Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: исторические аспекты и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второе — предполагает определение путей решения вопросов организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Предлагается не торопиться с совершенствованием организационного построения исправительного учреждения по пути создания укрупненных отрядных звеньев (центров) с закреплением за ними сотрудников социальной, психологической и иных служб исправительного учреждения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
    • 1. Понятие и принципы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
    • 2. Содержание и основные формы воспитательной работы в исправительном учреждении
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 1. Нравственно-религиозное воздействие на арестантов и культурно-просветительная работа с заключенными в законодательстве и правоприменительной практике (середина XIX в. — 30-е гг. XX в.)
    • 2. Правовые и организационные основы культурно-воспитательной и политико-воспитательной работы с осужденными к лишению свободы (30−80-е гт. XX в.)
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
    • 2. Основные направления совершенствования организационно-правового обеспечения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: исторические аспекты и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Воспитание относится к числу основных средств воздействия на сознание людей, предполагающее овладение человеком знаниями, умениями, навыками, выработку определенных положительных черт и качеств личности. В процессе воспитания происходит накопление жизненного опыта, усвоение норм и правил человеческого общежития, иных социально значимых положений, составляющих необходимую основу для формирования личности, соответствующую воззрениям и требованиям любого общественного строя.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не признает единой государственной идеологии, на основе которой организуется процесс воспитания, Законом РФ от 10 июля 1992 г. (ред. от 9 февраля 2007 г.) «Об образовании"1, Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. «Об утверл ждении Федеральной программы развития образования» закрепляются основные положения, определяющие содержание его составной части — воспитательной работы, а также требования к личности современного российского гражданина, в их числе воспитание гармонично развитой, социально активной, творческой личности, совокупность качеств которой сдерживает людей в рамках законопослушного поведения.

Воспитание личности с развитым правосознанием и правовой культурой возлагается на общественные и государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Необходимость повышения роли органов правопорядка в воспитательном процессе особо подчеркивается в утвержденной 17 декабря 1997 г. (в ред. от 10 января 2000 г.) Указом Президента РФ Кон.

1 См.: Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 7. — Ст. 834, 838.

2 См.: Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 16. — Ст. 1639. цепции национальной безопасности России1, иных нормативных правовых актах2.

Особое значение эта работа приобретает в условиях исполнения уголов-, ных наказаний в виде лишения свободы. Согласно статьи 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Из всего комплекса средств исправления законодатель только для воспитательной работы определяет цель исправления осужденных, повышение их образовательного и культурного уровня, что свидетельствует о ведущей роли, воспитательной работы в этом процессе. В то же время в современном уголовно-исполнительном законодательстве и подзаконных актах не получили должного правового регулирования основы организации и проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы. Требуется уточнение понятия и задач воспитательной работы, необходима четкая регламентация участия в воспитательной работе с осужденными к лишению свободы ее субъектов, существует потребность в закреплении критериев эф фективности воспитательной работы с лишенными свободы преступниками.

Как показало проведенное нами исследование, 40% опрошенных прак-, тических работников Федеральной службы исполнения наказаний испытывают определенные затруднения при обращении к нормативно-правовым актам. Половина респондентов считает, что имеющиеся нормативно-правовые акты не достаточны для эффективной организации и проведения воспита.

1 См.: Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 2. — Ст. 170.

2 См., напр.: Приказ МВД РФ от 5 сентября 2005 № 718 «Об утверждении крнцепции взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005;2008 годы» (текст документа опубликован не был) — и др. тельной работы с осужденными в исправительных учреждениях и указывают на необходимость изменения законодательства, подзаконных актов.

Вместе с тем процесс реформирования уголовно-исполнительной системы сопровождается негативными тенденциями в организации воспитательного процесса в целом. В деятельности исправительных учреждений стал проявляться крен в сторону ужесточения режимных мероприятий. Эта прак-, тика нашла свое теоретическое обоснование: некоторые ученые выступили с обоснованием позиции, согласно которой демократически организованное государство не вправе «принудительно улучшать своих граждан"1.

Тем не менее, отдельные попытки совершенствования организации и содержания воспитательной работы в последнее время предпринимаются. Первым шагом в этом направлении стала утвержденная Минюстом России.

20 апреля 2000 г. Концепция воспитательной работы с осужденными в уелоi виях реформирования уголовно-исполнительной системы2.

В связи с ухудшением криминогенного состава осужденных, их педаго-, гической запущенностью, крайне низким образовательным уровнем, отсутствием профессиональных навыков, возрастанием доли осужденных, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией была разработана и утверждена 4 августа 2006 г. директором Федеральной службы исполнения наказаний новая Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 г3. Однако в ней сроки внесения предложений по изменению и дополнению действующего законодательства, обновлению ведомственной нормативно-правовой базы, регулирующей об-, щие вопросы организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы отложены еще на четыре года.

1 Усс А. Допустимо ли исправлять осужденных? // Человек: преступление и наказание. — 1994. — № 1 (2). — С. 30.

2 См.: Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2000. — № 3.

3 Документ опубликован не был.

Исходя из вышеизложенного, а также в связи с необходимостью дальнейшего совершенствования организационно-правового обеспечения воспитательной работы с осужденными возникла потребность в проведении исследования вопросов организации, правового обеспечения и содержания воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Степень разработанности темы исследования. Проблема организационно-правового регулирования воспитательной работы с осужденными затрагивалась целым рядом ученых-юристов, педагогов и психологов. Среди них такие известные авторы, как Ю. А. Алферов, Е. Г. Багреева, Г. П. Байдаков, В. И. Белослудцев, А. В. Бриллиантов, С. А. Ветошкин, JI.A. Высотина, М. Г. Детков, А. П. Евграфов, А. И. Зубков, Л. Ф. Козлова, С. И. Кузьмин, О. С. Кузьмина, А. С. Михлин, А. Е. Наташев, А. П. Печников, П. Г. Пономарев, М. П. Прокопов, М. С. Рыбак, И. В. Селезнева, В. И. Селиверстов, А. Ф. Сизый, М. П. Стурова, Н. А. Стручков, Ю. М. Ткачевский, Б. С. Утевский, В. А. Фефелов, А. В. Хребтов, Г. З. Цибульская, А. В. Шамис, И. В. Шмаров и другие.

Однако разработки ведущих ученых затрагивали либо отдельные аспекты проблемы воспитательной работы с осужденными к различным видам наказаний, либо проводились до принятия уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с лишением свободы и проведением воспитательной работы как одного из основных средств исправления осужденных к лишению свободы.

Предметом диссертационного исследования выступает организация, проведение и нормативно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы на определенный срок в России.

Цель настоящего исследования состоит в обобщении и анализе опыта правотворческой и правоприменительной деятельности по вопросам организации и содержания воспитательной работы с осужденными к лишению свободы для разработки предложений по совершенствованию содержания, организации и правового регулирования воспитательной работы на основе изуче ния исторических источников, нормативных правовых актов, научных трудов и современной практики.

