Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Истинность музыки: Онтологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы проявить свою онтологическую истинность, музыкальное произведение должно жить, обладать реальным звучанием, активно функционировать. Обнаружить истинность незвучащей музыки практически невозможно. Только активно функционируя в обществе, музыкальное произведение способно обнаружить свою истинную сущность и оказать влияние на духовность и ментальность социума. Истинное произведение искусства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТИННОСТЬ МУЗЫКИ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ
    • 1. 1. Музыка и проблема ее укорененности в бытии (на материале ретроспективного анализа взглядов древних мыслителей)
    • 1. 2. Трансцендентный и трансцендентальный аспекты истинности музыки в культуре Средневековья и Возрождения
    • 1. 3. Соотношение музыки и истинности искусства
  • ГЛАВА II. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО ИСТИННЫЙ СМЫСЛ
    • 2. 1. Диалектика объективного и субъективного в музыкальном произведении
    • 2. 2. Истинный смысл музыкального произведения в контексте проблемы духовности
    • 2. 3. Проявление онтологической истинности в музыкальном произведении

Истинность музыки: Онтологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью философского анализа такого вида искусства как музыка. Музыка служит человечеству духовным ориентиром в его поисках вечных, фундаментальных ценностей бытияона выступает как постоянное напоминание о красоте, олицетворяющей собой «услышанный ритм и гармонию самого зримого универсума"1. Непреходящее значение музыки в том, что она, с одной стороны, отражает в специфическом ракурсе универсальные закономерности бытияс другой — обнаруживает в себе невыразимую в понятии, но вместе с тем существующую магическую силу, позволившую Гегелю определить музыку как дух.

Хотя нередко музыка связана со словом, движением, скрытой программой, она все же представляет собой развитие чистой идеи, имеющей собственную логику развития, независимую от сопровождающих ее внемузыкальных элементов. Уникальные возможности абстрагирования и оперирования общими категориями сближают такие на первый взгляд взаимоудаленные сферы человеческой мысли, как музыка и философия. Их многовековая сопряженность составляют некую тайну их назначения и культурного бытия.

Возможности музыки как одного из способов философского осмысления мира издавна привлекали внимание мыслителей. Одна из первых теорий отражения музыкой универсальных канонов бытия, — пифагоровское учение о «поющей гармонии небесных сфер», — уже обладает высокой степенью философского обобщения, так как музыка в ней рассматривается с точки зрения всеобщего принципа стабильности мироздания. Характеризуя движения планет, Пифагор определяет их высшую целесообразность как музыку, отводя тем.

1 См.: Шеллинг Ф.В. И. Философия искусства. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 238. самым музыке роль идеала, стремление к которому рождает совершенство и живым воплощением которого является космос.

Но музыка оценивалась не только как символ совершенного устройства мира. Она с древности была привлекательна и как образец идеальных человеческих отношений.

Аналогия между канонами музыки и личностными отношениями еще со времен античности обрела жизнь в музыкальном термине «такт», который понимается не только как прием метрической организации музыки, но и как способность человека находить верное поведенческое решение в любых ситуациях. Во все времена поэзия воспевала музыку как символ красоты и гармоничности отношений между людьми. «И любовь — мелодия». — утверждал А. С. Пушкин.

Онтологическая истинность музыки коренится в ее внутренней красоте как олицетворение гармонии, совершенства духа и свободы. Музыкальная красота подразумевает цельность, самодостаточность, взаимобусловленность частей и целого, результатом которого становится совершенство художественного образа, воплощенного в музыкальном произведении.

Понятие «музыкальность», существующее во всех видах искусства, раскрывает глубинную философскую сущность музыки как эталона владения тайной формы, а следовательно, и времени. Органичность и взаимообусловленность всех составляющих музыку компонентов делает ее воплощением естественной красоты, становящейся ключом к постижению метафизической сущности бытия.

Погружение в мир музыки позволяет человеку раздвинуть границы своей духовности, расширить сферу своего духовного присутствия в мире и прикоснуться к первоначалом и первопричинам сущего2. Музыка позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течениеона.

2 См.: Лукьянов А. В. Мысли о культуре и философии России // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева (1874−1948). Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1998. С. 46 облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа».

Человек не просто ищет в музыкальном произведении ответы на животрепещущие вопросы бытия, он в нем находит саму истину бытия. Музыка дает полное и гармоничное ощущение протекания жизненных процессов, отражая в миниатюре процессуальность самого бытия. Временная природа музыки, наличие в каждом произведении начала, развития и завершения, как нельзя более подходит для воплощения цикличности процессов бытия.

Музыкальное произведение существует объективно и оказывает влияние на формирование ментальности и духовности общества. Никому не дано перечеркнуть творений Моцарта и Бетховена, Россини и Верди, Чайковского и Глинки. Речь здесь идет об истинной музыке, то есть о музыке возвышающейся над всяким временем, о музыке, которая выражает земную вечность и I неиссякаемость жизни духа. Сила подлинной музыки в том, что она, воплощая в себе великое триединство Истины, Добра и Красоты, является неиссякаемой сокровищницей духовной памяти всего человечества.

Актуальность философского осмысления музыки и форм ее онтологической истинности вырастает также из осознания того факта, что истинное искусство приближает нас к пониманию трансцендентального, делает, по словам Фихте, «трансцендентальную точку зрения обычной"3. В подлинном искусстве мы обретаем свою истинную сущность, приобщаясь к высшей свободе и высшему знанию.

В истинном искусстве все гармонично и функциональнов нем нет противоречия между желанием в воплощении цели и ее достижениемв нем направляющей силой являются позитивные ценности, выступающие в качестве идеала. На эти принципы истинная музыка была ориентирована во все времена. В истинной музыке мы достигаем свободного созерцания, «созерцания без вожделения» (И. Кант), раскрывающего перед человеком необозримые.

3 См.: Фишер К. История новой философии. Фихте. Его жизнь, сочинения и учения. СПб., 1909. Т. 6. С. 524. духовные горизонты. Истинная музыка помогает человеку постичь всю глубину целесообразности мироздания, оценить его как некое прекрасное, совершенное целое.

Падение творческой силы, которым отмечена современная эпоха, проявляется в бесформенности и диспропорциональности, являющихся следствием пренебрежения к гармоничности и цельности искусства. Гармония между желанием и возможностью, очевидность цели и бессознательность в осуществлении, единство искусства и нравственной культуры — все это принципы, на которые сознательно или неосознанно постоянно ориентировалось истинная музыка. Сегодня наблюдается ослабление действия данных принципов, и причина этого состоит в том, что мы не пытаемся определить место музыки в универсуме.

