Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема смысла жизни в контексте познавательной деятельности: опыт философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переломные эпохи, сопряженные с глубинными мировоззренческими кризисами актуализируют проблему смысла жизни. И как в любую переходную эпоху, проблема смысла жизни сегодня стоит особенно остро. Происходящие в обществе изменения создали качественно новую социально-духовную атмосферу. Ее отличают известная противоречивость и борьба взглядов, активные нравственные поиски, плюрализм мнений, что… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА. И
    • 1. 1. Сущность смысла жизни и его трактовка в истории философской мысли
    • 1. 2. Познавательная деятельность субъекта: понятие и содержание
  • ГЛАВА II. СМЫСЛ ЖИЗНИ И ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА
    • 2. 1. Смысл жизни в обыденном познании
    • 2. 2. Смысл жизни в научном познании

Проблема смысла жизни в контексте познавательной деятельности: опыт философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема смысла жизни поднимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждого размышляющего о бытии человека. Человек — единственный среди живых существ — способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечность всякого существования. Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования, его природы и сущности.

Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно отличают его от других живых существ. Развитие человека и общества связана с изменениями условий бытия людей и их представлений о смысле жизни. Попытки философов определить некий вечный смысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляет себя по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпевает существенные изменения, приобретая новые социально значимые качества. Так на смену традиционно-религиозным представлениям (готовить себя к потусторонней жизни) приходят толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели (служить истине, добру), максимального удовлетворения биологических потребностей человека (стремление к достижению наибольшего наслаждения), экзистенциально-пессимистические концепции (человек рождается для страдания и смерти) и т. д.

Но, будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек не может осознавать смысл своей жизни без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате активного познавательного процесса. Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего «я», когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своего существования. Эта проблема одна из самых сложных и неоднозначно решаемых. Речь идет, прежде всего, о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соотнесении индивидом своей позиции с выработанной в обществе системой ценностей, о степени включения или невключения себя в социальную жизнь.

Переломные эпохи, сопряженные с глубинными мировоззренческими кризисами актуализируют проблему смысла жизни. И как в любую переходную эпоху, проблема смысла жизни сегодня стоит особенно остро. Происходящие в обществе изменения создали качественно новую социально-духовную атмосферу. Ее отличают известная противоречивость и борьба взглядов, активные нравственные поиски, плюрализм мнений, что, несомненно, сказывается и на необходимости осознания человеком смысла собственной жизни, активного поиска своего места и роли в условиях меняющейся действительности. Актуальность разработки данной проблемы возрастает и в связи с усложнением социальных процессов и ростом влияния на них роли субъективного «личностного фактора». Все это требуют глубокого философского осмысления данной проблемы, выявления ее онтологических оснований как на уровне обыденного, так и особенно научного познания.

Степень разработанности темы исследования. Проблема познаваемости смысла жизни занимала умы мыслителей всех исторических эпох. Начиная со времен Античности Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека и др., сформировали различные подходы к исследованию данной проблемы.

В эпоху Средневековья проблема смысла жизни с акцентом на безусловное божественное начало рассматривалась Августином Блаженным и Фомой Аквинским. В духе своего теоцентристского мировоззрения смысл жизни усматривался ими в познании и созерцании Бога. Познание является наивысшей функцией человека, Бог же — неисчерпаемым источником познавательного процесса.

Мыслители эпохи Возрождения сделали акцент на человека и превратили его в высшую смыслообразующую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Познание смысла жизни с этого периода осуществляется через призму внутреннего мира человека. Делаются попытки связать формирование личности с реальными, земными условиями ее бытия Николаем Кузанским, М. Монтенем, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Новый этап в разработке проблемы смысла жизни берет свое начало в работах представителей немецкой классической философии. Немецкие идеалисты (И. Кант, Г. Гегель А. Шопенгауэр) противопоставляли культу личных наслаждений требования долга, кодексы обязанностей, моральные законы. И. Кант считал, что смысл жизни имманентен личности и фактором, его образующим, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга. Точка зрения Г. Гегеля по вопросу о смысле жизни отдельного человека раскрывается в диалектическом сопоставлении единичного и общего, субъективного и объективного. А. Шопенгауэр, исследовал смысл жизни в его соотношении с такими феноменами как мир и воля. По его мнению, человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Придать своей жизни смысл возможно лишь путем избавления от «воли к жизни». JI. Фейербах, напротив, усматривает смысл жизни в заботе о себе и индивидуальном счастье.

Новый импульс исследованиям проблемы смысла жизни был дан основоположником философии жизни Ф. Ницше, который считал, что смысл жизни заключается в примирении с ее бессмысленностью.

В Новейшее время достаточно глубоко проблемой смысла жизни занимались такие представители экзистенциализма как К. Ясперс, М. Хайдегтер, Ж-П. Сартр, А. Камю, C.JI. Франк. К. Ясперс видел смысл жизни в определении жизненных ориентиров, в осознании индивидом своего места в мире, в восприятии любви, достижении свободы и возможности быть самим собойМ. Хайдеггер усматривал смысл бытия в сосредоточенности на будущемЖ.-П. Сартр трактовал бытие человека как «ничто" — А. Камю настаивал на бессмысленности жизни.