Для достижения указанной цели намечено решение следующих основных задач:

— проанализировать содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в историческом аспектесформулировать понятие и задачи воспитательной работы с осужденными к лишению свободы- - исследовать содержание принципов, используемых при организации и проведении воспитательной работы с осужденными к лишению свободы;

— дать характеристику содержания воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, ее форм и методов;

— изучить вопросы правового обеспечения и организации воспитательной работы с осужденными в период Российской империи, Временного правительства, а также Советского государства;

— выявить проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы;

— разработать предложения по совершенствованию организации и пра вового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Методологической основой исследования является доктрина уголовно-исполнительного права. В процессе работы использованы общенаучные методы познания (диалектико-материалистический, исторический, логический, системно-структурный и эмпирический), общелогические методы (индукция и дедукция, анализ и синтез) и частнонаучные способы (социологический, статистический и т. п.), а также методы, выработанные юридической наукой (сравнительно-правовой (компаративистский), формально-юридический и др.).

Эмпирическую базу исследования составили сведения, полученные учеными, данные конкретных социологических исследований, проведенных автором в 2004;2006 гг., в ходе которых было опрошено около 400 сотрудников воспитательных аппаратов в исправительных учреждениях различных видов режима Федеральной службы исполнения наказаний в СевероЗападном (Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Псковская области), Центральном (Ярославская область), Южном (Республика Дагестан, Чеченская республика, Краснодарский край), Приволжском (Республика Мордовия, Пермский край, Кировская, Нижегородская области), Уральском (Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ) федеральных округах. Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют также статистические данные Научно-исследовательского института информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний России, материалы территориальных управлений Федеральной службы исполнения наказаний России, исправительных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении историко-теоретических, организационно-правовых и практических вопросов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

С новых позиций автором сформулировано понятие «воспитательная работа с осужденными к лишению свободы», уточнены ее задачи, систематизированы принципы, на основе которых она организуется и проводится. Предлагается не количественный, а качественный критерий для разделения форм воспитательной работы.

Проанализированы особенности организации и проведения воспитательной работы с лицами, лишенными свободы в различные исторические периоды и обозначены хронологические рамки становления и развития института воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

В диссертации также проведена систематизация законодательства в исследуемой сфере, выяснена роль организаторов воспитательной работы и эффективность их деятельности, обоснованы пути совершенствования организации и правового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Более конкретно новизна сформулированных автором выводов и рекомендаций представлена в положениях, выносимых на защиту:

1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы имеет два значения. В широком смысле — это комплекс социально-экономических, организационно-правовых, производственно-хозяйственных, бытовых и идеологических мер, направленных на обеспечение цели исправления и предупреждения совершения осужденными новых преступлений. В узком — комплекс индивидуальных, групповых и массовых мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на выработку у осужденных убеждения в добросовестном отношении ко всем средствам исправленияформирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития. t '.

2. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы не обладает специфическими для нее принципами, а основывается на сочетании принципов права, педагогики и психологии, организации и управления.

3. Содержание воспитательной работы с осужденными представляет собой не совокупность различных видов воспитания (воспитательных мероприятий, форм), а является процессом реализации нравственного, правового, трудового, физического, эстетического, экономического и любого иного воспитания в местах лишения свободы.

4. Авторская классификация форм воспитательной работы, критерием для которой выступает методика воспитательного воздействия на личность, группу или всех осужденных к лишению свободы, на индивидуальную, групповую и массовую.

5. В различные исторические периоды государство ставило перед пенитенциарной системой задачи формирования человека, взгляды и интересы которого соответствовали господствующей в то время идеологии, приспособления его к выполнению требований существующего строя, что определяет периодизацию воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

6. Предложена классификация подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивающих организацию и проведение воспитательной работы с осужденными. Все действующие подзаконные нормативные акты условно разделяются на три группы: документы, создающие правовую основу организации воспитательной работы и наделяющие полномочиями субъектов ее проведенияформирующие материальную основу деятельности воспитательных аппаратов исправительных учрежденийнаправленные на совершенствование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

7. В целях законодательного закрепления понятия и задач воспитательной работы целесообразно статью 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ изложить в следующей редакции:

Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы 1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы представляет собой комплекс мер по распространению и утверждению общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на выработку у осужденных убеждения в добросовестном отношении ко всем средствам исправленияформирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития. t.

2. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

3. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания". 8. Учитывая необходимость приведения заголовка статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в соответствие ее содержанию, предлагается следующая редакции статьи:

Статья 110. Формы и основные методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

1. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания, индивидуальных особенностей личности, характера осужденных, обстоятельств совершенных ими преступлений в индивидуальных, групповых и массовых формах.

2. Индивидуальная воспитательная работа организуется и проводится с отдельным осужденным. Групповая воспитательная работа организуется и про- ' водится с различными группами осужденных. Массовая воспитательная работа представляет собой организацию и проведение общих воспитательных мероприятий.

3. Индивидуальная, групповая и массовая воспитательная работа осуществляется на основе психолого-педагогических методов убеждения, стимулирования, принуждения и других". 9. Исходя, из необходимости оптимизации деятельности начальника отряда осужденных, исключения участия начальника отряда в деятельности, не связанной с процессом исправления осужденных, не в своем отряде целесо- ' образно внести изменения в Приказ Минюста РФ № 259 от 30 декабря 2005 г. «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний».

Третье предложение п. 8 изложить в следующей редакции: «Привлечение начальников отрядов к деятельности, не относящейся к организации и проведению с осужденными отряда социальной, психологической и воспитательной работы, направленной на достижение целей исправления, предупреждения совершения новых преступлений, не допускается». Исключить в п. 18 абзац пятнадцатый. Дополнить п. 19 Начальник отряда имеет право: абзацем: «принимать участие в проведении проверок наличия лиц, содержащихся в исправительном учреждении, разводов (съемов) их на работу (с работы), присутствовать при проведении обысковых мероприятий, приеме осужденными пищи в столовой, выдаче им посылок (бандеролей), передач, продаже продуктов питания и предметов первой необходимости, ведении телефонных переговоров».

Достоверность полученных результатов обусловлена репрезентативностью научной, нормативной и эмпирической базы исследования, которая отвечает современному уровню научного знания, а также использованием современной методологии и методов исследования, строгой аргументированностью научных положений и выводов, презентацией основных результатов перед научным сообществом.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют существенное значение для дальнейшей теоретической разработки и осмысления опыта правовой регламентации и организации воспитательной работы с осужденными, содержания воспитательного процесса. Практическая значимость исследования заключена в возможности использования основных выводов в процессе совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в части правового регулирования основных средств исправления. Материалы исследования могут быть также использованы в учебном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и рекомендации, высказанные автором в работе, докладывались и обсуждались на международных научных конференциях «Уголовное наказание в России и за рубежом: теория и практика» (Вологда, 7 декабря 2004 года), «История и современность пенитенциарной системы России» (Псков, 18 мая 2006 г.), «Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика» (Москва, 25 мая 2006 г), Всероссийской научно-практической ' конференции «Политико-правовая система России» (Волгоград, 24 октября 2005 года), Всероссийской научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров» (Самара, 1−2 февраля 2006 года), научно-практической конференции (Ёроховские чтения) «Ноосферные знания и технологии на службу России» (Череповец, 18−19 мая 2006 г.). Отдельные положения научного исследования внедрены в деятельность исправительных учреждений Управлений Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской и Ярославской области. Также результаты исследования используются в учебном процессе по курсу «Уголовно-исполнительное право» в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России, Самарском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний России, на юридическом факультете Волгоградского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволило обосновать теоретические вопросы воспитательной работы с осужденнымиизучить организацию и правовое обеспечение воспитательной работы в ее историческом аспектевыявить проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с лицами, лишенными свободыразработать предложения по совершенствованию правового регулирования, организации и проведения воспитательной работы в местах лишения свободы.

