Истинность музыки: Онтологический аспект
Диссертация
Чтобы проявить свою онтологическую истинность, музыкальное произведение должно жить, обладать реальным звучанием, активно функционировать. Обнаружить истинность незвучащей музыки практически невозможно. Только активно функционируя в обществе, музыкальное произведение способно обнаружить свою истинную сущность и оказать влияние на духовность и ментальность социума. Истинное произведение искусства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСТИННОСТЬ МУЗЫКИ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ
- 1. 1. Музыка и проблема ее укорененности в бытии (на материале ретроспективного анализа взглядов древних мыслителей)
- 1. 2. Трансцендентный и трансцендентальный аспекты истинности музыки в культуре Средневековья и Возрождения
- 1. 3. Соотношение музыки и истинности искусства
- ГЛАВА II. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО ИСТИННЫЙ СМЫСЛ
- 2. 1. Диалектика объективного и субъективного в музыкальном произведении
- 2. 2. Истинный смысл музыкального произведения в контексте проблемы духовности
- 2. 3. Проявление онтологической истинности в музыкальном произведении
Список литературы
- Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998.
- Абдрашитов Ю.Ф. Абсолют и истинность бытия. Авт — т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2000. 20 с.
- Абдулаев М.Г. Адекватность отражения как проблема теории истины // Вопросы философии, 1987, № 6
- Абдуллин А.Р. Онтологическое мышление: виды и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2002.
- Аберт Г. В.А.Моцарт. В 2 кн. Кн. 1. — М.: Ренессанс, 1991.
- Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975.
- Адорно Т. Введение в социологию музыки. М., 1973.
- Аксенова И.А. Интуиция как антропологическая характеристика // Современная парадигма человека: Межвуз. научн. сб. Саратов, 2000. -С.96−98.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
- Античная музыкальная эстетика. Вст. очерк и сост. текстов А. Ф. Лосева. — М., 1960.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып.6. М., 1987.
- Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Краткий историко-теоретический очерк: классика и современность). М.: ВЛАДОС, 2001.-67 с.
- Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1975. — С.63−369.
- Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1976. — T.l. — С.550- - Т.2.1978. С.687- — Т.З. 1981.-С.613--Т.4. 1984.-С.830.
- Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. JL, 1979.
- Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Д., 1977.
- Асафьев Б.В. Мазурки Шопена // Венок Шопену: Сб.ст. М.: Музыка, 1989.-С.114−129.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL, 1971.
- Асафьев Б.В. Симфонические этюды. JL, 1970.
- Асмус В.Ф. Платон философ-художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. — М., 1965.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. — 463 с.
- Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989.-270 с.
- Бахтизина Д.И. Аксиологический аспект онтологической истинности художественного произведения. // Вопросы гуманитарных наук, 2004. № 5.
- Бахтизина Д. И. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность музыки // Бытие человека: Сб.ст. / Под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — С.58−62.
- Бахтизина Д.И. Произведение искусства как феномен духовности. // Вопросы гуманитарных наук, 2004. № 5.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. — 527 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
- Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика. 1994. — С.364−462.
- Берлиоз Г. Мемуары. М., 1962.
- Библия (Ветхий и Новый Завет). М., 1956.
- Бирюков С. Обаяние импровизации (традиции и современная советская музыка) // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып.5. / Сост. С. С. Зив М.: Сов. композитор, 1984. -С.134−150.
- Благой Д. К пониманию пианистом авторского текста // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. Вып. 3. / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М.: Музыка, 1973. — С. 188−216.
- Благой Д. Комментарии редактора, исполнителя, педагога // Музыкальное исполнительство: Сб.ст. Вып. 7. / Сост. и общ. ред. Г. Я. Эдельмана. М.: Музыка 1972.- С.93−141.
- Богомолов А.Г. Философия музыки // Философия и будущее цивилизации. В 5 Т.: Т.4 М.: Современные тетради, 2005.
- Бондаренко В.Н. О новой метафизике // Бытие человека: Сб. ст. / Под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. -С.38−48.
- Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 кн. — Ростов-н-Д.: «Феникс», 1994. -Кн.1. — 448 е.- Кн.2.-448с.
- Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.:ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 т. Смоленск: Русич, 1997. — Т.1. — 576 с- - Т.2. -640 с.
