Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовое развитие мусульманских государств: На примере Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе предпринята попытка сравнительного правового анализа основных этапов конституционного развития и содержания актов конституционного характера трех мусульманских государств—Исламской Республики Пакистан (ИРП), Королевства Саудовская Аравия (КСА) и Республики Судан. В понимании правовой природы, сущности конституций и иных конституционных актов, их места в правовой системе мусульманских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мусульманское общество, государство и конституционный строй: взаимообусловленность и противоречия
    • 1. 1. Мусульманская (суннитская) государственно-правовая доктрина
    • 1. 2. Становление государственного строя современных мусульманских государств (Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан)
    • 1. 3. Общая характеристика действующих актов конституционного характера
  • Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Лравия, Республики Судан
  • Глава 2. Особенности конституционного регулирования системы высших органов государственной власти и управления мусульманских государств
    • 2. 1. Место и роль главы современного мусульманского государства
    • 2. 2. Законодательные органы власти: полномочия, порядок формирования, структура
    • 2. 3. Органы исполнительной власти
  • Глава 3. Развитие института прав человека в мусульманских государствах
    • 3. 1. Исламская концепция прав человека
    • 3. 2. Правовой статус личности в конституционных актах мусульманских стран

Конституционно-правовое развитие мусульманских государств: На примере Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Различные источники оценивают общее мусульманское население Земли цифрой около 1.3 млрд. человек. Мусульмане проживают в более чем 120 странах мира, в трети из которых составляют, по меньшей мере, 70% от общего населения. Страной со значительным количеством приверженцев ислама является и Россия, превосходя по этому показателю многие мусульманские государства (ислам исповедует около 12.5% населения Российской Федерации). Однако наибольшая концентрация мусульман приходится на широкий пояс, протянувшийся от Северной и Западной Африки, через Ближний Восток и Центральную Азию до Южной и Юго-Восточной Азии, где и расположены государства, гражданами или поданными которых они являются.

Разумеется, даже соответствие страны всем формальным признакам мусульманского государства не означает, что правовое регулирование общественных отношений здесь осуществляется на основе ислама, также как и социальное и религиозное большинство не обязательно означает большинство политическое. Тем не менее, современные тенденции указывают на то, что мусульманское большинство проявляет политические амбиции, что, несомненно, отражается и на правовой системе, являющейся безусловным индикатором развития общественных отношений, баланса сил и интересов в обществе, а также устремлений групп, стоящих во главе государства. Именно этот феномен определяет проблему приложения ислама к сфере правового регулирования и делает весьма актуальными соответствующие научные исследования.

Правовое регулирование общественных отношений опирается, прежде всего, на конституцию и иные источники, имеющие конституционное значение. Конституция—это важнейший политико-правовой акт государства, закрепляющий основы общественного и государственного устройства, включая политические и духовные ценности, в соответствии с которыми должно строиться как поведение граждан и должностных лиц, так и политика самого государства.

В работе предпринята попытка сравнительного правового анализа основных этапов конституционного развития и содержания актов конституционного характера трех мусульманских государств—Исламской Республики Пакистан (ИРП), Королевства Саудовская Аравия (КСА) и Республики Судан. В понимании правовой природы, сущности конституций и иных конституционных актов, их места в правовой системе мусульманских государств имеется специфика по сравнению с доктриной традиционного (западного) конституционализма (независимо от региона, формы государства и других факторов). В то же время, и мусульманский мир не является однородным—имеет место различие подходов в правовом регулировании основных сфер конституционно-правовых отношений: статуса личности и организации системы государственной власти на различных уровнях. А различие подходов, в свою очередь, предполагает возможность обобщения и внутренней типологии конституционно-правовых характеристик мусульманских государств.

Объект, предмет и пределы исследования. Объектом исследования являются процессы становления и развития мусульманского общества и государства, особенности правового регулирования общественных отношений в сфере статуса личности и функционирования публичной власти на основе мусульманской государственно-правовой доктрины.

Предмет исследования составляют конституционные акты, основные конституционно-правовые институты, теория и практика конституционных правоотношений трех государств—Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия и Республики Судан.

Выбор именно этих стран предопределило, прежде всего, наличие в них совершенно различных типов государственного устройства и форм правления при значимой исламской составляющей в государственном механизме. Саудовская Аравия, Пакистан и Судан располагаются в разных географических регионах, имеют несхожие экономические, социально-культурные и политические параметры развития, оформление на их территории современных государств произошло в рамках качественно различных процессов. Но существует момент, объединяющий рассматриваемые страны в единонаправленный цивилизационный поток— это исповедание большинством населения мусульманской религии и реальный высокий статус последней (даже в условиях официального отсутствия государственной религии—Судан). Королевство Саудовская Аравия, Исламская Республика Пакистан и Республика Судан полностью соответствуют признакам мусульманского государства, при этом являясь, безусловно, крупными современными странами и активными участниками международных отношений.

Значимую роль в выборе наиболее подходящих для целей нашего исследования государств сыграл и следующий аспект—указанные страны характеризуются, с одной стороны, динамичным конституционным процессом, а с другой—весьма устойчивыми мусульманскими традициями общества. Королевство Саудовская Аравия приняло акты конституционного характера сравнительно недавно (1992 г.), последняя Конституция Судана вступила в силу в 1998 году, а Конституция Пакистана 1973 года в который раз вводится в действие с новыми изменениями и дополнениями, призванными учесть сложившийся баланс политических и социальных сил в обществе (и не в последнюю очередь, конечно, интересы правящих кругов). При этом большинство изменений, как вносившихся в Конституцию Пакистана, так и нашедших отражение в новой Конституции Судана, направлены на усиление исламизации этих документов.