Установлено, что определение понятия воспитательная работа с осужденными к лишению свободы в науке и нормативных актах на разных отрезках исторического развития зависело от государственного устройства и требований государства о том, какие качества призвана формировать система исполнения наказаний. Изменение взглядов на содержание воспитательного процесса в исправительных учреждениях в науке выразилось в существовании множества определений воспитательной работы. В большинстве из них указывается, что воспитательная работа направлена на выработку положительных качеств личности осужденного, способствующих их исправлению.

Проведенное исследование мнений различных авторов по поводу воспитательной работы с осужденными и стоящих перед ней задач подводит к мысли о необходимости формулирования воспитательной работы в двух значениях. В широком смысле воспитательная работа с осужденными к лишению свободы — это комплекс социально-экономических, организационно-правовых, производственно-хозяйственных, бытовых и идеологических мер, направленных на обеспечение цели исправления и предупреждения совершения осужденными новых преступлений. В узком — комплекс индивидуальных, групповых и массовых мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, признаваемых и защи-if щаемых государством и обществом, направленных на выработку у осужденных убеждения в добросовестном отношении ко всем средствам исправленияформирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития.

В исследовании выделены две основных задачи воспитательной работы с 'осужденными к лишению свободы. Ближайшая задача заключается в выработке у лиц, лишенных свободы, внутреннего убеждения в добросовестном отношении ко всем основным средствам исправления. Перспективная — в формировании гражданской позиции человека, которая выражается в четком исполнении требований закона, наличии правовой и политической культуры.

Характеристика содержания воспитательной работы в исправительном учреждении показала, что она является сложной и емкой деятельностью, представляющей психолого-педагогический процесс реализации нравственного, правового, трудового, физического и иного воспитания в местах лишения свободы. Внешним оформлением содержания воспитательной работы, по мнению диссертанта, выступают ее формы: индивидуальные, групповые и коллективные. Основным критерием их классификации следует считать методику воспитательного воздействия, направленного на личность, группу или всех осужденных исправительного учреждения. В связи с этим индивидуальная воспитательная работа представляет собой наблюдение за поведением личности осужденного, изучение ее взаимоотношений с социальной средой для последующего выбора оптимального пути воспитательного воздействия. Групповая воспитательная работа направлена на изучение социальной направленности группы, особенность ее статусно-ролевой структуры, внутри и межгрупповую активность, устойчивость взаимоотношений, конфликтность. Массовая воспитательная работа связана с организацией общих воспитательных мероприятий и наименее персонифицирована.

Под методами воспитательной работы следует понимать способы непосредственного воздействия на осужденных, для достижения ее задач и цели. В качестве средств воспитательной работы рассматриваются предметы и приспособления материального мира, которые используются субъектами воспитательного процесса для воздействия на осужденных.

Изучение принципов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы позволило сделать вывод, что они не являются специфическими, а базируются на общих принципах права, педагогики и психологии, организации и управления. Их сочетание придает принципам воспитательной работы с осужденными вид системы, которая за исключением научных трудов нигде не получила своего отражения. В специальном документе — Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях формулируется закрытый и ограниченный перечень принципов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

В ходе исследования была разработана периодизация формирования института воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. В качестве критерия периодизации следует назвать те качества, которые государственная власть признавала необходимым формировать в своих гражданах. Дореволюционный период отмечается нравственно-религиозным воздействием на заключенных, задачей которого признавалось внушение правильных понятий о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству, подчинения существующим законам и властям. Основной задачей культурно-просветительной работы в первые годы советской власти называется поднятие интеллектуального уровня и гражданского развития заключенных путем поднятия им как общеобразовательных, так и профессиональных знаний, а также ознакомление с основами Советского строя и обязанностями гражданина Советской Республики. В условиях ужесточения исправительно-трудовой политики, появления новой системы мест заключения — исправительно-трудовых лагерей, ориентированных на решение крупных хозяйственных задач, имеющих стратегическое для страны значение культурно-воспитательная работа с заключенными была направлена, в основном, на активизацию их трудовой деятельности. Был создан специальный аппарат, ряд должностей в котором занимали сами заключенные. В системе исправительно-трудовых учреждений, нацеленных на исправление и перевоспитание осужденных, политико-воспитательная работа была направлена на формирование политических ценностей, гражданской позиции и рассматривалась в качестве составной части общей идеологической политики партии, подчиненной задачам и принципам коммунистического воспитания. Политико-воспитательную работу осуществлял специальный аппарат, должности которого замещаются исключительно персоналом исправительного учреждения.

Анализ действующих подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивающих организацию и проведение воспитательной работы с осужденными позволил классифицировать их на три группы документов: а) создающие правовую основу организации воспитательной работы и наделяющие полномочиями субъекты ее проведенияб) формирующие материальную основу деятельности воспитательных аппаратов исправительных учрежденийв) направленные на совершенствование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Охарактеризованы субъекты, организующие, осуществляющие, а также оказывающие содействие в проведении воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Особо подчеркивается, организующая роль в воспитательной работе с осужденными в отряде принадлежит начальнику отряда. Изучение обязанностей, возложенных на начальника отряда позволяет выделить три группы функций: а) обеспечивающие организацию и проведение воспитательной работы в отрядеб) непосредственно направленные на осуществление воспитательной работы в отрядев) напрямую не связанные с осуществлением воспитательной работы в отряде.

Выявлены проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, к которым следует отнести отсутствие законодательно закрепленного понятия «воспитательная работа с осужденными» и научно обоснованной методики определения основных форм воспитательной работынедостаточно четкое определение основных функций субъектов исправительного процесса и критериев оценки их деятельности и Другие.

Выделены три наиболее существенных направления совершенствования законодательных и ведомственных правовых актов, регламентирующих общественные отношения по поводу воспитательной работы с осужденными.

Первое направление связано с необходимостью закрепления в законодательстве общих вопросов воспитательной работы: ее понятие, задачи, принципы, формы и методы. Для этого предлагается редакция статей 109, 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В действующем законодательстве целесообразно закрепить определение понятия воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, в котором бы содержалось упоминание о ее задачах. По нашему мнению, из статьи 110 в действующей редакции необходимо изъять нормы, не относящиеся к заголовку статьи, о направлениях воспитательной работы (ч. 1) и материальном обеспечении организации воспитательной работы (ч. 3).

Второе — предполагает определение путей решения вопросов организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Предлагается не торопиться с совершенствованием организационного построения исправительного учреждения по пути создания укрупненных отрядных звеньев (центров) с закреплением за ними сотрудников социальной, психологической и иных служб исправительного учреждения, или по пути формирования разнопрофильных отрядов осужденных. Важно в настоящих условиях осуществить совершенствование существующей системы. В целях повышения роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными необходимо исключить участие начальника отряда в деятельности, не связанной с процессом исправления осужденных не в своем отрядеперевести в разряд прав вмененную начальнику отряда обязанность участия в проведении проверок наличия лиц, содержащихся в исправительном учреждении, разводов (съемов) их на работу (с работы), присутствия при проведении обысковых мероприятии, приеме осужденными пищи в столовой, выдаче им посылок (бандеролей), передач, продаже продуктов питания и предметов первой необходимости, ведении телефонных переговоров.