- Борисова С. Л. Селиванов Ф.А. Специфика музыкального бытия // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. В. 4 т.: т.1. ч.2. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. С.75−76.
- Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: ВолгГАСА, 1999.- 129 с.
- Бородина Н.К., Христенко М. А. Духовность: пространство метафизического беспокойства // Человеческая революция в России: стратегии телесности и духовности. Саратов, 2003. — С. 113−21.
- Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М., 1995.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Круглыйстол: «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−9.
- Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. Д.: Лениздат, 1979. — 176 с.
- Булгаков С.Н. Свет вечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
- Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.
- Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1950.
- Бэлза И.Ф. А.Н. Скрябин. М., 1987.
- Бэлза И.Ф. Облик Шопена правда и вымысел // Венок Шопену: Сб. ст. -М.: Музыка, 1984. — С.33−62.
- Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. М., 1993.
- Вагнер Р. Статьи и материалы. М., 1974.
- Ванштейн Э.С. Дух: (стержень спирали, кн. 2.). М.: Ключ, 1997.
- Ватсон М.В. Данте // Данте, Боккаччо, Бомарше, Беранже, Золя. СПб.: ЛИО Редактор, 1994.
- Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
- Воронина Н.И. Проблема звукообраза сквозь призму эпистолярных циклов Н.В.Станкевича // Первый Российский философский конгресс. В.7 т.: Т.4. СПб., 1997. — С.26−28.
- Воспоминания о П. И. Чайковском. Л., 1980.
- Воспоминания о С. В. Рахманинове. В 2 т. М., 1974.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Гадамер Г. Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века
- Серия «Философия на пороге третьего тысячелетия») М.: Республика, 1997.-495 с.
- Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология М. Вебера. М, 1998.
- Галеви Д. Фридрих Ницше. Ростов — н /Д.: «Феникс», 1998. — 384 с.
- Галимов Б.С. Онтологическое и гносеологическое содержание понятий обновления и преемственности // Ядкяр. 1997. — № 2. — С.44−48.
- Галимов Б.С., Васильева И. Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа: Препринт: Изд-е Баш ГУ, 2001.- 54 с.
- Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера три мира. — М., 1986.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха // Н. А. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. М., 1980.
- Гареев А.Р., Хазиева Е. В. О единстве гносеологической и онтологической истин // Бытие человека: Сб. ст. / Под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002, С.63−68.
- Гегель Г. Работы разных лет: В 2-х т. Т.2. М., 1971.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974.
- Гегель Г. Эстетика: В 4-х т. М., 1970.
- Генова Т. Из истории basso ostinato XVII—XVIII вв.еков (Монтеверди, Перселл. Бах и другие) // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. Вып. 3 / Ред. сост. В.Протопопов. М.: Музыка, 1997. — С. 123−155.
- Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII в: Встреча двух эпох. -М., 1994.
- Гончаренко Н.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1990.
- Горностаева В.В. Мысли о Ф.Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. Вып.З. / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. -М.: Музыка, 1973. С.178−187.
- Горностаева В.В. Шопен. Загадка сфинкса // Музыкальная жизнь. 1999.
- Городецкий С. Русские портреты. М., 1978.
- Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982.
- Гуревич А.Я. Критерии средневековой культуры. М., 1972.
- Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. — 367 с.
- Декарт Р. Страсти души: Сочинения. М., 1989.
- Денисов Э. Встречи с Шостаковичем // Музыкальная академия. 1994. -№ 3.
- Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. В 20 т. JL, 1973. -Т.5.
- Друскин М. Пассивны и мессы И.С.Баха. Л.: Музыка, 1976.- 168 с.
- Друскин М. Австрийский экспрессионизм // Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. композитор, 1973. -С.128−175.
- Друскин М. История зарубежной музыки: Уч. пособие. Вып. 4. Вторая половина XIX века. М.: Музыка, 1980. — 528 с.
- Друскин М. На переломе столетий // Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. композитор, 1973. -С.7−30.
- Духовность как реализация личностного смысла бытия // Школа духовности. 2000. — № 2. — С.9−12.
- Духовность России: традиции и современное состояние. СПб., 1994.
- Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.3−40.
- Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX начала XX века. — М.: РОСМЭН, 2002.- 108 с.
- Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М.: Мысль, 1987. — 237 с.