В характеристике властных институтов рассматриваемых государств преобладает институциональный аспект (хотя территориальное устройство, в частности, Пакистана и Судана, безусловно, накладывает отпечаток на организацию государственной власти, и также затрагивается в диссертационном исследовании). При этом организация судебной власти самостоятельному детальному анализу не подвергалась, однако ее место в системе государственной власти, взаимодействие с другими властными структурами, а также специфика судебной защиты прав человека в мусульманских государствах нашли отражение в работе.

Предмет и пределы исследования предопределили название и структуру диссертации. При этом институт прав человека рассматривается после характеристики конституционной организации государственной власти в рассматриваемых мусульманских государствах, исходя из того, что в рамках мусульманской государственно-правовой доктрины человек не занимает центрального и главенствующего положения (как в доктрине классического конституционализма), реализация прав и свобод личности здесь подчинена интересам общества и государства.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации—на основе исследования взаимодействия исламской составляющей с принципиально различными формами правления (монархией, президентской республикой, парламентской республикой) обоснование выводов относительно возможности, эффективности и перспектив сочетания основных теоретических положений традиционного конституционализма и исламской государственно-правовой доктрины.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить место и значимость религиозного фактора в правовом регулировании общественных отношений социума, исповедующего ислам.

2. Провести сравнительный анализ основных положений теории конституционализма и исламской государственно-правовой доктрины с учетом исторических условий возникновения каждой из них.

3. Охарактеризовать становление современного государственного строя Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан, выделяя роль ислама в этом процессепроанализировать предпосылки создания, а также содержание и принципы современных актов конституционного характера рассматриваемых странпредложить оценку сущности и перспектив конституционно-правового развития этих мусульманских государств.

4. Дать развернутую сравнительно-правовую характеристику системы высших органов государственной власти и управления Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан, соотнося положения их нормативных актов с конституционно-демократическими параметрами, мусульманской доктриной, актами иных стран и друг с другом.

5. Выявить наиболее характерные особенности правового статуса человека в исламе и сравнить их с международными стандартами в этой областиустановить место, параметры, гарантии прав и свобод человека и гражданина по конституционным актам Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан.

Методологической основой работы явились общенаучные и специальные методы исследования—историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-исторический и сравнительно-правовой, метод технико-юридического анализа и другие, широко применяемые в юридической науке. Кроме того, конституционно-правовое развитие мусульманских государств рассматривается, во-первых, с учетом их дуалистичности и двухмерности во всемво-вторых, с учетом необходимого анализа исламской государственно-правовой доктрины, безусловно, влияющей на государственное развитие мусульманских стран и иногда решающим образом.

Степень разработанности темы и научная новизна исследования. Теоретической основой диссертации являются труды известных отечественных и зарубежных государствоведов, в разное время исследовавших вопросы организации государственной власти и взаимоотношения государства и личности: Абдулаева М. И., Авакьяна С. А., Автономова А. С., Баглая М. В., Богдановой Н. А., Глотова С. А., Кутафина.

О.Е., Миронова О. О., Нерсесянца B.C., Саидова А. Х., Середы Е. В., Скуратова Ю. И., Страшуна Б. А., Тихомирова Ю. А., Топорнина Б. Н., Хабриевой Т. Я., Чиркина В. Е., Юдина Ю.А.- Бааклини А., Давида Р., Джефферсона Т., Жоффре-Спинозы К., Форреста Г., Крика Б., Кокера Ф., МакИлвейна С., Маритена Ж., Мехди М., Нино С., Палли К. и другие.

При написании работы широко использовались научные труды, посвященные истории возникновения и развития ислама и мусульманского права, а также различным аспектам влияния ислама на современное общество и государство, в том числе, в рассматриваемых странах: Васильева A.M., Ганковского Ю. В., Еремеева Д. Е., Игнатенко А. А., Жданова Н. В., Каминского С. А, Козырина А. Н., Малашенко А. В., Милославского Г. В., Москаленко В. Н., Плешова О. В., Полонской JI.P., Сапроновой М. А., Сюкияйнена JI.P., Яковлева А.И.- Абуриша С., Ан-Наима А., Ахмеда А., Асада М., Геллера Э., Гибба X., Куртиса М., Коулсона Н., Лапидус А., Нвабуизи Б., Смита В., Талбот И., Фаруки К., Фенди М., Хаддури М., Хомейни, Чондури Г., Эспозито Д. и другие.

В основу работы лег обширный нормативный материал—акты конституционного характера, другие нормативные документы рассматриваемых стран, соглашения заключенные ими в рамках таких международных межправительственных организаций как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Исламская Конференция (ОИК), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и др., документы комитетов и комиссий, созданных в целях обеспечения различных направлений деятельности этих организаций, в частности, защиты прав человека.

Изучение состояния научной разработанности темы исследования позволяет отметить некоторый общий момент—отсутствие если не интереса, то серьезного отношения к современному конституционному развитию мусульманских стран как таковому. В большинстве монографий отечественных и зарубежных авторов отмечаются недостатки их конституционных актов по сравнению с «западными» образцами, приводятся общие для всех развивающихся стран причины, а в итоге констатируется, что даже установленный законодательно демократический минимум на практике не выполняется. Ислам в работах упоминается, в основном, в двух вариантах—как одна из форм традиций и обычаев или как форма политической борьбы (обычно, в отрицательном звучании), но всегда как некий рудимент, временно осложняющий конституционное развитие.