Решение проблемы смысла жизни в социально-психологическом аспекте предлагает В. Франки, отводя важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования.

В русской философии проблема смысла жизни с упором на религиозный аспект вопроса разрабатывалась B.C. Соловьевым, А. И. Введенским В.В. Розановым. B.C. Соловьев обращал внимание на нравственный аспект смысла жизни. А. И. Введенский сводил смысл жизни к достижению такой цели, преследование которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради нее самой. В. В. Розанов усматривал смысл жизни в достижении истины, добра и свободы посредством разума, чувства и воли.

Исследования различных аспектов проблемы познания смысла жизни осуществлялись и другими мыслителями. Сущность и цель смысла жизни анализировались М. М. Карповой, JI.C. Кобелянской, JI.H. Коганом, О. Н. Назаровой, Ф. Я. Полинчак и др.

С.Г. Малыгиным был предпринят философско-лингвистический анализ понятийно-категориального аппарата проблемы смысла жизни, в котором он выделяет гносеологическую и онтологическую стороны феномена смысл жизни, исследует философский и онтологический аспекты смысла жизни в контексте иерархии человеческих потребностей.

Историко-этический и историко-философский анализ проблемы смысла жизни осуществлен И. Л. Зеленковой и Н. Я. Ивановой.

Акцент на нравственное начало в процессе познания смысла жизни был сделан В. А. Капрановым.

Смысл жизни в контексте конечности индивидуального бытия, пола и возраста индивида выявляет Ю. В Засядь-Волк.

В контексте духовной жизни общества проблема смысла жизни и процесса познания подробно исследуется А. К. Уледовым.

Вопрос об активности сознания обстоятельно рассматривался B.C. Барулиным, Ф. И. Георгиевым, A.M. Коршуновым. Они исследовали соотношение принципов отражения и активности.

Проблема смысла жизни во взаимосвязи с проблемой социальной активности субъекта познания в ее различных аспектах исследовалась Г. С. Арефьевой, Л. П. Буевой А.В. Маргулисом, Л. А. Петрушенко, Н. Д. Полищук. Социальная активность в контексте человеческого фактора анализировалась В. Н. Константиновым и В. Ф. Овчинниковым. Сущность социальной активности через уровни ее развития определяется Ф. А. Батуриным.

Исследованию социальной практики, ее структуры и роли в познании посвящены работы Ю. Ф. Бухалова, Б. А. Вороновича, Г. Е. Глезермана, Ю. Г. Гайдукова, Ю. Н. Давыдова, А. П. Огурцова, М. Н. Руткевича, С. С. Товмасяна.

Исследование проблемы активности тесно связано с анализом философских категорий, в которых она выражается, а именно категорий «субъект» и «объект». В этой связи необходимо указать на работы Н. В. Дученко, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, К. Н. Любутина, А. А. Митюшина, Л. К. Науменко, З. М. Оруджева, С. Л. Рубинштейна.

Освоение обыденного мира в контексте смысла жизни подробно анализирует В.П. • Козырьков. Попытка философского осмысления обыденного знания посредством его рациональной основы — здравого смысла была осуществлена Б. Я. Пукшинским.

Исследования различных аспектов научного познания посвящены работы Н. В. Брянник, Ю. Г. Козырева, Е. В. Попоевой, B.C. Швырева.

Несмотря на обилие работ посвященных проблеме смысла жизни и его познаваемости необходимо отметить, что практически нераскрытыми остается то, как именно влияет познавательная деятельность субъекта на смысложизненные установки индивида в обыденном и научном познаниив чем их сходство и различие.

Стремлением ликвидировать данный пробел обусловлен выбор темы нашего исследования: «Проблема смысла жизни в контексте познавательной деятельности: опыт философского анализа».

Объект исследования: смысл жизни человека.

Предмет исследования: проблема смысла жизни в контексте познавательной деятельности.

Цель работы: философский анализ проблемы смысла жизни в контексте познавательной деятельности.

В соответствии с темой, целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:

— рассмотреть сущность «смысла жизни» и его трактовки в истории философской мысли;

— выявить основные элементы познавательной деятельности субъекта, ее родовые признаки, понятие и содержание;

— проанализировать особенности познавательной деятельности субъекта в обыденном и научном познании смысла жизни.