Сама жизнь требует исследования роли музыки в бытии. На сегодняшний день проблема самоорганизации Вселенной ставится как проблема борьбы за собственное, истинно человеческое бытие, глобальной сверхцелью которого является выживание. Выжить способно лишь общество, где приоритетными являются духовные ценности. Роль музыки при этом как одного из важнейших путей реализации духовности личности неизмеримо возрастает. Через человеческий дух, воплощенный в музыке, реализуется эстетическое начало мира. Изначальное стремление к красоте как идеалу, заложенное в самой природе человека, служит неиссякаемым стимулом к постижению искусства, и, тем самым, к духовному самосовершенствованию.

Музыка, понимаемая как своеобразное соприкосновение идеального и реального, эмпирического и трансцендентного, природы и духа, позволяет осознать ее место в универсуме и тем самым выйти на проблему ее онтологической истинности. Всякое конструирование искусства, замечает. Ф.В. И. Шеллинг, «может претендовать лишь на то, чтобы представить его формы как формы вещей самих по себе"4. В нашей философской и эстетической литературе и по настоящий день не смолкают споры о том,.

4 См.: Шеллинг Ф.В. И. Указ. соч. С. 242. присуща ли красота и истина самой природе, или же они сотворены обществом. Думается, что поиск ответа на эти вопросы уже сам по себе является актуальным, поскольку он позволяет постигать чудеса нашего духа гораздо непосредственнее, чем мы постигаем природу.

И, наконец, в настоящее время процессы, вызвавши к жизни философию музыки (одним из основных ее предметов выступает истинность музыки), как явление XX века, позволяют более зримо представить, анализировать, давать оценку данному значительному образованию новейшей культуры в контексте времени, художественной и интеллектуальной жизни.

Степень разработанности проблемы. Именно музыка, признаваемая Гегелем за высший вид искусства, способный к наибольшей степени абстрагирования позволяет «выяснить формы сплетения жизни и духа» (JI. Клагес) — ее можно рассматривать с точки зрения «исполинского интеграла, соединяющего небо и землю» (X. Дрейер). Музыка — это живое воплощение отношений персонального и объективного духа. Персональный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, в том числе и эстетическую. В объективированном духе, проявлениями которого выступают произведения искусства, мы познаем живой дух. Этот дух, воплощенный в художественных произведениях, обращается к нам в поисках отклика, создавая диалогичность искусства. При этом произведение искусства выступает носителем духа, а источником еготворец. Духовная жизнь личности не прекратится до тех пор, пока она способна откликаться на произведение искусства.

Несмотря на достаточно широкий спектр интереса к теме духовности и искусства как типа духовности, определение последней с точки зрения ее онтологической истинности все еще находится в начальной стадии изучения. Исключение составляет монография А. Я. Канапацкого «Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность».

Музыка — это именно та форма искусства, в которой духовность представлена в чистом виде и где она поддерживает потенцию духовности, постоянно обновляя и совершенствуя ее. Проникновение в суть музыки позволяет раскрыть неизведанный потенциал духовности, подняться над повседневностью и обрести особое видение мира. В этом реализуется высшее предназначение музыки. Данный подход к музыке и к ее онтологической истинности еще не получил достаточной разработки.

К философскому анализу музыки обращались многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные. Музыка рассматривалась при этом с различных сторон. Музыку как «предмет логики» изучал А. Лосев, 5 определивший сущность ее как становление. На связь музыки с высшими целями человеческой жизни обращал внимание В. Соловьевмузыка как проявление идеи «трансцендентального субъекта» раскрыта А. В. Лукьяновыммузыку как вид бытия исследуют С. Борисова, А. Клюев, Ф. Селиванов. Музыку неоднократно анализировали в ее соотношении с другими видами искусства. Одно из интересных исследований в этой области, а именно соотношение музыки и пластики принадлежит О. Шпенглеру. Отмечая значительную роль пластических видов искусства в ренессансную эпоху, он отмечает музыкальность архитектурных сооружений и добавляет, что «вытеснение музыки» из искусства только кажущееся6.

Значительное влияние на исследование данной проблематики оказали такие философы, как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Плотин, Г. Гегель, И. Кант, И. Г. Фихте, Дильтей, Ясперс.

В исследовательской литературе поднимался вопрос о специфике музыкального бытия и звукообраза. Этой проблеме посвящены труды С. Борисовой, Н. Ворониной, Ф. Селиванова. Но проблема онтологической истинности музыки еще в должной мере не рассматривалась.

Решению данной проблемы, проблемы обоснования онтологической истинности музыки, во многом способствуют труды, в которых исследуется.

5 См.: Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

6 Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. С. 334. онтологическая концепция истины, правда, под разными углами зрения. Этоработы A.M. Коршунова, П. Л. Кулиша, М. А. Лифшица, В. В. Мантатова, Л. А. Микешиной, B.C. Хазиева. В корпус философских материалов, на которые опирается исследование онтологической истинности музыки, вошли также работы Ю. Ф. Абдрашитова, А. Р. Ахметова, А. Р. Гареева, М. И. Дреминой, P.P. Ильясова, A.M. Рудакова, Г. М. Юламановой, Е. В. Хазиевой, Р. А. Шарипова.

Анализ музыки и форм ее онтологической истинности затруднителен без рассмотрения произведений, в которых ставятся и решаются фундаментальные проблемы материи, сознания, природы и духа, языка, абсолюта и внутреннего мира человека, что связано с оперированием категориальными структурами, формированием и анализом философских конструктов. Это — труды А. Р. Абдуллина, Э. Д. Азроянц, К. З. Акопян, П. В. Алексеева, С. Ф. Анисимова,.

B.У. Бабушкина, В. А. Багинина, B.C. Библера, Н. К. Бородиной, У. С. Вильданова, Б. С. Галимова, B.C. Грехнева, В. Д. Губина, А. В. Гулыги, Р. И. Ирназарова, А. А. Какурина, А. Ф. Кудряшёва, М. С. Кунафина,.

A.Б. Курлова, В. А. Кутырева, В. А. Лекторского, М. К. Мамардашвили, Г. П. Меньчикова, В. И. Мурашова, Д. А. Нуриева, В. М. Петрова,.

C.М. Поздяевой, А. Н. Портнова, Г. М. Пурынычевой, Р. Ю. Рахматуллина,.

B.А. Ремезова, П. В. Симонова, Н. А. Сурковой, В. П. Тугаринова, В. Г. Федотовой, З. В. Фоминой, Т. В. Холостовои.

Проблема онтологичности искусства нашла разработку в трудах М. Хайдеггера, Р. Ингарденаей уделялось внимание в рамках феноменологии Э. Гуссерля и структурализма Р. Барта. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли С. С. Аверинцев, А. Потебня, Н. Дмитриева, Е. Волкова, М. С. Каган, Л. Карасев, А. С. Кармин, Ф. Мартынов, А. Муратов, B.C. Соловьев.