Особо выделяются работы, посвященные непосредственно концепции исламского государства и возможностям ее проецирования на современное общество. Здесь отмечаются недостатки правопорядка современных исламских государств по сравнению с классическими положениями, причины которых коренятся в недостаточной последовательности правительств, а иногда и в неверной трактовке вероучения, а в итоге констатируется, что сущность «мусульманского государства» крайне прогрессивна и перспективна, хотя и трудно достижима. Таким образом, с точки зрения конституционного права ощущается необходимость отказывания исламу в какой-либо иной, помимо местной традиции, значимости, а с точки зрения мусульманского права—в какой либо иной, помимо возможной рамочной структуры, значимости конституционализма.

В связи с этим научная новизна исследования состоит в выявлении, на основе всестороннего анализа государственно-правовой реальности трех мусульманских государств, основных направлений гармонизации положений исламской доктрины государственности и традиционного конституционализма в законодательных актах этих стран. Эти процессы обосновываются не как явления переходного периода, а как настоящее и будущее конституционного развития исламских государств. Российская сравнительно-правоведческая литература пополнится подобной работой впервые.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно затрагивает собственно конституционно-правовой аспект обозначенной проблемы (а не политологический, социологический, религиоведческий и т. д.). Работа восполняет информационный пробел в освещении конституционного развития рассматриваемых стран, определяет направления дальнейших научных исследований, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе. Предложения по использованию зарубежного опыта на российском правовом поле могут быть применены при разработке законодательства субъектов РФ со значительным мусульманским населением.

Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором сделаны научные сообщения в рамках научно-методологического семинара, проводимого кафедрой Правового обеспечения управления Государственного Университета Управления, на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях. Материалы диссертации используются при разработке учебно-методических пособий, преподавании курса конституционного права России и зарубежных стран в вузах Москвы и российских регионов. Основные положения исследования отражены в опубликованных автором работах. Положения, выносимые на защиту:

На основе выявления генезиса и сущности мусульманской государственности, ее соотношения с классическим конституционализмом и анализа конституционной практики отдельных современных мусульманских государств, обоснование нецелесообразности механического совмещения двух во многом принципиально различных научных концепций. Неразрывное единство государства и религии предопределяет специфику всех конституционно-правовых (государственно-правовых) институтов мусульманских стран, а также недопустимость формально-юридического анализа конституционных актов в отрыве от исторического, философско-религиозного и социологического подходов.

Определение границ, направлений, перспектив привнесения универсальных категорий и институтов традиционного (западного) конституционализма на правовую почву Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан. Конституционализм в рассматриваемых странах не стал безусловной альтернативой исламским взглядам на построение и функционирование общества и государства, несмотря на очевидные попытки приближения (по крайне мере формально-юридически) к общепризнанным конституционно-правовым идеям и принципам.

Обоснование сущностной зависимости между организацией государственной власти в мусульманских странах и идеями халифата, что предопределяет особенности правового положения высших органов государственной власти и неполное соответствие их реального статуса классическому инструментарию института формы государства вообще и формы правления, в частности. Реальность мусульманских государств не свидетельствует о формальном совершенствовании институциональной демократии. Монотеизм ислама до сих пор преломляется в сильном единоначальном правлении с непосредственным контролем главы государства над правительством. При этом залогом демократии в мусульманской стране способен явиться только влиятельный представительный орган, опирающийся в традиционалистском плане на институт «шуры» .

Развитие предложения о пересмотре взглядов на государственно-правовые положения шариата и возможности их нового, адекватного современному конституционно-правовому развитию мусульманских государств, толкования.

Предложение и обоснование гипотезы о наличии в мусульманских государствах (в частности, Королевстве Саудовская Аравия) регламентарной власти в качестве самостоятельной ветви власти, но в отличном от традиционного для конституционного права государств, главным образом, континентальной правовой системы, смысле (как полномочия органов исполнительной власти по осуществлению самостоятельного законотворчества в рамках, предусмотренных конституцией). В данном случае это прерогатива высших органов государственной власти мусульманского государства принимать нормативно-правовые акты, являющиеся правоприменительными относительно суверенитета Аллаха и правообразующими относительно государства и общества. Ею не наделяется полностью какой-либо один орган, что не позволяет, в частности, определить Консультативный совет Саудовской Аравии в качестве протопарламента.

Выявление сущностной роли общенациональной государственной) самоидентификации граждан Пакистана и Судана в конституционном развитии этих стран. Внутригосударственный консенсус является залогом и конституционализма, и «единства» как принципиального положения моноконцепции ислама. Однако адекватного воплощения в практике этих мусульманских государств он так и не получил.

Заключение

.

Религиозный фактор имеет определяющее значение в обществе, исповедующем ислам. Причем это касается не только духовного (идеологического) аспекта, но и организационно-управленческого, а как частный случай—государственно-управленческого. История развития мусульманской мысли наглядно свидетельствует о совпадении в пространственно-временном отрезке становления ислама и образования государства, с ведущей ролью пророка Мухаммада в этих процессах. Освященное личностью Пророка, протогосударство в Медине явилось (и продолжает являться) образцом для подражания, идеальной моделью, о следовании которой прямо говорит, например, Основной Низам о власти КСА 1992 г. Между тем, проведенный нами анализ наглядно показывает, что, помимо прочего, это было временное государственное образование, существующее вплоть до обращения всего мира в Землю ислама, а практически расширившееся в Халифат. Как любое временное явление, оно не получило фундаментальных разработок, не интересовало мусульманских юристов, не стало законченной и продуманной во всех аспектах концепцией.

То же, в сущности, относится и к теории халифата, легитимность которой определяется положениями Корана и Сунны, а значит все равно соотносимостью с государством Пророка. Таким образом, исламское государство (в классическом прочтении) как практическая альтернатива современному конституционному государству представляется невозможной.