Поставленная цель и задачи обусловили выбор методологии. Работа опирается на диалектический, исторический, системный, сравнительный, аксиологический методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены концептуальные отличия в представлениях о подходах и сущности проблемы смысла жизни;

— определены компоненты, структурирующие процесс жизнедеятельности личности: жизненная позиция, жизненная линия и непосредственно смысл жизни. Их соотношение в структуре жизнедеятельности личности таково, что жизненная линия есть пролонгированная реализация жизненной позиции личности, во главе которой стоит индивидуальный смысл жизни;

— установлено, что познавательная деятельность являясь уникальным каналом связи человека с самим собой, выступает основанием выбора индивидом смысложизненной ориентации и служит средством постижения смысла жизни;

— определено, что постижение смысла жизни и формирование смысложизненных установок на уровне обыденного познания происходит путем переживания субъектом познания внешнего и внутреннего мира под воздействием сложившихся в его сознании традиций, обычаев, норм и стереотипов поведения;

— обнаружено, что результат познания смысла жизни средствами науки может иметь не только индивидуальный, но и всеобщий характер.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения работы будут способствовать более углубленному пониманию проблемы смысла жизни, в контексте философского осмысления бытия человека.

Материалы диссертации могут быть востребованы в ходе преподавания базового курса философии, а также при подготовке спецкурсов по теории познания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Смысл жизни является многоуровневым смысловым образованием, характеризующимся определенной степенью пластичности, гибкости, а также широтой, объемностью, масштабностью и вместе с тем индивидуальностью восприятия и осознания;

2. Постижение смысла жизни возможно в процессе целенаправленной активной познавательной деятельности субъекта;

3. Обыденное и научное познание представляют собой двуединый процесс развития познавательной активности субъекта направленный, в том числе, на постижение смысла жизни.

4. Все попытки дать универсальные рецепты смысла жизни, невозможны, в связи с его конкретно-историческим и индивидуально-личностным содержанием.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников, цитируемой и используемой литературы 190 наименований. и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель проведенного нами исследования заключалась в философском анализе проблемы смысла жизни в контексте познавательной деятельности. В связи с этим мы:

— рассмотрели сущность «смысла жизни» и его трактовки в истории философской мысли;

— выявили основные элементы познавательной деятельности субъекта, ее родовые признаки, понятие и содержание;

— проанализировали особенности познавательной деятельности субъекта в обыденном и научном познании смысла жизни.

В результате мы пришли к следующим выводам. Проблема смысла жизни волновала мыслителей на протяжении всей истории философии и имеет всестороннюю и подчас противоречивую характеристику, это связано с тем, что в различные исторические эпохи смысл жизни каждый раз выявляется на новом уровне и зависит как от мировоззрения индивида, так и от окружающей его действительности. Переломные эпохи, сопряженные с глубинными мировоззренческими кризисами актуализируют проблему смысла жизни. Ядром смысла жизни выступает процесс целеполагания носящий непрерывный характер, его объективным основанием является диалектическое противоречие между возможным и действительным. Сущностными параметрами смысла жизни являются: сознательное отношение субъекта к себе, результат, значение, ценность жизни того или иного индивида, место человека в жизни и его система ценностей. Главное из критериев поиска обстоятельств, которые могут придать жизни достаточно высокую значимость, это вывод, что человек не может быть в этом самодостаточен (в самореализации или самосовершенствовании или в увлеченном занятии) и обстоятельства должны касаться не только его самого, но и окружающих. То есть, последствия жизни обретают наибольшую важность только в отношении к окружающим людям. Понятие смысла человеческой жизни сугубо личное и настолько корректно, насколько сам человек способен абстрагировать это понятие из всей совокупности смыслов воспринимаемого, проще говоря, насколько человечен человек и способен мыслить категориями, в которых этот смысл выражается.

Познавательная деятельность субъекта носит непрерывный, противоречивый творческий характер, имеющий конкретноисторические специфические особенности. Ее сущностные параметры заключаются в постановке субъектом цели, определении средств и прогнозировании его результатов. Логически первый шаг в философском осмыслении познания заключается в решении вопроса о месте и роли познания в целостной структуре человеческой деятельности.

Процесс познания смысла жизни на обыденном уровне включает в себя чувственный опыт, естественный язык, социальный опыт и обширный запас знаний, обозначаемых как «здравый смысл». Познание смысла жизни через обыденность сталкивается с определенными трудностями, так как оно, формируясь на основе привычек, обычаев, традиций и норм оказывается неспособным глубоко проникнуть в его суть и, в связи с этим, не может подняться до уровня научного познания. Постановка целей в процессе постижения смысла жизни на этом уровне характеризуется спонтанностью, достаточно сильным их дроблением на далекие, близкие, непосредственные, промежуточные, существенные и несущественные. Это происходит в связи с невозможностью их упорядочения обыденным сознанием и направленностью на индивидуальные, прагматические устремления. Конечная цель, на уровне обыденного познания «подвижна», относительна, она постоянно трансформируется и под влиянием жизненных обстоятельств может быть кардинально изменена. Средства, которыми пользуется обыденное познание, ограничены обыденным опытом, здравым смыслом, бытийной мудростью. В связи с этим, полученный результат обычно характеризуется прагматичной направленностью и не может быть зафиксирован и передан.

