2002. 196 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: Юнити, 2002. 437 с.
- Шагиев P.M. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 242 с.
- Шамиева В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. 207 с.
- Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1.С. 19−34.
- Шварцер Р., Еруселем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Еруселема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71−76.
- Шепилова Н.А. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза в процессе формирования их ценностного отношения к педагогической профессии: дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 186 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., Речь, 2008. 387 с.
- Шляпников В.Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации личности: дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 193 с.
- Штоф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 78 с.
- Юсупов М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2009. 217 с.
- Яблонская Ю.А. Социально-педагогическая адаптация детей сирот в условиях учреждения НПО: автореф. дис.. канд. психол. наук. Челябинск, 1975. 21 с.
- Якимчук Н.А. Социально-психологические особенности эффективной профессиональной адаптации офицеров в вузах пограничного профиля: на примере офицеров курсового звена: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 184 с.
- Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПБ.: Питер, 2000. 640 с.
- Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие. Кемерово, 2000. 31 с.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1995. 25 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 310 с.
- Ellis A., Corsini R.J. and Wedding D. (Eds.). Rational-emotive theory. Itasca, IL: Peacock. 1989.
- Ellis A., Jones A. And Grandall R. (Eds.). The rational-emotive approach // Journal of Social Behavior and Personality. 1991. № 6. Pp. 1−18.
- Eysenck H.J., Arnold W. and Meili R. (Eds.). Encyclopedia of psychology. New York: Herder and Herder, 1972. Pp. 25−26.
- Fiske A.P. Socio-moral emotion motivate action to sustain relationship // Self and Identity. 2002. № 1. Pp. 169−175.
- Freud A. Das Ich die Abwehrmechanismen. London: Hogarth. 1946.
- Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York: Harper and Row. 1958.
- Huang C. Hardiness and stress: A critical review // Maternal-Child Nursing Journal. 1995. № 3. Pp. 82−89.
- Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers.178
- New York: Harper, 1951. 341 pp.
- Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. № 2. Pp. 265−274.
- Nagy St., Nix Ch.L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. 1989. № 1. Pp. 339−345.
- Philips L. Human adaptation and his failures. New York and London: Academic Press. 1968.
- Shaffer L.F., Shoben E.J. The Psychology of Adjustment. Boston, 1956.1. Анкета.