Но ценностной теории конституционализма с соответствующим институциональным выражением вполне возможно противопоставить ценностные аспекты мусульманской государственно-правовой теории и практики. Красноречивым свидетельством чему и являются акты конституционного характера ИРП, КСА и Республики Судан.

Анализ сущности и содержания этих документов располагает к следующим общим заключениям относительно исламской составляющей:

1. Она является стержнем актов конституционного характера КСА. Будучи знаменем и идеологией объединения Аравии начала прошлого века, обуславливая легитимность всех последующих преобразований в Королевстве, являясь основой национального единства, внешней и внутренней политики страны, исламская религия и мусульманский образ жизни получили юридическое закрепления в низамах короля Фахда. При этом положение других категорий лиц (не мусульман) и вопросы другого образа жизни полностью исключены из основных принципов устройства государства.

2. Она является политико-идеологической концепцией Конституции ИРП 1973 г. Используемый в качестве основы национальной идентичности при образовании Пакистана, давший начало массе политических движений, являясь безусловным источником права, ислам вошел в Конституцию в качестве государственной религии и гарантий мусульманского образа жизни. При этом положение не мусульман полностью урегулировано, будучи уже не имплицитно (в соответствие с шариатом) как в КСА, а институционально второсортным сравнительно с мусульманами.

3. Она является религией большинства населения Судана. После неудачных попыток использования в целях достижения внутригосударственного консенсуса, исламская религия была, по возможности, выведена за границы конституционного законодательства. Между тем, мы видим ее влияние в формулировках статей, в регулировании отдельных вопросов мусульманского образа жизни (вакф, употребление алкоголя и др.), в закреплении шариата в качестве источника права. При этом каких-либо различий между статусом мусульманина и немусульманина в тексте Конституции 1998 г. не присутствует.

Правовое положение высших органов государственной власти в рассматриваемых странах испытывает очевидное влияние вышеизложенных концепций. Статус и полномочия Короля КСА (закрепленные в Основном низаме.) практически идентичны статусу халифа за некоторыми исключениями (закрепление этого поста за конкретным семейством). Способы избрания президентов Пакистана и, особенно, Судана также отличаются от классической исламской концепции (в части избирательного корпуса), но сосредоточение в их руках значительного объема государственной власти следует отнести и на ее счет.

Сильное единоначалие должно уравновешиваться принципом «шуры». Именно совещательный орган наличествует в КСА, что в условиях относительного единства общества имеет положительные результаты. В отсутствие национального согласия—способствует слабости парламентов и освящает масштабные декларативные акции (всенародные референдумы по утверждению в должности президента главы военного переворота).

Противопоставить этой тенденции в правовом срезе, на наш взгляд, можно только усиление и более четкую проработку принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. Необходимо усилить роль реальных противовесов президентской власти в виде правительства в ИРП (например, возвращение контроля над вооруженными силами) и парламента в Судане, в том числе, во время чрезвычайного положения. Безусловно, нужно стремиться к преодолению исламской тенденции соединять исполнительные и судебные полномочия (сокращение видов судов и квазисудебных органов ИРП, в первую очередь, чрезвычайных, выведение судебной власти из-под контроля Президента в Судане).

Таким образом, в отсутствие национального консенсуса, исламская составляющая играет не стабилизирующую, а деструктивную роль, что, в первую очередь, отражается на демократических институтах. Это косвенно подтверждает вторичность мусульманской государственной концепции по отношению к собственно религиозным постулатам и позволяет настаивать на возможности позиционирования ислама как духовного наследия и не отказывать в будущем позиции Судана (хотя в этом случае имеет место уже насильственное изъятие мусульманских положений из государственно-правовой практики).

Более продуманно следовало бы сформулировать и положения о правах человека в рассматриваемых актах. В Основном низаме. мы бы предложили конкретизировать как и какие права человека защищает КСА в соответствии с исламским шариатом. В республиканских актах—четко выделить концепцию, которая легла в основу закрепления прав и свобод человека и гражданина, определить место общепризнанных принципов международного права и международно-правовых обязательств в национальной правовой системе вообще, и касательно прав человека, в частности.

В целом же, конституционное закрепление прав и свобод человека в мусульманских республиках отвечает современным тенденциям и мировому опыту, накопленному в данной области. Не всегда до него дотягивает практика реализации и уровень государственных гарантий прав и свобод, тем более, в условиях периодического введения чрезвычайного положения и ограничения большинства из них. Но мусульманское влияние в этой части мы можем считать небольшим, преимущественно, в плане расставления акцентов в общем массиве прав и свобод.

В связи с чем, интереснейшим направлением дальнейших научных исследований является международно-правовой аспект исламской гуманитарной концепции, а также, несомненно, конституционно-правовой, в частности, соотношение мусульманской государственно-правовой доктрины и статуса личности. Представляется необходимым обозначить еще несколько направлений, разработка которых позволила бы осуществить комплексное исследование поднятой в данной работе проблематики: конституционный контроль в мусульманских государствахинститут формы государства в мусульманских странахместное самоуправление и управление в мусульманских государствахсудебная система (место шариатских судов) мусульманского государства и др.