Наука ориентирована на познание объективных законов (в том числе и общественной жизни) и на этой основе возможно более глубокое понимание смысла жизни. Научное познание предполагает творческое осмысление субъектом смысла жизни. Объективность и истинность научного познания не требует его разрыва с миром человека, с теми формами сознания и знания, которые складываются в мире человеческой жизнедеятельности и духовно обеспечивают ее. Научное познание является сильнейшим катализатором процесса целеполагания в жизнедеятельности субъекта и благодаря этому способствует постановке качественно иного смысла жизни и выработке средств его достижения. Вбирая в себя опыт обыденного познания, научное познание образует целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез способствующих воплощению в практику всей суммы накопленного опыта в постижении смысла жизни. Вся совокупность накопленных знаний о жизни в любых ее проявлениях (биологических, социальных.) воплощается в практику и преобразуется в деятельность направленную на постановку качественно иных (нежели на уровне обыденного познания) целей и способов их достижения. Постижение смысла жизни на уровне научного познания дает мощный стимул к активной деятельности познающего субъекта направленной на достижение поставленных целей и задач, что в свою очередь способствует развитию и распространению науки на все большие сферы жизнедеятельности человека. В процессе постижения смысла жизни научное познание подтверждает достоверность сделанных им выводов и обосновывает полученные им результаты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Т. Освоение как вид познания: постановка проблемы / М. Т. Андрюшенко // Философия и общество. 1998. — № 5. -С. 104−117.
  2. , А. Л. К соборной онтологии личности / А. Л. Анисин // Вестник Тюменского государственного ун-та. 2000. — № 1. — С. 34−40.
  3. , Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / Л. Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово, 2004. — Вып. 2. — С. 13−17.
  4. , Г. С. Социальная активность / Г. С. Арефьева. М.: Политиздат, 1974.-С. 16−64.
  5. , Р. А. Проблема смысла в контексте / Р. А. Аронов // Вопросы философии. 1994. — № 12. — С. 39−49.
  6. , А. С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» / А. С. Арсеньев // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С.134−135.
  7. , А. Р. Традиции познания и истины антропного принципа / А. Р. Ахметова // Язык науки XXI в. Уфа, 1998. — С.88−90.
  8. , Л. В. Структура мышления как основа познания / Л. В. Баранова // Гаудеамус. Тамбов, 2003. — № 2. — С.84−96.
  9. Ю.Бартнев, Э. Тайна бытия человеческого / Э. Бартнев. М., 1969. -С. 12−15.
  10. П.Баталов, А. А. К философской характеристике практического мышления / А. А. Баталов // Вопросы философии. 1982. — № 4. — С. 64−72.
  11. , А. И. Взаимодополнительность философского и естественнонаучного подходов в изучении проблемы смерти и бессмертия человека / А. И. Белкин // Гуманитарий: Альманах. Саранск, 2000. — С. 2425.
  12. З.Бирюкова, Г. М. Смысл жизни человека как непосредственная данность / Г. М. Бирюкова // Социальная реальность и социальные теории: матер, всерос. конф. СПб, 1998. — С. 241−245.
  13. , А. В. Основы философских знаний / А. В. Большаков. -М, 1997.-С. 135−150.
  14. Большая советская энциклопедия М, 1978. — Т. 23. — С. 628.
  15. , В. Жизнь, философия жизни и биофилософия / В. Борзенков // Свободная мысль. 1999. — № 8. — С. 74−84.
  16. , А. С. Неопределенность в структуре бытия человека / А. С. Борщов // Социокультурные измерения существования человека. -Саратов, 2000. С. 3−6.
  17. , Н. В. Введение в современную теорию познания / Н. В. Брянник. М, 2003. — 286 с.
  18. Буева, JL П. Человек: деятельность и общение / JI. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-С. 12−43.
  19. , М. Избранные произведения / М. Вебер. М, 1990. — С. 713−715.
  20. Взаимосвязь категорий счастья и смысл жизни / под ред. Д. С. Макарова. М.: Наука, 1986. — 284 с.
  21. , Е. Ф. Русский экзистенциализм: В. В. Розанов, JI. Шестов / Е. Ф. Владыкина // Российская провинция: поиск путей развития. -Киров, 1999.-С. 30−36.
  22. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT- Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
  23. , Б. С. Мозаичность как способ объединения и познания многообразного бытия / Б. С. Галимов, А. И. Селиванов // XXI век: будущее России в философском измерении. Екатеринбург, 1999. — С. 42−49.
  24. , П. П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева / П. П. Гейденко // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 47−55.