Специфика исследования определила опору на музыковедческие работы, связанные с проблемами музыкальной формы и ее восприятия, с динамикой формирования музыкальных жанров, а также с вопросами музыкальной семиотики. Эти проблемы нашли освещение в трудах Б. Асафьева.

В. Бобровского, JI. Мазеля, В. Медушевского, В. Цуккермана, В. Конен, JI. Шаймухаметовой. Большую помощь в исследовании оказали критические статьи Вл. Стасова, А. Серова, Р. Шумана, в которых неоднократно поднималась проблема истинности искусства. Заметным подспорьем стало изучение разнообразной мемуарной литературы выдающихся композиторов и исполнителей.

Таким образом, достигнутый уровень разработанности многоаспектной проблемы позволяет осуществить специальную попытку рассмотрения музыки именно в ее онтологическом аспекте, что и обусловило постановку основной проблемы исследования: в чем состоит онтологическая истинность музыки?

Объектом исследования выступает реальность музыкального бытия в ее действительности и возможности.

Предметом исследования является онтологический характер музыки и ее онтологическая истинность.

Цель диссертации заключается в исследовании проблемного поля обоснования онтологической истинности музыки и музыкального произведения как объективации духовных актов человека.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач диссертационного исследования, в котором, прежде всего, прослежены традиции онтологического осмысления духа музыки в истории философии, а также выявлены трансцендентный и трансцендентальный аспекты истинности музыкального произведения:

— определить место музыки в универсуме бытия, включая и бытие культурыобосновать правомерность выделения трансцендентного и трансцендентального подходов к рассмотрению онтологической истинности музыки;

— рассмотреть онтологическую истину как реализацию смысла музыкального произведения и на данной основе исследовать: а) диалектику субъективного и объективного в произведении искусстваб) истинность произведения искусства в контексте проблемы духовностив) проявление онтологической истинности в музыкальном произведении.

Теоретико-мировоззренческую базу настоящего исследования составили, в первую очередь, труды выдающихся отечественных философов дооктябрьского и послеоктябрьского периодов, а также представителей экзистенциализма, философской антропологии, трансцендентальной философии. Кроме того, автор отталкивался от рассмотрения отдельных эстетических проблем творчества Н. Паганини, связанных с трансцендентальным характером художественно-выразительных приемов исполнительского искусства и его онтологической истинностью.

Методологической основой диссертации выступает онтология как учение о бытии, о всеобщих значениях и определениях бытия, конкретно — о бытии музыки. Направляющей идеей исследования является мысль о том, что последнее основание музыки может быть охарактеризована категорией становления, которое есть диалектическое единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения, прерывности и непрерывности. Глубинный смысл музыки, ее сущность как таковая, раскрывается в ее потенциальной природе, позволяющей ей быть неиссякаемым источником творения новых форм бытия.

Автор исходил также из той идеи, что онтологическая истинность музыки проявляется в том, что она способна отразить универсалии, на которых строятся отношения человека с миром — логос, этос и эстезис.

Научная новизна диссертации определяется нетрадиционностью самой постановки проблемы — рассмотрения онтологической истинности музыки, анализа музыки через призму трансцендентального «Я» человека. В ходе проведенного исследования выдвинуты положения, отличающиеся элементами новизны:

1) Выявлено место музыки в универсуме, которое определяется тем, что она, благодаря имманентно присущей ей творческой природе выступает способом истинного человеческого бытия в его цельности.

2) Обнаружено, что онтологически истинной является та музыка, которая отвечает следующим критериям: истинная музыка представляет собой квинтэссенцию фундаментальных духовных ценностей бытияона отвечает высшим духовным потребностям личности и способствует формированию ее позитивных ценностных ориентациймузыка выступает как концентрация идеи, фокусирующей в себе спектр смыслов. В этом состоит источник жизнеспособности музыкального произведения и его творческой потенциимузыка должна обладать способностью к функционированию в обществе, что позволяет ей быть включенной в духовно-практическую деятельность социума и тем оказывать влияние на его духовность и ментальностьмузыка должна отвечать внутрилогическому критерию жанра, формы и т. д.

3) Обнаружен факт запаздывания экзистенции музыкального произведения по отношению к его идее и сущности. Он имеет место в том случае, если истинность произведения остается нераскрытой и оно оказывается невостребованным. Подтверждением онтологической истинности произведения выступает его дальнейшая «духовная жизнь» как некая личностно-надличностная реальность.

4) Выяснено, что онтологическая истинность музыки раскрывается через субъективную неповторимость исполнения музыкального произведения. Творческая личность в момент создания и исполнения произведения приобретает черты трансцендентального субъекта, выводящего его за пределы личного эмпирического опыта и приобщающего его к объективному духу человечества. Происходящая в результате актуализация экзистенции личности творца и слушателя позволяет им воспринимать музыкальный шедевр в форме личностного переживания общезначимой истины.

5) Обнаружено, что деятельность композитора и исполнителя в силу их специфики позволяет им, раскрывая потенции художественной идеи, становиться творцами новых форм духовного бытия.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в исследовании онтологической основы музыки и ее многослойной природы, что предполагает, в свою очередь, выявления источников духовного и культурного развития.

На основе полученных результатов открывается возможность разработки нового направления в исследовании музыки, а именно ее онтологической истинности. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы не только в чисто научных и культурно-просветительских целях, но и в плане личного самосовершенствования и расширения духовного бытия.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации, обсуждались на заседании кафедры философии Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, на кафедре философии, и методологии наук Башкирского государственного университета, на внутривузовских научных конференциях «Неделя науки» (2001, 2002, 2003, 2004 гг., Сибай: СИ БГУ), научных конференциях молодых ученых (2003, 2004 гг., Уфа: БГПУ), всероссийских конференциях в гг. Екатеринбурге и Магнитогорске. Данные диссертации использовались в курсах лекций и семинарских занятиях по философии, истории музыки, анализу форм музыкальных произведений.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 372 работы отечественных и зарубежных авторов. Общий объем диссертации составляет 176 страниц.

Таковы общие выводы проведенного нами исследования. К числу основных перспективных направлений дальнейших изысканий можно отнести анализ места трансцендентальной музыки в системе мироздания, а также исследование специфики музыкального бытия и роли в ней художника как трансцендентального субъекта. Эти проблемы, в свою очередь, тесно связаны с вопросом онтологической истинности музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Музыка относится к духовной ипостаси бытия. Понимание ее позволяет глубже постичь закономерности бытия. Музыка, являясь живым воплощением становления, объединяет в себе бытие и небытие. Неуловимость, зыбкость, текучесть музыки отражает вечную изменчивость самого бытия. Музыка для человека — это не только аспект становления, но и аспект бытия. Рассматривая музыку не только как музыкальное произведение со своими специфическими закономерностями, но и как звуковую форму космического и культурного универсума, мы полнее осознаем структуру Вселенной. Тесная взаимосвязь мира музыки и Вселенной проявляется и в обратной зависимости. Чем лучше мы представляем картину Вселенной во всем ее многообразии и богатстве, тем лучше понимаем сущность музыки.