Хотелось бы отметить еще один момент. «Борьба с нищетой и создание приемлемого уровня благосостояния требует столько же внимания, как и защита свободы мысли и слова. Настоящее счастье заключено в том равновесном состоянии, которое для каждого человека и каждого общества сопрягается с его собственными потребностями» .1 Представляется, что потребности мусульманских обществ КСА, ИРП и Судана, при всей их несхожести, шагнули далеко за рамки классических исламских государственных категорий, равно как и голого импортирования конституционализма. Исследователи обычно воздерживаются от каких-либо прогнозов относительно государственного развития мусульманских стран, но мы просим позволить нам несколько слов. Все теоретики исламского государства, очевидно, нуждаются в свежей и относительно простой идее, не выглядящей при этом, как подрыв основ религии. В противном случае, вплоть до появления в Коране слова «государство», возможно успешно позиционировать ислам только как вероучение, требующее глубокой личной, а не общественной работы. В связи с чем, в дальнейшем развитии государств, разумеется, сохраняется цементирующая роль ислама, но как духовной.

1 Речь министра иностранных дел ИРИ К. Харрази по случаю 50-летнего юбилея Всеобщей декларации прав человека http://www.un.org культурной) основы общества и эффективного фильтра, препятствующего принятию слишком резких и непродуманных государственно-политических решений (почему бы ИРП или Судану не взять на вооружение роль улемов в КСА), а ориентация на расширение и укрепление демократических институтов представляется практически неизбежной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые акты.
  2. Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948. М., 1999
  3. Каирская декларация о правах человека в исламе.05.08.1990. Каир, 1990
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 19.12.1966 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах 19.12.1966 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998
  6. Конвенция относительно рабства 25.09.1926 с изменениями, внесенными Протоколом от 7.12.1953 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998
  7. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. 7.09.1956 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998
  8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 18.12.1979 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998
  9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 10.12.1984 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998
  10. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 4.11.1950 // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998
  11. Американская конвенция о правах человека. 22.11.1969 // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998
  12. ООН ГА 56 сессия Сообщения государств, посвященные ликвидации всехформ религиозной нетерпимости. 31.07.2001 16.00Н Комитет против пыток. Доклады государств-участников. Саудовская Аравия. 20.09.2001
  13. UN. Economic and Social Council. Commission of Human Rights. Question of the Violation of Human Rights and Fundamental Freedoms in any Part of the World. 07.04.2000
  14. UN. Economic and Social Council. Commission of Human Rights. Question of the Violation of Human Rights and Fundamental Freedoms in any Part of the World.2301.2002
  15. UN. Statement by the special reporter on the situation of human rights in the Sudan.
  16. Third Committee. New York, 6 November 2002
  17. Конституция РФ 12.12.1993. M., 1999
  18. ФКЗ от 31.12.1996. «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.).// СЗ РФ, 1997, № 1, ст.1- 2001, № 51, ст.4825- Российская газета, 2003, 9 июля-
  19. ФКЗ от 26.02.1997. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, № 9, ст.1011
  20. ФЗ от 26.09.1997. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм.) // СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465- 2000, № 14, ст. 1430.
  21. ФЗ от 17.06.1996. «О национально-культурной автономии».//СЗ РФ, 1996,25, ст. 2965.
  22. The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan. Islamabad. 1973
  23. Provisional Constitutional Order. 1981
  24. Legal Framework Order. 1985
  25. Proclamation of Emergency. 1999
  26. Provisional Constitutional Order 1999
  27. The President’s Succession Order 2001
  28. National Security Council Order. 2001
  29. National Security Council Order (Amendment) Order 2002
  30. Legal Framework Order. 2002
  31. The Basic Law of the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh. 1992
  32. Majlis al-Shoura Law. 1992
  33. Regional Authorities Establishment Act. 1992
  34. Kingdom of Saudi Arabia (Adopted on 20 Aug 1993): -Council of Ministers Statute-Consultative Council Statute -Consultative Council Finances Statute -Consultative Council Membership Statute -Consultative Council Sanctions Statute
  35. Kingdom of Saudi Arabia. Sixth development plan 1415−1420 A.H. (19 952 000 A.D.). Ministry of Planning Press. 1416 A.H. (1995).
  36. The Constitution of the Republic of Sudan. Khartoum. 1998
  37. The Constitutional Court Act 1998
  38. National Security Act 1994
  39. The Constitutional and Administrative Law Act. 199 645. Labor Act. 1997
  40. Political Parties Act. 1998
  41. Khartoum Public Order Act 1998
  42. Decision of the High Court in the Case of July-August 1998
  43. Конституции государств Африки в 3-х томах. М., 1966
  44. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956
  45. М.И. Правоведение. СПб., 2003
  46. А.С. Правовая онтология политики. М., 1999
  47. Азиз Ниязи Исламская традиция и процессы модернизации в Таджикистане // Ислам в СНГ. под ред. Малашенко А. В. М., 1998
  48. И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001
  49. Александров И. А Монархии Персидского Залива. Этап модернизации. М., 2000