- Зак В. Общительный характер популярной интонации // Музыкальный современник: Сб.ст. Вып. 6.-М.: Сов. композитор, 1980.-С. 281−301.
- Закс JI.A. Художественного сознание. Свердловск: Изд — во Урал, ун -та, 1998.-212 с.
- Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII в. — М.: Музыка, 1983.
- Зенкин К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева. // Вопросы философии, 1999, № 9.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд — во Свято-Владимирского Братства. 1993.
- Зись А. Я В поисках художественного смысла: Избранные работы. М.: Искусство, 1991.-348 с.
- Зись А.Я. Конфронтация в эстетике. М.: Искусство, 1980. — 239 с.
- Зись А.Я. Философское мышление и художественного творчество. М.: Искусство, 1987. — 252 с.
- Золтаи Д. Этос и аффект. М., 1977.
- Иванов-Борецкий М. В. Программная музыка // М.В. Иванов-Борецкий: Ст. и исследования. Воспоминания о нем. М.: Сов. композитор, 1972. — С.47−65.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
- Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. Кн. И. М., 1996.
- И. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
- Искусство в мире духовной культуры. Киев, 1985.
- Искусство и образование во втором тысячелетии (теория, практика, педагогические позиции): Материалы конференции. Оренбург: Изд — во Оренбургск. гос. ин — та искусств, 2001. — 142 с.
- Искусство и религия: История и современность. СПб. 1996.
- История русской музыки: В 10 т.: Т.З. М., 1985.
- Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии.-1985.- № 9. С.91−102.
- Каликанов С.В. Бог и человек: диалектика события в контексте философских идей А. А. Ухтомского. // Философские науки, 2002. № 3.
- Канапацкий А.Я. К вопросу об онтологических основаниях духовности // XXI век: Россия и Запад в поисках духовности: сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза, 2003. — С.29−31.
- Канапацкий А.Я. Онтологическая истинности духовности: феномен и сущность. Уфа: Рио БашГу, 2003. — 172 с.
- Канапацкий А.Я., Бахтизина Д. И. Функционирование музыкального произведения как реализация его свойства онтологической истины //
- Труды Сибайского института БашГУ: Сб. ст. Сибай: Изд-во СИ БГУ, 2002.
- Кандинский В. О духовном в искусстве // Творчество. 1988. — № 2, № 8, № 10.
- Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1964−68.
- Келдыш Ю.В., Левашева О. Е. История русской музыки. Вып. 1. С древнейших времен до середины XIX в. / Общ. ред. А. И. Кандинского -М., 1990.
- Климовицкий А.И. Личность и творческий процесс Бетховена как социокультурный феномен // Искусство и социокультурный контекст: Сб. ст.-Л., 1986.
- Клюев А.С. О месте музыки в структуре бытия // Первый Российский философский конгресс. В.7 т.: Т.VI. СПб., 1997. — С.67−68.
- Коган Г. М. К вопросу о русской исполнительской традиции//Коган Г. М. Избр. статьи. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1985. — С.64−70.
- Коган Г. М. О восприятии и воздействии // Коган Г. М. Избр. статьи Вып. 3. -М.: Сов. композитор, 1985. С.163−164.
- Коган Г. М. Парадоксы об исполнительстве // Коган Г. М. Избр. статьи. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1985. — С.29−53.
- Коган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.
- Коган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.
- Кон Ю. Г. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб., 1994. — С.6−94.
- Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1968.
- Конен В.Дж. История зарубежной музыки. Первая половина XIX века: Уч. пособие. Вып. 3. -М.: Музыка, 1989. 544 с.
- Конен В.Дж. Монтеверди. М.: Сов. композитор. 1971. — 322 с.
- Конен В.Дж. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1990. — 320 с.
- Конфуций. Уроки мудрости. М. — Харьков: «ЭКСМО» — «ФОЛИО», 2003.
- Кордюкова Л.В. Метафизика всеединства в русском музыкальномавангарде 1910-х годов: «русской духовный ренессанс» и «новое звукосозерцание» // Вопросы истории культуры. Екатеринбург. 1997.
- Коршунов A.M. Познание и деятельность. М., 1984.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
- Кошмина И.В. Русская духовная музыка: В 2 кн. Кн.1 — М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с.
- Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспент Пресс, 2001. — 447 с.