Третье направление заключается в установлении критериев эффективности воспитательной работы. Полагаем, что критерии оценки эффективности воспитательной работы с осужденными должны быть связаны со степенью достижения поставленных перед рассматриваемым средством исправления задач. Добросовестное отношение осужденных к основным средствам исправления может определяться их отношением к режиму, труду, воспитательной работе, общеобразовательному и профессиональному обучению, общественному воздействию. Формирование личности гражданина следует оценивать по наличию трех критериев: личностной и общественной направленности, а также направленности на социально-полезную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-М, 2000. — 48 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 30 декабря 2006 г.).- М.: ГроссМедиа, 2007. 176 с.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ред. от 30 декабря 2006 г.). М.: ГроссМедиа, 2007. — 96 с.
  4. Указ Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г. (ред. от 10 января 2000 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» //Российская газета от 26 декабря 1997 г. № 247- Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 2. — Ст. 170.
  5. Указ Президента РФ № 1314 от 13 октября 2004 г. (ред. от 6 марта 2007 г.) «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 42. — Ст. 4109- 2005. — № 29. — Ст. 3037, -№ 49. — Ст. 5204- 2007.-№ И.-Ст. 1283.
  6. Приказ Минобороны РФ № 302 от 29 июля 1997 г. (ред. от 4 сентября 2006 г.) «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -1998. № 1- 2006. — № 39.
  7. Приказ Минюста РФ № 282 от 22 сентября 2000 г. «Об активизации работы по выявлению передового опыта» (документ не опубликован).
  8. Приказ Минюста РФ № 80 от 11 марта 2001 г. «Об объявлении решения Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации Об итогах работы органов и учреждений за 2000 г. и задачах на 2001 г.» (документ не опубликован).
  9. Приказ Минюста РФ № 205 от 3 ноября 2005 г. (ред. от 2 марта 2006 г.) «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2005.-№ 47.
  10. Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 года, утвержденная директором ФСИН России 4 августа 2006 г. (документ не опубликован).
  11. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.)//Преступление и наказание 1995. — № 12. -С. 7−13.
  12. Приказ ГУИН от 12 февраля 2002 г. «Основные направления деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы на 2002 г.» (документ не опубликован).
  13. Приказ ГУИН № 25 от 23 января 2004 г. «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России в 2003 г. и задачах на 2004 г.» (документ не опубликован).
  14. Приказ ФСИН № 99 от 15 марта 2005 г. «Об оказании финансовой и социальной помощи» //Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2005.-№ 4.
  15. Приказ ФСИН № 945 от 28 декабря 2005 г. «О мерах по усилению социальной защиты начальников отрядов и воспитателей исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы» (документ не опубликован).
  16. Информационное письмо ГУИН № 18/15/1−145 от 30 мая 2001 г. «Обзор о взаимодействии с попечительскими, общественными, религиозными и иными организациями в 2000 году» (документ не опубликован).
  17. Информационное письмо ГУИН № 18/15/1−147 от 30 мая 2001 г. «О мерах по совершенствованию воспитательной работы с осужденными» (документ не опубликован).
  18. Оперативная сводка о деятельности учреждений УИС за январь-декабрь 2004 г. Тверь: ИЦ ГУИН Минюста России, 2005. — 27 с.
  19. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2004 года). Инф.-аналит. сб. Тверь: ИЦ ФСИН России, 2005.-95 с.
  20. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 г. // Собрание узаконений РСФСР. -1924. № 86. — Ст. 870.
  21. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 1 августа 1933 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1933. — № 48. — Ст. 208.
  22. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1970. № 51. — Ст. 1220.
  23. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденная Минюстом РФот 20 апреля2000 г. //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. 3.
  24. Общая тюремная инструкция 1915 г. Петроград: Типография Петроградской тюрьмы, 1916. — 84 с.
  25. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею. Устав о ссыльных. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних: Репринтное изд. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002.-123 с.
  26. Инструкция для членов Вологодского губернского попечительного о тюрьмах комитета. Вологда: Типография губернского правления, 1843. -17 с.
  27. История сталинского Гулага. Конец 1920-х первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах. — Т. 3. Экономика Гулага/Отв. ред. и сост. О. В. Хлевнюк. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 624 с.
  28. Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций НКЮ и НКВД РСФСР за 1918−1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. Ч. 2. М.: ГУМЗ МВД СССР, 1959. — 470 с.
  29. Сборник нормативных актов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ. М.: Политотдел ИТУ МВД СССР, 1983.-170 с.
  30. Сборник нормативных актов (в помощь начальнику отряда). Ч. 1. М.: Политотдел ИТУ МВД СССР, 1979. -149 с.
  31. Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела (1824 октября 1923 года): Стенографический отчет. М.: Изд. НКВД РСФСР, 1923.-256 с.
  32. Второй Всероссийский Съезд работников пенитенциарного дела (25 ноября 1 декабря 1924 года): Стенографический отчет. — М.: Изд. НКВД РСФСР, 1925.-192 с.
  33. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1970). Т. 2. — М., 1970. — 345 с.
  34. Материалы ХХП съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. — 464 с.
  35. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. — 320 с.
  36. Отчет о деятельности Вологодской губернской тюремной инспекции за 1912 г. Вологда, Типография губернского земства, 1913. — 77 с.
  37. Пенитенциарное дело в 1923 году: Отчет Главного управления местами заключения Республики XI-му Съезду Советов. М.: Изд. НКВД РСФСР, 1924.-67 с.
  38. Труды по II Всероссийскому съезду тюремных деятелей (27 февраля-7 марта 1914 года). Т. 2: Доклады / под ред. Н. Ф. Лучинского. — Петроград: ГТУ, 1915.-444 с.
  39. Книги, монографии, учебники, учебные пособия, справочные издания
  40. , Ю.М. Основы планирования политико-воспитательной работы с осужденными в ИТУ Текст.: учеб. пособ. / Ю. М. Аверкиев. М.: Академия МВД СССР, 1978. — 25 с.
  41. , Ю.А. и др. Отрядная система ИТУ и критерии оценки исправления осужденных Текст.: учеб. пособ. / Ю. А. Алферов, Г. П. Байдаков,
  42. B.В. Лебедев, В. П. Петков, А. В. Хребтов. Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1991.-107 с.
  43. , Ю.А., Катаное, Г.Б. Особенности воспитательной работы с женщинами наркоманками Текст.: учеб. пособ. / Ю. А. Алферов, Г. Б. Калманов. Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1991. -133 с.
  44. , В.М. Оценка эффективности деятельности исправительно-трудовых колоний Текст.: учеб. пособ. / В. М. Анисимков. М.: Академия МВД СССР, 1987.-104 с.
  45. Аннотированный сборник материалов передового опыта уголовно-исполнительной системы Российской Федерации за 2004 год Текст. /
  46. C.Н. Болтков и др. М.: НИИ УИС, 2005. — 98 с.
  47. , Ю.М., Кудрявцев, В.Н., Эминов, В. Е. Личность преступника Текст. / Ю. М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 366 с.