  50. Аль-Али Насер Абдель Рахим Проблемы защиты прав человека на региональном уровне в арабских странах. М., 1998 58. Аль-Маудуди Мы и западная цивилизация. М., 1993
  51. Аминуддин Мутмайн Айнуддин Организация Исламская Конференция (международно-правовой статус). Дисс.канд. юр.наук. СПбГУ. СПб., 1998
  52. А.А. Ан-Наим На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999
  53. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. Под ред. В. В. Наумкина. М. 1990
  54. А. Социальная доктрина ислама. М., 198 263. Бабкин С. Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000 64. Байба О. И. Роль ваххабитского духовенства в политической системе Саудовской Аравии. М., 1996
  55. В.М., Пшеничнов М. А. Проблемы обеспечения соответствия Конституции России международным стандартам в области прав человека // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М., 1999
  56. JT.A. Ислам и межнациональные отношения. М., 1990
  57. JT.A. Врублевский Г. А. Государство и религиозные организации в регионах традиционного распространения H^aMa.//http://www.state-religion.ru
  58. Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001
  59. С.Ф. Англия, Германия, Франция и Мусульманский Восток. Брянск, 2000.
  60. А.А. Средства массовой информации Саудовской Аравии. Традиции и современность. // Ближний Восток: история и современность. Сб. статей М., 1997
  61. JI.B. Саудовская Аравия. Нефть, ислам, политика. М., 1987
  62. A.M. История Саудовской Аравии (1745—к.ХХ века). М., 1999
  63. А.И. Свобода совести и религия. М., 1969
  64. В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000
  65. .Н. Конституционный статус органов Советского государства. М. 1982
  66. Ю.В. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982
  67. Ю.В. Ислам и социальные структуры стран Ближнего Востока. М., 1990
  68. Ю. В. Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана. М., 1975.
  69. С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов, 1999
  70. Государство и право на рубеже веков. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 2000
  71. Д. И. Стрелкова Н.В. Ислам: история и современность. М., 1999
  72. Ю.С. Новые горизонты Судана. М., 1969
  73. БЗ.Грязневич П. А. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984
  74. В. Е. Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998
  75. В. Е. Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983
  76. Р. Жоффре-Спиноза К. Основные правовые системы современности. М., 1997
  77. Т. О демократии. СПб., 1992
  78. Ю. А. Магомедов Ш. Б. Пономарев А. Г. Суверенитет в науке конституционного права. М., 1998
  79. И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д., 2000
  80. И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Под ред. Черноус В. В. Ростов н/Д., 2001
  81. В.Я. Права человека в современной религиозной мысли Запада. М., 1992
  82. Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990
  83. . Н. В. Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989
  84. Ибрагим Ахмед Хадж Юсеф Абдалла ЛАГ и права человека. М., 1999
  85. Л.О. Конституция как фактор социальных изменений. М., 1999 ЮО. Игнатенко А. А. Халифы без халифата: исламские неправительственныерелигиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1989
  86. Институт выборов в истории России. Под ред. Веденеева ЮА. КутафинаО.Е. Калуга, 1999
  87. М.А. Современные проблемы права и государства. М., 1999
  88. Ислам. Историографические очерки. Под ред. Прозорова С. М. М., 1991
  89. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока). М., 2000
  90. Ислам. Карманный словарь. СПб., 2002. Юб.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991
  91. Источники права. Под ред. Сосна С. А. М., 1985
  92. С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002 № 10
  93. С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981
  94. Ю.Киселев К. А. Колониальная политика Великобритании в Судано-Египетском субрегионе. Дисс. канд. истор. наук. М., 1998
  95. Е. М. Максименко В.И. Ислам и исламизм // сборник статей. М., 1999
  96. А.Н. Джамахирийская политическая концепция и государственный механизм Ливии. М., 1992
  97. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. Под ред. Авакьяна С. А., М. 2001
  98. Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. Баглая М. В., Лейбо Ю. И., Энтина Л. М. М., 19 991.Конституционное (государственное право) зарубежных стран: в 4 т. Тома 1−2. часть общая: отв. ред. Страшун В. Б. М., 1999
  99. С.В. Апоретика прав человека. М., 1998
  100. Королевство Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1413 (1993).
  101. В. Конституционализм и конституционный патриотизм-новое или старое?// Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М., 1999
  102. О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001
  103. Кутб Сейид Будущее принадлежит исламу. М., 1993
  104. В.И. Выборы и представительные органы в Новой Европе. М., 1994
  105. . Человек и государство. М. 2 000 123. Микульский Д Актуальные проблемы современной мусульманской общественной мысли. М., 1990
  106. Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991
  107. Л.И. Россия и Ближний Восток: сто лет в сопряжении войны и мира // Ближний Восток и проблемы региональной безопасности. Сб. статей М., 2000
  108. З.Х. Феномен адатского и мусульманского права народов Северного Кавказа в процессе трансформации российской государственности (Х1Х-нач.ХХ1 вв.)// Государство и право. 2002 № 11
  109. Мохаммед Маймул Асхан хан Конституционное развитие стран Ближнего Востока и ислам. Ташкент, 1985
  110. Мохаммед Сана Ислам и право: проблемы взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект). Дисс.канд. юр. наук. СПб., 1995
  111. Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиций. М., 1987
  112. М.Ф. Ислам и мусульмане в России. М., 1999
  113. Мусульманское право. Под ред. Сюкияйнена Л. Р. М., 1984