Эта сущность, как нами выяснено, носит трансцендентальный характер. В великом искусстве мы обретаем себя, свободу, любовь. Она позволяет нам самоидентифицироваться и определить свое место в бытии. Воплощая в себе универсальные духовные ценности, музыка раскрывает свое трансцендентное начало. Само же рождение музыки, так же, как ее исполнение и постижение происходит через акт трансцендирования, преодоления эмпирического опыта личности и приобщения к объективному духу человечества. Музыка воплощает в себе одновременно деяние духа и продукт деяния духа.

Подлинная жизнь музыки — в ее звучании, которое выступает как реализация скрытой идеи, воплощающейся в конкретных смыслах. Неисчерпаемость идеи музыки наделяет ее творческой потенцией, стимулирующей духовную жизнь личности. Звучание музыки — это всегда рождение новых форм духовного бытия.

Музыка глубоко укоренена в самом бытии. Она стала символом гармоничности, соразмерности, высшего порядка, то есть мудрости. Материализация музыки в звуках, воплощение идеи через чувственно воспринимаемые образы, не лишают музыку ее духовной силы. Становление, являющееся последним основанием музыки, раскрывает гибкость и многозначность бытия, и его творческую формирующую силу.

Музыка, как никакая другая форма духовного бытия позволяет человеку заглянуть в глубины своего «Я», понять и ощутить свою «самость», раскрепостить ее и устремиться к свободе. Она — та потенция, которая свободно парит между силой бытия и силой небытия. Как видно, ее онтологическая «ниша» заключена в этом «междуширье» потенцией. Это позволяет определить музыку как своеобразный стабилизатор, регулирующий разнонаправленные тенденции.

Существование музыки возможно только благодаря творцу, заключающему в себе черты трансцендентального субъекта. Трансцендентальный деятель, преодолевая свой эмпирический опыт, устремляется к высотам духовности, чтобы затем, по возвращении обогатить свой дух, обнаруживая в нем глубокое родство между собой и Вселенной.

Погружение в глубины духа позволяет музыканту прикоснуться к сокровищнице объективного духа человечества. Высшее искусство ценно тем, что представляет собой не акт одинокого «Я», бесконечно занятого самим собой. Истинный художник постоянно занят другим и именно поэтому продуктивен. Даже в том случае, если нет зрителя или слушателя, художник не перестает быть художником, потому что его творчество всегда обращено к кому-то. Другое «Я» для него — это вечная «другость другого» (Э. Левинас).

Чтобы проявить свою онтологическую истинность, музыкальное произведение должно жить, обладать реальным звучанием, активно функционировать. Обнаружить истинность незвучащей музыки практически невозможно. Только активно функционируя в обществе, музыкальное произведение способно обнаружить свою истинную сущность и оказать влияние на духовность и ментальность социума. Истинное произведение искусства выявляет свою сущность и начинает самостоятельное существование, занимая определенную нишу в культуре. Истинность произведения искусства может проявиться не сразу. Многие шедевры требуют времени и значительных духовных усилий для того, чтобы выявился их глубинный смысл. Экзистенция как бы отрывается от идеи во времени для того, чтобы полнее раскрыть все ее грани, всю ее многослойную природу. Музыка есть энергия идеи, через которую она реализуется. Благодаря этому можно сказать, что музыка — это олицетворение вечной жизни, вечного обновления. Духовная природа музыки, запрятанная в ее звуковой материальности, является преобладающим началом, формирующим ее.

Подтверждение онтологической истинности произведения является ее дальнейшая духовная жизнь. Произведение, отличающееся высокой духовностью, как правило, обладает богатой идеей, практически неисчерпаемой во времени. Каждое поколение человечества находит свои смыслы в этой идее, благодаря чему произведение остается востребованным. Оно живет, формирует позитивные ценностные ориентации личности, тем самым оказывая благотворное влияние на духовность и ментальность общества. У подобного произведения есть прошлое, настоящее и будущее. Его непреходящее значение именно в том, что оно оказывается современным во все времена.