  48. , С.Н., Наташев, А.Е. Оценка эффективности деятельности исправительно-трудовых учреждений Текст.: лекция / С. Н. Арефьев, А. Е. Наташев. М.: Академия МВД СССР, 1978. — 31 с.
  49. , В.П. Наука советского исправительно-трудового права Текст.: учеб. пособ. / В. П. Артамонов. М.: Академия МВД СССР, 1974. -127 с.
  50. , А.А., Васильев, А.И. Правовое регулирование организации политико-воспитательной работы с осужденными к лишению свободы Текст.: учеб. пособ. / А. А. Ахмадеев, А. И. Васильев. Ташкент: ТВШ МВД СССР, 1978.-59 с.
  51. Байдаков, Г Л. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных Текст.: учеб. пособ. / Г. П. Байдаков. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. — 67 с.
  52. , ГЛ. Воспитательная направленность исправительно-трудового права Текст.: учеб. пособ. / Г. П. Байдаков. Рязань: РВШ МВД СССР, 1986.-61 с.
  53. , Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых со-циолого-антропологических воззрений и социальной философии Текст. / Ю. В. Баранов. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2006. — 275 с.
  54. , В.И. Организация исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы Текст.: учеб. пособ. / В. И. Белослудцев. Челябинск: ЧЮИ МВД России, 1998. -104 с.
  55. , Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях Текст. / Н. А. Беляев. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1963. — 186 с.
  56. , Ю., Кесслер, М., Утевский, Б. Исправительно-трудовое дело в вопросах и ответах Текст. / Ю. Бехтерев, М. Кесслер, Б Утевский. М.: НКВД РСФСР, 1939. — 188 с.
  57. , А.В. Дифференциация наказания и степень исправления осужденных к лишению свободы Текст.: монография / А. В. Бриллиантов. -М.: ВНИИ МВД России, 1997. 132 с.
  58. , А.В., Курганов, С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации Текст.: учеб. / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов. -М.: Велби, Проспект, 2007. 344 с.
  59. , А.И., Саблина, JI.C. Правовое регулирование основных средств исправления и перевоспитания осужденных Текст. / А. И. Васильев, Л. С. Саблина. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. — 48 с.
  60. , С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике Текст.: монография / С. А. Ветошкин. М.: МТС, А Союз, 2001. — 305 с.
  61. , В.Н., Пищелко, А.В. Воспитательная работа с осужденными, страдающими сексуальными извращениями Текст.: учеб. пособ. / В. Н. Волков, А. В. Пищелко. Домодедово: ВИПК работников ИТУ, 1989. — 61 с.
  62. , JI.A. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ Текст. / JI.A. Высотина. М.: Юрид. лит., 1977.-198 с.
  63. , М.Н. История царской тюрьмы Текст.: в 5 т. / М. Н. Гернет. -Т. 3 :1870−1900гг.-М.: Госюриздат, 1961. -430с.
  64. , Е.М., Михайличенко, А.В. Становление и развитие ИТУ Советского государства (1917−1925 гг.) Текст.: учеб. пособ. / Е. М. Гиляров, А. В. Михайличенко. Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1990. — 83 с.
  65. , А.Д., Пирожков, В. Ф. Исправительно-трудовая психология Текст.: учеб. / А. Д Глоточкин, В.Ф. Пирожков- под ред. К. К. Платонова. -М.: Академия МВД СССР, 1974. 426 с.
  66. , В.Г., Прокопов, М.П. Организация воспитательной работы в ИТУ Текст. / В. Г. Деев, М. П. Прокопов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980. — 76 с.
  67. , В.Г., Прокопов, М.П. Организация воспитательной работы в отряде Текст. / В. Г. Деев, М. П. Прокопов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. -71 с.
  68. , М.Г. Воспитать гражданина. Формы и содержание Текст.: учеб. пособ. / М. Г. Детков. Домодедово: МИПК работников ОВД, 1991. -79 с.
  69. , М.Г. Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы Текст.: учеб. пособ. / М. Г. Детков. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. — 88 с.
  70. , М.Г. Исправительно-трудовые лагеря в карательной системе Советского государства Текст.: монография / М. Г. Детков. Вологда: ВИ-ПЭ Минюста России, 2004. — 237 с.
  71. , М.Г. Наказание в царской России, система его исполнения Текст. / М. Г. Детков. М.: Интерправо, 1994. -119 с.
  72. , М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и его реализация в тридцатые-пятидесятые годы Текст. / М. Г. Детков. -Домодедово: РИПК работников МВД России, 1992. 156 с.
  73. , М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России Текст. / М. Г. Детков. М.: Вердикт-1М, 1999. — 448 с.
  74. , М.Г., Попов В. В., Казакова Е. Н. Воспитательная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст.: учеб.пособ. / М. Г. Детков, В. В. Попов, Е. Н. Казакова.- Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. -146 с.
  75. , Г. А. Правовые основы политико-воспитательной работы в лечебно-трудовых профилакториях Текст.: учеб. пособ. / Г. А. Дмитриев. -Ленинград: ВПУ МВД СССР, 1978. 40 с.
  76. Дуюнов, В. К Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике Текст. / В. К. Дуюнов. Курск: РОСИ, 2000. -504 с.
  77. , А.П. Организация политико-правовой работы с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях Текст.: учеб. пособ. / А. П. Евграфов, М. П. Прокопов. М.: Академия МВД СССР, 1979. — 42 с.
  78. , И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью) Текст. / И. А. Исмаилов. Баку: Азернешр, 1990. — 306 с.
  79. Использование педагогического наследия А. С. Макаренко в воспитательной работе ИТУ Вологодской области (1977−1987 год) Текст. / УВД Вологодского облисполкома. Вологда, 1988. — 135 с.
  80. Исправительно-трудовая педагогика Текст.: учеб. пособ. / под ред. В. Ф. Пирожкова. М.: Высшая школа МООП СССР, 1967. — 304 с.
  81. Исправительная (пенитенциарная) педагогика Текст.: учеб. / М. П. Стурова [и др.]- под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.-397 с.
  82. Исправительно-трудовое право Текст.: учеб. / Н. А. Стручков [и др.]- под ред. B.C. Тикунова. М.: Юрид. лит., 1966. — 328 с.
  83. , Б.Ф., Белова, Т.М. Возрождение гражданина: воспитательная работа с осужденными Текст.: метод, пособ. / Б. Ф. Кваша, Т. М. Белова. -СПб.: СПб ИПК работников УИС Минюста России, АКМЕ-ЦЕНТР СПб ЮА. -2004.-80 с.
  84. , И.Д. Методы исторического исследования Текст. / И. Д. Ковальченко. М.: Наука, 1987. — 43 с.
  85. , Л. Ф. Комплексное планирование воспитательной работы с осужденными в ИТУ Текст. / Л. Ф. Козлова. М.: ВНИИ МВД СССР, 1978. -92с.
  86. , Л.Ф. Теоретические вопросы организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ Текст.: учеб. пособ./ Л. Ф. Козлова. Рязань: РВШ МВД СССР, 1976. — 51 с.
  87. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации Текст. / под общ. ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2003. -496 с.
  88. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации Текст. / под общ. ред. С. В. Степашина. М.: Юристь, 2001. — 624 с.
  89. , Д.В. Материалы к исследованию истории русских тюрем в связи с историей учреждения общества попечительного о тюрьмах Текст. / Д. В. Краинский. Чернигов: Типография губернского земства, 1912. — 133 с.
  90. , Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства Текст. / Л. Г. Крахмальник. М.: Юрид. лит., 1978. -199 с.
  91. , Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование Текст. / Л. Г. Крахмальник. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1963. 96 с.
  92. , B.C., Петухов, Н.А., Подмазов, B.C. Особенности политико-воспитательной работы с осужденными за хулиганство Текст.: лекция /
  93. B.C. Кувшинов, Н. А. Петухов, B.C. Подмазов. Ленинград: ВПУ МВД СССР, 1984.-59 с.