  114. Р.А. Религия в современном обществе. Казань, 1998.
  115. ПЗ.Осипов А. Саудовская Аравия: проблемы модернизации //http://nasled.ru
  116. А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998
  117. Ю.Г. Общество. Человек. Религия. Обнинск, 2000
  118. Политико-правовые ценности: история и современность. Под ред. Нерсесянц B.C. М., 2000
  119. Политология. Курс лекций под ред. Марченко М. Н. М., 1993
  120. JT.P. Ислам в современной политике стран Востока (к.70-х— нач.80-х гг. XX века). М., 1986
  121. К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001.
  122. МО.Пономарев Д. И. Мировоззренческий плюрализм и культура отношения к религии.// Взаимоотношение государства, науки и религии. Межвузовская научно-практическая конференция. Владимир 8−10 февраля 2000. Владимир, 2000
  123. Г. А. Политика и религия: уроки истории и современность. М., 1999
  124. О. В. Ислам и демократия: опыт Пакистана. М., 1997
  125. О.В. Армия Пакистана трансформируется.//ЬПр://пуо.п§.ги
  126. A.M. Арабские страны Ближнего Востока: история и современность. М., 2000
  127. Россия и мусульманский мир (бюллетень аналитической информации). М., 2000, 2001, 2002.
  128. Религия и политика на рубеже II тысячелетий. М., 2000
  129. А. «Ваххабит» «ваххабиту» рознь.// Азия и Африка сегодня. 2002.№ 2,3
  130. Г. Ислам и Запад: возможен ли «диалог цивилизаций»? Об исламе и фундаментализме в эпоху глобализации // Центральная Азия и Кавказ.2000.№ 5
  131. А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.
  132. М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире. М., 1999
  133. М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001
  134. Северная Африка: ислам и общество. Под ред. Ткаченко А. А. М., 1999
  135. И.П. Аравия: общество, традиции, нравы. М., 1991
  136. Ю.И. Концепция народного суверенитета и современное конституционное право // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. научных работ. Р н/Д., 1995
  137. Ю.И. Конституционные основы и практика функционированияпрезидентской власти.// Конституционный строй России. Вып.1 М., 1992.
  138. Современная Саудовская Аравия. Справочник. М., 1998
  139. Сравнительное конституционное право. М., 1996
  140. М.Т. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993
  141. Страны Ближнего Востока (актуальные проблемы современности). Под. ред. Б. Г. Сейраняна. М., 1998
  142. Судан: справочник. Под ред. Ткаченко А. А. М., 2000
  143. М.А. Право в современной Африке. М., 1989
  144. Сюкияйнен J1.P. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986
  145. Сюкияйнен J1.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997
  146. JI.P. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока. // Правовое положение личности. Сб. статей под ред. Чиркин В. Е. М., 1987
  147. JI.P. Саудовское общество и терроризм // НГ от 1.10.2001
  148. М. Саудовские спецслужбы в борьбе за создание мирового халифата (XX век—век США, XXI—век Саудовской Аравии?) // http://www.ir.spb.ru
  149. Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994
  150. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996
  151. Ю.А. Развитие теории конституционного права.// Государство и право, 1998, № 7
  152. .Н. Конституционный статус гражданина. М., 1989
  153. Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991
  154. Ю.Я. Христианская антропология: позиция и следствия.// Взаимоотношение государства, науки и религии. Межвузовская научно-практическая конференция. Владимир 8−10 февраля 2000. Владимир, 2000
  155. М.М. Развитие государственного устройства Судана. Дисс.канд. юр.наук. М,. 1976
  156. И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: средневековье и новоевремя. М., 1993
  157. И. Ислам и политический конфликт.// Азия и Африка сегодня, 2002,№ 4
  158. А.И. Арабо—мусульманский мир на пороге XXI века. М., 1999
  159. А.И. Залив // Россия и современный мир, 2001, № 1
  160. Т.Я. Правовая охрана конституции. Казань, 1995
  161. Н.Ю. Охрана прав человека в зарубежных странах: институт омбудсмена (сравнительный аспект). М., 1991
  162. С.О. Международно-правовые стандарты в области прав и свобод человека. М., 1998
  163. Хачим, Фалях Исмаил Исламская концепция государственной власти. М., 1999
  164. А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания.// Государство и право, 2002, № 3
  165. Х.С. Ислам и международное право: анализ исламской доктрины международного права. М., 2000
  166. В.Г. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996
  167. Хусейн Хамид Хассан Право на равенство- право на жилище и безопасность- право на социальную защиту- право на труд- право на частную собственность в исламе. Новосибирск, 1996
  168. В.Е. Два пути социально-политического развития—две концепции прав человека // Правовое положение личности. Сб. статей под ред. Чиркина Е. М., 1987
  169. А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001
  170. Я. О свободе, морали и праве.// Государство и право, 2002, № 5
  171. А. Ислам и права человека. // Вестник МГУ, 1997, № 5
  172. Ю.Л. Форма российской конституции и ее толкование // Теоретические проблемы российского конституционализма. Под ред. Хабриевой Т. Я. М., 2000
  173. Д.Х. Ислам, государство и право.//http://referats.spb.ru
  174. Энциклопедия Пакистана. М., 1988
  175. М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после II Мировой войны (1945−1990 гг.). М., 1999
  176. А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. М., 1999
  177. А.И. Фейсал: король—реформатор. М., 1999
  178. А.И. Исламский фактор в политике саудидов в 90-е гг. XX в. // Ближний Восток и проблемы региональной безопасности. Сб. статей М., 2000
  179. Aba-Namay R. The recent constitutional reforms in Saudi Arabia//International and Comparative Law Quarterly. Vol.42 Part 2.1993
  180. Abir M. Saudi Arabia: Government, society and the Gulf crises. L 1994