  25. Гераклит. Фрагменты / Гераклит // Материалисты древней Греции. -М, 1955.-С.45.
  26. , О. В. Специфика бытия культуры и смысл / О. В. Герасимов // Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности. Самара, 1999. — С. 17−18.
  27. , С. И. Познавательные задачи и их виды / С. И. Гончарук // Россия. Духовная ситуация времени. М., 2000. — № ½. — С. 149−164.
  28. , В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В. Д. Губин. М., 1998. — 192 с.
  29. , Г. К. Смысл жизни, счастье, мораль / Г. К. Гумницкий // Вопросы философии. 1967. — № 5. — С. 102−105.
  30. , П. С. Бессознательное как фактор культурной динамики / П. С. Гуревич // Вопросы философии. 2000. — № 10. — С. 37−41.
  31. , П. С. Феномен человека: Антология / П. С. Гуревич. М.: Высш. шк., 1993.-С. 67−70.
  32. , П. С. Философия жизни: XX в. / П. С. Гуревич // Философские науки. 1998. — № 2. — С. 38−57.
  33. , П. С. Философская антропология Ж.П. Сартра / П. С. Гуревич // Философские науки. 1989. — № 3. — С. 87−89.
  34. , С. П. Метафизика человеческого бытия / С. П. Гурин // Современная парадигма человека. Саратов, 2000. — С. 65−68.
  35. , А. А. Этика Аристотеля / А. А. Гусейнов. М., 1984. — С. 52.
  36. , А. Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. -Минск, 1997.-С. 55−70.
  37. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М., 1979. — С. 131.
  38. , В. А. Смысл жизни как предмет этико-философского исследования / В. А. Евсеева // IX Ломоносовские чтения. Архангельск, 1997.-С. 7−9.
  39. , В. А. Смысложизненная проблематика духовной жизни человека в условиях российских реалий / В. А. Евсеева // Человек в системе социокультурных отношений. М., 1997. — Вып. 3. — С. 170−176.
  40. B. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. -№ 2. — С. 15−36.47.3олотов, А. Ф. Западная философия XX в. / А. Ф. Золотов, Ю. К. Мельвиль. М., 1994. — С.272−279.
  41. , А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. М., 1994.1. C. 82−125.
  42. , Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н. Я. Иванова. Киев, 1980. — 187 с.
  43. , В. В. Теория познания. Эпистемология / В. В. Ильин. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1994.-С. 14−15.
  44. , В. JI. О методах познания / В. J1. Иноземцев // Свободная мысль. 1993. -№ 1.-С. 103−113.
  45. , М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М., 1974. -С. 60−64.
  46. , В. В. Истина и ценность в научном познании /
  47. B. В. Казютинский // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века.-СПб, 1999.-С. 69−123.
  48. , А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990.1. C. 379−381.
  49. , И. Критика практического разума / И. Кант // Соч. М., 1965. -Т. 4.-Ч. 1.-С. 350−351.
  50. , В. А. Нравственный смысл и деятельность человека / В. А. Капранов. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. — 149 с.
  51. , Л. В. Русская идея (символика и смысл) / Л. В. Карасев // Вопросы философии. 1992. -№ 8. — С. 92−104.
  52. , В. П. О единстве научного и вненаучного знания / В. П. Каратеев // Наука и культура. Саратов, 2000. — С. 12−17.
  53. , Н. П. Сущность смысла жизни / Н. П. Карпова // Психологический журнал. 1999.-Т. 20.-№ 1.-С. 135−138.
  54. , В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл / В. Е. Кемеров. М.: Политиздат, 1977. — С. 20−25.
  55. , Л. С. Смысл жизни: две точки зрения / Л. С. Кобелянская. М., 1992. — С. 19−24.
  56. , Л. А. Жизнь как бессмертие / Л. А. Коган // Вопросы философии. 1994. — № 12. — С. 39−49.
  57. , Л. Н. Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни / Л. Н. Коган // Вопросы философии. 1985. — № 9. -С. 165−167.
  58. , Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-112 с.
  59. , Н. Н. К анализу обыденного сознания / Н. Н. Козлова // Философские науки. 1984. — № 4. — С. 25−32.
  60. , Ю. Г. Научное познание и проблема понимания / 10. Г. Козырев // Вестник Сактывкарского уничерситета. Сер, 8, История. Филология. Философия. Сыктывкар, 1999. — Вып. 3. — С. 29−38.
  61. , В. П. Освоение обыденного мира / В. П. Козырьков. -Нижний Новгород, 1999. С. 55−139.
  62. , В. Н. Социальная активность и пассивность личности / В. Н. Константинов. Владимир: ВГПИ, 1990. — С. 6−30.
  63. , В. Е. Социальное познание: субъект познания в социокультурном измерении / В. Е. Коротков // Вестник Ставропольского гос. пед. ун-та. Ставрополь, 2000. — Вып. 23. — С. 111−118.
  64. , А. М. Активность субъекта и отражение / А. М. Коршунов, Б. И. Пружинин // Философские науки. 1971. — № 4.-С. 61−69.