  94. , Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации Текст. / Н. Ф. Кузнецова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 204 с.
  95. , С.И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (1936−1960 гг.) Текст.: учеб. пособ. / С. И. Кузьмин. М.: Академия МВД СССР, 1989.-92 с.
  96. , В.В., Мокрецов, A.M., Шамис, А. В. Совершенствование воспитательной работы в отряде (Социально-психологический аспект) Текст.: учеб. пособ. / В. В. Лебедев, А. И. Мокрецов, А. В. Шамис. М.: ВНИИ МВД СССР, 1987.-74 с.
  97. , КБ. Педагогические основы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы Текст.: учеб. пособ. / Н. Б. Лелик. Томск: Изд-во Томск, государственного педагогического ун-та, 2006. — 188 с.
  98. , В.И. Полное собрание сочинений Текст.: в 55 т. / В. И. Ленин. -Т. 35. М.: Госполитлит, 1962. — 599 с.
  99. , Н.Ф. Основы тюремного дела Текст. / Н. Ф. Лучинский.
  100. C.-П.: Издание редакции журнала Тюремный вестник, 1904. -179 с.
  101. , А.С. Воспитание гражданина Текст. / А. С. Макаренко. -М.: Просвещение, 1988.-301 с.
  102. , А.С. Педагогические сочинения Текст.: в 8 т. / А.С. Макаренко- под общ. ред. М. И. Кондакова и др. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. -343 с.
  103. , А.С. Педагогические сочинения Текст.: в 8 т. / А.С. Макаренко- под общ. ред. М. И. Кондакова и др. Т. 5. — М.: Педагогика, 1985. -460 с.
  104. К., Энгельс Ф. Сочинения Текст.: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс.-Т. 1.-М., 1960.-С. 132.
  105. К., Энгельс Ф. Сочинения Текст.: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Т. 23. — М., 1960. — С. 190.
  106. Методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными Текст. / Управление по воспитательной работе с осужденными [и др.]. М.: ГУИН Минюста России, 2000. — 16 с.
  107. Методические рекомендации по определению степени исправления осужденных Текст. / Политотдел ИТУ МВД СССР. М.: ГУИТУ МВД СССР, 1979.-9 с.
  108. , A.M. Категории содержания и формы Текст. / А.М. Мина-сян. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1962. — 311 с.
  109. , В.И. Проблемы деятельности исправительно-трудовых учреждений и основные направления их реорганизации Текст.: монография / В. И. Михайлов. Уфа: УЮИ МВД России, 1997. — 144 с.
  110. , А.С. Роль социальных и демографических свойств личности в исправлении и перевоспитании осужденных к лишению свободы Текст.: монография / А. С. Михлин. М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. — 168 с.
  111. Наказание и исправление преступников Текст.: пособ. / Ю.М. Анто-нян, Г. П. Байдаков [и др.]- под общ. ред. Ю. М. Антонина. М.: НИИ МВД РФ, 1992.-392 с.
  112. , А.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство. (Основные вопросы теории и практики) Текст.: монография / А. Б. Наташев. М.: ВНИИ МВД СССР, 1975. -168 с.
  113. , А.Е., Стручков, НА. Основы теории исправительно-трудового права Текст. / А. Е. Наташев, Н. А. Стручков. М.: Юрид. лит., 1967.-190 с.
  114. Общая теория государства и права: Академический курс Текст.: в 3 т.: учеб. /под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. — М.: ИКД Зерцало-М, 2002. -528 с.
  115. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1985. — 797 с.
  116. Организация воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС Вологодской области Текст.: сб. метод, рекомендаций / Управление исполнения наказаний по Вологодской области. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001.-180 с.
  117. Организация исправления и перевоспитания осужденных Текст.: учеб. / М. П. Стурова [и др.]- под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. М.: Академия МВД СССР, 1985. — 383 с.
  118. Организация управления в уголовно-исполнительной системе Текст.: в 3 т.: учеб. / Б. Б. Казак [и др. ]- под общ. ред. Ю. Я. Чайки. Т 2: Особенная часть. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. -470 с.
  119. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными Текст.: учеб. пособ. / под ред. Ю. Ф. Гербеева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. -357 с.
  120. , А.Г. Режимные и социально-педагогические основы управления процессом исправления осужденных в исправительных колониях Текст.: монография / А. Г. Перегудов. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. — 225 с.
  121. , А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649-октябрь 1917 г. г.): Историческая хроника Текст. / А. П. Печников. М.: Изд-воЩит-М, 2004.-325 с.
  122. , С.В. Основы пенитенциарной науки Текст. / С. В. Познышев. М., 1924. — 344 с.
  123. , С.В. Очерки тюрьмоведения Текст. / С. В. Познышев. -М.: Г. А. Леман, Б. Д. Плетнев, 1915. 295 с.
  124. Политико-воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых колониях Текст.: учеб.-практич. пособ. / М. П. Прокопов [и др.]- отв. ред. АП. Евграфов, М. П. Прокопов. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973.-78 с.
  125. Постатейный научно-практический комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации Текст. / О. С. Епифанов, С. Н. Смирнов [и др.]- под общ. ред. А.Я. Гришко- науч. ред. С. Я. Лебедев. -М.: ИЛЕКСА, 2005. 676 с.
  126. , М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях Текст.: учеб.-методич. пособ. / М. С. Рыбак. Саратов: СГАП, 1998. -124 с.
  127. , А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Текст.: монография / А. А. Рябинин. Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. — 355 с.
  128. , Ф.Г. Вопросы правового воспитания осужденных Текст.: учеб.-практич. пособ. / Ф. Г. Сазонов. Рязань: РВШ МВД СССР, 1978. 50 с.
  129. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ (в помощь начальнику отряда) Текст. / Ю. К. Александров [и др.]. М.: Права человека, 2000.-162 с.
  130. , Е.А. Тюремная политика и тюремное законодательство Временного правительства Текст.: лекция / Е. А. Скрипилев. М.: Высшая школа МООП СССР, 1968. — 62 с.
  131. Словарь исторических терминов Текст. / Сост. B.C. Симаков. СПб.: Лита, 1998.-461 с.
  132. Советское исправительно-трудовое право Текст.: учеб. / B.C. Прохоров [и др.]- под Н. А. Беляева, B.C. Прохорова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.-296 с.
  133. Советское исправительно-трудовое право Текст.: учеб. / И. А. Сперанский [и др.]- под ред. Н. А. Стручкова, Ю. М. Ткачевского. М.: Юрид. лит., 1983.-352 с.
  134. Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть Текст.: учеб. / А. П. Евграфов [и др.]. М.: Академия МВД СССР, 1979. — 349 с.
  135. Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть Текст.: учеб. / В. А. Фефелов [и др.]- под ред. Н. А. Стручкова, В. А. Фефелова. Рязань: РВШ МВД СССР, 1987. — 642 с.
  136. , И.А. Содержание и реализация принципов исправительно-трудового права Текст.: учеб. пособ. / И. А. Сперанский. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1969.-71 с.
  137. , И.А., Шишов, О. Ф. Советское исправительно-трудовое право Текст.: учеб. пособ. / И. А. Сперанский, О. Ф. Шишов. М.: ВЮЗИ, 1965.-93 с.
  138. , О.В. Криминопенология Текст.: учеб. пособ. / О. В. Старков. М.: Экзамен, 2004. — 480 с.
  139. , Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Общей части Текст.: учеб. / Н. А. Стручков. М.: Юрид. лит., 1984. — 240 с.
  140. , Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части Текст.: учеб. / Н. А. Стручков. М.: Юрид. лит., 1985. — 256 с.