  181. Aburish S.K. The rise, corruption and coming fall of the house of Saud. L. 1995
  182. Ahmed A.S. Jinnah, Pakistan and Islamic identity: the search for Saladin. NY. 1997
  183. Ahmed I The concept of an Islamic state. L. 1987
  184. Ahmed L. Women and gender in Islam. L. 1992
  185. Al-Huqail S.A. Human rights in Islam and their applications in the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh 2001
  186. Amin S. Middle East legal system. Glasgow. 1985
  187. Asad M. The principles of state and government in Islam. Berkeley and Los Angeles. 1961
  188. Aziz A. Pakistan: from crisis to crisis. Karachi. 1986
  189. Ballantyne W. M Register of laws of the Arabian Gulf: A register of laws of the states members of the gulf cooperation council. L. 1985
  190. Baaklini A. I Designs for democratic stability. L. 1997
  191. Beheshti H.M. Global beliefs and the exacerbation of cultural onslaught. // Echo of Islam. Teheran. January. 2000
  192. Bulloch J. Morris H. Saddam’s war: The origins of the Kuwait conflict and theinternational response. L. 1991
  193. Choudhury G.W. Pakistan: Transition from military to civilian rule. Buckhurst Hill. 1988
  194. Constitutional review: Theoretical and comparative perspectives. Ed. by Roermund B. van. Boston. 1993
  195. Constitutional systems in late twentieth century Asia. Ed by Beer L.W. L. 1992
  196. Constitutionalism and democracy. Ed. by Elster E. Cambridge. 1988
  197. Coulson N. A history of Islamic law. Edinburgh. 1964
  198. Coulson N. Succession in the Muslim family. Cambridge. 1971
  199. Crick B. Basic forms of government. L. 1973
  200. Democracy, liberty and property. Ed. by Coker F.W. NY. 1947
  201. Development, State and Society. Theories and Practice in Contemporary Africa. Ed. by Seyoum Hameso. NY. 2001
  202. Entelis J.P. Islam, democracy and the state in North Africa. Indianapolis 1997
  203. Fandy M. Saudi Arabia and the politics of dissent. NY. 1999
  204. Faruki K. A. Islamic jurisprudence. Karachi. 1962
  205. GellerE. Muslim society. Cambridge. 1981
  206. Gibb H.A.R. The Islamic Near East. Toronto. 1960
  207. Gibb H.A.R. Studies on the civilization of Islam. Boston. 1968
  208. Gibb H.A.R. and Bowen Harold Islamic society and the West. A study of the impact of Western civilization in the Near East. Vol.1 L. 1951
  209. Ghadbian N. Democratization and Islamists challenge in the Arab world. Oxford 1997
  210. Curdi D.G. Security and Peace in the Middle East. Experiment with Democracy inan Islamic World // Maxwell Paper No 4. 1996
  211. Hamdi M.E. The making of an Islamic political leader: conversations with Hasan al-Turabi. Oxford 1998
  212. Hamed Mehmud «Amendments good or bad"// [email protected]
  213. Hassan F. The Concept to State and Law in Islam. Wash. 1981
  214. Handbook on Religious Liberty the World. 1996 by the Rutherford institute.
  215. Islam in Asia: religion, politics, and society. Ed by Esposito J.L. NY. 1987
  216. Karahroudi H. Revival of religion: a miraculous achievement during the age of hegemony of secularism. // Echo of Islam. Teheran. June 2000
  217. Khadduri M. Political trends in the Arab World. Baltimore. 1970
  218. Khadduri M Human rights in Islam. // Human Rights Law. Ed by Alston Ph. NY. 1996
  219. Khomeini R.M. Islam and Revolution. L. 1985
  220. Khomeini R.M. The practical laws of Islam. Teheran 1985
  221. Khuri R.K. Freedom, modernity and Islam: toward a creative synthesis. Syracuse 1998.
  222. Kramer M. The Islamism debate. Tel Aviv. 1997
  223. Lacey R. The Kingdom. Oxford 1979
  224. Low D.A. The political inheritance of Pakistan. L. 1991
  225. Malek H. Islam and international law // Journal of South Asia and Middle Eastern Studies. L. 1979, № 3
  226. Mcllwain C.H. Constitutionalism Ancient and Modern. Ithaca. 1947.
  227. Mcllwain C. H Constitutionalism and the changing world. Cambridge. 1969
  228. Mehdi M. Constitutionalism Western and Middle Eastern. San Francisco. 1960
  229. Mutalib H. Islam, Muslims and the modern state: case-studies of Muslims in thirteen countries. L. 1994
  230. Nino C.S. The constitution of deliberative democracy. L. 1996
  231. Nwabueze B.O. Constitutionalism in the emergent states. 1973
  232. Nwabueze B.O. Judicialism in commonwealth Africa: The role of the courts in government. L.1977
  233. Palley С. Constitutional Law and Minorities. L. 1978
  234. People and politics in the Middle East. Ed by Curtis M. NY. 1971
  235. Pinkney R Democracy in the Third World. Rienner. 1994
  236. Ramcharan B.G. The evolving African constitutionalism. Geneva. 1998
  237. Reflections on the New Constitution for Sudan. Ed. with an Introduction by Sean Gabb // http://www.sufo.demon.co.uk
  238. Reuss H. When Government was Good. Madison 1999
  239. Safdar Mahmood Pakistan: political roots and development. Meerut. 1990
  240. Said A. Precept and practice of human rights in Islam. // Human Rights Law. Ed by Alston Ph. NY. 1996
  241. Saud J. Islam and modernization: a comparative analysis of Pakistan, Egypt and Turkey. L. 1994
  242. Saudi Arabia: modernity and tradition/ review by Riyadh. 1992
  243. Simons G.L. Saudi Arabia: the shape of client feudalism. NY. 1998
  244. Smith W.C. Islam in modern history. Princeton. 1957
  245. Smith W. C Modernization of a traditional society. L. 1961
  246. Sudan: the recon quest reappraised / by Spiers E.M. L. 1998
  247. Talbot I Pakistan: a modern history. NY. 1998
  248. The statesman’s yearbook 2002. L. 2001
  249. Williams B. Democracy, Dialogue, and Environmental Disputes. Yale. 1995
  250. Ymani A. Islamic law and contemporary issues // Jidda. 1968 // Human Rights Law. Ed by Alston Ph. NY. 1996
  251. Ozlem Tur Kavli Protest in the Name of God: Islamist Movements in the Arab World // Perceptions. Ankara. June-August 2001.
Заполнить форму текущей работой