  65. Jl. М. Ценностные ориентации и развитие научного знания / JI. М. Косарева // Вопросы философии. 1987. — № 8. — С. 44−54.
  66. , А. А. Мыслеобразы как векторы конструирования жизни человека / А. А. Крылосов // Социокультурные измерения существования человека. Саратов, 2000. — С. 16−18.
  67. , С. Б. Культурно-экзистенциональные измерения познавательного процесса / С. Б. Крымский // Вопросы философии. 1998. -№ 4. — С. 40−49.
  68. , Е. И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл / Е. И. Кукушкина // Философские науки. 1986. — № 4. — С. 127−132.
  69. , В. И. Философия и научное познание / В. И. Купцов. М.: // Изд. Моск. ун-та, 1987. — С. 22−24.
  70. , В. А. Оправдание бытия / В. А. Кутырев // Вопросы философии. М., 2000. — № 5. — С. 15−32.
  71. , В. М. Понимаю, следовательно, существую. /
  72. B. М. Кутырев // Общественные науки и современность. 1995. — № 1.1. C. 138−145.
  73. , П. Смысл жизни / П. Лаустер // Общественные науки за рубежом. Сер, 3. Философия. — 1991. — № 2. — С. 79−84.
  74. , В. 10. Смысл жизни в структуре поступка и в системе культуры / В. 10. Лебедев // Культура: семиотика, феноменология, телеология. Тверь, 2003. -С. 40−56.
  75. , В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980. -360 с.
  76. , А. Мы смертны / А. Лингис // Вестник Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. Сер, Гуманитарные науки. Новгород, 1999. -№ 12.-С. 68−74.
  77. , А. Ф. Человек / А. Ф. Лосев // Философские науки. 1988. -№ 10.-С. 67−68.
  78. , И. Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию / И. Н. Лосева // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 64−76.
  79. , Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм / Н. О. Лосский. М, 1992. — С. 150−187.
  80. , Н. В. Социально-философский анализ сознания: познавательная ситуация / Н. В. Любомирова, В. И. Толстых // Вопросы философии. 1986. — № 10. — С. 35−48.
  81. , Н. Спор о человеческой природе / Н. Мавлевич // Наука и религия. 1985. — № 1. — С. 33−36.
  82. , Б. В. Идея бога в жизни человека / Б. В. Макаров и др. // Социально-политический журнал. 1997. -№ 1. — С. 77−95.
  83. , С. Г. Смысл жизни и жизнь смысла / С. Г. Малыгин. -Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1998. 248 с.
  84. , Б. В. Жизнь как предмет философских размышлений / Б. В. Марков и др. // Социально политический журнал. 1996. — № 4. -С. 105−120.
  85. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1961.-Т. 19.-С. 377.
  86. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — Т. 3. — М.: Политиздат, 1955. — С. 3.
  87. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — С. 282.
  88. Материалистическая диалектика М., 1982. — Т. 2. — С. 10−32.
  89. , Л. С. Факты в системе познания / Л. С. Мерзон // Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1986. — С. 3−25.
  90. , И. П. Когнитивная эволюция / И. П. Меркулов. М.: РОССПЭН, 1999.-311 с.
  91. , В. И. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека / В. И. Мищенко // Человек в системе социокультурных отношений. -М, 1997. Вып. 3.-С. 26−32.
  92. , Б. И. Парадигма человека и смысл его бытия / Б. И. Мокин. -Саратов, 2000.-С. 7−11.
  93. , А. Т. Смысл жизни и личность / Москаленко А. Т. и др. Новосибирск: Наука, 1989. — С. 11−38.
  94. , JI. Е. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности / JI. Е. Моторина // Философские науки. -1982.-№ 3.-С. 101−105.
  95. , Н. В. Квинтэссенция : философский альманах, 1991 / Н. В. Мотрошилова. -М, 1992. С. 158−257.
  96. , О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении / О. Н. Назарова. М.: Знание, 1989. — С. 36.
  97. , И. 3. Причинность и теория познания / И. 3. Налетов. -М.: Мысль, 1975.-С. 3-12.
  98. , Ю. К. Активность субъекта в познании / Ю. К. Наумов. -М.: Мысль, 1969.-С. 7−12.
  99. , Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. / Е. Н. Некрасова. М.: Мартис, 1997.-С. 140−154.
  100. , О. Е. Выбор свободы как переход личности к бытию / О. Е. Никитина // Проблемы гуманизации вузовского образования. -Тольятти, 1999. Вып. 5. — Ч. 3. — С. 87−92.
  101. Юб.Ноговицин, О. М. Два смысла бытия / О. М. Ноговицин // Метафизические исследования. СПб., 2000. — Вып. 14. — С. 9−23.
  102. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1983. -С. 655.
  103. Ю8.0йзерман, Т. И. Практика-познание, познание-практика / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 1994. — № 9. — С. 64−66.
  104. , Т. И. Принцип познаваемости мира / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 1990.-№ 10.-С. 3−13.