- Крылова Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения к музыке // Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. Вып. 3. / Ред. сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978. — С.59−77.
- Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. — № 12. -С.41−52.
- Курышева Т.А. Театральность и музыка. М., 1984.
- Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.
- Лаврентьева И. О взаимодействие двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы: Сб.ст. Вып. 3. / Ред. — сост. Вл.Протопопов. — М.: Музыка, 1977. -С.254−269.
- Левик Б. Предисловие к партитуре П.Хинделита «Гармония мира». М., 1968.
- Левик Б.В. История зарубежной музыки: Уч. пособие. Вып. 2. — М.: Музыка, 1980.-277 с.
- Левицкий С. Свобода и ответственность. М.: Посев, 2003.
- Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.
- Леонтьев К.А. Музыка и цвет. М., 1961.
- Летопись жизни и творчества. А. Н. Скрябина / Сост. М. Н. Прянишникова, О. М. Томпакова. М., 1985.
- Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств. М., 1977.
- Лившиц М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. — № 10. -С.120−145.
- Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 1997.
- Лобанов В. Нот не должно быть // Музыкальная академия. 1996. — №. 1
- Лобанова М. Западносибирское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
- Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь.-М., 1982.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М.: Искусство, 1988.-448 с.
- Лосев А.Ф. К вопросу о применении теории отражения // Вопросы философии. 1998. — № 8.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
- Лотман Ю.М. Структура поэтического текста.-М., 1970.
- Лукьянов А.В. Духовность, предвидение, духовность. Уфа, 1993. -108 с.
- Лукьянов А.В. И.Г.Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. -№ 6. — С.81−89.
- Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд-е
- Башкирского ун-та, 2001. 226 с.
- Лукьянов А.В. Мысли о культуре и философии России // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева (1874−1948). Уфа: Издание БашГУ, 1998.
- Лукьянов А.В. Проблема духовного «Я» в философии И. Г. Фихте. Уфа: Изд — е БашГУ, 1993 — 190 с.
- Мазель Л.А. Роль секстовости в лирической мелодике // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. — С.55−79.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1986.
- Малер Г. Письма. Воспоминания. М., 1968.
- Малявин В.В. Конфуций. -М.: Мол. гвардия, 1992. 336 с.
- Маркус С.А. Музыкально-эстетические воззрения Вагнера // Маркус С. А. История музыкальной эстетики. В 2 т. М., 1967.
- Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки: Сб. ст. -М., 1980.
- Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. — № 7.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.
- Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып. 5 / Сост. С. С. Зив. М.: Сов. композитор, 1984.- С.5−17.
- Медушевский В.В. Мысли о православной психологии музыки // Альманах музыкальной психологии. М., 1994.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.
- Мильштейн Я.И. Генрих Нейгауз // Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1998. — С.207−239.
- Мильштейн Я.И. Ф. Лист. Т. 1−2. -М., 1971
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. М: Советская энциклопедия, 1991.
- Музыка XX века: Очерки. 4.1. Кн.1. — М., 1976.
- Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. текстов и вст. статья В. П. Шестакова. М., 1966.
- Музыкальный мир Свиридова. Статьи, исследования. Сост А. Белоненко. -М., 1989.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки, — М., 1988.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
- Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 2. / Сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. — С.59−98.
- Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. — Вып.З. / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1978. — С.3−12.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1988−240 с.
- Немецкая классическая философия: В 2 т.: Т.1. М. — Харьков: Эксмо1. Пресс-Фомо, 2000. 784 с.
- Нестьев И. Из истории русского музыкального авангарда. Михаил Матюшин. «Победа над солнцем» // Советская музыка. 1991. — № 3.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб, 1989.
- Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
- Новалис. Гимны к ночи. / Пер. с нем. -М.: Энигма, 1996. 192 с.
- Новожилова Л.И. Художник и общество. Л., 1972. — 32 с.
- Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Тамбов, 1993.
- Оборин JI. Композитор исполнитель // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. — Вып.З. / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. — М.: Музыка, 1973. — С. 138−141.
- Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. -Калининград, 1994.
- Оганова А.А. Теория отражение и искусство. М.: Искусство, 1978.-133 с.
- Оганова А.А. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. М.: Искусство, 1972. 120 с.
- Оганова А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978.-64 с.
- Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии, № 2, 1989. С.51−62.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1979.
- Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып. 4. / Сост. С. С. Зив. — М.: Сов. композитор. -1983. — С.272−303.
- Орлов Т. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13 / Отв. Ред. Л. Н. Раабен. — М.: Музыка, 1974. — С.32−57.
- Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. М., 1977.
- Островский К.С. Воздействие искусства на человека. Минск: Наука и техника, 1969. — 275 с.
- Панкевич Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 3 / Ред. сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978. -С.124−144.
- Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусства: К определению сущности природы искусства. Свердловск: Изд — во Урал, ун — та, 1990. -209 с.
- Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993.
- Перфильева И.А. Музыка в системе мировоздания (эстетический подход к проблеме) // Первый Российский философский конгресс. В 7 т.: Т.VI. -СПб., 1997. — С.130−132.
- Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» // Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха: Сб. ст. М., 1990.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология М.: Владос, 2000. — 176с.
- Платон. Парменид. // Соч.: В 4 т М.: Мысль, 1994. — Т.2. — 509 с.
- Платон. Собр. соч. в 4 х т.: T.l. -М.: Мысль, 1990. — 860 с.
- Платон. Собр. соч. в 4 х т.: Т.2. — М.: Мысль, 1993. — 528 с.
- Платон. Собр. соч. в 4 х т.: Т.З. — М.: Мысль, 1994. — 654 с.
- Платон. Филеб // Платон. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994. — Т.З. -С.7−78.
- Поспелов Т.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. — 325 с.
- Потебня А. Слово и миф. М., 1989
- Праздников Г. А. Эстетика как человекознание // Первый Российский философский конгресс.-В 7-ми т.: Т.6. СПб., 1997. С. 134−137.
- Проблема духовной культуры: Сб. ст. — Свердловск, 1974.
- Проблемы музыкального стиля И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. М., 1985.
- Проблемы русской средневековой художественной культуры. М.: Искусство, 1991. — 116 с.
- Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. — М., 1961.
- Пуччини Дж. Письма. Д., 1971.
- Раабен J1. О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов -СПб., 1998.
- Рапацкая JI.A. История русской музыки: от Древней Руси до «Среднего века». М.: Владос, 2001.
- Рапацкая JI.A. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.
- Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство: Сб. ст. Вып. 7. / Сост. и. общ. ред. Г. Я. Эдельмана. — М.: Музыка, 19. — С.3−46.
- Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Сб. ст. Вып. 2. / Сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. -С.17−58.
- Раппопорт С. Художественное представление и художественный образ'// Эстетические очерки. Вып. 3. — М.: Музыка, 1973. — С.45−94.
- Раппопорт С.Х. Творить мир по законам красоты. М.: Советский композитор, 1962. — 133 с.
- Раскин А. Шаляпин и русские художники. М., 1963.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», СПб, 1997. -880 с.
- Ремезов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. 1997,-№ 2.-С.158−161.
- Ренесанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980.
- Рогов А. Музыкальная эстетика России XI—XVIII вв.. М., 1973.
- Родионова Е.В. «Виртуальный мир» художественного произведения // Человек Философия — Гуманизм. Первый Российский философский конгресс. В.7 т.: Т. 6. — СПб., 1997. — С. 140 — 143.
- Розеншильд К.К. История зарубежной музыки: Уч. пособие. Вып. 1. До середины XVIII в. — М.: Музыка, 1979. — 543 с.
- Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. — М.: Владос, 2001 -112 с.
- Роллан Р. Музыканты наших дней М., 1984.
- Роллан Р. Музыкально-исторические наследие. Пер. с фр. -М., 1987.
- Романов JI. Музыкальное искусство и православие. JI., 1989.
- Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: Философские размышления. -М.: Наука, 1991.-174 с.
- Рубцова В.В. А.Н.Скрябин.-М., 1989.
- Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. и научн. ред. Л. А Серебрякова. Челябинск: Урал Л.Т.Д. -2001.-502 с.
- Сабинина М. Мейерхольд и музыка // Музыкальный современник / Сост. С. С. Зив. Вып. 4.-М.: Сов. композитор. — 1983. — С.142−157.
- Савенко С. Портрет художника в зрелости // Советская музыка. 1981. -№ 9.
- Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1990.