Музыка дает энергию и силу жизни, но ее трансцендентальный характер противится ее активному вмешательству в дела земные.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998.
  2. Ю.Ф. Абсолют и истинность бытия. Авт — т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2000. 20 с.
  3. М.Г. Адекватность отражения как проблема теории истины // Вопросы философии, 1987, № 6
  4. А.Р. Онтологическое мышление: виды и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2002.
  5. Г. В.А.Моцарт. В 2 кн. Кн. 1. — М.: Ренессанс, 1991.
  6. С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975.
  7. Т. Введение в социологию музыки. М., 1973.
  8. И.А. Интуиция как антропологическая характеристика // Современная парадигма человека: Межвуз. научн. сб. Саратов, 2000. -С.96−98.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  10. Античная музыкальная эстетика. Вст. очерк и сост. текстов А. Ф. Лосева. — М., 1960.
  11. М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып.6. М., 1987.
  12. Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Краткий историко-теоретический очерк: классика и современность). М.: ВЛАДОС, 2001.-67 с.
  13. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1975. — С.63−369.
  14. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1976. — T.l. — С.550- - Т.2.1978. С.687- — Т.З. 1981.-С.613--Т.4. 1984.-С.830.
  15. .В. Русская музыка XIX и начала XX века. JL, 1979.
  16. .В. Книга о Стравинском. Д., 1977.
  17. .В. Мазурки Шопена // Венок Шопену: Сб.ст. М.: Музыка, 1989.-С.114−129.
  18. .В. Музыкальная форма как процесс. JL, 1971.
  19. .В. Симфонические этюды. JL, 1970.
  20. В.Ф. Платон философ-художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. — М., 1965.
  21. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989
  22. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. — 463 с.
  23. JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989.-270 с.
  24. Д.И. Аксиологический аспект онтологической истинности художественного произведения. // Вопросы гуманитарных наук, 2004. № 5.
  25. Д. И. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность музыки // Бытие человека: Сб.ст. / Под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — С.58−62.
  26. Д.И. Произведение искусства как феномен духовности. // Вопросы гуманитарных наук, 2004. № 5.
  27. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. — 527 с.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
  29. А. Творческая эволюция. М., 1998.
  30. Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика. 1994. — С.364−462.
  31. Г. Мемуары. М., 1962.
  32. Библия (Ветхий и Новый Завет). М., 1956.
  33. С. Обаяние импровизации (традиции и современная советская музыка) // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып.5. / Сост. С. С. Зив М.: Сов. композитор, 1984. -С.134−150.
  34. Д. К пониманию пианистом авторского текста // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. Вып. 3. / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М.: Музыка, 1973. — С. 188−216.
  35. Д. Комментарии редактора, исполнителя, педагога // Музыкальное исполнительство: Сб.ст. Вып. 7. / Сост. и общ. ред. Г. Я. Эдельмана. М.: Музыка 1972.- С.93−141.
  36. А.Г. Философия музыки // Философия и будущее цивилизации. В 5 Т.: Т.4 М.: Современные тетради, 2005.
  37. В.Н. О новой метафизике // Бытие человека: Сб. ст. / Под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. -С.38−48.
  38. А. Греческая цивилизация: В 2 кн. — Ростов-н-Д.: «Феникс», 1994. -Кн.1. — 448 е.- Кн.2.-448с.
  39. М.Ш. Введение в музыкознание. М.:ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
  40. Ю.Б. Эстетика. В 2 т. Смоленск: Русич, 1997. — Т.1. — 576 с- - Т.2. -640 с.
  41. С. Л. Селиванов Ф.А. Специфика музыкального бытия // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В. 4 т.: т.1. ч.2. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. С.75−76.
  42. Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: ВолгГАСА, 1999.- 129 с.
  43. Н.К., Христенко М. А. Духовность: пространство метафизического беспокойства // Человеческая революция в России: стратегии телесности и духовности. Саратов, 2003. — С. 113−21.
  44. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М., 1995.
  45. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Круглыйстол: «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−9.
  46. В.Р. Восхождение к прекрасному. Д.: Лениздат, 1979. — 176 с.
  47. С.Н. Свет вечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
  48. В.В. Византийская эстетика. М., 1977.
  49. Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1950.
  50. И.Ф. А.Н. Скрябин. М., 1987.
  51. И.Ф. Облик Шопена правда и вымысел // Венок Шопену: Сб. ст. -М.: Музыка, 1984. — С.33−62.
  52. Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. М., 1993.
  53. Р. Статьи и материалы. М., 1974.
  54. Э.С. Дух: (стержень спирали, кн. 2.). М.: Ключ, 1997.
  55. М.В. Данте // Данте, Боккаччо, Бомарше, Беранже, Золя. СПб.: ЛИО Редактор, 1994.
  56. А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
  57. Н.И. Проблема звукообраза сквозь призму эпистолярных циклов Н.В.Станкевича // Первый Российский философский конгресс. В.7 т.: Т.4. СПб., 1997. — С.26−28.
  58. Воспоминания о П. И. Чайковском. Л., 1980.
  59. Воспоминания о С. В. Рахманинове. В 2 т. М., 1974.
  60. Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  61. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  62. Г. Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
  63. П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века
  64. Серия «Философия на пороге третьего тысячелетия») М.: Республика, 1997.-495 с.
  65. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология М. Вебера. М, 1998.
  66. Д. Фридрих Ницше. Ростов — н /Д.: «Феникс», 1998. — 384 с.
  67. .С. Онтологическое и гносеологическое содержание понятий обновления и преемственности // Ядкяр. 1997. — № 2. — С.44−48.
  68. .С., Васильева И. Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа: Препринт: Изд-е Баш ГУ, 2001.- 54 с.
  69. Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера три мира. — М., 1986.
  70. Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха // Н. А. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. М., 1980.
  71. А.Р., Хазиева Е. В. О единстве гносеологической и онтологической истин // Бытие человека: Сб. ст. / Под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002, С.63−68.
  72. Г. Работы разных лет: В 2-х т. Т.2. М., 1971.
  73. Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974.
  74. Г. Эстетика: В 4-х т. М., 1970.
  75. Т. Из истории basso ostinato XVII—XVIII вв.еков (Монтеверди, Перселл. Бах и другие) // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. Вып. 3 / Ред. сост. В.Протопопов. М.: Музыка, 1997. — С. 123−155.
  76. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII в: Встреча двух эпох. -М., 1994.
  77. Н.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1990.
  78. В.В. Мысли о Ф.Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. Вып.З. / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. -М.: Музыка, 1973. С.178−187.
  79. В.В. Шопен. Загадка сфинкса // Музыкальная жизнь. 1999.
  80. С. Русские портреты. М., 1978.
  81. А.В. Шеллинг. М., 1982.
  82. А.Я. Критерии средневековой культуры. М., 1972.
  83. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. — 367 с.
  84. Р. Страсти души: Сочинения. М., 1989.
  85. Э. Встречи с Шостаковичем // Музыкальная академия. 1994. -№ 3.
  86. Ф.М. Поли. собр. соч. В 20 т. JL, 1973. -Т.5.
  87. М. Пассивны и мессы И.С.Баха. Л.: Музыка, 1976.- 168 с.
  88. М. Австрийский экспрессионизм // Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. композитор, 1973. -С.128−175.
  89. М. История зарубежной музыки: Уч. пособие. Вып. 4. Вторая половина XIX века. М.: Музыка, 1980. — 528 с.