  105. , Т. И. Философия как единство научного и вненаучного познания / Т. И. Ойзерман // Разум и экзистенция. СПб., 1999. — С. 35−45.
  106. Ш. Орлова, Э. А. Структура специального познания культурных феноменов / Э. А. Орлова // Философские науки. 2000. — № 1. — С. 42−52.
  107. , Ф. Я. Философия и религия о смысле жизни / Ф. Я. Палинчак. Липецк: ЛЭГИ, 2000. — 82 с.
  108. ПЗ.Панарин, А. Жизненный мир и агрессия рациональности / А. Панарин // Alma mater. М., 2000. — № 7. — С. 3−11.
  109. , Д. В. Дух, душа и смысл жизни / Д. В. Пивоваров. -Екатеринбург, 1993. С. 50−80.
  110. , Д. В. О смысле жизни / Д. В. Пивоваров // Гуманитарные исследования: ежегодник. Омск, 1997. — Вып. 2. — 2000. -№ 2.-С. 3−8.
  111. Платон. Сочинения / Платон. М., 1972. — Т. 3. — Ч. 2. — С. 201.
  112. , Б. Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни / Б. Н. Попов. -М.: Наука, 1986. 92 с.
  113. , Е. В. Проблема научного познания в ценностно-нормативном аспекте / Е. В. Попоева // Дефиниции культуры. Томск, 1999. -Вып. 4.-С. 151−153.
  114. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко. М., 1998. -С. 205.
  115. , Г. В. Познавательная активность человека / Г. В. Пугач. -М, 1985.-С. 30−64.
  116. , Б. Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления / Б. Я. Пушканский. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. -С. 5−28.
  117. , Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел. Киев: Ника-Центр, 1997. — С. 12−18.
  118. , Г. Философия жизни / Г. Риккерт. М.: Ника-Центр, 1998.-С. 67−82.
  119. , В. Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие / В. Ш. Сабиров // Человек. М., 2000. — Вып. 5. — С. 36−49.
  120. , В. Н. Ценность и смысл / В. Н. Сагатовский // Философские науки.-1987.-№ 10.-С. 105−106.
  121. , А. А. Методологические вопросы теории социальной активности / А. А. Сазонов // Человек в системе социальных отношений. -М., 1997. Вып. 3.-С. 177−185.
  122. , К. А. К вопросу о фундаментальных качествах человеческого существования в контексте современных концепций современного познания / Сапелин К. А. // Социальное знание в поисках идентичности. Томск, 1999. — С. 73−75.
  123. , К. А. К вопросу о фундаментальных качествах человеческого существования в контексте современных концепций современного познания / Сапелин К. А. // Социальное знание в поисках идентичности. Томск, 1999. — С. 76−77.
  124. , Ж. П. Бытие и ничто / Ж. П. Сартр // Философские науки. -1989.-№ 3.-С. 89−100.
  125. , Р. В. Историчность бытия? / Р. В. Светлов // Вестник Русского христианского гуманитарного ин-та. СПб., 1999. — № 3. — С. 11−14.
  126. , О. А. Духовная очевидность в структуре познавательного опыта / О. А. Семенова // Взаимоотношение государства, науки и религии. Владимир, 2000. — С. 107−109.
  127. , В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — С. 295−347.
  128. , А. В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А. В. Серый // Сибирская психология сегодня. Кемерово, 2004. — Вып. 2. — С. 4−13.
  129. , JT. В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия / Л. В. Скворцов. М.: Политиздат — 1989. — С. 18−85.
  130. Человек и общество: словарь / сост.: И. Д. Коротец, Л. А. Штомпель. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. — С. 18.
  131. Словарь по этике. -М.: Политиздат, 1983. С. 324.
  132. Смысл жизни: Антология. М, 1994. — С. 243−489.
  133. Советский энциклопедический словарь. -М, 1981.-С. 1240.
  134. Современный экзистенциализм: Критические очерки. М, 1966. — С. 63.
  135. , О. С. Л. Толстой о смысле жизни: этические искания и современность / О. С. Соина // Вопросы философии. 1985. — № 11. — С. 124−126.
  136. , А. В. Гармония человеческого бытия и ее постижение в античной философии / Соколов А. В. // Вторые Илиадиевские чтения. -Курск, 1999.-С. 15−17.
  137. , В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. М., 1996. -Ч.З.-С. 201−403.
  138. Социальная философия // под ред. В. Н. Лавриненко. М, 1995. -С. 214−220.
  139. , С. Н. Мартин Хайдеггер: контуры философии бытия / С. Н. Ставцев // Позиция современной философии. СПб, 1999. — Вып. 1. -С. 153−164.
  140. , В. С. Методы научного познания / В. С. Степин, А. Н. Елсуков. М.: Высш. шк, 1974. — С. 14−32.
  141. , О. Я. Цель и целеустремленность / О. Я. Стечкин. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1981. — 95 с.
  142. , Н. Т. О субъективной реальности или познал ли ты самого себя? / Н. Т. Стрельник, О. Н. Стрельник // От современности к постмодерну. Пенза, 2000. — С. 25−38.
  143. , Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994. — С. 259−342.
  144. , Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994.-С. 5−37.