  141. , Н.А. Органы, исполняющие наказания Текст.: лекция / Н. А. Стручков. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 27 с.
  142. , Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью Текст. / Н. А. Стручков. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1970. — 269 с.
  143. , Н.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудового законодательства Текст.: учеб. пособ. / Н. А. Стручков. М.: ВШ МВД СССР, 1972. — 167 с.
  144. , М.П., Первозванский, В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений Текст.: учеб. пособ. / М. П. Стурова, В. Б. Первозванский. М.: Академия МВД РФ, 1993. -123 с.
  145. , Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности Текст. / Ф. Р. Сундуров. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. — 215 с.
  146. , В.А. Сердце отдаю детям- Рождение гражданина- Письма к сыну Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1987. — 542 с.
  147. , Н.С. Русское уголовное право Текст.: лекции в 2 т. / Н. С. Таганцев. Т. 2: часть общая. -М.: Наука, 1994. 393 с.
  148. , Ю.М. Отрядная система в исправительно-трудовой колонии Текст.: лекция / Ю. М. Ткачевский. М.: Изд-во Московского ун-та, 1962.-30 с.
  149. , Ю.М. Советское исправительно-трудовое право Текст.: учеб. пособ. / Ю. М. Ткачевский. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. -232 с.
  150. , Л. А. Педагогический коллектив ИТУ Текст.: лекция / JI.A. Токарева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1977. — 32 с.
  151. Толковый словарь русского языка Текст.: в 3 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 2. М.: Вече, Мир книги, 2001. — 688 с.
  152. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XXI века Текст.: учеб. / М. Г. Детков [и др.]- под ред. А. И. Зубкова. -М.: НОРМА, 2005.-720 с.
  153. Уголовно-исполнительное право Текст.: учеб. / П. Г. Пономарев [и др.]- под ред. В. И. Селиверстова. М.: Юристь, 2007. — 574 с.
  154. Уголовно-исполнительное право Текст.: учеб. / под ред. И. В. Шмарова. М.: БЕК, 1996. — 418 с.
  155. , КВ. Пенитенциарная политика России в XVIII XX вв.: исто-рико-правовой анализ тенденций развития Текст. / И. В. Упоров. — СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2004. — 610 с.
  156. , К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / К. Д. Ушинский. Т. 1: Вопросы воспитания. М.: Госучебпедизд, 1953. -637 с.
  157. , В.А. Правовое регулирование политико-воспитательной работы с осужденными Текст.: учеб. пособ. / В. А. Фефелов. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985.-64 с.
  158. , В. А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть Текст.: учеб. пособ. / В. А. Фефелов. Рязань: РИПЭ МВД России, 1998. -378 с.
  159. Философия Текст.: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: Грачев С. М., 2000. 608 с.
  160. , И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением Текст. / И. Я. Фойницкий. М.: Добросвет-2000- Городец, 2000. — 464 с.
  161. , Н.С. Вопросы дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия на осужденных в новых условиях деятельности УИС Текст.: учеб. пособ. / Н. С. Фомин. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. -48 с.
  162. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. Текст. / Е. М. Данилин [и др.]- под ред. А. С. Михлина. М.: Юриспруденция, 2001. — 464 с.
  163. , Г. Ф. Социальная среда и личность (значение элементов социальной среды в процессе достижения целей исполнения наказания, исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ) Текст. / Г. Ф. Хохряков. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. 88 с.
  164. , А.В. Организационно-правовые проблемы воспитательной работы с лицами лишенными свободы: прошлое и настоящее Текст.: монография / А. В. Хребтов. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2003. — 157 с.
  165. , В.И. «Цивилизованный» ГУЛАГ: генезис воспитательной работы с лицами, лишенными свободы и проблемы сворачивания ее в современных условиях Текст. / В. И. Хребтов. М.: [б. и.]., 2002. — 512 с.
  166. , М.Д. Наказание, его цели и эффективность Текст. / М. Д. Шаргородский. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. — 160 с.
  167. , А.П. Система категорий диалектики Текст. / А. П. Шептунин. М.: Наука, 1967. — 373 с.
  168. , Е.Г. Наше исправительно-трудовое законодательство Текст. / Е. Г. Ширвиндт. М.: НКЮ РСФСР, 1925. — 116 с.
  169. , Е., Утевский, Б. Советское исправительно-трудовое право Текст.: учеб. пособ. / Е. Ширвиндт, Б. Утевский. М.: НКВД РСФСР, 1931. -255 с.
  170. , Е., Утевский, Б. Советское пенитенциарное право Текст.: учеб. пособ. / Е. Ширвиндт, Б. Утевский. М.: НКЮ РСФСР, 1927. — 276 с.
  171. , И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. Проблема социальной адаптации Текст. / И. В. Шмаров. М.: Юрид. лит., 1974. -136 с.
  172. , КВ., Кузнеце, Ф.Т., Подымов, П. Е. Эффективность деятельности исправительно-трудовых учреждений Текст. / И. В. Шмаров, Ф. Т. Кузнецов, П. Е. Подымов. М.: Юрид. лит., 1968. — 184 с.
  173. Энциклопедия уголовного права Текст.: в 35 т. / В. Б. Малинин [и др.]. Т. 1: Понятие уголовного права. / Г. Ю. Лесников [и др.]. СПб.: Издание профессора Малинина, 2005. — 698 с.
  174. , В.Е. Реализация наказания в виде лишения свободы Текст.: монография / В. Е. Южанин. Рязань: РИПЭ МВД России, 1995. -172 с.
  175. Диссертации и авторефераты диссертаций
  176. , Г. П. Соотношение исправительно-трудового права и исправительно-трудовой педагогики Текст.: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Байдаков Геннадий Петрович. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. — 207 с.
  177. , А.В. Дифференциация наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы Текст.: дис. докт. юрид. наук: 12.00.08 / Бриллиантов Александр Владимирович. М.: ВНИИ МВД РФ, 1998.-439 с.
  178. , Ф.Ф. Организация сотрудничества исправительных учреждений с религиозными организациями Текст.: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Давыдов Ф. Ф. М.: Академия управления МВД РФ, 1999. -24 с.
  179. , Ю.Ф. Индивидуализация карательно-воспитательного воздействия при лишении свободы Текст.: автореф.. дис. канд. юрид. наук: 12.715 / Кардополов Юрий Федорович. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1967.-25 с.
  180. , О.С. Становление и развитие воспитательной системы исправительных учреждений Советского государства в 20-е, 50−70-е гг. Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузьмина Ольга Станиславовна. -М.: Академия МВД РФ, 1994. 23 с.
  181. , B.C. Спортивно-массовая работа как средство физического воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях Текст.: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Ледовских B.C. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2003. — 503 с.
  182. , В.Г. Культурно-воспитательная работа в лагерях ГУЛАГа НКВД-МВД СССР в 1930—1950-е годы Текст.: дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Миронова Виктория Георгиевна. Иркутск: Иркутский государственный педагогический ун-т, 2004. -193 с.
  183. , В.М. Организационно-правовые основы деятельности начальника отряда в ИТК Текст.: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.0013 / Пашин Вадим Михайлович. М.: Академия МВД РФ, 1995. — 24 с.
  184. Печников, А. И Становление организационно-правовых форм исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ РСФСР (октябрь 1917−1925) Текст.: дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Печников Андрей Павлович. -М.: Академия МВД СССР, 1991. -152 с.