  90. М. На переломе столетий // Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. композитор, 1973. -С.7−30.
  91. Духовность как реализация личностного смысла бытия // Школа духовности. 2000. — № 2. — С.9−12.
  92. Духовность России: традиции и современное состояние. СПб., 1994.
  93. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−40.
  94. Н.И. Русская музыка конца XIX начала XX века. — М.: РОСМЭН, 2002.- 108 с.
  95. В.В. Мир художественной культуры. М.: Мысль, 1987. — 237 с.
  96. Зак В. Общительный характер популярной интонации // Музыкальный современник: Сб.ст. Вып. 6.-М.: Сов. композитор, 1980.-С. 281−301.
  97. JI.A. Художественного сознание. Свердловск: Изд — во Урал, ун -та, 1998.-212 с.
  98. О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII в. — М.: Музыка, 1983.
  99. К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева. // Вопросы философии, 1999, № 9.
  100. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд — во Свято-Владимирского Братства. 1993.
  101. Зись А. Я В поисках художественного смысла: Избранные работы. М.: Искусство, 1991.-348 с.
  102. А.Я. Конфронтация в эстетике. М.: Искусство, 1980. — 239 с.
  103. А.Я. Философское мышление и художественного творчество. М.: Искусство, 1987. — 252 с.
  104. Д. Этос и аффект. М., 1977.
  105. Иванов-Борецкий М. В. Программная музыка // М.В. Иванов-Борецкий: Ст. и исследования. Воспоминания о нем. М.: Сов. композитор, 1972. — С.47−65.
  106. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
  107. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.
  108. И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. Кн. И. М., 1996.
  109. И. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
  110. Искусство в мире духовной культуры. Киев, 1985.
  111. Искусство и образование во втором тысячелетии (теория, практика, педагогические позиции): Материалы конференции. Оренбург: Изд — во Оренбургск. гос. ин — та искусств, 2001. — 142 с.
  112. Искусство и религия: История и современность. СПб. 1996.
  113. История русской музыки: В 10 т.: Т.З. М., 1985.
  114. М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии.-1985.- № 9. С.91−102.
  115. С.В. Бог и человек: диалектика события в контексте философских идей А. А. Ухтомского. // Философские науки, 2002. № 3.
  116. А.Я. К вопросу об онтологических основаниях духовности // XXI век: Россия и Запад в поисках духовности: сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза, 2003. — С.29−31.
  117. А.Я. Онтологическая истинности духовности: феномен и сущность. Уфа: Рио БашГу, 2003. — 172 с.
  118. А.Я., Бахтизина Д. И. Функционирование музыкального произведения как реализация его свойства онтологической истины //
  119. Труды Сибайского института БашГУ: Сб. ст. Сибай: Изд-во СИ БГУ, 2002.
  120. В. О духовном в искусстве // Творчество. 1988. — № 2, № 8, № 10.
  121. И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1964−68.
  122. Ю.В., Левашева О. Е. История русской музыки. Вып. 1. С древнейших времен до середины XIX в. / Общ. ред. А. И. Кандинского -М., 1990.
  123. А.И. Личность и творческий процесс Бетховена как социокультурный феномен // Искусство и социокультурный контекст: Сб. ст.-Л., 1986.
  124. А.С. О месте музыки в структуре бытия // Первый Российский философский конгресс. В.7 т.: Т.VI. СПб., 1997. — С.67−68.
  125. Г. М. К вопросу о русской исполнительской традиции//Коган Г. М. Избр. статьи. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1985. — С.64−70.
  126. Г. М. О восприятии и воздействии // Коган Г. М. Избр. статьи Вып. 3. -М.: Сов. композитор, 1985. С.163−164.
  127. Г. М. Парадоксы об исполнительстве // Коган Г. М. Избр. статьи. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1985. — С.29−53.
  128. М.С. Морфология искусства. Л., 1972.
  129. М.С. Философия культуры. СПб, 1996.
  130. Кон Ю. Г. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб., 1994. — С.6−94.
  131. В. Дж. Театр и симфония. М., 1968.
  132. В.Дж. История зарубежной музыки. Первая половина XIX века: Уч. пособие. Вып. 3. -М.: Музыка, 1989. 544 с.
  133. В.Дж. Монтеверди. М.: Сов. композитор. 1971. — 322 с.
  134. В.Дж. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1990. — 320 с.
  135. Конфуций. Уроки мудрости. М. — Харьков: «ЭКСМО» — «ФОЛИО», 2003.
  136. Л.В. Метафизика всеединства в русском музыкальномавангарде 1910-х годов: «русской духовный ренессанс» и «новое звукосозерцание» // Вопросы истории культуры. Екатеринбург. 1997.
  137. A.M. Познание и деятельность. М., 1984.
  138. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
  139. И.В. Русская духовная музыка: В 2 кн. Кн.1 — М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с.
  140. О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспент Пресс, 2001. — 447 с.
  141. Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения к музыке // Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. Вып. 3. / Ред. сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978. — С.59−77.
  142. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. — № 12. -С.41−52.
  143. Т.А. Театральность и музыка. М., 1984.
  144. С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.
  145. И. О взаимодействие двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы: Сб.ст. Вып. 3. / Ред. — сост. Вл.Протопопов. — М.: Музыка, 1977. -С.254−269.
  146. . Предисловие к партитуре П.Хинделита «Гармония мира». М., 1968.
  147. .В. История зарубежной музыки: Уч. пособие. Вып. 2. — М.: Музыка, 1980.-277 с.
  148. С. Свобода и ответственность. М.: Посев, 2003.
  149. Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.
  150. К.А. Музыка и цвет. М., 1961.
  151. Летопись жизни и творчества. А. Н. Скрябина / Сост. М. Н. Прянишникова, О. М. Томпакова. М., 1985.
  152. Т.Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств. М., 1977.
  153. М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. — № 10. -С.120−145.
  154. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 1997.
  155. В. Нот не должно быть // Музыкальная академия. 1996. — №. 1
  156. М. Западносибирское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
  157. А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  158. А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь.-М., 1982.
  159. А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М.: Искусство, 1988.-448 с.
  160. А.Ф. К вопросу о применении теории отражения // Вопросы философии. 1998. — № 8.
  161. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
  162. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  163. Ю.М. Структура поэтического текста.-М., 1970.
  164. А.В. Духовность, предвидение, духовность. Уфа, 1993. -108 с.
  165. А.В. И.Г.Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. -№ 6. — С.81−89.
  166. А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд-е
  167. Башкирского ун-та, 2001. 226 с.
  168. А.В. Мысли о культуре и философии России // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева (1874−1948). Уфа: Издание БашГУ, 1998.
  169. А.В. Проблема духовного «Я» в философии И. Г. Фихте. Уфа: Изд — е БашГУ, 1993 — 190 с.
  170. Л.А. Роль секстовости в лирической мелодике // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. — С.55−79.
  171. Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1986.
  172. Г. Письма. Воспоминания. М., 1968.
  173. В.В. Конфуций. -М.: Мол. гвардия, 1992. 336 с.
  174. С.А. Музыкально-эстетические воззрения Вагнера // Маркус С. А. История музыкальной эстетики. В 2 т. М., 1967.
  175. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки: Сб. ст. -М., 1980.
  176. В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. — № 7.
  177. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.
  178. В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып. 5 / Сост. С. С. Зив. М.: Сов. композитор, 1984.- С.5−17.
  179. В.В. Мысли о православной психологии музыки // Альманах музыкальной психологии. М., 1994.
  180. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