- Свинцов В.И. Истина, добро, красота // Философские науки. 1988. — № 1
- Свинцов В.И. К вопросу о соотношении понятий «истина» и «художественная правда» // Философские науки. 1984. -№ 4. -С.61−62.
- Семенов О. Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 3. / Ред. сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978.
- Семенова Г. С. Человек и художественная картина мира в контексте западноевропейской культуры XVIII века // Вопросы гуманитарных наук. -2004. № 5.
- Серебрякова JI.A. Образы бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. М., 1991.
- Серебрякова JI.A. О сакральном символизме «Всенощной С.В. Рахманинова И Келдышевский сборник. М., 1999.
- Серегина Н. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13, 1974. -С.58−78.
- Середа В. Основные компоненты музыкальной системы // Вопросы теории музыки: Сб. ст. Вып. 3. / Ред. сост. Т.Мюллер. М.: Музыка, 1975. — С.10−40.
- Серов А.Н. Статьи о музыке. Вып. 1. — М., 1985. — 346 с.
- Синявская Н. Мир не явлений, но сущности // Музыкальная академия. -2000.-№ 4.
- Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия.-М., 1984.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. — № 5 -С. 21−38.
- Советские пианисты о Шопене // Венок Шопену: Сб. ст. М.: Музыка, 1989. -С.235−256.
- Соколова Ю.В. Онтологический статус музыкального произведения // Философия и будущее цивилизации. В 5 Т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005.
- Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. М., 1956.
- Соловьев Вл. С. Философские начала цельного знания // Соловьев Соч.: В 2 т. М., 1988.-Т.2.
- Спиркин А. Основы философии. М., 1988.
- Спиркин А. Философия. Учебник. М.: Гардарики, 2000.
- Стасов В.В. Искусство XIX в. Музыка // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5Б — М.: Музыка, 1980. — С.9−105.
- Стасов В.В. О роли фортепиано в музыке и о Листе // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5 Б. — М.: Музыка, 1980 — С. 106−174.
- Стасов В.В. О церковных певцах и церковных ладах Древней Руси до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5Б. — М.: Музыка, 1980.-С. 175−240.
- Сто великих музыкантов / Автор сост. Д. К. Самин. — М.: Вече, 2002. -480 с.
- Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
- Стравинский И.Ф. Статьи воспоминания / Ред. сост. Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина. М., 1985.
- Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как филососфская проблема: Восток Запад. — М., 1991. — С.197−209.
- Суркова Н.А. «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации: Монография / Изд-е Башкирского государственного университета. Уфа, 2003. — 232 с.
- Танеев С.И. Дневники.- Кн.1−3.-М., 1981−85.
- Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М., 1985.
- Тимощенкова Г. Малер: художник и эпоха // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13. / Отв. ред. Л. Н. Раабен. — М.: Музыка, 1971. -С.215−238.
- Тищенко Б. Мы слишком мало думаем о космосе // Советская музыка. -1980.-№ 2.
- Уоллес Р. Мир Леонардо. М.: Терра, 1997.
- Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1981.
- Федотова В.Т. Душевное и духовное. // Философские науки. 1988. -№ 7. — С.50−58.
- Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. JI., 1983.
- Философия: Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. Ростов-н-Дону: «Феникс», 2001.-416 с.
- Философия: Курс лекций под ред. проф. В.Калашникова. М.: Владос, 2003.
- Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ. Изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003. — 575 с.
- Фихте И.Г. Избранное. М.: Мысль, 1987.
- Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И. Г. Соч. в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. — Т.2. — С.65−224.
- Фихте И.Г. О достоинтсве человека // Немецкая классическая философия. М.- Харьков, 2000.
- Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801гг. Изд-е подг. П. П. Гайденко. -М.: Ладомир, 1995. 655 с.
- Фихте И.Г. Факты сознания // Фихте И. Г. Сочинения в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. -Т.2. — С.619−769.
- Фишер К. История новой философии. Фихте. Его жизнь, сочинения и учения.-СПб, 1909.
- Флоренский П.А. Итоги // Эстетические ценности в системе культуры. -М., 1986.
- Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А. Избр. труды по искусству. М., 1996.
- Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996.
- Фомин В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа. Введение в проблему // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. — Вып. 2. / Сост.
- Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1973. -С.99−134.
- Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М., 1974.
- Фосийон А. Жизнь форм. М., 1995.