  185. , ИГ. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления и перевоспитания осужденных Текст.: дис. докт. юрид. наук: 12.00.08 / Пономарев Павел Георгиевич. -М.: Академия МВД СССР, 1989. 523 с.
  186. , М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики Текст.: дис. докт. юрид. наук: 12.00.08 / Рыбак Михаил Степанович. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2001.-450 с.
  187. , А.А. Оценка степени исправления осужденных к лишению свободы Текст.: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Синичкин Андрей Арадьевич. Казань: Казанский государственный ун-т, 2003. — 260 с.
  188. , Л.Б. Уголовно-исполнительная политика в сфере совершенствования правового регулирования исполнения уголовных наказаний Текст.: автореф. дис. докт. юрид. наук: 12.00.08 / Смирнов Леонид Борисович. СПб: СПб ун-т МВД РФ, 2003. — 50 с.
  189. , Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России Текст.: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Соцкий Юрий Флорович. Рязань: Рязанский институт права и экономики МВД РФ, 1998. -176 с.
  190. , МЛ. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: теоретико-педагогические и организационные аспекты Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Стурова Маргарита Петровна. М.: Академия МВД СССР, 1991. — С. 14.
  191. , Н.А. Общее и профессиональное образование осужденных в воспитательной системе исправительных учреждений Текст.: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.01 / Тюгаева Нина Алексеевна. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — 39 с.
  192. , А.В. Нормативное регулирование воспитательной работы с лицами, лишенными свободы Текст.: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Хребтов Алексей Валерьевич. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. — 203 с.
  193. , О.Н. Воспитательная работа с условно осужденными Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чистотина Ольга Николаевна. -Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. 227 с.
  194. , А.В. Основные средства карательно-воспитательного воздействия на осужденных и механизм их реализации в исправительном учреждении Текст.: дис.. докт. юрид. наук: 12.00.08 / Шамис Анатолий Владимирович. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996. — 53 с.
  195. Статьи, тезисы, научные сообщения
  196. , Ю.Ю. Очередные задачи учебно-воспитательной работы в местах заключения СССР Текст. / Ю. Ю. Бехтерев //Административный вестник. 1928. — № 10. — С. 38−46.
  197. , Ю. Итоги и перспективы учебно-воспитательной работы в местах заключения РСФСР Текст. / Ю. Бехтерев // Административный вестник.-1928.-№ 9.-С. 13−22.
  198. , Ю. Культурно-просветительная работа среди заключенных и участие в ней медперсонала Текст. / Ю. Бехтерев //Административный вестник. 1927. — № 6. — С. 22−29.
  199. , П. Основные начала постановки культурно-просветительской работы в м.з. Текст. / П. Верховский // Административный вестник. -1927.-№ 1.-С. 35−38.
  200. , М.Б. Основные проблемы и перспективы тюремного служения Электронный ресурс. / М. Б. Декатов //http: prison, bogoslov. ru / prison /103.html: официальный сайт Отдела тюремного служения Троице-Сергиевой лавры.
  201. , М.Б. Служение Русской Православной Церкви среди заключенных от Крещения Руси до 1917 года, с 1917 до конца 90-х годов Электронный ресурс. / М. Б. Декатов // http: prison.bogoslov.ru/prison/103.html: семинар в Московской Духовной Академии.
  202. , М.Г. Отряд осужденных как основное организационное звено в структуре исправительного учреждения Текст. / М. Г. Детков // Преступление и наказание. 2003. — № 11. — С. 64−71.
  203. , А. И. Взаимодействие и причинность в криминологии (статья первая) Текст. / А. И. Долгова //Вопросы борьбы с преступностью. -Вып. 34.-М., 1981.-С. 12−13.
  204. , А.П. Организационно-правовые вопросы политико-воспитательной работы с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях Текст. / А. П. Евграфов // Труды высшей школы МВД СССР. Вып. 29. — М., 1971.-С. 98−103.
  205. , А.П. От культурно-просветительской к политико-воспитательной работе с лицами, осужденными к лишению свободы Текст. /
  206. А.П. Евграфов II Труды высшей школы МВД СССР. Вып. 32. — М., 1971. -С. 181−192.
  207. С.Н. К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишению свободы Текст. / С. Н. Исаева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. — № 4. — С. 14−16.
  208. , СМ. Понятие и сущность правового обеспечения реформы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ Электронный ресурс. / С. М. Зубарев // Справочная правовая система КонтультантПлюс.
  209. , Е.А. О системообразующих критериях современного российского права Текст. / Е. А. Киримова //Правоведение. 2002. — № 5. -С.151−165.
  210. Кузьмин, С. И, Дорофеев, Н. К Исправительно-трудовые учреждения в годы Великой Отечественной войны Электронный ресурс. /
  211. С.И. Кузьмин С. И., Н. К. Дорофеев // Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
  212. , В.И. Воспитательная работа с осужденными как средство достижения целей наказания Текст. / В. И. Поздняков //Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. — № 1. -С. 35−39.
  213. , В. Критерии исправления осужденного: какими им быть? Текст. / В. Поздняков //Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2003. -№ 8. -С. 42−45.
  214. , В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) Текст. / В. Ф. Попондупуло // Правоведение. 2002. — № 4. — С. 78−101.
  215. , Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования Текст. / Н. А. Савотина. // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 39−41.
  216. , Л.Б. Проблемы и перспективы уголовно-исполнительной системы Текст. / Л. Б. Смирнов // Правоведение. 2003. — № 3. — С. 99−104.
  217. , Ю.М. Восстановление социальной справедливости цель уголовного наказания Текст. Ю. М. Ткачевский // Вестник МГУ. — Сер. 11.-Право. — 1998. — № 6. — С. 26.
  218. Усс, А. Допустимо ли исправлять осужденных? Текст. / А. Усс // Человек: преступление и наказание. Рязань, 1994. — № 1(2). — С. 30.
  219. , В. О ходе реализации концепции воспитательной работы с осужденными Текст. / В. Хомлюк //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 2. — С. 36−38.
  220. , В. Приоритеты в воспитательной работе Текст. / В. Хомлюк // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 3. — С. 18−22.
  221. , В., Поздняков, В. Пути реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными Текст. / В. Хомлюк, В. Поздняков // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2001.-№ 4.-С. 22−27.
  222. , В., Поздняков, В. Пути реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными Текст. / В. Хомлюк, В. Поздняков // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2001.-№ 5.-С. 8−12.
  223. , В.И. О мерах по повышению эффективности воспитательнойработы с осужденными Текст. / В. И. Хребтов // Психолого-педагогическоеобеспечение деятельности ИТУ: сб. статей. Домодедово: МИПК работников ОВД, 1991.-С. 22−31.
  224. , Е. Больше внимания культурно-воспитательной работе Текст. / Е. Ширвиндт //Административный вестник. 1928. — № 7. — С. 510.
  225. , JI.B. Исправление осужденных как уголовно-правовая категория Текст. / JI.B. Яковлева // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: сб. научных трудов. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. — С. 78−84.
Заполнить форму текущей работой