  181. Я.И. Генрих Нейгауз // Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1998. — С.207−239.
  182. Я.И. Ф. Лист. Т. 1−2. -М., 1971
  183. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М: Советская энциклопедия, 1991.
  184. Музыка XX века: Очерки. 4.1. Кн.1. — М., 1976.
  185. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. текстов и вст. статья В. П. Шестакова. М., 1966.
  186. Музыкальный мир Свиридова. Статьи, исследования. Сост А. Белоненко. -М., 1989.
  187. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  188. Е.В. Звуковой мир музыки, — М., 1988.
  189. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
  190. Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 2. / Сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. — С.59−98.
  191. Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. — Вып.З. / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1978. — С.3−12.
  192. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1988−240 с.
  193. Немецкая классическая философия: В 2 т.: Т.1. М. — Харьков: Эксмо1. Пресс-Фомо, 2000. 784 с.
  194. И. Из истории русского музыкального авангарда. Михаил Матюшин. «Победа над солнцем» // Советская музыка. 1991. — № 3.
  195. Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб, 1989.
  196. Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
  197. Новалис. Гимны к ночи. / Пер. с нем. -М.: Энигма, 1996. 192 с.
  198. Л.И. Художник и общество. Л., 1972. — 32 с.
  199. В. Символика музыки И.С.Баха. Тамбов, 1993.
  200. JI. Композитор исполнитель // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. — Вып.З. / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. — М.: Музыка, 1973. — С. 138−141.
  201. В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. -Калининград, 1994.
  202. А.А. Теория отражение и искусство. М.: Искусство, 1978.-133 с.
  203. А.А. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. М.: Искусство, 1972. 120 с.
  204. А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978.-64 с.
  205. Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии, № 2, 1989. С.51−62.
  206. А. О музыкальном искусстве. Л., 1979.
  207. Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып. 4. / Сост. С. С. Зив. — М.: Сов. композитор. -1983. — С.272−303.
  208. Т. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13 / Отв. Ред. Л. Н. Раабен. — М.: Музыка, 1974. — С.32−57.
  209. Е.М. Лекции по истории русской музыки. М., 1977.
  210. К.С. Воздействие искусства на человека. Минск: Наука и техника, 1969. — 275 с.
  211. Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 3 / Ред. сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978. -С.124−144.
  212. В.А. Внутренний мир личности и искусства: К определению сущности природы искусства. Свердловск: Изд — во Урал, ун — та, 1990. -209 с.
  213. Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993.
  214. И.А. Музыка в системе мировоздания (эстетический подход к проблеме) // Первый Российский философский конгресс. В 7 т.: Т.VI. -СПб., 1997. — С.130−132.
  215. Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» // Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха: Сб. ст. М., 1990.
  216. В.И. Музыкальная психология М.: Владос, 2000. — 176с.
  217. Платон. Парменид. // Соч.: В 4 т М.: Мысль, 1994. — Т.2. — 509 с.
  218. Платон. Собр. соч. в 4 х т.: T.l. -М.: Мысль, 1990. — 860 с.
  219. Платон. Собр. соч. в 4 х т.: Т.2. — М.: Мысль, 1993. — 528 с.
  220. Платон. Собр. соч. в 4 х т.: Т.З. — М.: Мысль, 1994. — 654 с.
  221. Платон. Филеб // Платон. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994. — Т.З. -С.7−78.
  222. Т.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. — 325 с.
  223. А. Слово и миф. М., 1989
  224. Г. А. Эстетика как человекознание // Первый Российский философский конгресс.-В 7-ми т.: Т.6. СПб., 1997. С. 134−137.
  225. Проблема духовной культуры: Сб. ст. — Свердловск, 1974.
  226. Проблемы музыкального стиля И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. М., 1985.
  227. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М.: Искусство, 1991. — 116 с.
  228. С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. — М., 1961.
  229. Дж. Письма. Д., 1971.
  230. Раабен J1. О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов -СПб., 1998.
  231. JI.A. История русской музыки: от Древней Руси до «Среднего века». М.: Владос, 2001.
  232. JI.A. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.
  233. С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Вып. 7. / Сост. и. общ. ред. Г. Я. Эдельмана. — М.: Музыка, 19. — С.3−46.
  234. С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Сб. ст. Вып. 2. / Сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. -С.17−58.
  235. С. Художественное представление и художественный образ'// Эстетические очерки. Вып. 3. — М.: Музыка, 1973. — С.45−94.
  236. С.Х. Творить мир по законам красоты. М.: Советский композитор, 1962. — 133 с.
  237. А. Шаляпин и русские художники. М., 1963.
  238. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», СПб, 1997. -880 с.
  239. В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. 1997,-№ 2.-С.158−161.
  240. Ренесанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
  241. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980.
  242. А. Музыкальная эстетика России XI—XVIII вв.. М., 1973.
  243. Е.В. «Виртуальный мир» художественного произведения // Человек Философия — Гуманизм. Первый Российский философский конгресс. В.7 т.: Т. 6. — СПб., 1997. — С. 140 — 143.
  244. К.К. История зарубежной музыки: Уч. пособие. Вып. 1. До середины XVIII в. — М.: Музыка, 1979. — 543 с.
  245. М.И. Основы музыкального анализа. — М.: Владос, 2001 -112 с.
  246. Р. Музыканты наших дней М., 1984.
  247. Р. Музыкально-исторические наследие. Пер. с фр. -М., 1987.
  248. JI. Музыкальное искусство и православие. JI., 1989.
  249. Н.Н. Символ в искусстве и жизни: Философские размышления. -М.: Наука, 1991.-174 с.
  250. В.В. А.Н.Скрябин.-М., 1989.
  251. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. и научн. ред. Л. А Серебрякова. Челябинск: Урал Л.Т.Д. -2001.-502 с.
  252. М. Мейерхольд и музыка // Музыкальный современник / Сост. С. С. Зив. Вып. 4.-М.: Сов. композитор. — 1983. — С.142−157.
  253. С. Портрет художника в зрелости // Советская музыка. 1981. -№ 9.
  254. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  255. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1990.
  256. В.И. Истина, добро, красота // Философские науки. 1988. — № 1
  257. В.И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художественная правда» // Философские науки. 1984. -№ 4. -С.61−62.
  258. О. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 3. / Ред. сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978.
  259. Г. С. Человек и художественная картина мира в контексте западноевропейской культуры XVIII века // Вопросы гуманитарных наук. -2004. № 5.
  260. JI.A. Образы бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. М., 1991.
  261. JI.A. О сакральном символизме «Всенощной С.В. Рахманинова И Келдышевский сборник. М., 1999.
  262. Н. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13, 1974. -С.58−78.
  263. В. Основные компоненты музыкальной системы // Вопросы теории музыки: Сб. ст. Вып. 3. / Ред. сост. Т.Мюллер. М.: Музыка, 1975. — С.10−40.
  264. А.Н. Статьи о музыке. Вып. 1. — М., 1985. — 346 с.
  265. Н. Мир не явлений, но сущности // Музыкальная академия. -2000.-№ 4.
  266. Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия.-М., 1984.
  267. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. — № 5 -С. 21−38.
  268. Советские пианисты о Шопене // Венок Шопену: Сб. ст. М.: Музыка, 1989. -С.235−256.
  269. Ю.В. Онтологический статус музыкального произведения // Философия и будущее цивилизации. В 5 Т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005.