- Фраккароли А. Россини. М., 1987. — 352 с.
- Франк C.JT. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Хазиев B.C. Роса истины. Уфа: Башгоспединститут, 1998. — 90 с.
- Хазиев B.C., Канапацкий А. Я. Онтологическая и гносеологическая истинность духовных явлений как основание бытия человека // Труды СИ БГУ: Сб. ст. Сибай: Изд-во СИ БГУ, 2001. — С. 94−97.
- Хазиев B.C., Латипов А. Д. Онтологическая и гносеологическая истинность мира, человека и его души (экскурс по страницам истории философии). Уфа: БашГПУ, 1999.
- Хайдеггер М. О сущности истины // Вопросы философии. 1989. — № 4.
- Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. 1989. — № 6
- Хайдеггер М. Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993.
- Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991.
- ХиндемитП. Мир композитора//Советская музыка. 1963.-№ 5.
- Холопова В. Альфред Шнитке и мир Томаса Манна // Музыкальная жизнь. 1992.- С.11−12.
- Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980.
- Холопова В. Николай Бердяев и София Губайдуллина: в той же части Вселенной //Советская музыка. 1991.- № 10.
- Холопова В., Чигарева Е. А. Шнитке. М., 1990.
- Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. В 3-х ч. Ч.З.-М.: Владос, 1997.
- Ценова В. Тихий свет в сумерках конца века: О сочинениях 90-х годов // Музыкальная академия. 1994. — № 3.
- Цуккерман В. Под критическим углом зрения // Музыкальныйсовременник / Сост. С. С. Зив. — Вып. 4. М.: Советский композитор. — 1983. — С.304−327.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника М.: АСАДЕМА, 1999. — 192 с.
- Цыпин Г. М. 15 бесед с Евгением Светлановым. М., 1995.
- Чайковский об искусстве. — Ижевск, 1989.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Уч. пос. для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. шк., 1981. — 374 с.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991.
- Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. М., 1994.
- Черкашенко JT.B. Место и роль музыки в системе церковного богослужения эпохи средневековья // Философия и будущее цивилизации. В 5 Т.: т. 4. — М.: Современные тетради, 2005.
- Шаймухаметова JT.H. Некоторые возможности семантического метода в музыкальном анализе // Методология теоретического музыкознания. Анализ. Крика: Сб.ст. Вып.9. /ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. С.83−102.
- Шаймухаметова JI.H. Семантический анализ музыкальной темы. М., 1998.-265 с.
- Шахназарова Н. Об эстетических взглядах Шенберга // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 2. М., 1973.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах.-М., 1965.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
- Шелер М. Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994.
- Шелер М. Положение Человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1987. — 639 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. — 608 с.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения. Т.1. — СПб.: Наука, 2000. -699с.
- Шемр М. Избранные произведения. М: Гнозис, 1994.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. М., 1975.
- Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М., 1983.
- Шопен Ф. Письма. М., 1989.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — С. 189−370.
- Шостакович о времени и о себе. М., 1980.
- Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998
- Энталис JI. Силуэты композиторов XX века. JL, 1975.
- Юламанова Г. Единство научных и вненаучных форм познания // Бытие человека. Уфа. 2002.
- Юм Д. Исследование о человеческом развитии. М.: Прогресс, 1995.
- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995.
- Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.-Киев: ЗАО «Совершенство», 1997.
- Яворский Б. Избранные труды: В 2 т. М., 1987. — Т.2.
- Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2000. — 464с.
- Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.
- Ямпольский И.М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Гос. музык. изд-во, 1961. — 379 с.
- Яновский Р.Г., Серебрянников В. В. Возрождение духовности // Россия накануне 21 века.-М., 1995. С.140−146.
- Buch A. Nicolai Hartmann. Bonn, 1982.
- Ayer A. Philosophy in the Twentieth Century. L, 1982
- Knapp G. W. Handel’s operas, 1704−1726. Oxford, 1987.
- Marggraf W. F. List in Weimar. Weimar, 1985.
- Meyer K. D. Schosta Ко witch. Leipzig, 1980.
- Monteverdi С. Orfeo. Cambridge, 1986.
- Rosen Ch. The classical style. Haydn, Mozart, Beethoven. N.Y., 1972.
- Turner S. H. Weber and the Dispute over Reason and Value. L, 1984.