  145. , А. К. Духовная жизнь общества / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980.-С. 32−40.
  146. , А. К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-С. 79−95.
  147. , В. Б. Жизненное пространство человека: ценностные и институциональные начала / В. Б. Устьянцев // Современная парадигма человека. Саратов, 2000. — С. 110−114.
  148. , В. П. Научное познание и мир человека / В. П. Филатов.- М.: Политиздат, 1989. С. 95−124.
  149. , Т. В. В каком смысле можно вопрошать о смысле бытия? / Т. В. Филатов // Рациональное и иррациональное в современной философии.- Иваново, 1999. Ч. 2. — 270 с.
  150. , О. Ф. Ценностно-смысловые границы личностного пространства / О. Ф. Филимонова // Современная парадигма человека. -Саратов, 2000. С. 35−38.
  151. Философия истории: Антология. М., 1995. — С. 311−332.
  152. Философская энциклопедия. М., 1967. — Т. 4. — С. 159.
  153. Философский словарь. М., 1987. — С. 432−433.
  154. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 214, 593.
  155. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-С. 3−28.
  156. , С. JI. Смысл жизни / С. JI. Франк // Вопросы философии. -1990.-№ 6.-С. 83−99.
  157. , И. Т. О жизни, смерти и бессмертии / И. Т. Фролов // Вопросы философии. 1983. -№ 1. — С. 83−99.
  158. , И. Т. О жизни, смерти и бессмертии / И. Т. Фролов // Вопросы философии. 1983. — № 2. — С. 70−84.
  159. , Ю. Познание и интерес / Ю. Хабермас // Философские науки. 1990. — № 1. — С. 88−99.
  160. М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — С. 127−130.
  161. , В. М. Этика человеческого достоинства / В. М. Хвостов. -М, 1998. -С. 4−47.
  162. , А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев // Вестник Мос-го ун-та. Сер. 7, Философия. М., 2000. — № 2. — С. 3−13.
  163. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991. -С. 254−390.
  164. ПО.Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 15−26.
  165. , В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы проблемы / В. С. Швырев. М., 1988. — С. 20−45.
  166. , В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — С. 6−10.
  167. , А. П. Диалектический метод познания / А. П. Шептулин. М.: Политиздат, 1983. — С. 29−287.
  168. , В. Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема. Научный доклад высшей школы / В. Н. Шердаков // Философские науки. 1985. — № 2. — С. 41−50.
  169. , А. О ничтожестве и горестях жизни / А. Шопенгауэр //М, 1992.-С. 63−80.
  170. , М. П. Социокультурный жизненный мир и система в социальной философии Ю. Хабермаса / М. П. Шубина // Гуманитарные исследования: ежегодник. 1998- Омск, 1998. Вып. 3. — Ч. 2. — С. 23−30.
  171. , JI. А. Духовность как способ человеческого бытия / Л. А. Шумихина // Полигнозис. М., 2000. — № 1. — С. 98−107.
  172. Энциклопедия философских наук. Г. Гегель. М., 1974. — Т. 1.1. С. 88.
  173. , Т. Размышление о человеке / Т. Ярошевский. М, 1984.-С. 7−22.
  174. , С. Е. Человек в последовательности культурных и социальных форм своего бытия: генезис превращенной формы / С. Е. Ячин // Личность. Культура. Общество. М, 2000. — Т. 2. — № 1. — С. 68−86.
  175. Flach, W. Subjekt und System / W. Flach // Wiener Jb. fur Philosophie.- Wien- Studgard, 2002. Bd 34. — S. 37−43.
  176. George, F. L’irrationnel, le sens, la verite / F. George // Philosopher Les interrogations contemporaines. P, 2000. — № 1. — P. 395−401.
  177. Husserl, E. Die Krisis der europaschen Wissenschaften und transzendentale Phanomenologie, 1960. S.51.
  178. Kekes, J. Pluralism in philosophy: Changing the subject. Ithaca (N. Y. / J. Kekes) — L.: Cornell univ. press, 2000. — X, 225 p.
  179. Mihali, C. Filosofia si viata cotidiana / C. Mihali // Studia Univ. Babes- Bolyai. Philosophia. Cluj-Napoca, 1996. — A. 41, № 2. — P. 69−79.
  180. Movia, G. Approssimazione al fondamento / G. Movia // Metafisica e antimetafisica. Milano, 2003. — P. 19−34.
  181. Page, C. Man’s dearest possession is life / C. Page // Наука и ее методы на кануне XXI столетия. М, 2004. — С. 256−274.
  182. Pothast, U. Philosophisches Buch: Schrift unter der aus der Entfernung leitenden Frage, was es heiBt, auf menschliche Weise Lebendig zu sein / U. Pothast. Frankfurt a. — M.: Suhrkamp, 1988. — 543 S.
  183. Radha Krishnan R. We are the World, but who are we, and how do we know? // Rethinking Marxism. Amberst, 2002. — Vol. 14, № 3. p. 94−110.
  184. Splett, J. End-Gultigkeit des Zeitlichen? / J. Splett // Theologie und Philosophie. Freiburg etc, 2003. — Jg. 78, H. 4. — S. 557−570.
Заполнить форму текущей работой