  270. И. Музыкально-исторические этюды. М., 1956.
  271. Вл. С. Философские начала цельного знания // Соловьев Соч.: В 2 т. М., 1988.-Т.2.
  272. А. Основы философии. М., 1988.
  273. А. Философия. Учебник. М.: Гардарики, 2000.
  274. В.В. Искусство XIX в. Музыка // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5Б — М.: Музыка, 1980. — С.9−105.
  275. В.В. О роли фортепиано в музыке и о Листе // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5 Б. — М.: Музыка, 1980 — С. 106−174.
  276. В.В. О церковных певцах и церковных ладах Древней Руси до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5Б. — М.: Музыка, 1980.-С. 175−240.
  277. Сто великих музыкантов / Автор сост. Д. К. Самин. — М.: Вече, 2002. -480 с.
  278. И. Диалоги. Л., 1971.
  279. И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
  280. И.Ф. Статьи воспоминания / Ред. сост. Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина. М., 1985.
  281. В.И. Духовность и творчество // Человек как филососфская проблема: Восток Запад. — М., 1991. — С.197−209.
  282. Н.А. «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации: Монография / Изд-е Башкирского государственного университета. Уфа, 2003. — 232 с.
  283. С.И. Дневники.- Кн.1−3.-М., 1981−85.
  284. Р.А. Музыка и культура. М., 1985.
  285. Г. Малер: художник и эпоха // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13. / Отв. ред. Л. Н. Раабен. — М.: Музыка, 1971. -С.215−238.
  286. . Мы слишком мало думаем о космосе // Советская музыка. -1980.-№ 2.
  287. Р. Мир Леонардо. М.: Терра, 1997.
  288. Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1981.
  289. В.Т. Душевное и духовное. // Философские науки. 1988. -№ 7. — С.50−58.
  290. Г. Французская музыка первой половины XX века. JI., 1983.
  291. Философия: Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. Ростов-н-Дону: «Феникс», 2001.-416 с.
  292. Философия: Курс лекций под ред. проф. В.Калашникова. М.: Владос, 2003.
  293. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ. Изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003. — 575 с.
  294. И.Г. Избранное. М.: Мысль, 1987.
  295. И.Г. Назначение человека // Фихте И. Г. Соч. в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. — Т.2. — С.65−224.
  296. И.Г. О достоинтсве человека // Немецкая классическая философия. М.- Харьков, 2000.
  297. И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801гг. Изд-е подг. П. П. Гайденко. -М.: Ладомир, 1995. 655 с.
  298. И.Г. Факты сознания // Фихте И. Г. Сочинения в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. -Т.2. — С.619−769.
  299. К. История новой философии. Фихте. Его жизнь, сочинения и учения.-СПб, 1909.
  300. П.А. Итоги // Эстетические ценности в системе культуры. -М., 1986.
  301. П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А. Избр. труды по искусству. М., 1996.
  302. П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996.
  303. В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа. Введение в проблему // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. — Вып. 2. / Сост.
  304. Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1973. -С.99−134.
  305. И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М., 1974.
  306. А. Жизнь форм. М., 1995.
  307. А. Россини. М., 1987. — 352 с.
  308. C.JT. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  309. B.C. Роса истины. Уфа: Башгоспединститут, 1998. — 90 с.
  310. B.C., Канапацкий А. Я. Онтологическая и гносеологическая истинность духовных явлений как основание бытия человека // Труды СИ БГУ: Сб. ст. Сибай: Изд-во СИ БГУ, 2001. — С. 94−97.
  311. B.C., Латипов А. Д. Онтологическая и гносеологическая истинность мира, человека и его души (экскурс по страницам истории философии). Уфа: БашГПУ, 1999.
  312. М. О сущности истины // Вопросы философии. 1989. — № 4.
  313. М. О сущности истины // Философские науки. 1989. — № 6
  314. М. Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993.
  315. М. Разговоры на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991.
  316. ХиндемитП. Мир композитора//Советская музыка. 1963.-№ 5.
  317. В. Альфред Шнитке и мир Томаса Манна // Музыкальная жизнь. 1992.- С.11−12.
  318. В. Музыкальный ритм. М., 1980.
  319. В. Николай Бердяев и София Губайдуллина: в той же части Вселенной //Советская музыка. 1991.- № 10.
  320. В., Чигарева Е. А. Шнитке. М., 1990.
  321. Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. В 3-х ч. Ч.З.-М.: Владос, 1997.
  322. В. Тихий свет в сумерках конца века: О сочинениях 90-х годов // Музыкальная академия. 1994. — № 3.
  323. В. Под критическим углом зрения // Музыкальныйсовременник / Сост. С. С. Зив. — Вып. 4. М.: Советский композитор. — 1983. — С.304−327.
  324. Г. М. Исполнитель и техника М.: АСАДЕМА, 1999. — 192 с.
  325. Г. М. 15 бесед с Евгением Светлановым. М., 1995.
  326. Чайковский об искусстве. — Ижевск, 1989.
  327. А.Н. Курс лекций по древней философии: Уч. пос. для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. шк., 1981. — 374 с.
  328. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991.
  329. Т.В. Музыка в истории культуры. М., 1994.
  330. JT.B. Место и роль музыки в системе церковного богослужения эпохи средневековья // Философия и будущее цивилизации. В 5 Т.: т. 4. — М.: Современные тетради, 2005.
  331. JT.H. Некоторые возможности семантического метода в музыкальном анализе // Методология теоретического музыкознания. Анализ. Крика: Сб.ст. Вып.9. /ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. С.83−102.
  332. JI.H. Семантический анализ музыкальной темы. М., 1998.-265 с.
  333. Н. Об эстетических взглядах Шенберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 2. М., 1973.
  334. А. Иоганн Себастьян Бах.-М., 1965.
  335. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
  336. М. Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.
  337. М. Положение Человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  338. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1987. — 639 с.
  339. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. — 608 с.
  340. Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения. Т.1. — СПб.: Наука, 2000. -699с.
  341. М. Избранные произведения. М: Гнозис, 1994.
  342. В.П. От этоса к аффекту. М., 1975.
  343. В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.
  344. Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М., 1983.
  345. Ф. Письма. М., 1989.
  346. А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — С. 189−370.
  347. Шостакович о времени и о себе. М., 1980.
  348. О. Закат Европы. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998
  349. JI. Силуэты композиторов XX века. JL, 1975.
  350. Г. Единство научных и вненаучных форм познания // Бытие человека. Уфа. 2002.
  351. Юм Д. Исследование о человеческом развитии. М.: Прогресс, 1995.
  352. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.
  353. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.-Киев: ЗАО «Совершенство», 1997.
  354. . Избранные труды: В 2 т. М., 1987. — Т.2.
  355. Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.
  356. Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2000. — 464с.
  357. Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.
  358. И.М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Гос. музык. изд-во, 1961. — 379 с.
  359. Р.Г., Серебрянников В. В. Возрождение духовности // Россия накануне 21 века.-М., 1995. С.140−146.
  360. Buch A. Nicolai Hartmann. Bonn, 1982.
  361. Ayer A. Philosophy in the Twentieth Century. L, 1982
  362. Knapp G. W. Handel’s operas, 1704−1726. Oxford, 1987.
  363. Marggraf W. F. List in Weimar. Weimar, 1985.
  364. Meyer K. D. Schosta Ко witch. Leipzig, 1980.
  365. Monteverdi С. Orfeo. Cambridge, 1986.
  366. Rosen Ch. The classical style. Haydn, Mozart, Beethoven. N.Y., 1972.
  367. Turner S. H. Weber and the Dispute over Reason and Value. L, 1984.
Заполнить форму текущей работой